Веймарская республика в германии. Веймарская республика в германии История создания конституции германской империи 1919 г

Важнейшим нововведением Основного закона стала глубокая реорганизация федеральной формы государственного устройства , в основу которого была положена идея единого государства, состоящего из 16 равноправных, с равной численностью в 2 млн жителей, земель (областей).

По структуре Конституция состояла из двух частей: «Строение и задачи империи» и «Основные права и обязанности немцев».

Отход от традиционной структуры европейских конституций, в которых на первом месте был перечень прав и свобод , не был случайным. Г. Прейс и его коллеги по Конституционному комитету считали, что «сначала должно быть государство, которое могло бы защитить основные права».

Принципиально новые правовые концепции, по сравнению с Конституцией 1871 г., нашли отражение в ее преамбуле. Это - принцип «народного единства» и «народного суверенитета» («суверенитета единого германского народа», который «дал себе эту конституцию»), а также принципы «свободы» и «социальной справедливости».

Провозглашением «народного суверенитета» разрушалась династическая традиция государственной власти , так как ее носителями становились выборные на основе всеобщего избирательного права рейхстаг и президент .

Германская империя провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства. Бывшие «союзные государства» получили название земель, а верхняя палата имперского парламента была названа не бундесратом (Союзным советом), а рейхсратом (Имперским советом).

Земли имели свои законодательные органы - ландтаги - и свои конституции, которые должны были закрепить, согласно ст. 17 Веймарской конституции, республиканскую форму правления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Непосредственно имперской Конституцией определялся и правовой статус членов ландтагов (ст.ст. 36-39).

Права земель были значительно ограничены в области законодательства в финансовой сфере. В ст.ст. 6-12 Конституции предусматривался сложный порядок распределения законодательных прав между империей и землями, основанный на главном принципе - имперское право имеет преимущество перед правом земель (ст. 15).

Ряд сфер общественной жизни - внешние отношения, гражданство , таможенное, почтовое и телеграфное дело, устройство обороны и другие - регулировались исключительно законодательством империи (ст. 6).

Рейхсрат, подобно бывшему бундесрату, формировался из представителей правительств отдельных земель. Чтобы избежать доминирующего положения Пруссии в рейхсрате, распределение голосов в нем строилось по иному принципу, чем в Конституции 1871 г. Каждая земля должна была иметь один голос плюс к этому дополнительную сумму голосов, из расчета 1 голос на каждые 70 тыс. избирателей, но ни одна из них не могла иметь более 2/5 всех голосов, т.е. обладать абсолютным большинством, которое требовалось для изменения конституции.

Более того, согласно ст. 63 Конституции, половина из 26 прусских голосов (всего рейхсрат состоял из 66 представителей земель) передавалась непосредственно прусским провинциям.

Формально рейхсрат не обладал законодательными полномочиями, но, вотируя бюджет, рейхстаг не мог без согласия рейхсрата повышать его расходную часть или включать новые статьи расходов .

Рейхсрату принадлежало право отлагательного вето в отношении законов, принятых в рейхстаге (ст. 74), «опрокинуть» которое он мог только с помощью вторичного рассмотрения и нового утверждения законопроекта квалифицированным большинством голосов. Законодательная инициатива принадлежала членам рейхстага и имперскому правительству, но правительственный законопроект нуждался в одобрении рейхсрата.

Рейхсрат, наряду с рейхстагом, обладал правом решения вопроса об изменении или внесении по-правок в Конституцию. Не принятый во внимание протест рейхсрата против постановления рейхстага о по-правках в Конституцию мог служить поводом для референдума , «если рейхсрат в течение двух недель потребует народного голосования» (ст. 76 п. 2).

Особое место в конституционном механизме отводилось президенту республики , решающее значение которого определялось его всенародным избранием, длительным сроком нахождения у власти (7 лет), правом переизбрания на новый срок. Ему как внепартийному «арбитру» и отводилась главная роль в установлении на основе консенсуса политической стабильности в стране. Независимый от парламентского большинства, президент должен был противостоять «парламентскому абсолютизму ». Президент имел право отменить закон, принятый рейхстагом, с помощью референдума (ст. 73).

Правительство назначалось президентом в принципе без учета мнения парламентского большинства, но нуждалось в доверии рейхстага (ст. 54). Каждый член правительства должен был уйти в отставку в случае выражения ему недоверия. Сам президент перед рейхстагом не отвечал, но на правительство по правилу контрасигнатуры переходила ответственность за все приказы и распоряжения президента, в том числе и в отношении вооруженных сил, так как они должны были скрепляться подписью рейхсканцлера или соответствующего министра. По ст. 25 Конституции, у президента было такое эффективное средство воздействия на рейхстаг, как право его роспуска, но не более «одного раза по одному поводу».

Согласно ст. 43, президент по предложению рейхстага мог быть смещен со своего поста народным голосованием. Рейхстаг до окончательного решения референдума должен был вынести постановление 2/3 голосов своих членов об отстранении президента от должности. Отклонение на референдуме постановления рейхстага считалось переизбранием президента и влекло за собой роспуск рейхстага.

