Военный меч самурая. Как появился самурайский меч катана: мифы и действительность

О выдающихся качествах мечей самураев ходят легенды. Действительно, выкованные по технологии японские клинки обладают невероятной остротой. Если верить легендам, они могут разрубать и железо, и лист бумаги на весу. Да, заточенный в бритву клинок с лёгкостью будет резать даже рисовую бумагу на весу, но рубить таким мечом железо – это значит сразу же испортить его. Для разрубания железа, заточка меча должна быть выполнена под большим углом (как на зубиле), в противном случае после удара режущую кромку придётся править, убирая щербины на клинке.

При словосочетании «японский меч», большинство сразу же подумает про катану. Действительно, катана – это японский меч, но кроме неё существовало ещё не мало разновидностей клинкового оружия самураев.

Дайсё – пара самурайских мечей

Если заглянуть вглубь истории, можно заметить, что самураи носили два меча одновременно. Один был длинный и назывался дайто (он же меч катана), второй – короткий, назывался сето (вакидзаси). Если длинный японский меч применялся в бою или на поединках, то короткий меч служил запасным оружием, когда катана ломалась. При ведении боя в ограниченном пространстве тоже использовался меч вакидзаси.

Когда самурай приходил в гости, он отдавал катану слуге при входе или оставлял её на специальной подставке. В случае внезапной опасности именно короткий меч мог спасти жизнь своего хозяина, поэтому искусству владения коротким мечом уделялось немало времени.

Если длинный меч считался привилегией правящего самурайского сословия и носить его могли только они, то короткие мечи носили богатые торговцы и ремесленники, которые старались научиться у самураев искусству владения мечом. Нужно заметить, что подобные знания в средневековой Японии ценились на вес золота и ревностно охранялись кланами. И если мастер (за огромную цену) соглашался показать приём, то он демонстрировал его только один раз, после чего с чувством выполнено долга, важно забирал вознаграждение.

Боевой самурайский меч – его параметры и разновидности

Японский меч катана или дайто имел длину от 95 до 110 сантиметров. Ширина его лезвия была около трёх сантиметров, при толщине клинка в 5-6 миллиметров. Рукоять меча обматывалась шёлковым шнуром или обтягивалась кожей акулы для предотвращения скольжения. Длина рукояти катаны составляла около трёх кулаков, что позволяло работать им с использованием двуручного хвата.

Японский меч сето или вакидзаси практически ничем не отличается от катаны, кроме длины. Она составляет 50-70 сантиметров. Естественно, что короткие мечи торговцев и самураев значительно отличались друг от друга качеством и отделкой. Короткий меч самурая, как правило, являлся частью комплекта дайсё и выполнялся в том же стиле, что и катана. Даже цуба у обоих мечей была выполнена в одном стиле.

Мечи самураев не ограничивались моделями катана и вакидзаси. Существовали ещё такие варианты этого оружия:

  • Кокатана – это вариант, который иногда использовали вместо короткого меча в комплекте дайсё. Данный меч отличался практически прямым клинком, в тесных коридорах такой клинок прекрасно наносил колющие удары (легендарный меч ниндзя, возможно, произошёл именно от этой разновидности самурайского меча). Длина кокатаны составляла около 600 миллиметров;
  • Тати – японский меч, распространённый с 10 по 17 века. Тати — оружие более древнее, чем катана и его носили лишь знатные самураи. Предназначался этот меч для конного боя. Его большая длина и кривизна способствовали нанесению мощного рубящего удара. Со временем боевое значение тати утратилось, и этот меч использовался в качестве церемониального или парадного оружия;
  • Ногати являлся огромным мечом с длиной клинка от метра и более. Встречались мечи с трёхметровым лезвием. Разумеется, что таким оружием-монстром невозможно было управляться одному человеку. Его брали несколько самураев и рубили конные войска. Стандартными ногати вооружались самые сильные воины, которые, как правило, являлись телохранителями своего господина;
  • Танто или короткий меч. Несмотря на то, что сейчас танто считается ножом, его название явно указывает, что это разновидность меча. Чаще всего танто использовали для пробивания доспехов или добивания раненого противника.

Меч катана и его разновидности носились на поясе или за спиной (самые длинные клинки). Для крепления использовался шёлковый шнур сагео, который мог использоваться для связывания врага или иных целей (особенно изобретательно использовали сагео ниндзя). Если меч носился за спиной, то для этого применялись ножны особой конструкции.

Катана – сильные и слабые стороны этого меча

Существует множество мифов, касающихся качества самурайских мечей:

  • Катана сделана из стали, которая проковывается десятки тысяч раз, приобретая при этом качества настоящей дамасской стали. На самом деле сталь, которую добывали в Японии, никогда не обладала выдающимися характеристиками. Для придания необходимой твёрдости её приходилось проковывать несколько тысяч раз. В результате этого и получались многослойные клинки, которые не имели ничего общего с дамасскими сталями;
  • Катана с лёгкостью рубит любой материал, будь то плоть или железо. На самом деле, японские доспехи никогда не обладали особой прочностью, поэтому разрубить их не составляло особого труда;
  • Клинок катаны с лёгкостью мог перерубить европейский меч. Данная ситуация сама по себе абсурдна. Европейский меч предназначался для пробивания тяжёлых железных доспехов, а катана – для точных ударов. Если европейские рыцари могли блокировать удары мечами, самураи уклонялись от ударов, так как один единственный удар по мечу мог выщербить режущую кромку меча. Техника мечевого боя самураев кардинально отличалась от боя рыцарей.

Скорее всего, миф о качестве японских мечей произошёл от того, что катана легко перерубала лёгкие шпаги европейцев, у которых в эту эпоху уже не было тяжёлых мечей.

Часто можно услышать мнение, что катаной можно как рубить, так и наносить эффективные колющие удары. На самом деле колоть катаной достаточно неудобно. Её форма подчёркивает, что главное её предназначение – это рубка. Конечно, существуют самурайские мечи, способные разрубить железо, но это единичные экземпляры. Если сравнивать их с общим количеством европейских мечей, способных на такой же подвиг, то сравнение получится не в пользу катаны.

Слабые стороны клинка самурайского меча заключались в следующем:

  • Так как катана не предназначена для фехтования, главной её слабостью является хрупкость;
  • Обладая большой твёрдостью, клинок катаны может легко сломаться от удара в плоскость клинка, поэтому в бою самураи тщательно берегли своё оружие, которое могло стоить годового дохода крупной деревни;
  • Кстати, клинок катаны можно было сломать, ударив по его плоской стороне нунчаками.

