Год строительства китайской стены. Великая Китайская стена: история создания, протяженность и интересные факты

Великая Китайская стена протянулась по северным регионам Китайской Народной Республики, через территории 17 провинций: от Ляонина до Цинхая.

С учетом всех ответвлений, измеренных в 2008 году, длина Великой Китайской стены в современном состоянии достигает 8850 — 8851,9 км (5500 миль).

Согласно археологическим исследованиям, результаты которых были обнародованы в 2012 году, историческая длина Великой Китайской стены равна 21196 км (13170,7 мили).

Измерение памятника осложняется тем, что некоторые исторические участки имеют сложную форму, разделены естественными ландшафтными барьерами или оказались частично или полностью размытыми, разобранными местными жителями.

История строительства Великой Китайской стены

Начало строительству Великой Китайской стены было положено в III веке до н. э. — в период Сражающихся (Воюющих) царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты от кочевников. При этом технология возведения укреплений применялась и раньше — в VIII-V веках до н. э.

В возведении северных оборонительных стен участвовало население царств Цинь, Вэй, Янь, Чжао, суммарно в работах оказалось задействовано около миллиона человек. Первые построенные участки были глинобитными и даже землебитными — прессовались местные материалы. Для создания общей стены объединены и ранние защитные участки между царствами.

В первом централизованном государстве при императоре Цинь Шихуанди (с 221 г. до н. э.) ранние участки укреплены, достроены, единая стена удлинена, а стены между бывшими царствами снесены: все силы направлены на создание непрерывного укрепления вдоль горной цепи Иньшань для защиты от набегов. В то время общее количество мобилизованных строителей стены достигло почти 2 млн, из-за суровых условий труда и низкой инфраструктуры росла смертность. Строители того времени продолжали использовать примитивные прессованные материалы и высушенные на солнце кирпичи. На отдельных редких участках, по большей части на востоке, впервые начали укладывать и каменные плиты.

Высота стены при столь неоднородном ландшафте местности тоже отличалась на разных ее отрезках. В среднем укрепления возвышались на 7,5 м, с учетом прямоугольных зубцов — около 9 м, ширина составляла 5,5 м внизу и 4,5 м сверху. Составной частью стены стали башни — построенные в то же время на дальности стрелы друг от друга (около 200 метров) и ранние, включенные в стену в случайном порядке. В грандиозной крепостной стене также были предусмотрены сигнальные вышки, башни с бойницами и 12 ворот.

При династии Хань (206 г. до н. э. — III век н. э.) Великая Китайская стена продолжена на запад до Дуньхуана. По оценкам археологов, в этот период было восстановлено и построено около 10000 км укреплений, в которые вошли и новые сторожевые башни на участке пустыни, где требовалась защита торговых караванов от кочевников.

Следующий описанный в исторических источниках период строительства стены — XII век, правящая династия — Цзинь. Однако построенные в это время участки в основном располагались к северу от ранней стены, в пределах китайской провинции Внутренняя Монголия и на территории современной тстраны Монголии.

Сохранившаяся Великая Китайская стена по большей части построена при династии Мин (1368-1644). Для возведения укреплений использовались долговечные каменные блоки и кирпичи, в качестве связующего состава — смесь рисовой каши с гашеной известью. За продолжительное время правления Мин крепостная стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива до заставы Юймэньгуань, расположенной на современной границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского АО. Эти опорные пункты от моря до пустыни и сейчас обозначаются как начало и конец Великой Китайской стены.

Интересные факты о Великой Китайской стене

  • Туристический участок Бадалин с 1957 года успели посетить более 300 государственных деятелей из разных стран мира. Первым из иностранцев был революционер Клим Ворошилов.
  • С 1999 года ежегодным стал марафон The Great Wall Marathon по оборудованному участку стены. В нем участвует 2500 спортсменов из более чем 60 стран мира.
  • Зрительное различение Великой Китайской стены из космоса — распространенный миф. В настоящее время опровергнуто заблуждение, что стену можно увидеть с Луны невооруженным взглядом. Видимость с земной орбиты до сих пор не подтверждена, фотографии Великой Китайской стены из космоса не могут быть служить доказательствами, так как разрешение используемых камер выше, чем возможности зрительной системы человека.

Участки Великой Китайской стены

Для туристов оборудована и на постоянной основе доступна лишь небольшая часть Великой Китайской стены. На массовый туризм рассчитаны отреставрированные участки вблизи Пекина .

Бадалин

Участок Бадалин построен при династии Мин, комплексно отреставрирован при Мао Цзэдуне. Это первый участок Великой Китайской стены, открытый для свободного посещения. Протяженность — около 50 км. Таким образом, туризм на Бадалине развивается с 1957 года, и сейчас это известный и самый посещаемый участок, в том числе и благодаря своему расположению — всего в 70 км от Пекина, соединен со столицей автобусными и железнодорожными экспрессами.

Входная плата: 45 CNY в период с апреля по октябрь, 40 CNY — с ноября по март.

Часы работы: с 6:40 до 18:30.

Мутяньюй

Это второй приближенный к Пекину (около 80 км от центра города) и тоже весьма популярный участок Великой Китайской стены, длина — 2,2 км. Мутяньюй располагается за районом Хуайжоу, связан с Jiankou на западе и Lianhuachi на востоке. Фундамент этого участка старше Бадалина: первая стена построена еще в VI веке при Северной Ци, на сохранившейся основе строилась стена династии Мин. В 1569 Мутяньюй восстановили, участок отлично сохранился до наших дней, находится в живописном окружении лесов и ручьев. Еще одна особенность Мутяньюй — большое количество лестничных участков.

Стоимость входа — 45 CNY, для пожилых людей от 60 лет и детей ростом 1,2-1,4 м — 20 CNY. Детям ниже 1,2 м — бесплатно.

Режим работы: вторая половина марта — середина ноября с 7:30 до 18:00 (в выходные — до 18:30), остальные дни года — с 8:00 до 17:00.

Симатай

Участок Симатай длиной 5,4 км располагается в 145 км от центра Пекина. В западной части этого отрезка хорошо сохранились 20 сторожевых башен. Восточная стена отличается крутым уклоном, что обусловлено пересеченной местностью со скалами. Общее количество башен в Симатае — 35.