Ст. 59 Конституции предусматривалась сложная процедура импичмента, требующая предъявления обвинения президенту, рейхсканцлеру или министру в «преступном нарушении Конституции или имперского закона» не менее чем 100 членами рейхстага. При поддержке этого решения большинством членов рейхстага в 2/3 голосов обвинение должно было рассматриваться Государственным судом Германской империи.

Гражданские права, свободы и обязанности по Конституции 1919 года

«Веймарским школьным компромиссом» определялось содержание гл. 4 этого раздела - «Просвещение и школа», в котором закреплялась обязательность «всеобщего школьного обучения», по общему правилу, в «народной школе». К единой «народной» системе образования относились и высшая школа, при этом «руководящим началом, для приема ребенка в определенную школу должно было служить его призвание, дарование и склонность, а не «имущественное» и общественное положение. его родителей » (ст. 145, п. 1). Для обучения детей малообеспеченных семей в средних и высших школах предусматривалось выделение специальных общественных пособий (ст. 146, п. 3).

Сугубо компромиссный характер носили положения главы 5 - «Хозяйственная жизнь», в котором, главным образом, рассматривались проблемы наемного труда, отношений между предпринимателями и рабочими.

Конституция возлагала на государство обязанность всемерно поддерживать развитие предпринимательства, поддерживая при этом «средний класс» (поощрять его путем законодательства «в сельском хозяйстве, промысловой и торговой деятельности» (ст. 164, п.1), содействовать включению в «общее хозяйственное дело промысловых и кооперативных товариществ», обеспечивать «хозяйственную свободу отдельной личности» (ст. 151, п. 1), свободу договоров в хозяйственном обороте (ст. 152, п. 1), пресекать ростовщичество (ст. 152, п. 2) и пр.

На государство возлагалась особая ответственность в деле «социализации собственности » исходя из принципиально новой ее трактовки: «Собственность обязывает. Владение ею должно быть в то же время служением общему благу» (ст. 153, п. 3).

В ст. 155 Конституции предусматривался особый контроль государства за распределением и пользованием землей с целью предупреждения злоупотреблений и обеспечения «каждого немца здоровым жилищем, а всех германских семей, особенно многодетных, домашним очагом и правом работы».

Государство наделялось при этом правом принудительного отчуждения земли, «для удовлетворения потребности в жилищах, для содействия расселению, для сельскохозяйственной обработки» (ст. 155, п. 1).

Вместе с тем «обработка и пользование почвой. землевладельца» закреплялись в Конституции в качестве его «обязанности по отношению к обществу» (ст. 155, п. 3).

В Конституции подчеркивалась обязанность империи оказывать особое покровительство «рабочей силе». Формы этого покровительства выражались в предоставлении рабочим права на свободное объединение в союзы, в целях «сохранения и улучшения условий труда без всяких ограничений» (ст. 159), на коллективный договор (ст. 165, п. 1), на социальное страхование «для сохранения здоровья, работоспособности, охраны материнства», а также в случае «старости, недугов и различных жизненных случайностей. » (ст. 161, п. 1).

В ст. 163 закреплялось право «добывать себе содержание трудом».

Но в условиях экономического кризиса 20-х - начала 30-х гг. XX века социальные права оставались пустыми декларациями.

ПАДЕНИЕ КАЙЗЕРОВСКОЙ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В 1918 г

Весной-осенью 1918 г. в результате неудач на фронтах первой мировой войны и под влиянием падения монархии и социалистической революции в России, в Германии сложилась революционная ситуация. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии – Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен – присоединились к ней. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки, и 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер Вильгельм отрекся от престола и бежал в Голландию, где впоследствии умер.

Были объявлены выборы в Учредительное собрание, где буржуазные партии получили около 16 млн голосов, социал-демократические – 13,5 млн.

Необходимо отметить то, что германская социал-демократия в период революции не была единой Значительная часть ее примкнула к так называемой Независимой социал-демократической партии (К. Каутский и Э. Бернштейн). Меньшая часть германского пролетариата объединялась созданным в начале войны «Союзом Спартака», занимавшим непримиримую антивоенную позицию и ориентировавшимся на революционные социалистические преобразования проводившиеся в то время в Советской России.

И если в конце 1918 г. правые и независимые социал-демократы пошли на завершение германской революции и сохранение власти за буржуазией, то «Союз Спартака» выступил за установление диктатуры пролетариата и создание в Германии коммунистическои партии. Под руководством вновь созданной Коммунистической партии Германии в Берлине в январе 1919 г. начались антиправительственные выступления рабочих, которые с помощью армии были жестоко подавлены, а лидеры немецких коммунистов Карл Либкнехт и Роза Люксембург расстреляны. Кровавая расправа над берлинским пролетариатом облегчила правительству созыв Учредительного собрания, призванного принять новую Конституцию Германии, которое проходило в маленьком провинциальном городе Веймаре. Учредительное собрание избрало президентом Германии Макса Эберта, а правительство возглавил правый социал-демократ Ф. Шейдеман.

