Клапан электромагнитный газовый. Электромагнитный клапан газовой колонки

1. Действующие Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03).

«п. 84. Трубопроводы, подводящие газ к бытовым и промышленным приборам для его сжигания, на вводимых в эксплуатацию после завершения строительства, капитального ремонта, реконструкции и (или) технического перевооружения объектах, должны быть оборудованы термочувствительными запорными устройствами (клапанами), автоматически перекрывающими газовую магистраль при достижении температуры среды в помещении при пожаре 100 С. Указанные устройства (клапаны) должны устанавливаться в помещении непосредственно перед краном на газовой магистрали».

2. Письмо МЧС России № 18/3/320 от 03 декабря 2003г.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313 (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2003 г., регистрационный № 4838) утверждены и введены в действие с 30 июня 2003 г. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01- 03).

В соответствии с пунктом 84 указанных выше правил "Трубопроводы, подводящие газ к бытовым и промышленным приборам для его сжигания, на вводимых в эксплуатацию после завершения строительства, капитального ремонта, реконструкции и (или) технического перевооружения объектах, должны быть оборудованы термочувствительными запорными устройствами (клапанами), автоматически перекрывающими газовую магистраль при достижении температуры среды в помещении при пожаре 100°С. Указанные ycтpoйcтвa (клапаны) должны устанавливаться в помещении непосредственно перед краном на газовой магистрали.

Термочувствительные запорные устройства (клапаны) не устанавливаются в зданиях V степени огнестойкости, а так же в зданиях, газопроводы которых оборудованы электромагнитными клапаном, размещенным за пределами здания и перекрывающим газопровод про срабатывании газового анализатора или автоматической пожарной сигнализации. Термочувствительные запорные устройства (клапаны) не устанавливаются так же в зданиях опасных производственных объектов, газопроводы которых оборудованы электромагнитным клапаном, а помещения с установками для сжигания газа защищены автоматическими установками пожаротушения".

При реализации указанного требования органами государственного пожарного надзора и нормативно-техническими подразделениями ГПС следует иметь в виду, что:

  • термочувствительный запорный клапан следует устанавливать непосредственно в помещении (независимо от наличия в нем обслуживающего персонала) на максимально возможной высоте расположения от пола помещения, перед газовым счетчиком, в местах неэкранированных от объема помещений производственного оборудования, мебелью и др.
  • в соответствии с п. 11.1. СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение" технические изделия, предусмотренные в проектах систем газоснабжения, должны соответствовать требованиям государственных стандартов или технических условий, утвержденных и прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.
  • СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение" (п.п. 6.13 и 6.17) и СНиП 42-01-2002 (п. 7.9) уже предусмотрены требования по обеспечению отключающими устройствами на вводе газопровода внутри помещения на газопроводах в производственных помещениях промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприятий бытового обслуживания производственного характера, жилых домах и общественных зданиях. Термочувствительный запорный клапан является одной из разновидностей отключающих устройств и поэтому может устанавливаться в жилых и промышленных зданиях на основании требований указанных выше пунктов СНиП и не требует включения в эти нормы изменений и дополнений.
  • указанные клапаны выпускаются с условным проходом от Dy15 до Dy200, с резьбовым присоединением для давления до 0,6 MПa (6 кг/см ²) и с фланцевым присоединением для давления 1,6 МПа (16 кг/см ²).
  • на клапаны термочувствительные запорные не требуется получения технического свидетельства Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике, так как в соответствии с п. 5 "Порядка подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве", утвержденного постановлением Госстроя РФ от 1 июля 2002 г. № 76 "О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве" новая продукция, разработанная и поставляемая в соответствии с техническими условиями, утвержденными в установленном порядке не требует проверки и подтверждения пригодности.
  • термочувствительные запорные клапаны выпускаются для температуры окружающей среды от -50 °С до +45 °С и полным сроком службы не менее 30 лет.
  • клапаны выпускаются полнопроходного сечения (при их использовании приводят к минимальным потерям давления в газопроводе) и обеспечивают после срабатывания герметичность газопроводов до достижения температурой среды в помещении 900 °С.

3. Письмо Федеральной службы по технологическому надзору № 03-04-01/81 от 26 июля 2004г.

