Что такое Страстная пятница? Страстная пятница.

Самым грустным и печальным днем для каждого христианина является Страстная или Великая пятница. Именно в этот день был распят Иисус Христос - он принес себя в жертву за грехи всего человечества, чтобы через три дня воскреснуть и впоследствии вознестись к своему небесному Отцу.

Пятница - это день, в который был распят Иисус Христос. Поэтому Страстная пятница посвящена воспоминаниям о суде над Иисусом Христом, его распятии и крестной смерти на Голгофе, снятию Его тела с креста и погребении. Богослужение Великой пятницы включает трехкратное прочтение евангельского повествования об этих событиях. Это день самого строгого поста.

На утрене последовательно зачитывают Двенадцать Евангелий - двенадцать евангельских отрывков, которые в хронологическом порядке повествуют о событиях пятницы. На Великих Часах отдельно читают повествования каждого их четырех евангелистов. А на великой вечерне о событиях этого дня рассказывает одно продолжительное составное евангелие.

Страстная пятница - день исключительный, и его исключительность подчеркивается тем, что в этот день не совершают литургию. Однако если Страстная пятница совпадает с Благовещением, служат литургию Иоанна Златоуста. На вечерне поют особый канон О распятии Господа и выносят плащаницу.

Плащаница - это плат, на котором изображен в полный рост Господь Иисус Христос, лежащий в гробе. После выноса Плащаницу устанавливают на специальном возвышении в центре храма. Ее принято умащать благовониями и украшать цветами в память о том, как жены-мироносицы помазали благовониями Тело погребенного Христа.

Страстная пятница - особый день, в который по уставу нужно воздерживаться от принятия пищи до выноса Плащаницы, а после этого можно есть только хлеб и пить только воду. Все приготовления к празднику Пасхи нужно закончить в Чистый четверг, чтобы в Великую пятницу ничто не отвлекало от молитв и служб. В этот день нельзя заниматься никакими хозяйственными делами, особенно шить, стирать и резать что-либо. Нарушение этого запрета считается большим грехом. Те, кто следует самым строгим правилам Великого поста, в этот день даже не моются.

Что нельзя делать в Страстную пятницу.

В Страстную пятницу нельзя петь, гулять и веселиться - считается, что человек, веселившийся в Великую пятницу, весь год проплачет. Однако, несмотря на то, что в этот день богослужение проникнуто скорбью, оно уже готовит верующих к предстоящему празднику Воскресения Христова.

В народном сознании Страстная пятница связана с рядом примет и суеверий. Считается, например, что испеченный в этот день хлеб никогда не заплесневеет и исцелит от всех болезней. Моряки считали хлеб, испеченный в Великую пятницу, талисманом против кораблекрушений. А горячая крестовая булочка, испеченная в этот день, будет защищать дом от пожаров до следующей Великой пятницы.

На Руси в этот день более состоятельные соседи угощали своих близких и знакомых, которым это не по карману, праздничной сдобой, молоком, яйцами, творогом.

В Страстную пятницу очень нежелательно работать. Так, согласно примете, нельзя втыкать в землю железные предметы, к примеру, лопаты и грабли: это к беде. Поэтому растения, посаженные в этот день, погибнут. Только посеянная в Страстную пятницу петрушка даст двойной урожай. Постиранная хозяйкой и вывешенная для просушки в пятницу одежда никогда не станет чистой: на белье проявятся кровавые пятна.

После пятничной службы принято приносить в дом двенадцать горящих свечей, с которыми стояли в церкви. Свечи нужно поставить в доме и дать им догореть до конца. Считается, что это принесет в дом счастье и достаток на следующие двенадцать месяцев.

Разумеется, многие приметы пришли из язычества, а не из христианства, и некоторые из них даже противоречат христианским традициям. Но верить в приметы или нет - это личный выбор каждого человека. Страстная пятница - это еще один повод сделать паузу в нашей напряженной жизни и задуматься: а так ли мы живем?

