Какие продукты не едят евреи. Еврейская традиция

Почему нельзя есть свинину мусульманам?

Европейцев-христиан часто удивляют необычные традиции, встречающиеся в других культурах, в частности, в мусульманстве. Несмотря на то, что на первый взгляд в этих двух мировых религиях присутствует множество идентичных элементов, в каждой из них существует какие-то

Свои неповторимые особенности. Наверняка каждый знает, что ни один верующий мусульманин никогда не будет есть свинину и пить вино (из-за этого, как мы помним из истории, Древняя Русь так и не приняла веру пророка Мухаммада). И если по поводу алкоголя вроде бы все понятно, то почему нельзя есть свинину мусульманам? Употребление в пищу этого мяса запрещено потому, что свинья - нечистоплотное животное; верующий же, употребляя его, сам осквернит себя, что неугодно пред лицом Аллаха.

Современные ученые выдвигают две рациональные гипотезы возникновения подобного табу:

1. Ислам зародился на территории Арабского халифата, где климат очень жаркий и засушливый. Мясо могло храниться очень недолго, а употребление в пищу испорченной свинины очень часто вызывало отравления - вот почему нельзя есть свинину мусульманам.

2. Недавно испанские ученые сделали удивительное открытие: оказывается, свинина вредна для здоровья человека. В крови и мышцах этого парнокопытного обнаружено

Можно ли христианам есть свинину?

"Глупый вопрос! - возможно, скажут многие. - Почему нельзя есть свинину?" Мусульманам это напрямую запрещено пророками, а в Новом Завете нет ни слова о запрете употребления в пищу свиного мяса. Однако не стоит быть столь категоричными - стоит лишь вспомнить о том, что ислам вовсе не является первой религией, в которой существуют пищевые табу. Ею является иудаизм. В Ветхом Завете Моисею и Аарону дается свод жизненных правил, в котором содержится и список ограничений в еде. В частности, иудеям запрещено

есть всякую мертвечину, кровь и мясо животных, чьи копыта не раздвоены и которые не жуют жвачку - свинья входит в их число. Иисус же в Новом Завете говорит своим ученикам: "Я не пришел в этот мир, чтобы отменять слова пророков!" - то есть пищевые запреты никем не отменялись. Однако многие противники ограничений говорят, что древние заветы давались исключительно для иудеев и не обязательны для исполнения потомками язычников. Кроме того, в Евангелие от Иоанна есть стих, гласящий, что "грех - не то, что входит человеку в уста, а то, что из них исходит". Окончательное же решение этого вопроса было сформулировано на Собрании апостолов в 49 году н.э.: " Избегайте блуда, идолопоклонства и не делайте другим то, чего не хотите себе".

В настоящее время многие люди, которые не являются евреями по национальности, но заботятся о своем здоровье, стали увлекаться при которой употребляется только кошерная пища. Главная причина этого для многих из них - вовсе не религиозные убеждения, а то, что такого рода продукты экологически чистые и более полезные.

Такое питание основано на законах кошера, или кашрута, отвечающих правилам и нормам иудаизма. Конечно же, людей, стремящихся к здоровому питанию, не особо интересуют эти правила, ведь для них главнее качество продуктов, подлежащих Ведь слово «кошерный» означает, в переводе с иврита, «пригодный». Специальный знак на всех товарах ставится как подтверждение высокой экологичности и полезности. Естественно, и стоимость продуктов, из которых готовится кошерная пища, намного выше.

