Игры-драматизации и руководство ими. Психолого-педагогическая характеристика игр - драматизаций

С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно – практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей. В процессе создания и реализации игрового замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации. Овладение навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня их социальной адаптации.

Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения ребёнка, возможности которого связаны с вхождением в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий.

Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

  • Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
  • Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.
  • Непосредственная игра детей

Игра – драматизация разнообразна и представлена различными по своему содержанию целями, задачами и формами.

Организация работы с детьми

Работа с детьми проводится в двух основных формах:

Специально организованная работа педагога с детьми;
- нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Время проведения специально организованной работы педагога с детьми – пятница – вторая половина дня. Нерегламентированная деятельность может осуществляться дошкольниками ежедневно (в утренние или вечерние часы) в процессе их свободной самостоятельной деятельности.

Большое значение имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Сначала ребёнку показывают, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем идёт совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательна актуализация прошлого опыта ребёнка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом.

Предлагаемые нами задания сгруппированы по блокам, каждый из которых имеет преимущественно свою направленность и соответствует определённому этапу обучения. Мы выделяем пять этапов обучения и, соответственно, пять блоков игр.

На всех занятиях мы обучали детей приёмам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом была оценка своих работ и работ своих товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей мы старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе игры оказывали разные виды помощи. Учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка.

Разрабатывая данные блоки заданий, мы считали, что основным условием формирования воображения должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Предусматривалось оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении ребёнком необходимыми структурными и операциональными компонентами воображения и постепенный переход его деятельности из внешнего плана во внутренний. Этапы обучения включали систему игр, в которых предлагали задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

При разработке системы нами учитывались принципы отечественных и зарубежных психологов о единстве сознания и деятельности, развитии психики в деятельности, о потенциальных возможностях ребёнка, “зоне ближайшего развития”.

Этапы обучения

На первом этапе (первый блок) главной целью является создание в группе атмосферы доброжелательности, приятия, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.

Ведущее место в работе с детьми по развитию воображения на этом этапе занимают игры с пением (хороводы). Они позволяют привыкнуть к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется активного поведения.

Примеры игр из первого блока.

“Скворушка прощается”, “Осень”, “Маленькие труженики”

Задачи, решаемые в процессе игр: развивать воображение, общительность; поддерживать радостное настроение и уверенное поведение.

Скворушка прощается

Педагог проговаривает каждую строчку стихотворения, сопровождая её соответствующими движениями, затем все вместе повторяют текст и движения к нему.

Дети водят хоровод. Вместе с педагогом выполняют необходимые движения.

На втором этапе (второй блок) основной целью становится развитие воссоздающего воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры – драматизации стихотворений.

Задачи, решаемые в процессе этих игр:

Расширять знания детей об окружающем мире; учить передавать своё эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, учить понимать особенности поведения животных, воспроизводить их; развивать умение сопереживать, воображение, координацию речи и движений.

Примеры игр из второго блока

“Грибы”, “Тишка”, “Осень спросим”, “Волк и лиса”, “Лиса и петух”,

“2 лягушки”

«Осень спросим»

Дети считалкой выбирают осень и дождик. Дождик прячется, а к осени приближаются дети. Они хором говорят за преподавателем.

Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?

(Диалог между детьми и ребёнком в роли осени идёт отраженно).

Принесла я вам муки.
Значит, будут пирожки.
Принесла вам гречки –

Каша будет в печке.

Принесла вам овощей
И для каши и для щей.
Рады ли вы грушам?

Мы их впрок насушим.

А уж яблоки – что мёд!

На варенье, на компот.

Принесла вам мёду
Полную колоду.

Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?

Дождику вы рады?

Не хотим, не надо.

На третьем этапе (третий блок) особое внимание уделяется играм драматизациям – (настольный театр).

Задачи, решаемые на данном этапе:

Учить выразительным движениям, звукоподражанию, учить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей; развивать способность понимать эмоциональное состояние, выражать его, развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека; развивать воображение, речь.

Примеры игр из третьего блока:

“Два жадных медвежонка”, “Кисонька - мурысонька”, “Медведь и лиса”

«Кисонька - мурысонька»

Дети хором спрашивают у одного ребёнка, а он отвечает.

Дети. Кисонька – мурысонька, где была?

Ребёнок. Коней пасла.

Дети. Где кони?

Ребёнок. За ворота ушли.

Дети. Где ворота?

Ребёнок. Огонь сжег.

Дети. Где огонь?

Ребёнок. Вода залила.

Дети. Где вода?

Ребёнок. Быки выпили.

Дети. Где быки?

Ребёнок. За гору ушли.

Дети. Где гора?

Ребёнок. Черви источили.

Дети. Где черви?

Ребёнок. Утки склевали.

На четвёртом этапе (четвертый блок) главное место занимаю творческие игры – драматизации. Целью работы становится развитие самостоятельного словесного творчества ребёнка. В играх отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Творческие игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, сообразительности, организованности.

Примеры игр четвёртого блока:

“Зимние забавы”, “Угадай, кто это”

“Зимние забавы”

Педагог предлагает детям пойти на прогулку в зимний лес. Дети, отвечая на вопросы педагога, рассказывают, как они собираются на эту прогулку: надевают зимнюю одежду, берут лыжи, санки, термосы с горячим чаем и т.д. Выходят дети из детского сада на лыжах.

Педагог. О чем говорят лыжи?

Задрав носы, легко скользим,
След оставляя на сугробе,
Там, где другие не пройдут,
Легко пройдем мы обе.

