Основные стили языка. Функциональные стили

Стилистика - раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль (от греч. stylos - палочка для письма) - способ словесного выражения мыслей, слог. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.

Функциональный стиль - это подсистема (разновидность) литературного языка, имеющая определённую сферу функционирования и обладающая стилистически значимыми (маркированными) языковыми средствами.

Выделяют следующие функциональные стили:

разговорный стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, стиль художественной литературы.

Научный стиль

Научный стиль - это язык науки. Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения . Научный текст отличается подчёркнутой, строгой логичностью: все части в нём жёстко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность . Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики.

Отвлечённость и обобщённость непременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлечённым значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Научный стиль имеет преимущественно письменную форму, но возможны и устные формы (доклад, сообщение, лекция). Основными жанрами научного стиля являются монография, статья, тезисы, лекция и др.

Публицистический стиль

Цель публицистического стиля речи - информирование , передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нём широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.
Основные стилевые черты официально-делового стиля - это:
а) точность, не допускающая иного толкования;
б) неличный характер;
в) стандартизованность, стереотипность построения текста;
г) долженствующе-предписывающий характер.

Точность формулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особенность деловой речи - ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов.

Неличный характер деловой речи выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов \(1\)-го и \(2\)-го лица и личные местоиме-ния \(1\)-го и \(2\)-го лица, а формы \(3\)-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределённо-личном значении.

В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание.
Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдём изобразительных средств языка.

Разговорный стиль

В основе разговорного стиля лежит разговорная речь. Основной функцией разговорного стиля является общение (коммуникация ), а основная его форма - устная.

В составе разговорного стиля выде-ляются литературно-разговорный стиль, использующий общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка, и разговорно-просторечная разновидность, которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от литературных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности.

Письменная форма разговорного стиля реализуется в эпистолярном жанре (частные письма, личная переписка, а также дневниковые записи).

Художественный стиль

Художественный стиль является инструментом художественного творчества и сочетает в себе языковые средства всех других стилей речи. Однако в художественном стиле эти изобразительные средства выступают в особой роли: целью их использования становится эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя. Художественная литература допускает употребление просторечных, диалектных слов и выражений и даже вульгаризмов. В языке художественной литературы используется всё многообразие изобразительно-выразительных средств (метафора, эпитет, антитеза, гипербола и т. д.). Отбор языковых средств зависит от индивидуальности автора, темы, идеи произведения, жанра. Слово в художественном тексте может приобретать новые оттенки значения.

Стиль речи

Языковые особенности

Разговорный

Обиходно-бытовая, эмоционально-экспрессивная,

оценочная лексика и фразеология.

Упрощенность синтаксиса, отсутствие причастных, деепричастных оборотов.

Неполные предложения разных типов.

Обращения, вводные и вставные конструкции

Книжные :

Научный

1. Академический

2.Научно-популярный

3. Учебно-научный

1. Терминология.

3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств (за исключением научно-популярного стиля).

4. Преобладание абстрактной лексики.

5. Доминирование существительных, в т.ч. отглагольных.

6. Незначительное число глаголов, в основном связ­ки.

7.Усложненность синтаксиса: обособления разных видов и сложные предложения.

8. Значительное количество средств связи

Официально-деловой

1. Клише, штампы, канцелярская лексика.

2. Употребление слов в прямых значениях.

3. Сложные слова, аббревиатуры.

4. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств.

5. Преобладание существительных, в т.ч. отглаголь­ных.

6. Усложненность синтаксиса: однородные ряды и обособления разных видов

Публицистический

1. Общественно-политическая лексика и терминоло­гия.

2. Характерные клише, речевые стереотипы.

3. Экспрессивно-оценочная лексика и фразеология.

4. Разговорные языковые средства.

5. Образные средства языка (тропы).

6. Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, инверсии, эллипсис, парцелляция и др.)

Художественный

(стиль художественной литературы)

Использование всех выразительных средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса

11.2 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Языковые особенности разговорного стиля»

Для осуществления подлинно разговорной речи необходимы три условия. Во-первых, отсутствие официальных отношений между участниками общения. Одно дело разговор с приятелем, другое – с учителем, директором, вообще с малознакомым человеком. Сравним две реплики:

Здорово, Юрка, проснулся?

Здравствуйте, Юрий. Извините, что звоню так рано. Не разбудил ли я вас?

Подлинно разговорная речь возможна в том случае, если между говорящими существуют неофициальные отношения.

Второе условие – непосредственность общения. Говорящий прямо и непосредственно обращается к собеседнику. Между ними нет посредников. Каждый непосредственно реагирует на реплики другого.