На Симатае меньше реставрационного новодела, но и маршрут сложнее. Особый интерес представляют башни; Небесный мост — участок шириной до 40 см; Небесная Лестница — подъем под углом 85 градусов. Самые экстремальные участки закрыты для туристов.

Входная плата — 40 CNY для взрослого, 20 CNY для ребенка ростом 1,2 — 1,5 м. Бесплатно — детям ниже 1,2 м.

Часы работы (дневные и вечерние смены): апрель—октябрь — с 8:00 до 18:00 и с 18:00 до 22:00; ноябрь — март — с 8:00 до 17:30 и с 17:30 до 21:00 (в выходные — до 21:30).

Губейкоу

В основном «дикий» и не восстановленный отрезок стены в районе Губейкоу в 146-150 км от Пекина. Построен при династии Мин на фундаменте древней стены VI века, с XVI века больше не перестраивался, сохранил аутентичный облик, хотя и не столь впечатляющий, как на Симатае и Джиншалине.

Городом Губейкоу стена в этом районе разделена на две части — Wohushan (4,8 км, главная достопримечательность — «Башни-сестры») и Panlongshan (около 5 км, примечательна «24-глазая башня» — с 24 наблюдательными отверстиями).

Входная плата — 25 CNY.

Часы работы: с 8:10 до 18:00.

Джиншалин

Располагается в горном районе уезда Луаньпин, в 156 км от центра Пекина по автодорогам. Джиншалин связан с Симатаем на востоке и Мутяньюем на западе.

Длина стены Джиншалина — 10,5 километров, она включает 67 башен и 3 сигнальные вышки.

Начальный участок стены отреставрирован, но ее общее состояние близко к естественному, постепенно ухудшается.

Плата за вход: с апреля по октябрь — 65 CNY, с ноября по март — 55 CNY.

Хуанхуачен

Хуанхуачен — единственная приозерная часть Великой Китайской стены в окрестностях Пекина. Расстояние от центра города — около 80 км. Это интересный хайкинговый маршрут, особенно живописный летом. Стена у озера Хаоминь строилась с 1404 года на протяжении 188 лет. Сейчас этот отрезок достигает 12,4 км, местами сегменты каменной кладки стены погружены в воду.

Плата за вход — 45 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Часы работы: с апреля по октябрь в будни — с 8:30 до 17:00; в выходные 1 — 7 мая и 1 — 7 октября — с 8:00 до 18:00; с ноября по март — с 8:30 до 16:30.

Перевал Хуанья

Хуаньягуан, или перевал Хуанья, построен вдоль гор, протянулся на 42 км от General Pass в Пекине до Malan Pass в Хэбэе, изначально включал 52 сторожевые башни и 14 сигнальных вышек. Однако из-за отсутствия ремонта большая часть этой стены разрушена. С 2014 года удалось отреставрировать около 3 км сооружения и 20 башен. В числе достопримечательностей — Вдовья башня, древняя часть стены эпохи династии Северная Ци в конце лестницы Ханья Скай, а также Музей Великой Стены.

Расстояние до Хуаньягана от центра Пекина — около 120 км.

Входная плата — 50 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Открыто для туристов с 7:30 до 18:30.

Шаньхайгуань

Знаковая часть стены: именно здесь находится один из ее концов — «Голова дракона», уходящая в Желтое море. Располагается в 15 км от Циньхуандао и в 305 км от Пекина.

План крепости Шаньхайгуань имеет форму квадрата периметром около 7 км (4,5 мили) с воротами на каждой стороне. Восточная стена была главной линией обороны перевала, известна как «Первый проход под небом».

Вход в Старый город в крепости, музей Великой Китайской стены — бесплатно. «Первый проход под небом» — 40 CNY летом, 15 CNY зимой.

Режим работы — с 7:00 до 18:00 в период май — октябрь, с 7:30 до 17:00 с ноября по апрель. Музей работает с 8:00 до 17:00.

Участки стены из фиолетового мрамора

Крепостные сооружения из фиолетового мрамора в составе Великой Китайской стены считаются самыми прочными и красивыми. Они возведены из мрамора, добытого на местных месторождениях. Два участка находится близ города Цзянъань, еще один — в горах Янышан. Проверить информацию на практике едва ли получится: перечисленные стены закрыты для массового туризма.

Как добраться до Великой Китайской стены

Самый доступный в транспортном отношении участок — Бадалин. Однако самостоятельно можно добраться и до других сохранившихся частей Великой Китайской стены.

Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина

Из Пекина в Бадалин доехать получится на транспорте:

  • автобусах № 877 (экспресс от остановки Deshengmen, 12 CNY);
  • общественном автобус № 919 (едет дольше, с остановками, нужно уточнять, довезет ли до Бадалина;
  • на поезде S2 от станции Huangtudian, затем на бесплатном автобусе до станции канатной дороги Бадалина;
  • на специальных туристических автобусах: от остановок Qianmen, East Bridge, Xizhimen Gate, ж/д вокзала Пекина .

Из аэропорта Пекина до Великой Китайской стены (Бадалина) добраться получится с пересадкой (метро/автобус + автобус либо метро/автобус + поезд) либо воспользовавшись трансфером — подобных предложений достаточно как для групп, так и для индивидуальных путешественников.

Транспорт до стены Мутяньюй из Пекина (с пересадкой):

  • от станции Dongzhimen на автобусе № 916 (экспресс либо обычный) до Huairou North Avenue (Huairou Beidajie);
  • пересесть на трансферный автобус h23, h24, h35, или h36 до Мутяньюй.

Транспорт из Пекина до стены Симатай (с 1 пересадкой):

  • автобус № 980 / 980 Экспресс (соответственно 15 / 17 CNY) от Dongzhimen до автобусной станции Miyun;
  • далее — на автобусе Mi 37, Mi 50 или Mi 51 (8 CNY) до деревни Симатай.

Чтобы доехать до Губейкоу из Пекина, нужно сесть на автобус-экспресс № 980 от Dongzhimen до автостанции Miyun, затем добираться на автобусе Mi 25 до пункта назначения.

