Франция в первой половине 20 века. Франция во второй половине XX - начале XXI века

В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов власть перешла к возглавляемому генералом де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки Сопротивления включая коммунистов. С момента освобождения Франции осенью 1944 г. в стране установился Временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г конституции Четвертой республики.

Война и оккупация нанесли Франции тяжелый ущерб. Людские потери составили 1 млн. 130 тыс. человек. Сохранив внешние атрибуты великой державы она в экономическом и военном отношении далеко отставала от главных держав антифашистской коалиции – Англии СССР и США. В 1944 г. объем французского промышленного производства упал до 38%, а сельскохозяйственного – до 60% от довоенного уровня. Из-за военных потерь, голода и болезней население Франции сократилось на 3 млн. человек. В стране ощущался острый недостаток топлива сырья продовольствия. Цены почти в 6 раз превысили довоенный уровень. Во французской колониальной империи быстро росло национально-освободительное движение.

Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства, основатель «Свободной Франции» генерал Шарль де Голль. Многие французы считали его главным организатором Сопротивления, «спасителем» и «освободителем Франции». Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства, способного проводить независимую внешнюю политику и осуществлять серьезные социальные реформы. К числу таких реформ де Голль относил частичную национализацию промышленности и банков, государственное планирование экономики, развитие системы социального страхования, участие трудящихся в управлении предприятиями.

Началась чистка государственного аппарата от сторонников вишистского режима. Более 2 тыс активных вишистов во главе с руководителями правительства Виши Петеном и Лавалем были приговорены к смертной казни еще около 40 тыс – к тюремному заключению. Лаваля расстреляли, а Петену в связи с преклонным возрастом (89 лет) заменили смертную казнь пожизненным заключением. В 1951 г. Петен умер в тюрьме в возрасте 95 лет.

В 1944-1945 гг. была восстановлена 40-часовая рабочая неделя и двухнедельные оплачиваемые отпуск; принят закон о социальном страховании (пенсионный возраст с 65 лет, с целью стимуляции рождаемости были введены пособия, льготная оплата жилья для многодетных семей, матери-домохозяйки стали получать пособие), значительно расширивший и дополнивший прежнее социальное законодательство. Французская система социального страхования стала одной из лучших в мире Кассы социального страхования, финансируемые на паритетных началах предпринимателями и лицами наемного труда, выплачивали пособия в случае инвалидности или болезни, пенсии по старости, пособия по безработице, различные семейные пособия: льготная оплата жилья, для многодетных семей, для матерей-одиночек, матери-домохозяйки получали пособия. Материальное положение трудящихся улучшилось. Заработная плата, далеко отставшая от роста цен, увеличилась на 45-50%, а семейные пособия на 50-80%„ Была усилена роль государства в экономической жизни государства: национализированы банки, тяжелая промышленность.

В области внешней политики Временное правительство высказывалось за укрепление связей со всеми участниками антигитлеровской коалиции. В декабре 1944 г. оно заключило с СССР договор о союзе взаимной помощи – первый договор освобожденной Франции с великой державе. В то же время Франция поддерживал тесные связи с Англией и США

Большое место во внешней политики Временного правительства занял вопрос судьбе побежденной Германии Временное правительство хотело присоединить Франции Саар, отделить от Германии Рейнскую область, настаивало на «интернационализации» Рура однако эти требования не соответствовали Потсдамским соглашениям и не встретили поддержки других великих держав победительниц.

Колониальная политика Времени правительства предусматривала ряд уступок местному населению с целью сохранения колониальной империи. Оно обещало допустить коренное население колоний к некоторым административным постам и дать ему представительство во французском парламенте

В январе 1946 г. Состоялись выборы в учредительное собрание, впервые право голосовать получили женщины и военнослужащие. Французская секция рабочего интернационализма (социалисты) получили 24 %, Компартия Франции – 26%, Народное республиканское движение – 23, 6%. Было сформировано правительство 3-х партийной коалиции, которую возглавлял Де Голль.

В результате противоречий с большинством Учредительного собрания де Голль 20 января 1946 г. ушел в отставку. Главой правительства был назначен социалист Ф.Гуэн, а с июня 1946 г. - руководитель Народно-республиканского движения (МРП) Жорж Бидо. В сентябре Учредительное собрание приняло проект новой конституции, который был одобрен в результате референдума.

13 октября 1946 г. Была принята Конституция Четвертой республики Франции. Конституция 1946 г была конституцией парламентского типа. Центральная роль в системе органов государственной власти играл парламент, состоявший из Национального собрания и Совета республики.

Четвертая республика

Было гарантировано равенство в оплате женского и мужского труда

Расширена система государственной помощи безработным.

Восстанавливались 40-часовая рабочая недел,я оплачиваемые отпуска.

Оплачиваемый отпуск увеличивался до 4-х недель.

Вводились повышенные расценки оплаты сверхурочных работ.

С 1950 г. был введен общенациональный гарантированный минимум заработной платы, изменяемый в соответствии с динамикой прожиточного минимума.

Пенсионный возраст по старости и инвалидности устанавливался с 65 лет.

Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех наемных работников, кроме сельскохозяйственных.

Расширены права профсоюзов.

Для улучшения демографической ситуации и стимулирования рождаемости вводились пособия для родителей с детьми.

За 12 лет количество легковых автомобилей возросло в 6 раз, радиоприемников – в 2 раза.

Продолжительность жизни возросла до 70 лет, численность населения возросла на 5 млн и составила 40 млн. Франция вошла в 5 развитых стран.

Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Союза угля и стали. Во Франции разместилась штаб-квартира НАТО, и разместились американские военные базы.

Колониальная политика Четвери республики была направлена на сохраннее колониальной империи силой оружия. В течение 8 лет – с 1946 по 1954 г. – Франция вела колониальную войну во Вьетнаме. В ноябре 1954 г., когда арабское население Алжира подняло восстание против колонизаторов, Франция начала колониальную войну в Алжире. В ходе этих войн во французских правящих кругах появилась группировка «ультраколониалистов», которые стремились любой ценой подавить освободительное движение в колониях. Вместе с тем постепенно формировалась и противостоящая им политическая группировка – неоколониалисты, считавшая неизбежным пересмотр прежних методов колониальной политики. Она предлагала покончить обреченными на провал попытками военного подавления нациоиально-освободительного движения, заключить мир во Вьетнаме и предоставить политическую независимость бывшим колониям.

К концу 50-х гг. Франция стояла на пороге гражданской войны по алжирскому вопросу. Президент Коти предложил де Голлю взять власть в свои руки. 1 июня 1958 г. Премьер-министром стал Де Голль, он получил чрезвычайные полномочия и приступил к разработке конституции, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом.

Пятая республика. Конец французской колониальной империи

Самой острой проблемой, стоявшей перед правительством де Голля в первые годы его деятельности, была война в Алжире. Овладев властью при поддержке ультраколониалистов, де Голль тем не менее не разделял их взглядов и считал неизбежным предоставление независимости бывшим французским колониям.

Одновременно с принятием конституции 1958 г. во всех французских колониальных владениях был проведен референдум по вопросу о том, хотят ли их жители остаться в составе «Французского сообщества» или желают выйти из него. Большинство населения Гвинеи (бывшей французской колонии в Западной Африке) заявило, что оно желает выйти из «сообщества». С 1 октября 1958 г. Гвинея стала независимым государством. Вскоре добились независимости и другие французские владения в Африке. В 1960 г. провозгласили свою независимость 14 бывших французских колоний в Западной и Экваториальной Африке.

