Халеб. Алеппо: северная столица Сирии

С начала февраля 2016 года наиболее обсуждаемой в мировых СМИ темой, связанной с гражданской войной в Сирии, стала судьба города Алеппо.

ООН 9 февраля официально предупредила об угрозе голода для 300 тысяч жителей Алеппо, одного из крупнейших сирийских городов, бои за который не прекращаются пятый год. При этом представители стран Запада обвинили в надвигающейся гуманитарной катастрофе войска президента Башара Асада и группировку ВКС России, которые своими действиями якобы создают опасность для гражданского населения и срывают мирные переговоры.

Боевые действия в Алеппо и его пригородах идут с 2012 года. За это время население города, составлявшее до начала конфликта 2,5 миллиона человек, сократилось почти в 10 раз. Однако до последнего времени лидеры западных и ближневосточных стран не выражали столь серьезной озабоченности судьбой мирных жителей.

В чем же причина столь разительной перемены?

Россия начинает, Асад выигрывает?

С 2012 до конца 2015 года сражение за Алеппо развивалось не в пользу сил, верных президенту Асаду. Контроль над данным регионом медленно, но верно переходил к различным группировкам боевиков, которые на Западе называют «умеренной оппозицией».

Главной причиной этого было то, что военизированные группировки могли беспрепятственно получать подкрепление и боеприпасы с территории соседней Турции, граница с которой в течение последних лет не контролируется правительственными силами Сирии.

Ситуация стала меняться после начала операции ВКС России. Удары российских бомбардировщиков серьезно ослабили потенциал антиправительственных отрядов и позволили армии Башара Асада начать масштабное наступление в районе Алеппо.

В начале февраля 2016 года армия Асада и ее союзники захватили ряд стратегически важных пунктов в районе Алеппо и перерезали пути снабжения боевиков. После того, как под контроль армии Асада перешла последняя магистраль, соединявшая Алеппо с турецко-сирийской границей, западные лидеры и заговорили о надвигающейся «гуманитарной катастрофе».

По их мнению, Башар Асад в этих условиях может блокировать поставки в город гуманитарной помощи, что приведет к гибели мирного населения.

На самом же деле блокирование дорог отрезает возможности для снабжения боевиков, что делает перспективу полного их разгрома в районе Алеппо и перехода города под контроль Башара Асада более чем реальной.

Город-сказка, город-мечта...

На фоне этой ситуации в Мюнхене было достигнуто соглашение о прекращении огня в Сирии.

Комментируя высказывания госсекретаря Джона Керри о ситуации вокруг Алеппо, глава МИД России Сергей Лавров сказал: «Насчет Алеппо. Джон сказал, что его тревожат, как он выразился, последние агрессивные действия правительства. Ну, если освобождение города, который заняли незаконные вооруженные формирования, можно квалифицировать как агрессию, наверное. Но наступать на тех, кто завоевал твою землю, необходимо, тем более, что это делали, прежде всего, «Джебхат ан-Нусра», а также до сих пор западные пригороды Алеппо контролируются вместе с «Джебхат ан-Нусрой», «Джейш аль-Исламом» и «Ахрар Ашшамом» (деятельность которых запрещена на территории РФ).

Город Алеппо — это одна из ключевых точек, которая может определить исход конфликта в Сирии.

До войны Алеппо являлся самой крупной городской агломерацией в Сирийской Республике и главным промышленным центром, где было трудоустроено более 50 процентов промышленных рабочих страны. Помимо этого, регион Алеппо является чрезвычайно благоприятным для ведения сельского хозяйства.

Огромные доходы в казну Сирии Алеппо приносил и как туристический центр. Ведь этот город является одним из самых древних постоянно населенных городов мира. На сегодняшний день доказано, что постоянное поселение на данном месте существовало за 2500 лет до нашей эры, а некоторые исследователи полагают, что его история еще как минимум на 3000 лет древнее.

Сирия, Алеппо. 2009 г. Фото: www.globallookpress.com

В Алеппо до начала гражданской войны существовала одна из самых крупнейших христианских общин на Ближнем Востоке, включавшая в себя армян, греков-мелькитов и сирийских христиан. В городе проживало свыше 250 тысяч приверженцев христианской веры, которые с началом войны вынуждены были бежать или стали жертвами террора со стороны радикальных исламских группировок.

Сирия, Алеппо. Фото: Reuters

Из рук в руки: от Македонского до Тамерлана

С древности Алеппо имел стратегическое значение, так как располагался на Великом шёлковом пути, проходившем через Среднюю Азию и Месопотамию.

По этой причине город пережил бессчетное число завоеваний, многократно переходя из рук в руки.

В 333 году до нашей эры Алеппо был взят войсками Александра Македонского . Уже в те времена этот город имел огромное значение как торговый центр и пункт, позволявший тому, кто его контролирует, владеть всей Северной Сирией. Около 300 лет город находился под властью Селевкидов, затем перешел под контроль Римской, а после Византийской империи.

В период поздней античности город, носивший в ту пору название Верия, являлся третьим по величине в Римской империи.

В 637 году город был захвачен арабами под предводительством Халид ибн Валида , получив новое название — Халеб. Начиная с X века город становится ареной практически непрерывных войн и сражений. В 962 году его захватили византийцы, ведшие борьбу с Арабским халифатом. В 1098 и 1124 годах город пережил две осады крестоносцев, но так и не был взят, а позднее был захвачен султаном Саладином , сделавшим его владением династии Айюбидов.

