Отношение есенина к революции и социальным идеям большевиков. Образ революционной эпохи в произведениях С

Есенин восхищался «восстанием рабов», которое охватило всю страну в годы революции. Он также считал ее явлением подлинно космического масштаба, в котором могло бы разрушиться все старое и появиться новое. Сам поэт мечтал стать пророком нового мира. Но затем его мировоззрение кардинальным образом поменялось.

Трансформация взглядов

Отношение Есенина к революции поначалу отличалось наивностью, и оно определялось скорее бурлившими в его душе страстями, а не какой-либо системой взглядов на грядущие реформы.

Очень сложно будет поверить каждому поклоннику Есенина как воспевателя природы и деревни, что следующие строки принадлежат его перу.

Небо — как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина,

Я — большевик.

(«Иорданская голубица»)

Так звучит тема революции в поначалу, когда поэт еще не испытал разочарования от нововведений советского режима. Однако уже с наступлением 1920 г. энтузиазм поэта сменило горькое разочарование. И данная трагедия отражается в небольших произведениях поэта: начиная от восторженной «Иорданской голубицы» и заканчивая едкой «Страной негодяев».

Смена облика страны

Постепенно на смену крестьянской Руси стала приходить городская Россия. Новое время вытесняло старый жизненный уклад, который был так привычен для поэта. Как менялось отношение Есенина к революции? Поэт поначалу приветствовал эти перемены, пытался подстроить себя под них - ведь его мировоззрение сложилось именно в Руси крестьянской.

Социализм совершенно не оправдал надежд поэта. В нем все живое оказалось «в тесноте». Есенин погрузился в смертельную тоску по разрушенной деревне, ее застроенным улочкам. Это серьезно отразилось на психическом состоянии поэта, которое и так не отличалось стабильностью.

Как отразились события на жизни поэта?

Есенин практически постоянно пропадал в тяжелейших запоях. Он стал страдать от мании преследования. У него постоянно возникали вспышки агрессии, во время которых поэт устраивал дебоши, ломал мебель и избивал знаменитую супругу. Много раз говорила о его сумасшествии и делала попытки лечить Есенина у профессиональных американских психиатров. Но это было бесполезно.

Отношение Есенина к революции отражается в его строках:

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.

Что Родина? Ужели это сны?

Сравнение взглядов Маяковского и Есенина

Если говорить о Маяковском, то его творчество обращено в будущее, и в некоторой мере - в настоящее. Пусть даже это будущее и настоящее несколько идеализированы, однако они реальны. Отношение к революции Маяковского и Есенина различается по направленности перспективы их творчества. Социализм тогда строился на ожидании наступления светлого «завтра»: сегодня мы живем неважно, но зато наши дети и внуки будут счастливы. Поэтому Маяковский жил будущим, все его творчество пропитано верой в успех советского устоя. Даже связана с советским будущим. С любящим человеком поэта связывает не только страсть, но и общее дело.

Каково было отношение Есенина к революции, в отличие от Маяковского? Есенин весь находится в прошлом. В нем он не был брошен, не страдал от горького одиночества. Он находится вне нового поколения, но и не относит себя к старому:

Типичная для поэта фраза «грустная радость» приобретает немного другое значение. Теперь Есенин не задушевно рассказывает о своей разбитой молодости, а грустно констатирует факт своего одиночества.

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый <…> И это я! Я, гражданин села, которое лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита...

Странничество и отчужденность

Поэт пишет о совершенной отчужденности от общества. В его произведениях больше нет никаких притязаний на социалистические настроения. И в конце концов Есенин сам отвечает на любые вопросы о своем творчестве:

Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

На первом месте для Есенина всегда была любовь к природе, ко всему живому. Природа у поэта наделена душой, она ощущает себя по-человечески. Все в мире наполнено живым духом.

И сам Есенин признает собственную несостоятельность в новом советском строе. Он оказывается отвергнутым:

Я пел тогда, когда мой край был болен.

