Можно ли причащаться на сплошной седмице? (Киевская Русь) - Александр Копеин. Нужно ли поститься перед Причастием в сплошные недели

Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В сплошные седмицы отсутствуют посты по средам и пятницам.

Сплошные седмицы в 2019 году

Сплошных седмиц пять:
1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января.
2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого Поста – 17 — 23 февраля.
3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса) – 4 — 10 марта.
4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи – 28 апреля — 4 мая.
5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – 16 — 22 июня.

Можно ли причащаться на сплошной седмице?

Подходит к концу сплошная седмица - одна из подготовительных недель перед Великим постом. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?

За разъяснением этого сложного для многих момента обратимся к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?

Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):

– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.

Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.

И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях. Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах. Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.

Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой. В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период - как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.

Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:

– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, - скажем, каждую неделю - достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство. А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно. А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.

Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:

– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, - то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):

– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.

Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.

Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.

Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:

– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов». Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.

Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста - так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.

А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (34673) раз

Подходит к концу сплошная седмица — одна из подготовительных недель перед Великим постом. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?

За разъяснением этого сложного для многих момента сайт московского храма св. пророка Илии в Черкизово обратился к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?

Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):

– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.

Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.

И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях. Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах. Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.

Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой. В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период — как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.

Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:

– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, — скажем, каждую неделю — достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство. А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно. А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.

Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:

– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, — то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):

– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.

Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.

Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.

Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:

– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов». Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.

Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста — так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.

А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.

Подготовлено редакцией сайта Hramilii.ru

От редакции «Киевской Руси» комментирует прот. Андрей Дудченко: Причащаться на сплошных седмицах, безусловно, можно и нужно, так же как и в остальные дни церковного года. Однако слишком часто при ответах на подобные вопросы мы акцентируем внимание на духовнике, на совесть которого возлагаем ответственность за допуск мирянина к Чаше. Да, священник призван учить и направлять паству — и словом, и личным примером. Но и мирянам следовало бы возрастать и принимать также и на себя ответственность. Конечно, когда человек причащается редко — ему нужно сначала спросить совета священника, как готовиться. Духовник — советник, но не «распорядитель» Святых Даров! В конечном итоге вопрос частоты причащения, подготовки к нем и проч. должен быть на совести каждого сознательного христианина. Особо оговорим, что так же на совести каждого верующего следовало бы оставлять и вопрос воздержания от скоромной пищи накануне причащения — это не требуется каноническими правилами, и священнослужители не распространяют на себя подобное требование. А что не соблюдаешь сам — не требуй от других.


Друзья, одна из последних передач "Православной энциклопедии" была посвящена теме причащения.

Ответы давал священник Алексий Уминский .

Мне показалось, что ответы его очень интересны, и очень порадовал разумный, "человечный" подход отца Алексия.

Предлагаю их Вашему вниманию в небольшом сокращении с моей разбивкой на подтемы.

О частоте причащения.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Отец Иоанн Крестьянкин говорил: «Жизнь христианина – жизнь благодатная. Эта жизнь – общение с Господом. Самым действенным, самым близким это общение бывает через Причащение Святых Тела и Крови Христовых. Поэтому с самых первых веков христиане поставили главным благом частое Причащение».

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я очень рад тому, что у Вас есть столь горячее желание причащаться на каждой Литургии. Не только святитель Игнатий Брянчанинов, но и очень многие святые отцы, в особенности, ранние отцы Церкви, говорили о том, что христиане всегда причащались за каждой воскресной Литургией. Частое Причащение – совершенно естественное и нормальное желание для каждого христианина. Я Вас в этом поддерживаю и очень за Вас радуюсь!

Причастие и дети.

Телезрительница: –Я – кормящая мама, моя дочери только 2 месяца, и она еще некрещеная. Перед ее Крещением надо ли мне причащаться и поститься?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – По традиции нашей Церкви детей крестят на 40-й день после рождения. Если Вы к этому времени уже способны причащаться, то, конечно, хорошо бы перед крещением ребенка прийти в церковь, получить разрешительную молитву от священника и самой причаститься Святых Христовых Таин. Постится Вам, как кормящей матери, перед причащением, конечно же не надо.

