Никколо макиавелли идеи кратко. Макиавелли, Никколо – биография и произведения

В это же время итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1467–1527) формулирует свои жесткие рекомендации по управлению реальным обществом, закладывая основы современной политологии.

Политическая философия Макиавелли ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей, безотносительно к тому, признаются ли эти цели хорошими или дурными. Государство, по Макиавелли, – высшее проявление человеческого духа, а служение государству – смысл и счастье человеческой жизни. Изначально человеческая природа дурна, эгоистична, и задача государства – насильно обуздать ее. В самом известном трактате Макиавелли "Государь " описываются способы создания сильного государства в условиях, когда в народе отсутствуют гражданские добродетели.

Религия, по мнению Макиавелли, должна играть важную роль в жизни государства не потому, что она истинна, а потому, что должна связывать общество в единое целое.

В "Государе" Макиавелли практически прямо отвергает общепринятую мораль, когда речь идет о поведении правителей. Правитель погибнет, считает Макиавелли, если он всегда будет милосердным и честным. Правитель должен держать свое слово только в том случае, если это выгодно. Самое же главное, но Макиавелли, чтобы правитель воспринимался своими подданными как человек религиозный.

Макиавелли часто употребляет слово "свобода" как нечто ценное, хотя что именно оно обозначает, из его рассуждений не очень ясно. Очевидно, что он унаследовал его от Античности. Возможно, Макиавелли считал, что политическая свобода предполагает наличие в гражданах известного рода личной добродетели. Народ, но мнению Макиавелли, обладает здравым умом, недаром говорится: "Глас народа – глас Божий".

Можно сказать, что в философии Макиавелли как бы оживает политическая мысль греков и римлян (республиканского периода). Так, любовь к "свободе" и теория контроля и равновесия очевидно были восприняты Возрождением от Античности.

Необходимо отметить, что если средневековые авторы придерживались концепции "законной власти" (власти папы и императора), то, по Макиавелли, власть должна принадлежать тем, кому удастся захватить ее в свободном соревновании. Свое предпочтение Макиавелли отдает народному правительству, опираясь на свои наблюдения, которые свидетельствовали о меньшей жестокости народного правительства по сравнению с тиранией.

Из анализа текстов Макиавелли можно сделать вывод о том, что в мире существует ряд политических благ, из которых особенно важны три: национальная независимость, безопасность и хорошо устроенная конституция. Хорошая конституция должна распределять юридические права между государем, знатью и народом пропорционально их реальной власти. При такой конституции будет трудно осуществить успешные революции, и потому возможен порядок в государстве.

Макиавелли рассуждает не только о целях, но и о средствах. Если цель признана хорошей, то мы можем избирать такие средства, которые обеспечивают ее реализацию. "Успех" означает достижение намеченной цели, какой бы она ни была. Можно даже создать некую "науку успеха", говорит Макиавелли.

Макиавелли убежден, что для реализации политической цели необходима сила. Обычно побеждает тот, на чьей стороне сила. Правда, соглашается Макиавелли, сила часто зависит от общественного мнения, а общественное мнение, в свою очередь, – от пропаганды. Поэтому большое внимание необходимо уделить пропаганде и, в частности, пропаганде добродетельного облика претендента на власть.

Слово "макиавеллизм" стало термином, используемым для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали. Макиавелли действительно говорил, что каждое действие государства (или его правителя) допустимо, особенно во внешних, межгосударственных отношениях, если это действие обеспечивает преимущества для своей собственной страны.

Отрыв политики от моральной оценки не был, однако, изобретением Макиавелли. Такова была и такой во многом остается реальная политическая практика. Лишь идущее сейчас формирование единого человечества и подлинно мировой истории дает основание надеяться, что постепенно мораль будет все более охватывать не только отношения индивидов и их групп, но и сферу политики и межгосударственных отношений.

Никколо Макиавелли, итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик родился в 1469 году во Флоренции в обедневшей знатной семье.

В 1498 году он стал секретарем «Совета Десяти»(Совет десяти занимался только охраной политической и социальной структурой венецианской Коммуны) Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. (Когда род Медичи узурпировал власть во Флоренции)После того как сменилась власть во Флоренции, Макиавелли оказался в опале, в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован. Впоследствии арест был заменен ссылкой. Находясь в ссылке в своем загородном имении, Макиавелли написал несколько трудов по философии, политической истории и теории военного дела.

Наиболее значительными считаются трактат «О военном искусстве» (1521), книги «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531) и «История Флоренции» (1532). Всемирную известность принес ему трактат «О Государе» («Князь», 1532).

