Учение кальвина способствовало развитию капитализма. О духовной основе западной цивилизации – кальвинизме и о том почему это учение способствовало бурному росту новой экономики

Ответ оставил Гость

ЖАН КОВЕН (Кальвин) родился в городке Нуайон (Франция) в 1509 году. Он основал религиозное течение, сыгравшее огромную роль в жизни многих людей в Европе, обеих Америках, Южной Африке и других частях мира. Его считают одним из крупнейших реформаторов Церкви в истории Западной Европы.
Сегодня, спустя 500 лет с рождения Кальвина, идеи и учения этого реформатора в той или иной форме процветают в разных протестантских конфессиях, например Реформатской, Пресвитерианской, Конгрегационалистской церквях и других пуританских течениях. На сентябрь прошлого года Всемирный альянс реформатских церквей насчитывал 75 миллионов приверженцев в 107 странах.
Конфликт с Католической церковью
Отец Кальвина был секретарем и поверенным Католической церкви в Нуайоне. Скорее всего, выполняя свои обязанности, он видел недостойное поведение духовенства того времени. Вызвало ли это у него протест, или подорвало уважение к церкви, сказать трудно, однако со временем и отец, и брат Кальвина были отлучены от церкви. Когда отец умер, Жану стоило больших усилий похоронить его по церковному обряду. Вполне возможно, что из-за этого случая его неприязнь к католицизму усилилась.
В большинстве трудов о жизни Кальвина мало что сообщается о его юношеских годах. Известно лишь, что он был замкнутым и необщительным. Даже в студенческие годы, когда он учился в Париже, Орлеане и Бурже, у него практически не было друзей. Кальвин обладал живым умом и поразительной памятью. Благодаря своей одаренности и невероятной трудоспособности - каждый день он занимался с пяти утра и до полуночи - к 23 годам он получил ученую степень в юриспруденции. Кроме того, он изучал еврейский, греческий и латинский языки, чтобы исследовать Библию. Однако, прежде всего, Кальвин был известен железным прилежанием и добросовестным отношением к работе - качествами, с которыми часто ассоциируют кальвинизм и сегодня.
В это же время по другую сторону границы, в Германии, Мартин Лютер открыто обличал Католическую церковь за продажность и небиблейские учения. Принято считать, что в 1517 году он прибил к дверям церкви в Виттенберге 95 тезисов, призывая к религиозной реформе. Многие поддержали Лютера, и Реформация стала распространяться по Европе. Это породило волну противодействия во многих местах, и протестующие, или протестанты, подвергались преследованиям за свои убеждения. В 1533 году в Париже Николай Коп, друг Жана Кальвина, произнес речь в поддержку взглядов Лютера, и поскольку составить ее помогал Кальвин, им обоим пришлось спасаться бегством. Кальвин покинул Францию и больше там не жил.
В 1536 году Кальвин опубликовал сочинение «Наставления в христианской вере» , в котором он изложил основные учения протестантской веры. В нем он обратился к королю Франциску I в защиту французских протестантов, позднее известных как гугеноты. Кальвин подверг суровой критике католическое вероучение, решительно выступая за Божье владычество - краеугольный камень своей теологии. Его труд «Наставления» не только оказал влияние на религиозные учения, но и сыграл ключевую роль в развитии французского языка и прозы. Кальвина считали одним из самых выдающихся реформаторов. Позднее он поселился в Женеве (Швейцария) , и начиная с 1541 года этот город служил оплотом Реформации.

Кальвин оказал колоссальное влияние на жизнь в Женеве. Как отмечалось в одной энциклопедии, движимый сильным стремлением к благочестию и праведности, он превратил Женеву из «города с дурной славой в город, в котором все было подчинено строгим правилам поведения»

Капитализм и кальвинизм

Была ли связь между развитием бизнеса и религиозным рвением? Стремились ли воинствующие протестанты к капиталистической экспансии, пока реформа католицизма не воспрепятствовала им? Было ли неким совпадением то, что наиболее предприимчивые дельцы вышли как раз из протестантской Голландии и наиболее высокий индустриальный рост пришелся на протестантскую Англию? Обе страны были ярко кальвинистскими. Почему гугеноты добились таких успехов среди делового сообщества католической Франции? И почему протестантская Бранденбург-Пруссия под властью кальвинистского Великого курфюрста, единственная из княжеств Германии в XVII в., смогла добиться благосостояния? И почему католические Италия, Португалия, Фландрия, выдающиеся деловые центры до 1559 г., пришли в такой упадок к 1689 г., а Испания, самая агрессивная католическая страна того времени, переживала экономический коллапс?

