Армения и азербайджан спорят об антисемитизме и толерантности. Арье Гут: "В отличие от виновников Холокоста, виновники трагедии в Ходжалы не наказаны и до сих пор остаются у власти в Армении"

Скандал вокруг вовлеченности официального Баку в антисемитскую деятельность в Европе, в частности, подстрекательство к организации и финансирование антиизраильских акций во Франции, получил несколько неожиданное развитие. Впрочем, неожиданное только для тех, кто незнаком с повадками и привычками азербайджанской пропаганды.

НЕ В СИЛАХ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ЧТО-ЛИБО ПОТОКУ НЕОПРОВЕРЖИМЫХ ФАКТОВ, приведенных в ряде публикаций на эту тему в мировых СМИ (к примеру, заголовок в русскоязычном американском издании "Репортер" звучал так: "Администрация президента Азербайджана финансирует антисемитские демонстрации во Франции"), в Баку по привычке не нашли ничего лучшего, как действовать по принципу сам дурак. И пошли проторенным путем, заказав и оплатив публикацию в ряде американских СМИ статей, авторы которых обвиняют в антисемитизме... Армению.

"ГА" неоднократно обращался к теме развернувшегося в Страсбурге скандала вокруг Европейского информационно-правозащитного центра, созданного журналистом Эйнуллой Фатуллаевым по поручению заведующего общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанова. Со ссылкой на бывших сотрудников центра мы писали о том, что под маской правозащиты правительство Азербайджана организует и спонсирует из госбюджета в разных странах Европы антисемитские и экстремистские акции, а также перепечатывали публикации на эту тему из различных СМИ. В администрации Алиева, естественно, вновь узрели во всем этом длинную руку армянского лобби. И решили "отомстить".

В результате на сайте одного из американских изданий появилась статья под заголовком "Антисемитизм в Армении: прямая и явная угроза". Нашли и конгрессмена, который также осудил Армению за "антисемитизм и этнические чистки". На сайте Конгресса даже красуется его ремарка, в которой он важно предупреждает членов палаты представителей об "актуальной опасности" антисемитизма в Армении, приводя указанную статью. И это именно тот случай, когда так и напрашивается тривиальное "смотрите, кто сказал!", приводящее к столь же тривиальным, а в случае азеропропа - красноречивым выводам.

ВНАЧАЛЕ О КОНГРЕССМЕНЕ СТИВЕНЕ СТОКМАНЕ, ВНЕЗАПНО "озаботившемся" проблемами евреев, а попутно и "этническими чистками" в Армении. Не будем останавливаться на биографии этого политика, в которой довольно много порочащих его фактов. Обратимся лишь к одному, имеющему прямую связь с тем, в чем этот конгрессмен обвиняет Армению. Дело в том, что чуть более года назад Стокман сам был обвинен в антисемитизме, причем со стороны одной из наиболее влиятельных еврейских организаций США - Антидиффамационной лиги. В августе прошлого года он принял участие в радиошоу организации Pro-Militia Conspiracy Theorist Group, которая известна своей антисемитской риторикой (достаточно сказать, что она отрицает факт Холокоста). Неразборчивость жаждущего популярности любой ценой конгрессмена привела к резкому осуждению в его адрес со стороны АДЛ, после чего ловкач не нашел ничего лучшего, как назвать себя... "христианским евреем". Бакинским пропагандистам, которые вновь сели в лужу с американскими клиентами икорной дипломатии, остается посоветовать разве что быть более внимательными при отборе кандидатов. Хотя, с другой стороны, после серии разразившихся в США скандалов вокруг платных азербайджанских лоббистов вряд ли мало-мальски приличный политик согласится сотрудничать с этой страной.

Обратимся теперь к автору статьи. Это не кто иной, как Арье Гут - ныне гражданин Израиля, уроженец Баку, по непонятным причинам покинувший этот "толерантнейший на свете город", но нашедший золотую жилу в виде сотрудничества с азерпропом. Один тот факт, что Гут является членом правления Международной ассоциации "Израиль-Азербайджан" и самолично признавался в принадлежности к азербайджанской диаспоре Израиля (http://vs.ananun.am/?p=11959), уже характеризует его не как нейтрального и объективного, а, наоборот, пристрастного и слишком заинтересованного эксперта. Этот человек активнейшим образом участвует во всех азербайджанских акциях, проводимых в Израиле, и последовательно выступает не только с армянофобскими, но и милитаристскими заявлениями, утверждая, к примеру, что иного пути освободить оккупированные территории, кроме военного, не существует. Наконец, Гут - один из тех экспертов-аналитиков, которые давно и весьма широко используют в своих анализах затертые клише азербайджанской пропаганды, особенно в вопросе ходжалинских фальсификаций. Вряд ли на фоне всего этого у кого-то могут оставаться сомнения в том, чей заказ выполняет Гут в вопросе "антисемитизма" в Армении.

