Как принять правильное решение. Метод Уолта Диснея

Всем известный Уолт Дисней каждое свое решение тщательно продумывал и рассматривал со всех сторон по специальной схеме. Именно поэтому он стал знаменитой личностью и заработал много денег на любимом занятии. В этой статье мы делимся методом, который использовал Уолт Дисней, чтобы принимать верные решения.

Конечно, этот метод не единственный, и существует еще множество способов быстро принять верное решение . Методика Уолта Диснея рассчитана на более глубокий анализ и поэтому требует немного дольше времени.

Метод Уолта Дисней. Как принять правильное решение.

Суть этого способа заключается в том, чтобы примерить на себя три роли: мечтателя, реалиста и критика. Это упражнение широко используется в психологической практике.

Если у кого-то отлично развито воображение, то вам достаточно по очереди войти в каждое состояние. Если же вы не так любите визуализацию, то можно помочь себе подручными средствами. Например, выбрать три стула, которые будут означать данные состояния и поочередно сидеть на них.

Итак, выберите первый стул, который будет ассоциироваться с мировосприятием мечтателя. А теперь примите расслабленную позу и дайте волю своему воображению. В этой роли вам никто не запрещает мечтать. Фантазируйте и представляйте свои идеи уже воплощенными в реальность. В этом состоянии очень важно ни в чем себе не отказывать. У вас еще будет время на критику и опасения. А сейчас вы просто наслаждаетесь жизнью и мечтаете о чем хотите. Находитесь в этом настроении столько времени, сколько вам будет комфортно, а потом запишите все идеи в блокнот.

После этого садитесь на следующий стул, который вам поможет войти в роль реалиста. Находясь в этой позиции вам теперь нужно понять, как вы сможете воплотить свою идею. Вот здесь и начинается основная работа. Необходимо проанализировать данные, составить четкий план, рассчитать смету и тому подобное. На этом стуле вам нужно смотреть на вещи реально и правильно рассчитать, что вам понадобится для реализации своей идеи. Однако помните, что здесь не место страхам и сомнениям. Вам нужны только факты и четкие шаги, которые помогут добиться желаемого.

Если вы чувствуете, что опасения и неуверенность в себе все-таки закрадываются в вашу голову, примените специальные упражнения для избавления от страхов. Но только не поддавайтесь им, ведь наше упражнение не окончено.

Когда вы все тщательно продумаете и подробно распишите каждый шаг, садитесь на третий стул и примеряйте на себя роль критика. Именно с этой позиции вам необходимо как можно детальнее рассмотреть план, составленный реалистом, и придираться к любой мелочи. В этом вам смогут помочь следующие вопросы: «На кого повлияет данный проект? Чего в нем не хватает? Что может помешать его реализации?» и тому подобное. Чем больше вариантов вы продумаете, тем легче будет идти к цели. Важный момент: целью критика не является желание разнести вашу мечту в пух и прах. Критик рассматривает предложенные реалистом проекты, но никак не саму идею, созданную мечтателем.

Проделав данное упражнение, вы увидите картину со всех сторон и будете готовы к любым сложностям. Этот способ по времени может занимать от одного часа до нескольких дней. Если у вас нет возможности на полноценный вариант, то его можно проделать за 15 минут, уделив каждой роли пятиминутку. Ну а чтобы придать себе уверенность, прочтите , которые добились всего, чего хотели. Мечтайте, любите и не забывайте нажимать на кнопки и

Если ты можешь мечтать, то можешь и воплотить свои мечты в жизнь.
Уолт Дисней.
Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной эффективной коучинговой техникой, которая называется «Стратегия Уолта Диснея».

Имя Уолта Диснея известно по всему миру. Он один из признанных гениев 20 столетия, осуществивший в своей жизни множество проектов, реализация многих из которых на первый взгляд казалась абсолютно невозможной: снял 111 фильмов, получил 25 Оскаров, а также премию известного голливудского продюсера Ирвинга Гранд Тальберга (которая приравнена к статусу Оскара).

А еще он осуществил свою детскую мечту: в городе, где жила семья Диснея, был красивый особняк, окруженный цветущим и таким манящим ребенка садом. Вокруг дома был высоченный забор, сквозь который невозможно было проникнуть внутрь. Уолту и его друзьям только и оставалось, что смотреть сквозь щелочки забора на прекрасный дом и сад и мечтать когда-нибудь там оказаться. Прошли годы, Дисней вырос, сохранив в сердце свою детскую мечту, которая со временем превратилась в знаменитый парк аттракционов «Диснейлэнд», который позволяет и детям и взрослым на некоторое время окунуться в сказку.

Что же помогло Уолту Диснею достичь успеха и реализовать свои мечты?
У Уолта Диснея было очень важное качество, которое привело его к успеху и помогало воплощать грандиозные планы в жизнь: он не просто мечтал, он серьезно относился к своим мечтам, сверял их с реальностью и делал все возможное и, казалось бы, невозможное, для достижения своих целей.
Во время работы над своими проектами Уолт Дисней разработал несколько собственных стратегий, помогавших ему в творчестве и в достижении целей. На основе самой эффективной из них Роберт Дилтс создал технику «Стратегия творчества Уолта Диснея».

