Поведение политическое. Обществознание

Выделение типов политического поведения и участия помогает нам понять, каким образом может реализовываться политическое поведение личности. Основываясь на анализе существующих образцов политического поведения людей, мы можем предсказывать будущие реакции общества на шаги, которые планирует осуществить власть.

Для более точного и достоверного прогноза нам необходимо определить критерии, по которым мы и будем выделять типологию политического поведения и участия.

Для начала рассмотрим отказ граждан принимать участие в политической жизни общества. Это тоже форма участия человека в политике и определяется она как пассивное политическое поведение. Иногда его еще характеризуют словом «апатия», но это не совсем точно, так как в понятии «апатия» присутствует элемент разочарования, который всегда эмоционально окрашен и приводит к полному безразличию человека ко всему, что происходит вокруг. Таким образом, апатия является результатом происходившего процесса, а пассивное политическое поведение характеризуется как сам процесс. Кроме того, понятие пассивности семантически нейтрально, в то время как апатия – это результат пережитых отрицательных эмоций.

Причины пассивного политического поведения могут быть различны: а) низкий уровень культурного или социального развития; б) авторитарная политическая система, которая не заинтересована в ином политическом поведении; в) разочарование (или несогласие) в политических институтах и целях, которые они перед собой ставят; г) неприятие конкретного политического режима; д) политический бойкот как вариант активной политической позиции.

Более распространенным является вербальное политическое поведение, суть которого заключается в обсуждении политики, политических ситуаций, поступков политических лидеров на уровне бытового общения (в транспорте, в очереди, на кухне с друзьями и т.д.). Это интерес к политике на уровне разговора, который вовсе не предполагает, что человек, высказывающий мнение (даже самое радикальное), согласится реализовать его действием.

Следующий уровень – электоральное поведение, которое характеризуется делегированием полномочий. Избирая кого-либо, человек делегирует ему свои полномочия. Тем самым он оказывает влияние на ход политического процесса. Поэтому участие или игнорирование выборов, голосование «за» или «против» трактуются как формы политического поведения.

Еще один уровень – активное политическое поведение, предполагающее участие человека в деятельности политических партий, организаций, групп поддержки кандидатов на выборах различного уровня, лоббировании своих или чьих-то интересов.

На этом же уровне находится так называемое институциональное поведение. К этому уровню прежде всего относятся администраторы-политики, которые не занимаются публичной политикой, но оказывают непосредственное влияние на процесс принятия политических решений (например, менеджеры, министры и другие чиновники в правительстве).

Последний уровень – прямое действие или неортодоксальное политическое поведение. Все остальные уровни, таким образом, попадают под определение «ортодоксальное политическое поведение», т.е. включенное в политическую систему, разрешенное ею. Прямое действие при этом включает в себя все виды политического поведения, которые выходят за рамки разрешенного в данной политической системе (забастовки, демонстрации, революции и т.д.).

Кроме типологии политического поведения, выделяют и его формы, которые помогают понять, что и как движет человеком в его поступках в политике. Поняв, почему тот или иной человек участвует в политике, мы задаемся вопросом, как, в каких формах он это делает.

Политический опыт свидетельствует об огромном разнообразии форм политического поведения – от привычных и традиционных (повсеместно распространенных) до необычных и даже шокирующих. Каждый человек как бы сам подбирает себе роль в гигантской «политической пьесе». Какие же политические роли (обычно выражающие формы политического поведения) чаще всего встречаются в политической жизни общества? Их всегда несколько.

1. Пассивный потребитель политической информации. Его роль в политике сводится к простейшей реакции (позитивной, негативной, равнодушной) на происходящие политические события, явления, процессы. Эта роль не предполагает заметной политической активности, особых ритуалов и усилий. Так, пассивный потребитель может получать политическую информацию произвольно (через постоянно работающее радио, случайные разговоры в общественном транспорте и т.д.). В целом достаточно трудно представить себе современного человека, который бы был абсолютно закрыт для проникновения какой-либо политической информации.

