Социокультурные институты. Социальные институты и учреждения культуры

Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.

Социально-культурным институтам присуща определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом.

Среди отличающихся друг от друга содержанием деятельности и функциональными качествами экономических, политических, бытовых и других социальных институтов, категория социально-культурных институтов обладает целым рядом специфических черт.

С точки зрения функционально-целевой направленности Киселева и Красильников выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов. Соответственно мы имеем дело с двумя их крупными разновидностями.

Первый уровень - нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.

К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы); административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли.

В широком смысле социально-культурный институт представляет собой активно действующего субъекта нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соответствующую социально-культурную функцию.

Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон - внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

Каждый социально-культурный институт выполняет свою, характерную для него социально-культурную функцию. Функция (от латинского - исполнение, осуществление) социально-культурного института - это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Эти функции очень многообразны.

Выделяют несколько основных функций социально-культурных институтов.

Первой и важнейшей функцией социально-культурных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной. Также универсальными функциями институтов являются: закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная.

Наряду с универсальными существуют и другие функции - специфические. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим. Например: установление, наведение и поддержание порядка в обществе (государство); открытие и передача новых знаний (наука и образование); добывание средств существования (производство); воспроизводство нового поколения (институт семьи); проведение различных ритуалов и поклонений (религия) и др.

Некоторые институты выполняют функцию стабилизации общественного порядка, другие поддерживают и развивают культуру общества. Все универсальные и специфические функции можно представить в следующей комбинации функций:

  • 1) Репродукция - Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социально-культурные институты, такие, как государство, образование, культура.
  • 2) Производство и распределение. Обеспечиваются экономически - социально-культурными институтами управления и контроля - органы власти.
  • 3) Социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.
  • 4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д. Социально-культурные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
  • 5) Регулирование использования власти и доступа к ней - политические институты
  • 6) Коммуникации между членами общества - культурные, образовательные.
  • 7) Защита членов общества от физической опасности - военные, правовые, медицинские институты.

Каждый институт может выполнять и несколько функций одновременно или же на выполнении одной функции специализируются несколько социально-культурных институтов. Например: функцию воспитания детей выполняют такие институты, как семья, государство, школа, и т.д. При этом институт семьи выполняет несколько функций сразу, как отмечалось это раннее.

Функции, выполнявшиеся одним институтом, со временем видоизменяются и могут передаваться другим институтам или распределяться между несколькими. Так, например функцией воспитания вместе с семьей осуществляли раньше церковь, а сейчас школы, государство и другие социально-культурные институты. Кроме этого во времена собирателей и охотников семья еще занималась функцией добывания средств существования, в настоящее же время эту функцию выполняет институт производства и индустрии.

Третья группа- социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в организации различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащит-ные общества и движения.

В теории и практике часто используются и многие другие основания для типологизации социально-культурных институтов: 1) по обслуживаемому контингенту населения: массовый потребитель (общедоступные), отдельные социальные группы (специализированные), дети, юношество (детско-юношеские); 2) по формам собственности: государственные, общественные, акционерные, частные); 3) по экономическому статусу: бесприбыльные (некоммерческие), доходные (коммерческие или полукоммерческие); 4) по масштабам действия и охвата аудитории: международные, национальные (федеральные), региональные, местные (локальные).

В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видеопрокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют: искусство, профессиональное художественное творчество, образование; культурно-досуговая деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность; социальная защита и реабилитация отдельных категорий граждан средствами культуры, искусства, досуга, спорта; межнациональные и межгосударственные культурные обмены и сотрудничество; производственная инфраструктура по созданию и обеспечению материально-технической базы отрасли.

Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности. Эта дифференциация находит свое воплощение как на уровне принятия законодательных документов, так и в практике руководства отраслями (отделов музеев, театров, библиотек, клубной деятельности, региональных органов управления культурой и искусством).

Однако уровень взаимосвязей различных социально-культурных институтов в федеральном и региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны: связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно.

Причинами эпизодичности контактов между социально-культурными институтами региона являются, как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной работы, малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д.

В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт исходя из своего профиля и характера стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможности. С другой - для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.


Другие материалы:

Социология права как наука и учебная дисциплина.
В жизнедеятельности общества, его различных социальных групп важную роль играет система права. Она представляющая собой совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Действие прав...

Реализация социальной программы "Дети России" в Калининградской области
Рассмотрев социальную политику в отношении детства (в частности программу "Дети России") на федеральном уровне, мы переходим к исследованию реализации данной программы в Калининградской области. 1. Характеристика проблемы, на р...

Проблемы и перспективы развития социального обеспечения. Жилищные субсидии как элемент государственной социальной политики
В 2004 году был принят пакет законов Российской Федерации, направленных на реализацию поставленной Президентом Российской Федерации задачи по обеспечению населения качественным и доступным жильем. Наиболее важными из них являются Жилищный...

Введение …………………………………………………………………....3

Глава I Социально-культурные институты - понятие и типология …..5

§ 1 Сущность социально-культурных институтов …………………..….5

§ 2 Типология социально-культурных институтов …………………..…8

Глава II Парки как один из социально-культурных институтов …..…12

§ 1 Социально-культурная деятельность национальных парков …..…13

§ 2 Социально-культурная деятельность природных парков ……...….20

§ 3 Деятельность парков культуры и отдыха ……………………..……25

Заключение ……………………………………………………….………33

Список использованных источников …………………………………..37

Введение

В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать, реклама), что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, современного стиля жизни.

В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации. Все проекты социально-экономического развития должны включать в себя гуманитарную составляющую, способствовать развитию духовных сил и здоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования.

В 1928 году в Москве был заложен ЦПКиО, таким образом, было положено начало созданию новых учреждений культуры - парков Культуры и Отдыха. После ВОВ ПКиО, как и другие учреждения культуры, значительно расширили сферу своей деятельности, все чаще включаясь в проведение массовых праздников.

В современных условиях роль парков как традиционного демократического места массового отдыха будет возрастать. Для многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха необходимо провести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства, оснащение их современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных сетей к коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления деятельности парков.

Цель данной работы - рассмотрение парков как социально-культурных институтов.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

  1. рассмотреть сущность и типологию социально-культурных институтов;
  2. рассмотреть социально-культурную деятельность национальных и природных парков;
  3. рассмотреть деятельность парков культуры и отдыха;
  4. сделать выводы по теме исследования.

Объектом исследования являются социально-культурные институты. Предмет исследования деятельность парков.

Глава I Социально-культурные институты - понятие и типология

§ 1 Сущность социально-культурных институтов

Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.

Социально-культурным институтам присуща определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом.