Ученые спорят на эту тему в течение последних 60 лет, и безрезультатно. Немецкий социолог Макс Вебер начал эту дискуссию в 1904 г., когда вышла его книга «Протестантская этика и дух капитализма», в которой он доказывал, что различные ветви протестантизма - особенно Кальвин и его сподвижники - повлияли на рождение капитализма на протяжении XVI и XVII вв. Вебер заметил, что на протяжении Средних веков и Ренессанса было много мелких индивидуальных капиталистов, но он соглашался и с тем, что эти дельцы не были включены в общеевропейское экономическое сообщество. Он описывает дух капитализма как рационально просчитанное и высокосистематизированное стремление к доходу, в отличие от иррационального стремления к власти или величию. Вебер не находит черт этого рационального капитализма в дореформационных купцах-банкирах, таких как Медичи во Флоренции или Фуггеры в Аугсбурге. Он утверждал, что Медичи и Фуггеры были ужасно скупы в своих финансовых операциях. Они рисковали ради своего статуса, давали сомнительные займы королям и духовенству, тратили прибыли на проекты, меценатство или вкладывали их в имущество и жилье. Вебер связывает зарождение духа капитализма с мелким и средним купечеством XVI–XVII вв. в Англии и Нидерландах. Эти дельцы, считает он, практиковали сдержанное, приносящее выгоды производство и просчитывали всю необходимую экономию для того, чтобы получать нормальный доход. В своей деловой практике они применяли этическое учение Кальвина. Вебер придавал большое значение кальвинистской идее о том, что любая профессия или занятость человека - это «зов» Бога. Если человек слышит этот призыв, то этот знак Бога приведет его к спасению. По мнению Вебера, кальвинистская доктрина предопределения воспитала в ее адептах внутреннее одиночество и внешнюю дисциплину, аскетизм и любовь к действиям. Энергия купцов-кальвинистов поднимала их над социальным классом. Они гордились своим презрением к роскоши и праздности аристократов и банковских принцев. Поддерживая Вебера, Р.Х. Тауней писал, что «Кальвин сделал для буржуа в XVI в. то, что Маркс сделал для пролетариата в XIX».

Идеи Вебера критиковались с разных сторон. Некоторые отвергали его предпосылку о том, что есть значимая культурная связь между религией и экономикой. Другие не видели смысла в изучении феномена «дух капитализма». Марксисты и прочие экономисты в целом отклоняли версию Вебера о том, что экономические идеи и поведение людей вызывают изменения в практической сфере. Они утверждали, что, наоборот, практика влияет на изменения в экономическом поведении. Поэтому основной точкой исследования должна быть экономика сама по себе, а не некий ее «дух». Другие критики упирали на веберовский дореформационный капитализм. Они указывали, что Флоренция и Венеция периода Возрождения использовали все бизнес-технологии Амстердама и Лондона XVII в. Многие члены католической буржуазии практиковали самодисциплину и воздержанность задолго до того, как Кальвин обозначил эти черты. Другим направлением критики стало то, что Вебер разрушил этическое учение Кальвина. Он обвинялся в искажении понимания «предопределения» и игнорировании репрессивной атмосферы кальвинистской Женевы, которая скорее тормозила, чем стимулировала развитие бизнеса. Более того, было утверждено, что наиболее преданные Кальвину регионы Европы в XVI–XVII вв. - Шотландия и Нидерланды - оставались экономически неразвитыми. В сравнении с аграрной Фрисландией Амстердам вряд ли можно было назвать кальвинистским: он одинаково нейтрально относился и к католикам, и к евреям и его священники не придерживались доктрины о предопределении. Наиболее ярые критики Вебера вообще утверждали, что кальвинисты были противниками капитализма.