2. Избиратель. Эта политическая роль исполняется не только в дни выборов или референдумов. Она предполагает некоторую политическую активность как до выборов (поиском ответа на вопрос, за кого или за что голосовать), так во время и после них (анализируя то, кто же все‑таки победил). Исполняя политическую роль избирателя, человек, как правило, ходит на выборы и для того, чтобы сделать свой политический выбор, интересуется политической информацией. В странах так называемых стабильных демократий большинство населения играет именно такую политическую роль. Так, по некоторым сведениям, в Великобритании до 62% населения ограничивает свое участие в политике походами на избирательные участки.

3. Групповой активист. Эта роль сводится к активному отстаиванию интересов какой-либо группы. Групповой активист лучше других членов группы понимает, осознает и формулирует ее интересы. Такие люди могут выступать «заводилами» забастовок, различного рода пикетов, стихийных митингов и демонстраций. Они не заняты политикой профессионально, но она играет в их жизни заметную роль. Групповые активисты часто стоят у истоков различного рода общественных движений, но позже, на этапе, когда нужна систематическая организационная работа, они обычно отходят в сторону.

4. Члены партий. Эта политическая роль фиксирует в высшей степени осознанное и разумное отношение к политике. Вступая в политическую партию, человек избирает не только способ проведения своего досуга, но и заявляет о своей политической позиции. Выбор этот не так-то прост, поскольку политическая партия создается на базе определенной системы ценностей, предъявляет свое видение мира в целом и проблем данного общества в частности. Следовательно, выбор политической партии требует от человека и определенных знаний, и осознания своих политических интересов, активности, убежденности.

5. Партийный функционер. Эта роль может быть не только политической, но даже и политизированной. Исполняющий ее человек так или иначе стремится сделать себе политическую карьеру. Он большую часть своего времени посвящает делам своей партии. Он берет на себя те или иные специальные функции – написание программных документов или организационную работу, пропаганду идей партии или вербовку новых членов. Данная политическая роль может исполняться не только на общественных началах, но и профессионально. В условиях демократии партийные функционеры очень часто баллотируются на выборах в представительные органы власти и в случае победы совмещают свою роль с ролью депутата. Роль партийного функционера требует от человека постоянного интереса к политике, высокой степени информированности. О нем часто говорят, что он «варится в политике». И это справедливо: политика становится для него постоянным фоном его жизни.

6. Профессионал. Данная политическая роль предполагает профессиональное исполнение функций в различных политических институтах и прежде всего в государственных органах. Это может быть профессиональная деятельность в государственном аппарате, в выборных государственных органах, руководящих партийных структурах. Пользуясь терминологией М. Вебера, мы можем вести речь о политиках «по профессии». Они, кроме своей увлеченности участием в политике, имеют и материальное вознаграждение в виде заработной платы. В выборе такой политической роли почти нет места случайностям. В ее основе лежит, как правило, абсолютно рациональный выбор. Ведь речь идет о профессии, которую не назовешь массово популярной и легко доступной. Для ее обретения нужно немалое упорство, честолюбие, осознанное стремление, да к тому же и специальное образование.

Помимо перечисленных существует еще целый ряд форм политического поведения. Мы здесь охарактеризовали лишь те, которые наиболее часто встречаются в политической жизни общества. Но не будем забывать и о том, что бывают формы, связанные с применением насилия, предполагающие вооруженную борьбу. Современный английский исследователь А. Марш предложил называть их политическими преступлениями. К ним он отнес саботаж, партизанские действия, захват заложников, убийства по политическим мотивам, войны, похищения, революции. Как видим, А. Марш трактует понятие «преступление» в широком смысле. Для него это не только то, что не укладывается в рамки юридических кодексов, но и то, что выходит за рамки нормальной политической жизни, нарушает, а иногда и разрушает ее. Современная политическая практика, к сожалению, еще полна подобных примеров. Не будем также забывать, что опасность совершения политических преступлений особенно возрастает в условиях политической нестабильности и социокультурного кризиса общества. На этом фоне люди склонны к радикальным «хирургическим» методам, стремясь сразу и навсегда решить все наболевшие проблемы. Но то, что хорошо в медицине, не всегда подходит к политике. Более того, такие действия могут обернуться большой бедой. Они не только не способствуют решению проблем, но и заводят общество в еще более глухой тупик. Вот почему так важно знать типологию и формы политического поведения и политического участия граждан в жизни общества.

