Что такое светское государство? Что такое светское общество? Понятие и описание (по роману "Война и мир").

Вызывающее заявление адвоката Хасавова и последующая дискуссия вряд ли пошли на пользу общественному спокойствию. Впрочем, в этой дискуссии, как и в дискуссии вокруг кощунства в храме Христа Спасителя, нет худа без добра. И в том, и в другом случае дискутанты дошли до самого нерва общественных противоречий, с которыми нам предстоит жить и которые придется аккуратно гармонизировать.

Отвечая Хасавову, сторонники радикального секуляризма много раз и очень громко повторили известную мантру: мы живем в светской стране, общество у нас светское, политика светская, законы и суды – только светские. Будто и нет в том же обществе значительных секторов верующих людей. Будто не действуют раввинские и церковные суды. Будто мусульманские лидеры не признали того, что религиозное правосудие в их общинах существует, даже если для этого не всегда требуется формальное учреждение шариатских или казыятских судов.

Да, абсолютное большинство верующих уважает светское государство, его законы и суды. Да, я, как и большинство моих единоверцев, считаю, что Церкви и другим религиозным общинам не нужно переходить грань, отделяющую их от государства, то есть становиться органами власти или позволять государству решать, что лучше, а что хуже в богословии или церковном управлении.

Но при этом последовательно верующие никогда не согласятся с утрированным пониманием светскости, призывающим устранить религию из общественной жизни. Не откажутся они и от того, чтобы следовать Божию закону и оценивать светское право с точки зрения его соответствия высшим духовным и нравственным принципам, данным неизменным Богом.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви читаем: “Право призвано быть проявлением единого божественного закона мироздания в социальной и политической сфере… В тех случаях, когда человеческий закон совершенно отвергает абсолютную божественную норму, заменяя ее противоположной, он перестает быть законом, становясь беззаконием, в какие бы правовые одежды он ни рядился… Человеческий закон никогда не содержит полноту закона божественного, но чтобы оставаться законом, он обязан соответствовать богоустановленным принципам, а не разрушать их” (IV. 2-3). 28 апреля, посещая Народное собрание Болгарии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: “Закон является ни чем иным, как отражением общего морального консенсуса в юридической плоскости. И если закон не соответствует моральному консенсусу, то становится несправедливым, несет отрицательное влияние и разрушает нравственные ценности людей”.

Не случайно верующие за последние годы много раз протестовали против принятия законов, прямо противоречащих христианской нравственности. Некоторые из них могут войти в прямой конфликт с совестью верующего человека. Так, если нормы ювенальной юстиции будут предполагать изъятие детей у родителей, побуждающих своих чад к соблюдению поста, верующие не смогут таким нормам подчиниться. И нарушителем высшего закона будут не они, а те, кто станет исполнять беззаконный закон.

Сегодня христиане, слава Богу, устали быть приспособленцами. Слишком много они потеряли от этого и в советское время, и в девяностые годы. И поэтому вынуждать их – окриком, интригой, медийным давлением – к тому, чтобы навсегда признать “своим” общество, закрученное вокруг секулярного гуманизма, или потребления, или поликторректности, или безбожия советского образца – значит, перетендовать на лишение их свободы социального самовыражения. Которую они уже научились отстаивать.

За последние десятилетия наша Церковь много раз говорила на различных международных площадках о недопустимости монополии секуляризма на общественное устройство. Вот что говорится об этом в Основах социальной концепции: “Никакая социальная система не может быть названа гармоничной, если в ней существует монополия секулярного миропонимания при вынесении общественно значимых суждений” (XIV. 1). Дискуссия на эту тему в России отнюдь не закончена, но только начинается. И в обществе, где живут люди с разными социальными установками, она не может быть игрой в одни ворота. Особенно в условиях, когда секуляризм по всему миру, не исключая придумавший его Запад, свою игру проигрывает.

