Тихон сретенский монастырь. Архимандрит Тихон (Шевкунов): биография

МОСКВА, 18 мая - РИА Новости, Сергей Стефанов. Митрополит Тихон (Шевкунов), назначенный главой Псковской митрополии, в воскресенье, перед отъездом в Псков, попрощается с насельниками и прихожанами Сретенского монастыря на территории обители, сообщили в монастыре.

"Двадцатого мая, по благословению святейшего патриарха Кирилла, перед отъездом в Псковскую митрополию митрополит Тихон (Шевкунов) совершит Божественную литургию и попрощается с братией, учащимися Сретенской духовной семинарии, сотрудниками и прихожанами Сретенского монастыря", — отметили в обители.

Богослужение начнется в 10:00.

"Уходит, чтобы вернуться вновь"

На официальном портале Сретенского монастыря прихожане оставляют многочисленные комментарии со словами грусти от расставания с любимым наместником и выражением горячей поддержки ему в новом служении.

"Такая грусть в его глазах… Видно, очень тяжело ему расставаться с родным Сретенским монастырем", — написала Ольга в комментариях к фоторепортажу, посвященному встрече владыки Тихона в Сретенском монастыре после возведения его в сан митрополита 17 мая.

"А у меня чувство, что Вы всё равно вернётесь в Сретенский однажды. Как говорят, — уходить, чтобы вернуться вновь", — написала в свою очередь пользователь Марина.

Читатель, подписавшийся Евгением, отметил, что митрополиту Тихону "пришло время вернуться в родные пенаты — Псково-Печерский монастырь укреплять", и пожелал архиерею "помощи Божией" в трудах. Именно в Печорах будущий митрополит в 1980-е годы начинал свой монашеский путь.

"И радостно, и грустно. Отец Тихон был одним из тех немногих пастырей, благодаря которым жить и воцерковляться кажется намного легче, особенно в нынешней, всё более космополитичной и торгашеской, Москве", — написал Игорь Писарев.

А "читательница из Подмосковья" выразила, наверное, общее пожелание прихожан: "Хотелось бы, чтобы будущий наместник был из братии Сретенского монастыря и сохранил в нем тот дух, который был при владыке Тихоне".

Из Печор в Москву — и обратно

Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков ранее сообщил РИА Новости, что епископ Тихон (Шевкунов), назначенный правящим архиереем Псковской митрополии, больше не сможет исполнять обязанности наместника Сретенского мужского монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии. Решение о новом наместнике и новом ректоре пока не принято, кандидатуру должен будет утвердить Священный Синод. При этом должность главы Патриаршего совета по культуре за Шевкуновым сохранится.

В четверг, во время праздничной литургии в храме Христа Спасителя по случаю праздника Вознесения Господня, патриарх Кирилл возвел епископа Псковского и Порховского Тихона в сан митрополита в связи с назначением его Синодом правящим архиереем Псковской митрополии.

Свой монашеский путь Шевкунов начинал в Псковской епархии — в 1982 году после окончания сценарного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) он поступил трудником, а затем послушником в Псково-Печерский монастырь. Впоследствии Тихон (Шевкунов) стал игуменом Сретенского мужского монастыря, московского подворья Псково-Печерской обители.

Владыка Тихон известен как писатель. Только за один год тираж его книги "Несвятые святые", вышедшей в 2011 году, превысил 1 миллион экземпляров. В 2012 году сборник вошел в шорт-лист премии "Большая книга" и стал победителем читательского голосования. Митрополит Тихон также является кинорежиссером, среди его работ — "Псково-Печерская обитель" и "Гибель империи".

27.11.2017 | Алексей Макаркин

Епископ Тихон (Шевкунов): секреты влияния

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) считается одним из наиболее влиятельных деятелей Русской православной церкви (РПЦ). Его называют духовником Владимира Путина – хотя доказательств именно этого статуса нет, но близость владыки Тихона к Кремлю и его политическое влияние не вызывают сомнений. Особенно много споров развернулось вокруг фигуры егорьевского архиерея в нынешнем году – его называют и конкурентом патриарха Кирилла, и идейным лидером консерваторов, и гонителем режиссера Кирилла Серебренникова.

Необычный архиерей

Стандартная биография архиерея РПЦ включает в себя получение высшего духовного образования – либо очного, либо заочного. Как правило, такая карьера начинается после школы и армии, иногда – после светского университета или института (законченного или оставленного в связи со сменой жизненных планов). Молодой человек начинает путь в церкви с непродолжительной «стажировки» в виде алтарника в храме или аналогичной должности, затем получает рекомендацию и поступает в семинарию, а высшее духовное образование получает либо очно, либо заочно, одновременно со священническим служением. Если он выбирает монашеский путь, то уже вскоре после небольшого срока послушничества он принимает постриг.

Судьба Тихона выглядит иной. Он окончил в 1982 году Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), получив специальность киносценариста. Однако в том же году он поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, один из двух монастырей, действовавших тогда на территории РСФСР. Приход в церковь людей из творческой интеллигенции был тогда не редкостью. Настоятель московского храма святителя Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов (наиболее известный священник из числа поддержавших в 1996 году Геннадия Зюганова, отец писателя и депутата Госдумы от КПРФ Сергея Шаргунова) закончил столичный иняз, занимался поэтическими переводами. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах (во дворе которого проходило молитвенное стояние против фильма «Матильда») протоиерей Александр Салтыков – выпускник искусствоведческого отделения истфака МГУ.

Однако послушничество Георгия (мирское имя Тихона) продолжалось почти десятилетие, но включало в себя не только пребывание в отдаленном от Москвы монастыре, но и работу в Издательском отделе Московской патриархии под руководством влиятельного тогда митрополита Питирима. Во второй половине 1980-х годов значение Издательского отдела выросло – он занимался подготовкой материалов к празднованию 1000-летия Крещения Руси, а его председатель пользовался поддержкой влиятельной Раисы Максимовны Горбачевой. Но после кончины патриарха Пимена и распада СССР влияние Питирима резко упало, через некоторое время он потерял руководство отделом из-за сложных отношений с новоизбранным патриархом Алексием II. Впрочем, к тому времени Георгий был уже пострижен в монашество с именем Тихон. Постригал его патриарх Алексий II, который стал новым его патроном.

Патриарх Алексий II в течение всего своего пребывания на посту предстоятеля РПЦ был вынужден учитывать интересы группы архиереев-«никодимовцев» - пострижеников скончавшегося в 1978 году ленинградского митрополита Никодима. К числу «никодимовцев» относятся, в частности, митрополит Ювеналий и тогдашний митрополит и нынешний патриарх Кирилл. В этих условиях Алексий сделал ставку на монашество, подозрительно относившееся к либеральным тенденциям, связанным с Ленинградской духовной академией. Большинство рукоположенных при Алексии епископов были консерваторами, сторонниками традиционного благочестия.

Этому курсу Тихон соответствовал в полной мере. Широкую известность получила его борьба с либеральным священником Георгием Кочетковым, община которого был вытеснена вначале из Сретенского монастыря, а затем и из находящегося неподалеку храма Успения в Печатниках. Монастырский комплекс был занят в 1993-1994 годах подворьем Псково-Печерского монастыря, которое возглавил Тихон. Характерно, что собор был переосвящен – таким образом Тихон демонстрировал, что не считает общину, служившую на русском языке, православной, несмотря на ее официальный канонический статус в составе РПЦ.

Храм Успения в Печатниках община отца Георгия была вынуждена покинуть в 1997 году после громкого и скандального конфликта. Как правило, этот конфликт трактуется в контексте противостояния церковных либералов и консерваторов. Это справедливо, но есть и другой, куда менее известный, аспект: отец Георгий Кочетков был учеником будущего патриарха Кирилла в Ленинградской академии. А после завершения конфликта он получил возможность служить в московском Новодевичьем монастыре – резиденции митрополита Ювеналия.

«Лубянский батюшка»

Настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря Тихон был недолго – уже в 1995 году оно было преобразовано в самостоятельный Сретенский монастырь. Его настоятелем стал патриарх Алексий II, а Тихон имел ранг наместника. Уже вскоре началось активное развитие монастыря. В нем был создан хор, в настоящее время имеющий статус главного хора РПЦ, который ведет концертную деятельность в России и за рубежом. Организовано одно из крупнейших издательств РПЦ и крупнейший в Москве магазин православной книги. В 2000 году был создан популярный среди верующих интернет-портал Православие.Ru .

В 1999 году по инициативе тогда еще архимандрита Тихона и под его руководством в монастыре было открыто Сретенское высшее православное монастырское училище. В 2001 году оно было преобразовано в духовное училище, а в 2002-м – в семинарию. Первый выпуск студентов состоялся в 2004 году – среди выпускников был и ректор Тихон. Таким крайне необычным способом он получил религиозное образование, необходимое, в частности, для занятия поста патриарха. Среди преподавателей семинарии был Ольга Васильева, в настоящее время министр образования и науки России – она вела занятия по церковной истории.

Одной из главных проблем монастырей является отсутствие во многих из них чтимых мощей святых, которым поклоняются верующие. Наличие таких мощей повышает неформальный статус монастыря и увеличивает приток паломников. Частиц реликвий для этого недостаточно – можно вспомнить историю про частичку пояса Богородицы, которая находится в одном из московских храмов, но не привлекает повышенного внимания со стороны верующих (тогда как сам пояс, привезенный в Москву, стал предметом поклонения огромного числа православных). В возобновленном Сретенском монастыре таких святынь не было.

