Проанализируйте сцены прощания с домом настасьи. «Прощание с Матерой

«Человек разрушит мир скорее, чем научится в нём жить» (В.Швебель)

Человек – часть природы, её творение. Он пользуется щедрыми дарами природы, наслаждается красотой её пейзажей. Но, к сожалению, не всегда разумно и бережно относится к ней. В чистые реки сбрасывают отходы различных производств, вырубают вековые леса, осушают озёра с рыбой, пускают реки по другому руслу. Человек деловито подрубает сук, на котором сидит, не осознавая этого. А ведь без чистой воды и воздуха, без плодородной, живой земли человечество обречено на медленную и мучительную смерть. И природа, вынужденная защищаться от агрессии человека, начинает ему мстить. Она мстит наводнениями, землетрясениями и другими, не менее страшными, бедствиями.

Русскую литературу всегда интересовала проблема взаимоотношений человека и природы. Писатели восхищались красотой родной природы, показывали тесную взаимосвязь между человеком и природой. С 20 века внимание писателей направлено также на экологические проблемы. Особенно острое и пристальное внимание к проблеме экологического бедствия, варварскому отношению человека к природе, к “братьям нашим меньшим” уделял в своем творчестве замечательный писатель Валентин Григорьевич Распутин. В повести «Прощание с Матёрой» он показал, как жесток и безжалостен может быть человек ко всему живому на пути к осуществлению своих целей.

Триста лет стояла деревня Матера, а сколько лет острову, на котором она стоит, никто не знает. И вот люди решают, что проблему обеспечения района электроэнергией можно решить, только затопив ее, как в свое время были затоплены сотни больших и малых сел, деревень, станиц, хуторов, городов. Уничтожению деревни противятся не только люди, сама природа как бы отдаляет последний срок затопления Матеры, продляет ей на несколько дней жизнь - посылает в дни последних полевых работ проливные дожди, дает возможность Дарье и ее односельчанам проститься с родной землей, где похоронены их родители, где остаются их корни.

Распутин с огромной любовью и уважением рисует гармоничный мир Матёры, где люди многие годы жили в единстве с природой, не нарушая её покоя, не причиняя ей вреда. Природа кормила не одно поколение жителей Матёры, а теперь её убивают. Плачет природа, символизирует которую маленький потешный зверёк по кличке Хозяин.

Жители Матёры, старики и старухи, тоже часть Матёры. Их жизни тоже будут разрушены и брошены под ноги прогрессу, призванному преобразить природу на благо человеку. Но возведение ГЭС, в результате которого будет затоплен остров Матёра, разорение кладбища, сожжение домов и леса – всё это больше похоже на войну с миром природы, а не на его преображение.

Не случайно у Распутина и название острова – Матёра. В этом слове слышится слово «мать». Матёра-мать символизирует в произведении природу. Значит, и отношение человека к природе должно быть, как к матери, бережное и заботливое. К сожалнию, молодое поколение в повести утратило чувство родства не только с родной землёй, но и с близкими людьми.

Повесть Распутина заканчивается трагически. Люди разрушили прекрасный, поэтичный мир Матёры. Люди без души и без Бога, разрушая гармоничный мир природы, обречены и на разрушение самих себя. И, как это ни горько, слова Вильгельма Швебеля оказываются пророческими: «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нём жить».

Я пишу о деревне, потому что я вырос там, Она вскормила меня, И рассказать правду о ней теперь мой долг. Чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни. Сам Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины, что они влияют на наш характер. Отсюда и такое признание В. Распутин


Воспоминания М.Сергеева – писателя, земляка Распутина «Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть-Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её- лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазинами… В 1937 году, когда родился В.Распутин, река была поуже, а улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, работавшем в местных областных газетах, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, простых обстоятельств жизни, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров.»


Воспоминания В.Распутина «Детство моё пришлось на войну и на голодные послевоенные годы. Оно было нелёгким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в неё удочки, ещё не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни.»