Поэт осознает, что тот мир, который был бесконечно дорог его сердцу, безвозвратно теперь утерян. И в его творчестве возникают мотивы странничества:

Да! Теперь решено. Без возврата

Я покинул родные поля…

Все происходящее начинает вызывать в нем глубокий протест и чувство отвращения. Есенин пытается отыскать укрепления в светлых воспоминаниях детства, родном доме и той Руси, которую он потерял. Но и здесь тревога не дает поэту покоя. Есенин приходит к выводу, что причина тех изменений, которые оказались для него неприемлемыми, находится в революции.

Деревенская разруха и душевная драма поэта

Отношение Есенина к революции наполняется критикой, неприятием. Сам поэт искренне раскаивается, что придерживался мнения о правильности ее идей.

Драмы поэта в завершающие годы его жизни связаны с наступившими политическими переменами. И если ранняя поэзия Есенина наполнена принятием новых порядков и в ней поддерживается лозунг «Земля - крестьянам!», то поздний Есенин видит всю разруху. Поэт начинает отвергать новые порядки всеми силами. Отношение Есенина к революции выражается в таких произведениях, как «Возвращение на Родину», «Письмо матери» и других.

Например, в произведении «Возвращение на Родину» можно наблюдать, какое влияние оказала революция на жизнь сельских жителей. Лирический герой, вернувшись в родной край, не может узнать родных людей, собственного дома. Он с грустью понимает, что его родной край теперь стал для него чужим. Поэтический мир сталкивается с удушающей действительностью:

Я с грустью озираюсь на окрестность:

Какая незнакомая мне местность!

Это и является причиной душевной драмы. Такой же разлад можно наблюдать и в произведении «Неуютная жидкая лунность», в строках которого поэт выражает полное равнодушие к окружающему миру. Это равнодушие ужасает лирического героя:

Равнодушен я стал к лучам,

И очажный огонь мне не мил.

Но поэт не ставит крест на России окончательно. Ему больно наблюдать, что его страна терпит нищету, унижение. Он призывает ее:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям.

Настроения сборника «Преображение»

Первый поэтический сборник Есенина, который был выпущен после революции, называется «Преображение». Название отображает настроение поэта в то время: изменяется и сам поэт, и окружающий его мир. В первом произведении под названием «Инония» пишется о радости пришествия Спаса. Скоро грядут новые времена в судьбах народов. Есенин смотрит на себя как на пророка, его дерзкие слова адресованы библейскому пророку Иеремии. Лирический герой вступает в полемику с канонами христианской морали.

Я иное узрел пришествие -

Где не пляшет над правдой смерть.

Новая религия должна прийти в народ без мучений и «креста». Теперь все должно быть иначе. Поэтому и называется страна будущего «Инонией». Рай, о котором мечтает поэт, - это рай совершенно сельский, деревенский. В нем есть место нивам и полям, глубоким рекам и золоту созревающей пшеницы. Другие произведения данного сборника также были наполнены этим ожиданием.

Чем обернулась революция?

Казалось бы, мечты поэта воплощаются. В жизни страны наступает глубинный переворот. И здесь можно ждать восторга со стороны поэта, однако все оказывается намного более мучительным и тяжелым для него. Вместо того «мужицкого рая», которого ждал Сергей Александрович, глазам поэта предстает государство, раздираемое войнами, опустошаемое разрухой. Все это становится невыносимым для певца мирной, идиллической деревенской жизни.

Что теперь наблюдает Есенин? Холод и стужу, небо в тучах. Теперь царит «злой октябрь», который скоро сгложет зеленые рощи. Именно так передает поэт атмосферу нынешней эпохи. Общественный конфликт становится универсальным. Человек отпадает от природы. А сам герой отказывается от присоединения к царящему вокруг безумию.

Никуда не пойду с людьми,

Лучше вместе издохнуть с вами,

Чем с любимой поднять земли

В сумасшедшего ближнего камень.

Отношение Есенина к революции кратко можно описать так: поэт не стремится отвергать теперешнюю власть - он просто не может понять советского уклада, ощущает себя совершенно лишним человеком. И такого обращения она не прощает: после трагической гибели Есенина было запрещено его имя, стихи. Впервые начали вспоминать о нем с добрыми словами только в начале Великой Отечественной войны, когда было глупо отрицать вклад Есенина в русскую поэзию.