Только в Алжире все еще продолжалась война. В отличие от других французских владений там проживало многочисленное европейское население, образовавшееся в ходе более чем столетней колонизации. Из 9 млн. жителей Алжира около 1 млн. составляли европейцы, причем именно в их руках находилось управление Алжиром. Французские плантаторы промышленники торговцы владевшие лучшими землями и контролировавшие всю экономику Алжира, категорически отрицали само существование алжирской нации уверяя, что «Алжир – это Франция».

Верхушка европейского населения интересы, которой оказались бы под ударом в случае предоставления Алжиру независимости составила основу группировки ультраколониалистов, имевших прочные позиции не только в Алжире, но и во Франции. Им противостояла другая часть правящих кругов, считавшая, что война в Алжире бесперспективна и лишь затрудняет использование рабочей силы и естественных богатств Алжира, в том числе открытых там больших запасов нефти. Эту точку зрения разделял и президент де Голль.

16 сентября 1959 г. он впервые публично провозгласил, что Алжир имеет право на самоопределение. Такое заявление вызвало негодование ультраколониалистов, обвинивших де Голля в «измене», 24 января 1960 г в Алжире вспыхнул мятеж. При сочувствии армейской верхушки ультраколоииалисты организовали массовые антиправительственные демонстрации построили баррикады и в течение недели удерживали в своих руках несколько кварталов алжирской столицы. Правительство осудило мятежников, потребовало от них сложить оружие, и они капитулировали.

В январе 1961 г. правительство де Голля провело референдум о судьбе Алжира. Представленный на референдум законопроект признавал необходимость самоопределения Алжира, но отодвигал его практическое осуществление на неопределенное время 75% избирателей поддержали правительственный законопроект. Тогда ультраколоииалисты устроили новый мятеж.

22 апреля 1961 г. при поддержке армейского командования они захватили власть в Алжире, объявили о «низложении» президента и правительства Франции. В ответ во Франции началась массовая забастовка протеста, в которой участвовали все левые партии и профсоюзы. Со своей стороны президент де Голль объявил чрезвычайное положение и приказал ликвидировать мятеж «всеми средствами». В Алжир были посланы верные правительству воинские части. Мятежники не оказали сопротивления. Часть из них бежала за границу, другая часть создала нелегальную террористическую «Организацию тайной армии» (ОАС), которая убивала сторонников независимости Алжира и предприняла несколько безуспешных покушений на президента де Голля.

Преодолевая противодействие ультраколониалистов, правительство де Голля вступило в переговоры с временным правительством Алжирской республики, находившимся в эмиграции и 18 марта 1962 г подписало во французском городе Эвиан соглашения о предоставлении независимости Алжиру. Эвианские соглашения положили конец войне в Алжире Французская колониальная империя почти полностью распалась.

После подписания Эвианских соглашений премьер-министр Франции Мишель Дебре подал в отставку. Его сменил начальник личного секретариата де Голля Жорж Помпиду.

Внешняя политика Франции в 60-х гг.

Освободившись от груза войны в Алжире правительство де Голля стало проводить активную внешнюю политику, суть которой состояла в стремлении возродить «величие Франции» на путях независимой внешнеполитической ориентации. Полагая, что лишь обладание ядерным оружием может гарантировать величие нации правительство де Голля приступило к созданию собственных ядерных сил. В 1960 г., взорвав на военном полигоне в Сахаре свою первую атомную бомбу. Франция вошла в «клуб ядерных держав», наряду с США, СССР, Великобританией. Франция объявила, что будет готовиться к обороне «по всем азимутам» (т. е. против любого теоретически мыслимого противника, а не обязательно «противника с Востока»). Стремясь покончить с зависимостью от США, де Голль в 1966 г. объявил, что Франция сохраняя свое членство в Североатлантическом пакте выходит из его интегрированной военной организации. Американские военные базы, находившиеся на территории Франции были ликвидированы Штаб-квартире НАТО пришлось переместиться из Франции в Бельгию.

Президент де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме и другие странах Юго-Восточной Азии, высказала за разрядку между народной напряженности и развитие международного сотрудничества.

Значительно улучшились отношение Франции с Советским Союзом и другими социалистическими странами. В 1960 г. по приглашению президента де Голля Францию впервые посетил глава советского правительства Н.С. Хрущев. В результат его поездки СССР и Франция договорились о расширении торговых и культурных связей друг с другом.

Визит Н.С. Хрущева во Францию. 1960 г.

В 1966 г. состоялся ответный визит де Голля в СССР, онзавершился принятием совместной декларации, в которой провозглашалось стремление СССР и Франции установить «атмосферу разрядку между Востоком и Западом. Франция и СССР договорились о проведении регулярных политически консультаций с целью развития франке советских отношений «от согласия к сотрудничеству».

Визит Ш. де Голля в СССР, 1966 г.

Большое знамение правительство де Голля придавало улучшению отношений с ФРГ, которая к тому времени стала самой сильной в экономическом отношении державой Западной Европы. Де Голль считал, что союз Франции и ФРГ сделает эти две страны решающей силой в Западной Европе, причем Франция, располагающая в отличие от ФРГ, ядерным оружием и традиционными связями с колониальными странами, будет играть ведущую роль в этом союзе. В сентябре 1958 г. в Германии состоялась первая встреча де Голля с канцлером ФРГ Аденауэром во время которой они заявили о намерении «навсегда положить конец прежней враждебности». В 1963 г. Франция и ФРГ подписали договор о сотрудничестве в области внешней политики обороны, просвещения и воспитания молодежи.

События мая-июня 1968 г. Оставка Ш. де Голля.

Хотя французская экономика успешно развивалась и жизненный уровень населения повышался, выборы 1965 и 1967 гг. показывали, что в стране назревает недовольство Французы устали от десятилетнего правления де Голля, у многих вызывали раздражение его авторитарные методы; большие ожидания, связанные с приходом де Голля к власти, не оправдались; его правительство стало казаться устаревшим, слишком консервативным.

Рабочие и служащие продолжали требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда.

Крестьяне добивались государственной гарантии своих доходов.

Инженерно-технические работники считали, что их мало привлекают к участию в управлении.

Значительная часть интеллигенции, следовавшая за левыми партиями и группировками, критиковала колониализм, погоню за богатством почитание традиций и другие морально-политические ценности буржуазного общества.

Особенно активно выступало студенчество, превратившееся в массовую прослойку населения. В 1968 г. численность студентов достигла 600 тыс. человек – в 5 раз больше, чем в первые послевоенные годы. Среди них значительно возросло число выходцев из средних слоев населения и рабочих. Демократически настроенные студенты были недовольны устаревшей системой образования, дискриминировавшей детей трудящихся; добивались гарантий трудоустройства после окончания учебы, критиковали буржуазное «общество потребления», нередко провозглашали свою солидарность с народами «третьего мира», борющимися против.