Эта стратегия предназначена для того, чтобы помочь воплотить в реальность даже самую, на первый взгляд, несбыточную мечту. И сделать это самым наилучшим образом. То есть для тех случаев, когда вы задумали что-то очень для себя грандиозное, и пока не знаете, как это реализовать в реальности, что нужно предпринять, чтобы этого достичь, и какие затруднения могут встретиться на вашем пути.

В чем же заключается гениальность данной стратегии? Она в разностороннем подходе к решению поставленной задачи.
Основная цель данной стратегии выражается в организации мыслительного процесса человека при планировании проекта таким образом, чтобы способствовать максимальному пробуждению его творческого потенциала.

Во время процесса организуется активация и взаимодействие четырёх позиций мышления – это «Мечтатель», «Наблюдатель», «Реалист» и «Критик» . Обычно у человека эти роли смешаны, и зачастую, преобладает одна из них. Каждая из этих ролей имеет свои сильные и слабые стороны. Если, например, у человека в жизни преобладает мышление Мечтателя , а Реалист задвигается на задний план, то зачастую его мечты так и остаются мечтами. Просто потому, что до действий дело так и не доходит.

Если же всем заправляет Рационалист (рациональной мышление), то это приводит к тому, что человек «крепко держит в руках свою синицу, а на журавля даже не замахивается».
Ну а если главный Критик , то здесь все совсем грустно. Человек не решается ни на что, что хоть мало-мальски заставляет его выходить за зону комфорта, ведь Критик всегда ему твердит, что «как бы чего не вышло» и «лучше не надо, все равно ничего не получится».
Но если задействовать все три роли и объединить их сильные стороны, то возникнет эффект синергии и это позволит выбрать оптимальный план реализации желаемого проекта.
Стратегия Уолта Диснея позволяет сделать именно это: целенаправленно выделить каждую позицию и максимально реализовать присущие им возможности независимо друг от друга. А далее организуется эффективное взаимодействие всех позиций, целью которого является разработка наилучшего способа реализации проекта.
Чтобы все это осуществить, на киностудии Уолта Диснея используют такой подход:
существует три пространства – помещения. Стены каждой комнаты выкрашены в определенный цвет, в них создана соответствующая обстановка, настраивающая на нужный лад.

Первое помещение предназначено для того, чтобы вволю помечтать. Именно здесь все и начинается. Как известно, мечта — субстанция легкая, хрупкая, летящая. Соприкосновение с грубой, суровой реальностью до поры до времени, может быть для нее губительно. И в этом помещении созданы все условия, чтобы мечта могла расти, крепнуть и парить на крыльях безудержной фантазии. Именно здесь создается сюжет будущей картины, рождаются прообразы героев, их внешность и характер. Здесь взгляд Творца обращен в будущее, в котором все возможно.

Во второй комнате царит совсем другая атмосфера. Это комната Реальности. Здесь строгая обстановка и мечта получает проверку реальностью: насколько тема востребована зрителями, сколько нужно ресурсов, чтобы воплотить замысел в реальности и т.д. Реалист действует в настоящем времени с его объективными ограничениями.

Третья комната отличается от первых двух и обстановкой и характером – в этой комнате приходит время конструктивной Критики. Здесь выявляются «подводный камни», которые могут возникнуть на пути реализации проекта. Взор Критика обращен в прошлое, выявляя препятствия, которые могут возникнуть и разрабатывая варианты, как их можно избежать или эффективно с ними справиться.

Каждый новый проект студии по несколько раз проходит все 3 комнаты. В результате выкристаллизовываются и получают дальнейшее развитие самые лучшие варианты.

Вы также можете применить данную стратегию для того, чтобы реализовать свои мечты, разработать четкий и эффективный план для реализации любой вашей идеи или проекта, учитывающий возможные «подводные камни». Работать по стратегии вы можете самостоятельно, но для получения большего эффекта лучше это делать с помощником. Для особо значимых проектов лучше обратиться к профессиональному коучу, тогда эффект будет максимальным.

Если вы работаете с помощником, то его задача будет состоять в том, чтобы задавать вам нужные вопросы и записывать то, что вы скажете (лучше на диктофон), поскольку вы в процессе прохождения данной практики будете находиться в потоке вдохновения и, если начнете делать записи самостоятельно, можете выпадать из нужного состояния.
Стратегия Уолта Диснея. Практические шаги.

ШАГ 1. Сначала нужно организовать пространство для процесса. Выделите в том пространстве, в котором вы находитесь, четыре места. Это могут быть четыре стула, либо четыре листа бумаги, на которых написано: «Мечтатель», «Реалист», «Критик», «Наблюдатель», разложенные на полу. Такие места-позиции помогут вам быстрее перенестись в соответствующий способ мышления. Также для усиления эффекта, вы можете взять физически или просто представить в своем воображении четыре предмета, которые для вас олицетворяют каждое из четырех состояний. Например, Мечтатель – цветок, Реалист – ежедневник, Критик – красная ручка, а Наблюдатель — бинокль и т.д.