Тогда архимандрит Тихон добился переноса в 1999 году в монастырь мощей новомученика Илариона (Троицкого), умершего в 1929 году в Ленинграде, где он находился на пути из соловецкого лагеря в среднеазиатскую ссылку. Его мощи находились в петербургском Новодевичьем монастыре, но основной период его деятельности был связан с Москвой и Московской духовной академией. Видимо, исходя из этого Алексий II благословил перенос мощей в Москву. Свою роль в решении перенести мощи именно в Сретенский монастырь могла сыграть и репутация святителя Илариона как консервативного богослова, считавшего, что христианами можно считать только верующих, принадлежащих к православной церкви. Этот тезис созвучен точке зрения владыки Тихона. Таким образом в Сретенском монастыре было заложено почитание новомучеников, которое привело к строительству освященного в 2017 году «храма на крови» в честь новомучеников и исповедников Российских.

Разумеется, такие масштабные проекты невозможно реализовать без спонсоров. Первоначально одним из них был банкир Сергей Пугачев, ранее близкий к Кремлю. Однако его банк уже давно обанкротился, а он сам оказался в эмиграции и превратился в критика российской власти. Но финансовая поддержка монастыря не уменьшилась, а даже увеличилась – строительство собора происходило уже без Пугачева. Преуспевание монастыря обусловлено многочисленными связями его наместника. В своей книге «Несвятые святые» Тихон называет своим прихожанином бывшего генпрокурора и министра юстиции, а ныне полпреда президента в Южном округе Владимира Устинова. К числу хороших знакомых Тихона относят главу «Роснефти» Игоря Сечина (на дочери которого некоторое время был женат сын Устинова). Союзником Тихона считается бывший глава ФСБ, а ныне секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. Здание ФСБ находится недалеко от Сретенского монастыря – поэтому Тихона прозвали «лубянским батюшкой».

Самым же влиятельным знакомым Тихона считается Владимир Путин. Насколько можно судить, впервые они встретились в 2000 году, когда президент посещал Псково-Печерский монастырь, где встречался со старцем Иоанном (Крестьянкиным). После этого прошел слух о том, что Тихон стал духовником Путина, однако он не подтверждается. Маловероятно, что у президента есть постоянный духовник, хотя, возможно, Путин когда-то и исповедовался Тихону. С обширными связями Тихона связывают и его аппаратные успехи. В их числе передача монастырю бывшего здания школы с углубленным изучением французского языка – Тихон публично заявлял, что школа находится на месте кладбища людей, погибших во время наполеоновского нашествия, и подчеркивал в связи с этим, что в школе говорят по-французски. А также снос нескольких зданий XIX века, на месте которых построен новый собор – протесты «Архнадзора» ни к чему не привели.

По данным телеканала «Дождь», бюджет проекта современных мультимедийных выставок «Россия - моя история», реализуемого Тихоном, составил более 10 млрд рублей. В 2018 году количество выставочных парков «Россия - моя история» достигнет 25. Деньги на строительство центров и создание экспозиций выделяются из бюджетов разных уровней, крупными компаниями (в том числе «Газпромом») и через системы госзаказа и грантов. В общей сложности на эти цели будет направлено более 10 млрд рублей. При этом самый дорогой центр после столичного в следующем году появится в Санкт-Петербурге, где из бюджета уже выделено 1,4 млрд рублей. В Москве аналогичная выставка по поручению президента Путина размещена в одном из крупнейших павильонов ВДНХ, реконструкция которого обошлась в 1,5 млрд рублей. Генеральным спонсором выставки стал «Норильский никель».

Таким образом, Тихон является одним из наиболее влиятельных церковных деятелей – его возможности сопоставимы с патриаршими, несмотря на то, что Тихон хотя и был рукоположен в 2015 году в епископы, но является лишь одним из многочисленных викариев (помощников) патриарха. Несмотря на то, что его кафедра официально находится в подмосковном Егорьевске, резиденция епископа остается в Сретенском монастыре, который он продолжает возглавлять.

Секрет успеха и проблемы

Возникает вопрос о причинах такого успеха Тихона. Дело в том, что большинство представителей высшей церковной иерархии воспринимаются государственными чиновниками как их номенклатурные коллеги. В брежневское время епископат был недоволен тем, что высокий церковный статус не позволял ему войти в состав советской элиты. Архиереи находились в зависимости от мелких чиновников, которые могли выполнить их просьбы, а могли и отказать. Это было связано с ролью церкви, считавшейся временной, отживающей аномалией в советском государстве. В постсоветское время многое изменилось. Епископы стали закономерной частью региональной элиты – их влияние и жизненный уровень резко выросли. Равно как и патриарх по определению входит в федеральную «суперэлиту», несмотря на отделение церкви от государства.

Но коллеги по элите не воспринимают таких архипастырей как духовных авторитетов – для них это нередко прагматичные хозяйственники и, несмотря на монашество, светские по типу поведения люди. Поэтому за духовным наставлением и утешением – а оно нередко нужно и сильным мира сего – они предпочитают отправляться в монастыри, чтобы прикоснуться к древней старческой традиции. Исповедоваться архиерею трудно – в отличие от простого монаха или даже настоятеля монастыря. Впрочем, Тихон теперь тоже епископ, но он сохранил прежний образ духовника, монаха, а не бюрократа - а это большое преимущество.

Но монашескую традицию можно презентовать по-разному. Преимущество Тихона как дипломированного сценариста – в том, что он делает это ярко и, как сейчас говорят, креативно, соединяя консервативную традицию с современной «оболочкой». Обычному светскому человеку трудно осилить сложные монашеские тексты, такие как пятитомное «Добротолюбие», жития святых и жизнеописания подвижников для него нередко архаичны. Другое дело – популярная, выдержавшая множество изданий книга Тихона «Несвятые святые», сборник историй, написанных не только со знанием дела, но и с литературным даром, с иронией и элементами самоиронии (что является редкостью для церкви, но свойственно современному обществу). Или простые аналогии, содержащиеся в созданном им фильме «Гибель империи. Византийский урок» – о том, как византийские элиты пошли на сговор с Западом и погубили страну, а российские чуть было не последовали этому примеру, но президент им помешал. Протоиерей Максим Козлов сказал, что этот фильм – «политическая сатира, снятая в рамках телеповествования, с ведущим, который является священнослужителем, с обращением к византийской истории в качестве субстрата для повествования о фактах истории современной».

Обращает на себя внимание еще один немаловажный аспект, объясняющий сближение Тихона с бывшими и нынешними силовиками. Для них важно выстроить непротиворечивую концепцию истории, которая бы включала в себя и дореволюционный, и советский периоды истории. Тихон предложил свой вариант, основанный на распространенном в церкви делении политиков на государственников и антигосударственников. Приоритет государственных интересов объединяет русских царей и советских деятелей, Сталин не идеализируется, но и не считается виновником всех бед ХХ века, обрушившихся на Россию. Зато концентрируется внимание на ответственности за них либералов, участвовавших в свержении монархии. Антилиберализм и антизападничество Тихона вполне соответствуют менталитету силовиков. В «Несвятых святых» нет свойственного многим церковным трудам осуждения советской власти – его место занимает отношение к ней как к реальности, с которой необходимо сосуществовать, сохраняя собственную православную идентичность.

Впрочем, неформальное политическое влияние Тихона привело к проблемам в отношениях с тремя серьезными группами интересов.

Первая – немалая часть официальной церковной иерархии, вплоть до патриарха. Там, похоже, не только испытывают ревность в отношении аппаратных возможностей Тихона, но и считают, что он имеет собственные патриаршии амбиции. С этим связана «утечка», обнародованная Алексеем Венедиктовым – о том, что Тихон намерен стать настоятелем Исаакиевского собора, затем митрополитом, а потом и патриархом (сам Тихон опроверг эту информацию). Правда, как викарный архиерей Тихон не имеет право быть избранным патриархом – согласно Уставу РПЦ, кандидат должен обладать «достаточным опытом епархиального управления». Но достаточный опыт – понятие растяжимое; в принципе, собор может признать таковым и полгода, и год (опровергая слухи о своих амбициях, Тихон сказал, что речь идет о пяти годах, но в Уставе этого нет). Видимо, именно с этим связано поручение, которое получил Тихон – разобраться с вопросом о том, являются ли «екатеринбургские останки» мощами царской семьи. Если он признает их подлинными, то вызовет раздражение многих консерваторов, которые исходят из того, что при Борисе Ельцине и Борисе Немцове было невозможно открытие настоящих мощей. Если нет, то сильно разочарует Кремль, где хотят провести перезахоронение цесаревича Алексея и великой княжны Марии уже в следующем году, к столетию расстрела царской семьи.

Вторая – либеральная часть общественного спектра, для которой Тихон – идеологический противник. Вне зависимости о степени достоверности информации о том, что епископ причастен к аресту Кирилла Серебренникова, нет сомнений в том, что именно Тихон является одним из главных оппонентов современного искусства и в целом ориентации на глобальное общество. Причем, в отличие, например, от Никиты Михалкова, сохранившим значительное аппаратное влияние.

Третья – часть представителей «нелиберальной» светской элиты, для которых Тихон может быть опасным конкурентом. Сам факт наличия фигуры, имеющей столь серьезное неформальное влияние, выглядит раздражителем для людей, находящихся на государственной службе и привыкших к определенным формализованным процедурам. Все эти факторы и способствуют сильному информационному напряжению вокруг фигуры Тихона, которое в дальнейшем может еще более усилиться.

  – ведущий эксперт Центра политических технологий

Епископ Тихон (Шевкунов), (род. 1958) – известный русский церковный и общественный деятель, режиссер, издатель. Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, наместник Сретенского ставропигиального монастыря в Москве, ректор Сретенской духовной семинарии. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Академик РАЕН. Постоянный член Изборского клуба.

– Вы крестились в 1980-х годах прошлого века. Тогда верующих преследовали, и моя мама, писательница Зоя Крахмальникова, была из их числа. Что вы о ней слышали в те годы?