Согласно Веймарской конституции 1919 г., Германия становилась буржуазной парламентской республикой во главе с президентом. Германия провозглашалась федерацией, состоящей из 18 земель, каждая из которых имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, и свой законодательный орган – ландтаг. Все наиболее важные вопросы находились в ведении империи: внешние сношения, армия и флот, вопросы гражданства, денежная система, таможня, почта, телеграф и телефон и т. д.

Верхней палатой парламента был рейхсрат. Земли посылали в рейхсрат представителей соответственно с количеством населения. Рейхсрат обладал правом опротестования законов, принятых рейхстагом. При несогласии палат окончательное решение принимал президент: он мог либо утвердить закон принятый рейхстагом, единолично, либо передать его на общегерманский референдум. Рейхсрат наряду с рейхстагом пользовался правом законодательной инициативы, все правительственные законопроекты требовали согласия рейхсрата.


Депутаты рейхстага избирались на четыре года на основе всеобщего избирательного права, прямым и тайным голосованием. Веймарская Конституция вводила в Германии пропорциональную избирательную систему. Вся страна была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список.

Для разрешения споров между центральным имперским правительством и субъектами федерации (землями) создавалсяВерховный государственный суд, назначаемый имперскими властями.

Президент избирался всеобщим голосованием на семь лет на тех же принципах, что и депутаты рейхстага. Президент являлся главой государства и представлял империю в международных отношениях. Он заключал международные договоры (с согласия рейхстага), являлся верховным главнокомандующим, имел право досрочного роспуска имперского парламента, обладал правом введения чрезвычайного положения.

Назначение правительства – как его главы (имперского канцлера), так и всех имперских министров – также находилось в компетенции президента. Вместе с тем правительство оставалось ответственным перед рейхстагом.

Веймарская Конституция Германии отделила церковь от государства и школу от церкви. Она провозглашала всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, ассоциаций и т. д. Однако действие этих свобод могло быть приостановлено (например, в условиях введенного президентом чрезвычайного положения). К числу достижений Веймарской конституции в социально-экономической сфере должны быть отнесены узаконение 8-часового рабочего дня права на заключение коллективных трудовых договоров, введение пособий по безработице и законодательное признание женского избирательного права. «Новым словом» явилось разрешение создания производственных советов на предприятиях и в округах. К их компетенции были отнесены вопросы регламентации труда рабочих, заработной платы и некоторые другие.

65. КРИЗИС ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ УСТАНОВЛЕНИЕ ФАШИСТСКОЙ ДИКТАТУРЫ, ЕЕ МЕХАНИЗМ В 1933–1945 гг

В 1923 г. провалилась первая попытка национал-социалистической рабочей партии Германии (национал-социалистов, нацистов, фашистов) захватить государственную власть («пивной путч» в Мюнхене). Тогда сторонники Адольфа Гитлера решили прийти к власти законным путем, что им удалось 30 января 1933 г., когда президент Гинденбург назначил их лидера рейхс-канцлером, после уверенной победы фашистской партии на выборах в рейхстаг в 1932 г. Использовав провокационный поджог рейхстага, в котором обвинили коммунистов, фашисты ввели в действие ряд чрезвычайных мер, фактически отменив демократические положения Веймарской конституции, хотя формально этот документ действовал вплоть до падения нацистского режима в 1945 г. Земли были поставлены под прямой контроль имперского правительства, представленного в лице имперских наместников. В 1934-35 г. был ликвидирован орган представительства земель на имперском уровне – рейхсрат, а также местное самоуправление.

Уже 24 марта 1933 г. рейхстаг принимает Законы «Об устранении бедственного положения народа и государства», «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств», на основании которых правительство получает законодательные права; устанавливалась цензура и запрещалось всякое инакомыслие. Теперь имперские законы фактически принимала канцелярия национал-социалистической (фашистской) партии Германии. Рейхстаг стал формироваться лично А. Гитлером В декабре 1933 г. был издан Закон «Об обеспечении единства партии и государства»: функции партийных и государственных органов тесно переплетались, ими руководил один человек (рейхсканцлер и рейхсфюрер А. Гитлер).

В 1934 г. умер президент Гинденбург, выборы нового главы государства не проводились (сама должность имперского президента была упразднена) страну возглавил рейхсфюрер и пожизненный рейхсканцлер Гитлер, он же стал верховным главнокомандующим и военным министром.

Важным звеном механизма фашистской диктатуры стали органы, осуществлявшие идеологическую обработку немецкого народа: было создано Министерство общественного просвещения и пропаганды во главе с Геббельсом. Партийно-государственный контроль распространился на культуру, литературу, искусство и науку. Особую роль играли специальные партийные «штурмовые отряды» (СА), служба безопасности (СС), специальная служба порядка (СД) : тайная государственная полиция (гестапо). Нацистскими спецслужбами руководил рейхсфюрер СС Гиммлер. Войска СС охраняли концентрационные лагеря, создававшиеся с 1936 г. В 1939 г. Гиммлер возглавил вновь созданное Главное управление имперской безопасности.

Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. Судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан В 1933 г. были созданы особые суды для расправы с антифашистами. С 1934 г. начал работу Народный трибунал по вопросам государственной измены.

принята в г. Веймаре в результате Ноябрьской революции 1918 г. в Германии. По В.к. Германия становилась парламентской республикой с федеративным государственным устройством и буржуазно-демократическим политическим режимом. В В.к. содержался перечень основных буржуазно-демократических прав и свобод. Высшим законодательным органом провозглашался рейхстаг, избиравшийся сроком на 4 года. Вторая палата парламента – рейхсрат – представляла земли. Президент, избиравшийся на 7 лет населением, мог вводить чрезвычайное положение и приостанавливать действие политических прав и свобод, если считал, что в стране «серьезно нарушены общественная безопасность и порядок или если грозит серьезная опасность такого нарушения»; он имел также право досрочного роспуска рейхстага. Имперское правительство возглавлялось рейхсканцлером, формально было ответственно перед рейхстагом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЕЙМАРСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1919 Г.

в Германии Конституция, принятая Учредительным собранием в г. Веймаре 11 авг. 1919, одна из самых демократических европейских конституций своего времени. В.к. - первая конституция социального государства, ориентированная на социальный контроль за пользованием собственностью, на защиту коллективных социально-экономических прав л и ц наемного труда и обеспечение достойного человека существования. В этих программных положениях сказывалось значительное влияние представителей социал-демократии во время выработки конституционного текста. В.к. объявила государство Республикой, но сохранила при этом его прежнее название - Германская империя (что подчеркивало правовое преемство с империей 1871, законы которой, за исключением противоречащих новой Конституции, сохраняли силу. Наконец, новая империя (держава) унаследовала от прежней ее федеративный строй: федерация 18 земель (а не «союз династий»). Федерализм (союзность) «рейха» был очень своеобразным и непохожим на другие федерации. Во-первых, конституция определяла круг исключительного ведения империи: внешние сношения, военное дело, монетное, таможенное, почта и телеграф, вопросы гражданства и эмиграции. Каждый гражданин «земли» был одновременно и гражданином империи. К этому же кругу отнесено было установление общих структурных оснований отраслей права - земельного права, школьного дела, права религиозных обществ, союзов чиновников, основ регулирования местных налогов (во избежание двойного обложения и стеснения торгового оборота). Во-вторых, конституция определила область так называемого конкурирующего законодательства - гражданское и уголовное право с подотраслями вплоть до регулирования деятельности кинопрокатной. К этой же сфере были отнесены вопросы регулирования правовых аспектов использования авиации, железных дорог, внутренних водных путей, право экспроприации и обобществления, социальное страхование и рабочее законодательство, печать, союзы и собрания, меры и весы, торговля, банковское дело, полиция иностранцев и т.д. Отдельное направление такого регулирования составило право введения налогов для общефедеральных целей; право контроля (надзора) за исполнением федеральных законов органами «земель»; широкая указная власть правительства империи в сфере имперского и посредствующего (через «земли») управления; право обращения к верховному суду в случае разногласия с «землей» (и, в крайнем случае, право принудительного воздействия на учреждения «земли»). Третьим сектором правомочий было право «земель »: было зафиксировано их право заключать от своего имени публично-правовые договоры с иностранными государствами (при согласии на эти договоры имперской власти); право судиться с имперской властью и друг с другом на равной основе; право на федеральное представительство в Имперском совете (рейхстаге), у которого были значительные полномочия в области контроля за законодательством и указной властью имперского правительства. Почти все «земли» назвали себя старым термином, который может означать и «республику», и «свободное государство». Баден и Гессен, в порядке исключения, именовали сами себя республикой и народным государством, а Тюрингия - объединенным государством. В Преамбуле В.к. была обозначена цель обновления устройства империи - служить делу внутреннего и внешнего мира и способствовать общественному прогрессу. Во главе всей громоздкой системы государственного управления был президент, избираемый на 7 лет с неограниченным правом переизбрания на новый срок (избирателями были мужчины и женщины, достигшие 20 лет). Президент ведал международными делами, производил назначения на высшие должности, имел право отлагательного (суспензивного) вето сроком на месяц, а также правом помилования. Статья 48 наделяла его правом применять все меры, в том числе принудительные, с использованием вооруженных сил, которые необходимы для восстановления порядка (эту статью назвали статьей о «президентской диктатуре»). Президент мог быть смещен со своего поста при обвинении рейхстагом большинством в 2/3 голосов, но если при этом народ был против смещения, рейхстаг подлежал роспуску. Президент назначал премьер-министра (канцлера). Парламент был двухпалатным и состоял из рейхстага и рейхсрата. Рейхстаг (460 депутатов) избирался на 4 года; Конституция допускала возможность совмещения депутатских обязанностей с государственной службой. Во главе судебной власти стоял Верховный суд, все чрезвычайные суды были упразднены и создание их не допускалось. Судьи имперских судов и земель назначались, как и все чиновники империи, пожизненно. В конституции было записано, что судьи независимы и подчиняются только закону. В В.к. имелся раздел (90 статей) «Основные права и обязанности немцев» с подрубриками «Отдельная личность», «Социальное целое», «Религия и религиозные общества», «Просвещение и школа», «Хозяйственная жизнь». В число основных прав отдельного человека помимо традиционных либерально-демократических прав на неприкосновенность личности и жилища, свободы слова и печати и т.д. были включены право родного языка, право эмиграции, право на защиту за границей. Провозглашалось отделение церкви от государства, свобода преподавания - с попыткой организовать широкое и профессиональное образование с начальной трудовой подготовкой и др. Ряд принципиально новых положений были сформулированы в подрубрике об основах социально-хозяйственной жизни, среди них - право на достойное человека существование. В Конституции был сформулирован рад социально- экономических прав и свобод: свобода объединения в целях сохранения и улучшения условий труда и хозяйства... для всех лиц и профессий; «право на свободное время, необходимое для осуществления публичных гражданских прав» с сохранением прав на вознаграждение. Некоторые из этих прав обеспечивались государством. В целом вторая часть Конституции представляла собой компромиссную программу выразителей интересов «среднего класса» и умеренных (реформистских) социалистических течений, в которой примирялись интересы индивида и «социального целого » и фиксировалась, таким образом, разновидность либерально-социалистических конституционных воззрений. Лит.: Дурденевский В.Н. Иностранное конституционное право в избранных образцах (с приложением текстов конституций). Л., 1925. Гл. 5. В.Г. Графский