Телезрительница: – У меня трое маленьких детей. Я не всегда могу подготовиться к причастию, вычитать правило, да и выстоять с детьми всю Литургию невозможно. Как мне быть?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это очень важный вопрос. Каким образом причащаться вместе с детьми? Понятно, что когда дети маленькие, их необязательно приводить к самому началу Литургии, а можно привести к самому Причастию. Маленьких перед Причастием можно и покормить. Но когда родители хотят причащаться вместе с детьми, возникают проблемы. В нашем храме на время службы родители приводят своих маленьких детей в приходской дом, и кто-то из прихожан с ними занимается, а потом приводит в храм на Причастие. Или же родители приходят в храм с детьми к самому концу литургии, и перед Причастием выходит второй священник и исповедует их. Очень важно, чтобы вся семья – и дети, и родители – могли причащаться вместе.

Телезрительница: – С какого возраста дети при подготовке к Причастию должны читать три канона и Последование?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Мой ответ может Вас удивить: я думаю, что дети не должны читать каноны и Последование. Это – правило создано для взрослых, которые имеют возможность внимательно и последовательно готовиться к Причащению. Для детей же это правило невыносимо, оно лишь ставит препятствие на их пути к Богу. Дети молятся по силам. Может быть, ребенку достаточно одной-двух молитв. По мере взросления ребенка это правило будет немного увеличиваться, но никогда не должно становится препятствием к Причащению.

Причастие на сплошной седмице.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Церковь сама регулирует посты. Церковь на сплошной седмице отменяет пост в среду и пятницу, но литургии все равно в эти дни совершаются, значит. Церковь все равно всех нас в эти дни призывает к Богу. На сплошной седмице можно причащаться без поста.

Пост перед причастием для больных.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Те, кто страдает такой тяжелой болезнью, как диабет, могут перед Причастием и сделать укол, и покушать, – это не является препятствием для Причащения. Все, кому по болезни необходимо принимать с утра лекарства, могут это сделать перед Причастием. Еще до революции по этот вопрос рассматривался на специальном заседании Священного Синода, где было благословлено принимать лекарства перед принятием Святых Христовых Таин.

Правила для священнослужителей.
– Среди мирян существуют общеизвестные стадии подготовки к принятию Святых Таин: пост, исповедь. А у священнослужителей тоже есть исповедь и пост?

– Конечно, как и у всех православных христиан у священнослужителей есть и исповедь, и пост. Но священнослужители исповедуются не перед каждой Литургией, а время от времени у своих духовников или у духовника епархии. То же самое относительно поста. Священнослужители не соблюдают специальных постов перед каждой Литургией, но держат все посты, установленные Церковью, а еще среду и пятницу. Те миряне, кто часто причащается (например, каждое воскресенье) тоже могут не держать строго посты, а, с благословения духовника, соблюдать среду и пятницу и приступать к Таинству Причащения.

Строгость дисциплинарных требований.
Телезрительница: – У меня большое желание причащаться почаще. Но я много работаю и не могу поститься каждый раз пять дней, и вычитывать большое правило. Могу ли я как-то сократить подготовку?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Как раз об этом я уже начинал говорить. Действительно, многие христиане жаждут причащаться как можно чаще, и, естественно, соблюдать многодневный пост не каждому возможно. В нашей Церкви и так уже много постов и постных дней. Поэтому тем, кто желает причащаться часто, достаточно поститься в среду и пятницу, как уже советовал отец Димитрий в нашем сюжете, и можно, когда много работы и накапливается большая усталость, сокращать и само Правило перед Святым Причащением, по благословению своего духовника.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Отвечая на Ваш вопрос, я хотел бы процитировать слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Человек не должен становиться рабом молитвенного правила». К правилу нужно относиться так же, как Христос заповедал относиться к субботе, говоря: «Не человек для суббота, а суббота для человека» (Мк 2:27). Готовясь к Причастию, думаю, стоит брать на себя посильное молитвенное правило. Также можно подготовку к Таинству Евхаристии распределить на всю неделю, читая каждый день по канону.

Через полгода, в ноябре в Москве пройдет большая научная конференция, посвященная церковным Таинствам, и мы еще вернемся к этой теме.

В православном мире календарный год начинается с Рождественского поста, продолжающегося до наступления Рождества Христова. 7 января начинается сплошная седмица, именуемая Церковью Святочной, а в народе – просто Святками.

Традиционно многодневные посты предназначены для самоанализа, молитв и духовных подвигов. Во время поста существуют особые правила, которые нельзя нарушать. Как правило, неделя разделяется на понедельник, среду и пятницу, когда можно одни продукты, вторник и четверг, когда можно горячую пищу без масла, и субботу и воскресенье, когда позволительно добавить растительного масла в блюда.

