Патерналистский подход к организации социального государства. Особенности моделирования социальной политики

Сегодня между политиками, социологами, экономистами и юристами продолжают вестись споры о том, какая модель государства может принести больше преимуществ общественному развитию. Одни из них являются сторонниками либерализма, другие пытаются доказать, что только патерналистская модель взаимоотношений в государстве и между индивидуумами может лежать в основе прогресса. Подробно о том, что представляет собой вторая модель, будет рассказано в обзоре.

Определение патернализма

Понятие «патернализм» происходит от латинского «патер», что переводится как «отец». Под патернализмом подразумевается такой тип взаимоотношений, который предполагает покровительство и опеку старшего над младшим. Патерналистская модель характеризует:

  • Тип международных отношений.
  • Форму государственного устройства и его идеологию.
  • Вектор экономического развития общества.
  • Направление социальной политики.
  • Модель общения: между гражданами, в области медицины, юриспруденции, в других отраслях профессиональной деятельности.
  • Рассмотрим применение патерналистской модели взаимоотношений в каждой из указанных областей.

    Патернализм в международных отношениях

    В международных отношениях патернализм проявляется в том, что крупные страны оказывают покровительство более слабым. Зачастую таким подходом характеризуются контакты между метрополиями и колониями. Особенно ярко это проявлялось в политике Великобритании, например, в отношении Австралии. Туда правительством Англии направлялись миссионеры, которые несли христианскую веру дикарям, чтобы спасти их души. А также внедрялись различные технические новшества, без которых, по мнению англичан, аборигены не могли выжить.

    На первый взгляд, такая патерналистская модель несла в себе положительное начало. Однако в результате насилия над самобытной культурой и устоявшимся веками образом жизни, местное население фактически вымерло. А также причиной явилось то, что наряду с заботой имела место чудовищная эксплуатация как самих австралийцев, так и природных ресурсов далекого континента.

    Государственный патернализм

    На уровне государства патернализм означает, что общество построено по принципу единой сплоченной семьи. Во главе ее стоит мудрый заботливый отец, которым является государство и его органы. Народ рассматривается как дети и другие члены семьи, которые полностью доверяют и подчиняются отеческой власти. При этом «дети» являются защищенными от социальных и экономических катаклизмов, но при этом напрочь лишены самостоятельности.

    Государство патерналистской модели является распределителем благ в соответствии с существующей в обществе иерархией. А также генератором идей, которые народ должен разделять в полном объеме. Общественные организации хотя и существуют, но лишь играют роль инструмента, укрепляющего власть. Такая система была присуща СССР, другим социалистическим странам, а также государствам с патриархальной традицией, таким как Япония и Испания.

    Экономический патернализм

    При социализме патерналистская модель в области экономической политики означает ведущую роль государства буквально во всех хозяйственных областях. Она отражена в ряде принципов, таких как:

  • Ответственность государства перед гражданами, которая обязывает его брать в свои руки любые административные рычаги для достижения поставленных целей. Прочие субъекты - предприятия и общественные объединения - действуют только от имени государства или плотно контролируются им.
  • Приоритет государственных целей перед целями отдельных хозяйственных единиц.
  • Примат административных методов управления перед экономическими.
  • Ответственность за использование госпомощи в соответствии с ее целевым назначением.
  • Безвозмездность поддержки граждан и предприятий.
  • Равенство относительно потребления социальных благ и их общедоступность. Каждому гражданину обеспечивается минимальный уровень доходов и объем социальных услуг.
  • Динамичное развитие социальной сферы как важнейшее условие устойчивого развития.
  • Главенство решений центральной власти относительно местной.
  • Наличие обширного государственного сектора, протекционизм в отношении промышленности, сельского хозяйства и банковского сектора.
  • Большой объем социальных обязательств, присущих бюджетам всех уровней.
  • Патерналистская модель социального государства

    Такая модель предполагает всеобъемлющую ответственность государства за социально-экономическое положение своих граждан, заботу как непосредственно о каждом из них, так и о хозяйствующих субъектах.

    Она присуща социалистическим странам, где установлен государственный и экономический патернализм, о чем было рассказано выше. Это возможно благодаря государственной монополии на все блага, в том числе и социальные, а также принципу их централизованного распределения. Социальная сфера находится под особым вниманием и контролем государства.

    Под социальной сферой понимается комплекс отраслей, которые определяют уровень жизни людей, касающийся их пенсионного обеспечения, образования, охраны здоровья, культуры, общепита, коммунального хозяйства, общественного транспорта, некоторых видов связи.

    Задачи, достоинства и недостатки этой социальной модели

    Основными задачами, присущими патерналистской модели социальной политики, являются:

  • Обеспечение народного благосостояния.
  • Поднятие материального уровня жизни граждан.
  • Создание необходимых условий, обеспечивающих равные социальные возможности различным слоям населения (принцип социальной справедливости).
  • Построение механизма социальной защиты в виде пенсионных выплат, стипендий и пособий.
  • Всестороннее развитие социальной сферы.
  • Эта система имеет как достоинства, так и недостатки.

    • К достоинствам модели относятся: социальная защищенность и стабильность экономической жизни людей.
    • Ее недостатками являются: большая зависимость человека от государства, распределение благ по уравнительному принципу, невозможность экономического процветания, отсутствие предпринимательской инициативы.

    Инструменты социальной политики при капитализме

    Нужно отметить, что элементы социального патернализма присущи не только социалистическим государствам. Они применяются и при капиталистическом строе, хотя носят избирательный характер.

    В качестве административного инструмента патерналистской модели социального развития здесь выступают разного рода социальные стандарты. К ним относятся следующие:

  • Определение размера оплаты труда на минимальном уровне.
  • Гарантия прожиточного минимума.
  • Расчет потребительской корзины по отдельным категориям граждан.
  • Назначение минимального размера пенсионных выплат и стипендий.
  • Наличие системы обязательного медстрахования.
  • Помимо уже указанных административных рычагов, в государствах с либеральной экономикой применяются такие экономические меры как:

  • Снижение налоговых ставок в отраслях, обслуживающих социальные объекты.
  • Субсидии, даваемые государством для понижения процентных показателей налогообложения.
  • Принятие программ ипотечного жилищного кредитования.
  • Реализация механизмов софинансирования.
  • Патерналистская модель общения

    Такая модель присуща отношениям в сфере медицинского обслуживания населения. Это классическая модель взаимоотношений врачей и их пациентов. Она характеризуется полным доверием пациента к представителям «медицинского цеха». При таких отношениях врач выполняет роль отца, который обладает высоким авторитетом как носитель специальных знаний и заботится о больном, как о собственном ребенке. Он полностью берет на себя ответственность за здоровье и жизнь подопечного.

    При этом пациент выступает в качестве абсолютно пассивной стороны. Он не участвует в принятии решений, касающихся процесса лечения. Основной недостаток такого подхода - это лишение больного возможности распоряжаться своей судьбой. Он не в состоянии определять, какой из методов лечения является для него наиболее оптимальным.

    Этот принцип уходит корнями в далекое прошлое, опираясь на положения клятвы Гиппократа, согласно которым врач берет на себя обязательства действовать в согласии со своими умениями и силами. В нашей стране традиции патерналистской модели отношений врача и пациента нашли продолжение в Клятве врача РФ.