Конституция 1919 г., вошедшая в историю под названием Веймарской (по месту ее принятия), стала одной из самых демократических конституций, известных в это время буржуазным странам. Она разрабатывалась в условиях, когда революция в Германии еще не была подавлена, что и нашло отражение в демократическом, сугубо компромиссном содержании ее положений, в призывах к “гражданскому миру”, “сотрудничеству всех классов”, к “свободе” и “справедливости”.

Важнейшим нововведением проекта стала глубокая реорганизация федеральной формы государственного устройства, в основу которого была положена идея единого государства, состоящего из 16 равноправных, с равной численностью в 2 млн. жителей, земель (областей).

Конституция была принята Национальным собранием в июле 1919 г. Принципиально новые правовые концепции, по сравнению с Конституцией 1871 г., нашли отражение в ее преамбуле. Это - принцип “народного единства” и “народного суверенитета” (“суверенитета единого германского народа”, который, как записано в преамбуле, “дал себе эту Конституцию”), а также принципы “свободы” и “социальной справедливости”. Провозглашением “народного суверенитета” разрушалась династийная традиция государственной власти, так как ее носителями становились выборные на основе всеобщего избирательного права рейхстаг и президент.

Германская империя провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства, которая имела весьма специфический характер. Веймарская конституция отвергала формулу старой Конституции 1871 г. о “союзе династий”, способствовавшую раздробленности, засилию юнкерства на местах, обнаруживая явную склонность к унитаризму. Бывшие “союзные государства” получили название земель, а своеобразная верхняя палата имперского парламента была названа не бундесратом (Союзным советом), а рейхсратом (Имперским советом).

Земли имели свои законодательные органы - ландтаги и свои конституции, которые должны были закрепить, согласно ст. 17 Веймарской конституции, республиканскую форму правления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Непосредственно имперской Конституцией определялся и правовой статус членов ландтагов (ст. 36-39).



Права земель были значительно ограничены в области законодательства и в финансовой сфере. В ст. 6-12 Конституции предусматривался сложный порядок распределения законодательных прав между империей и землями, основанный на главном принципе - имперское право имеет преимущество перед правом земель (ст. 15).

Империи принадлежало право не только определять размеры и порядок поступлений доходов в имперскую казну, но и вмешиваться в вопросы налогового обложения отдельных земель, издавать законы, устанавливающие принципы “допустимости и способы взимания в землях налогов” (ст. II).

Значительно больший объем полномочий сохранялся у земель в административной сфере, так как за органами земель Конституцией закреплялось право приводить в исполнение имперский закон, если “имперский закон не постановил иначе” (ст. 14). Но при этом за империей сохранялось право административного надзора за органами земель. В новой Конституции, как и в старой 1871 г., было предусмотрено право имперской “экзекуции” (ст. 48).

В соответствии с конституционным принципом народного суверенитета рейхстагу как органу народного представительства, избираемому всеобщим голосованием, отводилось в Конституции формально первое место. За ним закреплялась высшая законодательная власть, в том числе и право изменять Конституцию (для принятия простых законов требовалось большинство, а для конституционных поправок - квалифицированное большинство голосов членов рейхстага), а также вотировать бюджет. Эти права, однако, ограничивались другими конституционными органами: рейхсратом и президентом.