О Зое Александровне Крахмальниковой я услышал от священника Владимира Шибаева. К нему на службу в подмосковный храм мы иногда приезжали с моими друзьями. Мы были тогда молодыми выпускниками столичных вузов и только начинали знакомиться с московской церковной жизнью, посещая разные храмы. Это было почти сорок лет назад. Как-то на проповеди отец Владимир рассказал, что арестована Зоя Крахмальникова, та самая, которая нелегально издавала христианские альманахи «Надежда». В них публиковались тексты святых отцов Церкви, проповеди, рассказы о новомучениках. Мы читали эти сборники и передавали их друг другу. (Зоя Крахмальникова была арестована 3 августа 1982 года . З . С .)

Но такой сборник христианского чтения был единственный в своем роде.

– Он был рассчитан как раз на таких неофитов, как мы. В храме отца Владимира мы собирали какие-то средства для помощи Зое Александровне, кто-то брался передать их в тюрьму, купить что-то необходимое. Какие-то люди нас пытались припугнуть, мол, делать это опасно, могут быть неприятности. Но мы на это совершенно не обращали внимания. Что касается собственно диссидентского движения – оно нас особо не интересовало: мы с друзьями с головой углубились в постижение православия. Я к тому времени написал заявление о выходе из комсомола и больше особенно идеологическими проблемами не заморачивался. Никакого героизма в этом не было. Это был, в общем-то , излет советской власти.

– 1982 год – это совсем не излет советской власти. Еще продолжали людей сажать и за веру, и за хранение «антисоветской» литературы. Хотела вас спросить немного о другом: В 1989 году моя мама Зоя Крахмальникова опубликовала в газете «Русская мысль» статью «Горькие плоды сладкого плена», которая имела большой резонанс. Эта статья о так называемом сергианстве (политика лояльности советской власти в СССР, начало которой обычно связывают с Декларацией митрополита Сергия (Страгородского. – З.С.). А сегодня Церковь больна сергианством?

– Давайте сначала определим, что такое сергианство. Сергианство, как его понимают критики курса тогдашней Патриархии, – это определенная церковная политика, избранная митрополитом Сергием. Заключалась она в том, что в условиях открытого государственного террора большевиков по отношению к Церкви, в условиях реальной опасности подмены православия на так называемое обновленчество, к чему активно стремились большевистские власти, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) избирает путь не подпольного существования Церкви, а сохранения легальных церковных структур. Для этого ему пришлось идти на тяжелые компромиссы. Самые трагические из них заключались в том, что церковная администрация практически уступила государству право распоряжаться назначением и переводом архиереев и священников, отстранением неугодных от кафедр и приходов, открыто не протестовала против преследований духовенства и беззаконий, творившихся в стране.

Что же происходило? Может быть, митрополит спасал свою шкуру? Нет, в этом его не упрекали жесткие церковные противники его курса. Все отдавали себе отчет: просто умереть в его положении старика-архиерея, прожившего долгую жизнь и в период небывалых гонений несущего ответственность за всю Русскую церковь, – было бы самым легким выходом. Нет, упрекали его не в этом, а в ошибочности выбранного им курса отношения к власти. Сам же митрополит Сергий оправдывал свою церковную политику убежденностью, что в случае ухода Церкви в подполье большевики неминуемо насадят в стране уже подготовленную ими неканоническую, ложную обновленческую церковь. А это, при продолжительном времени пребывания большевиков у власти и тотальном уничтожении ими канонической Православной церкви, будет иметь непредсказуемые последствия вплоть до полного исчезновения православия в русском народе. Подобные примеры в истории, к несчастью, имели место.

Но за выбранную церковную политику приходилось платить поистине страшную цену. Были случаи, когда митрополит Сергий брал на себя тягчайший грех неправды, когда, к примеру, в своем печально известном интервью от 16 февраля 1930 года, опубликованном в газетах «Правда» и «Известия», утверждал, что гонений на веру в Советской России нет. Конечно, это была ложь. Пусть вынужденная, но ложь. Почему он шел на такие шаги? Митрополит Сергий прекрасно знал, что любое его сопротивление указаниям власти, как показывал опыт, сразу многократно увеличит репрессии и массовые казни среди епископов и священников, находящихся в заключении. Все, что могу произнести: не дай Господь оказаться на его месте.

Избранная митрополитом Сергием церковная политика нашла как понимание в церковной среде, так и жесткое осуждение и противостояние. Самое скверное, что мы можем сделать из нашего безопасного сегодня, – приняться судить конкретных людей той и другой стороны. Среди поддержавших Декларацию митрополита Сергия были великие святые: архиепископ Иларион (Троицкий) – один из самых мужественных новомучеников двадцатых годов, и знаменитый святитель-исповедник и хирург Лука (Войно-Ясенецкий), в 1920 году ставший священником, а затем архиереем, прекрасно понимая, что впереди его ждут только тюрьмы, страдания и вполне вероятно – смерть. Митрополит Константин (Дьяков), митрополит Евгений (Зернов) – перечислять можно много имен, почти все они приняли мученическую смерть, оставаясь последователями церковного курса митрополита Сергия.

Но среди их духовных оппонентов были не менее выдающиеся иерархи – митрополит Кирилл (Смирнов), митрополит Агафангел (Преображенский), архиепископ Варлаам (Ряшинцев), архиепископ Серафим (Самойлович). Они тоже прославлены Церковью в лике святых. Позиция по отношению к церковной политике разводила их по разные стороны баррикад в те беспрецедентно тяжелые времена, но в вечности их объединило мученичество за Христа. Так, 20 ноября 1937 года в Чимкенте были расстреляны и погребены в одной братской могиле последователи трех противоборствующих направлений в церковной жизни – митрополит Иосиф (Петровых), митрополит Кирилл (Смирнов) и «сергианский» епископ Евгений (Кобранов).

Митрополит Сергий (Страгородский) не причислен Церковью к лику святых. Но судить его с позиций нашего времени, а тем более кидать в него камнями я не собираюсь.

Мой духовник отец Иоанн (Крестьянкин) рассказывал мне о своем видении (одном из трех, которые были у него за 96 лет жизни), которое коренным образом повлияло на его судьбу. Будучи ещё мирянином, в начале тридцатых годов он находился в оппозиции к митрополиту Сергию. И вот видение: Елоховский собор, все ждут митрополита Сергия. Плотная толпа в храме, и в ней – будущий отец Иоанн, тогдашний Иван Михайлович Крестьянкин, стоит, понимая, что мимо него сейчас пройдет в алтарь митрополит. И действительно, митрополита встречают в дверях, и вдруг, проходя мимо, он останавливается рядом с отцом Иоанном и тихо говорит ему: «Я знаю, ты меня очень осуждаешь. Но знай: я каюсь». Митрополит входит в алтарь и на этом видение заканчивается. Для отца Иоанна это было и необычайное потрясение, и переосмысление многого.

– Мой вопрос не в оценке конкретно митрополита Сергия (Страгородского), а в оценке сергианства как явления. Мы, светские люди, понимаем, что сергианство – это сотрудничество и поддержка Церковью власти и государства.

– Не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Давайте как-то поконкретней. Вот у нас, например, есть сотрудничество – детский дом. Его субсидируем и мы, и местные власти.

– Но вы же понимаете, о чем я.

– Речь не о благотворительности. В чем упрекали митрополита Сергия? Он в своей знаменитой Декларации от 1927 года говорил: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи». А в это время уже вовсю сажали и расстреливали священников.

– Я уже сказал о тяжелейших компромиссах, о грехе лжи, который брал на себя митрополит Сергий. Это то, что мы сегодня, не осуждая лично митрополита Сергия и его сторонников, – не принимаем, и многократно заявляли, что на этих принципах, безусловно, не может и не должна строиться церковная жизнь. В её центре только Бог, Христос. Это «альфа» и «омега» православия. Что касается «ваши радости – наши радости», то в Декларации митрополита Сергия говорилось о «радостях и успехах» родины, пусть советской – для церковного сознания больной, трагически искаженной, но все же остающейся родиной.

– Я спрашиваю вас о сегодняшнем дне.

– Думаю, что радости и неудачи сегодняшней России воспринимаются как свои личные большей частью многомиллионной Русской православной церкви. Вы говорите, что Церковь поддерживает государство. Конечно поддерживает во всем созидательном и добром. И призывает исправлять все болезненное и дурное. Почему же вы ставите ей это в упрек? А вы не задумывались, что за более чем тысячу лет нашей истории именно Церковь во многом создавала и формировала Русское и Российское государство? А были времена, скажем в период татаро-монгольского нашествия или в Смутное время, когда именно Церковь и только она спасала и сохраняла Россию. И как же после этих тысяч лет материнства она сегодня не будет поддерживать государство во всем созидательном, добром, помогать в трудную годину? Потому что либералы не велят?

– Я не сравниваю позиции. Я сравниваю дух.

– Что вы имеете в виду?

– В чем интеллигенция сегодня упрекает Церковь? В том, что она сотрудничает с властью, она власть прославляет. Вспомните президентские выборы 2012 года, когда патриарх Кирилл фактически призывал голосовать за Путина.

– Не было такого. Уставом Русской православной церкви запрещено призывать к голосованию за тех или иных политиков и за партии.

– Вот цитата: «Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты, о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что вы трудитесь как раб на галерах – с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у вас очень высокая отдача» (выступление 8 февраля 2012 года, встреча председателя правительства с лидерами религиозных общин). Патриарх говорит о Путине как о кандидате, «который имеет, конечно, наибольшие шансы реализовать это кандидатство в реальную должность». Это не призыв, но однозначная поддержка, из которой паства должна делать выводы.