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский университет управления и экономики"

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Контрольная работа

по дисциплине "ПОЛИТОЛОГИЯ"

На тему "Политическое поведение личности".

Санкт - Петербург 2014

Введение

1. Политическое поведение

4. Политическая социализация

Заключение

Приложение

Введение

Одной из важнейших характеристик политических процессов является политическое поведение и участие людей в политической жизни. Отдельные личности и группы вовлекаются в политический процесс, взаимодействуют с политической средой и выполняют разнообразные роли. Взаимодействие личностей и их интересов определяет содержание политического процесса. Поэтому политика в системе ценностных ориентаций личности занимает одно из ведущих мест.

Участие личности в политике предполагает наличие у нее определенных политических знаний, опыта и культуры. Они помогают ей, как политическому субъекту, эффективно исполнять политические функции. Политические знания нужны каждому человеку, независимо от его профессии. От того, какая политическая культура людей, каковы взаимоотношения личности, общества и государства, зависит качество принимаемых политических решений, учет интересов населения и их участие в политической жизни.

"Политическое поведение личности проявляется в организованных и стихийных формах. Организованные формы связаны с участием в партиях, группах интересов, движениях и т.п., где есть четкая система распределения ролей, функций, иерархических отношений. Стихийные формы представлены незапланированными (или необдуманными, иррациональными) поступками - массовыми выступлениями, бунтами, восстаниями, митингами протеста и т.п.".

1. Политическое поведение

"Политическое поведение (political behaviour) - форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие".

К политическому действию можно отнести участие в политических демонстрациях, выборах, референдумах и митингах. Политическое бездействие - это неучастие в политической деятельности, например отказ от участия в выборах.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для творческого самовыражения личности, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека, как субъекта политики, является:

важным условием связи политических институтов с гражданским обществом;

контролем за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа;

средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельно аппарате управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

"Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам".

Показателями политической деятельности являются критерии, включающие объективные и субъективные характеристики участия личности.

Объективные Субъективныечленство в различных организациях; фактическое участие в общественной деятельности, например, в работе выборных органов местного самоуправления, в массово-политических мероприятиях, в обсуждениях, подготовке и принятии управленческих решений, а также в обращениях в различные государственные ведомства; время, затрачиваемое на общественно-политическую работу и участие в выборах депутатов и руководителей различного уровня.отношение к политической деятельности, установка на личное участие в ней, оценка результатов этой деятельности, а также отношение к институтам власти и политическим партиям; отношение к политикам; оценка курса, проводимого государственными деятелями; отношение к конкретным решениям практических проблем и событиям общественной жизни.

Политическое поведение личности может реализовываться в различных формах: участие в политических движениях, партиях и группах. Оно может осуществляться индивидуально, путем непосредственного политического участия, например, при голосовании на выборах.

По характеру участия в политике выделяются следующие типы личности:

рядовой субъект политической жизни. К этому типу относятся люди, специально не занимающиеся политикой и не исполняющие каких-либо должностей в политических организациях и объединениях;

представитель какой-либо политической группы. Здесь роль человека оказывается изначально заданной, и он обязан ее выполнять уже в силу своего статуса, принадлежности к определенной организации, устав и нормы которой предписывают ему определенный способ политического поведения;

политический лидер - человек, осуществляющий властные функции, способный воздействовать на других с целью реализации чьих-либо политических интересов.

2. Факторы политического поведения личности

На политическое поведение личности и на степень ее активности влияют различные факторы, но прежде всего - социально-экономические условия жизнедеятельности человека. Стремление к власти может рассматриваться индивидами как способ самореализации, способ завоевания почета, наград и привилегий.

