«Порядочный человек Вязалов». В МИД пришел кризисный менеджер

Министерство или ведомство: Министерство иностранных дел (МИД)

Должность: Генеральный директор МИД

Возраст: 63

Место рождения: Республика Коми

Доходы за 2018 год: 22 213 688 руб.

Биография

Родился 4 июня 1956 года в городе Верхняя Инта (Коми). Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт (1978), Ленинградский финансово-экономический институт (1986).

В 1980 году начал трудовую деятельность с должности старшего инженера отдела эксплуатации Дорожно-мостового управления Ленгорисполкома. С 1989 по 2002 год работал на руководящих должностях в государственных и коммерческих структурах: главой Куйбышевского района, в комитете экономики и финансов Санкт-Петербурга, ОАО «Ленэнерго» и «Госзнаке». В 2002-2004 годах - первый замминистра финансов. В 2004-2005 годах - заместитель полпреда президента в Южном федеральном округе. В 2005-2011 годах - заместитель начальника управления президента по внешней политике. В 2011-2014 годах - вице-губернатор Санкт-Петербурга. С августа 2015 года - генеральный директор МИД.

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени, Почета и Дружбы. Имеет классный чин действительного государственного советника Российской Федерации 1 класса (2005). Курирует вопросы финансово-хозяйственной деятельности, капитального строительства, управления дипломатической собственностью за рубежом, размещения и обслуживания дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в РФ.

Заместителем министра иностранных дел назначен бывший вице-губернатор Северной столицы Сергей Вязалов. В Петербурге его знают как одного из соратников Алексея Кудрина, крупного специалиста по финансам и просто «порядочного человека». Но несмотря на то, что почти все собеседники (да и сам автор этих строк) помнят его как человека интеллигентного, его назначение вряд ли заставит Сергея Лаврова хоть на йоту приблизить язык МИДа к дипломатическим нормам, убеждены эксперты.

Заместителем министра иностранных дел назначен бывший вице-губернатор Северной столицы Сергей Вязалов. В Петербурге его знают как одного из соратников Алексея Кудрина, крупного специалиста по финансам и просто «порядочного человека». Но несмотря на то, что почти все собеседники (да и сам автор этих строк) помнят его как человека интеллигентного, его назначение вряд ли заставит Сергея Лаврова хоть на йоту приблизить язык МИДа к дипломатическим нормам, убеждены эксперты. Подробности – в материале «ФедералПресс ».

Президент России Владимир Путин назначил новым генеральным директором Министерства иностранных дел Сергея Вязалова, сообщается на официальном портале правовой информации. Тем же документом от этой должности был освобожден Сергей Мареев. По сути, Вязалов станет заместителем Сергея Лаврова, курирующего финансово-хозяйственную деятельность и обслуживание дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в России. То есть чиновником, непосредственно отвечающим за самочувствие иностранных посольств.

С 2011 по 2014 год Сергея Вязалов был вице-губернатором Петербурга по финансовой деятельности. На тот момент он был одним из немногих, кто не принадлежал к «Афонскому обществу», православному объединению, куда входил в том числе сам губернатор Георгий Полтавченко и его ближайшие соратники – на тот момент первый заместитель Игорь Дивинский и вице-губернатор Василий Кичеджи. Замечали афонские четки на руках главы Невского района Констинтина Серова, вице-губернатора Марата Оганесяна (сейчас в отставке), вице-губернатора по ЖКХ Владимира Лавленцева (также в отставке) и других.

Поэтому принято считать, что Сергей Вязалов изначально приходил в Смольный по велению Москвы и лишь на время. Ближайший соратник Алексея Кудрина, работавший с ним и в мэрии Петербурга, и в Министерстве финансов, он должен был разобраться с наследием Валентины Матвиенко и помочь Георгию Полтавченко в экономических вопросах. И Вязалов, назначенный на пост вице-губернатора в сентябре 2011 года, принялся за дело весьма жестко: он секвестрировал бюджет, избавившись от таких дорогих проектов, как Орловский тоннель, Дворец искусств на Васильевском острове, линия легкорельсового трамвая до Пулково и Ново-Адмиралтейский мост.