Главные принципы кашрута

  1. Мясо, употребляемое в пищу, должно быть только определенных видов парнокопытных жвачных животных. Разрешены баранина, говядина, козлятина, оленина, лосятина. Самое известное из запрещенных (нечистых) животных - свинья. Согласно этим правилам, кролик также некошерное животное.
  2. «Чистыми» являются все домашние птицы - индейка, курица, утка, гусь. Список запрещенных птиц перечислен в Торе в книге «Ваикра», среди которых все хищные виды.
  3. Забой животных производится по специальной технологии, а затем мясо, используемое для приготовления кошерной пищи, проходит предварительную обработку с соблюдением определенных правил.
  4. Разрешенная рыба должна быть нехищной, с чешуей и плавниками. Запрещены моллюски и ракообразные. В отличие от мяса, при приготовлении блюд рыба не проходит специальную предварительную обработку.
  5. Продукты «нечистых» животных также запрещены, например, так как верблюд - некошерное животное. Единственное исключение - мед, хотя он представляет собой результат жизнедеятельности пчел, которые являются насекомыми.
  6. Нельзя смешивать в процессе приготовления мясную и молочную пищу. По этой причине даже посуда должна быть отдельно предназначенной для этих категорий продуктов. Запрета на рыбно-молочные блюда нет.
  7. По еврейской традиции нельзя употреблять насекомых, пресмыкающихся и земноводных.
  8. Все фрукты, овощи, ягоды, грибы - это
  9. Употреблять молоко в пищу можно не ранее, чем через три-пять часов после мяса, так для переваривания требуется определенное время. В то же самое время мясные блюда можно есть сразу после молочных, достаточно просто прополоскать рот. Кошерная пища не должна состоять одновременно из рыбы и мяса.

Особенности забоя животных, птиц и предварительной обработки мяса

Не все мясо кошерных животных разрешено. Под запретом:

Мясо умерших естественной смертью или болевших перед убоем;

Животные, убитые на охоте или другим зверем;

Части туши, где есть и сальный жир;

Мясо, в котором есть кровь.

Забой животных, обработку туши, проверку проводят специалисты, что гарантирует «чистоту» мяса.

Подводя итоги, можно сказать, что кошерная пища - это обязательное соблюдение определенных правил и порядка приготовления блюд. Еврейские традиции в кулинарии - самые строгие из всех, поэтому кошерные продукты в основном продаются на рынках Израиля. Но, как ни странно, жители других национальностей и вероисповеданий также употребляют в пищу блюда, приготовленные из «чистых» товаров. Ведь правильное питание - залог здоровья всех людей.

February 4th, 2018

Все знают, что иудеи и мусульмане не употребляют в пищу свинину, но мало кто задумывался, почему же у них так заведено. Обычно всё сводится к объяснениям, что свинья считается грязным животным. Но ведь во времена, когда зарождались религии, остальной скот был ненамного чище! Да и сами люди часто жили в ужасных антисанитарных условиях.

В чем же дело?

Кашрут или кошер - свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными - от овец до жирафов.

Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы - наоборот, поджимают из стыда лапки.

Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей.

Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.

Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).

Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.

К тому же другие народы терпимо относятся к свиньям, хотя эти животные во всём мире одинаково любят поваляться в грязи. Так в чём же тогда загвоздка?

Оказалось, что этот запрет заинтересовал даже ученых. Они говорят, что каждое пищевое табу в религии легко объясняется с точки зрения здравого смысла. Это не какая-то прихоть верующих фанатиков, а реальные меры предосторожности!

Как нечистое животное, свинья упоминается уже в Торе (IX век до н. э.). Отвращение к свинье у евреев было столь сильным, что вместо слова «свинья» они часто говорили «давар ахер», буквально — «другая вещь», то есть нечто, что лучше даже не называть своим именем.
Негативное отношение иудеев и мусульман к свиньям объясняют нечистоплотностью этих животных, пожирающих даже свои экскременты, и тем, что в жарком климате в их мясе быстро накапливается трупный яд. Однако еврейские законоучители неизменно подчеркивали, что не следует искать здесь каких-то рациональных причин, мотивация Господа от человека скрыта.

Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме — одной из ранних религиозных систем — запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени.

Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать. Например, наши предки не могли называть медведя его настоящим именем — бер, так и укоренилось это «мед-ведь», то есть «знаток меда». Кстати, некогда у славян тоже существовал запрет на употребление медвежатины.

Стоит сказать, что в Ветхом Завете тоже написано, что нельзя есть мясо свиней, но сколько христиан придерживается этого запрета?
Гастрономические предпочтения мусульман сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.

Коран, как и Тора - в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3). Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый».

Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.

Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также - во время поста - мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.

Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).

Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы - учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.

Последователи джайнизма, еще одной религии Индии, даже надевают на рот особые повязки и подметают дорогу перед собой веником для того, чтобы не убить случайно живых существ. Стоит ли говорить, что они не употребляют их в пищу ни в каком виде. Индуисты стараются не есть раджасную пищу - обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную - «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.

Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.

Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей. Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого - коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя.

К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы - ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется. Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур - земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.

Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.

Источники:

Когда рухнула советская власть огромное количество присяжных атеистов вдруг ушло в религию. Столь быстрая и легкая перемена убеждений свидетельствует о том, что и прежний атеизм был поверхностным, да и новая вера не глубока. А еще о том, что от религии ждут чудес, здесь и сейчас.

Между тем, религия – это всего-навсего иной взгляд на жизнь. Этот взгляд не лучше и не хуже всякого другого. Разве что в основе религии всегда лежит абсолютная вера в Бога и его слова. В иудаизме и христианстве это называется «страхом Господним» и считается основой мудрости. Об этом говорится и в Псаломе 110:10, и в Книге Притч 1, 7.

То, что такой взгляд на жизнь иной раз проще взгляда, например, атеистического, апеллирующего к науке, легко увидеть как раз на примере вопроса о том, почему евреи и мусульмане не едят свинину. Так вот, для человека, искренне верующего, ответ прост и очевиден. Потому что Бог, в существовании которого этот человек безусловно не сомневается, приказал не есть мясо свиньи и еще некоторых животных.

То, что запрещено есть евреям (не кошерно), перечислено в книге Левит, гл. 11. (На иврите эта книга называется «Вайикра»)

Согласно написанному в этой главе к еде пригодны только животные, которые жуют жвачку и имеет раздвоенные копыта. Поэтому нельзя есть мясо верблюда: он жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт. Зайцы и кролики тоже не пригодны для еды. Они, хотя и жвачные животные, но не имеют копыт. По той же причине не съедобна лошадь.

Ну, теперь понятно, почему по Божьему слову нельзя есть свинину. У нее есть раздвоенные копыта, но она не жует жвачки, и потому считается животным нечистым.

Непригодным к еде считается не только свиное мясо и сало, но также свиная кожа и щетина.

Кроме того в 11 главе книги Левит перечислены и другие животные, не пригодные в пищу для евреев. Например, из всех рыб можно есть только тех, у которых имеется чешуя. Поэтому и осетровые рыбы, и добываемая из них черная икра для евреев - запретное лакомство. Красную икру есть можно, поскольку она добывается из рыб с чешуей. По той же причине на еврейском столе нельзя увидеть кальмаров, криветок или осьминогов.

Надо сказать, правило по определению пригодного к еде мяса достаточно краткое и всеобъемлющее. К тому же в первой строке сказано, что это – слова Бога. Как же истинно верующему его не исполнить?

Мусульмане руководствуются словами пророка Мухаммада, записанными в Коране (сура 2). Сура эта запрещает есть мертвечину, кровь, свинину, а также мясо животных, которых приносили в жертву другим богам, то есть которые не были заколоты с именем Аллаха. Заметим, что поскольку правила еврейского кашрута включают в себя правила халяльности мусульманской пищи, а Аллах - тот же единый Бог, которого почитают и евреи, мусульманам не запрещено есть еду, разрешенную для евреев и забитую евреями.

Ответ же на вопрос, почему евреи не едят свинину, для атеистов гораздо более запутан. Вернее, имеется несколько ответов, каждый из которых можно рассматривать, как верный, а можно в его правильности сомневаться. Так что каждый волен выбирать (или не выбирать) любое из нижеследующих объяснений.

1. Свиной жир тяжело переваривается организмом в жарком климате и требует для этого много воды.

2. Свиньи часто заражены трихинами – мелкими круглыми червями, которые через свиное мясо попадают в организм человека. Заражение трихинами трудно вывести, поэтому лучше избегать употребления свинины, особенно дикой.

3. Свинья – всеядное животное, находит пищу в любой грязи и даже пожирает собственные экскременты.

4. Наконец, этнографы объясняют запрет на поедание свинины евреями и арабами тем, что дикий кабан был тотемным животным (покровителем) семитских племен, а тотемное животное в пищу не употребляют.

Как видим, и в религиозной, и в атеистической системе взглядов можно объяснить любой вопрос, хотя и по-разному. Так что исповедание религии не делает жизнь легче. Как, впрочем, и атеизм. Это – дело воспитания, традиций, осознанного выбора, наконец. Только не навязывайте другим найденный Вами ответ, как «единственно правильный». У Вашего собеседника может быть совсем другой ответ на тот же вопрос.

Поделиться