Убежденный патриот, Макиавелли считал, что все беды Италии происходят из-за раздробленности и междоусобиц, и видел спасение Италии только в неограниченной власти государя, не учитывающей каких-либо требований нравственности и справедливости, интересов церкви и благополучия подданных.

Система политики, не останавливающейся ни пред чем для достижения намеченной цели, получила название макиавеллизма. Государь Макиавелли - это разумный политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к достижению цели, к политическому успеху.

Монарх может оказаться в таких условиях, которые потребуют крайне жестоких и бесчеловечных мер. Крайнее зло требует крайних мер, поэтому следует избегать в любом случае половинчатости и компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив, только крайне вредны. Человек сам по себе ни хорош, ни плох. Следовательно, политик не может полагаться на положительное в человеке, но должен, принимая во внимание и отрицательное, действовать в соответствии с ними.

Не нужно бояться показаться устрашающим. Конечно, идеальный государь должен в одно и то же время быть обожаемым и внушающим страх, но эти вещи трудно совместимы, а поэтому государь выбирает наиболее эффективный способ.

Государь должен быть добродетельным, но добродетель политическая, по Макиавелли, совсем не то, что добродетель христианская. "Добродетель - это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность предвидеть, планировать, принуждать, она есть сильнейшая воля, которая ставит плотину полному разливу событий..., людьми управляет малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, неумение страдать ради достижения цели..., едва только палка или плеть выпадает из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается, подданные бросают и предают своего государя.

Доктрину Никколо Макиавелли часто сводят к формуле "цель оправдывает средства". Она вряд ли справедлива по отношению к автору "Государства". Этот принцип имеет более позднее происхождение. Макиавелли его никогда не формулировал, он не вытекает из всего контекста его творчества.

Макиавелли разделял веру большинства гуманистов в творческие возможности человека. Согласно его концепции, сильная личность способна противостоять случайным стечениям обстоятельств, противопоставив им свою волю и проницательность. Он полагал, что выдающийся человек способен выдержать любые удары слепой судьбы и создавать историю. В своих трудах изобразил господствовавшую тогда систему династической политики, как единственно правильную. Его книги имели колоссальный успех у современников.

Как историк он внес большой вклад в развитие историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий и рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории считал политическую борьбу, а способом прогнозировать – изучение истории.

«Чтобы узнать, что должно случиться, достаточно проследить, что было… Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому неизбежно будут должны давать одни и те же результаты».

Основными произведениями Никколо Макиавелли (1469-1527 годы) являются: «Государь» , «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» , «О военном искусстве» и «История Флоренции» . Также его перу принадлежать многочисленные карнавальные песни, сонеты, новеллы и комедия «Мандрагора».

Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Последнее являлось политическим состоянием общества, которое выражало отношения между подданными и их правителями, основанными на страхе и любви населения данного государства. При этом основополагающим фактором было то, что страх поданных не должен превратиться в их ненависть, которая будет выражена против государства. Главная цель государства, а также основа его прочности – незыблемость собственности и безопасность личности.

Никколо выделял шесть отдельных государственных форм, разделяя их на две ветви – правильные (к ним традиционно относились аристократия, демократия и монархия) и неправильные (олигархия, охлократия и тирания). Согласно Макиавелли, любая государственная форма, достигнув своего совершенства, клонится к упадку, вырождаясь при этом в собственную противоположность. Так тирания приходит на место монархии, аристократией сменяется тирания, а аристократию заменяет олигархия, которой на смену приходят демократия и охлократия. Самой совершенной государственной формой он считает смешанную форму, так называемую умеренную республику – сочетание таких форм как монархия, аристократия и демократия.

Н. Макиавелли по праву считается одним из главных родоначальников политической науки. Именно им политика была определена в качестве метода и предмета. Политические задачи по Николло это выявление закономерности разных государственных форм, а также факторов их устойчивости, связей с политической расстановкой сил, её обусловленность психологическими, географическими, военными и экономическими факторами.

Кроме того, политика не должна основываться исключительно на моральных принципах, а обязана исходить из целесообразности определённой ситуации. Она должна быть подчинена достижению намеченных целей, которые, как и их выбор, зависят только от обстоятельств. Именно по этим причинам поступки правителей необходимо оценивать по их отношению к государственному благу, но не с точки человеческой морали. Немного позже, «макиавеллизмом» называли политику, которая основывалась на культе безнравственности и насилия.