Этот спор угас за несколько лет. Сегодня многие специалисты в истории этого периода считают тезисы Вебера чрезмерно упрощенными. Хотя, как бы слабо ни обозначил Вебер свою позицию, несомненно, было бы наивно сомневаться в его выводе, что динамичная экономика и религиозные движения XVI и XVII вв. имели сильную связь.

Влияние протестантской и католической реформации на экономический климат в Европе трудно оценить, но вывод Вебера о том, что протестантская этика индивидуализма изменила систему ценностей коммерческого общества, не лишен смысла.

Чтобы убедиться в этом, вспомним, что святой Игнатий Лойола уделял эмоциональной и интеллектуальной дисциплине столько же внимания, сколько и Кальвин, однако дисциплинированные кальвинисты практиковали скромность и старались не привлекать к себе внимания, тогда как убежденный иезуит вкладывал свои ресурсы в роскошное барокко, стремясь показать величие Бога. Барочный Рим, измененный построенными папством церквями, широкими улицами, площадями, лестницами, статуями, фонтанами и дворцами, был живым примером того, что Вебер называл капиталистическим иррациональным. Амстердам XVII в. при всем своем достатке был довольно скромным городом с небольшим количеством богатых домов. С каждого канала открывался одинаковый вид: двойные ряды высоких, расположенных вплотную друг к другу домов, выглядящих довольно однообразно и невыразительно. Голландский купец обычно размещал свою лавку на первом этаже, жил в средних этажах и держал склад под крышей.

Влияние кальвинизма на капитализм может быть измерено только интуитивно; влияние капитализма на кальвинизм доказать несколько проще, рассматривая определенные отрезки времени. Первые кальвинисты проявляли глубокое недоверие по отношению к деньгам.

Святые середины XVI в. в Женеве, занимая небольшой оазис в пустыне грехов, делали все, чтобы контролировать алчность монополистов. Но к концу XVII в., когда ученики Кальвина попали во все экономические центры Европы, они не могли долго оставаться в стороне от занятий своих соседей. Только в таких отдаленных регионах, как Шотландия, Новая Англия и Нидерланды, было возможно сохранять и поддерживать прежние традиции сообщества. Протестантским активистам приходилось полагаться на самодисциплину.

Но успех в деле, данный Богом, призывал протестанта ценить в себе мирского труженика. Получение дохода считалось теперь обязанностью. К концу XVII в. те английские и амстердамские капиталисты, которые практиковали кальвинизм, продолжали настраивать себя на тяжелую работу и истинное значение «предназначения» видоизменялось. Святые 1559 г. стали держателями имущества в 1689 г.

Протестантская этика пошатнулась, но не исчезла. Удачливые протестантские дельцы чувствовали меру уважения в обществе как управляющие богатствами Господа, и их стремление помочь бедным и обездоленным было очень значимо в то время, когда правительство могло обеспечить лишь минимальные социальные службы. Голландские дома призрения и больницы для нищих, поддерживаемые частными вложениями, заслужили хорошую славу и благодарность всех их пациентов. Что касается английского учения о филантропии, то преуспевающие классы давали на благотворительность в восемь раз больше денег в 1649 г., чем в 1480-м. Купцы давали денег больше, чем кто-либо другой, особенно в начале XVI–XVII в., когда многие примкнули к пуританскому движению. Поскольку мы упоминали об увеличении цен на 350 процентов и о росте торговли в Англии на протяжении этого периода, то можем задаться вопросом: были ли в XVII в. протестанты более щедрыми, чем их католические предшественники в XV в.? Без сомнения, их средства шли на различные благотворительные цели. Филантропы до Реформации отдавали 53 процента дохода церкви (часть - чтобы достойно похоронить священников) и только 15 процентов на нужды бедных, больницы и т. п. А филантропы начала XVII в. давали 12 процентов церкви и 55 оставляли бедным. Статистики любят эти показатели, иллюстрирующие связь между предприимчивостью в торговле и религиозным рвением в XVII в.