Рейхсрат, подобно бывшему бундесрату, формировался из представителей правительств отдельных земель. Чтобы избежать доминирующего положения Пруссии в рейхсрате, распределение голосов в нем строилось по иному принципу, чем в Конституции 1871 г. Каждая земля должна была иметь один голос плюс к этому дополнительную сумму голосов, из расчета 1 голос на каждые 70 тыс. избирателей, но ни одна из них не могла иметь более 2/5 всех голосов, т.е. обладать абсолютным большинством, которое требовалось для изменения Конституции. Более того, согласно ст. 63 Конституции, половина из 26 прусских голосов (всего рейхсрат состоял из 66 представителей земель) передавалась непосредственно прусским провинциям.

Формально рейхсрат не обладал законодательными полномочиями, но, вотируя бюджет, рейхстаг не мог без согласия рейхсрата повышать его расходную часть или включать новые статьи расходов.

Рейхсрату принадлежало право отлагательного вето в отношении законов, принятых в рейхстаге (ст. 74), “опрокинуть” которое он мог только с помощью вторичного рассмотрения и нового утверждения законопроекта квалифицированным большинством голосов. Законодательная инициатива принадлежала членам рейхстага и имперскому правительству, но правительственный законопроект нуждался в одобрении рейхсрата.

Рейхсрат, наряду с рейхстагом, обладал правом решения вопроса об изменении или внесении поправок в Конституцию. Не принятый во внимание протест рейхсрата против постановления рейхстага о поправках в Конституцию мог служить поводом для референдума, “если рейхсрат в течение двух недель потребует народного голосования” (ст. 76 п. 2).

Особое место в конституционном механизме отводилось президенту республики, решающее значение которого определялось его всенародным избранием, длительным сроком нахождения у власти (7 лет), правом переизбрания на новый срок. Ему как внепартийному “арбитру” и отводилась главная роль в установлении на основе консенсуса политической стабильности в стране. Независимый от парламентского большинства, президент должен был противостоять “парламентскому абсолютизму”, которого так боялись левые партии. В этой роли президент наделялся и правом отменить закон, принятый рейхстагом, с помощью референдума (ст. 73).

Наряду с правами главы государства президент имел широкие исполнительно-распорядительные полномочия. Он назначал и увольнял рейхсканцлера империи, и по его предложению, имперских министров (ст. 53), всех высших должностных лиц империи (имперских чиновников и офицеров) (ст. 46), являлся верховным главнокомандующим (ст. 47), представителем империи в международных делах (в качестве такового ему предоставлялось право заключать от имени империи союзы и иные договоры с иностранными государствами, аккредитовать и принимать послов (ст. 45); он имел право помилования в пределах империи (ст. 49). Особое место в Конституции занимала вышеуказанная ст. 48 о чрезвычайных полномочиях президента, названная впоследствии статьей о “президентской диктатуре”. На основании этой статьи президент имел право с помощью вооруженной силы принудить любую землю “выполнять обязанности, возложенные на нее Конституцией или имперским законом”, а также принимать меры в случае “серьезного нарушения общественной безопасности и порядка” или угрозы такого нарушения. При этом он мог полностью или частично приостановить действие статей об основных правах немцев.

Президент и рейхстаг обладали, по Конституции, формально равнозначными рычагами воздействия друг на друга, призванными обеспечить баланс в системе государственных органов.

Правительство назначалось президентом в принципе без учета парламентского большинства, но нуждалось в доверии рейхстага (ст. 54).

Президент же, согласно ст. 43, по предложению рейхстага также мог быть смещен со своего поста народным голосованием. Рейхстаг до окончательного решения референдума должен был вынести постановление 2/3 голосов своих членов об отстранении президента от должности. Отклонение на референдуме постановления рейхстага считалось переизбранием президента и влекло за собой роспуск рейхстага.

Статьей 59 Конституции предусматривалось и некое подобие крайне сложной процедуры импичмента, требующей предъявления обвинения президенту, рейхсканцлеру или министру в “преступном нарушении Конституции или имперского закона” не менее чем 100 членами рейхстага. При поддержке этого решения большинством членов рейхстага в 2/3 голосов обвинение должно было рассматриваться Государственным судом Германской империи.

Большое число членов Национального собрания отводило референдуму, как непосредственной (следовательно, “истинной”) форме демократии, особую роль преграды диктату партийного большинства в рейхстаге. Если, например, против принятого рейхстагом закона выступала по крайней мере 1/3 его членов и по этой причине его опубликование было отсрочено президентом, то закон по требованию 1/12 имеющих право голоса граждан должен был быть также поставлен на народное голосование. Народное голосование могло проводиться даже “по поводу бюджета, налоговых законов и оплаты служащих”, но только по решению президента (ст. 73 п. 4). Более того, 1/10 имеющих право голоса граждан предоставлялось право законодательной инициативы, но с предварительно “разработанным законопроектом”.

Левые партии, настоявшие на столь частом обращении к референдуму, явно переоценили его демократический эффект, что очень скоро нашло подтверждение в истории “Третьего рейха”.

