Тема Родины в творчестве Есенина Есенин С. А

Тема Родины прослеживается во всем творчестве Сергея Есенина. Его стихотворения поражают свое естественностью, своей безграничной любовью к Родине, к ее родным полям, к ее просторам и ее деревенской жизни.
Родина Есенина — это не историческое прошлое России, не ее настоящее или будущее. Родина для него — это то, что он любит и видит перед собой, это то, что с детства запомнилось поэту: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись над метелью белой?», «Снежная замять дробится и колется, сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, через метель огонек у окна».
Поэт в своих стихотворениях воспевает свою Родину, свою Русь, свою «страну березового ситца». Понятие Родины у поэта складывается из мало значащих, но дорогих его сердцу примет: «весенняя гулкая рань», «кленов листьев медь», «колокольня без креста», взметнувшаяся «каланчой с березовою вышкой».

И для поэта,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Рязанские раздолья — вот Родина , которую он воспевает и любит. Это и «волнистая рожь при луне», и «при луне собачий лай», и тальянка, и пашни.

О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь…

Но Родина поэта — это и бесприютная, и уходящая Русь. Русь бесприютная, о которой говорит поэт, — это беспризорники, у которых «невымытые хари». Мы видим, что Есенину жалко этих мальчишек, которые, может быть, могли бы стать , или , или Кольцовыми. Русь уходящая для поэта — это Русь до советской власти. Есенин печалится о том, что он остался в прошлом одной ногой, «стремясь догнать стальную рать».
Родина Сергея Есенина — это «край разливов грозных и тихих вешних сил», где «манит ночлег, недалеко до хаты, укропом вялым пахнет огород, на грядки серые капусты волноватой рожок луны по капле масло льет».
Родина поэта прочно связана с его думами о своей матери. Недаром он спрашивает в своих стихах: «Ты жива еще, моя старушка?»
Его мать «в старомодном ветхом шушуне», которая учила его молиться в том краю, где раскидывает ветки по-весеннему белый сад, где милые березовые чащи. Родина поэта — это и его родной дом, где он родился и вырос, и котенок, который играл возле печки и бросался на клубок, и березка в «туманах и росах». Родительский дом, руки матери, березка под окном — вот из таких частей складывается понятие «Родина». Поэт ощущает кровную связь с этим миром, с этой землей. И отсюда его сила. Трагедией становится ослабление связи поэта с родной стороной, поэтому и его письмо матери грустное. Есенин ощущает не только утрату материнского тепла и ласки, но и утрату части Родины.
Поэт становится пророком и ощущает неминуемую гибель крестьянской Руси — той, которую он знал и любил. Тонконогому жеребенку, с которым он сравнивает крестьянскую Русь, не угнаться за паровозом, железным конем цивилизации. Есенину грустно, оттого что гибнет то, что он любил. И все же сестре Шуре он говорит: «Не жалея о сгибшей надежде, я сумею тебе подпевать…»
В заключение я хочу сказать, что Родина поэта — это его дом, его мать, Русь с ее чудной природой и тонконогим жеребенком, несущимся во весь опор. Он горячо любит ее. Его любовь к Родине видна во всех его стихотворениях.

Сергей Есенин взлетел к вершине мировой поэзии из народа. Колыбелью его творчества стала рязанская земля. В его поэзии нашли отражение грустные и раздольные русские песни. Ведущую роль в творчестве поэта отыгрывает тема Родины.

Как говорил сам Сергей Александрович: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Есенин не представлял для себя вне России ни жизни, ни стихов, ни любви. Он себя не мыслил отдельно от родных мест.

В стихотворениях великого поэта виртуозно отображена красота родной земли: и плеск волны, и огонь зари, и шелест тростника. Русская земля запала в душу Есенина с юности. Одним из любимейших образов поэта является береза. Она у него символизирует девушку, невесту, олицетворяя все самое красивое и чистое.

Однако тема Родины в есенинском творчестве некоторым образом эволюционировала. Поначалу она была более безмятежной, детской. С приходом войны 1914 года его стихи стали отражать боль эпохи. Это хорошо прослеживается в стихотворении «Русь». Автор передает печаль и тревогу за судьбу России, за жизнь людей, втянутых в водоворот страшной войны. В самое темное время Есенин всем сердцем и душой рядом с русским народом.

Чем печальнее картины русской жизни, тем крепче привязанность Сергея Александровича к Родине. Революция дает начало новому витку в творчестве поэта. Теперь его прежде всего волнует судьба народа в неспокойное революционное время. В 1922-1923 Есенин ездил за рубеж. Эта поездка сыграла немаловажную роль в его творческом развитии. Именно после нее поэт «разлюбил нищую Родину». Он с радостью изображает произошедшие в жизни русского народа перемены. Теперь Есенин всей душой принимает и воспевает красоту «стальной» Руси, идущей к будущему.

