Конспект индивидуального занятия по постановке звука ш. Постановка звука

Конспект содержит материал по постановке шипящего звука Ш- специально подобранный комплекс упражнений, направленный на выработку верхнего подъема языка, описаны способы постановки звука. Занятие проводится в итересной игровой форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие :

Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие фонематического слуха;

Устранение дефектного произношения звука Ш;

Развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям;

Воспитание самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия

1.Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика

Статические подготовительные упражнения для языка

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок - баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

Динамические упражнения для языка

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.

3. Постановка звука .

1-й способ При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.

Нам пригодится деревянный шпатель.

Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.

2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» - ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.

4. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

5. Закрепление изолированного произнесения звука

Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

6. Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

7. Домашнее задание

Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:

В начале слова;

В середине слова;

В конце слова.

8.. Итог занятия.

Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!


Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Постановка звука Ш».

Цели: - воспитание воздушной струи;

Формирование артикуляционного уклада звука Ш;

Развитие артикуляционного праксиса;

Различие названий овощей, фруктов;

Практическое образование существительных суффиксальным способом;

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: «снежинка», прикрепленная к нитке длиной 10-12 см, профиль артикуляции звука Ш, набор опорных схем, пособия для артикуляционной гимнастики, на развитие мелкой моторики пальцев рук, настольное зеркало, муляжи овощей, фруктов, картинки-символы неречевых звуков.

Ход занятия .

1. Организационный момент.

Валера, добрый день! Ты пришел ко мне на логопедическое занятие, на котором мы будем учиться произносить звук Ш.

2. Воспитание сильной направленной длительной плавной воздушной струи.

Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Предлагается ребенку «снежинка», прикрепленная на нитку длиной 10-12 см.) Держи «снежинку» перед губами.

Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво полетела «Снежинка» вверх.

3. Развитие артикуляционного праксиса.

Чтобы язык был сильным, произносил правильно все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Валера, давай поупражняем твой язык. Посмотри на картинку. Что это? Правильно, это трубочка. Давай превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Молодец! А теперь смотри в зеркало, удерживая трубочку, пока я буду считать до 10.

Посмотри на эту картинку. Догадался, какую артикуляционную гимнастику мы сейчас будем делать?! Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Умница! А теперь давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.

Валера, представь, что ты ел очень вкусное малиновое варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Замечательно! С каждым днем у тебя получается лучше!

4. Формирование артикуляционного уклада звука Ш.

Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука Ш. (Предлагается ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

Покажи, где кончик, спинка, корень язык, нижние и верхние резцы, преграда. Отлично!

А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш-ш-ш. А на какие еще неречевые звуки похоже звучание «ш»? Правильно! Шипение змеи, шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».

А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». Правильно! Найди карточку со стрелкой вверх. Умница!

А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая.

Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Отлично! У тебя получилась песенка гуся.

5. Дифференциация названия овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитее словесно-логического мышления.

Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? Разложи муляжи на две группы: овощи в огород, фрукты - в сад. Возьми муляж и назови. Где растет яблоко? Что это? Куда положишь яблоко? И т.д.

Давай поиграем в игру «Большой - маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький.

6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку овощей.

7. Итог, оценка деятельности.

Чему ты сегодня научился? Ты меня очень порадовал на занятии!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КУПИНСКОГО РАЙОНА

Конспект НОД с применением элементов логопедического массажа «Постановка звука Ш»

Провела: учитель-логопед

Коцолапенко Галина Васильевна

Цель: Уточнить и закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш в слогах.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Формирование правильного диафрагмального дыхания.

2. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

3. Развитие артикуляторного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики для постановки звука «Ш».

4. Закрепление правильного произношения звука [Ш] (в изолированном произношении)

5. Развитие фонематического восприятия (отбор слов в названии, которых есть звук «Ш»)

6. Закрепление представление о зиме и её приметах, признаках.

7. Расширение словарного запаса через употребление слов-признаков, антонимов.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание.

Развивать общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Развивать память, самостоятельность, уверенность.

Формировать умение слушать логопеда.

Формировать усидчивость на занятии.

Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

Сохранять и укреплять здоровье детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед: Мы сегодня будем очень весело и интересно играть, учиться правильно произносить звук ш, к нам придет еще один гость, но кто это ты узнаешь, если отгадаешь загадку. Слушай внимательно.