Наделяя президента, как гаранта демократии, огромными полномочиями, парламентарии просмотрели опасность ослабления рейхстага, того обстоятельства, что президентская чрезвычайная власть может оказаться в руках человека, который использует ее отнюдь не в народных интересах. История Германии нашла скорое подтверждение и этому обстоятельству.

Второй раздел Конституции посвящен “Основным правам и обязанностям немцев”, где наряду с широким перечнем политических и гражданских прав и свобод, детализированных теми или иными правовыми гарантиями, закреплялся и ряд принципиально новых социальных прав.

Первая глава этого раздела - “Отдельная личность” начинается с провозглашения равенства всех перед законом, при этом особенно подчеркивалось равенство мужчин и женщин “в правах и обязанностях” (ст. 109). Свобода выбора профессии и свобода передвижения, закрепленные далее, сопровождались правом эмигрировать за границу, которое могло быть ограничено только имперским законом (ст. Ill-112). Принцип равенства трактовался и в смысле равенства “инакоязычных частей населения империи”, которые, согласно ст. 113, не могли быть стесняемы “законодательными и административными мерами в их свободном национальном развитии” (ст. 119). Неприкосновенность личности и жилища (ст. 115), тайна переписки (ст. 117), свобода слова (ст. 118) сопровождались провозглашением таких правовых гарантий, как предоставление возможности немедленного опротестования ареста, запрещение цензуры и пр. Все эти права дополнялись, однако, не только провозглашением гарантий, но и традиционной формулой об исключениях, “допускаемых на основании закона”.

Во второй главе этого раздела - “Общественная жизнь” закреплялись такие гражданские права, как свобода собраний (ст. 123), свобода образования союзов и обществ (ст. 124) с предоставлением им правоспособности (т.е. прав юридического лица). При этом в предоставлении правоспособности нельзя было отказать и союзам, преследующим политические, социально-политические и религиозные цели (ст. 124).

Содержание следующей главы этого раздела - “Религия и религиозные общества” стало предметом особенно бурных дискуссий в Национальном собрании, закончившихся достижением компромисса. Закрепляя свободу совести (ст. 135), Конституция запрещала государственную церковь (ст. 137, п. 1) и государственную поддержку церкви (ст. 138, п. 1), но сохраняла за церковью статус публично-правовой корпорации, что давало ей право на денежные поступления “соответственно постановлениям земельного законодательства” (ст. 137, п. 4).

“Веймарским школьным компромиссом” определялось и содержание гл. 4 этого раздела - “Просвещение и школа”, в котором закреплялась обязательность “всеобщего школьного обучения”, по общему правилу, в “народной школе”. К единой “народной” системе образования относилась и высшая школа, при этом “руководящим началом... для приема ребенка в определенную школу” должно было служить его призвание, дарование и склонность, а не “имущественное и общественное положение... его родителей” (ст. 145, п. 1). Для обучения детей малообеспеченных семей в средних и высших школах предусматривалось выделение специальных общественных пособий (ст. 146, п. 3).

На государство возлагалась особая ответственность в деле “социализации собственности” исходя из принципиально новой ее трактовки: “Собственность обязывает. Владение ею должно быть в то же время служением общему благу” (ст. 153, п. 3). Собственность, согласно ст. 153, п. 1, “обеспечивалась Конституцией, ее принудительное отчуждение могло быть предпринято только “для общего блага” и на “законном основании”. Из этого общего правила допускались, однако, исключения в соответствии с имперским законом. Так, в частности, в ст. 156 (п. 1, 2) говорилось о “возможности принудительного отчуждения без вознаграждения” и передаче в общественное управление “частных предприятий, пригодных для обобществления”, о праве государства, “в случае настоятельной надобности”, проводить объединение хозяйственных предприятий для общественных целей (ст. 156, п. 2). Предусмотренное ст. 156 право национализации собственности не было использовано даже в отношении капиталов Имперского банка Германии. Более того, закон 1922 г. об Имперском банке лишил канцлера его былых полномочий в отношении банка, который остался под контролем империи, но руководство им было передано полностью Совету директоров.

В ст. 155 Конституции предусматривался особый контроль государства за распределением и пользованием землей с целью предупреждения злоупотреблений и обеспечения “каждого немца здоровым жилищем, а всех германских семей, особенно многодетных, домашним очагом и правом работы”. Государство наделялось при этом правом принудительного отчуждения земли, “для удовлетворения потребности в жилищах, для содействия расселению, для сельскохозяйственной обработки” (ст. 155, п. 1). При этом “обработка и пользование почвой... землевладельца” закреплялись в Конституции в качестве его “обязанности по отношению к обществу” (ст. 155, п. 3).

Идеи взаимной социальной зависимости и социальной ответственности лежат в основе и других положений этой главы. Статья 116, например, “применение умственных и физических сил на благо общества” относит к “нравственной обязанности” каждого немца. Это один из характерных примеров того, как Национальное собрание пыталось ввести этические ценности в мир экономики и политики.