Добрались до Алеппо и монгольские завоеватели — в 1260 году он был взят войсками внука Чингисхана Хулагу в союзе с франкскими рыцарями князя Антиохии Боэмунда VI и его тестем, правителем Армении Хетумом .

Примерно в этот период взятие Алеппо начинает сопровождаться массовой резней его населения по религиозному признаку — так, монголы и их христианские союзники не щадили мусульман, а арабы, возвращая себе контроль над ним, заливали его древние улицы кровью христиан.

Иногда, впрочем, завоеватели не церемонились и с единоверцами. Знаменитый полководец Тамерлан в 1400 году при взятии города не только не щадил жителей, но и приказал выстроить из их черепов башню.

Четыре века османского владычества и 70 лет независимости

Во времена Османской империи Алеппо, захваченный турками ровно 500 лет назад, в 1516 году, стал одним из крупнейших городов государства, уступая только Стамбулу и Каиру.

400 лет османского владычества завершились после Первой Мировой войны, поражение в которой привело Османскую империю к полному распаду.

1915 г. турецкие военные. Фото: www.globallookpress.com

Осенью 1918 года во время одного из завершающих наступлений войны войска Антанты и союзные им отряды арабских повстанцев нанесли поражение армии Османской империи в Палестине, вошли в Сирию и 26 октября овладели Алеппо.

Территория современных Ливана и Сирии попали под контроль Франции.

Первая мировая война серьезно повлияла на состав населения Алеппо. Сюда, спасаясь от турецкого геноцида, из других регионов Османской империи бежали армяне, а также представители других народов, исповедующие христианство.

В 1926 году была введена конституция Сирии, подтверждавшая мандат Франции и предусматривающая выборного президента и однопалатный парламент. Спустя десять лет было заключено соглашение о предоставлении Сирии независимости, однако оно не было ратифицировано вплоть до начала Второй мировой войны.

Территория Сирии была полем сражения и во время Второй мировой войны. После поражения Франции Сирию контролировал «режим Виши», с войсками которого летом 1941 года вели бои части «Свободной Франции» генерала де Голля .

27 сентября 1941 года Франция предоставила независимость Сирии, оставив свои войска на её территории до окончания Второй мировой войны. Весной 1946 года, то есть 70 лет тому назад, после эвакуации войск Франции Сирия наконец получила полную независимость. Город Алеппо наряду с Дамаском стал центром нового старого государства, его жемчужиной и промышленным сердцем.

Имперская мечта, или как Россия наступила на горло господину Эрдогану

Несмотря на не самую простую историю современной независимой Сирии, Алеппо успешно развивался как торговый, промышленный и туристический центр.

С началом гражданской войны в Сирии противники Башара Асада сосредоточились на захвате Алеппо, поскольку контроль над ним позволял не только ослабить влияние центральной власти как в политическом, так и экономическом плане, но и создать перспективы для отделения части сирийских территорий в том случае, если полный захват Сирии по каким-то причинам станет невозможным.

Особо активную роль в событиях вокруг Алеппо играет Турция. Если представители стран Запада в рамках так называемой «арабской весны» главной задачей видели свержение Башара Асада, то Турция преследует еще более амбициозные цели.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган «покусился на святое», затеяв в свой стране демонтаж светского государства, созданного Мустафой Кемалем Ататюрком . Амбициозные планы политика предполагают своеобразную «реставрацию» Османской империи. Речь идет не о прямом изменении границ, а распространении своего влияния на территории, ранее подконтрольные Османской империи.

В рамках этого плана Турция активно вмешивается в гражданскую войну в Сирии, на севере страны, в частности, в Алеппо.

Переход Алеппо, одного из центров бывшей империи, под власть протурецких сил для Эрдогана являлся важнейшим моментом в реализации избранной стратегии.

Стратегии, которая стала терпеть крах с появлением в Сирии , чьи удары кардинально изменили положение дел.

Хрупкий мир или большая война?

Выдержать подобное разочарование турецкому лидеру оказалось не под силу. Отсюда и провокационная атака на российский бомбардировщик Су-24, и требования ухода России из Сирии, и уже прямые угрозы начала вооруженного вторжения под видом создания «зоны безопасности».

Соратник Эрдогана и один из главных идеологов неосманизма, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу в последние дни отбросил все дипломатические приличия, рассуждая о сирийском городе как о собственной территории.

«Мы вернем наш исторический долг. Когда-то наши братья из Алеппо защищали наши города — Шанлыурфа, Газиантеп, Кахраманмараш, теперь мы защитим героический Алеппо. За спиной его защитников вся Турция», — заявил Давутоглу, выступая на заседании парламентской фракции возглавляемой им правящей Партии справедливости и развития.

Совершенно очевидно, что судьба мирного населения Алеппо для политиков, втянутых в сирийский кризис, несмотря на все громкие заявления, имеет второстепенное значение.

Борьба за Алеппо может решить исход всего противостояния, а, при худшем развитии событий, превратить региональный кризис в глобальный.

Договоренности о прекращении огня, достигнутые в Мюнхене, дают слабую надежду на то, что в перспективе в Алеппо и во всей остальной Сирии воцарится мир.

