Упражнения для развития креативности. Способы развития творческого мышления

Кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека - это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре:

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

Продуктивность

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров. По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве - в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность». В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере . Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым , а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность - это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

Гибкость мышления

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход. Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Оригинальность мышления

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми. Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

Навык решения сложных проблем

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие - аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации. Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению. В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при .

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством - учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

  • Постоянно отслеживайте результаты своих действий
  • Ведите свою деятельность в
  • Умело
  • Сначала всегда делайте важные дела
  • Помните о том, что , и наоборот
  • полезной деятельностью
  • Занимайтесь
  • Повышайте свои профессиональные навыки
  • Уделяйте достаточное внимание

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, )
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод « »

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие « », « », «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • , интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

    В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Упражнения для развития творческого мышления,

Памяти, сообразительности и интеллекта

В этой книге помещено множество новейших тестов, которые помогут вам развить ваш интеллект. Самые разнообразные головоломки и тесты охватывают такие сферы интеллекта, как творческое мышление, логическое мышление, сообразительность и память. Здесь вы найдете подсказки, а также ответы на задания.

Введение

Немного о человеческом мозге

Творческое мышление

Память Головоломки Сообразительность

Тестирование интеллекта

Подсказки

Введение

Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания; мозг формирует нашу речь, навыки, мысли, чувства, и в то же время именно этой частью своего тела мы, вероятно, больше всего склонны пренебрегать.

Это замысловатое сплетение нервов и нервных окончаний, орган, возникший за сотни лет эволюции, каким-то образом умеет управлять всеми системами нашего тела, в то же время обрабатывая мощный поток новой информации и приобретая новые навыки.

Многие люди воспринимают свой мозг как нечто само собой разумеющееся. Они совершенно искренне считают, что умственные способности даются от рождения и что для их улучшения ничего нельзя сделать. Эта книга ставит своей целью наглядно продемонстрировать, что это не так и что ваш умственный потенциал можно значительно увеличить, а мозг использовать в полной мере.

Гимнасты, например, оттачивают свое мастерство постоянными тренировками. Мы же приводим упражнения для ума, выполняя которые, можно натренировать свой мозг подобно тому, как тренируются мышцы.



Мы не собирались писать учебник о строении мозга и его работе, однако порой очень важно понимать, как устроен мозг. Поэтому мы посвятили его устройству несколько страниц во второй главе

«Немного о человеческом мозге». В оставшейся части книги вы найдете большое количество занимательных задач и упражнений на все основные области умственной деятельности: творческое мышление, память, логическое мышление, сообразительность и интеллект. Упражнения подобраны и представлены так, чтобы занятия приносили вам удовольствие.

Исследуя новые области, интересуясь неизвестным, занимаясь самообразованием, можно расширить


горизонты своего разума. Мы надеемся, что эта книга станет своего рода отправной точкой на этом пути.

Творческое мышление

Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

У многих из нас творческий потенциал остается неразвитым в течение всей нашей жизни; мы не можем знать, на что именно мы способны, пока не попробуем свои силы. Все мы имеем творческое

(правое) полушарие мозга, и следовательно, все мы способны к творчеству. Конечно, кто-то рождается с задатками великого композитора, кто-то - художника, а кто-то - спортсмена. Так, юный Моцарт

начал писать музыку, когда ему было четыре года. А вот Анна Мари Робертсон (1860-1961), которую еще называют Бабуля Мозес, - американская художница-самоучка, провела большую часть своей жизни в качестве жены фермера. Только когда ей было уже за семьдесят, она для собственного удовольствия вдруг стала писать сельские пейзажи. К тому времени, когда ей исполнилось восемьдесят лет, в галерее Сент-Этьен в Нью-Йорке открылась ее первая авторская выставка, а перед ней самой открылась карьера художника. В данном случае старое изречение «никогда не знаешь, на что ты способен, пока не попробуешь», оказалось как никогда справедливым.

Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех молодых людей. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты молодости затухают, не получая развития. Однако каждый из нас при помощи новых занятий на досуге или новых увлечений может задействовать потенциал своего мозга, который часто используется крайне незначительно.

Многие из нас достаточно хорошо «оснащены» для реализации этого потенциала: ведь наш мозг получил и обработал за время нашей жизни огромное количество информации. В музыке, например, существует импровизация - искусство создавать произведение непосредственно в процессе его исполнения. Чтобы научиться импровизировать, музыкант сначала должен овладеть азами того стиля, в котором он собирается играть. Овладев общепринятыми нормами стиля, музыкант как бы накапливает в


голове библиотеку действенных аккордовых последовательностей и мелодий, которые и становятся отправной точкой для импровизации. Эти резервы памяти увязывают его музыку с культурным наследием, однако у него всегда есть возможность и для спонтанного творчества.

ТЕСТ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. Изучите данный ряд фигур, найдите закономерность и продолжите этот ряд в соответствии с найденной закономерностью. У вас есть 30 минут, чтобы решить десять заданий.

Например:

Ответ:

Объяснение: четыре круга и два квадрата разделены на четыре части. Черный сектор в каждой фигуре перемещается на один сегмент по часовой стрелке.


