Пожарная безопасность – система государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану от огня людей и материальных ценностей. Состоит из двух основных направлений: предупреждение и тушение.
Если пожар застал в помещении:
1. Покинуть помещение.
2. Уходить к ближайшему выходу.
3. Не возвращаться за потерпевшими.
4. Нельзя пользоваться лифтом.
5. Если покинуть помещение невозможно, нужно закрыть дверь, закрыть все щели мокрыми тряпками, взять документы, одеться по погоде (если пожар в подъезде), открыть окна и ждать помощи.
6. Если необходимо пройти через огонь, нужно накинуть на себя что – то мокрое, не открывать дверь рывком, пощупать ее, потом идти, закрыв органы дыхания.
7. Нельзя: распахивать окна и двери, подходить близко к огню из-за опасности взрыва, тушить включенные в сеть электроприборы.
8. Если живут >10 человек, развешиваются планы эвакуации.
9. Звонить 01 – со стационарного телефона, 010 – с мобильного.
(это тоже самое, что и в предыдущем вопросе)
Если пожар застал в метро:
При пожаре в метро необходимо по внутренней связи сообщить машинисту, закрыть органы дыхания, приступить к ликвидации с помощью огнетушителя, нельзя тушить водой.
Необходимо разбить окно и уходить в соседний вагон.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЖАРАХ В ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ (Комова М., Прытков Г., 2004) Пожар в метро
Если в вагоне метро на пути следования появился запах дыма, необходимо используя переговорное устройство немедленно сообщить об этом машинисту. Далее - следовать его указаниям. При задымлении дышать необходимо через ткань. Необходимо постараться не поддаваться панике и не допускать паники других. Пока поезд находится в тоннеле, люди должны оставаться на своих местах. По прибытию на станцию - начинается выход из вагона.
Если в вагоне во время движения появился открытый огонь, надо попытаться его ликвидировать с помощью огнетушителя, который имеется в каждом вагоне. Место хранения огнетушителя обозначено соответствующим знаком.
Нельзя останавливать поезд в тоннеле стоп-краном, так как в этом случае усложняются условия эвакуации.
Если поезд остановился в тоннеле, покидать его можно только по команде машиниста. При этом до отключения напряжения на участке аварии опасно прислоняться к металлическим частям вагона. После получения разрешения на выход необходимо открыть двери или выбить стекла и двигаться к ближайшей станции. Идти нужно вдоль полотна между рельсами, стараясь не касаться токоведущих шин, расположенных сбоку от рельсов, и быть очень внимательным. В местах пересечения путей возможно появление встречного поезда. В этом случае необходимо вжаться в нишу стены тоннеля.
При загорании в вагоне метро:
По внутренней связи сообщить машинисту о загорании.
Приступить к ликвидации горения с помощью огнетушителя и подручных средств.
При задымлении дышать через смоченный водой платок, воротник, рукав, одежду.
При сильном пожаре разбить окно в торце вагона и перебраться в соседний вагон в направлении движения поезда.
При прибытию на станцию после открывания дверей пропустить вперед детей, стариков и женщин.
Пожар в поезде
Пожар в поезде страшен не пламенем, а, в первую очередь, ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Уже на четвертой минуте после возникновения пожара их концентрация превышает предельно допустимую.
Известно, что в спокойной обстановке (при отсутствии паники) пассажиры имеют возможность покинуть вагон в течение полутора минут.
Наиболее частыми причинами возникновения пожаров в пассажирских составах являются неосторожное обращение с огнем пассажиров и обслуживающего персонала (до 40%), неисправность электрооборудования (25%). В большинстве случаев (58%) загорания в вагонах возникают при движении по пути следования.
Наиболее тяжелые последствия бывают при несвоевременном обнаружении загорания (в ночное время); при вспышке разлитой горючей жидкости; при открывании двери купе, в котором до этого происходило скрытое развитие пожара.
В настоящее время для уменьшения пожарной опасности при отделке вагонов все чаще используются негорючие и трудногорючие материалы, устанавливаются огнезадерживающие перегородки между служебными отделениями проводников и пассажирскими салонами, способные сдерживать распространение пламени в течение 30 минут. Для своевременного обнаружения очага пожара вагоны оборудуются автоматической пожарной сигнализацией, устраиваются дополнительные аварийные выходы (оконные проемы 3-го, 6-го купе и окно в коридоре).