Из каких частей состоит самурайский меч

Любой самурайский меч, вне зависимости от размеров, состоит из следующих частей:

  • Непосредственно сам клинок катаны, который вставляется и вынимается из рукояти при помощи специальных бамбуковых клиньев;
  • Рукоять, размеры которой зависят от вида самурайского меча и личных предпочтений владельца;
  • Гарда, она же цуба, несущая больше декоративную роль, чем защитную;
  • Оплётка рукояти. Для этого использовали шёлковый шнур, который наматывался на рукоять по особой схеме;
  • Для фиксации меча в ножнах служила муфта хабаки.

Устройство меча достаточно простое, но требует очень тщательной подгонки деталей.

Вакидзаси – напарник катаны

Короткий меч вакидзаси носился в паре с катаной. Его общая длина составляла 50-80 сантиметров, из них 30-60 приходилось на клинок. Своим видом вакидзаси полностью копировал катану, только держали его одной рукой (хотя в случае необходимости можно было применять двуручный хват). Для торговцев и ремесленников вакидзаси был главным оружием и носился в паре с танто.

Самураи пользовались коротким мечом в замках или тесной схватке, когда для длинного меча не было простора. Хотя считается, что катана и вакидзаси — это боевой набор, чаще всего самураи носили их в мирное время. На войну брался более серьёзный меч – тати, который помимо длины, был ещё родовым оружием. Вместо вакидзаси использовали танто, который прекрасно пробивал доспехи противника в ближнем бою.

Так как часто вакидзаси оставался единственным доступным воину оружием (так как при входе в чужой дом в качестве гостя, самурай в обязательном порядке снимал катану). В связи с этим, искусству владения коротким мечом уделялось много времени. Некоторые кланы даже практиковали бой с катаной в одной руке, а вакидзаси в другой. Искусство боя с оружием в каждой руке встречалось достаточно редко и для противника чаще всего являлось полной неожиданностью.

Вакидзаси самурай носил в повседневной жизни почти всегда. Данный меч часто называли «Хранитель достоинства и чести», так как он постоянно был под рукой.

Как правильно носить катану

Японский меч носится с левой стороны (для левши допускается носить его справа) в специальных ножнах. Ножны удерживаются поясом, который называется оби. Катана носится в таком положении, что её лезвие направлено вверх. Такое положение меча позволяет вытащить его и нанести смертельный удар одним движением (сейчас существует такое боевое искусство как йайдо, где оттачивается именно такая техника).

При появлении угрозы или в окружении недоброжелателей самурай брал катану в ножнах в левую руку, чтобы в случае опасности мгновенно достать её правой рукой. Если же он хотел показать своё доверие к собеседнику, то катана держалась в правой руке. Когда самурай садился, катана ложилась в пределах досягаемости (если она не сдавалась при входе в чужой дом).

Техника боя катаной

Хотя формально катана считается мечом (даже двуручным), по принципу своего действия это скорее сабля. Не стоит думать, что японскими мечами фехтовали, как показывают в современных фильмах. Настоящий самурай должен был убить врага одним единственным ударом. Это вовсе не прихоть, а необходимость беречь дорогостоящие клинки, так как достать новый было достаточно проблематично.

Длинный клинок самурайского меча позволял совершать широкий диапазон различных ударов. Так как катана чаще всего держалась двумя руками, одним ударом можно было не только отрубить голову или конечность, но и разрубить противника пополам.

В бою с использованием катаны существует три основные стойки:

  1. Дзедан – верхняя стойка;
  2. Чудан – стойка на среднем уровне;
  3. Гэдан – стойка нижнего уровня.

Для боя с использованием самурайского меча нужно учитывать и анализировать все движения противника и понимать его стиль ведения боя. В соответствие с этим, следует планировать свои атаки, причём осуществление должно следовать как можно быстрее.

Сейчас, когда японское фехтование (кэндо и йайдо) достаточно популярно, несложно найти секцию, где занимаются этим увлекательным видом спорта. Несколько подобных школ в Японии ведут свою родословную от самурайских клановых школ эпохи средневековья. В период запрета на ношение мечей многие школы исчезли, но некоторым удалось сохранить древние традиции владения мечом до наших дней.

Как достигалась такая острота клинка катаны

Хотя японский металл был достаточно низкого качества, техника ковки, применяемая кузнецами Японии, позволяла ковать клинки отличного качества. Благодаря множеству слоёв, получаемых в процессе ковки, острота катаны была на высоте. Зонная закалка и тщательная полировка придавали лезвию ещё более выдающиеся качества.

Сейчас в любом сувенирном магазине можно купить копию самурайского меча, который годится только для украшения интерьера. Настоящие катаны стоят достаточно дорого. Если вы хотите приобрести недорогую, но качественную реплику японского меча, закажите его у кузнеца, который работает по старинной технологии.

Японский меч - клинковое однолезвийное рубяще-режущее оружие, произведённое по традиционной японской технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.
Попробуем немного разобраться в многообразии японских мечей.
По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь.
Изгиб меча (сори), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он сформировался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена совершенная форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб получается отчасти и из-за особенностей термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.
Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцировано. Зачастую клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твердость 60 по Роквеллу, а задней части меча - лишь 40 единиц.

Дай-сё

Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») - пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто - более 66 см, длина сёто - 33-66 см Дайто служил основным оружием самурая, сёто - дополнительным оружием.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати - длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной - вакидзаси.
Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто). Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом - бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.

Катана

Катана (яп. 刀) - длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана - японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) - то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».
Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это - принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто - деревянный меч.

Вакидзаси

Вакидзаси (яп. 脇差) - короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка - от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку.

Тати

Тати (яп. 太刀) - длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати - как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.
Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Другое название этого меча - дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч») - в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана». Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа 刀 - «катана», а онное чтение - «то:».

Танто

Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») - кинжал самурая.
«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски - хамоно (яп. 刃物 хамоно)).
Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера».
Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны - собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.
Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.

Одати

Одати (яп. 大太刀, «большой меч») - один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀, «полевой меч»), означает другой тип меча, но часто ошибочно используется вместо одати.
Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати - это мечи с клинками 1,6 - 1,8 метров.
Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри - сыном Тоётоми Хидэёси).
Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.
Одати более не использовались по прямому назначению, но всё ещё были ценным даром в период Синто («новых мечей»). Это стало их главным назначением. По причине того, что их изготовление требует высочайшего мастерства, было признано, что почтение, внушаемое их появлением, соответствует молитве богам.