Итальянский писатель и философ Макиавелли Никколо был важным государственным деятелем во Флоренции, занимая должность секретаря, отвечавшего за ведение внешней политики. Но гораздо большую известность ему принесли написанные им книги, среди которых особняком стоит политический трактат «Государь».

Биография писателя

Будущий писатель и мыслитель Макиавелли Никколо родился в пригороде Флоренции в 1469 году. Его отец был адвокатом. Он сделал все, чтобы сын получил лучшее по тем временам образование. Для этой цели не было места лучшего, чем Италия. Главным кладезем знаний для Макиавелли стал латинский язык, на котором он прочитал огромное количество литературы. Настольными книгами для него стали труды античных авторов: Макробия, Цицерона, а также Тита Ливия. Юноша увлекался историей. Позже эти вкусы отразились на его собственном творчестве. Ключевыми для писателя стали работы древних греков Плутарха, Полибия и Фукидида.

Макиавелли Никколо начал свою государственную службу в то время, когда Италия страдала от войн между многочисленными городами, княжествами и республиками. Особое место занимал Папа Римский, который на рубеже XV и XVI вв. был не просто религиозным понтификом, но и значимой политической фигурой. Раздробленность Италии и отсутствие единого национального государства делали богатые города лакомым куском для других крупных держав - Франции, Священной Римской империи и набирающей мощь колониальной Испании. Клубок интересов был очень сложным, что приводило к зарождению и расторжению политических союзов. Судьбоносные и яркие события, свидетелем которых стал Макиавелли Никколо, сильно повлияли не только на его профессионализм, но и на мировоззрение.

Философские взгляды

Идеи, изложенные Макиавелли в его книгах, существенно повлияли на восприятие обществом политики. Автор стал первым, кто подробно рассмотрел и описал все модели поведения правителей. В книге «Государь» он напрямую заявил о том, что политические интересы государства должны превалировать над договоренностями и другими условностями. Из-за этой точки зрения мыслитель считается образцовым циником, который не остановится ни перед чем ради достижения своей цели. Государственную беспринципность он объяснял служением высшей благой цели.

Никколо Макиавелли, философия которого родилась в результате личных впечатлений от состояния итальянского общества начала XVI века, не только рассуждал о пользе той или иной стратегии. На страницах своих книг он подробно описал строение государства, принципы его работы и взаимоотношения внутри этой системы. Мыслитель предложил тезис о том, то политика является наукой, в которой есть свои законы и правила. Никколо Макиавелли считал, что человек, в совершенстве овладевший этим предметом, может предсказывать будущее или определять исход того или иного процесса (войны, реформ и т. д.).

Важность идей Макиавелли

Флорентийский писатель эпохи Возрождения ввел в гуманитарную науку много новых тем для рассуждения. Его диспут о целесообразности и соответствии моральным нормам поставил острый вопрос, над которым до сих пор спорят многие философские школы и учения.

Рассуждения о роли личности правителя в истории также впервые появились из-под пера Никколо Макиавелли. Идеи мыслителя привели его к выводу, что при феодальной раздробленности (в которой, например, пребывала Италия) характер государя подменяет собой все властные институты, что наносит вред жителям его страны. Иначе говоря, в раздробленном государстве паранойя или слабость правителя приводит к десятикратно худшим последствиям. За свою жизнь Макиавелли увидел достаточно таких живописных примеров благодаря итальянским княжествам и республикам, где власть качалась из стороны в сторону как маятник. Часто такие колебания приводили к войнам и другим бедствиям, которые больнее всего били по простому населению.

История «Государя»

Следует отметить, что трактат «Государь» писался как классическое руководство по применению, предназначенное для итальянских политиков. Подобный стиль изложения сделал книгу уникальной для своего времени. Это был тщательно систематизированный труд, в котором все мысли излагались в форме тезисов, подкрепленных реальными примерами и логическими рассуждениями. «Государь» был опубликован в 1532 году, спустя пять лет после смерти Никколо Макиавелли. Взгляды бывшего флорентийского чиновника тут же нашли отклик у самой широкой публики.

Книга стала настольной для многих политиков и государственных деятелей последующих столетий. Она активно переиздается до сих пор и является одним из столпов гуманитарных наук, посвященных обществу и институтам власти. Главным материалом для написания книги стал опыт падения Флорентийской республики, которое пережил Никколо Макиавелли. Цитаты из трактата были включены в разные учебники, по которым учили госслужащих разных итальянских княжеств.