Биография Валентину Распутину На родине, как в космосе, не счесть огня и леса, камня и простора, всё не вместишь, не потому ли есть у каждого из нас своя Матёра, своя Ока, где тянет холодок в предзимний день от влаги загустевшей, где под ногой еще хрустит песок, крупнозернистый и заиндевевший... Прощай, Матёра! Быть или не быть тебе в грядущей жизни человечьей - нам не решить, но нам не разлюбить. Стихотворение С. Куняева Родился в крестьянской семье ямщика Ефима Вилкина и Анны Паршуковой, в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии. Родных мест не покидал до поступления в университет. В 1959 году окончил историко- филологический факультет Иркутского университета. Начинал работать в газете, на телестудии. Затем работал журналистом. Был депутатом Верховного Совета СССР, членом президентского совета России.




Художественный мир писателя Действие у Распутина почти всегда происходит в деревне, и главные герои, «старинные старухи», и симпатии его отданы древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни. Его интересует место личности в истории. Сюжет каждой повести связан с испытанием, выбором, смертью.


«Живи и помни» Действие переносится в 1945 год, когда не хотелось умереть на фронте герою повести Андрею Гуськову. И он дезертировал. В центре внимания нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и перед его Настёной. Настёна укрыла бежавшего после госпиталя мужа, приняла его вину на себя. Находятся охотники выследить Настёну. И она, искупая вину и Андрея, и выслеживателей, вину жестокого времени, бросается в Ангару.


«Уроки французского» Рассказ вырос из вполне реальной истории, героиня которой однажды случайно наткнулась на книгу своего ученика. Автор угадывает нашу «вину перед учителями…и не за то вовсе, что было в школе.., а за то, что сталось с нами после». Но откуда же вина-то? Мог ли догадаться голодный мальчик, что учительница, играющая с ним в пристенок, обманывает этим наивным образом его мучительную гордость, чтобы помочь ему переживать трудные дни? Он поймёт это позже, но вина станет только острее, потому что поступки наших учителей обязывают нас не ронять жизни, быть «после» по росту тем жертвам, которыми выкупили нашу жизнь родители и учителя. Специально, не думая об этом, они сеют в нас острое чувство справедливости, но мы подчас слишком поздно обнаруживаем в себе эти семена, чтобы напоить их своим сердцем.


«Последний срок» В книге говорится о предсмертных днях старухи Анны и о собравшихся у постели умирающей матери её детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей и, в первую очередь, самой старухи. Сыновья Михаил и Илья, запасшись водкой для поминок, не выдержали ожидания и крепко выпили. Дочери Мося и Варвара едва не поссорились из-за своей доли забот о матери. Всё это та «младая жизнь», что у гробового входа способна играть. Старуха Анна не осуждает никого. Она как бы подошла к самому заповедному, смыслу бытия, оценила очищающий смысл страдания жизни не по лжи, простилась с подругой Мироникой, научила дочь Варвару, как следует ей «обвыть», оплакать мать. И какой-то странной и загадочной тревоги полно последнее неисполненное ожидание старухи: не приехала самая добрая, нежная, любящая дочь Татьяна. Почему душевный зов не дошёл до неё? Это загадка чудесной повести.


Высказывания писателя: Каким предстаёт писатель из своих высказываний? Я далёк от мысли, что как писатель пишу на все вкусы.. Но я другим быть не могу. Гражданская, идейная убеждённость и есть, в конечном счёте, то, что направляет наше перо. Для меня понятие гражданственности, идейной убеждённости неотделимы от того, что мы называем писательской совестью, сознанием своей правоты.


Сила настоящего художника такова, что он даёт нам ощущение присутствия при событиях, о которых рассказывает, и даже участия в них, если они нас трогают. Вот о событиях, которые нас трогают, мы и поговорим, анализируя произведение «Прощание с Матёрой» Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, хозяина острова


Какой же запомнили распутинскую Матёру? Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров, и деревня на нём с тем же названием Матёра, жила она, «встречая и провожая годы». Остров надёжно, утюгом стоит на Ангаре. «Лучше этой земли не сыскать»,- решил тот, кто первый открыл для людей Матёру… Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим как на ладони Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров – Подмогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, а за ним лес, ближе леса, у дороги, царь- дерево, могучий в три обхвата листвень. При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир. «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой землёй намеченная земля…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке – не поэтому ли называлась громким именем – Матёрой?