Среди отличающихся друг от друга содержанием деятельности и функциональными качествами экономических, политических, бытовых и других социальных институтов категория социально-культурных институтов обладает целым рядом специфических черт.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных институтов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру.

В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации. В качестве такового может фигурировать функционально-целевая направленность социально-культурных институтов, преобладающий характер содержания их работы, их структура в системе общественных отношений.

С точки зрения функционально-целевой направленности Киселева и Красильников выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов. Соответственно мы имеем дело с двумя их крупными разновидностями.

Первый уровень - нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.

К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы); административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли.

Так, государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

В широком смысле социально-культурный институт представляет собой активно действующего субъекта нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соответствующую социально-культурную функцию.

Например, такой социально-культурный институт нормативного типа, как искусство, с внешней (статусной) точки зрения может быть охарактеризован как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих творческий процесс по созданию художественных ценностей. В то же время по своему внутреннему (содержательному) характеру искусство представляет собой процесс творчества, обеспечивающий одну из важнейших социальных функций в обществе. Стандарты деятельности, общения и поведения творческих деятелей, их роли и функции определяются и конкретизируются в зависимости от жанра искусства.

Социально-культурные институты придают деятельности людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для социальных, возрастных, профессиональных, этнических, конфессиональных групп, для общества в целом. Следует иметь в виду, что любой из этих институтов не только самоценный и самодостаточный субъект, а, прежде всего, субъект воспитания и образования человека.

§ 2 Типология социально-культурных институтов

Широкая сеть социально-культурных институтов обладает различными формами внутренней градации. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

Социально-культурные институты классифицируются в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории.

Первая группа - социально-культурные институты, преимущественно занимающиеся производством, духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.

Вторая группа - социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д.

Третья группа - социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в организации различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество и обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и движения.

В теории и практике СКД часто используются и многие другие основания для типологии социально-культурных институтов:

  1. по обслуживаемому контингенту населения:
    1. массовый потребитель (общедоступные);
    2. отдельные социальные группы (специализированные);
    3. дети, юношество (детско-юношеские);
  2. по формам собственности:
    1. государственные;
    2. общественные;
    3. акционерные;
    4. частные;
  3. по экономическому статусу:
    1. некоммерческие;
    2. полукоммерческие;
    3. коммерческие;
  4. по масштабам действия и охвата аудитории:
    1. международные;
    2. национальные (федеральные);
    3. региональные;
    4. местные (локальные).

Однако уровень взаимосвязей различных социально-культурных институтов в федеральном и региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно.

Причинами эпизодичности контактов между социально-культурными институтами региона являются, как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной работы. Малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д.

Глава II Парки как один из социально-культурных институтов

По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки, парки-выставки, зоны отдыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.

В процессе социально-культурного проектирования принимаются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека

Основные направления деятельности парка:

  • Проведение традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами культуры (в т.ч. национальными).
  • Проведение музыкальных и песенных фестивалей.
  • Проведение творческих встреч с деятелями искусств.
  • Проведение спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города.
  • Проведение театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города, День Нептуна и др. - с привлечением творческих, торговых организаций).
  • Проведение семейных дней отдыха.
  • Проведение познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек.
  • Проведение мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…).
  • Оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя).

§ 1 Социально-культурная деятельность национальных парков

Национальные природные парки Российской Федерации (далее именуются - национальные природные парки) являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.

Национальные парки являются одной из важнейших категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и основных организационных форм охраны культурных ландшафтов в России. Культурные ландшафты российских национальных парков, зачастую занимающих наиболее ценные в природном и историко-культурном плане территории страны, являют собой пример уникальных природно-культурных территорий и представляют несомненную ценность для развития регулируемого туризма (в основном в форме экологического и эколого-культурного туризма).

К особенностям российских национальных парков следует отнести то, что:

Основная доля национальных парков сконцентрирована в европейской части России, самым западным является "Куршская коса" - в Калининградской области. В Сибири к настоящему моменту создано 6 национальных парков, половина из которых сосредоточена в Байкальском регионе, а на Дальнем Востоке в настоящий момент действует один национальный парк.

Следует отметить и еще одну географическую особенность национальных парков. Между национальными парками, созданными в удаленных и малонаселенных регионах России, и парками, организованными в хорошо освоенных регионах, существуют определенные различия. Основной функцией национальных парков, расположенных в удаленных уголках страны, является сохранение природных комплексов и объектов в естественном состоянии, в то время как парки, действующие в освоенных регионах, в целом уделяют большее внимание задачам управления культурными ландшафтами, созданию условий для рекреации и участию в социально-экономическом развитии региона.

Таким образом, национальные парки играют особую роль в системе охраняемых природных территорий общероссийского значения. В отличие от заповедников они наделены не только природоохранной, но и рекреационной функцией, так как располагают природными и историко-культурными ресурсами. Подобная "двойственность" накладывает определенные ограничения на условия отдыха в национальных парках, способствует развитию экотуризма. Для жителей Европы и Америки отдых в национальных парках является одним из самых популярных. В России туристы пока мало представляют, чем экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. Период становления национальных парков в России настолько мал, что лишь единицы могут похвастаться разнообразием познавательных маршрутов; в ряде парков сфера обслуживания туристов, в том числе информационного, до сих пор находится в стадии формирования.

На национальные природные парки возлагаются следующие основные задачи:

  1. сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов, а также памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия;
  2. создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях;
  3. разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования;
  4. восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
  5. организация экологического просвещения населения;
  6. ведение экологического мониторинга.

Историко-культурное наследие в границах национальных парков в большинстве случаев представлено не только отдельными объектами, но и целостными территориальными комплексами, что определяет приоритетную роль этих ООПТ как организационной формы охраны и сбережения ценных историко-культурных территорий. Для многих национальных парков характерно сочетание природной и историко-культурной исключительности и целостности природно-культурной среды, взаимосвязи природного и культурного разнообразия, что свидетельствует об особом значении российских национальных парков в мировой системе гуманитарных ценностей.

Историко-культурные раритеты и феномены, непосредственно связанные с природными условиями, ресурсами и достоинствами, должны рассматриваться как единое целое в системе культурного ландшафта. Культурный ландшафт должен стать единым объектом охраны и управления, а тактика работы с отдельными его фрагментами и структурами должна подчиняться целям его комплексного сохранения.