Нодати

Сефирот с мечом нодати "Масамунэ"

Нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») - японский термин, относящийся к большому японскому мечу. Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было исключением, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако нодати не выхватывали из-за спины. Из-за своей большой длины и веса, он был очень сложным оружием.
Одним из назначений Нодати была борьба со всадниками. Часто он используется вместе с копьем, потому что с длинным лезвием он был идеальным для поражения противника и его коня одним махом. Из-за своего веса он не мог применяться везде с легкостью и, как правило, отбрасывался, когда начинался ближний бой. Меч одним ударом мог поразить сразу несколько вражеских солдат. После использования нодати самураи применяли для ближнего боя более короткую и удобную катану.

Кодати

Кодати (яп. 小太刀) - буквально переводимое как «маленький тати», это японский меч, бывший слишком коротким, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинным, чтобы быть кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать им. Он мог применяться там, где движения были стеснены или при атаке плечом к плечу. Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), он был разрешён в период Эдо к ношению не самураями, обычно торговцами.
Кодати похож по длине на вакидзаси, и хотя их клинки значительно различаются по конструкции, кодати и вакидзаси настолько похожи по технике использования, что эти термины иногда (ошибочно) используются один взамен другого. Главное отличие между тем и другим состоит в том, что кодати (обычно) шире чем вакидзаси. Кроме того, кодати, в отличие от вакидзаси всегда носился в специальной перевязи изгибом вниз (как тати), в то время как вакидзаси носили заткнутым за оби изгибом клинка вверх. В отличие от других видов японского оружия, вместе с кодати обычно не носили никакого другого меча.

Кайкэн

Кайкэн (яп. 懐剣, до реформы правописания квайкэн, также футокоро-гатана) - кинжал, носимый мужчинами и женщинами самурайского класса в Японии, разновидность танто. Кайкэны использовались для самообороны в помещении, где длинные катаны и средней длины вакидзаси были менее удобны и эффективны, чем короткие кинжалы. Женщины носили их в поясе-оби для самозащиты или (редко) для самоубийства (дзигая). Можно было носить их и в парчовом мешочке с затягивающимся шнурком, позволявшим быстро достать кинжал. Кайкэн входил в число свадебных подарков женщине. В настоящее время он является одним из аксессуаров традиционной японской брачной церемонии: невеста берёт кайкэн, чтобы ей сопутствовала удача.

Кусунгобу, ёроидоси, мэтэдзаси.

Кусунгобу (яп. девять сун пять бу) - прямой тонкий кинжал с клинком 29,7 см длиной. На практике ёроидоси, мэтэдзаси и кусунгобу - одно и то же.

Нагината

Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод - «длинный меч») - японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.

Бисэнто

Бисэнто (яп. 眉尖刀 бисэнто:) - японское холодное оружие с длинной рукоятью, редкая разновидность нагинаты.
Бисэнто отличается от нагинаты бо́льшим размером и другим стилем обращения. Этим оружием работают обязательно с широким хватом, задействуя оба конца, при том, что ведущая рука должна находиться около гарды.
Есть и преимущества стиля борьбы с бисэнто над стилем борьбы с нагинатой. В бою спинка клинка бисэнто, в отличие от катаны, может не только отбивать и отводить удар, но и надавливать, и контролировать. Бисэнто тяжелее катаны, поэтому его рубящие удары в большой степени проносные, чем фиксированные. Они наносятся со значительно большим размахом. Несмотря на это, бисэнто может с лёгкостью отрубить голову как человеку, так и лошади, что с нагинатой сделать не так просто. Вес меча играет роль как в пробивном, и в толчковом свойстве.
Есть мнение, что идею этого оружия, японцы взяли у китайских мечей.

Нагамаки

Нагамаки (яп. 長巻 - «длинная обёртка») - японское холодное оружие, состоящее из древковой рукояти с большим наконечником. Было популярно в XII-XIV веках. Было схоже с совней, нагинатой или глевией, но отличалось тем, что длины рукояти и наконечника были примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч.
Нагамаки - оружие, изготовлявшееся в различных масштабах. Обычно полная длина составляла 180-210 см, наконечник - до 90-120 см. Лезвие имелось только с одной стороны. Рукоять нагамаки обматывалась шнурами в перекрещенной манере, наподобие рукояти катаны.
Это оружие применялось в периоды Камакура (1192-1333), Намбоку-тё (1334-1392) и в период Муромати (1392-1573) достигло наибольшей распространённости. Также его использовал Ода Нобунага.

Цуруги

Цуруги (яп. 剣) - японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).
Использовался как боевой в VII-IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии - в церемониальных и религиозных целях.
Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.

Тёкуто

Тёкуто (яп. 直刀 тёкуто:, «прямой меч») - это общее название древнего типа мечей, которые появились у японских воинов примерно в II-IV веке нашей эры. Точно неизвестно, появился ли тёкуто в Японии или был вывезен из Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Как и западные аналоги, тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов.
Характерными особенностями тёкуто был прямой клинок и односторонняя заточка. Наиболее распространенными были два вида тёкуто: кадзути-но-цуруги (меч с молотовидной головкой) имел эфес с овальной гардой, оканчиваю*щийся медной головкой в форме луковицы, а кома-но-цуруги («корейский меч») имел эфес с головкой в форме кольца. Длина мечей составляла 0,6-1,2 м, но чаще всего была 0,9 м. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами.

Син-гунто

Син-гунто (1934) - японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Это оружие повторяло форму боевого меча тати, как в оформлении (аналогично тати, син гунто носился на портупее лезвием вниз и в его конструкции применялся колпачок рукояти кабуто-ганэ, вместо касиро, принятого на катанах), так и в приемах обращения с ним. В отличие от мечей тати и катана, изготавливавшихся кузнецами-оружейниками индивидуально по традиционной технологии, син-гунто массово производился фабричным способом.
Син-гунто был очень популярен и пережил несколько модификаций. В последние годы Второй мировой войны они в основном были связаны со стремлением уменьшить затраты на производство. Так, рукояти мечей для младших армейских чинов изготавливали уже без оплетки, а иногда и вовсе из штампованного алюминия.
Для морских чинов в 1937 году был введен свой военный - кай-гунто. Он представлял вариацию на тему син-гунто, но отличался оформлением - оплётка рукояти коричневая, на рукояти черная кожа ската, ножны всегда деревянные (у син-гунто - металлические) с черной отделкой.
После окончания Второй мировой войны большая часть син-гунто была уничтожена по приказу оккупационных властей.
Ниндзято, синобигатана(вымышленный)
Ниндзято (яп. 忍者刀 ниндзято:), так же известен как ниндзякэн (яп. 忍者刀) или синобигатана (яп. 忍刀) - меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны так же был мощный режущий удар.