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Кто же это?

Ребенок: Снеговик.

Логопед: Правильно. Смотри, в гости к нам пришел снеговик.

А когда приходит снеговик, в какое время года?

Ребенок: Зимой.

Логопед:- Правильно, зимой.

Мы очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, усыпая землю. Рассматривали снежинки. И вот дождались мы снежных, морозных дней. Зимой дует холодный ветер

Как подует ветерок, так закружится снежок.

Ой, от холодного ветра ручки у нас замёрзли, давай их согреем, подуем на ручки. Сделай глубокий вдох носом. Округли губы и с силой выдохни воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повтори еще раз, и еще раз. А теперь потри ладошки, чтобы они согрелись, а теперь кулачки потрем. Молодец, теперь наши ручки согрелись.

2. Основная часть.

Наш гость снеговик очень хочет научиться правильно произносить звук Ш, давай расскажем ему, что для этого нужно делать. Чтобы правильно произносить звук Ш, мы каждый день должны делать гимнастику для язычка, для губ и щек. Должны научиться правильно дышать, делать правильный плавный выдох. А чтобы язычок стал послушным, я буду делать тебе массаж язычка. А Снеговик будет внимательно за нами наблюдать.

Расслабь язычок, он становится широким как лопатка. Погладим язычок от кончика к корню языка и обратно. Нарисуем лыжню для лыжников. Лыжники едут и прямо, и зигзагом, и елочкой. Поглажу легонечко от середины языка к краешкам, чтобы язычок стал широким, мягким, послушным. Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление приятно. Язычок широкий. (Массаж собственно мышц языка, движения от кончика к корневой части языка и обратно; поглаживание от кончика языка к корню языка; легкое поглаживание языка из стороны в сторону.)

Погладим боковые краешки языка от кончика к корню. Краешки язычка, будут прижиматься к верхним зубам. Умничка, ты мне очень помогаешь. (Поглаживать боковые поверхности языка от кончика к корню.)

Тихонечко разомнем язычок, чуть сильнее перетираем мышцы. (Легкое разминание с перетиранием от кончика к корню с одной и другой стороны.)

Рисуем кружочки- комочки на язычке, чуть надавливаем на язычок.

Круговые растирающие движения.

Слегка потянем язычок и чуть потрясем. Легкое потряхивание,

И шпателем похлопаем по язычку, чтобы он стал совсем широким, и послушным.

А теперь сделаем чашечку язычком, я тебе помогу поднять краешки язычка вверх, прижимай краешки к верхним зубам и подуй на чашечку. А губки выдвигай вперед, я тебе помогу. И подбородок выдвигай вперед, совсем немножко. Подуй на горячую чашечку, остуди горячий чай. Молодец, как хорошо у тебя получается. Замечательный звук слышится. Пошипи еще немного. (Легкая вибрация с использованием шпателя.)

Убирай язычок в ротик, ты молодец.

Хорошо нам отдыхать…

Но пора уже вставать!

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

Чтобы правильно произносить звук Ш, нужно каждый день делать гимнастику для язычка. Снеговик не умеет делать гимнастику, давай мы его научим. Ты внимательно смотри на меня, а я буду смотреть на тебя. Старайся повторять все за мной, медленно, не спеша.

(Упражнения: Забор, Трубочка, Окошко, Лопаточка, накажем непослушный язычок, лопаточка копает, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают что? Что падает на землю?

Ребенок: Весёлые снежинки.

Логопед: А снежинки какие?

Холодные или горячие? Белые или черные? Легкие или тяжелые? А ещё какие бывают снежинки, а еще какие?

Логопед: Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Давай поиграем со снежинками, ты будешь сдувать их с носа. ("снежинки"-ватные шарики). А ты умеешь правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. Сдувай "снежинки" с носа. Молодец.

А теперь покажи, как мы делаем чашечку. А теперь подуй на чашечку. "остуди горячий чай". Молодец, какой замечательный звук Ш получается.

1. Физминутка.

Логопед: Мы все очень любим зиму, она приносит много игр, давай поиграем со снежинками.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: А теперь давай покажем снеговику игру «Поймай звук». Как только ты услышишь звук Ш, хлопни в ладоши и поймай его.

Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

Логопед: Давай напомним снеговику, где был твой язычок, когда ты произносила звук Ш: вверху или внизу? А краешки язычка ты прижимала к верхним зубам? А губки улыбались или были круглыми? А ветерок был теплым или холодным? Правильно, молодец.

Итог занятия.

Логопед: Ты так хорошо играл сегодня, а тебе понравилось играть со снеговиком? Какой звук мы сегодня научились произносить?

Снеговик очень признателен тебе за помощь. И у него есть для тебя сладкий подарок.

До свидания!

— Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

— Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.

— Учить правильно произносить звук [ш] с механической помощью.

— Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда слов.

— Продолжать формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

— Упражнять в подборе слов-антонимов.

— Закрепить названия морских обитателей.

— Развивать внимание, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка «Гном»; наборное полотно; комплект букв разрезной азбуки; картинка (или игрушка) «Змейка»; семь картинок для игры «Запомни по символу»; картинка «Подводный мир» (наложенные друг на друга изображения).

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня к нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.

2. Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику. Сначала сделаем упражнение «Заборчик» (повторить 3 – 4 раза), затем «Колечко» (повторить 3 – 4 раза). Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки округлены. А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «Лопату» (повторить 3 – 4 раза). После этого подуй на язычок. Следующее упражнение «Чашечка» . Она должна быть боль­шая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2 – 3 раза). А сейчас подуй на носик, чтобы он почувствовал ветерок (повторить 3 – 4 раза), спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3 – 4 раза).

3. А теперь пора узнать, кто же к нам пришел. Я произнесу слово, а ты выдели первый звук и обозначь его буквой. Все буквы по порядку выставляй на наборное полотно. Слушай внимательно: ГруШа, НатаШа, ОпуШка, МаШина. При произнесении каждого слова логопед выделяет первый звук и звук [ш], показывая его правильное звучание. Составь из букв слово. Что у тебя получилось? Ребенок. Гном. Логопед. Правильно, на занятие пришел гном (выставляет игрушку).

4. У гнома есть змейка. Она любит шипеть. Давай покажем, как она это делает. Чтобы змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай змейку (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью).

5. Посмотри на змейку, какая она? Она короткая? Ребенок. Нет, длинная!

Логопед. Она злая? Ребенок. Нет, добрая! Логопед. Она грустная? Ребенок. Нет, веселая! Логопед. Она колючая? Ребенок. Нет, гладкая!

6. Логопед. Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась (постановка звука Ш от звука С механическим способом ). Давай ее поищем. Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: «Вот ты где!» Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, подушка и т.д. Давай еще раз покажем, как шипит змейка (постановка звука Ш от звука С механическим способом).

7. А сейчас гном отправляется гулять. Идет по дорожке и называет картинки, которые попадаются ему на пути. Это замок, а много чего? Правильно, много замков. Ребенок образует форму каждого слова, ориентируясь на вопрос логопеда. По мере прохождения «дорожки» картинки переворачиваются изображением вниз, символом вверх.

8. Пришел гном на берег моря, надел акваланг и нырнул. Воздух из акваланга выходит, шипит (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Рядом появились разные рыбы.

Посмотри скорей, мой друг!

Рыбы плавают вокруг:

Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла.

Ребенок выполняет движения пальцами.

9. Опустился гном еще глубже (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Помоги ему разглядеть медузу, осьминога, морскую звезду, морского конька. Ребенок находит подводных обитателей среди наложенных изображений и называет их.

10. Вернулся гном на берег и пошел домой по дорожке. Посмотри на символы и вспомни, какие картинки они обозначают. Ребенок вспоминает каждую картинку, глядя на символы. Для проверки названную картинку нужно перевернуть.

11. Итог занятия.

Логопед. Сегодня на занятии ты учился правильно шипеть и показал гному, как хорошо уже это у тебя получается!

Тема: Постановка звука [ Щ ]

Цель:

1.Образовательные:

Закреплять умение правильно произносит звук [щ];

2. Коррекционные:

Развитие фонематического слуха;

Развитие навыков фонематического анализа;

3.Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение к занятию;

Оборудование: картинка (слон), профиль артикуляции звука [щ].

План:

I .Орг.момент

Приветствие. Сообщение темы занятия.