Джиншалин из Пекина:

  • на метро (линия 13 либо 15) до West Wangjing, затем на туристическом автобусе до места назначения (отправляется в 8:00 и возвращается в 15:00, проезд 32 CNY); актуально только в сезон с апреля по 15 ноября;
  • от Dongzhimen на автобусе № 980 до Miyun County, затем самостоятельно (с попутчиком, на прокатном авто, такси) до Джиншалина.

Хуаньягуан из Пекина:

  • на междугороднем автобусе до Цзичжоу (30-40 CNY), затем на местном чартерном микроавтобусе до Ханьягуана (25-30 CNY);
  • поезд до Цзичжоу от Восточного ж/д вокзала Пекина (14,5 CNY), затем на чартерном микроавтобусе.

Транспорт из Пекина до Великой Китайской стены на участке Хуанхуачен :

  • от Dongzhimen на специальном экскурсионном автобусе, курсирующем в пиковый сезон с апреля по октябрь (в выходные и праздничные дни). Приобретать нужно билет туда-обратно — Huanghuacheng Lakeside Great Wall за 80 CNY;
  • от Dongzhimen на автобусе 916 или 916 экспресс до автовокзала Хуайжоу, затем на автобусе H21 до Small West Lake.

Чтобы добраться до участка Великой Китайской стены Шаньхайгуань из Пекина, нужно сесть на поезд до станции Shanhaiguan, затем пройти пешком. Расписание поездов — на сайте .Мутяньюй

Видео «Великая Китайская стена HD»

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 26.04.2016 17:03 Просмотров: 3629

Великая Китайская стена – самое большое оборонительное сооружение за всю историю человечества.

Даже по современным меркам это сооружение является гигантским. Оно смогло осуществиться только в результате объединения всей страны. Стена задумывалась для защиты северных границ Древнего Китая от набегов варварских орд. Но современные учёные считают, что стена никогда не была единым оборонительным сооружением – она строилась в различных частях страны при разных династиях в различных целях.

Описание Великой Китайской стены

Высота стены 10 м, ширина 5-8 м. Она берёт своё начало от города Шаньхайгуань и оттуда гигантской змеёй тянется по уступам горных хребтов на запад, заканчиваясь в Центральном Китае, у рубежей пустыни Гоби.
В некоторых местах параллельно ей тянутся другие крепостные сооружения и земляные валы. У ворот и проходов были сооружены дополнительные крепости и казематы для охраны.

Длина стены составляет более 21 000 км. На сегодняшний день лишь 8,2% от общей протяженности стены, воздвигнутой в период династии Мин, сохраняет свой первозданный вид, тогда как свыше 74% получило серьезные повреждения. Это огромное сооружение хорошо видно даже из космоса, с орбиты Земли. Хотя не все космонавты с этим согласны.

Спутниковое изображение Великой Китайской стены
На участке в 750 км стена используется не только как крепостное сооружение, но и как удобная дорога.

Строительство

Строительство стены началось в 221 г. до н.э. Считается, что её сооружала 300-тысячная императорская армия и огромное количество крестьян. Великая Китайская стена строилась несколько столетий, но её основная часть была сооружена при императоре Цине за 10 лет. При укладке каменных блоков стены использовалась клейкая рисовая каша с примесью гашёной извести.
О том, сколько человеческих жизней было положено на её строительство, можно только догадываться. Недаром Великую Китайскую стену называют «стеной слёз» и «самым длинным кладбищем мира». Останки умерших от истощения рабочих часто замуровывали прямо в стену, иногда их находят уже в наше время.
После смерти Цинь стена утратила своё значение надолго. В период династии Хань (206-220 гг. н.э.) она была отремонтирована и продлена на 100 км. В 607 г. императоры династии Суй (589-618) начали её реконструкцию. Впоследствии реконструкциям стена подвергалась не один раз.

Современный облик стена приобрела при императорах династии Мин (1368-1644). На многих участках её построили заново, земляные насыпи заменили кирпичом и каменными сооружениями. Из 25000 сторожевых башен 12-метровой высоты, стоявших на расстоянии двух полётов стрелы, многие сохранились до наших дней. С их верхних площадок в случае нападения врага передавали тревогу: ночью с помощью огня, а днём – дымовым сигналом.
В XV в. при императоре Ваньли были проведены огромные работы по реконструкции этого сооружения, настолько огромные, что вплоть до начала XX в. многие считали, что стену построил именно он.
Несмотря на огромные затраты сил и средств, эффективность стены как оборонительного сооружения оказалась крайне низкой – перед иноземными захватчиками она оказалась слабой защитой. Но зато она удерживала население Китая от бегства из страны, где царили жестокие порядки.
Когда границы Китая распространились за пределы стены, её роль пограничного рубежа свелась к нулю. Десятилетиями крестьяне разбирали стену на стройматериалы, так что в некоторых местах она исчезла совсем. Только в 1977 г. за порчу стены власти стали наказывать большим денежным штрафом.

Великая Китайская стена – уникальное и удивительное сооружение всех времен, которому нет равных во всем мире.


Грандиозная постройка признана самым длинным сооружением, возведенным когда-либо человеком, его длина по некоторым данным составляет без малого 8 852 километра. При этом высота стены в среднем – 7,5 метров (а максимальная – до 10 метров), а ширина у основания – 6,5 метров. Свое начало Китайская стена берет в городе Шайханьгуань, а заканчивается она в провинции Гансу.

Возводилась Китайская стена с целью защиты империи Цинь от угрозы с севера. Тогда в 3 веке но н.э. император Цинь Шихуанди приказал построить невероятное по своей масштабности оборонительное укрепление, к строительству которого привлеклось более миллиона человек (рабы, крестьяне и военнопленные). Во время возведения стены погибли десятки и сотни тысяч человек, поэтому она считается еще и самым крупным кладбищем в мире. При всем этом качество постройки поражает – даже спустя 2000 лет большая часть стены осталась цела, хотя основным материалом для нее служила утрамбованная земля, а в составе раствора для укладки камней и кирпичей обнаружена обычная рисовая мука. Но все же некоторые участки стены были восстановлены уже в более поздний период, так как с течением времени они были разрушены под воздействием естественных условий.

Стоит отметить, что, несмотря на все усилия императора по постройке столь масштабной оборонительной конструкции, династия Цинь позже была все же свергнута.