Разбирать его писанину нет смысла не только потому, что жалко газетной площади, да и времени. Как к примеру, комментировать утверждение "всего за 20 лет еврейское население Армении сократилось с 5000 до нескольких сотен человек", не выдерживащее никакой критики на фоне того, что население Армении в целом за 20 лет существенно сократилось по причине эмиграции, причем в первую очередь самих армян. Вопрос еще и в том, что статья попросту пропахла нафталином: самый свежий из скудного числа приводимых в ней фактов относится к 2010 году, более того, поток сознания увел г-на Гута и вовсе в далекие уже годы правления Левона Тер-Петросяна. Причина проста: никаких новых доказательств того, что так тужится доказать Арье Гут, не существует. Вот и приходится ему для солидности приправлять статейку обвинениями армян в "этнических чистках азербайджанцев" и в "геноциде в Ходжалу". И тем самым с головой выдавать не только собственную ангажированность, но и заказчика статьи.

ВПРОЧЕМ, ОДИН СВЕЖИЙ ФАКТ ГУТ ВСЕ-ТАКИ НАШЕЛ - ДОКЛАД Антидиффамационной лиги, опубликованный в июне 2014 года, в котором утверждается, что уровень антисемитизма в Армении достигает 58%. Этот показатель вызвал тогда бурное возмущение проживающих в нашей стране евреев. В докладе приводились и числа по Азербайджану - 37% , на что последовал ответ Арье Гута, заявившего, что, дескать, "в Азербайджане – самой толерантной стране мира - никогда не было антисемитизма", а вот "другое дело Армения, которая согласно докладу является лидером по уровню антисемитизма на территории стран СНГ". Глава еврейской общины Армении Римма Варжапетян тогда дала достойный ответ Гуту. Мы же отметим, что столь избирательное отношение к данным одного и того же документа всего лишь в очередной раз доказывает заказной характер деятельности израильского эксперта.

Между тем в прессе - причем не армянской - неоднократно приводились факты, доказывающие наличие серьезных антисемитских настроений в Азербайджане. Достаточно сказать, что Израиль на официальном уровне на протяжении всех последних лет советует своим гражданам воздержаться от поездок в эту "наитолерантнейшую страну мира". В азербайджанской прессе постоянно появляются экспертные комментарии, называющие сближение Азербайджана с Израилем "негативным фактором" и обвиняющие проживающих в этой стране горских евреев в сепаратизме. Неоднократно публиковались сообщения о проявлениях антисемитизма в Азербайджане и на сайтах еврейских организаций и изданий, отмечавших, что связаны они с проявлением исламской солидарности в отношении палестинцев. А в период обострения весной 2010 года отношений Израиля с Турцией - в период израильско-турецкого противостояния вокруг "Флотилии свободы" - в Баку и других городах Азербайджана прошли массовые антиизраильские акции и выступления.

ВЕРНЕМСЯ, ОДНАКО, К Г-НУ ГУТУ. И ОБРАТИМ ЕГО ДРАГОЦЕННОЕ ВНИМАНИЕ НА ЯВЛЕНИЯ, которые должны были бы сильно обеспокоить ярого защитника еврейских интересов. Кстати, в отличие от используемых им безнадежно устаревших фактов эта свежайшая информация. Буквально пару дней назад, 17 декабря, в еврейской газете Стамбула "Шалом" была опубликована статья бизнесмена еврейского происхождения Моиса Габая. "Мы ежедневно сталкиваемся с угрозами, притеснениями и нападениями. Надежда тает. Неужели нужна смерть нового Гранта Динка, чтобы правительство, оппозиция, гражданское общество и юристы увидели это?" - пишет Габай, отмечая, что значительное количество евреев планирует покинуть Турцию с семьями. И приводит такие данные: 37% евреев-выпускников турецких школ предпочитают уезжать за рубеж для получения высшего образования, причем эта цифра, по словам Габая, за последние годы удвоилась. Как указывает в связи с этим турецкая газета Hurriyet, статья была опубликована после очередных антисемитских выходок в Турции. "Несколько недель назад была осквернена синагога Неве Шалом в Стамбуле. А в конце ноября губернатор провинции Эдирне Дурсум Шахин заявил, что реставрируемая городская синагога будет превращена в музей в ответ на очередные столкновения арабов с евреями" - сообщает издание.

Вот где, казалось бы, необъятное поле для деятельности Арье Гута! Но защитник еврейских интересов и член азербайджанской диаспоры Израиля молчит в тряпочку - еще бы, речь идет о старшем брате Азербайджана. Турцию трогать нельзя, вот и вынужден "независимый аналитик", как любовно называют его в Баку, бороздить просторы интернета в поисках доказательств антисемитизма в Армении вместо того, чтобы поднять свой праведный голос против притеснений соотечественников в Турции. Или резко осудить активную антиизраильскую деятельность того же Баку в Европе (см. начало статьи). Но Гуту ведь платят не за защиту интересов евреев, а за примерную работу в качестве штатного сотрудника азерпропа. Чего ж ему лезть на рожон, когда и без того все и всем понятно?

Недавно вышел в свет художественно-документальный роман "Боль", написанный израильским экспертом в сфере международных отношений Арье Гутом в соавторстве с его отцом Амиром Гутом. На днях презентация романа прошла в Италии, а после этого в посольстве Азербайджана в Москве на вечере памяти, посвященном столетней годовщине геноцида азербайджанцев в марте 1918 года, Арье Гут поделился с "Вестником Кавказа" своим мыслям как о трагедии столетней давности, так и об относительно недавних событиях в Ходлжалы.