В Конституции особо подчеркивалась обязанность империи оказывать особое покровительство “рабочей силе”. Формы этого покровительства выражались в предоставлении рабочим права на свободное объединение в союзы, в целях “сохранения и улучшения условий труда без всяких ограничений” (ст. 159), на коллективный договор (ст. 165, п. 1), на социальное страхование “для сохранения здоровья, работоспособности, охраны материнства”, а также в случае “старости, недугов и различных жизненных случайностей...” (ст. 161, п. 1).

При изучении истории создания Веймарской кон­ституции 1919 г. необходимо выяснить соотношение со­циально-политических сил Германии, сложившееся в результате революционных событий 1918-1919 гг., об­ратив особое внимание на расстановку сил в Учреди­тельном собрании, на характер политико-правовых ус­тановок тех партий, партийных фракций, которые при­нимали непосредственное участие в разработке Конституции.

Конституция 1919г. стала одним из самых демокра­тических правовых документов своего времени. Ее глав­ное содержание нашло отражение в тех компромиссных положениях, которые призывали к утверждению «на­родного суверенитета», «гражданского мира», «сотруд­ничества всех классов», к «свободе» и «справедливости». Демократический характер Конституции, обозначившей конец эпохи традиционного для страны самодержавия, был обусловлен не только политическим компромиссом различных социально-политических сил в Учредитель­ном собрании, но и теми кардинальными изменения­ми, которые произошли в Германии на переломном, революционно-демократическом этапе ее истории, с ноября 1918 по июль 1919г.

Необходимо осознать природу этих перемен, их цели и значение. При рассмотрении основных черт Веймарс­кой конституции целесообразно обратить особое внима­ние на ее новые принципы и политические установки но сравнению с Конституцией 1871 г.: «народный суве­ренитет», «социальная справедливость», демократичес­кий республиканизм и федерализм.

Исследуя особенности формы государства в Веймаркой республике, следует выявить (на основе анализа соответствующих статей Конституции) отличие ее фе­дерального устройства от федерального устройства по Конституции 1871г., четко определить форму правления, а также характер политического режима, методы способы осуществления государственной власти.

2. Государственный строй по Веймарской конституции 1919 г. Парламентско-республиканская форма правления и федерально-административная форма государственного устройства. Демократические права и свободы по Конституции 1919г.

При анализе системы высших органов власти требуется рассмотреть демократический порядок их формирования, объем полномочий рейхстага как органа народного представительства, рейхсрата как органа пред­ставительства земель и президента, которому формально отводилась роль «внепартийного арбитра».

Исследуя специфические черты германского феде­рально-административного устройства, нужно показать, как Веймарская республика путем введения новых прин­ципов создания верхней палаты парламента, а также сложного принципа распределения законодательные прав между империей и землями (ст. 6-12), основанного на главном постулате: «имперское право имеет преимущество перед правом земель» (ст. 13), преодолевала традиционный политический гегемонизм Пруссии.



Кроме того, необходимо обосновать утверждение, что порядок разделения сфер общественных отношений на регулируемые исключительно законодательством империи, преимущественно законодательством империи, законами издаваемыми империей «по необходимости» и законами отдельных земель, был введен с целью усиления центральной федеральной власти как необходимого условия преодоления острого экономического, политического социального кризиса в послевоенной Германии.

Следует подчеркнуть также, что в соответствии с установками на усиление общеимперской власти было опре­делено, в значительной мере содержание и других положе­ний Конституции 1919г. Империи принадлежали, например, важнейшие полномочия в финансовой сфере: опре­делять размеры и порядок поступления доходов в имперс­кую казну, вмешиваться в местное налоговое обложение отдельных земель (ст. 11) и др. К полномочиям земель Кон­ституция относила главным образом административные местные вопросы, исполнение общеимперских законов.

При выявлении характерных черт Веймарской кон­ституции, ее принципиальных отличий от Конституции Германской империи 1871 г. необходимо обратить вни­мание на широкий круг демократических прав и свобод немецких граждан, особенно на социальные права, на принципиально новую трактовку права собственности (ст. 153), на нормы трудового права (ст. 157, 159, 165 и др.), социального обеспечения (ст. 161 и пр.), на право рабочих участвовать в определении хозяйственной по­литики государства (ст. 165). Веймарская конституция 1919 г. открывала, таким образом, новую страницу в об­ласти прав и свобод граждан путем придания соци­альным правам (второму поколению прав и свобод) кон­ституционного статуса, что напрямую было связано с особенностями Ноябрьской революции 1918 г., испы­тавшей, в свою очередь, сильнейшее влияние Октябрь­ской революции 1917г. в России, ее социалистических лозунгов и требований. Конституции «новой волны», принятые в ряде стран после Второй мировой войны, восприняли и развили этот социальный аспект прав и свобод граждан Веймарской конституции 1919г.



Студенту следует охарактеризовать и те исторические обстоятельства, в силу которых демократические права и свободы Веймарской конституции 1919г. не были вопло­щены в жизнь (отсутствие необходимой экономической базы, должного уровня общественного сознания, полити­ческой стабильности, сохранение дореволюционного бю­рократического аппарата в послевоенной Германии и пр.).

Поделиться