Имя числительное (целое, дробное, порядковое, количественное, простое, сложное, составное, собирательное). Дробные числительные словами

§1. Общая характеристика имени числительного

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи. Числительные различны по значению, грамматическим особенностям, структуре.

1. Грамматическое значение - «число, количество, порядок при счете».
К числительным относятся слова, отвечающие на вопросы: Сколько?, Который?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- количественные/порядковые, простые/составные
  • изменяемые - падеж у всех числительных, род и число у порядковых, а также, кроме того, у отдельных числительных есть признаки, не вписывающиеся в общую схему:
    у некоторых количественных: род, например, один-одна-одно, два-две,
    число, например, один-одни, тысяча-тысячи, миллион-миллионы.

Числительные склоняются, изменяясь по падежам, а некоторые - по падежам, числам и родам в единственном числе. На этом основании они и относятся к именам.

3. Синтаксическая роль в предложении:

  • количественные числительные вместе с существительным, которое от них зависит, составляют единый член предложения, например:

    Три журнала лежали на столе.

    Я купил три журнала.

    Повесть была напечатана в трёх журналах.

    Количественные числительные входят в состав тех членов предложения, которыми могут быть существительные.

  • порядковые числительные бывают в предложении определением или частью составного именного сказуемого.

    Наше место в десятом ряду.

    Мальчик был третьим.

§2. Разряд по значению

По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.
Количественные обозначают «число» или «количество». Число - это абстрактное математическое понятие. Количество - это количество предметов. Количественные числительные в свою очередь делятся на подразряды:

  • целые обозначают целые числа и количества в целых числах, например: пять, двадцать пять, сто двадцать пять
  • дробные обозначают дробные числа и количества, например: одна вторая, две третьих
  • собирательные выражают значение совокупности: оба, трое, семеро

Все подразряды количественных числительных имеют свои особенности. Целые с дробными могут образовывать смешанные числительные, например: пять целых и три десятых (или: пять целых три десятых).

Порядковые числительные обозначают порядок при счете: первый, сто первый, две тысячи одиннадцатый.

§3. Структура числительных

По структуре числительные делятся на простые и составные.

  • Простые числительные - это такие, которые пишутся в одно слово: три, тринадцать, триста, третий, трёхсотый
  • Составные - это числительные, составленные из нескольких слов, пишущихся раздельно: тридцать три, триста тридцать три, триста тридцать третий.

Что каким бывает?

  • Целые количественные
  • Дробные количественные - составные.
  • Собирательные количественные - простые.
  • Порядковые числительные могут быть и простыми, и составными.

§4. Количественные числительные. Морфологические особенности

Целые числительные

Целые числительные изменяются по падежам. Если это составные целые числительные, то при склонении изменяются все части. Например:

И.п. восемьсот пять десят шесть (книг)
Р.п. восьмисот пятидесяти шести (книг)
Д.п. восьмистам пятидесяти шести (книгам) и т.д.

Из примеров видно, что у производных числительных, образованных сложением основ, при склонении изменяются обе части.
Большой интерес представляют числительные, имеющие не только формы падежей, но и рода или рода и числа.

Это числительные: один, два, полтора, тысяча, миллион, миллиард и другие подобные.

Один

Слово один изменяется по родам и числам: один мальчик - м.р., одна девочка - ж.р., одно государство - ср. р., одни - мн.ч. У этого числительного не один набор форм, как у большинства целых количественных числительных, а четыре: для каждого рода в единственном числе и для множественного числа.

Числительное два изменяется не только по падежам, как все числительные, но и по родам: два мальчика, две девочки, два окна (формы ср.р. и м.р. совпадают).

Тысяча, миллион, миллиард

Эти числительные похожи на существительные. Они имеют постоянный признак рода и изменяются по числам и падежам.

И.п. тысяча, тысячи
Р.п. тысячи, тысяч
Д.п. тысяче, тысячам и т.д.

Дробные количественные числительные

Кроме числительных полтора, полтораста , все дробные составные: первая часть - целое количественное числительное, а вторая - порядковое: две третьих, пять восьмых . При склонении изменяются обе части, например:

И.п. пять восьмых
Р.п. пяти восьмых
Д.п. пяти восьмым

Полтора
Числительное полтора изменяется не только по падежам, но и по родам: полтора - полторы , например:

полтора дня, полторы недели.
(Форма ср.р. совпадает с формой м.р.)

Один, два в составе дробных по родам не изменяются, а употребляются в форме ж.р., например:

одна восьмая, две третьих.