- Арье, о чем ваш роман?

Роман, посвящен, с одной стороны, мультикультурализму и толерантности азербайджанского общества, с другой стороны, самой страшной трагедии конца XX века, кровавой резне и актам геноцида в Ходжалы. Локомотивом идеи был мой отец, который более 40 лет проработал на Азербайджанском государственном телевидении в качестве ведущего режиссера. Все, что происходило во время нагорно-карабахского конфликта, он видел своими глазами, ездил в эти регионы.

Это роман о любви между израильтянином и азербайджанкой. Израильтянин приезжает в Азербайджан, пишет докторскую диссертацию и влюбляется в азербайджанку. Эта девушка - беженка из многострадального города Ходжалы. Через судьбу главной героини Ройи в романе раскрывается вся сущность этой трагедии. Это художественно-документальный роман, где есть лирическая линия, но одновременно есть страшная трагедия. Причем трагедия раскрывается не только на статистических данных - мы встречались с людьми, которые были в ту страшную ночь в Ходжалы и видели все своими глазами. Так, Дурдана Агаева восемь дней провела в армянском плену, есть даже ее книга об этих страшных днях, фактически о жизни в концентрационном лагере конца XX века.

- Что роднит Ходжалинскую трагедию и Холокост?

Я, еврей, не просто так написал книгу о Ходжалы. Все это история моей семьи, это история евреев, которые, пытаясь бежать от фашистов, последним поездом из Киева в Баку покинули Украину. Мой дедушка потерял 40 членов своей семьи, поэтому для меня Холокост - это моя боль, моя трагедия. Когда трагедия произошла в Ходжалы мне 17 лет.

Трагедия Холокоста не сравнима ни с какой другой трагедией мира. Тогда было убито 6 млн евреев. В Ходжалы убито 613 азербайджанцев. При этом важно, что принцип геноцида, когда убивали лишь только потому, что люди были евреями или азербайджанцами, один и тот же.

Важно, чтобы эта информация доносилась и на русском языке, и на английском языке. Мой роман ”Боль” был опубликован в Италии при поддержке итальянского издательства Sandro Teti Editore, и на презентацию в Риме пришло более 300 человек, в том числе представители еврейской общины, которые хорошо понимают произошедшее и сопереживают азербайджанскому народу.

Трагедия Ходжалы во многом перекликается с событиями 1918 года. Серди жертв тех мартовских событий были и евреи. Что сегодня в Израиле знают об этом?

Израиль сам находится в сложном геополитическом окружении. Но при этом мы проводим мероприятия, круглые столы и в рамках университетов, и в рамках политического диалога с партиями и движениями, где рассказываем о трагедии в Ходжалы. Фонд Гейдара Алиева нам очень помогает в этом. В 2013 году мы провели Год Ходжалы. Прошла большая фотовыставка ”Justice for Khojaly” в рамках международной кампании "Справедливость для Ходжалы". Мы, выходцы из Азербайджана, видели ту трагедию своими глазами. Самое страшное заключается в том, что страдают невинные люди. В чем были виноваты дети, старики, уничтоженные, убитые только лишь потому, что они были азербайджанцами?

Трагедия 1918 года перекликается с событиями Ходжалы. Это реально акт геноцида, совершенный против азербайджанцев. Я всегда пишу в газете Jerusalem Post, в которой являюсь политическим аналитиком и блогером, что отличие Ходжалинской трагедии от катастрофы европейского еврейства в том, что большинство виновников Холокоста понесли наказание после Нюрнбергского процесса. А те из них, кто не был осужден, понесли наказание благодаря израильской разведке. С Ходжалы ситуация другая. Виновные - люди, которые сегодня находятся у руководства Республики Армения, остаются на свободе, и никто из них не понес наказания. Это страшно. Преступники должны понести наказание. К сожалению, двойные стандарты в международных отношениях этого не позволяет.

Специально для Риммы Варжапетян (главы еврейской общины Армении) представляю факты, которые она совершенно по понятным причинам скрывает. Приведу данные авторитетного ученого Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана Моисея Беккера, который указывал, что несколько лет назад в своем отчете «Антисемитизм в Армении» именно Римма Варжапетян отмечала факт возвеличивания в учебниках армянской истории и средствах массовой информации Армении активиста организации «Дашнакцутюн», известного армянского антисемита Драмастамата Канаяна, больше известного по кличке «Дро». Стоит напомнить, что в годы Второй мировой войны он самолично участвовал в уничтожении тысячи евреев. И сегодня именно этот указанный «борец» за свободную Армению, ярый антисемит и фашист нужен, по мнению Варжапетян, нынешним правителям страны как символ для оправдания своих экспансионистских планов и воспитания подрастающего поколения в духе ненависти к другим народам.

Ну и как после того, когда в учебниках армянской истории фашист и участник уничтожения евреев преподносится героем, и это не антисемитизм, и это не оправдание фашизма со стороны Варжапетян, или, будучи «еврейкой», она готова оправдать деятельность нацистских преступников только потому, что они армяне?