В связи с поступающими запросами, Управление по надзору на общепромышленных опасных производственных объектах разъясняет, что при проектировании систем газопотребления следует учитывать требования "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03) в части установки термочувствительных запорных клапанов на поводящих газопроводах к бытовым и промышленным приборам. Применяемые клапаны должны быть сертифицированы и иметь разрешение Федеральной службы по технологическому надзору (Госгортехнадзора России) на применение.

4. Письмо МЧС России № 19/2/1369 от 30 июня 2005г.

Управление государственного пожарного надзора МЧС России рассмотрело Ваше обращение и сообщает следующее.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) - нормативный правовой акт Российской Федерации (утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313, зарегистрирован в Минюсте России 21 июня 2003 г. регистрационный № 4838), являются общеобязательной правовой нормой, на выполнение которой не требуется каких-либо дополнительных указаний. Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды Требования правил распространяются на все виды зданий и сооружений, в том числе на жилые и общественные здания.

Подробные разъяснения о применении требований пункта 84 ППБ 01-03 в том числе о местах установки термочувствительных запорных клапанов, содержатся в письме Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 03.12.2003 г. № 18/3/320. Необходимые указания по монтажу и эксплуатации приведены в паспорте изделия, обращаю ваше внимание, что клапаны, в процессе эксплуатации, не нуждаются в техническом обслуживании.

В связи с этим, действия проектных и эксплутационных организаций, игнорирующих требования по установке термочувствительных запорных клапанов на жилых объектах являются неправомерными.

Одним из ключевых элементов, влияющих на работу системы газобаллонного оборудования, является электромагнитный газовый клапан (ЭГК). Разные специалисты называют этот узел системы по-разному, например просто газовый клапан или электромагнитный клапан ГБО. Именно об этом узле газобалонного оборудования и пойдет речь в нашей сегодняшней статье.

Следует первым делом отметить, что неопытные пользователи часто путают электромагнитный газовый клапан ГБО и – запомните, это разные узлы системы, которые выполняют совершенно разные функции и имеют совершенно разное строение!

Электромагнитный клапан ГБО выполняет в системе запорную функцию, т.е. он открывает и перекрывает подачу газа к во время стоянки автомобиля, либо во время работы мотора на бензине. Следует отметить, что без подачи питания (+12v на катушку) клапан ГБО находится в закрытом состоянии и препятствует поступлению газа из магистрали в редуктор.

Устройство клапана ГБО

В зависимости от моделей и фирмы производителя устройство клапана ГБО может изменяться, но зачастую состоит из следующих элементов:

  • Сердечник;
  • Клапан с пружиной возврата;
  • Электрокатушка с обмоткой;
  • Прокладки и уплотнители;
  • Фильтр грубой очистки. Довольно часто клапан ГБО комплектуется фильтром грубой очистки топлива, но такая комплектация не обязательна.

Установка и принцип работы

Установка

Следует отметить тот факт, что разные установщики систем газобаллонного оборудования устанавливают на автомобиль разное количество электромагнитных газовых клапанов.

  1. Наиболее дешевая и распространенная схема – это установка одного ЭГК непосредственно на редукторе-испарителе.
  2. Более дорогая схема подразумевает наличие уже двух запаралеленных клапанов ГБО: один устанавливается на редукторе, второй на расходной магистрали мультиклапана или после мультиклапана и перекрывает подачу газа в магистраль.
  3. Последний, наиболее надежный и дорогой вариант насчитывает три, запаралеленных между собой, устройства: первый по прежнему находится на редукторе, второй (резервный или страхующий) устанавливается перед редуктором, и третий – на/после мультиклапана, около баллона.

Принцип работы

Принцип работы клапана ГБО заключается в следующем:

  • Изначально клапан ГБО находится в закрытом состоянии.
  • После того, как автомобиль готов переключиться на газ, ЭБУ (или водитель нажимая кнопку «газ-бензин») подает сигнал (+12 v) на катушку ЭГК, срабатывает магнитная катушка, поднимая запорный клапан (при этом слышен характерный щелчок).
  • После открытия электромагнитного клапана ГБО газ поступает в фильтр грубой очистки, а дальше в редуктор-испаритель.