Грандиозность Китайской стены породила множество мифов. Так, например, считается, что ее можно увидеть из космоса, но это мнение ошибочно. Кроме того, один из самых жутких и зловещих мифов гласит, что в качестве «цемента» для возведения стены использовались самые настоящие человеческие кости, растолченные в порошок. Но как уже было указано ранее, это в корне неверно. Также бытует мнение, что умиравших во время стройки людей хоронили непосредственно в стене, чтобы сделать ее прочнее, но и это неправда – погибающие строители были погребены вдоль сооружения.

Сегодня Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей в мире. Ежегодно более 40 млн. человек приезжает в Китай, чтобы собственными глазами увидеть памятник архитектуры, поражающий своим величием. А китайцы даже утверждают, что без посещения стены невозможно поистине понять сам Китай. Самый популярный среди туристов участок китайской стены находится в непосредственной близости с Пекином – всего в 75 км.

Китайская стена краткая информация.

, Синьцзян-Уйгурский автономный район , Шаньдун , Хэнань , Хубэй , Хунань , провинция Сычуань , Цинхай и КНР

Великая Китайская стена (кит. трад. 長城 , упр. 长城 , пиньинь : Chángchéng , буквально: «Длинная стена» или кит. трад. 萬里長城 , упр. 万里长城 , пиньинь : Wànlǐ Chángchéng , буквально: «Длинная стена в 10 000 ли ») - разделительная стена длиной почти 9000 км (полная длина 21,2 тыс. км), построенная в древнем Китае . Крупнейший памятник архитектуры .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА? ИЛИ ДОРОГА? ИЛИ ГРАНИЦА? ИЛИ НОВОДЕЛ?

    ✪ 100$. Великая Китайская стена. Орёл и Решка. Чудеса света

    ✪ Правда о Великой Китайской Стене

    ✪ Великая Китайская стена

    ✪ ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА. ОБЗОР УЧАСТКА СТЕНЫ ОКОЛО ПЕКИНА. THE GREAT CHINA OF WALL. КИТАЙ 2017

