Игумен Никон (Воробьев) Нам оставлено покаяние. Игумен Никон (Воробьев)_ Нам оставлено покаяние

29/VI – 45.
Дорогая М. Н.!
Как Вы и детки поживаете? Приезжал ли Б. А. Наверное его скоро совсем отпустят. Меня заботит устройство Модеста. Я считаю, что ему надо кончить какой-либо техникум. Имеются самые разнообразные специальности. На многих учиться легко. Но выбрать надо все же такую, к которой есть склонность. А пока Моде надо еще поучиться хоть один год в след. классе. Если далее он и не перейдет в 9-й, все же он кое-что приобретет, да и сам подрастет, будет сознательней, за год может выбрать себе техникум, в который и может в будущем году поступить. Из 8-го класса, если перейти в 9-й, кажется, принимают без экзамена в большинство техникумов. Пусть он летом отдохнет, походит на кладбище, посматривает иногда в учебники, по которым был слаб. Если все будет благополучно, то может быть Н. Н. сможет ему маленькую стипендию дать, пока он учится. Это мнение мое решительное, а впрочем смотрите, как лучше. Олечке надо кончать свой техникум. Если можно остаться в Волочке кончать и это ее не расстраивает, то было бы лучше быть всем вместе. В Бологое ей будет гораздо тяжелее. Правда на воскресенье можно приезжать домой, но все же лучше дома. Впрочем она сама лучше может решить это дело.
Привет вам всем. Как Ваше здоровье? Как здоровье Ник. Петр. Ж. и Ольги Вл.? Привет им. Я их всегда помню. Собираюсь хоть под осень приехать и навестить вас.
Привет Борису Ал.

2/XII – 45
Дорогая Мария Николаевна!
Уже второе письмо от Вас получил, а сам не отвечаю Вам. Пишете о своих нуждах и затруднениях. Сегодня же я получил письмо от брата - инвалида войны из Таганрога. Пишет, что кое-как одел двоих детей старших, так что могут ходить в школу, а третий мальчик сидит дома. Нет ни обуви, ни одежды. Там были немцы. Все разворовали. Даже ведра нет воды принести. Нет самой необходимой посуды. И уехать нет ни сил, ни возможности. Да и куда? Можно бы, пишет, получить кое-что на карточки, но нет средств… Вот как живут многие, многие.
Отношение Бор. Ал. действительно странно. Это результат его переживаний и болезни. Жаль, что Модестик болеет, но откровенно говоря, я бы желал, чтобы он уехал к матери. Может быть она и … его к себе. Так трудна дорога и столько опасностей потерять душу, что лучше бы ему теперь перебраться без труда к ней. Жалею всех вас. Жалею и лично Вас, Мария Николаевна. Уж тяните до конца свой долг, взятый по воле Божией Матери. Очевидно Ваш духовный подвиг должен в этом состоять. Все смогу, сделаю для Вас. Но приходится разбрасываться во все стороны, так что и недостаточна иногда помощь и может быть кое-кто недовольны, но что же делать. Сердце болит за всех. Терпите, спасайтесь. Олечку-то надо бы одеть. Как-нибудь сходите к Ел. Еф., побеседуйте с ней. Не поможет ли чем. Я о всех вас поминаю на каждый день. Буду чем могу помогать. Простите. Спасайтесь. Пишите.

Любящий вас всех Н.

Не унывайте, когда будет и тесновато. Кто Вас поставил на это место, Тот и не оставит в крайности, а для испытания может быть и придется потерпеть и скорби. Претерпевый до конца, той спасен будет. Простите.

19/II – 46.
Родная Мария Николаевна! Простите, что так долго не писал Вам. Весь январь прошел у меня в разъездах. Вы писали, что плохо чувствуете себя. Как теперь Ваше здоровье? Что нашли у Моди? Есть ли туберкулез? Как он себя теперь чувствует? У Оли каникулы наверно прошли? Сумела ли она хоть несколько отдохнуть? Сшили ли ей пальто или отложили? Как ее здоровье и ученье? Что пишет Борис Алекс., как его жизнь, здоровье?
Дали ему комнату или нет? Как Вы управляетесь теперь? Перевели ли дом на детей? Ваших деток Глеба и Сераф. я поминаю за каждой службой, так же, как и всех вас.
Не обижайтесь, что давно не писал Вам, - то уезжал, то немного болел гриппом, то усталость и нерадение. Надо бы Вам должок послать, да все расходуется, вся добыча. Постараюсь сделать при первой возможности. От Михаила Ив. В-а получил предложение принять заведывание в новом здании, но я отказался. Думаю, что сделал правильно, хотя и не плохо было бы находиться поближе к своим. Да и здесь уже установились знакомства, и не вижу воли Божией к переходу.
Будьте здорова, дорогая М. Н. Потерпите еще, не унывайте.
Пишите. Вопросов задал Вам много. Может быть Оля или Модя ответят на некоторые из них, чтобы Вам легче было. Шлю вам всем искренний привет и благословение. Будьте здоровы. Не падайте духом. Господь не оставит.
Какие были тяжкие времена, а все прошло. Недалеко от нас и переход на родину. Уже надоело странствовать.
Господь с вами. Простите. Пишите.