Приметы Страстной пятницы:

Буханка хлеба, испеченная в Страстную Пятницу, исцеляет от всех болезней и никогда не заплесневеет.
В Страстную Пятницу ни в коем случае нельзя протыкать землю железом; того, кто это сделает, постигнет беда.
Если выстиранное белье вывесить для просушки в Страстную Пятницу, на нем появятся пятна крови.
Если перевозить пчел в любой день, кроме Страстной Пятницы, - они непременно умрут.
Если вы вытерпите жажду в Страстную Пятницу, то никакое питье не принесет вам вреда целый год.
Кольца, освященные в Страстную Пятницу, защищают того, кто их носит, от всех болезней.
Пасхальная сдоба, сохраненная от одной Страстной Пятницы до следующей, предупреждает коклюш.
Только петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, дает двойной урожай.
Отлучать младенцев от груди в Страстную Пятницу - примета гласит, что ребенок будет сильным, здоровым и будет жить счастливо
Если на Страстную пятницу пасмурно, то хлеб будет с бурьяном.
Если под страстную пятницу небо звездное, то пшеница будет зернистой.

Последнее обновление 28.02.2015

Очень трудно говорить что-то о днях перед Пасхой Христовой и воскресением Иисуса . Эти дни настолько емко вместили в себя весь смысл пришествия Христова, Его учения, Его благой вести (а именно так переводится слово «евангелие»), что порой кажется, что не имеет смысла дополнять и разъяснять сказанное учениками, друзьями Иисуса - теми, кто все это видел и пережил.

Может быть, именно поэтому накануне Великой пятницы - дня, когда Иисус Христос был распят и умер, - в храмах очень много звучит Евангелие.

Не комментарии, не нравоучения, а те самые слова, что оставили нам очевидцы, те слова, которые нашли апостолы, чтобы каждый мог максимально близко подойти к тайне распятия и воскресения Христа.

Я знаю, что подавляющее большинство наших сограждан не читало Евангелие. Те же, кто читали, не всегда имеют возможность, а может быть, и желание накануне Пасхи напомнить себе о событиях тех дней. Пасха стала слишком уж обычной для нас. Из года в год весть о воскресении Христа воспринимается как обыденность, и за скобками остаются трагические и очень важные для христиан события. Быть может несколько самонадеянно, но я бы хотел предложить читателям краткое повествование, составленное словами очень близкими к словам евангелистов, во многом даже цитатами, но в то же время с некоторыми пояснениями. Пусть каждый желающий прочтет это и сам для себя решит, что же для него значат распятие и смерть Иисуса Христа.

К моменту описываемых ниже событий Иисус уже около трех с половиной лет проповедовал израильскому народу. За неделю до смерти Христос пришел в Иерусалим и был встречен толпами людей, уверенных в том, что он пророк, Божий посланник, Царь Иудейский, призванный облегчить тяжелую участь порабощенного Римом израильского народа. Арест, суд, распятие и смерть Иисуса происходили накануне и в самый день великого иудейского праздника - Пасхи, праздника в память о спасении израильского народа из Египетского плена. С древних времен и само спасение израильтян и праздник считались пророческими, предвозвещающими спасение людей Богом через Божьего посланника - Мессию.

Вход Господень в Иерусалим. Джотто. Капелла Скровеньи, фреска. Фото: Commons.wikimedia.org

Арест Иисуса

Зная о всем, что должно произойти, поздно вечером накануне пятницы приходит Господь Иисус с учениками своими в сад небольшого селения именуемого Гефсимания. Это место знал и Иуда , предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками своими. Господь сказал ученикам: «Посидите здесь, пока Я пойду и помолюсь, молитесь и вы, чтоб не впасть в искушение». Но по возвращении Он видит учеников спящими: «Вы спите и почиваете? Вот, пришел час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня».

Иуда же, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит в сад с фонарями и светильниками и оружием. Он дал пришедшим с ним знак - кого поцелует, тот и есть. Подошедши к Иисусу и сказав: «Радуйся, Учитель!», - Иуда поцеловал Его. Иисус сказал пришедшим: «Кого ищете?» Ему ответили: «Иисуса Назорея». Он говорит: «Это я, как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Всякий день бывал я с вами в храме, уча открыто, и вы не поднимали на Меня рук и не брали Меня, но теперь ваше время и власть тьмы». Все это было, да сбудутся Писания пророков.