Теперь все готово и можно начинать процесс разработки стратегии достижения вашей мечты.
ВАЖНО
Во время всего процесса постарайтесь вживаться в каждую роль:
— когда вы мечтаете – будьте самым безрассудным Мечтателем, для которого нет границ, в пространстве которого возможна реализация всего, чего он действительно хочет и что для него важно;
— когда вы Реалист –думайте лишь о том, как вам реализовать свою идею, не думая о сложностях, которые могут возникнуть на пути ее реализации;
-когда вы Критик – будьте дотошны и внимательны к деталям. Помните, что ваша задача не раскритиковать Проект, а сделать все, чтобы он был реализован, проработав возможные слабые места.
СОТВОРЕНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ОБРАЗА МЕЧТЫ

ШАГ 2. Войдите в позицию Мечтателя. Для этого вам нужно сесть на стул, предназначенный для мечтаний или встать на лист, на котором написано «Мечтатель». А теперь помечтайте вволю: оторвитесь от своей повседневной реальности и представьте, что вы находитесь в пространстве, где все возможно, и ваше задача в том, чтобы в мечтах создать образ того, чего вы хотите, и все это легко материализуется в вашей реальности. Стройте «Воздушные замки»! Ваша задача на этом месте – гениально помечтать, полностью направив все свое внимание и творческий потенциал на то, чтобы создать ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СВОЕЙ МЕЧТЫ. Также представьте, какой вы должны быть, чтобы ваша мечта осуществилась в своем наилучшем виде наилучшим для вас образом. Можно представлять весь процесс реализации своей мечты как цветной фильм.

Если вы работаете с помощником, то он на этом этапе должен вам задавать следующие вопросы: «Представь, что все возможно и любое твое желание материализуется. Чего ты хочешь достичь (получить)?» . Помощник должен записать все, что вы наговорили, периодически задавая вам важный вопрос: «А что еще ты хочешь?», пока вы не выскажете все, что хотели.
Теперь можно переходить к следующему шагу.

ШАГ 3. Перейдите в позицию Наблюдателя. Наблюдатель – лицо нейтральное. Его задача – наладить эффективное взаимодействие всех трех ролей. На этом этапе вам нужно оценить эффективность работы Мечтателя и дать ему рекомендации по улучшению его работы. Когда это сделано, Наблюдатель должен передать сотворенный Мечтателем ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МЕЧТЫ Реалисту.

МЕЧТА ОБРЕТАЕТ ФОРМУ

ШАГ 4. Перейдите в позицию Реалиста и войдите в соответствующее состояние. Реалист — человек дела. Его задача на данном этапе продумать конкретные шаги: как можно реализовать доверенный ему проект. Для этого он должен внимательно рассмотреть проект, переданный ему Мечтателем и выбрать из него те пункты, за реализацию которых он может поручиться, и определить те действия, которые нужно совершить для реализации задуманного.

Если вы работаете с помощником, ему нужно зачитать вам то, что сказал Мечтатель (это помогает разграничить все три позиции), и спросить вас, как вы будете добиваться своей цели. Ваша задача определить конкретные действия для реализации мечты и рассказать об этом помощнику, желательно на этом этапе также определить хотя бы примерные сроки того или иного действия. Сейчас вам не нужно думать о том, что тот или иной шаг может не привести к желаемому результату. Просто определите оптимальные действия, которые нужно совершить для достижения цели. Эффективных путей достижения цели может быть несколько. Пусть помощник зафиксирует их все.

ШАГ 5. Снова возвращайтесь в роль Наблюдателя и оцените эффективность работы Реалиста. Если нужно, внесите дополнения. Затем передайте Проект, который создал Реалист на основе ОБРАЗА МЕЧТЫ, полученного от Мечтателя, на доработку Критику.
ДОРАБОТКА ИДЕИ

ШАГ 6. Теперь ваша мечта находится в руках Критика. Но не бойтесь, это не тот злобный критик, который говорит, что все плохо и тем самым ломает крылья мечте, что напрочь отбивает желание двигаться по пути ее реализации. У нас хороший Критик. Он настроен позитивно к вашей мечте и верит в то, что ее можно осуществить. Его задача в том, чтобы на основе своего опыта и знаний о мире, предупредить возникновение преград и ошибок на пути реализации вашей мечты.

Критик задается такими вопросами, которые не приходят в голову ни Реалисту, ни тем более Мечтателю. Он высматривает возможные «подводные камни», и готовит «соломку», чтобы подстелить ее в случае необходимости. Для этого он всесторонне рассматривает Проект Реалиста, и размышляет о возможных трудностях в его реализации. Он со всей внимательностью высматривает в Проекте слабые места, которые нужно доработать, прежде чем начать воплощать его в реальной жизни.