В мае-июне 1968 г. рост недовольства вылился в массовые демонстрации и стачки огромного масштаба. Начало было положено волнениями студентов 3 мая 1968 г. в ответ на угрозу исключения нескольких активистов «гошистских» организаций, студенты объявили забастовку и заняли помещение Парижского университета. Когда полиция попыталась их разогнать, студенты вступили в схватку с полицейскими. В ночь с 10 на 11 мая на улицах Парижа появились первые построенные студентами баррикады. Полицейские двинулись на штурм баррикад. Студенты встречали их градом камней, поджигали стоявшие на улицах автомашины и направляли их против полицейских. Полицейские избивали студентов дубинками, применяли слезоточивый газ.

Выступления студентов дали толчок массовому движению рабочих и служащих. При первых известиях о репрессиях против студентов все профсоюзные центры призвали трудящихся к демонстрациям и забастовкам протеста. Их инициативу поддержала Коммунистическая партия и другие левые группировки.

13 мая 1968 г. на демонстрацию протеста в Париже вышло около 600 тыс человек. Одновременно начались забастовки, которые быстро переросли во всеобщую стачку небывалого размаха. По всей стране трудящиеся прекращали работу и занимали предприятия. Они требовали положить конец полицейским репрессиям, повысить заработную плату, улучшить социальное обеспечение, уважать демократические свободы.

В течение мая-июня 1968 г во Франции бастовало около 10 млн человек – фактически весь рабочий класс, значительная часть интеллигенции и служащих. В течение многих недель бездействовали высшие учебные заведения, занятые бастующими студентами.

28 мая 1968 г. представители правительства, предпринимателей и профсоюзов подписали протокол удовлетворявший основные требования трудящихся. Минимум заработной платы был увеличен на 35%, а сама зарплата – в среднем на 10%. Пособия по безработице повысили на 15%.

В ноябре 1970 г. Шарль де Голль умер, войдя в историю как один из самых крупных государственных деятелей XX века.

Франция в 70-е гг. XX в.

В результате отставки де Голля во Франции были проведены внеочередные президентские выборы. На них победил кандидат ЮДР бывший премьер-министр Жорж Помпиду (голист).

Основное направление своей политики президент Помпиду определил словами “преемственность и диалог”. Этим он хотел сказать, что намерен продолжать по­литику президента де Голля. Учитывая уроки событий мая-июня 1968 г. правительство Помпиду провозгласило главной задачей внутренней политики создание «нового общества», в котором классовое сотрудничество должно прийти на смену классовой борьбе Правительство решило пойти на уступки трудящимся в области заработной платы, пенсий й семейных пособий. Минимум заработной платы был увеличен и стал ежегодно пересматриваться с учетом изменения стоимости жизни. Правительство увеличило семейные пособия. Оно обещало пересмотреть роль государства в руководстве экономикой в духе «либерализации», те предоставить больше возможностей частному капиталу.

Во внешней политике правительство Помпиду в основном следовало курсу, намеченному де Голлем, Президент Помпиду уделял большое внимание развитию франко-советских отношений. В октябре 1970 г. он совершил поездку в СССР, в результате которой был подписан протокол о расширении и углублении политических консультаций между Францией и Советским Союзом. В случае возникновения ситуации, создающих угрозу миру или вызывающих международную напряженность, правительства Франции и СССР обязывались незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью согласования своих позиции.

В середине 70-х годов Франция, как и другие капиталистические страны, вступила в полосу длительного экономического и социального кризиса. Толчком к нему послужило внезапное и резкое повышение цен на нефть, начавшееся в 1973 г. К началу 80-х годов цены на нефть выросли в 16 раз, и это серьезно повлияло на экономику Франции, которая импортировала до 80% потребляемой нефти. Расходы на импорт нефти и других энергоносителей быстро росли, возник и стал хроническим бюджетный дефицит и дефицит касс социального страхования. Планы экономического и социального развития не выполнялись, темпы экономического роста снизились. Массовая безработица и инфляция снизили жизненный уровень населения. Безработные и их семьи были вынуждены жить на пособия и случайные заработки. В бедственном положении оказались лица, получавшие минимальную заработную плату, пенсионеры. Социальное неравенство еще более возросло 10% наиболее богатых французских семей владели 50% национального богатства а 10% наиболее бедных – 0,5%.

В апреле 1974 г неожиданно скончался президент Помпиду, а в мае состоялись внеочередные выборы президента республики. Жискар де Эстен был избран президентом Франции. Деголлевцы утратили важнейший государственный пост, занимаемый ими с основания Пятой республики.

Одной из главных целей внешней политики правительства Жискар д’Эстена было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими странами.Франция облегчила проникновение иностранных капиталов в свою экономику. Одним из своих важнейших внешнеполитических приоритетов правительство Жискар д’Эстена считало сохранение хороших отношений с СССР. Во время неоднократных встреч Жискар д’Эстена с советскими руководителями были подписаны «Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Францией», соглашение о сотрудничестве в области промышленности, энергетики, туризма и ряд других совместных документов.

Правление социалистов

В связи с истечением срока полномочий Жискар д’Эстсна в мае 1981 г, во Франции состоялись выборы президента республики. Основными кандидатами правых партий являлись бывший президент Жискар д’Эстен и основатель ОПР (объединение в поддержку республики) Жак Ширак. Социалистическая партия выдвинула своим кандидатом Ф Миттерана. Коммунистическая партия – генерального секретаря ФКП Ж. Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного большинства голосов. Во второй тур выборов прошли два кандидата собравшие наибольшее число голосов в первом туре Жискар д’Эстен и Миттеран. Чтобы не допустить победы правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана. 10 мая 1981 г. набрав при поддержке коммунистов почти 52% голосов, Франсуа Миттеран был избран президентом Франции. Впервые за годы Пятой республики пост президента занял социалист.

Успех социалистов объяснялся, прежде всего, стремлением к переменам, охватившим широкие массы населения. С победой социалистов обещавших провести в жизнь совместную программу левых сил, они связывали надежды выйти из кризиса, покончить с безработицей, повысить жизненный уровень, улучшить условия труда.

Правительство отменило налоги на лиц, получающих минимум заработной платы, и ввело налог на крупные состояния.

Неоднократно повышались минимум заработной платы и семенные пособия.

Пенсионный возраст был снижен с 63 до 60 лет (одинаково для мужчин и женщин); размеры пенсий увеличены.

Продолжительность оплачиваемого отпуска возросла с 4 до 5 недель.

Продолжительность рабочей недели была сокращена с 40 до 39 часов.

Профобразование стало бесплатным.

Расширились права профсоюзов, запрещались увольнения за политическую и профсоюзную деятельность.

Правительство увеличило полномочия местных органов власти, отменило смертную казнь, провело амнистию.

Внешнеполитическая программа правительства Миттерана-Моруа провозглашала необходимость разрядки международной напряженности и поддержание добрососедских отношений со всеми странами. Вместе с тем правительство постоянно подчеркивало приверженность Франции Ссвероатлантическому пакту и настаивало на усилении французских вооруженных сил. Французские войска продолжали участвовать в военных маневрах НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. Вопреки совместной программе, Франция увеличивала свои военные расходы, совершенствовала ракетно-ядерное оружие.

Под давлением экономических неудач правительство Миттерана отказалось от проведения новых социальных реформ. В 1982-1983 гг. оно перешло к политике «строгой экономии», прибегало к обязательным займам, повысило налоги на товары массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино на проезд в общественном транспорте. Лидеры Социалистической партии больше не говорили ни о «разрыве с капитализмом», ни даже о новых реформах. Они лишь призывали трудящихся к новым жертвам во имя «экономии» и борьбы с кризисом.