Любящий вас Н.

22/VII - 46.
Милая Мария Николаевна! Давно получил Ваше письмо, а отвечать никак не собрался. Простите, ради Бога! Вместо ответа придется задавать ряд вопросов: 1) Как здоровье Бор. Ал., вышел ли из больницы и живет ли с женой? 2) Какая перспектива относительно Оли, где придется ей устраиваться? 3) Как думаете поступить с Модей? Я думаю, что ему все же надо 7-тку окончить.
Если Оле не удастся остаться здесь, то из указанных Вами мест: Сахалин, Хабаровск, Чита, Ашхабад, Мурманск, я полагаю лучше всего избрать Хабаровск, в крайнем случае Читу, а остальные места по климатическим и прочим условиям для Оли не подходят. Если Олечке будете шить пальто зимнее, то шейте с расчетом на зиму в 400 и ветры. У меня есть хороший большой енотовый воротник из мужского тулупа. Я бы охотно подарил ей, но как переслать, и понравится ли ей. Это была бы хорошая защита от холода, да и красивый он. В первых числах августа сюда приедет Лидия Вас. Можно бы с ней послать, но ведь Оли уже может и не застать. Ответьте сразу, куда она устроится и когда уедет.
Я очень рад, что у Оли бывают мысли пойти Вашим путем. Это значительно было бы лучше и для нее, и для Модеста, и для Вас. Дай Бог ей разума и силы осуществить это. Хорошо бы было, если бы вы все были вместе и устроились бы около меня. Может быть это и сбудется когда-либо. У Господа все возможно.
Родная Мария Ник. Я думаю, что для Вас тоже было бы неплохо не расставаться с Олей, пока ее отношение к Вам хорошее, и пока она свободна. Если она изменит свое отношение или выйдет замуж, то из этого можно усмотреть волю Божию, что надо Вам покинуть ее и итти своей дорогой. А пока, мне кажется, Вы не должны их покинуть на полдороге. Это Ваш подвиг, послушание, данное небесной Игуменией, и надо нести его до конца. А там Она сама ходом дел или иначе как явит Свою волю. Я живу по прежнему. Здоров, чего и вам всем искренне желаю. Господь да благословит и поможет Вам безбедно пройти остаток пути жизни сей.

(1894-1963). Отец Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился еще в царской России. Стал свидетелем всех трагических и великих событий XX века: революции, нескольких войн, репрессий, социальных потрясений и научных открытий.

Сын крестьянина, умный, талантливый, он выделялся среди шестерых братьев серьезностью, особой честностью, кротостью и добрым сердечным нравом. Ему всегда хотелось дойти до сути, узнать смысл жизни, он никогда не был поверхностным человеком, всегда искал глубину. Эти черты отец Никон сохранил на всю жизнь.

Получил предсказание о монашестве еще в детстве и, став монахом в годы закрытия монастырей и разрушения храмов, до конца своих дней подвизался в миру, на приходе. Пережил арест, заключение, ссылку в сибирских лагерях. Жил как аскет, относясь к себе со всей строгостью, а к окружающим — с любовью. Стяжал непрестанную Иисусову молитву и дар духовного рассуждения. Его советы о духовной жизни основаны на личном опыте и наполнены светом Божией благодати.

Мир в душе и с ближними

«Не отступай от Господа, пока Он не простит тебя и пока не подаст мира душе твоей. Признак прощения Господом — ».

«Сохраняй мир внутри себя, а потом и с ближними».

«Старайся жить со всеми так, чтобы от тебя люди уходили утешенные и за тебя благодарили Господа».

«Грех против ближнего очень тяжело ложится на совесть. Да и Господь прощает такие грехи только тогда, когда мы сами примиримся с ближним».

«По-моему, к людям надо относиться так, как врач к больным. Мы все больны всеми болезнями, только у одних выпирает одна, у других другая болезнь».

«Там, то есть в больнице, не ругают, что кто-нибудь заболел легкими, сердцем, животом, не говорят: “Ах ты, негодяйка слепая, ишь, глазами заболела!” Так и вам друг друга не ругать надо за душевные болезни, а терпеть и жалеть друг друга. “Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов”, — говорит апостол».

Огонек истинного «я»

«Люди по существу, в глубине все лучше, чем в своем проявлении в жизни».

«Все мы завалены хламом, а всё же из-под него мерцает огонек истинного “я”».

Вражда делает бесполезными все труды

«Я потому долго остановился на , что она делает бесполезной все труды. Ни молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего вражду к ближним».

«Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю “земная”, потому что небесная правда дает мир и внутренний, и внешний. Если умрет тот, кого вы считаете своим недругом, вы будете страдать, так как рано или поздно вы почувствуете свою вину. Обычно это делается во время молитвы. Если вы умрете во вражде (да не будет этого), то знайте, что все ваши добрые дела и вся надежда на спасение погибнут. Вы пойдете в руки сеющих вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда».

«Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны раньше его совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце».

Не осуждай никого

«Никогда не говорите плохого или иронически ни о ком… Ваши слова могут быть переданы даже не по злобе или неприязни, а просто по невниманию или в виде шутки — и вот, вы приобрели врага себе».