Из книги От рабства к рабству [От Древнего Рима к современному Капитализму] автора Катасонов Валентин Юрьевич

9.2. Христианство и капитализм Среди всех цивилизаций, существовавших и существующих на планете, нас, русских людей, наверное, больше всего волнует судьба христианской цивилизации, которая возникла на развалинах римской цивилизации и сформировалась в Византии при

Из книги К началу. История Российской Империи автора Геллер Михаил Яковлевич

На дороге в капитализм Арестанты преувеличивали понятие о действительной свободе, и это так естественно, так свойственно всякому арестанту. Ф. Достоевский Анатоль Леруа-Болье, историк и современник эпохи контрреформ, сравнивает два события, совпавших по времени:

Из книги Третий проект. Том III. Спецназ Всевышнего автора Калашников Максим

«Капитализм» на пепелище Отдельная песня – отраслевая структура «эрэфианской» экономики. В карикатурной и злой форме она повторяет экономику России 1900-х годов. Там тоже был экспортно-сырьевой сектор, внутренний товарный сектор и самая что ни на есть первобытность.

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

15. КАПИТАЛИЗМ ИЛИ CARITAS? Отсутствующий в средние века: капитализм Определения капитализма в XIX и XX вв. предложили три мыслителя первого плана. Их позиции недавно изложил в очень интересной книге Филипп Норель, согласно которому Бродель видел в капитализме нечто иное, чем

Из книги 13 опытов о Ленине автора Жижек Славой

9. Культурный капитализм Этот виртуальный капитализм, доведенный до своего логического завершения, ставит нас перед господствующим означающим в чистом виде. Нужно только представить компанию, полностью перенесшую свое производство в регионы с более дешевой рабочей

Из книги Сталин. Красный «царь» (сборник) автора Троцкий Лев Давидович

Государственный капитализм? От незнакомых явлений нередко ищут спасения в знакомых терминах. Загадку советского режима пытались перекрыть именем государственного капитализма. Этот термин представляет то удобство, что никто точно не знает, что, собственно, он означает.

Из книги Эпоха религиозных войн. 1559-1689 автора Данн Ричард

Глава 1. Кальвинизм против католицизма в Западной Европе Весной 1559 г. послы Филиппа II Испанского и Генриха II Французского встретились на нейтральной территории - в епископском дворце в Като-Камбрези, небольшом городке на границе Франции и Голландии, - для подписания

Из книги Колониальная эра автора Аптекер Герберт

III. Рабство и капитализм Первым по времени районом вне Европы, вызвавшим праведные воздыхания благочестивых миссионеров, привлекшим к себе благосклонные взоры алчных купцов и освященные мечи милостивых государей, явился тот земельный массив, который был расположен

Из книги Убийство императора. Александр II и тайная Россия автора Радзинский Эдвард

Азиатский капитализм Во второй половине XIX века в самодержавной России начинает развиваться капитализм. Но это был воровской, азиатский капитализм.Когда Карамзина попросили дать короткое определение Российской империи, знаменитый писатель и историк определил страну

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Кальвинизм Несмотря на сопротивление католического костёла, в ВКЛ получил широкое распространение кальвинизм. Его базу составили магнаты, шляхта и часть горожан - примерно 10 % населения государства. Н иколай Радзивилл «Черный» основал в 1553 году в Бресте первый

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ В 20–30–е гг. XVI в. лютеранство проникает в Швецию, Норвегию и Данию. Но особенно благоприятную почву Реформация нашла в соседней Швейцарии и именно здесь сделала следующий шаг в идеологическом и организационном отношениях. Здесь были

Из книги ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.) автора Семенов Юрий Иванович

5.3.8. Центр и периферия международной капиталистической системы. Капитализм центра (ортокапитализм) и периферийный, зависимый капитализм (паракапитализм) Вслед за становлением всемирного исторического пространства шло формирование всемирного капиталистического рынка,

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Реформация в Швейцарии. Кальвинизм Начавшись в Германии, Реформация вскоре охватила Нидерланды, Англию, Скандинавию, Францию, Швейцарию. Не во всех странах реформа церкви проводилась по лютеранскому образцу. Появились новые теоретики Реформации и ее самостоятельные

Из книги Империализм от Ленина до Путина автора Шапинов Виктор Владимирович

Капитализм и/или экология Человеческое общество является продуктом преобразования природы в условия жизни человека. Этот процесс называется общественным производством, в ходе которого, преобразуя природу, преобразовывается и человек, меняя формы общественного