Сплошные недели служат утешением после многодневных постов, помогают запасаться силами перед предстоящим духовным испытанием (постов ведь несколько), не дают мнить себя «вечно ограничивающим себя постником».

Сплошной седмицей называют неделю с понедельника по воскресенье, когда отменяют даже еженедельные посты в среду и пятницу, разрешается питаться любыми продуктами.

Такие недели зачастую являются подготовительными перед 4 основными Постами (Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост) и привязаны к церковным праздникам.

Виды седмиц

В течение года в православном календаре Церковью установлено пять сплошных седмиц перед тем или иным постом.

Святочная седмица

Завершение Рождественского поста ознаменует начало Святочной седмицы. Строго говоря, она длится не семь дней, а 11. Седмицей охватывается период со Дня рождения Христа, во имя спасения человечества явившегося в наш мир, до Крещения Господня – с 7 по 18 января .

«Святые дни» или «Святые вечера» с древних времён почитались в Церкви. В эти дни Уставом Пр. Саввы Освященного запрещалось поститься, совершать коленопреклонения и заключать браки.

Святость сплошной седмицы нарушалась пережитками языческих праздников: к примеру, гаданиями.

Неделя Мытаря и Фарисея

Неделя Мытаря и Фарисея получила название благодаря одноимённой притче из Евангелия от Луки, рассказывающей о необходимости смирения, а не гордости и возвышения своих достоинств.


Мытарь и Фарисей – герои притчи, пришедшие на покаяние. Второй убедил себя в собственной возвышенности и приближённости к Богу настолько, что перестал замечать собственную гордыню, а первый искренне признал свои грехи и попросил о прощении.

Эта Неделя является одной из череды подготовительных седмиц накануне Великого Поста.

Церковный Устав не устанавливает точной даты сплошной седмицы, потому что она привязана к дате Пасхи. Такая неделя должна обязательно состояться за 14 дней до начала поста.

Неделя о блудном сыне

Перед Великим Постом существует ещё одна подготовительная седмица – Неделя о блудном сыне. Евангелие от Луки содержит притчу, повествующую об истории отца и сына. Блуждающий по миру сын, прогулявший все, что было за душой и было дано отцом, возвращается домой, чтобы искренне молить о прощении, и получает его.


Проводя аналогию, перед Великим Постом необходимо покаяться в грехах и вернуться в лоно церкви, надеясь на милость Его.

Неделя о Страшном Суде

Последние 7 дней перед Великим Постом в православии на литургиях читается Притча о страшном Суде, а вся неделя посвящена памяти об усопших, отпетых и не отпетых церковью. В эти дни следует вспомнить о том, что Бог есть справедливый судья, а не только милостив.

Масленица

Языческая Масленица фактически слилась с последней подготовительной перед постом сплошной Сырной седмицей, которую почитают Православные церкви. В христианском смысле во время Сырной недели необходимо посвятить себя общению с ближними, примирению с ними.

Возникновение такой церковной традиции связано с обетом византийского императора Ираклия І, ведшего изнурительную войну с персами. Он дал обет не употреблять мясной пищи за неделю до старта Великого Поста, и, когда была одержана победа, Церковь включила такое правило в Устав.

Отличительной особенностью Сырной седмицы являются ограничения в еде, связанные с близостью поста. На этой неделе есть можно рыбу, молочные продукты, сыр и яйца, а мясные блюда уже нельзя.

Светлая седмица

В течение пасхальной недели Иисус несколько раз встречался со своими учениками, пока они окончательно не поверили в произошедшее. Последняя встреча Спасителя была с апостолом Фомой, который дольше всех отказывался верить в воскресение Господне и хотел увидеть раны и убедиться в чуде.


Христос подарил ему такой шанс, лично посетив Фому, возвратив ученика на истинный путь. Пример апостола показывает, что Церковь не закрывает дверь перед человеком, который хочет поверить, но не имеет внутренних сил для этого.

Светлой неделей называют первую седмицу после Пасхи — время радости, счастья, великого чуда.

В это время все богослужения будут подобны пасхальному.

Категорически запрещается соблюдать пост, аскезу и даже совершать коленопреклонения. Сплошной седмицей люди отмечают Воскресение Господне: радуются и веселятся. Есть во все дни можно любую пищу.