    Субтитры

    Великая китайская стена... Многие поражаются нелепостью этого огромного сооружения. Зачем строить стену в непроходимых горах, где не то, что кочевники на лошадях, но и пешие отряды вряд ли пройдут? Для чего же она была возведена? На самом деле всё просто. Стена была сооружена, чтобы зелёные монстры не уничтожили человечество. Они нападали на человечество каждые 60 лет, пока с помощью двух европеоидов и огромного количества китайцев не была уничтожена королева монстров. Хотя нет, это история немного из другой оперы, и она создана ради денег. Но официальная версия не далеко ушла в правдоподобности. Оцените красоту и логичность официального ответа самих китайцев – эта стена должна была предохранять народы Китая от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с северными варварами. Стена должна была четко зафиксировать границу самого Китая, и способствовать консолидации Империи, которая была составлена из ряда отдельных царств. То есть Великая Китайская стена нужна была не для защиты от нападения внешнего, сколько защищала от бегства своих подданных. Такая своеобразная древняя Берлинская Стена, преграждающая бегство своих граждан в другие страны. Вот такая мудрая и поучительная официальная версия. Поэтому бойницы, о которых относительно недавно велись споры, смотрят то на одну, то на другую сторону, а иногда бывают вообще двойные на обе стороны. Так сказать, по китайской версии чтобы эффективно регулировать поток нелегальных эмигрантов, пытающихся сбежать от всеобщей радости объединения Поднебесной Империи. Некоторые исследователи выдвигают такую версию о предназначении стены - её использовали в труднодоступных районах в качестве дороги. Об этом чуть позже, а сейчас поговорим о древности этого сооружения. Строительство первых участков стены якобы началось еще в третьем веке до нашей эры. Официальные современные китайские источники утверждают, что первые укрепления в основании стены начали строить в эпоху династии Джоу больше 2 тысяч лет назад. Западная часть Великой Китайской Стены так же была завершена в эпоху династии Хан в 220 году нашей эры. Ну а династия Мин с 14 по 17 века лишь восстанавливала и укрепляла внутреннюю стену вокруг Пекина. Так, когда же была построена эта Великая Китайская Стена на самом деле? Для начала вспомним цитату выдающего русского ученого, историка и лингвиста Николая Морозова: «Всякая большая постройка имеет заранее намеченную практическую цель. Кому бы в голову пришло начинать постройку, которая была бы окончена через две тысячи лет, а до тех пор будет бессмысленным бременем для населения. Да и сохраниться так хорошо Китайская Стена могла лишь в том случае, если ей не более двух сотен лет». Аргумент о том, что ее все это время чинили, поэтому она и сохранилась до нас в идеальном состоянии, подлежит сомнению. Потому что в эффективность самой стены не верили даже китайцы. Даже если один император ее построил из каких-то своих соображений, другой навряд ли на нее тратил огромные человеческие ресурсы и деньги на ее восстановление. Сегодня туристическая часть маршрута Китайской стены и есть та самая часть, которая была построена более 2000 лет назад, по версии официальных источников. Но сомневаться в этом начали ещё первые европейские и русские путешественники. Например, русский архимандрит ИокИнф, первый русский китаевед, знаток китайского языка, который провел в Пекине время с 1808 по 1821 год. Им же были написаны «Записки о Монголии», вот цитата оттуда: «Перед нами открылся земляной вал, оба конца которого скрывались за горизонтом. Это и есть знаменитая Великая Стена, которую у нас в России думают, государь Шихуан построил за 214 лет до нашего исчисления. Она по обеим сторонам уже давно развалилась». Монах явно засомневался в подлинности Китайской Стены. Он отмечает в своей книге, что европейцы считали стену образцом качества и надежности древнего строительства. И тут же описывает, что стена на самом деле построена довольно примитивно из утрамбованного сена, соломы и глины, так, что размывается от дождя прямо на глазах. Такое хлипкое сооружение не смогло бы простоять две тысячи лет. Русский монах в своей книге проводит свидетельства того, что многие участки стены были построены в 15-16м веках. Также он приводит слова католического монаха Же Бельона, видевшего Китайскую стену лично в 1697 году, о том, что этот участок к концу ХVII века почти на всём протяжении практически исчез, так как изначально представлял собой лишь небольшой земляной вал. ИокИнф далее пишет о том, что сами китайцы признаются, что первые 600 лье первого и самого длинного участка стены начали строиться в 1485 году, а оставшуюся часть стены достроили в 1546 году. Но Европейские источники продолжают настаивать на античном происхождении этого участка стены. О том, как европейские иезуиты 17 –19 веков выдумали байки про древность Китайской Стены и умышленно растягивали историю государства, мы рассказывали в фильме “Фальшивая древность Китая”, посмотрите, если ещё не видели. До 17 века все военные укрепления, крепости и военные строения строились из утрамбованной земли и соломы, в лучшем случае из глины, и иногда из дерева. Технология изготовления из кирпича и обработка камня и гранита, были привезены в Китай из Европы в конце 15 века. Поэтому китайцы по определению не могли построить Великую кирпичную стену ранее 15 века. Интересную справку представляет всё тот же священник по строительству самой стены. Многие из участков были построены довольно быстро. У большинства из них есть точные даты строительства, чаще всего стена возводилась в один и тот же год, а точнее в одно лето. И это реальный факт. Согласно китайским документам, на одном участке стены работало от 50 до 180 тысяч работников. А сколько было таких участков? Десятки, если не больше. Почему за одно лето? Очевидно, дольше эксплуатировать крестьян практически бесплатно было невозможно, это привело бы к серьезным восстаниям, которые было бы сложно подавить. Одно из таких восстаний стало причиной гибели правящего дома Юань. Вот еще одно интересное описание стены. Во время поездки вдоль Китайской стены все тот же священник Иокинф вышел погулять. Напомним, это начало XIX века. В районе Нордянь он забрался на стену, сложенную из мелких необработанных камней из извести, то есть без раствора. На этой стене находилось несколько кирпичных башен. Что поразило русского священника и его спутников? Башни эти явно были построены недавно. Внутри одной из башен даже находился строительный инструмент. Монах так и отметил в своих «Записках»: «Эти башни явно не показывают свою древность, а воздвигнуты совсем недавно, то есть в начале XIX века». И это место, которое сейчас считается одним из древних участков Великой Китайской Стены. И напоследок, интересный факт. По северным областям Китая в конце XIX века путешествовал еще один русский архимандрит Палладий, в миру Петр Иванович Кофаров, глава очередной русской православной миссии в Пекине, он также был востоковедом, полиглотом и лингвистом. Прочитав «Записки о Монголии» своего предшественника, он так же заинтересовался историей Китая, а в особенности древними легендами о Великой Китайской Стене. В итоге, за почти 40 лет своего пребывания в Китае он так и не нашел ни одного подлинного достойного внимания источника о двухтысячелетнем происхождении Великой Стены. Кофаров нашел первые зафиксированные сведения о китайских земляных валах из земли, глины и соломы в сотни и тысячи километров, относящиеся в лучшем случае ко второй половине 15 века, в худшем случае – к 17 веку. Причем именно земляные валы и составляют 80% от общей протяженности всей Великой Китайской Стены в целом. А вот первые каменные стены, сложенные без раствора по примитивной технологии относятся лишь к середине 16 века. Кирпичные участки Великой Стены, за исключением отдельных участков вдоль торговых путей к Пекину, вообще относятся к постройкам конца 17 - начала 19 веков. А тот участок современной Китайской стены, куда водят туристов, недалеко от Пекина – откровенный новодел второй половины XX века, ему не более полувека. Это даже не реставрация, а откровенная подделка. Чтобы ответить на вопрос, когда была построена Великая Китайская Стена, стоит определиться, что мы имеем в виду. Обычный земляной вал из песка и земли, или все же знаменитую каменную стену с кирпичными башнями. Очевидно, что некоторые валы на отдельных участках земли были, но и у нас в России тоже полно земляных валов в несколько тысяч километров, например, Сибирские валы или так называемая великая Заволжская стена. Или Змиевы Валы на территории Восточной Европы. Они по инженерным технологиям превосходят примитивные китайские сооружения, да и протяженностью они не уступают китайским. Но мы их не называем Великой Русской Стеной. Тем более, что сами китайцы, говоря о Великой Китайской Стене имеют в виду именно каменно–кирпичную ее часть длиной всего около 60 километров, и крайне неохотно вспоминают про земляные насыпи. И туристам показывают только кирпичное сооружение. Поэтому, если говорить только о кирпичной Великой Стене, то о древности говорить не приходится, ей точно не 2300 лет, а меньше 500 лет, а отдельным участкам нет даже и трёхсот. Сегодня Китайская Стена находится внутри Китая. Однако, было такое время, когда стена обозначала границу страны. Этот факт подтверждают дошедшие до нас старинные карты. Вот карта Фредерика де Вита от 1648 года с границей по китайской стене, а на карте Меркатора 1606 года написано на латинском, что король Китая с помощью этой стены защищался от вторжения тартар. И на карте Уильяма и Джона Блау от 1635 года также написано что стена была построена от вторжения Тартар. А на карте Николя Сансона от 1654 года около стены есть надпись - “горы и стена между Китаем и Тартарией”. А вот гравюра от 1750 года с надписью “Вид Пекина, столицы Китая, и Великой стены, которая отделяет от Тартарии.” В общем дорога или граница, но в любом случае как оборонительное сооружение Стена практически бессмысленна: круглосуточно охранять больше четырех тысяч километров просто нереально, да и строить такую махину в непроходимых горах и скалах, в которых и пеший, и конный враг сам охотно свернет себе шею, нет никакого резона. На этом у нас пока всё. Хотя, конечно, кое-что осталось. Но об этом как-нибудь в другой раз. До скорого.

Описание

Толщина Великой стены в основном около 5-8 метров, а высота чаще всего около 6-7 метров (на некоторых участках высота достигает 10 метров) [ ] .

Стена идёт вдоль горной цепи Иньшань , огибая все отроги , преодолевая как высокие подъёмы, так и весьма значительные ущелья .

На протяжении многих столетий, стена меняла названия. Изначально называлась «Барьером», «Разгулом» или «Крепостью», позднее стена обрела более поэтичные названия, такие, как «Пурпурная граница» и «Земля драконов». Только в конце XIX века она получила название, которое известно нам и по сей день.

