Ощущение полноты жизни. Полнота человеческой жизни Жизнью даже ее полнота и

"Чувства тех, кто живут в полноте жизни, направленные вовне и ориентированные внутрь, развиты и не притупляются. Они видят красоту мира, слышат его музыку и поэзию, ощущают аромат каждого неповторимого дня, им знакомо восхищение любым мгновением бытия. Конечно, безобразные стороны жизни оскорбляют их чувства, но они защищены восприятием прекрасной ее стороны. Быть во всем живым — значит быть открытым ко всей гамме человеческих переживаний.

Это борьба за то, чтобы взобраться на вершину горы, борьба, которая вознаграждается величественным видом ее. Жить полной жизнью — означает иметь развитое воображение и чувство юмора, сохранять непосредственность и живость эмоций. Такие люди переживают весь спектр человеческих чувств — удивления, благоговения, нежности, сочувствия — вплоть до восторга экстаза и отчаяния конца.

Таков же и разум того, кто живет полной жизнью. Эти люди хорошо понимают мудрое изречение Сократа: «Не стоит жить, не размышляя». Им всегда есть над чем поразмыслить. Они способны правильно задать жизни свои вопросы и достаточно гибки, чтобы позволить ей ставить вопросы им самим. Они не станут бездумно жить в непонятном мире. Более, чем кто-либо, живут они как волей, так и чувством.

Эти люди по-настоящему любят и искренне уважают самих себя. Всякая любовь начинается с этого, строится на способности по-настоящему ценить себя. Жизнь приносит им радость и удовлетворение, счастье быть самими собой, такими, какие они есть. И других любят они с пониманием и вниманием. Забота и любовь — это основное содержание их отношения ко всему. В их жизни существуют люди, которые им дороги, счастье и безопасность которых важны им как свои собственные. Они преданы и верны тем, кого любят.

Жизнь людей, живущих полнокровно, радостно и празднично, она нисколько не похожа на долгую похоронную процессию, каждое завтра — это новая возможность, которой ждут с нетерпением. Жизнь и смерть обретают свой смысл. И когда приходит час смерти, сердца их полны благодарности за то, что было, за то, «какими мы были», за все прекрасное, что было им дано, за весь жизненный опыт. Улыбка озаряет их, когда в конце дней они вспоминают свою жизнь. И этот мир всегда будет для них лучшим, наисчастливейшим местом для человека, потому что именно здесь они жили, смеялись, любили.

Не следует принимать за полную жизнь так называемую сладкую жизнь. Живущие полной жизнью люди испытывают и успехи, и неудачи именно потому, что живут полнокровно. Они не избегают ни мучений, ни удовольствий. У них много вопросов и не так уж много ответов. Они и плачут, и смеются. Они и мечтают, и надеются. Единственное, что чуждо им, — это пассивность и апатия. Они говорят жизни энергичное «да», а любви — звучное «да будет». Эти люди испытывают муки роста, переходя от старого к новому; их рукава всегда засучены, мысли обгоняют друг друга, а сердца горят огнем. Они подвижны, всегда в процессе развития — дети непрестанной эволюции.

Как же встать на этот путь? Как включиться в этот танец жизни во всей его полноте? Мне кажется, что вся мудрость наших дней сводится к следующему. Существует пять шагов, которые необходимо проделать, чтобы прийти к полноте жизни. Их нужно сделать в том порядке, который предлагается ниже, причем каждый новый шаг строится на завершенности предыдущего. Но хотя любой шаг основан на успехе предыдущего и вырастает из него, это не означает, что каждый переход сделан раз и навсегда и к нему уже не нужно возвращаться: ничто не является законченным и завершенным. Впереди всегда некий идеал, к которому следует стремиться. Каждый из этих пяти шагов предполагает возникновение существенно нового понимания, восприятия. Чем глубже эта новизна восприятия своей и окружающей жизни, тем возможнее достичь полноты жизни.

Вкратце эти пять шагов сводятся к следующему:

1) принять себя, 2) быть собой, 3) забыть себя в любви, 4) верить, 5) принадлежать.