При обнаружении задымления вагона закройте нос и рот смоченной водой тканью (полотенцем, наволочкой, простыней, одеждой). В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу дыма бывает меньше. В движущемся поезде необходимо перейти в соседний вагон, желательно в направлении движения, в остановившемся - на улицу (по возможности на ту сторону, где нет железнодорожных путей).
При возникновении горения в поезде:
Сообщить проводнику вагона о загорании.
Разбудить спящих пассажиров.
Пресечь панику (так очень мало времени).
Ни в коем случае не открывать окна, чтобы от притока кислорода не усилилось горение.
Уходить необходимо в передние вагоны; если это невозможно - в задние, плотно закрывая за собой двери.
Если огнем отрезаны выходы, необходимо:
зайти в купе или туалет;
плотно закрыть за собой дверь и открыть окно;
Если потушить огонь невозможно, необходимо:
остановить поезд стоп-краном;
открыть двери, выбить окна;
помочь эвакуироваться детям и пострадавшим;
выйти из вагона и отойти от него на безопасное расстояние.
Пожар на теплоходе В случае объявления о пожаре по судовому радио необходимо Надеть спасательные жилеты, хранящиеся, как правило, в каютах, покинуть каюту и направиться на палубу к спасательным шлюпкам.
Если выход из каюты отрезан огнем, надо плотно закрыть дверь каюты и выбираться через иллюминатор. При невозможности сделать это, необходимо обмотать голову, тело мокрым одеялом, полотенцем и попытаться, задерживая дыхание, пробежать сквозь огонь и дым.
В случае отсутствия спасательных шлюпок рекомендуется прыгать за борт и плыть в сторону от корабля. Сбросьте с себя обувь и тяжелую одежду. По возможности надо зацепиться за любой плавающий предмет или привязаться к нему (на случай потери сознания). Подать сигнал о помощи.
При возникновении пожара в самолете:
Слушайте и выполняйте команды членов экипажа.
Защититесь от возможных ожогов, закрыв открытые участки тела имеющейся одеждой, пледами и т.п.
Защититесь от дыма, пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках.
После остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу.
Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки.
Не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается; помните, что есть другие выходы.
Не открывайте запасные люки в тех местах, где снаружи есть огонь и дым.
Не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни.
Боритесь с паникой на борту любыми средствами.
После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше. Если это невозможно, ложитесь на землю животом вниз, обхватив голову руками, - возможен взрыв.
При пожаре в троллейбусе, автобусе или трамвае
Немедленно сообщите о пожаре водителю, потребуйте остановиться и открыть двери (с помощью кнопки аварийного открывания дверей). Используйте для ликвидации очага горения огнетушитель, а также подручные средства (пальто, стиральный порошок, землю).
Как можно быстрее и без паники покиньте салон, помогая тем, кто слаб или в шоке.
Необходимо помнить, что в троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате обгорания защитной изоляции проводов. Не касайтесь металлических частей, не заливайте огонь водой.
При блокировании дверей используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и боковые стекла. При необходимости выбейте стекла обеими ногами или твердым предметом.
Покидайте салон быстро, закрывая нос и рот платком или рукавом, так как в любом виде транспорта при горении выделяются токсические вещества.
Сообщите о пожаре в службу спасения по телефону «01». Окажите помощь пострадавшим.
При пожаре в автомобиле
Остановите автомобиль и выключите двигатель.
Поставьте автомобиль на ручной тормоз.
Выйдите из машины.
Если есть пострадавшие, помогите им покинуть салон автомобиля и удалиться на безопасное расстояние.
Воспользуйтесь огнетушителем.
Выставьте сигнал на дороге.
По телефону или через водителей проезжающих машин вызовите помощь.
«Обеспечение пожарной безопасности» - НД России и Беларуси. Стадии строительства и реконструкции. Особенности системы технического регулирования. Пищеблоки. Несовершенный вид. Руководитель организации. Пожар в гостинице. Основания для СТУ. Правила противопожарного режима. Проблемы обеспечения пожарной безопасности. Применение требований.