Однако исторический опыт, увы, подтверждает — кровь здесь может литься еще долгие, долгие годы.

В северо-западной части Сирии, неподалеку от сирийско-турецкой границы (45 км), находится крупнейший центр этой ближневосточной страны - город Халеб, известный европейцам как Алеппо, а в еврейских источниках как Арам-Цова. Даты его основания расходятся, но в шестом тысячелетии до н. э. эти места уже были заселены, а к пятому тысячелетию здесь совершенно точно существовало достаточно крупное поселение, упоминаемое в вавилонских клинописных табличках. К 2500 г до н. э. встречаются упоминания о городе Алеппо тогда о нем говорилось в связи с близостью к древнему семитскому торговому городу-государству под названием Эбла. В этот период он был более известен как Арми в самой Эбле, около 2240 г до н. э. разграбленной вместе с Алеппо аккадским царем из династии Саргонидов.
Но город возродился и впоследствии упоминается как центр царства Йамхад (Ямхад; ок. XIX-XV вв. до н. э.) - одного из сильнейших государств на Ближнем Востоке того времени. Уже тогда на эти места распространилось название «земля Халеба». Но и эта древняя империя была сокрушена. Позже Алеппо находился в зоне интересов египтян и хеттов, которым и достался в итоге, к концу XVII в. до н. э. Причем для последних он имел особое значение, так как именно здесь был центр поклонения богу погоды, почитаемому среди хеттов.
Недолго побыв под властью государства Митанни, город к XIV-XIII вв. до н. э. вновь переходит к хеттам, которые и будут им владеть примерно до 1200 г до н. э. - времени падения Хеттского царства. Халпе, Халпа и Халибон - также древние имена Алеппо. Падение хеттской империи принесло городу свободу, и некоторое время он был центром одноименного царства - небольшого, но весьма влиятельного.
Позднее его прибирали к рукам правители династий Ахеменидов и Селевкидов. Так он и переходил от одних к другим, пока в 64 г не достался Риму и позднее - «по наследству» - Византии. Новая эра принесла ему и новые названия: Верией/Беройей он был для греков и римлян. В 636 г горожанам пришлось покориться арабам, давно испытывавшим интерес к этому великому центру древности, ко всему прочему находящемуся на Шелковом пути. Средневековые европейцы прозвали его на итальянский манер Алеппо.
Этимология древнего названия теряется в веках и в многочисленных исторических перипетиях, случавшихся с городом. «Халеб» то связывают с названием металла («железо» или «медь») - и это было бы вполне обоснованно, так как издавна город славился своими кузнечными изделиями. То вспоминают, что в переводе с арамейского близкое по звучанию слово «халаба» означает «белый», что может служить намеком на известное богатство региона мрамором.
Но самое необычное объяснение происхождения старого названия в буквальном смысле уходит своими корнями в библейские времена: говорят, неподалеку жил родоначальник еврейского народа, пророк Авраам, который всегда милостиво угощал путников молоком. Один из вариантов легенды сохранил звучание вопроса, который задавали путешествующие: «Халаб Ибрахим?», что означало «Доил ли Авраам?». Так слово «халаб»/«халеб» связывается с глаголом «доить». В то же время на иврите «халав"/"халяв» означает «молоко». А так как считается, что корова Авраама была рыжей (по-арабски «шахеб»), то будто бы и город прозвали Халеб-аш-Шахба. Эту этимологическую легенду рассказывают многие: например, ее вариант от XII в. хорошо сохранился в текстах еврейского путешественника Птахии из Регенсбурга (II пол. XII в.).
К моменту захвата монголами в 1260 г это был цветущий город, центр ремесел и культурной жизни, экономическая столица обширного региона. Не обошел своим вниманием его и Тамерлан (1336-1405 гг.). Из-под контроля государства мамлюков Халеб в 1516 г. перекочевал в состав Османской империи. Но потрясения и испытания на этом не закончились: землетрясение 1822 г снова разрушило его, как когда-то (в 1138 г.), дальнейшее существование города поставило под вопрос одно из самых смертоносных за всю историю человечества землетрясений, унесшее как минимум 230 000 жизней.
В 1827 г подрыв сил города продолжила сильнейшая эпидемия чумы, а в 1832 г холеры. И все же Халеб выстоял и к последней четверти XIX в. испытал новый экономический подъем. В это время здесь была развита промышленность: на весь Восток, и не только, славились шелковые, бумажные, шерстяные и парчовые материалы, изготовленные на местных мануфактурах. Это и сегодня - крупнейший в стране центр изготовления текстиля, ведь вокруг самого города сосредоточены хлопковые плантации.
Интересно, что мастерство изготовления тканей развито не только в промышленном масштабе, но и до сих пор передается из поколения в поколение («на дому» работает около 5000 ручных станков). Это особенно относится к шелкоткачеству. Шелковые товары местного производства востребованы по всему миру.
Помимо этого на экспорт город также отправляет шерсть и хлопок, воск и табак, фисташки и пшеницу, мыло. О последнем стоит сказать отдельно, ведь халебским мылом гордится не только сам город, но и вся Сирия. Его готовят на основе оливкового масла с примесью лаврового. Этот абсолютно натуральный и очень ценный продукт выдерживается месяцами, а особо дорогие сорта «созревают» годами, но зато подобное мыло годами и хранится. Секреты его изготовления тщательно охраняются тысячелетиями. А мыльный «деликатес» режется исключительно серебряным ножом и штампуется - как настоящая драгоценность.
Алеппо поражает не только своими самобытными традициями. Особого внимания заслуживает архитектура города, формировавшаяся на протяжении нескольких тысячелетий. Каждый «хозяин» стремился оставить в нем свой след, и теперь смешение архитектурных стилей делает городской ансамбль незабываемым. Гостиницы и хаммамы, школы и некоторые жилые строения зачастую относятся к XIII-XIV вв., стиль XVI-XVII вв. сохранился в облике домов буржуа, нередки образцы восточного барокко, а также строения в стилистике XIX - начала XX вв., в которые каким-то образом вкрапливаются еще и неоклассические, китайские и даже норманнские кварталы или отдельные здания.
Но, конечно, истинной жемчужиной алеппской архитектуры является (X в.), с 1986 г внесенная в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Форт выдержал множество сражений за город, но значительно пострадал от землетрясения 1822 г., после которого крепость восстанавливают до сих пор. Реставрация носит масштабный характер и с 2000 г реализуется при поддержке ЮНЕСКО. Но и это еще не все. Именно раскопки в районе Алеппо привели к обнаружению культуры древней Эблы, а каменный блок алеппской мечети Джами-Кыкан (XIII в.) сохранил в себе хеттские письмена, благодаря которым ученые обрели ключ к расшифровке языка хеттов.
От Средиземного моря город отделяет 120 км. Он является центром самой густозаселенной мухафазы Сирии. С востока к ней подбирается Сирийская пустыня. Градоначальники Алеппо имеют грандиозные планы по поводу будущего развития города: по ним Халеб должен расшириться к 2015 г с нынешних примерно 190 км 2 до 420 км 2 Но уже сейчас Алеппо считается одним из городов Ближнего Востока, демонстрирующим высокие темпы роста.