Все это вызывало разочарование и недовольство широких слоев населения, ранее поддерживавших правительство. Считая, что продолжение такой политики ведет к углублению кризиса и росту безработицы Коммунистическая партия в июле 1984 г. вышла из правительства. В правительстве остались только социалисты и левые радикалы.

Весной 1988 г в связи с истечением срока полномочий Миттерана во Франции состоялись новые президентские выборы. Собрав 53,8% голосов, Миттеран вновь был избран президентом Франции.

Вместе с Германией Франция стала одним из самых активных участников объединения Западной Европы. 19 января 1990 г. в Люксембурге в г. Шенген правительство Рокара подписало Шенгенские соглашения, согласно которым граждане стран «Общего рынках начиная с 1992 г. могли ездить друг к другу без виз и таможенного контроля

В 1991 г. Франция и Германия выступили инициаторами Маастрихстского договора, который юридически оформил экономическую и политическую интеграцию 12 стран Западной Европы в единый Европейский Союз.

Зона действия Шенгенского договора

Правительство Миттерана поддерживало политику перестройки, начатую в СССР. В октябре 1990 г. во время визита президента СССР М. С. Горбачева в Париже, Франция и Советский Союз подписали «Договор о согласии и сотрудничестве». Франция и СССР заявили, что они «рассматривают друг друга как дружественные государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и сотрудничестве.

После ликвидации Варшавского договора и распада Советского Союза обязательства СССР по франко-советскому договору взяла на себя Россия. В феврале 1992 г., во время визита президента России Б.Н. Ельцина во Францию был подписан договор между Российской Федерацией и Францией, повторивший содержание и основные формулировки франко-советского договора 1990 г. Франция выделила для России кредиты, а Россия согласилась выплатить компенсацию в 400 млн. долларов французским держателям займов царской России, аннулированных советским правительством в 1918 г.

Французское общество в 90-е гг.

В 90- е годы во Франции продолжался процесс формирования постиндустриального информационного общества. Бурное развитие научно-технической революции изменило облик Франции. В Париже и других крупных городах появились многочисленные небоскребы Всю страну пересекли современные автострады и трассы скоростных поездов, движущихся со скоростью 250-300 км в час. В 1994 г. вступил в действие построенный Францией совместно с Англией железнодорожный тоннель под Ла-Маншем – одно из величайших технических достижений XX века.

Важное место во французском обществе по-прежнему занимали иммигранты, численность которых стабилизировалась на уровне 3,5 млн. человек (6,5% населения). Иммигранты составляли большинство неквалифицированных рабочих в промышленности и сельском хозяйстве; на их долю приходилась значительная часть совершаемых во Франции преступлении. В связи с наплывом иммигрантов из мусульманских стран Азии и Африки, мусульмане стали второй по численности (после католиков) религиозной конфессией, далеко опередив протестантов.

Социальные контрасты оставались очень глубокими 10% семей владели половиной общественного богатства, а доход 5 млн человек не превышал официального минимума заработной платы. Важнейшей социальной проблемой стала безработица. В 90-е годы она достигла 3,5 млн человек, причем 30% из них оставались безработными больше года Безработными оказались 12% самодеятельного населения – гораздо больше, чем в США, ФРГ. Японии.

В связи с бурным ростом промышленности и транспорта обострились экологические проблемы. Постоянно увеличивавшиеся промышленные отходы загрязняли землю, воду, воздух. Жители городов страдали от шума и выхлопных газов миллионов автомобилей

Изменения в экономике и в социальной структуре повлекли за собой перемены в общественной жизни. Упало влияние профсоюзов и коммунистической партии Ослабло классовое самосознание, усилились «либеральные ценности» – тенденции к классовому сотрудничеству, к общественному согласию на основе признания действующей конституции, принципов рыночной экономики политической свободы, защиты прав человека и гражданина В центр общественного внимания выдвинулись такие проблемы, как безработица, «иммиграция, преступность, защита окружающей среды.

В 1995 г. истек второй срок полномочий президента Миттерана и состоялись новые президентские выборы. На выборах 1996 г. По итогам второго утра президентский пост занял Жак Ширак.

Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. Назначенный Шираком премьер-министр Ален Жюпен обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги), Жюпен предложил закрыть или продать в частную собственность.

План Жюпена встретил энергичное противодействие. Все профсоюзы, объединявшие рабочих и служащих государственного сектора, объявили забастовку, которая постепенно охватила подавляющее большинство работников государственных служб железнодорожников, электриков. почтовых служащих, персонал метро. К ним присоединились студенты, требовавшие увеличения кредитов на образование н гарантий трудоустройства после окончания учебы. Во многих городах состоялись, массовые демонстрации в поддержку бастующих. В общей сложности в забастовках и демонстрациях, продолжавшихся почти месяц, участвовало около 2 млн человек Правительству пришлось отменить план Жюпена, его популярность стала быстро падать.

Экономическое развитие Франции в 90-х гг. ускорилось до 3-4% в год, инфляция уменьшилась до 1% в год. В 1997 г объем промышленного производства на 55% превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошел довоенный уровень, однако массовая безработица сохранилась.

Франция продолжала оставаться деятельным членом Европейского Союза и Североатлантического пакта. С 1 января 1999 г во Франции, как и в других странах Европейского Союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») – сначала только в безналичных расчетах. Ширак занимал пост президента до мая 2007 г. Ему на смену пришел Николя Саркози

Вопросы и задания:

С чем связаны столь большие людские и материальные потреи Франции во Второй мировой войне?

Используя контурную карту Французской колониальной империи (документ в колонке справа), отметьте территории, которые получили независимость от Франции в XX веке, и укажите год обретения независимости.

Объясните почему вопрос о независимости Алжира поставил Францию на порог Гражданской войны?

Охарактеризуйте отношения Франции и СССР во второй половине XX в.

В чем причины массовых выступлений практически всех слоев французского общества весной-летом 1968 г.?

Охарактеризуйте роль Франции в общеевропейских блоках (ЕЭС, НАТО, Шенгенский договор, Маастрихтский договор, введение единой европейской валюты). (Для ответа используйте дополнительные источники информации).

Выполните задание по котурной карте (документ 2 в колонке справа).

К началу XX столетия Франция по-прежнему оставалась одной из наиболее мощных по экономическому потенциалу держав мира. Интенсивно проходила модернизация французской индустрии, в том числе формирование новых отраслей - алюминиевой, химической, цветных металлов. По объему продукции тяжелой индустрии Франция занимала тогда второе место в мире, по производству автомобилей - первое. Чрезвычайно бурно в эти годы развивалось металлургическое производство. Началось все более широкое производственное использование электрической энергии. Франция оставалась лидером Европы по использованию водной энергии. Возросли грузопассажирские перевозки на железнодорожном транспорте, увеличилась общая длина железных дорог в стране. Их протяженность в начале века составила уже более 50 тыс. км (Фракция занимала четвертое место в мире после США, России и Германии). Французский торговый флот насчитывал почти полторы тысячи судов общим тоннажем 2 млн. тонн (пятое место в мире). Всемирная выставка в Париже в 1900 г. продемонстрировала высокий уровень французской научно-технической мысли.