Бывшие с Господом, видя, к чему идет дело, сказали Ему: «Господи! не ударить ли нам мечом?» И вот Петр , имевший меч, ударил им раба первосвященника и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх . Тогда Иисус сказал: «Оставьте, довольно!» И, прикоснувшись к уху раба, исцелил его. Петру же повелел: «Вложи меч твой в ножны; ибо все, взявшиеся за меч, мечом погибнут. Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Или думаешь, что Я не могу теперь же умолить Отца Моего, - и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (около 60-ти тысяч - здесь и далее прим. Ю.Б.)? Как же сбудутся пророчества в Писании, что так должно быть?». Тогда воины и служители Иудейские взяли Господа Иисуса и связали Его. Ученики же убежали.

Суд у первосвященника

Ведшие Господа отвели Его сперва к Анне , ибо он был тесть главного на тот год первосвященника Каиафы . Анна спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Господь отвечал ему: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где все Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Спроси слышавших, что Я говорил им, они знают, что Я говорил». Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: «Так-то отвечаешь Ты первосвященнику?» Господь отвечал: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»

После этого Анна послал связанного Господа к первосвященнику Каиафе, где другие первосвященники и старейшины и весь синедрион (суд) искали лжесвидетельства, чтобы предать Иисуса смерти, и не находили.

Тогда Каиафа обратился к Нему с такою речью: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Мессия, Сын Бога Благословенного?». Иисус говорит ему: «Ты сказал - Я, и даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы (одно из имен Бога) и грядущего на облаках небесных». Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: «Он богохульствует, теперь вы слышали богохульство Его! На что еще нам свидетелей?». Они же признали Его повинным смерти (по закону за богохульство полагалась смерть). Тогда некоторые начали плевать в лицо Ему и заушать Его, другие же били по щекам, а иные, закрывая Ему лицо, ударяли и говорили: «Прореки нам, Мессия, кто ударил Тебя?».

Между тем рабы и служители во дворе развели огонь, потому что было холодно. К ним подошел Петр. Его спросили: «Ты не из учеников ли Его?» Он отрекся. Один из рабов, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?». Петр опять отрекся. Туда же подошла одна из служанок и, увидев Петра и всмотревшись в него, сказала: «И ты был с Иисусом Галилеянином - Назарянином». Но он отрекся пред всеми, сказав: «Не знаю и не понимаю, что ты говоришь». И запел петух. Немного спустя стоявшие там опять стали говорить Петру: «Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». Он же начал клясться и божиться, что не знает сего человека. Когда еще говорил он, запел петух во второй раз. Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: «Прежде нежели пропоет петух дважды, отречешься от Меня». И, вышедши вон, начал горько плакать.

Суд у Пилата

Поскольку Иудея в те годы была захвачена Римом и ею правил прокуратор (префект) Понтий Пилат , а именно в его власти было вынесение смертных приговоров, то именно к нему и отправили Иисуса рано утром в пятницу.

Пилат спросил тех, кто привел к Нему Иисуса: «В чем обвиняете вы этого человека?». Ему ответили: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе». Пилат сказал: «Возьмите Его и по закону вашему судите». Иудеи возразили: «Нам не позволено предавать смерти никого. Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Мессией Царем», - так обвинители старались подвести обвинение под римские законы, где преступления против Кесаря карались смертью.

Пилат призвал Иисуса и спросил: «Ты Царь Иудейский? Твой народ и первосвященники предали Тебя Мне. Что Ты сделал?». Иисус отвечал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои боролись бы за Меня, чтобы Я не был предан; но Царство Мое не отсюда». Пилат сказал Ему: «Итак, Ты - Царь?». Отвечая ему, Иисус сказал: «Ты правду говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слушает голоса Моего».

Пилат скептически заметив, «что есть истина?», вышел к первосвященникам и народу и сказал: «Вы привели Его ко мне, как развращающего народ. И вот, я при вас исследовал и не нашел человека этого виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Итак, наказав Его, отпущу». А ради праздника Пасхи (в память о спасении израильского народа из египетского плена) и нужно было отпустить одного узника, о котором просил народ. Пилат хотел обратить это в пользу Невинного, ибо знал, что первосвященники предали Иисуса из зависти. Но весь собравшийся народ закричал: «Нет, отпусти не Его, но Варавву ». Варавва же был разбойник и убийца. Пилат снова спросил их, кого из двух хотят отпустить - Варавву или Иисуса, называемого Мессией? Они опять закричали: «Варавву».