Язык: арабский (северо-сирийский диалект шави).

Этнический состав: арабы, курды, туркмены - большинство, прочие - армяне, греки и др.
Религия: более 80% - ислам (суннизм - большинство), около 12% - христианство, примерно 8% - прочие.

Денежная единица: сирийский фунт.

Аэропорт: международный Аэропорт Алеппо.

Цифры

Площадь: 190 км 2 .

Население: 2 132100 чел. (2004).
Плотность населения: 11 222 чел./км 2

Экономика

Промышленность: металлообрабатывающая, цементная, пищевкусовая, легкая (в том числе шелкомотальная, хлопкоочистительная, шерстеперерабатывающая, кожевенно-обувная).

Сельское хозяйство: животноводство, растениеводство (зерновые, хлопчатник, культивация фисташковых и оливковых деревьев, виноградарство).

Сфера услуг: туризм, торговля, транспорт.

Климат и погода

Субтропический, семиаридный.

Средняя температура января: +7°С.

Средняя температура июля: +29°С.
Среднегодовое количество осадков: 395 мм.

Достопримечательности

Крепость Алеппо (в нынешнем виде - ок. XIII в.); римский водопровод, фрагменты средневековых стен и пяти ворот (1390-нач. XVI в.)
Мечети : Большая мечеть Омейядов (VIII-XIII вв.). мечеть Джами-Кыкан (XIII в.). мечети - медресе.
■ Крытые соуки - торговые ряды (с XIII е., площадь - несколько га, протяженность - 13 км); дворец Бейт Джонблат (к. XVI в.). традиционные жилые дома разных эпох с богатым декором.
■ Археологический музей.
■ Около 700 заброшенных древних городов и окрестностях.

Любопытные факты

■ Жители Халеба приютили армянских беженцев после геноцида армянского населения, осуществленного в 1915 г. на территории Османской империи. Вывод французских войск из Киликии в 1923 г. привел к новой волне миграции армян, так что по сей день армянская община - одна из самых крупных в городе, что делает Халеб самым христианским городом Сирии.
■ В 1417 г. в Халебе оборвалась жизнь Насими, выдающегося азербайджанского поэта мирового масштаба, писавшего на нескольких восточных языках. Местное духовенство выдвинуло против поэта страшные обвинения, и султан города приказал содрать с Насими кожу и выставить его тело на всеобщее обозрение. По легенде, кровь поэта объявили проклятой, так что все, на что она попадала, должно было быть отрублено мечом и выжжено огнем. Народная молва приписывает это утверждение одному богослову, присутствовавшему на казни. По иронии судьбы капля крови Насими попала на клеветника, и, пока народ спорил с ним, требуя отрубить богослову проклятый палец, поэт успел сочинить последнее стихотворение. Считается, что в Алеппо находится гробница страдальца, а ключи от нее - у одного из его потомков.

■ В Халебе существовало одно из наиболее активных подразделений организации арабских нищих - харафиш. В их иерархии имелись собственные шейхи и султаны, к которым прислушивались даже местные правители, если хотели использовать нищих для каких-нибудь работ.
■ В X в. крепость Алеппо пробовал взять византийский император Никифор II Фока. Его племянник Теодор решил обратиться к воинам с поднимающей дух речью и повернулся спиной к крепости, откуда получил смертельный удар камнем в спину. Рассвирепевший Никифор вернулся в город, собрал 12000 жителей и, поставив их на колени перед непоколебимой крепостью, устроил массовую казнь, обезглавив всех. Не тронув крепость, Никифор отступил.