Умение сочетать в одной стране разные уклады, разные общественные модели всегда было сильной стороной России. Если мы сейчас обновим такое умение, нас будет необычайно трудно “развести на революцию”. И не случайно отечественные секуляристы, требующие жесткой верности правовым идеям, рожденным в крови “великой” Французской революции и сейчас утрачивающим жизненность, так часто апеллируют к Западу и получают оттуда ответную поддержку.

Кстати, о политике. При всем уважении к политическим партиям, парламентским и непарламентским, старым и только рождающимся, при всем удовлетворении от диалога и сотрудничества с ними, при всем понимании того, что они сейчас обращают свои взоры к христианским ценностям, – я все-таки считаю, что их корреляция с группами, объединенными реальными общественными настроениями и интересами, все более относительна.

Похоже, у нас есть только три реальных “партии” – православных, мусульман и неверующих. И именно они будут определять будущее российской политики (малые группы, а также перебежчики из одной “партии” в другую, все равно войдут в орбиту в одной из них). У первых двух – немало активных членов и во многом общие нравственные и социальные ценности. У третьей – много денег, шоу-бизнес, возрастная часть бюрократической, экспертной и медийной элиты, некоторое количество зависимой от этих элит молодежи. Все три будут вести борьбу не только за десятки миллионов пока “не определившихся” граждан, но и за общественное устройство. При этом предлагая не совпадающие друг с другом модели устройства семьи, локального социума, закона, общества, государства.

Впрочем, ни одна из них не уничтожит и не вытеснит из страны другие. И значит, нам нужно вместе гармонизировать наши ценности и социальные модели, в том числе думая о том, как сделать правовое и общественное устройство максимально приемлемым для каждой из трех “партий”. И значит – есть возможность систематизировать дискуссию и провести разумные реформы, которые всегда лучше, чем противостояние и вражда.

Прот. Всеволод Чаплин

В царской России практически все знали, что означает термин «светское общество». Благодаря классикам отечественной литературы школьникам тоже это известно, хотя бы из пушкинского «Евгения Онегина».

Но времена изменились, и кое-что оказалось перевернутым с ног на голову. Вот у меня есть вопрос: почему лица, которые всегда были обслугой светского общества (актеры, певцы-певички, парикмахеры, портные и прочие), вдруг стали светским обществом?

Притом еще бахвалятся многие, что плохо в школе учились, хулиганили, а теперь «бабло» гребут и поучают всех, как надо жить, демонстрируют свои дворцы и прочую роскошь.

Они сами себя считают светскими людьми - сами себе поют, сами себе и хлопают, сами за столами сидят («В субботний вечер», например), удивляюсь - откуда столько «звезд» вывалилось?

То же самое происходит на Новый год: если включаешь какой-нибудь «Огонек», любое новогоднее шоу, то не покидает ощущение, что люди, которые на телеэкране поют, пляшут и что-нибудь рассказывают, собрались там исключительно ради себя. Это их тусовка, а что это будет еще кто-то смотреть - об этом и речи нет. Одни и те же физиономии и плоские шутки.

Впрочем, они и сейчас обслуга. Любой из нас, предложив им денег (если мошна тугая), увидит их кривляния на своем корпоративчике. Потому что они всеядны: кто заплатит, перед тем и плясать будут – хоть перед Обамой, хоть перед Ким Чен Ыном, хоть перед самим сатаной.

Какая-то размалеванная девица дает развязное интервью, а титрами идет пояснение для зрителей – это светская львица. Есть и такая профессия! Хотя смахивает «львица» на самую настоящую проститутку. Таких теперь дипломатично путанами зовут…

«Престижная» и высокодоходная профессия - модель (вешалка для платья). Куда до нее врачу! Ну, а поскольку плата за труд является мерилом социальной ценности труда, делаем вывод – «вешалки» для общества гораздо ценнее, чем врачи, учителя, ученые.

С горечью смотрю на ТВ-каналы, где царствует бездарность, самолюбование, инфантильность... А как же Пушкин? Тургенев? Достоевский? Или Лолита и ей подобные затмили все и вся?! Светское общество - от слова свет, а то, что мы сейчас наблюдаем, по сути, тьма.