«Путь ко спасению — через покаяние в своих грехах, а не в осуждении ближних. Если же человек осуждает ближних, то, значит, он не чувствует своих грехов и нет у него покаяния».

«И наоборот — признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних. Делай свое дело, какое тебе поручено; не входи в чужие дела; по возможности, всегда молчи; никогда не переноси ничего другим; как камень в море, пусть тонут в тебе все слова, какие услышишь; всех жалей, всех прощай и в душе, и на деле, если случай будет».

«Закрой глаза на чужие грехи, а если нельзя не видеть, то молись о грешащих, как о себе, чтобы Господь простил им, тогда получишь милость от Господа».

Оскорбители — наши лучшие учителя

«Необходимо также, чтобы кто-либо и оскорблял нас, но не без всякого основания, а так, чтобы вскрывался, хотя бы и преувеличенно, какой-либо недостаток. Говорю не из теории, а на себе испытал не раз благотворность этого и совершенно убежденно говорю, что оскорбители — наши лучшие учителя».

Больше читай хороших книг

«Еще раз советую: больше читай хороших книг. Мало есть людей, от которых можно что получить, да и заняты часто или больны, а книгу всегда можно читать».

Не бойся ничего

«Не бойся ничего. Внедряй в себя мысль, что во всем мире не происходит ни малейшего движения без ведома и соизволения Божия».

«Господь ведет, устраивает обстоятельства таким образом, чтобы человеку было легче всего спастись».

«Иногда человек находится в таких обстоятельствах, что в данном городе, в данном месте не может спастись. И тогда Господь устраивает так, что этому человеку или этой семье возникает необходимость переселиться в другое место. Там встречаются верующие люди, которые становятся друзьями и содействуют укреплению веры. Там, может быть, вблизи окажется и церковь или какой-нибудь духовно верующий человек, который помогает этой семье спастись».

«Вот человек, страдающий пьянством, развращенный. Всё свободное время тратит на искание удовольствий в пьянстве и разврате. Милосердный Господь видит это, жалеет его семью, жалеет и этого человека. Что с ним делать? Господь посылает ему такую болезнь, что он ни о водке, ни о разврате уже и не помышляет. Напротив, начинает задумываться о прошлой жизни, о ее бессмысленности, начинает каяться в своих согрешениях, исповедует их и таким образом спасается».

«Не может человек, например, побороть чревоугодие, или пьянство, или блудодеяние — Господь посылает болезнь. Гордится человек, тщеславится — Господь унизит его пред всеми так, что он делается в глазах людей последним человеком. Если человек-христианин привязан к земному и все свои силы, все свои желания, все мечты направляет к тому, как бы правдою или неправдою, воровством, обманом — любыми средствами — приобрести земное благополучие, то Господь возьмет и отымает и всё то, что он имеет. Так к нашим трудам в нашей собственной борьбе с грехом посылает Господь нам еще и невольные скорби, как помощь в этой борьбе».

Господь следит за нуждами тех, кто доверился Ему

«Ищи Царствия Божия и правды его — и, по слову непреложному Самого Господа, слову более твердому, чем небо и земля, приложится и всё необходимое в материальной жизни. Хотя и испытывает Господь рабов Своих, но и следит за всем, за духовными и за телесными нуждами и всё подает в нужное время тем, кто доверился Господу, а не своей ловкости, силе, умению и прочее».

«Кто ищет угодить Богу, тот не будет оставлен Богом, лишь бы мы не оставили Его».

Единственный путь — терпение скорбей

«Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей».

«Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть».

«Только при руководстве очень опытных духовно людей могли бы быть допущены те или иные подвиги, но их теперь нет, не найти. Руководителем теперь является Сам Господь да отчасти книги, кто имеет их и может понимать. Как же руководит Господь? Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами».

«Необходимые для спасения человека скорби могут восприниматься человеком труднее или легче в зависимости от устроения человека. Если человек примет на веру слово Божие о необходимости и неизбежности скорбей для спасения, если он сознает свои бесчисленные грехи словом, делом, помышлением, сочтет себя вполне заслужившим не только посланных скорбей, но и гораздо больших, смирится пред Богом и людьми — то скорби станут легче».

«Если же человек будет роптать на скорби и болезни, будет искать виновника этим скорбям среди людей, бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и прочее, и прочее».

«Люди и обстоятельства — только орудия Божии, часто не понимающие того, что делают».

«Умный и верующий человек использует скорби к великому успеху в духовной жизни, а немудрый, ропотливый теряет случай для приобретения, вредит себе, расстраивая и тело, и душу».

Не хочешь скорбей — не греши

«Не хочешь скорбей — не греши, раскайся искренне в своих грехах и неправдах, не делай зла ближним ни делом, ни словом, ни даже мыслью, почаще храм посещай, молись, относись с милосердием к своим близким, соседям, тогда Господь и тебя помилует, и, если полезно, то и от скорби освободит».

Средства от тоски, от скорби

«Средство от тоски, от скорби — молитва или псалмопение и благодарение Господа. Если будешь понуждать себя читать Псалтирь со вниманием и вставлять чаще молитву Иисусову, Божией Матери и всем святым, то скорбь твоя утихнет и ты получишь большую пользу душевную».