О каком отсутствии антисемитизма в Армении можно говорить, когда несколько лет назад в ереванском Доме писателей состоялась презентация книги Ромена Епископосяна «Национальная система», изданной на армянском и русском языках. И тогда Вы сами, вместо того чтобы защитить честь и достоинство еврейского народа, память уничтоженных фашистами шести миллионов евреев, среди которых были и представители моей семьи, заявили, что данная книга задумана как инструмент, с помощью которого можно начать формировать некую национальную систему.

Я спрашиваю Вас как главу так называемой «еврейской общины», если Вы считаете себя представителем еврейского народа, как Вы можете согласиться с этим ярым антисемитом и армянским шовинистом Роменом Епископосяном, который голословно заявил, что Холокост – это миф? Наверное, вы так заняты враньем и лжесвидетельством, что забыли слова известного еврейского общественного деятеля Симона Визенталя, который писал, что «евреи должны действенно помнить про Холокост, и он должен стать для каждого еврея и еврейства в целом неким переворотным моментом в еврейской истории, где недопустимы появление рецидивов нацизма и отрицание Холокоста». А что делает госпожа Варжапетян: она покрывает неонацистов и антисемитов только потому, что они армяне.

Если Вы думали, что я буду молчать, Вы ошибались. Ведь не зря до сих пор, согласно публикациям СМИ, происходит постоянное осквернение мемориальной плиты жертвам Холокоста в Ереване. Неизвестные злоумышленники красной краской нарисовали на памятнике свастику, а также оставили надпись на армянском языке, оскорбляющую еврейский народ. До установки этого памятника в парке находился обелиск памяти жертв Холокоста, который несколько раз становился объектом осквернения. Или Вы скажете, госпожа Варжапетян, что этого не было? Вы все время пытаетесь сгладить или обелить, а, скорее всего, скрыть от мирового еврейства факты вандализма и антисемитизма в Армении. И после этого вы обращаетесь в израильский Кнессет признать так называемый «геноцид армян». Как внук деда, потерявшего всю свою семью в Украине, я вспоминаю слова патриарха израильской политики, президента Израиля Шимона Переса: «Невозможно сравнивать Холокост еврейского народа с трагедией другого народа».

Если глава «еврейской» общины Армении не знает истории, я могу подсказать, что германский фашизм уничтожил 6 миллионов евреев в Европе только потому, что они были евреями; армяне же стали жертвами политики царской России, обещавшей им создать на территории Османской империи собственное государство. Здесь я не могу не согласиться со словами известного ученого Моше Беккера, что не могут армяне смириться с мыслью, что Катастрофа европейского еврейства признана во всем мире, а вот с так называемым «геноцидом армян» происходят постоянные казусы.

Варжапетян должна знать, что я всегда готов слышать правду об Армении, однако эта правда печальна не только для еврейского народа, который сегодня составляет микроскопическое количество в моноэтнической Армении, но и для азербайджанцев, для которых Армения – земля предков, отцов и дедов. Согласно армянскому историку Джорджу Бурнутяну, в первой четверти XIX века азербайджанцы составляли 80% населения Эриванского ханства, остальными 20% являлись христиане (армяне). (George A. Bournoutian. «Eastern Armenia in the Last Decades of Persian Rule, 1807-1828», Malibu: Undena Publications, 1982, рр. 22, 165). А сегодня в «толерантной», по словам Варжапетян, Армении нет ни одного азербайджанца.

Я понимаю, что Варжапетян выполняет заказ режима Саргсяна, однако как она может называть Армению толерантной страной, когда она является самой моноэтнической страной на постсоветском пространстве? Вы опять готовы нивелировать действия армянских националистов и шовинистов, бесстыдно заявляя, что в Армении никогда никого не преследовали. Наверное, госпожа Варжапетян забыла или делает вид, что забыла, но я напомню ей об этом опять же фактами. Армянскими экстремистами в ноябре 1987 года были изгнаны первые азербайджанцы из Кафанского района Армении.

Британская BBC также распространила информацию о том, что 25 января 1988 года первые азербайджанцы изгоняются из Кафанского района Армении. Со слов очевидцев известно, что трагедия разразилась на юге Армении, в Мегринском и Кафанском районах, в местах компактного проживания азербайджанцев. В пути гибли дети, женщины, старики. В результате этнической чистки Армении 185 населенных пунктов были освобождены от азербайджанцев, более 250 тысяч азербайджанцев и 18 тысяч курдов насильственно изгнаны из родных очагов, более 200 азербайджанцев было убито. Из них 49 человек, убегая от угроз армян, замерзли в горах, 41 человек погиб в результате жестокого избиения, 35 человек погибли от зверских пыток, 115 человек сожжены, 16 человек были расстреляны, 10 человек, не выдержав истязаний и пыток, умерли от инфаркта, 2 человека были умерщвлены врачами в больнице, а остальные были утоплены в воде, повешены, убиты электрическим током и обезглавлены. Почему об этой «толерантной» Армении Римма Варжапетян не хочет говорить?