Какой видим Матёру в ночное время? Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения Хозяин острова. В тиши слышится журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение хозяина. А в этих избах ещё «теплится» жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжёлых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди.


Но правы ли будем мы, если скажем, что ветры истории, судьбы страны не задели Матёры? Нет. В судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создала «коммунию»-колхоз. Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать Родину в годы войны и, так же как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них. Два сына полегло у Настасьи с Егором, прибрала двоих сыновей война у Дарьи. Течёт жизнь, время. Масштабы новых строек, огромные замыслы наших дней – всё это тоже непосредственно коснулось острова: при строительстве ГЭС Матёра подлежит затоплению. Мы видим деревню в последнее лето её существования.


Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы читатели, должны об этом знать? Хотел сказать, что научно- техническая революция связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Но ведь это прогресс. Автору жалко расставаться со своей землёй, но мы то понимаем, что нужно. Прощание с Матёрой- о памяти. Как у людей есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матёры- это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний для человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто. Поэтому и заинтересовал писателя этот момент в жизни Матёры.


Необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается? А вы уверены, что надо было затапливать Матёру? Это необходимо. ГЭС возводят ради блага людей. Ради тех же матёринцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Земли здесь плодородные, урожаи отменные. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матёру, а топят. Автор тоже не очень это одобряет. Людей сорвать с насиженных мест, душу им перевернуть – это что, так просто? Надо было это делать по- человечески. Если это делается для блага людей, в интересах государства, а наше государство народное, то могут ли быть оправданы любые достижения благородной цели? Как вы считаете?


Разговор о земле, о малой родине, о силе привязанности к ней, о духовном единении людей, преемственности поколений. Работа над эпизодами I группа Отъезд Настасьи и Егора II группа Сенокос III группа Прощание Дарьи с родной землёй IV группа Разорение кладбища


Мои воспоминания о малой Родине Как известно, на стыке XIX-XX веков на наших, тогда ещё мало заселённых дальневосточных территориях, ежегодно сменяя друг друга, трудилось множество научных экспедиций, которые чаще всего возглавляли специалисты военных ведомств – географы, гидрологи, картографы, этнографы, геодезисты. Многие из этих первых исследователей оставили на карте нашего края свои имена. Одним из таких учёных и исследователей был И.П.Надаров, в честь которого в самом начале века было названо одно из сёл в теперешнем Пожарском районе. Надаровку основали первопоселенцы с Черниговщины и Херсонщины, в 30-х годах к ним подселились выходцы из Пензы, Рязани, Мордовии. Это замечательное село Надаровка весной благоухало запахами цветущих садов. Это был прекрасный уголок, где жили мои предки: дедушки, бабушки (семьи Гуз и Трегубовых), родители(Николай Антонович и Тамара Сергеевна), где родилась и я(Гуз Любовь Николаевна). Дома стояли добротные, люди строились надолго. Жили дружно и не думали покидать свои дома. Без малого это село просуществовало 60 лет. А за селом, прямо за огородами каждое лето происходило самовозгорание залежей угля. Изредка животные, оставленные без присмотра или отставшие от стада, тонули в этой жиже. В 1960 году было обнаружено, что село стоит на огромных запасах угля. Власти решили переселить всех жителей этого села на новые места. Кто был помоложе переехал в строящийся Лучегорск, но, а пожилым хотелось жить на земле, вот и перебрались они вблизь лежащие сёла: Федосьевку, Игнатьевку, Нагорное и т.д.Многие жители ещё долго ездили в село, где родились, где прожили большую часть жизни, собирали урожаи со своих садов.Некоторые, как и герои повести «Прощание с Матёрой», сжигали свои дома (мой дед (Гуз А.А.)сжёг свой дом), перевозили на новое место жительства, разбирали.За селом находилось кладбище, где похоронены мои дедушка и бабушка, родственники, в настоящее время остался небольшой клочок земли, не перекопанный экскаваторами, который напоминает старожилам о кладбище.Всё забыто, и не все помнят сейчас, что первыми строителями нашего вечно юного города были жители этого села, и только изредка об этом селе вспоминают жители Лучегорска, когда празднуется день города.