Сикомидзуэ

Сикомидзуэ (яп. 仕込み杖 Shikomizue) - оружие для "скрытой войны". В Японии его использовали ниндзя. В наше время этот клинок часто появляется в кинофильмах.
Сикомидзуэ представлял собой деревянную или бамбуковую трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Сикомидзуэ мог быть и длинным мечом, и коротким кинжалом. Поэтому длина трости зависела от длины оружия.

Дзанбато, замбато, чжаньмадао

Японское чтение иероглифов чжаньмадао - дзамбато (яп. 斬馬刀 дзамбато:) (также дзаммато), однако неизвестно, применялось ли такое оружие в Японии в действительности. Тем не менее, дзамбато упоминается в некоторых современных японских произведениях массовой культуры.
Чжаньмадао или мачжаньдао (кит. 斬馬刀, пиньинь zhǎn mǎ dāo, буквально «меч, чтобы рубить коней») - китайская двуручная сабля с широким и длинным клинком, использовался пехотинцами против кавалерии во времена династии Сун (упоминание о мачжаньдао присутствует, в частности, в "Жизнеописании Юэ Фэя" династийной истории "Сун ши"). Тактика применения мачжаньдао, согласно данным "Сун ши", приписывается знаменитому военачальнику Юэ Фэю. Пехотные отряды, имевшие на вооружении мачжаньдао, действовавшие перед построением основной части войск в рассыпном строю, старались с его помощью перерубить ноги вражеским лошадям. Аналогичная тактика применялась и в 1650-х годах войсками Чжэн Чэнгуна в боях с цинской конницей. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что сабля мачжаньдао применялась также монгольской армией Чингисхана.

О японских мечах сложено немало легенд, зачастую не оправданных. Наверное, немало людей на вопрос о том, как называется японский меч, ответят — Катана. От части это правильно, но только отчасти. Классификация японских мечей дело непростое. Наиболее проста классификация, на мой взгляд, по длине.

Известно, что самурай носил два меча — длинный и короткий . Такая пара называлась Дайсё (букв. «больший и меньший») и состояла из Дайто («большего меча»), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето («меньшего меча»), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу — кинжал для ближнего боя

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) — 95-120 см, короткий — Сето (Вакадзаси) — 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси — на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей — около 3-х см, толщина спинки — 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она «цуба».

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них — Ко-катана (кокатана) — вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта — кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана — это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:

    Тати — меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.

    Танто — малый самурайский меч.

    Козука — японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.

    Та-чи — однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.

Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати — «полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было — поражение конных войск.

Нодати

Катана — самый крепкий меч в мире

Технология производства катана очень сложна — специальная обработка стали, многослойная (многократная) ковка, закаливание и т. д. Катана — самые крепкие в мире мечи, они способны разрубать материалы практически любой твердости, будь то мясо, кости, железо. Мастера владеющие искусством ведения боя на катана в битве с воином, вооруженным обычным европейским мечом, могли разрубить этот меч на две части, сила удара самурая и сталь катана позволяли это делать (Монучи — часть лезвия клинка у японского клинкового оружия, на которую приходится основная сила удара).

Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий. И Катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на «блок-удар» почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар.

Слабости катаны

Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить Катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский — на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

Да, правдивы и те истории когда Катаной разрубали метал. Это возможно! Документально зафиксировано, при ударе мастера таким клинком, скорость кончика меча (Кисаки) превышала скорость звука . А если учесть и то, что мечи Катана одни из самых прочных в мире, то вывод напрашивается сам.

Тати — меч по длине равный Катана

Японский длинный меч тати. Хорошо виден волнистый узор хамон на клинке.

Самые древние катана ручной работы (ножны для катана тоже ручной работы украшались орнаментом), ценятся больше всего и передаются из поколения в поколения как семейная реликвия. Такие катана стоят очень дорого, особенно если на ней можно увидеть Мэи — клеймо с именем мастера и годом изготовления на хвостовике японского клинкового оружия — какого ни будь известного мастера.

Многие мастера оружейники из разных стран пытались скопировать катана, в результате этого получились такие известные мечи как: Три — тибетский меч, копирующий самурайский; Тайцзиньцзянь (китайский меч великого предела) разновидность цзяня; Меч корейский, японское название катана в VII-XIII вв.; и др. Но, настоящие катана можно найти только в Японии, а если катана изготовлен не в Японии — это уже не катана!

Составные части катаны:

  • Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) - Фути (Fuchi),
  • Шнур - Ито (Ito),
  • Лезвие - Ками,
  • Верхнее кольцо (головка) рукояти - Касира (Kashira),
  • Вход в ножны - Коигути (Koiguchi),
  • Оконечность ножен - Кодзири (Kojiri),
  • Петля для завязок - Куриката (Kurikata),
  • Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти - Мэкуги (Mekugi),
  • Украшение на рукояти под (или над) оплеткой - Мэнуки (Menuki),
  • Хвостовик - Накаго,
  • Завязки - Сагэо (Sageo),
  • Кожа ската на рукоятку - Самэ (Same),
  • Ножны - Сая (Saya),
  • Прокладка между гардой и кольцом (шайба) - Сэппа (Seppa),
  • Молоточек для разборки меча - Тэцу,
  • Клинок - Тосин,
  • Гарда - Цуба (Tsuba),
  • Рукоять - Цука (Tsuka),
  • Оплетка - Цукамаки,
  • Муфта для фиксации меча в ножнах - Хабаки.

Японский короткий меч вакидзаси. Клинок и меч в ножнах.

Вакидзаси - короткий традиционный японский меч.

В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка - от 30 см до 61 см. Общая длина 50-80 см. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А так же когда самурай одевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.

Более правильная классификация: Hесколько условно можно произвести классификацию оружия по длине клинка. «Танто» должен иметь клинок не короче 30 см и не длиннее 40 см, «вакидзаси» — от 41 до 60 см, «катана» — от 61 до 75 см, «тати» — от 75 до 90 см. «Одати» от 3-х сяку 90,9 см. Самый большой сохранившийся до наших дней одати имеет длину 3 м 77 см.

В начале 10 века в отдаленном от политического центра Киото районе Канто начали появляться отряды вооруженных всадников, известные как цувамоно, моно-но-фу или самураи.

Изначально эти воинственно настроенные отряды состояли из членов собственной семьи военного вождя, так что воины и крестьяне составляли единую группу. Однако к 12 веку в отряды начали принимать людей со стороны, что привело к возникновению системы "господин-вассал", в которой вассалы были известны как иэ-но-ко, или родо. Двумя такими вооруженными группами были кланы Гэндзи и Хэйкэ.