Одновременно все более очевидным становилось и нарастание тревожных тенденций в развитии французской экономики . За период 1870-1913 гг. французское производство в целом выросло в три раза, но в те же годы мировое производство увеличилось в пять раз. По этому суммарному показателю Франция переместилась со второго на четвертое место, уступив стремительно набирающим темпы промышленного роста США и Германии. Отставание Франции не носило фатальный характер. Более того, французская экономика, не пережившая столь стремительного взлета на рубеже веков, оказалась менее уязвима для циклических кризисов перепроизводства, приобретавших в этот период мировой, универсальный характер. Кризис 1900 г. сказался, главным образом, на развитии металлургической промышленности, переживавшей бум в предыдущие годы. К 1905 г. уровень производства был не только восстановлен, но и значительно возрос. Причем он почти целиком обеспечивался внутренним спросом. Сравнительно легко пережив кризис 1907 г., французская экономика вступила накануне первой мировой войны в период дальнейшего устойчивого роста. Так, производство стали в 1909-1913 гг. выросло на 54 %. По добыче железной руда Франция вышла в эти годы на третье место в мире, по разработке бокситов - на первое. Однако эти успехи все же не позволили Франции добиться таких же темпов роста, как ее основным конкурентам на мировой арене.

Главной причиной относительного замедления темпов экономического развития Франции была структурная специфика французской экономики. Значительное место в отраслевой структуре французской индустрии занимало производство средств потребления. Ювелирные изделия, парфюмерия, обувь, мебель, текстильные изделия оставались наиболее предпочтительными видами экспорта. Лишь накануне первой мировой войны, встав на путь милитаризации экономики, Франция достигла существенных успехов в наращивании продукции машиностроения, судостроении, строительной промышленности. Но при этом более 80 % станков по-прежнему ввозилось из-за границы.

Процесс концентрации промышленного производства во Франции привел к образованию на рубеже XIX-XX вв. мощных монополистических объединений - металлургического синдиката «Комитэ де форж», сахарного и керосинового картелей, военного концерна «Шнейдер Крезо», автомобильных трестов «Рено» и «Пежо», химического концерна «Сен-Гобен». Тем не менее мелкая промышленность в целом преобладала - в 1900 г. 94 % всех предприятий имели от 1 до 10 работников. По-прежнему значительные масштабы сохранял и некапиталистический сектор. По материалам переписи 1906 г. из 2,3 млн. предприятий только 76,9 тыс. были капиталистическими, из которых лишь 9 тыс. являлись предприятиями индустриального типа, тогда как остальные были мануфактурами.

Несмотря на общий рост промышленного производства, в начале XX в. в сельском хозяйстве во Франции было занято более 40 % населения. Аграрный сектор переживал затяжной кризис, начавшийся еще в 80-е годы XIX столетия. Парцеллярный характер крестьянского землевладения препятствовал формированию экономически эффективных, рентабельных хозяйств. В 1908 г. 38 % крестьянских семей владели земельными наделами менее 1 га. Мелкие хозяйства не давали возможность крестьянам сосредоточить инвестиционные средства, достаточные для технической модернизации производства. Стоимость продукции оказывалась слишком высокой (например, французская пшеница стоила в 20 раз дороже, чем американская). Низкая рентабельность сельскохозяйственного производства стала причиной сокращения площадей виноградников и посевов зерновых культур. Рост животноводства, производства фруктов и овощей не мог компенсировать общие потери аграрного сектора.

Чем больше росли противоречия в развитии реального сектора французской экономики, тем более важной в обеспечении доходов национального бюджета и частного предпринимательства оказывалась роль финансовой системы. Франция уверенно лидировала по уровню централизации банковского капитала. Из 11 млрд. франков общей суммы вкладов внутри страны 8 млрд. сосредоточились в пяти крупнейших банках. Четыре из них обладали монополией на выпуск ценных бумаг. При этом сложилась чрезвычайно разветвленная система банковских отделений, охватившая всю территорию страны и позволявшая привлекать клиентуру из самых дальних регионов.

В начале XX века из 40 млн. французов - 2 млн. были вкладчиками национальных банков. В результате складывалась мощная кредитно-финансовая система, способная обеспечить высокий уровень доходности капиталовложений. Но основной разновидностью финансовых операций стало не промышленное инвестирование внутри страны, а экспорт капитала. Подобная тенденция была универсальной для эпохи монополистического капитализма, но во Франции она приобрела гипертрофированный характер. К 1914 г. из 104 млрд. франков, в которых оценивались ценные бумаги на французском финансовом рынке, лишь 9,5 млрд. приходилось на национальную промышленность. Остальная масса ценных бумаг предоставляла ссудный капитал, преимущественно - зарубежные капиталовложения. Доходность иностранных вложений (4,2 %) превышала доходность внутренних ценных бумаг (3,1 %). Неудивительно, что в таких условиях за период с 1880 по 1914 г. французские капиталовложения за границей утроились и составили 60 млрд. франков. По этому показателю Франция вышла на второе место в мире после Великобритании. Основной сферой размещения капитала были Россия, Испания, Португалия, Австро-Венгрия, Турция. Причем в структуре капиталовложений преобладали централизованные ссудные займы, а не инвестиции в иностранную промышленность.

Такое своеобразное ростовщичество стало отличительной чертой французской экономической системы в начале XX в. Оно не только питало гигантские состояния финансовой элиты, но и обеспечивало существование сотен тысяч мелких рантье. Негативным последствием такой практики явилась угроза инвестиционного голода в самой французской промышленности, чрезмерная зависимость национальной экономики от благополучия финансовой системы. Последствия такой зависимости станут очевидны уже после первой мировой войны.

В Первую Мировую войну французские войска и армия понесли большие потери, северо-восток Франции был превращен в развалины, но несмотря на это Франция обрела европейскую власть. Начиная с 1919 года целью Франции было держать Германию как можно дальше от своей территории, была разработана система пограничной обороны и союзов. Но, к сожалению этого было недостаточно, и 10 мая 1940 года в начале Второй Мировой войны, нацисты атаковали и оккупировали Париж, итальянцы вступили с немецкими войсками. 10 июля 1940 года было создано правительство Виши (фр. Vichy Government). В августе 1944 года Франция, наконец, была освобождена войсками союзниками, и было создано временное правительство Шарля де Голля (фр. Charles de Gaulle). Четвертая республика образовалась 24 декабря 1946 года. Франция вступила в НАТО.

Но в Мае 1968 года многие бурные студенческие протесты и забастовки работников завода подорвали правительство Шарля де Голля. На следующий год политика де Голля была изменена его преемником Жоржем Помпиду (фр. Georges Pompidou) на политику невмешательства по отношению к внутренним экономическим вопросам. Консервативный, про бизнес-климат способствовал выбору Валери Жискара д"Эстена (фр. Valery Giscard d"Estaing) в качестве президента в 1974 году.

На президентских выборах 1981 года победил социалист Франсуа Миттеран (фр. Francois Mitterrand). В первые два года правительства образовалась 12% инфляция и девальвация франка. В 1995 году избран новый президент Жак Ширак (фр. Jacques Chirac). Французские лидеры все чаще связывают будущее Франции для дальнейшего развития Европейского союза. Франция является одним из партнеров-основателей Европейского союза, а также крупнейшим участком всех партнеров. За срок пребывания в качестве президента, Миттеран подчеркивал важность европейской интеграции и выступал за ратификацию Маастрихтского договора (фр. Maastricht Treaty) на европейском экономическом и политическом союзе с французскими избирателями узко утвержденного в сентябре 1992 года.

Франция является развитой страной с шестой по величине экономикой в мире. Ее основные идеалы выражены в Декларации о правах человека и гражданина. Франция также является членом-основателем Организации Объединенных Наций и членом Латинского союза, стран французского языка и большой восьмерки. Франция входит в пятерку постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, обладая правом вето, а также являясь признанной ядерной державой. Она считается одной из великих держав после Второй мировой войны. Франция является наиболее популярным международным туристическим объектом в мире, которую посещает ежегодно свыше 75 миллионов иностранных туристов.

С 1981 по 1995 президентский пост занимал социалист Франсуа Миттеран .

С 17 мая 1995 президентом Республики стал Жак Ширак . Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. В ноябре 1995 г. назначенный Шираком премьер-министр, один из руководителей ОПР Алэн Жюппе, обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги) Жюппе предложил закрыть или продать в частную собственность.

План Жюппе встретил энергичное противодействие. Все профсоюзы, объединявшие рабочих и служащих государственного сектора, объявили забастовку, которая постепенно охватила подавляющее большинство работников государственных служб: железнодорожников, электриков, почтовых служащих, персонал метро. К ним присоединились студенты, требовавшие увеличения кредитов на образование и гарантий трудоустройства после окончания учёбы. Во многих городах состоялись массовые демонстрации в поддержку бастующих. В общей сложности в забастовках и демонстрациях, продолжавшихся почти месяц, участвовало около 2 млн человек. Правительству пришлось отменить план Жюппе; его популярность стала быстро падать.

Выборы 1997 года . Опасаясь, что падение популярности правительства может завершиться поражением правых на предстоявших в 1998 г. парламентских выборах, Ширак решил провести досрочные выборы, пока правые ещё не потеряли доверия большинства избирателей. В апреле 1997 г. Ширак распустил Национальное собрание и назначил внеочередные парламентские выборы. Они состоялись в июне 1997 г. и, вопреки расчетам Ширака, принесли победу социалистам, выступавшим в союзе с коммунистами.

Левые партии, обещавшие покончить с безработицей, создать 700 тыс. новых рабочих мест и сократить рабочий день до 35 часов в неделю, собрали 42 % голосов избирателей, а ОПР и СФД -- 36,2 %. За социалистов проголосовало более 25 % избирателей, за коммунистов -- немногим менее 10 %. Выступавший особняком Национальный фронт собрал более 15 % голосов -- самый лучший результат в его истории, -- но поскольку ни одна партия не хотела блокироваться с ним во втором туре, в парламент прошёл лишь один депутат Национального фронта. Вместе с другими левыми группами социалисты и коммунисты получили прочное большинство в парламенте. политический франция ширак миттеран

В сложившейся обстановке Ширак, -- по примеру Миттерана, -- использовал тактику «сосуществования» и назначил премьер-министром лидера Социалистической партии Жоспена, Правый президент начал сосуществовать с левым правительством и левым большинством в парламенте.

Жоспен сформировал левое правительство, состоявшее из социалистов, левых радикалов и других левых групп. После 13-летнего перерыва в него снова вошли коммунисты, получившие три второстепенных министерских портфеля из 27: министра промышленного оборудования, транспорта и жилищного строительства; министра молодёжи и спорта; заместителя министра по туризму. Основные посты в правительстве заняли социалисты. Выступая с правительственной декларацией, Жоспен обещал на деле гарантировать женщинам равные права с мужчинами, смягчить законодательство против иммигрантов, увеличить минимум заработной платы, осуществить переход к 35-часовой рабочей неделе. Вскоре был увеличен минимум заработной платы и пособия для школьников; начался переход к 35-часовой рабочей неделе.

Экономическое развитие Франции ускорилось до 3-4 % в год, инфляция уменьшилась до 1% в год. В 1997 г. объём промышленного производства на 55 % превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошёл довоенный уровень, однако массовая безработица сохранилась.

Франция продолжала оставаться деятельным членом Европейского союза и Североатлантического пакта . С 1 января 1999 г. во Франции, как и в других странах Европейского союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») -- сначала только в безналичных расчетах. Летом 1999 г. Франция приняла участие в военной операции НАТО против Сербии в Косово, хотя она проводилась без санкции ООН .

24 сентября 2000 г. по инициативе президента Ширака во Франции был проведён референдум о сокращении срока полномочий президента с семи до пяти лет. Референдум не вызвал большого интереса избирателей -- почти 70 % из них не участвовали в голосовании, поставив рекорд неучастия в выборах. 73 % от числа голосовавших высказались за ограничение срока полномочий президента пятью годами, и новый закон о сроках полномочий президента вступил в силу.

Выборы в мае 2007 года принесли во втором туре победу лидеру голлистской партии, экс-министру внутренних дел (2002--2007)Николя Саркози .

В июле 2008 года президент Саркози выдвинул проект конституционной реформы, которая получила поддержку парламента. Эта реформа Конституции стала самой значительной за время существования Пятой республики: поправки были внесены в 47 из 89 статей документа.

Движение Сопротивления оказало огромное влияние на формирование партийно-политической системы в послевоенной Франции. Во Временное правительство вошли ФКП, СФИО, МРП и др. (глава - Ш. де Голль). Были проведены социально-экономические реформы: национализация ряда отраслей промышленности, транспорта, шахт, газо- и электроснабжения; введено страхование, трудовое законодательство, оплачиваемые отпуска. Наказаны военные преступники, коллаборационисты (Петэн, Лаваль и др.).
Выборы в Учредительное собрание. Развернулась борьба вокруг проекта Конституции (1946 г.).

2. Четвертая республика и ее крах.

Конституция Четвертой республики была принята в октябре 1946 г.. Это конституция парламентской республики (органы власти: Национальное собрание, сенат (Совет республики), избираемый парламентом президент). Выборы в Национальное собрание 10 ноября 1946 г. по пропорциональной системе принесли победу ФКП (28% голосов), МРП (26%), СФИО (17%). В мае 1947 г. коммунисты были удалены из правительства.
Многопартийность была одной из причин неустойчивости режима, - за 12 лет сменилось около 15 кабинетов. Другая причина - колониальные войны: во Вьетнаме (1946 - 1954), в Алжире (1954 - 1962).
В 1948 г. промышленное производство было восстановлено. В 50-е гг. наблюдается экономический подъем. Об активном вмешательстве государства в экономику свидетельствовал план модернизации и реконструкции (план Монне). Развиваются наукоемкие отрасли.
Рабочее движение привело к принятию закона о коллективных договорах, повышению зарплаты, введению гарантированного минимума зарплаты (СМИГ).
Во внешней политике Франция вынуждена была следовать в фарватере политики США, в том числе по германской проблеме, участвовала в создании НАТО (1949 г.). План Плевена о создании европейской армии был похоронен Национальным собранием (1954 г.). План Шумана привел к созданию ЕОУС (1951). В 1957 г. Франция стала соучредителем ЕЭС. Война в Алжире расколола общество на сторонников ультраколониализма и неоколониализма. Выборы в парламент 1956 г. привели к поражению правых партий. Формируется правительство "республиканского фронта" (глава Ги Мюлле, СФИО). Правительство провело ряд социальных мероприятий, признало в 1956 г. независимость Туниса и Марокко, но продолжило войну в Алжире, участвовало в агрессии против Египта.
Война в Алжире расколола французское общество на сторонников продолжения войны и сторонников предоставления Алжиру независимости. К началу 1958 г. возник заговор "ультра", требующих "сильной власти", возврата к власти де Голля. 13 мая 1958 г. в Алжире был поднят мятеж. 1 июня Национальное собрание выразило доверие правительству де Голля, предоставив ему чрезвычайные полномочия и дав согласие на разработку новой конституции, после чего прекратило свою деятельность. Это был конец Четвертой республики.