Пилат спросил: «Что же мне сделать с Иисусом? Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нахожу в Нем, наказав Его, отпущу». Они все закричали: «Да будет распят! Распни Его! Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; нет у нас царя, кроме кесаря; всякий, делающий себя царем, противник кесарю». И превозмог крик народа и первосвященников. Видя, что ничто не помогает, но волнение увеличивается, он взял воды и, умыв руки пред народом, сказал: «Неповинен я в крови Праведника Сего; смотрите сами». Весь народ, отвечая ему, сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда наконец Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву и предал Иисуса на распятие.

Распятие

Воины Пилата, взяв Иисуса, отвели во двор и собрали весь полк. Раздев Его, они надели на Него багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили Ему на голову. Дали Ему в правую руку трость, и, становясь пред Ним на колени, кланялись Ему, насмехаясь: «Радуйся, Царь Иудейский!». После чего били Его по щекам, и плевали на Него, и, взявши трость, били по голове. Закончив издевательства, одели Иисуса в собственные одежды и повели за город на распятие. Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

Когда пришли на так называемое Лобное место (по-еврейски Голгофа), дали Ему пить кислое вино со смирною (это был горький напиток притупляющий чувства, чтобы хоть отчасти уменьшить ужасные мучения на кресте). Но Иисус его не принял. После этого Господа распяли. Был третий час от восхода солнца.

С Иисусом распяли и двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону. И сбылось слово Писания, сказанное пророком Исаией: «И к злодеям причтен». И была над Ним надпись, которую приказал сделать Пилат: «Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский». Воины, распявшие Господа, взяли одежды Его и кинули жребий о них, кому что взять. Да сбудется сказанное в Писании в псалме Давида: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».

Пред крестом стоял народ и смотрел. Проходившие злословили Его, качая головами своими: «Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди со креста». Насмехались и первосвященники и старейшины и фарисеи: «Других спасал, а Себя не может спасти! Пусть спасет Себя Самого, если Он Мессия, избранник Божий». Видя все это и слыша, Господь Иисус сказал: «Отче! прости им; ибо они не знают, что делают».

При Кресте стояли Матерь Иисуса и сестра Матери Его, Мария Клеопова , и Мария Магдалина .

Один из разбойников, распятых с Господом, поносил Его и злословил, говоря: «Спаси Себя и нас». Другой же, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!». И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь ты со Мною в раю».

Василий Голынский. Распятие Иисуса Христа. Работа не позднее 1904 года.

Наиглавнейшим днем предпасхальной недели, завершающей Великий пост, считается по праву пятый по счету. Великая Страстная Пятница для православных христиан - весьма ответственный момент, проникнутый печалью, а также благоговением и смирением. В 2019 году Великая Страстная Пятница - Великий Пяток, как еще называют самый скорбный день страстной седмицы, верующие отмечают 26 апреля. Чем он так отметился в библейской истории и отчего заслужил указанный выше статус - узнаете из данной статьи.


Особенности праздника Великая Пятница

Великая Пятница посвящена важным событиям из жизни земной Иисуса Христа, предшествовавшим его мучительной смерти, а именно, осуждению на казнь, страданиям на кресте, включая и саму гибель за человечество тоже. «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа» священнослужители христианских храмов совершают в Великую Страстную Пятницу в своих церквях. Богослужение в этот день включает в себя:

  • Утреню, знаменующую время взятия Мессии в Гефсиманском саду мучителями по наводке Иуды-предателя и осуществление над невинным суда, в результате которого Иисус был приговорен к страданиям и страшной смерти;
  • Первый час, символизирующий момент ведения Сына Божия к Пилату на суд;
  • Третий час, олицетворяющий момент вынесения окончательного вердикта по делу Иисуса;
  • Шестой час, призванный напомнить о страстях Спасителя, что был распят на кресте;
  • Девятый час - момент смерти Мессии;
  • Вечерню, проводимую в память о снятии тела Иисуса с креста.