«Инструктаж по пожарной безопасности» - Возможность выйти на балкон. Сообщи о возгорании любому взрослому. Нельзя использовать лифт. Двигайтесь к выходу. Зазоры под дверьми. Шалости детей. Раскрывайте окна. Короткое замыкание. Покиньте помещение. Накройтесь мокрой тканью. По прибытии пожарных полностью подчинитесь их командам. Правила поведения при пожаре.
«Противопожарная профилактика» - Государственный пожарный надзор. Нормы пожарной безопасности. Внеплановый противопожарный инструктаж. Права предприятий (учреждений) в области пожарной безопасности. Первичный противопожарный инструктаж. Первичные средства пожаротушения. Щиты пожарные. Профилактика пожаров. Нормативные документы по пожарной безопасности.
«Основы пожарной безопасности» - Основные обязанности дежурного. Причины возникновения пожаров и взрывов. Первая помощь при пожарах и ожогах. Требования пожарной безопасности. Самовоспламенение. Классификация производств. Способы тушения пожаров. Передвижные пожарные машины. Понятия и определения пожарной безопасности. Виды средств пожаротушения.
«Пожарная безопасность в организации» - Противопожарные мероприятия (профилактические). Воздушно-пенные огнетушители (ОВП). Схема эвакуации персонала организации. Пожарная безопасность. Права и обязанности руководителей организаций. Первичные средства пожаротушения. Защитные мероприятия в условиях возникновения пожара. Мотопомпа МП-1600. Газовые огнетушители (ОУ).
«Пожарная безопасность на транспорте» - Бочки для хранения воды. Система оповещения. Электропровода и кабели. Место для проведения сварочных и резательных работ. Содержание территории. Помещения и рабочие зоны. Указания (инструкции) предприятий-изготовителей. Руководитель объекта. Требования к печному отоплению. Лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.
Всего в теме 23 презентации
Действия работников организаций при пожаре
1. Причины и поражающие факторы пожара
Пожаром называют неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Сущность горения была открыта в 1756 г. великим русским ученым М.В.Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что горение – это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Исходя из этого, для горения необходимо наличие: горючего вещества (кроме горючих веществ, применяемых в производственных процессах, и материалов, используемых в интерьере жилых и общественных зданий); окислителя (кислород воздуха; химические соединения, с одержащие кислород в составе молекул, – селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота и химические элементы, например, фтор, бром, хлор); источника зажигания (открытый огонь или искры).
Следовательно, пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить хотя бы один из перечисленных компонентов.
К основным поражающим факторам можно отнести непосредственное воздействие огня (горение), высокую температуру и теплоизлучение, газовую среду; задымление и загазованность помещений и территории токсичными продуктами горения. Люди, находящиеся в зоне горения, больше всего страдают, как правило, от открытого огня и искр, повышенной температуры окружающей среды, токсичных продуктов горения, дыма, пониженной концентрация кислорода, падающих частей строительных конструкций, агрегатов и установок.
Открытый огонь. Случаи непосредственного воздействия открытого огня на людей редки. Чаще всего поражение происходит от лучистых потоков, испускаемых пламенем.
Температура среды. Наибольшую опасность для людей представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к ожогу верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, при температуре выше 100 о С человек теряет сознания и гибнет через несколько минут. Опасны также ожоги кожи.
Токсичные продукты горения. При пожарах в современных зданиях, построенных с применением полимерных и синтетических материалов, на человека могут воздействовать токсичные продукты горения. Наиболее опасен из них оксид углерода. Он в 200-300 раз быстрее, чем кислород, вступает в реакцию с гемоглобином крови, что приводит к кислородному голоданию. Человек становится равно душным и безучастным к опасности, у него наблюдается оцепенение, головокружение, депрессия, нарушается координация движений. Финалом всего этого являются остановка дыхания и смерть.
Потеря видимости вследствие задымления. Успех эвакуации людей при пожаре может быть обеспечен лишь при их беспрепятственном движении. Эвакуируемые обязательно должны четко видеть эвакуационные выходы или указатели выходов. При потере видимости движение людей становится хаотичным. В результате этого процесс эвакуации затрудняется, а затем может стать неуправляемым.
Пониженная концентрация кислорода. В усло виях пожара концентрация кислорода в воздухе уменьшается. Между тем понижение ее даже на 3 % вызывает ухудшение двигательных функций организма. Опасной считается концентрация менее 14 %; при ней нарушаются мозговая деятельность и координация движений.