Начиная с этого периода самураи стали играть главенствующую роль, а то, что первоначально было воинскими навыками моно-но-фу, развилось в нечто гораздо большее, чем просто набор боевых техник. Оно объединило в себе строгий моральный кодекс поведения и определенный склад ума. В результате возник Путь Самурая, а средневековый период предоставил обширные возможности для его дальнейшего развития и совершенствования.

В конечном счете в 1185 году клан Хэйкэ, или Тайра, потерпел поражение, вслед за чем военный вождь победившего клана Гэндзи, или Минамото, организовал новое, исключительно военное правительство - Сёгунат.

Период Сёгуната Муромати (1336-1573) со своими практически не прекращавшимися войнами был особенно бурным периодом японской истории.

Длинный меч самурая

Меч был основным оружием воина, считался душой самурая и играл в японской культуре необычайно важную роль. Он также являлся произведением искусства и символом многовековой традиции самураев. Меч был постоянной регалией власти, как корона в европейской культуре.

Мечи были обязательной частью наряда во время торжеств. Самураи пристегивали два меча: ранее, длинный тати и короткий утигатана, острием вниз, познее катану и вакидзаси острием вверх, что позволяло мгновенно вытащить их и нанести молниеносный удар.

В доме самурая мечи находились на специальной подставке, располагавшейся напротив входа.

Самурайское искусство меча (зародился в 10-11 веке) весьма существенно отличается от всех других методов владения холодным оружием, принятых как в Европе, так и в Азии. В кен-дзюцу, как в древности называли этот вид искусства (другие термины: гэккэн, татигаки, хэйхо) сравнительно мало фехтовальных элементов к которым привыкли европейцы.

Бойцы, как правило, становились в исходную позицию и выжидали, когда противник откроется для нанесения удара. Затем следовал решающий удар или серия ударов. Чем меньше было взмахов мечом - тем выше ценилось искусство бойца. Такая схема поединка была основной для более чем 1500 школ кэн-дзюцу, а позднее и кэндо. Длинный меч принято было держать двумя руками, хотя допускается фехтование и одной рукой и фехтование двумя мечами сразу - большим и малым.

Школы кендзюцу: длинный японский меч.

Школы кэн-дзюцу различались между собой стойками, которых насчитывалось около трехсот и приемами (их было несколько тысяч), но в каждой отдельной школе (рю) основных стоек и ударов предусматривалось не так уж и много от 10 до 15. Считалось, что при твердом усвоении этого вполне достаточно, чтобы выйти победителем из любой схватки.

На протяжении многих веков обучение кэн-дзюцу шло с максимальным приближением к реальным условиям, то есть на стальных мечах и чаще всего без доспехов.

Главным занятием самураев всегда оставались тренировки бу-дзюцу, где большая часть времени отводилась отработке боя с мечом.

Содержать специальную школу кэн-дзюцу было престижно, не случайно многие состоятельные даймё приглашали к себе именитых фехтовальшиков в качестве инструкторов (кэнси) и назначали им неплохое ежегодное довольствие в 300- 400 коку риса. Даймё стремились к тому, чтобы все их самураи, учившиеся кэн-дзюцу, имели достойное оружие, желательно несколько тренировочных мечей, новые, не помятые в сражениях доспехи, а все это стоило немалых денег. Потому, как содержалась школа кэн-дзюцу и кто преподавал в ней, можно было судить о состоятельности даймё.

Самые первые школы кэн-дзюцу стали открываться при синтоистских храмах, причем эта традиция сохраниласъ вплоть до ХХ века.

Вероятно, первые регулярные школы кэн-дзюцу возникали в районах Эдо и Киото у синтоистских алтарей. Например, в районе Канто, пригороде Эдо, в синтоистских кумирнях сформировалась школа Канто-рю. Она подразделялась на несколько направлений, называвшихся по именам тех алтарей, рядом с которыми проходили тренировки. Так, у алтаря рода Касима еформировалась школа Касима-рю, откуда пошел знаменитый стиль боя с мечом рода Ягью.

Великие мастера кэн-дзюцу, которые не могли в силу склада своего характера находиться у кого-то в услужении, пускались в далекие странствия по Японии. Чаще всего их сопровождала огромная свита из слуг и учеников, которые жадно ловили каждое слово мастера, а остановившись в какой-нибудь деревушке, тотчас приступали к тренировкам.

Лишь немногие отваживались пускаться в путь в одиночку - за такими воинами тянулась череда поединков, убийств, слагались легенды об их непобедимости. Но, как правило, странствия в одиночку заканчивались через пару месяцев гибелью самурая.

Пожалуй, история знает лишь одного человека, который, годами странствуя в одиночестве, так и не был никем побежден. Рассказывали, что ни один его поединок не продолжался больше трех вэмахов мечом! Этим человеком был знаменитый Синмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин (Мусаси Миямото).

Большинство школ кэн-дзюцу были похожи друг на друга. Записей об их деятельности почти не осталось, и о внутренней жизни таких школ известно не очень много. Тем не менее сохранился интереснейший обзор методов кэн-дзюцу 17 века. Его можно встретить в одной из книг Миямото Мусаси, название которой условно переводится как "Книга нравов". Она вошла в знаменитую "Книга пяти колец" ("Горин-но её", 1643 г.).

Мусаси Миямото относился к кэн-дзюцу не только как набору методов ведения боя, но пржде всего как к системе духовных ценностей. Такой подход был обусловлен самой логикой развития японской культуры, все больше тяготе вшей к дзэн-буддийскому идеалу пустотности и эстетизма. Именно в то время ритуал обычного чаепития, который при шел из Китая, перерастает в сложный мистический "Путь чая" (тя-но ю). Школы кэн-дзюцу разрабатывают сложны методики духовного воспитания внутри традиции боевых искусств. Этим прославилась, например, школа фехтовальшика Одагири Сэкикэя в Эдо. Своим основным тезисом она выдвигала "просветление сознания и прозрения Пустоты", что весьма схоже с мыслями Мусаси Миямото.

Путь меча

Постепенно боевая практика самураев с длинным мечом перерастает в мистический путь просветления. Возникает осознание того, что высшая ценность фехтования на мечах лежит далеко за пределами собственно поединка, а "Путь воина" становится равносилен "Пути проСветления". В этой ситуации рождается новый термин для обозначения боя с мечом - кэндо (Путь меча), который пришёл на смену кэн-дзюцу - "искусству меча". Впервые этот термин стал активно использоваться в начале 18 века в элитарной школе Абататэ-рю. Тренировки в школах кэн-дзюцу были максимально приближены к реальному бою. На начальных этапах самураи обучались бою с мечом и копьем не меньше семи-восьми часов в день.

