Отношения к монархии северного и южного общества. Тайные общества декабристов: Южное и Северное

История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый Коллектив авторов

2. ЮЖНОЕ И СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВА И ИХ ПРОГРАММЫ

2. ЮЖНОЕ И СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВА И ИХ ПРОГРАММЫ

Южное общество. Сообщение о прекращении деятельности «Союза благоденствия» члены Тульчинской (Южной) управы восприняли отрицательно и не признали решения Московского съезда. В конце марта 1821 г. члены управы П. И. Пестель, А. П. Юшневский, П. В. Аврамов, Н. В. Басаргин, А. П. Барятинский, Ф. Б. Вольф, В. П. Ивашев, братья Н. А. и А. А. Крюковы собрались в Тульчине и единогласно постановили продолжать деятельность, провозгласив всех присутствующих основными членами (боярами) нового общества. На одном из следующих заседаний они избрали руководство - Директорию Южного общества в составе П. И. Пестеля, А. П. Юшневского и Н. М. Муравьева. Последнего избрали по предложению Пестеля, который считал Южное общество округом будущего всероссийского тайного общества и стремился при помощи Н. М. Муравьева - одного из руководителей Северного общества - координировать деятельность обоих обществ в Петербурге.

Центром Южного общества оставался Тульчин, где стоял штаб 2-й армии. Здесь действовала и пополнялась новыми членами Тульчинская управа, происходили тайные собрания, проводились беседы и дискуссии по вопросам будущего революционного переворота. Некоторое время руководителями Тульчинской управы, как и всего Южного общества, оставались П. И. Пестель и А. П. Юшневский. В конце 1825 г. Тульчинскую управу возглавил А. П. Барятинский, поскольку П. И. Пестель сосредоточил внимание на подготовке всего Южного общества к восстанию.

На протяжении 1822–1825 гг. в Киеве состоялись четыре съезда ведущих деятелей Южного общества, на которых решались основные вопросы его деятельности. Первый съезд в январе 1822 г. подтвердил создание Южного общества и его конечную цель - установление в России республики революционным путем. Участники съезда приняли в Южное общество бывшего члена «Союза спасения» и «Союза благоденствия» подполковника С. И. Муравьева-Апостола, переведенного из лейб-гвардии Семеновского пехотного полка и назначенного командиром 2-го батальона Черниговского пехотного полка, штаб которого находился в Василькове. Вступил в общество и его брат отставной подполковник М. И. Муравьев-Апостол.

Наряду с Тульчинской образовалась Каменская управа, руководителями которой стали В. Л. Давыдов и генерал-майор С. Г. Волконский. С этого времени в Каменке почти ежегодно осенью происходили совещания ведущих деятелей Южного общества.

По инициативе С. И. Муравьева-Апостола в 1823 г. на съезде Южного общества была создана третья, Васильковская управа. Руководителями ее избрали С. И. Муравьева-Апостола и подпоручика Полтавского пехотного полка М. П. Бестужева-Рюмина. Деятели всех трех управ Южного общества проводили большую работу по вовлечению в организацию надежных единомышленников. В Тульчине в общество вступили поручик И. Б. Аврамов, поручики братья Н. С. и П. С. Бобрищевы-Пушкины, подпоручик Н. Ф. Заикин, штабс-капитан И. Ф. Фохт, подполковник А. В. Ентальцев и др. Руководители Каменской управы В. Л. Давыдов и С. Г. Волконский приняли в общество подпоручика из военных поселений В. Н. Лихарева. В состав этой управы вошли также братья А. В. и И. В. Поджио.

Васильковская управа быстро росла количественно и развертывала активную деятельность. С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин вовлекли в общество многих офицеров 3-го пехотного корпуса 1-й армии, среди которых оказались полковник квартирмейстерской части штаба корпуса В. И. Враницкий, командиры полков: Алексопольского - полковник И. С. Повало-Швейковский, Ахтырского - полковник А. З. Муравьев, Полтавского - полковник В. К. Тизенгаузен, подполковник А. Н. Фролов, ротмистр Н. Н. Семичев, майор М. М. Спиридов, поручик И. И. Сухинов и др.

«Русская правда» П. И. Пестеля. Уже на первом съезде Южного общества в Киеве возник вопрос о создании его программы. Членов общества тогда уже глубоко заинтересовали разделы написанного П. И. Пестелем проекта программы, которая в 1824 г. после неоднократного обсуждения на съездах общества окончательно получила название «Русская правда».

П. И. Пестель - автор «Русской правды» и идейный руководитель дворянских революционеров - был человеком выдающего ума. А. С. Пушкин после своей встречи с ним в Кишиневе (1821) записал в дневник: «Утро провел с Пестелем; умный человек во всем смысле этого слова… Мы с ним имели разговор метафизический, политический, нравственный и проч. Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю…». По своим общественно-политическим взглядам П. И. Пестель - республиканец, убежденный революционер, борец против самодержавия и крепостничества.

Дом в Киеве, в котором собирались декабристы

Незаконченный текст «Русской правды» является одним из основных документов революционной программы декабристов. Из десяти запланированных глав полностью написано пять, отредактировано только три. Остальные известны в фрагментах. Сохранилась еще «Конституция. Государственный Завет» - сжатое изложение основных идей программы Южного общества. Согласно «Русской правде», в стране предполагалось уничтожение самодержавия и провозглашение республики. В. И. Ленин высоко ценил политическое значение лозунга республики и указывал на декабристов, как на первых революционеров, которые выдвинули республиканские идеи в освободительном движении России.

Выступая за полное уничтожение крепостного права, П. И. Пестель в «Русской правде» писал: «Рабство должно быть решительно уничтожено и Дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими Людьми».

В «Русской правде» предусматривалось также ликвидировать военные поселения, сократить срок службы в армии до 15 лет, упразднить средневековые цехи, торговые гильдии и компании, титулы, гербы и всяческие привилегии господствующих сословий. Все граждане России объявлялись равными перед законом. Им гарантировались свобода слова, печати, собраний, вероисповеданий, равенство в суде, выборе профессии и другие гражданские свободы.