Не могу утверждать, что сегодня нет ничего высокого, духовного, - есть, но в море пошлости это лишь небольшие островки.

Не стоило бы, конечно, обращать внимание на убогих, но от некоторых - реальный вред. Какая-то, не очень большая, часть молодежи, да уже и среднего поколения воспринимает их всерьез.

Когда-то В. Маяковский, отнюдь не имея в виду тех, кто ныне на телеэкранах, писал: «Если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно?» Значит, это нужно нашим гражданам? Внимать пошлятине?

Какие зрители - такие у них и кумиры. Правильнее, наверное, надо говорить не о культуре отдельно взятых лиц, а об обществе в целом. Если бы такие «таланты» не были востребованы, то мы бы таких бездарных выступлений не увидели.

Телевидение существует и процветает в каком-то автономном режиме, платят ему за рекламу, оно и старается для аудитории, которая потребляет все, что показывают. Такие зрители - потребители всего «простого», понятного или «жутко» загадочного. Этим и богат наш телеэфир. Концерты так называемых, «звезд» идут успешно по всей стране, их организаторы честно говорят: «Мы привозим только тех, кто может собрать зал». Что ж, платите и дальше, если нравится. Прыгая, кривляясь под «фанеру», за ваши денежки они покупают себе роскошные особняки на Рублевке и в Майями.

Наше население в большинстве своем стало не только обществом потребления хлеба и зрелищ, но и информации. Лица, навязанные нам СМИ, считаются уважаемыми людьми, знающими обо всем. Может ли кто-нибудь навскидку вспомнить современного уважаемого ученого? Зато богему многие знают наизусть. Что ест, с кем спит, где отдыхает, чем болеет и так далее. Это не они стали светским обществом, это мы их туда подняли!

Главными лицами советского общества были рабочие, крестьяне, инженеры, ученые, педагоги, доктора, герои труда, герои страны и только потом творческая интеллигенция, государственные деятели.

А вы, ветераны, помните, как все это начиналось? Как от фильмов типа «Девять дней одного года» мы перешли к фильмам типа «Интердевочка» – не самого худшего, кстати. Как нас заставляли переживать, что грабят «бедную» Аллу Пугачеву? Как вдруг оказалось, что учителем, врачом, инженером работать непрестижно?

Все делалось сознательно. Тот же учитель, по большому счету, относится к высшему классу - тех, кто направляет развитие общества от человека-животного к человеку разумному.

Но у русских маяком всегда был Дух и Бог, а не Мамона-Золотой Телец. И поэтому мы еще живы.

Б. Мухамеджанова
Научный сотрудник
Отдела анализа и мониторинга
религиозной ситуации НИАЦ МКС РК

