Каким должен быть план эвакуации по госту. Согласование и утверждение планов эвакуации

Предположим, заместитель директора школы по безопасности разработал план эвакуации и принес показать плоды своего труда директору. Допустим, что этому гипотетическому заместителю директора школы по безопасности удалось правильно разработать план эвакуации, в соответствии со всеми требованиям нормативных правовых актов и/или нормативных документов (далее в тексте НПА и НД).

Необходимость утверждения плана подтверждают многие специалисты (в том числе представители надзорных органов). Данная процедура важна как с юридической, так и практической точки зрения, однако мы склонны ставить под сомнение значимость утверждения и согласования плана эвакуации.

Рассмотрим эти две процедуры подробнее.

СОГЛАСОВАНИЕ ПЛАНА ЭВАКУАЦИИ

Правовая основа для процедуры согласования существовала до определённого времени, и она заключалась, согласно 151-й статье Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года №123-ФЗ в следующем:

со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции ), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), (установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона .

Таким образом и требования пункта 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Системы фотолюминесцентные эвакуационные требования и методы контроля" (далее по тексту ГОСТ) были до какого-то времени обязательными для исполнения, а в них было указано:

"Разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальными подразделениями федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности"

Упомянутые требования, предъявляемые продукции (планам эвакуации), установлены нормативным документом федерального органа исполнительной власти (Ростехнадзора) и не противоречат требованиям технического регламента (поскольку там их просто нет, и противоречить они ему, естественно, не могут). То, что данный ГОСТ утвержден для добровольного применения, нивелируется тем, что по 151 статье Технического регламента требования, установленные ГОСТ, обязательны для исполнения.

Однако, это было до "поры" и до "времени". Сейчас это время прошло, так как в соответствии с приказом Росстандрата от 14 декабря 2011 года указанная норма была изложена в новой редакции, и требование о согласовании планов было отменено.

Но, даже если бы оно и не было отменено, то приказ Росстандарта от 16 апреля 2014 года не утвердил пункт 4.5 ГОСТ в целом, и подпункты 4.5.1 и 4.5.2 в частности, в качестве тех норм, которые необходимы для обеспечения пожарной безопасности. В нем указано:

Тем не менее и сейчас, в ноябре 2017 года (т.е. спустя шесть лет после изменения норм) встречается мнение о необходимости согласования планов эвакуациив МЧС. Вот, например, буквально на днях пришло предложение, где одним из требований технического задания было (как привет из прошлого) согласование в МЧС.



Но даже, если смотреть на проблемы ретроспективно, и представить, что тот пункт ГОСТ, который действовал до 2011 года еще действует, то всё равно, он не был обязательным для исполнения, и вот по какой причине.

Необходимость согласования плана, предписываемая до 2011 года ГОСТ (напомним, что нормативные документы надлежит понимать буквально и не допускать толкований), не признается безоговорочно всеми специалистами. Так документ, представленный ниже, свидетельствует, что институт противопожарной обороны (ВНИИПО) не согласен с требованием согласовывать планы эвакуации, хотя признает необходимость утверждения планов):




Позиция ВНИИПО МЧС России относительно необходимости процедуры "утверждение плана эвакуации" будет проанализирована ниже, но прежде обратимся к официальному сайту МЧС России, на котором в 2008-м году в разделе "Горячая линия" была размещена следующая информация:


Подчеркиваем, что ни письмо ВНИИПО, ни "Горячая линия" не учитывают тот факт, что в тексте ГОСТ 2009 года ничего не сказано об органах государственного пожарного надзора (в отличие от того же ГОСТ 2002 года).

ГОСТ говорит о территориальном подразделении федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности . В настоящее время таким органом является МЧС России (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868). В ГОСТ понятия "территориальное подразделение" вообще нет. Существует понятие "территориальный орган МЧС России". Перечень таких органов приведен в приложении к приказу МЧС России от 06 августа 2004 года № 372. Это Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

В очередной раз отметим, что, по мнению специалистов в области обеспечения пожарной безопасности, нормативные и правовые документы не должны допускать различных трактовок, что в пожарном деле не редкость, тем более следует устранить существенные расхождения. На одном из профессиональных Интернет-форумов посетитель, очевидно разработчик планов эвакуации, написал, возможно несколько эмоционально, следующее (орфография автора):