Если вы работаете с помощником, то на этом этапе он вам должен рассказать все то, что поведал ему Реалист и спросить у вас в роли Критика, какие трудности могут возникнуть на пути реализации мечты, отметить слабые места в Проекте, периодически задавая вопросы, «Что может помешать? А что еще?».
ШАГ 7. После того, как все слабые места названы и обозначены, снова перейдите в позицию Реалиста, прочитайте, что увидел Критик, и скорректируйте Проект с учетом рекомендаций Критика.
ШАГ 8. Вернитесь в роль Наблюдателя и оцените с этой позиции работу Критика. Внесите в Проект рекомендации и дополнения, если они есть.
ШАГ 9. С рецензированным Проектом, который проанализировали и доработали Реалист и Критик, вернитесь в позицию Мечтателя. Мечта перестала быть грандиозной и воздушной и обрела конкретную форму. Теперь Мечтателю нужно создать ОБНОВЛЕННЫЙ ОБРАЗ МЕЧТЫ на основе той информации, которую он получил.
Если вы работаете с помощником, пусть он озвучит вам позиции Реалиста и Критика, дополнения и преобразования, которые они внесли в Проект.
Нарисуйте в своем воображений и опишите самый лучший ОБРАЗ ВАШЕЙ МЕЧТЫ, с учетом рекомендации, полученных от Реалиста и Критика.
ШАГ 10. Войдите поочередно в роли Реалиста и Критика (через позицию Наблюдателя) для доработки новой информации, полученной от Мечтателя.
Переход по позициям Мечтатель-Реалист-Критик совершайте до тех пор, пока полученным проектом по реализации вашей мечты будут удовлетворены все участники его разработки.
ИНТЕГРИРУЕМ ВСЮ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ И УТВЕРЖДАЕМ РАБОЧИЙ ПРОЕКТ ПО РАЕЛИЗАЦИИ ВАШЕЙ МЕЧТЫ
ШАГ 11. С одобренным всеми участниками процесса Проектом перейдите в позицию Наблюдатель. И интегрируйте всю информацию, полученную от Мечтателя, Реалиста и Критика таким образом, чтобы сформировать эффективный рабочий проект по реализации вашей мечты, к осуществлению которого вы можете приступить в ближайшее время.
ШАГ 12. Теперь, когда у вас есть конкретный работающий план по реализации вашей мечты, какие конкретные шаги вы сделаете в ближайшие три дня, чтобы реализовать свою мечту?
Мечтайте без ограничений, верьте в себя и в свои мечты, действуйте, делая все, что возможно и даже то, что кажется невозможным, будьте привержены своим целям и ваши мечты обязательно станут реальностью. Уолт Дисней и тысячи других успешных и счастливых людей доказали это на своем личном примере.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, расскажите о ней вашим друзьям, нажав на кнопочки социальных сетей, расположенных под статьей. Им она тоже может быть очень полезна.
Если то, о чем рассказывается в статье, вас тронуло, оставьте, пожалуйста, ваш комментарий. Мне очень важна ваша обратная связь.

Он не был волшебником, но смог добиться такого , что созданная им компания – The Walt Disney Company – имеет годовой оборот почти $40 млрд. Фактически Дисней изобрел собственную стратегию достижения цели , которую еще называют «стратегией творчества Уолта Диснея» и «креативной стратегией». Хотя сам мультипликатор был человеком , его стратегию можно применять для идей, связанных с любой сферой деятельности. Именно об этом уникальном инструменте я хочу рассказать подробнее сегодня.

Стратегия Уолта Диснея в теории

Я уже писала о такой категории людей как мечтатели – те, кто порождают прекрасные идеи, но не способны их реализовать. Наверняка, вам в жизни встречались скептики – те, кто способны одной фразой убить любые надежды на исполнение . Существуют также реалисты – люди, которые видят мир, как он есть, а потому легко определяют, как нужно доработать ту или иную идею, чтобы она воплотилась в жизнь. Суть стратегии Уолта Диснея заключается в том, что, работая со своей идеей или проектом, вы должны поочередно встать во все три позиции – мечтателя, реалиста и критика.

Работа по стратегии Диснея позволит довести до ума любую вашу мечту, идею или проект – будь это действующее, но не очень успешное предприятие или заветная цель.

Стратегия Диснея на практике

Как это происходит? Вы можете работать в одиночку, но лучше, если у вас будет помощник. Его задача – задавать вам правильные вопросы и записывать все, что вы скажете. Не секрет, что творческий процесс – это , и, в момент творения своей идеи на механическую работу типа записывания лучше не отвлекаться. Также вам понадобится комната и три листа А4, на каждом из которых вы обозначите одну позицию – мечтатель, реалист и критик. Эти листы нужно разложить на полу как можно дальше друг от друга. Все, вы готовы к работе по стратегии Диснея.

