Пять упражнений тибетских монахов око возрождения. Гимнастика око возрождения



Трехфазное глубокое дыхание


Это самое сложное и глубокое дыхание. Активное дыхание, при котором прорабатывается весь объем легких, а значит, в процесс дыхания вовлечены все дыхательные мышцы. Для выполнения полного йоговского дыхания необходимо умение сознательно управлять работой этих мышц.

Освоение:
Вначале научитесь выполнять это упражнение стоя. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, голова поднята, но не запрокинута, тело максимально расслаблено, глаза закрыты.

Полное дыхание условно можно разбить на три фазы.
Первая фаза - нижнее, диафрагмальное дыхание.
Вторая - среднее, грудное дыхание
Третья фаза - верхнее, ключичное дыхание,

Все три фазы равноправны, неакцентированы и имеют одинаковую длительность, как на вдохе, так и на выдохе.

Нижнее, диафрагмальное дыхание. На вдохе купол диафрагмы опускается вниз, заставляя живот выдвинуться вперед, при этом заполняются воздухом нижние отделы легких. В начале полного вдоха необходимо также втянуть внутрь область половых органов и удерживать "нижний замок" - Мула бандха, на протяжении всего вдоха.

Процесс дыхания плавно переходит во вторую – грудную фазу. Здесь главную роль играют межреберные мышцы, которые расширяют грудную клетку, давая возможность заполниться средним отделам легких. Живот на этой фазе немного подтягивается.

В третьей фазе вступают в действие подключичные мышцы, мышцы шеи, которые поднимает верхние ребра, не напрягая грудную клетку. Плечи расправляются, но не поднимаются вверх. Ключичная фаза завершает вдох.

Далее без задержки дыхания на вдохе сразу же приступайте к выполнению полного выдоха, который начинается своей первой фазой также с нижних отделов легких.
С началом выдоха легко отпускаем "нижний замок", расслабляя мышцы промежности. Живот подтягивается, купол диафрагмы поднимается вверх, активным движением выталкивая воздух. Здесь мы автоматически начинаем делать "средний замок" (см. Уддйяна бандха), т. е. втягиваем в себя живот.

На второй фазе ребра опускаются, сжимая грудную клетку.

В завершающей фазе опускаются ключицы и весь плечевой пояс, а расслабленный живот слегка выходит вперед, ставя своеобразную точку в конце дыхательного цикла.

В самом начале можно поэтапно класть расслабленные кисти рук на те части легких, которые участвуют в процессе вдоха и выдоха (три фазы), как бы наблюдая насколько отодвигаются вперед кисти рук, тем самым учась контролировать дыхание. Следите что бы воздух наполнял три части легких, а не перекачивал воздух с одной части в другую.
По мере отработки дыхания общую длительность вдоха и выдоха необходимо увеличивать.

Полное йоговское дыхание - процесс активный, который дает человеку ощущение комфорта и глубокую интенсивную чистку всего организма.


Предисловие

Владимира Махнача

Основное и отличительное правило этой практики - это полный и глубокий вдох носом начиная с живота, продолжая средней и верхней (ключичной) частями легких и полный, глубокий выдох ртом, так же начиная с живота. В этом и основной секрет глубокого и мощного воздействия этой системы упражнений на организм. При совмещении мощной дыхательной гимнастики и последовательного набора упражнений, запускаются в работу резервы организма и невидимые энергетические процессы отвечающие за работу физического тела .
Цитата из ОВ: "Глубина дыхания имеет огромное значение, поскольку именно дыхание служит связующим звеном между движениями физического тела и энергетикой организма. Поэтому дышать при выполнении упражнений “Ока возрождения” необходимо как можно более полно и глубоко" .

Есть два варианта выполнения практики:

Первый - с шумным и быстрым выдохом, при скорости выполнения не в ущерб глубокому дыханию, с короткими паузами в одну секунду в крайних точках.

Второй вариант - в удовольствие, с более плавными переходами и растянутым дыханием, с более длинными задержками в крайних точках (2, 3, 4 секунды).

Первое



Исходное положение для первого упражнения - стоя прямо с горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками вращаемся вокруг своей оси слева направо (правая рука уходит назад) до тех пор , пока не возникнет ощущение легкого головокружения (женщины вращаются в ту же сторону) . При этом очень большое значение имеет направление вращения - по часовой стрелке. Как только закончили вращения, желательно прикрыть глаза сделать несколько полных йоговских вдохов, пока головокружение окончательно не прекратиться . Количество и скорость в этом упражнении индивидуальны и неограниченны, но увеличивать то и другое надо постепенно, прислушиваясь к ответной реакции организма - до легкого головокружения, не более того. Количество может не соответствовать остальным упражнениям. По желанию, можно и заканчивать практику этим упражнением, дополнительно.

Второ е

Вытянув руки вдоль туловища и прижав ладони с плотно соединенными пальцами к полу, предварительно полностью освободив легкие от воздуха, делаем полный вдох (хорошо освоившие практику, могут во время продолжения подъема ног заканчивать вдох, но, не в ущерб глубине вдоха), после на задержке вдоха поднимаем голову, крепко прижав подбородок к грудине, затем не сгибая ноги в коленях, поднимаем их вертикально вверх, стараясь при этом не отрывать от пола таз и плечи (со временем поднимайте ноги еще дальше “на себя” если не отрывается таз от пола). Фиксация (задержка) в конечной фазе плюс-минус секунда. Затем, на выдохе (ртом), расслабляя мышцы шеи, медленно опускаем на пол голову и ноги (голову можно, по желанию, опускать раньше ног). После полного выдоха и секундного расслабление идет вдох и повторение. При необходимости, в начале освоения практики делаем перерывы для восстановления дыхания в любой момент, когда в этом есть необходимость, при этом старайтесь дышать в том же ритме, что и во время выполнения движений.


Маша и Андрей выполняют комплекс Око возрождения

Второе упражнение строго согласованное с глубоким дыханием

Чем глубже дыхание, тем выше эффективность практики

Третье

Преподаватель Владимир на занятиях с детьми

Третье упражнение

Младшая группа

Исходным положением для него служит положение стоя на коленях, стопы стоят на пальцах ног (но это не принципиально). Колени следует ставить на расстоянии ширины таза, бедра располагаются строго вертикально. Ладони рук ложатся на бедра, только после полностью наполненных кислородом легких или свисают свободно.
При наклоне подбородка к груди идет интенсивный выдох ртом начиная с живота, далее средняя часть легких и верхняя (ребра опуская на расслабленный живот) полностью освобождая легкие от отработанного воздуха, подбородок прижимается к грудине, при этом все тело расслаблено, только натянуты мышцы шеи.
Практически сразу же после выдоха, начинается вдох (носом, начиная с живота) до поднятия головы вертикально, грудная клетка расслаблена, набрав полные легкие, выпячиваем грудину максимально вперед, отводя плечи назад (как бы пытаясь соединить лопатки, как на картинке), одновременно отводя голову назад, вытягивая шею максимально назад-вверх с переходом назад-вниз, задерживаясь в конечной фазе одну-две секунды (при головокружении - пол секунды), после чего, на выдохе ртом, начиная с живота и заканчивая вдох опущенной, но расслабленной грудиной, и прижатым подбородком к ней.