■ Монастырь Св. Симеона хранит память о праведнике V в. - Симеоне Столпнике, который уединился, построил себе столб (башню), на котором жил и проповедовал паломникам. 36 лет он надстраивал свой столб, доведя его, до 15-метровой высоты. Столб почти не сохранился, зато цела церковь, обозначающая это место.
■ На стадионе Халеба повара создали самый большой в мире торт: в общей сложности 4 тонны марципана, фисташек и прочих кондитерских ингредиентов уложились в форму длиной 20 и шириной 10 м. Больше всего ушло глюкозы - 3 тонны на 1,5 тонны миндаля и 630 литров воды.
■ В одном из залов крепости Алеппо сохранилось отверстие над ямой глубиной в 20 м: в него бросали неверных жен и прочих предателей.

И столица «серой» (Аш-Шахба) провинции.
«Серой» не только по названию, но и серой в отсутствии зелени.
В центре города возвышается холм, на котором, по преданию останавливался Авраам по пути в Египет.
Также легенда рассказывает, что здесь жил Ибрагим – пророк Авраама, и была у него серая (шахба) корова, он доил корову и раздавал молоко бедным людям. Каждый вечер эти люди спрашивали:
«Халеб Ибрахим аль-бакр аш-шахба?» - «Доил ли Ибрагим серую корову?».
Отсюда и пошло название города: Халеб (Хале баш-Шахба) .
Сейчас на холме возвышается Цитадель, которая является символом Алеппо.
Кроме арабов в Алеппо проживают большая армянская колония: армяне переселились в северные районы после резни в Турции в 1915-16 гг., Алеппо даже получил прозвище «Мать эмиграции»).
Алеппо древнейший город, первые упоминания о нем относятся к началу III в. до н.э.Позже город был завоеван хеттами, а в VIII в. до н.э. перешел под власть Вавилона.
Расцвет Алеппо пришелся на IV – I вв. до н.э. В это время Алеппо был заново отстроен и получил греческое имя Беройя. Тогда сложилась греческая планировка города, появился акрополь, торговая площадь – агора и храмы.
В римский и византийский периоды планировка города почти не менялась.
В 637 году город захватили арабы. Алеппо был крупным центром сначала провинции Омейядов, а затем Аббасидского халифата.
С XI в. город стал главным центром на знаменитом Великом шелковом пути, соединяющем Восток с Западом.
Крестоносцам ни разу не удалось захватить Алеппо, но в 1401 году не устоял перед нашествием войск Тамерлана.
В 1516 г. Алеппо вошел в состав государства Османов. Но даже это не сказалось на экономическом и интеллектуальном уровне города. Аллепо долгое время оставался крупнейшим городом Сирии. После окончания I мировой войны Сирия перешла от турецкого владычества к французскому мандату.


Открыта
Лето 9.00 -18.00
Зима 9.00 – 16.00
Рамадан 9.00 -15.00
Выходной – вторник

Цитадель. Алеппо.

Когда-то на месте цитадели находился греческий акрополь, византийская церковь, мусульманская мечеть. Цитадель ни раз страдала от землетрясений и осад.
Нынешний облик крепость обрела в конце XII – начале XIII в. при сыне Салах ад-Дина Малике Захире Гази, который приказал вырыть ров и покрыть склоны холма каменной облицовкой.
Крепость окружает 30-ти метровый ров. Вход в цитадель охраняют две башни. Премостная башня высотой 20 метров построена в 1542 году и защищает мост, опирающийся на 8 арок и образующий лестницу, под которой проходил акведук, снабжавший крепость водой. Мост ведет к привратной башне, в которой находится единственный вход в цитадель.
Крепость представляет собой грандиозное великолепно укрепленное сооружение. Через всю цитадель проходит узкая улочка, вдоль которой находились постройки (от них мало что осталось), подземные помещения византийского периода использовали для хранения воды, также под землей располагалась тюрьма.


Цитадель. Алеппо. Сирия.

В цитадели было две мечети: малая мечеть или мечеть Ибрагима, построенная в 1167 году. Мечеть стоит на месте церкви, а так – на месте камня, где, по легенде, любил отдыхать Ибрагим. Большая мечеть 1214 года постройки была разрушена пожаром в 1240 году, от первоначального здания сохранились каменный михраб и несколько помещений.


Цитадель. Алеппо.


Цитадель. Алеппо. Сирия.

Сохранился тронный зал мамлюкских правителей (XV-XVI вв.). Зал устроен в верхнем ярусе воротной башни.


От Цитадели ведет оживленная улица Джами аль-Омауи.


На ней находится Хан аль-Вазир – самый крупный и известный караван-сарай Алеппо, построенный в 1682 году.


Хан аль-Вазир(слева) и мечеть Джами аль-Фусток (1349 г.) (справа). Алеппо. Сирия.


В конце улицы находится главная мечеть города – мечеть Джами аль-Омауи (Омейядов) . Мечеть была построена на месте собора Святой Елены в 715 году по образцу дамасской мечети Омейядов . Здание часто страдало от пожаров и разрушений, современное здание относится к 1169 году.