Третье условие – естественная разговорная речь всегда неподготовленная, импровизированная. Для нее характерны переспросы, перебивы, неполнота, (вставки типа Ты… это самое… математикой будешь заниматься? ), заполняющие паузы и позволяющие подобрать нужное слово. С неподготовленностью речи связана и большая роль в ней мимики, жестов, интонации.

Таким образом, разговорную речь можно определить как неофициальную речь в условиях непосредственного общения, заранее не подготовленную, диалогическую, устную.

Главная установка разговорной речи – установка на непринужденное, естественное, неподготовленное общение. Эта установка в совокупности с условиями реализации разговорной речи и определяет ее языковой облик.

Произношение. Нередко слова и формы в разговорно-бытовом стиле имеют ударение, не совпадающее с ударением в более строгих стилях речи: дóговор (ср.: нормативное договóр).

Лексика. Разговорно-бытовая лексика, входя в состав лексики устной речи, употребляется в непринужденной беседе и характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски. Например, имена существительные: вранье, зануда, чепуха, ерунда и др.; имена прилагательные: дотошный, работящий, расхлябанный и др.; глаголы: жадничать, секретничать, тормошить и др.; наречия: баста, втихомолку, мигом и др.

Значительное место занимает фразеология. Например: Нет дыма без огня. Шила в мешке не утаишь. Горбатого могила исправит.

Словообразование. В разряде имен существительных используются следующие суффиксы с большей или меньшей степенью продуктивности, придающей словам разговорно-бытовой характер:

- ак (- як) – добряк, здоровяк, простак;

- ан (- ян) – грубиян, старикан;

- ач – бородач;

- аш – торгаш;

- ак-а (- як-а) для слов общего рода – гуляка, забияка, зевака;

- ень – баловень;

- л- а – воротила, зубрила;

- тай – лентяй, слюньяй;

- ун – болтун, крикун;

- ух-а – грязнуха, толстуха;

- ыш – малыш, глупыш и др.

У имен прилагательных , имеющих разговорный характер, можно отметить использование суффикса -аст -: глазастый, зубастый, языкастый и др.; приставки пре- : предобрый, премилый и др.

Глаголы на -ничать: безобразничать, бродяжничать, жульничать.

Синтаксические особенности разговорной речи:

Преимущественное использование формы диалога;

Преобладание простых предложений; из сложных чаще всего используются сложносочиненные и бессоюзные;

Широкое использование вопросительных и восклицательных предложений;

Употребление слов-предложений (утвердительных, отрицательных, побудительных и др.);

Широкое использование неполных предложений;

Перерывы в речи, вызванные разными причинами (волнение говорящего, неожиданным переходом от одной мысли к другой и т.д.);

Использование различных по значению вводных слов и словосочетаний;

Широкое использование эмоциональных междометий;

Лексические повторы: - Да, да, да.

Задание: определите, к каким стилям относятся эти тексты.

1. Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками (молнии и гром), сопровождаемых дождем, градом и бурными порывами ветра.

2. – Ну и гроза! Страшно к окну подходить.

– Да, такой грозы давно не было.

– Представляешь, в такую грозу очутиться в поле…

3. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застукали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась (И. Тургенев).

Обычная форма реализации разговорного стиля – диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы, инверсия и т.д.

Общие признаки:

1) неофициальность; непринужденность;

2) неподготовленность, автоматизм;

3) преобладающая устная форма общения;

4) эмоциональность;

5) сопровождение жестами, мимикой, телодвижениями;

6) простота и экономия языковых средств;

Лексические:

1) слова с разговорной окраской, в том числе бытового содержания;

2) конкретная лексика;

3) фразеологизмы с эмоционально-экспрессивной окраской;

4) ситуативная синонимия;

Словообразовательные

1) суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, увеличительности, неодобрения;

2) суффиксы с разговорной окраской: -к- (свечка); –яг(а) (деляга); -ш(а) (докторша);

3) производные прилагательные, глаголы с оценочным значением (худющий, похудать).

4) удвоение слов (глазастый-преглазастый).

Морфологические:

1) преобладание существительных по сравнению с глаголами;

2) личные и притяжательные местоимения; частицы;

3) глагольные междометия (прыг, скок);

Синтаксические:

1) неполные предложения;

2) вопросительные и побудительные предложения;

3) безличные предложения;

4) свободный порядок членов предложения;

Виды текста по участникам общения:

1) диалог обычно;

2) монолог редко;

Жанры монологического текста:

1) частные письма;

2) записки.