"Проблемы "Есенин и революция" как таковой нет",- пишет автор есенинского раздела в книге-справочнике для учащихся Н.Зуев. По его концепции, Есенин не был ни революционером, ни певцом революции. Просто, когда раскалывается мир, трещина проходит через сердце поэта. "Попытки наивной веры и неизбежные разочарования объявляются темой особого разговора, который не должен заслонять "нравственные основы личности поэта, поиски Бога и себя в мире, которые непосредственно отражались в его творчестве" (8; 106). Не умаляя значения последней темы и отсылая читателя к работе Н.Зуева, раскрывшего религиозные и фольклорные истоки образности Есенина (кстати, последние освещены и в ряде монографий и статей - 39; 4; 12), мы все же считаем необходимым осветить отношение Есенина к революции, тем более, что к этому обязывают не только высказывания самого автора, но и поэтические образы, интерес поэта к личности Ленина.

По воспоминаниям современников, "Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом; и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем" (30; 1, 267).

Сам Есенин в автобиографии лаконично записал: "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Последняя оговорка не случайна, и позднее она даст знать о себе. Но первый период революции, давший крестьянам землю, действительно был встречен поэтом сочувственно. Уже в июне 1918 г. написана "Иорданская голубица" с известными строками:

Небо - как колокол,

Месяц - язык,

Мать моя - родина,

Я - большевик.

В конце 1918 - начале 1919 г.г. был создан "Небесный барабанщик":

Листьями звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!...

В феврале 1919 г. Есенин также признает, что он большевик и "рад зауздать землю".

В незаконченной поэме "Гуляй-поле" (симптоматично, что она осталась незаконченной) Есенин размышляет о загадочной силе воздействия идей Ленина на массы ("Он вроде сфинкса предо мной"). Поэта занимает непраздный для него вопрос, "какою силой сумел потрясть он шар земной".

Но он потряс.

Шуми и вей!

Крути свирепей, непогода,

Смывай с несчастного народа

Позор острогов и церквей.

Как говорится, из песни слов не выкинешь.

Приход Есенина к большевикам воспринимался как шаг "идейный", и поэма "Инония" считалась ярким свидетельством искренности его безбожных и революционных увлечений. А.М.Микешин подчеркнул, что поэт увидел в революции "ангела спасения", который явился к находящемуся "на одре смерти" миру крестьянской жизни, погибающему под натиском буржуазного Молоха (22;42).

Как уже отмечалось в критике, в поэмы Есенина "Инония", "Преображение", "Иорданская голубица", "Небесный барабанщик", "Пантократор" "врывается поэтический шквал "онтологического" бунта, движимый дерзанием радикальной переделки всего существующего миропорядка в иной строй, в "град Инонию, Где живет божество живых". Тут мы встретим многие уже знакомые нам космические мотивы пролетарской поэзии, вплоть до управляемой Земли - небесного корабля: "Мы радугу тебе - дугой, Полярный круг - на сбрую, О, вывези наш шар земной На колею иную" ("Пантократор"). Идеи установления преображенного статуса бытия, изогнутые революционным электричеством эпохи, приобретают резкие черты богоборческого неистовства, чисто человеческого титанизма, сближающие эти есенинские вещи с некоторыми произведениями Маяковского конца 10-х годов. Преобразование мира грезится в образах насилия над ним, иногда доходящего до настоящего космического "хулиганства": "Подыму свои руки к месяцу, Раскушу его, как орех... Ныне на пики звездные Вздыбливаю тебя, земля!.. Млечный прокушу покров. Даже богу я выщиплю бороду Оскалом моих зубов" и т.д. ("Инония"). Надо отметить, что подобные поэтические исступления быстро исчезают (...) из поэзии Есенина". (33; 276).

Наиболее интересны в этих поэмах библейские и богоборческие мотивы, что опять-таки сближает их с произведениями Маяковского ("Мистерией-буфф", "Облако в штанах"), но у Есенина это органически связано с народной культурой, с темой "жертвенной роли Руси, избранности России для спасения мира, тема гибели Руси для искупления вселенских грехов". (12; 110).