Понятное дело, его деятельность вызывала массу недовольства. Вплоть до открытого противостояния, когда прибывшая с визитом в Петербург уже спикер СФ Валентина Матвиенко бросила перед журналистами ставшую классикой шпильку: «В мое время 25 % бюджета отправлялось на развитие города, а не на проедание». «Это эмоции», – через журналистов передал свою позицию Вязалов. И предложил сравнить, сколько денег тратилось на Адресную инвестиционную программу в бюджетах последних пяти лет. По его словам, во всех случаях на нее уходило около 80 млрд рублей – чуть меньше, чем при нем.

Любопытный штрих к портрету – Вязалов был одним из немногих вице-губернаторов, к кому у депутатов практически не было никаких претензий. По мнению депутата закса, члена бюджетно-финансового комитета Ирины Ивановой , Вязалов прежде всего хороший управленец для непростых времен. Ни для кого не секрет, что сейчас у МИДа как раз не самые лучшие отношения с коллегами из разных стран. «У меня сложилось впечатление о нем как о хорошем специалисте, который, во-первых, всегда на своем месте, а во-вторых, хорошо знает финансово-экономический блок. И не просто знает. Он много работал на разных должностях и прошел несколько кризисов, зарекомендовав себя как хороший кризисный менеджер».

Некоторые эксперты полагают, что назначение Вязалова – это попытка несколько смягчить риторику нынешнего МИДа, сделать его более дипломатичным. Тем более что он не только всегда был сторонником Кудрина, а значит сторонником либерального курса, но и просто интеллигентным человеком. «Я Сергея Вязалова прекрасно знаю 20 лет и оцениваю его лично очень высоко. Я наблюдал его в разных должностях, человек он умный, грамотный, воспитанный, интеллигентный», – говорит депутат заксобрания Борис Вишневский . Тем не менее, по мнению Вишневского «порядочный человек Вязалов» мало что может сделать, так как политику МИДа определяет не он.

Аналогичного мнения придерживается и политолог Александр Конфисахор , который хоть и замечает, что должность в МИДе – это всегда повышение, подчеркивает, что заместитель министра – это все-таки «человек-функционал». «Люди на таких постах отвечают не за политику, они скорее исполнители. Поэтому не думаю, что его взгляды, будь он коммунистом, либералом или социалистом, как-то повлияли на его политику».

Сергей Юрьевич, есть ли какие-то конкретные цели и задачи, которые поставили перед вами в новой должности?

Пока нет. Я еще не приступил к обязанностям. Я и так представляю, что это приблизительно будет, но о конкретике пока не могу говорить, потому что не владею деталями вопросов, которые стоят резко перед министерством. Но в любом случае это экономика, финансы, управление имуществом, включая загрансобственность. Но, честно, пока ничего конкретного не могу говорить. Мы немножко с министром поговорили, но давно обсуждали, без конкретики.

После ухода с поста вице-губернатора Петербурга вы занимались частными проектами. Расскажите в двух словах о них?

А зачем? Главное, они были успешными.

Это были проекты в России или за рубежом?

Наверно, половина на половину. Сейчас все сделки завершены, за этими сделками идут хорошие дела, для страны полезные. Я просто связан некими узами конфиденциальности проектов…

Понимаю, но если широкими мазками - в каких сферах были эти проекты?

В разных. Это и проекты в промышленности. Были проекты и в Германии, и в Швейцарии, и в Петербурге, и в Москве. Круг вопросов очень большой. Есть некоторые проекты, которыми я управлял: просто взял и реализовал их до конкретной ситуации - пошли деньги, начало развиваться производство. Строится конкретный завод - и слава богу. Есть вещи, в которые я помогал привлекать деньги, есть вещи, где я помогал реструктурировать капитал нашим компаниям. Помогал занимать им. Таких проектов было много на самом деле. Как частный собственник я еще не выступал.