"Вообще-то стоит внимательно прочитать п. 4.5.1 /отмененный в 2011 году/ с точки зрения русского языка. Цитата: "согласовываются С ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ в области пожарной безопасности". В этой фразе сказано: 1. С кем согласовываются планы (с территориальным органом). 2. КЕМ согласовываются (федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности)… …Я обратил внимание на формальную сторону вопроса и мне совершенно параллельно, кто и как из составителей учил в школе русский язык. Написано - согласовывается федеральным органом исполнительной власти (в данном случае - МЧС), вот пусть и согласовывают со своими территориальными органами. Просто составитель плана эвакуации здесь ни при чем".

Коллега, написавший это, прав и не прав одновременно, т.к. исключил из приведенной выдержки и из своих рассуждений словосочетание "разработанные планы", исключив, таким образом, из цепочки разработчика планов эвакуации. При буквальном прочтении существующих требований пожарной безопасности, с учетом их обязательности объектам защиты предписывается анекдотическая процедура:

  • разработчик планов эвакуации в обязательном порядке направляет разработанные (не вывешенные, не изготовленные, а именно разработанные) планы эвакуации в федеральный орган исполнительной власти в области пожарной безопасности (т.е. в МЧС);
  • федеральный орган исполнительной власти согласует их со своими территориальными подразделениями (региональными центрами) и возвращает их разработчику;
  • разработчик использует согласованные планы эвакуации для изготовления планов и направляет их на объект, где они должны находиться.

Абсурдность этой ситуации заставляет в очередной раз вспомнить слова Федора Эдуардовича фон Ландезэна , который на заре прошлого века говорил о полной неопределенности нашего законодательства, многочисленности инстанций, призванных к заведованию борьбой с огнем, случайности и произволе в их постановлениях, полной неразберихе, многовластии и путанице.

Вся эта ситуация была бы очень смешной, если бы на подобные рассуждения, вызванные полной неразберихой нашего законодательства, не тратились силы, средства, время сотен людей. Причем тратиться оно, как следует из запроса подведомственой ФСИН организации и сейчас, в 2017 году!

Выход из сложившегося положения чрезвычайно прост. Для начала необходимо определить, нужно ли согласование фактически. Какой смысл оно несёт?Очевидно, что наверное нужно проверять, правильно ли выполнена работа, соответствует ли эвакуационная схема всем нормам.

Способ контроля над соблюдением требований при разработке плана эвакуации уже существует. Инспектор надзорной деятельности имеет право посетить объект с целью произвести плановую или внеплановую проверку, по результатам которой может быть вынесено постановление о наложении административного наказания за эксплуатацию плана эвакуации, при разработке которого были допущены нарушения требований пожарной безопасности. Что должен сделать представитель объекта? Он должен подать в суд на изготовителя плана эвакуации, из-за некачественной работы которого был наложен штраф. Дополнительно имеет смысл взыскать с изготовителя плана компенсацию морального ущерба, простоя организации и затрат на юриста. Это заставит нерадивого изготовителя планов дважды подумать, прежде чем создавать не отвечающие требованиям планы эвакуации. Необходимый механизм призыва к ответственности уже существует, он закреплен Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и даже Уголовным кодексом Российской федерации (ст. 238 ч.1. Предоставление услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

На практике часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда согласовываются совершенно неправильные планы эвакуации. Так, например, в торгово-развлекательном центре "Малина" в г. Рязань согласованный с пожарным надзором план эвакуации предлагал посетителям эвакуироваться через выход с раздвижными автоматическими дверьми, которые заведомо не могут быть эвакуационным выходом. Очевидно, что в данном случае согласование плана не выявило значительных недостатков последнего.

Тем не менее при наличии столь серьезных мотиваторов к качественному выполнению работы разработчик планов эвакуации нуждается в дополнительном контроле со стороны чиновников. Но при этом нужно затронуть вопрос о квалификации такого чиновника, который согласовал.

Вот план эвакуации из столовой Всеройссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны. Ему не помогло то, что он находится в ведущем научном учреждении МЧС России, он - неправильный. Он выполнен не только с нарушением ГОСТ Р 12.2.143.2009, но и с нарушением некоторых других документов, разработанных в учреждении в котором он "весит". Помогло ему то, что он согласован, да еще человеком на такой серьезной должности? Вообще нет. Правильным он от этого не стал.