Недалеко от мечети Джами аль-Омауи находится мечеть-медресе Халявия – это был старейший кафедральный собор Алеппо , воздвигнутый в VI в. в честь Елены – матери византийского императора Константина.

Алеппо знаменит своими крытыми рынками, которые охватывают мечеть Джами аль-Омауи с трех сторон и протянулись в общей сложности на 9 км. Рынки стали складываться в XVI в. и включают в себя лавки, мастерские, хамамы, мечети.




Халеб , или Алеппо (араб. حَلَبُ‎‎ Халяб, арм. Հալեպ, греч. Αλέππο) — крупный город в Сирии и центр одноимённой провинции.

Расположен в северной части Сирии, между Оронтом и Евфратом, на степной реке Куэйке (араб. قويق‎‎), у северо-западного подножья бесплодной возвышенности, в широкой котловине, окруженной со всех сторон высокими известковыми стенами, на высоте 380 м и в 350 км к северо-востоку от Дамаска.

По обеим сторонам многоводной и подчас стремительно несущейся реки раскинулись роскошные сады, обилующие плодами и славящиеся своими превосходными фисташковыми насаждениями. Это единственное отрадное место в пустынных окрестностях города, который своими многочисленными куполами и минаретами, опрятными, вымощенными улицами и каменными домами все ещё принадлежит к красивейшим городам Востока.

Этимология

Происхождение древнего названия «Алеппо», «Халеб» неясно. Некоторые предполагают, что «Халеб» значит «железо» или «медь», поскольку он являлся основным производителем этих металлов в древности. «Халаба» на арамейском означает «белый», со ссылкой на цвет почвы и изобилие мрамора в этом районе. Еще одна предлагаемая этимология заключается в том, что название «Халеб означает „доить молоко“, из древней легенды, что Авраам давал молоко путешественникам. Цвет его коровы был рыжий (араб. shaheb), поэтому город называют „Халеб“ аш-Шахба».

Население

Население — более 2,4 млн чел (2008).

Большинство жителей Халеба — арабы-мусульмане. Христианское население состоит из греков, армян, маронитов, сирийских католиков; существуют еврейская и американская протестантская общины.

Ещё в начале XIX столетия Халеб имел 200 тыс. жителей, обширную промышленность и торговлю, его фабрики снабжали весь Восток шелковыми, бумажными, шерстяными и парчовыми материями. Но землетрясение 24 августа 1822, чума 1827 и холера 1832 подорвали его благосостояние.

Достопримечательности

Самым древним памятником в городе является водопровод протяженностью 11 км, сооруженный ещё римлянами. Громадная стена в 10 м высоты и 6,5 м толщины, с семью воротами, отделяет город от предместий. Крытый гостиный двор (базар) выходит на несколько улиц, весь состоит из сводов и освещается сверху через окна, проделанные отчасти в особых куполах. В Алеппо имеется 7 крупных церквей вместе с 3 монастырями и мечеть Эль-Иалаве в староримском стиле, выстроенная первоначально под церковь императрицей Еленой. Главные предметы вывоза и вместе с тем главные продукты страны — шерсть, хлопок, шелк, воск, фисташки, мыло, табак, пшеница, которые вывозятся преимущественно во Францию и в турецкие гавани. Промышленность ограничивается шелковыми изделиями. Жители Алеппо в основном считают себя шaрифами, то есть потомками Мухаммеда. Еще одна гордость жителей — Цитадель, основание которой возвышается над городом на 50 метров. Долгое время весь город лежал в пределах цитадели и лишь в XVI веке, после перехода Алеппо под власть Оттоманской империи, город стал постепенно разрастаться и за пределами крепостных стен.

