Изменение организационно-правовой формы предприятия. Организационно-правовые формы организаций

Варианты изменения организационно-правовой формы предприятия

В соответствии с действующим законодательством и статистическими данными наиболее актуальными для коммерческих организаций Российской Федерации являются два варианта изменения организационно-правовой формы предприятия:

  • Преобразование общества с ограниченной ответственностью в акционерное;
  • Преобразование акционерного общества в общество с ограниченное ответственностью.

Соответствующие процедуры регулируются Федеральными законами №14-ФЗ «Об общества х с ограниченной ответственностью» и №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Изменение организационно-правовой формы предприятия представляет собой сложный законодательно регулируемый процесс со множеством тонкостей. В первую очередь при проведении преобразований необходимо учитывать требования, которые закон предъявляет к вновь образуемым организационно-правовым формам.

Замечание 1

Требования к уставному капитала общества с ограниченной ответственностью отличаются от соответствующих требований к открытому акционерному обществу. При преобразовании общества с ограниченной ответственностью в ОАО минимальная сумма уставного капитала увеличивается до 100000 рублей.

Решение об изменении организационно-правовой формы предприятия принимается добровольно, участниками общества, или принудительно, на основе требований законодательства.

Замечание 2

В соответствии с требованиями законодательства РФ при превышении числа в 50 участников общество с ограниченной ответственностью должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или производственный кооператив.

Преобразование акционерного общества в общество с ограниченное ответственностью

Преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью может быть осуществлено на основе решения акционеров или уполномоченного органа. Вопрос о преобразовании ставится на голосование общего собрания акционеров на основе предложения совета директоров общества. В рамках принятия решения о реорганизации определяется порядок обмена акций на доли участников общества и утверждаются новые учредительные документы.

После принятия соответствующего решения акционерное общество, являющееся публичной компанией, обязано, помимо уведомления налоговых и социальных органов, опубликовать объявление о своей реорганизации и уведомить кредиторов.

В процессе реорганизации акционерного общества после проведения обмена акций на доли в уставном капитале вновь образованного ООО акции аннулируются.

Замечание 3

Проведение преобразования общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество проводится в соответствии с аналогичной процедурой, при этом перед началом процедуры реорганизации общество должно обеспечить соответствие всем требованиям законодательства вновь создаваемой организации.

Преобразование открытого акционерного общества в закрытое АО

Как и в случае предыдущего варианта преобразования акционерного общества, решение об изменении организационно-правовой формы принимается на общем собрании акционеров открытого акционерного общества. Однако в отличие от преобразования в общество с ограниченной ответственностью, преобразование в закрытое акционерное общество не требует создания нового юридического лица.

Для преобразования после принятия соответствующего решения организации необходимо внести изменения в устав общества, подать необходимые документы в регистрирующий орган и зарегистрировать новую редакцию устава, что и станет окончанием процесса изменения организационно-правовой формы. При этом реорганизованное общество должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым законодательством к закрытым акционерным обществам.

Переход от одной формы собственности к другой, иными словами это преобразование организации. Под этим словом понимается изменение, при котором организация, имевшая одну организационно-правовую форму, передает свои права и обязанности организации, имеющей другую форму собственности, и при этом реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование. На основании передаточного акта вновь создаваемому обществу переходят права и обязанности реорганизуемого. Существуют ограничения в данном виде реорганизации, установленные действующим законодательством. К данным ограничениям относят запрет перехода ООО в такую форму собственности как хозяйственное товарищество. ООО может преобразоваться в ОАО или в ЗАО, а также в производственный кооператив. ОАО и ЗАО, также могут поменять организационно-правовую форму на ООО. Производственный кооператив, может реорганизоваться в ЗАО, хозяйственное товарищество, ООО, ОАО, а также в некоммерческую организацию.

Общим собранием участников преобразуемого общества , принимается решение о такой реорганизации, подробно обсуждаются условия реорганизации в форме преобразования, устав общества с новой формой собственности, передаточный акт, обмен долей участников юридического лица на акции ОАО, ЗАО, или паи членов производственного кооператива.

Участники нового Общества путем принятия решения выбирают органы, которые будут осуществлять действия, необходимые для государственной регистрации Общества, путем преобразования. Процедура государственной регистрации нового Общества, может повлечь за собой дополнительные финансовые затраты, связанные с регистрацией выпуска акций в ФСФР (требуется для реорганизации ООО в АО).

Рассмотрим подробно данный вид преобразования, а именно что подразумевает под собой переход ООО в АО.

Как правило, к данному виду преобразования переходят в результате планирования расширения числа учредителей. В составе ООО могут находиться до 50 участников, но на практике управление компании с таким количеством участников будет затруднительно, так как все решения ООО принимаются единогласно всеми учредителями, согласно закону. В данном случае отношения участников, не должны подразумевать под собой разногласий.

При выходе участника из Общества , могут возникнуть определенные финансовые сложности для Общества. В связи с тем, что участник в результате выхода получает полностью свою долю, вложенную в уставной капитал ООО, а если это доля значительна, Общество может понести временные финансовые потери для бизнеса. В свою очередь, для АО, выход участника из Общества подразумевает под собой процедуру переуступки акций другому учредителю.

Этапы преобразования ООО в АО

Рассмотрим наиболее основные моменты пошагово.