    Новшества во взаимоотношениях «врач - пациент»

    Сегодня во всем мире нарастает тенденция к отказу от такой модели. Постепенно внедряется новый тип взаимодействия между врачами и больными. В США в 1972 году был принят билль, регулирующий права пациентов на исчерпывающую информацию о состоянии здоровья и методах лечения. Тем самым осуществляется переход к принципу сотрудничества, который получил название «Информированное добровольное согласие». Его основное содержание заключается в следующем:

  • Информированное согласие - это основное право пациента и механизм защиты как его самого, так и врача. Его необходимым условием является процедура сообщения пациенту (его представителю) схемы лечения и получение от него одобрения проведения конкретных видов обследования и лечебных процедур.
  • Для этого с больным ведется предварительная разъяснительная работа. Врач в доступной форме дает подробную информацию о предполагаемом медицинском вмешательстве, возможных осложнениях, различных методах лечения. А также об условиях оказания услуг.
  • Согласие берется в соответствии с рекомендациями, существующими в области медицинской и исследовательской этики.
  • Факт добровольности характеризуется отсутствием давления на пациента в форме навязывания медицинским работником своего мнения, дезинформации, угрозы.
  • Ярким примером патерналистской модели государства является Советский Союз. По сей день не только в нашей стране, но и во всем мире не утихают споры о том, чего было больше в реалиях той эпохи - всеобъемлющей социальной справедливости и экономической стабильности или подавления инициативы, нарушения прав личности и использования подневольного труда. Ответить на этот вопрос однозначно невозможно.

    С одной стороны, многие из тех людей, которые жили в советском социалистическом обществе, вспоминают, что испытывали чувство единения с народом, уважение к руководителям, гордость за великие свершения. Они имели бесплатную жилплощадь, возможность дать детям лучшее в мире образование за счет государства, стабильную зарплату, отдыхали по профсоюзным путевкам на лучших курортах. В основном такое мнение можно услышать от простых людей.

    В то же время другие люди, жившие в то время, например, представители творческих профессий, говорят о том, что они подвергались идеологическому прессингу, не могли печатать или исполнять со сцены произведения, которые подвергались беспощадной цензуре. Не могли открыто высказывать свое мнение о существующих недостатках в обществе, а тем более критиковать власть, свободно выезжать за рубеж. А также у них не было возможности проживать в комфортных условиях, зарабатывать больше денег, ездить на иномарках.

    Вывод

    Как представляется, обе стороны по-своему правы. В СССР имели место и те, и другие факты. Вопрос в том, во имя чего человек решается отказаться от экономической стабильности и спокойной жизни. Одно дело, если он хочет купить дорогой автомобиль и съездить за рубеж за счет успешного проведения нескольких сомнительных финансовых операций. Другое - желание и возможность вести свободную экономическую и политическую деятельность на благо свое и народа, быть при этом богатым человеком. К сожалению, второе, при всех неотъемлемых преимуществах патерналистской системы, недостижимо.

    Введение

    1. Модели социальной политики
    2. Принципы стратегии социально-экономического развития России
    3. Приоритеты социальной политики
    4. Современный этап развития социальной политики в России

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Трансформация российского общества породила качественно новые явления во всех сферах жизнедеятельности. Она глубоко затронула уровень, и особенно качество жизни россиян, потребовала адекватной социальной политики.

    Принятие целого ряда федеральных законов и программ, предусматривающих изменение структуры и направлений социально - защитной деятельности, само по себе не сняло, к сожалению, остроту жизненно важных проблем многих категорий населения. В обществе всегда существуют социальные слои, семьи и отдельные люди, которые попадают в трудные жизненные ситуации. Для них, кроме обеспечения общих условий жизнедеятельности дополнительно требуется социальная защита, включающая адресную социальную поддержку и социальное обслуживание.

    Система социальный защиты населения Российской Федерации вступила во второй десяток лет своего развития. С 1991, возродившись как новый вид профессиональной деятельности, она прошла определенный путь, отмеченный бурным развитием.

    Основной целью написания данной курсовой работы является определение нового курса развития социальной политики в Росси. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    Рассмотреть основные модели социальной политики;

    Обозначить основные принципы стратегии социально - экономического развития России;

    Выявить приоритеты социальной политики;

    Рассмотреть ситуацию развития социальной политики на современном этапе.

    Для рассмотрения данной темы использованы учебники и периодическая литература таких авторов как Гончаров П.К., Лайкам К., Пронин С., Ишаев В., Карелова В. и других.

    1. Модели социальнойполитики

    Государства на постсоциалистическом пространстве имеют общие проблемы в социальной сфере. Среди них одна из главных - наличие огромных государственных социальных обязательств, унаследованных от социалистической системы и не обеспеченных финансовыми ресурсами.

    В современной истории постсоциалистического периода выделяются две основные модели развития социальной политики: патерналистская модель и адресная социальная система.

    Патерналистская модель социального развития была заимствована из практики регулирования социальной сферы Советского Союза. Для нее характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения.Низкая эффективность патерналистской модели, неспособность решить современные социальные проблемы определили в качестве одной из основных задач современного социально - экономического развития необходимость проведения комплексных, системных преобразований в социальной сфере. (5)

    Для модели адресной социальной политики характерны дифференциация выполнения социальных функций государства в отношении различных слоев населения, перераспределение социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения, повышение эффективности социальной системы, снижение социальной напряженности в обществе.

    Период перехода к более эффективной модели социальной политики характеризуется сложностью и глубиной необходимых преобразований и требует к себе комплексного, системного подхода. Реформирование социальной сферы не может рассматриваться и реализовываться в отрыве от осуществления макроэкономических преобразований, проведения реформы государственной власти. В этотпериод действует специфическая переходная модель.

    Уровеньсоциальной напряженности, объем, и характер накопившихся социальных проблем требует придерживаться поэтапного, эволюционного подхода к построению новой модели социальной политики. В процессе перехода к адресной социальной системе можно выделить следующие основные стадии:

    Антикризисное управление социальными процессами в обществе;

    Достижение социальной стабильности;

    Устойчивое развитие социальной сферы.

    Социальная политика в постсоциалистической России, как и во многих других странах с переходной экономикой, была ориентированна преимущественно на сохранение масштабов оказываемых государством социальных услуг. При этом усилия, направленные на повышение эффективности социальных программ, отступали на второй план. На фоне быстрого падения ВВП происходило увеличение доли удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства.

    Основной формой социальной защиты населения в странах с рыночной экономикой является социальное страхование. Для современной системы социального страхования все еще характерны основные черты и проблемы патерналистской модели социального развития. Процесс реформирования системы, сформировавшийся в условиях централизованного, планового управления и уравнительных признаках, далеко не завершен.

    Основу системы государственного страхования составили государственные внебюджетныесоциальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения. Помимо внебюджетных фондов источником финансирования социальной политики является трехуровневая бюджетная система, включающая Федеральный бюджет Российской Федерации, региональные и местные бюджеты. (4)

    Произошедшее в 90-е годы повышение доли социальных расходов не смогло предотвратить снижение уровня жизни населения, включая работников отраслей социальной сферы. Оно привело лишь к дальнейшему быстрому нарастанию проблемы бюджетного дефицита.

    В целом патерналистская модель социального развития показа свою низкую эффективность в регулировании социальных процессов в современном обществе. Среди множества её недостатков необходимо выделить следующие:

    • несоответствие финансовых возможностей государства объему законодательно определенных социальных обязательств;
    • неоправданно высокие (с точки зрения финансовых возможностей) расходы на социальную сферу;
    • недостаточная межведомственнаякоординация органов, участвующих в формировании и реализации социальной политики;
    • перекрестная реализация социальных программ, вызывающая дублирование социальной помощи;
    • несовершенная система оценки эффективности расходов на социальную сферу;
    • отсутствие системного подхода к формированию социальной защиты населения.