Как видите, Литургия отсутствует в данном списке. Нет ее в действительности в составе богослужения Великой Пятницы. Причина: принесение себя в жертву в этот день самим Господом человечеству. Вместо же данного вида церковной службы совершаются священником Царские Часы.


Теперь чуть подробнее о том, как именно проходит богослужение самого скорбного дня Великого поста - Великой Страстной Пятницы. На Утрене, которая, кстати, по традиции проводится не утром в Страстную Пятницу, а вечером Великого Четверга, представитель церкви читает, стоя посреди храма, «12 Евангелий Святых Страстей Христовых». Авторство последних принадлежит всем четырем евангелистам, а суть священных книг сводится к повествованию о страданиях Иисуса, где началом служит произошедшее на Тайной Вечере, а финалом - погребение Христа в саду Иосифа Аримафейского. Традиция чтения 12-ти Страстных Евангелий происходит от предания Апостольского. Но прежде оглашения благовестия о Христовых Страстях поется: «Слава долготерпению Твоему, Господи». На протяжении всего повествования верующие в храме стоят с зажженными свечами.


Что происходит в Вечерню, совершаемую в день Великой Пятницы? Так как она посвящена воспоминанию о снятии тела Христа с распятия, то же производится священнослужителями в православном храме. Представители церкви поют тропарь «Благообразнй Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...», после поднимают Плащаницу с Престола (икону с изображением Спасителя, лежащего во гробе) и выносят за пределы алтаря. Затем они водворяют ее на почетное место посреди храма - специальный стол, символизирующий собой гробницу. Все присутствующие на службе поклоняются Христу, изображенному на Плащанице, и целуют его раны и язвы, полученные от ударов копьем в момент казни. «Тело» Спасителя находится в центре храма в течение трех дней, вплоть до наступления Пасхи. Таким образом церковь напоминает пастве о трехдневном пребывании Мессии во гробе.

В Страстную Пятницу придерживаются по церковному уставу строжайшего поста. Нельзя не только есть что-либо, но даже пить воду воспрещается. Люди, не способные соблюсти такие ограничения, придерживаются указанного принципа лишь до выноса Плащаницы из алтаря. После же они вкушают лишь воду и хлеб.


Последний день земной жизни Иисуса

Библия рассказывает нам о том, в какой последовательности развивались события, предшествовавшие гибели Сына Божия на Кресте. Не лишним будет вспомнить или познакомиться - для кого как - с этой хронологией.


Итак, после моления в Гефсиманском саду Христос оказался под стражей. Утром Иисус был отведен к Понтию Пилату. Иудеи не зашли вместе с ним, так как это означало для них осквернение, а в таком состоянии нельзя есть пасху (у евреев тогда данный праздник уже существовал). Но надо сказать, что Спаситель совершил законную пасху за день до собственной гибели, поскольку жаждал, чтобы его заклали вместе с положенным для этих целей пасхальным агнцем. Пилат вышел к иудеям, приведшим Христа, и стал расспрашивать обвинителей, в чем заключается вина Иисуса. Те ничего вразумительного ответить на это не сумели. Тогда Понтий послал Сына Божия к Ироду, но Спаситель после вновь предстал перед Пилатом. И Пилат, так и не найдя никаких доказательств вины Христа, обратился к иудеям, мечтавшим убить Иисуса: «Возьмите Его вы, и распните, и по закону вашему судите Его».

Однако иудеи не могли убить кого бы то ни было - именно этого их закон им и не позволял. Жестокие люди задумали руками Пилата распять Христа. Тогда Понтий Пилат задал Спасителю вопрос; «Царь ли Ты Иудейский?» Иисус ответил, что он - Царь Вечный, и Царство его не от мира сего. Пилат, не желая предавать Христа смерти, объявил, что не находит его вины, и предложил ради праздника Пасхи отпустить на свободу одного из трех узников - как мы помним, кроме Мессии суду предали еще нескольких разбойников. И иудеи, по всей видимости, вопреки ожиданиям Пилата, явили милость свою не Иисусу, а преступнику Варавве.