Педагог ведёт детей в зимний лес.

Подошли мы к речке, на том берегу наш лес. А сейчас пробежим по речке на коньках. (Дети выполняют движения, имитирующие бег на коньках).

Подошли к лесу. Снег на поляне пушистый, серебристый, так и просится в уки, поиграем в снежки. (Дети играют).

Пока мы играли, пошел снег, послушайте, как он идёт. Шли машины…

Дети. Шуршали и рявкали

Педагог. Шли трамваи…

Дети. Визжали и лязгали. Мотоциклы трещали и хлопали…

Педагог. Шли прохожие…

Дети. Топали, шлёпали.

Педагог. И шёл снег и тише всех.

(Дети разводят руками в стороны, поднимают вверх лица, как будто на них падают снежинки).

Педагог. Вышли к опушке, от неё спуск к реке, покатаемся на санках.

(Дети катаются на санках, потом лепят снежную бабу. Замёрзли немного, погрелись у костра, чаю попили, теплее стало, и на лыжах вернулись домой. Разделись, в группу пришли).

Педагог. Хорошо в лесу погуляли. На чем катались?

Дети. На лыжах, на санках, на коньках.

Педагог. Кого видели в лесу?

Дети. Зверей лесных: зайку, лису, медведя, волка.

Педагог. А снежную бабу лепили?

Дети. Лепили.

Педагог. А в снежки играли?

Дети. Играли.

Педагог. Какие вы молодцы!

На пятом этапе (пятый блок) дети знакомятся с игрой – драматизацией прозой. Игры – драматизации создают бодрое и радостное настроение. Характерной особенностью таких игр является то, что в них дети имеют возможность максимально выражать свои замыслы, воображать, фантазировать, передавать всё многообразие впечатлений от окружающей их действительности.

Задачи, решаемые в процессе игр пятого блока:

Примеры заданий из пятого блока:

“Сорока и медведь”, “Кот и воробей”, “Павлин и черепаха”, “Спор”

Сорока и Медведь (по Н.Сладкову)

Медведь медленно вылезает из берлоги (ребёнок встаёт со своего стульчика ), потягивается, зевает, трёт глаза, смотрит по сторонам. Замечает Сороку, медленно идёт к ней.

Сорока легко слетает с дерева (ребёнок спрыгивает со своего стульчика ), летит к Медведю, плавно размахивая крыльями.

Сорока (склонив голову на бок ). Ау, Медведь, ты утром что делаешь?

Медведь (медленно поводит в стороны головой ). Я – то? (остановился, задумался ). Да ем!

Сорока (удивленно моргнув ). А днём?

Медведь (делает те же движения головой ). И днём ем.

Сорока (подпрыгнув от удивления ). А вечером?

Медведь (махнув лапой ). И вечером ем.

Сорока (от удивления округлив глаза ). А ночью?

Медведь. И ночью ем.

Сорока. А когда же ты не ешь?

Медведь. Да когда сыт бываю!

Сорока (удивлённо взмахивает крыльями ). А когда ты сыт бываешь?

Медведь (медленно разводит лапы в стороны ). Да никогда (отрицательно машет головой).

Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем и творческого,

(которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Литература.

1. Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации. – М.: Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2000. – 55 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: «Союз», 1997. – 93 с.
3. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. – 1987. - № 1 С. 45 – 50.
4. Доронова Т.Н. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2004. – 125 с.
5. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - № 2. – С. 54 – 60.
6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 235 с.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский «Салгал» с. Усть-Элегест МР «Кызылский кожуун» Республики Тыва Консультация для педагогов «Игры-драматизации и ее виды» Подготовила учитель русского языка МБДОУ д/с «Салгал» Шойлаа О.К. с. Усть-Элегест 2017 г.

2 слайд

Описание слайда:

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

3 слайд

Описание слайда:

"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н. К. Крупская. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. И поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игры-драматизации являются одним из видов театрализованных игр. Однако и те и другие имеют определенные отличия. Театрализованные игры, в отличие от игр-драматизаций имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах.

4 слайд

Описание слайда:

В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Имеются различия и в уровне самостоятельности ребенка. Самостоятельно в игры-драматизации даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают театрализованные игры по предложению воспитателя и под его руководством. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте игра-драматизация возможна как самостоятельная деятельность. Этому предположению существует несколько подтверждений. Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

5 слайд

Описание слайда:

Игры-драматизации - это особенный вид деятельности детей дошкольного возраста, в котором ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

6 слайд

Описание слайда:

В старшем возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр. Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

7 слайд

Описание слайда:

В дошкольном образовательном учреждении, где количество двуязычных детей преобладает, возникают трудности в усвоении русского языка, так как речевое общение на русском языке не сформировано. Приоритетной задачей в моей работе является развитие устной речи у детей нерусской национальности. Формирование и совершенствование навыков устной речи идет посредством использования устного народного творчества: потешки, пословицы, поговорки, считалки, частушки, сказки. Применение игровых технологий играет важную роль в обучении русскому языку с детьми-билингвами. Игры-драматизации развивают не только устную речь, но и активизируют познавательную деятельность, обогащают словарный запас детей. После чтения сказок, маленьких рассказов о детях, о животных, они инсценируются. Перед инсценировками происходит большая предварительная работа: режиссерская постановка, изготовление масок, подготовка костюмов. словарная работа, совершенствование дикции. Использование игр-драматизаций оказывают позитивное влияние на обучение и усвоение русского языка в условиях двуязычия.