Высказывания учащихся Всё, что я прочла у Распутина, пронизано любовью к простым людям с их порой нелёгкой судьбой Мне дорог и близок Распутин, потому что он в своих произведениях описывает человеческие чувства и душевные качества, которые я уважаю в людях. Распутин пишет о нашей сегодняшней жизни, исследует её глубины, будит мысль, заставляет работать душу. Распутин пишет просто, но в то же время глубоко и о серьёзном. Он прекрасный психолог, художник.

Данные об авторе

Кучмина Надежда Владимировна

Место работы, должность:

учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области"

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Работа над повестью В. Распутина Прощание с Матерой; в одиннадцатом классе - это часть процесса рассмотрения темы "Человек и природа, человек и мир, его окружающий", в русской литературе 70-90 годов, попытка осмыслить и оценить литературную ситуацию в конкретном произведении, возможность определить личную, читательскую, точку зрения на произведение и по возможности сравнить ее с общепринятой в современной литературной критике. Цели урока: побудить интерес учащихся к изучению творчества писателя;помочь учащимся глубже осмыслить нравственную проблематику повести;воспитывать чувство ответственности за землю, семью, детей.

Задачи урока:

Формирование умений анализа фрагментов художественного произведения. Формирование и расширение знаний об идейном смысле художественного произведения: раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в содержании повести.

Побуждение детей к размышлению о сущности природы на основе их сегодняшнего экологического опыта, переосмысление лозунга: Человек царь природы Развитие умения аргументации собственной точки зрения, культуры общения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход урока

Прости нам, господи, что слабы мы,

непамятливы и разорены душой.

С камня не спросится, что камень он,

с человека же спросится.

В.Распутин. Прощание с Матёрой.

I. Вступительное слово учителя.

Литература - это отражение жизни общества и личности, реакция на события в истории человечества.

Ещё одно предназначение литературы - предугадать, предчувствовать ход развития цивилизации и предупредить нас, читателей, бездумно бегущих по жизни, порой ничего не замечающих вокруг себя о грозящих непоправимых бедах.

В произведениях В.Распутина постоянно чувствуется тревога за человека и землю, на которой он живёт. Писатель убеждён, что роль литературы не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить человека.

II . Работа с эпиграфом (слайд 2).

В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла строки из повести «Прощание с Матёрой». Кому принадлежат эти слова?

Как вы их понимаете?

II . Анализ повести.

1. Конфликт

О чём это произведение?

Какой вам представляется Матёра? (прекрасный остров надёжно, "утюгом" стоит на Ангаре. «Лучше этой земли не сыскать, - решил тот, кто первым открыл для людей Матеру»… Рядом другой остров - Подмога. На высоком чистом небе хорошо видна церквушка, старая мельница, кладбище за деревней на возвышении, поля, лес, у дороги, могучий листвень, царь - дерево).

Перечитаем начало повести. Обратите внимание, какие слова настойчиво повторяет автор. Что он хочет этим сказать? (настойчиво звучит «опять». в пейзаже, кажется, что мир гармонии будет существовать всегда, но постепенно появляется ощущение трагичности и неустойчивости жизни в Матёре: «все посадили огороды - да не все, посеяли хлеба - да не на всех полях, « и, наконец, «многие жили на два дома…та Матера - да не та» - как некий вывод. Почему изменилась Матера, мы понимаем позже. Автор коннотативно отрицает надвигающиеся перемены, так как эти перемены не просто изменяют мир Матеры, а разрушают его. «Не та Матера», потому что «повяла деревня, повяла, как подрубленное дерево…» Подчеркивается безжизненность изменяющейся Матёры: «мёртво застыли окна, гуще и нахальней полезла крапива».)