Причины возникновения пожаров.
В жилых и общественных зданиях пожар в основном возникает из-за неисправности электросети и электроприборов, утечки газа, возгорания электроприборов, оставленных под напряжением без присмотра, неосторожного обращения и шалости детей с огнем, использования неисправных или самодельных отопительных приборов, оставленных открытыми дверей топок (печей, каминов), выброса горящей золы вблизи строений, беспечности и небрежности в обращении с огнем.
Причинами пожаров на общественных предприятиях чаще всего бывают: нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений; несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности производственным персоналом и неосторожное обращение с огнем; нарушение правил пожарной безопасности технологического характера в процессе работы промышленного предприятия (например, при про ведении сварочных работ), а также при эксплуатации электрооборудования и электроустановок; задействование в производственном процессе неисправного оборудования.
Распространению пожара на промышленных предприятиях способствуют: скопление значительного количества горючих веществ и материалов на производственных и складских площадях; наличие путей, создающих возможность распространения пламени и продуктов горения на смежные установки и соседние помещения; внезапное появление в процессе пожара факторов, ускоряющих его развитие; запоздалое обнаружение возникшего пожара и сообщение о нем в пожарную часть; отсутствие или неисправность стационарных и первичных средств тушения пожара; неправильные действия людей при тушении пожара.
Распространение пожара в жилых зданиях чаще всего про исходит из-за поступления свежего воздуха, дающего дополнительный приток кислорода, по вентиляционным каналам, через окна и двери. Вот почему не рекомендуется разбивать стекла в окнах горящего помещения и оставлять открытыми двери.
2. Профилактика возникновения пожаров
В целях предупреждения пожаров и взрывов, сохранения жизни и имущества необходимо избегать создания в доме запасов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и способных к взрыву веществ. Имеющиеся их небольшие количества надо содержать в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов, не подвергать тряске, ударам, разливу. Следует соблюдать особую осторожность при использовании предметов бытовой химии, не сбрасывать их в мусоропровод, не разогревать мастики, лаки и аэрозольные баллончики на открытом огне, не проводить стирку белья в бензине. Нельзя хранить на лестничных площадках мебель, горючие материалы, загромождать чердаки и подвалы, устраивать кладовые в нишах сантехнических кабин, собирать макулатуру в мусорокамерах.
Не рекомендуется устанавливать электронагревательные приборы вблизи горючих предметов. Необходимо содержать исправными выключатели, вилки и розетки электроснабжения и электрических приборов. Запрещается перегружать электросеть, оставлять без присмотра включенные электроприборы; при ремонте последних их следует отключать от сети.
Наиболее пожаро- и взрывоопасными бытовыми приборами являются телевизоры, газовые плиты, водонагревательные бачки и другие. Их эксплуатация должна вестись в строгом соответствии с требованиями инструкций и руководств.
При появлении запаха газа необходимо немедленно отключить его подачу и проветрить помещение; при этом категорически запрещается включать освещение, курить, зажигать спички, свечи. Во избежание отравления газом следует удалить из помещения всех людей, не занятых ликвидацией неисправности газовой плиты и газопровода.
Часто причиной возникновения пожара служат детские шалости. Поэтому нельзя оставлять малолетних детей без присмотра, разрешать им играть со спичками, включать электронагревательные приборы и зажигать газ.
Запрещается загромождать подъездные пути к зданиям, подход к пожарным гидрантам, запирать двери общих прихожих в многоквартирных домах, заставлять тяжелыми предметами легкоразрушаемые перегородки и балконные люки, закрывать проемы воздушной зоны незадымляемых лестничных клеток. Необходимо следить за исправностью средств пожарной автоматики и содержать пожарные извещатели, систему дымоудаления и средства пожаротушения в исправном состоянии.
3. Действия в случае пожара
В случае пожара необходимо срочно покинуть здание, используя основные и запасные (пожарные) выходы или лестницы (пользоваться лифтами опасно), и как можно быстрее позвонить в пожарную охрану, сообщить Ф.И.О., адрес и что горит.