Задание 1. От данных слов образуйте разговорные существительные посредством суффиксов –ин, -ет, -от, -отн, -овн, -ш, -их.

    тесный, нищий, старый, высь, ширь, бедный:

    толкать, болтать, бегать, пачкать;

    секретарь, врач, доктор, маляр, бухгалтер.

Задание 2. Сопоставьте слова глаза, очи, глазищи. Какие из них можно употребить в деловой бумаге; в научной статье; в разговоре; в художественном тексте?

Задание 3. Подберите к словам нейтрального стиля думать, смешной, приехать синонимы разговорного стиля надумать, потешный, прикатить . Найдите в словаре слова, имеющие различные стилистические пометы (8 слов).

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА - слова, в лексическое значение которых входит устойчивая эмотивная окраска или оценка. В толковых словарях такие слова маркируются специальными пометами:

Ласк., (ласкательно): мамочка, голубчик, деточка, милый.

Одобрит., (одобрительно): симпатяга, трудяга, скромня­га, молодчина, добряк.

Насмешл., (насмешливо): пропесочить (отругать), чуче­ло (о нелепо одетом человеке), тюлень (о неповоротливом человеке).

Неодобр., (неодобрительно): серятина, торгаш, разгиль­дяй, рассадник, соучастник.

Пренебр., (пренебрежительно): прощелыга, слизняк, при­хвостень, тряпка (о бесхарактерном человеке).

Бран., (бранно): паршивец, олух, балбес, мымра, оболтус, остолоп.

Шутл., (шутливо): драндулет, марафет, физиомордия, физия, бутыльброд.

Ирон., (иронически): умник (о глупце), гигант (о чело­веке невысокого роста), красноречие (о бессвязной речи).

Задание 4. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и распределяя их по группам: 1) разговорные; 2) общеупотребительные. Составьте предло­ жения с некоторыми из слов, относящихся к разговорному стилю.

Ахнуть, бал..гурить, вд..гонку, жадничать, в..плакнуть, беспорядок, беспр..дел, вкалывать, руч..ек, дурачье, бабуля, зайчишка, печка, замаскировать, дом, навор..вать, нахапать, пр..работок большущий, скрыть, зам..розки, лесник, небосклон, поб..режье.

Задание 5. Из данных ниже фразеологических оборотов выберите относя­ щиеся к разговорному стилю. Объясните их значения.

Бросать слова на ветер, входящие и исходящие, внести вклад, взять под стражу, вылететь в трубу, довести до сведения, дурью маяться, ждать-пождать, заключить в объятия, левый заработок, надуть губы, отдать Богу душу, очная ставка, поставить на вид, прокладывать дорогу, раскинуть мозгами, гражданский долг, хранить как зеницу ока, прибавочная стоимость, возыметь действие, бить баклуши, особое мнение.

Задание 6. Определите стилистическую принадлежность слов. Выделите приставки и суффиксы, выступающие в качестве показателей стиля.

Водица, кисонька, дождик, бродяга, достоинство, болтун, беленький, толстенький, сестрица, ежик, толстенный, говорунья, нажарить, поговорить, билетерша, ночевка, кусачий, нарвать, лгунишка, голосище, развеселый, премиленький, добряк, хвастун, вечерка, дворняга, старичье, сорвиголова, головушка, светелка, нисходить, антисанитарный, договоренность.

Задание 7. Прочитайте, акцентируя внимание на интонировании реплик диалога. Определите стиль речи. Какой стилистический эффект создается игрой слов-омонимов лицо - грамматический термин и лицо общеупотребительное слово.

Текст

Справа от моего села протекает река Губазули, а слева небольшая речушка Лаше, кишащая крабами, бычками и босоногими мальчишками.

Через Губазули перекинут мостик, который весной река уносит, оставляя только торчащие из воды черные сваи. И все же мое село самое красивое и веселое в Грузии. Я люблю его больше всех сел на свете, потому что нигде не может быть другого села, где жили бы я, бабушка Илико и моя собака. Моя бабушка - мудрая женщина. Она постоянно твердит мне:

Учись, негодяй, учись, а то неучем останешься! О науке у бабушки своеобразное представление. Однажды, когда я сидел на балконе и во весь голос твердил наизусть правила из грамматики, бабушка спросила:

    Что это ты там зубришь, сынок?

    Лицо глагола, бабушка!

    Что? Где это слыхано - лицо у глагола! Лицо может быть только у человека!

    Это другое лицо, бабушка, совсем не то, что ты думаешь.

Лицо на свете одно. И все.

Ладно, - сказал я и захлопнул книгу, - отвечай тогда, что такое лицо – ЛИЦО - это... -

Садись, бабушка. Урока не знаешь, ставлю двойку!