Сохранение и использование историко-культурного наследия на территории национальных парков должно исходить из следующих принципов:

  • признания неразрывности и целостности природного и культурного наследия, учета всего многообразия смешанных форм наследия, сочетающих природные и культурные ценности;
  • приоритета культурного ландшафта в сфере управления историко-культурным наследием, подчинения тактики работы с его отдельными фрагментами и структурами целям его комплексного сохранения;
  • признания коренного местного населения в качестве неотъемлемой составляющей историко-культурной среды, а его участия в воссоздании и воспроизводстве культурных ценностей территории - обязательным условием политики управления;
  • дифференцированного подхода к различным типам культурного наследия, специфика и особенности которых определяют выбор стратегии действий и меры охраны;
  • тесной взаимосвязи с государственными органами охраны объектов культурного наследия.

Традиции природопользования, художественные промыслы, народные ремесла, особенности обустройства жизненного пространства, обрядовые обычаи, фольклор относятся к сфере историко-культурного наследия, именуемой "живой традиционной культурой", которая воспроизводится и хранится населением, проживающим на территории национального парка.

Включение живой традиционной культуры в систему объектов (ресурсов) культурного наследия требует принципиального изменения отношения национального парка как учреждения к местному населению. Эти отношения должны быть основаны на сотрудничестве и взаимопомощи, особенно с теми этнокультурными группами, которые хранят культурные традиции и являются носителями исторической памяти. Культурное наследие, заключенное в живой культуре, рассматривается преимущественно как объект исследования и изучения, но не как объект сохранения и возрождения. В этом деле национальные парки могут сыграть важную роль, включив в систему объектов управления действительно целостные территориальные комплексы с их природой, населением, формами культурной жизни и культурным ландшафтом.

Нетронутая природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать свои силы, расширять кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой. Задача администрации национальных парков состоит в том, чтобы организовать регулируемый доступ туристов и отдыхающих на территорию парка (как собственными силами, так и посредством привлечения частного сектора к данной деятельности), обеспечив при этом сохранность природных комплексов и объектов культурного наследия.

Под регулируемым туризмом и отдыхом понимаются ограниченные парком (при помощи различных регулирующих механизмов и мероприятий) перемещения туристов, а также сфера обслуживания посетителей парка на его территории и близ его границ, соответствующие допустимым антропогенным нагрузкам и не наносящие ущерба окружающей среде и историко-культурным объектам.

По ряду причин только национальные парки обладают потенциалом, необходимым для развития устойчивого и экологического туризма. А именно:

1. Сеть национальных парков охватывает многие уникальные и примечательные ландшафты и экосистемы, не нарушенные деятельностью человека.

2. Развитие экологического туризма - это не просто бизнес, и получение максимальной прибыли не является его самоцелью.

3. В большинстве случаев ООПТ являются единственными в регионах структурами, способными взять на себя функции планирования, управления и мониторинга туристской деятельности, что является непременным условием развития экотуризма.

4. Национальные парки, заповедники и их отделы представляют собой сеть научно-исследовательских учреждений, охватывающую все природные зоны. Это обусловливает их высокую перспективность для организации туризма, студенческих практик, волонтерских программ.

5. Сочетание эколого-просветительской и экотуристской деятельности на базе национальных парков значительно повысит эффективность экологического образования и позволит привлечь внимание широкой общественности к вопросам охраны природы.

6. Мировой опыт показывает, что эффективность экологического туризма наиболее высока на местном и региональном уровнях. Поэтому ООПТ могут стать источником рабочих мест и доходов в местную экономику.

Также были выделены основные проблемы, затрудняющие развитие экологического туризма в национальных парках России, такие как отсутствие:

§ 2 Социально-культурная деятельность природных парков

В 2006 году Правительство Хабаровского края в целях сохранения и восстановления природных комплексов, биологического и ландшафтного разнообразия, улучшения охраны и воспроизводства хозяйственно ценных, редких и исчезающих видов животных и растений, сохранения их среды обитания, развития туризма и рекреации постановило образовать в Хабаровском крае на землях лесного фонда в Вяземском районе природный парк "Вяземский" площадью 33,0 тыс. гектаров, в Комсомольском районе природный парк "Хосо" площадью 123,1 тыс. гектаров.

Были определены основные задачи данных природных парков:

  1. сохранение природной среды, природных ландшафтов;
  2. сохранение редких и исчезающих видов животных и растений, в том числе амурского тигра;
  3. экологическое просвещение населения;
  4. создание условий для регулируемого туризма и отдыха, сохранение рекреационных ресурсов;
  5. ведение экологически адаптированной хозяйственной деятельности;
  6. разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории природного парка;
  7. осуществление экологического мониторинга;
  8. восстановление нарушенных природных комплексов и объектов;
  9. охрана и воспроизводство охотничьих видов животных;
  10. обеспечение занятости населения с учетом его социальных и экологических интересов.

Деятельность данных природных парков направлена на обеспечение охраны природных объектов, выполнение мероприятий по их сохранению и восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха.

Согласно Положению о природных парках в Республике Башкортостан на природные парки возлагаются следующие задачи:

  • сохранение природных комплексов, уникальных природных участков и объектов, видового разнообразия в них, а также историко-культурных объектов;
  • создание условий для отдыха (за исключением массового, регулируемого туризма) и сохранение рекреационных ресурсов;
  • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Просветительская деятельность природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство экскурсионных троп и маршрутов, организацию специальных учебных центров, школьных лесничеств и детских экологических лагерей, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений, освещение деятельности природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.

Широкая просветительская деятельность Природного парка «Волго-Ахтубинской поймы» осуществляется с тем, чтобы:

  • поддержать идеи природоохранной деятельности широкими слоями населения как необходимого условия выполнения Парком своих природоохранных функций;
  • содействовать решению региональных экологических проблем;
  • участвовать в формировании экологического сознания и краеведческой культуры населения

Эколого-просветительская деятельность Природного парка, в первую очередь, направлена на то, чтобы сформировать у разных слоев населения, в особенности у молодежи, понимание роли Парка как особого вида ООПТ в деле сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Волго-Ахтубинской поймы (не только на региональном, но и на биосферном уровне); уяснить его место в социально-экономическом развитии Волгоградско-Волжской агломерации. Это поможет обеспечить действенную общественную поддержку Парка.

Государственное учреждение «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» осуществляет просветительскую деятельность в форме дополнительного экологического и краеведческого образования, занимая свою особую нишу в ряду других государственных и общественных организаций соответствующего профиля.

Эта работа ориентируется, прежде всего, на:

  1. формирование престижа особо охраняемых территорий в глазах населения;
  2. углубление экологических, природоохранных, краеведческих знаний;
  3. ознакомление с местным биологическим и ландшафтным разнообразием;
  4. широкое непосредственное участие разных слоев населения (местных жителей и посетителей, сельского и городского населения, детей и взрослых, ответственных работников органов власти, управления, сферы бизнеса и т.д.) в сохранении и восстановлении живой природы Волго-Ахтубинской поймы.