  • Единогласное принятие решения всеми участниками реорганизуемого общества о проведении реорганизации, обсуждение порядка преобразования вкладов участников ООО в акции акционерного общества. В результате обсуждения выносится итоговое решение, а именно решение о преобразовании, а также утверждается новый устав, вносятся изменения в соответствующие документы.
  • Обязательно необходимо уведомить кредиторов ООО об изменении формы собственности, которое предполагает переход прав и обязанностей к АО.
  • Проведение инвентаризации имущества, по итогам которой составляется акт инвентаризации. На собрании участников, большинством голосов утверждается Передаточный акт, а также на данной стадии утверждается новый устав будущего Общества.
  • Составление заключительной и вступительной бухгалтерской отчетности происходит после того как утверждается устав.
  • Последним этапом преобразования является решение о выпуске ценных бумаг (акций) АО и регистрация в ФСФР выпуска акций АО.

Преобразование АО в ООО.

  • Проводится заседания совета директоров АО, и принимается решение созвать общее собрание акционеров, которое в свою очередь выносит решение о преобразовании.
  • Составляется список лиц и акционеров, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров и требования выкупа акций общества.
  • Акционерам сообщается о проведении общего собрания акционеров по вопросу преобразования Общества.
  • Принятым решением о реорганизации общим собранием акционеров, утверждается «Акт передачи».
  • Кредиторы оповещаются о решении реорганизовать АО.
  • Выполняются все обязанности перед кредиторами АО досрочно.
  • Формируются органы управления создаваемого Общества, происходит утверждение его учредительных документов.
  • Происходит процедура государственной регистрации юридического лица.

Необходимые документы для изменения формы собственности

  1. Устав, Учредительный договор, если были изменения приложить все изменения;
  2. Свидетельство ОГРН;
  3. Свидетельство ИНН;
  4. Решение о создании или Протокол общего собрания;
  5. Свидетельство Петростата;
  6. Извещение из ПФР и ФСС о постановке на учет;
  7. Печать Общества;
  8. Расшифровка кредиторской задолженности
  9. Уведомление о регистрации выпуска акций (в случае преобразования из АО в ООО)