«Когда тебя будет бороть , тоска, то понуждай себя мысленно говорить: “Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи, что послал мне болезнь для спасения души моей. Слава Тебе, Господи, слава Тебе”. Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца — и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение. Это признаки посещения благодати Божией».

Лучший путь — средний

«Слишком огорчаться внешними трудностями — признак маловерия; слишком огорчаться внутренними — признак гордости».

«Не требуйте от себя больше, чем можете. Надейтесь на милосердие Божие, а не на свои добродетели».

«Не перегружайте себя телесными трудами. Лучший путь — средний. Слишком здоровое и слишком слабое тело одинаково мешают».

Не дела, а смирение склоняет Господа на милость

«Успех духовной жизни измеряется не духовными утешениями, которые могут быть и от лукавого, а глубиною смирения».

«Не дела, а смирение склоняют Господа на милость».

Купить книгу Комментарии

baton.

shumius писал(а):

Спаси Господи!

А все во Славу Божью!

ТеплыйЧеловек ArkadyarkadY
Вот вы уже и здесь к совести людей взываете.
Вам не понравилось? Жаль.

Цитата:

"Нам оставлено покаяние". А больше, то есть, не оставено

Скажите, Вы против этого тезиса возражаете?
"Без смирения человек не может без вреда для себя получить и какие-либо дарования Божии. Вот почему и предсказано, что в последние времена ввиду усилившейся гордости люди будут спасаться только терпением скорбей и болезней, а подвиги от них будут отняты".
Простите, что и тут вылезаю, видимо, не хватает "интернет общения".

ТеплыйЧеловек ArkadyarkadY

Цитата:




вечную жизнь?


дай заповеди."

ТеплыйЧеловек

Цитата:

О себе поменьше думать надо, о том, как ты грешен, да плох

Да, именно так и стоит думать. Таким образом можно избавиться от самовосваления, высокоумия. А в них корень раздражения, обид и злобы.
Даже когда все заповеди исполним. "И егда исполните вся повеленная вам,говорите себе что раби неключимы есте" - останемся негодными.
Почему удавиться? Отчаяние это от лукавого духа. Каяться, сокрушаться, по силе соблюдать заповеди.
Как учил духовный отец монаха (по памяти):
- Отче я пал.
- Вставай!
- Снова пал.
- Опять вставай!
- Так сколько мне падать (и вставать)?
- До смерти.

ArkadyarkadY

ТеплыйЧеловек писал(а):

ArkadyarkadY

Цитата:

начинай вытеснять её противоположным: добрыми делами.

Да в том то и дело, что нет у нас никаких добрых дел.
"Пришел однажды к Нему человек и спросил:
- Учитель, что я должен сделать доброго , чтобы получить
вечную жизнь?
- Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один Бог добр , -
ответил ему Иисус. - А если хочешь войти в Жизнь, соблю
дай заповеди."
Т.е. добро может делать только Бог - мы все наше "добро" отравляем тщеславием и гордыней.

Ну, так тогда надо удавиться и не жить, если мы все такие гнусные козявки, что ничего у нас нету! Кроме козявочной жизни. Конкретное покаяние.

ТеплыйЧеловек

Цитата:

если мы все такие гнусные козявки

А какие же мы ещё?
Преподобный Серафим, чудотворец, называл себя "убогим"
"Нет, батюшка, убогий Серафим чудеса творить не может. Чудеса творить лишь один Господь Вседержитель волен. Ну а Ему все возможно, Милостивцу."

Цитата:

Другой пример - кончина преподобного Сисоя Великого, который сказал перед смертью: "Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаянию". Так говорил и чувствовал истинный христианин, несмотря на то, что во время жизни своей он воскрешал мёртвых одним словом и был исполнен Даров Святого Духа.

Http://p-blagovest.by.ru/Ask-15.htm
Оттуда же

Цитата:

Путь спасения состоит в тщательнейшем наблюдении за собой. Святые, непрестанно рассматривая себя, НЕПРЕСТАННО находили в себе новые и новые недостатки, и, находя их, всё более и более погружались в покаяние.

И хочу еще от себя перефразировать цитату Никона Воробъева:
"Простите, что учу, сам будучи негоден. Желаю вам всяких благ, временных и вечных, да вразумит и укрепит вас Господь в борьбе с врагом и поможет победить его смирением и сокрушением сердечным."

ArkadyarkadY В общем, всё ясно. "Сокрушением сердечным". Ага.

Цитата:

Святые, непрестанно рассматривая себя, НЕПРЕСТАННО находили в себе новые и новые недостатки, и, находя их, всё более и более погружались в покаяние.

Я долго смеялся.