Данная задача проверит ваше воображение и доминирующее полушарие мозга.

2. Возьмите спички и девять монет. Из спичек сложите на столе четыре загона для поросят. Монеты

Ваши поросята. Разместите поросят в загонах так, чтобы в каждом было нечетное число поросят.

3. Это задание на воображение. Есть такая игра: играющим рассказывается какая-нибудь непонятная ситуация, и нужно выяснить у ведущего, что же происходит. Можно задавать вопросы, на которые ведущий отвечает «да», «нет» или, в крайнем случае, «нет ответа».

Мы приводим несколько таких загадочных ситуаций. Используйте воображение и найдите объяснения тому, как могли произойти подобные ситуации. В конце книги вы найдете наши варианты объяснений. Однако наши ответы вовсе не должны совпадать с вашими. Чем больше ответов на каждую ситуацию вы придумаете, тем лучше.

(1). Лондон. Человек сидит в ресторане и читает только что купленную газету. В разделе последних новостей он читает: «На лайнере, совершающем круиз по Карибскому морю, один из пассажиров упал за борт и погиб». Он тотчас же понимает, что произошло убийство.

(2). Рядом с кактусом лежит мертвец. К кактусу приколот кусок бумаги.

(3). Человек едет в машине по пустой дороге. Внезапно машина теряет управление и врезается в фонарный столб. На шум аварии немедленно сбегаются люди и обнаруживают шофера, лежащего мертвым на руле с арбалетной стрелой в спине.

(4). Мужчина лежит в постели в гостиничном номере. Он не может заснуть. Он снимает телефонную трубку, набирает номер, ничего не говоря, кладет трубку и немедленно засыпает.

(5). Человек идет вдоль по дороге, и в его сандалию попал камушек; он останавливается и, опершись о столб, пытается вытряхнуть его. Голова его при этом опущена вниз. Внезапно другой человек


бросается к нему, толкает его, что есть силы, и ломает ему руку.

4. Ребус - это способ зашифровать слово в виде рисунка. Ребус - латинское слово, означает дословно «через предметы». Можно зашифровать в виде картинки слово или целую фразу.

Вот четыре примерных ребуса. Чтобы разгадать такие загадки, не обойтись без творческого мышления.

1. Медведь (то есть Мед в Е дь)

2. Неправильное поведение (венидепое - это анаграмма слова «поведение»)

3. Косточка

4. Краткий гласный (гласи. - краткая форма от гласный)

В этом задании мы не ставим вам временных ограничений. Наша цель - проверить творческое мышление. Если какие-то ребусы не удается разгадать, вернитесь к ним позже и окиньте их еще раз свежим взглядом. Очень часто ответ приходит сам собой, потому что ваш мозг подсознательно продолжает работать над задачей, даже когда вы заняты чем-то другим.

5. Здесь вы должны дать интерпретацию приведенных ниже рисунков. Чем более удивительным будет ваше объяснение, тем лучше. Предложите эту игру и своим друзьям. Можно делать самые невероятные предположения, - они и будут наиболее творческими. Например, первое, что приходит в голову, глядя на рисунок номер один, - это черепичная крыша. Или...? Включите свое воображение и посмотрите, что из этого выйдет (рисунки 20 шт.).


6. В основе следующего задания лежит тест на отвлеченное мышление. Испытуемого просят придумать способ использования какого-нибудь бытового предмета в совершенно новом, неизвестном качестве.

За десять минут придумайте двенадцать новых способов использования расчески.

Строго соблюдайте временные рамки, иначе ваш балл можно считать недействительным.

1 ....................

2...................

3....................

4..................

5....................

6....................

7....................

8....................

9....................

10...................

11....................

12...................

7. Мы сталкиваемся с симметричными узорами каждый день, и в природе и в быту, - их можно увидеть на обоях или на кафеле.

Для нашего эксперимента мы создали симметричный узор, основанный на шестиугольниках.

Внимательно посмотрите на него и заполните пробелы в нем так, чтобы восстановить наш узор.


8. Призовите на помощь воображение и каждый следующий рисунок дополните так, чтобы вышло что-нибудь узнаваемое.

На выполнение этого задания вам дается двадцать минут.

9. У одного фермера на земельном участке растет 11 деревьев (Т). У него есть 22 коровы, и ему нужно разделить свои угодья на 11 отдельных загонов так, чтобы в каждый поместить по 2 коровы и чтобы у них было по одному дереву для защиты от солнца. Как ему разделить свою землю, используя как можно меньше заборов, и так, чтобы в каждом загоне было бы по одному дереву?


10. Сделайте четыре разреза одинаковой длины и разделите эту фигуру на 9 частей так, чтобы потом из них можно было сложить 4 одинаковых квадрата.

Это довольно трудное задание, - на странице 106 дана подсказка.

11. Предлагаем вашему вниманию известный парадокс, основная цель которого - стимулировать творческое мышление и научиться рассуждать философски. Итак, предположим, что на следующей неделе я ухожу в отставку и по этому поводу мне должны преподнести подарок. Но я не знаю, в какой день недели мне его подарят, и именно в этом состоит сюрприз. Я знаю лишь, что мне должны вручить подарок, но не знаю, в какой именно день это случится: в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу.