Вывод по этому вопросу очень простой. Сейчас, в 2017 году, согласование планов эвакуации не требуется, однако то, что выпускается производителями планов требует введения такой процедуры. Однако, как говорил классик - а судьи кто? Является ли согласование планов гарантией их соответствия и нормам и своим целям? Те примеры которые мы приводим говорят о неоднозначности и этой ситуации.

Тем не менее повторимся: планы эвакуации с точки зрения закона согласовывать ни с кем не нужно!

При этом описанная процедура, не сложнее процедуры "утверждения" плана эвакуации.

УТВЕРЖДЕНИЕ ПЛАНА ЭВАКУАЦИИ

"Народ помогите разобраться! Я предоставил планы эвакуации руководителю на Утверждение, дык он потребовал чтоб на плане было еще кто разработал и подпись. Прошу помощи как нормативно отмахнуться от таких заявлений"

Подобными сообщениями пестрят форумы в Интернете. Практика показывает, что очень часто и заказчики, и изготовители, и представители надзорных органов не понимают сути требования об утверждении плана эвакуации.

Рассмотрев , как действующие так и отмененные, мы видим, что различные документы все-таки содержат требования к утверждению планов. ППБО-109-92, ППБО-136-86, Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний Утверждены Приказом Федеральной службы исполнения наказаний 30 марта 2005 года № 214, ВППБ 01-02-95*, ВППБ 46-01-95. В тексте данных документов говориться о необходимости утверждения планов. Самый "ранний документ, который говорит о необходимости утверждать, (да и согласовывать тоже) план эвакуации это Правила технической эксплуатации гостиниц и их оборудования, утвержденные 4-го августа 1981 года! Именно поэтому и в учебнике "Пожарная

Особенно "навредили" в этом плане ГОСТ Р 12.2.143.2002 и Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений (ППБ 101-89). В приложениях этих нормативов приведены примеры с грифом "УТВЕРЖДАЮ", что косвенно дают нам понять, что утверждение все-таки необходимо.

В настоящее время часть этих документов отменена, да и ругулируют они (даже если и действуют) только защиты объектов опреденного функционального назначения.

Об утверждении говорит только ГОСТ 12.2.143-2009. В нынешней редакции этот пункт звучит так:

Но как уже отмечалось выше, этот пункт исключен из системы технического регулирования.

Повторимся: приказ Росстандарта от 16 апреля 2014 года не утвердил пункт 4.5 ГОСТ в целом, и подпункты 4.5.1 и 4.5.2 в частности, в качестве тех норм, которые необходимы для обеспечения пожарной безопасности.

Это значит, что план эвакуации можно и не утверждать. Хотя это и противоречит практике за все предыдущие годы (подтверждённо с 1981). Именно поэтому до сих пор многие требуют наличия грифа "утверждаю". Просто ПО ПРИВЫЧКЕ, ведь сейчас никаких нормативных оснований для этого нет. Но есть мнение большей части специалистов, о том, что до сих пор справедливо то, что преподавали в пожарных учебных заведениях, и что, например, нашло отражение в учебнике "Пожарная профилактика в строительстве", хотя в ней говорилось именно об утверждении текстовой, а не графической части плана эвакуации.


Не помогают и разъяснения ВНИИПО. Так при прочтении ранее упомянутого письма возникает закономерный вопрос, связанный с этим утверждением:


Получается, что, по мнению ВНИИПО, требования выполнять планы эвакуации только на основе фотолюминесцентных материалов (хотя они и прописаны в пункте 6.2.7 ГОСТ) в нормативных документах отсутствуют; согласовывать планы (на момент подготовки письма это требование содержалось в пункте 4.5.1 ГОСТ) тоже нет необходимости; но, тем не менее, утверждать планы эвакуации нужно обязательно? А почему? Где содержится соответствующее обязательное требование? В уже процитированном и сданном нами в архив пункте ГОСТа.

Следовательно, ВНИИПО говорит, что требования ГОСТ все-таки обязательны, только эта обязательность носит некий выборочный характер. Согласовывать планы эвакуации не нужно, применять только фотолюминисцентные материалы также необязательно. А вот утверждать планы почему-то необходимо. Донельзя странная логика.