Светскость общества означает признание им в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы верования, свободы совести, убеждений и мысли и выступает как ценностная этическая категория, идеал, неразложимый без остатка на формальные и статические признаки, точно так же, как понятие свободолюбия или понятие веры.
Термин «светскость» как существительное впервые появился в «Педагогическом словаре» Фернана Бюиссона (1887 г.), который в XIX в. был своеобразным тезаурусом начального образования французов и содержал 2600 статей, посвященных разным темам. До появления в «Педагогическом словаре» этот термин использовался лишь как прилагательное («светская школа», «светская мораль», «светское государство»). Другой французский энциклопедист, автор известного словаря французского языка (1973 г.), Эмиль Литтре, определял светскость как признак государства, которое «нейтрально относится ко всем культам, является независимым от духовенства и свободным от любой теологической концепции». Быть светским человеком означало в XVII и XVIII вв. быть антиклерикальным человеком, т.е. противостоять церкви и духовенству. Но, в наши дни светскость не исчерпывается антиклерикальной борьбой, и в большинстве она связана с формированием морали (светской).
Наряду с представлением светского общества как свободного от религиозных концепций, оно также подразумевает под собой уважение и веротерпимость к многообразию религий, подталкивает к созданию светского типа гуманизма в обществе, формирует в гражданине патриота своей страны, любящего свою Родину, и при этом не исключает позицию укрепления национальной культуры и традиционных для данного общества религий.
Казахстанское общество с уверенностью можно назвать светским, доказательством этому служит многоконфессиональность и многонациональность наших граждан.Несмотря на все многообразие различных взглядов, традиций и культур, Казахстан остается единственным государством на территории бывшего Советского Союза, где нет конфликтов на национальной или религиозной почве, вносящих в жизнь общества смуту и беспорядки. Казахстан в своей деятельности опирается на общепризнанные международные акты в области прав человека. В этой связи казахстанская нормативная база в сфере обеспечения свободы религии и вероисповедания в
целом соответствует общеевропейским и мировым демократическим стандартам. При этом Казахстаном прилагаются активные усилия по
совершенствованию законодательства о религиозной деятельности, которые направлены на выстраивание конструктивных взаимоотношений междугосударством и конфессиями.
Казахстанский опыт по укреплению диалога между культурами и религиями, установлению эффективного сотрудничества и конструктивного
партнерства между религиозными лидерами мира, справедливо признаны мировым эталоном.
По инициативе Президента Казахстана в Астане успешно проведены четыре Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Эти глобальные форумы толерантности показали правильность и выверенность внешнеполитического курса светского государства, стали свидетельством эффективности уникальной казахстанской модели межконфессионального сотрудничества. Сегодня светскость общества является гарантом развития и модернизации государства. Стоит отметить, что в каждом светском государстве обязаны присутствовать четко сформулированные светские принципы. Если они не будут соблюдаться, то государство станет уязвимым для межконфессиональных конфликтов.Поэтому нельзя допускать в Казахстане распространения бездуховности и наряду с этим радикализации религиозных взглядов. В этой связи из числа обозначенных Главой государства ценностей светского общества, особое внимание уделено идеологическим ценностям, определяющим духовные и нравственные качества нашего народа. Они формировались еще нашими предками и, как точно сказал Президент, «испытаны временем». Они позволили нам побеждать, укреплять страну и нашу веру в будущее, множить успехи. Ценностная составляющая духовности как основной элемент светского общества актуализировалась на фоне происходящих в наши дни глобальных кризисных тенденций как в экономической, так и в духовной сфере. На современном этапе человеческого развития феномен бездуховности носит очень тревожный и опасный контекст, в котором если и не возникают, то находят питательную среду негативные явления в обществе. На наших глазах происходят процессы нарастания бездуховности в Европе. Причем они сопровождаются принятием законов, попирающих общечеловеческие, а в еще большей степени религиозные ценности – законов, легализующих гомосексуальные браки, эвтаназию и так далее. Особенность современного общества заключается в том, что оно ценностно дезориентировано. Если взять на рассмотрение пирамиду известного американского психолога А.Маслоу, то состояние современного общества пугающее. В погоне за материальным успехом человек забыл нечто большее – духовность, которая у А.Маслоу как раз находится где-то в «погребе» человеческой жизни. Религия как основополагающий элемент духовности является своего рода светом в этом тѐмном помещении.