8 слайд

Описание слайда:

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Выделяют несколько уровней игр-драматизаций: -Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей. -Ролевые диалоги на основе текста. -Инсценировки произведений. -Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям. -Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. На каждом из перечисленных уровней могут использоваться несколько видов игр-драматизаций Л.П. Бочкарева: 1.Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию.

9 слайд

Описание слайда:

2.Настольный театр с плоскостными и объемными фигурами - это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально в условиях ДОУ.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

3.Настольный конусный театр. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты - геометрические фигуры. Голова - круг, туловище и конечности - конусы, ушки - треугольники, а усы - прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т.п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная фигурка «скользит» по столу. Так как поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей.

12 слайд

Описание слайда:

4. Игры-драматизации с пальчиками. Они особенно полезны для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5 - 6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. В таком театре все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Достоверность образа можно считать одним из важных признаков качественной игрушки. У кукол - мягко прорисованные выразительные лица без оттенка сатиры в образе, у зверей - характерные черты того или иного животного. Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами. Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой. Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано. В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

5.Театр марионеток. Марионетка - это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

6.Театр теней. Этот театр справедливо считается одним из самых условных театров. В нем нет, по словам Нины Яковлевны Симонович - Ефимовой, «никаких рассеивающих внимание впечатлений (красок, рельефа). Именно поэтому он доступен и хорошо воспринимаем детьми. Именно потому, что силуэт - обобщение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено. Рисунки детей всегда красивы, всегда приятны. И рисуют дети «эмблемами».

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя».

20 слайд

Описание слайда:

В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. Становится очевидным, что виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее. Еще можно отметить некоторые виды игр-драматизаций. Проведений данных игр, их использование в образовательном процессе и изготовление своими руками атрибутов различных видов игр-драматизаций, привлечение к работе воспитанников зависит от творческой фантазии педагога. Игры-занятия с детьми настолько заряжают энергией, что ее хватает надолго.

Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

Следует отличать игры-драматизации от сюжетно-ролевых игр. Отличительной особенность первых является не только сюжет, но и характер игровой деятельности. Игры-драматизации являются одним из видов театрализованных игр. Однако и те и другие имеют определенные отличия. Театрализованные игры, в отличие от игр-драматизаций имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Имеются различия и в уровне самостоятельности ребенка.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л. Вырошниной, Н. Карпинской, Е. Трусовой, Л. Фурминой и др., было установлено следующее.

Самостоятельно в игры-драматизации даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают театрализованные игры по предложению воспитателя и под его руководством (Л. Фурмина). Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте игра-драматизация возможна как самостоятельная деятельность (Сигуткина). Этому предположению существует несколько подтверждений.

Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное (Н.Карпинская). А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности (Кофман).

В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л. Вырошнина).

Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов (Е.Трусова).

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Выделяют несколько уровней игр-драматизаций:

1. Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей.

2. Ролевые диалоги на основе текста.

3. Инсценировки произведений.

4. Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

5. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

На каждом из перечисленных уровней могут использоваться несколько видов игр-драматизаций (Л.П. Бочкарева):

1. Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию.

2. Настольный театр с плоскостными и объемными фигурами - это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально в условиях ДОУ.

3. Настольный конусный театр. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты - геометрические фигуры. Голова - круг, туловище и конечности - конусы, ушки - треугольники, а усы - прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т.п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная фигурка "скользит" по столу. Так как поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей.

4. Игры-драматизации с пальчиками. Они особенно полезны для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5 - 6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. В таком театре все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Достоверность образа можно считать одним из важных признаков качественной игрушки. У кукол - мягко прорисованные выразительные лица без оттенка сатиры в образе, у зверей - характерные черты того или иного животного. Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами. Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой. Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано. В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации.

5. Театр марионеток. Марионетка - это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы.

6. Театр теней. Этот театр справедливо считается одним из самых условных театров. В нем нет, по словам Нины Яковлевны Симонович - Ефимовой, "никаких рассеивающих внимание впечатлений (красок, рельефа). Именно поэтому он доступен и хорошо воспринимаем детьми. Именно потому, что силуэт - обобщение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено. Рисунки детей всегда красивы, всегда приятны. И рисуют дети "эмблемами".

Становится очевидным, что виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.

По мнению известного психолога А.Н.Леонтьева "Развитая игра-драматизация - это уже своеобразная "предэстетическая" деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей"

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Однако необходимо помнить и о санитарно-гигиенических требованиях к театральному инвентарю. Так, например, врачи-педиатры считают, что не все виды кукольных театров могут использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Длительные действия ребенка с вытянутой и поднятой над головой рукой противопоказаны в этом возрасте, тогда как театр марионеток, при котором дети действуют сидя, признан одним из самых психо-физиологичных видов театра для детей этого возраста. Немаловажную роль играет и внешний облик кукол.

Значительный вклад в решение этого вопроса внесла художница Наталья Васильевна Поленова, дочь выдающегося русского художника В.Д. Поленова. Куклы Натальи Васильевны были очень оригинальны. У них отсутствовал профиль, благодаря чему возникала условность, близкая к культуре древней ритуальной маски северных народов Сибири, и куклы как бы превращались в произведения пластического искусства с присутствующей в них мерой условности.

Эта идея Натальи Васильевны была высоко оценена художниками, но не подхвачена педагогами. Куклы для пальчикового театра, марионеток и др. делались и делаются массивными партиями, с лепной головой, в которой четко обозначены застывшие в одном выражении черты лица, которых, кстати, часто не видно маленькому зрителю.