В соответствии с п. 3 ст. 213 ГК коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Как известно, юридические лица могут быть созданы двумя способами:
а) путем учреждения нового юридического лица;
б) путем реорганизации существующего юридического лица.
Способ создания юридического лица указывается в первых положениях устава юридического лица. В зависимости от способа создания приобретение и регистрация прав на недвижимое имущество имеют следующие особенности.
Учреждение юридического лица. Передача учредителем (участником, членом) недвижимости в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал осуществляется на основании учредительного договора или иного договора о создании юридического лица.
Так, договор о создании акционерного общества не является учредительным документом общества, но он определяет размер уставного капитала общества, размер и порядок оплаты акций, размещаемых среди учредителей общества (п. 5 ст. 9 Закона об АО).
Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является устав (ст. 12 Закона об ООО)*(100). Учредители ООО заключают в письменной форме договор об учреждении ООО, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества (п. 5 ст. 11 Закона об ООО). Каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен договором об учреждении и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества (п. 1 ст. 16 Закона об ООО).
Особенности вкладов (взносов) в имущество юридических лиц иных организационно-правовых форм (полных и коммандитных товариществ, обществ с дополнительной ответственностью, кооперативов, фондов, общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций) установлены гл. 4 ГК и федеральными законами, определяющими правовое положение и порядок создания данных юридических лиц.
Таким образом, регистрация права вновь созданного юридического лица на переданное ему в качестве вклада или в оплату акций недвижимое имущество осуществляется на основании документа об учреждении (создании), содержащего обязательства учредителя (участника) по передаче имущества. Разумеется, что в случае передачи недвижимости в качестве вклада (взноса) документ об учреждении должен соответствовать п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав и содержать описание недвижимого имущества и наименование юридического лица. Обязательным условием регистрации является предварительная регистрация права собственности учредителя (участника) на передаваемую ему недвижимость. Необходимо также подтверждение исполнения учредителем (участником) своих обязательств по оплате вклада (взноса) или акций - документ о фактической передаче имущества, подписанный учредителем и созданным юридическим лицом, например передаточный акт. Поскольку в данном случае права возникают на основании сделки, в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о регистрации заявления о регистрации перехода права подаются от имени учредителя и учрежденного им юридического лица.
Если общество создается одним учредителем, то основанием для регистрации является единоличное решение об учреждении общества, утверждении его устава и денежной оценке имущества, вносимого в оплату акций или в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (п. 5 ст. 9 Закона об АО, п. 2 ст. 11 Закона об ООО).
Права на недвижимое имущество, переданное в качестве вклада (взноса), созданного путем учреждения нового юридического лица возникают в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК по общему правилу - с момента государственной регистрации права (п. 12 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 10/22). До регистрации перехода права имущество остается собственностью учредителя.
Регистрация права собственности учрежденного акционерного общества на внесенное учредителем недвижимое имущество необходима для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций. Так, согласно п. 3.2.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, если в оплату акций, размещенных при учреждении акционерного общества - эмитента, внесено недвижимое имущество, в регистрирующий орган представляется копия документа, подтверждающего право собственности эмитента на это имущество.
Реорганизация существующего юридического лица. Реорганизация означает прекращение реорганизуемого юридического лица (правопредшественника)*(102) и переход его прав и обязанностей в порядке правопреемства к вновь созданному юридическому лицу (правопреемнику). Именно правопреемство отличает реорганизацию от ликвидации - другого способа прекращения юридических лиц без перехода прав и обязанностей (п. 1 ст. 61 ГК).
Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (изменения организационно-правовой формы). Порядок реорганизации и особенности правопреемства определены ст. 57-60 ГК и законами об организациях различного вида. Иногда неверно полагают, что реорганизованное юридическое лицо является учредителем вновь созданной организации-правопреемницы. Нельзя путать различные способы создания юридических лиц - реорганизацию существующего и учреждение нового юридического лица. У созданного путем реорганизации юридического лица есть не учредители, а участники, акционеры, члены - в зависимости от его организационно-правовой формы.
Правопреемство при реорганизации юридических лиц наряду с наследованием является одним из способов приобретения права собственности (абз. 3 п. 2 ст. 218 ГК). Но если при наследовании правопреемство универсальное (полное), то при реорганизации в форме разделения, выделения правопреемство частичное (сингулярное). При слиянии, присоединении и преобразовании права и обязанности правопредшественника переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом, а при разделении и выделении - в соответствии с разделительным балансом (ст. 58 ГК).
Право у вновь созданных организаций возникает с момента их государственной регистрации в ЕГРЮЛ. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а при реорганизации в форме присоединения - с момента внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК). Как и при наследовании, право у правопреемника возникает с момента прекращения правопредшественника (кроме реорганизации в форме выделения).
Основанием для государственной регистрации права юридического лица - правопреемника являются передаточный акт или разделительный баланс (в зависимости от формы реорганизации), которые должны быть утверждены учредителями (участниками) юридического лица - правопредшественника или его уполномоченным органом, принявшим решение о реорганизации. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав в указанных документах должно содержаться описание объекта недвижимости и его адрес (место нахождения). Необходимым условием регистрации является подтверждение возникшего до реорганизации права собственности правопредшественника. Если это право не было до реорганизации зарегистрировано в ЕГРП, то необходимо представление правоустанавливающих документов правопредшественника (о возникшем до 31 января 1998 г. праве). Осуществить регистрацию ранее возникшего права юридического лица после реорганизации невозможно ввиду его прекращения (кроме случая выделения). Еще раз отметим, что при реорганизации права приобретаются в порядке правопреемства, а не на основании сделки, как при учреждении нового юридического лица. Поэтому требования об обязательной "перерегистрации" ранее возникшего права по аналогии с "первичной регистрацией" перед сделкой неправомерны.
Как указано в п. 11 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 10/22, вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности после завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в ЕГРП, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Изменение организационно-правовой формы юридического лица - одна из форм реорганизации, при которой возникает новое юридическое лицо. Например, при преобразовании ООО в ЗАО даже в случае сохранения наименования должна быть осуществлена регистрация права вновь возникшего юридического лица на основании передаточного акта, а не внесение изменений в ЕГРП.
Изменение типа организационно-правовой формы. Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального бюджетного или казенного учреждения (ч. 1 ст. 5 Закона об автономных учреждениях). Аналогично, ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"*(103) предусмотрено создание казенных учреждений путем изменения типа бюджетных учреждений (ч. 1, 4), при этом со дня создания казенного учреждения имущество, закрепленное до этого за бюджетным учреждением, признается закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения (ч. 10).
Необходимо подчеркнуть, что создание учреждения путем изменения типа существующего учреждения не является созданием нового юридического лица.
Изменение типа государственного, муниципального учреждения не является реорганизацией (ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, ч. 14 ст. 5 Закона об автономных учреждениях), равно как и изменение типа акционерного общества - ЗАО в ОАО (ст. 7, 20 Закона об АО). Следовательно, не происходит перехода прав на недвижимость.
В этих случаях, если до изменения типа организационно-правовой формы было зарегистрировано право юридического лица на недвижимость, в ЕГРП вносятся изменения - в наименование субъекта права на основании новой редакции устава или на основании изменений, внесенных в устав (п. 67 Правил ведения ЕГРП).
Если до изменения типа существующего бюджетного или казенного учреждения его право оперативного управления не было зарегистрировано, то регистрация проводится на основании решения уполномоченного органа о создании автономного учреждения, содержащего сведения о закрепляемом имуществе (ч. 11 ст. 3, ч. 9 ст. 5 Закона об автономных учреждениях).

Г ражданское законодательство нашей страны вступило в очередную фазу революционных изменений. По сути, на наших глазах меняются правила игры в корпоративной сфере. Существенно изменилось правовое регулирование некоммерческих организаций и хозяйственных обществ. Более того, в этом году мы ожидаем столь существенные изменения в законы об АО и об ООО, что практически можно говорить, что они будут приняты заново.

Итогом этих событий сначала стала не затихшая до настоящего времени волна реорганизаций закрытых акционерных обществ в общества с ограниченной ответственностью, а затем - волна изменения наименования организационно-правовой формы всех акционерных обществ - в большинстве случаев:

  • вместо «Открытое акционерное общество» в уставах и реестрах скоро будет «Публичное акционерное общество»;
  • вместо «Закрытое акционерное общество» более короткое «Акционерное общество».

В настоящей статье мы расскажем читателю, что за события так всколыхнули «АОшки», кого они затронули и какие действия необходимо ­совершить для того, чтобы внести изменения в документацию компаний.

Что произошло?

Можно сказать, что лавину стронуло введенное законодателем требование об обязательной передаче реестра всеми акционерными обществами профессиональным регистраторам . В соответствии с все АО, осуществляющие самостоятельное ведение реестра акционеров, обязаны передать его лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, то есть профессиональному ­регистратору (ст. 149 ГК РФ).