3. Пятая республика в период президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду.

Конституция Пятой республики была принята референдумом в сентябре 1958 г.. На ее основе по мажоритарной системе в два тура прошли выборы в Национальное собрание. Накануне выборов сторонники де Голля создали "Союз в защиту новой республики" (ЮНР), который вместе с "независимыми" получил большинство в Собрании. В декабре де Голль был избран президентом. По Конституции Франция стала президентско-парламентской республикой с широкими полномочиями президента. В 1962 г. президент стал избираться всенародным голосованием. Де Голль превращался в "вождя нации". Был установлен режим его "личной власти".
Выборы 1965 г. - первые прямые всеобщие выборы- принесли де Голлю победу.
Предоставив 14 странам Африки независимость (1960) и прекратив войну в Алжире (1962) де Голль приступил к восстановлению величия Франции путем независимой внешней политики. Де Голль выступил за "Европу отечеств". Были ликвидированы военные базы США, осуществлен выход Франции из НАТО (1966), осуждена агрессия США во Вьетнаме, улучшены отношения с СССР.
Социально-экономической доктриной голлизма стал "третий путь" общественного развития - концепция "ассоциации труда, капитала и кадров".
Осуществлялась широкая программа экономической модернизации путем сочетания жесткой министерской регламентации деятельности госпредприятий и поддержка частного бизнеса, особенно в новых отраслях, вырос госсектор. Реализовывались большие проекты в аэрокосмической промышленности, электронике с участием иностранного капитала. Производительность труда превысила средний западноевропейский уровень. Получила развитие система социального страхования и социального обеспечения. Развивалось социальное партнерство и на уровне предприятий. Внедрялись планы регионального развития. В сельском хозяйстве: сформировалось фермерство, окрепло кооперативное движение, крестьянство получало помощь от государства.
Ломка традиционных структур, государственная регламентация бизнеса, отсталая система образования, недовольство режимом "личной власти" и девальвация франка привели к майским событиям 1968 г. (студенческим выступлениям, всеобщей забастовке солидарности, акциям ультрарадикалов). Эти события показали желание перемен, но без гражданской войны. Одним из итогов "красного мая" было удовлетворение основных требований участников выступлений ("Гренелльский протокол" - увеличение СМИГ на 35%, пособий по безработице и т.д.). Несмотря на победу на выборах 1968 г. голлистовской партии (ЮДР), президент понял необходимость новых реформ - для достижения социального компромисса. Но реформа административного управления и реформа сената не были поддержаны большинством участников референдума. Де Голль ушел в отставку в апреле 1969 г..
Новым президентом был избран сподвижник де Голля Ж. Помпиду. Свой курс он назвал "Преемственность и диалог" (продолжение политики де Голля, но сближение с оппозицией).
Первоначально речь шла о программе "нового отечества", проектах в социальной сфере. Между государственниками - "этатистами" и "автономистами" развернулась борьба. Помпиду вмешался в борьбу. Этатисты взяли верх. Но президент отказался от социальных экспериментов. Происходит переориентация к "восстановлению эффективности рыночных отношений". Совершен поворот к поддержке нескольких мощных корпораций в ведущих научно-технических отраслях.
Во внешней политике продолжается сотрудничество с СССР, но усиливается тенденция к "атлантизму" (при сохранении Франции вне НАТО).

4. Франция в середине 70-х - начале 80-х гг.

Отказ от политики социального партнерства привел к потере ЮДР 4 млн. голосов на выборах 1973 г.. Это было первым открытым кризисом голлизма. Смерть Ж. Помпиду в 1974 г. завершила этот процесс.
В мае 1974 г. президентом был избран Ж.Д"Эстен - лидер группировки "независимых республиканцев" и других мелких партий (СФД). Пост премьер-министра занял Жак Ширак (ОПР). Ширак решил спасти остатки партии голлистов и объединить вокруг себя правые политические силы.
В обстановке экономического кризиса середины 70-х г.г. усиливается процесс "биполяризации" партий, ослабления центристских группировок. На парламентских выборах 1978 г. в борьбе участвовали 4 главных партии - 2 правые (ОПР и СФД) и 2 левые (ФКП и ФСП).
Ж. Д"Эстен выступил с идеей создания передового "либерального общества" без революций, путем реформ. Неоднократно повышалась зарплата, снижен избирательный центр с 20 до 18 лет, разрешены аборты. Правительством Р. Барра проводились антикризисные мероприятия.
Ж. Д"Эстен выступал в поддержку западноевропейской интеграции. Франция в 1979 г. участвовала в выборах в Европарламент. Проводился курс на участие Франции в военных маневрах НАТО. Активизировались отношения с арабскими странами, Ираном, Китаем. Укрепились позиции Франции в Центральной Африке.
Франция участвовала в СБСЕ. Продолжался политический диалог с СССР. Но введение советских войск в Афганистан встретило осуждение. Поддерживалось "двойное решение" НАТО о евроракетах.

5. "Левый эксперимент" 1981 - 1984 гг.

На президентских и парламентских выборах (май - июнь 1981 г.) победу одержали левые силы (ФСП, ФКП, левые радикалы). Президентом стал Франсуа Миттеран (ВСП), правительство возглавил П. Моруа (ФСП). Согласно совместной программе были проведены: национализация местных банков и 9 крупнейших корпораций, повышены минимальная зарплата, семейные пособия, кредиты по уходу за инвалидами и престарелыми и т.п. Оплачиваемый отпуск увеличился до 5 недель. Но сохранялся высокий уровень безработицы. Реформы требовали расходов, росла инфляция. Новое правительство Л. Фабиуса перешло к политике "жесткой экономии" вопреки мнению ФКП (1984 г.). В июле 1984 г. представители ФКП вышли из правительства.

6. Франция во второй половине 80-х - середине 90-х гг.