В ранний период становления самурайского корпуса воины тренировались на настоящих боевых мечах - катанах и танто, которые иногда затуплялись, дабы воины не нанесли друг другу тяжелых ран. Многие инструкторы при этом запрещали своим ученикам надевать любое защитное снаряжение, чтобы те не позволяли клинку даже прикасаться к их телу. К тому же они требовали от учеников хотя бы раз в день легко ранить своего противника. Несложно представить, сколь кровавы были эти тренировки!

Но даже в бою на деревянных мечах самураи рисковали быть тяжело травмированными. Наконец, к середине 17 века в двух известных школах мастеров Торани-си Кансина и Оно Тадакэ впервые вводится защитное снаряжение для тренировки фехтовальщиков. В первое время ученикам разрешали надевать часть самурайских боевых доспехов, но затем сочли это не очень рациональным (к тому же весьма дорогое удовольствие).

Именно тогда и сформировался тот вид защитного тренировочного комплекта, который мы можем видеть сегодня на фехтовальщиках кэндо. Он состоял из шлема с защитной маской, облегченной кирасы и щитков на предплечьях. Но такие щитки не могли сдержать могучего удара даже деревянным бокэном. Поэтому Оно Тадакэ впервые вводит в тренировочную практику бой на легких бамбуковых палках, имитировавших бамбуковый меч - синай. Теперь можно было свободно фехтовать, не боясь травмировать партнера.

И все же бамбуковая палка значительно отличалась от катаны и по весу, и по своей структуре. В 50-х годах 18 века последователь Оно Тадакэ, известный воин Наканиси Тюта, разработал более совершенный вид синая. Он связал вместе несколько бамбуковых палок, перетянув их прочными кожаными ремнями. Концы палок закруглялись, к ним приделывался щиток для рук, - благодаря этому синай приобретал вид настоящего меча. До сих пор в клубах кэндо используется именно такой синай.

Эти усовершенствования были введены лишь тогда, когда в Японии воцарился относительный покой. Теперь боевое искусство, особенно фехтование на мечах, стало не столько методом решения конфликтов и способом самозащиты, сколько символом особого статуса самураев. Не уметь сражаться на катанах и нагинате самурай не мог, зато возросла вероятность того, что в жизни он не применит своего мастерства. Тренировочные бои на настоящих мечах без защитного снаряжения оказались ненужными.

Меч самурая

Однако в смутное время (1860-1868) падения правления сегуната во многих кланах (выступающих на стороне сегуната) вновь стали использовать в тренировках стальные мечи. Это было связано с падением духа самурая и соответственно кодекса бусидо. Таким вот образом школы и военизированные организации отделяли трусов и неумелых воинов, именно воинов, ведь обучать новичков не было времени.

В 1868 году военное правление в Японии, длившееся почти семь столетий, подошло к концу и император Мэйдзи был восстановлен на троне. В воцарившейся после этого атмосфере радикальных реформ, с помощью которых пытались всесторонне модернизировать Японию в соответствии с индустриально развитыми западными державами, кэндзюцу (искусство меча) рассматривалось как нежелательный пережиток класса самураев, упраздненного в попытке установить всеобщее равенство перед законом. Естественно, искусство меча начало приходить в упадок.

Был введен запрет на ношение оружия самураями и именно в эти годы начали развиваться искуства рукопашного боя.

Например многие мастера айкидо и не подозревают о том, что это искуство родилось именно из кендзюцу. Все движения рук, корпуса, ног, соответствуют движению с мечем. Броски это ни что иное, как завершающий удар катаной, т.е. движение рук описывает ту же траекторию, что и с оружием. Отсюда, возможно и появилась поговорка "самурай без меча подобен самураю с мечем, только без меча".

Любое повествование об историческом холодном оружии будет неполным без рассказа о средневековых японских мечах. Это уникальное оружие на протяжении долгих столетий верой и правдой служило своим хозяевам – свирепым воинам-самураям . В последние десятилетия меч катана, словно, переживает второе рождение, интерес к нему огромен. Японский меч уже стал элементом массовой культуры, катану «любят» голливудские режиссеры, создатели аниме и компьютерных игр.

Считалось, что в мече живут духи всех его прежних владельцев, а самурай всего лишь хранитель клинка, и он обязан передать его следующим поколениям. В завещании самурая обязательно был пункт, в котором распределялись его мечи между сыновьями. Если у хорошего меча был недостойный или неумелый владелец, то в этом случае говорили: «Меч плачет».

Не меньший интерес сегодня вызывает и история этого оружия, секреты его изготовления и фехтовальная техника, которую использовали средневековые японские воины. Однако прежде чем перейти к нашему рассказу, следует несколько слов сказать о самом определении меча самурая и его классификации.

Катана – это длинный японский меч, с длиной клинка от 61 до 73 см, с небольшим изгибом лезвия и односторонней заточкой. Существуют и другие типы японских мечей, в основном они отличаются своими габаритами и назначением. При этом слово «катана» в современном японском языке обозначает любой меч. Если говорить о европейской классификации холодного оружия, то катана вообще не является мечом, это типичная сабля с односторонней заточкой и изогнутым клинком. По форме японский меч очень напоминает шашку. Однако в традиции Страны восходящего солнца мечом называется любой тип (ну, или почти любой) холодного оружия, который имеет клинок. Даже нагината, похожая на европейскую средневековую глефу, с двухметровой рукоятью и клинком на конце, в Японии все-равно именуется мечом .

Историкам гораздо проще изучать японский меч, чем европейское или ближневосточное историческое холодное оружие. И причин здесь несколько:

  • Японский меч использовался в сравнительно недавнем прошлом. Катана (это оружие имело специальное название гун-то) массово применялась еще во время Второй мировой войны;
  • В отличие от Европы, до настоящего времени сохранилось большое количество старинных японских мечей. Оружие, возраст которого составляет несколько столетий, зачастую находится в отличном состоянии;
  • Производство мечей по традиционным средневековым технологиям продолжается в Японии и в наши дни. Сегодня изготовлением этого оружия занимаются около 300 кузнецов, все они имеют специальные государственные лицензии;
  • Японцы бережно сохранили основные техники искусства боя на мечах.