Эколого-просветительская и краеведческая деятельность Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» дает ощутимый результат, так как носит долговременный, целенаправленный, системный и комплексный характер, оказывает влияние, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу личности, развивает соответствующие практические умения и навыки людей, строится на современной методической и материальной базе.

Для реализации целей природным парком выполняются следующие задачи:

  • целенаправленная систематическая работа с разными группами населения; администраций районов, входящих в территорию Парка;
    • систематическая работа с посетителями Парка;
    • тесное сотрудничество с образовательными учреждениями Среднеахтубинского, Ленинского и Светлоярского районов, городов Волгограда и Волжского, с органами законодательной и исполнительной власти области, а также местного самоуправления, со средствами массовой информации, с общественными и другими заинтересованными организациями;
    • оказание всем заинтересованным лицам методической помощи;
    • профессиональная подготовка штатных специалистов соответствующего профиля, привлечение ученых и высококвалифицированных педагогов и специалистов других учреждений;
    • участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией, как на региональном, так на российском и международном уровнях;
    • формирование необходимой организационно-материальной базы эколого-просветительской и краеведческой деятельности: создание специальных структурных подразделений; организация визит-центров, выставок, музеев и музейных экспозиций; разработка, трассировка и оснащение экологических троп; организация экскурсий и издание буклетов; выпуск информационной продукции и т.д.;
    • систематическое развитие и укрепление методической базы эффективной просветительской работы на современном уровне, аккумулируя соответствующий отечественный и зарубежный опыт, а также создавая свои собственные методические материалы.

§ 3 Деятельность парков культуры и отдыха

В современном городе парк - это самое демократичное и самое экологически чистое учреждение культуры и досуга.

Например, в городе Уфе действуют 5 муниципальных, 2 частных парков культуры и отдыха и 1 Сад культуры и отдыха: МУП «Центральный парк культуры и отдыха имени Мажита Гафури», МУП Парк культуры и отдыха Демского района, МУП Парк культуры и отдыха нефтехимиков, МУП Парк культуры и отдыха «Первомайский», МУП Парк культуры и отдыха «Кашкадан», ООО Парки культуры и отдыха имени И. Якутова и «Волшебный мир», МУП Сад культуры и отдыха имени С.Т. Аксакова. Общая площадь муниципальных парков 158 га.

В настоящее время парки культуры и отдыха находятся на первом месте по посещаемости среди учреждений культуры. Немалую роль здесь играет бесплатный открытый вход и сравнительно небольшая плата за пользование аттракционами. Также, необходимо учитывать, что посетителям парка предлагаются бесплатные концерты творческих коллективов (художественной самодеятельности и профессиональных артистов), конкурсные и игровые программы для всех возрастных категорий, организация различных праздников, зрелищ, мероприятий и народных гуляний с вручением призов, организация кружков, спортивных секций, предоставление спортивных площадок и т. д., оплачиваемых за счет средств парка.

Средства, зарабатываемые парками в весенне-летний период, идут на оплату труда работников парка, оплату коммунальных услуг, налогов, проведение культурно-массовой работы.

Экономические преобразования не нашли своевременного отражения в хозяйственно-правовом механизме деятельности парков, а лишь обнажили и усилили главные проблемы (налогообложения, финансирования, социального предназначения, взаимоотношения с государственными и муниципальными органами).

Совершенствование финансовой политики парков требует соответствующей нормативно-правовой базы. Вопрос о статусе стал принципиальным, определяющим меру государственной поддержки.

Парки - общегосударственная экологическая и культурная ценность, это «легкие» городов, центры рекреации и культуры, объединяющие интересы государства и населения. Необходимо открытие таких зон в Ленинском районе города.

Парки имеют общие проблемы и направления деятельности, определяемые современными тенденциями развития общества:

  • экологизацией общественного сознания, дефицитом общения с природой, экологическими кризисами. Возрастает ценность парков, как общедоступных природных территорий с рекреативной зоной. Природный комплекс парков (земля, зеленая зона) находится сегодня в катастрофическом состоянии и этому необходимо уделить особое внимание.
  • Демократизацией культурной политики. Программы, разрабатываемые непосредственно в парках, предоставляют возможность для организованного массового отдыха и развлечений, культурно — игровой активности населения.
  • Социальным расслоением общества. Потенциально все население, является контингентом парка, в том числе социально не защищенные группы: дети, молодежь, пенсионеры, безработные и т. д. Парки становятся одним из базовых досуговых объектов, где проводятся социальные (открытые) программы и акции.
  • Реформированием экономики и системы государственного управления.

В целях защиты и приумножения природных и культурных ресурсов общества необходима выработка государственной стратегии поддержки парков:

  • защита и восстановление природной среды парков;
  • инновационно-техническое оснащение;
  • развитие парков, как открытых социально-культурных организаций.

В Стратегии развития отдельных социально-экономических и хозяйственных комплексов Волгограда на период до 2025 года указывается, что в современных условиях роль парков как традиционного демократического места массового отдыха будет возрастать. Для многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха необходимо провести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства, оснащение их современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных сетей к коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления деятельности парков, в частности усилить ориентацию на удовлетворение культурных потребностей детей и посетителей старших возрастов. Целесообразно организовать детские летние лагеря на базе массовых парков, активнее проводить работу по эстетическому воспитанию, техническому творчеству молодежи, обеспечить условия для занятий физкультурой и спортом, создавать на территории парков физкультурно-оздоровительные комплексы круглосуточного пользования, развивать новые ландшафтно-художественные зоны, формировать парковый ландшафт как музей окультуренной природы, проводить регулярно на базе парков разнообразные мероприятия национально-культурного характера, развивать специализированную деятельность парков, направленную на пропаганду народного творчества и фольклора, любительского движения и др.

Повышение общего культурного уровня жителей города Волгограда, возрождение интереса к культурным формам организации досуга предполагает решение следующих задач:

  1. Разработка и осуществление комплекса мер по сохранению социально-этнического облика города как национального, исторического, культурного и политического субъекта РФ.
  2. Разработка концепции и создание общегородской системы эстетического воспитания населения, в первую очередь, детей и подростков.
  3. Обеспечение адресной направленности работы учреждений культуры, переход от массовых к индивидуальным формам с учетом изменившихся условий жизни населения и приоритетов.
  4. Осуществление протекционистской политики по отношению к государственным культурно-досуговым учреждениям, создание благоприятных условий для адаптации в новой социально-экономической обстановке, обеспечение льгот и преимуществ для коммерческих организаций, работающих в этой сфере.