Такая передача, как специально отметил Центробанк РФ, должна быть осуществлена без исключений, независимо ни от каких условий, в том числе от количества акционеров (менее 50), типа общества (публичное или непубличное), наличия иных лицензий (в том числе на осуществление банковских операций, депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра), финансового состояния общества, транспортной удаленности регистратора, наличия в штате общества лиц, имеющих квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра (третьего типа), и иных условий.

Установленный Законом № 142-ФЗ срок на исполнение данной обязанности истек 1 октября 2014 г.

Его нарушение может привести опоздавшие компании к серьезным проблемам. Штраф может составить от 700 000 до 1 000 000 рублей (ст. 15.22 КоАП РФ).

Ведение реестра профессиональным регистратором - удовольствие не самое дешевое; в зависимости от числа акционеров речь может идти о десятках и сотнях тысяч рублей в год, а ряд преимуществ (реальных или мнимых) при ведении реестра регистратором теряется. Поэтому многие ЗАО начали процедуры реорганизации в ООО . Однако процесс реорганизаций и передачи реестров до настоящего времени не завершен. Кто-то получил отказ регистрационных органов по поданным документам (согласно ряду информационных источников в октябре-ноябре процент таких отказов составлял более 50% от поданных заявлений, а в ряде регионов превышал и 60%). Кто-то решил, что последующая реорганизация «спишет» нарушение срока. А кто-то передал реестры регистраторам, а затем посчитал свои расходы и «прослезился». В итоге предпринимательские запросы на смену организационно-правовой формы с ЗАО на ООО продолжают поступать в профильные юридические компании, а сама проблема остается актуальной. Соответственно, ­реорганизационные мероприятия продолжаются во многих АО.

Однако требование о передаче реестров было только первой ласточкой, по сути, небольшой волной, следом за которой случился цунами. С 1 сентября 2014 г. вступил в силу :

  • все хозяйственные общества были разделены на публичные и непубличные . ОАО и ЗАО в зависимости от ряда показателей (см. цитату ст. 66.3 ГК РФ далее) стали либо публичными акционерными ­обществами, либо непубличными акционерными обществами;
  • добавим к этому, что закрытые акционерные общества были ликвидированы как класс .

И получим необходимость внесения изменений в наименование всем существовавшим на 1 сентября 2014 г. акционерным обществам . Благо, законодатель дал рассрочку для осуществления данных действий. В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц . Это позволило разгрузить налоговые органы от большого потока заявителей, распределив их на достаточно протяженный срок. Более того, многие юристы сейчас рекомендуют подождать со сменой наименования и внесением изменений в учредительные документы, поскольку в настоящее время в Государственной Думе обсуждаются поправки в профильные законы об ООО и АО. Лучше дождаться, когда новые законы вступят в силу, чтобы не делать работу дважды.

Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами действующего законодательства не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование . Для компаний это означает, например, что:

  • нет необходимости платить госпошлину за получение новых свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество;
  • нет необходимости подписывать дополнительные соглашения к гражданско-правовым договорам, заключенным до этой даты;
  • в отношении трудовых договоров ситуация не так однозначна. Гражданское законодательство не регулирует трудовые отношения, а в рамках сложившейся практики изменения наименования организации должны находить свое отражение в документах, регулирующих трудовые отношения. Кроме того, необходимо понимать, что многие кадровые документы связаны с пенсионными вопросами, а большинство общавшихся с органами пенсионного и социального страхования сотрудников подтвердит своему руководителю, что в этой ситуации лучше проявить «здоровую паранойю». Поэтому мы рекомендуем работодателям внести соответствующие изменения в документы, регулирующие отношения с работниками организации.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Гражданский кодекс РФ. Статья 66.3 «Публичные и непубличные общества»

1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными...

Вносим изменения в учредительные документы

Как мы уже говорили, изменение наименования можно произвести одновременно с первым внесением изменений в учредительные документы организации. Поэтому среди пионеров данного процесса оказались акционерные общества с обширной филиальной сетью, кроме того, в этой же ситуации оказались многие компании, решившие поменять свой юридический адрес.

Процесс внесения изменений в единый государственный реестр достаточно стандартен:

Комплекс мероприятий в связи со сменой наименования организации

Комплекс мероприятий, которые необходимо провести в связи со сменой наименования организации, достаточно разнообразен. Начиная со смены бланка организации и заканчивая внесением записи в трудовые книжки. Чтобы ни одна из сфер приложения усилий не осталась без внимания, необходимо определить лиц, ответственных за каждую, и установить конкретные сроки для этих работ. Делается это путем издания приказа по основной деятельности (см. Пример 1).

Нужно продумать план работ: что после чего будет делаться и сколько времени займет каждый этап (например, какие-то действия можно будет сделать только после изготовления новой печати).

На внесение исправлений в наименование организации во все используемые типовые формы документов, бланки нужно время (новые формы нужно утвердить и физически настроить их электронные шаблоны, изготовить бумажные бланки в типографии). Поэтому с момента уведомления работников о смене наименования до «перенастройки системы» может пройти несколько дней. Как в этот период поступать исполнителям? Можно дать им возможность вручную самостоятельно править старые электронные формы, обязать не использовать старые бумажные бланки. Можно и наоборот: до момента официального утверждения новых обязать пользоваться устаревшими. Оба варианта имеют свои недостатки: в первом случае в организации возникает «махновская вольница», а во втором - возможно введение контрагентов в заблуждение.