Позиция №1 – Мечтатель. Создаем идеи и цели

Встаньте на соответствующий лист бумаги. Ваш помощник начинает процесс, задавая вопросы: «чего ты хочешь?», «представь, что возможно все, твоя идея точно реализуется — что это будет?». Здесь очень важно не задавать вопросов «как?» и «почему?» — это собьет мечтателя. Сейчас вам предоставляется возможность мечтать с таким размахом, будто все в этом мире возможно – какой тогда будет ваша цель, чего вы хотите добиться? Помощник должен записать все, что вы ему наговорили, периодически задавая вопрос «а что еще?», пока вы не выскажете все, чего желаете. Теперь можно переходить к следующему этапу.

Позиция №2 – Реалист. Придаем идеям конкретную форму

Теперь вы переходите на следующий лист бумаги с надписью «реалист» и входите в соответствующее состояние. Помощник зачитывает вам то, что сказал мечтатель (обязательно нужно разграничивать три позиции) и спрашивает, как вы (реалист) станете добиваться своей цели. Ваша задача – рассказать этапы воплощения идеи, давая каждому из них конкретные сроки. Внимание! Сейчас вы не думаете о том, что будет, если так или вот так не получится. Вы описываете, как вы добьетесь своей цели самым лучшим для вас путем в мире, где все возможно. Может родиться несколько способов реализации идеи. Помогающий, опять же, все записывает.

Позиция №3 – Критик. Фильтруем и очищаем идеи

Переходим на третий лист и встаем в позицию критика. Здесь вы условно отвечаете на вопрос «почему?», а, точнее, описываете, что будете делать, если возникнут проблемы . Помощник должен пересказать вам то, что наговорил ему реалист и спросить, что может пойти не так. Например, мечтатель хотел открыть клуб для мужчин, реалист описал этапы , а критик заметил, что в городе мужского населения всего 30% и клуб может оказаться невостребованным.

Когда все такие «а что, если» прописаны, необходимо перейти (ножками и сознанием) снова в позицию реалиста. Второй человек рассказывает ему, что увидел критик, а реалист описывает, что можно сделать с возникающими проблемами, как их предусмотреть, какие нюансы и изменения можно внести в план реализации. Теперь выходите из последней позиции и снова становитесь автором идеи, а ваш помощник рассказывает все, что он услышал от троих субличностей.

Постскриптум

Очень важно именно вживаться в каждую роль. Когда вы мечтаете, будьте самым безнадежным мечтателем, который знает, что все возможно и он ничем не ограничен в своих мысленных полетах. Будучи реалистом, не думайте о подводных камнях и конкуренции, думайте лишь, как вы будете достигать свою цель, воплощать идею. Переходя в состояние критика, оценивайте проект с точки зрения постороннего наблюдателя, которому легче всего увидеть пробелы и слабые места в идее. Пройдя круг творческой стратегии Уолта Диснея, вы сможете доработать и усилить свою идею, получить четкий план ее реализации и учесть подводные камни.

Уолт Дисней сказал следующее (и я полностью с ним согласна): «Если ты смог это придумать, значит, сможешь сделать это» .


Креативность, креативное мышление, креативщики – эти и подобные им слова сегодня всё чаще можно услышать при разговоре с разными людьми. Начальник на работе требует развивать креативность, в частных школах опытные педагоги развивают в детях креативное мышление, какой-нибудь интернет-проект ищет креативщиков в свою команду и т.д. Сегодня без креативности, как говорится, никуда, т.к. время шаблонов, клише и устоявшихся тенденций уже прошло. Но что же за «зверь такой» — эта пресловутая креативность?

Что такое креативность?

Вообще, термин «креативность» происходит от английского слова «create», что означает «творить» или «создавать». И понимается под ним творческий потенциал человека, который характеризуется готовностью к тому, чтобы принимать и создавать принципиально новые идеи, отличные от общепринятых или традиционных концепций мышления. Также креативностью называют способность человека к решению проблем. Если же обратиться к идеям американского психолога Абрахама Маслоу (кстати, не будет лишним ознакомиться с его ), то он трактует креативность как творческую направленность индивида, изначально свойственную всем (врождённую), но утрачиваемую многими людьми по причине определённых факторов, таких, к примеру, как особенности образования, воспитания, социальных условий и т.д.

На локальном (бытовом) уровне креативность может проявляться в форме смекалки – способности к , поиску выхода из сложных ситуаций посредством применения обстановки, подручных предметов и обстоятельств неординарным способом. А на более масштабном уровне креативность проявляется в нестандартном и остроумном преодолении трудностей, причём, обычно с использованием скудного набора инструментов или ресурсов, если речь идёт о материальных потребностях, а также в нешаблонном подходе к решению задач и удовлетворению нематериальных потребностей.

И как становится понятным из определения, креативность, как и любую другую , можно не только потерять, но и напротив – развивать, постепенно раскрывая свой личностный потенциал. Самих же способов развития креативности сегодня существует немало – это и , и , и , и некоторые другие. Однако одним из самых известных, популярных и эффективных методов раскрытия творческого потенциала считается креативная стратегия Уолта Диснея.