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

Тоталитарный капитализм Мы часто можем столкнуться с критикой вещизма, диктатуры денег, алчности господствующего класса. Все это различные стороны одного явления, имя которому – тоталитарный капитализм. В чем же суть тоталитарного капитализма?Капиталистические страны

Из книги Полное собрание сочинений. Том 25. Март-июль 1914 автора Ленин Владимир Ильич

Капитализм и печать Когда два вора дерутся, от этого всегда будет известная польза для честных людей. Когда вконец перессорятся «деятели» буржуазного газетного дела, они раскрывают перед публикой продажность и проделки «больших» газет.Нововременец Н. Снессарев


Наиболее радикальным из идей Реформации был кальвинизм, основателем которого является Жан Кальвин (1509-1564).
Под его руководством в Женеве была осуществлена реформа церкви в соответствии с идеями, изложенными им в труде «Наставления в христианской вере» (1536). Идейной основой сочинения является положение о божественном предопределении, согласно которому жизнь и деятельность людей складывается в соответствии с волей Бога. Изменить свою судьбу, предначертанную Всевышним, человек не может, но Божье отношение к себе он способен уяснить по тому, какова его жизнь. Если человек проявляет деловую активность, является бережливым и рачительным хозяином, добивается успехов в работе, то он выполняет свое жизненное предназначение.
Кальвин призывает всех, независимо от своего со-циального положения, принять деятельное участие в общественно полезном труде и на основе полученных результатов уяснить свое место в соответствии с божественной предопределенностью. Таким образом, Кальвин использовал религию в интересах генезиса капитализма путем активизации деятельности людей, своим трудом объективно содействующих становлению буржуазного общества.
Кальвин создал новую церковь, опиравшуюся на пробуржуазные демократические принципы. Церков-
Чашники стояли за ликвидацию привилегии духовенства, секуляризацию церковных богатств, признание независимости чешской церкви. Табориты шли дальше, требуя уничтожения привилегий дворянства, ликвидации крепостного права, феодальных повинностей. Борьбу против гуситов возглавили феодально-католические силы во главе с папой Мартином V и императором Сигизмундом I, которым после ряда безуспешных походов с переходом на их сторону чашников удалось разгромить таборитов.
К XV в. в Западной Европе окончательно обозначились два основных типа ереси: бюргерская и кресть- янско-плебейская. Первая из них была вызвана быстрым развитием в Западной Европе городов и связанным с ним укреплением нового - третьего сословия, выступавшего против привилегий и богатств церкви, за ликвидацию сословия священников, против вмешательства религиозных деятелей в государственные дела. Интересы нового сословия были особенно четко выражены в их требовании создания единого национального государства, а также в защите частной собственности, идущей якобы от Бога.
Еретические идеи не были забыты, не канули в Лету. Спустя годы они были востребованы Реформацией XVI в., последовавшими за ней первыми буржуаз-ными революциями в Европе.
отведенных ей законодателем, и призвана строго выполнять его решения, законы.
Общество должно быть разделено на две категории: высшую и низшую. Первая - чиновники, священники, военные. Вторая - ремесленники, земледельцы, торговцы.
В своем сочинении «Защитник мира» Падуанский выступает в качестве обличителя католической церкви, возлагая на нее ответственность за все людские несчастья, включая сюда и войны, которые нарушают должный порядок в обществе, обостряют отношения между государствами. Его требование - свести деятельность церкви к занятию духовной жизнью людей.
Государство - результат естественного развития человеческого общежития, начало которому положила семья. Далее был род, племя. Завершающей стадией явилось государство, основанное на согласии людей, его населяющих, и защищающее их общие интересы.
Падуанский - сторонник монархии, но не наследственной, а избираемой. Единственным источником власти он считал народ в лице его высших сословий: военных, священников, чиновников. Именно они озабочены общими интересами. В то время как низшие сословия: торговцы, земледельцы, ремесленники - представляют собой простой народ, занятый лишь своими интересами.
Его идеи - это предтеча развития демократических начал в политической правовой мысли Западной Европы.
ная община стала управляться выборной консисторией, в состав которой входили просвитеры (старосты) и проповедники, не имевшие специального священнического сана. Выборность церковных деятелей оказала свое влияние на дела светские, проявившиеся на практике в утверждении выборных начал во властных структурах (например, в парламенте).
Идеи кальвинизма сыграли заметную роль в истории. Они получили широкое распространение в целом ряде стран Западной Европы, а также в Северной Америке; оказали воздействие на революционные процессы в Старом Свете, вместе с другими течениями общественной мысли содействовали фор-мированию буржуазной политико-правовой мысли. Приверженцев новых церквей и религиозных учений (лютеран, кальвинистов, баптистов, адвентистов, представителей англиканской церкви и др.) стали на-зывать протестантами.
В связи с идеями преобразования церкви католическая церковь на реформаторскую деятельность ответила реакцией. Усилились гонения на еретиков. Именно тогда утверждается составленный папской цензурой «Список запрещенных книг». Возникает католический монашеский орден иезуитов, основанный в Париже И. Лойолой и ставший для папы главным орудием контрреформации.
что ересь следует пресекать не силой, ибо это духовное дело, а словом Божиим. Насилие лишь усиливает сопротивление. Да и в светском правлении он осуждает тех князей, которые действуют силой. Бесправие, считает он, нужно преодолевать правом.
Учение Лютера не выходило за пределы бюргерской ереси, но в условиях накаленной социальной обстановки в Германии оно послужило мощным идейным толчком к выступлению народных масс - крестьянской войне в Германии 1524-1526 гг. Ее возглавил Томас Мюнцер (1490-1526). В отличие от Лютера он оценивал Реформацию не столько с точки зрения глубины церковных, сколько социальных преобразований. Мюнцер призывал народ к вооруженной борьбе против власть имущих и установлению своей собственной власти. Он стремился к утверждению царства Божьего на земле. Авторитету веры, активно защищаемому Лютером, Мюнцер противопоставил авторитет разума.
Крестьянская война, гневно осужденная Лютером и не поддержанная бюргерством, была сравнительно быстро подавлена. Но лютеранство одержало победу. Оно вскоре было признано равноправным с католической религией. Больше того, в результате его идейного воздействия происходит дальнейший раскол католической церкви, в ходе которого в разное время из нее выделяется еще несколько религий и сект.