Очевидно, всякий рост начинается с того, что человек с чувством радости принимает себя таким, каков он есть. В противном случае он вечно будет участвовать в бесконечной и мучительной внутренней гражданской войне. Если же мы принимаем и видим себя в положительном свете, то уже освобождаемся от бремени сомнений по поводу того, одобрят ли нас другие, воспримут ли нас такими, какие мы есть. Чем более мы принимаем себя, тем более мы свободны. Мы получаем свободу с полным правом и без колебаний быть собой. Но с другой стороны, стремление жить только ради себя и любить только себя возводит вокруг нас тюремные стены. Нам нужно научиться выходить за рамки своего «Я» на широкий простор подлинных отношений любви.

Искренность любви и основанных на ней отношений будут зависеть от нашей способности по-настоящему быть собой. Когда же любовь выведет человека за пределы «Я», он должен найти веру. Каждому из нас необходимо научиться веровать в кого-то или во что-то так глубоко, чтобы жизнь обрела значение, чувство собственной миссии, личного призвания. И чем более человек посвятит себя этому призванию, тем скорее он сможет развить в себе глубокое чувство своей личной принадлежности к общине, открыть реальность общности с единомышленниками.

Рассмотрим теперь каждый из этих шагов.

Принять себя. Люди, живущие полной жизнью, принимают себя такими, каковы они есть, а не живут мечтами о завтрашнем дне или надеждой на те возможности, которые, быть может, когда-нибудь для них откроются. К себе они относятся с тем же теплым и радостным чувством, которое возникает при встрече с теми, кем мы искренне восхищаемся. Такие люди осознают, что хорошего есть в них самих, начиная с малого (походки или улыбки), талантов, дарованных им природой, и кончая достоинствами, которые они выработали в себе. Сталкиваясь с несовершенством или ограниченностью в себе, они относятся к этому с сочувствием, стараясь понять, а не обвинять себя. Источник полной жизни заключен в самом человеке, в психологическом плане это означает, что радостное принятие себя, благоприятное мнение о себе, чувство собственного достоинства и чести становятся той исходной установкой, которая направляет движение личности к полной и всесторонней жизни.

Быть собой. Принятие себя дает возможность и свободу вести реальную жизнь. Только те, кто с радостью приняли себя, могут взять на себя риск и ответственность быть собой. «Я получил возможность быть собой», — поется в популярной песне, но большинство из нас пользуются разными масками, играя те или иные социальные роли. В нас действуют механизмы нашего прежнего «Я», которые стараются предупредить получение новых травм, но они же отделяют нас от реальности и притупляют наше видение, лишают нас способности жить. Быть собой означает многое: свободу, право испытывать и передавать другим свои чувства, идеи и привязанности. Это значит самостоятельно думать, самостоятельно решать, делать выбор. Тот, кто способен так поступать, поднялся над унизительной необходимостью постоянно искать одобрения окружающих. Такие люди никому не продаются. Их чувства, мысли и решения нельзя взять напрокат. «Будь верен себе», — таков жизненный принцип, на котором и строится их образ жизни.

Забыть себя в любви. Научившись принимать себя и быть собой, люди, живущие в полноте бытия, приходят к овладению искусством забывать о себе — искусству любви. Они учатся выходить за пределы собственного «Я», чтобы по-настоящему заботиться о других и брать на себя ответственность за них. Масштаб личного мира человека определяется тем, насколько широко и глубоко его сердце. Реальный мир становится нашим домом лишь в той мере, в какой мы научились его любить.

Полнокровно живущие люди уходят из мрачного и тесного мира эгоцентриков, где всегда живут в одиночестве. В них развиты сопереживание, способность глубоко чувствовать то, что испытывают другие. И оказывается, что можно войти в мир чувств других людей, как если бы те оказались «внутри» их собственного мира или сами они вошли в мир своих близких. Поэтому мир человека, живущего в полноте, внезапно расширяется, а способность воспринять разнообразный человеческий опыт необыкновенно возрастает. Такие люди становятся «людьми для других». Некоторые из «других» дороги им, и это приносит то чувство личной преданности, о котором сказано: «Больше той любви никто не имеет». Всей своей жизнью они будут защищать тех, кого любят.