Тема Родины в творчестве Есенина
Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

С. Есенин.

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины- ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве". Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны:

Свет луны, таинственный и длинный.

Плачут, вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза - "девушка", "невеста", она олицетворение всего чистого и красивого:

Я навек за туманы и росы

Полюбил и березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают боль эпохи. В стихотворении "Русь" Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны.

Машет саваном пена с озер.

Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с народом.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая.

Лишь к тебе я любовь берегу.

Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины, народа в бурную революционную эпоху - вот что теперь волнует его:

О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь,

Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской цивилизации как приход враждебного "железного гостя".

Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 1922-1923 годах. После нее Есенин "разлюбил нищую Родину". Поэт с радостью описывает перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем принимает и готов воспеть красоту рождающейся "стальной" Руси, потому что за ней будущее:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам, и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь.

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,- голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края, исторические судьбы Родины и народа - эти важнейшие темы Есенин решает в высшей степени своеобразно, художественно, ярко.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. "Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам",- справедливо сказал о Есенине поэт Луговской.

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина

Сергей Александрович Есенин к вершинам мировой поэзии поднялся из глубин народной жизни. Колыбелью его поэзии стала рязанская земля, русские народные песни, грустные и раздольные, отразившиеся в его великолепных стихах. Ведущая тема в творчестве поэта - тема Родины. Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Он просто не мыслил себя вне России, вне России для него не было ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы.

Образ родного края, о чем бы ни писал Есенин, незримо присутствует в его произведениях. Однако тема Родины в творчестве поэта проходит свою эволюцию. Поначалу это была почти несознательная, детская, безмятежная тема.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике «Радуница») автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!» тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина - это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», - вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как «забоченившиеся избы», «тощие поля», «черная, потом пропахшая выть» и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период I мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба; пахари, уходящие на войну; девушка, ждущая с фронта любимого. «Грустная песня, ты - русская боль!» - восклицает поэт. Он хочет верить, что советская власть и социализм возвысят человека, что все делается во имя него и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, «прояснился омут в сердце мглистом».

«Учусь постигнуть в каждом шаге

Коммуной вздыбленную Русь».

Вспомним «Балладу о двадцати шести». Народу автора - «и крестьянин, и пролетариат». У народа одна цель: «Коммунизм - знамя всех свобод». Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом - «Песня о великом походе», «Стансы», «Анна Снегина».

Его не могла не мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда. Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу показался ему простым продолжением Февраля. Ему виделся только вихрь, «бреющий бороду старому миру». А оказалось, что повелевают бурей не его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди - большевики, и что теперь никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.

В творчестве Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка принять их, осознать и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая им «деревянная Русь», нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого «мужицкого рая», сказочного края Инонии - тучами изглоданное небо, выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков (стихотворение «Иорданская голубица»). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает глубокий духовный кризис, но не может понять, «куда влечет нас рок событий». Непонятно ему и изменение облика России, который несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, «скверного», «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Проходит время, и взгляд Есенина на жизнь и на мир становится шире. Так, раньше родиной он считал только одну деревеньку, а теперь стал чужд всякой национальной ограниченности. Он стал гражданином мира. «Я брат вам по крови», - обращается Есенин к грузинским поэтам и мечтает о том времени, когда «по всей планете пройдет вражда племен», «когда на земле будет один язык, и лишь „историк“, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется». Есенин, став пламенным интернационалистом, не оставил «того места, где он родился». «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь», - утверждает он. Поэт, любуясь «голубой родиной Фирдоуси», ни на минуту не забывает «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Итак, эволюция темы родной земли в лирике Есенина состоит в восхищении красотой родного края, изображении тяжелой, изнурительной жизни русского народа, в мечте о «мужицком рае», неприятии городской цивилизации и стремлении постигнуть «Русь советскую», в чувстве интернационального единения с каждым жителем планеты и оставшейся в сердце «любови к родному краю».

Он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто шестую часть земли - великую Русь.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Тема любви к Родине проходит через всё творчество Есенина. Он родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. В молодости, когда мир воспринимается сквозь розовые очки, поэт пишет, что ему не надо никакого рая, нет ничего милее родного края. С какой любовью написаны слова « страна берёзового ситца». Так может писать только человек, влюблённый в свою родину, её природу. Поэт «золотой бревенчатой избы», каким он сам себя величает.

Вот Есенин пишет о любви к своей кроткой родине, и сам удивляется, за что он её так любит. Эх, не надо было ему уезжать в столицу! Отняли у него любовь к родным просторам, лесам и полям. Надо было оставаться в родных местах. Может и жив бы остался.

Ну, кто ещё так может описать осеннюю берёзовую рощу? Она у поэта золотая. Разве, что Пушкин может посоперничать со своим «… в багрец и золото одетые леса…» Берёзки у него совсем как девчата. Сонные, с растрёпанными шелковистыми косами, зелёными серёжками. Утренняя роса на листьях деревьев и траве – как россыпи серебра.