См. статью «Альбом электронных форм документов в MS Word» про шаблоны документов в МS Word и статью про формы документов в СЭД в следующих номерах журнала

А после настройки / изготовления новых форм / бланков важно, чтобы все сотрудники пользовались ими. Например, можно ввести дисциплинарную ответственность за изготовление документов по старым формам и на старых бланках, квалифицируя это как нарушение инструкции по делопроизводству. Это сделает людей более внимательными (ведь так легко не заметить визуально несущественное изменение организационно-правовой формы при сохранении прежнего логотипа и общего дизайна). Можно ввести ­соответствующий пункт в приказ об утверждении новых форм и ­бланков.

Вводим в работу новую печать

Поскольку наименование общества изменилось, замене подлежат и все его печати, штампы, используемые в повседневной деятельности. Соответственно, необходимо разработать и утвердить эскизы новых ­печатей / штампов, а также утилизировать старые.

Эскизы печатей и штампов могут быть разработаны как силами самой организации (обычно в этом нет ничего сложного), так и с привлечением сторонних специалистов. Дизайнеров, как правило, привлекают при необходимости «вписать» в печать товарный знак или совместить сложное изображение с текстом. После изготовления эскизов их необходимо утвердить приказом (Пример 2) и направить изготовителю печатей для воплощения пожеланий организации в реальность.

Пример 1

Свернуть Показать

Пример 2

Свернуть Показать

Изготовлением печатей в настоящее время занимается достаточно большое число организаций и индивидуальных предпринимателей. В ­отдельных компаниях вас попросят предоставить:

  • документы, подтверждающие, что вы заказываете собственную печать (обычно это копии свидетельства о постановке на налоговый учет и внесения записи об организации в Единый государственный реестр юридических лиц);
  • доверенность , подтверждающую полномочия человека, ­обратившегося за изготовлением печати организации.

Однако в Москве такие «правильные» изготовители печатей, скорее, редкость. Если на ваших печатях нет государственной символики или слова «нотариус», в большинстве небольших конторок у вас попросят лишь эскизы того, что требуется изготовить, и деньги за работу. Однако в таких организациях, как правило, можно заказать только самые простые печати. Если вы хотите заказать печать с высокой степенью защиты от подделок, вам ­необходимо будет обратиться в более серьезные фирмы.

Регистрация печати в каких-либо реестрах в настоящее время не требуется. После изготовления печати и штампы вводятся в действие приказом по организации. С момента издания такого приказа использование устаревших печатей прекращается, а сами они подлежат ликвидации.

Пример 3

Как в едином приказе можно утвердить эскиз и сразу ввести в действие новую печать, изготовленную по нему (распорядительная часть текста)

Свернуть Показать

Пример 4

Свернуть Показать


Часто единым приказом сразу и утверждают эскизы печатей, и вводят их в действие, в этом случае к приказу прилагают их эскизы (Пример 3). Если ввод в действие новых печатей, штампов оформляют после их изготовления отдельным приказом, то лучше прямо в нем (или его ­приложении) проставить реальные оттиски этих устройств.

Ликвидация утративших актуальность печатей осуществляется комиссией, чтобы исключить возможные злоупотребления. Сам процесс ликвидации обычно не вызывает особых затруднений. В зависимости от материала печати выбирается способ воздействия - механический или термальный. Печать снимается с оснастки и либо режется на части, либо сжигается. Металлические или изготовленные из твердого пластика штампы и печати (их еще используют на практике, хотя и довольно редко, обычно для проставления оттисков на сургуче или пластике) доводят до состояния утраты функции с помощью напильника или несколькими ударами молотка. Результаты в обязательном порядке фиксируются актом (показан в Примере 4). В нем обычно указываются:

  • состав комиссии, на основании чего возникли ее полномочия и во исполнение какого документа она действует;
  • наименования и оттиски ликвидируемых печатей, штампов;
  • время и место совершения действий;
  • способ уничтожения;
  • заключение комиссии о том, что печати и штампы приведены в состояние, не допускающее их дальнейшее восстановление;
  • подписи членов комиссии.

Уведомляем контрагентов и банки

Об изменении наименования организации необходимо сообщить в банк . Причем, как всегда с банковскими учреждениями, одним ­письмом дело не ограничится:

  • с практически 100-процентной вероятностью организацию попросят представить подтверждение внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ и ­нотариально заверенные изменения в устав либо устав в новой редакции;
  • кроме того, могут попросить:
    • заново заполнить (актуализировать, как это обычно называют банковские сотрудники) и подписать весь пакет анкет, ранее представленных в банк при открытии расчетного счета,
    • подготовить новую карточку с образцами подписей лиц, имеющих право давать банку распоряжения о списании денежных средств с расчетного счета организации,
    • подписать дополнительные соглашения к договору об ­обслуживании банковского счета,
    • представить комфортные письма (что это такое, мы пояснили далее в Справке), анкеты на бенефициаров бизнеса и т.п.;
  • в связи со сменой наименования будут вноситься и уточнения в программу дистанционного (электронного) обслуживания, причем, ­возможно, понадобится и замена ключей электронной подписи.

В общем, по трудозатратам уведомление банка о смене наименования организации сопоставимо с заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании (открытии расчетного счета).

Свернуть Показать

Комфортные письма в деловой практике представляют собой заверения подписанта данного письма о наличии либо отсутствии каких-либо фактов или событий в его хозяйственной деятельности.

Банки, в зависимости от ситуации, обычно запрашивают письма о:

  • порядке и размере оплаты уставного капитала;
  • отсутствии или наличии ограничений полномочий единоличного исполнительного лица;
  • нахождении организации по юридическому адресу;
  • отсутствии изменений в учредительных документах;
  • наличии или отсутствии судебных, налоговых, административных разбирательств в отношении организации;
  • отсутствии сведений, подлежащих обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, но по каким-либо основаниям в него не внесенных;
  • отсутствии / наличии возбужденной процедуры банкротства или ликвидации.