Быть любящим человеком — это совсем не то же самое, что быть так называемым делающим добро. «Делающие добро» используют других людей в качестве удобного повода, чтобы проявить собственную добродетель, о поддержании которой они весьма заботятся. Тот же, кто любит, учится смещать центр своего внимания и интереса с себя на других, глубоко заботиться о них. Различие между делающими добро и любящими — это разница между жизнью на сцене и жизнью, полной реально существующей любви. Настоящую любовь нельзя имитировать. Забота о других и интерес к ним должны быть подлинными, искренними, в противном случае наша любовь ничего не значит. Это очень важно: нельзя научиться жить, не научившись любить.

Верить. Научившись выходить за пределы собственных интересов, люди, живущие в полноте, открывают смысл жизни. Этот смысл обретается в том, что Виктор Франкл назвал «особым жизненным призванием, или миссией». Это означает преданность личности или делу, в которые человек верит и которым может посвятить себя. Эта преданность вере формирует жизнь и придает значимость всем усилиям и действиям.

Преданность своей жизненной задаче возвышает таких людей над мелочностью и ограниченностью, которые захлестывают жизнь, лишенную высокого смысла. Когда жизнь лишена такого смысла, человек практически полностью отдается потоку собственных влечений в погоне за сенсациями. Ему остается лишь экспериментировать, искать «новую моду», способ вырваться из круга скуки и однообразия. Лишенный жизненного смысла, человек блуждает в дебрях наркотических галлюцинаций, в тумане пьянства, в лабиринте бессмысленных оргий; он как бы одержим желанием чесаться, даже когда зуда нет. Природа человека не терпит пустоты. Мы должны обрести дело, чтобы верить в него, в противном случае остаток своих дней мы употребим на то, чтобы пытаться чем-то компенсировать собственное банкротство.

Принадлежать. Пятая и последняя составляющая полной человеческой жизни — это «место, называемое домом», и связанное с ним чувство общины. Община — это объединение лиц, «имеющих общие», участвующих в обладании самым ценным, что у них есть, — ими самими. Они знают друг друга и взаимно открыты. Каждый из них — для других. Себя и свою жизнь они отдают другим в любви. Живущие полной жизнью обладают подобным чувством принадлежности — к своим семьям, общинам, ко всей человеческой семье. Вокруг них другие люди, с которыми им хорошо и общение с которыми дает чувство взаимной принадлежности. И есть у них место, где их отсутствие будут чувствовать, а их смерть — оплакивать.

Общаясь с близкими, эти люди находят взаимное удовлетворение в том, чтобы отдавать или получать. Напротив, чувство изоляции всегда обедняет и внутреннее разрушает нас, толкает в бездну одиночества и отчуждения. Человеческая природа подчиняется неизбежному закону: мы не можем стать чем-то меньшим, чем индивидуум, но и не можем быть просто и только индивидуумами.

Люди — не острова. Свободны бабочки, нам же необходимо, чтобы сердце другого человека стало домом для нашего сердца. Лишь имея дом, можно обрести мир и спокойствие, какими обладают люди, живущие полной жизнью.

Таков облик людей, живущих полной жизнью. Они одолели эти пять ступеней внутреннего развития, о которых я говорил, и главный вопрос, который они задают в жизни, звучит примерно так: каким образом я получу и принесу наибольшую пользу сегодня, испытаю больше радости и удовольствия от общения с этими людьми, лучше всего решу задачу, стоящую передо мной. Своими словами и делами такие люди созидают, а не разрушают, их установки гибки, они способны к устойчивым и взаимообогащающим отношениям.

Они достаточно свободны от физических и психологических симптомов, вызываемых стрессами; и все, что делают эти люди, разумно соответствует их талантам. Они способны с доверием воспринять неблагоприятное изменение ситуации или принять решения, которые изменят их жизнь. Все мы должны стремиться походить на этих людей, и все мы можем стать похожими на них. В конечном счете — это вопрос видения. Все дело в нашем восприятии, которое дает душе ощущение цельности. И здоровье в своей основе — это внутренняя установка, животворящая видение.
В добрый путь"!