Ключом же к полному и глубокому дыханию всегда служит полнота выдоха





Сидя на полу с прямым позвоночником и расслабленной грудной клеткой, ноги на ширине плеч, ладони лежат не выходя за линию спины, с сомкнутыми пальцами направленными вперед . При наклоне подбородка к груди идет интенсивный выдох ртом начиная с живота, полностью освобождая легкие от отработанного воздуха, подбородок прижимается к слегка сжатой грудине, при этом все тело расслаблено, только натянуты мышцы шеи.
(начало такое же, как в предидущем упражнении)

Практически сразу же после выдоха, начинается вдох до поднятия головы в естественное ее состояние (тело расслаблено), набрав полные легкие, на задержке вдоха (хорошо освоившие практику, могут во время продолжения подъема таза, заканчивать вдох, но, не в ущерб глубине вдоха), туловище перемещается вперед (как бы скользя по коврику) и вверх, до горизонтального положения , пятки на месте перекатываются. В конечной фазе максимальное напряжение всех мышц тела на одну-две секунды, при этом бедра и туловище должны находиться в одной горизонтальной плоскости, а голени и руки - вертикально, как ножки стола. На выдохе, расслабляясь возвращаемся в исходное положение с прижатым к груди подбородком .

Маша и Андрей выполняют четвертое упражнение комплекса
Фото сессия после занятий группы по изучению комплекса Око Возрождения


Исходным положением для него является упор лежа, в начале прогнувшись без напряжения или стоя на четвереньках перед началом выполнения. При этом тело опирается на ладони и подушечки пальцев ног. Колени и таз пола не касаются, для физически некрепких людей возможен вариант с коленями и тазом лежащими на полу. Кисти рук ориентированы вперед с сомкнутыми вместе пальцами. Руки вертикально, ступни ног на ширине плеч или немного шире.
На выдохе ртом, начиная с живота, постепенно заводим голову назад, освободив полностью легкие (но, не раньше) доводим голову как можно дальше назад-вверх, при этом растягивая позвонки вверх и округляя позвоночник (грудина выпячивается вперед, а лопатки по возможности сводятся). После паузы с максимальным напряжением всех мышц тела и вытягивания шеи назад-вверх на одну-две секунды (необходима короткая фиксация), одновременно со вдохом (носом начиная с живота) переходим в положение, при котором тело напоминает острый угол, вершиной направленный вверх, пятки пытаются стать на пол, ноги с выпрямленными коленями, поясница утапливается в сторону живота, а лопатки уходят назад пытаясь свестись. Одновременно с движением шеи (после законченного, полноценного вдоха) прижимаем подбородок к грудине. Стараемся при этом, чтобы спина и руки были прямыми создавая одну линию (у тренированных туловище и руки могут проваливаться еще глубже, чем прямая линия - как на картинке). В крайней точке пауза с максимальным напряжением всех мышц тела на (глубоком) вдохе одну- две секунды. Вот и все.
После этого, с интенсивным выдохом ртом, возвращаемся в исходное положение, как бы подныривая (но не обязательно) округляя и вытягивая позвоночник и шею максимально назад-вверх.


Идеальный вариант выполнения пятого упражнения согласованного с глубоким дыханием:



Выполнять каждое упражнение три раза единожды в день. Такой режим должен сохраняться в течение одной недели (или индивидуально, увеличиваем количество упражнений через больший промежуток времени, в зависимости от состояния тела, за скоростью увеличения подходов не гонимся, а только за качеством выполнения). Затем каждую неделю прибавляют по два повторения. Таким образом, в течение второй недели ежедневно делается по пять повторений каждого упражнения, в течение третьей - по семь, в течение четвертой - по девять, и так далее до тех пор, пока дневное количество повторений не достигнет двадцати одного раза.


Полнота эффекта достижима лишь при регулярном выполнении всех пяти упражнений



Шестое

Шестое упражнение можно включать в комплекс, в количестве трех-девяти повторов
(не связывая его с сексуальным желанием, это упражнение считается одним из эффективнейших в разных системах йоги).

Стоя прямо, вы делаете глубокий вдох, сжимаете анальный сфинктер, сфинктер мочевого пузыря, напрягаете мышцы тазового дна и низа передней стенки живота, а затем быстро наклоняетесь, опираясь руками о бедра, и интенсивно выдыхаете через рот со звуком “Ха-а-а-х-х-х..”

Стараясь удалить из легких весь воздух полностью, включая так называемый остаточный; после этого вы как можно сильнее втягиваете живот за счет напряженного поднятия вверх диафрагмы и расслабления передней стенки живота и выпрямляетесь вверх.

Подбородок при этом должен быть прижат к подъяремной выемке, кисти рук лежат на талии. Выдержав положение с втянутым животом как можно дольше - столько времени, на сколько у вас хватит задержки дыхания - расслабьте диафрагму, поднимите голову и как можно спокойнее сделайте глубокий вдох. Как следует отдышавшись, повторите. Обычно для того, чтобы перенаправить свободную энергию и “растворить” возникшее сексуальное желание, достаточно трех повторений.
Желательно не выполнять более девяти повторений шестого упражнения за один раз.

В качестве тренировки шестое упражнение выполняется единожды в день в виде серии из не более чем девяти повторений. Осваивать его следует постепенно, начав с трех раз, и еженедельно прибавляя по два. “Прикладная” практика этого упражнения возможна в любое время и в любом месте при условии не слишком полного желудка и кишечника, а также наличия телесного сигнала в форме возникшего сексуального желания. Более того, вполне освоивший шестое упражнение с легкостью осуществляет предельно полный выдох тихо, не наклоняясь и не привлекая к себе внимания. Поэтому практика обращения сексуальной энергии в жизненную силу выполнима
действительно где и когда угодно, в любой момент, едва только внимание обратится к проявившему себя в теле сексуальному желанию.

Три варианта выполнения шестого упражнения - одинаково эффективны:


Цитата из описания Питера Келдера:

"Более того, вполне освоивший шестое ритуальное действие с легкостью осуществляет предельно полный выдох тихо, не наклоняясь и не привлекая к себе внимания. Поэтому практика обращения сексуальной энергии в жизненную силу выполнима действительно где и когда угодно..."
Из этого следует, что сам наклон не играет важной роли - прямые колени
или согнутые колени,

вариант стоя прямо - описано выше , согнувшись - в ролике ниже

Видео YouTube

Ключевой момент 6-го упражнения только в замках!


При задержке дыхания используются Бандхи – энергетические замки. Существуют три бандхи: Мула Бандха, Джаландхара Бандха и Уддияна Бандха.

Мула Бандха – корневой замок («мула» - корень) – выполняется напряжением мышц около мочеиспускательного канала, промежности у мужчин, у женщин мышц влагалища, как можно ближе к шейке матки, и мышц ануса:


Эти мышцы нужно не только напрягать, но и подтягивать вверх у мужчин, у женщин вверх и вниз одновременно.

Джаландраха Бандха – верхний, горловой замок («джала» - сеть, решетка). Для ее выполнения шея максимально вытягивается вверх, затем голова немного отводится назад, после чего подбородок опускается в подъяремную впадину.

Уддияна Бандха - брюшной замок ("уддияна" - взлет). Полная Уддияна Бандха выполняется только при выполнении задержки после выдоха. После выдоха живот уводится максимально вовнутрь и немного вверх, под ребра.

Примечание для женщин:
Надо иметь ввиду, что Мула Бандха меняет обычное движение Апаны. Апана – это энергия отвечающая за нисходящие потоки в теле. К этим потокам можно отнести процессы выделения и менструацию. Поэтому Мула Бандху не рекомендуется выполнять во время менструации, ибо регулярная ее практика в эти дни может привести к расстройству менструального цикла. Соответственно выполнять Пранаямы с задержками дыхания во время критических дней тоже не рекомендуется, так как при задержках дыхания всегда используется Мула Бандха.

Шавасана - одна из наиболее простых и эффективных методик релаксации и мягкого приведения энергетики организма в её выровненное с гармонизированное состояние после динамических или статических упражнений хатха-йоги. Любая, энергетическая практика является немного незаконченной или не полной без этой (или аналогичной методики) в её конце. Если, конечно, Вы собираетесь после "Ока" сесть в медитацию, то шавасану можно опустить, т.к. сама по себе начальная стадия правильной медитации направлена на выравнивание и гармонизацию энерготока.

Техника выполнения Шавасаны:


Поставьте таймер на 15-20 минут (это минимум, при желании можно настроить его и на полчаса). Лечь на спину на пол, ноги вытянуты, руки лежат вдоль туловища. Сделать глубокий вдох и сильно напрячь мышцы всего тела, растягивая туловище(все позвонки и суставы) руки тянем вверх(параллельно земле), ноги вниз поочередно тянемся пяточками и носочками. Затем, сжав кисти в кулачки, напряженные руки ведем вверх и опускаем вдоль бедер, одновременно закрыв глаза и расслабляясь, позволив кистям свободно лечь ладонями вверх на некотором расстоянии от бедер и разведя ноги на расстояние в полторы ширины плеч.
Внимательно отследить (мысленно переходя от одной части тела, к другой) состояние мышц всех частей тела в следующем порядке: ног от кончиков пальцев до тазобедренных суставов, рук от кончиков пальцев до плечевых суставов, туловища от промежности до шеи, шеи до основания черепа, головы. Расслабление лба и глаз - необходимое условие, без этого расслабить тело и "остановить" ум не удастся. Во время просмотра нужно стараться снять напряжение там, где оно ощущается. Достаточно эффективный прием - просмотр основных суставов и снятие ощущения напряжения в них. Если удается убрать ощущение напряжения в суставе, то вся мускулатура, к этому суставу относящаяся, расслабляется сама собой.
Дыхание сначала должно быть довольно глубоким, медленным и ритмичным, потом - естественным, и в конце концов его следует "отпустить", позволив ему течь так, как оно само пожелает. О нем желательно просто забыть.
Основная сложность Шавасаны заключается в расслаблении ума. Он должен стать абсолютно спокойным, неподвижным, свободным от всех мыслей и идей, как в глубоком сне без сновидений, но - бодрствующий.
Обычно Шавасана получается по-настоящему глубокой и полной после напряженных упражнений. Заставить внутренний (мысленный) диалог исчезнуть, как правило, невозможно, можно только предпринять некий хитрый ход, в результате которого он остановится сам собой. Одним из приемов остановки внутреннего диалога в Шавасане может быть, к примеру, простое наблюдение за мыслями и их связью с дыханием - отвлеченное и безразличное. Лучше всего, мысленно перенестись на чистое голубое небо или в красивые, солнечные горы, на океан (желательно, что-бы там не было никаких людей и животных, чтобы не вызывать ассоциаций и воспоминаний). Представить, такую природу, которая вызовет только положительные эмоции и ощущения мира и гармонии.
Выход из такой непродолжительной Шавасаны должен быть очень мягким и осторожным: сначала чуть-чуть пошевелить пальцами рук и ног, затем мягко, аккуратно потянуться, глубоко вздохнуть и только после этого - открыть глаза; затем следует перевернуться на бок (можно в этом положении сладко и спокойно уснуть) и немного полежать, и только после этого - не спеша подняться в сидячее положение и, если нужно, встать на ноги.
В качестве отдыха по-настоящему выполненная Шавасана намного превосходит глубокий сон, хотя детоксификации организма, имеющей место во сне, не происходит, поэтому в известных количествах сон все же необходим.

Если бы каждый из нас проводил в Шавасане хотя бы 15 минут в день,
все салоны SPA мира давно бы разорились






Если спросить у людей, что для них самое главное в жизни, ответы наверняка будут разные. Один скажет, что самое главное иметь много денег. Когда ты имеешь их несчитанное количество, то можешь купить себе почти все. Второй ответит, что главное – это хорошая и престижная работа. А третий считает, что важней всего любовь. Любовь безграничная и взаимная. Кто же из них прав? Наверное, правы все и никто. Потому что все меркнет и становится не особенно важным, когда ты теряешь по-настоящему ценную вещь. Теряешь то, что тебе дано от рождения Богом. Когда ты теряешь свое здоровье. Если человек болеет, то все краски жизни бледнеют, ничего не приносит должной радости. К счастью, существует старинная практика, которая помогла уже многим людям. Она пришла к нам с далекого Тибета и называется «Око возрождения» или «Пять тибетских жемчужин».

Как в Европе узнали про «Око возрождения»

В течение многих тысячелетий закрытые тибетские монастыри сохраняли всевозможные сокровенные знания. Даже сейчас, когда люди понемногу стали получать ранее сокрытую информацию, Тибет бережет свои секреты. Одна из немногих тайн бытия поведанная ими миру – это ритуал «Око возрождения» или «Пять тибетских жемчужин». Эти знания постигал тот, кто в поисках истины готов был преодолевать тяжелейшие и зачастую смертельные препятствия, чтобы попасть к тибетским монахам. Те, кто выжил и оказался достоин посвящения, понесли это знание людям.
На европейских просторах ритуальная гимнастика стала известна благодаря Питеру Кэлдеру. В 1938 году он написал книгу, в которой раскрыл секрет сохранения молодости и восстановления здоровья. Кому-то содержимое книги может показаться фантастикой. Но опыт нескольких поколений последователей этой энергетической практики показывает, что «Око» работает. И не просто работает, а дарит поразительные результаты.

Что такое «энергетические вихри?»

Многим из нас уже давно известно, что человек – это больше чем физическая материя. Человек – это сложная система, которая состоит из энергетического (эфирного) тела, биополя и системы энергетических вихрей. Энергетические вихри пребывают в постоянном вращении. Каждый вихрь соответствует определенной части нашего тела. Одни вихри связаны с внутренними органами, другие с железами внутренней секреции, третьи с нервной системой и т. д. Самыми главными считаются вихри, которые соответствуют чакровой системе человека. Учение Востока гласит, что чакр у каждого человека семь.

Через чакры проходит множество энергетических каналов. Эти каналы напрямую связаны с работой энергетических вихрей. Если ты полностью здоров, то вращение вихрей обладает большой скоростью. Тогда энергия легко проходит через энергетические каналы и наполняет все части нашего тела силой и здоровьем.
Когда мы ведем неправильный образ жизни и нерационально потребляем энергию, вращение вихрей замедляется, нарушается работа важных энергетических центров, открывая путь болезнями и старением. Чтобы вернуть утраченное здоровье, преобразиться и помолодеть, тибетскими монахами был разработан комплекс из пяти ритуальных упражнений. Эти ритуалы восстанавливают работу наших энергетических центров и усиливают круговорот эфирных вихрей. Благодаря этому повышается иммунитет, восстанавливаются жизненные силы и планомерно отправляются в небытие все хвори и болезни.

«Око возрождения»: 5 упражнений тибетских монахов

Начинать выполнение упражнений нужно до наступления полудня. В идеале - время после пробуждения. Выполнять упражнения желательно на голодный желудок, можно только сделать несколько глотков теплой воды.
Для занятий нужно приготовить специальный коврик, чтобы изолироваться от холодного пола. В дальнейшем вы можете его использовать для занятий медитациями.