Креативная стратегия Уолта Диснея

Прежде чем мы приступим непосредственно к описанию стратегии, важно сказать, что её автором является отнюдь не Уолт Дисней, как можно подумать, а Роберт Дилтс. И дабы исключить различного рода непонимания, скажем по несколько слов о каждом из этих людей.

Роберт Дилтс является одним из пионеров , автором множества (приёмы генеративного НЛП, реимпринтинг, стратегия грамотного письма и другие), статей и на соответствующую тему, а также тренером и консультантом в этой же сфере. Робер Дилтс был одним из первых учеников основателей НЛП – Ричарда Бендлера и Джона Гриндера, а также проходил обучение у Грегори Бейтсона и Милтона Эриксона, что придаёт ему, как специалисту, ещё больше авторитета.

Уолт Дисней наверняка известен вам по замечательным мультфильмам. Этот человек был художником-мультипликатором, актёром, кинорежиссёром, сценаристом и продюсером. Также он основал компанию «Walt Disney Productions», ставшую впоследствии настоящей мультимедийной империей «The Walt Disney Company». На его счету создание первых за всю историю кинематографа звуковых и музыкальных мультфильмов, 111 снятых и 576 спродюсированных фильмов.

Очевидно, что и Роберт Дилтс, как специалист в своей области, и Уолт Дисней, как специалист в своей, являются не просто профессионалами, но людьми с потрясающим творческим потенциалом и завидной степенью креативности. Соответственно, можно сделать и вывод, что рассматриваемая нами стратегия заслуживает пристального внимания.

Уолт Дисней в своей деятельности использовал множество эффективных (отсюда, кстати, и само название стратегии), благодаря чему его творения и сегодня пользуются огромным успехом среди миллионов телезрителей по всему миру, и доставляют им массу удовольствия и позитивных эмоций.

Роберт Дилтс сумел выявить из всех применявшихся Уолтом Диснеем стратегий одну наиболее продуктивную. Наибольшая ценность этой стратегии заключается в том, что она может применяться во множестве сфер жизнедеятельности. А её основная цель выражается в организации мыслительного процесса человека при так, чтобы способствовать активизации его творческого потенциала, причём, в любое необходимое время и в любом месте. Отсюда вытекают и принципы стратегии.

Принципы креативной стратегии Уолта Диснея

Основополагающим принципом креативной стратегии Уолта Диснея является выделение четырёх позиций мышления (можно даже сказать – ) – это позиции «Мечтатель», «Наблюдатель», «Реалист» и «Критик». Дело в том, что у обычного человека эти позиции всегда смешаны, а с помощью целенаправленного их выделения можно максимально реализовать присущие им возможности независимо друг от друга.

Следующим важным принципом является то, что все позиции представляют собой единый механизм, целью которого является разработка наилучшего способа реализации любого проекта.

Шаги креативной стратегии Уолта Диснея

Всего можно выделить 12 шагов стратегии творчества Уолта Диснея.

  1. Подготавливаем в пространстве четыре места .
  2. Представляем в своём воображении самую лучшую, идеальную возможность реализации нашего проекта. Представляем самый лучший образ самих себя, а также то, как мы реализуем наш проект. Наибольших результатов можно достичь посредством , когда всё, что мы воображаем, представляется в форме красочного цветного кино.
  3. Здесь нашей задачей является налаживание эффективного взаимодействия всех позиций и осуществление корректной связи между ними. Необходимо оценить продуктивность работы «Мечтателя», дать соответствующие рекомендации и после этого мысленно передать плана реализации проекта от «Мечтателя» к «реалисту».
  4. Входим в позицию «Реалист». Берём на себя роль человека дела, который получает огромное удовольствие от деятельности. Рассматриваем план реализации проекта и отбираем из него только то, за что мы стопроцентно сможем поручиться. Нужно подумать о том, при помощи каких реальных действий возможно реализовать проект.
  5. Входим в позицию «Наблюдатель». Проводим оценку продуктивности работы «Реалиста», делаем выводы и, если это необходимо, вносим корректировки и дополнения. После этого передаём обработанную идею от «Реалиста» к «Критику».
  6. Входим в позицию «Критик». Настраиваемся позитивно. На этом этапе требуется проанализировать наш план, спрогнозировать возможные препятствия и ошибки и предупредить их. Сделать это нужно ещё до реализации плана. Очень важно также сформулировать для «Мечтателя» необходимые вопросы и задачи, подумав о возможных проблемах. Что может произойти в процессе реализации? Может ли наш проект как-то и на что-то отрицательно повлиять? Требующиеся задачи по доработке плана следует указать именно в позитивной форме.
  7. Входим в позицию «Наблюдатель». Оцениваем продуктивность работы «Критика». При необходимости, дополняем её. Далее передаём информацию, обработанную «Реалистом» и «Критиком» «Мечтателю» на последующую доработку.
  8. Входим в позицию «Мечтатель». Проводим анализ информации, полученной на предыдущем этапе, и уже на основе его создаём модифицированный и обновлённый образ нашего проекта. Проект теперь должен выглядеть более чётко, и приобрести более осязаемые очертания.
  9. Входим в позицию «Реалист» и затем в позицию «Критик» (между ними входим в позицию «Наблюдатель»). В данном случае важно обработать дополнительную информацию. Происходит это таким же образом, как на предшествующих этапах.
  10. Входить поочерёдно во все позиции требуется до тех пор, пока разработанным планом реализации не будут окончательно удовлетворены все «участники».
  11. Интегрируем позиции. Как только наш план будет окончательно оформлен и доработан, нужно войти в каждую из позиций, кроме позиции «Наблюдатель», и обратить внимание на все состояния и способы работы с планом реализации, которые характерны для каждой из позиций. После этого объединяем их в себе в одно целое.
  12. Подстраиваемся к будущему. На данной стадии у нас есть полная «картинка» плана реализации нашего проекта и всех действий, необходимых для достижения требуемого результата. На основе этого мы продумываем свои первые практические шаги и приступаем к их осуществлению.