Согласно «Русской правде», все мужчины, достигшие 20-летнего возраста, имели равное и не ограниченное каким-либо имущественным цензом избирательное право.

Высшим органом законодательной власти провозглашалось Народное вече, которое избиралось всеми гражданами страны.

С. Г. Волконский

В. Л. Давыдов

Высшая исполнительная власть в республике должна была принадлежать Государственной думе, состоящей из пяти членов, которых назначало Народное вече сроком на 5 лет. Предусматривалось создание органа контроля за соблюдением и правильным применением законов и осуществлением постановлений правительства - Верховного собора.

П. И. Пестель считал необходимым после победы революции вначале передать власть Временному верховному правлению, на которое возлагалась обязанность постепенно, в соответствии с «Русской правдой», провести в стране социально-экономические и политические реформы. Состав Временного верховного правления определялся тайным обществом.

Для обеспечения граждан России средствами к существованию П. И. Пестель предлагал сделать их землевладельцами. По его мнению, этого можно было достичь путем земельной реформы - конфискации значительной части помещичьих, казенных и церковных земель и создания больших общественных земельных фондов.

Общественная земля закреплялась за каждой волостью и подлежала бесплатной раздаче в пользование всем гражданам: «Земля общественная будет всему Волостному Обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную Его собственность составлять. Она ни продана, ни Заложена быть не может». В «Русской правде» сделана оговорка, что бесплатные общественные наделы предоставляются прежде всего беднейшим. Часть земли оставалась в охраняемой государством частной собственности казны или отдельных лиц.

Основой предусматриваемого для России «гражданского бытия», согласно «Русской правде», должны стать волости, которые назывались бы также коммунами (общинами). Граждане каждой волости составят «одну политическую семью». Такая организация общества способствовала бы, по мнению П. И. Пестеля, улучшению положения народа и вселяла бы в сознание граждан «нравственность и добродетель». Предполагалась ликвидация всякого угнетения народных масс. «Довольно долго, - писал П. И. Пестель, - существовала возможность для некоторых угнетать всех прочих; пора теперь положить решительный Конец сему гнусному и неистовому распорядку Вещей».

Заботясь об освобождении от деспотизма и крепостнического угнетения русского народа, П. И. Пестель не забывал и о судьбе других народов, населявших Россию, особенно отсталых северных и восточных народов. Он предлагал освободить все эти народы от гнета чиновников и феодалов, предоставить им такие же политические права, как и русскому народу. Таким путем П. И. Пестель надеялся добиться «слияния» всех народов России в едином централизованном, политически сильном, экономически и культурно развитом государстве.

Отстаивая единство России и целостность ее территории, П. И. Пестель с особой решительностью подчеркивал общность судеб русского и украинского народов. Он заявлял: «…Малороссия навеки с Россиею пребудет неразрывною и никакая сила не отторгнет Малороссии от России…».

Разумеется, в «Русской правде» имели место и существенные элементы дворянской классовой ограниченности, которые проявлялись прежде всего в отстаивании вместе с принципом общественного пользования землей и принципа частного владения ею, в отсутствии указаний о предоставлении избирательного права женщинам, в объединении системы просвещения с церковью, а также в тенденции к принудительной ассимиляции всех народов страны.

«Русская правда», как революционная программа освободительной борьбы в России, оказала значительное влияние на общественно-политические взгляды многих членов тайных обществ и все декабристское движение. Общественные преобразования, о которых мечтали дворянские революционеры, объективно создали бы условия для развития в стране капиталистического уклада.

Северное общество. Одновременно с Южным в Петербурге начало создаваться Северное общество. Его организаторами стали Н. М. Муравьев, Е. П. Оболенский, С. П. Трубецкой, М. С. Лунин и Н. И. Тургенев. Однако оформление этого общества затянулось в связи с выводом в апреле 1821 г. полков гвардии из Петербурга на продолжительные маневры в Белоруссию и Литву. Общество организационно оформилось в 1822 г. и тогда же развернуло свою деятельность.

Значительная часть бывших активных членов «Союза благоденствия», которые жили в Москве, также наладила связи с обществом (И. И. Пущин, С. М. Семенов и др.). И. И. Пущин возглавил управу Северного общества в Москве.

В декабре 1823 г. члены Северного общества одобрили написанный Н. И. Тургеневым устав общества, в соответствии с которым оно строилось по разрядному членству. Члены первого разряда имели право избирать руководящий орган - Думу, контролировать ее деятельность, принимать новых членов, создавать управы и руководить ими. Члены второго разряда принимали только активное участие в работе общества. Дума Северного общества, избранная осенью 1822 г., состояла из трех лиц: Н. М. Муравьева (глава, или правитель), Е. П. Оболенского и С. П. Трубецкого.

В 1824 г. С. П. Трубецкой выехал на службу в Киев, и тогда же членом Северной думы был избран К. Ф. Рылеев. В это время в состав общества влилась большая группа активных деятелей: офицеры братья Александр, Николай и Михаил Бестужевы, П. Г. Каховский, поэты А. И. Одоевский и В. К. Кюхельбекер, группа офицеров гвардейского флотского экипажа во главе с А. П. Арбузовым. Новые силы значительно оживили деятельность общества. В нем заметно усилились республиканские тенденции и стремление к более тесному объединению с Южным обществом. На протяжении 1821–1825 гг. Северное общество пополнялось новыми членами и численность его превысила 100 человек. Насущной потребностью стала разработка программы общества и тактики революционного переворота.

«Конституция» Н. М. Муравьева. Программу Северного общества разрабатывал Н. М. Муравьев. Долгие годы П. И. Пестель и Н. М. Муравьев выступали политическими единомышленниками. Еще в 1820 г. они вместе отстаивали республиканские идеи. Позже, став руководителем Северного общества, Н. М. Муравьев постепенно изменил свои взгляды и составил проект «Конституции» - программу общества - в значительно более умеренном плане, чем «Русская правда» П. И. Пестеля.