Ритуальное упражнение №1:

  • Находясь в положении «стоя», прямые руки следует вытянуть перед собой и развести в стороны. Направление ладоней вниз. Поднимите подбородок.
  • Начните раскручиваться вокруг себя по часовой стрелке - слева направо. Это важно!
  • Попробуйте кружиться на одной точке.
  • Не торопитесь, вначале освоения данного ритуала может возникнуть головокружение. Поэтому не задавайте сразу быстрый темп и не старайтесь сделать максимальное количество вращений. Начните с трех повторений.
  • После остановки постойте, глубоко подышите.

Если вы почувствуете головокружение или легкую тошноту, можете присесть или прилечь. Не переживайте, со временем вестибулярный аппарат восстановится и вам понравится кружиться. Первый ритуал призван активизировать и стабилизировать вихревые вращения нашего энергетического тела.

Ритуальное упражнение №2:

Сразу после первого начинайте выполнение ритуала номер два.

  • Укладывайтесь на спину. Руки расположите вдоль туловища ладонями вниз.
  • Полежите немного. Освойте глубокое дыхание. Вдох и выдох должны быть примерно равны друг другу.
  • После глубокого выдоха, неторопливо вдыхая, поднимайте голову до упора подбородка в ключицы.
  • Далее поднимите прямые ноги вверх перпендикулярно туловищу.
  • Следите за тазом. Он не должен отрываться от пола.
  • Упражнение выполняется на одном продолжительном вдохе.
  • Выдыхая, вернитесь в исходное положение. Полностью расслабьтесь. Через пару секунд повторите все заново.
  • Обязательно следите за дыханием. Вдох и выдох должны быть максимально плавными и полными. Между упражнениями дыхания не меняйте.
  • Если у вас не получается поднимать ноги несогнутыми в коленях, делайте как выходит. Не отчаивайтесь, со временем вы сделаете правильно.
  • Начните ритуал с трех повторений, день ото дня увеличивая количество до 21-го раза.
  • Когда закончите, прикройте глаза на несколько секунд и представьте, как энергия разливается по вашему телу. А затем приступайте к третьему ритуалу.

Ритуал номер два усиливает эффект первого ритуала - вихри наполняются еще большей эфирной силой и мощью. Кроме того, это упражнение разрабатывает позвонки в шейно-плечевом отделе, восстанавливает приток кислорода к головному мозгу и, как следствие, уменьшает головные боли и головокружения. За счет поднимания ног усиливается брюшной пресс и улучшается моторика кишечника.

Ритуальное упражнение №3:

Встаньте на колени и не смыкайте их, оставив сантиметров тридцать. Подушки пальцев на ногах подогните так, чтобы они касались пола. Это придаст телу устойчивость.

  • Положите свои ладони на нижнюю часть ягодиц. Руки заведены за спину.
  • Склоните вперед голову. Прижмите подбородок к ключицам. Воздух при этом выдохните.
  • Делая вдох, не спеша отрывайте подбородок и заводите голову назад.
  • Одновременно с этим прогните грудную клетку максимально вперед, а голову запрокиньте насколько возможно назад. Ладони перемещаются на верхнюю часть ягодиц и помогают держать равновесие.
  • На выдохе вы должны вернуться в изначальное положение.
  • После краткой паузы повторите комплекс. Рекомендуется стартовать с трех повторений. Можно больше. Но, как и в случае со вторым ритуалом, не более 21-го раза.
  • Все элементы ритуала старайтесь делать плавно, не торопитесь. Не забывайте о дыхании. Оно должно быть глубоким.
  • Если у вас проблемы с коленными суставами, можете подкладывать под колени маленькое полотенце, свернув его в несколько раз. Это уменьшит давление на коленные чашечки и избавит от дискомфорта.
  • После ритуала номер три опустите ягодицы на пятки и посидите в этой позе. Закройте глаза, глубоко подышите. Попробуйте представить, что вы дышите позвоночником. Почувствуйте, как расправляются и растягиваются позвонки. Через пару минут приступайте к следующему ритуалу.

Третье ритуальное действие увеличивает силу двух предыдущих. При этом хорошо растягивается весь позвоночник и разрабатывается грудной отдел.

Ритуальное упражнение №4:

Вот мы и подошли к ритуалу номер четыре.

  • Опуститесь на коврик в положение сидя, выпрямив ноги перед собой на ширине плеч.
  • Руки по обе стороны от бедер, с упором ладонями в пол. Пальцы направлены вперед. Позвоночник должен оставаться прямым. Подбородок прижат к ключицам.
  • На глубоком вдохе откиньте голову назад и переместите туловище параллельно полу в позу, которая напоминает стол, согнув ноги в коленях и оставив руки прямыми. Напрягите мышцы. Останьтесь в этой позиции какое-то время, а затем выдохните и вернитесь в стартовое положение.
  • Приподнимая тело, мысленно усильте руки. Это поможет поднять и удержать вес собственного тела.
  • В конце ритуала снова на пару минут расслабьтесь. Подышите. Представьте, что при вдохе в вас вливается желто-золотистый цвет. Этот цвет несет очищение и здоровье. Когда будете выдыхать, представьте, что выталкиваете из себя черный цвет. Вместе с ним уходят все болезни и плохая энергия.
  • Количество повторов такое же, как и в предыдущих ритуалах.

Данный ритуал укрепит весь мышечный корсет вашего тела. Усилит позвоночник. На эфирном плане еще больше разгонит вихри.

Ритуальное упражнение №5:

Приступаем к ритуалу номер пять.

  • Примите горизонтальное положение, лежа на животе. Ладонями нужно упереться в пол, а пальцы направить вперед.
  • Приподнимитесь с помощью прямых рук, изогнувшись дугой. Голова запрокидывается назад. Руки и ноги на ширине плеч, только пальцы ног и ладони рук остаются на полу, а остальные части тела отрываются и не контактируют с ним. Сделайте вдох и полный выдох.
  • Далее постепенно поменяйте позу в положение треугольника, согнув тело почти пополам. Руки и ноги максимально выпрямляются, а подбородок прижимается к ключицам. Сделайте глубокий вдох.
  • Затем вернитесь на выдохе в стартовое положение.
  • Повторите данное упражнение требуемое число раз.

Ритуал номер пять восстанавливает гармонию и баланс между основными вихрями. Это способствует тому, что к нам возвращается наше первозданное здоровье, укрепляется иммунитет. Мы приобретаем энергию юности.

  1. Когда вы только начнете осваивать «Око», делайте по три повторения. Это касается всех ритуалов.
  2. Как говорилось выше, заниматься лучше всего утром.
  3. Добавлять нужно по два повторения каждую неделю, пока вы не достигнете 21-го раза.
  4. Не торопитесь увеличивать повторы, дайте организму привыкнуть. Если вы добавили повторы и почувствовали ухудшения в состоянии организма, вернитесь к предыдущему количеству. Выполняйте зарядку по-старому в течение двух-трех недель, а потом попробуйте снова увеличить повторения.
  5. В самом начале практики может нарушиться сон, так как организм отвык от нормального поступления энергии. Пусть вас это не пугает. Со временем сон наладится.
  6. Когда освоите утреннюю серию упражнений, можете приступать к построению вечерней. Схема та же, что и для утренней серии.
  7. Выполнять ритуальные действия нужно обязательно все вместе, так как по отдельности они ослабляют свое воздействие на организм.
  8. Заниматься ритуальными упражнениями нужно каждый день. Пропускать нельзя! В случае острой необходимости можете пропустить один день в неделю, но не более.
  9. Если у вас что-то не получается, не отчаивайтесь. Со временем у вас все выйдет наилучшим образом. Вспомните пословицу о том, что «терпение и труд все перетрут».
  10. Если вы хотите заниматься еще какими-нибудь практиками, занимайтесь. «Око возрождения» не вступает ними в конфликт, а наоборот помогает и усиливает их. «Око» - это энергетическая основа для более сложных медитаций и тренировок.
  11. После тренировок нельзя переохлаждаться. Не принимайте холодный душ. Хотя бы полчаса после зарядки не выходите на улицу. Исключение составляет лето.