Наследственность власти

Свой труд автор разделил на 26 глав, в каждой из которых обращался к тому или иному политическому вопросу. Глубокое знание истории Никколо античных авторов часто попадаются на страницах) позволило доказать свои догадки на опыте древней эпохи. Например, он посвятил целую главу судьбе персидского царя Дария, захваченного В своем очерке писатель дал оценку произошедшему падению государства и привел несколько аргументов о том, почему страна не взбунтовалась после смерти молодого полководца.

Вопрос о видах наследственности власти очень интересовал Никколо Макиавелли. Политика, по его мнению, напрямую зависела от того, каким образом престол переходит от предшественника к преемнику. В случае если трон передается надежным путем, государству не будут угрожать смуты и кризисы. В то же время в книге приведено несколько способов удержания тиранической власти, автором которых был Никколо Макиавелли. Кратко говоря, государь может переселиться на новую захваченную территорию, чтобы самому непосредственно следить за местными настроениями. Ярким примером такой стратегии стало падение Константинополя в 1453 году, когда турецкий султан перенес в этот город свою столицу и переименовал ее в Стамбул.

Сохранение государства

Автор попытался подробно объяснить читателю то, как можно удержать захваченную иноземную страну. Для этого, согласно тезисам писателя, есть два способа - военный и мирный. При этом оба метода допустимы, и их нужно умело сочетать, чтобы одновременно задабривать и пугать население. Макиавелли был сторонником создания колоний на приобретенных землях (приблизительно в том виде, как это делали древние греки или итальянские морские республики). В той же главе автор вывел золотое правило: государю необходимо поддерживать слабых и ослаблять сильных, чтобы сохранять баланс внутри страны. Отсутствие мощных противодействующих движений помогает сохранить власти монополию на насилие в государстве, которая является одним из главных признаков надежного и стабильного правления.

Так описывал способы решения этой проблемы Никколо Макиавелли. Философия писателя сформировалась как совокупность его собственного управленческого опыта во Флоренции и исторического знания.

Роль личности в истории

Так как Макиавелли уделял большое внимание вопросу о важности личности в истории, он также составил короткий очерк тех качеств, которыми должен обладать эффективный государь. Итальянский писатель делал упор на скупость, критикуя щедрых правителей, тративших свою казну впустую. Как правило, такие самодержцы вынуждены прибегать к повышению налогов в случае возникновения войны или другой критической ситуации, что крайне раздражает население.

Макиавелли оправдывал жесткость правителей внутри государства. Он считал, что именно такая политика помогает обществу избежать лишних беспорядков и смут. Если, например, государь преждевременно казнит людей, склонных к мятежу, он убьет несколько человек, при этом спасая все остальное население от ненужного кровопролития. В этом тезисе снова повторяется пример философии автора о том, то страдания отдельных людей ничто по сравнению с интересами всей страны.

Необходимость жесткости правителей

Флорентийский писатель часто повторял мысль о том, что человеческая природа непостоянна, а большая часть людей вокруг - это сборище слабых и алчных существ. Поэтому, продолжал Макиавелли, государю необходимо внушить благоговейный страх среди своих подданных. Это позволит сохранить дисциплину внутри страны.

В пример он приводил опыт легендарного античного полководца Ганнибала. Он с помощью жестокости поддерживал порядок в своем многонациональном войске, несколько лет сражавшемся на римской чужбине. Причем это не была тирания, потому что даже казни и расправы над виновными в нарушении законов были справедливыми, и никто вне зависимости от своего положения не мог получить иммунитет. Макиавелли считал, что жестокость правителя оправдывается, только если это не откровенный грабеж населения и насилие над женщинами.

Смерть мыслителя

После написания «Государя» знаменитый мыслитель последние годы своей жизни посвятил созданию «Истории Флоренции», в которой вернулся к своему любимому жанру. Он скончался в 1527 году. Несмотря на посмертную славу автора, место его могилы до сих пор неизвестно.

Одним из первых теоретиков новой эпохи был великий фло­рентиец Никколо ди Бернардо Макиавелли (1469-1527 гг.). Он происходил из обедневшей дворянской семьи нотариуса. Большой знаток античной литературы, дипломат и политик (во время респуб­лики более 14 лет был канцлером-секретарем Совета десяти в Боль­шом Совете Флоренции) после реставрации Медичи (1512 г.) был арестован, выслан в свое поместье, где и написал большинство своих произведений.