    Несбалансированность ресурсов и обязательств государстваявляются наиболее острой бюджетной проблемой, решение которой выделено в качестве одной из стратегических задач развития страны на современном этапе.

    Существенное влияние на эффективность реализации социальной политики оказывает проблема нечеткого разграничения расходных и налоговых полномочий между бюджетами всех уровней.

    Таким образом, социальная система современной России несет в себе архаичную структуру распределения социальных услуг по видам, категориям получателей, источникам финансирования и месту оказания помощи.

    Тем не менее, применение на начальном этапе социально-экономических преобразований в России патерналистской модели социальной политики было обосновано в силу ряда объективных причин:

    Резкого падения уровня жизни большей части населения;

    Отсутствия опыта решения столь масштабных задач в области социальной политики;

    Необеспеченности техническими и нормативно-методическими средствами для решения многих задач социальных реформ;

    Недостаточной определенностью социально-экономических приоритетов государства;

    Несформированностью социальной структуры общества;

    Необходимостью полного использования тех ресурсов, форм и методов работы, которые остались от дореформенной системы социальной защиты.

    Ввиду масштабности и значимости накопившихся проблем реформирование социальной политики государства определено в качестве одной из стратегических задач развития страны на современном этапе. Социальная реформа рассматривается как неразрывная составляющая часть экономической и финансовой стратегии государства.

    Приоритетным направлением проведения социальных реформ является переход к более эффективной модели - модели адресной социальной политики, реализуемой с учетом реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей и ориентированной на поддержку наиболее социально уязвимых групп населения.

    Адресный подход позволит перераспределить ресурсы, выделяемые на социальную политику, в пользу особо нуждающихся категорий населения, увеличить размер пособий и других выплат, одновременно уменьшив бремя неэффективных расходов государства. К особо нуждающимся категориям населения, в пользу которых предполагается производить перераспределение социальных расходов государства, в первую очередь, следует отнести семьи с детьми, престарелых, инвалидов и безработных с доходом ниже прожиточного минимума.

    К основным целевым характеристикам модели адресной социальной политики необходимо отнести следующие:

    • дифференциацию социальной политики государства в отношении различных слоев населения;
    • корректное выделение категорий получателей социальной помощи;
    • использование принципа адресности, как средства перераспределения социальной помощи для наиболее нуждающихся групп населения;
    • «муниципализацию» социальной политики за счет передачи значительной части полномочий по определению размеров и форм предоставления социальной помощи на региональный и муниципальный уровень;
    • перевод системы социального страхования на принципы добровольного страхования социального риска;

    четкое разграничение полномочий в реализации социальной политики между уровнями бюджетной системы.

    Одной из принципиальных проблем адресной модели социальной политики является проблема минимизации затрат, связанных с корректным определением адресата социальной помощи. Задача по разработке эффективных и недорогих методов проверки нуждаемости, хорошо адаптированных к местным условиям, является одной из важнейших для этапа реформирования социальной политики. Существующие методики проверки нуждаемости, основанные на учете легальных доходов, являются несовершенными и недостаточными.(7)

    Стратегическими целями социальной политики в России, определенными на данном этапе развития, являются:

    • достижение ощутимого достижения улучшения материального положения и условий жизни людей;
    • обеспечение эффективности занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
    • гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;
    • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, представляемых семье;
    • нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста.

    Достижение определенных выше целей предполагает осуществление поэтапного перехода к адресной модели социальной политики, в рамках которого выделяются следующие основные задачи:

    • существенное повышение социальной политики;
    • упорядочивание государственных социальных обязательств;
    • концентрация усилий на решении наиболее острых социальных проблем;
    • существенное улучшение социальной инфраструктуры;
    • выработка новых механизмов реализации социальной политики.

    В рамках реализации адресной модели социальной системой Российской Федерации можно выделить следующие основные стадии.

    Сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в социальной сфере можно рассматривать как этап антикризисного управления социальными процессами.

    Задачей социальной политики на ближайшую перспективу является достижение социальной стабильности развития общества. Социальная стабильность - это такое состояние социальных процессов в стране, которое позволяет обеспечить поступательное развитие экономики, сохранять политическую стабильность в обществе.

    Социальная стабильность развития общества обеспечивается проведение эффективной социальной политики государства, базирующейся на следующих основных принципах:

    • признание необходимости динамичного развития социальной сферы как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
    • четкое определение приоритетов в области социальной политики,поддерживаемых на государственном уровне;
    • обеспечение управляемости социальными процессами на основании сохранения единства социального пространства и обеспечения федеральных минимальных гарантий в области социальной защиты населения;
    • обеспечение единства социальной политики на различных уровнях управления.

    Состояние устойчивого развития социальной сферы характеризуется постоянным улучшением качественных показателей социальной сферы, отсутствием угрозы социальной стабильности развития общества и наличием потенциала для дальнейшего развития.

    Устойчивое развитие социальной сферы становится принципиальной особенностью перспективной стратегии социально - экономического развития Российской Федерации, формируемойна современном этапе. (4)

    2. Принципы стратегии социально-экономического развития России

    Государство в рыночной экономике выступает как организатор экономического порядка, ответственный за установление правил игры и являющийся гарантом их стабильности и выполнения, и как выразитель общественных интересов. Переход к современному рынку - это проблема выбора между скоростью перехода и достижимостью ожидаемого эффекта. В сложившихся условиях эволюционное формирование эффективного рыночного хозяйства в России требует длительного времени, предопределит её дальнейшего отставание от стран - лидеров экономического развития и будет сопровождаться крупномасштабной потерей производственного и ресурсного потенциала, неприемлемо большими социальными издержками.

    В основе стратегии должны лежать высокие, достойные России и одновременно достижимые долгосрочные цели. Это превращение России в динамично развивающуюся державу, обеспечивающуюся на основе интенсивного труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической политики среднеевропейские стандарты уровня жизни в российских природно-климатических и географических условиях. (6)

    Условием успешного экономического развития является социальная консолидация. Для того чтобы запустить взаимообусловленные процессы социальной консолидации и укрепления государства, необходимы следующие условия:

    • выбор такой стратегической цели, которая обладает консолидирующим потенциалом, способна объединить усилия разных социальных групп. Формирование механизма социального контракта между государством, властью, бизнесом, обществом, на котором, в частности, будут базироваться институты легитимности государства и собственности;
    • создание новой системы социального порядка, регулирующей поведение основных социальных субъектов в контексте реализации стратегических целей государства.

    Успешная стратегия развития государства по принципу благосостояния для большинства будет определяться динамикой формирования массового среднего класса. Становление среднего класса предполагает формирование новой модели потребления российского стандарта благосостояния. Такой стандарт должен включать качественное жильё, высокую обеспеченность товарами длительного пользования и качественные здравоохранение и образование.

    В настоящее время в соответствии с западными стандартами благосостоянияживут только 5 - 7% людей. А весь сегодняшний российский класс, который сохранил доперестроечный уровень жизни, составляет не более 20%. Слой бедности, в котором среднедушевые доходы не покрывают даже прожиточного минимума, охватывает почти 60 млн., или около 40% населения страны. При этом почти 30 млн. человек живут на грани нищеты, которая стала носить застойный характер.

    Механизмы достижения стратегических и социально - экономических целей. Решающим условием в обеспечении экономического роста, а следовательно, и всей стратегии развития России как социального государства в ближайшие 10 лет становитсяинвестиционный прорыв . Он предполагает:

    Форсированный рост капиталовложений;

    Инвестиционную поддержку ряда ключевых секторов;

    Инновационное наполнение инвестиций.