Пилат отдал мучителям Христа и отдал распоряжения, веля прежде избить Спасителя, затем одеть в багряницу, на голову водрузить терновый венец и осмеять. Все было выполнено в точности. Так над Христом насмехались, помня о том, как он провозгласил себя Царем Иудейским. Вероятно, Пилат полагал, будто учиненное им унижение Иисуса окажется достаточным для утоления гнева иудеев. Но не тут-то было. Толпа стала кричать Понтию: «Распни Его, распни!», пригрозив: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю». Страх оказался сильнее правды, и Христос был приговорен к казни...


Затем был трудный путь Иисуса на Голгофу с тяжелым крестом на плечах, а в третьем часу дня мучители распяли на этом самом кресте Сына Божия на Лобном месте. По краям от него они распяли точно также двух разбойников, желая причислить к злодеям и ни в чем не повинного Иисуса. Как только свершилось это, солнце померкло вдруг, и так длилось три часа, были и другие знамения. Тем не менее, мучители продолжали глумиться над несчастным.

Когда Иисус умер, все разошлись. Возле креста остались лишь Матерь Божия, ученик Христа Иоанн и Мария Клеопова. Обнаружив Иисуса бездыханным, один из мучителей пронзил его тело копьем. Из раны потекли вода и кровь. Тело Учителя с креста снял ученик Спасителя Иосиф из Аримафеи. Вместе с Никодимом они обвили тело пеленами с благовониями и поместили останки в высеченный в скале гроб Иосифа.

Вот так Спаситель положил свою жизнь за весь род человеческий в Великую Страстную Пятницу. Посему данный день следует проводить в глубоких размышлениях и молитве.

И двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или Ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

Отче! прости им,

ибо не знают, что делают.

Великую Пятницу совершились и воспоминаются святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпенные. Совершая в Великую Пятницу «последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все моменты священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть () – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – богослужением первого часа (); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста – вечернею.

В Великую Пятницу литургии не бывает, – потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, – а совершаются Царские часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленном столе. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

На утреннем богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестив о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений евангельских, называемых Страстными Евангелиями. Чтение 12-ти Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания апостольского. О чтении 12-ти Страстных Евангелий в Великую Пятницу упоминает святитель Иоанн Златоуст . Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например, знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно, в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог». «Ныне все мы, – говорил святой Иоанн Дамаскин в Великую Пятницу, – собрались послушать о Кресте, наполняем Церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя».

Чтения Страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста , во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешанного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».

Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом, и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения, среди поругания и страданий, и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославился Сын Человеческий, и прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его (, З1–32), то есть «вместе с Крестом», говорит Иоанн Златоуст . Страдания Господа за грехи наши были сколько тяжки, столько же и славны для Господа. Враги идут взять Его на страдания и смерть – и падают пред Его Божественным всемогуществом, и исцеляются от ран. Они злобствуют против Спасителя, но Его невинность и высочайшая святость торжествует над их ослепленною злобой. Те, которые или по страху, или корыстолюбию отреклись от Господа, грех свой против Него исповедуют или слезами раскаяния, или смертью отчаяния. Апостол Петр свое отречение от Христа омывает горькими слезами чистосердечного раскаяния. Иуда-предатель, видя, что Господь осужден на смерть, предается отчаянию и возвращает 30 сребренников первосвященникам, говоря: согрешил, предав кровь неповинную (). Первосвященники, вместо утешения человеку, им послужившему, только увеличивают отчаяние его и являют свою слабость и нерешительность пред истиною, сказавши Иуде: что нам дo того? смотри сам (там же). «Не слова ли это тех, кто сами свидетельствуют о своем злодействе и безумии, прикрывая себя бессмысленною личиною притворного неведения?» Отчаянный Иуда поверг сребренники в церкви и удавился. А сребренники, как цена крови, по совету первосвященников, не положили в казну церковную. «Понимаешь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – как они осуждаются своею совестью? Сами видят, что купили убийство, и поэтому не положили в корван».