– Слушайте, это дело патриарха. Он решил, что и в праве, и должен именно так выступить в присутствии всех глав религиозных объединений России. Согласен с вами, это была поддержка в рамках закона, а не прямой призыв к голосованию за кандидата. Вы все правильно сказали. Тогда в чем криминал?

– Церковь практически никогда не критикует власть. Никогда не заступается за политических заключенных. Церковь поддержала воссоединение Крыма, хотя были разные мнения. Церковь всегда придерживается «линии партии».

– Давайте по порядку. «Церковь не критикует власть». Безусловно, для церкви, в отличие от нынешних оппозиционных деятелей, критика власти не является самоцелью и смыслом существования. Здесь вы правы. Но в том, в чем Церковь считает нужным указывать государству и обществу на опасности и ошибки, мы, конечно же, говорим. Именно от Церкви, от патриарха и множества священников и мирян исходит самая жесткая критика государственного закона об абортах. Сбор подписей, выступления патриарха в Думе с критикой политики государства в этой области, в СМИ, в проповедях, наконец. Речь идет о миллионах жизней, о системном пресечении этой вседозволенности и системности убийств. Мы предлагаем шаги, основанные на международном опыте по сокращению абортов.

Далее, критика государственной политики в области производства и распространения алкогольной продукции. Потакание безудержному производству алкоголя проходило под видом утверждения свободы рынка. Результат этой критики, а затем многолетней совместной работы государства и Церкви – несколько лет назад приняты новые законы по сокращению потребления алкоголя, и сегодня в этой проблеме, в том числе с помощью Церкви, произошли изменения. Потребление чистого алкоголя на душу населения в год в 2008 году, по данным Минздрава России, было 15,8литра (а реально было около 18 литров) а в 2015 году –10,5литра. Привожу такие точные цифры, поскольку сам непосредственно со стороны Церкви занимаюсь этим направлением.

Политические заключенные. Лично моя позиция такова: если ты лично знаешь человека и понимаешь, что он осужден за свои политические воззрения, ты в праве защищать его от произвола. Поэтому к каждому священнику – это вопрос действительно исключительно личный. Я знал одного человека, моего друга, который был арестован и предан суду за политические взгляды после октября 1993 года. И именно потому, что я знал его, был уверен в нем и в его правоте и невинности, я пришел на суд и выступил как общественный защитник. Но если ты знать не знаешь ни человека, ни сути его дела, а тебе лишь говорят, что, с нашей точки зрения, это политический заключенный… Церковь не обладает возможностями следствия. Согласитесь, совершенно разные ситуации.

По Крыму. Есть церковные люди, которые поддержали воссоединение Крыма, и их очень много, в том числе и в Крыму. Есть те православные, которые выступили с осуждением этого. Есть священники, которые выступили публично, и никаких репрессий в отношении них не было.

– Назовите этих священников.

– Ну, я сейчас не вспомню. Знаю, несколько человек об этом высказывались. Протодьякон Андрей Кураев, клирик моего викариатства в Москве, и писал, и говорил, что это было ошибкой.

– Но это не называется – выступили публично, и никаких репрессий им за это не было. Мы говорим с вами о выступлениях представителей Церкви или иерархов, а не о блоге отца Андрея Кураева.

– Отец Андрей у нас, конечно, не иерарх, но и совсем не простой церковный блогер. Он неоднократно и именно публично выступал со своим мнением по Крыму и никаким репрессиям за это не подвергался. Что касается иерархов, то почему вы думаете, что они должны иметь такое же мнение в этом вопросе, как ваше, а не быть солидарными с 95% крымчан, проголосовавших за присоединение к России?

– Вот тот же дьякон Андрей Кураев дал интервью телеканалу «Дождь» под названием «Это грех патриарха Кирилла». Вы видели?

– Нет. Какой грех?

– По мнению Кураева, «ни патриарх Кирилл, ни митрополит Иларион, ни Легойда, никто иной из этой обоймы, они не дали нравственной оценки, церковно-нравственной, богословской оценки погромным настроениям и деяниям».

– Судя по всему, это снова про «Матильду». Официальный представитель РПЦ Владимир Романович Легойда несколько раз делал заявления, что Церковь категорически осуждает любые экстремистские выходки относительно фильма «Матильда». О том же говорил митрополит Иларион. Не заметить этих выступлений в прессе можно было, только употребив какие-то совершенно особые усилия.

– Я так понимаю, что Кураев, говоря о «грехе патриарха», имеет в виду, что патриарх вовремя не остановил этих людей, которые называли себя православными христианами, а по сути были погромщиками.

– Эта организация «Христианское государство»? Которая состоит из двух человек и оба, кажется, уже под следствием? Повторю, по благословению патриарха его официальные пресс-секретарь и руководитель отдела связи со СМИ публично осудили любые проявления экстремизма. Все архиереи во множестве епархий РПЦ в местных газетах, на епархиальных сайтах и СМИ предупредили паству о недопустимости протестов вне правового поля, хотя уверен, на экстремистские действие могли пойти только заведомые провокаторы, к Церкви отношение не имеющие. А что касается законных гражданских протестов, вы полагаете, патриарх их должен был запретить? Вы предлагаете начать по отношению к ним церковные репрессии?

– А царебожники? Как вы к ним относитесь?

– Вы сами видели хоть одного царебожника? Имя хоть одно можете назвать? Я видел лишь одну такую даму. Одну. Все. Знаю, что есть несколько крохотных группок, которые объявили царя – искупителем. Их и правда, несколько больше, чем те двое из «Христианского государства». Но священники, если узнают о такого рода сектах, беседуют с их адептами, пытаются разъяснить заблуждения. Неужели они вас так живо интересуют?

– Они тоже очень агрессивны.

– У нас в стране полно агрессивных активистов самых разных мастей. Но мы же не требуем запрета всей неадекватной «демшизы» только потому, что они нам не нравятся. Если это их так вдохновляет, пусть активизируются время от времени, каждый в своем репертуаре, только бы не нарушали закон.

– А запрет спектакля «Тангейзер» в Новосибирском театре?

– Опять странный пример. Новосибирский митрополит – гражданин Российской Федерации, правильно? Согласно закону, он подал иск о закрытии спектакля на основании закона об оскорблении религиозных чувств. И проиграл этот суд! Лишь позже решение о снятии оперы из репертуара приняло Министерство культуры, поскольку увидело в этой истории стремительно нарастающий гражданский конфликт.

– Когда новосибирский митрополит подавал иск в суд, он ни с кем не советовался из иерархов?

– Каждый епископ абсолютно свободен в принятии решений. Более осторожные советуются. Но их право – делать это или не делать.

– Вы довольно резко критиковали фильм «Левиафан». Вот цитата: «Этот фильм такое же «искусство», как «искусство» – то, что сделали «пусси» в храме Христа Спасителя».

– Это не точная цитата. Мною было сказано дословно: «Те, кто аплодировал «пусси», – те аплодируют и «Левиафану». Но при всем негативном отношении к фильму, связанном с очевидной тенденциозностью и гиперболизацией, никто, в том числе и ваш покорный слуга, не думал выступать с призывами о запрете фильма. Я уже неоднократно повторял, что запреты – это абсолютно тупиковый и неверный путь. Впрочем, дежурная клевета на эту тему уже становится привычной.

Вот недавно мне сообщили, что пущен слух, будто бы я или с моим участием снят с премьеры спектакль Кирилла Серебренникова «Нуреев». Авторство слуха – Алексей Венедиктов. Откуда он это взял? Я ему ответил довольно жестко.

– Но как-то непонятно вы ответили.

– Я сказал, что он врет. Это как-то непонятно, неопределенно?

– Венедиктов написал в телеграм-канале, что на спектакле были представители РПЦ в штатском. Им не понравился спектакль, они рассказали вам, а вы позвонили министру Мединскому.

– Вранье. Больные фантазии.

– А почему слух по Москве идет, что вам не понравился фильм Серебренникова «Ученик»?

– Вот уж не могу сказать. Я этот фильм не видел. Но как-нибудь хочу посмотреть, поскольку тема его мне интересна. А почему слух идет по Москве и по Петербургу, так это всего лишь потому, что для значительной части нашего прогрессивного креативного общества слухи и сплетни – это их вдохновение и упоение.

– Объясните.

– Любят они слухи. Был такой замечательный публицист Иван Лукьянович Солоневич. Он говорил: «Россию погубили слухи и сплетни», имея в виду Февраль 1917 года. Пускали слух, что проложен телеграфный провод от Царского Села в германский генштаб и императрица Александра Федоровна лично сообщает врагу все военные секреты. Был слух, что из-за того, что несколько дней в Петроград не поступала ржаная мука, со дня на день начнется голод, хотя Петроград был самой сытой из всех воюющих в Первую мировую войну столиц. Так, кстати, Февральскую революцию и называют некоторые историки – «революция сытых». Сейчас мы знаем, что хлеба накануне февральского переворота было полно. 197 миллионов пудов оставалось до следующего урожая, этого хватило бы и на страну, и на фронт, и на поставки союзникам. Были временные перебои из-за снежных заносов и саботажа высокопоставленных железнодорожных революционеров-заговорщиков. А привело все это в конце концов к управляемым беспорядкам, революции и всему последующему. Сплетни, сплетни. Не подумайте, не намекаю на то, что деятельность нынешних креативных и рукопожатных клеветников и сплетников приведет к революции. Ерунда, слишком они мелки и примитивны по сравнению с Гучковыми, Милюковыми и Родзянками. Но оставим это. Я не смотрел фильм Кирилла Серебренникова, о котором вы говорите, и не смотрел ничего, что он снимал и ставил.

– Ну вы знаете, что такой режиссер есть?

– Конечно, знаю.

– Откуда вы знаете, если вы ничего не смотрели?

– Вас это удивляет? Раскрученная фигура. Новости читаю.

– «Ученик» – очень жесткий антиклерикальный фильм.

– Это я знаю, сюжет мне известен. Только по пересказу, это не антиклерикальный, а скорее фильм, обличающий агрессивный фанатизм праведности – фарисейство.

– Но вы его никогда не видели? И Путину не показывали?

– Вы изволите шутить?

– Я вам рассказываю, что говорят.

– Мало ли что говорят.

– Тогда объясните почему?

– Потому что, повторюсь, на свете немало лгунов и сплетников.

– Чтобы вам навредить?

– Думаю, по большей части, чтобы создать видимость своей информированности, значимости.

– Кто для вас Серебренников? Враг или оппонент?

– Человек, убеждения которого очень далеки от моих. Возможно, он хороший режиссер. Ничего не смотрел, не берусь об этом судить.

– Когда я просила вас об интервью, вы написали мне в СМС, что интервью не дадите, потому что против вас готовятся заказные статьи. Знаю, что телеканал «Дождь» снимает о вас фильм. Но уверяю вас, он не заказной.

– То есть он сам собой снимается?

– Почему у вас такой стереотип, что статьи обязательно кто-то заказывает? Кто заказывает: патриарх Кирилл?

– А кто еще? Просто некому заказывать.

– Был такой человек, которого не упрекнешь в неосведомленности, президент США Рузвельт. Так вот он сказал: «Если в политике что-то происходит, то даже не сомневайтесь, именно так было и задумано». Телеканал «Дождь» – это политика, и политика в первую очередь.

– Насколько я понимаю, телеканал «Дождь» снимает этот фильм, потому что вы играете большую роль в политике.

– Это ирония?

– Да, везде же пишут, что вы духовник президента. А вы же никогда это не отрицаете.

– Телеканалом «Дождь» заказан фильм. Сейчас будет большой поток подобных фильмов, статей про Русскую православную церковь. Знаем об этом, в курсе. Нормально, спокойно к этому относимся.

– Зачем этот «заказ»?

– Церковь – это особая структура в современном российском обществе и в русской истории. Есть люди, которые считают, что надо максимально ослабить ее влияние.

– Влияние на власть?

– На народ в первую очередь.

– У нас в России всем управляет власть.

– Здесь мы с вами несколько расходимся. По моему скромному мнению, и в России, и в мире всем управляет Господь Бог.

– Люди во власти у нас же сейчас все верующие.

– Все? Нет, конечно.

– У «Дождя» всего 70 тысяч подписчиков. Так что влияние не очень большое.

– Газета «Искра» в свое время издавалась ещё меньшим числом экземпляров. Но с ее помощью успешно разожгли пламя. Так что у ребят из «Дождя» ещё ничего не потеряно.

– Вы в плену «теории заговора». Интерес к вам – чисто журналистский. Вот меня, например, интересует один вопрос. Вы в молодости, когда учились во ВГИКе, читали «Архипелаг Гулаг», самиздат. Почему вы так доверяете КГБ, ФСБ?

– В чем это выражается, по-вашему? Особенно про КГБ поподробней.

– Для меня это одно и то же. Ведь вы же не опровергаете, что вы – духовник Путина?

– Я уже не раз говорил, что по вопросам христианства, православия Владимир Владимирович Путин имеет возможность консультироваться с немалым числом компетентных людей – от Святейшего патриарха до простых священников и мирян. В числе таких священников и ваш покорный слуга, это действительно так. Президент регулярно бывает на Валааме, общается с известными духовниками Афона. Впрочем, говоря о духовнике, вы, конечно же, имеете в виду какую-то зловещую личность, способную оказывать особое влияние на президента. Ваше полное право сколько угодно фантазировать на эту тему или сочинять любые самые захватывающие сказки, но дело на самом деле лишь в том, что такого человека в природе не существует. Хотя бы потому, что президент, и это общеизвестно, не терпит никаких ни прямых, ни косвенных попыток влияния на него. Предполагать такое – просто смешно. Это понимает любой аналитик, непредвзято следивший за деятельностью президента за все годы его публичной жизни в политике. Остальное – для любителей конспирологии и теорий заговоров. Кстати, все это мне многократно, до оскомины приходилось повторять.

– Но вы знаете президента?

– Ну кто ж у нас его не знает? Ну хорошо: имею счастье быть немного лично знакомым с ним.

– Ну, тут вы лукавите.

– С какой стати? Простите, если я говорю, что немного его знаю, то это значит лишь то, что я действительно лишь немного знаю Владимира Владимировича Путина. Кто готов заявить, что знает нашего президента в полной мере, пусть первый бросит в меня камень.

– Кто первый написал, что вы духовник президента? Не вы сами?

– Нет, конечно. Я знаю этого журналиста. Не буду сейчас называть его имя. Я с уважением к нему отношусь, хотя тогда, лет шестнадцать назад, когда он впервые написал нечто подобное в своей статье, я был страшно на него раздосадован.

– Вам помогает то, что вас в СМИ называют духовником президента?

– Я на это не обращаю внимания.

– Вот, вы приезжаете, например, в Екатеринбург, и все высокопоставленные чиновники сразу к вам бегут.

– Зачем же вы преувеличиваете? Таким вот образом и рождаются слухи. Я приехал в Екатеринбург как руководитель проекта «Россия – моя история» на открытие нашей экспозиции в городе. Как член президиума Президентского совета по культуре и искусству и как председатель Патриаршего совета по культуре. Невесть какая важная птица, но все же. В аэропорту меня встречал мой собрат-архиерей и чиновники из губернской администрации, ответственные за открытие местного исторического парка. С ними мы сразу по дороге в город провели совещание, обсуждая детали открытия парка и дальнейшую работу местных историков и экскурсоводов. На открытии действительно присутствовал губернатор. Но в других регионах губернатор иногда присылал своего представителя.

– Вас не смущает, что в России власть преследуют инакомыслящих?

– В этом вопросе есть принципиальная разница между советским и нашим временем. В советское время мы знали конкретных людей, которые были репрессированы за инакомыслие по политическим статьям. В первой половине ХХ века это были, скажем, известные всем новомученики. Позже, уже на нашей памяти, все в стране знали таких людей, как Александр Исаевич Солженицын, Зоя Крахмальникова, Александр Огородников (известный православный диссидент, организатор Христианского семинара, отсидел более 10 лет. – З.С. ) , а в церкви молились за Виктора Бурдюга (в 1982 осужден на четыре года лагерей за хранение и распространение антисоветской литературы. – З.С. ), Николая Блохина (в 1982 году осужден на 3 года лагерей за хранение антисоветской литературы. – З.С ). Троих последних я знаю лично. Но сегодня мне просто неизвестны имена людей, заключенных в лагеря и в тюрьмы за свои убеждения.

– У вас, наверное, нет возможности следить за этим, но подобные дела сплошь и рядом фальсифицируются, и у нас такие же политзаключенные, как тогда. Их меньше, но они есть. Церковь должна заступаться за невинно осужденных.

– Вы все же хотите, чтобы мы возглавили диссидентское движение?

– Это было бы уж слишком. Я так понимаю, что вы были за присоединение Крыма.

– А война на Донбассе?

– Это ужасно.

– Вы слышали об украинском кинорежиссере Олеге Сенцове, которого осудили на 20 лет за то, что он якобы хотел взорвать памятник Ленину в Симферополе? За него вступался кинорежиссер Александр Сокуров. Вы должны знать, что государство сегодня, может, не в том масштабе, но в принципе делает то же самое, что делало раньше.

– Слышал в новостях.

– Другой вопрос: кто вам ближе, митрополит Филипп Колычев или митрополит Сергий (Страгородский)?

– Митрополит Филипп был великий святой и удивительного мужества человек. Он обличал царя в совершенно очевидных для всех злодеяниях. Но перед ним не стоял выбор, который более всего терзал митрополита Сергия. Митрополит Филипп знал, что он обличит Ивана Грозного и погибнет, но православие и церковь сохранятся. У митрополита Сергия выбор был другой: первый вариант – сохранить православную церковь в легальном пространстве советской России. При этом придется пойти на самые тяжелые компромиссы, для того чтобы не дать захватить Россию вслед за большевиками ещё и обновленцам, деятельность которых, поощряемая богоборческим государством, вела к замене православия на псевдохристианство, проповедуемое обновленцами. Подобные случаи в истории вселенской церкви известны. В дальнейшем, как известно из той же истории, возвращение к православию, к истинному христианству в народах, испытавших подобные перипетии, уже невозможно. Митрополит Сергий прекрасно знал это и, сохраняя церковь, выжидал время, чтобы восстанавливать из оставшихся после репрессий крох церковные институты.

Второй вариант действий, предлагаемый митрополиту Сергию, – отказаться от легального существования церкви, героически погибнуть вместе со своими сподвижниками, остаться безусловным героем в веках. Но при этом будет открыта возможность беспрепятственного и безальтернативного укрепления в стране подмены христианства – обновленчества в различных его видах. При этом поместная православная Русская церковь с большой долей вероятности и, быть может, навсегда будет полностью уничтожена в своей иерархии. Такие примеры известны в истории.

«Пусть мое имя погибнет в истории, лишь бы церкви была польза» – эти слова сказаны святым патриархом Тихоном. Их, безусловно, мог бы повторить и митрополит Сергий. Сам он говорил: «Самое легкое для меня сейчас быть расстрелянным». Конечно, мы не можем сейчас утверждать, была бы сохранена поместная Русская церковь, если бы пошла по другому пути? Может быть, несмотря на тотальное засилье и власть обновленцев, на всемерную поддержку их государством с его всепожирающей репрессивной машиной, православие смогло бы возродиться в девяностых годах из сохранившегося подполья. Но это все только предположения. Те люди жили в том времени и в тех реалиях. Они были ответственны за Церковь перед Богом, и они будут отвечать за свои решения и поступки на Страшном суде. Повторюсь: не нам их судить!

