Органы государственной безопасности ссср во время великой отечественной войны. Особенности государственного управления в годы великой отечественной войны

Великая Отечественная война внесла существенные изменения в состав, структуру и управление вооруженными силами. Нападение на нашу страну многомиллионной громады фашистских войск потребовало проведения немедленной мобилизации. В соответствии с мобилизационным планом уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, руководствуясь Конституцией СССР, объявил мобилизацию военнообязанных 14 возрастов по 14 военным округам страны. В первые дни войны в армию было призвано 5 млн. человек. Позже мобилизация была проведена и в других округах, и призыву подлежали мужчины в возрасте от 18 до 55 лет. К концу войны численность советских вооруженных сил достигала 11 365 тыс. человек. Всего за время войны в Красной Армии служило около 31 млн. человек, родившихся до 1927 г. включительно.

Одной из важнейших задач военного строительства была массовая подготовка защитников Родины для пополнения действующей армии. Советское государство принимало меры, чтобы каждое новое пополнение приходило в армию и флот уже с навыками военного дела. В соответствии с постановлениями ГКО «О подготовке резервов в системе Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота» от 16 июля 1941 г. и «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» от 18 сентября 1941 г. обязательному обучению подлежали все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет. Всего за годы войны систему военного предварительного всеобуча прошло около 18 млн. человек.

Военные мобилизации не были единственным источником пополнения вооруженных сил. В первые же дни войны патриотический подъем охватил всех советских граждан. В армию вступили сотни тысяч добровольцев. Стали формироваться дивизии народного ополчения, истребительные батальоны, добровольческие женские части и подразделения. В начале июля 1941 г. создание дивизий народного ополчения было санкционировано ГКО. Эти дивизии формировались на началах добровольности в районах, которым непосредственно угрожали фашистские войска, из граждан, не подлежащих обязательной мобилизации. Оказывая помощь кадровой армии, народное ополчение покрыло себя неувядаемой славой.

На территории, временно захваченной фашистами, росло число партизанских формирований – яркое свидетельство активности народных масс в освободительной борьбе против оккупантов. Только по официальным данным, в партизанских отрядах и соединениях насчитывалось более 1 млн. бойцов. Народы СССР осознанно шли в бой, на жертвы и лишения ради приближения победы над фашистскими захватчиками.

Многое было сделано для совершенствования системы подготовки командных кадров. За годы войны ее прошло около 2 млн. военнослужащих.

В январе – феврале 1943 г. для личного состава Красной Армии и Военно-Морского Флота были введены новые знаки различия, восстановлены погоны.

В самый тяжелый, начальный период войны в боях родилась советская гвардия. Воинским частям, кораблям, соединениям и объединениям (армиям), проявившим героизм, высокую организованность и умение громить врага, присваивались наименования гвардейских с вручением им гвардейских Красных Знамен. Для личного состава были установлены особые отличия в виде воинских гвардейских званий и нагрудного знака. Для поощрения особо отличившихся в боях солдат и офицеров в годы войны учредили девять новых боевых орденов, в том числе ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Отечественной войны, Славы, и много медалей.

Начало Великой Отечественной войны внесло существенные изменения в организацию военного управления .

В июне – августе 1941 г. была перестроена система органов стратегического и оперативного руководства Вооруженными Силами. 23 июня 1941 г. решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Главного командования Вооруженных Сил СССР как орган высшего военного руководства страной. 10 июля 1941 г. она получила название Ставки Верховного командования, а 8 августа – Ставки Верховного Главнокомандования . В нее вошли члены Политбюро ЦК партии и руководители Наркомата обороны: С.К. Тимошенко (председатель), СМ. Буденный, К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, Н.Г. Кузнецов, В.М. Молотов, И.В. Сталин.

В период войны целый ряд высших партийных и государственных постов занимал Сталин. Он был одновременно Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем СНК СССР (с 6 мая 1941 г.), Председателем ГКО, Верховным Главнокомандующим (с 8 августа 1941 г.), наркомом обороны СССР (с 19 июля 1941 г.), Председателем Транспортного комитета ГКО.

Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, Управления Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота. Принимаемые Ставкой решения доводились до командования фронтов и флотов в виде директив Верховного Главнокомандования. В своей деятельности Ставка опиралась на военные советы фронтов. Связь с фронтами осуществлялась и через представителей Ставки, в задачу которых входили: координация действий фронтов, контроль за исполнением директив Верховного Главнокомандования, помощь фронтам в планировании, подготовке и осуществлении операций. Чаще всего Ставку представляли Г.К. Жуков, назначенный в августе 1942 г. первым заместителем Верховного Главнокомандующего, и начальник Генерального штаба A.M. Василевский.

Высшими объединениями войск с июля 1941 г. являлись три важнейших стратегических направления во главе с их Главным командованием(Северо-Западное–К.Е. Ворошилов, Западное – С.К. Тимошенко, Юго-Западное – С.М. Буденный), а после реформирования направлений с июля 1942 г. высшими объединениями войск стали фронты, возглавляемые командующими и военными советами. Они и руководили военными операциями.

Военные советы фронтов и армий были постоянно связаны с ГКО и Верховным Главнокомандованием, несли перед ними полную ответственность за боевые действия, военную подготовку, политико-моральное состояние и материально-техническое обеспечение войск.

К соединениям в годы войны относились корпуса, дивизии, бригады. Командующим фронтами и армиями, командирам соединений, которые непосредственно руководили боевыми операциями, были предоставлены права по присвоению воинских званий, назначению на должности командного и начальствующего состава, награждению от имени Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями отличившихся в боях. Частями в Красной Армии являлись полки, а также особая категория подразделений, получивших наименование «отдельных» (отдельный батальон, отдельный дивизион), командование которых пользовалось правами на ступень выше.

Важную роль в армии и на флоте играли политорганы. Общее руководство партийно-политической работой в армии осуществляли Главное политическое управление (ГПУ) РККА и Главное политическое управление ВМФ (оба – на правах военных отделов ЦК партии. К концу войны в армии действовало более 2 тыс. политорганов, около 78 тыс. первичных организаций.