В начальной стадии развития пожара можно попытаться потушить его, используя все имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, покрывала, песок, воду и др.). Необходимо помнить, что огонь на элементах электроснабжения нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить напряжение или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой. Если все старания оказались напрасными, и огонь получил распространение, нужно срочно покинуть здание (эвакуироваться). При задымлении лестничных клеток следует плотно закрыть двери, выходящие на них, а при образовании опасной концентрации дыма и повышении температуры в помещении (комнате), переместиться на балкон, захватив с собой намоченное одеяло (ковер, другую плотную ткань), чтобы укрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проемы; дверь за собой плотно прикрыть. Эвакуацию нужно продолжать по пожарной лестнице или через другую квартиру, если там нет огня, использовав крепко связанные простыни, шторы, веревки или пожарный рукав. Спускаться надо по одному, подстраховывая друг друга. Подобное самоспасение связано с риском для жизни и допустимо лишь тогда, когда нет иного выхода. Нельзя прыгать из окон (с балконов) верхних этажей зданий, так как статистика свидетельствует, что это заканчивается смертью или серьезными увечьями.
При спасении пострадавших из горящего здания прежде чем войти туда, накройтесь с головой мокрым покрывалом (пальто, плащом, куском плотной ткани). Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха. В сильно задымленном помещении продвигайтесь ползком или пригнувшись, дышите через увлажненную ткань. Если на пострадавшем зaгoрелась одежда, набросьте на него какое-нибудь покрывало (пальто, плащ) и плотно прижмите, чтобы прекратить приток воздуха. При спасении пострадавших соблюдайте меры предосторожности от возможного обвала, обрушения и других опасностей. После выноса пострадавшего окажите ему первую медицинскую помощь и отправьте в ближайший медицинский пункт.
4. Средства пожаротушения и правила их применения.
Огонь безжалостен, но люди, подготовленные к этому стихийному бедствию, имеющие под руками даже элементарные средства пожаротушения, выходят победителями в борьбе с ним.
Средства пожаротушения подразделяются на подручные (песок, вода, покрывало, одеяло и т.п.) и табельные (огнетушитель, топор, багор, ведро). Рассмотрим наиболее распространенные из них огнетушители, а также приведем основные правила обращения и использования их при тушении пожаров.
Огнетушители - технические устройства, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения.
Огнетушители пенные. Предназначены для тушения пожаров огнетушащими пенами: химической (огнетушители ОХП) или воздушно-механической (огнетушители ОВП). Их не используют при тушении различных веществ и материалов, горящих без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением.
Для приведения в действие огнетушителя ОХП необходимо: поднести огнетушитель к очагу пожара; рукоятку поднять и перекинуть до отказа; перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть; направить струю на очаг загорания.
К недостаткам пенных огнетушителей относятся узкий температурный диапазон при менения (от + 5 до + 45 о С), высокая коррозионная активность заряда; возможность повреждения объекта тушения, необходимость ежегодной перезарядки.
Огнетушители углекислотные (ОУ). Предназначены для тушения загораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, загораний на электрифицированном железнодорожном и городском транспорте, электроустановок под напряжением не более 10000 В. Огнeтyшащим средством ОУ является сжиженный диоксид yглерода (yглекислoтa). Температypный режим хранения и применения ОУ – от 40 о С до + 50 о С.
Для приведения ОУ в действие необходимо: сорвать пломбу, выдернуть чеку; направить раструб на пламя; нажать на рычаг. При тушении пожара нужно соблюдать следующие правила: нельзя держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз, а также прикасаться оголенными частями тела к раструбу, так как температура на его поверхности понижается до минус 60-70 о С; при тушении электроустановок, находящихся под напряжением, запрещается подводить раструб к ним и пламени ближе чем на 1 м.
Углекислотные огнeтyшители подразделяются на ручные (ОУ -2, ОУ -3, ОУ-5, ОУ-6, ОУ-8), передвижные (ОУ-24, ОУ-80, ОУ-400) и стационарные (ОСУ-5, ОСУ-511). Затвор у ручных огнетушителей может быть пистолетного или вентильного типа.
Огнетушители порошковые (ОП). Предназначены для ликвидации очагов пожаров всех классов (твердых, жидких и газообразных веществ электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В). Порошковыми огнетушителями оборудуют автомобили, гаражи, склады, сельхозтехнику, офисы и банки, промышленные объекты, поликлиники, школы, частные дома и т.д.