В этой статье мы попытались изложить главные постулаты тибетской практики. Если этот материал вызвал у вас интерес и вы решили восстановить организм, непременно обратитесь к оригинальному источнику, а именно к книге Питера Кэлдера «Око возрождения». В книге есть очень важные и интересные моменты, которые могут быть полезны для вас. Прочтите книгу, ознакомьтесь с отзывами практикующих «Око». Их вы можете найти на специальных форумах. Осмыслите новые знания. Если примите решение, то смелее в бой! Только не ждите мгновенного эффекта. Вы должны быть упорны и терпеливы. А результаты обязательно будут и возможно удивят вас больше, чем вы рассчитывали!

Как утверждается в книге Питера Келдера, этим упражнениям из ежедневной ритуальной гимнастики тибетских монахов уже более 2500 лет. Впервые они были опубликованы им в книге «Древняя тайна тибетских лам» в 1939 году. Эти упражнения заряжают энергией на весь день и помогают восстановить энергетический баланс.

Пять золотых упражнений тибетских лам являются тибетской формой йоги, аналогичной индийской. Разница в том, что упражнения тибетских монахов представляют непрерывную последовательность движений, тогда как индийская – сосредоточение в определенной позе.

Хотя эти упражнения известны миру уже почти сто лет, но как подчеркивают некоторые скептики, эти 5 упражнений, называемые око возрождения, не имеют ничего общего с тибетской йогой.

Большинству из нас никогда не бывавших на Тибете и не увлекающихся никакими видами йоги, трудно ответить действительно ли такое утверждение верно или нет. Но верно и другое: большинство из нас ведет малоподвижный образ жизни. Днем на работе за компьютером, вечером дома у телевизора. А при первых признаках болезни хватаемся за таблетки. Так не лучше ли заняться утренней гимнастикой? Тем более, что эти упражнения занимают не так много времени. Нужно только встать на полчаса пораньше.

Как выполнять упражнения

При выполнении этих упражнений нет никаких особых правил по частоте и интенсивности проведения. Каждый выбирает сам свой темп выполнения гимнастики, тот, который удобен.

Единственное условие –делать их ежедневно и в той последовательности, как написано. Можно пропустить, но не более двух дней. Наверное, это самое трудное условие, особенно в первое время.

В книге Келдера написано, что после каждого упражнения нужно возвращать руки на бедра и перед каждым упражнением делать два глубоких вдоха. Как нужно дышать во время выполнения упражнений, на этот счет нет никаких указаний.

В более поздних публикациях подробно излагаются инструкции по этому вопросу во время выполнения упражнений. Некоторые авторы рекомендуют также соблюдать определенную осторожность если есть какие-либо проблемы со здоровьем.

В первую неделю занятий каждое упражнение повторить не более 3 раз, добавляя в последующие недели по два повтора. В конце девятой недели каждое упражнение выполняется уже 21 раз.

После гимнастики обязательно нужно пить достаточное количество воды.

Пять упражнений тибетских монахов

Теперь сам комплекс упражнений, вернее, как их часто называют, ритуалов.

Упражнение 1

Встать лицом к северу. Спину держать прямо. Поднять руки на уровень плеч и начать вращаться по часовой стрелке. Если при поворотах закружится голова, постарайтесь сосредоточиться на какой-либо неподвижной точке: смотрите на нее пока она не пропадет из вашего поля зрения при повороте и сразу, как только вновь сможете ее увидеть.

В первом издании книги четко можно увидеть, что во время круговых движений обе руки смотрят вниз ладонями. Но есть рекомендации держать левую руку ладонью вниз, а правую – вверх.

Упражнение 2

Лечь на спину головой к северу, подстелив коврик. Сделать глубокий вдох и вытянув руки вдоль туловища и прижав ладони к полу. Пальцы рук также плотно прижаты друг к другу.

Продолжая делать глубокий вдох, одновременно поднять ноги вверх. Постарайтесь поднять ноги вверх так, чтобы таз приподнялся от пола. Ноги при этом в коленях не сгибать. Одновременно прижать голову к груди.

Задержаться на несколько секунд в этом положении и затем медленно опустить ноги и голову на пол.

При возникновении усталости, особенно в первое время, сделайте небольшой отдых между упражнениями и повторите вновь.

Упражнение 3

Встать на колени. Ноги на ширине плеч. Спина прямая.

Руки положить на мышцы бедер.

Опустить голову и прижать подбородок к груди.

Сделать глубокий вдох и запрокинуть голову назад одновременно прогибая позвоночник. Если трудно прогнуться, можно слегка надавить руками на бедра.

Задержаться в этом положении, сделав глубокий вдох и слегка напрягая мышцы. Расслабиться и вернуться в исходное положение.

Упражнение 4

Сесть на пол. Ноги прямые на ширине плеч. Спина прямая.

Руки положить на уровне бедер пальцами назад.

Голову прижать к груди.

Запрокинув голову назад, сделать глубокий вдох и поднять тело, сделав мостик. Туловище и бедра должны быть на одной линии. Задержаться на 20 секунд.

Вернуться в исходное положение, сделав глубокий вдох и прижав подбородок к груди. Расслабить мышцы.

Упражнение 5

Лечь на пол. Тело должно опираться на ладони и пальцы ног. Колени и бедра не касаются пола. Сомкнутые пальцы рук строго направлены вперед. Расстояние между ногами не должно быть больше, чем на ширине плеч.

Запрокинув голову назад, прогните спину настолько, насколько это возможно. Задержитесь в этой позиции на несколько секунд и перейдите в положение, напоминающее острый угол. Ноги и руки прямые, голова опущена вниз. Вернуться в исходное положение, прогнув вновь спину.

Противопоказания к выполнению упражнений

Эти упражнения больше направлены для омоложения и поддержания людей в возрасте. Как вы заметили, все они улучшают состояние позвоночника, его гибкость. Именно от позвоночника зависит во многом наше здоровье. А с возрастом теряется его гибкость.

Но к этому времени у многих может быть уже «букет» болячек, в том числе и хронических. Поэтому, прежде чем начать делать этот комплекс золотых упражнений, нужно проконсультироваться с врачом.

Нельзя начинать делать эти упражнения при:

Грыже позвоночника;

Рассеянном склерозе;

Высоком артериальном давлении;

Сердечно-сосудистых заболеваниях.

При возникновении каких-либо неприятных ощущений немедленно обратиться к лечащему врачу. В конце концов есть и другие упражнения, которые помогут поддержать ваш организм и тело в тонусе.

Кто такой Питер Келдер

О Питере Келдере, кроме того, что автор книги о пяти золотых упражнений тибетских монахов, ничего не известно. Также не известно, был ли на самом деле полковник британской армии Брэдфорд, который когда-то служил в Индии и встретивший там монахов, которые и в возрасте излучали энергию и силу.

Выйдя в отставку, этот полковник поселился в монастыре и несколько лет изучал практику лам, которую они назвали ритуалами или обрядами.