Конкретно компании не назовете?

Неудобно мне пока эти вещи обсуждать. Когда будет построен завод, тогда можно будет обсуждать. Все равно в Питере не так много объектов вводится, и я обязательно приеду посмотреть на свои детища.

Почему приняли решение сейчас вернуться на госслужбу?

Трудно сказать. Меня все устраивало. Меня просто попросили коллеги помочь решить некоторые вопросы, которые требуется решить на государственном уровне. Это предложение на самом деле (Лавров - министр иностранных дел. - Ред.) сделал мне очень давно, лет семь-восемь назад. Он меня один раз уже просил, я тогда отказался, посчитав, что у меня есть другие, более интересные вещи.

Но вот сейчас... Денег я вроде бы заработал за свою жизнь, мне достаточно, можно вернуться на государственную службу. В стране сейчас не так хорошо живется, чтобы ей не помочь. В городе это не всем было нужно, ну а стране, дай бог, пользы больше будет. Министерство интересное, польза от него ощущается. И недостатки тоже ощущаются. Так что, думаю, на этом уровне мы постараемся помочь стране и нашим гражданам.

Какие ощущаются недостатки?

Это же все ощущают: когда к нам относятся не очень хорошо - нездорово. Тем более с учетом миграционных потоков, которые идут в Европу, ведь они пытаются пересмотреть шенгенское соглашение. А мы еще и не члены этого… И у нас есть сейчас проблемы с собственностью, проблемы судов, еще чего-то такого.

Конфигурация очень важная . Во многих странах мира за МИДом закреплена тема продвижения бизнеса. У нас в таком прямом смысле этим вопросом занимается больше Минэкономразвития, а МИД в основном занимается внешнеполитическими вопросами и в меньшей степени - экономикой. Хотя в части вопросов мнение МИДа тоже имеет значение, но не так широко, как в некоторых странах мира.

Вы считаете, это нужно изменить у нас?

Я не то что считаю, что это нужно изменить, но я считаю, что эти процессы могут происходить. Ведь в свое время, когда (Греф - с 2007 года глава . - Ред.) был министром экономического развития, он-то торгпредства (торговые представительства РФ в иностранных государствах. - Ред.) изъял у МИД, и ситуация поменялась. Но продвижение российской экономики от этого не улучшилось. Так что та реформа не привела к результату.

Это вопрос немножко больше, чем министерства, это вопрос, наверное, правительства Российской Федерации, как к этому подходить. А в условиях, когда существуют санкции, это тоже, наверное, не очень вовремя. То есть надо такие вещи готовить.

И вы в том числе будете этим заниматься?

Не знаю пока. Пока самое главное - это финансы, бюджет министерства, экономика, управление его ГУПами, включая . Таких крупных федеральных ГУПов достаточно много.

Вы также упомянули про суды и собственность .

Пока по судам я не очень владею вопросом. Существуют они или не существуют, мне трудно сказать, но в бытность, когда я работал в управлении внешней политики (в 2005-2011 годах занимал пост замначальника управления президента по внешней политике. - Ред.), мне приходилось заниматься рядом таких вопросов.

В условиях санкций суды в части изъятой государственной собственности, наверное, существуют. Это всегда было проблемой. Даже у нас, в Питере, были некие инвестиции, которые были сделаны в начале 90-х, и впоследствии инвесторы, выигрывая международные арбитражи, пытались через арбитражные суды отсудить государственную собственность в виде выставок за границей и т. д. Сейчас ситуация еще сложнее, в условиях санкций, когда есть какие-то нерешенные вопросы и между частным бизнесом и государством. Желающие откусить кусок собственности у страны всегда есть.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Поделиться