Перу Макиавелли принадлежат знаменитые в Европе после его смерти труды - «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции», а также ряд художественных про­изведений. Он пытается ответить на волновавшие его вопросы: в чем причина процветания одних государств и упадка других? Су­ществуют ли закономерности в политических превратностях исто­рии? Насколько решает успех дела доблесть государя, а насколько - каверзы судьбы? Почему цивилизованная Греция подпала под

власть Филиппа Македонского, а Византия - под турецкое иго? Как уберечь Италию от подобной судьбы?

Выделим наиболее существенное в политическом учении Ма­киавелли.

Прежде всего, он резко выступает против теологических пред­ставлений о государстве и политике. Пожалуй, впервые после Ари­стотеля Макиавелли строит свои рассуждения на основе историчес­ кого опыта, опыта государств античного мира, анализе политики современных ему правительств. Он утверждает, что изучение про­шлого дает возможность предвидеть будущее, определить средства и способы действий, полезных в настоящем. «Чтобы знать, что долж­но случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит оттого, - пояснял мыслитель, - что все человеческие дела делают­ся людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же стра­сти, и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результа­ты». Главные аргументы для него - опыт истории, одинаковая при­рода человека во все времена, во всех государствах и у всех народов.

Наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история, является для Макиавелли интерес. Для того чтобы управлять людьми, по его мнению, надо знать причины их поступков, их интересы и стремле­ния. Люди беспокойны, честолюбивы, и никогда не довольствуются своей долей. Поэтому в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.

Какова власть судьбы над делами людей? Макиавелли против ут­верждения, что всем в мире правит судьба и Бог: «Судьба распоряжа­ется лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям». Судьба (fortuna) всесильна там, где ей препятствием не служит доблесть, воля (virtu).

Историческая необходимость, с одной стороны, и воля людей, с другой приводят к образованию государств. До Макиавелли госу­дарство трактовалось как гражданское общество (civitas) или рес­публика, как у Цицерона, а в Средние века - монархия, королевство, княжество. Макиавелли вводит новый термин для обозначения го­сударства - Stato, как политически организованное общество, опре­деленным образом организованная власть, ее институты, наличие юстиции, права. Этот термин прижился в науке и стал общеупотре­бительным (англ. State, фр. - E"tat). Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыб­ лемость собственности. Самое опасное для правителя - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть. Безопасность личности и незыблемость собственности он называл благами свободы.

Источником развития государства является борьба разных по­литических сил, главным образом аристократии и народа. Она и приводит к той или иной форме правления. По Макиавелли, разни-

ца между формами государства определяется структурой, организа­цией власти, количественным и качественным составом элементов политического общения. На форму правления влияют экономичес­кие, географические, этнические, военные, демографические факто­ры. С политическими формами государства, согласно Макиавелли, тесно связаны: морально-психологическое состояние общества нравственность правящих. Гении и маразматики, вожди и посред­ственности среди правящих влияют на политику и политические формы государства.

Формы государства, считал Макиавелли, зависят также от числа правящих, целей, которые они ставят, от качества той или иной фор­мы. Он воспроизводит концепцию Полибия о возникновении госу­дарства и круговороте форм правления. Правильные формы прав­ления, по его мнению, монархия, аристократия и демократия, целью которых является всеобщее благо, часто превращаются в непра­ вильные - тиранию, олигархию и охлократию, целью которых яв­ляется собственная польза правящих. Вслед за античными автора­ми он также отдает предпочтение смешанному из правильных форм правлению - «смешанной республике». Ее суть в том и состоит, что система государственных органов включает аристокра­тические и демократические учреждения, которые взаимно сдержи­вают посягательства на интересы той или иной части населения.

Кому надежнее поручить охранение свободы - народу или ари­ стократии? - ставит вопрос Макиавелли и отвечает: «вверять охра­нение свободы должно тем, кто менее алчен и менее помышляет о ее захвате». Знать одержима желанием господствовать. Простонародье «лишь хотят не быть угнетенными, они более любят свободу и менее знатных имеют средств на похищение свободы в свою пользу».

Самая необходимая власть в государстве, считает Макиавелли, состоит в праве обвинять - перед народом ли, судьей или советом. «Ничто не придает республике столько прочности и устойчивости, как такое учреждение, которое представляет законный исход не­согласиям, волнующим ее вследствие подобных неудовольствий».

Но смешанная республика - идеал, будущее. Политическими же реалиями Европы были монархии (во Флоренции - сеньория Медичи). Во всех странах феодальные отношения образовывали за--путанный клубок прав и обязанностей, непрерывную борьбу между королевской властью и вассалами, вереницу измен, предательских убийств, отравлений, коварных интриг и т.п. Именно из этой прак­тики исходил Макиавелли, когда формулировал свои рекомендации и правила политического искусства в «Государе». В чем их суть?