    Но чтобы инвестиции стали значимым фактором роль в их материальном обеспечении должно играть отечественное производство инвестиционных товаров, в частности машиностроение. Это предполагает ускоренную модернизацию данного сектора на основе отечественного и импортного оборудования и технологий.

    Необходимо учитывать ряд угроз экономической динамике:

    1. Недостаточность внутреннего спроса.
    2. Внешний долг.
    3. Неготовность инвестиционного комплекса к масштабным инвестициям.
    4. Непропорционально высокий темп роста цен на топливо, электроэнергию, транспортных тарифов.

    Эффективная траектория экономического роста в среднесрочной перспективе естественным образом распадается на три периода.

    Первый период - высоких темпов роста и наращивания инвестиций, опирающихся на вовлечение в экономический оборот пока еще не используемого потенциала и связанных с этим возможностей значительного повышения эффективности использования ресурсов. В рамках этого периода возможно достижение темпов роста на уровне 8 - 10%.

    Второй период -существенного снижения динамики обусловлен исчерпанием резервов и запаздыванием ввода новых мощностей, осуществляемых за счет инвестиций последних лет. Расчеты показывают, что его длительность может составлять два - три года. Темпы экономического роста при этом могут снизиться до 2 - 4% в год.

    Третий период. Начиная с 2006 г. возможен выход на стационарную траекторию развития с сохранением в течение десятилетия темпов роста на уровне не ниже 5% в год. Задача состоит в том, чтобы создать условия расширенного воспроизводства на основе преимущественных внутренних накоплений и инвестиционных возможностей.

    О бюджетной политике. Необходима сбалансированность между социальными обязательствами и её возможностями мобилизации финансовых ресурсов, как на федеральном, так и на региональных уровнях.

    Дефицит федерального бюджета просто переместился в бюджеты субъектов РФ. Это происходит из - за того, что не учитываются социальные обязательства регионов, которые также являются государственными обязательствами, т.е. финансовые ресурсы перемещаются в федеральный бюджет, а обязательства и ответственность остается в финансово не обеспеченных регионах. Азбучной истиной является то, что единое государство должно иметь и единый государственный бюджет, который обязан учитывать всю сумму доходов и расходов за соответствующий год на территории страны.

    Генеральным принципом достижения сбалансированного и действительного бездефицитного бюджета является не снижение расходов, чем занимается постоянно последнее правительство, а опережающий рост доходов в бюджет, основой которого являются доходы, полученные реальным сектором. (10)

    1. Приоритеты социальной политики

    Важнейшим объективно обусловленным требованием, предъявляемым к социальной политике периода перехода к рыночной экономике, является соблюдение принципа сохранения социального равновесия в процессе движения общества к качественно новому состоянию. В этой связи необходимо обратить внимание на следующие существенные моменты.

    Первое. Социальное равновесие в современном индустриальном обществе- это политика, отражающая интересы большинства нации.

    Второе. Социальное равновесие поддерживается следующими методами: в социальной сфере - обеспечением равных социальных прав, политикой социальной стабильности и выравнивания уровня жизни и доходов социальных групп, глобальными и локальными механизмами социальной защиты от потрясений или «провалов» рынка. В экономической сфере - государственным регулированием экономики, цен, доходов, сферы занятости, финансированием социальной инфраструктуры как общегосударственной системы социального воспроизводства и социальных гарантий. В политической сфере - широкой, массовой демократией, системой институциональных механизмов обеспечения демократических и социальных прав граждан, в том числе механизмов реального влияния граждан на политику.

    Утверждение принципа социального равновесия как фундаментальной основы стабильности и развития является исторически переломным моментом в развитии современных государств. Именно это обстоятельство дало толчок развитию современной социальной политики в качестве средства обеспечения такого равновесия, как в текущем, так и в долгосрочном плане. Был выработан целый набор среднесрочных и долгосрочных ориентиров, основанных не на интуиции, а на научных прогнозных оценках тенденций социального и экономического развития.

    Социальная политика отличается той спецификой, что она не обладает собственным автономным инструментарием, механизмами, обеспечивающими реализацию целей. Социальная политика рождается законодательством (социальным, трудовым, хозяйственным), а также экономической политикой. Собственно говоря, подлинная экономическая политика имеет место тогда и только тогда, когда общество и государство воспринимают социальные цели как приоритетные направления. Более того, социальная политика - это механизм обеспечения перманентных трансформационных процессов. На переломных этапах развития этот механизм особенно важен, так как тогда трансформация всегда сопряжена с глубокими перестановками внутри социальной структуры, ростом и расширением одних социальных групп, сужением и исчезновением других групп, изменением их доходов, статуса и престижа, качества жизни. Все это неизбежно ведет к серьезной ломке сложившейся системы дифференциации социальных групп на макросоциальной шкале доходов.

    С этой точки зрения особого внимания заслуживают основные модели социальной дифференциации. Существуют некий оптимальный и предельный уровни дифференциации доходов, если рассматривать это явление с точки зрения критериев эффективности и благосостояния.Условно можно выделить 4 основные модели дифференциации: сверхполярная, умеренно - полярная, умеренная и эгалитарная (нерыночная).

    Сверхполярные модели развития для современных условий крайне неустойчивы и хрупки. Эти неустойчивость и хрупкость повсеместно имеют одни и те же проявления. В социальном плане - это необеспеченность большинства, часто в форме откровенной бедности и нищеты, и социальное недовольство. В экономическом плане - это падение эффективности, дестимулирование и демотивация продуктивной деятельности, резкое разделение интересов элиты, работодателей и работников. Именно такие модели развития являются моделями социальной эксплуатации, когда роскошь и баснословное богатство отдельных групп и нищенское существование других. Такие модели взрывоопасны по своей социальной архитектуре, и их устойчивость поддерживается в значительной степени прямыми репрессивными средствами. Сейчас такая модель характерна для большинства слаборазвитых стран. Для таких обществ уровень дифференциации доходов между крайними децильными группами (соотношение доходов 10% наиболее богатых и бедных) составляет не менее 20-30: 1.

    Умеренно - полярные модели . Общество осознает необходимость определенных изменений и вводит частичные элементы социального регулирования. Для них характерно то, что социальная политика осуществляется государством на ограниченном поле, и перед ней ставятся весьма узкие задачи. Для таких моделей характерна децильная дифференциация порядка 10-15:1, которая имела место в индустриальных обществах первой половины XX века, а сейчас ив части развивающихся стран.

    Умеренная модель - тип господствующий сейчас модели в промышленно развитых странах Запада и Японии. При тех или иных особенностях для неё характерна в целом более консолидирующая социальная дифференциация, более мягкая шкала социальной иерархии по сравнению с умеренно - полярной моделью. Дифференциация доходов между крайними децильными группами колеблется от 3:6 до 6:1.

    Наряду с рыночными моделями возможны и нерыночные модели, которые возникали в какой - то мере как реакция на сверхполярную дифференциацию доходов. Эти модели существовали в бывших социалистических странах, а сейчас на Кубе, в КНДР. Такие модели можно отнести к моделям так называемой планируемой дифференциации, которые помимо несомненных позитивных преимуществ продемонстрировали и серьезные недостатки, прежде всего, в экономической сфере. Они не способствовали эффективному экономическому росту в нормальных условиях, когда не требовалась тотальная мобилизация ресурсов, для этих моделей в целом характерен весьма не высокий уровень дифференцмации доходов - до 4:1.(9)

    Основной стратегической задачей для Росси в ходе реформ была осуществление комплекса адекватных политических и административных организационных мероприятий, которые обеспечили бы относительно плавный, без потрясений и катаклизмов, переход к умеренной модели социальной дифференциации. Несмотря на сложность экономической ситуации в 1990 - 1991 гг., в России для этого были все возможности: современная структура промышленности, достаточно высокий технологический уровень, квалифицированная рабочая сила, мощная социальная инфраструктура и низкий уровень социальной дифференциации. Проблема состояла лишь в том, чтобы найти интегрирующую модель сочетания всех этих преимуществ с принципами рыночного хозяйства и политической демократии. Такая модель дала бы необходимый импульс экономики и повышению благосостояния.