После прошлогодних изменений в законодательстве стали появляться требования предоставить письма:

  • об отсутствии / наличии корпоративных соглашений между бенефициарами;
  • отсутствии / наличии лиц, имеющих право давать безусловные распоряжения лицу, выполняющему функции единоличного исполнительного органа (генеральному директору) организации и т.п.

Особо хотелось бы обратить внимание на необходимость внесения изменений в договор с компанией, предоставляющей услуги по электронному взаимодействию между организацией и налоговой инспекцией . Непосредственно после смены наименования следует внести соответствующие изменения в подаваемую в налоговые органы отчетность, а у ряда операторов такие действия связаны с необходимостью полной замены электронных подписей. Если этого не сделать своевременно, ­налоговая инспекция может «не увидеть» вашу вовремя сданную ­отчетность.

Одновременно с уведомлением банка необходимо уведомить и контрагентов . При этом даты такого уведомления надо согласовать. В противном случае может возникнуть ситуация, когда денежные средства, подлежащие зачислению на ваш расчетный счет, «зависнут», оказавшись в невыясненных платежах из-за несовпадения наименования получателя денежных средств и информации, указанной в платежном поручении.

В этой ситуации возможно формальное нарушение условий граж­дан­ско-правовых договоров, заключенных с контрагентами, поскольку в большинстве из них предусмотрен срок уведомления контрагента о факте изменения реквизитов организации. Причем в отдельных случаях (часто встречается в договорах государственного или муниципального заказа) возможно и наличие договорной ответственности за нарушение данного требования в договоре. Получается, что возможна ситуация, когда компании придется выбирать между возможностью нарушить условия договора и риском, что денежные средства поступят на ­расчетный счет на один-два дня позднее, после уточнения их ­получателя.

Пример 5

Оговорка в договоре об изменении реквизитов без установления ответственности

Свернуть Показать

9.11. Договор остается в силе в случае изменения реквизитов Сторон, изменения их учредительных документов, включая, но не ограничиваясь изменением собственника, организационно-правовой формы и др. Сторона, реквизиты которой изменились, обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней письменно уведомить другую Сторону о произошедших изменениях.

Пример 6

Оговорка об изменении реквизитов с «формальной» ответственностью

Свернуть Показать

11.5. При изменении реквизитов (наименование, адрес, телефон, руководитель и главный бухгалтер, номер расчетного счета и т.д.) Сторона, реквизиты которой изменились, обязана в течение 3 (трех) рабочих дней письменно уведомить другую Сторону о произошедших изменениях и сообщить новые реквизиты. В противном случае такая Сторона несет все возможные негативные последствия, связанные с ­несвоевременным уведомлением контрагента.

Информировать контрагента принято путем направления ему официального письма (если иной особый порядок не предусмотрен заключенным между организациями договором). См. Пример 7.

В рамках данного типа изменений, в соответствии с общепринятой деловой практикой, поддержанной и судебными инстанциями, не требуется каких-либо двусторонних документов. Однако в ряде случаев юристы рекомендуют даже такие изменения скреплять двусторонним документами, например, подписывая дополнительное соглашение к договору (Пример 8), тогда предложение о подписании этого документа нужно включить в ­уведомительное письмо о смене наименования.

Пример 7

Свернуть Показать

Пример 8

Свернуть Показать

В отношении уведомлений государственных органов хотелось бы отметить тот прогресс, которого за последнее десятилетие удалось добиться нашему государству в вопросах электронного взаимодействия между его структурами. В результате организация избавлена от достаточно большого числа «уведомлений». Так, информацию об изменении наименования организации от регистрационных органов в электронной форме получат фонды и органы статистики. Впрочем, оговоримся, что никто не гарантирует организации, что информация пройдет своевременно и без искажений. Тот самый пресловутый человеческий фактор и несоответствия в техническом обеспечении регистрационных органов и фондов могут сыграть с компанией не очень приятную шутку. Подстраховаться в этом случае можно, ­направив в фонды письмо по каналам электронного документооборота.

Еще одним «государственным контрагентом», которого необходимо уведомить о факте изменения наименования, является «мегарегулятор» финансового рынка - Центральный банк Российской Федерации . Такая необходимость вытекает из п. 59.1 «Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утв. Банком России 11.08.2014 № 428-П. Срок такого уведомления - в течение 30 дней с момента возникновения соответствующих изменений (п. 5.8.2 указанного Положения).

Работа с кадровыми документами

Изменение наименования организации затрагивает еще одну достаточно большую сферу хозяйственной деятельности организации - трудовые правоотношения.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником. Причем данное соглашение должно быть оформлено в письменной форме. Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор. Следовательно, изменение наименования Работодателя должно найти в нем отражение. Изменения в текст трудового договора могут быть внесены путем:

  • подготовки дополнительного соглашения (Пример 9) либо
  • полного переподписания сторонами документа целиком .

Оба варианта грамотные, но требуют значительных трудозатрат, особенно в крупных организациях.

Более того, в некоторых случаях это может породить еще и конфликты, например, если работников давно не устраивают условия заключенных с ними трудовых договоров и они ищут повод и способ оказать давление на работодателя. В этом случае они могут решить, что отказ от подписи дополнительного соглашения к трудовому договору в их интересах. Логика здесь обычно простая: «Если у меня что-то просят, значит, они мне будут обязаны что-то предоставить взамен».