При написании данной статьи была поставлена цель ответить на ряд вопросов, которые обычно возникают у людей, занимающихся разработкой и изготовлением планов эвакуации, или лиц, подлежащих контролю со стороны органов надзорной деятельности на предмет того, как сделаны планы. Перечень вопросов таков:

  1. Зачем утверждать план эвакуации?
  2. Кто должен утверждать план эвакуации?
  3. Как должно осуществляться утверждение плана эвакуации?

На вопрос "зачем" можно ответить с позиций "де-факто" и "де-юре". С юридических позиций это вообще не обязательно, что доказано выше.

Де-факто план эвакуации - это, несомненно, тот документ, от которого в той или иной степени может зависеть человеческая жизнь. Именно поэтому кто-либо должен осуществлять надзор за тем, чтобы план эвакуации был разработан в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Однако ответственность за нарушение требований пожарной безопасности определяется вовсе не грифом "УТВЕРЖДАЮ" на плане эвакуации, а 38-й статьей Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности", в которой сказано, что:

"Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством."

При этом лицами, в установленном порядке назначенными ответственными за обеспечение пожарной безопасности, являются те, кто в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации должен соблюдать требования пожарной безопасности и кто упомянут в качестве такого сотрудника в объектовой инструкции о пожарной безопасности.

Все, что нужно для того, чтобы определить ответственность, есть в приведенной выше 38-й статье Федерального закона и в подзаконном акте - Правилах противопожарного режима. На объекте происходит пожар, гибнет человек, следствие приходит к выводу, что он не мог увидеть текст инструкции на текстовой части плана эвакуации, т.к. размер шрифта инструкции был менее 5 мм. Кто виноват? Во-первых, руководитель учреждения и (или) собственник объекта, во-вторых, должностное лицо, в должностные обязанности которого входило обеспечение объекта планами эвакуации. Не имеет значения, стояла ли на плане подпись руководителя, поскольку последний в любом случае обязан выполнять требования пожарной безопасности. И утвердил он план эвакуации, выполненный с нарушением требований, или не утвердил - в любом случае допустил нарушение именно руководитель, и за это он будет нести ответственность (то же касается лица, ответственного за данный участок работ).

Поэтому "де-факто" ответ на первый вопрос будет звучать следующим образом: "утверждать план эвакуации незачем"

Однако практика показывает, что положение вещей часто оказывается значительно более сложным, чем кажется разработчикам ГОСТ. Представим крупный многофункциональный комплекс, в котором руководящими лицами являются собственник, управляющая компания, арендаторы. Зная, что подпись на каком-либо документе влечет за собой ответственность, никто не желает подписывать гриф "утверждаю" на плане эвакуации. Это приводит к попыткам переложить ответственность на других, в результате чего разработчики планов, пожарные или заместители по режиму и безопасности объекта вынуждены метаться между руководителями, чтобы утвердить план эвакуации. Исправить положение могло бы внесение в ГОСТ дополнения следующего содержания: "план эвакуации утверждается руководителем организации - собственником либо лицом, уполномоченным владеть, распоряжаться, располагать тем местом в здании, где должен вывешиваться план эвакуации (осуществлять функции по управлению (или эксплуатации) недвижимостью)" . Это даст собственнику объекта возможность дифференцировать участки здания по признаку действующего владельца, ответственного среди прочего за план эвакуации. Следовательно, утверждать планы, вывешенные в разных местах, придется собственнику, арендаторам и управляющей компании. Вероятно, это снимет неопределенность, обязав конкретного "руководителя" поставить свою подпись под грифом "утверждаю".

Отвечая на третий вопрос, необходимо спросить себя: "зачем нужен гриф "утверждаю"? Некоторые инспекторы надзорной деятельности сводят с ума представителей объектов требованиями о наличии на планах эвакуации грифов утверждения. Это встречается до сих пор. Однако следует учитывать, что планы на самом деле могут утверждаться двумя разными и одинаково правильными способами:

  • приказом по организации (например: "приказываю утвердить прилагаемые планы эвакуации");
  • утверждением сводного плана эвакуации.

А вот способ размещения на плане грифа утверждаю как раз-то и не совсем корректен, так как ни в описании текстовой, ни в описании графической части его нет. Поэтому, мы, когда сталкиваемся с необходимостью размещать такой гриф, мы просто предупреждаем, что это нормативно ошибочно, хотя напрямую нигде не запрещено.