Вслед за лютеранством появляются и другие варианты протестантских учений. Основателем одного из них стал француз Жан Кальвин (1509-1564). Его отец занимал почетную должность церковного казна-чея, но, несмотря на это, его семья еле-еле сводила концы с концами. Заботясь о будущем своего отпрыска, отец Кальвина отправляет сына в Париж, в коллегию Монтегю, чтобы юноша смог получить образова-ние богослова. В это время идеи Реформации , провозглашенные Люте-ром , проникают во все слои общества. Заинтересовали они и молодого Кальвина. Но открыто встать на сторону Реформации он еще не реша-ется, так как в учении Лютера не видит законченности и упорядочен-ности, которая свойственна католицизму. И все же спустя несколько лет Кальвин берется довести начатое Лютером дело до конца.

Спасаясь от преследований, в 1533 году Кальвин перебирается из Франции в швейцарский город Женеву. Здесь, в Альпийских горах, еще 30 лет назад крестьянские общины и торговые города окончатель-но отказывались признавать власть императора Священной Римской империи: перестали платить ему налоги и кормить его воинов, идущих через альпийские перевалы. Их ополчения, вооруженные ружьями, неоднократно громили рыцарские войска многих императоров. Кресть-янские и городские общины создали собственный государственный союз, который стал называться Швейцария. В каждой швейцарской общине все вопросы решались голосованием на общем собрании всех мужчин.

Здесь и сложилось новое вероучение — кальвинизм .