"Полнота человеческой жизни". Джон Пауэлл.

Нашему читателю книга о. Джона Пауэлла покажется весьма необычной и даже вызывающей протест, вследствие главной мысли, которую автор проводит через все содержание книги. Мысль эта состоит в утверждении необходимости "любви к самому себе". Как же так, - сразу же спросим мы, - разве себялюбие, эгоизм не является тем самым главным отрицательным свойством человека, против которого мы всегда должны быть на страже? Разве не сказано Иисусом: "Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя...", "Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою спасет ее"?

Все это так. Все это действительно сказано. Но сказано также: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" . Можно утверждать, что вся книга Пауэлла есть размышление над этой фразой. В самом деле, Св. Писание говорит о любви к себе, как о каком-то совершенно естественном, неотъемлемом качестве человека. Ап. Павел говорит, как о совершенно очевидном: "Никто же не ненавидит свою плоть, но питает и греет ее..." Очевидно, говоря о любви к самому себе, Писание не просто напоминает нам об инстинкте самосохранения. Ведь именно в зависимость от этой любви ставится вторая из двух важнейших заповедей - заповедь о любви к ближнему, про которую Иисус говорит, что она "подобна" первой - заповеди о любви к Богу. Итак, вопрос об отношении к самому себе стоит того, чтобы над ним хорошенько подумать. Автор настаивает на том, что правильная любовь к самому себе - это совсем не то же самое, что себялюбие, эгоизм. Эгоист все время озабочен, что его обойдут, ему все время чего-то не хватает. Он все время недоволен тем, что у него есть. Любовь же к себе - это прежде всего приятие самого себя , благодарность за те качества, которые есть во мне. Если мы должны "за все благодарить", то не должны ли мы быть так же благодарными Богу за самих себя, за то, что Он создал нас и ввел в мир именно такими. То, чем каждый из нас обладает как личность, и есть те самые "таланты", которые нам дал Господь, ожидая от нас "прибыли". Угрызая и уедая самих себя за все без разбора, не окажемся ли мы бунтовщиками против Бога, недовольными тем, что Он нам даровал? Едва ли кто будет спорить с автором, утверждающим, что если внутри нас будет идти постоянная "гражданская война", то ни о какой любви и внимании к ближнему не может быть и речи. Мы будем целиком заняты только собой, своими проблемами.

И наоборот - спокойное и даже радостное приятие самих себя как детей Божиих, как части Его творения, про которое Он сказал: "И вот - все хорошо весьма", не будет ли источником душевного мира и счастья? Ведь по своему внутреннему смыслу это очень близко к тому, что Иисус говорил в Нагорной проповеди: "Взгляните на птиц небесных... Вы не гораздо ли лучше их... Посмотрите на полевые лилии, как они растут... и Соломон не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры".

Речь, конечно, не идет о некритическом отношении к своим грехам, а скорее о принципе "ненавидя грех, любить грешника". Не будет ли несправедливым ограничивать применение этого мудрого принципа только нашими ближними? Быть может, позволительно будет сказать, - возлюби самого себя, как своего ближнего?

Думается, что в основе многих наших грехов, совершаемых не столько действием, сколько бездействием, лежит именно наше неприятие самих себя, зажатость, скованность, недоверие к себе и своим способностям. Любовь к себе в том смысле, в каком пишет о ней о. Джон Пауэлл, в том смысле, в каком нам говорит о ней Слово Божие, даст нам возможность радостного открытия самих себя как любимых детей Божиих, которым дано гораздо больше, чем мы подозреваем. И это большее доверие, и такая любовь к себе могут помочь нам стать на путь большего доверия и любви к Богу и ближнему.

Священник А. Борисов

Введение ЧТО МЫ ХОТИМ ПОСТИЧЬ

"Человек прославляет Бога полнотой своей жизни"

Св. Ириней, II век.