Богочеловек на Кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, исповедует Его невинность и Божество. Наконец, для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (). Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (). Протоиерей Григорий Дебольский.

«Дни богослужения Православной Церкви»

ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: поклоняемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение». Антифон 15, глас 6

КРЕСТНАЯ ЖЕРТВА И весь народ,

сшедшийся на сие зрелище,

видя происходившее, возвращался,

бия себя в грудь

Какое то было зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием, и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили со зрелища, ударяя в грудь и унося с собою страшное недоумение...

Какое было это зрелище? На это зрелище смотрели не одни человеки: смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божий; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь... Какое это было зрелище?

Было зрелище, которое ныне мы созерцаем в воспоминании, в совершаемом церковном служении, в священном изображении, предлежащем нашим взорам. Зрелищем был Сын Божий, сошедший с небес, вочеловечившийся для спасения человеков, обруганный, убитый человеками.

Какое чувство, как не чувство ужаса, должно всецело объять сердце при этом зрелище? Какое состояние, как не состояние совершенного недоумения, должно быть состоянием ума? Какое слово может быть произнесено при этом зрелище? Не замрет ли всякое человеческое слово во устах прежде исшествия из уст? И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

Возвращались, бия себя в грудь, возвращались в недоумении и ужасе те, которые приходили посмотреть на Спасителя, висевшего на древе крестном, подобно плоду зрелому и червленеющемуся, приходили посмотреть с помыслом испытующим, из самомнения напыщенного и ложного. Вера молчала в них. Возгласило к ним померкшее солнце, возгласила к ним вострепетавшая земля, возгласили к ним камни, с треском расступаясь и подымаясь над могилами мертвецов, внезапно оживленных Спасителя. Возвращались в ужасе тщетнолюбопытствовавшие: в ужасе не от совершенного богоубийства, – в ужасе от грозного взора и гласа содрогнувшейся бесчувственной природы, выразившей свое познание Бога пред не узнавшим Его человечеством. Возвращались, бия себя в грудь в страхе за себя, за плоть и кровь свою, в угождение которым пролита кровь, истерзано тело Богочеловека.

В то время как иудеи, почивавшие в законе, хвалившиеся обширным и точным знанием закона, недоумевали, взирая на событие, предреченное законом и пророками, взирая на самопроизвольную Жертву, которой они были бессознательными жрецами; в то время как иудеи недоумевали и возвращались, волнуемые опасением и мрачным предчувствием собственного бедствия, – стоял пред Крестом и Жертвою язычник, сотник, стоял безотходно. Ему невозможно было уйти, потому что он начальствовал стражею, сторожившею Жертву: ему дана была эта счастливая невозможность, потому что таилась в сердце его вера, явная для Сердцеведца. Когда провозгласила природа свое исповедание Бога, – сотник дал ответ на таинственный голос природы, дал ответ на таинственную исповедь исповедью явною и всенародною. Воистину Он был Сын Божий, – сказал он о казненном, висящем пред очами его страннике, узнав в казненном страннике Бога. Иудеи, гордившиеся знанием буквы закона и своею обрядовою наружною праведностью, недоумевали пред распятым на древе Сыном Человеческим и Сыном Божиим. С одной стороны, поражали их знамения – землетрясение, раздрание церковной завесы, глубокий мрак, наступивший в самый полдень; с другой – их ослепляли и ожесточали плотской разум и гордое самообольщение, представлявшие Мессию в блеске земной славы, пышным царем, завоевателем вселенной, во главе многочисленного войска, среди сонма роскошных царедворцев. В это время воин, язычник, исповедал казненного странника Богом; в это время исповедал Его Богом уголовный преступник. «Сойди со креста!», – насмешливо говорили Богочеловеку слепотствующие иудейские архиереи и книжники, не понимая, какую всесвятую Жертву, какое всесвятое и всесильное всесожжение они принесли Богу, – «пусть сойдет со креста, чтобы мы видели, и уверуем»; в это время грубый, невежественный разбойник признал Его Богом, восшедшим на крест по причине Божественной праведности Своей, а не по причине греха Своего. Телесными очами он видел обнаженного, близ себя распятого, подчиненного одной участи с собою, беспомощного нищего, осужденного и духовною и гражданскою властью, истерзанного, казненного, и еще терзаемого и казнимого всеми выражениями ненависти; очами смиренного сердца он увидел Бога. Сильные, славные, разумные, праведные мира осыпали Бога ругательствами и насмешками, – разбойник обратился к Нему с благонамеренною и успешною молитвою: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое ().