И все же, несмотря на определенную ограниченность и умеренность, «Конституция» свидетельствует о революционности взглядов Н. М. Муравьева, который выступил решительным сторонником уничтожения крепостного права. «Крепостное состояние и рабство отменяются, - писал он, - раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным». Во взглядах на политический строй будущей России Н. М. Муравьев колебался между республикой и конституционной монархией. Но в «Конституции» он все же отдал предпочтение последней, а также придерживался идеи федеративного устройства страны.

Н. М. Муравьев

Проект «Конституции» предусматривал равенство всех граждан перед законом, отмену сословий и гильдий, личную неприкосновенность граждан, свободу слова, печати, право заниматься промыслами и торговлей, право собственности на недвижимое имущество и землю.

Вся законодательная власть России, согласно «Конституции» Н. М. Муравьева, передавалась Народному вечу. Этот верховный орган власти в стране состоял бы из двух палат («Верховная дума» и «Палата народных представителей») и избирался на основе довольно высокого имущественного ценза как для избирателей, так и особенно для тех, кого избирали депутатами. Выборы низших органов власти также предусматривали определенный имущественный ценз.

Исполнительную власть Н. М. Муравьев предполагал оставить за «верховным чиновником» Российского государства - императором, который имел бы право вето, хотя и ограниченное, на все законодательные решения Народного веча.

После революционного переворота тайное общество намеревалось созвать Учредительное собрание, которое определило бы форму государственного устройства России.

Будущая конституционная монархия, согласно проекту Н. М. Муравьева, должна была стать федерацией, в которую входили бы как составные части отдельные «державы», или «области». Причем эти «державы» образовывались искусственно, по территориальному принципу, без учета этнических границ. Так, на территории Украины предполагалось создать две «державы»: Украинскую - со столицей в Харькове и Черноморскую - со столицей в Киеве. Власть во всех «державах» принадлежала бы правительствующим собраниям, члены которых также избирались на основе высокого имущественного ценза.

Классовая ограниченность проекта «Конституции» сказалась в сохранении монархии, помещичьей собственности на землю, введении высокого имущественного ценза. Крестьян освобождали бы от крепостной зависимости лишь с приусадебным участком и с минимальным 2-десятинным наделом пахотной земли на двор, а остальная земля оставалась собственностью государства и помещиков.

«Конституция» Н. М. Муравьева неоднократно обсуждалась на заседаниях Северного общества и подвергалась обоснованной критике многими ее членами. Этим объясняется и то, что «Конституция» так и не была принята как его программа.

Постепенно среди членов Северного общества выделилась группа единомышленников поэта-революционера К. Ф. Рылеева, который вместе с Е. П. Оболенским сплотил вокруг себя наиболее радикальных членов общества, решительно выступивших за свержение самодержавия и установление в России республики.

Осуждая и критикуя в своих произведениях самодержавие, крепостничество, аракчеевщину, К. Ф. Рылеев призывал народ к борьбе за свободу. Отважный сын русского народа глубоко интересовался жизнью и героическим прошлым украинского народа. В думах и поэмах К. Ф. Рылеев наряду с прославлением патриотических подвигов народов России воспевал и героизм руководителей народных крестьянских восстаний на Украине - Северина Наливайко, Семена Палия, героику событий освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого против господства шляхетской Польши, исторический акт воссоединения Украины с Россией. Устами любимого героя Северина Наливайко К. Ф. Рылеев провозглашал: «Мне ад - Украйну зреть в неволе, ее свободной видеть - рай!..».

К. Ф. Рылеев

Готовясь к активным действиям, члены Северного общества стремились к установлению тесных связей с Южным обществом, чтобы совместными усилиями обрушиться на самодержавие.

Организационное оформление Северного и Южного обществ, создание программных документов - «Русской правды» П. И. Пестеля и «Конституции» Н. М. Муравьева, распространение республиканских идей среди дворянских революционеров - все это способствовало подготовке намечавшегося в России революционного переворота.

Из книги Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов автора Баландин Рудольф Константинович

Северное море, Ла-Манш Удачливым пиратом конца XIV - начала XV века был англичанин Гарри Пэй из города Пула. Он грабил купцов и по личной инициативе, выходя на промысел в Ла-Манш и к берегам Фландрии, а также участвуя в морских экспедициях под командованием лорда-адмирала

автора

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Из книги Утерянные земли России. От Петра I до Гражданской войны [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Раздел V ЮЖНОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ КАСПИЯ

Из книги Секреты пирамид [Созвездие Ориона и фараоны Египта] автора Бьювэл Роберт

I ЮЖНОЕ ПОЛЕ ПИРАМИД В ДАШУРЕ С уверенностью, что существует связь между небесным Дуатом и Дуатом Мемфисским и что центральной частью в первом случае является пояс Ориона, а во втором - пирамиды Гизе, я принялся за изучение карты Дуата мемфисского. Хотя моя теория имела

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

3. Северное Причерноморье в III–I вв. до н. э Греческие города Северного Причерноморья были органической частью эллинистического мира и тесно взаимодействовали (в экономике, политике и культуре) с государствами Балканского полуострова, Малой Азии и даже далеким

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Северное и Южное общества. Восстания в Петербурге 14 декабря 1828 г. и Черниговского полка на Юге и их подавление Южное общество образовалось в марте 1821 г. на базе Тульчинской управы Союза благоденствия. Общество возглавлялось директорией, в состав которой вошли

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 7. Северное и Южное общества декабристов В 1821–1822 гг. возникло два новых общества - Северное в Петербурге и Южное в армейских частях, расквартированных на Украине. Они поддерживали связь между собой, стремились к объединению, но пошли во многом разными путями.Северное

Из книги КГБ - ЦРУ- Секретные пружины перестройки автора Широнин Вячеслав Сергеевич