ТеплыйЧеловек ArkadyarkadY
По этому поводу приводят такое сравнение: в темноте даже грязная одежда кажется относительно чистой, а при ярком свете каждая пылинка видна.
Святые сравнивали себя со Христом, а относительно него все мы настолько грешники и негодные рабы, что заметить это нетрудно (даже нам). Просто у нас глаза закрыты и видим мы только "бревна" в наших, и "соринки" в чужих глазах.
Свойство смирения видеть свои грехи. Письма Валаамского старца. Часть 6.
Духовная жизнь

Цитата:

А св.Петр Дамаскин пишет: "аще увидишь свои грехи, аки песок морской, и это есть здравие души". "Мне непонятно, пишешь ты, как святые могут видеть свои грехи, аки песок морской?". Эта степень высокого духовного преуспеяния, достояние св.Божиих людей, которые с божией помощью очистили свое сердце от страстей: от гордости, тщеславия, лукавства, лицемерия и прочих пороков. Однако, и они не были свободны от прилогов и приражения страстей. Ибо пока душа носит тело, никак не может освободиться от прилогов страстных, хочет ли он этого или не хочет. Но победивши в себе страсти добродетелями, ум их с божией помощью отражает эти прологи. Один Бог совершен и не изменен.
Св.Отцы, по божией милости, хоть и преуспели в духовной жизни, однако бывают у них и изменения. Грех все еще хитрит; бывают даже у них помыслы нечистые и скотские. Не дивись этому, так оно и есть. Это я пишу не свое мудрование, а мысли св. Богомудрых мужей. Вот такие изменения на чистом их сердце являют зрение своих грехов, "Аки песок морской", и считают себя поистине хуже всех людей.

Http://www.pravmir.ru/printer_1248.html
и по слепоте своей молимся

Цитата:

И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою

Ortorox

ArkadyarkadY писал(а):

Недруг - ты кто такой?, чтобы со своими "понятиями" осуждать путь Отцов Церкви Христовой. Покаяние и исполнение Заповедей Сущего - вот единственный путь к христианскому спасению!

_12

Ortorox писал(а):

ArkadyarkadY писал(а):

Н-да. Приятно послушать столь истинных христиан. Много грехов, надо полагать, стяжали, в дохристианском своем пребывании пребывая.. . Ну, что ж. Ведь о такой кощунственной мысли, что богу тоже помощь нужна, иначе б он и человека к существованию не призвал, никто, кажется, здесь также ещё не додумался? Ну.. оно и - слава богу!

Недруг - ты кто такой?, чтобы со своими "понятиями" осуждать путь Отцов Церкви Христовой. Покаяние и исполнение Заповедей Сущего - вот единственный путь к христианскому спасению!

Мда, Ortorox , лучше уж молчать, чем с гневом защищать Святоотеческую мысль..
Очень советую посмотреть\послушать лекции Осипова. Кто действительно ищет истину и желает\может думать, получит массу качественной "пищи"!
"Промысл Божий не есть порабощение нашей свободы. Это есть полное соответствие нашему реальному духовному состоянию, в котором только человек показывает себя, а Господь создает наилучшие условия, при которых человек познает себя и способен вновь и вновь осуществить свой выбор между добром и злом, между истиной и ложью."
Видео:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=397671
Аудио:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1346943
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1657437

ArkadyarkadY

ТеплыйЧеловек писал(а):

ArkadyarkadY

Цитата:

начинай вытеснять её противоположным: добрыми делами.

Да в том то и дело, что нет у нас никаких добрых дел.
"Пришел однажды к Нему человек и спросил:
- Учитель, что я должен сделать доброго , чтобы получить
вечную жизнь?
- Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один Бог добр , -
ответил ему Иисус. - А если хочешь войти в Жизнь, соблю
дай заповеди."
Т.е. добро может делать только Бог - мы все наше "добро" отравляем тщеславием и гордыней.

Так он для кого сказал. Для безграмотного человека, хитрозадающегося недостодолжными вопросами. Хотя, да. Это был хороший Ваш ответ. Один Бог добр. Вот я думаю всегда: как умру. Свернусь калачиком и скажу в сердце своём; Господи, прими душу мою грешную!
А он, возьмёт, и не примет?

А мера покаяния мала - потому что, Господи!, я уже включён в эту ситуацию.
Ну, християне, давайте ваши постные советы.

m.risorius

ArkadyarkadY писал(а):

35589686Вот я думаю всегда: как умру. Свернусь калачиком и скажу в сердце своём; Господи, прими душу мою грешную!
А он, возьмёт, и не примет?
Ибо, скажет, мера грехов твоих больше, чем мера покаяния.

А вы сами пробовали прощать виноватого перед вами и искренне умоляющего о прощении? Это гораздо легче и приятнее, чем если бы он, сделав гадость, стоял на своем да еще глумился над вами.
Ответ на ваш вопрос может быть только один: попробуйте вот так "сказать в сердце своем", не дожидаясь смертной истомы, и посмотрите, что из этого выйдет. Слова - для трусов, рискните пережить этот опыт.
И нам расскажете.