Собирательные числительные

Собирательные числительные изменяются по падежам. Особенным является только слово оба , у которого есть формы рода:

оба брата, обе сестры, оба государства
(Формы м. и ср.р. совпадают)

§5. Порядковые числительные. Морфологические особенности

Порядковые числительные ближе всего к относительным прилагательным. Они изменяются по числам, в единственном числе по родам и по падежам и имеют окончания как у прилагательных. В составных порядковых числительных изменяется только конечное слово, например:

И.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый
Р.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртого
Д.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртому и т.д.

§6. Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными

У количественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся.

В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например:

восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек.

При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные - во мн. ч.

Два окна - пять окон, три розы - тридцать роз, четыре мальчика - сорок мальчиков.

Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным.

Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже.

Р.п. пяти окон, трёх роз
Д.п. пяти окнам, трём розам
Т.п. пятью окнами, тремя розами
П.п. (о) пяти окнах, трёх розах

Исключение составляет числительное один . Оно во всех падежах согласуется с существительным.

У дробных числительных простые полтора, полтораста сочетаются с существительными, как целые.
Остальные дробные управляют Р.п. Возможно употребление существительных как в единственном, так и во множественном числе, например: две третьих яблока (часть предмета) и две третьих яблок (часть общего количества предметов).

Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба , существительное употребляется в форме мн.ч., например, семеро козлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры.

Порядковые числительные согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например:
первый день, седьмая неделя, восьмые сутки.

Вспомни:

в составных числительных изменяется только конечное слово:
сто двадцать третьим параграфом (Т.п., ед.ч., м.р.),
второй рукой (Т.п., ед.ч., ж.р.),
четвёртым окном (Т.п., ед.ч., ср.р.).

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какое грамматическое значение выражают числительные?

    • Число, количество, порядок при счёте
    • Признак предмета
    • Указание
  2. Какие числительные обозначают порядок при счёте и отвечают на вопрос Который ?

    • Количественные
    • Порядковые
  3. Возможно ли в русском языке сочетание целых числительных с дробными?

  4. Могут ли собирательные числительные быть составными?

  5. Изменяется ли по родам числительное оба ?

  6. Может ли числительное быть определением?

  7. Какой вид синтаксической связи у собирательного числительного в примере: Семеро козлят ждали маму. ?

    • Согласование
    • Управление
  8. В каких формах порядковые числительные согласуются с существительным в падеже?

    • Во всех
    • Во всех, кроме И.п. и В.п.
    • В И.п. и В.п.
  9. Как изменяются собирательные числительные?

    • По падежам
    • По падежам и числам
    • По падежам, числам и в единственном числе - по родам
  10. У каких числительных есть подразряды по значению?

    • У количественных
    • У порядковых

Имя числительное делится на множество разновидностей. Основной группой можно считать количественные - а их, в свою очередь, можно условно разделить на целые, дробные и собирательные.

Рассмотрим, какие именно слова включает в себя количественная группа, в каких случаях речь идет о целых или дробях - и какие числительные объединяет собирательная разновидность.

Целые и дробные числительные

Уловить суть количественной группы очень просто. Как следует из названия, она объединяет в себе слова, сообщающие о количестве объектов или людей. Например, «пять», «двадцать», «триста», «миллион».

Внутри единой группы слова разделяются на два разряда.

  • Целые. Если речь идет о некоем целом числе - «двадцать», «триста», «четыреста двадцать три» - значит, и относится слово именно к этой группе.
  • Дробные. Как ясно из названия, слово должно описывать некое дробное число, состоящее из числителя и знаменателя. Например, дробными будут - «одна целая семь десятых», «три четвертых», «пять восьмых». Отличительная особенность - то, что дробные числительные невозможно записать одним словом, они всегда представляют из себя целое словосочетание. Единственным исключением будет «полтора».

Как правильно их склонять? Это тема для отдельной большой статьи, однако мы попробуем охватить суть.

  • Обычные количественные числительные, обозначающие некое целое число, склоняются по родам и падежам как в единственном числе, так и и во множественном. Например, если взять числительное «один», то склоняться оно будет так: «одного» - «одному» - «один» или «одного» - «одним» - «об одном». Или, соответственно, во множественном числе - «один» - «одних» - «одним» - «одни» или «одних» - «одними» - «об одних». В женском роде меняются окончания, средний род «одно» существует лишь в именительном и винительном падежах.
  • Другое дело - если числительное дробное. В этом случае его часть, отвечающая за числитель, склоняется по правилам для количественных числительных, а вот знаменатель рассматривается только во множественном числе и по правилам склонения для порядковых числительных.