Зато Вальдорфский детский сад в своем кукольном театре широко использует пластичность и условность образов кукол. Фрея Яффке пишет об этом так:

"Внешний облик куклы не меняется на протяжении всего действия: смеется она или сердится, спешит или никуда не торопится, - лицо ее остается неизменным. Поэтому в спектаклях для дошкольников нужно отказываться от кукол с карикатурными формами (например, ведьма с длинным носом); тогда дети из наблюдателей превращаются в активных участников представления. Характер куклы во всей глубине может быть выражен, прежде всего, через цвет одежды. Так, например, желто-золотое одеяние короля с пурпурной мантией излучает достоинство, а красно-фиолетовое платье старой мудрой женщины вызывает благоговение. Злые образы никогда не окружаются нежными светлыми тонами, для них используются приглушенные темные цвета".

Мы согласны с подходами вальдорфских педагогов в вопросах, связанных с организацией этой работы, с технологией изготовления кукол. Но считаем, что при этом большее внимание надо уделять художественному развитию детей.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря этим качества ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, на занятиях по художественному труду дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с помощью прорисовки лица, одежды, внесения различного рода дополнительных деталей создают желаемый образ. В другом случае, основание для кукол из ткани могут сделать педагоги и родители. А множество разнообразных плащей и накидок и других атрибутов в состоянии изготовить сами дети. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создавать любой образ по своему усмотрению.

При этом мы не согласны с подходом Ф. Яффке относительно цвета, при котором желто-золотистый цвет связывают с достоинством, а красно-фиолетовое платье - с мудростью. Это формирует цветовые стереотипы. Гораздо важнее организовать работу с детьми таким образом, чтобы каждый ребенок сумел найти для своего замысла соответствующий ему видимый образ.

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.

Поэтому, осуществляя работу с детьми в театрализованной деятельности, нельзя ограничиваться развитием только исполнительского творчества. Мера собственной активности ребенка может быть очень разной.

Для одних спектаклей они могут все сделать сами:

Обдумать содержание спектакля;

Определить в нем роль для себя;

На основе собственных представлений изготовить для спектакля куклу или сделать для себя костюм.

В других - выступать только в роли костюмеров и исполнителей.

В третьих - быть просто зрителями и участниками спектакля, который для них подготовят педагоги и родители.

Но какую бы меру самостоятельности и активности не выбрал ребенок, ведущую роль всегда играет педагог. Именно от его профессионального мастерства и личной заинтересованности зависит степень вовлеченности ребенка в игру, сохранение его интереса и творческой активности на протяжении всей игры, грамотное достижение поставленных педагогических и психологических целей. Существуют особые требования к методике проведения и руководства играми-драматизациями на разных этапах дошкольного возраста. Эти требования мы рассмотрим в следующем параграфе нашей работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

1. Своеобразие игр-драматизаций

2. Особенности организации игр детей в разных возрастных группах детского сада и руководство ими

3. Разработайте сценарий игровой обучающей ситуации-путешествия

4. Напишите сценарий игры-драматизации

Список использованной литературы

1 . Своеобразие игр-драматизаций

Театрализованные игры являются важнейшей формой игровой деятельности дошкольника, способствующей развитию различных сторон личности ребенка, активизации его психических процессов, эмоциональному, речевому и культурному развитию. Такие игры незаменимы для эффективной социализации детей в ДОУ, помогают обнаружить и развить имеющиеся творческие способности. При этом театрализованные игры характеризуются рядом отличительных черт и особенностей, которые мы рассмотрим ниже. игра дошкольник театрализованный

Прежде всего, следует отметить, что в научной литературе по данному вопросу отсутствует единое определение театрализованной игры. Более того, многие авторы даже не используют указанный термин как родовой по отношению к различным подвидам театрализованных игр, а смешивают его с понятием театрально-игровой деятельности, игры-драматизации или драматической игры. Однако общее понимание данного термина все же можно выделить: под театрализованной игрой понимается намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры. При этом она всегда выступает в качестве деятельности по моделированию биосоциальных отношений и ограничивается определенными временными и пространственными характеристиками.

Театрализованная игра по своей сути близка к сюжетно-ролевым играм и играм с правилами. Так, с сюжетной игрой они имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие и правила. При этом творчество заключается в том, что ребенок пытается передать необходимые чувства и эмоции, замысел в изображаемом действии, по-своему изменяет свое поведение в роли, использует различные предметы.

Кроме того, сюжетно-ролевая игра со временем становится базой для дальнейшего драматического творчества детей, так как именно сюжет привлекает дошкольников в тех литературных произведениях, которые используются в качестве основы для театрализованных игр. Еще одной особенностью в данном отношении является стремление дошкольников правдиво изображать саму сценку, а не выразительно исполнять заданную роль.

Замещение сюжетной игры театрализованной объясняется тем фактом, что по мере взросления ребятам становится не интересно подражать в играх действиям взрослых, тогда как различные литературные сюжеты (сказочные, исторические, героические и так далее) привлекают все больше. При этом театрализованная игра характеризуется гораздо большей ограниченностью в действиях, четко обусловленных содержанием соответствующей литературной основы. Данное обстоятельство является одним из важнейших отличий этих двух видов игр друг от друга. В качестве еще одного различия можно выделить отсутствие результата в сюжетно-ролевой игре, наряду с его обязательным присутствием в игре театрализованной (спектакль, инсценировка, сценка).

Наличие четких правил деятельности детей в рамках театрализованных игр роднит их с играми с правилами, хотя в последних чаще всего нет жестко закрепленного сюжета, и присутствует элемент состязания, почти всегда отсутствующий в играх-драматизациях.