Исторические здания

  • Цитадель Алеппо, большая крепость на вершине холма возвышается 50 м над городом. Датируется 13-м веком и была повреждена в результате землетрясений, в частности, в 1822 году.
  • Великая мечеть Алеппо (Джами эль-Кабир)
  • Алтун Бога мечеть (1318).
  • Аль-Таваши мечеть
  • Мавзолей Хейр Бей (1514)
  • Медресе Захирие (1217).
  • Халауие медресе, построенная в 1124 на прежнем месте собора Св. Елены. Тогда Святая Елена, мать Константина Великого, построила большой византийский собор. Когда крестоносцы-захватчики грабили город, главный судья города преобразовал собор Св. Елены в мечеть, и, наконец, в середине XII века, Нур аль-Дин основал здесь медресе, или религиозные школы.
  • Бимаристан Аргун аль-Камили, убежище, которое работало с 1354 года до начала XX века.
  • Фарадис медресе («Школа Рая»), внесена «Самые красивые мечети Алеппо». Она была построена вдовой Малек Захир в 1234—1237, потом регентом Насир Юсуф. Примечательным является тот двор, в котором находится бассейн всередине, окруженный арками с античными колоннами.
  • Бейт Аджикбаш, Бейт Газале и аль-Даллал, дома XVII—XVIII века в квартале Ждейде, в настоящее время — это музеи.
  • Ханака аль-Фарафра, суфийский монастырь (1237).
  • Мокаддамия медресе, старейшая богословская школы в городе (1168).
  • Султание медресе, начатая Малек Захир и законченная в 1223—1225 его сыном аль-Азиз.
  • Национальная библиотека Алеппо
  • Музей Алеппо
  • Часовня Баб Аль-Фарадж.
Ворота
  • Баб-эль-Хадид (en:Bab al-Hadid) (باب الحديد) (Железные ворота).
  • Баб-эль-Макам (en:Bab al-Maqam) (باب المقام) (ворота в храм).
  • Баб Антакейя (en:Bab Antakeya) (باب انطاكية) (ворота Антиохии).
  • Баб-эль-Наср (en:Bab al-Nasr) (باب النصر) (ворота победы).
  • Баб-аль-Фарадж (en:Bab al-Faraj) (باب الفرج) (ворота везения).
  • Баб Киннасрин (en:Bab Qinnasrin) (باب قنسرين) (ворота Киннасрин).
  • Баб Жнен (باب الجنان) (ворота садов).
  • Баб-эль-Ахмар (باب الأحمر) (Красные ворота).
Культовые сооружения
  • Великая мечеть Алеппо (Джами эль-Кабир) или Мечеть Омейадов, основана в 715 году Валидом I и, скорее всего, завершил строительство его преемник Сулейман. Здание содержит могилу Захария, отца Иоанна Крестителя. Мечеть была повреждена во время монгольского вторжения в 1260 году, и была восстановлена. Имеет четыре фасада разных стилей.
  • Хусрууия мечеть (en:Khusruwiyah Mosque), завершенная в 1547 г., построена по проекту знаменитого османского архитектора Синан.
  • Аль-Нукта мечеть (en:Al-Nuqtah Mosque) («Мечеть капли (крови)»), шиитская мечеть. Считается, что на этом месте ранее был монастырь, превращенный в мечеть в 944 году.
  • Аль-Аделия мечеть, построенная в 1555 году губернатором Алеппо Мухаммедом Паша.
  • Аль-Саффахия мечеть, возведенная в 1425 году, с замечательно оформленными восьмиугольными минаретами.
  • Аль-Кайкан мечети («Мечеть ворон»), с двумя древними базальтовыми колоннами у входа. В мечети находится каменный блок с хеттскими надписями.
  • Алтун Бога мечеть (1318).
  • Аль-Тауаши мечеть (14 век, восстановлена в 1537), с большим фасадом, украшенном колоннами.
  • Собор Сорока Мучеников (en:Cathedral of the Forty Martyrs) — армянская церковь в Ждейде (XVI век).
  • Центральная синагога Алеппо (en:Central Synagogue of Aleppo) — построена ок. 1200 года еврейской общиной.
  • Маронитские, сирийские православные, Римско-католические и многие другие церкви в старом христианском квартале Ждейде.
Парк Алеппо.

Парк Алеппо является крупнейшим парком в Сирии. Открыт он в 1940 году и расположен в районе Азизие. Голубая Лагуна — водный парк, расположенный в пределах Алеппо. Включает в себя несколько бассейнов, американские горки, бары и рестораны. Город обладает множеством кинотеатров, большинство из них расположены на улице Барон. Среди них знаменитый кинотеатр Cine d’Alep Chahba. Casino d’Alep является единственным казино, которое действует в Сирийской Арабской Республике.

История

Город является древнейшим заселенным в мире. Место было заселено примерно 5 тыс. до н. э., как показали раскопки в Таллет Альсауда. Алеппо упоминается в хеттских надписях в надписях Мари на Евфрате и в центральной Анатолии.

До нашей эры

В XIV—XIII веках до н. э. городом правили хетты. Позже Халеб стал ключевым пунктом на главном маршруте караванов, идущих через Сирию к Багдаду. С IX по VII век до н. э. находился под контролем Ассирии, и был известен под именем Халман. Затем в VI в. до н. э. им владели персы и селевкиды. В 333 г. до н. э. Алеппо был захвачен Александром Македонским и управлялся греками в течение 300 лет в составе империи Селевкидов. В то время он был важным торговым центром между Евфратом и Антиохией. Селевк I (280 г. до н. э.) перестроил значительную часть Халеба и переименовал его в Беройя, но по завоевании его арабами он снова стал называться своим старым именем. Важность города для торговли возросла с падением Пальмиры. В 64 г. до н. э. Помпей включил Сирию в состав Римской империи.

Наша эра

Город оставался под управлением Рима в форме Византийской империи и был важным центром христианства на Ближнем Востоке (здесь был построен огромный собор), до 637 г. н. э., когда его захватили арабы. В 962 году город ненадолго вернул христианам византийский император Никифор Фока.

Впоследствии, в 944 г. Алеппо был захвачен хамаданцами, которые сделали его фактически независимым от Аббасидского халифата. При первом хамаданиде Саиф Аль-Даула (который построил знаменитую цитадель Алеппо) город процветал и был знаменит своей наукой, литературой и медициной, несмотря на военные амбиции этого правителя. Необходимо упомянуть о двух самых видных поэтах — Аль-Мутанабби и Абу Аль-Фирасе; философе и ученом Аль-Фараби — передовом арабском мыслителе, предшественнике Авиценны, и о лингвисте Ибн Калаве. Все они жили при дворе Саифа Аль-Даула и были известны своими большими познаниями и талантами.