16 июля 1941 г. в частях и соединениях был введен институт военных комиссаров, которые, руководя партийно-политической работой, наравне с командирами несли полную ответственность за боевую подготовку и боеспособность войск. Но в отличие от времен гражданской войны функциями контроля над командным составом комиссары не обладали. В подразделениях вводились должности политруков. После успешного развертывания многомиллионной армии, подъема ее морально-политического духа и боеспособности, накопления командирами опыта политической работы стало возможным укрепление единоначалия в управлении войсками. В октябре 1942 г. институт военных комиссаров в армии и на флоте был упразднен. Были введены должности заместителей командиров по политчасти. В партизанских отрядах военные комиссары были сохранены. При Главном политуправлении и при политуправлениях фронтов существовали партизанские отделы.

30 мая 1942 г. для объединения руководства партизанской борьбы в тылу врага в общесоюзном масштабе и координации действий партизанских отрядов с частями Красной Армии при Ставке был создан Центральный штаб партизанского движения (начальник – первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко) и республиканские (украинский, белорусский, литовский, латвийский, эстонский) штабы. При штабах армий создавались спецотделы по связи с партизанскими отрядами.

С этого момента партизанское движение приобретает более организованный характер и координирует свои действия с армией (Белоруссия, северная часть Украины, Брянская, Смоленская и Орловская области). К весне 1943 года диверсионная подпольная работа велась практически во всех городах на купированной территории. Стали возникать крупные партизанские соединения (полки, бригады), возглавляемые опытными командирами: С.А. Ковпаком, А. И. Сабуровым, А.Ф. Федоровым, Н.З. Колядой, С.В. Гришиным и др. Почти все партизанские соединения имели радиосвязь с Центром. C лета 1943 г. крупные соединения партизан осуществляли боевые действия в рамках общевойсковых операций. Особенно масштабными были партизанские действия во время Курской битвы, операции «Рельсовая война» и «Концерт». По мере наступления советских войск партизанские соединения переформировывались и вливались в подразделения регулярной армии.

Всего за годы войны партизаны вывели из строя 1,5 млн. солдат и офицеров противника, взорвали 20 тыс. вражеских поездов и 12 тыс. мостов, уничтожили 65 тыс. автомашин, 2,3 тыс. танков, 1,1 тыс. самолетов, 17 тыс. км линий связи.

В тылу врага сражалось в течении всей войны более 1 млн. партизан. Центральный штаб партизанского движения устанавливал связи с партизанскими формированиями, направлял и координировал их деятельность, распространял опять партизанской борьбы, готовил кадры, снабжал партизан оружием, боеприпасами, медикаментами, а главное - организовывал их взаимодействие с войсками. Некоторое время (с 6 сентября по19 ноября 1942 г.) существовала должность Главнокомандующего партизанским движением (Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов).

Боевой опыт всех родов войск в годы войны регулярно обобщался и нашел свое четкое отражение в новых уставах и наставлениях, в том числе в Боевом уставе пехоты 1942 г., Наставлении по полевой службе штабов 1942 г., Наставлении по войсковой разведке.

История государственного управления в России Щепетев Василий Иванович

Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941–1945)

Сложная обстановка начального периода войны обусловила проведение некоторых организационных преобразований в целях укрепления и централизации руководства органами внутренних дел и государственной безопасности.

20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объединении Народного комиссариата внутренних дел СССР и Народного комиссариата государственной безопасности СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР».

Третьи управления и отделы НКО и НК ВМФ СССР вновь были преобразованы в Особые отделы и возвращены в систему НКВД.

К 1943 г. обстановка на советско-германском фронте коренным образом изменилась в пользу СССР. Свои неудачи в открытой вооруженной борьбе немецкое командование попыталось компенсировать активизацией шпионско-диверсионной деятельности.

Необходимость нанести врагу сокрушительное поражение на «тайном» фронте, а также особенности деятельности органов внутренних дел в условиях освобождения территории СССР от оккупации потребовали дальнейших организационно-правовых изменений.

14 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР вновь разделил НКВД на два самостоятельных наркомата: НКВД СССР (нарком Л. П. Берия) и НКГБ СССР (нарком В. Н. Меркулов), а Государственный комитет обороны принял решение о реорганизации Особых отделов НКВД в Управления контрразведки «Смерш» НКО и НК ВМФ СССР.

Война намного усложнила и увеличила объем работы, выполнявшейся органами НКВД. В связи с этим военно-политическое руководство СССР приняло необходимые правовые акты. Так, постановлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. охрана тыла действующей армии (борьба со шпионами, диверсантами, дезертирами, паникерами) была возложена на специальные формирования войск НКВД. При НКВД СССР создается Главное управление войск охраны тыла действующей армии, а при каждом фронте – Управление войск охраны тыла, подчинявшееся командованию фронтом и своему ведомству.

По отдельным решениям ГКО на базе войск НКВД были созданы многие соединения и части для действующей армии. Например, только в июле 1941 г. НКВД СССР сформировал и передал в Красную армию 15 стрелковых дивизий. В прифронтовых городах личный состав милиции объединялся в батальоны и полки для непосредственного участия в боевых действиях.

Как известно, в предвоенные годы одной из ведущих функций НКВД СССР являлась организация использования труда заключенных в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим наркомат превратился в крупнейшее промышленное ведомство.

Чрезвычайная обстановка военного времени показала эффективность довоенных организационных форм построения советской милиции, поэтому не пришлось осуществлять какой-либо существенной перестройки аппарата. Как и до войны, высшим органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР. В наркоматах внутренних дел союзных и автономных республик имелись управления милиции, их начальники одновременно являлись заместителями наркомов внутренних дел.

В годы войны на милицию были возложены дополнительные обязанности:

– борьба с распространителями провокационных слухов;

– трудовым и военным дезертирством;

– обеспечение организованной эвакуации населения, промышленных предприятий, запасов продовольствия и других материальных ценностей;

– борьба с мародерством;

– мобилизация транспортных средств для нужд Красной армии, учет и мобилизация военнообязанных;

– организация истребительных батальонов и т. д.

С началом войны организация и деятельность советских судебных и прокурорских органов была перестроена в соответствии с задачами, определенными в Директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Органы суда и прокуратуры вместе с другими правоохранительными органами обязывались вести беспощадную борьбу с изменниками Родины, шпионами и диверсантами, дезертирами и паникерами, со всеми, кто мешал обороне Отечества.

Основной особенностью ведения следствия в условиях войны была оперативность. Законы военного времени устанавливали сокращенные сроки (до 1–3 дней) расследования уголовных дел.