Возможные неисправности и поломки

Как и любой элемент системы, газовый клапан ГБО подвержен поломкам, а поскольку, как мы выяснили выше, этот элемент системы выполняет запорную функцию, без его исправной работы, автомобиль, скорее всего, на газ не переключится. И хотя стоимость этого узла системы не велика, не всегда есть возможность приобрести новый клапан ГБО, поэтому, чтобы отремонтировать поломанный нужно иметь представление о наиболее часто встречающихся поломок этого элемента.

Загрязнение механизма

Электромагнитный клапан ГБО работает в подкапотном пространстве, это значит он подвергается воздействию пыли, грязи, ржавчины, окалинам и прочего мусора, который может попасть во внутрь устройства не давая тем самым открыться клапану. В этом случае поможет разборка и простая чистка устройства от посторонних предметов.

Засорение фильтра

Большинство клапанов, которые устанавливаются перед редуктором имеют фильтр грубой очистки, который хоть и не имеет отношения непосредственно к поломке клапана, но может провоцировать нестабильную работы всей системы ГБО или вовсе не давать возможности переключиться на газ. В этом случае фильтр следует заменить. Делать это рекомендуется не реже чем 2 раза в год или каждый 10 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

Газобаллонное оборудование для автомобиля, сокращенно — ГБО — новейшее, доступное и эффективное средство экономии топлива авто, увеличения ресурса двигателя и снижения объема выброса вредных веществ в окружающую атмосферу — все в одном флаконе. С каждым годом неблагоприятная обстановка на рынке цен нефти и общее ухудшение качества бензина вызывают устойчивое желание автовладельцев переходить на более экономичные и безвредные для мотора принципы работы. Возможность заправлять сжиженным пропаном и нефтяным газом (метаном) известна с середины XIX века, она появилась одновременно с бензиновыми и дизельными двигателями внутреннего сгорания и развивалась параллельно. Но только с конца 70-х годов XX века, газовое оборудование стало по-настоящему востребовано, и появилась развитая инфраструктура заправок и станций технического обслуживания автомобилей.

В общем случае, включает в себя газовый баллон, от которого тянется газовая магистраль, в конце перекрывает мультиклапан. За ним редукторный испаритель переводит газ в рабочее состояние и накапливает порциями в коллекторе и через отдельные форсунки впрыскивает в мотор. Процесс контролирует управляющий блок, связанный с бортовым компьютером (в более продвинутых моделях).

Классификация

На сегодняшний день огромное количество специализированных производителей предлагает широкий ассортимент ГБО как на карбюраторные, так и на инжекторные типы моторов любой сложности и конфигурации. Условно все системы разделяют на поколения, у каждого из которых — собственная работа и степень автоматизации регулировки:

  • Первое поколение — вакуумный принцип дозировки каждой газовой порции. Специальный механический клапан реагирует на разреженность, возникающую во входном коллекторе авто, когда работает двигатель и открывает дорогу газу. Примитивное устройство для несложных карбюраторных систем не имеет никакой обратной связи с электроникой мотора, точной регулировки и других опциональных надстроек.


  • Редукторы второго поколения уже снабжены простейшими электронными мозгами, которые, связываясь с внутренним датчиком содержания кислорода, воздействуют на простой электромагнитный клапан. Такой принцип работы уже позволяет не просто машине ехать лишь бы как, а регулирует состав газовоздушной смеси, стремясь к оптимальным параметрам. Практичное и все еще широко распространённое устройство среди владельцев карбюраторных автомобилей, но в Европе оно уже запрещено с 1996 года к применению за высокий уровень загрязнения окружающей среды.
  • Спрос на представителей переходного третьего поколения достаточно низок. Работа этих высокотехнологичных систем основана на автономном программном обеспечении, создающем собственные топливные карты. Газ подается специальным встроенным инжектором в каждый цилиндр по отдельности. Внутреннее программное оборудование эмулирует работу бензиновых форсунок на собственных аппаратных мощностях. Конструкция оказалась не слишком удачной, слабый процессор блока зависал, вызывая сбои в налаженности работы механизма. Идея затерялась при появлении более нового и проработанного класса ГБО.