«ЮЖНОЕ ПОДБРЮШЬЕ» Мне в качестве советника по линии спецслужб пришлось прибыть в Афганистан в первые же месяцы после ввода на его территорию Ограниченного контингента советских вооруженных сил (формулировка тех лет). Вместе с небольшой группой контрразведчиков мы

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 11. Северное и Южное общества. Восстания в Петербурге 14 декабря 1825 г. и Черниговского полка на Юге и их подавление Южное общество образовалось в марте 1821 г. на базе Тульчинской управы Союза благоденствия. Последняя не признавала решении Московского съезда и считала

автора Магидович Иосиф Петрович

Поиски Западного прохода в Южное море Христофор Колумб хотел найти новый путь от открытых им земель в Южную Азию. Он был уверен, что такой путь существует, так как наблюдал у берегов Кубы сильное морское течение, идущее на запад через открытое им Карибское море. Он

Из книги Очерки по истории географических открытий. Т. 2. Великие географические открытия (конец XV - середина XVII в.) автора Магидович Иосиф Петрович

Из книги Провинциальная «контрреволюция» [Белое движение и гражданская война на русском Севере] автора Новикова Людмила Геннадьевна

Миллер и Северное правительство 15 января 1919 г., спустя два дня после своего появления в Архангельске, Миллер официально сменил Марушевского на посту генерал-губернатора Северной области и вошел в правительство, возглавив в нем отделы – военный, почт, телеграфов, путей

Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

5. Северное и Южное общества Во главе тульчинской управы стоял сам Пестель, он же был и директором всего общества. На всех съездах и собраниях он внушал подчиненным, что необходимо не просто цареубийство, но истребление всей царской фамилии, иначе-де конституционные

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ в конце II в. до н. э. - IV в. н. э. Конец II-I века до н. э. был для античных городов государств Северного Причерноморья временем общего кризиса. Внутренний кризис совпал с глубокими изменениями в их внешнеполитическом положении, что привело к упадку

Из книги Полное собрание сочинений. Том 6. Январь-август 1902 автора Ленин Владимир Ильич

3. Запись I и II абзацев первого проекта программы Плеханова и набросок первого абзаца теоретической части программы I. Экономическую основу современного буржуазного общества составляет капиталистический способ производства, при котором важнейшая часть средств

Южное общество

На основе Союза благоденствия в 1821 году возникли сразу две крупные революционные организации: Южное общество и Северное общество.

Южное общество возглавил П. И. Пестель. Пестель состоял при генерале П. Х. Витгенштейне, главнокомандующем 2-й армией, расквартированной в городе Тульчине, на Украине. Здесь и образовалось тайное революционное Южное общество, руководимое Пестелем. В общество привлекались исключительно офицеры, и в нем соблюдалась строгая дисциплина, от всех членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру – Директории, которая представляла собой некое подобие абсолютизма. Южное общество признало опорой движения армию, считая ее решающей силой революционного переворота.

В соответствии с «уставными правилами» (1821 год) члены общества делились на 3 разряда, различавшихся степенью осведомленности в делах Южного общества. На съезде руководителей общества в Киеве в 1823 году было оформлено деление общества на управы: Тульчинскую (руководитель Пестель), Каменскую (руководители С. Г. Волконский и В. Л. Давыдов) и Васильковскую (руководители СИ. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин), и принят программный документ, названный позднее «Русской правдой». Основные положения «Русской правды» были одобрены Южным обществом в 1823 году, а свое название документ получил в 1824 году. Это был документ республиканского толка.

Пестель был горячим сторонником установления республики. Россия, в его представлении, после свержения старой власти должна была стать единым и неделимым государством. Члены общества намеревались взять власть в столице, вынудив императора отречься.

Высшая законодательная власть принадлежала однопалатному Народному вечу. В него входили 500 человек.

Исполнительная власть осуществлялась Державной думой в составе 5 человек, избиравшихся Народным вечем на 5 лет (каждый год по одному человеку). Председателем был тот человек, который заседал в Думе последний год. Думе подчинялись все министерства.

Высшая контрольная власть доставалась Верховному собору из 120 человек, куда пожизненно избирались самые уважаемые люди со всей страны.

Распорядительную власть на местах получали областные, окружные, уездные и волостные наместные собрания.

Исполнительная власть на местах осуществлялась соответствующими наместными.

«Русская правда» предполагала полную отмену крепостного права.

Главная ближайшая цель Южного общества – создание сильной законспирированной организации, которая путем военной революции на Юге и в Петербурге должна свергнуть самодержавие, истребить царскую фамилию и передать власть «Временному верховному правлению» из «директоров» общества, которое как орган революционной диктатуры введет в течение ряда лет новое государственное устройство.

Во 2-й армии возникло еще одно общество – Общество соединенных славян. Оно возникло в 1823 году в среде армейских офицеров и насчитывало 52 члена, выступало за демократическую федерацию всех славянских народов. Летом 1825 года оно примкнуло к Южному обществу в качестве Славянской управы.

Велись также переговоры с Северным обществом декабристов о совместных действиях. Соглашению об объединении препятствовали радикализм и диктаторские амбиции лидера «южан» Пестеля. Однако летом 1825 года было принято решение, согласованное с Северным обществом, о выступлении в мае 1826 года.

Замыслы Южного общества были открыты правительству. Еще до выезда Александра I в Таганрог, летом 1825 года, Аракчеевым были получены сведения о заговоре. Генерал-адъютант барон Дибич как начальник Главного штаба принял на себя исполнение необходимых распоряжений; он отправил в Тульчин генерал-адъютанта Чернышева для ареста главнейших деятелей Южного общества.

Слухи о раскрытии правительством тайной организации, смерть императора Александра I и обстановка междуцарствия заставили ускорить сроки выступления, которое должно было начаться с захвата штаба 2-й армии, и назначить его на 1 января 1826 года. Но 13 декабря арестовали Пестеля и Юшневского.