В чём заключается конфликт повести? (старое и новое, прогресс и душа, совесть).

Кто и что в повести стоит за сохранение Матёры? (Дарья, старухи, Богодул,; душа, совесть).
- Кому и чему необходимо исчезновение Матёры? (государство, прогресс ).

Вот и давайте оценим проблему исчезновения острова с двух позиций: со стороны прогресса и со стороны старожилов Матёры.

Работа в группах. (слайд 3)
1 группа. Матёра должна исчезнуть.

Какова необходимость пожертвовать островом?

Что взамен получат матёринцы? (ГЭС, посёлок городского типа).

Позаботилось ли государство о комфорте жителей Матёры?

2 группа. Матёру необходимо уберечь.
- За что так держатся матёринцы? Почему? (право на родной дом, на родовые святыни, родовые захоронения).

Жителям Матёры предоставляются благоустроенные квартиры в посёлке городского типа, в городе. Почему же они сопротивляются, не хотят покидать Матёру?

Отчёт групп.

Когда строили Саратовскую ГЭС, многие наши деревни тоже ушли под воду: Красная Ивановка, Маховка, Матвеевка, Теликовка… И ничего. Людей переселили, живут теперь на новых местах, вспоминают иногда о прежней жизни, о той, до затопления. Что тут такого страшного? (возможна дискуссия).

2.Характеристика персонажей.

Всякую идею двигают люди. Кто в повести представляет государственную идею? - Кто за новое? (Воронцов, Жук, Петруха).

Обратимся к сцене разорения кладбища, что происходит на кладбище? (демонстрация эпизода фильма).

Как вы к этому относитесь? Можно так поступать?

Вспомним строки Пушкина (Слайд 5):

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Действительно, «пища для сердца» - это любовь. Любовь к Родине, к её истории, к предкам, память о них.

Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. А матёринцы разве не тот же народ?

Как вы думаете, можно ли кощунствовать над десятками людей ради блага тысяч? Что, все средства хороши?

Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук и Воронцов?

Теперь давайте поговорим о хранителях Матёры. Кто это? (Дарья, старухи, Богодул - те, за кем душа, совесть).
- Почему никто не назвал имени Павла? Где он в этом конфликте нового и старого? (“себя не пойму”).
- Павел с женой уже пользуется всеми благами цивилизации: живёт в благоустроенной квартире, не надо ни скотину кормить, ни корову доить: молоко и в магазине купить можно. Что же его не устраивает в такой жизни? (“не для себя строили”. “И где правда, почему так широко и далеко ее растянули, что не найти ни начал, ни концов? Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда?! … “А не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы? На смену Матере идет поселок, “ сработанный хоть и богато, красиво, домик к домику, линейка к линейке, да поставленный так не по-людски и несуразно, что хоть руками развести”. Ни хлеба там толком не вырастишь, ни скота не разведешь. Чувствую облегченность городской жизни, а человека это делает легковеснее, “без твердости и надежности”) .

4. Образ Дарьи.

Вдумайтесь в ужас предстоящего будущего. Народ другую привычку возьмет: жить для комфорта, полегче, без особого труда, боли и ответственности, не видя дальше сиюминутного довольства, а дальше будь что будет? Вот это-то ещё больше возмущает и оскорбляет Дарью - бездушие, потеря совести, которую раньше “сильно различали”. И Дарья упорно держится за родовые устои, за своё право на спокойную жизнь, память, совесть.

- “ Она, жисть ваша, ишь, какие подати берёт,” - говорит Дарья. О чём это она? Чем приходится жертвовать людям по пути к лучшей, благоустроенной жизни? (потеря души, памяти).

Итак, прогресс требует жертв. И Дарья, необразованная деревенская старуха, понимает, что двигают прогресс люди - обсевки, не помнящие родства, а жертвы их деятельности - человеческие души, души тех, на ком жизнь держится. Для Дарьи же потеря родовой памяти - это конец всему, конец самой жизни.