Собирательные числительные

Осталось кратко отметить еще одну группу - числительные собирательные. К ним относятся слова «трое», «пятеро», «семеро» и так далее. Всего таких числительных существует одиннадцать, они употребляются вместе с существительными и характеризуют некое количество похожих существ или предметов - например, «пятеро учеников».

· При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе: двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым .

14. Формы имен прилагательных. Употребление форм сравнительной и превосходной степени сравнения. Согласование имен прилагательных в сочетании с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, персона, личность, бездарность). Согласование имен прилагательных в сочетании с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).

трудные случаи употребления местоимений. Формы у нее у ней . Нормы употребления.

16. Трудные случаи именного и глагольного управления.

Тема №11. Управление при однородных членах предложения. Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу.

Но стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: трест организовал и руководил предприятиями (организовал что , руководил чем ).

Тема №12. Нанизывание падежей. К числу стилистических недостатков так называемое нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей, в силу большой распространенности родительного приименного.

Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами. Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта. Под первым понимается родительный падеж, обозначающий субъект действия, например: приезд брата; второй родительный указывает на объект действия, например: чтение рукописи.

Тема №13. Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-то, но тревожиться за кого-то.

Тема №14. Выбор правильного падежа и предлога. Для построения предложения имеет значение правильный выбор падежа и предлога.

Тема №15. Трудные случаи употребления местоимений. Формы у нее у ней . Начальное –н- местоимений 3-го лица.(У) НЕЕ, ЕЕ – РОД. П. (С) НЕЮ, ЕЮ- ТВ. П., (В) НЕЙ- ПР.П. Определительные местоимения всякий- каждый- любой. Сам-самый . Нормы употребления.



17-19. Синтаксические нормы - это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение синтаксических норм - важнейшее условие правильности речи.

17. Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – существительное или любая часть речи в функции существительного: «Уважаемые провожающие» или «Не понять не ждавшим им», или «Не всякое «то» пишется через дефис» - и изменяется при изменении главного: «Недавно я перечитывал куски из вашей «Метаполитики». Там хорошо написано об издержках свободы. О том, какой ценой свобода достается. О свободе как постоянной цели, но и тяжком бремени... <…> Обидно думать, что вся эта мерзость - порождение свободы. <…> Десятилетиями мы жили в условиях тотальной несвободы. Мы были сплющены наподобие камбалы тягчайшим грузом всяческих запретов. И вдруг нас подхватилразрывающий легкие ураган свободы» (С. Довлатов).

Особый случай - количественные числительные в составе словосочетаний. В словосочетаниях они обычно выступают в роли зависимых слов, однако не всегда. В именительном ивинительном падежах такие числительные являются главным словом, в остальных пдежных формах - подчиненным. Сравните: «Двадцать лет проработал в охране» – «А вы, - перебил меня капитан, - служите Родине только до шести часов?!». В словосочетании до шести часов стоящее в форме родительного падежа числительное шесть является зависимым словом: до часов (скольких?) шести – это согласование. В словосочетании двадцать лет числительное двадцать является главным словом: двадцать (чего?) лет – это управление.

Управление - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или любая часть речи в функции существительного: местоимение, субстантивированное слово, числительное (посмотреть на друга / на него / на сидящих / на обоих) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова (глагола, существительного, прилагательного, количественного числительного в именительном или винительном падеже, наречия или слова категории состояния). Иными словами, главное требует от зависимого определенной падежной формы - в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным.

Зависимые слова при управлении отвечают на вопросы косвенных падежей: «Я припоминаю одну невероятную лагерную историю. Заключенный Чичеванов, грабитель и убийца,досиживал на особом режиме последние сутки. Назавтра его должны были освободить. <…> Я, согласно той же инструкции, расположился в кузове у борта. В дороге мне показалось нелепым так бдительно охранять Чичеванова» (С. Довлатов). Связь управление обнаруживается в словосочетаниях припоминаю (что?) историю, досиживал (на чем?) на режиме, досиживал (что?) сутки, расположился (в чем?) в кузове, расположился (у чего?) у борта, показалось (в чем?) в дороге, показалось (кому?) мне; показалось (чем?) нелепым, охранять (кого?) Чичеванова, должны были освободить (кого?) его.

Обратим особое внимание и на то, что в некоторых словосочетаниях, несмотря на возможность постановки других, обстоятельственных, вопросов (досиживал (где?) на режиме, расположился (где?) в кузове, расположился (где?) у борта, показалось (где?) в дороге), перед нами управление, на что указывает наличие в этих сочетаниях предлогов. Предлог – всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание.