Тихон Шевкунов выглядит слишком элегантным и не очень вписывается в образ православного монаха, который ввел в западные представления Достоевский. Борода у него неряшливая, но лишь чуть-чуть; подбородок слишком резко очерчен; а шевелюра его густых и ниспадающих до плеч волос - слишком густая. Его выступления на телевидении слишком безупречны, чтобы соответствовать образу безумного, занимающегося самобичеванием отшельника из «Братьев Карамазовых». Отец Тихон - это наглядная картинка кинозвезды со свойственной ей самоуверенностью - и он даже чуть-чуть похож на Рассела Кроу.

Если монахи Достоевского сидят в своих неотапливаемых кельях, то Тихона назвать затворником никак нельзя. Когда я брал у него в декабре интервью, он только что вернулся из Китая и собирался в ближайшее время ехать в Латинскую Америку. Побеленные стены и похожие на луковицы купола Сретенского монастыря в центре Москвы, которым руководит Шевкунов, это вам не остров духовных размышлений, изолированный от современного мира.

Если вы позвоните в монастырь, то вам ответит оператор коммутатора. Нужен WiFi? Нет проблем. Зайдите в надворное строение, и вы увидите самое большое издательство Русской православной церкви. Зайдите в интернет, и там вас ждет созданный в 2000 году самый известный и пользующийся большой популярностью православный сайт Pravoslavie.ru.

«На горе Афон у них лишь недавно появилось электричество, а в Сретенском у всех монахов есть айпэды», - смеется друг Тихона Евгений Никифоров, возглавляющий православную радиостанцию «Радонеж», имея в виду греческий монастырь, по меркам православной веры являющийся золотым стандартом аскетизма и уединения. «Конечно, им нужны эти айпэды для проповеднической работы», - начинает он говорить серьезно, когда замечает, что я записываю его слова.

Отец Тихон пользуется в церкви влиянием гораздо большим, нежели приличествует его скромному званию архимандрита. В основном это объясняется его связями в Кремле. О нем постоянно рассказывают одну историю, которую Шевкунов не подтверждает, но и не опровергает: что он является исповедником Владимира Путина. Единственное, о чем он рассказывает, что как-то раз Путин (скорее всего, в момент, когда он возглавлял секретную службу ФСБ - а возглавлял он ее с 1998 по 1999 год) появился у ворот монастыря. С тех пор два этих человека открыто и очень публично поддерживают между собой связи, а Тихон сопровождает Путина в поездках по стране и за рубежом, решая церковные проблемы. Однако, согласно настойчивым слухам, именно Тихон привел бывшего полковника КГБ к православной вере и стал его духовником, или крестным отцом.

Похоже, что отец Тихон очень хорошо осведомлен о религиозной жизни Путина: в 2001 году он дал интригующее интервью одной греческой газете, заявив: «Путин действительно православный христианин, не просто номинально. Это человек, ходящий на исповедь, причащающийся, и понимающий свою ответственность перед Богом за ту высокую службу, которая ему доверена, и за свою бессмертную душу».

Похоже также, что Тихон обладает влиянием - он едва ли не в одиночку ведет в России антиалкогольную кампанию, добиваясь в этом удивительных результатов: как раз перед Новым годом российский парламент запретил продавать алкоголь после 11 часов вечера.

Когда я настойчиво начинаю спрашивать о реальной степени его влияния, Тихон отвечает резко, говоря лишь, что они с Путиным хорошо знакомы. Однако священник отказывается отвечать на вопрос о том, является ли он путинским духовником. «Если хотите, можете верить этим слухам, но их распространяю точно не я», - говорит он. Вы не найдете слово «Путин» в автобиографии Шевкунова ««Несвятые святые», которая в прошлом году стала литературной сенсацией в России и главным бестселлером за 2012 год, опередив даже «Пятьдесят оттенков серого» в переводе на русский.

Каков бы ни был ответ на вопрос о духовнике, Кремль считает полезным ничего в этом плане не отрицать. «Это очень личный вопрос, - говорит пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, - и я просто не знаю». Хотя он подтвердил, что Тихон «очень популярен», и что Путин и Шевкунов хорошо знают друг друга. «Никто не может знать наверняка, духовник он или нет. Если кто-то знает, что вы духовник, то вы уже больше не духовник».

Отец Тихон учился в институте кинематографии. В 1982 году в возрасте 24 лет он крестился и оказался в уникальном положении очень влиятельного человека, как и другие исторические личности, находившиеся в непосредственной близости от государственной власти, которая к ним прислушивалась. Правда, он настаивает, причем небезосновательно: «Я не кардинал Ришелье!»

Строго говоря, он прав, заявляет Евгений Никифоров. «В наших исповедях не очень много конкретной информации. Вы просто говорите: «Я украл» или «я прелюбодействовал». Вы можете добавить несколько конкретных подробностей, типа сколько раз это было, как часто происходило. Но вы не обязаны вдаваться в подробности. Если какая-нибудь иностранная разведслужба схватит отца Тихона и будет его пытать, он очень мало сможет ей рассказать.

Священник из Санкт-Петербурга Георгий Митрофанов говорит, что мода на духовников лишь недавно появилась в рядах российской деловой и политической элиты. «Это интересное явление, появившееся, когда богатые россияне стали приобщаться к церкви».

«У большинства людей нет персонального исповедника. Большинство исповедуется в переполненных храмах, делая это, как на конвейере. Богатым хочется чего-то персонального, и некоторые видят в этом некую форму психотерапии, - рассказывает Митрофанов. - Однако духовник в таком случае оказывается в очень уязвимом положении, так как они начинают очень сильно зависеть от своего заступника».

Священник Митрофанов сомневается в том, что у Путина есть настоящий духовник, «кроме его самого». Он говорит, что несколько лет назад спрашивал отца Тихона, является ли он исповедником у Путина, на что Тихон ответил отрицательно. «Но это было давно, а с тех пор многое могло измениться», - отмечает Митрофанов.

Связь между Путиным и отцом Тихоном кажется странной по целому ряду причин, но первая и главная носит исторический характер. Посетители Сретенского монастыря могут не увидеть ничем не примечательный каменный крест, если не будут искать его специально. Он стоит в саду, примыкающем к одной из белых стен монастыря. За ним ухаживают монахи в рясах, и перед ним становятся на колени женщины в платках с таким видом, будто обрели вечное блаженство. «Крест воздвигнут в память православных христиан, умученных и убиенных на месте сем в годы смуты», - написано на установленной сбоку бронзовой табличке.

Крест установлен на этом месте в 1995 году, и кажется, что он существует в трагической симметрии со зданием, находящимся всего в одном квартале от монастыря на другом конце улицы Большая Лубянка. Это штаб-квартира бывшего КГБ - организации, которая в своих разных воплощениях расстреляла и бросила за решетку более 300000 служащих церкви, делая это от имени официального атеизма, воцарившегося в стране с 1917 года. В советские времена насчитывающий 600 лет со дня своего создания Сретенский монастырь был закрыт, и там разместили казармы НКВД (предшественника КГБ). Говорят, что его территорию часто использовали для проведения расстрелов.

Сегодня многое изменилось. В здании на Лубянке, где размещается преемница КГБ Федеральная служба безопасности, сегодня имеется своя собственная православная часовня. Вновь открытый и реконструированный Сретенский монастырь стал символом нескладного альянса церкви и ее бывших гонителей. Он является центром духовного возрождения в российских правящих кругах, где несоразмерно много бывших сотрудников КГБ, которые заполонили Кремль 12 лет тому назад, придя туда вслед за Путиным.

По мнению отца Тихона, сейчас не следует зацикливаться на том разорении, которое причинила церкви организация, фактически правящая сегодня Россией. Он считает, что это не должно становиться поводом для публичной конфронтации в обществе, но и скрывать это особенно не стоит. Это как каменный крест в саду монастыря - видимый лишь тем, кто его ищет.

Отец Тихон говорит, что никогда не примирится с советским периодом в российской истории. И тем не менее, он не считает, что за преступления НКВД и КГБ должны нести ответственность современники. «Они не имеют к этому никакого отношения. Это все равно что обвинять американского солдата в том, что происходило во Вьетнаме», - заявляет священник.

Вместо поиска виноватых отец Тихон хочет сложить из 70-летнего советского прошлого единую арку исторической российской государственности. По его словам, работая на советское государство, многие из этих офицеров КГБ на самом деле служили России. «Знакомые мне офицеры разведки делали свое дело от имени российского государства, - говорит он, - и было бы абсолютно неверно заявлять, что они виновны в репрессиях».

Нет нужды говорить о том, что таких взглядов в церкви придерживается меньшинство, особенно среди рядового духовенства, прежде относившегося к числу инакомыслящих. Однако такие взгляды приветствует и даже культивирует кремлевское руководство, стремящееся всеми силами искупить свое атеистическое прошлое и воспользоваться преимуществами репутации церкви. По данным опроса за 2010 год, церковь - это второй в России институт по степени доверия к нему, несмотря на то, что регулярно в храмы ходит лишь незначительное число россиян. Падение рейтинга популярности и усиление уличного протестного движения в России заставили Путина в ускоренном порядке прибрать церковь к рукам, о чем пишет аналитик Джеральдин Фаган (Geraldine Fagan), исследующая религиозные свободы в России и недавно написавшая книгу «Believing in Russia» (Верить в России).