Братья и сестры мои! Я убежден, что самое глубокое и беспокойное желание моей души - это желание обрести полноту человечности, полноту жизни. И поэтому меня больше всего преследует опасение, что я могу растратить и потерять впустую прекрасную возможность жить. Мои ежедневные молитвы меняются в зависимости от опыта и текущих нужд, но одна из них остается постоянной: " О Боже, Отец мой, не дай мне умереть, не испытав настоящую жизнь и подлинную любовь!" С той же надеждой я молюсь и обо всех вас, чтобы это исполнилось и в вашей жизни. В той мере, в которой я понимаю свои побуждения, я могу сказать, что желание видеть вашу жизнь полной и всесторонней и побудило меня написать эту книгу. В своей жизни я встретил нечто хорошее, вдохновляющее, животворящее, и хочу разделить этот дар и с вами.

В моих поисках полноты человеческой жизни всегда были моменты, когда достигалась особая ее завершенность, когда она глубоко преображалась. Эти моменты особого прозрения, моменты глубокого целостного видения ("insight"). В этих очень ценных прозрениях иногда расширялась вся панорама моего мира, а мое участие в жизни углублялось и усиливалось; такие моменты оставляли впечатление праздника, наподобие 4-го июля ". В других же случаях это походило на неторопливый рассвет, когда дар жизни и света вручается не сразу.

Я испытал также радость признания и теплое чувство внутреннего родства с великим психологом Карлом Юнгом, когда увидел, что он ввел прозрение в один ряд с тремя традиционными богословскими добродетелями. Он сказал, что наиболее осмысленные моменты его собственной жизни - это моменты веры, надежды, любви и прозрения ("Человек в поисках души").

Конечно, ценность прозрений должна испытываться в лаборатории жизни. Всякое знание, не меняющее качества нашей жизни, бесплодно, а его ценность оказывается под вопросом. С другой стороны, если качество и эмоциональные формы жизни меняются, можно проследить, как соответствующее изменение связано с каким-то новым прозрением или восприятием. Из этого складывалась история моей жизни, и я уверен, что такова же история всех людей.

Позвольте теперь отвлечься от основной темы и обратиться к нескольким личным примерам. Среди всех прозрений моей собственной жизни, глубоко изменивших ее и меня, мне хотелось бы назвать следующее:

1) Отвратительные качества во мне самом и в других (склонность ко лжи, хвастовству, сплетням, раздражительный нрав и т. д.) - это по сути дела настоящие вопли страдания и призывы о помощи.

2) Хорошее представление о самом себе - это самое ценное в психике человека.

3) Успех или неудача в человеческих отношениях определяется главным образом успешностью или неудачностью коммуникации.

4) Достижение полноты и свободы в опыте и выражении всех наших чувств необходимо для нашего внутреннего мира и осмысленности отношений.

5) Я не беру на себя личную ответственность за разрешение проблем других людей. Если я буду пытаться это делать, другие люди останутся незрелыми и зависимыми от меня.

6) Любовь не должна быть ничем обусловлена, иначе она становится средством манипуляции. Безусловная любовь - это единственный род любви, позволяющий человеку утвердиться и внутренне возрастать.

Все эти прозрения, а также и многие другие, стали содержанием моих прежних книг. Мне кажется, здесь стоит перечислить и сформулировать некоторые их них, поскольку они глубоко повлияли на меня самого, на мой образ жизни, на мое видение мира в разных его измерениях. Увидев взаимосвязь между восприятиями и жизнью, испытав это как прозрение, я и хочу передать его вам в данной книге. Сведем ее суть к одному предложению: наш доступ к счастью полнокровной человеческой жизни определяется нашим личным восприятием реальности. На страницах этой своей книги я часто буду называть такое персонализированное восприятие реальности "видением". Как говорят, "вы получаете то, что вы видите!"

Такой вопрос часто задают клиенты, когда приходят ко мне на консультации. И у меня сразу возникает встречный вопрос: а почему Вы перестали чувствовать полноту жизни? И что Вы чувствуете вместо этого?