На парламентских выборах в марте 1986 г. правые партии одержали победу. Правительство возглавил Ж. Ширак. Обнаружились противоречия между правым большинством Национального собрания и сохранившим президентский пост Ф. Миттераном. Добившись вотума доверия правительства, правые партии провели денационализацию ряда корпораций и банков. Активизировались рыночные механизмы в экономике. Это был французский вариант консервативной политики - монетаризма, "политики равенства шансов".
Государственное регулирование социального страхования и социального обеспечения были сохранены - не без активной защиты социальных завоеваний со стороны трудящихся. Президентские выборы весной 1988 г., привели к избранию на очередной срок Ф. Миттерана, а внеочередные парламентские выборы летом 1988 г. - к поражению ОПР и СФД и формированию правительства социалистов в коалиции с буржуазными центристскими группами. Правительство М. Рокара продолжило курс на "жесткую экономику", отказалось от распродажи национализированных предприятий, но и не расширило национализированный сектор экономики. Был восстановлен налог на крупные состояния, сокращены налоги на прибыль.
В мае 1991 г. правительство возглавила Э. Крессон, которой было поручено создать условия для интеграции Франции в ЕС, что ей в полной мере не удалось, а после поражения социалистов на региональных выборах она была заменена П. Береговуа. На парламентских выборах 1993 г. победу одержали правые силы. Пост премьер-министра занял Э. Балладюр (ОПР). Был взят курс на либерализацию экономики, возобновление приватизации, интеграцию в ЕС.
Во внешней политике в начале 80-х проводился курс на интеграцию стран Западной Европы. Укреплялись связи с НАТО (сессия Совета НАТО в 1983 г. в Париже). Отношения с СССР были достаточно прохладными. В середине 80-х президент Миттеран поддержал "перестройку" в СССР. В октябре 1990 г. с СССР был подписан "Договор о согласии и сотрудничестве".
После распада СССР в феврале 1992 г. был заключен "Договор между РФ и Францией". В 1996 г. Франция выделила России кредиты, а Россия согласилась компенсировать французским держателям займов царской России 400 млн. долларов. Франция участвовала в подписании Маастрихтского договора.

7. Франция в конце ХХ века - начале XXI века.

В мае 1995 г. Ж. Ширак выиграл президентские выборы и занял место тяжелобольного Миттерана, не выставившего кандидатуру на переизбрание. Премьер-министром стал А. Жюппэ.
Новое правительство правых сил повело борьбу с инфляцией путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. 15 ноября 1995 г. Жюппе представил парламенту план сокращения дефицита касс социального страхования и дефицита госбюджета как условие для введения единой европейской валюты. Речь шла о росте налогов, уменьшение компенсаций за лечение, замораживание зарплаты в госсекторе.
Ответом стала всеобщая стачка почти всех работников госсектора в декабре 1995 г.. Доверие к правительству сильно упало.
Понимая, что правые силы рискуют проиграть парламентские выборы в 1998 г., Ж. Ширак в апреле 1997 г. решил распустить Национальное собрание и провести досрочные выборы с надеждой на победу. Однако в мае-июне 1997 г. на выборах в Национальное собрание победу одержал "розово-красно-зеленый альянс" (ФСП, ФКП, экологисты + левые радикалы). Крайне правый Национальный фронт Ле Пена набрал более 15% голосов.
Начался новый виток "сосуществования" - правый президент и левое правительство Л. Жоспена (ФСП) (18 социалистов, сторонников умеренных реформ и интегрированной Европы, 3 коммуниста, 3 левых радикала, 1 экологист)
СМИК был увеличен на 4%, пособия для школьников - с 500 до 1600 франков. Начался переход к 35-часовой рабочей неделе. Правительство и местные органы власти расширили занятость в госсекторе, рассчитывая создать 350 тыс. новых рабочих мест за счет мелких служащих, оплачиваемых на уровне СМИК.
Экономическое развитие страны ускорилось. Темпы роста ВВП = 3% в г., инфляция = не более 1%, дефицит госбюджета 3% ВВП, но проблема массовой безработицы остается.
Франция, которая сделала ряд шагов в сторону укрепления отношений с НАТО, не вернулась, однако, в ее военную организацию. Весной-летом 1999 г. Франция участвовала в военной операции НАТО против Югославии.

Особенности социально-экономического развития.

Завершается структурная перестройка пром ышленности, начинается трансформация структуры экономики, обусловившая переход к постиндустриальному обществу, при сохранении боле высокой, чем в других ведущих странах, занятости в аграрном секторе (14%).

Новые производства, в том числе входящие в информационную сферу, сосредотачиваются на юге страны (авиа-космическая, электронная, биотехнологии), что преодолевает региональную диверсификацию . Высокая конкурентоспособность таких отраслей, как авиакосмическая, производство атомных реакторов, скоростных поездов, генная инженерия .

5-е место в мире по объему производства, 4-е место по объему ВНП (значительно опережает Великобританию).

Особенности:

Высокий удельный вес государственного сектора в экономике (электроэнергетика, транспорт, связь, банковская система);

Значительное присутствие иностранных инвестиций (США, Япония).

Достижения в области социального законодательства обуславливают высокий жизненный уровень и высокое качество жизни (5-недельный трудовой отпуск, пенсионный возраст - с 60 лет, 35-часовая рабочая неделя, бесплатное высшее образование, высокие социальные выплаты – результат президентства Миттерана).

Проблемы:

Проблема функционирования социально-ориентированной рыночной экономики;

Государственного регулирования социально-экономического развития;

Преодоление последствий мирового финансового и экономического кризиса;

Безработица;

Государственный долг;

Дефицит государственного бюджета;

Экология;

Миграция;

Недостатки в сфере профессиональной подготовки и переквалификации;

Высокий уровень налогов (причины – госсектор и социальные программы).

Кризисные явления с конца 90-х – начла 2000- годов. Проблема в необходимости изменения системы государственного регулирования экономики и социальной политики. Однако гражданское общество не желает расставаться с системой социального обеспечения.

Особенности политического развития.

1981-1995 – Миттеран (СФИО – либерал, но большинство в Национальном собрании принадлежало голистам-консерваторам).

1995 – выборы. СФИО и ФСП не могли определиться с кандидатурой (фактический раскол партии из-за сближения с другими партиями, потеря идентичности обусловливает раскол внутри партии). Кандидат от ОПР (голисты-консерваторы) – Жак Ширак. Победа Жака Ширака.

1995-2002-2007 – Жак Ширак (ОПР).

Он так же не имеет устойчивого большинства в Национальном Собрании. К 1997 году уже были достигнуты определенные экономические успехи, но еще не удалось в полном объеме урезать финансирование социальных программ. Ширак предполагал проведение конституционных реформ, но для этого необходимо устойчивое большинство в парламенте, которого, как уже говорилось, не было. Инициирует новые выборы в национальное собрание (надеялся на победу ОПР). Но в 1997 году в результате выборов вместо устойчивого большинства получает устойчивую оппозицию. Но одну конституционную реформу все-таки удалось воплотить в жизнь – сокращение президентского срока (с 7 лет до 5 лет).

2002 год – очередные выборы. Очевидно, что обе партии не могут предложить эффективную программу. Поэтому широко распространена тенденция абсентеизма (из-за недовольства электората ни голистами, ни социалистами). Избиратели все больше начинают поддерживать Ле Пена («Национальный фронт»), фактически фашиста (набирают силу праворадикальные движения). В итоге, самыми мощными кандидатами были: от ОПР – Ширак, от СФИО – Жюспен, от Национального Фронта – Ле Пен. Победу в очередной раз одержал Ширак, но состав парламента социалистический.

2007 год – очередные выборы. Из-за фактического раскола партии социалисты не могли выдвинуть единого кандидата. В конечном счете, была выдвинута кандидатура – Руаяль, женщина-социалист нового поколения политиков. Главный ее конкурент – кандидат от ОПР, Саркози, политик нового поколения консерваторов. Он и одерживает победу (2007).

Существует тенденция роста ксенофобии. Соответственно, набирают силу националистические настроения фашистского толка, увеличивается численность Национального Фронта. Но, с другой стороны, растет радикализм мигрантов, направленный на коренное население.

Поделиться