История

Строительство первых участков стены началось в III веке до н. э. в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты государства от хунну . В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны, то есть около миллиона человек. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств. [ ]

Развивающиеся на равнине центрального Китая населённые пункты, превращающиеся в крупные центры торговли, привлекали внимание кочевников , которые стали часто нападать на них, совершая набеги из-за Иншаня . Крупные царства, такие как Цинь , Вэй , Янь , Чжао , чьи границы располагались на севере, предприняли попытки строительства защитных стен . Эти стены представляли собой глинобитные конструкции . Царство Вэй возводит стену около 353 года до н. э., служившую границей с царством Цинь, царство Цинь и Чжао строят стену около 300 года до н. э., а царство Янь около 289 года до н. э. Разрозненные конструкции стен позднее соединяются и образуют единое сооружение .

Во время правления императора Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н. э., династия Цинь) империя объединяется в единое целое, достигает небывалого могущества. Как никогда ранее ей требуется надёжная защита от кочевых народов. Цинь Ши-хуанди отдаёт распоряжение о строительстве Великой Китайской стены вдоль Иншаня. При строительстве используются ранее существовавшие части стены, которые укрепляются, надстраиваются, соединяются новыми участками и удлиняются, участки же, ранее разделявшие отдельные царства, сносятся. Постройкой стены был назначен управлять полководец Мэн Тянь .

Строительство длилось 10 лет и сталкивалось с многочисленными трудностями. Главной проблемой было отсутствие соответствующей инфраструктуры для строительства: не было дорог, отсутствовала в надлежащих количествах вода и пропитание для участвующих в работах, тогда как их количество достигало 300 тыс. человек, а общее количество задействованных при Цинь строителей достигло, по некоторым оценкам, 2 миллионов. К строительству привлекались рабы , солдаты, крестьяне. В результате эпидемий и непосильного труда погибли, как минимум, десятки тысяч человек. Возмущение мобилизацией на строительство стены вызывало народные восстания и послужило одной из причин падения династии Цинь. [ ]

Сама местность была чрезвычайно сложна для столь грандиозного сооружения: стена шла прямо вдоль горной цепи, огибая все отроги , при этом приходилось преодолевать как высокие подъёмы, так и весьма значительные ущелья. Однако именно это обусловило и уникальное своеобразие сооружения - стена необычайно органично вписана в ландшафт и составляет с ним единое целое.

Вплоть до циньского времени значительная доля стены строилась из самых примитивных материалов, в основном - с помощью трамбовки земли. Между щитами из прутьев или тростника прессовали слои глины, гальки и других местных материалов. Бо́льшую часть материалов для таких стен можно было взять на месте. Иногда использовали кирпичи , но не обожжённые, а высушенные на солнце.

Очевидно, именно со строительными материалами связано народное китайское название стены - «земляной дракон». В период Цинь на некоторых участках начинают применяться каменные плиты , которые укладывались вплотную друг к другу по слоям уплотнённой земли. Каменные конструкции широко использовались при возведении Стены на востоке, там же, где по местным условиям камень был недоступен (западные земли, на территории современных провинций Ганьсу , Шэньси) - возводилась большая насыпь .

Размеры стены разнились по участкам, средние параметры составляли: высота - 7,5 м, высота с зубцами - 9 м, ширина по гребню - 5,5 м, ширина основания - 6,5 м. Зубцы стены, располагающиеся с внешней стороны, имеют простую прямоугольную форму. Составной частью стены являются башни . Некоторые башни, возведённые ещё до строительства стены, были встроены в неё. Такие башни часто имеют ширину меньшую, чем ширина самой стены, и места их расположения случайны. Башни, возводившиеся вместе со стеной, располагались друг от друга на расстоянии до 200 метров (дальность полёта стрелы). Есть несколько видов башен, различающихся по архитектурному решению. Наиболее распространён тип башни в два этажа, прямоугольные в плане. Такие башни имели верхнюю площадку с бойницами . Также в пределах видимости костра (примерно 10 км) на стене располагались сигнальные вышки , с которых велось наблюдение за подступами врага и передавались сигналы. Для проезда в стене было сделано двенадцать ворот, которые со временем укрепились в мощные заставы .

Китайцы и Великая Китайская стена

Постоянное строительство и восстановление стены истощало силы народа и государства, однако ценность её как оборонительного сооружения подвергалась сомнению. Враги при желании легко находили слабо укреплённые участки или просто подкупали стражу. Иногда при нападениях она не решалась поднимать тревогу и молча пропускала врага.

Для китайских учёных стена стала символом военной слабости при династии Мин, капитуляции перед очередными варварами. Ван Сытун, историк и поэт XVII века, написал:

После падения династии Мин цинский император посвятил ей стихотворение, в котором о стене было написано:

Китайцев цинской эпохи удивлял интерес европейцев к бесполезному сооружению.

В современной китайской культуре стена приобрела новое значение. Независимо от неудач, связанных с её военным применением, она превратилась в символ стойкости и созидательной мощи народа. На нескольких участках Великой Китайской стены можно встретить памятники с фразой Мао Цзэдуна : «Если ты не побывал на Великой Китайской стене, ты ненастоящий китаец » (кит. упр. 不到长城非好汉 ).

Ежегодно проводится популярный легкоатлетический марафон «Великая стена» , в котором часть дистанции спортсмены бегут по гребню стены.

Разрушение и реставрация стены

Несмотря на многолетние усилия, стена систематически разрушалась и приходила в упадок. Манчжурская династия Цин (1644-), преодолев стену с помощью предательства У Саньгуя , отнеслась к стене с пренебрежением.

За три века правления Цин Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина - Бадалин - поддерживался в порядке, он служил своего рода «воротами в столицу». В 1899 году американские газеты пустили слух о том, что стена будет и вовсе снесена , а на её месте будет построено шоссе.

Несмотря на проведённые работы, удалённые от туристических мест остатки стены и сегодня находятся в разрушенном состоянии. Одни участки разрушаются при выборе площадки стены как места для строительства деревень или камня из стены в качестве материала строительства, другие - из-за строительства шоссе, железных дорог и прочих протяжённых искусственных объектов. На некоторые участки вандалы наносят граффити .