История

Железный век начался в Японии сравнительно поздно, только к VII столетию японские кузнецы освоили технологию изготовления оружия из многослойной стали. До этого момента железные мечи завозились в страну из Китая и Кореи. Древнейшие японские мечи чаще всего были прямыми и имели обоюдоострую заточку.

Период Хэйан (IX-XII столетие). В этот период японский меч получает свой традиционный изгиб. В это время центральная государственная власть ослабла, и страна погрузилась в череду бесконечных междоусобных войн и вошла в длительный период самоизоляции. Начала формироваться каста самураев – профессиональных воинов. В это же время значительно выросло мастерство японских кузнецов-оружейников.

Большинство схваток происходили в конном строю, поэтому место прямого меча постепенно заняла длинная сабля. Первоначально она имела изгиб около рукояти, позже он сместился область, отстоящую на 1/3 от конца хвостовика. Именно в период Хэйан окончательно сложился внешний вид японского меча, и была отработана технология его изготовления.

Период Камакура (XII-XIV столетие). Значительное улучшение доспехов, которое произошло в этот период, привело к изменениям в форме меча. Они были направленны на повышение ударной мощи оружия. Его вершина стала более массивной, увеличилась масса клинков. Фехтовать таким мечом одной рукой стало значительно сложнее, поэтому их в основном стали использовать в пеших поединках. Этот исторический период считается «золотым веком» для традиционного японского меча, позже многие технологии изготовления клинков были утрачены. Сегодня кузнецы пытаются восстановить их.

Период Муромати (XIV-XVI столетие). В этот исторический период начинают появляться очень длинные мечи, габариты некоторых из них превышал два метра. Такие гиганты являются, скорее, исключением, чем правилом, но общая тенденция была на лицо. Длительный период постоянных войн требовал большого количества холодного оружия, зачастую за счет снижения его качества. Кроме того, общее обнищание населения привело к тому, что мало кто мог позволить себе по-настоящему качественный и дорогой меч. В это время распространение получают печи-татары, что позволяет увеличить общее количество выплавляемой стали. Изменяется тактика поединков, теперь бойцу важно опередить соперника в нанесении первого удара, поэтому все более популярными становятся мечи-катаны. К концу этого периода в Японии появляется первое огнестрельное оружие, что изменяет тактику сражений.

Период Момояма (XVI столетие). В этот период японский меч становится короче, в обиход входит пара дайсё, позже ставшая классической: длинный меч катана и короткий меч вакидзаси.

Все вышеописанные периоды относятся к так называемой Эпохе старых мечей. В начале XVII века начинается Эпоха новых мечей (шинто). В это время в Японии прекращаются многолетние междоусобицы, и воцаряется мир. Поэтому меч несколько теряет свое боевое значение. Японский меч становится элементом костюма, символом статуса. Оружие начинают богато украшать, значительно больше внимания уделяется его внешнему виду. Однако при этом снижаются его боевые качества.

После 1868 года начинается Эпоха современных мечей. Оружие, выкованное после этого года, называется гэндай-то. В 1876 году ношение мечей было запрещено. Это решение нанесло серьезный удар по касте воинов-самураев. Большое количество кузнецов, занимавшихся изготовлением клинков, потеряли работу или были вынуждены переквалифицироваться. Только в начале прошлого века начинается кампания возвращения к традиционным ценностям.

Наивысшей частью для самурая было умереть в бою с мечом в руках. В 1943 году был сбит самолет с японским адмиралом Исороку Ямамото (тот самый, что руководил атакой на Перл-Харбор). Когда обугленное тело адмирала достали из-под обломков самолета, то обнаружили в руках мертвеца катану, с которой он и встретил свою смерть.

В это же время для вооруженных сил мечи начали изготавливать промышленным способом. И хотя они внешне напоминали боевой самурайский меч, это оружие уже не имело никакого отношения к традиционным клинкам, изготовленным в более ранние периоды.

После окончательного разгрома японцев во Второй мировой войне победители издали приказ об уничтожении всех традиционных японских мечей, но благодаря вмешательству историков он вскоре был отменен. Производство мечей по традиционным технологиям было возобновлено в 1954 году. Была создана специальная организация «Общество по сохранению художественных японских мечей», ее основной задачей стало сохранение традиций изготовления катан, как части культурного наследия японской нации. В настоящее время существует многоступенчатая система оценки исторической и культурной ценности японских мечей.

Японская классификация мечей

Какие же еще мечи, кроме знаменитой катаны, существуют (или существовали в прошлом) в Японии. Классификация мечей довольно сложна, в Стране восходящего солнца она относится к научным дисциплинам. То, что будет описано ниже, это всего лишь краткий обзор, который дает лишь общее представление о вопросе. В настоящее время выделяют следующие разновидности японских мечей:

  • Катана. Наиболее известная разновидность японского меча. Имеет длину клинка от 61 до 73 см, с довольно широким и толстым изогнутым клинком. Внешне очень она очень похожа на еще один японский меч – тати, но отличается от него меньшим изгибом клинка, способом ношение, а также (но далеко не всегда) длиной. Катана являлась не просто оружием, но и неизменным атрибутом самурая, частью его костюма. Без этого меча воин просто не выходил из дому. Катана могла носиться за поясом или на специальных завязках. Хранилась на специальной горизонтальной подставке, которая на ночь ставилась у изголовья воина;
  • Тати. Это длинный японский меч. Он обладает большим изгибом, чем катана. Длина клинка тати начинается от 70 см. В прошлом этот меч обычно использовался для конного боя и во время парадов. Хранится на вертикальной подставке рукояткой вниз в мирное время и рукоятью вверх во время войны. Иногда из этой разновидности японского меча выделяется еще одна — О-дати. Данные клинки отличались значительными размерами (до 2,25 м);
  • Вакидзаси. Короткий меч (клинок 30-60 см), который вместе с катаной образует стандартное вооружение самурая. Вакидзаси можно было использовать для боя в тесном пространстве, а также он применялся в паре с длинным мечом в некоторых фехтовальных техниках. Это оружие могли носить не только самураи, но и представители других сословий;
  • Танто. Кинжал или нож с длиной лезвия до 30 см. Использовался для отрезания голов, а также для совершения харакири , ну и для других, более мирных целей;
  • Цуруги. Обоюдоострый прямой меч, который использовался на территории Японии до X века. Часто этим именем называют любые древние мечи;
  • Ниндзя-то или синоби-гатана. Это меч, который использовали знаменитые японские средневековые шпионы – ниндзя . По своему внешнему виду он практически не отличался от катаны, но был короче. Толще были ножны этого меча, неуловимые синоби прятали в них целый шпионский арсенал. Кстати, ниндзя-то не носили за спиной, потому что это было крайне неудобно. Исключением были случаи, когда воину нужны были свободные руки, например, если он решил взобраться на стену;
  • Нагината. Это вид холодного оружия, который представлял собой слегка загнутый клинок, посаженный на длинное деревянное древко. Напоминал средневековую глефу, но японцы также относят нагинату к мечам. Бои на нагинатах проводятся и по сей день;
  • Гун-то. Армейский меч прошлого века. Это оружие изготавливалось промышленным способом и в огромных количествах направлялось в армию и на флот;
  • Боккен. Деревянный тренировочный меч. Японцы относятся к нему с не меньшим уважением, чем к настоящему боевому оружию.