Важнейшими особенностями театрализованной игры выступают ее литературная или фольклорная основа и наличие зрителей. Также в таких играх большое внимание уделяется атрибутам, костюмам и изображениям персонажей (куклам, игрушкам, картинкам и так далее), так как именно эти предметы облегчают вхождение дошкольника в роль, определяют выбор его игровых действий. Кроме того, образ героя в играх-драматизациях, его основные черты, действия и переживания определены содержанием основы.

Творчество дошкольника в рамках игр-драматизаций заключается в правдивом изображении персонажа: имитации его движений, мимики, интонаций, передачи настроения и душевного состояния. Для этого ребенок должен понять своего героя, причины его поступков, его чувства и эмоции, правильно оценить действия своего персонажа.

Д.В. Менджерицкая отмечает высокую ценность педагогически направленной театрализованной игры для становления самодеятельных форм поведения, так как именно такая игровая деятельность предопределяет дальнейшее появление у дошкольников возможности самим намечать сюжет (импровизировать) или организовывать игру с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

В заключение также стоит отметить, что именно театрализованная игра является важнейшим средством раннего приобщения детей к литературному, драматическому и театральному искусству, что способствует их эстетическому, нравственному и культурному развитию.

2 . Особенности организации игр детей в разных возрастных группах детского сада и руководство ими

Возрастные особенности развития дошкольников различных групп ДОУ находят свое отражение в специфичных чертах организации театрализованных игр в каждой возрастной группе, а также определяющим образом влияют на содержание и характер процесса руководства такими играми. При этом работа с детьми всех возрастных групп строится на следующих принципах:

1) принципе специфичности рассматриваемой игровой деятельности, объединяющем свободный игровой и подготовленный, осмысленно пережитый художественный компоненты;

2) принципе комплексности, предполагающем взаимосвязь театрализованной игры с различными видами искусства и разными видами художественной деятельности дошкольника;

3) принципе импровизационности, обусловливающем особое взаимодействие воспитателя и ребенка и детей между собой, основу которого составляют поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, свободная атмосфера, наличие своей точки зрения у ребенка, его стремление к оригинальности и самовыражению;

4) принципе интегративности, в соответствие с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Рассмотрим особенности организации театрализованных игр в различных возрастных группах ДОУ и порядок руководства ими.

Дети младшего дошкольного возраста еще не обладают достаточным речевым потенциалом для полноценного участия в театрализованных играх, однако именно в возрасте трех-четырех лет отмечается первичное освоение игры-драматизации. Работа с младшими дошкольниками в контексте рассматриваемой нами темы делится на три основных этапа: художественное восприятие литературных или фольклорных произведений; освоение специальных умений для становления основной позиции - "актер"; самостоятельная творческая деятельность.

При этом игровой опыт детей постепенно расширяется, в него последовательно включаются все новые разновидности игр-драматизаций:

а) игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц;

б) игры-имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя;

в) игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей;

Предварительная подготовка педагога к театрализованным занятиям обусловливается довольно ограниченным кругом тем, доступным для эффективного освоения ребятами младшего дошкольного возраста. К наиболее подходящим темам в данном случае будут относиться отдельные сюжеты народных сказок, а также небольшие рассказы и стихи, имеющие сходство с используемыми в данной возрастной группе сюжетно-ролевыми играми. Приветствуется присутствие диалогов в тексте, так как вопросно-ответные интонации лучше всего усваиваются детьми рассматриваемого возраста.

Подготовительная работа, как правило, занимает три - пять недель, в течение которых выбранная художественная основа несколько раз выразительно прочитывается детям, затем по нескольку раз фрагментарно обыгрывается ими. При этом каждый ребенок исполняет не одну, а некоторое количество ролей, что позволяет ему лучше прочувствовать сюжет произведения. Текст не требует специального разучивания, так как естественным образом запоминается детьми, а поиск выразительных интонаций и движений осуществляется педагогом вместе с дошкольниками, что способствует постепенному ознакомлению с выбранным сюжетом.

Стоит отметить, что в младшей дошкольной группе желательно активное участие самого воспитателя ДОУ в качестве ведущего при обыгрывании тех или иных литературных сюжетов, тогда как дети должны быть зрителями. Данное обстоятельство связано с тем, что лишь немногие ребята рассматриваемого возраста стремятся участвовать в различных инсценировках. Так, педагог может использовать фланелеграф, настольный театр игрушек или картинок и так далее.

Особенностями руководства театрально-игровой деятельностью младших дошкольников является непосредственное участие воспитателя в процессе подготовки инсценировок: представление материала, его обсуждение, научение детей выполнению некоторых действий по образцу (например, подражания звукам животных), а также его активная работа при проведении самих игр-драматизаций - направление действий ребят, подсказывание им необходимых слов и действий при сохранении возможности самостоятельного выбора действий и варьирования игрового поведения.

Дошкольники средней возрастной группы уже способны сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Наиболее приемлемыми видами театрализованных игр в рассматриваемом возрасте являются различные настольные театры, театр теней и фланелеграф, а также игры-драматизации (в том числе, с элементами импровизации).

Руководство педагога в данной возрастной группе строится на развитии творческих способностей детей, формировании чувства партнерства между ними, на основе равного участия всех ребят в постановках. Последнее обстоятельство является особенно важным для воспитателя при подборе литературного произведения, так как все дети должны участвовать в одинаковых или равных ролях независимо от уровня развития их способностей.