Лесная Иволга писал(а):

64135991Очень многие люди путают "покаяние" с "самобичеванием (унынием)", "смирение" - с "заниженной самооценкой". И даже не знают, что христианин - это тот, кто призван всегда радоваться, пребывать в радости и любви непрестанно. Потому что Царствие Божие - Сам Источник Жизни, Любви, Счастья - внутри нас. Он был закрыт (сердце было наполнено злом, страстями) - и вот постепенно начинает открываться (очищаться)...
Покаяние в духовном смысле - это работа над собой, самосовершенствование. Вначале душа человека освобождается от грубых, ЗАМЕТНЫХ страстей - гнева, уныния, злобы, зависти, ненависти и т.д. Они уходят - открывается новый пласт - более тонкие страсти, которые маскируются под добро. Очистится человек и от них - а там - следующий уровень, и еще... и так дальше... И по мере освобождения от страстей открываются в человеке Дары Любви истинной, мудрости, счастья, удивительных способностей и возможностей

Лесная Иволга , спасибо за ангельский щебет. Приятно читать, приятно цитировать. Счастлив с Вами согласиться.
Рискну уточнить, больше для себя, что суть покаяния перед Богом - в отречении от наших обычных позиций, привычек, реакций, т.е. от всего того, что мы считаем своим "я". Или Бог, или я - середины (на полпути к Богу) быть не может, во всяком случае, мы не должны на нее рассчитывать, иначе начнем себя щадить, недорабатывать и в итоге "завалим" всю метанойю (изменение сознания). Здесь как на войне: или победа, или поражение. Тлеющий конфликт истощает силы и растягивает эту муку во времени. В каком-то смысле, такова и есть наша жизнь. Но она не обязана быть такой. Есть принципиальная разница между внутренней борьбой колеблющегося между верой и безверием и - верующим, который сделал выбор и тем самым уже победил . Ему тоже может быть тяжело, но у него есть уверенность и поддержка. Он не просто блуждает, расплачиваясь за опрометчивые решения, которые принимает по случаю, а идет отчетливым путем к ясной цели.
Многочисленные упоминания представителей разных религий о невозможности человеку увидеть Господа во славе или т.н. "вселенской форме" и не умереть - говорят иносказательно о том же: человеческое эго не выдерживает прямого контакта с Творцом. Но существует парадоксальный выход - смириться, отречься от себя, стать на первый взгляд слабым вплоть до бессилия (а как еще понять готовность вверить руководство собой кому-то, пусть даже Богу?) - и так (уже Его милостью) приблизиться к Нему. Рассуждая, а главное, чувствуя так, приходишь к личному открытию, что Бог - изначальная природа нашей души, ее здоровая основа, а эго - ошибка, заблуждение, болезнь, которая держится в нас лишь потому, что мы упорствуем в ней и всячески взращиваем.


«Письма духовным детям»

Нам оставлено покаяние

«Все мы испорчены: делаем, думаем, говорим не то, что надо. Но есть и лекарство от этого – покаяние…

Все грешны, и чем святее человек, тем больше он видит в себе грехов. Господь и пришел призвать к покаянию и через покаяние спасти грешников, то есть тех, кто сознает свои грехи, кается пред Господом, просит прощения».

Игумен Никон (Воробьев)

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963): Ни при каких обстоятельствах не приходите в отчаяние и безнадежие, это страшнее всякого греха. Они приводят к духовной смерти, а иногда к самоубийству. «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного ». Поэтому надо просить прощения у Господа, не желающего гибели грешника, пришедшего спасать погибающих…

«Пал – вставай, опять пал – опять вставай, и так до смерти» человека. Это слова преп. Сисоя Великого. Падения смиряют человека, а без смирения нельзя получить здесь никакого дара. «Смиренному дает благодать Господь». Яко призре на смирение рабы Своея. А гордости у нас у всех хоть отбавляй. Словами нас не смирить. Вот Господь и попускает впадать во всякий срам, чтобы невольно человек пришел в сознание своей ничтожности и безобразия. Вся красота наша, все добро в Господе и через Господа. «Отступите от земли, приблизьтесь ко Господу», и Он утешит Вас и здесь, и в будущей жизни.

…Не было случая, чтобы Господь отказал когда-либо кающемуся, в прощении. Только тогда Господь не прощает нам, когда мы сами не прощаем другим. Поэтому помиримся со всеми, чтобы Господь помирился с нами. Простим всем, чтобы и Господь нас простил.

…Всякое открытие греха с искренним раскаянием делает грешника более близким, родным, дорогим для духовника. Это общее явление. Враг только пугает противоположными мыслями.

Господь хочет спасения каждому человеку. Но не каждый человек хочет спасения на деле. На словах все хотят спастись, а на деле отвергают спасение. Чем отвергают? Не грехами, ибо были великие грешники, как разбойники, как Мария Египетская и др. Они покаялись в своих грехах, и Господь простил их; таким образом они получили спасение. А погибает тот, кто грешит и не кается, а сам себя оправдывает в грехах. Это самое ужасное, самое гибельное.

Господь говорит: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние. Что это значит? Слово Божие говорит, что несть праведного, несть до единаго; вкупе непотребни быша. Все грешны, и чем святее человек, тем больше он видит в себе грехов. Господь и пришел призвать к покаянию и через покаяние спасти грешников, то есть тех, кто сознает свои грехи, кается пред Господом, просит прощения. А кто или не видит своих грехов, или сам себя оправдывает лукаво, тех отметает от Себя Господь. Так отверг Господь и осудил еще на земле фарисеев, которые считали себя праведниками, даже примером для других. Страшно такое состояние. Избави Бог от этого каждого человека.