Шесть рот Черниговского полка освободили арестованного Сергея Муравьева-Апостола, который выступил с ними в Белую Церковь; но 3 января 1826 года они были настигнуты отрядом гусар с конной артиллерией. Муравьев приказал идти на них без выстрела, надеясь на переход правительственных войск на сторону восставших, но этого не случилось. Артиллерия дала залп картечью, в рядах Черниговского полка возникло замешательство, и солдаты сложили оружие. Раненый Муравьев был арестован.

Цели:

· ликвидация самодержавия;

· отмена крепостного права немедленно, без каких-либо предварительных условий (Муравьев : «Раб, коснувшийся земли русской, становится свободным»);

· отмена сословий и равенство всех перед законом (Пестель : «Все сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие гражданское»);

· введение суда присяжных Муравьев : («Всякое уголовное дело производится с присяжными»);

· предоставление свободы Польше.

Средства достижения целей. Члены тайных обществ разочаровались в результатах народных революций. Так, Французская революция, начавшаяся в 1789 г., сменилась якобинской диктатурой, которая в свою очередь привела к тирании Наполеона и войнам. Они делали ставку на дворянскую военную революцию , которая была намечена на 1826 г. Но благоприятные условия для нее сложились к 1825 г.

таблица 13

Различия в программах Северного и Южного обществ

Выступление декабристов стало самым значительным фактом политической истории Российской империи первой четверти XIX века. Программы Северного и Южного тайных обществ высветили первостепенные задачи будущего развития России.

Вопросы для самоконтроля

1 В чем суть проектов реформ государственного управления Сперанского?

2 Каковы представления Сперанского о политической и гражданской свободе и рабстве.

3 Как мыслил Сперанскийотмену крепостного права в России?

4 Каковы, по мнению Сперанского, должны быть выборы в Государственную Думу?

5 Какую форму правления государства предлагал Муравьев?

6 Какую форму правления государства предлагал пестель?

7 Каким образом декабристы предлагали решить крестьянский вопрос?

Литература

· Виленский Б.В . Пестель о праве // Советское государство и право. 1975. № 12.

· егоров С.А. Конституционные проекты Никиты Муравьева // Советское государство и право. 1981. № 5.

· Йосифова Б. Декабристы. М.: Прогресс, 1989.

· Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М., 1951.

· Кричевский Г.С. Конституционный проект Никиты Муравьева и американской конституции // Известия АН СССР. Сер. История, 1945. № 6.

· Муравьев Н.М . «Рассуждения о непременных законах» Д.И. Фонвизина // Литературное наследство. Т. 60. Кн. 1. М., 1956.

· Пестель П.И . Русская правда // Восстание декабристов. Документы. М., 1958.

· Пивоваров Ю.С . Гений блага: М. Сперанский– первый теоретик государства в России // Социум. 1994. № 1.

· Прозорова Н.С . Государственно-правовые воззрения декабристов // Советское государство и право. 1956. № 6.

· Прозорова Н.С. Конституционно-правовые взгляды П.И. Пестеля // Советское государство и право. 1981. № 5.

· Скрипилев Е.А . Республиканский идеал декабристов // Советское государство и право. 1975. № 12.

· Сперанский С.И . Учение М.М. Сперанского о праве и государстве. М., 2004.

· Томсинов В.А . Светило русской бюрократии (М.М. Сперанский). 2-е изд. М., 1997.

· Чибиряев С.А . Великий русский реформатор: жизнь и политические взгляды Сперанского. М., 1993.

· Яхин Р.Х. Государственно-правовые взгляды П.И. Пестеля. Казань, 1961.

· Яхин Р.Х. Политические и правовые взгляды декабристов Северного общества. Казань, 1961.

Южное общество декабристов, крупнейшая организация декабристов на Украине. Создано в марте 1821 года на базе Тульчинской управы "Союза благоденствия". Возглавлялось "Директорией" в составе П. И. Пестеля, А. П. Юшневского и Н. М. Муравьёва. В соответствии с "уставными правилами" (1821) члены об-ва делились на 3 разряда, различавшихся степенью осведомлённости в делах Ю. о. д. На съезде руководителей об-ва в Киеве (1823) было оформлено деление об-ва на управы: Тульчинскую (рук. Пестель), Каменскую (рук. С. Г. Волконский и В. Л. Давыдов) и Васильковскую (руководитель С. И. Муравьёв-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин), и принят программный документ, назв. позднее "Русской Правдой" . Южане являлись сторонниками республики в форме единого централизов. гос-ва, ликвидации крепостного права и безвозмездного отчуждения значит, части помещичьей земли в пользу крестьян, упразднения сословных порядков, введения гражд. свобод и избират. права для мужчин. Гл. цель Ю. о. д.- создание сильной законспирированной орг-ции, к-рая путём воен. революции на Юге и в Петербурге должна свергнуть самодержавие, истребить царскую фамилию и передать власть "Врем, верховному правлению" из "директоров" об-ва, к-рое как орган рево-люц. диктатуры введёт в течение ряда лет новое гос. устройство. В 1823-24 в Петербурге был создан филиал Ю. о. д., объединявший офицеров-кавалергардов во гл. с Ф. Ф. Вадковским. Через М. И. Муравьёва-Апостола Ю. о. д. поддерживало связи с Северным обществом декабристов. Весной 1824 в Петербурге состоялось совещание руководителей Сев. об-ва с Пестелем, в ходе к-рого был достигнут компромисс: сев. декабристы склонялись к признанию респ. принципа, а Пестель был готов принять идею Учредит, собрания вместо диктатуры "Врем, верховного правления". Было решено не позднее 1826 созвать объединит, съезд. В 1823-25 Ю. о. д. вело переговоры с представителями польск. Патриотического общества о совместном выступлении. В сент. 1825 в состав Ю. о. д. вошло на правах Славянской управы Общество соединённых славян. Летом 1825 было принято решение (согласованное с Сев. об-вом) о выступлении в мае 1826. Слухи о раскрытии пр-вом тайной орг-ции, смерть имп. Александра I и обстановка междуцарствия заставили перенести сроки выступления, к-рое должно было начаться с захвата штаба 2-й армии, на 1 янв. 1826. После ареста 13 дек. Пестеля и Юшневского, разгрома восстания 14 дек. 1825 в Петербурге и подавления Черниговского полка восстания Ю. о. д. прекратило существование.