Стоит поразмыслить вот о чем: может ли этот подарок вообще быть мне вручен, при условии, что он должен быть сюрпризом? Я знаю, что мне не станут дарить его в пятницу. Пятница - это последний день, в который можно сделать этот подарок. Следовательно, сюрприза тогда не получится. Значит, подарок можно вручить мне в четверг. Но тогда четверг становится последним днем, когда они могут сделать мне сюрприз, следовательно, и в этот день подарок для меня сюрпризом не будет и, значит, мне его в этот день не подарят. Если логически рассуждать таким же образом дальше, то ни один день недели, включая понедельник, не подходит. И тогда остается прийти к выводу, что подарок мне так и не сделают. Есть ли еще какие-нибудь пути решения этого парадокса?

Сначала, когда мы читаем этот парадокс, аргументы кажутся по меньшей мере странными. Однако он, как и все парадоксы, придуман для того, чтобы вводить в заблуждение, и чем больше думаешь о нем, тем труднее сохранять ясность мышления.

12. Эти головоломки призваны проверить уровень творческого мышления в задачах, где нужно правильно разрезать объект и сложить части так, чтобы получилась другая геометрическая фигура. С каждой задачей уровень сложности повышается.

(1). Вырежьте из картона шестиугольник и разрежьте его так, как показано на рисунке. Сложите получившиеся части так, чтобы получился квадрат.

(2). Разрежьте звезду и сложите полученные части в шестиугольник.


(3). Сделайте еще два разреза такой же длины, как и сделанные раньше, чтобы получилось пять частей. Из полученных частей составьте равносторонний треугольник.

(4). Разрежьте квадрат на пять частей так, чтобы можно было сложить восьмиугольник. (На странице

106 мы даем подсказку для этой задачи.)

(5). Разрежьте крест на пять частей и составьте из них квадрат.

Память

Память - это способность мозга хранить информацию и отыскивать ее. Именно благодаря этой способности нашего мозга мы способны мыслить и обучаться.

Хотя механизмы памяти еще не исследованы до конца, абсолютно точно известно, что чем чаще мы пользуемся памятью, тем лучше она работает.

Психологи выделяют четыре механизма памяти: припоминание, поверхностное вспоминание, узнавание и повторное заучивание. Названия первых трех механизмов говорят сами за себя, а четвертый состоит в том, что, когда нужно выучить материал, с которым мы когда-то уже сталкивались, процесс запоминания протекает проще, чем в том случае, когда мы имеем дело с совершенно новым

материалом.

Память делится на: непосредственную (сенсорную), краткосрочную и долгосрочную.

Сенсорная память запоминает ежесекундные события, например шумы или передвижения других людей, и запечатлевает это в виде картинок. Многое из того, что она запоминает, не представляет интереса и быстро забывается.

Краткосрочная память хранит воспоминания, например, о том, где, когда и с кем нужно встретиться в ближайшем будущем, что и к какому времени нужно сделать.

Долгосрочная память запоминает такие вещи, как номера телефонов, имена людей, адреса, планы на лето, а также воспоминания из давнего прошлого, например из детства.

О том, как именно мозг хранит информацию, мы знаем не слишком много. Некоторые ученые


считают, что воспоминания хранятся лишь в определенных отделах мозга, другие - что для хранения воспоминаний используется весь мозг. Считается, что для каждого вида запоминания, краткосрочного и долгосрочного, существуют собственные механизмы и что, если информация не перейдет из краткосрочной памяти в долгосрочную, она будет безвозвратно утеряна.

Разные отделы мозга осуществляют различные функции памяти. Изучение животных позволяет предположить, что в осуществлении двигательной памяти, по всей видимости, участвуют гиппокамп и таламус, а в осуществлении эмоциональной памяти - миндалина и таламус.

Исследования также показали, что двигательные навыки «запоминаются» обособленно от интеллектуальных.

Когда мы что-то видим или мысленно представляем себе, это воспоминание сохраняется в нашем мозге в виде картинки, наподобие негатива, и его можно вызывать в памяти снова и снова. Так

«фотографируются» все эпизоды нашей жизни, хотя многие из этих «снимков» оказываются для нас ненужными. Иногда даже самые незначительные события могут оставить глубокий след в памяти и вызываться из памяти в мгновение ока.

Однако все ученые без исключения сходятся в одном: хотя наши воспоминания исправить нельзя, саму память можно улучшить: тренировать ее, больше учить наизусть, повторять то, что некогда было выучено, заново учить то, что было забыто. Существуют особые техники мнемонического запоминания, то есть запоминания, основанного на ассоциациях, и многие другие методики.

Тесты, которые мы представляем вашему вниманию, направлены не только на то, чтобы проверить вашу память, но и на то, чтобы развивать ее и учиться концентрировать внимание на изучаемом предмете.