Троицкая неделя

Последней в календарном году сплошной седмицей является Троицкая, следующая за праздником Святой Троицы – Днём Рождения Церкви. По преданию, именно в этот день Святой Дух снизошёл к апостолам и даровал им знание языков.


Всего таких даров, согласно Библии, было 9, включая дар языков. Святой Дух снизошёл к верующим, даровав им возможности для привлечения к Церкви тех, кто не обладает верой, назидания себя и других.

В течение недели можно будет кушать всё, что угодно – ограничения Поста впереди.

Конец Троицкой недели является также и началом летнего Петрова (Апостольского) поста, который имеет различную продолжительность, но всегда завершается 12 июля – в День Петра и Павла.

Православные посты и седмицы неотделимы друг от друга: первые дают возможность совершить духовный подвиг, очиститься и заняться самоанализом, вторые же дают время отдохнуть от аскезы, ощутить другую сторону жизни. Важно при этом помнить, что сплошные седмицы даются не для сплошного веселья, а веселья обдуманного – каждая из них наполнена внутренним смыслом, открытым для верующих.

Если чего-то не понимаете, ваша вера не крепка или вы ищете наставника, сходите в церковь. Обратитесь с молитвой к Богу или поговорите со служителем.

"...не слышите ли, что Господь нам говорит - примите, ядите... - этим не только позволил нам, но повелел, чтобы мы часто приступали к Его спасительной Чаше, Его Трапезе..." проповедь архиепископа Марка Берлинского и Германского - О Святом Причащении (см. ниже)

К таинству Святого Причащения должно готовить себя заблаговременно в течении нескольких дней достодолжным образом (в помощь - наши разделы "Исповедь" , "Пост" и "Молитва") как духовно, так и телесно:

постом , сохранением своего тела в чистоте, чтением Священного Писания, внутренней сосредоточенностью на Божественном, а не на земном, отказом от развлечений, которые отвлекают ум от Бога, примирением со всеми людьми, неосуждением ближнего, сердечным сокрушением о своих грехах, усиленной молитвой , посещением по возможности всех церковных богослужений, расширением своего домашнего молитвенного правила (особенно тем, кто не имеет возможности посещать храм), воспоминанием о крестных страданиях ради нашего спасения Сына Божия, о Его славном Воскресении, о Его безмерной любви к нам, и наконец - благоговейным размышлением о непостижимом величии и благодатной силе.

Без исповеди нельзя подходить к Чаше Христовой. После исповеди священник благословляет на Причащение.

К таинству Исповеди Вы готовитесь размышлением (-ями) о своей прошлой жизни. Кое-что можно и записать, чтобы сказать на исповеди кратко. Но главное, это - совершенная искренность и желание изменить свою жизнь так, чтобы Христос стал Вашим другом, руководителем, Царем и Господом. Исповедоваться можно тогда, когда назреет в этом потребность. Но внимательному человеку будет трудно исповедоваться реже, чем раз в месяц. У нас ведь немало привычек, которые вдруг и сразу не изменишь. Так что некоторые грехи могут и повторятсья. Хотя цель в том, чтобы их не повторять, уничтожая дурные привычки и приобретая добрые навыки.

Исповедоваться обязательно надо перед Причастием - перед тем, как можно будет подойти к Чаше Христовой - ближайшее участие, принятие в себя Его целостной жизни для исцеления своей жизни - ПРИЧАСТИЕ.

Исповедоваться лучше всего - до или после (или даже во время) вечернего богослужения, или же – утром (живущим в другом городе), но непременно до начала Божественной Литургии . У нас богослужение по субботам и большим церковным праздникам начинается в 17:00 и заканчивается около 19:45, так называемая "Всенощная" - понятно, что сокращенная. Исповедь начинается в 16:30, а по окончании Всенощного бдения исповеди продолжаются, если есть еще исповедники.

КОГДА НЕ ПРИНЯТО ГОТОВИТЬСЯ К ПРИЧАСТИЮ:

Пост - это необходимое духовное делание, которое предваряет таинства Исповеди и Причастия. Потому в Православной церкви по традиции во время "сплошных седмиц" - это такие недели в течении года, в которые нет постных дней - не принято готовиться к Причастию.