    Я тебе покажу двойку, прохвост! Сию же секунду иди и привяжи козу, не то так взгрею - своих не узнаешь!

    Хорошо, еще один вопрос задам и пойду. Сколько существует лиц?

    Лиц столько, сколько людей на свете. Но лицо дано не для того, чтобы такие гримасы строить, болван! У одних лицо худое, у других - круглое и толстое, у третьих - вообще не разберешь какое, размазня одна. А еще бывают лицемерные и двуличные люди.

    Жулики тоже бывают, - сказал я.

    Правильно! Например, наш почтальон. Сдирает с конвертов марки, а потом говорит - без марки, мол, было, давай рубль.

    А я какой, бабушка?

    Ты? Ты прохвост, шалопай, бездельник, плут, пройдоха к тому же!

Нет во всей Грузии женщины, которая могла бы проклинать лучше, чем моя бабушка. Но мне не страшны ее проклятия.

Однажды бабушка обмолвилась: «Уста мои проклинают, а сердце благословляет тебя...»

(Н. Думбадзе.)

Задание 8. Подберите синонимы (одно слово или фразеологический оборот) к выражениям:

Куры не клюют; капля в море; из рук вон плохо.

Слова для справок: мало, с гулькин нос, кот наплакал;

много, тьма тьмущая, полная чаша;

очень плохо, ни в какие ворота не лезет.

Задание 9. Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосо­ четания. Выпишите их по группам. Составьте с ними предло­ жения различных стилей речи.

Невручение письма, читалка в универе, вотум недоверия, зачетка у препода, акулы бизнеса, маяки производства, сосед-добряк, просто работяга, жить в коммуналке, нести отсебяти­ну, атрофия власти, запустить рынок, атаки оппозиции, отличница-зубрила, по­пасть в передрягу, алмазы росы, пропесочить двоечника, го­ре горькое, русское поле, шепот леса, крепление накладки к корпусу, выбрасывание оптического элемента, усталое солнце, светская хроника.

Который применяется и в устной, и в письменной речи. Главная цель – точное изложение определенной научной информации. Высказывания предварительно обдумываются, проводится строгий отбор языковых средств перед выступлением, что отличает научный стиль от других. Широко употребляются различные термины, имеются свои грамматические особенности, широко используются , и отглагольные . Иногда применяются существительные в единственном числе для обозначения общего ряда предметов. Изложение выстроено логически и отличается точностью. Эмоциональность используется редко.

Деловой стиль используется при передаче деловой информации в письменной речи. Используется при написании различных официальных деловых документов, заявлений, отчетов и т.п. Как и в научном стиле используется определенная терминология, наблюдается наличие различных , отсутствует эмоциональный окрас. Используются преимущественно сложные предложения со строгим порядком слов, большую роль играют безличные конструкции. Часто употребляются в повелительном наклонении.

Публицистический стиль употребляется в печати, в новостных лентах и составляется как текст выступлений перед общественностью в целях агитации. Основная функция – воздействие и пропаганда. В данном стиле речи важную роль играет не только самой информации, но и эмоциональный окрас, который дает понять отношение автора. Особую роль играет логичность изложения и оперирование различными фактами, но в то же время не меньшую роль играет эмоциональная составляющая. Для стиля характерно использование разговорных и книжных конструкций при построении предложения.

Разговорный стиль присутствует в повседневном общении в неофициальной атмосфере. Применяется как в письменной, так и в устной форме. Не отличается каким-то отбором языковых средств, предложения строятся исходя из речевой ситуации. Разговорная речь дополняется мимикой и , широко используются ударения, паузы и смена интонации, чтобы придать максимальный эмоциональный окрас, где основной акцент ставится на выразительность. Широко употребляются повторы и вводные конструкции.

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы и отличается особой эмоциональностью и выразительностью. В данном стиле больше всего используются метафоры и языковые обороты для придания торжественной и возвышенной окраски. Часто употребляются устаревшие слова. Стиль отличается высоким уровнем информативности, что с выразительностью, а для этого используются особенности других речевых элементов других стилей.

Здравствуйте! Одну и ту же информацию можно преподнести по-разному. К примеру, стиль обычных писем и сообщений для друзей может серьезно отличаться от деловой документации.

Какие же они бывают и чем отличаются? Стили написания текста можно разделить на 5 основных категорий. Сегодня рассмотрим их подробнее вместе с наглядными примерами. Для удобства навигации по статье подготовил для вас краткое содержание.

5 перечисленных вариантов могут применяться в обычном общении и письменном изложении сведений. Я вот сейчас поразмыслил и понял, что часто использую их не осознанно, просто по привычке.