Сообщается о том, что 70-километровый отрезок стены в уезде Миньцинь провинции Ганьсу на северо-западе страны подвергается активной эрозии. Причина - интенсивные методы ведения сельского хозяйства в Китае, начиная с 1950-х, которые привели к иссушению подземных вод, а в результате этот регион стал главным источником и центром зарождения мощных песчаных бурь . Более 40 км стены уже исчезло, и лишь 10 км пока стоят на своём месте, высота стены в некоторых местах уменьшилась с пяти до двух метров .

В 2007 году на границе Китая и Монголии Уильямом Линдси был обнаружен значительный отрезок стены, который отнесли к периоду правления династии Хань . В 2012 году поиски дальнейших фрагментов стены экспедицией Уильяма Линдси увенчались открытием уже в Монголии потерянного участка .

В 2012 году отрезок стены протяжённостью 36 метров, расположенный в провинции Хэбэй, развалился из-за проливных дождей. При обрушении никто не пострадал. Произошло это 6 августа, но официальное сообщение появилось только 10-го числа .

Видимость стены из космоса

Видимость стены с Луны

Одна из наиболее ранних отсылок к мифу о видимости стены с Луны содержится в письме от 1754 года английского антиквара Уильяма Стьюкли . Стьюкли писал: «Эту огромную стену длиной восемьдесят миль (речь идёт о вале Адриана) превосходит только Китайская стена, которая и на глобусе вон сколько места занимает, да в придачу её с Луны видно». Об этом упоминает и Генри Норман (англ. Sir Henry Norman ), английский журналист и политик. В 1895 году он сообщает: «… помимо своего возраста эта стена единственное творение человека, которое видно с Луны». В конце девятнадцатого века вовсю муссировалась тема Марсианских каналов , которая, возможно, и привела к представлению, что длинные тонкие объекты на поверхности планет различимы далеко из космоса. Видимость Великой Китайской стены с Луны прозвучала также в 1932 году в популярных американских комиксах «Верьте не верьте от Рипли» (англ. Ripley"s Believe It or Not! ) и в книге 1938 года «Вторая книга чудес» (Second Book of Marvels ) американского путешественника Ричарда Холлибёртона (англ. Richard Halliburton ).

Данный миф разоблачался не единожды , но до сих пор не искоренён из популярной культуры . Максимальная ширина стены - 9,1 метра, и она примерно такого же цвета как и земля, на которой она расположена. Исходя из разрешающей способности оптики (расстояние до объекта к диаметру входного зрачка оптической системы, что составляет несколько миллиметров для человеческого глаза и несколько метров для больших телескопов), только объект, который контрастен по отношению к окружающему фону и имеет размер 10 километров и более в диаметре (что соответствует 1 угловой минуте), может быть виден невооружённым глазом с Луны, среднее расстояние от которой до Земли составляет 384 393 километра. Примерная ширина Великой Китайской стены, если смотреть на неё с Луны, будет такой же, как у человеческого волоса, если смотреть на него с расстояния в 3,2 километра. Для того, чтобы увидеть стену с Луны, потребуется зрение в 17000 раз лучше, чем обычное. Неудивительно, что ни один из астронавтов, побывавших на Луне , никогда не сообщал, что видел стену, будучи на поверхности нашего спутника.

Видимость стены с Земной орбиты

Более спорным является вопрос, видна ли Великая Китайская стена с орбиты (это приблизительно 160 км над землёй). По утверждению НАСА , Стена едва различима, и только при идеальных сопутствующих условиях. Она видна не более, чем прочие искусственные сооружения . Некоторые авторы утверждают, что вследствие ограниченных оптических возможностей человеческого глаза и расстоянию между фоторецепторами на сетчатке стену невозможно увидеть даже с низкой орбиты невооружённым глазом, для этого потребовалось бы зрение в 7,7 раза более острое, чем обычное .

В октябре 2003 года китайский космонавт Ян Ливэй заявил, что ему не удалось увидеть Великую Китайскую стену. В ответ Европейское космическое агентство выпустило пресс-релиз, где сообщалось, что с орбиты высотой от 160 до 320 километров стена всё-таки видна невооружённым глазом . В попытке прояснить этот вопрос Европейское космическое агентство опубликовало фотографию части Великой Китайской стены, сделанную из космоса. Впрочем, уже спустя неделю они признали ошибку (вместо стены на фотографии была одна из рек).

Великая Китайская стена — один из крупнейших и древнейших памятников архитектуры в мире. Общая её протяженность составляет 8851,8 км, на одном из участков проходит вблизи Пекина. Процесс строительства этого сооружения потрясает своими масштабами. Мы расскажем Вам о самых интересных фактах и событиях из истории Стены.

Для начала немного углубимся в историю великого сооружения. Трудно себе представить, сколько времени и человеческих ресурсов требуется, чтобы построить сооружение такого масштаба. Вряд ли где-то еще в мире найдется сооружение с такой долгой, великой и в то же время трагической историей. Строительство Великой Китайской стены началось еще в III веке до нашей эры во времена правления императора Цинь Ши-хуанди из династии Цинь, в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.). В те времена государство крайне нуждалось в защите от набегов врагов, в частности кочевого народа хунну. К работам была привлечена пятая часть населения Китая, в то время это было около миллиона человек.

Стена должна была стать крайней северной точкой планируемой экспансии китайцев, а также защищать подданных «Поднебесной» от вовлечения в полукочевой образ жизни, и ассимиляции с варварами. Планировалось четко обозначить границы великой китайской цивилизации, содействовать объединению империи в единое целое, так как Китай только начинал формироваться из множества завоеванных государств. Вот границы Китайской стены на карте:


В период власти династии Хань (206 — 220 год до н. э.) сооружение расширили к западу до Дуньхуана. Построили множество сторожевых башен для защиты торговых караванов от нападения враждующих кочевников. Практически все участки Великой Стены, дошедшие до наших времён, были сооружены при династии Мин (1368—1644 года). В этот период строили в основном из кирпича и блоков, благодаря чему конструкция стала более крепкой и надежной. За это время Стена пролегла с востока на запад от Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на границе провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.