Поэтому необходимость подписывать дополнительные соглашения в этой ситуации представляется многим предпринимателям и практикующим юристам излишней. Действительно, поскольку смена наименования работодателя никоим образом не зависит от работника (отсутствия или наличия его согласия), то двусторонних договоренностей между работодателем и работником здесь достигать не надо. Бытует мнение, что такое изменение должно происходить в уведомительном порядке, без ­отражения в трудовом договоре между сторонами.

На наш взгляд, это не совсем правильный подход к проблеме. Необходимо учитывать интересы не только работодателя, но и работника. Ситуации бывают разные, и нельзя исключить, что через некое количество лет работник не окажется с этим трудовым договором перед пенсионной машиной государства, и, возможно, именно строчки о переименовании ему не хватит для благоприятного рассмотрения вопроса. Поэтому, на наш взгляд, необходимо любые изменения так или иначе отражать в ­ключевых кадровых документах.

Если руководство упорно отказывается вступать в диалог с персоналом по поводу допсоглашений к трудовым договорам, то можно найти и другой способ документального оформления. Это может быть сделано, например:

  • путем издания соответствующего приказа работодателя, который доводится до каждого работника «под подпись» и выписка из которого вкладывается в трудовой договор (работника и работодателя) , либо
  • другим «вкладышем» в договор может послужить уведомление о смене наименования за подписью полномочного лица и печатью организации (Пример 11). Один экземпляр при этом также логично передать ­работнику.
Как оформить выписку, мы подробно объяснили в ответе на вопрос читателя «Как правильно оформить выписку из коллективного договора? Ведь это многосторонний и многостраничный документ. Кто и как должен удостоверять такую выписку - какие нужны подписи, печати, формулировки? »
Как собрать подписи об ознакомлении с документом на нем самом, на листе ознакомления или в специальном журнале, показано в статье «Оформляем актуализацию локальных нормативных актов »

Как видите, в этом случае возможны самые разные варианты. Их ­плюсы и минусы мы озвучили. Вам осталось выбрать.

С отражением изменения наименования работодателя в трудовых книжках все просто и однозначно. Порядок внесения записей в них закреплен в Инструкции, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. Согласно п. 3.2 указанного документа, если за время работы работника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается соответствующая запись, а в графе 4 указывается основание переименования - приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.

Пример 9

Свернуть Показать

Пример 10

Свернуть Показать

Тут, пожалуй, стоит пояснить, какие документы могут выступить в качестве оснований и куда их вписывать в трудовой книжке:

  • решение о смене наименования может быть принято на общем собрании акционеров, что фиксируется протоколом (отмечен цифрой 1 в Примере 10);
  • факт госрегистрации изменения наименования подтверждается Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ (цифра 2 там же);
  • дата начала использования нового официального наименования отражается в приказе (цифра 3 там же).
  • 1 номер журнала

Изменение организационно-правовой формы любого предприятия возможно. Данная процедура предусмотрена Гражданским Кодексом РФ, как преобразование.

Структура организации одного юр. лица изменённая в другое не влияет на изменение прав и обязанностей перед другими лицами. Исключением в таком случае будут учредители реорганизованного предприятия, правовые отношения с которыми теперь будут устанавливаться в соответствии с формой преобразованного предприятия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В форме преобразования потерпела внесение некоторых изменений упрощающих процедуру в сентябре 2019 года, но уже через год все изменения были отменены.

Особенности

Процедура преобразования предприятия предусматривает наличие некоторых особенностей, которые стоит учитывать, прежде чем начинать реорганизацию:

Реорганизация в форме преобразования
  • Это процесс добровольный и производится он в соответствии с пожеланиями владельцев предприятия. Исключением может быть принудительная реформа, которая проводится для предотвращения нарушений законодательства.
  • Такая процедура может быть запущена государственными органами, в случае нарушения уставной формы предприятия и не предпринявших самостоятельных мер на протяжении года.
ГК РФ устанавливает ограничение на изменение формы предприятия
  • В таком случае, к примеру, реформа ЗАО в ОАО не будет являться изменением формы организации. При регистрации будет указано изменение только типа и наименования АО. Превышение количества акционеров также будет поводом для обязательной реорганизации предприятия.
  • Ликвидация ООО, согласно ст. 56 ГК РФ, предусматривает его последующее переустройство в производственные кооперативы, хозяйственные товарищества, другого вида хозяйственные общества.
  • Акционерное общество согласно ст. 20 ГК РФ преобразуется в ООО, производственные кооперативы, партнерства некоммерческого характера работы.
Изменение собственников предприятия Не может быть произведено в ходе реформы предприятия. Состав изменяется отдельным распоряжением.

Также юридическое лицо любой организационно-правовой формы, должно соблюдать следующие требования, установленные ГК РФ:

  • наименование общества;
  • количество учредителей;
  • минимальный размер .

Нюансы процедуры

Проведение процедуры реорганизации сложный процесс. Он включает не только множество особенностей, но и множество нюансов. Не принимая во внимание некоторые тонкости преобразования, владелец организации рискует нарушить действующее законодательство.

При проведении нужно учитывать:

  • Необходимость создания заключительной отчётности по бухгалтерии. Дата отчёта предшествует дню регистрации преобразования;
  • Необходимость предоставления новой отчётности в преобразованном предприятии на основании заключительной отчётности ликвидированной организации;
  • Переход предприятия со специального режима налогообложения на УСН или ЕНВД может быть произведён только при подаче заявления об этом в органы.