    То, что произошло в России в 90 - х. гг., нельзя не квалифицировать как исторический провал, откат назад в ту систему социальной дифференциации, которая существовала в России в конце прошлого - начале этого столетия. Изменение такой ситуации относится к числу главных приоритетов социальной политики. Вместе с тем, очевидно, что решение оснополагающих проблем позитивного развития далеко не полностью зависит от реалий социально- экономической ситуации 90-х гг. и наличия или отсутствия оптимальной программы действий. Существует более широкий набор условий, определяющих успех или неудачу такой программы, и эти условия находятся за пределами экономики и социальной политики.

    Во - первых, новая социальная стратегия обречена на неудачу без кардинальной трансформации всей системы государственной власти. Речь идет о формировании системы более эффективной, сбалансированной власти, ответственной перед народом. Необходимо разработать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие моральную чистоту власти, как и бизнеса. Проблема «чистоты» государственной власти в России в 90-х гг. достигла критической остроты. Криминализация экономики и коррупция достигли масштабов, угрожающих национальной безопасности.

    Во - вторых, необходимо значительное усиление административной власти, её более активное и масштабное воздействие на социально - экономические процессы. Без этого формирование эффективного рыночного хозяйства просто невозможно.

    В - третьих, требуется консолидация общества на труднейшей фазе развития, когда происходит формирование основ эффективной рыночной политики. В этой связи важно, в частности, чтобы передаваемая СМИ информация о социально - экономическом и политическом развитии страны носила объективный характер, была бы социально нейтральной.

    Все эти условия, связанные с формированием системы социально эффективной и ответственной политической власти, совершенно необходимы для реализации эффективных социальных программ.

    И, наконец, необходимо провести глубокую ревизию основных принципов концепции социально - экономического развития России.

    Успех или неудача политики в сфере доходов и занятости имеют решающие значение для обеспечения эффективного социального развития. Актуальным остается вопрос формирования эффективного рыночного механизма регулирования доходов и заработной платы. Основу такого механизма должна составить система тесной взаимосвязи и параметров цены труда и стоимости рабочей силы. Только такая система способна включить в действие механизмы человеческого капитала, а, следовательно, и всю совокупность мотивационных механизмов. (9)

    Сложившаяся в 90-е гг. система распределения доходов весьма неэффективна в социальном отношении. Крайне низкие доходы для подавляющего большинства активного населения стали в российских условиях одним из механизмов растраты человеческих ресурсов. Сформировался механизм сверхполярной дифференциации доходов и резкого разрыва между показателями цены и стоимости рабочей силы.

    Это означает не что иное как отсутствие социальной политики. Поэтому цель правительства должна состоять в том, чтобы ликвидировать этот растратный механизм и постепенно восстановить систему параллельной динамики цены и стоимости рабочей силы, т.е., иначе говоря, способствовать формированию нормального рынка труда.

    Недооценка человеческого капитала ведет к разрушительным последствиям, так как экономика не может эффективно функционировать ни как производительная, ни как потребляющая система. Если исходить из того, что главное направление на ближайшую и среднесрочную перспективу для России - борьба с бедностью и нищетой, то это означает, что приоритет в политике должен отдаваться формированию эффективной (как в социальном, так и в экономическом плане) системы распределения доходов и эффективного механизма заработной платы.

    В первую очередь речь должна идти о превращении минимальной заработной платы из формально - статистического показателя в инструмент реального воздействия на экономические процессы. Приоритетное повышение минимальной заработной платы одновременно означает и снижение уровня дифференциации доходов. Кроме того, это создает стимул к труду и повышает экономическую эффективность, так как в этом случае предприниматель будет делать ставку на более квалифицированный труд с большей отдачей. Минимальная зарплата, по меньшей мере, на уровне прожиточного минимума - важный инструмент обеспечения социальной стабильности.

    Весьма важное значение имеет также политика выравнивания заработной платы, недопущение резких различий в оплате труда. Для этого следовало бы разработать и принять Единую тарифную систему взамен нынешней тарифной системы, которая носит формальный и ограниченный характер. Нынешняя тарифная система по существу не работает в большей части экономики. Уже давно эта система несовместима с принципами социальной справедливости и является дискриминационной по отношению к работникам бюджетной сферы.

    В среднесрочной перспективе (например, в течение 3-5 лет) законодательно установленная минимальная заработная плата должна стать основным элементом системы социальных гарантий. Во - первых, она должнаподлежать обязательному индексированию в полном объеме с учетом роста потребительских цен. Во - вторых, она должна соответствовать минимальному набору товаров и услуг, входящих в понятие «прожиточный минимум». В - третьих, в перспективе необходимо ввести механизмы её увеличения и в соответствии с темпами экономического роста.

    Особое место должно отводиться мероприятиям государства по регулированию зарплаты в бюджетном секторе. В этой сфере сложилась социально и экономически нетерпимая ситуация значительного разрыва в доходах в результате формирования двух систем заработной платы. С одной стороны, это привилегированная система, обеспечивающая особые условия оплаты, социальные льготы и гарантии стабильности, и она охватывает работников госуправления (министерств, ведомств и т.д.). с другой стороны, это собственно бюджетная сфера, где оплата труда на порядок ниже оплаты в органах госуправления и не обеспечивает (даже для работников высоких разрядов) прожиточного минимума. Кроме того, отнюдь не потеряла свою актуальность проблема невыплаты или задержки зарплаты.

    1. Современный этап развития социальной политики в России

    В настоящее время в России происходят серьезные изменения в социальной политики. Как и предполагалось вся система социальной защиты населения переходит к адресной модели социальной политики, увы, граждане Российской Федерации оказались к этому не готовы.

    С июня 2004 года начиналось бурное обсуждение и представление различных законопроектов. Произошли изменения и уточнения в определении разделений полномочий между уровнями власти в самых разных сферах нашей жизни была выстроена и новая система социальной защиты российских граждан. Точнее - социальной поддержки.

    Льготы, которые в соответствии с прежней системой защищали разные категории граждан, в том нуждающихся, теперь заменялись мерами социальной поддержки, выраженными в рублях.

    И эта предполагаемая перемена стала самой острой темой общественной дискуссии последних двух месяцев.