Изготовление японского меча

О твердости и остроте японских мечей сложены легенды, как, впрочем, и о самом кузнечном искусстве Страны восходящего солнца.

Мастера-оружейники занимали высокое место в социальной иерархии средневековой Японии. Изготовление меча считалось духовным, почти мистическим актом, поэтому готовились к нему соответственно.

Перед началом процесса мастер много времени проводил в медитации, он молился и держал пост. Нередко кузнецы на время работы надевали облачение синтоистского священника или же придворный церемониальный костюм. Перед началом процесса ковки кузня тщательно убиралась, у ее входа вывешивали обереги, предназначенные для отпугивания злых духов и привлечения хороших. На время работы кузня становилась священным местом, в нее мог заходить только сам кузнец и его помощник. Членам семьи (кроме женщин) в этот период вход в мастерскую был запрещен, женщинам же вообще не разрешали заходить в кузницу, опасаясь их дурного глаза.

Во время изготовления меча кузнец ел пищу, приготовленную на священном огне, а на животную пищу, крепкие напитки, а также на сексуальные контакты было наложено жесткое табу.

Металл для изготовления холодного оружия японцы получали в печах татара, которые можно назвать местной разновидностью обычной домницы.

Клинки обычно делают из двух основных частей: оболочки и сердцевины. Для изготовления оболочки меча воедино сваривают пакет из железа и высокоуглеродистой стали. Его многократно складывают и проковывают. Основная задача кузнеца на этом этапе – добиться гомогенизации стали и очистить ее от примесей.

Для сердцевины японского меча используют мягкую сталь, ее также многократно проковывают.

В итоге, для изготовления заготовки меча мастер получает два бруска, из прочной высокоуглеродистой и мягкой стали. При изготовлении катаны из твердой стали формируют профиль в форме латинской буквы V, в который вкладывается брусок из мягкой стали. Он несколько короче общей длины меча и немного не доходит до острия. Существует и более сложная технология изготовления катаны, она заключается в формировании клинка из четырех брусков стали: из самой твердой стали производятся острие и режущие кромки оружия, на боковые стороны идет несколько менее твердый металл, а сердцевина выполняется из мягкого железа. Иногда и обух японского меча изготавливают из отдельного куска металла. После сваривания частей клинка мастер формирует его режущие кромки, а также острие.

Однако «главной фишкой» японских кузнецов-оружейников считается закалка меча. Именно специальная техника термообработки придает катане ее несравненные свойства. Она существенно отличается от аналогичных технологий, которые использовались кузнецами в Европе. Следует признать, что в этом вопросе японские мастера продвинулись куда дальше своих европейских коллег.

Перед закалкой японский клинок покрывают специальной пастой, сделанной из глины, золы, песка, каменной пыли. Точный состав пасты держался в строгом секрете и передавался от отца к сыну. Важным нюансом является то, что паста наносится на клинок неравномерно: на лезвие и острие наносился тонкий слой субстанции, а на боковые грани и обух – значительно более толстые. После этого клинок нагревали до определенной температуры и закаливали в воде. Участки клинка, покрытые более толстым слоем пасты, остывали медленнее и получались мягче, а наибольшую твердость при такой закалке получали режущие поверхности.

Если все выполнено правильно, то на клинке появляется четкая граница между закаленной областью лезвия и остальной частью. Она называется хамон. Еще одним показателем качества работы кузнеца являлся белесый оттенок обуха клинка, он называется уцуби.

Дальнейшую доработку клинка (полировку и шлифовку) обычно проводит специальный мастер, работа которого также ценится весьма высоко. Вообще же изготовлением и украшением клинка могут заниматься более десяти человек, процесс очень специализирован.

После этого меч должен пройти испытания, в древности этим занимались специально подготовленные люди. Тесты проводились на скрученных циновках, а иногда и на трупах. Особенно почетным было испытать новый меч на живом человеке: преступнике или военнопленном.

Только после испытаний кузнец выбивает на хвостовике свое имя, и меч считается готовым. Работы по монтировке рукояти и гарды считаются вспомогательными. Рукоять катаны обычно обклеивалась кожей ската и обматывалась шелковым или кожаным шнуром.

Боевые качества японских мечей и сравнение их с европейскими мечами

Сегодня катану можно назвать самым популярным мечом в мире. Трудно назвать другой вид холодного оружия, вокруг которого существует такое количество мифов и откровенных сказок. Японский меч называется вершиной кузнечного искусства за всю историю человечества. Однако с таким утверждением можно и поспорить.

Исследования, проведенные специалистами с использованием новейших методов, показали, что европейские мечи (в том числе и античного периода) мало чем уступали японским аналогам. Сталь, которую использовали европейские кузнецы для изготовления оружия, оказалась рафинированной не хуже, чем материал японских клинков. Они были сварены из множества слоев стали, имели селективное закаливание. При исследовании европейских клинков были привлечены современные японские мастера, и они подтвердили высокое качество средневекового оружия.

Проблема заключается в том, что к нашему времени дошло очень мало образцов европейского клинкового оружия. Те мечи, которые обнаруживают во время археологических раскопок, обычно находятся в плачевном состоянии. Есть особо почитаемые европейские мечи, которые пережили столетия и сегодня находятся в музеях в хорошем состоянии. Но их очень мало. В Японии же из-за особого отношения к холодному оружию к нашему времени сохранилось огромное количество старинных мечей, причем состояние большинства из них можно назвать идеальным.

Несколько слов следует сказать о прочностных и режущих характеристиках японских мечей. Без сомнения, традиционная катана – это превосходное оружие, квинтэссенция многовекового опыта японских оружейников и воинов, но резать «железо как бумагу» она все-таки не способна. Сцены из фильмов, игр и аниме, где японский меч без особых усилий режет камни, пластинчатые доспехи или другие металлические предметы следует оставить на совести сценаристов и режиссеров. Такие способности лежат за гранью возможностей стали и противоречат законам физики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Поделиться