Во-первых, в отличие от смешанной республики, где народ охра­няет свободу и ненарушимость законов, обеспечивающих обще­ственную безопасность, для государя политика - стратегии и так­тика удержания власти и сохранения государства. Власть приоб­ретают различными способами, в т.ч. и путем преступлений,

заметил Макиавелли. Если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Он более всего должен опасаться презрения и ненависти подданных.

Во-вторых, Макиавелли опровергает общее мнение политиков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя, утверждает он. «Сравнив государя, под­чиненного законам, с народом, также сдерживаемым ими, мы видим, что народ выше; точно так и при самовластии народ реже впадает в ошибки, чем государь, и притом ошибки его меньше и правиль­нее». Даже бунтующий народ легко уговорить, а против государя нужно прибегать к мечу, ибо то зло сильнее, которое требует более сильного средства. Последний, освобожденный от уз законов, будет неблагодарнее, переменчивее и безрассуднее всякого народа.

В-третьих, важным средством политики Макиавелли считал религию. Она, рассуждал Макиавелли, - могучее средство воздей­ствия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели госу­дарств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. В Древнем Риме «религия помогала командовать войсками, воодушевлять на­род, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных». Государство должно использовать религию для руководства поддан­ными. В отличие от приверженцев Реформации он считал образцом и основой религиозной реформы не идеи первоначального христи­анства, а античную религию, всецело подчиненную целям полити­ки. Не политика на службе у религии, а религия на службе у поли­ тики, считал Макиавелли.

В-четвертых, в противоположность католической церкви, стре­мившейся подчинить политику христианской этике, Макиавелли отделял реальную политику от морали. Моральных правил и бла­городных чувств для политики мало, считал он. В государственной деятельности привычны другие правила, нежели в обществе между частными лицами. Поступки политических деятелей должны оце­ниваться не с точки зрения морали, а по их результатам, отношению к благу государства. По Макиавелли, главная цель политической жизни - всеобщее благо - допускает использование любых средств, ведущих к ней.

Не подрывая авторитета верховной власти, рассуждал Макиа­велли, надо помнить и следовать правилам политики. В «Государе» он поучал: государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут. С людьми знатными надлежит поступать так, как поступают они. Больше мудрости в том, чтобы, слывя скупым, стяжать худую славу без ненависти, чем в том, чтобы, желая прослыть щедрым и оттого поневоле разоряя других, стя­жать худую славу и ненависть разом. Подданным лучше внушать страх, чем любовь. Методами осуществления власти могут быть и хитрость, коварство, обман. «Надо знать, что с врагом можно бороть-

сЯ двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следу­ет, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и чело­века, и зверя». Макиавелли советовал государю уподобляться льву и лисе. «Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпуг­нуть волков». Иначе говоря, заключает автор «Государя», надо яв­ляться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым - и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность при необходимости проявить и противоположные качества. Пусть обвиняют поступки государя, лишь бы оправдывали результаты.

По мнению Макиавелли, для правителей его времени допустимы вероломство и жестокость. «Следует или вовсе не обижать никого, или удовлетворять своей злобе и ненависти одним ударом, а потом успокоить людей и возвратить им уверенность в безопасности». Лучше убить, чем грозить, - грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая - отделываешься от врага окончательно. Лучше жес­токость, чем милосердие: от наказаний и расправ страдают отдель­ные лица, милосердие же ведет к беспорядку, порождающему грабе­жи и убийства, от которых страдает все население. Он советовал государю «по возможности не удаляться от добра, но при надобно­сти не чураться и зла». Такие и подобные им правила политики и составляют сущность «макиавеллизма» - практического руковод­ства для беспринципных политиков.

И право Макиавелли рассматривал как средство для достиже­ния государственных целей. Законы охраняют свободу и спокой­ствие народа. «Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоя­тельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной». Он приводит пример: бла­годаря законам Ликурга, по которым царь, аристократия и народ получили каждый свою часть, Спарта просуществовала более 800 лет. Источником хороших законов, по Макиавелли, выступает не воля государя, а недовольство и смуты - они «всегда устанавливали законы и порядки для пользы общественной свободы». Голод и нужда делают людей искусными, считал Макиавелли, а законы - добрыми. Ибо добрые деяния происходят от доброго воспитания, доброе воспитание - от хороших законов.

Учение Макиавелли о государстве и политике оказало огромное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии.

Поделиться