О какой толерантности армян можно говорить, когда этот «многострадальный» народ, оккупировав азербайджанский город Ходжалы, в одну ночь превратил его в руины?! Или Варжапетян не знает об этой массовой резне, потрясшей мир своим варварством и ненавистью? Госпожа Варжапетян, знайте, что не только в Азербайджане, но и в Израиле знают, что жестокие и беспощадные сцены этой трагедии навсегда останутся шрамом в сердце Азербайджана. Массовая резня в Ходжалы – это злодеяние против всего человечества. Это уже исторический факт, что армянские вооруженные силы и отряды наемников не пощадили фактически никого из ходжалинцев, не успевших покинуть город и его окрестности. В результате зверства армянских вооруженных формирований 613 человек были убиты, 487 человек стали калеками, 1275 мирных жителей – старики, дети, женщины, – попав в плен, были подвергнуты непостижимым мучениям, оскорблениям и унижениям. О судьбе 150 человек до сих пор ничего неизвестно.

Это был настоящий геноцид, настоящая и бесчеловечная массовая резня. Из 613 человек, убитых в Ходжалы, 106 – женщины, 63 – дети, 70 – старики. Единственной виной мирных жителей, уничтоженных в Ходжалы, было то, что они были азербайджанцами. И после этого называющая себя представителем народа Израиля с армянской фамилией Варжапетян будет объяснять мне, что такое современная Республика Армения, руководство которой по локоть в крови азербайджанского города Ходжалы?

Достаточно напомнить Римме Варжапетян, что говорил тогдашний военный руководитель карабахских сепаратистов, а ныне президент Армении Серж Саргсян о кровавых событиях в Ходжалы: «До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели это сделать, мы сломали этот стереотип». Это более чем откровенное признание умышленно совершенного массового убийства мирных граждан, а вы нагло врете и утверждаете что Армения – толерантное государство… может быть, по отношению к армянам.

Перестаньте обманывать мировое сообщество и мировое еврейство о многострадальности Армении и угрозах со стороны Турции и Азербайджана. Как Турция может угрожать Армении, когда более 150 000 армян работают в Турции нелегально, чтобы прокормить свои семьи в бедной и нищей Армении?

В чем виноват Азербайджан, когда страна, оккупировавшая 20% его территории, осталась практически в стороне от главных геополитических и геоэкономических проектов, связанных с газовыми и нефтяными ресурсами Каспийского моря? Это неоспоримый факт, что сегодня ни один проект в регионе не возможен без участия Азербайджана, а Армения – самая зависимая страна Южного Кавказа, которая полностью привязана и зависит от внешних политических и экономических амбиций России. Все прекрасно знают, что Армению от голода спасают богатая армянская диаспора (частные трансферы составляют около двух миллиардов долларов в год) и спонсорская помощь Конгресса США. Скажите, госпожа Варжапетян, в этом виноват Азербайджан со своими геополитическими успехами или президент Саргсян, случайно попавший на авансцену политической жизни Армении?

Вы хотите миру рассказать о религиозной толерантности в Армении, когда практически все исламские памятники и мечети были уничтожены в оккупированных районах Азербайджана – Агдаме, Физули, Губадлы, Лачине, Кяльбаджаре, Шуше, Зангилане?! Воспитанные с детства в шовинистической ненависти к представителям того народа, который приютил их у себя, армянские шовинисты, показав свое истинное лицо, обрушили на азербайджанцев всю силу человеческой подлости. Тогда же ненависть армян обратилась и на памятники, принадлежавшие к истории азербайджанского народа. Их тоже стали уничтожать, чтобы стереть с лица земли всякое свидетельство того, что на этих землях испокон веков жили представители тюркских народов. Еще один символ толерантности армянского народа?

Перестаньте сравнивать положение евреев в Азербайджане и Армении. Этот факт не поддается никакому сравнению. Вы считаете, что издание газеты, которую никто не читает из-за микроскопического количества евреев, и награждение Вас медалью являются отражением развития «еврейской» жизни в Армении? Медали за службу режиму и газета – это не еврейская жизнь, госпожа Варжапетян. Я понимаю, заказ каких людей вы выполняете, но, наверное, есть понятие чести и совести.

Опять обратимся к фактам. Согласно Электронной еврейской энциклопедии, значительная часть выехавших репатриировалась в Израиль: в 1990 г. – 161 человек, в 1991 г. – 108, в 1992 г. – 135, в 1993 г. – 382 человека. В 2000 г. из Армении в Израиль приехали 126 евреев, в 2001 г. – 101 еврей, в 2002 г. – 80 евреев, в январе-августе 2003 г. – 18 евреев. Ситуация настолько драматичная, что исполнительный вице-президент Еврейской конфедерации Украины Иосиф Зисельс в одном из своих интервью с горечью отметил, что «из Армении практически все евреи уехали». В настоящее время, согласно оценкам разных еврейских источников, число евреев, живущих в Армении, насчитывает несколько сотен человек, в основном это женщины, вышедшие замуж за армян.

А сейчас откройте глаза и посмотрите на Азербайджан. Все прекрасно знают, что евреи никогда не чувствовали себя иностранцами в Азербайджане, и сегодня они являются неотъемлемой частью азербайджанского общества. Это исторический факт, что в правительстве первой парламентской республики мусульманского Востока, отцами-основателями которой были Мамед Эмин Расулзаде, Алимардан бек Топчубашев и Фатали хан Хойский – в правительстве АДР было четыре министра-еврея. И сегодня на фоне этнического национализма и шовинизма в Армении в Азербайджане наблюдается процесс возрождения и развития 20-тысячной еврейской общины, ее культурной и религиозной жизни. Еврейская община является одной из самых активных и влиятельных религиозных общин Азербайджана.