А. Г. Тартаковский.

Использована Большая Советская энциклопедия.

Литература:

Восстание декабристов. Материалы, т. 4, 7, 9 -13,-М.-Л., 1927-75;

Нечкина М. В., Движение декабристов, т. 1 - 2, М., 1955;

Очерки из истории движения декабристов. Сб. ст., М., 1954;

Порох И. В., О так называемом "кризисе" Южного общества декабристов, "Уч. зап. Саратовского гос. . ун-та", 1956, т. 47, в. исторический;

Ольшанский П. Н., Декабристы и польское национально-освободительное движение, М., 1959;

Ченцов Н. М., Восстание декабристов. Библиография, М.-Л., 1929;

Движение декабристов. Указатель литературы, 1928-1959, сост. Р. Г. Эймонтова, М., 1959.

Далее читайте:

Союз благоденствия - тайная революционная организация декабристов.

Декабристы (биографический справочник).

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕКАБРИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Декабристы - люди высокой нравственности, которая и выделила их из остального дворянства, заставила подняться выше своих сословных привилегий, дававшихся им происхождением и положением в обществе, пожертвовать всем своим состоянием и даже самой жизнью во имя высоких и благородных идеалов – освобождения России от крепостничества и деспотизма самодержавной власти.

Источниками их "вольномыслия" явились идеи французских просветителей XVIII в. и русских "вольнодумцев" конца XVIII – начала XIX в. Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала Отечественная война 1812 г. Не случайно они называли себя "детьми 1812 года", рассматривая его как отправную точку своего политического воспитания. Свыше ста будущих декабристов были участниками этой войны.

Заграничный поход русской армии в 1813–1814 гг., в котором участвовали многие декабристы, познакомил их с социально-политическими изменениями в Европе после Французской революции конца XVIII в., обогатил их новыми впечатлениями, идеями и жизненным опытом.

Декабристы ощущали значимость эпохи, в которой им приходилось жить и действовать, когда, по их мнению, решалась "судьба России". Для них было характерно ощущение грандиозности событий своей эпохи, а также непосредственной причастности к этим событиям, что и служило движущим мотивом их действий. Они выступили на исторической арене в эпоху крупных военно-политических катаклизмов: наполеоновских войн, революций в разных странах Европы, национально-освободительных восстаний в Греции и латино-американских колониях.

Декабристы были тесно связаны с либерально-оппозиционной, или, как говорят, "околодекабристской", средой, на которую они опирались в своей деятельности и которая по существу разделяла характерные для декабристов взгляды. Это видные писатели (например, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов), известные своими прогрессивными взглядами государственные и военные деятели (Н. С. Мордвинов, П. Д. Киселев, М. М. Сперанский, А. П. Ермолов). Поэтому возникновение декабризма и деятельность декабристских обществ, особенно на раннем их этапе, нельзя понять вне связи с их либерально-оппозиционным окружением. Нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что на формирование декабристских идей и взглядов оказали влияние как преобразовательная деятельность и реформаторские планы начала царствования Александра I, так и позднее разочарование в "реформаторе на троне", последовавшее в результате фактического от них отказа.

Значительное влияние на организационно-тактические принципы декабристов оказали масонство (более 80 декабристов, в том числе и все их лидеры, были масонами), а также опыт тайных обществ в европейских странах.

ОБЩЕСТВЕННАЯ АТМОСФЕРА

[…] Официальный космополитизм, подчеркнутое на верхах пренебрежение ко всему русскому, открытое предпочтение, оказываемое иностранцам, в первую очередь растлевавшим общество иезуитам и заморозившим администрацию немцам, суровая до полного абсурда цензура и обскурантизм болезненно переживались тогдашним русским обществом, находившимся еще под влиянием патриотического подъема Двенадцатого года.

Наиболее болезненно реагировала на эти настроения самая чуткая часть этого общества – офицерство. Смутное предчувствие бедствий, надвигающихся на Россию, искреннее желание их предотвратить, неизжитая еще славная традиция XVIII века – века политически воспитанного петровского и екатерининского офицерства – все это в связи с заграничными походами (значительно расширившими кругозор мыслящей его части) и с модой на запрещенный плод – «карбонарство» – способствовало бурному росту всякого рода тайных обществ и кружков. Группировки эти, «Союз благоденствия», «Общество соединенных славян» и тому подобные, составили в начале 20-х годов два тайные общества – Северное (главным образом из офицеров гвардии, отчасти флота) и Южное (офицерство 2-й армии вплоть до старших начальников и III корпус 1-й армии). Такие события, как бунт Семеновского полка и «Чугуевская бойня», лишь накаляли все больше атмосферу – и становилось ясным, что рано или поздно гроза должна разразиться и что для этого взрыва достаточно любого незначительного повода.

И повод этот (к тому же первостепенной важности) представился... 14 декабря 1825 года – печальная дата русской истории – явилось днем открытого разрыва российского правительства с русским обществом […].