  • Самые распространённые на сегодняшний день редукторы — с разделенным впрыском газовоздушной смеси. Это доведенный до конца проект 3-го поколения, но использующий в программе настройки стандартные бензиновые карты автомобиля, что не утяжеляет нагрузку на вычислительные мощности блока управления. Отдельно идет линейка поколения 4+, разработанная для прямоточных систем непосредственного впрыска топлива прямо в мотор FSI.
  • Новейшее средство, внедряющееся на рынке авто — 5 поколение. Ключевая особенность принципа действия состоит в том, что газ не испаряется в редукторе, а нагнетается жидким прямо в цилиндры. В остальном это полное соответствие 4 поколению: разделенный впрыск, задействование данных с заводской топливной карты, автоматический режим перехода с газа на бензин и т. д. Из преимуществ еще можно отметить те, что оборудование полностью совместимо с ныне действующими экологическими стандартами и новейшей бортовой диагностикой.

Электромагнитный мультиклапан

Во всех этих системах ГБО независимо от класса и принципа действия ключевую роль играет такое устройство как мультиклапан. Именно он пропускает и запирает газ, фильтрует состав смеси, отбирая вредные вещества и примеси (именно поэтому встроенный фильтр нуждается в регулярной замене).


Первоначально обычный механический клапан имел только запорную функцию и был намертво приварен прямо к баллону. Оборудование первого поколения вакуумного типа начинает использовать клапан с дополнительной вакуумной мембраной, играющей роль датчика уровня разреженности в коллекторе. Дальнейшее усложнение конструкции и всеобщая унификация горловин баллонов различных производителей привели к увеличению числа одновременно выполняемых рабочих операций. Современный электромагнитный мультиклапан для авто состоит из целого набора встроенных клапанов, связанных обратной связью датчиков с электронным блоком управления.

Функции интегрированных в мультиклапанов устройств

  • Предохраняют баллон от утечки газа

В момент заправки баллона на 80% сжиженным газом заправочный клапан перекрывает подачу топлива. Полное заполнение фактического объема баллона недопустимо согласно требованиям безопасности — при воздействии некоторых внешних факторов, например, резкого изменения температуры среды газ может резко расшириться, что может быть чревато опасными последствиями при полной загрузке (емкость даже может взорваться), то есть, когда давление достигнет показателя в 25 атмосфер (стандартное накопительное устройство)


  • Регулировка уровня подачи на газовую магистраль

На газопроводе расположен специальный антихлопковый скоростной клапан, регулирующий темп подачи топлива в газопровод. Дополнительно он выполняет еще одну предохранительную функцию — предотвращает потенциальную утечку, если произойдут деформация или обрыв магистрали авто.

Аварийная защита от пожара автомобиля, который перемещается на газу, заключается в отдельном элементе мультиклапана: предохранитель выпустит топливо через вентиляционный блок за пределы машины, если резкое и сильное повышение температуры (следовательно, избыточное давление в системе) сигнализирует о начавшемся возгорании в непосредственной близости от ГБО.

Наличие предохранителя автоматически переводит категорию безопасности с класса В на класс А. Строго запрещено устанавливать газовый мультиклапан без подобного предохранителя на баллон емкостью более 50 литров.


  • Измерительный клапан

Для индикации запаса оставшегося газа в системе используется еще один отдельный заправочный клапан, работа которого связана с соответствующим магнитным датчиком. В инжекторных системах 3 и более поколения в момент автоматического перехода на бензин при нехватке альтернативного топлива именно газовый измерительный клапан запирает магистраль.

  • Обратный клапан

Второй заправочный предохранитель работает только на впуск газа и препятствует его возвращению назад во время заправки.

  • Резервные запорные вентили

Безопасность на первом месте: какое бы современное и компьютеризированное оборудование ни было, всегда возможны сбои, неполадки, аварийные ситуации. В положении, требующем решительных действий от водителя авто, могут пригодиться два ручных вентиля, которые при крайней необходимости всегда способны принудительно перекрыть газовый поток в магистрали.