Береза для Есенина символ России. Она у него и в «юбочке белой», поэт мысленно обнимает её тонкий гибкий стан, как будто обнимает девушку с золотистыми косами, одетую в простой холщовый крестьянский сарафан.

Вот и улетающий клин печальных журавлей в осеннем небе. Они покидают насиженные места, улетают на зимовку в тёплые края и «… не жалеют больше ни о чём…» У него поле – малиновое, синь небесная падает в реку.

Есть в его лирике не только восторженные, но и грустные строки. Русская деревня того времени – полуразрушенные крестьянские дома, некоторые деревни вообще заброшены, низкие околицы, чахнущие деревья. Он так и пишет «…край ты мой пустырь..» Нескошенные поля, лес да убогий монастырь. Но всё-равно этот пейзаж ближе Есенину, чем столица. Но город наступает, грядёт индустриализация.

Поэт указывает России на то, что она «… волочится сохой по полям…», ему больно видеть обнищание народа. Он поверил большевикам. Он уверен, что они сделают страну сельскохозяйственной республикой, которая будет кормить и поить весь мир молоком. Но это так и осталось в мечтах. Сейчас разваливается то, что ещё не развалили.

Став взрослым Есенин воспринимает Россию по-другому. Он не идеализирует село. Он видит опустевшие сёла, заброшенные поля, сгнившие погосты, избы-развалюхи. В стране идёт гражданская война. Брат пошёл на брата, сын на отца. А сейчас и войны нет, а в некоторых местах пейзажи почти такие же.

Через восемь лет он вернулся на родину. И чувствует себя чужим, иностранцем среди односельчан. Ничего не понимает. Выросло молодое поколение, которое читает не его стихи, а Демьяна Бедного. Он с горечью констатирует, что его поэзия никому не нужна, и сам он здесь никому не нужен.

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина

В творчестве Есенина тема Родины занимала завидное место. Сергей Александрович всем своим образом до сих пор ассоциируется с Россией, с берёзками… Но конечно, в жизни и творчестве всё было сложней.

Сергей Александрович родился в деревне, поэтому как никто знал и любил родную природу. Он поэтически всё воспринимал, воспевал и берёзки, и поля… Каждый ручей! Стихов, иллюстрирующих это множество. Особенно мне нравится стихотворение «Моя Родина», из которого сделали песню.

После нескольких очень активных лет творчества, жизни в столицах, после, собственно, революции поэт возвращается в родную деревню. В стихотворении «Русь советская» революция, которую автор сравнил с ураганом, уже прошла, многих друзей нет, он и сам чувствует свое «увядание», видит новых людей с другими интересами. Поэт не узнаёт на малой родине даже собственного деда. Его младшая сестра знает научный коммунизм лучше самого Сергея… Но ему всё равно, какой режим, он всё равно любит Россию, пусть и советскую.

Думаю, что революцию и новый строй Есенин воспринимал, как поэт (как, кстати, и многие), романтично. Вот в стихотворении «1 мая» он просто описывает праздник, демонстрации, радостных и красивых людей. И он признаётся, что нельзя это не полюбить… Он пьёт под «чью-то речь», ведь Есенин признался, что далёк от политики. В поэме «Анна Снегина» тот же мотив. Поэт понимает, что не в дворянке Анне беда, не в полупьяных крестьянах – спасенье. Просто пришел момент переворота мира, нужно это принять.

Кстати, в Родине для Сергея Александровича всегда было любимо нечто дикое. Не зря поэт создал произведение о Пугачёве. Или в «Богатырском посвисте» нарисован портрет-образ силы родной земли. Все враги, которые хотели бы от неё «откусить», жутко боятся нашего народа.

И при всём этом я вижу, что для Есенина наша страна часто печальная, бедная-несчастная. К примеру, стихотворение «Край ты мой…», где родная деревня заброшена. В стихотворении «Топи да болота» показана грустная красота нашей природы.

Также важно, что Сергей Александрович часто использовал напевность из народного творчества, разные обороты из песен, сказочные образы.

Очень много стихов Есенина о Родине, которые цитируются, читаются в школе, декламируются известными актерами… Всё-таки этот образ был для Сергея Есенина основным. Он сам признавался, что свою «кроткую родину» ставит выше всего.

Несколько интересных сочинений

    Мне повезло, мой лучший друг – это еще и член моей семьи. Его зовут Нафаня, он маленькая дворовая собачка. Когда я был еще совсем маленький, папа принес его домой.

  • Анализ рассказа Макар Чудра Горького 11 класс

    В произведении идет направленность романтизма, а главная идея романтизма это любовь героев к свободе. Герои отвергают общепринятый уклад общества у них свои взгляды на мир и интересы.

Поделиться