Существенной особенностью развития уголовного права в годы войны стал институт ответственности по законам военного времени, который характеризовался, прежде всего, усилением уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях преступления.

В начале войны Верховный Суд СССР дал принципиально важное разъяснение «О порядке рассмотрения дел в отношении лиц, совершивших преступления в местностях, временно занятых неприятелем» от 11 декабря 1941 г. Временная оккупация не отменяла и не приостанавливала действие советских законов, поэтому «ответственность граждан, совершивших преступления в местностях, временно занятых неприятелем, или прифронтовой полосе, и эвакуированных из этих местностей, определяется уголовным законодательством союзной республики по месту совершения преступления».

Следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии, которые применялись в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что уже в первые месяцы войны военно-политическое руководство СССР убедилось в ошибочности установки на ведение боевых действий «малой кровью и на чужой территории». Красная армия была вынуждена неоднократно отступать, обороняться и при этом несла значительные потери в живой силе, в том числе и по причине ее пленения. По имеющимся сведениям, за годы войны около 6 млн военнослужащих советских вооруженных сил попали в плен, из них только в 1941 г. – свыше 3 млн.

Государственный комитет обороны, обеспокоенный неблагоприятно складывающейся ситуацией на фронте, 16 июля 1941 г. принял специальное постановление, которое следовало прочесть «во всех ротах, батареях, эскадронах и авиаэскадрильях». В постановлении указывалось, что ГКО арестовал и предал суду военного трибунала за «бездействие власти, отсутствие распорядительности, развал управления войсками, сдачу оружия противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций» 9 высших командиров и комиссаров действующей армии.

Если оценивать эти документы с точки зрения конкретно-исторической обстановки, то требование в трудный для Родины час исполнять свой воинский долг до конца, безусловно, следует признать справедливым. В то же время вышеназванное постановление ГКО и приказ Ставки ВГК, эмоциональные призывы «железной рукой карать трусов и изменников», не подкрепленные точными юридическими формулировками, приводили нередко к необоснованным репрессиям. Суровая уголовная ответственность была распространена на членов семей военнослужащих, попавших в плен, что является вопиющим нарушением законности.

С помощью уголовно-правовых норм решались задачи не только борьбы с преступностью, укрепления дисциплины и правопорядка, но и перевоспитания осужденных, сохранения кадров для вооруженных сил и народного хозяйства.

автора Щепетев Василий Иванович

Система органов государственного управления в период Гражданской войны Оформившаяся в Советской России к лету 1918 г. система управления была готова к проведению жесткой централизации. Предприятия лишались самостоятельности в целях выявления и максимального

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (ВЧК-ГПУ-ОГПУ) и милиции Переход к нэпу, развитие демократических начал Советского государства обусловили необходимость реорганизации ВЧК и ее органов на местах.Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК была

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

3. Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа управления вооруженными силами (1941–1945) Военно-политическое руководство СССР во время Великой Отечественной войны уделяло большое внимание развитию всех видов советских вооруженных сил и родов войск, совершенствованию органов управления ими, добиваясь, чтобы

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Особенности развития органов государственной безопасности Завершение войны и начало работ по восстановлению разрушенного народного хозяйства внесли изменения в содержание деятельности органов государственной безопасности и внутренних дел.Основные изменения в

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

Из книги Убийцы Сталина. Главная тайна XX века автора Мухин Юрий Игнатьевич

Лишение ВКП(б) органов управления государством Не надо думать, что Сталин мог вот так взять и подарить человекообразным Животным дело своей жизни, свой народ. Нет, Сталин дал Животным свой последний бой и пал именно в этом бою у стен защищаемого им коммунизма. Не для того

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

Глава 3. Реформы органов управления и суда § 1. Губернская реформа Мы уже упоминали о том, что во второй половине XVII в. и особенно на грани XVII–XVIII вв. в системе центральных государственных учреждений происходили частичные изменения. Часть центральных приказов, общее

Из книги Полководцы Первой Мировой [Русская армия в лицах] автора Рунов Валентин Александрович

Создание фронтовых органов управления Впервые прообраз фронтового управления появился в России в годы Русско-японской войны, когда в Маньчжурии было развернуто несколько армий и остро встал вопрос согласованного управления ими. Но тогда по разным причинам до конца

автора Коллектив авторов

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

Из книги Хозяин Брянских лесов автора Грибков Иван Владимирович

Глава 1 Формирование местным органов власти на оккупированной территории РСФСР в первый период оккупации (октябрь 1941 - февраль 1942 гг.) Предпосылки образования коллаборационистского движения в СССРПоявление сотен тысяч «русских коллаборационистов», в годы Второй

Из книги Фронт без границ. 1941–1945 гг. автора Белозеров Б. П.

§ 2. Изменение и подчинение органов государственной власти и управления борьбе с германским фашизмом Нарастание военной угрозы требовало принятия необходимых мер со стороны СССР. Генеральным штабом в феврале-апреле 1941 года были проведены совещания с командующими

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

7. Складывание общерусских органов управления и особой формы государственности Формирование единой территории Русского государства тесно переплеталось как с концентрацией власти в руках великого князя московского, так и с созданием общерусской системы

№22 Приказ РВС СССР № 564 «О реорганизации окружных аппаратов управления РККА» 15 апреля 1924 г.СекретноРеволюционный военный совет ССС Республик приказывает.1. Реорганизовать существующий ныне военно-окружной аппарат и иметь таковой в нижеследующем составе с

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№56 Служебная записка начальника Организационного управления Штаба РККА С.И. Венцова зам. председателя РВС СССР И.С. Уншлихту о целесообразности упразднения местных органов военного управления и передаче их функций командованию территориальных округов №2308314 октября 1924

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании Советского государства.

Все изменения в системе управления не могли решить задач военного времени. Поэтому наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями . Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. Уже в первые дни войны стала видна недостаточность предпринятых для отражения агрессии мер.

Очевидной становилась необходимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления. Таким органом и стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), созданный совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально в состав ГКО вошли 5 человек, а затем был расширен до 9 человек, а к окончанию войны сократился до 8. Возглавил ГКО Сталин.

17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано Управление всеобщего военного обучения (Всеобуч).