Ошибки в построении простого предложения (нарушения синтаксических норм)
Ошибки в постро-ении простых неос-ложненных предло-жений 1. Личное местоимение дублирует подлежащее Это автор, он всегда ставит острые вопросы.
2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить) Была организована выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природного материала).
Ошибки в постро-ении простых пред-ложений, ослож-ненных однородны-ми членами 1. Рассогласование времен Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит).
2. Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов.
3. Парное сочетание несопоставимых понятий Родители и друзья, коллеги и дети, поздравляем вас…
4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).
5. Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных Комната просторная и светла.
Ошибки в построе-нии предложений, осложненных при-частными и деепри-частными оборотами 1. Ошибки в построении предложений с причастными оборотами Автор знакомит нас с Базаровым, ведущего трудовой образ жизни. (вм. ведущим) Полученные нами знания, умения и навыки при освоении русского языка… (отрыв причастного оборота от определяемого слова)
2. Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами Проезжая мост, у меня закружилась голова (главное и дополнительное действие относятся к разным лицам) Проезжая мост, мне стало грустно (нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном неинфинитивном предложении) Убежав от родителей, мальчик был найден… (два субъекта действия)

Апрель 24th, 2016 admin

Пастухова Наталья Викторовна

Слайд №1

1) обучающая: закрепление у учащихся знаний о дробных числительных, их составных частях и склонении; учить применять дробные числительные в речи; дать понятие об особенностях склонения дробных числительных; Слайд №2

2) развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания, смекалки; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;

3) воспитательная: : воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник Л.С. Рыгалова, Л.Ф. Туниянц, издательство «Атамұра» , 2010г., технологические карты у каждого.
Тип урока: повторение, изучение нового материала

Форма обучения: индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно — иллюстративный.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Все пришли мы на урок,

Здравствуйте, ребята!

— Сегодня на уроке мы продолжаем изучение числительных.

Тема урока: «Дробные числительные. Склонение дробных имен числительных».

Мы с вами живем в мире чисел. Люди постоянно что-нибудь считают: страницы, дома, книги, дни, годы, месяцы, числа, секунды, деньги и т.д.

Давайте повторим то, что уже изучили о части речи – имени числительном.

  1. II . Повторение изученного ранее.
  • Беседа по вопросам

— Дайте определение числительному. (грамматическое значение, вопрос)

— Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? (Числовое значение могут иметь, кроме числительных и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.)

— Какие профессии тесно связаны с именами числительными? (Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец)

Напишите самое длинное числительное.

Работа по слайду №3

2)Задание 1.Распределите данные слова на четыре группы : 1) имя существительное; 2) имя прилагательное; 3) имя числительное; 4) глагол. Слайд №4

Двойной, тройка, удвоить, второй пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, сто, десятичная (дробь).

существительное прилагательное числительное глагол
тройка двойной второй удвоить
восьмёрка пятидневный три удесятерить
десятка трёхчасовой сотый
сотня односторонний двадцать пять
пятилетка пятиэтажный седьмой
четверг тройной одиннадцать
десятичная (дробь) сороковой
сто
два

— На какие группы делятся числительные по составу? (простые, сложные, составные) Слайд №5

— Назовите разряды числительных. (количественные, порядковые).

Чем они отличаются?

— На какие группы делятся количественные числительные? (целые, дробные и собирательные) Слайд №6

— Как склоняются порядковые числительные? (Как и прилагательные)

— Как склоняются числительные от 5 до 20 и 30? (как существительные 3-го скл.) Слайд №7

Числительные 40, 90, 100? От 50 до 80, от 200 до 900? Слайд №8

— Каким членом предложения могут быть числительные? (любым) Слайд №9

III . Работа по теме урока.

— Что такое дробные числительные? А как они склоняются?

А теперь давайте с вами поставим цель к нашему уроку.

— Повторить всё, что мы знаем о числительном;

— Познакомиться с дробными числительными;

— Учиться правильно, употреблять в речи дробные числительные.

1)- Вспомните, какие числительные называются дробными? (дробные числительные обозначают не целые числа, часть от целого, целое и его часть) Слайд №10-11

Как вы называете их на уроках математики? (дробями)

— В чём особенность дробных числительных? (они состоят из 2-х частей)

— Как они называются? (числитель и знаменатель)

— Верно. Итак, первая часть дробного числительного – числитель. Он представляет собой количественное числительное. Вторая часть – знаменатель – порядковое числительное.