Все эти способы, с точки зрения бюрократии, имеют право на существование, и остается лишь удивляться тому, что некоторые из них вызывают у представителей надзорных органов столь негативную реакцию.

Практика показывает, что размещение грифа "утверждаю" на плане эвакуации неудобно, прежде всего, тем, что при смене руководства приходится тратить дополнительные средства на переработку планов в том случае, если поменяется руководитель, изменится название или организационно-правовая форма организации. Такой гриф просто невыгоден собственнику объекта.

Итак, нужно ли согласовывать и утверждать планы эвакуации? Де-юре - нет. Де-факто - так, как это происходит сейчас - НЕТ. Но, разработчику не стоит "ломать копья" по этому поводу, так как вреда от этого утверждения нет.

Ниже представлены фото планов, сделанных в наше время на различных объектах:



Представим, что на этих планах, появились бы грифы "утверждаю". Стали бы планы приемлемы? Разумеется, нет.

Резюме: хороший план эвакуации, по которому можно проводить тренировки по эвакуации до пожара или сориентироваться в здании после возникновения пожара, не нуждается в согласовании и утверждении. Плохому же плану эти процедуры не помогут стать хорошим. Если заместитель руководителя образовательного учреждения по безопасности будет разрабатывать планы эвакуации согласно требованиям пожарной безопасности, то его планы эвакуации не будут нуждаться в согласовании и утверждении, а в случае необходимости юридического подтверждения легко его получат.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Знаете ли вы ответ на вопрос: сколько планов эвакуации должно быть в помещении? Может быть, три? Или одного будет достаточно? Мне довольно часто задают этот вопрос, поэтому я решил, что его нужно раскрыть подробно и посвятил данной теме сегодняшнюю статью.

Здесь я дам также и ответы на основные вопросы, которые связаны с эвакуационными планами, особенностями их изготовления, оформления и размещения.

Они должны быть в зданиях с большим количеством людей, за исключением жилых домов. Еще на объектах, где на этаже располагается десять и более рабочих мест. Плюс, если число людей превышает пятьдесят человек, обязана быть приложена инструкция по эвакуации людей.

В соответствии с ней не реже раза в полгода должны проходить тренировки персонала, который в случае пожара обязан обеспечить быструю и безопасную эвакуацию людей.

Какие есть нормативные документы

Итак, существуют два главных нормативных документа, которые регулируют правила составления такого рода схем. Это ГОСТ Р 12.4.026-2001 и ГОСТ Р 12.2.143-2009.

В первом указаны все данные, которые касаются правильности изготовления и применения графических знаков безопасности. Во втором представлена информация исключительно о фотолюминесцентных системах пожарной безопасности.

Какими должны быть эвакуационные элементы

Согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных составляющих. То есть в состав такого рода материалов входит вещество под названием люминофор.

Именно оно дает возможность светиться таким объектам в темноте. Люминофор поглощает искусственный или естественный свет, а после, уже без источника освещения сам начинает светиться. Этот эффект называется послесвечением.

Для изготовления того же плана эвакуации здания берут фотолюминесцентную бумагу, пластик или пленку. Причем характеристики любого из выбранных вариантов должны отвечать требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Для этого существуют два сертификата, которые удостоверяют соответствие пунктам 8.3 и 8.6.3 вышеуказанного документа. При этом учитывайте, что на изготовление данных планов не требуется лицензия. Эта небольшая деталь избавит вас от напрасных поисков организаций, обладающих этой лицензией.

Кстати, сейчас очень просто заказать изготовление планов эвакуации. Например, здесь можно заказать изготовление как обычного, так и фотолюминесцентного плана эвакуации по достаточно приемлемой цене. Я уже кое-что у Тулупова заказывал — все соответствовало описанию и никаких придирок со стороны госпожнадзора не было.

Сколько нужно планов эвакуации

Итак, упомянув основную документацию, больше томить не буду и расскажу, как и обещал, сколько же требуется эвакуационных планов на этаж. На один этаж площадью не более тысячи квадратных метров должен приходиться один план эвакуации. Называется он этажным.