Через наркоматы ГКО руководил работой государственных учреждений и ведомств, а через Ставку Верховного Главнокомандования осуществлял руководство вооруженной борьбой с захватчиками. Упразднен был ГКО Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал неограниченными полномочиями . Его состав свидетельствовал, что в нем собраны наиболее дееспособные и авторитетные люди из высших партийных и государственных органов, наделенных легитимными властными полномочиями. Несмотря на малочисленность ГКО, условия военного времени не позволяли ему собираться регулярно и в полном составе. Решения принимались председателем или заместителем по согласованию с другими членами ГКО.

Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации – партийные, советские, хозяйственные, общественные – обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В республиках, краях и областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности уполномоченных ГКО.

В прифронтовых местностях решением ГКО создавались областные и городские комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. Они руководили созданием народного ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом боевой техники, вели общественно-воспитательную работу, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупантов районах.

Государственный Комитет Обороны создавал вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 года на совместном заседании Политбюро и ГКО был образован Транспортный комитет . Этот комитет стал единым органом управления всеми видами транспорта. Он мобилизовал ресурсы железнодорожников, водников, авиаторов страны, обеспечивал взаимодействие всех звеньев транспортной системы. В состав Транспортного комитета входили наркомы путей сообщения, морского и речного флота, представители Наркомата обороны. В декабре 1942 года было создано Оперативное бюро ГКО . Этот орган наблюдал за работой промышленных и транспортных наркоматов, составлял месячные и квартальные планы производства важнейших отраслей промышленности, следил за своевременным снабжением их металлами, углем, нефтью, электроэнергией. Оперативное бюро взяло на себя и функции упраздненного Транспортного комитета.

Претерпели изменения в годы Великой Отечественной войны и Вооруженные Силы СССР. Для руководства военными действиями на следующий день после начала Великой Отечественной войны Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования . 10 июля 1941 г. она была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования . Ставка должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган и был назначен Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР Сталин.

24 июня 1941 г. Постановлением СНК СССР ЦК ВКП(б) был образован Совет по эвакуации . Совет работал в тесном контакте с наркоматами, при которых были созданы отделы по эвакуации. В июне 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения . Наряду с Советом по эвакуации в октябре – декабре 1941 г. действовал также Комитет по эвакуации . Комитет руководил эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. Наряду с Советом и Комитетом по эвакуации 22 июня 1942 г. Постановлением ГКО была создана Комиссия по эвакуации . Комиссия действовала по осень 1942 года. Также были созданы и действовали такие чрезвычайные органы управления как Комитет по продовольственному и вещевому снабжению и Комитет по разгрузке транспортных грузов .

На первом этапе войны в силу недостаточной подготовленности страны к активной обороне многие районы СССР оказались оккупированными фашистскими войсками. Несмотря на жесточайшие репрессии, фашистам не удалось полностью парализовать и ликвидировать советскую систему управления на захваченной территории. В зоне немецкой оккупации продолжали действовать или создавались вновь партийные и советские органы. Они опирались на подпольное движение и партизанские формирования .

Партизанское движение зародилось вскоре после оккупации части советской территории. Однако широкий и организованный размах оно получило после того, как было организовано надлежащее управление партизанскими отрядами и формированиями. 30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О создании при Ставке Верховного Главного Командования Центрального штаба партизанского движения ». В республиках, краях и областях были созданы соответствующие штабы, руководившие партизанским движением. При Военных советах фронтов также создавались партизанские штабы. В тылу немецко-фашистских войск создавались партизанские края, зоны, где восстанавливались органы советской власти, колхозы, предприятия местной промышленности, медицинские, культурно-бытовые и другие учреждения.

Чрезвычайные органы власти и управления создавались и для решения конкретных, возникших в связи с войной задач. Условия военного времени продиктовали создание новых органов управления.

2 ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний , совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР. На эту комиссию был возложен сбор документальных данных о злодеяниях, их проверка, подготовка материалов об ущербе, причиненном советским гражданам в период оккупации. Аналогичные комиссии были созданы в республиках, краях, областях, городах.

Создание чрезвычайных органов управления не снимало ответственности с традиционных звеньев руководства. От них требовались не только исполнительность, но и инициативность и полная отдача сил. Органы государственного управления, как и вся страна, работали в режиме чрезвычайного положения.

(1941-1945)

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на
СССР. В этой обстановке функция обороны государства выдви-
нулась на первое место. С начала войны партийно-государствен-
ным руководством СССР была разработана программа мобили-
зации всех сил и средств страны на разгром врага. В основу ее
был положен опыт Гражданской войны.


Одним из первых юридических документов, в котором бы
изложены положения этой программы, стала Директива СН
СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. «Партийным и совет-
ским организациям прифронтовых областей». Директива стала
программой превращения страны в единый военный лагерь, в хо-
де выполнения которой аппарат государственного управления
и система правоохранительных органов были приспособлены
к задачам и особенностям ведения войны.

Первоочередные усилия страны направлялись на развитие
и удовлетворение потребностей Вооруженных сил. Наиболее
важные области общественных отношений стали регулировать-
ся особыми законами военного времени.

Система управления страной кардинально перестраивается,
создаются чрезвычайные органы власти и управления. 23 июня
1941 г. была образована Ставка Главного командования Воо-
руженных сил
(10 июля переименована в Ставку Верховного
главнокомандования).
В нее входили члены Политбюро ЦК
ВКП(б) и Наркомата обороны. Ставка Верховного главноко-
мандования имела своих представителей на фронтах; ей подчи-
нялся Генеральный штаб РККА. Кроме того, органами Ставки
были управления наркоматов обороны и флота, командование
фронтов.

Структура вооруженных сил включала фронты, армии, кор-
пуса, дивизии, бригады.
В ходе войны было введено (1943)
деление военнослужащих на рядовой, офицерский состав и ге-
нералитет.
Были введены новые знаки различия, сходные с до-
революционными.

30 июня 1941 г. создается Государственный комитет обо-
роны (ГКО)
во главе с И.В. Сталиным. Этот чрезвычайный
высший орган сосредоточил всю полноту власти в стране. Распо-
ряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. Всего за годы войны ГКО принял около 10 тыс. постановлений, которые имели силу законов военного времени. К компетенции ГКО относились все ключевые вопросы мобилизации сил и средств страны на отпор врагу, превращения ее в единый Военныйлагерь. Своего специального аппарата ГКО не имел, а использовал аппараты ЦК ВКП(б), Совнаркома, отдельных наркоматов. Какого-либо документа, регламентировавшего порядок обсуждения, принятия и исполнения решений, разработано не было, но ГКО являлся оперативным, четко действовавшим органом. Процедурные вопросы его деятельности были сведены к минимуму, заседания проводились в любое время суток. Право


принятия окончательного решения принадлежало председате-
лю ГКО.