Креативная стратегия Уолта Диснея является очень эффективной на практике. Важно знать, что пользуются ей не только мультипликаторы, кинорежиссёры и сценаристы, но и люди, чья жизнь и деятельность связаны с совершенно другими вещами, например, бизнесмены, предприниматели, люди искусства, учёные и даже домохозяйки.

Попробуйте применить стратегию творчества Уолта Диснея на практике, и вы сами сможете убедиться в том, насколько она мощна и результативна!

Татьяна Мужицкая

Воображение (Имадженииринг)

Способность Уолта Диснея соединять рационализаторское творчество с успешной стратегией в бизнесе и знанием запросов публики позволило ему создать империю развлечений, на десятилетия пережившую своего создателя. Дисней осуществил свои планы по созданию успешной творческой Компании. Он превращает фантазии в конкретные и ощущаемые (живые) образы. Он выбрал свое средство выражения – мультипликационный фильм, характеризующий фундаментальный процесс всех гениальных создателей: он обладал способностью воплотить существующее только в воображении в живой образ, непосредственно и позитивно влияющий на других.

Важное проникновение в суть диснеевской стратегии позволяет сделать комментарий одного из его мультипликаторов, что реально существовало три разных Уолта - Мечтатель, Реалист и Критик (Вредитель) . Никогда нельзя было угадать с кем из них встретишься. Это не только взгляд в творческую лабораторию Диснея, но и непосредственно в процесс творчества - создание идей и решение проблем - процесс, названный самим Диснеем "имадженирингом". Он включает в себя координацию трех процессов: Мечтателя, Реалиста и Критика, каждый из которых вносит свой вклад в эффективное решение проблемы.

Мечтатель без Реалиста не воплотит идею в жизнь. А Критик и Мечтатель без Реалиста просто увязнут в непрекращающемся конфликте. Мечтатель и Реалист могли бы создавать, творить вместе, но насколько хороши будут их воплощенные идеи без Критика. Критик помогает оценить и пересмотреть продукт творчества (Критик - деструктивный - разрушает, конструктивный- отличный советник). Есть смешная история об одном управляющем, гордившимся своими новаторскими идеями, но упускавшим перспективами Критика и Реалиста. Люди, работающие в его компании говорили так: каждую минуту он выдает по идее, ну, одна или две из них ничего себе.

Эффективное решение проблем представляет собой синтез этих трех процессов или фаз: Мечтатель необходим на этапе создания новых идей и целей. Реалист необходим при превращении идей в конкретный опыт. Критик выступает в роли фильтра идей и предвосхищений, избегая их возможные проблемы.

Управление творческим процессом в группе

Творческий процесс Диснея можно применить к группе или команде. Творческий цикл будет представлять собой естественные передвижения между Мечтателем (большой картиной или видением), Реалистом (различием микро-шагов в достижении большей цели) и Критиком (поиск пропущенных звеньев и потенциальных проблем).

Равновесие – вот коренной, главный критерий управления творческим процессом в группе. Так считают многие лидеры организаций. Для эффективного решения проблемы или создания успешного плана нельзя отдавать предпочтение какому-либо из этапов (стилей мышления). Именно благодаря разным типам мышления, представленным Мечтателем, Реалистом или Критиком, когда по-разному воплощаются и применяются идеи, решаются проблемы.

Мечтатель помогает вырабатывать альтернативы и возможности.

Реалист помогает определять действия.

Критик – оценивать неожиданные повороты и помехи.

Итак, для эффективного решения проблем всей группой важно соединять:

1. Все три стадии творческого цикла (Мечтатель, Реалист, Критик)

2. Различные точки зрения всех участников группы на всех трех этапах.