ТЕСТИРОВАНИЕ ПАМЯТИ

1. За 20 секунд рассмотрите данные фигуры, подождите 2 минуты, затем перейдите на страницу 36 и ответьте на вопросы.

2. За 20 секунд рассмотрите данные фигуры, подождите 3 минуты, затем перейдите на страницу 36 и ответьте на вопросы.

3. На изучение этих фигур вам дается две минуты. Затем сразу же начинайте отвечать на вопросы на странице 36.

4. Благодаря этому упражнению вы сможете проверить, можете ли вы запоминать слова парами, используя ассоциации. На то, чтобы изучить 12 пар слов, вам дается 15 минут. Мысленно свяжите между собой эти пары слов какими-нибудь ассоциациями. Затем ответьте на вопросы на странице 36.


СЫР ЩЕТКА ЯБЛОКО ТЕЛЕФОН


МИННОЕ ПОЛЕ ХЛОПОК


ДЕРЕВО НАРУЧНИКИ


ЛЮТИК ПОРТФЕЛЬ


ВОДА КНИГА


ПОЧТА ШАРИК


ПОЛЕ ШИП ЯХТА СТУЛ


ВАЗА ИГЛА ВЕТРЯК ПЕСОК


КИРПИЧ ЗЕБРА


5. Изучите фигуры за 15 секунд, затем сразу же ответьте на вопросы на странице 38.

6. Рассмотрите рисунок за 2 минуты и ответьте на вопросы на странице 38.

7. В вашем распоряжении 20 секунд, за которые вы должны рассмотреть этот рисунок; затем ответьте на вопросы на странице 39.

8. Попытайтесь запомнить следующий текст за 60 секунд. Подождите еще 60 секунд, не глядя на текст, и ответьте на вопросы на странице 39.

В молитве «Отче наш» - 66 слов. В Геттисбергской речи Авраама Линкольна - 286 слов. В Декларации независимости - 1322 слова, а в Государственном законе о продаже капусты - 26911 слов.

Газета «Нэшнл рввью».

9. За 90 секунд рассмотрите и изучите данный рисунок. Подождите 2 минуты и ответьте на вопросы,

приведенные на странице 40.


10. У вас есть минута на то, чтобы изучить данную таблицу с цифрами; по истечении минуты ответьте на вопросы на странице 40.

11. Перед вами 20 предметов из повседневного быта. Постарайтесь запомнить как можно больше предметов за 3 минуты; затем откройте страницу 40 и ответьте на вопросы.

12. Попытайтесь запомнить как можно больше из этих пятидесяти слов. По истечении 5 минут откройте страницу 41 и ответьте на вопросы.

ЖИВОТНОЕ ПТИЦА ФРУКТ ОВОЩ МОНЕТА Лама Галка Виноград Брюква Рубль Морж Зяблик Апельсин Свекла Пиастр Слон Синица Груша Морковь Злотый Корова Ткачик Слива Горох Марка Рысь Ласточка Яблоко Огурец Лира

Головоломки

Головоломки не только занимательны, но и полезны; кроме того, они отлично развивают мышление. Самые лучшие головоломки - это задачи, не требующие специальных знаний, то есть такие, которые любой человек может решить при помощи не специальных формул, а собственного интеллектуального потенциала. Возьмем такую задачу:

Вы написали четыре письма и надписали четыре конверта для них. Письма в конверты вы вкладываете наугад. Каков процент вероятности, что только три письма оказались в своих конвертах?

На первый взгляд задача кажется очень трудной, но это только в том случае, если мы будем искать для ее решения специальные формулы. Но здесь они не нужны, и каждый может путем простейших логических размышлений найти правильный ответ.

Ответ: вероятность того, что только три письма окажутся в нужных конвертах, равна нулю, Если три письма из четырех оказались в своих конвертах, остается только одно письмо и один конверт для него, и в этот конверт, следовательно, также попадет нужное письмо.

Конечно, между задачами и головоломками существует известное различие. Головоломка имеет автора и решение, которое ему известно. Например, если вы спросите, какое число на 35 меньше, чем оно само, умноженное на шесть, или, например, предложите кому-нибудь переставить буквы в словах

«раб» и «луна» и получить название города, это будет головоломкой.

Задачи же возникают в процессе нашей жизни. Их не придумывают ради них самих, и, конечно, у них не бывает изначально известных кому-либо решений. Правильного ответа у них нет, - есть лишь множество различных решений, одни из которых лучше, а другие хуже.

Одним людям больше нравится решать задачи, а другим - головоломки. Решение задач имеет практическую пользу для жизни; решая же головоломки, мы тренируем свой мозг, учимся мыслить, и это, возможно, окажется полезным и в жизни, когда нам действительно придется решать реальные проблемы.

В этом разделе мы поместили 50 головоломок на различные виды мышления; самые трудные из них


мы снабдили подсказками. В конце книги приведены ответы на все задачи с подробными объяснениями.

Прежде чем приступить к задачам, ознакомьтесь с двумя головоломками, которые мы предлагаем в качестве примера, чтобы показать, как нужно мыслить, чтобы решать такие задачи.