Прочтите «плач Дарьи» (гл.20)

Да, трудно помнить тех, кто жил до тебя, тех, перед чьей памятью ты в ответе. Так надо ли человеку помнить прошлое? Для чего? (чтобы не повторять ощибок; чтобы ощущать ответственность перед будущими поколениями…).

5. Отношение к природе.

Для кого из персонажей повести значимо прошлое, а для кого оно неважно? (….., одни: за что держаться? людям нужно электричество! провались она ваша Матёра!.. другие: за всё спросится!).
- Почему такие разные позиции?

Каково отношение людей к природе?

Чем является природа для сторонников прогресса, “строителей будущего”? (материал, «не храм, а мастерская»)

А для матёринцев что есть природа? (родной дом, дар, данный “на подержание”).

Работа в парах.

А для вас чем является природа? Подумайте, обсудите с соседом по парте.

(Выслушиваются 3-4 высказывания).

Прочтите мысли великих о природе. (слайд 6)

Какое высказывание о природе для вас наиболее близко? Запишите те, которые особенно понравились.

Символы в повести.

Матёру сожгли, не смогли её отстоять 5 старух. Матёринцев переселили, стали они обживаться на новых местах. Для чего же автор оставил нам царский листвень, который не смогли сокрушить ни топоры, ни огонь? Как вы расцениваете этот образ? (жизнь всё перенесёт, везде примется.)
- Царский листвень - символ жизнеутверждающий. Но Распутин написал эту повесть не только для того, чтобы утвердить нас в этой мысли. Он призывает человека задуматься над жизненными приоритетами. Он предостерегает человека от лёгких и скорых решений там, где сталкиваются НАДО и НЕЛЬЗЯ, т. е. интересы разума и души.
“Природа - мастерская и человек в ней работник” - утверждает Базаров. Строители ГЭС уже не в природе работники, они себя выше Бога ставят: чинят насилие над природой.

Андрей сказал: “Человек - царь природы”. Как Дарья отвечала на эти слова внука? (“Поцарюет, поцарюет, да загорюет”)
- Как вам кажется, кто здесь прав? Человек - царь природы? Если не царь, то кто? В каких отношениях он должен быть с природой? (дитя, сын, часть )

III . Рефлексия (слайд 7)

Подведите итог нашему уроку. Для чего Распутин написал эту повесть? Что он хотел нам сказать? О чём предупредить?

(Распутин говорит о том, что многие беды наши от безразличия, от равнодушия человека. Отходя от природы, человек теряет свои корни, свою душу. Нельзя быть иванами, не помнящими родства ).

IV . Домашнее задание: эссе «Уроки Распутина». Поразмышляйте о том, чему учит повесть Распутина, что поняли вы.

Завершая урок, хочу обратиться к строкам современного поэта Юрия Марковцева:

Память — совести мститель,
Память — времени страж.
Память — боли обитель,
В ней дней прошлых мираж.

Не забыть — всё напрасно,
Память — честный судья.
Память — судит бесстрастно,
Чувства дав того дня.

Память — ты как проклятье,
Вечно ты надо мной.
Память — всё же ты счастье,
Страж ты совести, мой.

Список использованных ресурсов.

Сочинение


«Прощание с Матерой»

В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень.

Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре. Автор подчеркивает циклический характер этого действия: так было каждый год. Но одновременно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоплении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чинить дома и прибирать в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух».

В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой землей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бегущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение. Это символ времени: «И как нет, казачось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила деревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, завшшвшшсь и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже поселки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света. А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна.

От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин переходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин-дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного счастья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье).

Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей

Ощущение благодати родной земли. Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» - жалуется Настасья Дарье. Наливая подружке четвертый стакан чая, та утверждает, что в городской квартире, где предстоит жить Настасье, и чай не чай: «Только что не всухомятку. Никакого скусу. Водопой, да и только». В.Г. Распутин подробно и убедительно показывает, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном месте, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких.