Но есть случаи, когда требуется дополнительный секционный план или несколько:

  • если площадь этажа более тысячи квадратных метров;
  • если на этаже не один выход для эвакуации, а несколько, и все они отделены стенами, перегородками;
  • если есть раздвижные, подъемные, вращающиеся двери, турникеты;
  • если пути эвакуации очень продолжительные.

Вторые экземпляры как первых этажных, так и вторых секционных планов включают в общий сводный документ.

Вопросы согласования и утверждения

Такие документы, как схемы эвакуации не требуют согласования с пожарными службами и утверждаются руководителями организаций.


Если возникнут трудности с тем, как оставить подпись на фотолюминесцентном материалы, тогда используйте для этого перманентный маркер.

Есть виды, которые могут писать и на пластике, и на стеклянной поверхности. Кроме того, нет необходимости ставить штамп – достаточно только подписи.

Особенности размещения элементов эвакуации

По сложившейся уже практике планы размещают вблизи выходов для эвакуации, плюс вблизи «комплексов» противопожарной безопасности, то есть рядом с огнетушителями, пожарными кранами. Плюс в местах ожидания, где люди скапливаются, и у них образуется время, чтобы рассмотреть план. Это лифты, гардеробы и т.д.

Правила оформления

Итак, сначала расскажу пару моментов по оформлению, которые могут вызвать вопросы или проблемы. Нельзя ламинировать планы эвакуации, это связано с тем, что дополнительное покрытие ухудшает свойства материала, а как следствие и время свечения.

По этой же причине не стоит ставить его за стекло. В рамку же помещать вполне можно, вот только она должна быть изготовлена из негорючих материалов, например, из алюминия.

Требования к содержанию документа:

  1. Название схемы «План эвакуации».
  2. Адрес, где расположена организация, номер этажа.
  3. Непосредственно графические элементы плана.
  4. Текстовая инструкция с разного рода поясняющими символами (их расшифровка в обязательном порядке дается ниже).
  5. Также указывается организация, которая разрабатывала план (слева внизу).
  6. Маркировка, установленная пунктом 10.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 (справа внизу).
  7. Указание с самой маленькой необходимой яркостью свечения и названием производителя. Отметка должна находиться на фотолюминесцентном материале с периодичностью хотя бы в один экземпляр на площадь размером десять на десять сантиметров.

В текстовой части должна быть следующая информация:

  • методы оповещения о ЧС;
  • правила эвакуации людей;
  • инструкция по действиям в случае пожара, в том числе вызов пожарных служб, скорой помощи и т. д.;
  • способы включения противопожарных систем вручную.

Таким образом, текстовой фрагмент займет довольно большое пространство на схеме. И если вы сам план будете размещать на том же листе, то на него останется мало места.

Что касается размера шрифта, то он должен быть не менее трех миллиметров. Другие же параметры символов, которые имеют отличную высоту, указаны в ГОСТ Р 12.2.143-2009. Если брать графические знаки, то их высота может быть от восьми до пятнадцати миллиметров.

Но когда вы выберете точный параметр, то все графические символы должны быть одного и того же размера на одном плане. Также хочу отметить, что все размещаемое на плане – как текст, так и сам план (за исключением знаков безопасности), должны быть черного цвета. Фон же обязан иметь бело-желтый цвет.

В заключении скажу, что сам план обязан быть прост для понимания. Даже человек, впервые оказавшийся в здании, взглянув на схему, должен сориентироваться, где он сейчас находится и в каком направлении двигаться, что делать в случае пожара. Таким образом, составляется документ в первую очередь должен для людей, а не для проверяющих инспекторов.

На этом у меня все, спасибо, что уделили время прочтению этой статьи. Оформляйте подписку на мой блог, делитесь понравившимися материалами в социальных сетях. Всего вам доброго, пока-пока!

В каких случаях разработка плана эвакуации людей при пожаре на объекте необходима? Как должен выглядеть план эвакуации людей при пожаре? Ответы на эти вопросы здесь!

ЧТО ТАКОЕ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ?

Заранее разработанный план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации (по п. 3.14 ГОСТ Р 12.2.143-2002)

В КАКИХ СЛУЧАЯХ НАЛИЧИЕ ПЛАНА ЭВАКУАЦИИ НА ОБЪЕКТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО?