    При разработке данной реформы предполагалось:

    • Льготы не отбирают, а заменяют ежемесячными денежными выплатами.
    • Эти деньги можно получить, только отказавшись от бесплатных услуг.
    • У каждой группы льготников своя сумма, которую считали исходя из списка положенных ему федеральных льгот.
    • Те граждане, у которых тяжелые заболевания (онкология, бронхиальная астма, сахарный диабет), могут дополнительно обращаться в случае нуждаемости за государственной социальной помощью.
    • Ни в собесы, ни в отделения Пенсионного фонда сейчас никому бежать не надо.
    • Каждый льготник получит извещение, где ему предложено: или просто взять деньги, чтобы потратить их, на что считает нужным (даже на покупку продуктов в магазине), или часть выплаты получить в виде так называемого социального пакета, куда входят бесплатные годовые проездные билеты, бесплатные лекарства на определенную сумму и бесплатная путевка на лечение в санаторий.
    • Если, например, инвалиду нужны лекарства и лечение в санатории, но он не ездит в метро или городском транспорте, он может выбрать себе из социального пакета только то, что ему нужно, а остальное получить деньгами.
    • Социальный пакет будет стоить от 300 до 600 рублей, цены без накруток, правительство собирается заключить тарифное соглашение с транспортниками, производителями лекарств.
    • Ежемесячные выплаты будут индексироваться, как пенсии (то есть увеличиваться), с учетом роста цен в целом по стране.
    • Ежемесячные денежные компенсации льгот будут выплачиваться вместе с пенсией, но как отдельная прибавка.
    • Прибавка к пенсии повысит социальные выплаты до 6,5 - 7 тысяч рублей в месяц.
    • Новая схема социальной помощи начнет действовать с января 2005 года.
    • Одна из самых многочисленных групп, пользующихся социальными поблажками - ветераны труда и работники тыла, - не входит в группу федеральных льготников.(12)

    Таблица 1.

    Какие выплаты ждут льготников?

    Ежемесячная выплата (руб.)

    Герои Советского Союза, России, Социалистического Труда, кавалеры 3 орденов Славы и Трудовой Славы

    Инвалиды Великой отечественной войны

    Участники боевых действий

    Жители блокадного Ленинграда (не участники войны)

    Инвалиды I группы

    Инвалиды II группы

    Инвалиды III группы

    Дети - инвалиды и инвалиды детства

    Участники противоздушной обороны

    Таблица 2.

    Как в результате компенсационных выплат вырастут доходы пенсионеров?

    Средний размер пенсии (руб.)

    Ежемесячная денежная выплата (руб.)

    Суммарный доход вырастет

    Герои Советского Союза, России, Соцтруда, кавалеры Ордена Славы, Трудовой Славы

    В 1,74 раза

    Инвалиды Великой Отечественной войны

    В 1,47 раза

    Участники Великой Отечественной войны

    В 1,44 раза

    Участники боевых действий

    в 1,53 раза

    Жители блокадного Ленинграда

    В 1,53 раза

    Военносл. по п. «з» ФЗ «О ветеранах»

    В 1,29 раза

    Участники противов. обороны

    В 1,29 раза

    Инвалиды: I группа

    В 1,66 раза

    В 1,64 раза

    III группа

    В 1,79 раза

    Дети - инвалиды

    В 1,74 раза

    Инвалиды (СПК, с детства, в с/п.)

    В 1,98 раза

    В начале августа 2004 был окончательно решен вопрос о замене льгот денежными выплатами. Результаты данного решения отличаются от первоначального плана проведения реформы.

    В списке льготников произошли некоторые изменения: из перечня категорий, которые вместо отмененных натуральных льгот с будущего года будут получать ежемесячные выплаты, удалены Герои СССР, России, Соцтруда и полные кавалеры орденовСлавы и Трудовой Славы. Им решено сохранить натуральные льготы в полном объеме, а вопрос об их статусе предполагается решить в отдельном законопроекте, который правительство подготовит к осени.(11)

    Самые значимые видя натуральных льгот решено сохранить. В 2005 году по-прежнему будет действовать скидка по оплате жилья и коммунальных услуг. Кроме этого, вводится так называемый соцпакет, стоимость которого - 450 рублей - будет каждый месяц вычитаться из суммы выплаты, получаемой льготником. В результате все льготники, социальная поддержка которым обеспечена за счет федерального бюджета, получат право на бесплатный проезд в пригородных поездках, бесплатные лекарства (по перечню, утверждаемые правительством), а также санаторную путевку (по медицинским показаниям).

    В будущем году «соцпакет» (и, соответственно, вычеты из социальных выплат) получат все, вне зависимости от желания. В течение года каждый должен будет решить, что ему предпочтительнее: «натуральные» льготы и уменьшенные выплаты или денежные компенсации в полном объеме. Заявления об этом нужно будет подать в местные органы соцзащиты или отделения Пенсионного фонда до 1 октября 2005 года. Отказаться можно будет и от всего пакета целиком, и только от одной из двух частей - медицинской или транспортной.

    Стоимость «транспортной» части соцпакета оценена в 40 рублей, цена «медицинской» (лекарства плюс санаторное лечение) - 410 рублей. В зависимости от выбора, сделанного льготником, ему будет скорректирована сумма причитающейся социальной выплаты.

    Выплачивать компенсационные суммы поручено Пенсионному фонду - вместе с пенсией. Одновременно с базовой пенсией (которая, по нашему законодательству, индексируется в зависимости от инфляции), будут расти и социальные выплаты. Причем с одним и тем же коэффициентом индексации. Напомним, сегодня базовые пенсии подлежат увеличению, если за квартал (или полгода) инфляция превысила 6 процентов. В результате в последние годы базовые пенсии индексировались дважды в год - в первом квартале и в августе. Такой порядок, видимо, сохранится и в дальнейшем.

    Также важно, что сумма компенсационных выплат не будет учитываться (не будет включаться в расчет дохода семьи), если льготник обратится за государственной субсидией на оплату коммунальных услуг.(6)

    Таблица 3.

    Что получилось в итоге реформы льгот?

    льготников

    Какие льготы имеют сейчас

    Что предлагается с 2005 года

    Инвалиды войны, бывшие узники фашизмы - инвалиды

    Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон и его установка; проезд междугородним транспортом; санаторные путевки; обеспечение транспортом с передачей права вождения членам семьи; вневедомственная охрана; протезирование и зубопротезирование

    2000 рублей

    Участники ВОВ, бывшие узники фашизма

    Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон и его установка; проезд междугородним транспортом; вневедомственная охрана; протезирование и зубопротезирование

    1500 рублей

    Проходившие военную службу во время ВОВ не в действующей армии

    600 рублей

    Блокадники, ветераны боевых действий

    Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; проезд междугородним транспортом; жилищно-коммунальные услуги

    1100 рублей

    Лица, работавшие во время ВОВ на военных объектах

    Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; проезд междугородним транспортом; протезирование и зубопротезирование

    600 рублей

    Члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников войны и боевых действий

    Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон; вневедомственная охрана

    600 рублей

    Инвалиды

    Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон; проезд междугородным транспортом; санаторное лечение; обеспечение транспортом с передачей права вождения членам семьи; протезирование и зубопротезирование

    Инвалиды (III степень) 1400 рублей

    Инвалиды (II степень) 1000 рублей

    Инвалиды (I степень) 800 рублей

    Дети - инвалиды 1000 рублей

    Чернобыльцы

    Жилищно-коммунальные услуги, питание, проезд городским, пригородным транспортом, проезд на междугородном транспорте, лекарства, санаторное лечение, зубопротезирование, доплата за работу и проживание в зонах

    До 1700 рублей в зависимости от статуса гражданносителейльгот

    Лекарства, зубопротезирование, проезд городским пригородным транспортом, оплата коммунальных услуг

    500 рублей

    Ветераны труда

    Проезд городским и пригородным транспортом; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон

    Меры социальной поддержки устанавливаются субъектами РФ

    Труженики тыла

    Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; протезирование и зубопротезирование

    Репрессированные

    Возмещение имущественного ущерба, жилищно-коммунальные услуги, проезд городским и пригородным транспортом, льготный проезд на междугороднем транспорте один раз в год, лекарственное обеспечение, обеспечение транспортом, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатная установка телефона, пересылка и доставка денежных компенсаций

    Заключение

    На сегодняшний день Россия переживает глобальные изменения социальной политики в стране. Реформа социальных льгот еще не дала свои результаты, поэтому говорить о целесообразности и правильности проведения таких изменений еще рано. В законопроекте прописана норма конституционного права: после принятия закона уровень социальной защиты населения не может быть ухудшен по сравнению с тем, что есть сегодня. Он либо должен быть сохранен, либо улучшен.