Династия Цин из Манчжурии (1644—1911) преломила сопротивление защитников Стены из-за предательства У Саньгуя. В этот период к сооружению относились с большим пренебрежением. За три столетия пребывания Цин у власти Великая стена была практически разрушена под влиянием времени. Только маленький её участок, проходящий близ Пекина — Бадалин — сохранялся в порядке — его использовали, как «ворота в столицу». В наше время этот участок стены является самым популярным среди туристов — он был самым первым открыт для посещения еще в 1957 году, а также служил финишной точкой велосипедной гонки на Олимпиаде 2008 в Пекине. Его посещал президент США Никсон В 1899 году газеты в США написали о том, что стена будет разобрана, а на её месте проложено шоссе.


В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина была организована программа по восстановлению Китайской стены , была привлечена финансовая помощь китайских и иностранных компаний. Также был проведен сбор среди частных лиц, каждый желающий мог пожертвовать любую сумму.


Общая длина Великой Китайской стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Только вдумайтесь в эту цифру, правда впечатляет?


В наше время 60-километровый участок стены в области Шаньси на северо-западе Китая подвергается активной эрозии. Главной причиной тому интенсивные методы ведения сельского хозяйства в стране, когда начиная с 1950-х годов постепенно иссякали подземные воды, и регион стал эпицентром зарождения крайне сильных песчаных штормов. Более 40 километров стены уже разрушено, и лишь 10 км пока еще находятся на своем месте, но высота стены частично уменьшилась с пяти до двух метров.


Великая стена была включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1987 году, как одна из величайших китайских исторических достопримечательностей. Ко всему прочему, это одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире — ежегодно здесь бывает около 40 миллионов туристов.

Вокруг такого масштабного сооружения бродит множество мифов и легенд. Например то, что это цельная, непрерывная стена, построенная за один подход — самый настоящий миф. В действительности стена — прерывистая сеть отдельных сегментов, построенных различными династиями, чтобы защитить северную границу Китая.


Во время строительства Великую Китайскую стену прозвали самым длинным кладбищем на планете, так как большое количество людей погибло на стройке. По примерным расчетам возведение стены стоило жизней более чем одному миллиону человек.


Логично, что такая громадина побила и до сих пор удерживает множество рекордов. Самый значимый из них — это самое длинное сооружение из когда-либо построенных человеком.

Великая стена строилась как множество отдельных элементов в разные времена. Каждая провинция строила свою собственную стену и постепенно они объединялись в единое целое. В те времена защитные сооружения были просто необходимы, и строились повсеместно. В общей сложности за последние 2000 лет в Китае было возведено более 50 000 километров оборонительных стен.


Поскольку Китайская стена в некоторых местах прерывалась, для монгольских захватчиков во главе с Чингисханом не составляло особого труда совершать набеги на Китай, и они впоследствии завоевали северную часть страны, в период между 1211 и 1223 годами. Монголы правили Китаем до 1368 года, пока не были изгнаны династией Мин, о которой рассказано выше.


Вопреки распространенному убеждению, Великая Китайская стена не может быть видна из космоса. Этот распространяющийся миф родился в 1893 в американском журнале The Century и затем повторно обсуждался в 1932, в шоу Роберт Рипли, который утверждал что стена видна с луны — это при том, что до первого полета в космос было еще очень далеко. В наше время доказано, что невооруженным глазом заметить стену из космоса довольно таки сложно. Вот снимок НАСА из космоса, убедитесь сами.


Еще одна легенда гласит, что субстанция, используемая для скрепления камней была замешана на порошке из человеческих костей, и что погибших на стройке хоронили прямо в самой стене, чтоб сделать конструкцию прочнее. Но это неправда, раствор был сделан из обычной рисовой муки — и никаких костей и погибших в конструкции стены нет.


По понятным причинам это чудо не было включено в 7 древних чудес света, но Великая Китайская стена вполне обоснованно входит в список 7 новых чудес света. Еще одна легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих, указывая, где нужно строить стену. Строители впоследствии следовали за его следами.


Раз уж мы заговорили о легендах, то одна из наиболее популярных — о женщине по имени Менг Джинг Ню, жене фермера, работающего на возведении Великой стены. Когда она узнала, что ее муж погиб на работе, она пришла к стене и плакала на ней до тех пор, пока та не разрушилась, показав кости ее любимого, и жена смогла похоронить их.


Существовала целая традиция погребения тех, кто погиб на строительстве стены. Члены семьи погибшего несли гроб, на котором была клетка с белым петухом. Крики петуха, как полагалось, не давали уснуть духу мертвого человека, пока процессия не перечет Великую стену. В противном случае, дух будет вечно блуждать вдоль стены.


Во время правления династии Мин более одного миллиона солдат были призваны защищать границы страны от врагов на Великой стене. Что касается строителей, то они привлекались из тех же защитников в мирное время, крестьян, просто безработных и преступников. Существовало специальное наказание для всех осужденных и вердикт был один — на строительство стены!


Специально для этой стройки китайцы изобрели тачку и использовали ее повсеместно в строительстве Великой стены. Некоторые, особо опасные части Великой стены были окружены защитными рвами, которые были или заполнены водой или оставлены как канавы. Китайцы использовали продвинутое оружие для обороны, такое как топоры, молоты, копья, арбалеты, алебарды, и китайское изобретение: порох.


Смотровые вышки были построены вдоль всей Великой стены на равномерных участках и могли быть до 40 футов высотой. Они использовались для наблюдения за территорией, а так же в качестве крепостей и гарнизонов для войск. В них находились запасы необходимых продуктов и воды. В случае опасности с вышки подавался сигнал, зажигались факелы, специальные маяки или просто флаги. Западная секция Великой стены, с длинной цепью смотровых вышек, служила для защиты караванов, которые двигались по Великому шелковому пути, знаменитому торговому маршруту.


Последний бой у стены состоялся в 1938 году во время китайско-японской войны. В стене осталось множество следов от пуль тех времен. Самая высокая точка Великой Китайской стены находится на высоте 1534 метра, неподалеку от Пекина, в то время как самая низкая точка находится на уровне моря близ Лаолонгту. Средняя высота стены составляет 7 метров, а ширина в некоторых местах достигает 8 метров, но в целом колеблется от 5 до 7 метров.


Великая Китайская стена — символ национальной гордости, многовековой борьбы, и величия. Правительство страны тратит колоссальные деньги на сохранение этого памятника архитектуры, исчисляемые миллиардами долларов США в год, надеясь сохранить стену для будущих поколений.

Поделиться