Сплошные седмицы, в которые нет постных дней следующие:
- неделя после воскресения "О мытаре и фарисее",
- Масленица,
- Светлая седмица, первая неделя после Пасхи
- первая неделя после Троицы, за ней следует Петров пост
- Рождественские Святки, от праздника Рождества Христова до Крещенского Сочельника.

В это время только в особых обстоятельствах (например: перед тяжелой операцией) верующие по благословению духовного отца готовятся к таинству Причастия. В Пасхальный период существуют разные практики - тут тоже лучше индивидуально советоваться со священником.

ПОДГОТОВКА НАКАНУНЕ ПРИЧАСТИЯ:

Обычно ко Св. Причастию готовятся молитвенным "Правилом", каким именно - написано в Молитвослове. Перед Божественной литургией или накануне прочитать по молитвослову "Правило ко Святому Причащению ". Но врастать в молитвенное делание можно и постепенно, так что это отдельная тема, о которой кратко можно договориться и после исповеди.

К Причастию готовятся трехдневным постом (в дни, когда нет установленного церковью поста)без мяса и молочных продуктов, а по-строже: без рыбы; кто хочет еще по-строже: без елея, сиречь "постного масла" (без жареной картошки например). После исповеди накануне вечером еще можно подкрепиться легкой пищей, но - самое позднее - с полуночи уже ничего не вкушать: не есть, не пить, ни курить, никаких конфеток или жевачек...

УТРОМ - ПРИЧАЩЕНИЕ.

Самое первое, что мы на следующее утро принимаем в себя, глотая, это - святыня Христова, Причастие из Чаши в конце Литургии.

Вопрос: можно ли до Причастия чистить зубы?

Ответ: Не только можно, но и нужно. Однако, ведь никто не будет глотать зубную пасту или съедать зубную щетку, даже если голодно. Остается лишь не глотать воду, которой полощем рот. При неопытности, человек может случайно заглотить немножко - отцы советуют не смущаться в таком случае, но это не значит "пить". И все же бдительность и осторожность в этом отношении хороша.

Не должны приступать к таинству Причащения Тела и Крови Христовой взрослые, опоздавшие на богослужение. Младенцев причащают без исповеди до 7 лет и их приучают постепенно к продолжительным службам. До Литургии читаются молитвы, именуемые "Часы" (это два коротких богослужения, по 10 минут каждое, которые когда-то читались отдельно в течение дня в определенные часы). Теперь они читаются с 09:40 до 10:00. Если постоять на Часах (как часовой) и слушать всем сердцем, то это хорошее приготовление к дальнейшему. Тому, кто собирается причащаться, следует внимательно и благоговейно стоять всю Литургию , которая начинается в воскресенье в 10:00 (в будние дни в 09:00, в наших монастырях до 07:00).

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Начало Литургии. Возглас "Благословено Царство, Отца и Сына, и Святаго Духа..." - отверзается нашему сердцу самое Царство Христово.

Первая часть , Слово: поются два псалма и затем стихи "Блаженства..." евангельской проповеди Христовой (глава 5 из Евангелия от Матфея), во время которых выносится книга - Евангелие, Слово Божие. Совершается торжественный ВХОД с Евангелием в алтарь, во "Святая Святых". Читается Слово Божие: Послание Апостола, и само Евангелие. Чтений может быть несколько. А после евангельских чтений мы, как "по лесенке" восходя молитвенными прошениями (ектенья), прибываем ко второй части.

Вторая часть , Уже не слово, а реальность - "Слово плоть бысть" - перенесение Чаши и благословение даров: Совершается опять ВХОД, но не "малый" уже, а "великий". Великий вход с Чашей, в которой вино с водой, и Дискосом, на котором приготовленный хлеб. После поставления хлеба и вина на Престол в центре алтаря следует опять "лесенка" прошений. Так мы оставляем позади первые 50-60 минут Литургии. Приход поет "Символ веры" - о Боге-Троице и творении, о деле Христа-Спасителя, о Церкви. Последние слова: "Чаю (жду, ожидаю) воскресения мертвых, и жизни будущего века".