Сцена разорения кладбища - одна из самых трагических страниц повести. Старая слабеющая Дарья, защищая надгробия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здоровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако выяснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции. Выполнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей.

Прощаясь с могилами родных, Дарья вспоминает их наказы: «...Живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо - живи, на то тебе жить выпало».

Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще. Богатые житейской мудростью старики замечают ненужную суетную торопливость: «Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж, запинаются на каждом шагу - нет, бегут». Мало того, уходит острота восприятия такого понятия, как совесть. Раньше жизнь людей проходила на виду, и тех, кто про совесть забывал, могли и одернуть. Однако самые тяжелые и мучительные переживания в сердце главной героини Дарьи связаны с осмыслением такого понятия, как старость: силы уходят, а приобретенный жизненный опыт никому, по сути, не нужен. «Теперь и подкормку для полей везут из города, всю науку берут из книг, песни запоминают по радио», - сетует она. Дарья приходит к выводу о том, что старость не доставляет человеку ничего, кроме неудобств и мучений: «Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не"поняла». Единственное, что успела сделать Дарья в своей жизни, - это детей нарожать. Трех похоронила, а остальные трое жили со своими семьями. Так постепенно открывает для себя Дарья основной смысл человеческой жизни: «Тебе господь жить дал, чтоб ты дело сделала, ребят оставила - ив землю...».

При переезде вещи, которые когда-то были незаменимы в крестьянском хозяйстве, становятся ненужными. С тоской оставляет Настасья «совсем доброе корыто». Образ брошенной избы у В.Г. Распутина одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно - виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», - пишет В.Г. Распутин.

Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кошку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку.

Понимание неотвратимости утраты родного дома приходит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уникальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.

Символично, что из оставляемой Матеры жители переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин поднимает здесь характерную для деревенской прозы в целом тему противостояния города и деревни. Было время, когда Павел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль даже и не родилась бы.

Символом все приближающегося затопления в повести становится дождь, который все чаще сменяет описания солнечной погоды. Однако Дарья понимает, что солнце будет сиять на небе и без Матеры: «Остановят Ангару - время не остановится, и то, что казалось одним движением, разойдется на части. Уйдет под воду Матера - все так же будет сиять и праздновать ясный день и ясную ночь небо».

Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно наряжает покойника, провожая в последний путь.

Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: старухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Симпатии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры.

Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи актуализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой» Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть «Прощание с Матерой» Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой») Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Проблемы культуры, природы, человека и пути их решения

Вам приходилось наблюдать за умиранием деревни? Ох, и не веселый это процесс. Именно процесс, так как деревня, обреченная на затопление, начинает умирать постепенно. Вначале несколько самых скорых на переезд семей снимаются с места, потом за ними начинают подтягиваться остальные. Не везде уже засажены огороды, а иной дом – гладь - разбирают на дрова. О том, как закончилась жизнь деревни Матеры, которой суждено быть погребенной под водами Ангары, рассказывает повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». « Прощание с Матёрой»

Прощание с Матёрой - повесть Валентина Григорьевича Распутинa , издана в 1976 году. Действие книги происходит в 60-ых годах XX века в деревне Матёре, расположенной посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены.Многие люди не хотят оставить Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь. Книга говорит о борьбе старой и новой жизни, традиции и современной техники. Прощание с Матёрой

Дарья Пинигина. Егор - Сосед Дарьи Пинигиной. Настасья - жена Егора. Андрей - внук Дарьи Пинигиной. Клавка - соседка Андрея. Центральные персонажи книги

В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой землей, с остальным миром лежит через воду. От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин переходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной индивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного счастья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье). Прощание с Матёрой. Анализ

Сцена разорения кладбища - одна из самых трагических страниц повести. Старая слабеющая Дарья, защищая надгробия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здоровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако выяснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции. Выполнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей. Понимание неотвратимости утраты родного дома приходит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уникальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать. Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно наряжает покойника, провожая в последний путь. Прощание с Матёрой. Анализ

Спасибо за внимание

Поделиться