Пример 1

Моя жена обычно уходит с работы в 16.30 вечера, заходит в магазин и успевает на пятичасовую электричку, которая приезжает в наш городок ровно в 17.30. Каждый день я на машине приезжаю на станцию к 17.30, чтобы встретить жену. На прошлой неделе она освободилась на 5 минут раньше, чем обычно, и решила сразу же, не заходя в магазин, ехать на вокзал. Поэтому она успела на поезд, который отправлялся в 16.30, и на нашей станции она была уже в 17.00. Меня еще не было, и она пошла домой пешком. Я выехал за ней из дома в обычное время, встретил ее по дороге, и мы приехали домой на 12 минут раньше обычного. Вопрос: сколько времени моя жена прошла пешком, прежде чем я ее встретил?

Ответ: 24 минуты

Объяснение: Для решения этой задачи существует два простых пути.

1. Моя жена оказалась на нашей станции на 30 минут раньше. В итоге мы сэкономили 12 минут. Тридцать минус двенадцать дает нам восемнадцать минут. Если к 18 минутам добавить половину сэкономленного нами времени - 6 минут, получится 24 минуты.

2. Можно вычесть половину сэкономленного времени, 6 минут, из общей разницы времени, 30

минут, = 24 минуты.

Тем не менее, даже если вы не знаете этих формул, такую задачу можно решить путем простых логических размышлений. Я всегда выезжаю из дома в одно и то же время, и мы знаем, что я выезжаю раньше 17.30. Раз мы сэкономили 12 минут, значит, именно это время я трачу обычно, чтобы добраться до станции от того места, где я встретил мою жену, и вернуться обратно, - ведь именно это расстояние мне не пришлось преодолевать. Значит, чтобы доехать от того места, где я встретил свою жену, до станции, я трачу 6 минут и обратно еще 6 минут. Стало быть, я встретил мою жену на 6 минут раньше, чем обычно, то есть в 17.24. Следовательно, она шла пешком от станции ровно 24 минуты.

Пример 2

У женщины двое детей. Какова вероятность, что оба ребенка - мальчики?

Объяснение: Простая формула для решения этой задачи 50 х 50 = 2500, то есть 25 %. Однако эту формулу можно вывести и самостоятельно, путем логических размышлений. Давайте нарисуем такую схему:

Теперь перемножьте числа, следуя по стрелкам, где получаются мальчики.

50 х 50 = 2500, или 25 %.

Если мы захотим узнать вероятность того, что дети - мальчик и девочка, нужно умножить вероятность тех вариантов, где получаются мальчик и девочка. Поскольку таких вариантов два, нужно умножить в обоих случаях и сложить результаты.

Мы надеемся, что наши примеры хорошо иллюстрируют, как нужно решать такие задачи, и что они помогут вам мыслить в нужном ключе. Главное - помнить, что иногда существует несколько путей, ведущих к одному и тому же правильному ответу.

Головоломки

1. В данном ряду слов переместите одно слово так, чтобы последовательность была в алфавитном порядке.

Сообразительность

Сообразительность - это способность думать быстро и реагировать в определенных ситуациях инстинктивно. Все задания в этой главе - на быстроту мышления, и очень важно уложиться в отведенное время, причем вам придется не только быстро соображать, но и суметь сохранить хладнокровие в условиях, когда время ограничено.

К решению теста на время обычно прибегают, когда хотят проверить способность человека успешно решать определенное количество проблем в условиях нехватки времени. Противоположностью таких тестов являются тесты на выносливость ума, в которых сложность задач постепенно повышается, но при этом испытуемый не ограничивается во времени.

Задания нашего теста сами по себе не особенно трудны, но когда они даются в совокупности и на их решение отпускается лишь определенное количество времени, мозгу нужно суметь приспособиться, чтобы развить гибкость ума и сосредоточенность в такой степени, которая обеспечит высокий итоговый балл.

ТЕСТЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

1. У вас есть 25 минут для ответа на 10 вопросов, сложность которых будет постепенно повышаться.

(1). Какая буква находится двумя клетками ниже буквы, которая находится слева от буквы, которая находится тремя клетками выше буквы У?

(2). Какая буква находится над той буквой, что правее буквы, которая на две клетки ниже той буквы,

которая находится слева от буквы М?

(3). Какая буква находится двумя клетками левее буквы, которая тремя клетками выше той буквы,


которая расположена сразу над той буквой, которая находится слева от буквы Я?

(4). Какая буква находится во второй клетке правее той буквы, которая стоит точно посередине между буквами Д и X?

(5). Какая буква находится двумя клетками выше буквы, стоящей слева от буквы, стоящей тремя клетками ниже буквы, находящейся двумя клетками правее буквы Е?

(6). Какая буква стоит под буквой, находящейся посередине между буквой, стоящей под буквой Ж, и буквой, находящейся над У?

(7). Какая буква стоит тремя клетками правее буквы, находящейся под буквой, расположенной двумя клетками правее той буквы, которая стоит на две клетки ниже буквы Я?

(8). Какая буква находится двумя клетками выше буквы, стоящей справа от буквы, находящейся ниже той буквы, которая двумя клетками левее буквы Ф?