Сроки проведения процедуры реорганизации составляют от 2-х до 3-х месяцев

Основные моменты

При выборе новой формы будущего предприятия его участникам необходимо основываться на некоторых моментах.

Выбор новой организационно-правовой формы (ОПФ) предприятия ограничен и устанавливается в рамках действующего законодательства:

Статья ГК РФ ОПФ ликвидируемого предприятия ОПФ нового предприятия
Ст. 56 ООО АО, производственный кооператив, Общество с доп. ответственностью
Ст. 20 №208-ФЗ ЗАО, ОАО ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнёрство
Ст. 17 № 7-ФЗ Автономная некоммерческая организация Фонд
Учреждение Хозяйственное общество, фонд, автономную некоммерческую организацию
Ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ Некоммерческое партнёрство Общественная организация, хозяйственное общество, фонд, автономную некоммерческую организацию
Ст. 11 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11.08.1995 № 135-ФЗ Благотворительная организация Невозможно реформировать в хоз. товарищество или общество

Другие правовые формы организаций реформируются в соответствии с законом, действующим в их отношении или ГК РФ.

Изменение наименования для преобразованного предприятия. Здесь стоит учитывать, что наименование должно раскрывать суть работы, проводимой организацией. Если предприятие носит название ООО «Общепит», то оно и должно заниматься общественным питанием.

Запрещается использовать в названии другие ОПФ, к примеру, название ОАО «Строительная акционерная компания «Жильё»» будет неправильным.

Помимо этого, слова и символы, принадлежащие к субъектам РФ (Москва, Екатеринбург, гербы городов и областей) могут использоваться только при получении соответствующих разрешений. К этому списку также относятся слова «Россия», «Федеральный», «Государственный». Также запрещено использовать в названиях аббревиатуры зарубежных ОПФ, на русском языке.

Возможно изменение при реорганизации юридического адреса предприятия. В таком случае будет увеличен срок преобразования. Документы на проведение процедуры подаются в органы по указанному изначально адресу.

Передаточный акт был упрощён в 2019 году. Составление и утверждение положений о правах и обязательствах, передаваемых от одного предприятия другому, не требовалось. Все права предавались автоматически. Послабления были отменены спустя год в 2019.

Формы

Структурные изменения предприятия также включают и другие особенности.

Реформа ЗАО и ОАО в ООО предполагает уведомление Федеральной службы по финансовым рынкам о намерении изменения ОПФ предприятия. Уведомление должно включать указание о том, что все акции были погашены. Помимо этого при реформе ОАО необходимо уведомлять всех сторонних держателей реестра.

Обратная же реорганизация ООО в акционерное общество требует выпуска акций в Федеральной службе по финансовым рынкам и их гос. регистрацию. Акции являются ценными бумагами, формирующими уставной капитал предприятия.

Как уже было сказано перевод ЗАО в ОАО или наоборот не является реорганизацией.

Реформирование МУП или ФГУП в ООО или ОАО запрещено законом. Такое ограничение указано в ст. 34 от 14.11.2002г. № 161-ФЗ.

Здесь говорится о том, что унитарное предприятие может быть преобразовано только в муниципальное или государственное учреждение. Изменение формы организации может быть только после того, как инициатор приватизирует государственное учреждение.

Порядок

На примере реорганизации ООО в ЗАО можно рассмотреть пошаговый план процедуры преобразования предприятия. Это позволит учесть все важные моменты и не допустить ошибок.

  1. Определение новой ОПФ предприятия уполномоченными лицами.
  2. Утверждение формы, условий реформирования. Порядок изменения долей участников на акции. Согласование устава реорганизованного предприятия на общем собрании.
  3. Установление нового или сохранение старого адреса организации.
  4. Составление передаточного акта при необходимости.
  5. Оплата .
  6. Предоставление сведений в Пенсионный фонд России уполномоченными лицами.

Отчёты и подтверждения

Составление отчётности и подтверждения всех финансовых и материальных передвижений от ликвидируемого предприятия к новому указываются в передаточном акте.

Сюда входят:

Бухгалтерская отчётность Отчётность в 2019 году определяет не только состав имущества, но и обязательства реформируемого предприятия. На её основании даётся оценка, составляемая на день предшествующий окончанию ликвидации.
Акты инвентаризации В них включено не только казённое имущество предприятия, но и его обязательства.
Учётные документы По материальным ценностям первичного характера, описи другого имущества организации которые необходимо передать при преобразовании.
Опись кредиторской и дебиторской задолженностей Необходимо также прикладывать информацию, о том, что кредиторы и дебиторы были письменно уведомлены об изменениях ОПФ предприятия.

Ограничения и обязанности

Ряд ограничений касается не только формы преобразования, но и минимальных требований к учредителям, уставному капиталу и другим аспектам реформируемого предприятия:

  • уставной капитал или минимум 10000 руб. , ОАО – 100000 руб. ;
  • , а ЗАО, ОАО, ООО должны иметь более одного учредителя;
  • для товарищества – учредитель должен иметь статус ИП, в структуре организации их должно быть не менее 2-х;
  • некоммерческие партнёрства имеют не менее 2-х учредителей;
  • имеет в составе не менее 5-ти членов;
  • должна содержать в своём наименовании указание на планируемую или уже осуществляемую деятельность.

В отношении некоторых форм предприятий также присутствуют некоторые обязанности при реорганизации:

Для проведения процедуры реорганизации инициатор обязан предоставить ряд документов, которые могут быть различны в зависимости от того, какая форма была и будет у юридического лица

Налоговый вопрос

Поделиться