Человек с рождения способен чувствовать жизнь во всей ее красе. Какая жажда жизни содержится в первом крике младенца в роддоме, когда малыш только появился на свет. Он еще ничего не понимает, не осознает, но инстинктивно хочет глотнуть воздуха, чтобы почувствовать, как сама жизнь наполняет его легкие.

Куда же уходит потом это страстное желание жить? Куда исчезает восторженный взгляд, которым мы смотрели на мир, когда мы ходили еще пешком под стол и удивлялись самому малому открытию? Мы перестали быть первооткрывателями и исследователями. Когда? Почему?

Возможно, когда-то в детстве родители решили, что им нужен не любознательный и активный, а удобный ребенок. И позже, уже во взрослом состоянии мы по привычке делаем выбор в пользу удобства, отказываясь от интереса. В детстве вопрос удобства был предметом выживания, когда невозможно было получить любовь просто так. И страх отвержения толкал нас на баррикады в борьбе за родительскую любовь и следовательно и безопасность. Какой тут интерес к жизни, когда наши жизни на волоске, если нас отвергнут из-за нашего неудобства.

Удобные дети ценятся и в детском саду, и в школе, и в институте, и на работе. Да мы вырастаем, но за частую внутри так и остаемся удобными детьми.

Попробуйте сделать простое упражнение. Вспомните последнюю неделю. И попробуйте в процентах для себя приблизительно посчитать, сколько за неделю Вы попробовали нового, а сколько Вы делали то, что делаете обычно?

Если хотя бы 10% нового, то вы уже в числе счастливчиков, чья жизнь не стоит на месте. Если в Вашей жизни 30% нового, то Ваша жизнь течет полноводной рекой. Если 50% - Ваша жизнь насыщена красками, и Вам, скорее всего, некогда задумываться о том, насколько полной жизнью Вы живете. А если в Вашей жизни 100% - я Вас поздравляю, Вы начинаете новую жизнь и стоите на пороге громадных перемен, а перемены всегда приносят с собой огромное количество энергии, главное, направить ее в нужное русло.

Как наполнить свою жизнь новыми красками?

За частую, бывает достаточно начать делать что-то по-новому , чтобы жизнь заиграла красками.

Например, можно выбрать другую дорогу на работу, можно включать свет левой рукой, а не правой, можно приготовить новое блюдо, можно попробовать новый вид развлечений или спорта, можно лечь спать с другой стороны кровати. Все эти мелочи, помогают нам очнуться от рутины и увидеть жизнь, и получить заряд энергии, которой хватит на то, чтобы делать другие более существенные шаги к новой и разнообразной жизни.

Для тех, кто готов идти дальше, я рекомендую составить книгу желаний , куда Вы можете записать всё то, что Вы хотите в этой жизни попробовать. Не обязательно это громоздкие трудновыполнимые желания, вроде съездить на Мальдивы и порыбачить на марлина. Это может быть что-то простое, но очень необычное и приятное. Например, подойти и сказать комплимент человеку на остановке, позаниматься любовью с завязанными глазами, сварить мыло своими руками. Когда книга желаний готова, можно переходить к делу. Каждый раз, когда Вам будет плохо, тоскливо, одиноко, больно, тяжело, Вы открываете книгу на первой попавшейся странице и не задумываясь делаете то, что там написано. Негативные переживания, как правило, связаны либо с чувством грусти или вины за прошлое, или страхом за будущее, но как только мы делаем что-то новое, да еще и приятное, мы переключаемся на настоящий момент, в котором нет места негативным чувствам. Мы как будто вырываемся из замкнутого круга, получаем глоток свежего воздуха, прилив энергии и сил, а также новый взгляд на то, что Вас до этого беспокоило.

Когда наша жизнь наполнена новыми впечатлениями, наш мозг тренируется быть активными, задействуются множество участков головного мозга, и жизнь начинает приобретать краски, у нас появляется новое видение ситуаций, которые казались нам нерешаемыми.

Третий шаг на пути к новой наполненной жизни - это работа с ограничивающими убеждениями .