Обеспечение доступности культурных благ для жителей Волгограда, предполагает решение следующих задач:

  1. Повышение территориальной доступности культурных благ для жителей города, приближение культурных услуг к месту их потребления за счет более рационального размещения сети учреждений культуры, а также выездной и гастрольной деятельности.
  2. Обеспечение финансовой доступности культуры для всех категорий населения.
  3. Развитие информационной деятельности - внедрение современной рекламы, маркетинга, представляющих собой эффективные инструменты расширения аудитории.
  4. Обеспечение художественно-эстетической доступности, заключающейся в соответствующей подготовке человека к восприятию духовных ценностей, формировании у него культурных потребностей.
  5. Обеспечение этнокультурной доступности, т.е. предоставление равных возможностей беспрепятственного освоения, развития национальных культур.
  6. Обеспечение исторической доступности духовных благ, сохранение культурного наследия, исторического ландшафта и среды города.
  7. Привлечение дополнительных материально-финансовых ресурсов в сферу культуры, в том числе использование в работе достижений научно-технического прогресса, средств коммерческих структур и других внебюджетных средств.
  8. Сохранение и развитие сети муниципальных учреждений культуры, поддержка государственных и частных учреждений культуры.

Согласно Методическим указаниям Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов (приложение № 9 «Примерное положение о муниципальном парке культуры и отдыха муниципального района»), муниципальный Парк культуры и отдыха (далее - Парк) является муниципальным учреждением культуры, основная деятельность которого направлена на оказание населению разносторонних услуг в сфере культуры и досуга.

Парк как муниципальное учреждение культуры создается для достижения целей:

  1. формирования благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических запросов населения, культурного досуга и отдыха, укрепления здоровья жителей района, развития их социальной и творческой активности;
  2. обеспечения территориальной целостности природного комплекса как естественного градостроительного рубежа, создающего психологически и экологически комфортное пространство для жителей прилегающих районов, сбережения и восстановления природных экосистем, растительного и животного мира;
  3. сохранения и реконструкции садово-парковой среды, лесопарковых угодий, реставрации памятников истории, совершенствования ландшафтной архитектуры.

Парк осуществляет следующие виды деятельности:

  • создание художественных программ, включающих проведение массовых праздников, театрализованных представлений, народных гуляний, музыкальных, литературных и танцевальных салонов, направленных на популяризацию лучших достижений мировой и отечественной культуры;
  • организация фестивалей искусств, концертов, театров малых форм с привлечением гастрольно-концертных групп профессиональных и самодеятельных коллективов, встреч с представителями средств массовой информации, специалистами права, здравоохранения, экологии, международных отношений;
  • использование игровых подвижных форм общения людей с природой, искусством на основе старинных российских традиций;
  • устройство районных, областных, российских и международных тематических выставок;
  • сооружение театрально-зрелищных, досуговых, развлекательных и других объектов культурно-массового назначения;
  • организация клубов, кружков и секций, творческих объединений и художественных коллективов;
  • проведение спортивных праздников, кроссов, эстафет, соревнований для вовлечения населения, молодежи и подростков в массовые занятия физкультурой и спортом;
  • создание физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых объектов (бильярдный зал, теннисные корты, спортивные секции на самоокупаемости);
  • предоставление разнообразных платных услуг, связанных со сферой культуры, отдыха и спорта;
  • издание информационно-рекламных материалов об опыте и методологии работы Парка, каталогов и буклетов, пропагандирующих культуру и искусство;
  • изготовление копий звукозаписей, фонограмм концертов, спектаклей, музыкальных произведений из фонотеки Парка;
  • пропаганда природоохранных, историко-культурных и краеведческих знаний;
  • проведение организационно-технических мероприятий по снижению действующих на природный комплекс отрицательных антропогенных факторов;
  • осуществление действий, направленных на сохранение и восстановление конкретных природных сообществ, увеличение разнообразия местных видов растений.

Парк может вести и иную, не противоречащую законодательству Российской Федерации и принципам охраны природы деятельность, предусмотренную его уставом и направленную на повышение качества обслуживания посетителей (создание платных стоянок автотранспорта, организация точек питания, сувенирной, книжной торговли и т.п.).

Заключение

В ходе работы над темой курсового исследования автор пришел к следующим выводам:

  1. социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.
  2. В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации.
  3. Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон - внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.
  4. Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.
  5. В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.
  6. Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.
  7. Национальные парки играют особую роль в системе охраняемых природных территорий общероссийского значения. В отличие от заповедников они наделены не только природоохранной, но и рекреационной функцией, так как располагают природными и историко-культурными ресурсами. Подобная "двойственность" накладывает определенные ограничения на условия отдыха в национальных парках, способствует развитию экотуризма. Для жителей Европы и Америки отдых в национальных парках является одним из самых популярных. В России туристы пока мало представляют, чем экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. Период становления национальных парков в России настолько мал, что лишь единицы могут похвастаться разнообразием познавательных маршрутов; в ряде парков сфера обслуживания туристов, в том числе информационного, до сих пор находится в стадии формирования.
  8. Просветительская деятельность национальных природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.
  9. Просветительская, научно-исследовательская и рекреационная деятельность в природном парке направлена на повышение уровня экологического образования и воспитания населения, сбор и максимально эффективное использование информации о природном парке, его культурных и историко-культурных объектах, процессах и явлениях, происходящих в его экосистемах. Для этих целей проводится работа по созданию и обустройству экологических экскурсионных троп и маршрутов, центра посещения, организация и проведение экскурсий, выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, освещение деятельности природного парка в средствах массовой информации, разработка и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценка и прогноз экологической обстановки в регионе.
  10. Парк культуры и отдыха - природный и культурно-просветительский комплекс, который по размерам, размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет обеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведения просветительских, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр и развлечений, создание условий для занятий художественным любительским творчеством.
  11. В настоящее время парки культуры и отдыха находятся на первом месте по посещаемости среди учреждений культуры. Немалую роль здесь играет бесплатный открытый вход и сравнительно небольшая плата за пользование аттракционами.
  12. Крайне необходимо сохранить муниципальные источники финансирования расходов на текущее содержание парков: охрану, озеленение и благоустройство природных комплексов и объектов, оплату коммунальных услуг, приобретение аттракционов и механизированных транспортных средств, проведение социальных «открытых» программ для детей, молодежи и пожилых людей. Необходима разработка социально-культурного заказа администрациями города и районов, что позволит паркам содержать укомплектованный штат культпросветработников в течение года и использовать выделенные средства не только на организацию праздников, но и на развитие материально-технической базы. А также позволит упорядочить бухгалтерский и налоговый учет бюджетных средств.
  13. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления деятельности парков, в частности усилить ориентацию на удовлетворение культурных потребностей детей и посетителей старших возрастов. Целесообразно организовать детские летние лагеря на базе массовых парков, активнее проводить работу по эстетическому воспитанию, техническому творчеству молодежи, обеспечить условия для занятий физкультурой и спортом, создавать на территории парков физкультурно-оздоровительные комплексы круглосуточного пользования, развивать новые ландшафтно-художественные зоны, формировать парковый ландшафт как музей окультуренной природы, проводить регулярно на базе парков разнообразные мероприятия национально-культурного характера, развивать специализированную деятельность парков, направленную на пропаганду народного творчества и фольклора, любительского движения и др.