В принципе, из перечисленных выше названий можно догадаться об основных отличительных особенностях. Однако только названий не всегда бывает достаточно, чтобы понять, как определить стиль текста и речи. Поэтому разберем каждый из них несколько подробнее и посмотрим вполне конкретные примеры.

Разговорный стиль

Я не зря поставил его первым в списке. Он является самым распространенным видом речи для неформального общения.

Характерные отличия разговорного стиля:

  • эмоциональность;
  • использование сленга;
  • относительно частое использование в дружеских диалогах.

Встретить его часто можно в переписках на форумах и в социальных сетях, обычных телефонных разговорах.

Привет! У меня для тебя клёвая новость! Представляешь сегодня съездил на озеро, про которое говорили вчера. Отстой! Уехал через час, заехал на соседнее. Там вообще блеск! Вода чистая, теплая, народа не так уж много. Кстати, на рыбалку туда как-нибудь махнуть не хочешь?

Официально-деловой стиль

Он достаточно строгий. В повседневной жизни встречается часто. Его можно наблюдать в написании различной документации, общении в деловых кругах по рабочим вопросам и в других ситуациях.

Характерные отличия официально-делового стиля:

  • однозначность мысли;
  • сухое изложение;
  • логичность;
  • отсутствие сленга и явного выражения эмоций.

Его основная цель - четко передать людям конкретную информацию. Часто используется для написания текстов и в деловом общении.

Согласно практическим наблюдениям автора блога сайт в период с 2014 по 2016 год удаленная работа через интернет в качестве может приносить автору дополнительный доход в размере от 18000 рублей в месяц. Данные расчеты актуальны для копирайтеров с положительной профессиональной репутацией и наличием навыков написания качественных текстов. Вероятность выхода на данный уровень дохода у новичков серьезно возрастает после прохождения профессионального обучения .

Публицистический стиль

Во время его написания или произношения встречается общая черта с разговорным стилем речи в составлении текстов - эмоциональность. Несмотря на порой кажущуюся схожесть между ними, есть серьезные различия.

Отличительные особенности публицистического стиля:

  • понятен для большого количества слушателей, читателей, а не только специалистам в узких областях знаний;
  • может содержать образные выражения, эмоциональные оттенки;
  • одни из основных целей - передача понятных сведений, формирование определенного отношения к рассматриваемому объекту или ситуации.

Данный вид речи и написания текстов отлично подходит для средств массовой информации.

Недавно делал краткий обзор одного проекта полезного, как для взрослых, так и для учащихся образовательных учреждений. Речь шла о грамотности по русскому языку и занятиях с репетитором. На самом деле на описанном проекте можно найти педагогов и по другим предметам. Повторяться сейчас не буду, при желании и информацию по повышению грамотности по русскому.

На этом публикацию о стилях изложения устной речи и написания различных текстов буду завершать. Теперь, думаю, определить стиль существующих текстов не составит особого труда. Надеюсь, информация о занятиях с репетиторами также оказалась полезна.

Кстати, прямо сейчас можете узнать о нормальных способах заработка в интернете, которые позволяют сформировать основной или дополнительных доход. Они описаны в прошлых публикациях на этом блоге. К примеру, знаете , которые пишут тексты под заказ и продают их через интернет.

Подписывайтесь на обновления блога и присоединяйтесь к социальным сообществам, созданным специально для блога Workip. До связи.

2. Цель: углубить работа по определению стилей речи; учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль; самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы; развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

- развивать логическое мышление, память, способность к анализу; формировать навыки самоконтроля; развивать умение из текста выделять главное и обобщать полученный материал; развивать навыки пользоваться словарями.

Студент должен уметь:

- практическим владением современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в его письменной и устной разновидностях; овладение новыми знаниями и навыками в этой области и совершенствование имеющихся, углубление понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации;

4. Основные вопросы темы:

1. Общая характеристика функциональных стилей речи.

Общая характеристика функциональных стилей речи

Функциональные стили речи - исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Научный стиль

Научный стиль - стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля - наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.Основная его функция - сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры - научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), чёткость, обобщённость.

Официально-деловой стиль

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля - право, автор - юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений. Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи - преимущественно рассуждение. Вид речи - чаще всего монолог.

Стилевые черты - императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля - информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль

служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата. Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый). Задача-сообщить информацию о жизни страны, воздействовать массы,сформировать определеное отношение к общественным делам

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.

Обычная форма реализации разговорного стиля - диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы, инверсия и т.д.


Похожая информация.


Поделиться