В 1138 году город был разрушен Алеппским землетрясением, которое принадлежит к числу самых смертноносных в истории. В 1260 Алеппо был разграблен монголами, а в 1400 — ордами Тимура. Позднее он подпал под власть египетских мамлюков, а в 1516 Селим I присоединил его к Османской империи.

В XIX веке Алеппо обратил на себя всеобщее внимание страшными зверствами, совершенными против христиан весной 1850, и последовавшим за этим восстанием, которое в ноябре было потоплено в крови Керим-пашой с генералами Бемом и Гюйоном.

В начале XIX века в Алеппо жили 200 тыс. жителей, имел обширную промышленность и торговлю, его фабрики снабжали весь Восток шелковыми, бумажными, шерстяными и парчовыми материями. Но землетрясение 24 августа 1822, чума 1827 и холера 1832 подорвали его благосостояние.

Экономика

Основная экономическая роль города как торгового места, а он располагается на перекрестке двух торговых путей и посредничестве в торговле с Индией. Он продолжал процветать до тех пор, пока европейцы не начали использовать Кабо маршрут к Индии, а затем использовать маршрут через Египет в Красное море. С тех пор в городе снизился экспорт сельскохозяйственной продукции в прилегающих регионах, главным образом пшеницы, хлопка, фисташек, маслин и овец.

Интересные факты

  • В Алеппо находится гробница азербайджанского поэта Насими. В 1417 году вследствие обвинений, выдвинутых духовенством Насими был арестован и казнен. Ключи от гробницы находятся у потомка Насими.
  • Первый президент Армении Левон Тер-Петросян родился в Алеппо.

ООН, 5 января. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Численность населения Алеппо за время конфликта сократилась более чем в 2,5 раза - с 4 млн до 1,5 млн человек, - но после освобождения сирийского города из-под контроля боевиков в него вернулись тысячи семей. Такие данные озвучил в среду исполняющий обязанности гуманитарного координатора ООН в Сирии Саджад Малик.

"До кризиса в Алеппо проживали 4 миллиона человек. Сейчас, по нашим оценкам, численность населения города составляет 1,5 млн человек. В это число входят 400 тысяч внутренне перемещенных лиц", - сообщил он по видеосвязи из офиса ООН в Алеппо.

При этом Саджад Малик затруднился даже приблизительно назвать число людей, проживающих в восточной части Алеппо. В сентябре ООН утверждала, что в окружении сирийских войск там находятся более 250 тыс., однако впоследствии признала, что это число оказалось завышено. Всего с середины декабря в рамках сделки между правительством и вооруженными группировками из Восточного Алеппо были выведены около 36 тыс. человек, в том числе боевики и их семей.

Как сообщил гуманитарный координатор ООН, жители Алеппо тысячами возвращаются в освобожденные кварталы города. По его словам, только в район Масакин-Ханано, контроль над которым правительственные силы вернули в ноябре прошлого года, прибыли 2,2 тысячи семей. "Люди начинают возвращаться и в другие кварталы. Их число с каждым днем растет", - сказал Малик. По его словам, ООН и ее партнеры ведут регистрацию мирных жителей, и более точные данные появятся уже в ближайшие дни.

У сирийцев появилась надежда

Говоря о ситуации в Восточном Алеппо, гуманитарный координатор ООН в Сирии отметил, что не ожидал увидеть настолько масштабные разрушения.

"Инфраструктура очень сильно повреждена или полностью разрушена практически в каждом квартале. Школы, больницы, клиники, дороги, магазины, жилые дома, объекты наследия получили очень сильные повреждения", - сказал он, добавив, что восстановление города займет "очень длительное время" и потребует огромных инвестиций.

Несмотря на это, у жителей Алеппо появилось чувство надежды благодаря тому, что стихли орудия, заявил Саджад Малик. "Они начинают возвращаться в свои дома и строить свою жизнь заново. Они просят у нас самые базовые товары, это очень умелые люди, им многого не надо", - отметил он. Он призвал международное сообщество подарить надежду сирийцам и сберечь их оптимизм, обеспечив в стране мир.

Ситуация с доступом улучшается

Как заявил гуманитарный координатор ООН, международные наблюдатели, начавшие работу в Алеппо в соответствии с принятой в декабре резолюцией Совета Безопасности, не испытывают трудностей с доступом в восточные районы города.

Исключением является район Шейх-Саид, который продолжают очищать от мин и неразорвавшихся боеприпасов. По его словам, наблюдатели ООН ежедневно патрулируют Восточный Алеппо, общаясь с местными жителями, а вечером возвращаются на свою базу в западной части города.

Тем временем в городе проводится полномасштабная гуманитарная операция. Каждый день в пострадавших от боевых действий районах работают 7 мобильных клиник и 10 медицинских бригад, заготовлены 70 тонн лекарств и медикаментов, рассчитанных на 300 тысяч процедур. Более 10 тысяч детей были привиты от полиомиелита, 20 тыс. человек два раза в день получают горячую еду и 40 тыс. - свежий хлеб, перечислил Малик

Он сообщил, что Программа развития ООН совместно с властями города осуществляет программу по очистке улиц города от обломков зданий и уничтоженных автомобилей. Кроме того, впервые за несколько месяцев восстановлена подача питьевой воды 1,1 млн человек, что значительно сокращает риск вспышек инфекционных заболеваний.

Поделиться