Приводя из "Иорданской голубицы" строки: "Мать моя - родина, Я большевик", А.М.Микешин подчеркивает, что в данном случае поэт "выдавал желаемое за действительное" и был еще далек от подлинного большевизма (22; 43). Вероятно поэтому в отношении революции в скором времени пришло разочарование. Есенин стал смотреть не в будущее, а в настоящее. "Наступал новый период в мировоззренческой и творческой эволюции поэта"(22; 54). Революция не торопилась оправдать надежды поэта на скорый "мужицкий рай", но зато в ней проявилось много такого, чего Есенин положительно воспринимать не мог. Уже в 1920 г. он признавался в письме к Е.Лившиц: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений. Конечно, кому откроется, тот увидит тогда эти покрытые уже плесенью мосты, но всегда ведь бывает жаль, что если выстроен дом, а в нем не живут..." (10; 2, 338-339).

В данном случае не может не удивлять сила предвидения, проявившаяся в этих словах. 70 лет строили дом под названием "социализм", принесли в жертву миллионы человеческих жизней, массу времени, сил, энергии, а в результате - забросили и начали строить другой, не будучи до конца уверены в том, что люди будущего захотят жить и в этом "доме". История, как видим, повторяется. И наша эпоха, наверно, в чем-то сходна с есенинской.

Одновременно с этим письмом Есенин пишет стихотворение "Сорокоуст", первая часть которого наполнена предощущением надвигающейся беды: "Трубит, трубит погибельный рог! Как же быть, как же быть теперь нам?.. Никуда вам не скрыться от гибели, Никуда не уйти от врага... И дворовый молчальник бык (...) Почуял беду над полем..." В заключительной 4-й части стихотворения предчувствие беды усиливается и приобретает трагическую окраску:

Оттого-то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина...

Метафорическое деепричастие размозжась в сочетании с кровью ягод рябины вызывает в сознании читателя образ живого существа, вместившего в себя сомнения, муки, трагизм, противоречия эпохи и покончившего с собой от их неразрешимости.

Тревожные ощущения долгое время не покидали Есенина. В 1924 г., работая над поэмой "Гуляй-поле", он также писал:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушье пенье, песий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы.

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы...

В том же 1924 г. в небольшой поэме "Русь уходящая" Есенин восклицал с болью: "Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, Какая грусть в кипении веселом!.." Завидуя тем, "кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею", поэт не мог определиться между двумя враждующими станами, окончательно избрать чью-либо сторону. В этом скрывается драматизм его положения: "Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке..." Есенину удалось передать свое состояние и мироощущение человека, неприкаянного, смятенного и терзаемого сомнениями: "Что видел я? Я видел только бой. Да вместо песен Слышал канонаду..." Об этом же и "Письмо к женщине":

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий...

Образ дыма в данном случае по В.И.Хазану означает "замутненность сознания лирического героя, неопределенность жизненного пути" (35; 25). От трагического вопроса "Куда несет нас рок событий?", от душевных терзаний Есенин с его не стойкой психической организацией бежал в пьяный угар. Боль души за Россию и русский народ заглушал и топил он в вине. Об этом в воспоминаниях современников говорится: "Есенин, сидя на корточках, рассеянно шевелил с трудом догоравшие головни, а затем, угрюмо упершись невидящими глазами в одну точку, тихо начал:

Был в деревне. Все рушится... Надо самому быть оттуда, чтобы понять.. Конец всему (...)

Есенин встал и, обхватив голову обеими руками, точно желая выжать из нее мучившие его мысли, сказал каким-то чужим, не похожим на свой голосом:

Шумит, как в мельнице, сам не пойму. Пьян что ли? Или так просто..." (30; 1, 248-249).

В том, что пьянство Есенина имело причины сложные и глубокие, убеждает и другие воспоминания:

"Когда я попытался попросить его во имя разных "хороших вещей" не так пьянствовать и поберечь себя, он вдруг пришел в страшное, особенное волнение. "Не могу я, ну как ты не понимаешь, не могу я не пить... Если бы не пил, разве мог бы я пережить все, что было?.." И заходил, смятенный, размашисто жестикулируя, по комнате, иногда останавливаясь и хватая меня за руку.

Чем больше он пил, тем чернее и горше говорил о том, что все, во что он верил, идет на убыль, что его "есенинская" революция еще не пришла, что он совсем один. И опять, как в юности, но уже болезненно сжимались его кулаки, угрожавшие невидимым врагам и миру... И тут, в необузданном вихре, в путанице понятий закружилось только одно ясное повторяющееся слово:

Россия! Ты понимаешь - Россия!.." (30; 1, 230).