Согласно Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-2003 (п. 16) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности, согласно действующему федеральному законодательству, несет руководитель объекта.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОТРАБОТКИ ПЛАНА ЭВАКУАЦИИ

“Без практической отработки план эвакуации остается ненужным, формально составленным и незнакомым для сотрудником документом.”

Согласно правилам пожарной безопасности в РФ (п. 16) на объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) практические тренировки по отработке планов эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие.

ЖУРНАЛ ОТРАБОТКИ ПЛАНА ЭВАКУАЦИИ

Проведение учения должно фиксироваться в журнале отработки плана эвакуации. В журнал заносятся: дата проведения учения, вводная информация (например, срабатывание систем пожарной автоматики или обнаружения пожара (признаков пожара) сотрудником), общее время эвакуации, хронометраж отдельных эпизодов эвакуации, а так же выявленные недостатки и положительные примеры действий людей при пожаре. На основе разбора учебной эвакуации, принимаются меры по повышению уровня пожарной безопасности здания.

    1. В каком случае необходимо изготавливать фотолюминесцентные планы эвакуации? Или планы эвакуации должны быть только фотолюминесцентными?

    Согласно ГОСТ 12.2.143-2009 план эвакуации должен быть изготовлен на основе фотолюминесцентных материалов.

    2.Какие бывают планы эвакуации и какой формат выбрать под конкретный объект?

    Согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009 и Изменениями №1 планы эвакуации могут быть следующих видов: этажный, секционный и локальный. Ниже подробнее о каждом из них:

  • Поэтажные планы разрабатывают для этажа в целом.
  • Секционные планы разрабатывают в случаях:
    • если площадь этажа более 1000 кв. м.;
    • если этаж делится на части, в результате чего эвакуационные выходы отделены друг от друга стеной;
    • если на этаже есть раздвижные, подъемные и вращающиеся двери, турникеты;
    • если планировка помещения образует сложные и запутанные пути эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации.
  • Локальные планы эвакуации изготавливают для отдельных помещений (гостиничных номеров, офисных блоков, больничных палат и т.д.)

Согласно пункту 6.2.4 ГОСТ размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от его назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов:

  • 600 х 400 - для этажных и секционных планов эвакуации;
  • 400 х 300 - для локальных планов эвакуации.

3.Как долго и ярко светятся ваши фотолюминесцентные планы эвакуации? Соответствуют ли ваши планы ГОСТу?

Мы используем только сертифицированную фотолюминесцентную пленку и бумагу, которая соответствует всем параметрам, указанным в ГОСТ Р 12.2.143-2009. Пленка светится 24 часа и светится очень ярко.

4.В каком виде Вам нужно предоставить информацию?

Для начала работ по изготовлению плана пожарной эвакуации нам необходимо предоставить информацию, позволяющую подготовить план соответcвующий всем нормативам. Более подробно о заказе вы можете узнать в разделе «Как заказать?» нашего сайта.

5.Какие материалы используются для изготовления планов эвакуации?

Распространены три вида материалов соответствующих ГОСТ: фотолюминесцентная плёнка, пластик и фотолюминесцентная бумага. Основной критерий для использования того или иного материала – это соответствие фотометрических характеристиках (яркость и длительность послесвечения) требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009. Мы используем чаще всего фотолюминесцентную бумагу.

6.Соответствует ли Ваш фотолюминесцентный материал, требованиям ГОСТ?

Фотолюминесцентная бумага, используемая нами имеет 2 сертификата, выданных специализированными органами:

  • сертификат соответствия колориметрическим характеристикам (пункт 8.3 ГОСТ Р 12.2.143-2009) и фотометрическим характеристикам (пункт 8.4);
  • сертификат соответствия показателям пожарной опасности (пункт 8.6.3 ГОСТ Р 12.2.143-2009).

Данное сертифицирование является необходимым и достаточным.

7.Имеется ли у Вас лицензия на разработку планов эвакуации?

Согласно Российскому законодательству (Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" часть 1 статьи 12: "Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии" и часть 3 статьи 12: "Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии"), лицензия МЧС, имеющая отношение к пожарной безопасности, распространяется на следующие два вида деятельности:

  • Пожарная лицензия – существует для организаций, занимающихся с тушением и профилактикой возникновения пожаров;
  • Лицензия на монтаж – существует для организаций, занимающихся установкой, ремонтом и обслуживанием средств противопожарной безопасности зданий, строений и сооружений.