(9). Какая буква находится двумя клетками левее буквы, стоящей под той буквой, которая двумя клетками правее буквы, находящейся посередине между буквой, стоящей слева от буквы Ц, и буквой, находящейся двумя клетками левее буквы Н?

(10). Какая буква стоит двумя клетками правее буквы, находящейся тремя клетками выше буквы,

стоящей слева от той буквы, которая находится над буквой, стоящей тремя клетками левее буквы Я?

2. В каждой строчке с числами пропускайте повторяющиеся цифры, а остальные записывайте в обратном порядке. У вас есть 6 минут на выполнение этого задания.

Например: 4723869764 = 9832

а) 9482374827981

и) 98243159752168

к) 29374271824781

л) 1974384569172

г) 14631296847235

м) 861932825786243

д) 921638427952

н) 728361751692483

е) 746983471892

о) 6379132758462

ж) 1524693521725

п) 9832176854721638

з) 743892176521387

3. В этом задании вы должны будете найти в каждой последовательности лишнюю фигуру. На выполнение этого задания вам отводится 20 минут.

Например: (рисунок)

Фигура С является лишней, поскольку это единственная фигура с прямыми сторонами, а у всех других фигур в ряду стороны закруглены.


(9)


Эти последовательности цифр перегруппируйте таким образом, чтобы сначала шли все четные числа в порядке возрастания, а затем все нечетные в порядке убывания. У вас есть 4 минуты на выполнение этого задания.

Например: 76524 = 24675

5. Это задание должно проверить вашу способность оперировать словами и умение заполнить таблицу в виде кроссворда. Вы должны разместить все слова в данном кроссворде: на это задание дается 30 минут. Три слова уже находятся на своих местах. (В кроссворде стоят: по горизонтали 20 - ДОЛ, 22 - ЛУК, по вертикали 18 - ЭРА.)

ИСКРА, ПОТОК, ОНАГР, КВАРК,


КАСКА, ОВАЛ, КРОНА, СТЕНА, СТАКАН, СКЛАД, РОТА, МЕТАЛЛ, АТЛЕТ, АВРАЛ, ОКЛАД, МАВР, ДОЛИНА, АЗОТ, АКРИЛ, БРЕД, СНАРЯД, ЛОКОН, ЛИРИКА, ВАЛИК, СИДОР, АРКАН, ТАБЛО, ОТАРА, ОКЕАН, МОРОЗ, АТОЛЛ, ФАЙЛ. БОЛОТО, ЯШМА, ТЕСТ,

6. Это задание выполняется на время. Оно состоит из 10 вопросов и призвано проверить ваше умение мыслить логически и считать в уме. Сами по себе вопросы нетрудны, но чтобы достичь хороших результатов, нужны смекалка и скорость, поскольку ваше время ограничено. У вас есть 15 минут на решение десяти заданий.

(1). Найдите две одинаковые фигуры.

(2). Если в полной бочке 90 литров воды, сколько литров останется в бочке, если мы выльем 60 %

всей воды?

(3). Объем куба - 1 м х 1 м х 50 см. Сколько таких кубов уместится в кубе объемом 4мхЗмхЗм?

(4). Чему равно произведение этих чисел? 1У8*2/з

(2). Наибольшего четного числа и наименьшего куба;

(3). Наименьшего простого и наибольшего нечетного чисел;

(4). Наименьшего квадрата и наименьшего четного числа;

(5). Наибольшего четного и наибольшего простого чисел;

(6). Наибольшего куба и наименьшего простого числа;

(7). Наименьшего квадрата и наименьшего куба;

(8). Наименьшего нечетного и наибольшего четного чисел;

(9). Наибольшего простого числа и наибольшего квадрата;

(10). Наибольшего нечетного числа и наибольшего куба.

Форма букв такова, что у них всегда есть некоторое количество незаконченных линий. Например:

В = 0 Р=1 Ю = 2 Е = 3 Х = 4

Найдите значение данных выражений. На это задание у вас 10 минут.

(1). Н + П = ? (6). Н:Л=?

(2). К-М = ? (7).ЯхД=?

(3).В + Г = ? (8). Е:У = ?

(4).АхС = ? (9).ФхО = ?

(5). Х-Б = ? (10).Т-Л = ?

9. Изучите этот кроссворд и ответьте на 10 вопросов. У вас есть 10 минут.


(1). Сколько в кроссворде букв Н?

(2). Сколько в кроссворде слов только с одной, но повторяющейся гласной?

(3). Сколько в кроссворде букв Е?

(4). Сколько здесь букв У?

(5). Сколько здесь слов из шести букв?

(6). Сколько в кроссворде географических названий?

(7). Сколько в кроссворде букв Ю?

(8). Сколько в кроссворде слов из десяти букв?

(9). Сколько здесь букв А?

(10). Сколько в кроссворде слов из пяти букв?

10. Перед вами - квадрат, в котором семь слов расположены в виде «улитки», закрученной внутрь квадрата, причем каждое следующее слово начинается с той же буквы, с которой началось предыдущее. Каждая буква здесь имеет две координаты. Например: буква С находится в квадратах Al, E7 и Ж6. Внимательно изучите «улитку» и ответьте на вопросы; на это вам дается 5 минут.