Выбор тем и сюжетов для средних дошкольников также довольно широк. При этом наиболее оптимальным вариантом является фольклор народов мира, русская и мировая классическая поэзия, стихи современных отечественных и зарубежных авторов. Воспитатель должен осуществлять с детьми предварительный анализ текста, задавать им вопросы, требовать оценки происходящих событий и действий персонажей. Стихотворные тексты требуют предварительного заучивания, что также должно учитываться педагогом на этапе предварительной работы.

Поиск различных выразительных приемов также осуществляется воспитателем совместно с детьми, хотя отдельные интонации, в случае сложности их восприятия дошкольниками, могут быть продемонстрированы им самостоятельно. В целом же руководство театрализованной деятельностью средних дошкольников становится более демократичным, им предоставляется большая свобода действий.

В старшем дошкольном возрасте подходы к развитию детей в театрализованной деятельности меняются, благодаря чему такая деятельность начинает носить явный творческий характер, что обеспечивается включением знаний ребенка о жизни, его желаний и интересов в ее содержание. Для этого воспитатель должен обеспечить большую свободу действий при подготовке и проведении игр данного вида всем дошкольникам.

Стоит отметить, что детям рассматриваемого возраста доступны практически все виды театрализованных игр, включая импровизации и театр марионеток, что существенно облегчает выбор литературной основы для игры. Причем такой выбор должен осуществляться вместе с детьми. Надо сказать, что в старшем дошкольном возрасте детей начинают интересовать произведения, где присутствует драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка, что также во многом обусловливает выбор произведения для театрализованной игры.

Текст выбранного произведения выразительно читается воспитателем несколько раз, после чего осуществляется его анализ. Отличительной чертой здесь выступает тот факт, что анализ проводится по содержанию, то есть педагог должен заострить внимание детей на поступках персонажей, их характеристиках, мотивах поведения. На стадии подготовительной работы с целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по темам произведения, что позволяет закрепить его сюжет в памяти.

Развитию индивидуальных игровых приемов старшего дошкольника способствует его участие в различных импровизациях (этюдах, инсценировках), особенно в том случае, если зрителям предлагается угадать, кого изображал "актер". При этом педагог не должен показывать детям необходимые интонации и выразительные движения персонажа, но может косвенно подводить их к нужным действиям путем напоминания о чувствах, настроении и поведении героя. Допустимо также указывать на отдельные неточности, допущенные ребенком при разыгрывании выбранного характера.

В целом же театрализованная деятельность старших дошкольников становится более разнообразной и интересной, в ней ярче проявляется творческая составляющая, а исполнительское мастерство достигает достаточно высокого уровня, что позволяет активнее включать театрализованные игры в педагогический процесс.

3. Разработайте сценарий игровой обучающей ситуации-путешествия

Игровая обучающая ситуация-путешествие на тему " Путешествие в африканскую саванну " для детей старшего дошкольного возраста

I :

1. Повторение и закрепление учебного материала о природе африканской саванны: о климате, ландшафте, животном и растительном мире и так далее.

2. Сообщение дошкольникам новых знаний об особенностях природы африканского континента, специфике поведения его обитателей.

3. Активизация умственной деятельности, развитие воображения и игровых умений детей.

II . Место проведения: подготовленная классная комната.

III . Условия проведения: помещение должно быть хорошо освещено, лишние предметы убраны из поля зрения детей. Небольшая часть комнаты должна изображать корабль (здесь уместна имитация паруса, различные веревки и флажки, а также самодельные подзорные трубы). Основная часть комнаты является моделью африканской саванны: здесь могут быть установлены пучки соломы или какие-либо комнатные растения, таз с водой (его можно использовать для иллюстрации водопоя или засухи), изображения африканских животных и растений (фотографии и игрушки-аналоги) и так далее.

IV . Материалы и оборудование: части оснастки корабля (парус, веревки, штурвал, реи), комнатные растения, солома, изображения обитателей саванны, самодельные оптические приборы (подзорные трубы, фотоаппараты), емкости с водой, рюкзак для воспитателя (можно также использовать панаму, солнцезащитные очки, флягу).

V . Ход занятия

Воспитатель выполняет роль опытного путешественника. Она приглашает детей на корабль, а сама становится за штурвал.

В.: " Сегодня мы отправимся с вами в новое путешествие. На этот раз мы поплывем в Африку. Я много раз бывала там, и многое повидала. А что вы знаете про Африку? " .

Дети дают несколько ответов: " Там жарко " , " В Африке редко идут дожди, и бывает засуха " , " В Африке живут слоны и крокодилы " и так далее.

В.: " Правильно " (могут быть даны дополнительные пояснения) " В Африке действительно очень жарко. Поэтому там есть самая большая пустыня мира - Сахара. Но в Африке есть еще и зеленые леса, и степи, которые называются саваннами. Там живут все те животные, про которых вы хорошо знаете, и именно туда лежит наш путь. А пока мы еще плывем, расскажите мне, о каких обитателях Африки вы слышали, где они живут и что едят " .

Дети дают несколько ответов, воспитатель выслушивает их, а затем уточняет и дает дополнительные пояснения. Воспитатель просит кого-нибудь из участников путешествия посмотреть в подзорную трубу и сказать, не появилась ли на горизонте земля (труба должна быть направлена на одну из приготовленных зон), после чего объявляет о том, чтобы все заняли свои места, были внимательны и осторожны, так как судно сейчас будет причаливать.