На местах ГКО представляли его уполномоченные. В боль-
шинстве ими были секретари ЦК ВКП(б) и компартий союзных
республик, крайкомов и обкомов партии, наркомы и их замести-
тели. Масштабы и сроки деятельности уполномоченных опреде-
лялись характером выполнявшегося задания. При ГКО по мере
необходимости создавались различные комиссии, комитеты, бю-
ро, действовавшие, в зависимости от обстоятельств, временно
или постоянно. В числе постоянных органов было, например,
Оперативное бюро ГКО, образованное в декабре 1942 г. для конт-
роля и координации работы всех наркоматов оборонной промыш-
ленности.

Транспортный комитет ГКО с февраля 1942 г. занимался ор-
ганизацией функционирования всей транспортной системы стра-
ны. В 1944 г. при ГКО был создан Особый комитет, который
занимался вопросами репарации (возмещение экономического
ущерба СССР за счет имущества побежденных государств).

Военно-стратегическое руководство вооруженной борьбой
ГКО осуществлял через Ставку Верховного главнокомандующе-
го. Кроме того, представители ГКО выезжали в действующую
армию для оказания помощи в организации и обеспечении важ-
нейших битв и фронтовых операций. По решению ГКО во многих прифронтовых городах в целях мобилизации местных ресурсов для оказания помощи военному командованию и установления «строжайшего порядка в городах и прилегающих районах» с лета-осени 1941 г. стали создаваться чрезвычайные органы власти - городские комитеты обороны в составе первого секретаря обкома или горкома ВКП(б), председателя облисполкома или горисполкома, начальника областного управления или горотдела НКВД и коменданта города. При
этом в распоряжение коменданта передавались войска НКВД,
милиция и добровольческие рабочие отряды. В общей сложности городские комитеты обороны были созданы в годы войны более чем в 60 городах и сыграли важную роль в организации отпора врагу, перестройки местной экономики в интересах фронта. Многие городские комитеты обороны продолжали существовать практически до конца войны, принимали энергичные меры по восстановлению жилого фонда, коммунального хозяйства, местной промышленности, обеспечению населения продовольствием. Образование ГКО и городских комитетов обороны не привело к упразднению конституционных органов государственной

власти - Советов депутатов трудящихся, которые продолжали
действовать (в некоторых случаях даже на территории, оккупи-
рованной немцами). Работая совместно с чрезвычайными орга-
нами военного времени и оказывая им всестороннюю помощь
и поддержку, Советы сыграли важную роль в перестройке про-
мышленности и сельского хозяйства на военный лад, обеспече-
нии нужд фронта, проведении мобилизационных и оборонитель-
ных мероприятий. Деятельность Советов депутатов трудящихся в годы Великой Отечественной войны отличалось особенностями: объем работы
значительно возрос, задачи усложнились, а депутатский состав
резко сократился в связи с мобилизацией, а также эвакуацией
многих депутатов вместе с предприятиями и учреждениями
в тыл страны. Затруднен был своевременный созыв очередных
сессий Советов, сложнее стало использовать коллегиальные
формы работы. Для кворума требовалось только 2/3 депутатов,
имевшихся в наличии, иногда вместо сессий проводились рас-
ширенные заседания исполкомов (с активом). Избирательные кампании в годы войны не проводились, полномочия депутатов продлевались Президиумом Верховного Совета СССР, а в ряде местностей председатели сельсоветов, исполкомов горсоветов, райисполкомов просто назначались вышестоящими органами власти. Особенностью деятельности Советов депутатов трудящихся было еще и то, что наряду с осуществлением своих обычных конституционных полномочий они стали решать новые задачи, выдвинутые военным временем:

Развертывание военного производства;

Организация эвакуации, размещение и скорейший ввод
в строй эвакуированных предприятий;

Обеспечение и бытовое устройство госпиталей, семей
фронтовиков, инвалидов войны, сирот;

Строительство оборонительных сооружений.

За годы минувшей войны высший орган государственной власти страны - Верховный Совет СССР трижды (в 1942, 1944 и 1945 гг.) созывался на свои сессии, на которых решались вопросы военного государственного бюджета, ратифицировались международные договоры со странами антигитлеровской коалиции. В 1944 г. Верховный Совет СССР принял принципиально важные законы, расширявшие полномочия союзных республик; «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений» и «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим Наркомата


обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный
комиссариат».

Президиум Верховного Совета СССР продолжал осуществ-
лять свои конституционные полномочия, а при необходимости
и отдельные полномочия Верховного Совета СССР.

В условиях войны значительно усилилась роль Совета народ-
ных комиссаров СССР, который проделал огромную работу, свя-
занную с эвакуацией промышленности, налаживанием чрезвычай-
ного порядка руководства экономикой страны, восстановлением
разрушенного войной народного хозяйства. Совнарком СССР стал
также организующим и контролирующим органом в процессе вы-
полнения постановлений ГКО.

Чрезвычайно важное значение в годы войны имела деятель-
ность СНК СССР по обеспечению общественного порядка, за-
щите интересов государства и охране прав граждан, в том числе
по обеспечению строгой дисциплины в тылу, по обеспечению
фронта всем необходимым.

Одним из первых правительственных правовых актов, давших
общее направление перестройке аппарата управления, было поста-
новление СНК СССР «О расширении прав народных комиссаров
СССР в условиях военного времени» от 1 июля 1941 г.

Наркомам предоставлялось право самостоятельно, не спраши-
вая на то разрешения правительства, распределять и перерас-
пределять материальные ресурсы между предприятиями, строй-
ками, восстанавливать разрушенные заводы и фабрики, жилые
дома за счет капиталовложений, внелимитных затрат, а при их
отсутствии - в счет себестоимости продукции. Обстоятельства военного времени вызвали необходимость создания ряда новых центральных органов отраслевого управления СССР. Так, вскоре после начала войны был образован Наркомат танковой промышленности СССР, а Наркомат общего машиностроения преобразован в Наркомат минометного вооружения. По мере необходимости при Совнаркоме СССР создавались
(временно или постоянно) различные советы, комитеты, бюро, которые действовали на правах высших органов управления, координировавших усилия отраслевых наркоматов. 24 июня 1941 г. на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) при Совнаркоме СССР было образовано Советское информационное бюро (Совинформбюро) для руководства работой средств массовой информации, а также деятельностью различных антифашистских общественных организаций (Антифашистский комитет советских женщин, Антифашистский комитет советской молодежи, Еврейский антифашистский комитет и др.).