Фильтрационные свойства мультиклапана

Стандартная конструкция ГБО подразумевает размещение мультиклапана в вентиляционном блоке, который находится прямо на баллоне отдельной съемной емкостью. Специальные шланги выходят наружу, чтобы отделять примеси и при любой опасности выпустить газ подальше от салона авто.


Воздушный фильтр, которым оборудована вентиляционная коробка, рекомендуется заменять каждые 15-20 тысяч километров пробега во избежание сильного засорения.

Производители

Электромагнитный мультиклапан наряду с редуктором и блоком управления — важнейший узел газового оборудования, от которого зависит безопасность эксплуатации авто, поэтому к выбору его стоит отнестись максимально серьезно. Все основные производители ГБО предлагают в том числе и мультиклапан в своем ассортименте, подходящий для различных поколений и формы газового баллона, о чем свидетельствует маркировка Cil (цилиндрические) или Tor (тороидальные) на корпусе. Самыми качественными считаются итальянские торговые марки, из которых можно отметить BRC, Tomasetto, Lovato, Atiker.

Современное газовое оборудование в системах теплоснабжения предусматривает использование широкого набора трубопроводной арматуры. Это средства регуляции, защиты и контроля, обеспечивающие стабильную и безопасную работу целевого агрегата. Так, запорную арматуру нового поколения представляет электромагнитный газовый клапан, предназначенный для распределения и регуляции подачи рабочей смеси.

Конструкция приспособления

Электромагнитные клапаны также называют соленоидными, поскольку их основу формирует соленоид в виде катушки. Он заключен в металлический корпус, дополненный крышкой и выходными отверстиями. Кроме этого, рабочую структуру составляют поршни, пружинный блок и шток с плунжером, которые непосредственно управляют газовым электромагнитным клапаном. Устройство катушки может отличаться в зависимости от типа среды и ее давления, но чаще всего она представляет собой обмотку с высококачественным эмалевым проводом в пылезащитном корпусе. Жилы изготавливаются из электротехнической меди.

В зависимости от типа оборудования могут применяться разные конфигурации соединительной системы. Для газовых колонок обычно применяют фланцевый или резьбовой способ сопряжения с трубопроводом. Сетевое же подключение в случае с бытовыми контурами осуществляется через штекер на 220 В. В дальнейшем электромагнитный газовый клапан может дополняться вспомогательной фурнитурой и контрольно-измерительными устройствами.

Эксплуатационные свойства материалов

Поскольку изначально ориентируется на особые условия применения, для основы конструкции используют специальные пластики. Например, полимер EPDM обеспечивает устройству стойкость к химическим воздействиям, старению и перепадам давления. С такой конструкцией клапан можно использовать в температурных режимах от -40 до 140 °С, но в бензиновых и углеводородных средах его задействовать не рекомендуется. Еще одна современная вариация полимерного сплава - PTFE. Это политетрафторэтилен, способный выдерживать кислотные смеси высокой концентрации. В данном случае допускается контакт с агрессивными газовыми средами и эксплуатация в температурном диапазоне от -50 до 200 °С. Не рекомендуется применять полимер PTFE в условиях риска контактов с хлористым трифторидом и щелочными металлами. При этом защитные качества не всегда выступают основным требованием к электромагнитному клапану. Запорная газовая арматура для тех же бытовых сетей снабжения вполне может изготавливаться из недорогих эластичных полимеров наподобие бутадиен-нитрила с каучуковой основой. Этот материал хорошо справляется с обслуживанием бутановых и пропановых смесей, но в то же время боится сильных окислителей и ультрафиолета.

Принцип работы соленоидного клапана

На состояние клапана влияет электромагнитная катушка, импульсы которой приводят запорные элементы в действие. Статичная позиция клапана характеризуется его закрытостью. В таком положении запирающая мембрана или поршневой элемент герметично прижимается к выходному контуру, не допуская прохождения рабочей смеси. Силу прижима обеспечивает и непосредственное давление от газовой смеси со стороны прохода. На магистральном патрубке электромагнитный газовый клапан дополнительно запирается плунжером, пока не изменится напряжение в катушке. В момент воздействия магнитного поля в соленоиде начинает открываться центральный канал, где находится подпружиненный плунжер. По мере изменения в балансе давления с разных сторон клапана меняет свое состояние и поршневая группа с мембраной. В таком положении арматура находится до момента, пока не понизится напряжение на катушке.