Ключевая часть управления групповым творчеством заключается в способности направлять группу или команду в специфический, когнитивный и интерактивный процесс, в результате которого осуществится весь творческий цикл. Управление творческим процессом группы подразумевает применение и применение физического и психологического давления, необходимого для перехода группы из одной фазы креативности в другую. У Диснея, например, было три разных комнаты- для Мечтателя, Реалиста и Критика. В комнате мечтателя на стенах висели картины и вдохновляющие рисунки, плакаты. Все было в творческом беспорядке – многоцветии. Критиковать в этой комнате не разрешалось – только мечтать! В комнате у реалистов у каждого мультипликатора был свой письменный стол, снабженный всем современным оборудованием, инструментами - всем, что бы понадобилось для физического воплощения мечты-столы были расставлены в большой комнате так, чтобы все могли друг с другом переговариваться. Комната Критика была маленькой каморкой под лестницей, где критики могли рассматривать карандашные наброски и оценивать их. В комнате всегда было тесно и жарко. Ее так и прозвали "парилкой".

Мечтатель

Фаза мечтателя ориентирована на отдаленное будущее. С этой позиции мысль представляется в виде большой картины и крупного размера разбивки – так вырабатываются новые альтернативы и выборы. Главный аспект фазы Мечтателя- представить широкую перспективу конкретного плана или идеи. Первоначальный уровень внимания - создание содержательного пласта плана или идеи. По Диснею функция Мечтателя – ясно увидеть мысленным взором, как все кусочки картин складываются в одну историю (картину). Чем оперирует мечтатель? Он устанавливает цели в позитивной форме и цели и возможные желаемые состояния.

Чтобы почувствовать себя как Мечтатель- полезно запрокинуть голову вверх, занять удобную позу, симметричную и расслабляющую.

Реалист

Целью Реалиста является воплощение мечты в рабочий план или продукт. Как Реалист, Вы хотите действовать так, как будто мечта осуществима, сосредотачиваясь на действиях, действительно ведущих к осуществлению мечты. Изначальный фокус внимания на том, как осуществить план или идею. Фаза реалиста в творческом процессе более ориентирована на действие, с учетом более краткосрочной временной рамки, чем у Мечтателя. Реалист более сосредоточен на технологиях или операциях.

Чтобы ощутить себя Реалистом, сядьте прямо, с поднятой головой, взгляд устремите вперед или слегка вперед, поза симметрична и чуть устремлена вперед. Мыслительный фокус должен быть таким: мечта достижима, вопрос только в том, как осуществить план или воплотить идею; рассматриваются особые действия и определяются краткосрочные шаги. Полезно на этом этапе поставить себя на месте других людей, вовлеченных в разработку плана и посмотреть на него с разных точек зрения.

Критик

Фаза критика следует за фазами Мечтателя и Реалиста. Цель критика – оценить представленный план или проект, подумать о потенциальных проблемах и упущенных звеньях. Эффективный Критик понимает, как важно увидеть процесс с перспективы людей, которые могут повлиять на план или проект или подвергнуться его влиянию. Первоначальная, основная цель Критика – обнаружить потенциальные проблемы и упущенные (пропущенные звенья) отдельного плана или потенциальные решения. Стратегия критика, помочь избежать проблем, принимая разные перспективы и находя упущенные звенья благодаря логическому расчету и предвидению.

Поза критика – отклониться на стуле, глаза и голова опущены вниз, и глаза слегка сощурены, одной рукой касаетесь подбородка или лица.

Критиков часто считают самыми несносными, трудными в общении людьми из-за из кажущейся негативности и тенденции противоречить идеям и предложениям других. Но самые сложные проблемы возникают, когда критик критикует уже не мечту или план.а самого Мечтателя или Реалиста. Почувствуйте разницу между 2-мя высказываниями: "Идея-глупая" или " Ну и глупец мог такое придумать".

Важно помнить, что критика, как и все другие поведения, имеет позитивное намерение. Два самых эффективных принципа общения с критиком следующие:

1. Найти позитивную цель, стоящую за критикой

2. Перевести критику из заявлений в вопросы

Ниже мы приводим пример:

1 Что Вы критикуете или чему возражаете в решении или плане?

2 Каково позитивное намерение критицизма?

3 Зная теперь эти намерения, какие вопросы Вы хотите задать о мечте или о плане?

Обратите критицизм в вопрос. В частности, к вопросу "что" полезно добавить вопрос "как".

Сумма ключевых физических паттернов, ассоциированных с Мечтателем, Реалистом и Критиком

К Мечтателю, Реалисту и Критику также относятся определенные типы вопросов.

Мечтатель

Какова цель проекта?

Какие потенциальные преимущества?

Какие еще возможности открываются здесь?

К чему еще в будущем приведет осуществление проекта?

Реалист

Какова временная рамка проекта?

Кто исполнители (действующие лица?)

Какой первый, следующий шаг?

Что подтверждает (доказательство или обратная связь) поступательное развитие проекта?

Какими ресурсами мы располагаем для выполнения проекта?

Критик

На кого положительно или отрицательно повлияет проект?

Почему могут возникнуть возражения?

Каковы их потребности или ожидания?

Что упущено?

При каких обстоятельствах лидер не осуществит проект?

Поделиться