Казахстанскому обществу, основанному на светских принципах необходимо понимать, что мироустройство немыслимо без высокой нравственности и духовности. Все лучшее, что есть в культуре каждого народа, должно быть достоянием всего человечества. В таком мире не должно быть места взаимной подозрительности, дискриминации по религиозным и иным основаниям. Это будет сообщество, в котором прогресс будет измеряться не только количеством материальных благ, но и высокой нравственностью и ответственностью людей.
Под духовностью обычно понимается состояние внутренней психической жизни человека, определяемые Духом качества его души, его менталитета, а, следовательно, его характер и образ жизни. В этом случае говорят о духовном мире личности, о духовной или душевной жизни, о духовной атмосфере в культуре общества. Необходимо заметить, что наряду с религиозной духовностью человека существует духовность базовая, светская.
Истинная, позитивная духовность это совокупность ценностей, идей и чувств любви и добра, возвышенного и прекрасного, совести и альтруизма, жажды знаний и сохранения мира с другими людьми, бережного отношения ко всему живому, к природе в целом. Такая духовность вдохновляет личность на добрые дела, милосердие к людям и творческий труд, вселяет оптимизм, уверенность в успехе доброго дела.
В тридцать восьмом слове Абай говорит о необходимости духовного возвышения человека: «Разум человека совершенствуется безграничной, неиссякаемой любовью к добру. Совершенным мастерством своим Аллах создал мироздание и человека, чтобы тот мог расти и продолжать род людской. Святой долг каждого из нас - множить число своих друзей. Это зависит от сердечности, благорасположенности к окружающим, что вызовет ответное чувство, или хотя бы не желайте зла другим, не пытайтесь возвыситься над другими словами или делами».
Есть великие неоспоримые ценности, никак не связанные с материальным благополучием, которые навсегда останутся для человека приоритетными и основополагающими. Главные из них – духовность, нравственность. Их основными носителями является созидательная роль религии, сохраняющей выработанные веками национальные и религиозные традиции, самобытный исторический и культурный опыт каждого народа.
Стоит заметить, что формирование определенного типа светского общества обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями страны.
Сегодня многие государства Европы являются светскими, но, несмотря на это имеют государственную религию, закрепленную в основном законе страны.
Республика Казахстан формирует собственный преференциально-идентификационный тип светского государства. Государство, основываясь на интересах граждан, признает ведущую роль Ислама ханафитского мазхаба и Православного Христианства при этом осуществляет сотрудничество с различными религиозными организациями страны.
Казахский народ на протяжении своей богатой многовековой истории претерпел серьезные испытания. Многие драматические моменты выпавшие на его долю было возможным преодолеть благодаря присущему народу духовно-нравственному стержню, одним из источников которого являлась религиозная вера.
Президент Нурсултан Назарбаев в одном из выступлений сказал: «Тысячелетиями культуры, основанные на вере, сохраняли свое живое слово в истории. В некотором смысле сохранение своего религиозного духа есть залог сохранения в истории целых народов».
Если исходить из сущности любой присутствующей в нашей стране монотеистической религии, ее внутреннего содержания, то она, безусловно, положительно влияет на нравственность и духовность общества, на межличностные отношения, на решение проблем, встающих перед обществом и государством. Она призывает бороться не столько с несовершенством внешнего мира, сколько с собственными недостатками. То есть основной вектор усилий верующего человека направлен не вовне, хотя это тоже присутствует, а вовнутрь. Духовно развиваясь, верующий способен улучшать и общественные отношения. Таким образом, духовное развитие сообразно догматам веры является положительным моментом и для отдельно взятого человека, и для общества в любом светском государстве.
Приоритеты государственной политики Казахстана, которые, базируются на нормах Конституции, трактуют религию как неотъемлемый компонент сложной системы человеческих взаимоотношений, как своеобразную форму бытия, основанного на общечеловеческих ценностях и толковании происходящих вокруг событий в духе вечных моральных ценностей.
Наряду с тем, что Конституция РК провозглашает права граждан на свободу вероисповедания, свобода человека не должна ограничиваться только сугубо правовыми нормами, а должна и учитывать нравственные законы – потому что только в том случае, если люди начнут руководствоваться нравственными законами, они смогут сохранить нашу землю в единстве и мире для жизни следующих поколений. Эти нравственные законы-заповеди давным-давно разработаны и присутствуют в канонических текстах всех религиозных учений.
Сегодня для нашей страны важнейшей задачей является повышение духовности казахстанского общества, формирование у граждан религиозного сознания, соответствующего традициям и культурным нормам страны, с имплементацией лучших моделей поведения, выработанных человечеством. Мы вместе должны сформировать и предложить обществу новую модель религиозного сознания и поведения, не допустив возврата общества назад, во времена средневековья и в тоже время распространения бездуховности в казахстанском обществе.
В укреплении принципов светского общества нам принципиально важно сохранить собственные достижения в построении стабильного общества. Сосуществование различных этно-культурных и религиозных традиций стало реальностью в нашей стране. Мы считаем, что полиэтничность и поликонфессиональность должны стать факторами созидания, прогресса. Мы должны использовать естественные различия в духовном опыте, истории и культуре для всеобщего блага и прогресса.
Для укрепления духовного роста казахстанского общества необходимо развитие Духа Нации, как объединяющего и укрепляющего начала.Духовное начало – это сила, которая сплачивает Нацию в единое целое. Чем сильнее дух народа, тем выше перспективы его государственности. Это – главный двигатель истории и нашей судьбы. Именно Дух Нации определяет неповторимость облика любой страны, задает направление и дает импульс к развитию.
Дух нации опирается на тысячелетние традиции, ценности и культуру, на язык, как часть самосознания народа. Именно язык, традиционные духовные ценности и наша уникальная культура на протяжении столетий поддерживали народ, не дав ему раствориться в истории. И сегодня они легли в основу нашей духовности, как неповторимой цельности, делающей
нас особыми, непохожими на других. Поэтому возрождение и развитие духовности, культуры, традиций и языка являются одной из важнейших обязанностей светского государства.
В заключении хочется процитировать слова из книги Президента Казахстана Н.Назарбаева «В потоке истории»: «История может подарить всѐ, но независимость как форму внутренней свободы подарить нельзя. Независимость – это единственная форма бытия народа, осознающего и выступающего за право быть субъектом в потоке истории».
Мы не должны забывать, что имеем вековые традиции светского общества, и что Казахстан по Конституции является светским государством. Наша задача – строить и развивать светское государство, разъясняя народу его принципы, в том числе – и духовные.