II .Основная часть

1.Артикуляционная гимнастика

3.Пальчиковая гимнастика

4. Упражнение на развитие речевого дыхания

5. Упражнения по развитию мимической выразительности

6.Объявление темы занятия.

8.Постановка звука.

9. Физминутка.

11.Развитие фонематического слуха.

III .Итог

Оценка деятельности ребенка.

Ход занятия

I .Орг. момент.

Приветствие

Здравствуй. Сегодня к нам на занятие пришел вот такой замечательный слон. Его зовут Дамбо. Наш слон, очень умный, умеет говорить, знает почти все звуки и буквы, но вот звук [щ] у него произносить не получается. Поможешь слонику?

II . Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика

-Сейчас мы будем делать упражнения, слоника мы посадим рядом с зеркалом, перед тобой, чтобы ты ему показывал, как правильно нужно их выполнять.

«Улыбка»

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, - говорит,
-Я теперь - лягушка!

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.

« Накажи непослушный язычок»

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.

Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

«Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.

«Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние

«Большой и маленький»

3.Пальчиковая гимнастика

Давай покажем слонику, как хорошо мы с тобой делаем пальчиковую гимнастику.

Наши пальцы сжались тесно,

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало,

Их укроем одеялом.

Сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

4. Упражнение на развитие речевого дыхания.

Давай научим слоника делать дыхательные упражнения. Спокойно вдохни через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем выдохни протяжно, плавно выдох через рот.

«Заморозим подбородок»

Цель: формировать длительный, непрерывный ротовой выдох, активизировать губные мышцы.

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе.

«Дождик»

Цель: формирование речевого дыхания, умения произносить слова на одном выдохе.

1 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловить капли» (вдох); 2 - на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»; 3 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловят капли» (вдох); 4 - на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.

5. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Представь, что сейчас (в ноябре) к нам пришел Дед Мороз.

Представь себе, что у нас на коленях пушистый котенок. Он мурлычет, а ты его гладишь.

Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?

Покажи, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.

6.Объявление темы занятия.

Сейчас мы с тобой будем учится правильно произносить звук [щ]. И научим слоника.

7. Анализ артикуляции по плану.

При звуке [щ] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

8.Постановка звука.

Сейчас я расскажу тебе сказку, про маленький паровозик. Маленьким паровозиком будет у нас язычок, а рельсами будут коренные зубы. У паровозика никак не получается встать на рельсы, давай ему поможем? Хорошо, – в путь! Боковые края языка, словно колёса, прижимай к верхним коренным зубам. Следи, чтобы «колёса» крепко стояли на рельсах и ни в коем случае с них не съезжали!(Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам). А теперь подуй на паровозик, чтобы он поехал. Хорошо, молодец.

Способы запасные, если не получаются предыдущие методы:

1.Самый простой способ постановки Щ от звука Ч. Для этого Ч нужно тянуть долго и тогда в конце будет слышаться звук Щ. Дальше нужно как можно дольше протягивать этот звук, стараясь говорить, как можно быстрее.

Внимание! Не забывайте следить, чтобы при произнесении звука Ч/Щ ребенок вытягивал губы вперед и поднимал язык к верхним зубам.

2.Слитно произносить шч. Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются, зубы видны, язык поднят за верхние зубы.

9. Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

10.Закрепление изолированного звука.

Скажи мне ты видела, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщ...» Как оно шипит?.. А ты видела в зоопарке змей? Знаешь, как они шипят? Послушай: «щщщ...». Повторим теперь вместе, как шипят змеи...

-А теперь давай энергично почистим одежной щёткой брюки: «Щ-Щ-Щ - …»

Давай с тобой проговорим скороговорку:

АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.

УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

11.Развитие фонематического слуха .

-«Поймай звук»: хлопни в ладоши, когда услышишь звук щ среди других звуков, слогов,: ца, ре, [ощ], та, ш, щи, [са], зо, [щу],не, [ащ]

III . Итог занятия.

Молодец, ты сегодня очень старалась, я тобой очень довольна. Слоник, тебе тоже говорит спасибо, ты ему очень помогла.Скажи, какой звук мы сегодня учились произносить? Что тебе понравилось в нашем занятии?Можешь быть свободна.

Поделиться