Преподобный Пимен Великий говорил: «Поверьте, братия, где будет сатана, туда и я буду ввергнут». А он (Пимен Великий) воскрешал мертвых. Так и все угодники до самой смерти оплакивали свои грехи, свой неоплатный долг пред Богом.

А мы из-за самолюбия скрываем грехи свои, оправдываемся, лукавим, когда одной ногой стоим уже в гробу. Еще раз говорю: просмотри всю свою жизнь, покайся во всем, что сознаешь. Проси со слезами, как просит Св. Церковь, с земными поклонами: «Даруй ми зрети моя прегрешения» . Если человек не видит своих грехов, это не значит, что их нет у него. Это значит, что человек не только во грехах, но еще и в слепоте духовной. И если духовник или вообще посторонний человек обвиняет нас во грехах, то не оправдываться нам надо, а умолять Господа, чтобы Он открыл нам наши грехи, дал покаяться в них до прихода смерти и получить здесь на земле прощение.

…Верить себе нельзя, а трудиться в покаянии необходимо. Господь пришел спасти грешников, но кающихся. Иуда согрешил, но не покаялся, а пришел в отчаяние и погиб. Апостол Петр покаялся и восстановлен в апостольском достоинстве. Иерусалим согрешил и погиб в ужасных условиях, так же Содом и Гоморра, Хоразин, Вифсаида, Капернаум, Ниневия же покаялась и спаслась. Мы все грешники и все нуждаемся в покаянии, только кающемуся вменяется всемирная крестная жертва Спасителя.

И еще Господь говорил тем, кому простил грехи: «Иди и впредь не греши». Надо со своей стороны принять все меры, чтобы не впасть в тяжкий грех. Когда человек находится у самой пропасти, то его легко толкнуть, и он упадет туда. А когда далеко, то надо его тащить к пропасти, а за это время он может взывать о помощи. Поэтому всегда и советуется удаляться подальше от мест, где легко впасть в грех…

«Отступите от земли, прилепитесь к Богу», как советовал преп. Сисой Великий. Все земное пройдет, как туман, а с чем мы останемся, если душа только земным была наполнена? Пожалейте себя, спасайтесь. Что пользы, если весь мир приобретете, а душе своей повредите. Так и о семье. Сначала спасение души, а потом помощь семье…

…Душа не может не болеть, пока не почувствует, что получила прощение множества сделанных беззаконий. А каяться-то мы умеем плохо. Если человек кается в своих грехах, и в то же время осуждает других или тщеславится и прочее, то какое может быть покаяние? Это значит одной рукой делать, а другой – разорять. Вот душа и скорбит

…Кто болеет о грехах своих, гнушается ими, перестает их делать, просит прощения от Бога и помилования – тех милует Господь и принимает в Свое Царство. А кто высоко думает о себе, опирается, как фарисей на свои дела, тот будет осужден. Надо до конца смириться и из глубины души взывать: «Боже, милостив буди мне, грешному»…

На грехи есть покаяние и милосердие Божие, желающее спасения каждому грешнику…

Все мы испорчены: делаем, думаем, говорим не то, что надо. Но есть и лекарство от этого – покаяние . Что под силу, то надо делать, а в недостаточности, в ошибках и прочем искренне каяться, с ближними мириться, Богу молиться. А требовать от себя больше, чем мы можем, есть признак или гордости, или неведения.

Две лепты бывают дороже иногда больших сокровищ. Ин суд человеческий, ин суд Божий.

«Письма духовным детям». Львов, 2002г.

«Как жить сегодня» По письмам о духовной жизни. М.: «Терирем», 2011г., «Оранта», 2011г.

«Нам оставлено покаяние» Письма о духовной жизни. М.: Изд. Сретенского монастыря; Симферополь: Родное слово, 2009г.

К великому счастью многих верующих, прошли многолетние гонения на Русскую Православную Церковь, и теперь она заняла уверенные позиции в иерархии человеческих потребностей. Людям просто необходимо верить в лучшее, в мир, в спасение, в Господа Бога.

Возвращение блудного сына

Среди постоянно растущего числа прихожан все чаще встречается молодежь: парни и девушки с интересом посещают службы по великим православным праздникам или просто заходят помолиться в храм. Десятилетия Советской власти отложили отпечаток на умы и души людей: теперь не многие знают наизусть молитвы, даты православных праздников, писания святых. Чтобы мы лучше поняли содержание учений святых отцов, некоторые священнослужители стараются «перевести» их тексты на современный лад. Одним из таких сподвижников был игумен Никон Воробьев.

Краткая биография

Старец родился в далеком 1894 году в Тверской губернии, в маленьком селе Микшино. Его родителями были обыкновенные крестьяне, а сам он был вторым сыном. Интересно, что у игумена Никона (Воробьева) были одни братья: в семье было шестеро сыновей, но именно Коля отличался от других честностью, жалостью, послушанием. В те времена всех детей хоть и старались воспитывать в атмосфере набожности и беспрекословного почитания церкви, исторические события диктовали свою «моду».