Возьмите лист бумаги, и напишите все причины, по которым Вы не можете прямо сейчас начать жить насыщенной жизнью. Например, у меня нет денег, мне надо работать, у меня нет мужа, ребенка или чего там еще не хватает для счастья.

Теперь посмотрите на этот список и представьте, что у Вас уже всё есть, чего Вам не хватает, и у Вас есть возможность не делать то, что Вам не хочется делать. Прочувствуйте это состояние внутренней достаточности и свободы. Как Вы ощущаете это состояние в теле? Какие чувства наполняют Вас? А теперь в этом состоянии подумайте о том, чего Вам больше всего хочется сейчас. Подумайте и... сделайте! Конечно, сделайте, чего ж тут думать, ведь на самом деле каждый из нас является достаточным и свободным человек, и только из такого состояния мы можем принять правильное решение в своей жизни.

Такие простые три шага, могут изменить жизнь любого человека кардинально. Вы думаете, почему же так мало тех, кто действительно живет полноценной жизнью? Мы обычно ищем сложные решения для проблем, которые кажутся нам сложными. А решение всегда простое, вот только это решение должно стать постоянным наполнением нашей жизни, нашей новой счастливой привычкой!

Я, как человек честный, отговорил от терапии уже, наверное, с десяток людей. Надеюсь, они теперь счастливы.

Ведь главная проблема с психотерапией - в том, что люди хотят, чтобы им продали счастье.

Но для счастья есть героин.

Рынок психологических услуг, однако, следует спросу, все продают счастье и позитив, заряжают энергией и прочее« все будет хорошо». Проще всего это делать в формате тренигов или ретритов.

Но если в тебе дыра, то из тебя это счастье за пару недель выльется. И самое время ехать на следующий тренинг, да. (А в тебе несомненно дыра, если твое собственное счастье в себе не задерживается).

К тому же люди любят простые способы.

Но для простых способов есть героин.

Можно позиционировать терапию, как« сложный, но работающий способ получить счастье». Но и это будет не правда, а я - человек честный.

Терапия - это способ вернуть себе полноту жизни .

Полнота жизни включает в себя и несчастья. Но и счастье тоже.

Полнота жизни - вообще штука сомнительная, но и самая лучшая из тех, которые у меня были и есть.

То, что« несчастья» оттеняют« счастья» и то, что вечно быть счастливым нельзя - надоест, знают все. Но это знание не помогает.

Однако же« полнота жизни» - это не« я обещаю, что вы будете чувствовать счастье, но в обмен на несчастье».

Важный нюанс заключается в том, что это - именно полнота.

Раньше у тебя был прайс-лист всего из двух позиций, типа:

Работа: -50 счастий,
Игра в танчики: +5 счастий в час

Для того, чтобы выходить хотя бы« в ноль», тебе надо было после работы 10 часов играть в танчики. Других выходов нет.

Когда я был в депрессии (и еще не прошел терапию), у меня был знакомый, который говорил что-то в духе« ой, ну сходи, посиди в кофейне, это дает +10 счастья». Сходишь 100 раз - вылечишься от депрессии.

Я лез в свой прайс, находил там« сидеть в кофейне - см.„ тратить деньги на херню“», лез в« тратить деньги на херню» и находил там« -10 счастья».

Да, у меня была и депрессия, и аддикция, я ведь нормальный человек.

В процессе терапии ты открываешь полный и честный прайс. А он большой. Ну, натурально, полный. Отсюда и« полнота жизни».

И там такой сразу выбор! Глаза разбегаются.

(В продвинутых случаях из прайса можно даже выбирать несчастья, в духе« ну ок, что-то меня сегодня мутит, пострадаю-ка я на тему„ меня никто не любит“ и сделаю это иронично, но все равно засчитают»).

Говоря простым языком терапевтов, клиент получает способы испытывать не только невротические удовольствия, но и удовольствия высшего порядка, но должен сам сделать выбор, хочет он того или нет.

К сожалению, удовольствия высшего порядка требуют осознанных усилий, а кто ж этого захочет!

Лучше оставить все, как есть - и 10 часов в танчики.

Поделиться