ПОЛОЖЕНИЕ ДВОРЯНСТВА

Положение этого класса в обществе покоилось на политической несправедливости и венчалось общественным бездельем; с рук дьячка-учителя человек этого класса переходил на руки к французу-гувернеру, довершал свое образование в итальянском театре или французском ресторане, применял приобретенные понятия в столичных гостиных и доканчивал свои дни в московском или деревенском своем кабинете с Вольтером в руках. С книжкой Вольтера в руках где-нибудь на Поварской или в тульской деревне этот дворянин представлял очень странное явление: усвоенные им манеры, привычки, понятия, чувства, самый язык, на котором он мыслил, – все было чужое, все привозное, а дома у него не было никаких живых органических связей с окружающими, никакого серьезного дела, ибо мы знаем, ни участие в местном управлении, ни сельское хозяйство не задавали ему такой серьезной работы. Таким образом, живые, насущные интересы не привязывали его к действительности; чужой между своими, он старался стать своим между чужими и, разумеется, не стал: на Западе, за границей, в нем видели переодетого татарина, а в России на него смотрели, [как] на случайно родившегося в России француза. Так он стал в положение межеумка, исторической ненужности; рассматривая его в этом положении, мы готовы жалеть о нем, думая, что ему иногда становилось невыразимо грустно от этого положения.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec81.htm

ПЕРВЫЕ ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Первое тайное общество, «Союз спасения» (или Общество истинных и верных сынов Отечества), возникло в 1816 году. Во главе его стояли молодые офицеры Александр Муравьев, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев и другие. В 1818 году они же основали новое, более многочисленное общество – «Союз благоденствия», в которое входило не менее двухсот членов. «Союз благоденствия» имел руководящий орган – Коренную управу. В 1821 году Коренная управа объявила о самороспуске Союза, хотя его руководители не намеревались прекращать революционную деятельность, а лишь стремились таким образом избавиться от ненадежных и случайных членов Союза.

Характерной чертой созданной вскоре новой тайной организации было структурное деление ее на две части: Северное общество, опиравшееся на столичные воинские части, и Южное общество, основой которого стали полки 2-й армии, стоявшей на Украине. Другой особенностью нового этапа движения будущих декабристов стала разработка программы действий на будущее, естественно, при условии победы восставших. Сразу же обнаружились разногласия в том, какой должна быть Россия. «Русская правда» – программа признанного лидера Южного общества полковника П. И. Пестеля – предусматривала установление диктатуры Временного верховного революционного правления типа военной хунты, причем Пестель явно отводил себе роль верховного диктатора. Новый орган власти вводил конституцию, согласно которой Россия становилась унитарной республикой с однопалатным законодательным собранием – Народным вечем, и Державной думой – своеобразным советом, каждый из пяти членов которого выполнял функции главы государства и правительства в течение одного года. Контрольные пожизненные функции принадлежали Верховному собору, надзиравшему за соблюдением конституции.

Эта конституция гарантировала всем гражданам России основные гражданские свободы, в том числе свободу от крепостной зависимости.

Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2008 http://storyo.ru/empire/140.htm

СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ

В 1818 г. вместо «Союза спасения» был основан «Союз благоденствия». Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Они образовали Коренную управу. Ей подчинялись местные «управы» – в Петербурге, Москве и некоторых других городах. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе («Зеленой книге») говорилось, что «Союз» считает своей обязанностью «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия». Одной из главных своих целей «Союз» считал развитие благотворительности, смягчение и гуманизацию нравов.

Судьба крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания «Союза». Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, «истреблять» продажу их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейской жизни произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства.

Большое значение «Союз благоденствия» придавал гуманистическому воспитанию юношества. Члены «Союза», имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. «Союз» ставил себе целью бороться против взяточничества, стремился к мирному разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению «различные племена, состояния, сословия». Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели «Союза». Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности и ремесел, расширению торговли.

Для достижения своих целей члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности легальных научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось наладить издание собственного журнала.

Знакомство с «Зеленой книгой» показывает, что ее авторы были передовыми людьми – с широким кругозором и добрым сердцем. Существовала и вторая часть «Зеленой книги», известная лишь основному ядру общества. В ней были записаны его заветные цели – введение конституции и уничтожение крепостного права.

За короткое время своего существования «Союз благоденствия» успел сделать очень немногое из того, что было намечено. Его члены выступали за отмену крепостного права, некоторые из них старались облегчить положение своих крепостных. Иван Якушкин открыл школу в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском полку, много сделал для того, чтобы облегчить жизнь солдата. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир. Сразу же воцарились муштра и палочная дисциплина. В 1820 г. в полку произошли солдатские волнения. «Зачинщики» были жестоко наказаны, остальные солдаты разосланы по отдаленным гарнизонам.

Будущие декабристы не участвовали в этом выступлении, но кары коснулись и их. Большинство офицеров-семеновцев были срочно переведены в обычные армейские корпуса и высланы из столицы. 17-летнему Михаилу Бестужеву-Рюмину не разрешили даже заехать в имение, чтобы попрощаться с умирающей матерью. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом он был переведен на юг, в Черниговский полк. Среди солдат этого полка оказалось много бывших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. был произведен в полковники и назначен командиром Вятского полка, который располагался недалеко от Черниговского. Так оказались на юге многие участники тайного общества.

Между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. Стало очевидно, что организационное строение и программа «Союза благоденствия» не отвечают новым условиям. Вместо того, чтобы «споспешествовать правительству», надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. В 1821 г. тайный съезд «Союза благоденствия» в Москве объявил организацию распущенной. Руководители движения хотели организовать новое общество, способное к более решительным действиям.

Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с начала XVIII до конца XIX века, М., 2001. http://kazez.net/book_98689_glava_109_%C2%A7_6._Pervye_organiza%D1%81ii_budu.html

ВЕТВИ ОДНОГО ЗАГОВОРА

Существование кружков оппозиционного характера можно было наблюдать уже тотчас по возвращении войск из заграничного похода. Первоначально они пользовались дозволенной тогда (до 1822 г.) в России масонской организацией, затем получили вид политических сообществ. Из нескольких таких сообществ выслежен был в 1816 г. большой "Союз спасения", или "Союз благоденствия", устав которого ("Зеленая книга") стал известен даже самому императору Александру. Слишком большая огласка союза повела в 1820–1821 гг. к его добровольному закрытию. Но, закрыв этот союз, его руководители составили новые союзы, более тайные и с более определенными программами действий. Это были союзы: "Северный" с Н. Муравьевым и Рылеевым во главе; "Южный", руководимый Пестелем, и "Славянский". Первый был умереннее прочих, высказываясь за монархическое начало; второй был республиканским, а третий отличался фантастическими крайностями. Во всяком случае все эти союзы были ветвями одного заговора, направленного к коренному перевороту.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 Часть III. Время Александра I (1801–1825) http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl21

«РУССКАЯ ПРАВДА» П. И. ПЕСТЕЛЯ

[…] § 6. Дворянство.