Сохранив в душе особое отношение к вере, в юности Николай с упоением принялся изучать естественные науки и философию. Однако тяга к религии победила, и, разочаровавшись даже в Петроградском Психо-неврологическом институте, будущий сподвижник окунулся в веру. Не один год Николай искал дорогу к Богу, но все его старания были не тщетны, и в возрасте 36 лет будущий игумен Никон (Воробьев) принял В смутное для православной церкви время страдали за веру многие священнослужители, и наш герой не стал исключением: он был арестован и сослан в Сибирь на пять лет. Не так тяжело было гонение, как возвращение. Лишь после окончание Великой Отечественной войны он смог вернуться к любимому делу, а пока занимал должность помощника доктора в маленьком городке. С этого момента игумен Никон (Воробьев) стал постепенно становиться примером аскетизма.

Духовные письма игумена Никона (Воробьева)

Как истинный сподвижник, священнослужитель не имел ничего, кроме веры в душе: все деньги, вещи и иные материальные ценности он отдавал нуждающимся людям. Единственным его имуществом были многочисленные книги, на страницах которых хранились писания святых Русской Православной Церкви. Все свободное от служения время священник посвящал кропотливой работе. Игумен Никон (Воробьев) записывал свои мысли и рассуждения о вере, Боге, покаянии. Это были не просто письма - это обращение к потомкам, которые находятся еще в самом начале пути к Господу. В своих работах священнослужитель «перекладывал» законы Библии на понятный и доступный современному человеку язык.

Священное послание

Игумен Никон (Воробьев) оставил нам много ценнейших работ, в которых он обращался ко всем и к каждому. Это и «Письма духовным детям», и «Как жить сегодня», и «Нам оставлено покаяние»… Эти и многие другие работы были оставлены нам «на благо и исцеление от гнева, злости и бахвальства» - так писал игумен Никон Воробьев. Письма эти стали не просто изложением законов Божьих, содержания Великого Писания и рассуждениями о Боге. В своих работах сподвижник делится собственным опытом глубокого познания религии. Они помогают верующим правильно расставить приоритеты, применить духовные знания в современной жизни. Не секрет, что ежедневно нас окружает множество искушений, которые подталкивают нас к греху, растлевают наши души. Письма игумена Никона (Воробьева) написаны простым и понятным каждому православному языком, но в то же время в них красной нитью проходят законы Божьи. Старец учит не просто преклонению перед Господом, а покаянием души. В своих работах он нашел отражение всем сферам человеческой жизни, в книгах и письмах старца каждый найдет ответ на любой интересующий вопрос.

О ценностях души

Духовные письма игумена Никона (Воробьева) преисполнены чувством радости к жизни. Несмотря на тяжелую даже для монаха жизнь, его работы пронизаны любовью, состраданием, прощением. Он пишет, что не только никогда нельзя унывать и нужно бороться, но необходимо обращаться к Господу. Просить у Бога защиты и помощи надо всегда, и всегда надо анализировать свой прошлый опыт, стараясь избегать повторения уже свершенных ошибок.

Игумен Никон (Воробьев) советует всем обращаться за помощью к Всевышнему хотя бы раз в час, а то и чаще: тогда мысль о Боге, вере, смирении и покаянии не покинет ни на минуту наше сердце, и, значит, Господь будет рядом всегда. Помощь святых необходима каждому: только тогда труд человеческий пойдет на пользу не только ему самому, но и близким. За это мирянину воздастся сторицей.

По труду воздастся

Старец особо относится к труду, он призывает всех искоренять в себе лень, культивировать старание и прилежность. Он пишет, что за старание и терпение Бог вознаграждает сполна, но куда лучше носить не только свои, но и тяготы друг друга. Только тогда закон Христа исполнится, и тогда человек не будет подвластен унынию, скорбью, страданию. Только в таком случае в сердцах людей будет царить любовь к ближнему, и недостатки друг друга померкнут по сравнению с

Книги игумена Никона (Воробьева) преисполнены жизнелюбием и смирением. Старец пишет, что уныние, скука, негодование отдаляют нас от Господа. Что может быть страшнее? Всевышний терпит все, но людские грехи разрушают душу, а значит, отворачивают его от Бога. Спасение рождается от покаяния, любви, умиления, плача. Чувство жалости, но не к себе, а к своим близким, способно пробудить в сердцах кротость и терпение.

Всем и каждому

У игумена Никона (Воробьева) не один десяток книг, и в каждой он делится сокровенным знанием о Боге, вере, любви, добре и зле. Известно более 300 духовных писем, и в каждом он подчеркивает, что покаяние - жизненная влага для Русской Православной Церкви. Пока в людях живет чувство смирения, послушания и веры, нет на земле силы, способность отвернуть от нас Господа и его от нас. Всевышний терпит больше любого мирянина или инока: только Бог знает обо всех наших прегрешениях, дурных помыслах и злых словах.

Своих читателей игумен Никон называет чадами, божьими детьми. Пока в наших сердцах живет покаяние, мы всесильны перед искушениями и соблазнами. Господь рождается в нас самих, и мы рождаем его в душах наших.

Кроме печатных изданий, духовные обращения игумена Никона (Воробьева) размещаются на электронных и аудионосителях. Таким образом, каждый из нас может впитывать слова старца не только традиционным способом, но и более современным. Не упускайте возможность насытиться божьей силой: прочтите хоть одно послание великого сподвижника наших дней.

Поделиться