Согласно данным Википедии, в Азербайджане созданы и активно функционируют Центр азербайджано-израильской дружбы, еврейское агентство «Сохнут», комитеты по защите и сохранению еврейских традиций - «Джойнт» и «Ваад-Л-Хетзола», религиозные школы-иешивы, Еврейский культурный центр, женское общество «Ева», благотворительное общество «Хесед-Хершон», молодежные клубы «Алеф», студенческая организация «Гилель», видеоклуб «Мишпаха», учреждены газеты «Аз-Из», «Башня» и «Амишав». И сегодня в парламенте Азербайджана есть представитель еврейского народа, уважаемый Евда Абрамов. Поселок Красная Слобода – единственное и уникальное место компактного проживания евреев в мире, это настоящая гордость Азербайджана и моя гордость как выходца из Азербайджана. Здесь евреи и азербайджанцы живут веками, чувствуют себя родными братьями. Здесь они связаны общей судьбой и историей.

Сегодня, по словам главы горских евреев Азербайджана Милиха Евдаева, двери синагоги для любого прихожанина открыты круглосуточно. Регулярно проводятся молитвы и собирается миньян. В синагоге проводятся бармицва, батмицва, бритмила и другие обряды. Религиозная община помогает нуждающимся, инвалидам и пожилым. На праздники регулярно раздаются продуктовые пакеты, а именно на Рош а-Шана (еврейский Новый год), Сукот, Симхат Тора, Хануку, Пурим и Пейсах (еврейская Пасха). Организованы выпечка и раздача по пятницам еженедельного кошерного шабатного хлеба для прихожан общины, а в праздничные дни – халы. Благотворительная помощь оказывается также и людям других вероисповеданий, что неудивительно для страны, где представители различных религиозных конфессий веками поддерживают дружеские отношения, включая взаимовыручку в трудностях.

Это исторический факт, в Азербайджане никогда не было антисемитизма, и мы, выходцы из Азербайджана, гордимся этим фактом толерантности. Азербайджан является подлинным образцом межцивилизационного диалога. Покажите мне еще одну страну – мусульманскую или христианскую, где под патронатом президента и первой леди страны были построены две синагоги и самый большой образовательный еврейский центр на Южном Кавказе. Думаю, другой такой страны вы просто не найдете. Именно поэтому Израиль высоко ценит роль руководства современного Азербайджана в теплом и искреннем отношении к 20-тысячной еврейской общине.

Именно поэтому сравнивать Азербайджан и Армению по уровню антисемитизма, госпожа Варжапетян, кощунственно и бессовестно. Я понимаю, под каким политическим прессингом Вы находитесь, однако я как гражданин Израиля всегда буду пропагандировать Азербайджан, который, не только по моему убеждению, но и по убеждению многих мировых центров толерантности, является примером религиозной и национальной терпимости, и который опередил по уровню терпимости не только азиатские, но и большинство европейских государств.

И последнее, этот факт Римма Варжапетян не сможет отрицать, что Азербайджан, 95% населения которого составляют мусульмане, смог предоставить мирное и комфортное проживание людям других конфессий и национальностей. На древней земле Страны Огней мирно и уважительно существовали иудаизм и ислам, огнепоклонничество и христианство. Эта земля излучала и продолжает излучать особую энергетику толерантности и веротерпимости. Скажу больше, модель толерантности Азербайджана сегодня считается образцом для мирового сообщества и даже для многих развитых европейских стран, уже имеющих с этим конкретные проблемы.

Не зря Президент Азербайджана Ильхам Алиев постоянно подчеркивает, что мультикультурализм и толерантность – это государственная политика и образ жизни Азербайджана, и он высоко оценивает этническую и религиозную толерантность, которой пользуются все граждане Азербайджана, независимо от этнических и религиозных корней. Интересно, слышала ли Римма Варжапетян от президента Армении (одного из непосредственных организаторов массовой резни азербайджанцев в Ходжалы) такое заявление? Думаю, вряд ли – зачем главе моноэтнического государства говорить о мультикультурализме и толерантности, когда в стране нет представителей других народов, они либо уехали из-за армянского шовинизма или были изгнаны из Армении.

Турецкие политики и дипломаты выступили с резким осуждением решения сената Франции, который в 23 января вечером одобрил законопроект об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян.

Сенат Франции принял законопроект по криминализации отрицания геноцида, признанного французским законодательством, в том числе геноцида армян. Согласно документу предусматривается уголовное наказание в виде лишения свободы сроком до одного года и штраф в 45 тысяч евро для тех, кто отрицает так называемый геноцид армян в Османской империи в 1915 году.

Согласно законодательству Франции, президент в течение 15 дней после получения правительством окончательно принятого закона обнародует его. Он может до истечения этого срока попросить парламент пересмотреть закон или отдельные его статьи. Этот пересмотр не может быть отклонён.

Турецкие политики и дипломаты выступили с резким осуждением решения сената Франции, который в 23 января вечером одобрил законопроект об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян, передаёт агентство Франс Пресс . Сразу после того, как стали известны итоги голосования, турецкий министр юстиции Садуллах Эргин в эфире телеканала CNN Turk заявил, что законопроект «является величайшей несправедливостью и выражает крайнее неуважение по отношению к Турции». Он добавил, что данное решение «не обладает законной силой».