— Как склоняются дробные числительные?(слайд 12)

При склонении изменяются все слова, являющиеся частями дробных числительных, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе:

  • и. Две третьих, три целых две пятых
  • р. Двух третьих, трёх целых двух пятых
  • д. Двум третьим, трём целым двум пятым
  • в. Две третьих, три целых две пятых
  • т. Двумя третьими, тремя целыми двумя пятыми
  • п. (0) двух третьих, трёх целых двух пятых. (слайд 13)
  1. Упражнения для закрепления.

Задание 2. Назовите дробные числительные. (слайд 14)

Поставили термометр. Оказалось тридцать девять и семь десятых.

а) семь десятых

б) тридцать девять и семь десятых

в) тридцать девять

  1. V . Физминутка.
  2. VI . Самостоятельная работа.

Задание 3.

1)Запишите словами следующие числительные: (слайд 15)

6∕5; 158; 16,875; 11913; 62,09

2)Просклоняйте числительные 16,3; 158

3)Работа по учебнику стр. 125 (теория)

Задание 4. Решите примеры, заменив цифры словами. Определить падеж числительных. (слайд 16)

9 3/4+1= 0,66+9,94= 60,7-40,8=

Проверка. Вывод.

Информация. (Слайд № 17)

— В дробном числительном с первой частью одна вторая часть согласуется с ней в роде и падеже (одна восьмая, одной восьмой, одну восьмую).

Задание 5. Работа с текстом. Запишите числа словами.

Самый маленький зверек- карликовая белозубка. (Слайд № 18) Она не превышает в длину 4,5 сантиметра и весит 1,8 грамма. Зверек уничтожает вредных насекомых. За сутки съедает в 3-4 раза больше своего веса, засыпает до 70 раз!.

14.Самооценивание. Вывод

VII . Итоги урока.

Выполните тест (слайд № 19-20).

  1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?

а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».

  1. Укажите верное утверждение.

а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.

б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

  1. Укажите неверное утверждение .

а) Сорок восемь – это целое число.

б) Одна треть – дробное числительное.

в) Сто – собирательное числительное

г) трое – собирательное числительное.

  1. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой все числительные являются простыми.

а) 19, 15, 1000

б) 8, 1000, 100, 1

в) 19999, 300, 4, 17

г) 3, 29, 18, 41

  1. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

а) пять, пятнадцать, пятьдесят, пятьсот

б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот

в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот

г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

Ключи: 1-б, 2 – б, 3 –в, 4 – б, 5 – а.

– Итак, мы сегодня узнали, как склоняются дробные числительные.

В чём особенность их строения и склонения?

VIII . Домашнее задание. Слайд №21

1)Подчеркните имена числительные в пословицах и поговорках.

а) Ум хорошо, а два лучше.

Один в поле не воин.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

У умной головы сто рук.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.

2)Запишите произведения, в заглавиях которых есть числительные .

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете

Обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?».

Имя числительное - это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно) (о числительных, располагающих морфологическим значением рода, см. ниже). Числительные делятся на два лексико-грамматических разряда: количественные (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные (оба , двое , пятеро ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько , столько-то .

Количественное числительное

Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?» и т. д.

Количественным числительным присущи два значения.

  1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями -
    • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
    • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределённое количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
  2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

Правописание количественных числительных в русском языке

  • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: восемнадцать (18), восемьдесят (80), восемьсот (800).
  • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь (88888).

Склонение количественных числительных в русском языке

В сложных числительных, обозначающих десятки и сотни, склоняются обе части:

  • 80 - восемьдесят , род. восьмидесяти , тв. восьмьюдесятью и восемьюдесятью .
  • 800 - восемьсот , род. восьмисот , дат. восьмистам , тв. восьмьюстами и восемьюстами , пр. о восьмистах .

Другие виды числительных

Склонение имён числительных

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дробное числительное" в других словарях:

    Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? Числительные делятся на три лексико грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать,… … Википедия

    Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия

    Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия

    Нэо (neo) проект искусственного (планового) международного языка, созданный бельгийским дипломатом и лингвистом Артуро Алфандари. Нэо является апостериорным, автономным языком и сочетает в себе черты эсперанто, идо … Википедия

    партитивный - Имеющий количественно разделительное значение. Партитивный артикль. Партитивное дополнение. Партитивный родительный. То же, что родительный количественный. Партитивное числительное. То же, что числительное дробное (числительные дробные) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК - принадлежит к индоевроп. семье языков, к рая сложилась на территории Юго Вост. Европы (или, согласно др. т. зр., М. Азии) в результате этнических процессов ок. VI V го тыс. до Р. Х. Занимает особое место среди индоевроп. языков, т. к. письменная… … Православная энциклопедия

Поделиться