Напишите все координаты следующих 8 букв:


Тестирование интеллекта

Интеллект - это способность к обучению или пониманию, которая присуща всем людям. Одни люди обладают ею в большей степени, другие - в меньшей, однако у каждого человека в течение жизни эта способность сохраняется практически без изменений. Именно благодаря интеллекту мы способны правильно действовать и учиться на своих ошибках.

В психологии интеллект определяется как способность воспринимать знания и использовать их в других, принципиально новых ситуациях. В условиях тестирования можно определить, насколько успешно адаптируется человек к необычным ситуациям.

Любое тестирование, при котором мы пытаемся измерить интеллект, является тестом на определение коэффициента интеллекта, или тестом на IQ. Такие тесты обычно состоят из блоков постепенно усложняющихся задач, рассчитанных на среднестатистический уровень.

IQ и означает коэффициент интеллекта. Коэффициент, в свою очередь, это результат деления одной величины на другую. Обычно принято считать, что коэффициент интеллекта является наследуемой характеристикой и что у взрослых людей с возрастом он практически не изменяется. Приблизительно до 13 лет интеллект бурно развивается, от 13 до 18 лет замечается некоторое замедление темпов развития, а после 18 лет крупных изменений не наблюдается.

При измерении коэффициента интеллекта у ребенка ему предлагается пройти стандартный тест на интеллект, причем для каждого возраста уровень выполнения теста и счет будут разными. Если 10- летний ребенок выполняет задание на уровень 12-летнего ребенка, его IQ рассчитывается вот так:

Тестирование интеллекта

Этот метод, однако, неприменим для взрослых: их IQ оценивают относительно среднего балла - ста процентов. Их результаты располагаются либо выше, либо ниже этой нормы, в соответствии с заранее известной системой подсчета баллов, причем распределение IQ (среди населения) имеет на графике вид довольно постоянной итоговой кривой (?).

Несмотря на то, что IQ - это наследственный фактор, не изменяющийся в течение жизни, показатели прохождения теста на IQ могут быть улучшены. Именно эту цель мы и преследуем в этой и других подобных книгах.

Тесты на IQ обычно составляются и применяются с учетом того, что тестируемые ничего не знают о методах тестирования вообще и очень мало знают о том, на каких методах строятся вопросы в подобных тестах. Поэтому если человек имеет представление о том, какие вопросы ему могут задать, и если он представляет себе, как подходить к решению тестовых задач, его результаты будут намного выше.

Здравствуйте!

Ранее мы уже обсудили вопрос важности ().

Сегодня мы рассмотрим самые элементарные упражнения, так сказать, «между делом», на которые не нужно много времени. Но они хорошо помогают развивать нестандартное мышление.

Развитие креативного мышления «между делом»

☻ Во время езды на автобусе или пешей прогулки читайте вывески магазинов задом наперед. Иногда бывает откровенно смешно, попробуйте! К примеру, вывеску «Все для дома» вы прочтете как «Амод ялд есв»

☻ Во время того, как вы ожидаете свою очередь, можно достать книгу и начать чтение предложений не сверху вниз, а снизу вверх. К примеру, у вас получится, что герой романа выполняет все действия в обратном порядке. Сначала он утром уходит из дому, потом завтракает у себя на кухне, чистит зубы и встает с кровати, а потом только слышит будильник.

☻ Во время перерывчика придумайте 10 экзотических имен: отдельно мужские, отдельно женские. К примеру, Маларуктигара или Пенигестиор.

☻ Как вариант, можно рисовать, особенно, если вы никогда этого не делали или всегда считали, что у вас это плохо получается. Нарисуйте что-то нереальное, к примеру, несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.

Кстати говоря, существует проективная методика «Несуществующее животное», выполнив которую вы сможете продиагностировать свои внутренние проблемы. В довесок к этому данный психологический тест способствует и развитию креативного мышления.

☻ Пока вы дома, возьмите карандаш в левую руку и пишите! И если уж совсем уверены, что никто вас не застукает за этим занятием, возьмите карандаш пальцами ног. Можно рисовать или писать текст.

☻ В свободное время придумывайте словосочетания из несочетаемых слов. К примеру, сладкая соль или правдивая ложь.

☻ Возьмите любое слово и попробуйте представить, что это аббревиатура. Попробуйте ее расшифровать. К примеру, МОЛОКО: Можно Очень Любить Отдаваясь Кому-то Одному.

☻ Придумайте 20 способов, как можно использовать стул. Только не берите избитые варианты, что на нем можно сидеть или стоять. Куда более оригинально будет сделать из него домик для кота или же использовать как гимнастический снаряд.

☻ Стимулируйте свою изобретательность методом принудительного соединения. Возьмите какой-то предмет и подумайте, как можно его видоизменить или усовершенствовать. Рассмотрим, к примеру, книгу. Попробуйте к ней «присоединять» другие вещи. Например, зеркало. Возможно, это будет книга с зеркальным отображением. А теперь «присоединим» плеер. Да это уже аудиокнига!