Дворянство есть то отдельное от массы народной сословие, которое свои особенныя имеет преимущества состоящия в следующих пяти предметах:

1) Дворянство обладает другими людьми как собственностью своею называя их своими крепостными е и право имеет составлять Майораты с разрешения Правительства.

2) Дворянство никакой подати не плотит и никаких вкладов в пользу общую не вносить.

3) Дворянство не подлежит телесным по суду наказаниям подобно прочим Росссиянам ниже за самыя ужаснейшияя преступления.

4) Дворянство не подлежит Рекрутскому набору и всякия звания и должностныя места в Государстве замещает за изключением прочих Россиян и

5) Дворянство называется Сословием Благородным имеет Гербы и присоединяет к сему различныя Титла.

Сии пять Преимуществ составляют Дворянство, в отношении к коему здесь употреблено слово преимущество а не слово право потому что упомянутые выгоды, коими пользуется Дворянство ни на какой предшествующей обязанности не основаны, ниже для исполнения какой либо обязанности нужными не бывают; почему и не могут правами быть признаны на основании §5 предисловия: тем более что сии Выгоды не только не основаны на предшествующих обязанностях, но даже напротив того от обязанностей избавляют и потому должны быть признаны Преимуществами а не правами.

Разсмотрим теперь должны ли таковыя преимущества в благоустроенном Государстве отдельному Сословию быть дарованы.

Первое. – Обладать другими Людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать Людей на подобие Вещей, употреблят их по собственному своему произволу без предварительнаго с ними соглашения и единственно для собственной своей прибыли, Выгоды сии а иногда и прихоти есть дело постыдное, противное Человечеству, противное законам Естественным, противное святой Вере Християнской, противное наконец Заповедной воле ВсеВышняго гласящаго в священном писании что Люди пред ним все ровны и что одни Деяния их и Добродетели разницу между ими поставляют. И потому не может долее в России существовать позволено одному человеку иметь и называть другаго своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено и Дворянство должно непременно на веки отречься от гнуснаго преимущества обладать другими Людьми.

Нельзя ожидать чтобы нашелся хотя один довольно злосовестной Дворянин чтобы не содействовать всеми силами к уничтожению рабства и крепостнаго состояния в России; но ежели бы паче всякаго чаяния нашолся изверг которой бы словом или Делом вздумал сему Действию противиться или оное осуждать то Временное Верховное Правление обязывается всякаго таковаго Злодея безизьятно немедленно взять под стражу и подвергнуть его строжайшему наказанию яко Врага отечества и изменника противу первоначальнаго кореннаго права Гражданскаго. […]

П.И. Пестель Русская Правда http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/VV_PES_W.HTM#3_4

ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ НИКИТЫ МУРАВЬЕВА

Глава I О народе Русском и правлении

1. Русской народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.

2. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основныя постановления для самого себя. […]

Глава X. О верховной исполнительной власти.

101. Император есть: Верховный Чиновник Российскаго Правительства. Его права и преимущества суть:

1) Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она не переходит к зятю.

2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть.

3) Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждать ее ко вторичному разсмотрению закона.

4) Он Верховный Начальник сухопутной и морской силы.

5) Он Верховный Начальник всякаго отделения Земских Войск, поступающаго в действительную службу Империи.

6) Он может требовать письменнаго мнения главнаго чиновника каждаго исполнительнаго департамента о всяком предмете, с его обязанностью сопряженном.

7) Ведет переговоры с иностранными державами и заключает мирные трактаты с совета и с согласия Верховной Думы, лишь только две трети присутствующих Думы на то согласились. Трактат, таковым образом заключенный, поступает в число Верховных законов.

8) Он назначает посланников, министров и консулов и представляет Россию во всех ея отношениях с иностранными Державами. Он назначает всех чиновников, о которых не говорено в сем Уставе.

9) Не может однако же помещать в трактатах статей, нарушающих права и состояние Граждан внутри отечества. Равным образом не может включать в оные без согласия Веча Народнаго условия напасть на какую-либо землю, не может уступить никакого участка земель, принадлежащих России.

10) Назначает судей верховных судебных мест с совета и согласия Верховной Думы.

11) Он наполняет все места, сделавшияся свободными, когда Народное Вече распущено, и дает от себя постановленным временным чиновникам Грамоты на сии места, которыя имеют силу до окончания перваго съезда Думы.

12 Он означает и постановляет по каждой отрасли дел или в каждом Приказе Главу […]

13) Он обязан при каждом съезде обеих Палат доставлять Народному Вечу сведения о состоянии России и представлять его суждению принятие мер, которыя ему покажутся необходимыми или приличными.

14) Он имеет право созывать обе Палаты и Верховную Думу в случае переговоров или суда.

15) Не может употреблять войска во внутренности России в случае возмущения, не сделав о том предложения Народному Вечу, которое немедленно обязано удостовериться посредством следствия в необходимости Военнаго положения. […]

18) Он принимает послов и уполномоченных иностранных Правительств.

19) Наблюдает за строгим исполнением общественных законов.

20) Дает Грамоты назначения всем Чиновникам Империи.

21) Ему дается титул Его Императорскаго Величества, никакой другой не допускается. Выражения: «Имянное повеление», «Высочайшее соизволение», «соизволение быть по сему» и т. п. уничтожаются, яко неприличныя и не имеющия никакого значения в земле благоустроенной.

22) Народное Вече определяет, с каким обрядом новый Император принимает сие званье.

23) Император при вступлении своем в правление произносить следующую присягу посреди Народнаго Веча: «Я клянусь торжественно, что буду верно исполнять обязанности Императора Российскаго и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего конституционнаго Устава России».

Поделиться