Воспитатель объявляет о том, что корабль успешно причалил к африканскому берегу. Под ее руководством дети осторожно сходят с корабля. Воспитатель считает детей, спрашивает, все ли здесь, а затем напоминает им о том, что в Африке очень жарко, а значит надо надеть панамки, солнцезащитные очки (можно объявить родителям об игре заранее, чтобы они снабдили участников игры всем необходимым). При этом воспитатель сама также надевает все указанное, берет рюкзак, проверяет наличие фляг с водой, фотоаппаратов и объявляет, что можно двигаться в путь.

Пока группа двигается по комнате, рассматривая заранее приготовленные зоны (это может быть стадо антилоп, стоянка львиного прайда, водопой у семьи слонов, заводь с крокодилами и так далее), воспитатель рассказывает им о климате саванн (смена сезонов, особенности засушливого периода), его растительности (при этом можно использовать заготовленные солому или комнатные растения). Когда дети занимают свои места возле каждой зоны, воспитатель подробно и понятно рассказывает им о том, что там "происходит", объясняет им особенности поведения животных, отвечает на вопросы детей. Дети могут рассматривать животных, брать их в руки или "фотографировать". Для демонстрации простых действий (крокодил подплывает к жертве, антилопа пьет воду или щипает траву и так далее) также может выбираться кто-либо из группы.

Рассмотрим это на примере описания водопоя у слонов. Дошкольники подходят к тазу с водой, возле которого установлены игрушки-аналоги или фотографические изображения слонов (лучше использовать игрушки).

В.: " А это кто? " .

Д.: " Это слоны " .

В.: " Правильно! " (затем можно дать несколько сведений об особенностях жизни слонов) " Сегодня день выдался особенно жарким, и слоны пришли на водопой. Когда воды много, слоны не только пьют ее, но и купаются в ней. А чем пьют слоны - хоботом или ртом? " .

Дети дают ответы. Воспитатель поправляет их, если они ошибаются, объясняя, что слоны пьют воду ртом и указывает, где он находится. " Но слоны могут втягивать воду через хобот и затем поливать ею себя или друг друга. А кто знает, в чем купаются слоны, когда нет воды? " .

После того, как все подготовленные зоны исследованы, воспитатель подводит итоги и задает несколько вопросов детям для закрепления полученных знаний. Затем она приглашает всех на борт самолета (дети могут встать клином за воспитателем), после чего вся группа "летит" домой (необходимо расставить руки в стороны, имитируя летящий самолет). Далее воспитатель объявляет о том, что самолет успешно приземлился прямо на территорию ДОУ, а значит, дети могут покинуть борт самолета.

Занятие завершается, дети покидают комнату, помещение приводится в первоначальное состояние.

4. Напишите сценари й игры-драматизации

Сценарий игры-драматизации с использованием театра игрушек по сказке " Теремок " (младший дошкольный возраст)

I . Программное содержание занятия :

1. Формировать у детей интерес к играм-драматизациям, к сказке как жанру устного народного творчества.

2. Развивать умение сопереживать героям.

3. Учить различать важнейшие моральные категории добра и зла.

4. Воспитывать выразительность речи.

5. Развивать внимание, мышление, наблюдательность, творчество.

II . Материалы и оборудование: теремок, игрушки (мышка, заяц, мишка), музыкальные инструменты (колокольчики, металлофон, барабан), мячик.

III . Ход занятия

Перед началом занятия воспитатель приветствует детей и говорит: " Ребята, посмотрите какой у меня в руках красивый мячик. Сейчас он будет прыгать. Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь. (мячик катится по полу в сторону теремка) Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок. (указывает детям на теремок) Вот по полю мышка бежит " .

Один из ребят изображает мышку при помощи соответствующей игрушки, он подходит с мышкой к двери, возле которой лежат колокольчики, и начинает с ними играть.

" Мышка " : " Динь-динь. Кто-кто в теремочке живёт пи-пи-пи? Кто-кто в невысоком живёт пи-пи-пи? " .

В.: " Никто не отвечает. Стала мышка там жить одна. Вот по полю зайка бежит прыг-скок, прыг-скок " .

Второй ребёнок также изображает зайчика, подходит с игрушкой к металлофону, играет на нём и говорит:

" Сейчас я песенку спою. Прыгает заинька, прыгает беленький. Зайка прыг, зайка скок, с лышен зайкин голосок. Это что за теремок? Он не низок, не высок. Кто в теремочке живёт? " .

" Мышка " : " Я мышка-норушка. Заходи зайчик ко мне в теремок " .

В.: " Мишка косолапый по лесу идёт, топ-топ-топ " .

Третий ребёнок вместе с игрушкой медведя подходит к барабану и говорит: " Сейчас я буду плясать! Топ-топ, топ-топ, пляшет мишка у ворот Кто, кто в теремочке живёт? " .

" Мышка " : " Я мышка-норушка " .

" Зайка " : " Я зайка прыг-скок. Иди мишка к нам в теремок " .

В.: " Стали мышка, зайка и мишка дружно и весело жить в теремке и петь песенки " . Дети исполняют песню вместе со своими игрушками, все остальные им подпевают и танцуют: " Зайка с мышкой звонко хлопают, звонко хлопают посмотри. Зайка с мишкой громко топают, громко топают раз, два, три! " .

В.: " Молодцы, ребята! Вот такая сказка у нас с вами сегодня получилась. А теперь нашим друзьям пора идти в теремок. Попрощайтесь с ними! " . Дети прощаются с игрушками, те помещаются в теремок.

В дальнейшем в постановку можно добавлять новые действующие лица (лягушку, лисицу, волка), расширяя при этом круг детей, задействованных в игре-драматизации, пока сказка не примет свой первоначальный размер.