Список использованных источников

  1. Федеральный Закон № 33-ФЗ от 15.02.1995 "Об особо охраняемых природных территориях".
  2. Положение о национальных природных парках Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769)
  3. Положение о природных парках в Республике Башкортостан (утв. постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 г. № 48)
  4. Методические указания по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов (утв. Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 мая 2006 г. № 229)
  5. Комплексная Программа развития культуры и искусства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2007-2010 годы (утв. постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05 октября 2007 г. № 6201)
  6. Стратегия развития отдельных социально-экономических и хозяйственных комплексов Волгограда на период до 2025 года - www/infovolgograd.ru
  7. Арсеньева Е. И., Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная живая культура как ресурс экотуристского развития территорий Русского Севера.//Региональные исследования. Смоленск, 2005. № 3.
  8. Богатырева Т. Отдых в национальных парках России.//Туризм и отдых, 2004. № 27.
  9. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1995
  10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. - М.: МГУКИ, 2001
  11. Кусков А.С., Листвина Е.В. Национальные парки в культурном пространстве России: потенциал, ресурсы, направления туристскго использования. - сайт «Все о туризме - туристическая библиотека»
  12. Концептуальные основы управления туризмом в национальных парках. М.: ЦОДП, 2002.
  13. Стратегии управления национальными парками России. М.: ЦОДП, 2000.
  14. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. М.: ЦОДП, 1999.
  15. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт.//Ред.-сост. Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева, А.В. Дроздов. Тула, 2002

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1995, с. 294 - 295.

Арсеньева Е. И., Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная живая культура как ресурс экотуристского развития территорий Русского Севера.//Региональные исследования. Смоленск, 2005. № 3.

Моралева Н. В., Ледовских Е. Ю. Экологический туризм в России.//Охрана дикой природы, 2001, № 3 (22).

Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт.//Ред.-сост. Е. Ю. Ледовских, Н. В. Моралева, А. В. Дроздов. Тула, 2002

Постановление Правительства Хабаровского Края от 30.06.2006 N 105-ПР «Об образовании природных парков "Вяеский" и "Хосо"

Комплексная Программа развития культуры и искусства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2007-2010 годы (утв. постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05 октября 2007 г. № 6201)

Понятие социально-культурного института. Нормативные и учрежденческие социально- культурные институты. Социально-культурные институты как общность и социальная организация. Основания типологизации социально-культурных институтов (функции, форма собственности, обслуживаемый контингент, экономический статус, масштаб-уровень действия).

ОТВЕТ

Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). Социально-культурным институтам присуща определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом.

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, различных социальных групп, общества в целом. Образование, воспитание, просвещение, художественная жизнь, научная практика и множество других культурных процессов являются видами деятельности и культурными формами с соответствующими им социальными хозяйственными и иными механизмами, учреждениями, организациями.

С точки зрения функционально-целевой направленности выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов.

Первый уровень - нормативный . В данном случае социально-культурный институт рассматривается как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.

К социально-культурным институтам нормативного типа относятся институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты.

Их функции:

социализирующая (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека),

ориентирующая (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения),

санкционирующая (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний),

церемониально-ситуационная (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы); административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли.

Так, государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон - внешней (статусной) и внутренней (содержательной).

С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом.

С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

Социально-культурные институты обладают различными формами внутренней градации.

Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте.

Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

В теории и практике СКД часто используются многие основания для типологии социально-культурных институтов:

1. по обслуживаемому контингенту населения :

a. массовый потребитель (общедоступные);

b. отдельные социальные группы (специализированные);

c. дети, юношество (детско-юношеские);

2. по формам собственности:

a. государственные;

b. общественные;

c. акционерные;

d. частные;

3. по экономическому статусу :

a. некоммерческие;

b. полукоммерческие;

c. коммерческие;

4. по масштабам действия и охвата аудитории :

a. международные;

b. национальные (федеральные);

c. региональные;

d. местные (локальные).

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ - ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ личности

Н.В. Шарковская

В статье представлено авторское определение понятия «социально-культурный институт», в рамках педагогических парадигм социально-культурной деятельности показана роль социально-культурных институтов как основных механизмов регуляции проявления социально-культурной активности. Раскрыты проблемы, стоящие перед современными институтами в плане развития личности, культурной ее активности.

Ключевые слова: социально-культурный институт, активность личности.

Данная статья посвящена рассмотрению содержательной сути институтов, выступающих особым внешним механизмом, через который структура социально-культурной деятельности воздействует на функционирование структуры социально-культурной активности как составной ее части.

Заметим, что в современном обществе каждый человек на протяжении всей своей культурной жизнедеятельности пользуется услугами бесчисленного множества социокультурных институтов как средством получения начальной ориентации в своем восприятии мира. Именно в этом смысле, на наш взгляд, следует подходить к осмыслению и раскрытию сущности социокультурных институтов в основных сферах осуществления социально-культурной деятельности.

Оказывая человеку духовную поддержку, реализуя его способность к познанию и продвижению к свободе, социокультурные институты тем самым высвобождают ему существенные временные ресурсы для проявления социально-культурной активности в досуговых творческих занятиях. Поэтому человек нуждается в социокультурных институтах прежде всего для стабилизации своей жизнедеятельности, а главное для освобождения от необходимости проявления неупорядоченной активности.

В целом, в этих констатациях нами затронут как социальный облик институтов -подкрепление личностной мотивации человека извне, т. е. со стороны среды, так и внутренний, препятствующий нецелесообразному использованию его возможностей в процессе социально-культурной деятельности. Все это подчеркивает комплексность изучения данного феномена, не поддающегося простому объяснению.

Для осмысления фактической сложности сути социокультурного института в виде деятельностной канвы социально-культурной активности личности нами проводится теоретический анализ этого понятия и соответственно его структуры.

Так, первоначальное понятие института, имевшего юридическое происхождение, было представлено М. Орлиу в работе «Основы публичного права», переведенной на русский язык в 1929 г. Согласно М. Орлиу, считающемуся основателем методологии институционализма, понятие «институт» имеет несколько значений. В первом значении оно обозначает всякую организацию, созданную обычаем или положительным правом, второе значение связано с наличием в понятии института элементов социальной организации .