Особенности нормально открытого клапана

Выше был описан принцип работы наиболее распространенной статично закрытой конструкции. В случае с нормально открытым клапаном регуляция осуществляется иначе. В обычном положении запорные элементы обеспечивают свободный проход для газовых смесей, а подача напряжения, соответственно, приводит к закрытию. Причем удержание длительного закрытого состояния в целях безопасности возможно только при долговременной и стабильной поддержке заданного напряжения. Еще более функциональный электромагнитный клапан для газового котла действует не напрямую, а с выдержкой технологической паузы. За небольшой промежуток времени система оценивает, соблюдаются ли другие условия обеспечения безопасности в контуре подачи смеси. Напряжение в катушке как таковое не инициирует закрытие клапана. Но если выполняются косвенные условия, тогда он срабатывает автоматически. Решающим фактором, в частности, может быть определенная величина напряжения, та же стабильность или заданная амплитуда перепадов давления.

Разновидности устройства

Клапанные регуляторы для газовых колонок различают по количеству выходных каналов. Обычно используют двух-, трех- и четырехходовые модели. Базовая двухходовая версия имеет канал входа и выхода, а в процессе эксплуатации, соответственно, служит для подачи и перекрытия соединительного узла. По мере усложнения конструкции увеличивается количество входных отверстий. Трехходовый газовый электромагнитный клапан, в частности, обеспечивает не только пропускную способность, но и перенаправление рабочей среды в тот или иной контур. Устройства с четырьмя каналами и вовсе действуют по принципу коллектора, осуществляя распределение газа по разным линиям снабжения.

Заключение

В выборе подходящей запорной арматуры важно учитывать множество технико-эксплуатационных параметров. Как минимум опираться следует на конструкционные и электротехнические характеристики, которые позволят корректно интегрировать устройство в целевой канал. Что касается защитных качеств, то желательно отдавать предпочтение электромагнитным клапанам для газовой колонки с классом изоляции IP65. Такие изделия отличаются пыле-, влаго- и ударостойкостью, что обеспечивает долгий срок службы. В отношении конфигурации подключения и принципа действия выбор должен делаться исходя из характера эксплуатации колонки, объемов подачи газа и других нюансов работы оборудования.

Газовый клапан – это разновидность трубопроводной арматуры, которая выполняет такую функцию, как регулировка рабочей среды, а также распределения и перекрытия потока газопровода.

Без этого оборудования человеку пришлось бы очень туго в работе с трубопроводами, что занимаются транспортировкой газов, нефти и других подобных веществ.

Основная информация, характеристики и принцип работы

Устройство газового клапана должно соответствовать ГОСТу Российской Федерации 32028, согласному которому, конструкция выглядит следующим образом.

Главный рабочий элемент клапана – седло, это проходное отверстие, размещенное в середине корпуса, через которое движется поток рабочей среды, а также перекрывающий механизм. В зависимости от особенностей отдельно взятой модели, затвор может выполняться в виде поршня либо в форме диска.

Принцип работы устройства предельно простой: человек, посредством воздействия на рычаг управления (либо на электропривод, в случае автоматизированной конструкции), приводит затвор в возвратно-поступательное движение, вследствие которого он перекрывает проходное отверстие, что блокирует подачу газа.

Такой принцип работы обуславливает обширные сферы применения газовых клапанов: они используются как в разных областях промышленности, на газовых магистралях и заводах, так и в бытовом применении – устанавливаются на газовые, колонки, конвекторы, кухонные плиты, используются для газового котла и т.д.

Разумеется, специализированные профессиональные устройства и клапаны для бытового использования крайне отличаются друг от друга не только в особенностях конструкции, но и в цене, по которой их можно купить.

Так, обратный клапан для газовой колонки можно купить за каких-то 40 долларов, а вот качественное запорное устройство на газопровод стоит никак не меньше 300 долларов.