В связи с принятием Сенатом Франции закона об уголовном наказании за отрицание геноцида армян Турция обсуждает вопрос применения дополнительных санкций против Парижа, сообщает газета Milliyet . В частности, как пишет издание, власти Турции обсуждают вопрос о снижении уровня дипломатических отношений с Францией до минимума и об отзыве своего посла из Парижа.

Среди других рассматриваемых санкций — запрет для французских компаний на участие в тендерах в Турции, закрытие турецкого воздушного и морского пространства для военных самолётов и кораблей Франции. Анкара, кроме того, намерена использовать все возможности международного права, чтобы добиться отмены принятого парламентом Франции решения, пишет Milliyet.

Ожидается, что 27 января премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган огласит список санкций против Франции.

Хотим мы это признать или нет, но необходимо учитывать тот факт, что руководство и политическая элита Франции активно связаны с армянским лобби. Принятый Сенатом Франции законопроект — это не случайная акция, а результат эффективного действия и влияния армянского лобби во Франции, чьи голоса важны для Николя Саркози , чтобы продолжить своё президентство.

Это факт, что ни один президент Франции не имел столь негативного отношения к турецко-французским отношениям, как Николя Саркози. То, что он не отвечает на телефонные звонки президента Турции Абдуллы Гюля , является продолжением ранее демонстрируемой линии поведения. Сегодня это факт, что кто не согласен с мнением армянского лобби, должен нести ответственность перед законом. Сегодня манипулируют сознанием и невозможностью решения вопроса даже с открытием исторических источников — на стол не выкладываются исторические документы для экспертов и историков. Решение французского Сената по криминализации отрицания так называемого геноцида армян противоречит основному принципу демократии и является нарушением естественного права человека на свободу слова. Свобода выражения во Франции оказалась под контролем политиков, находящихся под полным контролем армянского лобби. Это факт, что эти политики совершенно забыли о национальных стратегических интересах Франции, которые исходят не из стратегических интересов страны, а из желания сторонников Саркози остаться на еще один президентский срок. Не секрет, что официальный Париж превратил этот чувствительный вопрос в инструмент внутренней политики, и это решение является самым неудачным и ошибочным шагом внешнеполитической стратегии Франции.

Если каждый парламент станет выносить решения касательно истории и приводить их в исполнение — в Европе наступит новый период репрессий и гонений. История действительно полна кровавых международных и межнациональных конфликтов, которые легко могут быть использованы в современной геополитической борьбе.

Событиями столетней давности следует заниматься историкам, а не парламентариям и премьер-министрам, тем более под страхом штрафа или тюрьмы. Историкам легче вместе находить пути решения существующих проблем. Однако история всегда служила и, разумеется, ещё долго будет служить благодатной почвой для сведения политических счётов. Так происходит и в нынешнем дипломатическом конфликте Франции и Турции по поводу признания так называемого геноцида армян.

С этой точки зрения, считаю необходимым отметить, что турецкая диаспора в мире и турецкий МИД долгое время, а именно последние 5 лет совершенно спокойно наблюдали за тем, как армянская диаспора во Франции по крупинке добивалась успеха. Отмечу, имея достаточно хороший опыт работы с представителями турецкого МИДа, это можно наблюдать по всему миру.

Думаю, всем нам надо делать свои выводы из этого. К сожалению, азербайджанская и турецкая диаспора в мире действуют с позиции защиты, забывая о том, что самая лучшая защита — это нападение. Мы должны перестать защищаться, мы должны действовать агрессивно, жёстко и реалистично. Азербайджанская и турецкая диаспоры должны активно проводить международные конференции историков и специалистов по данной тематике в тех странах, где сильны позиции армянского лобби. Они должны организовывать поездки учёных-историков и журналистов в Турцию и Азербайджан, для того чтобы показать истинную природу так называемого геноцида армян. У Азербайджана есть сегодня возможности и достаточный потенциал для проведения агрессивной диаспорской деятельности по всему миру, учитывая активную работу Фонда Гейдара Алиева и Государственного Комитета по делам диаспоры Азербайджана. Мир, к сожалению, знает о трагических событиях столетней давности намного больше, чем о трагедии азербайджанского города Ходжалы. Азербайджан обязан это сделать ради памяти безвинно погибших жертв трагедии в Ходжалы, ради детей, так и не увидевших больше своих матерей.

Арье Гут

Об этом в информационно-аналитической передаче "День" Девятого израильского телевизионного канала с популярным изральским ведущим Владимиром Рав Ционом выступил с комментариями глава израильской неправительственной организации «Международные проекты для общества», известный израильский эксперт в области международных отношений Арье Гут.

Израильский эксперт отметил, что сегодня сильный и независимый Азербайджан успешно проводит многовекторную внешнюю политику. "Благодаря успешным геополитическим и геоэкономическим инициативам, Азербайджан стал самым мощным геополитическим стержнем и лидером региона, без участия и согласия которого не может быть решен ни один политический, экономический, транспортный вопрос в этом стратегическом регионе мира, каким является Южный Кавказ. Азербайджан является самой сильной региональной силой и локомотивом в регионе Южного Кавказа. Не будем забывать, что Азербайджанская Республика находится в очень тяжелом геополитическом окружении и осуществляет много векторную внешнюю политику.