Дело Христово, Его жизнь - неделимы. Это жизнь вечная, открывающаяся нам во времени. Но время здесь превзойдено. Именно это и происходит на Литургии, вход в нашу вечность со Христом. Приглашают: "Станем добре, станем со страхом (т. е. трепетно, благоговейно), вонмем (т.е. будем внимать, внимательны), святое возношение в мире приносити". После возгласа "Благодарим Господа" мы приносим благодарение за "все явленные и неявленные благодеяния бывшие на нас" - и за величайшее благодеяние, это именно данное богослужение дарованное нам Христом, отдавшим всего Себя и всю Свою жизнь для того, чтобы и мы жили Его полнотой любви. Он принес Себя, мы же приносим себя Ему - и приготовленные Дары (хлеб и вино) становятся Его нераздельной жизнью через призывание Святаго Духа и благословение - открываются новые измерения жизни всеобъемлющей, вместе со всеми святыми.

Третья часть , восход ко святому Причащению : Конечно, вся Литургия есть "восход", но это последний этап. Он завершается тем, что причастник/-ца восходит по ступенькам (обычно их три) на "амвон", к самым алтарным дверям, к "Царским вратам", чтобы здесь у входа в рай, т.е. алтарь, принять внутрь себя весь рай, всего Христа, всецелое Царство Божие. Это обещанная Христом пища небесная, о которой Он когда-то сказал, что если мы не будем ее принимать, не будем "иметь в себе жизни" (Иоанн 6, 53) - разумеется, той жизни, которую принес Он и в которой Он. А наша временная жизнь так и утечет впустую.
Итак, после очередной "лесенки прошений" мы взошли к молитве, которую произнес Сам Христос - "Отче наш...". Об этой краткой молитовке, столь простой, написаны целые книги. После "Отче наш" провозглашается "Святая святым", и - после причастия священнослужителей в алтаре при закрытых дверях, как когда-то причастились со Христом Апостолы - отверзаются алтарные двери ("Царские врата") и выносится Чаша Христова для причащения верующих.

КАК ПОДХОДИТЬ К ЧАШЕ:

Верующие исповедовались, получили благословение, и подходят со сложенными на груди руками (перед самой Чашей не совершают крестного знамения, чтобы не толкнуть Чашу невзначай). Не надо стесняться открыть рот широко, так будет священнику проще вложить Святыню. Ни в коем случае не надо наклонять голову вниз, потому что снизу вверх подать Дары невозможно, лучше слегка закинуть голову, а человеку высокого роста согнуть колена, как бы присесть, тогда священник не будет обеспокоен тем, что может что-то выпасть. Принятую Святыню следует немедленно проглотить, а затем поцеловать край Чаши (как припали к ногам Воскресшего женщины-мироносицы, встретившие Спасителя в день воскресения утром рано в саду). Не крестясь, причастник отходит от Чаши. Он может, спустившись с амвона, обратиться к Чаше, поклониться и перекреститься с благодарностью, но стоя перед самой Чашей он не крестится. Внизу его ждет теплая "запивка" для омовения рта и уст. До вечера после Причастия не следует чистить зубы или плевать, храня уста (в том числе от лишних слов). На деле, Святое Причастие охватывает всего человека - мы Христовы.

Завершение Литургии: После этого момента, когда унесли Чашу в алтарь, следуют торжественные, победные песнопения, между которыми священнослужитель всех в храме благословляет Чашей - сперва в алтаре тихо произнеся слова "Благословен Бог наш" он выносит, поднимая Чашу, осеняет ею всех в храме со словами "всегда, ныне и присно, и во веки веков". Чаша уносится. Следует "за-амвонная молитва", которая так называется, потому что священник спускается с амвона. Обычно после "заамвонной молитвы" произносится проповедь. А после "отпуста" верующие приходят и целуют Крест (целуют на Кресте ноги Спасителя, а потом руку священника).

О крестном знамении: Совершая крестное знамение надо привыкнуть сперва сознательно и крепко сворачивать малый и безымянный палец, так чтобы кончики их касались ладони и не распускались: это число два говорит о том, что Христос - единая личность, но в двух природах - есть и Бог и Человек. Сын Божий стал Сыном Человеческим. Именно так Он открыл нам Бога-Троицу, Отца, Сына и Святого Духа. Лишь после Его сошествия с небес и явления на земле, и лишь от Него - Сына в двух природах - мы узнали о Троице, трех лицах с единой божественной природой. Так только, сложив два пальца, мы другими тремя, складывая средний указательный и большой, исповедуем Троицу единую и нераздельную. Так все пять пальцев - два и три - выражают нашу Православную веру в единого Бога и Христа.

Да благословит Вас Господь!
Жду Вас к исповеди!
Прот. Николай Артемов

Поделиться