Виды и отличия

Основной классификацией, по которой происходит разделение устройств, представленных на сегодняшний день на рынке регулирующей арматуры, в том числе и для газового котла, является количество входов. Выделяют следующие группы:

  • Клапаны двухходовые: это конструкции, обладающими двумя отверстиями – входным и выходным. Такие устройства используются исключительно для блокирования подачи, либо открытия потока рабочей среды трубопровода.
  • Трехходовые механизмы оборудованы одним входным и двумя отверстиями на выход. Данная конструкция позволяет устройству выполнять не только запорно-регулирующую, но и перенаправляющую функцию.
  • Четырехходовой газовый клапан – имеет 4 отверстия, из которых – 3 выпускных, и одно входное. Они, по сути, по функционалу идентичные трехходовым клапанам, однако наличие дополнительного выхода несколько расширяет их рабочий потенциал и сферу, где может быть использован четырехходовой клапан.

Также производится разделение по типу управления клапаном, в зависимости от этого выделяют две категории:

  • Клапаны с ручным управлением запирающим элементом. Это простые механизмы, затвор которых приводится в движение посредством поворота управляющего колеса, либо рычага. Главной отличительным качеством устройств данного типа является достаточно высокая надежность и небольшая цена, по которой их можно купить.
  • Электромагнитные клапаны . Наличие электрического привода дает возможность производить управление затвором в автоматическом режиме. В основном такие устройства используются в промышленных газопроводах, на теплосетях, и производственных линиях – то есть в местах, где необходим одновременный контроль над большим количеством регулирующих устройств.

Помимо этого электромагнитные газовые клапаны , в зависимости от положения затвора, которое он принимает в случае отключения электричества, можно разделить на три основные группы:

  1. Нормально открытые конструкции. Такие устройства при отключении электроэнергии переходят в открытое положение, тем самым гарантируя рабочей среде свободную циркуляцию в трубопроводе.
  2. Нормально закрытые. Без подачи электроэнергии затвор принимает закрытое положение и перекрывает поток газа в системе.
  3. Универсальные клапаны. Такие клапаны, в ситуации, когда прервана подача электричества, остаются в том положении, в котором они находились до этого.

Также, в зависимости от функционального предназначения, выделяют ещё две вида газовых клапанов.

Например, обратный газовый клапан: устройства данного вида выполняют функцию защиты трубопровода от движения рабочей среды в обратном направлении. Конструкционные особенности механизма, где задействован обратный клапан, позволяют пропускать поток только в строго заданном направлении. Таков его принцип работы.

Защита трубопроводов будет основным назначением такого механизма, как обратный клапан. Эти клапаны обычно устанавливается непосредственно возле газового оборудования: ёмкостей для хранения, перекачивающих насосов, колонок, газового котла и редукторов, поскольку обратный клапан таким образом предотвращает движение пламени в их сторону.

Газовый предохранительный клапан выполняет функции, схожие с теми, что возложены на обратный клапан. Это специальные защитные устройства, предотвращающие аварийную ситуацию вследствие резких перепадов давления в газотранспортной системе, в том числе и с наличием газового котла.

Эти клапаны выполняют автоматическое перекрытие подачи газа в случае, когда давление рабочей среды превысило, либо упало ниже заданного предела.

Конструкция предусматривает выброс в атмосферу создающего лишнее давление объема газа, после чего клапан закрывается и трубопровод продолжает работу в нормальном режиме функционирования.

Стоит упомянуть, что данный вид трубопроводной арматуры может быть существенно модифицирован.

Так, на предохранительный запорный клапан высокой ценовой категории обычно устанавливают термостат, измеритель загазованности воздуха, датчик давления рабочей среды, механизм для регулировки расхода газа. Конструктивные особенности механизма, будь то обычный или обратный клапан, зависят от его непосредственного назначения.

Обзор продукции популярных производителей и моделей

Теперь рассмотрим продукцию самых популярных компаний, которые занимаются производством такой продукции.

Dungs

Dungs – немецкая фирма, являющаяся одним из наиболее востребованных производителей регулирующей газопроводной арматуры.

Товары компании Dungs присутствуют на рынке России с 1999 года и за более чем 15 лет они завоевали славу качественных и надежных устройств, обладающих длительным периодом эксплуатации и отличными техническими характеристиками.