    Список литературы

    1. Авдашева С., Ястребова О. Государственная поддержка в регионах состояние и проблемы реорганизации // Вопросы экономики.- 2001- № 5. с. 30 - 35
    2. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально - гуманитарные знания.- 2000.- №2. - с. 18 - 37
    3. Какие выплаты получат льготники? // Российская газета.-2004.-№167(3544)
    4. Лайкам К. Модели социальной политики // Общество и экономика.- 2000.- №8.-с. 27 - 37
    5. Лайкам К. Реформирование экономического механизма реализации государственной социальной политики // Общество и экономика.-2003.- №11-12.-с. 130 -163
    6. Льготный день // Российская газета.-2004.-№165(3542)
    7. Новосельский В. Изменения социально-экономических процессов // Экономист.- 2003.-№3.-с. 34- 42
    8. О стратегии социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу // РЭЖ.-2002.-№4.-с. 3 -7
    9. Пронин С. и др. О приоритетах социальной политики // Общество и экономика.- 2000.-№8.-с. 27 - 37
    10. Три тысячи поправок // Российская газета.- 2004.- №159(3536)
    11. Что нужно знать при замене социальных благ деньгами // Комсомольская правда.-2004.-№134(4563)
    12. Что будет с льготами? // Российская газета.-2004.- №156(3533)

    Первое, базисное, различие типов отношений врача и пациента – это различие патерналистской и непатерналистской моделей. Одна отражает традиционный, имеющий многовековую историю, тип отношений, другая новый, который стал формироваться только во второй половине XX в. Переход от патернализма к непатернализму представляет собой революционное изменение во всей системе отношений "врач – пациент".

    Патернализм (от лат. pater – отец) – этическая концепция, рассматривающая врача как главную фигуру во взаимоотношениях с пациентом. Отношения врача и больного являются здесь несимметричными. Подобно отношениям родителя и ребенка, врач в патерналистской системе устанавливает особые попечительские отношения над пациентом.

    Пациент же выступает фигурой несамостоятельной, неспособной принимать полноценные решения относительно своего здоровья и лечения. Задача врача – заботиться о пациенте, защищать его, принимать оптимальные решения в его адрес. Подобно тому как родители лучше ребенка знают, что будет ему полезно, а что вредно, так и врач в патерналистской системе считает себя вправе самостоятельно действовать во благо больного.

    Такая система взглядов отражена еще в этических работах школы Гиппократа.

    Выделяют также две версии патернализма – сильную и слабую. Сильная предполагает полное доминирование врача в лечебном процессе, при этом пациент не участвует в принятии решений. Врач действует по своему усмотрению во благо больного. "Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением", – говорится в клятве Гиппократа.

    Понятие слабого патернализма предложил в 1971 г. Дж. Фейнберг. Слабый патернализм имеет место тогда, когда врач принимает решения за некомпетентного больного. Причем такая ситуация часто может иметь временный характер, тогда врач преследует цель по возможности вернуть пациента в состояние компетентности, чтобы далее пациент реализовал свое право на автономию. Примеры – психическая патология (обратимого характера), временная потеря сознания и т.п. Кроме того, слабый патернализм означает вмешательство без согласия пациента с целью определить его степень компетентности. Если окажется, что пациент вполне способен принимать рациональные решения, то врач переходит к непатерналистским отношениям.

    Патернализм имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Он привлекателен тем, что придает облику врача некоторые родительские черты. Пациент в силу своей ситуации страдания как раз нуждается в таком заботливом отношении со стороны медицинского профессионала.

    Отрицательные черты патернализма: собственная воля пациента не принимается в расчет, полная зависимость пациента от врача (и от медицинской системы в целом), незащищенность пациента от злоупотреблений со стороны медицинских работников.

    Современная этика медицинской помощи в развитых странах – это этика безусловного преобладания непатерналистских отношений . Соответственно, международные этические и правовые стандарты поддерживают именно концепцию непатернализма.

    Непатернализм – равенство сторон, партнерское взаимодействие врача и пациента в лечебном процессе. Пациент имеет гарантированные законом права, прежде всего право на автономию (самостоятельное принятие решений).

    Именно непатернализм (в гораздо большей мере, чем патернализм), оставляет врачу возможность проявить свои лучшие человеческие качества, но при этом ставит заслон возможному произволу врачей и укрепляет позицию пациента. Врач в непатерналистской системе этико-правовых взаимоотношений может (и должен) по-прежнему проявлять заботу о больном, но вместе с тем обязан уважать пациента, воспринимать его как полноценную личность, признавать за ним право самостоятельно принимать решения.

    Конечно, чистый патернализм – это некий идеал. На практике врачу часто приходится, действуя во благо больного, выполнять и определенные патерналистские функции. Поэтому речь идет вовсе не о том, что патернализм должен быть полностью изгнан из современной медицины. Наоборот, этическая задача на практике состоит в достижении разумного сочетания патерналистских и непатерналистских элементов в интересах больного, но ведущей моделью остается непатернализм.

    1

    Вопрос о количестве моделей социальной политики достаточно сложный и дискуссионный. Рассмотрим их основные классификационные группы, базирующиеся на принципах, вытекающих из роли и степени участия государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан в реализации социальной политики. Наиболее устойчиво в литературе используется следующая классификация моделей социальной политики: социал-демократическая, консервативная, либеральная и католическая.

    Важным критерием оценки моделей является возможность достижения значительного социального эффекта в виде решения проблем занятости и бедности. В социал-демократической модели акцент делается как на социальное перераспределение доходов через фискальную политику, так и на занятость. В консервативной модели также высок акцент на занятости, но не на социальном перераспределении. В данном случае наблюдается феномен работающего бедняка. В либеральной модели уровень распределения занятости большей части населения низкий, но относительно высокий уровень социального перераспределения. И, наконец, в католической или латинской модели акцент и на занятость, и на социальное перераспределение низок. Таким образом, государства с социал-демократической и либеральной моделями имеют умеренную степень бедности, тогда как государства с консервативной и католической моделями - более высокую. Это означает, что социальное перераспределение важнее, чем распределение занятости в борьбе с бедностью, или, по крайней мере, консервативный подход к борьбе с бедностью является неадекватным.

    Социал-демократическую модель называют также скандинавской или нордической. Основным принципом распределения социального обеспечения является универсализм. На социальное обеспечение и социальное обслуживание, реализуемые через государственный бюджет, имеют право все граждане. Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер, через розничную продажу товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. Модель базируется на следующих принципах: граждане имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах; социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизнедеятельности; социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Социал-демократическая модель реализуется в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

    Консервативная модель также имеет несколько названий: континентальная европейская, институциональная. Тем не менее, центральное направление одно - упор на рынок и страхование. Модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение, социальное обслуживание (социальные услуги) государство не организует. Проблемы возникают у тех слоев населения, которые не заняты и не имеют страховок, так как степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. При этом бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

    Либеральная (американо-британская) модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия. Вместе с тем, она имеет ряд особенностей. Во-первых, предусматривает социальное обеспечение остаточного типа, т.е. граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, государство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Подобная модель социального государства характерна для США, Великобритании, Англии и Ирландии.