Создание Кальвинистской церкви

Городской совет Женевы разрешил Кальвину провести Реформацию в духе своего учения. Так была создана Кальвинистская церковь . В отли-чие от лютеранской, здесь каждая община объявлялась самостоятель-ной и не имеющей верховного управления. При этом самого Кальвина за его влияние на умы протестантов называли «женевским Папой». Избранные проповедники должны были строго следить за нравствен-ностью женевских граждан. Важнейшей их обязанностью стало посе-щение проповеди, причем только в той приходской церкви, к которой они были «прикреплены». Из всех обрядов сохранялись только крещение и причащение. Были запрещены праздники, кроме воскре-сенья. Правила устанавливались во всем и для всех: какую прическу должны носить женщины, какого цвета и фасона должен быть костюм. За малейший проступок предписывалось суровое наказание: «Три ко-жевника присуждаются к трехдневному заключению на хлеб и на воду “за распутство”: они съели за завтраком три дюжины пирожков!». Даже извозчик, в сердцах обругавший свою упрямую лошадь, отправ-лялся в тюремную камеру. Но самыми страшными смутьянами Каль-вин считал ученых, которые осмеливались вступать с ним в спор по вопросам его учения. Один из них даже был признан еретиком и сож-жен на костре. Материал с сайта

Суть и идеи Кальвинизма (отличия от Лютеранства)

Кальвин был не согласен с Лютером в том, что спасение души обеспечивается верой. Вера — это дар божий, но, по мнению Кальвина, не все это заслужили. Поэтому Бог сам совершает выбор: души одних людей он заранее пре-допределил к спасению, а души других — к вечной погибели. Исправить это нельзя. Этот догмат получил название «божественного предопре-деления». Человек не может изменить выбор Бога. Все, что он него требуется, — это вести благочестивую жизнь. Жизнь верующих ограничи-валась жесткими рамками, которые оставляли людям только право мо-литься и работать.

Учение Кальвина прижилось во многих странах. Ведь оно объявляло богоугодными делами труд, расчетливость в делах, бе-режливость в расходах. Своим трудом человек служит Богу, каждый верующий должен постараться раскрыть в полной мере то, что даро-вал ему Бог. Знаком того, что человек избран Богом для спасения, считалась его успешность в жизни — в науке, торговле, государственных делах, накоплении богатств. Все это очень нравилось городским тор-говцам и ремесленникам — буржуа, бюргерам.

Эпоха Реформации связана с появлением новых религиозных течений. Католичество перестало быть единственной ветвью христианства в Западной Европе. Одним из таких течений был кальвинизм, названный так по фамилии своего основателя.

Кальвин не считал, что богатство греховно. Его последователи не утверждали, что только нищие угодны Богу.

Почему кальвинизм дал толчок развитию капитализма

Идеи Кальвина способствовали развитию капитализма в Европе. Чтобы понять, почему так считается, следует вникнуть в идеи, которые проповедовал Кальвин:

  • он утверждал, что Бог дарует спасение только тому, кто трудится. И он имел в виду обычный труд – в поле, в кузнице, в своей лавке. То есть не нищие имеют больше шансов на рай, а именно те, кто работает. Соответственно, люди с доходом, по мнению Кальвина, были более угодны Богу, чем бедные. В этом прямое противоречие идеям католичества с его нищенством и отказом от земного;
  • труд предполагает накопление богатств. Кальвин считал, что накопление богатств также угодно Богу. Ведь чем человек богаче, тем он ближе к Богу. Но это касалось только тех, кто зарабатывает собственным трудом и не ленится;
  • богатство считалось признаком того, что Бог избрал этого человека. Раз он ему даровал богатство, то он его любит. Поэтому, деньги не считались чем-то грязным и бездуховным. Напротив, они стали признаков избранности.

Указанные идеи Кальвина были особенно распространены в Германии, Швейцарии и других странах Северной Европы. Они привели к стремлению людей работать и зарабатывать. Ведь не стоит надеяться на рай для бедных. Нужно быть богатым, поскольку это угодно Богу.

В чем экономическое значение кальвинизма

Кальвинизм родился из небольшой секты. Данное течение распространялось именно как секта. То есть в городах существовали ячейки сторонников идей Кальвина. Это были трудолюбивые, честные люди, у которых имелись деньги.

Соответственно, принадлежность к общине кальвинистов характеризовала человека, как надежного партнера для бизнеса. Это укрепляло общины и способствовало их росту. Ведь быть кальвинистом значило быть богатым и уважаемым.

Поделиться