Осмысление изложения первоосновы понятия института, представленной М. Орлиу, существенно для нас не только в плане направленного рассмотрения понятий «социальный институт», «социально-культурный институт», но и создания авторского определения.

Необходимо отметить, что уже в XIX в. методы выделения понятия института из научного социального знания были направлены на совершенствование способов применения новых методологических конструкций, объясняющих его сущность. Все эти приемы вошли в основу социологического подхода (Э. Дюркгейм), а затем понятие института стало использоваться и переосмысливаться в качестве своего методологического инструментария представителями других подходов, в т. ч. культурологического (Б. Малиновский), системного (О.И. Генесаретский) и др.

В современных гуманитарных науках представлено несколько значений определе-

ния понятия «институт», в т. ч.: определенная группа людей, выполняющих общественные функции (Я. Щепаньский); совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности (Н. Смелзер); фундаментальный смыслообразующий центр человеческого общежития (Ф. Хеффе).

Используя при осуществлении теоретического анализа понятия «социальный институт» принцип системности, отметим значимость не только наличия разных по своей содержательности определений данного понятия в социологии, культурологии, но и существования сложной их соподчиненности при конструировании общекультурной и субъективной реальности. Кроме того, способность социальных институтов не столько содействовать функционированию жизнедеятельности общества на историческом этапе, но также и обеспечивать его поступательное развитие, гарантировать преемственность поколений, сохранность моральных ценностей (Н. Смелзер) напрямую проецируется на процессы развития личности, ее жизненных выборов, при осуществлении которых проявляется социально-культурная активность.

В социально-культурной деятельности, в частности в одной из ее предшественниц -культурно-просветительной деятельности, социокультурный институт, по мнению Е.М. Клюско, призван изучаться как понятие, включающее конкретную совокупность культурно-просветительных учреждений, обладающих своебразными признаками, позволяющими их рассматривать в виде некоторого единства и в то же время отличать данный институт от других социальных институтов культуры .

Собственно, в теории и организации со-циально-культурной деятельности, как полагает Ю.Д. Красильников, под социокультурным институтом следует понимать активно действующий субъект нормативного или учрежденческого типа, обладающий определенными формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми и т. д.) и выполняющий в обществе соответствующую социально-культурную функцию .

В общем, приведенные определения понятий «социальный институт», «социокультурный институт», содержащиеся в трудах Я. Щепаньского, Н. Смелзера, Е.М. Клюско, Ю.Д. Красильникова, объективны, хотя оставляют за скобками мышление, его виды: понятийное, художественное, нагляднодейственное, наглядно-образное. Однако без них неосуществимо воссоздание не только общественных норм, правил, но и культурных стандартов, межличностных отношений, ибо все они в своей целостности регулируют социально-культурную активность личности.

С этой позиции методологически обоснованным нам представляется подход к определению понятия «социокультурный институт», базирующийся, с одной стороны, на функциональном аспекте, отражающем значимую функцию или комплекс социальных функций, производимых от системы общественных связей, сложившихся в педагогическом процессе социально-культурной деятельности; а с другой - на реализационном, существующем во взаимоотношении с ролевыми моделями социального поведения субъектов, определяемыми правилами институтов.

По нашему мнению, социокультурный институт - сложное общественное образование, содержание которого составляют социальные отношения и согласованные коллективные действия, упорядоченные в целях и средствах существующими в конкретной среде установлениями, а также формы объединения субъектов в социально-культурную деятельность, выражаемые системами социальных правил, в т. ч. концепцией ресурсов. Как правило, в своей совокупности они организационно оформлены для выполнения тех или иных функций в сфере активного досуга, имеющих социальную значимость.

Из сути данного определения следует, что социокультурный институт, являясь открытой системой для формирования социально-культурной активности личности, существует и развивается по общей формуле: культурные потребности - общественно значимые функции. Однако важно учесть тот факт, что процесс развития этих функций осуществляется по внутренним законам социокультурных институтов, в т. ч. через преодоление присущих им противоречий. Например, содержательный блок внешних про-

тиворечий между «основополагающими идеями данного общества и конкретными формами бытования этих идей» (Ф. Хеффе) в социальных институтах, включающий противоречия между различиями в требованиях к субъектам социально-культурной деятельности со стороны многообразных институтов, между ценностными системами новых видов социокультурных институтов и традиционных, а также внутренних противоречий, т. е. в рамках одного и того же института, в целом способствует их культурному изменению и, соответственно, иерархии социально важных функций.

С этих общих методологических позиций можно сделать вывод, что именно сам субъект, его активность способны привести обозначенные выше различия к некоторому единству и найти опосредствующее звено между ними и своими собственными культурными желаниями, социальными интересами. Возможность достижения этого основывается на свободе выбора того или иного социокультурного института сферы досуга, психологического и педагогического доверия к нему.

Несмотря на то, что социокультурный институт соотносится с определенной системой потребностей, которые он должен удовлетворить (Б. Малиновский), в т. ч. на основе их синтеза, содержание культурных потребностей зачастую неоднозначно отражает суть условий, вызвавших появление институтов в общественной и культурной среде. Для «снятия» этого противоречия важно обратиться к рассмотрению социально-педагогической составляющей условий, способствующих возникновению и успешному функционированию социокультурных институтов.

На основе изучения социологических, социально-педагогических работ Н. Смелзе-ра, Я. Щепаньского, А.В. Мудрика нами выделены условия, определяющие педагогический успех действия системы институтов в плане формирования социально-культурной активности личности. Среди них обозначим первоочередные: равное представительство сосуществования традиционных и инновационных форм организации социокультурных институтов для достижения преемственности их использования в процессе формирования социально-культурной активности личности; разумная организация социокультурными

институтами свободного творческого пространства для коллективных действий представителей социальных и культурных общностей: малых групп, корпоративных коллективов, общественных объединений и формирований в зависимости от конкретных ситуаций.

В своем единстве указанные условия, определяющие поступательное развитие социокультурных институтов, в большинстве случаев подвержены изменениям со стороны социально-исторического времени, которое тоже не всегда совпадает со временем возникновения и развития культурных потребностей общества, вызывающих к жизни те или иные институты.

Мы подошли, таким образом, к проблеме интеграции социокультурных институтов, которая позволяет выявить наиболее действенные их формы и методы, использование которых, в свою очередь, призвано стимулировать проявление социально-культурной активности личности.