    Главным принципом католической модели социальной политики является идея вспомогательности, по которой ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией. Если он не может себе помочь, то обращаться к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т.д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. Таким образом, социальное учение оперирует иерархией инстанций.

    Таким образом, социал-демократическая или скандинавская модель является улучшенным вариантом либеральной модели, а католическая - ухудшенным вариантом консервативной.

    Комиссия Европейского сообщества (ЕС) согласно принципам организации выделяет две основные модели социальной политики: «бисмарковскую» и «бевериджскую».

    «Бисмарковская» модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работниками, собирают отчисления из заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Таким образом, социальная защита независима от государственного бюджета.

    «Бевериджская» модель исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящейся на концепции распределительной справедливости.

    В настоящее время формируется также новая общеевропейская модель социальной политики, где основой является принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики Европы, транспарентность и соблюдение интересов всех стран-членов ЕС. Происходит процесс переориентации социальных программ с универсального уровня на индивидуальный, что значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся.

    В. Ханеш выделяет ещё одну модель социальной политики - рудиментарную, представленную в странах Южной Европы. В этих странах лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных изменений созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Они включают в себя страхование на производстве и социальное страхование. В целом уровень социального обеспечения в этих странах довольно низок. Здесь все ещё исходят из того, что социальная защита граждан во многом осуществляется через семью и частную благотворительность. Эта модель интерпретируется как развивающаяся или переходная.

    Нами предлагается ниже следующая классификация моделей социальной политики.

    В зависимости от типа базового процесса:

    • - социальная помощь - безвозмездная и благотворительнаяподдержка малообеспеченных, социально уязвимых и нетрудоспособных граждан. В России в последние десятилетия реализовывался именно такой подход, что привело к резкому снижению эффективности реализуемой социальной политики, свертыванию социальных функций государства;
    • - социальное попечительство - компенсация негативных социальных факторов, возникших вследствие неравномерности социально-экономического развития и рыночной системы хозяйствования. Целью модели является уменьшение дифференциации в уровне жизни населения на заявительной основе;
    • - социальное страхование- финансирование социальных выплат и услуг за счет страховых взносов работников и работодателей. Идеей модели является формирование многочисленного среднего класса, повышение ответственности населения за свое будущее;
    • - социальное развитие- повышение уровня социальных индикаторовкачества жизни: занятость, здоровье, жилье, образование, состояние окружающей среды и пр. Основным направлением социальной политики является не столько расширение мер социальной помощи и поддержки населения, организация различных акций, обеспечивающих стартовые возможности для самообеспечения, сколько развитие человеческого потенциала, повышение качества человеческого капитала как основы экономического роста и общественной динамики на длительную перспективу.

    В зависимости от субъекта ответственности:

    • - либеральная модель - личная ответственность каждого члена общества за свою судьбу, роль государственных структур в реализации социальной политики минимизирована. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование;
    • - корпоративная модель - ответственность за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). Финансовой основой являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов;
    • - общественная модель - ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды;
    • - патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Финансовой основой патерналистской модели являются средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

    В зависимости от степени участия государства:

    • - благотворительная модель- средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны;
    • - административная модель- прямое, активное государственное вмешательство в рынок, наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости;
    • - стимулирующая модель- косвенное участие государства в решении социальных проблем, создание таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом. Подобная модель социальной политики может реализовываться в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства.

    Рассмотрев основные классификационные группы моделей социальной политики, проанализируем опыт СССР и России переходного периода. Советская социальная модель основывалась на главенствующей роли государства в социальной сфере, функционировала система бесплатного здравоохранения, образования и социального обслуживания, осуществлялся централизованный контроль над работодателями и профсоюзами. Социальную защиту формировал не институт социального страхования, как в большинстве развитых стран, а государственное социальное обеспечение.

    Библиографическая ссылка

    Калов З.А., Куршаева Ф.М., Хациева Л.У. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ЧАСТЬ 1 // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1105 (дата обращения: 28.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Патерналистская (авторитарная, традиционная) модель отношения «врач-пациент» состоит в том, что врач руководит лечением, принимает решение, информирует пациента в той мере, в которой считает нужным, а пациент пассивен, полностью подчиняется врачу.

    Целью этой модели является здоровье пациента.

    Эта модель самая ранняя в истории медицины. Она возникает одновременно с медициной и впоследствии закрепляется в силу следующих обстоятельств. Во-первых, изначально и по настоящее время врач и пациент выступают неравными сторонами, прежде всего в медицинском плане: врач – профессионал, пациент – профан в большинстве случаев. Во-вторых, в силу вышесказанного пациент вынужден доверять врачу. В-третьих, в медицине всегда были и будут ситуации, когда ради спасения здоровья и жизни пациента врач берет на себя всю ответственность: скорая и неотложная помощь, интенсивная терапия, реанимация. В-четвертых, в некоторых странах патерналистская модель закрепляется как почти единственно возможная: авторитарные и тоталитарные режимы. Так, в СССР патерналистское отношение государства к гражданам вполне коррелировалось с государственной общедоступной бесплатной медицинской помощью.

    В «Клятве Гиппократа» мы находим письменное закрепление этой модели. Клятва ориентирует врача на избежание причинения вреда пациенту, но и одновременно настаивает на молчаливом подчинении пациента врачу. Одна из норм клятвы рекомендует, например, врачу – «не следует ничего рассказывать пациенту о теперешнем и возможном будущем состоянии его здоровья». В соответствии с клятвой Гиппократа врачу предоставляется полное право решать проблему информирования пациента без участия последнего.

    Патерналистская модель подразумевает под отношениями врача и пациента отношения, подобные отношению родителей и детей («патер» – лат. – отец): покровительство, полная ответственность и забота со стороны врача и тем самым зависимость пациента от него во всем.

    Длительное существование патерналистской модели свидетельствует о ее определенной исторической оправданности, о постоянном доверии врачам со стороны пациентов. Социологические опросы, проведенные союзом медиков Финляндии, свидетельствуют о высоком доверии к врачам: 76% опрошенных заявили, что врач должен действовать в каждом конкретном случае по собственному усмотрению, не согласуясь с пациентом; 90% опрошенных признали, что никогда не оспаривали поставленный диагноз.

    В силу того, что пациент в этой модели выступает в качестве объекта, патерналистская модель содержит возможность проявления пренебрежительного, невнимательного отношения к внутреннему миру пациента, к его психическому и моральному состоянию. Об этом свидетельствуют языковые формы (реплики), складывающиеся в процессе врачевания и в отечественной медицине: «пожили, бабушка, и хватит», «ваше сердце старше вас»; в рентгенкабинете – «ложитесь, мамаша, сейчас мы вам снимем голову» и др. Здесь мы видим явное нарушение деонтологических норм, и оно вызвано, не в последнюю очередь, низкой общей и профессиональной культурой медицинского персонала.

    Для отечественной медицины господство патерналистской модели обусловлено, помимо вышеназванных причин, длительным существованием авторитарных общественных отношений, в которых приоритетными всегда были права государства, общества, коллектива, а не отдельного человека, гражданина.

    В середине ХХ века патерналистская модель отношения «врач-пациент» столкнулась с серьезными трудностями, главными из которых явились растущее самосознание человека как гражданина и как пациента; повышение статуса здоровья, жизни как высшей ценности человека, поставленных под угрозу современными медицинскими технологиями. Пришло время новых моделей отношений «врач-пациент», в том числе и модели «информированного согласия».

    Поделиться