«Россияне отождествляют себя с православной церковью как с единственным крупным общественным институтом, выжившим и сохранившимся в неспокойной истории этой страны. Поэтому Путин хочет воспользоваться образом постоянства и устойчивости православия в условиях, когда его собственная легитимность разрушается», - говорит Фаган. Сретенский монастырь находится в самом центре таких усилий. Руководитель одной московской фирмы по связям с общественностью как-то в шутку назвал этот монастырь «идеологическим управлением Кремля». Но на самом деле, это никакая не шутка.

Когда-то сверху донизу пропитанная идеологией, российская политическая жизнь веками подвергалась воздействию всеобъемлющих доктрин и программ. Поэтому многие полагают, что тот неудобный вакуум, что остался после исчезновения коммунизма, сегодня начинает заполнять политически окрашенное и активное православное христианство, которое поддерживает отец Тихон. Сам Шевкунов отрицает, что он - чей-то идеолог, однако этот ярлык приклеился к нему прочно, особенно после 2008 года, когда он стал режиссером и главным героем документального фильма и неоднозначной политической притчи о крахе Византийской империи «Гибель империи. Византийский урок». Этот фильм три раза показывали по центральному телевидению в прайм-тайм.

Сторонники жесткой линии в России увлечены идеей о том, что Россия является «третьим Римом», наследницей православного величия павшей Византии. И главный посыл фильма усиливает эту историческую связь, одновременно оправдывая в историческом плане антизападное мировоззрение. В «Гибели империи» приукрашивается роль турок-османов, которые захватили Константинополь в 1453 году, и утверждается, что Византия прогнила изнутри, поддавшись идеологическим хищникам с завистливого Запада.

В фильме звучит утверждение о том, что вместо сохранения традиций, Византия начала реформы по повелению западных (венецианских) банкиров, которые в картине носят карнавальные маски с очень длинными носами, дабы все было понятно, кто есть кто. Индивидуалистическая культура Запада ослабила решимость Византии и разрушила ее иерархические ценности. Общество утратило веру в своих правителей.

Фильм вызвал скандал в рядах либералов, которые назвали его образцом эксцентричности и мракобесия. Сегодня он не произвел бы никакого впечатления в эфире, где господствуют хвалебные оды государственной власти, исторический ревизионизм, а также обвинения в адрес оппонентов Кремля, которые будто бы осуществляют подрывную деятельность на иностранные деньги. Иными словами, Тихон немного опередил время. Но сейчас ему трудно привлечь внимание к собственной персоне посреди тотального движения политической элиты в сторону консервативного национализма и ксенофобии, которое началось после возвращения Путина на третий президентский срок в мае прошлого года.

Согласно написанной в 1993 году российской конституции, Россия является светским государством. Но недавно она довольно рискованно флиртовала с религиозным законом, странным образом осудив панк-группу Pussy Riot, участницы которой превратились во всемирных великомучениц после того, как их осудили на два года лишения свободы (одну затем отпустили) за «хулиганство на почве религиозной ненависти».

В документах обвинения утверждается, что три ответчицы в балаклавах, исполнившие в Храме Христа Спасителя панк-молебен «Богородица, Путина прогони!», нарушили статьи 62 и 75 Трулльского собора, который прошел в седьмом веке при императоре Юстиниане. Согласно этим статьям, на солею и кафедру в православных храмах могут подниматься только священники. Хотя в приговоре судьи по этому делу никакой ссылки на каноны Трулльского собора не было, он все же упомянул в качестве экспертного заключения решение Лаодикийского собора четвертого века, в соответствии с которым «солея и амвон имеют особое религиозное значение для верующих».

Многие в церкви считают, что государство перестаралось в своем усердии, с которым оно прикрывается мантией церковного авторитета, и что скандал этот породил ссору между представителями высшего духовенства, такими, как патриарх Кирилл, и несогласными с ним священнослужителями, многие из которых стремятся к реформам. «Эти средневековые каноны не имеют никакого отношения к государственному закону, - говорит священник Митрофанов. - Они просто воспользовались церковью в качестве «идеологического прикрытия», точно так же, как советские суды использовали в качестве оправдания своих решений коммунистическую идеологию».

Иннокентий Павлов, вышедший в 1993 году из рядов церкви и ставший известным либеральным оппонентом православного истэблишмента, выражает сомнение в том, что за новой набожностью российских руководителей стоит что-то, кроме политической целесообразности.

«Похоже, наши руководители усвоили одну полезную вещь на своих занятиях по научному атеизму, - смеется он. - Вольтер говорил, что если Бога нет, его необходимо изобрести. Вот и они подумали, что это неплохая идея, и решили воплотить ее в жизнь».

Даже отец Тихон подписал петицию с призывом сократить тюремные сроки Pussy Riot. Он резко критикует поведение участниц этой группы, говоря: «Государство должно на это реагировать, иначе это просто не государство», а также «Если бы они сделали это в Вестминстерском аббатстве, они точно получили бы тюремный срок». Вместе с тем, Шевкунов отмечает: «Но два года - это слишком много».

Видимо, поняв, что он перебарщивает со своим бескомпромиссным имиджем, отец Тихон в последнее время старается проявить более мягкие стороны своей натуры. Он собирает деньги для монастырского детского центра, который ухаживает за 100 детьми-инвалидами и финансируется совместно монастырем и государством.

«Если вы ищете «симфонию» церковно-государственной власти, то вот она, - говорит отец Тихон, используя византийский термин из пятого века, которым обозначалось теократическое правление. - Это пример того, как церковь и государство работают вместе на благо людей».

Нет лучшего свидетельства смягчения в последнее время отца Тихона, чем его автобиографическая книга ««Несвятые святые» и другие рассказы». Она посвящена в основном воспоминаниям старшего поколения священнослужителей, учителей Тихона. Шевкунов в этом произведении представляет довольно тонкий, пронизанный ностальгией портрет того времени, когда жизнь была проще. В отличие от фильма, в книге отсутствует хвастливый ура-патриотический национализм, и там нет политической пропаганды действующего режима. Это довольно хорошо написанное и притягательное произведение о жизни монахов в Советском Союзе.

На самом деле, на длинный путь к вершинам светской и духовной власти в России отца Тихона сподвигли ужасные впечатления от спиритических сеансов в 1982 году. Тогда он учился в институте кинематографии и звался Георгий Шевкунов. Решение креститься в доперестроечном Советском Союзе принять было непросто. Но у Шевкунова были на то веские причины.

Занимаясь по-любительски спиритизмом, он вместе с группой друзей проявлял интерес к оккультизму. Они выяснили, что при помощи нескольких свечей, планшетки и правильного расположения могут «устанавливать контакт с совершенно непонятными, и тем не менее, абсолютно реальными сущностями» из мира духов, о чем Шевкунов пишет в книге. Новые знакомые представлялись то Наполеоном, то Сократом, то даже Сталиным. Но вдруг случилось нечто ужасное.

Как-то раз группа друзей сумела войти в контакт с писателем XIX века Николаем Гоголем - по крайней мере, им так казалось. Но он был в ужасном настроении, и молодежь отпрянула в ужасе, когда Гоголь в приступе крайней раздражительности сказал им всем совершить самоубийство, приняв яд. Они бросились вон из комнаты, а на следующий день направились прямиком в церковь, где их резко отчитал священник. Глупая молодежь на самом деле вошла в контакт не с Гоголем, сказал священнослужитель. Они просто стали жертвами умного розыгрыша. Скорее всего, это сделал какой-то мелкий бес. Он посоветовал им всем креститься.

Люди из поколения Тихона были исследователями всего духовного, и из-за этого многих из них привлекало к себе христианство. Советский запрет на религию делал ее еще более привлекательной - этакий запретный плод. Евгений Никифоров, которому за пятьдесят, сегодня смеется, вспоминая чудачества поколения 1980-х.

«Сначала мы изучали йогу, потом учили санскрит, затем читали Новый Завет. Нам в то время все было едино. И лишь позднее мы повзрослели в духовном плане, - рассказывает он. - Никто ничего не знал. КГБ даже думал, что каратэ - это религия. Мы смотрели фильмы с участием Брюса Ли и думали, что это какая-то мистика. Можете себе представить?»

По словам отца Тихона, к христианству его привлекло то (кроме попытки бежать от дьявольской одержимости), что его поколению стало очевидна одна мысль: «все великие люди мира и российской истории» - он называет Достоевского, Толстого, Канта, Гёте и Ньютона - «все те, кому мы верили, кого любили и уважали, все они думали о Боге «совершенно не так, как мы». С другой стороны, «те, кто не внушал никаких симпатий» - Маркс, Ленин, Троцкий - «все эти революционеры-разрушители, приведшие наше государство к тому, чем оно стало, все они были атеистами». Для него выбор был ясен.

Вскоре после крещения Шевкунов поселился в стенах Псково-Печерского монастыря - этого бывшего отшельнического скита на северо-востоке России (так в тексте - прим. перев.). Это был один из двух действующих мужских монастырей, оставшихся в стране к 1980-м годам из почти тысячи монастырских обителей, существовавших до революции 1917 года. В 1991 году он был пострижен в монашество с именем Тихон, а в 1995 году стал архимандритом Сретенского монастыря.

Автобиография Тихона посвящена в основном «несвятым святым», которых он называет своими учителями. Эти люди пострадали от советского режима гораздо больше, чем он. Духовнику самого отца Тихона, ныне покойному архимандриту Псково-Печерского монастыря Иоанну (Крестьянкину) сломали пальцы во время допроса в НКВД в 1950 году, а потом отправили в ГУЛАГ на пять лет.

«Слава Богу, у меня не было таких серьезных конфликтов, как у моих предшественников, - говорит сегодня Тихон. - В 1980-х годах у нас не было таких репрессий; они могли разрушить вашу профессиональную жизнь, запретить вам учиться, не дать вам престижную работу, но не более того».