Согласно сказанному, процесс интеграции социокультурных институтов в педагогическую систему социально-культурной деятельности способен базироваться на учете исходных положений структурно-функционального подхода, в т. ч.:

Структурных элементов личности как субъекта социально-культурной активности, его культурных потребностей и социальных интересов, ибо для удовлетворения их субъект призван принимать активное участие в деятельности социокультурных институтов, связанных как с производством, сбережением культурных ценностей, так и с распространением их в обществе;

Логичности выполняемых социокультурными институтами основных общественно значимых функций, в т. ч. функции равномерности осуществления социальнокультурной деятельности субъектов, на основе которой происходит процесс формирования их ролевого поведения в сфере досугового времени;

Доминирования «фундаментальных» (термин Б. Малиновского) социокультурных институтов как носителей социального опыта и преемственности для поддержания стабильности сфер культурной деятельности в социуме;

Схемы состава социокультурного института, основанного на институциональной идее, процедуре действий (цель, задачи, принципы), в своей совокупности выражающейся в правилах, технологиях, структуре культурных ценностей и традиций как духовного облика института.

Имеющее место в реальной действительности несовпадение социокультурных институтов по тем или иным указанным положениям ведет к изменению культурной компоненты, а также форм и методов действия, поэтому так важна, по мысли Я. Ще-паньского, постановка проблемы «эластичности» института в процессах социального изменения и развития.

Полагаем, что раскрытие проблемы т. н. «гибкости» институтов, выступающих в качестве основного управляемого механизма, через который осуществляются процессы формирования и проявления социально-культурной активности личности, вполне возможно при обращении к педагогическим парадигмам - моделям социально-культурной деятельности, разработанным Н.Н. Ярошенко . Существуя в парадигмах частной инициативы в теории внешкольного образования, коллективного воздействия в теории культурно-просветительной деятельности и социальной активности личности, институты в полной мере отражают зависимость от контекстов их формирования: политико-культурных, экономических, социально-педагогических и поэтому являются так называемым их сколком.

Так, анализ научных материалов из энциклопедических изданий, журналов по философии культуры («Логос» и др.) конца XIX - начала XX в., освещавших реализацию методологических концепций внешкольной педагогики, подтвердил значительную представленность в образовательно-воспитательном процессе подвижных музеев, народных выставок, клубов, народных домов идей неокантианской философии. Наиболее распространенными из них выступали: культура народа и свобода личности (П. Наторп), активное утверждение личности в границах метафизического видения мира (Б.В. Яковенко), многообразие творческих устремлений личности в культуре (И.И. Лапшин, Ф. Степун). Изучение педагогического опыта Литовского народного дома имени импера-

тора Александра III показало, что значительная роль в организации учебно-воспитательного процесса по развитию общественной и культурной активности взрослых рабочих, подростков, детей принадлежала учредителю данного народного дома - графине С.В. Паниной.

В период с 1930-х до начала 1950-х гг. XX в. в результате «окрашенности» целей воспитания идеями партийной философии не только трансляция культурных ценностей через музеи, выставки, библиотеки, но и организация творческой деятельности личности через клубы, просветительные общества характеризовались устойчивой политизированной направленностью. В тоже время появление таких новых видов социокультурных институтов, как всесоюзное общество «Знание», видоизмененных форм народных университетов - домашних университетов, имевших клубную модель и др., обогатило педагогический фонд теории и практики культурно-просветительной работы в плане развития социально-культурной активности. Причины их реорганизации были напрямую связаны с социально-политическими процессами, происходившими в обществе в конце 80-х гг. XX в.

На современном этапе развития социально-культурной деятельности среди наиболее значимых проблем, стоящих перед социокультурными институтами в плане развития личности, культурной ее активности, выделяются:

- «размытость» сущности общественных ориентиров в системе взаимозависимостей современных моделей воспитания, обеспечивающих управление процессами культурного развития личности;

Заниженное оценивание молодежью роли народного творчества, нетривиальности его видов в культурной жизнедеятельности общества;

Затруднения в создании общественных молодежных союзов художественной, экологоправовой направленности, в т. ч. из-за недостаточно полного обмена социальной информацией между институтами и личностью;

Слабая познавательная мотивация молодого поколения к усвоению социальных и культурных программ, проектов, предлагаемых социокультурными институтами,

в т. ч. учреждениями дополнительного образования;

Неравномерная представленность и, соответственно, реализованность конструктивных частей методического обеспечения социокультурных институтов: просвещения, психолого-педагогического диагностирования и консультирования, а также управления.

Невнимание к решению обозначенных проблем ведет к задерживанию развития активности личности в сфере социокультурных институтов или делает его недостаточно полноценным.

1. Орлиу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 114.

2. Клюско Е.М. Пути повышения социальной активности трудящихся в управлении куль-

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М., 2004. С. 295-296.

4. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: монография. М., 2000.

Поступила в редакцию 15.08.2008 г.

Sharkovskaya N.V. Social-cultural institutes - behavioral base of personality’s social-cultural activity. The article gives the author’s definition of the notion “social-cultural institute” is presented in the article. Within the framework of pedagogical paradigms of social-cultural activeness, the role of social-cultural institutes as the main mechanisms of social-cultural activeness manifestation is shown. The problems the modem institutes face from the point of personality development are revealed.

Key words: social-cultural institute, personality activeness.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ

Ю.Г. Дерябина

Статья посвящена экспериментальному рассмотрению проблемы формирования духовнонравственных качеств молодежи в условиях современного музея. В работе отмечается, что музей представляет собой как социальный институт, так и особое, уникальное средство трансляции социального опыта, связи истории, прошлого с настоящим и будущим в бытии современного общества. В такой ситуации требуется учет и создание необходимых социально-культурных условий формирования духовно-нравственных качеств молодежи в деятельности современного музея, обладающего большими потенциальными возможностями.

Ключевые слова: молодежь, музей, нравственность, духовность.

Одной из наиболее существенных задач современного российского общества является обеспечение его самоидентификации и духовно-нравственного самоопределения в соответствии с реалиями современного мира. Очевидно, что оно может быть достигнуто лишь в ходе такого возрождения страны, которое бы ориентировалось не только на цели настоящего и будущего, но учитывало и воздействие прошлого, традиций отечественной и мировой культуры. А это невозможно без формирования новых духовно-нравственных качеств личности.

многообразными формами трансляции и включения социокультурного опыта в бытие и институты общества. Благодаря этим формам создается особая «ткань» социума и его пространства, в котором прошлое приобретает статус культурно-смыслового кода настоящего. В контексте процесса социального воспроизводства и раскрывается роль и особенности бытия современного музея как специфической «части» и функции общества. Дело в том, что «в музее происходит подключение человека к культурному коду современной ему культуры и актуализация нужного данной культуре социально-культурного опыта» .

Поделиться