ОБЩЕСТВО СВЕТСКОЕ

- англ. society, secular; нем. Gesellschaft, weltliche. По Г. Бернзу и Г. Беккеру - общество, характеризующееся готовностью к инновациям, ориентированное на целесообразную рациональность и инструментальную эффективность действий.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "ОБЩЕСТВО СВЕТСКОЕ" в других словарях:

    ОБЩЕСТВО СВЕТСКОЕ - англ. society, secular; нем. Gesellschaft, weltliche. По Г. Бернзу и Г. Беккеру общество, характеризующееся готовностью к инновациям, ориентированное на целесообразную рациональность и инструментальную эффективность действий … Толковый словарь по социологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 фашион (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Светское государство государство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью… … Википедия

    общество - Среда; круг знакомых. Аристократическое, благовоспитанное (устар.), благоприличное (устар.), благородное, блестящее, большое, буйное, великосветское, веселое, воспитанное, высшее, грязное (разг.), дамское, дурное, женское, живое, избранное,… … Словарь эпитетов

    Международное Общество Исследователей Библии религиозное движение, появившееся в 1870 е годы на территории США. Его основателем был проповедник Чарльз Тейз Расселл. Чарльз Тейз Расселл Содержание 1 История … Википедия

    Сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? общества, чему? обществу, (вижу) что? общество, чем? обществом, о чём? об обществе; мн. что? общества, (нет) чего? обществ, чему? обществам, (вижу) что? общества, чем? обществами, о чём? об… … Толковый словарь Дмитриева

    ОБЩЕСТВО - одно из наиболее многозначных понятий социальной философии, применяемое к определению обособившейся от природы части материального мира, связанную с деятельностью и особыми отношениями между людьми. Каркас теории общества образуют категории:… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ОБЩЕСТВО - 1) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и общения людей; 2) как этап человеческой истории (первобытное, феодальное или средневековое, буржуазное, социалистическое, коммунистическое, рабовладельческое или античное… … Тематический философский словарь

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Книги

  • Американская трагедия. Книга 2 , Теодор Драйзер. – Счас­тье при­хо­дит к тому, кто умеет ждать. – Да, конеч­но, толь­ко смот­ри, не про­сиди всю жизнь в зале ожи­да­ния. Драйзер писал об истории, положенной в основу своего романа: “Я… аудиокнига
  • Николай Карамзин. Колумб истории российской , Сахаров А.Н.. Российское общество до XIX века почти не представляло себе, «откуда есть пошла Русская земля». Николай Карамзин, официальный историограф императорского двора, был первым, кто ответил на этот…
Поделиться