Но хотя в его прозе время от времени появляется нечто похожее на гнев, книга «Несвятые святые» написана выдержанно, в духе всепрощения, и главным образом посвящена личным воспоминаниям о разных причудах и милых слабостях старшего поколения священников. Критики говорят, книга примечательна тем, что в ней не написано: что кроме столкновений с властями духовенство часто шло на компромисс. Многие обвиняют священников в том, что они работали на КГБ, который по сути дела руководил назначениями в церковной иерархии до конца 1980-х годов.

Никто не знает больше об этой болезненной странице в истории церкви - о сотрудничестве высокопоставленного духовенства и КГБ - чем бывший священник и либеральный реформатор Глеб Якунин, который в 1997 году был отлучен от церкви отчасти из-за того, что критиковал ее. Говоря о сверхъестественном успехе новой книги Тихона, Якунин признает, что «Несвятые святые» понравились ему и его жене. Вместе с тем, по его словам, там лишь «половина истории», причем, ее позитивная половина. Он пренебрежительно называет книгу «социалистическим реализмом» (имеется в виду социалистическая школа официального искусства, посвященная исключительно изображению счастливых и довольных жизнью рабочих и крестьян).

Сам Якунин в 1980-е годы пять лет отсидел в тюрьме. В 1992 году по настоянию тогдашнего президента Бориса Ельцина Якунин получил допуск к архивам четвертого отдела пятого управления КГБ, который занимался религиозными группами, и месяц изучал доклады агентов. Картотеку с именами агентов он так и не получил, и выяснить их личности ему удалось, лишь сравнивая агентурные клички и содержание их докладов с официальной информацией о деятельности высокопоставленного духовенства.

Например, он нашел интригующие записи о маршрутах поездок агента Михайлова, который, согласно его докладам, в феврале 1972 года побывал в Новой Зеландии и Австралии, а в январе 1973 года в Таиланде, где участвовал в заседаниях Всемирного совета церквей.

Сравнивая эти записи и новости «Журнала Московской патриархии», Якунин обнаружил, что в это время такие поездки совершал некто архимандрит Кирилл, работавший в церковном отделе внешних связей. В 2009 году, после четырех десятилетий восхождения по церковной лестнице дородный и седобородый Кирилл стал патриархом русской церкви. Церковь утверждает, что Кирилл никогда не был сотрудником или агентом КГБ. Представители патриарха от дальнейших комментариев отказались.

По словам Якунина, КГБ настолько глубоко проник в ряды церкви, что «буквально весь епископат был завербован в качестве информаторов». Компрометирующих улик на отца Тихона, говорящих о его связях с КГБ, нет - он был слишком молод, чтобы стать привлекательным объектом для вербовки. Однако люди, о которых он пишет, были скомпрометированы такими связями. Например, в середине 1980-х он два года проработал помощником у отца Питирима, который возглавлял издательский отдел Московского патриархата. Якунин называет его по тому псевдониму, который Питириму якобы присвоил КГБ - «Аббат».

«Я с уважением отношусь к отцу Питириму, и не хотел бы бросать в него камни», - несколько двусмысленно говорит на эту тему отец Тихон.

Спустя 20 лет компромиссы, на которые шла церковь, до сих пор остаются предметом болезненных дебатов в ее кругах. Вместо изгнания бывших агентов церковь изгоняет из своих рядов тех, кто поднял этот вопрос, в частности, священника Якунина.

«Русская церковь создала Россию, - говорит отец Тихон. - Россия может иногда быть послушным ребенком, а иногда ребенком, который бунтует против своих родителей. Но церковь всегда чувствовала свою ответственность за Россию».

Чарльз Кловер - руководитель московского бюро Financial Times.

Сейчас, после наречения архимандрита Тихона в епископы Егорьевские, одни принялись его демонизировать, другие возносит. Чтож, фигура и впрямь интересная. Поскольку я с ним знаком давно, раньше общался не редко, но и сейчас имею немало общих знакомых, то попытаюсь написать немного о нём без оценок и эмоций, просто по достоверно известным мне фактам.

Познакомились мы с ним году в 82-83м. Два молодых неофита из неверующих московских семей. Он только закончил ВГИК. В компании могли выпить, но Гоша не пил вовсе тогда, выпивать не заводясь он не умел, умным или особо талантливым он не слыл, но был деятелен и неравнодушен… Оба мы ходили к о. Онуфрию, наиболее популярному и впрямь вполне трезвому лаврскому духовнику тех времён. Тому самому Онуфрию, что теперь митрополит в Киеве. Гоша сагитировал поехать в Печёры-Псковские. Через несколько лет, он ушёл туда послушником. Работал на коровнике, реально навоз таскал и подрясник его имел характерный запах. Позже его приблизил наместник Гавриил. Рейды от посошника наместника в коровник и обратно продолжались, Гавриил любил смирять, о чём с таким наслаждением и пафосом вспоминает о. Тихон в своей известной книге.

Позже Гошу заметил митр. Питирим и забрал к себе в издательский отдел, ему нужен был кино-специалист. Гоша и впрямь очень не хотел, мучился и всячески рвался в Печёры обратно. Через какое-то время он становится иероманахом в Донском. Отношения с наместником у него там плохие, одновременно он начинает развивать издательскую деятельность. В те годы он больше напоминал полугонимого, хотя связи и знакомства у него уже появлялись.

Его назначение в Сретенский (поначалу Печёское подворье) связано с решением патриарха Алексия прижать о. Кочеткова, бывшего в Сретенском храме до того. Обычная патриархийная практика: если место проблемное, то надо ставить кого-то несистемного, относительно приличного, пользующегося популярностью. Иеромонах Тихон идеально подошёл для этой роли. Но, опять же по системной логике, скорее всего по первоначальному плану его ставили ненадолго, для зачистки Кочеткова. И Тихон вполне искренне считал «кочетковство» страшным вредом для церкви и ересью, а самого о. Георгия чуть не (а может на самом деле) циничным атеистом.

Делал он для патриархии тогда очень много, за что сыскал таки благосклонность патриарха. Тогда же он начал активно сотрудничать с Крутовым в патриотическом теле проекте. Периодически у о. Тихона случались нервные срывы. Патриарх лично распоряжался отправить его на лечение в Карловы Вары. Ездил он тогда сам за рулём сначала «Нивы» , потом «Кольта», причём ездил очень лихо. Особенно если выпьет. Был доступен и реально помогал многим. Но, если в его алтаре известный своей распущенностью гомосексуалист в епископском сане приставал к молодым алтарникам, он возмущался очень тихо, чтоб владыка не услышал. Кочетков – еретик, и у него у алтаря туалет был, а начальство – оно начальство, святость сана, да…. Кочетков – еретик, и у него у алтаря туалет был, а начальство – оно начальство, да….

В начале-середине 90х он частенько привозил архиеп. Василия Родзянко в Россию. Был, кстати, забавный случай, когда выпивший Тихон вёз его из гостей и за ним погналась милиция, Тихон ушёл таки московскими проулками от погони, а на утро извиняясь спросил архиепископа всё ли нормально, тот корректно ответил, что да, но, «Кажется, у нас были вчера проблемы с полицией». Понятно, что потомок последнего председателя дореволюционной Государственной Думы совсем уж не был сталинист, в своё время он даже в Югославии в титовском лагере.

В 90е отношение церковного руководства к наместнику Сретенского монастыря было снисходительным. Для монстров системы, многолетних сотрудников органов, имеющих часто не одну семью или представителей гомосексуального лобби он был смешным монахом, романтиком любившим иногда шумно выпить. Для наместника сгодиться, но не более. Через Крутова он познакомился в те же годы он подружился с генералом Леоновым, ветераном спецслужб. Дальше мы знаем, куда привело это знакомство. Кстати, был забавнейший эфир радио «Радонеж», где явно не слишком трезвый о. Тихон агитирует за кандидата в депутаты Леонова. Где-то у меня был рассказ об этом.

В 2000м Тихон открыто по телевизору агитирует за Путина. Рассказывает историю с его крестиком, предавая ей мистический оттенок с намёком на особое избранничество Владимира Владимировича. В 00е он становится другом многих видных политиков и приближённых особ. Бывает, выпив любит пострелять по воронам, подражая императору Николаю 2му. Киношное из натуры никуда не денешь. И, пожалуй, это одна из основных черт его натуры. Он не зол, реально готов и помогает многим и бывшим друзьям, попавшим в беду, и доселе, держится монашеских обетов и лично себе много не берёт. Т.е и впрямь очень сильно отличается от епископской МП тусовки, в которой и близким друзьям своего уровня сошедшим с дистанции протягивать руку – западло.

Во времена патриаршества Кирилла за Тихоном начинается тянуться шлейф оппозиционера патриаршей политике, безусловно не открыто, но он явно представитель московских, лаврских, печерских, в противовес никодимовцам. Безусловно, что его возведение в епископское достоинство есть прямое указание того, что Кирилл ослаб как никогда и реально с его мнением считаются уже очень мало.

Если Тихон станет патриархом, конечно, управлять МП он не сможет, своей команды у него как таковой нет, а среди епископов он не столь влиятелен и авторитетен. Но, возможно, именно это и нужно. МП, как я по-прежнему думаю, доживает последние дни, минимум, в её прежнем виде. Один из возможных вариантов - внешнее управление, МП становится полностью подконтрольно госчиновникам во всех вопросах, разве что имея кадровые назначения среднего и низшего звена останутся в под контролем церковного руководства. При такой системе патриарх Тихон, и впрямь пользующийся определённым уважением и в Кремле, и среди народа, может оказаться вполне подходящей фигурой.

Сохранено

Поделиться