Реальность сегодня такова, что ни одна страна в Евразии и во всем мусульманском мире не имеет более тесных связей с Израилем, чем Азербайджан. За 26-летнюю историю дипломатических отношений между двумя государствами была доказана необходимость и жизнеспособность стратегических отношений между еврейским государством и государством с мусульманским большинством. Наши дружественные государства действительно взаимодействуют как истинные и надежные стратегические партнеры. Фактически азербайджанцы и евреи могут не только сосуществовать, но и быть настоящими друзьями, развивать и укреплять свои отношения», – подчеркивает Арье Гут.

По мнению Гута, в этом сложном лабиринте геополитики Азербайджан имеет свое место под солнцем. "У Израиля и Азербайджана существует самый высокий и доверительный уровень политического диалога, есть серьезная экономическая составляющая – торговый оборот примерно 5.7 миллиардов долларов, но самое главное в израильско-азербайджанских отношениях – это очень важная составляющая этих отношений – человеческий фактор, я бы сказал, что это один из основных столпов в двусторонних отношениях.

Мы были вместе с делегацией израильских наблюдателей в еврейской Красной Слободе в Азербайджане. Среди наблюдателей был генерал Узи Даян, который выразил мне восхищение о заботливом и теплом отношении к евреям в Азербайджане, которое не имеет прецедентов в мире. Поселок Красная Слобода – единственное уникальное место компактного проживания горских евреев в мире после Израиля, настоящая гордость Азербайджана. Здесь евреи и азербайджанцы веками живут как родные братья, они связаны общей историей и судьбой. Азербайджан является и продолжает оставаться подлинным образцом межцивилизационного и межконфессионального диалога. Азербайджан действительно является островком стабильности, мультикультурализма и толерантности», – отметил Арье Гут.

Эксперт отмечает, что независимая политика Ильхама Алиева, основанная на национальных интересах, является краеугольным камнем внешней политики Азербайджана. «Официальный Баку доказал, что никто не может говорить с Азербайджаном на языке ультиматумов. Сотрудничество и партнерство с иностранными партнерами основано исключительно на взаимных интересах», - отмечает израильский эксперт.

Армяно-азербайджанского конфликта и отставки Саргсяна, Арье Гут отметил что более 25 лет Армения продолжает оккупировать 20 процентов территории Азербайджана, в результате чего в стране 1 миллион беженцев. "Официальный Баку давно дал понять, что никогда не согласиться с нынешним статус-кво данного конфликта с Арменией. К тому же Баку, согласно международным нормам, имеет право не только на самозащиту, но и на освобождение оккупированных Арменией азербайджанских территорий.

Что же касается отставки Сержа Саргсяна, этот человек оставил свой ужасный кровавый след в истории. "Напомню, что Саргсян был не только и идеологом, но и организатором акта геноцида в азербайджанском городе , где в одну ночь были уничтожены 613 азербайджанцев – детей, стариков и женщина, мирных азербайджанских граждан. И это преступление азербайджанский народ никогда не простит Саргсяну.

Что же Саргсян оставил собственному народу? За десять лет своего правления само изолировавшаяся в регионе Южного Кавказа, Армения из-за необоснованных территориальных претензий, а в основном из-за оккупации азербайджанских земель и продолжающей военной агрессии осталась практически в стороне от главных геополитических, геоэкономических, транспортных и логистических проектов, связанных с газовыми и нефтяными ресурсами Каспийского моря. Это неоспоримый факт, что Армения - самая зависимая страна Южного Кавказа. Армения сегодня полностью привязана и зависит от внешних политических и экономических амбиций России" – отметил Арье Гут в информационно-аналитической передаче "День" Девятого израильского телевизионного канала.

По словам Гута, экономика Армении находится в плачевном состоянии, это определяет и будет определяться тем, что Армения потихоньку превращается в полного сателлита России. "Армения, если 10 лет назад население которой составляла 3 миллиона человек сейчас там не проживает больше 1.5 миллиона человек. Люди покидают Армению, так как не видят будущего. Причиной массового "чемоданного настроения" является плачевное состояние экономики Армении. Жители Армении воспринимают реализуемую в стране экономическую политику негативно, видя выход только в выезде из страны.

Беспредел и безнаказанность, инициируемые властями страны, довели ситуацию до того, что вершителями судеб страны стали недалекие и не имеющие простого горизонта непрофессионалы и некомпетентные дилетанты. То есть те, кому Серж Саргсян воздает по заслугам за "боевые подвиги". Не смотря на то что Саргсян руководил страной 10 лет, он оказался все тем же слесарем, которым начинал свою рабочую деятельность. В этой ситуации народ вышел на площадь и начал требовать отставки и Саргсян вынужден был уйти. И в Азербайджане надеются, что к власти в Армении придут здравомыслящие люди, думающие о своем народе и своей стране, находящейся в очень тяжелом положении" – резюмировал Арье Гут в информационно-аналитической передаче "День" Девятого израильского телевизионного канала.

Поделиться