Этим методом пользуются так называемые генераторщики идей. На Западе есть даже такая профессия. Ведь откуда столько разнообразия товаров? Сам ассортиментный ряд насчитывает сотни наименований, и все это - дело рук креативщиков, задача которых - генерировать множество идей.

Смысл данных упражнений - в уходе от стандарта. Таким образом, наше мышление открывает новые горизонты, которые простираются вдали от навязанных и надоевших стереотипов.

(На этом же принципе основан один известный инструмент ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Он называется метод фокальных объектов . Может быть, однажды мы расскажем, что он собой представляет и как его правильно использовать. А использовать его можно почти везде.)

Выполняя эти нехитрые упражнения между делом всего по 15-20 минут в день, уже через месяц вы почувствуете грандиозные перемены в своем мышлении.

Кроме того, имейте всегда под рукой журнал идей. Какими бы бредовыми не казались ваши озарения - все записывайте. Таким образом, ваше креативное мышление вскоре наберет большие обороты, и вам станет по плечу даже гениальность!

А какие еще способы развития креативного мышления известны вам? Расскажите в комментариях.

Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или (социальные кнопки - чуть ниже).

Людмила Пономаренко

Модное слово нынче – креативность, а если проще – творческие способности, в которых заложено множество качеств и умений. И нестандартность мышления, и творческая смелость, и чувство юмора, и талантливая лёгкость. Ах, какой вкусный коктейль! Интересно, креативность – это врождённый талант или его можно как-то развить творческие способности у детей дошкольного и школьного возраста? Думается, что можно! Именно этим мы сейчас и займёмся.
Несколько упражнений для развития творческих способностей

«Архитектор»
Представим себе, что нам, архитекторам, дано задание – создать проект дома. На листочке пишем несколько любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: молоко, мышь, зеркало, шар. Возможно, дверь в наш замок будет в виде мышиной норы, во дворе будет фонтан в виде кувшина «молока» – подкрашенной воды, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только подробно нарисовать нашу фантазию. Безумие? Конечно! На то и расчёт: отпустить себя – чем свободнее, тем лучше!

«Две картинки»
Впрочем, картинок может быть и три, и четыре и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. Можно поиграть в такие : на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе. И так далее.

«Кляксы и пятна»
Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?

«10 слов»
Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся на буквы «К», «А» и «М».

«Названия»
Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.

«Что из этого можно придумать?»
Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.

«Как выйти из ситуации?»
Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.

«Сделай мне фотоаппарат»
Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка и клубок ниток – продолжать можно ещё долго.

Творческого самочувствия всем, и пусть ваша креативность проявляется во всех сферах жизни!

Тренинги и упражнения для развития креативности мышления помогут избавиться от внутренних барьеров, стереотипов, научиться преодолевать стеснение.
Креативность важна в любой сфере деятельности. Нестандартный подход помогает найти выход из самой сложной ситуации.

«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».Абрахам Маслоу

Цель: осознание креативности в себе и ее развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач)

Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления,

Осознание характеристики креативной среды,

Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Разминка(15-20мин)

1. Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

    Меня зовут Никита, меня любят москиты!

    Меня зовут Нина, я пришла из магазина!

    Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!

    Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!

    Меня зовут Рита, в огороде все полито!

2. Упражнение «3 случайных слова»
Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 3 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими тремя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти три понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Основная часть (40-50 мин.)

3. Упражнение «Что, Откуда, Как???»

Описание

Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию) . Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:

Откуда это взялось?

Как это можно использовать?

При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.

Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения - брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно) , а обломки чего-либо - такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.

Смысл упражнения

Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

Обсуждение

Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?

Стив Джобс говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

4. Упражнение "Стоп-кадр".

Цель: развитие навыков экспрессии, дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Материалы: список слов.

Время: 10 минут.

Процедура: участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. "Стоп-кадр" продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять "стоп-кадры" с помощью цифровой фото- или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Можно использовать, например, такие наборы слов: время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех; встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли придумать позу по заданному слову?

Легко ли изобразить то что вы себе представляли?

5. Упражнение “Композиция из предметов”.

Цель: Развитие творческого воображения.

Составьте композицию на свободную тему из предметов, имеющихся на вашем столе, в сумочке, в карманах, на вас. После того как вы ее составите, приготовьте комментарии к ней. Композиция может быть представлена загадкой. Участники группы выдвинут предположения о сюжете.

На построение композиции отводится 5 минут. После истечения этого времени участники тренинга ходят “в гости” к “художникам”, которые готовы представить свой творческий продукт.

Завершение(5-10 мин.)

6.Упражнение "Творческая жизнь".

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7-15 минут. Материалы: бумага, ручки.

Процедура: участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: сформировать перечень рекомендаций, которые позволят "сделать более творческой собственную жизнь", и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).

Обсуждение в группе, разбор всех вариантов. Пример: регулярно выполнять физические упражнения; овладеть техникой медитации и релаксации; вести дневник, писать рассказы, стихи, песни, записывать умные мысли. Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Поделиться