Как бы там не было, но сегодня при нашем малоподвижном образе жизни эти упражнения обрели новый смысл и актуальны. Хотя в те далекие годы конца тридцатых годов прошлого столетия они не были встречены с воодушевлением.

Да и сегодня много скептиков по поводу эффективности упражнений. А многих останавливают условия выполнения упражнений, которые нужно выполнять строго в такой последовательности, не делая больших перерывов. Иначе, как пишется в книге, можно принести больше вреда своему здоровью, чем пользы.

Брошюру с полным описанием и как выполнять упражнения можно найти в интернете. Есть и другие авторы, которые внесли свои изменения и дополнения. Автор первого перевода книги Питера Келдера у нас Андрей Сидерский, преподаватель йоги и автор и переводчик многих других книг.

Смотрите в видео как выполнять 5 упражнений тибетских монахов око возрождения для омоложения организма

Дорогие читатели, из-за малоподвижного образа жизни в нашем организме естественным путем образуются застойные явления в тканях, мышцы теряют свой жизненный тонус, ухудшается настроение и работоспособность и многое-многое другое.

Но даже если мы достаточно много двигаемся, мы вряд ли задействуем все группы мышц и достаточно активно.

Кто-то ходит в зал и получает много физических нагрузок. Достаточно ли этого?

В этой статье будет рассказано про комплекс упражнений, который, по-моему мнению, больше других подходит для ежедневного выполнения по нескольким причинам:

  • делается очень быстро (максимум 15 минут),
  • отлично прорабатываются и напрягаются большинство мышц,
  • отлично прорабатываются и растягиваются большинство связок,
  • включает в себя полноценные дыхательные упражнения,
  • учитывает строение тонких тел человека: действительно активизирует и прокачивает энергии в теле.
  • удивительным образом раскрывается грудная клетка,
  • очень активный (делая его действительно устаешь).

Инструкция по выполнению упражнений взята из книги Питера Кэлдера «Око возрождения». Между описаниями упражнений буду давать некоторые комментарии (они выделены синим цветом).

Перед началом выполнения упражнений предлагаем Вам запустить свое намерение на данные физические занятия. Проговорите про себя или вслух примерно такую фразу «Я посвящаю выполнение этих упражнений…» или «Я намерен обрести/получить…» и дальше можно подключить свою душу и фантазию (примеры: физическое здоровье, гармоничное состояние, равновесие, гармонию души, тела и разум и т.п.).

Первое упражнение.

Исходное положение для первого упражнения - стоя прямо с горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками. Приняв его, нужно начать вращаться вокруг своей оси по часовой стрелке. Ограничиться нужно тремя оборотами. Чтобы остановить головокружение после остановки вращения, остановитесь и сделайте несколько глубоких вдохов.

Не надо стремиться кружиться какое-то определенное количество раз, даже 1-2 оборотов достаточно, чтобы запустить вихревые потоки в тонких телах. Кружитесь до того момента, когда появится совсем легкое головокружение. Этого достаточно. Возможности вестибулярного аппарат у каждого разные, но при постоянных занятиях вы обязательно дойдете до 21 поворота через какое-то время и будете выполнять их в абсолютно комфортном режиме.

Второе упражнение.

Исходным положением для второго упражнения является положение лежа на спине. Лучше всего лежать на толстом ковре или какой-нибудь другой достаточно мягкой и теплой подстилке. Выполняется оно следующим образом. Вытянув руки вдоль туловища и прижав ладони с плотно соединенными пальцами к полу, нужно поднять голову, крепко прижав подбородок к грудине. Одновременно с этим - поднять прямые ноги вертикально вверх, стараясь при этом не отрывать от пола таз. Затем медленно опустить на пол голову и ноги (см. рис. 2). В этом упражнении большое значение имеет координация движений с дыханием. В самом начале необходимо выдохнуть, полностью избавив легкие от воздуха. Во время поднятия головы и ног следует делать плавный, но очень глубокий и полный вдох, во время опускания - такой же выдох. Чем глубже дыхание, тем выше эффективность практики. Все внимание во время выполнения упражнения предлагаем переносить на дыхание и на ощущения в своем теле, глаза можно держать закрытыми.

Упрощенный вариант упражнения 2

Делайте упражнение в комфортном режиме: пусть будет легкое ощущение натяжения по задней поверхности тела и пояснице. Пусть ноги будут немного согнуты: так, как комфортно именно вам. При постоянных занятиях вы обязательно начнете выполнять упражнение с прямыми ногами.

После тог, как вы покружитесь и между всеми остальными упражнениями, предлагаю делать паузу:

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки на пояснице. Сделайте 2 (именно 2) глубоких спокойных вдоха-выдоха, при этом не напрягаясь ни во время вдоха, ни во время выдоха, и не стараясь замедлить дыхание или наоборот усорить его.

2 глубоких спокойных вдоха-выдоха. Про эту паузу я прочитал в другой книге по этому комплексу (сейчас уже не вспомню какой) и с ней выполнение мне гораздо больше нравится, но это — на ваше усмотрение.

Третье упражнение.

Исходным положением для третьего упражнения служит положение стоя на коленях. Колени следует ставить на расстоянии ширины таза одно от другого, чтобы бедра располагались строго вертикально. Кисти рук ладонями лежат на задней поверхности мышц бедер как раз под ягодицами. Затем следует наклонить голову вперед, прижав подбородок к грудине. Забрасывая голову назад — вверх, выпячиваем грудную клетку и прогибаем позвоночник назад, немного опираясь руками о бедра, после чего возвращаемся в исходное положение с прижатым к грудине подбородком (см. рис. 3). Это упражнение требует строгого согласования движений с ритмом дыхания. В самом начале следует сделать глубокий и полный выдох. Прогибаясь назад, нужно вдыхать, возвращаясь в исходное положение - выдыхать. Все внимание во время выполнения упражнения предлагаем переносить на дыхание и на ощущения в своем теле, глаза можно держать закрытыми.

Обратите внимание, что ладони рук лежат под ягодицами, а не как на картинке.

Не надо сильно запрокидывать голову: чуть-чуть, слегка. При таком запрокидывании головы у многих разгибание происходит в самой слабой зоне шейного отдела позвоночника. Пусть разгибания не будет вовсе нежели вы будете вынуждены на время оставить этот комплекс или сосвсем откажитесь от него, сославшись на боли в шейном отделе позвоночника.

Четветрое упражнение.

Для выполнения четвертого упражнения нужно сесть на пол, вытянув перед собой прямые ноги со ступнями, расположенными примерно на ширине плеч. Выпрямив позвоночник, положить ладони с сомкнутыми пальцами на пол по бокам от ягодиц. Пальцы рук должны быть при этом направлены вперед. Опустить голову вперед, прижав подбородок к грудине. Затем запрокинуть голову как можно дальше назад — вверх, а потом - поднять туловище вперед до горизонтального положения. В конечной фазе бедра и туловище должны находиться в одной горизонтальной плоскости, а голени и руки - располагаться вертикально, как ножки стола. Достигнув этого положения, нужно на несколько секунд сильно напрячь все мышцы тела, а потом - расслабиться и вернуться в исходное положение с прижатым к груди подбородком. Затем - повторить все сначала (см. рис. 4) И здесь ключевым аспектом является дыхание. Сначала нужно выдохнуть. Поднимаясь и запрокидывая голову - выполнить глубокий плавный вдох. Во время напряжения — задержать дыхание, и опускаясь — полностью выдохнуть. Во время отдыха между повторениями — сохранять неизменный ритм дыхания. Все внимание во время выполнения упражнения предлагаем переносить на дыхание и на ощущения в своем теле, глаза можно держать закрытыми.

Упрощенный вариант упражнения 4

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки на пояснице. Сделайте 2 глубоких спокойных вдоха-выдоха.

Пятое упражнение.

Исходным положением для пятого упражнения является упор лежа, прогнувшись. При этом тело опирается на ладони и подушечки пальцев ног. Колени и таз пола не касаются. Кисти рук ориентированы строго вперед сомкнутыми вместе пальцами. Расстояние между ладонями - немного шире плеч. Расстояние между ступнями ног - такое же. Начинаем с того, что запрокидываем голову как можно дальше назад — вверх. Затем переходим в положение, при котором тело напоминает острый угол, вершиной направленный вверх. Одновременно движением шеи прижимаем голову подбородком к грудине. Стараемся при этом, чтобы ноги оставались прямыми, а прямые руки и туловище находились в одной плоскости. Тогда тело окажется как бы сложенным пополам в тазобедренных суставах. После этого возвращаемся в исходное положение - упор лежа, прогнувшись - и начинаем все сначала (см. рис. 5).

Схема дыхания в этом упражнении несколько необычная. Начав с полного выдоха в упоре лежа прогнувшись, нужно сделать глубокий, насколько это возможно, вдох при “складывании” тела пополам. Возвращаясь в упор лежа прогнувшись, делаешь полный выдох. Останавливаясь в крайних точках для выполнения напряженной паузы, задержать дыхание на несколько секунд соответственно после вдоха и после выдоха. Все внимание во время выполнения упражнения предлагаем переносить на дыхание и на ощущения в своем теле, глаза можно держать закрытыми.

Упрощенный вариант упражнения 5

Заключительный комментарий к комплексу упражнений «Око возрождения».

Предлагаем Вам каждое из пяти вышеперечисленных упражнений выполнять ежедневно. Начать с 3-5 раз. И каждую неделю добавлять по два раза, тогда через 9-10 недель ежедневного выполнения упражнения, Вы достигнете 21 раза. После этого предлагаем Вам не увеличивать количество выполнений, а сохранять достигнутый уровень. Начните делать и Вы увидите и почувствуете результат в течение одной-двух недель.

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки на пояснице. Сделайте 2 глубоких спокойных вдоха-выдоха.

После того как вы начнете постоянно делать этот комплекс, вы запустите в организме процессы перестройки подобные тем, которые мы запускаем на сеансах остеопатии. Где-то будет щелкать, тянуть, болеть. Обращайте на это внимание: отмечайте эти изменения. Это будет дополнительно мотивировать вас выполнять этот комплекс и дальше.

Советуйте этот комплекс своим друзьям и знакомым. Очень многие нуждаются в этом комплексе. Для кого-то это может стать последним шансом направить себя к здоровью и не довести до того момента, когда предболезнь перейдет в болезнь.

Дайте людям этот свет, не ставьте его под кровать. Это касается и других рекомендаций с этого сайта: поверьте, каждого привлечет что-то свое. Не решайте за людей. Дайте им возможность самим сделать выбор.

В этом видео наилучшим образом показан комплекс «Око возрождения». Есть минимальные отличия, но, я думаю, они незначительны.

Также вам могут быть полезны другие упражнения.

П рактика «Око Возрождения» известна как йогическая традиция, берущая начало в монастырях Тибета. Считается, что ей уже более 2500 лет и знания о ней передавались исключительно из уст в уста среди тибетских монахов, отсюда и ещё одно название - «тибетская йога».

Теории происхождения практики "Око возрождения"

Существует несколько версий происхождения этой практики, или ритуалов. Так, по утверждению одного учёного и монаха тибетского буддизма, эти упражнения берут своё начало от аутентичной индо-тибетской тантрической линии. В то же время эти ритуалы практиковались в течение многих столетий до того, как сформировалась йогическая традиция в таком виде, в каком мы её сейчас знаем и понимаем. То есть всё указывает на то, что несмотря даже на внешнее сходство в исполнении некоторых движений из гимнастики «Око Возрождения» с йогическими, это вполне самостоятельная линия духовной практики, включающая в себя не только теоретическую часть, но и практическую в виде упражнений.

Для того чтобы завершить обзор различных теорий о происхождении этих ритуалов, можно обратиться за разъяснением к системе «Кум нье», так как существуют определённые ссылки на неё, и, также как и гимнастика «Око Возрождения», вышеупомянутая система насчитывают более 2000 лет существования.

Популяризация и распространение "Ока возрождения"

В западном мире данная практика стала известна и получила широкую популярность после публикации книги Питера Келдера «Око Возрождения» в 1939 году, где он описывает своё знакомство с Ричардом Бредфордом, в ту пору уже согбенным стариком, полковником британской армии, который вышел в отставку после долгой службы в Индии.

В бытность свою офицером Бредфорд слышал невероятные истории о необычных практиках, используемых тибетскими ламами, которые позволяют им долго оставаться в хорошей физической форме и при этом не стареть. Именно тогда полковник и принял решение о том, что он непременно разузнает больше об этих таинственных ритуалах.

Далее повествование Келдера обрывается, а возобновляется, когда спустя несколько лет к нему на прием пришёл один человек, высокий моложавый господин лет сорока. Каким же было удивление автора, когда он узнал в нём того самого полковника Бредфорда, но он стал совсем другим - ни намёка на болезненность или усталость. Напротив, правильная осанка, быстрые чёткие движения как будто и вовсе никогда он не был тем человеком, каким его повстречал автор книги в первый раз.

То, что произвело такое неизгладимое впечатление на Келдера, было ничем иным как волшебным превращением Бредфорда после нескольких лет, проведённых вместе с ламами в Тибете, где он предстал перед «Оком Возрождения», как называют эти практики в монастыре, и впитал в себя все знания монахов, практикуя ежедневно все пять ритуалов.

Такова история, изложенная в книге. Но это всего лишь предисловие. Действительно ли такова реальность? Если да, то что же это за ритуалы, с помощью которых можно возвратить молодость или хотя бы повернуть время вспять и ощутить былую свежесть и энергию в теле?

Как следует дальше из повествования, Бредфорд, вернувшись в Англию, набрал группу желающих освоить эти упражнения, и пожилые люди мало-помалу, постепенно осваивая эту гимнастику, действительно восстановили здоровье, стали активными и подвижными, а вместе с тем изменился и их внешний облик.

Предназначение данной практики

Гимнастика «Око возрождения» прежде всего рассчитана на тех людей, которые хотят улучшить своё физическое состояние и помочь своему физическому телу омолодиться, но по определенным причинам не могут уделять достаточно времени другим духовным или физическим практикам в течение дня. Включив же «Око» в своё расписание, на которое потребуется отвести всего лишь 10-15 минут в любое время дня, можно практиковать его ежедневно. Есть лишь одно условие - дисциплина. Считается, что нужно заниматься этой гимнастикой ежедневно, без перерывов. Максимально возможный период «отдыха» от упражнений - это 1-2 дня, не больше, иначе эффект, накопленный за всё время выполнения пропадает.

Система чакр и их значение в практике «Око Возрождения»

Пять упражнений составлены таким образом, чтобы активировать в организме работу чакр, или, как их ещё иначе называют, «вихрей». Всем известно, что у человека насчитывается 7 главных чакр - энергетических центров, расположенных вдоль позвоночного столба, начиная снизу и заканчивая так называемой коронной чакрой, располагающейся в области макушки головы. На самом же деле этих чакр намного больше. В некоторых источниках упоминается о более 140 чакр, включая и те, которые находятся на кончиках пальцев рук и ног. В описании этого комплекса различают 19 чакр: 7 основных и 12 расположенных в областях, соответствующих креплению главных суставов: плеч, локтей, кистей, бёдер, коленей и стоп.

На достижение баланса в работе всех этих чакр и гармоничное развитие каждой из них и направлена данная практика, так как изначальный тезис, лежащий в её основе состоит в том, что именно несогласованная работа энергетических центров организма или выход их из строя способствуют застою энергии в тех местах и/или во всем организме, что и препятствует свободному течению энергии по телу и в конце концов проявляется на физическом уровне в виде болезней. Для того, чтобы повернуть процесс вспять, нужно гармонизировать работу всех чакр.

"Око возрождения": 5 тибетских упражнений

Не случайно комплекс «Око Возрождения» («Пять тибетских упражнений») начинается по сути с «кружения дервишей». Это кружение вокруг своей оси выполняется по часовой стрелке, потому что в буддистской традиции вращение по часовой стрелке отличается благотворным влиянием на организм, в то время как против часовой - отрицательным.

Это первое упражнение или ритуал повторяется для начала 3 раза. Вообще все упражнения данной системы подразумевают последовательное повторение каждого из них определённое количество раз, начиная с 3 и доводя его до 21 раза. Это правило должно неукоснительно соблюдаться и относится ко всем 5 упражнениям комплекса.

Такое верчение на месте часто вызывает трудности у людей со слабым вестибулярным аппаратом, у некоторых просто с непривычки начинает кружиться голова. Если по каким-то причинам выполнение вращения невозможно, то можно отложить его выполнение на более позднее время, когда организм окрепнет, тем временем осваивая остальные 4 упражнения, которые следуют друг за другом.

Второе упражнение комплекса выполняется лёжа и воздействует на энергетические центры в области бёдер, а также укрепляет мышцы брюшного пресса. Оно заключается в том, что вместе с одновременным приподниманием головы и прижатием подбородка к груди прямые ноги поднимаются вверх перпендикулярно полу.

Третье имеет много общего с «позой верблюда» (Ushtrasana), но при этом не требует такого мощного прогиба назад, помогает подкорректировать осанку и «почувствовать» спинные мышцы.

Четвертое в чём-то напоминает известную Setu Bandha Sarvangasana, но несколько видоизменённую. Это упражнение направлено на активизацию всех чакровых центров, хорошо вытягивает позвоночник, укрепляет мышцы рук и ног, а также естественно массирует внутренние органы, что способствует улучшению работы желудочно-кишечного тракта.

Пятое укрепляет мышцы ног и, также как 2 предыдущих, эффективно для спины и спинных мышц. Оно напоминает микс из двух йогических асан - «позы собаки мордой вниз» и «позой кобры», выполняемых динамически. Создается эффект «качелей».

Следует отметить, что в основе этой гимнастики лежит так называемое парадоксальное дыхание.

"Око возрождения": энергетические принципы, задействованные в данной практике

Разумеется, укрепление физического тела приводит к закономерным изменениям внешнего вида практикующего, а происходит это за счёт того, что включается механизм перераспределения концентрации энергий от нижних чакр к высшим, что и является главной целью данного комплекса «Око Возрождения». Упражнения способствуют трансмутации энергий.

Часто энергия низших центров расходуется не по назначению, она попросту растрачивается. Для того чтобы предотвратить отток энергии во вне, её нужно перенаправить туда, где она перейдёт в новое качество, и, как следствие, человек перейдёт на новый духовный уровень.

О физическом аспекте данной практики уже сказано немало и поэтому нет смысла ещё раз возвращаться к этому.

Неосознанные причины стремления человека к вечной юности

«Фонтан молодости», как её именуют на Западе, система упражнений, дающая возможность практическими средствами повернуть время вспять и наполнить организм энергией.

Но здесь мы задаём себе вопрос: «Почему мы так хотим омолодиться?» Желание быть красивым и стремление к долголетию… Раз уж мы хотим отодвинуть процессы старения или хотя бы максимально их замедлить, не есть ли это не что иное, как желание нашего эго? Оно хочет быть замеченным, требует похвал и боится потерять своё безусловное влияние на человека. Тот факт, что это влияние безусловно, неоспорим. Не поэтому ли каждая красавица, если не явно, то втайне, всегда рада комплиментам. Её желание понравиться направляет её в салоны красоты, фитнес центры. Также и стремление к продлению молодости, которое подразумевает хотя и скрытое за ним, но не менее очевидное желание бессмертия базируются на человеческом тщеславии и страхе смерти.

Несколько слов об Эго

За большинством практик, включая и эту, стоят интересы эго. Даже если мы говорим о таком казалось бы благородном виде деятельности, как саморазвитие или духовное просветление, достигаемое посредством применения различных техник и практик, ускоряющих этот процесс восхождения по лестнице духовного роста, - всё это проделки эго. Не будь его, не было бы и самого стремления. Амбициозность хороша на конкурсах и соревнованиях, но сама мысль о том, чтобы добиться чего-то, достичь того или этого, даже если целью является само «избавление/освобождение» от Эго, всё равно это и есть голос очень даже присутствующего «Я», как бы странно на первый взгляд это ни звучало. Потому что в самой основе желания чего-либо, в самом факте целеполагания без эго не обходится.

Мечта о бессмертии - иллюзия счастья?

Страх смерти в явной или скрытой форме присутствует у всех людей. Но почему же он считается одним из самых базовых страхов человечества? Не стоит затрагивать физиологические аспекты, связанные с инстинктом выживания, естественно внедрённым в сознание человека с ранних лет. Тут вопрос экзистенциального плана.

Почему люди, «прожигающие» жизнь, растрачивающие её подчас на пустяки, если вдруг у них выделился непредусмотренный час-другой свободного времени в течение дня, не знают чем бы занять себя, изощряясь, придумывают новый способ того, как «убить» время, и одновременно именно они же будут сетовать на то, что жизнь коротка и невозможно исполнить всё задуманное. Но чем бы вы ни занимались, какой бы суетой не были наполнены ваши дни, то, когда приходит время подвести итоги, люди вдруг внезапно понимают, что занимались-то не тем.

В общем-то человеку и не нужно было бы просить второй шанс у судьбы, если бы он действительно разумно использовал этот. Проживая каждый день, наделяя своё существование смыслом и не во имя чего бы то ни было, но ради самого процесса, действительно проживая момент, то в этом и заключалось бы его истинное бессмертие. Такое может произойти лишь тогда, когда мысли успокоены, они не скачут с одного на другое, но сконцентрированы безотносительно прошлого и будущего.

Начать жить по-новому. Превратить сам процесс жизни в своего рода динамическую медитацию, вот на что по-настоящему направлены все духовные практики. Не практика ради практики, не практика ради получения каких-то выгод в виде приобретения определённых способностей или здоровья.

Всё это возможно и нужно, но это скорее побочный эффект данных практик. Если человек не придаёт им особого внимания, а в процессе самой практики выходит за рамки своих прежних представлений, расширяет свое миропонимание за счёт выведения своего сознания на новый уровень, то и те эффекты, которых так жаждут добиться неопытные практики, придут сами по себе как производное, то, что свободно проявляется тогда, когда открылись другие шлюзы получения информации.

Поделиться