Список использованной литературы

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: учеб. пособие / Е.А. Антипина. - М.: Сфера, 2018. - 128 с.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 2015. - 127 с.

3. Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театральная деятельность в ДОУ: учеб. пособие / Л.А. Горохова, Т.Н. Макарова. - М.: Сфера, 2015. - 64 с.

4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2 - 5 лет: методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. - М.: Вако, 2016. - 256 с.

5. Охлопкова М.В. Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое мастерство. - М.: Буки-Веди, 2013.

6. Стрелкова Л.П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности организации игровой деятельности в разных возрастных группах. Классификация игр и их возрастная адресованность. Методы проведения сюжетно–ролевых игр. Организация предметно-пространственной среды для организации игровой деятельности.

    реферат , добавлен 23.03.2015

    Значение игры для всестороннего развития личности ребенка. Умственное воспитание детей в игровой среде. Понятие умственной отсталости. Особенности игровой деятельности ребенка с интеллектуальным дефектом в условиях специального обучения и воспитания.

    реферат , добавлен 21.08.2016

    Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка. Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей. Экспериментальное изучение уровня сформированности игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллектуального развития.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2006

    Проектирование развивающей среды в условиях семьи. Проектирование адекватной игровой среды как необходимое условие свободной игровой деятельности дошкольника. Особенности организации домашней игровой среды для детей разного дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2015

    Нормативно-правовые основы организации детских групп кратковременного пребывания. Значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. Концептуальные подходы к определению содержания работы в группах кратковременного пребывания.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Исследование проблемы игры и труда в зарубежной и отечественной педагогике. Роль детского сада и семьи в развитии личности детей. Опытно-экспериментальная работа по развитию взаимосвязи трудовой и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2014

    Анализ современных подходов к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Развитие игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте. Музыкальные игры и их влияние на музыкальное развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2011

    Психологические особенности развития всех сторон речи. Значение игры для детей дошкольного возраста. Разработка методики для развития речи ребенка в игровой деятельности и проведение эмпирического исследования группы дошкольников для ее применения.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Игра как преобладающий вид самостоятельной деятельности дошкольника. Анализ практических рекомендаций по развитию игровой деятельности детей. Значение режиссерской игры для всего психического развития ребенка дошкольного возраста, основные особенности.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2013

    Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста. Роль игры в развитии личности дошкольника. Развитие внимания посредством игровой деятельности на уроке хореографии. Эмоционально-психические состояния, углубляющие познание дошкольников.

Четвертый год жизни — период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы отметили, что проблема речевого развития детей актуальна и для нас. Согласно педагогической диагностики, проведенной в начале года, выявили низкий уровень развития речи у 20 % детей. Кроме того, наш коллектив, согласно ФГТ, выбрал приоритетным направлением познавательно-речевое развитие детей. В связи с чем, встал вопрос о том, как более продуктивно и интересно для детей развивать у них речь в течение всего времени пребывания в ДОУ.

Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие речи детей младшего дошкольного возраста :

Речевое окружение (речевая среда);

Педагогические воздействия, направленные на освоение ребенком определенного речевого содержания.

Учитывая это, мы предусмотрели расширение среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за счет игр — драматизаций .

В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к играм — драматизациям, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение игры – драматизации. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Итак, система работы по организации игр – драматизаций в младшем дошкольном возрасте делится на три этапа :

Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
освоение специальных умений для становления основной позиции – актер;
самостоятельная творческая деятельность.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми требует учета основных принципов организации игры — драматизации .

  • Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
  • Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры — драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
  • Согласно принципу импровизационности игра — драматизация рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
  • Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности , в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи детей посредством организации игр — драматизаций включается в целостный педагогический процесс.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра — драматизация станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.

В 3-4 года дети начинают , особенно если в распоряжении ребенка оказываются фигурки настольного театра или куклы бибабо. Но спешить с инсценировками не следует, прежде всего потому, что тяга к ним обнаруживается лишь у отдельных детей. Этим малышам необходимы ваша помощь и ваше участие.

Большое значение в своей работе по организации игр – драматизаций придавали диалогам для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого брали стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросо-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети исполняли по очереди, меняясь. В играх использовали сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре: «В парикмахерской», «В магазине», «У доктора» и др.

Для работы над продолжительным действием мы обычно брали народные сказки. Опыт показал, что очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от трех до пяти). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам.

Сначала читали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрывались всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях.

Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминали роли всех героев, их ролевые диалоги. Мы заметили, что детей игра по сказке интересует довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение текста, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением (музыкальным, живописным).

Именно через роль в игре — драматизации дети усваивали различные речевые клише.

Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи детей. Дети представляли себя героями литературного произведения и повторяли вместе с педагогом ролевые диалоги персонажей. Для этого, конечно, необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев и запоминались их монологи. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение обязательно сочетали с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения — все это способствует развитию речи детей.

Понимая, что для развития игры – драматизации, для возникновения ее в самостоятельной деятельности детей необходим довольно обширный материал, который дети могли бы использовать в своих играх, мы создали в группе театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра, так и различные атрибутами: маски – шапочки, костюмы для ряженья детей, бижутерией. К концу года даже появились у нас в уголке парики собственного производства из бросового материала. Малыши охотно использовали в игре все содержимое данного уголка.

Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Так, играя с игрушкой, дети придумывали и проговаривали ситуации игры, употребляли новые слова. Мы, в свою очередь, вызывали в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре.

Основными специфическими методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются:

метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов);

метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Необходимо отметить, что общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты.

Поделиться