Для при ведения в действие ручного огнетушителя необходимо: выдернуть чеку; нажать на кнопку (рычаг); направить пистолет на пламя; нажать на рычаг пистолета; тушить пламя с расстояния не более 5 м; при тушении огнетушитель встряхивать; в рабочем положении огнетушитель держать вертикально, не переворачивая его.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ
Вопрос 1.
Перечислите основные поражающие факторы пожара
Варианты ответов.
1. Тепловое излучения, токсическое действие продуктов горения.
2. Световое излучение.
3. Осколочные поля, создаваемые летящими обломками разного рода объектов технологического оборудования, строительных деталей и т.д.
Вопрос 2.
Какие огнетушители предназначены для ликвидации очагов пожаров всех классов (твердых, жидких и газообразных веществ электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В и т.д.).
Варианты ответов:
1. Огнетушители порошковые (ОП).
2. Огнетушители углекислотные (ОУ).
3. Огнетушители пенные (ОХП).
4. Огнетушители пенные (ОВП).
Вопрос 3.
Какие правила необходимо соблюдать при нахождении в сильно задымленном помещении?
Варианты ответов:
1. Горящее и сильно задымленное помещение следует преодолевать, накрывшись с головой мокрой тканью для защиты от угарного газа. Двигаться следует вдоль стены, на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.
2. Горящее и сильно задымленное помещение следует преодолевать, накрывшись с головой мокрой тканью, бегом, в полный рост – вверху меньше дыма.
3. Находясь в горящем, сильно задымленном помещении накройтесь с головой мокрой тканью. Подавайте сигналы бедствия и ждите помощи спасателей.
Необходимо помнить, что в учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах - 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Вот почему при чрезвычайной ситуациипожара в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.
Правила для персонала образовательных учреждений
Необходимо помнить, что в учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах - 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Вот почему при чрезвычайной ситуации пожара в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.
Основные задачи персонала при возгорании:
· При первых признаках возгорания, запахе дыма или срабатывании системы оповещения о пожаре немедленно вызвать пожарных по телефону 01 (по мобильному - 911 или 112).
· Оповестить о пожаре руководителя или ответственного за пожарную безопасность учреждения.
· Без промедления, до приезда пожарных организовать эвакуацию обучающихся из здания школы.
· Открыть все эвакуационные выходы из здания.
· Обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, которые по возможности принимают участие в тушении пожара имеющимися средствами.
· Организовать встречу прибывающих пожарных подразделений.
· После эвакуации детей по возможности проверить все помещения, чтобы исключить пребывание учащихся в опасной зоне: от испуга они нередко прячутся в укромные местах.
Порядок действий учителя при пожаре:
· Не поддаваться панике самому и успокоить детей.
· В первую очередь эвакуировать детей из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей, причем первыми выводят учеников младших классов.
· Уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация обучающихся.
· Если выход из класса безопасен, построить учащихся. Портфели, одежду оставить на местах. Если есть, надеть на детей марлевые повязки для защиты органов дыхания. Взять классный журнал.
· Выводить учащихся из здания школы по наиболее безопасному и кратчайшему пути. Учитель при этом должен идти впереди, а конце цепочки детей поставить самых рослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым.
· По окончании эвакуации, в заранее определенном безопасном месте сбора, провести перекличку всех детей по спискам. Учитель должен неотлучно находиться рядом с выведенными из зданиям обучающимися.
· Если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, посадить детей на пол и слегка приоткрыть окно для проветривания. Если на окнах металлические решетки, их необходимо тут же открыть. Как только услышите шум подъехавших пожарных машин, подайте сигнал, чтобы бойцы немедленно приступили к эвакуации детей через окна. Учитель в таком случае покидает класс последним.
Организовать оповещение персонала о пожаре, приступить самому и привлечь обслуживающий персонал к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации.(летние и зимнее время Д/с №170 по адресу ул.Чайковского, 80).
Известить о пожаре директора школы.
Организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по отключению электроэнергии и тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:
Исключить условия способствующие возникновению паники. С этой целью персоналу школы нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации.
Эвакуацию детей следует начинать из помещения в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь.
В холодное время года, по усмотрению лиц осуществляющих эвакуацию, дети старших классов могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой.