Из какого дерева изготовить джембе. Основные моменты при выборе джембе

Здесь я хотел бы поговорить о том, на какие моменты стоит обратить ваше внимание при выборе джембе, чтобы найти именно тот, который бы звучал так, как хочется именно вам, и случайно не наткнуться на подделку. Давайте подробно рассмотрим каждый критерий при выборе джембе.

1. Внешний вид

Внешний вид – это сугубо индивидуальная вещь, кому-то нравится одно оформление джембе, кому-то другое. Как говориться, о вкусах не спорят. Самое главное, чтобы внешне он нравился именно вам. Долго не хочу останавливаться на этом моменте. Думаю, здесь все понятно.

2. Размер

Джембе принято измерять в дюймах, которые соответствуют диаметру мембраны. Чем он больше, тем звучать будет мощнее.

8 дюймов. Такие джембе считаются «детскими». И это не потому, что на них играют только дети, а так как он выглядит слишком несерьезным. Хотя, несмотря на это, если такой джембе будет хорошо настроен, то звучать он будет довольно-таки неплохо. Обучаться на таком, я бы не советовал, только потому, что у вас не получится добиться правильной постановки рук, в силу его маленького размера (руки не будут помещаться должным образом). Но, тем не менее, 8-и дюймовые джембе – это отличный вариант для походов, в которых планируете поиграть музыку.

Вес: 2-3 кг.

10 дюймов. Такой вариант подходит как для прогулок, так и для игры в небольших акустических группах (только следите за тем, чтобы остальные музыкальные инструменты не перекрывали звучание Вашего джембе). Его можно использовать для обучения.

Вес: 4-5 кг

11-12 дюймов. Уже считается профессиональным вариантом. Отлично подходит для сцены, для улицы и для обучения. Один из самых распространенных вариантов. Если сомневаетесь в том, какой размер выбрать, то смело берите этот.

Вес: 5-7 кг.

13-14 дюймов. Это самый мощный вариант. Такие джембе имеют глубокий бас мощные верха. Для любых размеров вам понадобится чехол, особенно для такого большого варианта, как этот, ведь джембе является достаточно хрупким музыкальным инструментом..

Вес: 6,5-8 кг.

Чем больше размер джембе, тем мощнее он звучит в целом, и это не значит, что он будет более басовый, просто диапазон звука у крупных барабанов шире, чем у маленьких. Сам звук во многом зависит от настройки и каждый настраивает свой джембе так, как захочется именно ему.

3. Производители

3.1. Западная Африка (Гана, Сенегал, Мали, Кот-д’Ивуар)

Африканский джембе является эталоном звучания среди всех производителей. Не удивительно, ведь это и есть родина самого инструмента. Африканский джембе обладает ярким звуком, четким тоном, звонким слэпом и мощным продолжительным басом. На сцене практически всегда используют только такие джембе. Они считаются профессиональными.

В основном их производят из дерева Мансония или Ирокко, причем всегда только из цельного куска. Мембраной является выбритая кожа козы (никогда не используется обработка кожи в известковом растворе, так как это повлияет на звук в худшую сторону). Такие джембе делаются в ручную, поэтому они никогда не выглядят идеально, древесина имеет незначительные трещинки, простой рисунок и т.д. Именно такой их естественный внешний вид и мощный звук ценится у профессиональных барабанщиков.

3.2. Индонезия

В основном из Индонезии привозят джембе, которые, по сути, являются сувениркой. Однако среди них иногда встречаются очень даже неплохие по звучанию экземпляры. Стоимость их ниже африканских. Внешне Индонезийские джембе выглядят очень симпатично, так как такие барабаны часто украшают искусственной резьбой. Они плохо переносят влагу (кожа начинает ослабевать), но после того, как их высушить строй возвращается.

3.3. Фирменные

Это заводские джембе, сделанные по стандартам. В них нет индивидуальности, зато практически нет брака.

Из пластика. Звук у таких джембе не похож на аутентичный, он громкий и представляет собой нечто среднее между джембе и дарбукой. К плюсам можно отнести то, что они отлично переносят влажность, обладают хорошей прочностью и имеют яркий звук. Хороший вариант для начинающих барабанщиков.

Из дерева. Такие джембе звучат аутентичнее. Практически не отличаются от обычных индонезийских барабанов. Для них характерно только наличие лейбла, и строгое соблюдение стандарта. Как и пластиковые, подходят для начинающих и любителей.

Профессиональная серия. Для создания таких джембе используют более качественные породы красного дерева. Мембраной является толстая кожа козы. Внешний вид у них аккуратный, статусный, дорогой. Отличный вариант для перфекционистов, которые хотят качественный звук и не хотят видеть мелких трещин и потертостей, характерных африканским джембе.

4. Кожа

Кожа не должна быть белой, тонкой, похожей на бумажный лист. Это свидетельствует о дешевой сувенирной подделке. У качественного джембе кожа толстая и прочная. Также обратите внимание на то, чтобы на ней не было дырок и порезов, потому что при натяжении большая вероятность того, что они разойдутся. Допускается лишь такие просветы на коже барабана, которые возникли из-за того, что при бритье шерсть выщипнулась вместе с луковицами.

5. Вес

Если Вы заметили, что разница в весе между, казалось бы, одинаковыми барабанами очень существенная, то не стоит пугаться, в этом нет ничего страшного, такое бывает и довольно-таки часто, это не говорит о том, что один джембе лучше или хуже другого.

6. Трещины

Не стоит пугаться, если Вы увидите небольшие трещины на ножке, на звук они не повлияют. Браком считаются крупные трещины на чаше (особенно сквозные) и на ножке, они сильно повлияют на мощность и окраску звука.

7. Кромка

Кромка не должна иметь вмятин. Она должна быть ровной в горизонтальной плоскости. Чтобы ударник не отбивал себе пальцы, кромку закругляют. К сожалению, при производстве сувенирных джембе, кромка просто срезается, без закруглений – это существенный минус.

8. Кольца и Веревки.

Веревка должна быть надежной и качественной, чтобы она не могла порваться. Браком считается, если у джембе вместо нижнего металлического кольца веревка, потому что такой барабан будет практически невозможно настроить.

9. Звук

Не стоит удивляться тому, что мы поставили звук не на первое место. Дело в том, что звук во многом зависит от настройки, а это уже дело вкуса. Качественно сделанный джембе всегда будет хорошо звучать, а выявить качество вам помогут наши вышеперечисленные пункты.

Немного о настройке: сильная натяжка дает высокие «верха» и ослабляет бас (так настраивается классический солирующий джембе). Тот, кто любит низкий звук, играет на слегка приспущенных мембранах.

Мои знакомые тоже поделились своим опытом в приобретении джембе. Они его нашли вот . Нареканий от них никаких не слышал, только положительные отзывы, все остались довольны звуком и качеством.

Теперь вы в курсе по каким параметрам стоит выбирать себе джембе. Желаю удачи в приобретении и в совершенствовании игры на этом замечательном перкуссионном инструменте!

Русскому человеку привычно, что у бездельника руки белые, ничем не запачканные, оттого и слово “белоручка” в русском языке. А если человек пашет на заводе у станка весь в мазуте или на шахте, то руки у него, стало быть, черные. А вот в Африке все оказывается совсем наоборот. У бездельника руки черные, холеные, а у работяги вот, например, покрыты белой древесной пылью. Как у этих хлопцев, что делают барабаны джембе в мастерской около ремесленного рынка в Аккре. Технология тут такая же, как и в большинстве плотницких работ – вначале изготавливается грубая заготовка, а потом в несколько этапов она обрабатывается все более и более точным инструментом, на последнем – мелой шкуркой. Вот тогда-то афроруки и становятся белыми, прямо как у нас с вами. Ребята эти сами, причем еще и не местные, а понаехавшие в Аккру из соседнего Кот-д’Ивуара. Ну, словно белорусы у нас. Это оттого, что наилучшие джембе делают именно там, к западу от Ганы, в Кот-д’Ивуаре, Гвинее и т.п. В Африке, вообще, очень много разных типов барабанов, а для местной ганской культуры, как мне разъяснили, наиболее характерен тип барабана, похожий внешне на бидон, в отличие от джембе, который напоминает по форме песочные часы. Но джембе наиболее известен и лучше всего покупается туристами, потому на них и спрос. В общем, вопрос классификации африканских барабанов очень интересен, с некоторыми типами я уже знаком, и надеюсь, что в будущем смогу изучить его более подробно. А пока покажу вам карточки, как делают джембе в Аккре и кое-какие другие поделки в пригороде Аккры Абури, где тоже есть ремесленный рынок. Так что, ребята, не всяк, у кого руки черные – пахарь, но и не каждый, у кого белые – бездельник, вот ведь оно как выходит. Вот у меня, например, руки всегда белые. А у вас? Фото 1-12 и заглавное сделаны в Аккре, фото 13-21 в Абури. Заготовки для джембе.
Процесс пошел.


Хлопец с корой, он сам их делает и играет тоже. Не коро́й, а ко́рой!
Джембе почти готов. Но осталось еще содрать шерсть со шкуры. Тот самый тип барабана, что более характерен для Ганы.


А вот тут руки получаются дважды черные, некуда деваться.
Мужик настраивает кору. Хлопец с балафоном. Дети тоже приучаются к труду. Не волнуйтесь, они в школу ходят, но сегодня не учебный день.

Первая часть нашего материала вызвала много разнообразных откликов. Самые многословные и язвительные читатели различных ЖЖ-сообществ все пытались понять, где же на практике можно применить в наших условиях эту инструкцию по изготовлению джембе?!
Мол, и деревья у нас не те, и козу сам забивать не будешь, да и вообще возни много!

Спешу внести ясность: материал был написан по просьбам читающих нас людей, заинтересованных (не обязательно готовых) в том, как можно сделать джембе дома. Дорогие производители джембе, мы не отбираем ваш хлеб, дорогие любители животных, покупайте синтетические барабаны, дорогие читатели, на ваш суд - вторая часть материала.

Шаг 4. Выдалбливание

Форма внутренней части барабана будет повторять внешнюю форму. Можно начать с внешней стороны барабана и вырезать ее форму бензопилой. Здесь важно помнить хорошее правило: «Чем тоньше корпус, тем громче звук».

Я стремился к толщине корпуса в 1 сантиметр. Такая толщина может быть выдолблена позже.
Я использовал бензопилу, чтобы разрушить внутреннюю часть. Затем я использовал кувалду, чтобы диск стальной трубы диаметром около 2 дюймов прошел сквозь весь барабан. Метод стальных труб позволит вам вывести большое количество материала за один раз. Само собой разумеется, что этот процесс будет создавать горы опилок. Кроме того, внутренняя часть барабана может быть немного грубо сделана, она не должна быть гладкой.

Комментарий от africansoul :
Автор выбрал своеобразный способ выдалбливания. Здесь вы вольны проявлять креатив, исходя из технических возможностей.
Внутренняя поверхность чаши должна остаться шероховатой — это погасит лишние обертона. Внутреннюю поверхность колокола можно выровнять.

Шаг 5. Окончательное придание формы

Внешняя часть барабана примерно вырезана, внутренняя - выдолблена. Настало время для придания окончательной формы.

Следующие инструменты могут быть вам полезны:
1. Электрический станок - удаляет материал быстрее, чем шлифовальный
2. Шлифовальный станок - обеспечивает гладкость, и может быть использован для создания небольших корректировок формы.
3. Долото - помогло мне сделать форму узкой части.

Кроме того, можно использовать древесную шпаклевку для исправления отверстий, сделанных червями, если таковые есть.

Комментарий от africansoul :
На финальных этапах обработки и доводки важно уделить внимание краю чаши. Там, где кожа будет соприкасаться с барабаном. Край должен быть ровным. Для проверки можно поставить барабан чашей вниз и посмотреть, нет ли просветов. Некоторые мастера выравнивают эту поверхность так: на стол кладётся стекло (которое априори идеально ровное) на него расстилается и крепится наждачная бумага. Круговыми движениями барабан (чашей вниз) двигается по поверхности наждачной бумаги. Лишний материал стачивается, плоскость получается идеально ровной.

После этого остаётся лишь «завалить края». Внешняя сторона края чаши должна быть округлой. Внутренняя может резко обрываться. Таким образом, мембрана будет плотно прижата к поверхности края чаши. Если край будет необработан, то мембрана будет дребезжать.

Шаг 6. Детали барабана, украшения и лакировка

Пришло время заняться внешним видом барабана. Для этого понадобится веревка (80 до 100 футов, 1/4 в диаметре), чтобы позже настроить джембе. Если вы сделаете мембрану барабана из кожи животного, вам придется поддерживать ее состояние смазкой и накрывать ее, а также держать подальше от солнечных лучей, чтобы продлить ей жизнь. Чтобы избавить себя от таких проблем, я сделал мембрану синтетической.
Тем временем, украсьте свой барабан какими-либо рисунками или покройте джембе лаком!

Поделиться