Стояла при Кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечом, пронзено было печалью Ее сердце: предсказание святого старца Симеона исполнялось. Но Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество; Она ведала, что Господь, совершив искупление человеков , воскреснет и совоскресит с Собою человечество; Она ведала это – и безмолвствовала. Безмолвствовала Она пред величием события; безмолвствовала от преизобилия скорби; безмолвствовала пред совершавшеюся волею Божиею, против определений которой нет голоса.

Стоял при Кресте возлюбленный ученик Господа. Он смотрел на высоту креста, – в непостижимой любви добровольной Жертвы созерцал Божественную. Божественная Любовь есть источник богословия. Она – дар Святого Духа, и богословие – дар Святого Духа. Она открыла апостолам таинственное значение искупления. Ибо любовь Христова объемлет нас, благовествует ученик и посланник Христов, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли (). По бесконечной любви, которую Господь имеет к человечеству и которую способен иметь один Господь, на Кресте пострадало в лице Господа и умерло в лице Господа все человечество. Если же человечество пострадало в Нем, то и оправдалось в Нем; если умерло в Нем, то и оживотворилось в Нем. Смерть Господа соделалась источником жизни.

Внезапно раздался с Креста глас распятого Господа к Приснодеве: Жено! Се, Сын Твой; потом глас к возлюбленному ученику: се, Матерь твоя. Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворною , Господь вступает в права Родоначальника человеческого и объявляет Свою по человечеству Матерь матерью ученика и всех учеников своих, христианского племени. Ветхий Адам заменяется Новым Адамом, падшая Ева – непорочною Мариею. Преступлением одного, сказал апостол, подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (). При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния бесчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу.

Озарившись созерцанием великого события, возвратимся, возлюбленные братья, в домы наши и унесем с собою глубокие, спасительные думы, ударяя этими думами в сердца наши. Мы воспоминали, мы живо созерцали деяние Божественной любви, деяние, превысшее слова, превысшее постижения. На эту любовь мученики отозвались потоками крови своей, которую они пролили, как воду; на эту любовь отозвались преподобные умерщвлением плоти со страстьми и похотьми; на эту любовь отозвались многие грешники потоками слез, сердечными воздыханиями, исповеданием своих согрешений и почерпнули из нее исцеление душам; на эту любовь отозвались многие угнетенные скорбями и болезнями, и эта любовь растворила скорби их Божественным утешением. Отзовемся и мы на любовь к нам Господа нашего сочувствием Его любви: жизнью по Его всесвятым заповедям. Этого знамения любви Он требует от нас, и только это знамение любви Он приимет от нас. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (). Если мы не отзовемся на любовь Господа к нам любовью к Нему, то кровь Богочеловека не пролита ли за нас напрасно? Не напрасно ли за нас истерзано Его всесвятое тело? Не напрасно ли возложена на крестный жертвенник и заклана великая Жертва? Всесильно ходатайство Ее за нас во спасение; всесильна и жалоба Ее на тех, которые пренебрегут Ею. Глас крови праведного Авеля восшел от земли на Небо и предстал Богу с обвинением на пролившего эту кровь: глас великой Жертвы раздается среди самого Неба, на самом Престоле Божества, на котором восседает великая Жертва. Глас жалобы Ее есть вместе и Божие определение, изрекающее вечную казнь врагам и презрителям Сына Божия. Кая польза в крови Моей: внегда сходити Ми во истление? Вещает всесвятая Жертва, обвиняя христиан, искупленных ею, принявших цену Ее в себя, низвергших Ее вместе с собою в смрад греховный. Ужасное преступление это совершается всяким, кто, взем уды Христовы, свои душу и тело, искупленные Христом и принадлежащие Христу, творит их уды блудницы разнообразным совокуплением со грехом. Разве не знаете, говорит апостол, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (). Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Поделиться