В феврале 1923г., возвращаясь из Америки в Европу, Есенин писал Сандро Кусикову: "Сандро, Сандро! Тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню про Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется. Если б я был один, если б не было сестер, то плюнул на все и уехал бы в Африку или еще куда-нибудь Тошно мне ЗАКОННОМУ сыну российскому в своем государстве пасынком быть. Надоело мне это б... снисходительное отношение власть имущих, а еще тошней переносить подхалимство своей же братии к ним. Не могу! Ей Богу не могу. Хоть караул кричи или бери нож да становись на большую дорогу.

ХХ век для нашей страны был судьбоносным, полным потрясений, разочарований. Его начало опалено пожаром революций, изменивших ход всей мировой истории. Именно в ту эпоху довелось творить С. А. Есенину - неподражаемому певцу России, великому патриоту, который всем своим творчеством воспевал « Шестую часть земли // С названьем кратким Русь».

Октябрь 1917 года… Эти события не могли оставить поэта равнодушным. Они вызвали бурю эмоций, стали причиной глубоких переживаний и волнений, и, конечно же, вдохновили на создание произведений, в которых поэт осваивал новые темы, использовал новые жанры.

«В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», - так пишет Есенин в автобиографии. Действительно, первый период революции, давший крестьянам землю, был принят поэтом благожелательно.

Первым откликом на Октябрьскую революцию была поэма «Преображение», датированная ноябрем 1917 года. Революция представлена началом всего сущего на Земле, началом изобилия и великолепия: «зреет час преображения», поэт с нетерпением ожидает появления «светлого гостя». В поэме "Иорданская голубица", написанной в 1918 году, поэт признает свою принадлежность к революции: «Небо - как колокол, // Месяц - язык, // Мать моя - родина, // Я - большевик». Особенность этих поэм в том, что образ революции наполнен мифологическими чертами: библейская «голубица» несет радостную весть о преображении мира, «светлый гость» поведет народ к счастью. Приветствуя революционную новь, Есенин ожидал, что она принесет крестьянам зажиточность, счастье. Именно в этом он и видел смысл революции, её предназначение. Она должна была создать мир, где нет «податей за пашни», где отдыхают «блаженно», «мудро», «хороводно».

Стихотворение «Небесный барабанщик» (1919) совсем иное, оно близко к призывно-обличительной лирике пролетарских поэтов. Это - призыв к борцам революции сплотить ряды против врага - «белого стада горилл», угрожающего юной социалистической России: «Смыкайтесь же тесной стеною! // Кому ненавистен туман, // Тот солнце корявой рукою // Сорвет на златой барабан». Бунтарский дух, разухабистость и безоглядность сквозят в лихих воззваниях: «Разметем все тучи // Все дороги взмесим…». Символы революции «свобода и братство» появляются в стихотворении. Эти строки наполнены пафосом, неукротимым влечением к «новому берегу». Словно лозунг, звучит: «Да здравствует революция // На земле и на небесах!» И вновь мы видим, что поэт не уходит от истоков, церковные символы не раз появляются в произведении, облеченные в метафоры: «слюна иконная», «…свечка за обедней // Пасхе массы и коммун».



Однако в отношении революции в скором времени пришло разочарование. Есенин стал смотреть не в будущее, а в настоящее. Революция не оправдала чаяния поэта на недалекий "мужицкий рай", но в ней Есенин неожиданно разглядел иные стороны, которые не мог воспринимать положительно. «Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, … ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Что это - предвидение? Не это ли увидели и поняли все спустя десятилетия? Действительно, «большое видится на расстоянье».

«Русь моя, кто ты?» - вопрошает поэт в начале 20-х годов, осознав, что революция принесла деревне не благодать, а разорение. Наступление города на деревню стало восприниматься как гибель всего настоящего, живого. Поэту казалось, что жизнь, при которой родные поля оглашаются механическим ревом «железного коня», противоречит законам природы, нарушают гармонию. Есенин пишет стихотворение "Сорокоуст". Рядом с движущимся по железной дороге вперед железным поездом изо всех сил скачет, стремясь не отстать, маленький смешной жеребенок, символизирующий деревенскую жизнь. Но он неумолимо теряет скорость: «Неужель он не знает, что живых коней // Победила стальная конница?»

Поездка за границу вновь заставила поэта переосмыслить постреволюционную действительность. «Теперь в Советской стороне // Я самый яростный попутчик» - пишет поэт. Однако, душевные терзания продолжаются. Противоречивость событий вызывает противоречивость чувств, в душе поэта - кровоточащая рана, он не в силах разобраться в своих чувствах и мыслях. В стихотворении «Письмо к женщине» Есенин сетует: «С того и мучаюсь, // Что не пойму - // Куда несет нас рок событий...»



В поэме «Русь уходящая» Есенин восклицает с болью: «Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, //Какая грусть в кипении веселом!..» Поэт не мог определиться между двумя враждующими станами, окончательно избрать чью-либо сторону. В этом скрывается драматизм его положения: «Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке...» С одной стороны, он причисляет себе к «питомцам ленинской победы», а с другой заявляет, что готов «задрав штаны, // Бежать за комсомолом» с неприкрытой иронией. В поэме «Русь уходящая» с горечью признаёт Есенин свою ненужность новой России: «Моя поэзия здесь больше не нужна». Тем не менее, он не отрекается полностью от принадлежности к советской России: «Отдам всю душу октябрю и маю…», хотя и не признает себя певцом революции: «но только лиры милой не отдам».

Поэт так и не нашел душевного спокойствия, не смог до конца осмыслить социальные процессы, затронувшие Россию. Лишь одно чувство никогда не покидало его творчество - чувство искренней любви к Родине. Именно этому учит его поэзия. Как заклинание, как молитва звучит в наших сердцах есенинский призыв: «О Русь, взмахни крылами!»

Совпали с эпохой, когда в России происходили крутые повороты. Среди них стоит упомянуть прежде всего революционные события, которые тут же нашли отражение в стихотворениях и поэмах писателя. Как раз, изучая творчество Есенина, мы сможем проследить отношение писателя к революции.

Как отразилась революция в творчестве Есенина

Изначально, как и для многих людей, в том числе и писателей, революция виделась Есенину новой вехой в истории страны, где все старое должно было разрушиться и вместо этого родиться новое. Есенин воспринимает революционные события радостно, ведь, как и другие, по своей наивности он действительно верил в лучшие перемены. Вот только смотрел Есенин на происходящее со стороны крестьянства и именно этот взгляд проявится чуть позже. А пока писатель видит новое время, где будет счастье для мужика и его жизнь будет сытой и вольной. Он верит в изменения, а свои послереволюционные стихотворения относит к блоку Преображение. Это название было символично, ведь писатель верил в лучшее преображение страны. Так в своей Инонии поэт называет себя большевиком, а в Небесном барабанщике приветствовал революцию словами: Да здравствует революция.

Однако уже в 1920 году мнение о революции писатель кардинально меняет. Восторженность сменяется разочарованием, которое стало отображаться и в творчестве. Социализм не оправдывает надежды Есенина. Теперь поэт критикует революцию и раскаивается за свою наивность и веру в правильность их идей. Писатель увидел разруху, что несла в себе революция, а установленные порядки были для Есенина чужды. Появляются такие работы, как Возвращение на Родину, где лирический герой увидел чужой край, с чужими людьми, хоть и вернулся на Родину.

Есенин: последний поэт деревни

Такой ожидаемый мужицкий рай становится далеким, ведь социализм нес совершенно иные цели. В итоге, страна погрязла в гражданской войне, а вокруг царила разруха и нищета. Сельской жизни приходит конец, окна выбиты, а на смену живой лошади пришла стальная конница. Село столкнулось в схватке с городом, где первое обречено. В отчаянии поэт в своих произведениях шлет проклятия железному коню, и после революционных событий называет себя последним поэтом деревни. Он видит, если и будет подниматься тема деревни в литературе, то сам деревенский уклад погибнет.

Изучая произведения писателя, мы увидели, что Есенин не отвергал новую власть, просто он не мог понять и принять новый уклад, и оказался лишним среди происходящего. Такого отношения к себе социалистическая власть не могла простить, поэтому о писателе забывают, а после смерти запрещаются и его произведения. Однако вклад Есенина в развитие литературы огромен, да и несмотря на все происходящее, не разлюбил свою родину поэт, пытаясь принять новый мир, пусть и без восторга. А значит, не могли его полностью стереть со страниц истории, поэтому о нем вспомнили и сегодня многие восхищаются его работами и творчеством.

Сочинение

С. Есенин - великий, самобытный, истинно русский поэт. Тема Родины всегда была основной в его творчестве, проникнутом глубокой любовью к деревенской, «избяной» Руси, к простой красоте русской природы. Нехитрый крес­тьянский быт, такие же бесхитростные, открытые люди, заливные луга и голубые озера окружали поэта с детства и взлелеяли его необыкновенный поэтический талант.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы, затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Октябрьскую революцию С. Есенин принял с радостью, связывал с ней большие надежды на обновление деревни, жителям которой приходилось зарабатывать на жизнь тя­желым трудом, они часто бедствовали. Поэт верил, что Ок­тябрь положит конец нищете крестьян и ознаменует нача­ло мужицкого рая. Поэтому стихи Есенина, посвященные революции, полны нескрываемой радости и восторга.
Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!

В автобиографии «О себе» Есенин писал: «В годы рево­люции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Это означало, веро­ятно, мечты поэта на построение «нового мира» именно в деревне, тесно связанной с патриархальными традициями, поскольку город всегда был чужд Есенину как источник всего искусственного, железного, дыма и грохота.

Но надеждам поэта не суждено было сбыться. Рево­люция потребовала многих кровавых жертв, а деревне принесла новые беды и разруху. С тоской и смятением Есенин оглядывается вокруг, переживая глубокий духов­ный кризис, вызванный непониманием революционной действительности. Следствием этого в его поэзии появ­ляются мотивы усталости, одиночества, трагической бе­зысходности.
Не жалейте же ушедших,
Уходящих каждый час -
Там на ландышах расцветших
Лучше, чем в полях у нас.

Крушение надежд на лучшую жизнь заставляет Есени­на искать забвение в разгуле и пьянстве, ему не пишется. И все же поэт стремится преодолеть эти упаднические на­строения, принять новую жизнь.
Пора приняться
Мне за дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.
И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой.

Побывав в деревне, Есенин слушает рассуждения крес­тьян о революции, пытаясь найти ответы на мучающие его вопросы. Он видит, что старой, патриархальной, милой его сердцу деревне грозит гибель, поскольку железный грохо­чущий город наступает на «мир таинственный», что «за шею деревню» уже сдавили «каменные руки шоссе».

Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом
Тянет к глоткам равнин пятерню...

В 1922 году, вернувшись из заграничной поездки, Есе­нин сумел взглянуть на послереволюционную реальность по-новому. В отрыве от Родины поэт сумел оценить могу­щество технического прогресса, невозможного без городов и машин. Есенин понимает необходимость не только воз­рождения, но и обновления деревни путем проведения ее через «каменное и стальное».
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Есенин создает своеобразную трилогию: «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь бесприютная», в кото­рых размышляет о Родине, о жизни в селе. Поэт уже не оплакивает уходящую Русь, поскольку видит, что жизнь здесь идет не так, как раньше, но и не так, как он себе представлял. Новые песни, новые слова заставляют Есени­на почувствовать себя почти чужим, иностранцем в род­ном краю, среди народа, который раньше поэт знал, как самого себя.
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.

Но жизнь в деревне идет своим чередом, и Есенин по­нимает, что Родина помолодела, обновилась. Поэт благо­словляет эту новую жизнь: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев...» Возрожда­ется и вера в победу революции, но Есенин не уверен, что в этом молодом и активном мире для него будет место. И все же: «Приемлю все. Как есть все принимаю... Отдам всю душу октябрю и маю...»

Поэт, бесконечно любящий родину, сумел преодолеть сомнения и не растерять своего огромного чувства привя­занности даже в жестоких жизненных коллизиях, потому что верил, что справедливость, доброта и, главное, красота должны в конце концов восторжествовать.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Поделиться