В августе 1943 г. при СНК СССР учрежден Комитет по вос-
становлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой
оккупации. На комитет возлагалась координация деятельности
наркоматов и местных органов, контроль за выполнением реше-
ний правительства по восстановлению этих районов.

В ноябре 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образо-
вал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению
и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их
сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, об-
щественным организациям, государственным предприятиям и уч-
реждениям СССР (ЧГК).

ЧГК собрала огромное количество документальных и вещест-
венных доказательств (свыше 250 тыс. протоколов опроса свиде-
телей, более 4 млн актов о причиненном ущербе), которые были
использованы на процессе в Нюрнберге и других судебных за-
седаниях для наказания военных преступников и их пособников.

В республиках, краях и областях, городах, освобождаемых от
оккупантов, создавались соответствующие комиссии содейст-
вия ЧГК.

Как характерную особенность деятельности государственного
аппарата в условиях военного времени можно отметить совмеще-
ние должностей руководителей высших и центральных военных
органов управления и ряда гражданских наркоматов и ведомств.
Так, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами СССР
И.В. Сталин одновременно являлся председателем Ставки Верхов-
ного главнокомандования, народным комиссаром обороны СССР,
Председателем СНК СССР, Председателем Государственного коми-
тета обороны и Генеральным секретарем ЦК ВКП(б).

С февраля 1942 г. начальник тыла Красной армии стал вы-
полнять обязанности наркома путей сообщения СССР, а началь-
ник связи Красной армии одновременно руководил Наркоматом
связи СССР. Раскрывая особенности государственного развития СССР
в период Великой Отечественной войны, необходимо отметить
массовые политические репрессии в отношении отдельных народов СССР по обвинению в активной помощи и сотрудничестве
с противником, что являлось грубейшим нарушением Конституции СССР. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе-сентябре 1941 г. была упразднена автономная республика
немцев в Поволжье, а сами немцы - граждане СССР (более 1 млн человек) выселены в Казахстан. В 1943-1944 гг. решением ГКО упразднены автономные республики карачаевцев,


калмыков, чеченцев, ингушей, крымских татар, а сами народы
в административном порядке переселены в Казахстан, Кирги-
зию, Узбекистан.

В октябре 1944 г. Тувинская народная республика вошла в со-
став СССР на правах автономной области РСФСР.

В целом советский государственный аппарат оказался способ-
ным успешно функционировать в чрезвычайных условиях вой-
ны. Максимальная централизация руководства способствовала
превращению страны в единый военный лагерь, что в конечном
счете явилось одним из факторов, обеспечивших победу.

Особенности реорганизации управления
чрезвычайных органов власти
(1941-1945)

Сложная обстановка начального периода войны обусловила
проведение некоторых организационных преобразований в целях
укрепления и централизации руководства органами внутренних
дел и государственной безопасности.

20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Со-
вета СССР «Об объединении Народного комиссариата внутрен-
них дел СССР и Народного комиссариата государственной безо-
пасности СССР в единый Народный комиссариат внутренних
дел СССР».

Третьи управления и отделы НКО и НК ВМФ СССР вновь были
преобразованы в Особые отделы и возвращены в систему НКВД.

К 1943 г. обстановка на советско-германском фронте корен-
ным образом изменилась в пользу СССР. Свои неудачи в откры-
той вооруженной борьбе немецкое командование попыталось
компенсировать активизацией шпионско-диверсионной деятель-
ности.

Необходимость нанести врагу сокрушительное поражение на
«тайном» фронте, а также особенности деятельности органов
внутренних дел в условиях освобождения территории СССР от
оккупации потребовали дальнейших организационно-правовых
изменений. 14 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР вновь
разделил НКВД на два самостоятельных наркомата: НКВД
СССР (нарком Л.П. Берия) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Мер-
кулов), а Государственный комитет обороны принял решение
о реорганизации Особых отделов НКВД в Управления контрраз-
ведки «Смерш» НКО и НК ВМФ СССР.


Война намного усложнила и увеличила объем работы, выпол-
нявшейся органами НКВД. В связи с этим военно-политическое
руководство СССР приняло необходимые правовые акты. Так, по-
становлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. охрана тыла дейст-
вующей армии (борьба со шпионами, диверсантами, дезертирами,
паникерами) была возложена на специальные формирования войск
НКВД. При НКВД СССР создается Главное управление войск
охраны тыла действующей армии, а при каждом фронте - Управ-
ление войск охраны тыла, подчинявшееся командованию фронтом
и своему ведомству. По отдельным решениям ГКО на базе войск НКВД были созданы многие соединения и части для действующей армии. Например, только в июле 1941 г. НКВД СССР сформировал и передал
в Красную армию 15 стрелковых дивизий. В прифронтовых городах личный состав милиции объединялся в батальоны и полки для
непосредственного участия в боевых действиях. Как известно, в предвоенные годы одной из ведущих функций НКВД СССР являлась организация использования труда заключенных в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим наркомат превратился в крупнейшее промышленное ведомство.

Чрезвычайная обстановка военного времени показала эффек-
тивность довоенных организационных форм построения совет-
ской милиции, поэтому не пришлось осуществлять какой-либо
существенной перестройки аппарата. Как и до войны, высшим
органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР.
В наркоматах внутренних дел союзных и автономных республик
имелись управления милиции, их начальники одновременно яв-
лялись заместителями наркомов внутренних дел.

В годы войны на милицию были возложены дополнительные
обязанности:

Борьба с распространителями провокационных слухов;

Трудовым и военным дезертирством;

Обеспечение организованной эвакуации населения, про-
мышленных предприятий, запасов продовольствия и дру-
гих материальных ценностей;

Борьба с мародерством;

Мобилизация транспортных средств для нужд Красной ар-
мии; учет и мобилизация военнообязанных;

Организация истребительных батальонов и т. д.

С началом войны организация и деятельность советских судебных и прокурорских органов была перестроена в соответствии с задачами, определенными в Директиве СНК СССР и ЦК


ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Органы суда и прокуратуры вместе
с другими правоохранительными органами обязывались вести
беспощадную борьбу с изменниками Родины, шпионами и дивер-
сантами, дезертирами и паникерами, со всеми, кто мешал обо-
роне Отечества.

Основной особенностью ведения следствия в условиях вой-
ны была оперативность. Законы военного времени устанавлива-
ли сокращенные сроки (до 1-3 дней) расследования уголовных
дел.

Существенной особенностью развития уголовного права в го-
ды войны стал институт ответственности по законам военного
времени, который характеризовался, прежде всего, усилением
уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях
преступления.

В начале войны Верховный Суд СССР дал принципиально
важное разъяснение «О порядке рассмотрения дел в отношении
лиц, совершивших преступления в местностях, временно заня-
тых неприятелем» от 11 декабря 1941 г. Временная оккупация
не отменяла и не приостанавливала действие советских законов,
поэтому «ответственность граждан, совершивших преступления
в местностях, временно занятых неприятелем, или прифронто-
вой полосе и эвакуированных из этих местностей, определяет-
ся уголовным законодательством союзной республики по месту
совершения преступления». Следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии, которые применялись в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что уже в первые месяцы войны военно-политическое руководство СССР убедилось в ошибочности уста-
новки на ведение боевых действий «малой кровью и на чужой
территории». Красная армия была вынуждена неоднократно от-
ступать, обороняться и при этом несла значительные потери
в живой силе, в том числе и по причине ее пленения. По имею-
щимся сведениям, за годы войны около 6 млн военнослужащих
советских вооруженных сил попали в плен, из них только
в 1941 г. - свыше 3 млн. Государственный комитет обороны, обеспокоенный неблагоприятно складывающейся ситуацией на фронте, 16 июля 1941 г. принял специальное постановление, которое следовало прочесть «во всех ротах, батареях, эскадронах и авиаэскадрильях». В по становлении указывалось, что ГКО арестовал и предал суду
военного трибунала за «бездействие власти, отсутствие рас-
порядительности, развал управления войсками, сдачу оружия


противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций»
9 высших командиров и комиссаров действующей армии.

Если оценивать эти документы с точки зрения конкретно-ис-
торической обстановки, то требование в трудный для Родины
час исполнять свой воинский долг до конца, безусловно, следует
признать справедливым. В то же время вышеназванное поста-
новление ГКО и приказ Ставки ВГК, эмоциональные призывы
«железной рукой карать трусов и изменников», не подкреп-
ленные точными юридическими формулировками, приводили
нередко к необоснованным репрессиям. Суровая уголовная от-
ветственность была распространена на членов семей военнослу-
жащих, попавших в плен, что является вопиющим нарушением
законности.

Тезис 5.

1941-1945 гг. Период Великой Отечественной войны

1.Государственный комитет обороны (ГКО) - высший чрезвычайный орган власти

2. Ставка Верховного Главнокомандования

3. Управление наркоматов обороны и флота

4. Управление по делам эвакуации при СНК

5. Главное командование партизанского движения

6. Одновременно функционировали органы гражданской власти

7. Глава правительства - Председатель СНК СССР

С началом Великой Отечественной войны система управления страной кардинально перестраивается. 23 июня 1941 г. образована Ставка Главного командования вооруженных сил (10 июля переименована в Ставку Верховного Главнокомандования). В нее входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Ставка Верховного Главнокомандования имела своих представителей на фронтах; ей подчинялся Генеральный штаб РККА. Кроме того, органами Ставки были управления Наркоматов обороны и флота, командование фронтов.

Фронты подразделялись на соединения, оперативные объединения и корпуса. Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады. В ходе войны (1943) было введено деление военнослужащих на рядовой, офицерский состав и генералитет. Были введены новые знаки различия.

30 июня 1941 г. создается Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным. Этот высший чрезвычайный орган сосредоточил всю полноту власти в стране. В состав ГКО вошли: В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.М. Каганович, Л.П. Берия, НА. Булганин, Н.А. Вознесенский. Распоряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. В союзных и автономных республиках ГКО действовал через своих уполномоченных. ГКО действовал и через существовавшие государственные, партийные и общественные органы. Кроме того, на местах создавались комитеты и комиссии. В 65 городах СССР в период 1941 - 1942 гг. были созданы городские комитеты обороны, в которые входили пред- ставители советских партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Сохраняли свои функции Совет народных комиссаров и Советы. Еще большую роль в государстве стали играть партийные органы всех уровней.



Для перебазирования промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации (председатель - Н.М. Шверник, заместитель - А.Н. Косыгин). Кроме того, в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. эти органы реорганизовали в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. В республиках и областных (краевых) советах созданы соответствующие отделы эвакуации, а на железных дорогах - эвакуационные пункты.

Военная обстановка обусловила преобразование структуры отраслевых наркоматов. Были образованы Наркомат танковой промышленности и Наркомат минометной промышленности, а также перестроена структура и работа Наркомата путей сообщения и Наркомата связи.

Проблема обеспечения народного хозяйства кадрами потребовала создания при СНК СССР Комитета по учету и распределению рабочей силы (июнь 1941). Соответственно при областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и мобилизации трудоспособного населения.

Оккупация Донбасса и выход германских войск к Северному Кавказу чрезвычайно обострили проблему с топливом. Для обеспечения бесперебойного снабжения фронта и тыла энергоресурсами в 1942 г. было создано Главное управление по снабжению углем, а в 1943 г. - Главное управление по снабжению нефтью, искусственным топливом и газом.

В военные годы особенного внимания требовало военное строительство, т.е. обеспечение армии военнослужащими, кадрами. С начала войны мобилизация была проведена сразу по 14 возрастам (от 19 до 55 лет). В армии на первом этапе действовал институт военных комиссаров, а на уровне роты - политруков. Осенью 1942 г. были введены должности заместителей командиров по политчасти, функции которых - идеологический контроль и воспитание.

Тезис 6.

Местный аппарат управления

1. Уполномоченные ГКО

2. Комитеты обороны

3. Сохраняли свои функции Советы

Судебная система

Военные трибуналы

Коллегии Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда СССР - надзор за действиями трибуналов

Чрезвычайная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков

В период Великой Отечественной войны действовала особая система военной юстиции. В соответствии с указом 1941 г. в местностях, находящихся на военном положении, и в районах военных действий функционировали военные трибуналы. Надзор за действиями трибуналов осуществляли военная, военно-железнодорожная, военная воднотранспортная Коллегии Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда СССР.

Деятельность военных трибуналов в дальнейшем использовалась в работе образованной по решению Президиума Верховного Совета в ноябре 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков с созданием соответствующих подразделений в республиках, краях, областях, городах.

По постановлению Политбюро ЦК ВКП(б), принятому в июле 1941 г., в стране на оккупированных противником территориях было организовано партизанское движение. В этом участвовали партийные органы, диверсионные группы и органы НКВД.

Тезис 7. Государственный аппарат в 40-50-е годы

Центральный аппарат управления

Верховный Совет СССР - двухпалатный высший орган власти, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей

Президиум Верховного Совета СССР - высший орган власти в периоды между сессиями Верховного Совета

1946 г. - Совет народных комиссаров преобразован в Совет министров

1957 г. - отраслевой принцип управления промышленностью заменен территориальным

Созданы экономические административные районы во главе с Советами народного хозяйства (СНХ)

1963 г. - образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ)

1965 г. - упразднены совнархозы. Осуществлен переход к отраслевому принципу управления промышленностью - восстановлены отраслевые министерства

В сентябре 1945 г. упраздняется ГКО, функции которого передаются Совету народных комиссаров СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов (отдел по учету и распределению рабочей силы, бюро продовольственных и промтоварных карточек и т.д.).

В марте 1946 г. СНК СССР был переименован в Совет министров СССР, СНК союзных и автономных республик - в Советы министров соответствующих уровней, а наркоматы - в министерства.

В феврале 1947 г. были созданы постоянные Комиссии законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР второго созыва.

Для придания системе управления более демократического вида и активизации деятельности местных Советов определенное значение имело создание при них постоянных комиссий. В них входили как депутаты, так и активисты местных Советов. Постоянные комиссии подготавливали вопросы, выносившиеся на обсуждение сессий Советов, организовывали проверку исполнения принятых Советами решений, следили за работой местной промышленности, состоянием торговли и коммунального обслуживания населения.

В 1947 г. Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР была преобразована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР. В его задачи входили планирование, учет и контроль за выполнением народно-хозяйственных планов.

Также были созданы Государственный комитет по снабжению народного хозяйства Совета Министров СССР и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР.

На первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва был избран состав Верховного Суда СССР. Были проведены выборы народных судей и народных судебных заседателей.

На совместном заседании Пленума ЦК, Совета Министров и Президиума Верховного Совета было принято решение об изменениях в руководстве страной. Совет Министров возглавил Г.М. Маленков, его заместителем был назначен Л.П. Берия. Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности сливались, руководителем был избран Берия. Министром вооруженных сил стал Н. А. Булганин, Министром иностранных дел оставался В.М. Молотов, Председателем Президиума Верховного Совета - К.Е. Ворошилов.

Тезис 9. Контрольные и правоохранительные органы

1954 г. - Наркомат государственной безопасности преобразован в Комитет государственной безопасности (КГБ) - политическая полиция. Упразднены особые трибуналы («тройки»).

ГУЛАГ передан из МВД в Минюст

1962 г. - создается Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и СМ СССР

Глава правительства - Председатель Совета Министров СССР

Местный аппарат управления

конец 50-х годов - утверждены положения о местных (сельских и районных) советах

Советы всех уровней

1962-1963 гг. - все местные Советы разделены по производственному принципу на промышленные и сельские

1964 г. - вновь объединены

1971 г. - права местных Советов расширены

Март 1953 - февраль 1955 гг. определяется как период «коллективного руководства». В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран на пост Первого секретаря ЦК КПСС, что значительно усилило его властные позиции, поскольку управление страной осуществлялось фактически через партийный аппарат.

В 1954 г. были произведены изменения в организационной структуре министерств и произведено сокращение управленческих штатов.

В 1957 г. отраслевая структура управления заменяется территориальной, что выражалось в ликвидации министерств и создании Советов народного хозяйства областей и экономических районов. Для обоснования перспективности указанных мер делалась ссылка на опыт ВСНХ первых лет Советской власти. Но при этом игнорировалась необходимость координации деятельности местных органов на общегосударственном уровне. Это привело к развитию местнических устремлений регионов и нарушению пропорций и внутренних связей народно-хозяйственного комплекса. Поэтому в начале

60-х гг. были образованы республиканские совнархозы, а затем и Совет народного хозяйства СССР (1963). Одновременно создавались отраслевые государственные комитеты. Это привело к еще большим трудностям в управлении из-за многоступенчатости системы и пересечения функций ее отдельных звеньев. В итоге после смещения Н.С. Хрущева (1964) был осуществлен возврат к отраслевой структуре управления хозяйством (1965), т.е. произошла регенерация командно-административной системы. Хозяйственная реформа 60-х гг., призванная повысить эффективность общественного производства за счет широкого внедрения хозяйственного расчета и предоставления экономической самостоятельности предприятиям, к началу 70-х гг. была практически свернута, что объясняется неуклонным нарастанием централизованно-бюрократических методов управления.

Состоявшийся в октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил от руководящих должностей Н.С. Хрущева. Пленум признал нецелесообразным совмещение в одном лице обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев, а главой правительства назначен А.Н. Косыгин.

Одновременно была восстановлена территориально-производственная структура советских органов, существовавшая до 1962 г.

Модульная единица 4.2 Система государственного управления в Российской Федерации (середина 80-х гг. XX в. - 2006 г.).

Лекция № 10 Особенности государственного управления в СССР во второй половине 80-х гг. Государственное управление после августа 1991 г. Государственное устройство постсоциалистической России.

Тезис 1. Конституция 1977 г.

СССР - общенародное государство

Центральный аппарат управления

Верховный Совет СССР. Двухпалатный:

Совет Союза и Совет Национальностей

Верховный Совет - высший орган власти

Президиум Верховного Совета СССР - его роль возросла. Увеличилось число постоянных комиссий Верховного Совета (по 16при каждой из палат)

Глава правительства - Председатель Совета министров СССР

Конституция 1977 г. Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.

Во вводной части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь же определяется понятие развитого социалистического общества и фиксируется, что сложилась новая историческая общность людей - советский народ, который и «закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции».

Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи.

Высшим органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в периоды между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета Национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государства являлся Совет Министров - Правительство СССР.

Поделиться