Единственным минусом, который можно отметить в сегодняшних реалиях, в результате сравнения клапанов Dungs и изделий китайских производителей, заполонивших рынок, является цена. Произведенное фирмой Dungs оборудование стоит на порядок дороже, однако, его качество несравнимо выше.

Наиболее технологичной разработкой компании Dungs в массовом сегменте является клапан Dungs DMV-D – это двухходовое устройство, которое, по сути, является соединением двух независимых клапанов в одном компактном корпусе.

Технические характеристики клапана позволяют ему работать с очень высоким давлением рабочей среды, доходящим до 500 мБар, при этом энергоэффективность этой конструкции от Dungs выше всяких похвал.

Цена, по которой можно купить оборудование из линейки DMV-D начинается с 250 долларов, и заканчивается в районе пяти тысяч, в зависимости от размера и конструкционных особенностей изделия.

Регулировка клапана (видео)

Sit Group

SIT – итальянский производитель, который начал свою работу в 1953 году и с тех пор прочно удерживает лидирующие позиции на рынке газового оборудования и поныне.

На сегодняшний день клапан Sit является наиболее востребованной регулирующей арматурой в среднем ценовом сегменте. Продукция фирмы получила всеобщее признание благодаря оптимальному соотношению цены и качества, которое удалось достичь инженерам компании.

Теперь рассмотрим наиболее популярные устройства под брендом Sit.

Клапан Sit 845 Sigma — по праву наиболее популярное и востребованное устройство из тех, что можно купить в бюджетной ценовой категории.

Газовый клапан 845 Sigma имеет двухходовую конструкцию, которая может устанавливаться на газопотребляющие приборы большинства распространенных производителей, подойдет она и для газового котла.

Этот 845-ый клапан оборудован электроприводом, поэтому для его функционирования необходимо постоянное напряжение в 220 вольт, в случае отсутствия которого запорный механизм клапана принимает закрытое положение.

Главными преимуществами 845 Sigma являются минимальный период включения клапана в работу и компактные размеры конструкции.

Данная модель позволяет производить регулировки граничного уровня давления газа на выходе. Монтаж устройства на трубопровод осуществляется посредством фланцевого соединения. Клапан для газового котла Sit 845 Sigma в размере 34” можно купить за 60 долларов.

Клапан Sit 820 Nova – оптимальный вариант для газопотреблящих устройств, мощность которых не превышает 60 КВт.

Он производится в электроприводном варианте без модулятора мощности, при этом присутствует возможность автоматической регулировки, для осуществления которой необходимо наличие постоянно источника энергии.

Граничный уровень максимального давления на входе в клапан не должен превышать 60 мБар.

Оптимальная температура окружающей среды для нормальной работы от 0 до +70 градусов (предназначен для установки внутри отапливаемых помещений). Купить клапан Sit 820 Nova можно по цене от 55 до 130 долларов, в зависимости от размера.

Такой клапан представляет собой технически продвинутое устройство, оборудованное, помимо электропривода, ещё и термостатом, как, например, в газовом клапане 630 Eurosit. Данный механизм предназначен для бытового использования, он может устанавливаться на газовые колонки, конвекторы, нагреватели воды быть в комплекте оборудования для газового котла, и др.

В качестве примера можно рассмотреть клапан 630 Eurosit. Регулировка газового клапана 630 Eurosit выполняется посредством специального колесика, которое имеет три режима работы: «MS» (выбор температуры), «зажигание», и «выключено». Также в клапане 630 Eurosit предусмотрена настройка максимального расхода газа, что является особенностью клапана 630 Eurosit.

Термостат, оснащенный специальной системой модуляции, предотвращает любые неполадки в работе клапана 630 Eurosit, и в случае превышения допустимой рабочей температуры полностью перекрывает поступление газа к основной горелке.

Монтаж клапана 630 Eurosit происходит с использованием резьбовых соединений . Конструкционные особенности клапана позволяют ему работать с входным давлением газа на уровне 50 мБар.

При этом допустимая рабочая температура внешней среды составляет от 0 до 80 градусов. Клапан 630 Eurosit можно купить за 50 долларов, подразумевается деталь в размере 34 дюйма.

Поделиться