Таким образом, для разработки планов эвакуации при пожаре отдельная лицензия не требуется.

8.Нужно ли согласовывать планы эвакуации с пожарными?

После внесения изменения № 1 от 2012 года в ГОСТ Р 12.2.143-2009 согласование планов эвакуации в органах пожарного надзора не нужно.

Согласно пункту 4.5.1, планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах в соответствии с местом расположения, указанном на плане. Ответственность за наличие и правильное исполнение плана эвакуации несет руководитель организации.

9.Какие штрафы предусмотрены за отсутствие планов эвакуации?

Отсутствие планов эвакуации является нарушением ст. 20.4 КоАП РФ о пожарной безопасности. Последствиями будут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

10.Кем утверждается план эвакуации?

После внесения изменения № 1 от 2012 года в ГОСТ Р 12.2.143-2009 утверждение планов эвакуации осуществляется руководителем организации (п. 4.5.1).

Как ставить подпись утверждения и печать на фотолюминесцентной бумаге?

Подпись руководителя можно ставить перманентным маркером, который пишет на стекле и пластике. Печать на плане эвакуации не требуется.

11.Сколько необходимо планов эвакуации на этаж?

Количество планов эвакуации на этаж и здание в целом никак не регламентировано ни в ГОСТ Р 12.2.143-2009, ни в других нормативных документах по пожарной безопасности.

12.Где лучше размещать планы эвакуации?

Строгих правил нет и в этом вопросе. Обычно мы видим планы эвакуации вблизи эвакуационных выходов из здания (с этажа), в лифтовых холлах, зонах рецепции, над шкафами с пожарными кранами и огнетушителями. Но не все эти примеры являются удачными. Лучше всего развешивать планы эвакуации в местах скопления и ожидания людей, но не у самых выходов и не в лифтовых холлах. Так в случае реальной угрозы данные схемы будут более полезными, находясь в тех местах, где трудно определить невооружённым глазом направление к выходу.

13.Можно ли помещать фотолюминесцентный план эвакуации в рамку со стеклом?

Помещать план в рамку можно. Только надо учитывать, что рамка должна быть без стекла (закрывая слой люминофора на фотолюминесцентном материале стеклом, вы ухудшаете освещённость материала, что приводит к несоответствию продолжительности послесвечения указанной в ГОСТ). Сама рамка обязательно должна быть из металла (алюминиевая), т.к. все материалы, используемые при изготовлении планов эвакуации, должны иметь показатели по пожарной опасности согласно п.8.6.3. ГОСТ

14.Как понять, что план эвакуации выполнен в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009?

План, выполненный по ГОСТ, должен иметь:

  1. Заголовок – «План эвакуации».
  2. Адрес здания и номера этажа.
  3. Непосредственно план эвакуации (графическая часть).
  4. Инструкция о действиях при пожаре, аварии и т.п. (текстовая часть).
  5. Условные обозначения знаков безопасности и символов с пояснениями их значения.
  6. Наименование организации, разработавшей план эвакуации, располагают в левом нижнем углу плана.
  7. Маркировка в соответствии с требованием п. 10.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009г. наносится в правом нижнем углу плана эвакуации. Например, ГОСТ Р 12.2.143-2009 170-10-1430-ПЗ.
  8. На лицевой стороне фотолюминесцентного материала должна быть маркировка с указанием наименования производителя и минимально допустимой яркости свечения 200 мкд/м2. Маркировка должна быть нанесена так, чтобы на любом участке фотолюминесцентного материала размером 10х10 см был хотя бы один ее элемент.

15.Какой размер шрифта надо использовать для текстовой части плана эвакуации?

ГОСТ Р 12.2.143-2009 г. (пункт 6.2.9), надписи и графические изображения на плане эвакуации (кроме знаков безопасности и символов) должны быть черного цвета независимо от фона.

Шрифт надписей на плане эвакуации - по ГОСТ Р 12.4.026. Высота шрифта - не менее 3 мм.

Какой размер должны иметь знаки и символы на плане эвакуации?

ГОСТ Р 12.2.143-2009 пункт 6.2.3. Высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации должна быть от 5 до 15 мм, на одном плане эвакуации они должны быть выполнены в едином масштабе.

Поделиться