Политическое поведение личности зависит от:

Политического режима;

Традиций в обществе;

Конкретной политической ситуации;

Пола человека;

Возраста;

Психологических особенностей личности: темперамента, силы воли, эмоций;

Материального и социального положения человека, его профессионального статуса;

Идеологических ценностей;

Политических традиций и партийных предпочтений в семье;

Чувства гражданского долга и политической культуры гражданина;

Способности государства к принудительному вовлечению граждан в политику;

Национальности;

Места жительства.

В зависимости от политического поведения участники политики подразделяются на следующие категории:

лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей;

активисты - посредники между лидерами и последователями. Они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс;

последователи. Их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в политической деятельности;

лидеры мнения, не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают "поля эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для действия.

политическое поведение массовое личность

Формы политического поведения:

ОРТОДОКСАЛЬНОЕНЕ ОРТОРДОКСАЛЬНОЕдействие, направленное на поддержание существующих порядковполитическая активность, призванная изменить политическую системуявка на выборы, митинги, демонстрации в поддержку политических субъектов, участие в политикезабастовки, демонстрации, захват зданий, заложников, насилие, убийство по политическим мотивам, войны, экстремизм и терроризм

Политическое поведение деформируется в толпе. В толпе проявляются нетерпимость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, склонность к иллюзиям, односторонность чувств и изменчивость.

3. Массовое политическое поведение

Массовое политическое поведение представляет собой реакцию на ситуации и проблемы общественной жизни, политику государства множества людей, разных по своей социальной принадлежности, но объединенных общими настроениями, представлениями и стремлением использовать политические институты для достижения определенных целей.

В большинстве политических процессов люди участвуют, соединенные в организованные группы и во временные образования, представляя собой толпу на улице, участников митинга, демонстрацию, аудиторию передачи или зрителей политической передачи. Находясь в подобном состоянии, они приобретают определенные черты массы:

статистичностъ - люди, собранные в массу не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов;

стохастичностъ, вероятность - здесь случайность, неупорядоченность отношений, границы массы размыты, состав неустойчив;

ситуативностъ - ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята;

аморфность - отсутствие внутренней организации, структуры;

анонимность - члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными личностными качествами.

При оценке и прогнозировании характера потенциального поведения массы надо принимать во внимание наличие основных типов:

·Публика . Формируется на основе интеллектуального взаимодействия. Ее составляют, например, читатели одной газеты, слушатели передачи, люди, увлеченные одним занятием или видом досуга. У публики отсутствует специальная организация, она состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования случаен, но практически всегда формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, которой является общая информация или общий интерес.

·Толпа . Возникает вследствие физического взаимодействия поддерживающих между собой непосредственный контакт людей, когда они приходят на митинг или ожидают поезда. Массовое общение, влияет на поведение и деятельность участников толпы. Данное свойство общения сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия.

Формы массового поведенияМассовая истерияСостояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Примерами массовой истерии могут служить средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, массовая нетерпимость к представителям другой национальности. Слухи Совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. ПаникаЭто такая форма массового поведения, при котором люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные действия, часто мешая и травмируя друг друга. Она случается в экстремальных условиях: пожар, землетрясение, наводнение и другое. Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а иногда - в погромы. ПогромКоллективный акт насилия, который предпринимает неконтролируемая и эмоционально возбужденная толпа против собственности или личности. Погром представляет собой кратковременный всплеск насилия, подогреваемый не убеждениями, а страстями. БунтРяд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо. Бунт означает неподчинение властям.

4. Политическая социализация

Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации и освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики. Политическая социализация происходит во многих сферах жизни: в семье, группе ровесников, школе, политической организации. Ее инструментами являются непосредственное воспитательное воздействие, воздействие политической пропаганды и собственный политический опыт.

"Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:

) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;

) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;

) вырабатывает определенное отношение к политической символике;

) формирует способности к познанию окружающего мира;

) формирует убеждения и отношения, являющиеся "кодом" политической жизни".

ФАКТОРЫОБЩЕСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ политический экономический социальный духовный административно-управленческий биопсихические особенности социальный опыт социальный статус

В процессе политической социализации можно выделить пять этапов, которые различаются между собой особенностями формирования и развития сознания человека:

1 этап политической социализации приходится на дошкольные годы. В современном обществе ребенок в возрасте 3-4 лет приобретает первые сведения о политике. Основным институтом политической социализации на этом этапе, как правило, является семья. В процессе семейного общения ребенок делает первые шаги в изучении политической культуры общества. Семьи имеют свои политические традиции (позитивное или негативное отношение к существующему политическому порядку, приверженность к той или иной политической силе), которые передаются ребенку.

2 этап политической социализации попадает на школьные годы. Через школу ребенок начинает вовлекаться в государственную систему политического воспитания. Посредством изучения специальных дисциплин (истории страны) формируется определенная система знаний о политике.

3 этап политической социализации начинается после окончания школы и продолжается с 25 до 30 лет. На этом этапе приоритетное влияние на формирование политического сознания и поведения молодых людей оказывают различные формальные и неформальные молодежные объединения. На тех, кто после окончания школы продолжает учебу, большое влияние оказывают традиции высшего учебного заведения. Молодежь более чем другие возрастные группы бывает недовольна существующей политической системой, которая, как им кажется, ущемляет их права и ограничивает свободу.

4 этап политической социализации связан с нахождением человеком устойчивого места в жизни. Он определяется с кругом занятий, профессией, постоянной работой, обзаводится семьей. У него остается меньше времени для занятия политикой. И если круг деловых и профессиональных интересов человека прямо не связан с политической сферой, а условия жизни его вполне удовлетворяют, то политическая активность индивида падает, а его роль в политической системе чаще всего сводится к роли избирателя. В зрелом возрасте политическое поведение человека становится более спокойным, а политические взгляды более стабильными.

5 этап политической социализации приходится на пожилой возраст. Закончив трудовую деятельность, человек уходит на пенсию, освобождается от массы текущих дел. У него появляется много свободного времени. Политические взгляды пожилых людей в большинстве случаев консервативны. Их политическая активность направлена на сохранение традиционного порядка и противодействие всякого рода новациям.

Заключение

Большое влияние на политическое поведение оказывает общественно-политический строй. Наиболее благоприятные условия для политической активности создаются в демократическом обществе. Здесь для личности предоставлены широкие возможности для проявления политической воли.

Значительное влияние на политическое поведение личности оказывает степень развития политической культуры в обществе, прежде всего идеология, ценности, политические традиции и обычаи. Они могут, как способствовать развитию политической активности личности, так и сдерживать его.

Люди, для того чтобы выражать свои интересы посредством политического поведения, должны иметь хотя бы самые общие представления о политическом мире и механизмах его функционирования.

Политический экстремизм играет в политике деструктивную роль. Политические экстремисты, экстремистские организации нередко делают ставку на молодежь, рассчитывая на ее неопытность и активность. Четкое понимание опасности политического экстремизма не позволит нам стать орудием в руках деятелей и организаций, добивающихся своих целей незаконными методами.

Политическое поведение не должно выходить за грани, обозначенные политическими, правовыми, а также моральными нормами.

Список используемой литературы

1. Артемов, Г.П. Политическая социология: учебное пособие/ Г.П. Артемов. - М.: Логос, 2002. - 280 с.

2. Исаев, Б.А. Политология: Хрестоматия / Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е. Хренов. - СПб.: Питер, 2006. - 464с.

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ [Электронный ресурс] // Центральная научная библиотека. - Режим доступа: #"justify">4. Политология: Личность и политика [Электронный ресурс] // Большая библиотека. - Режим доступа:

<#"center">Приложение

Словарь основных понятий

1. Индивид (от лат. individuum - неделимое) - человек как отдельная личность в среде других людей.

2. Экстремизм (от лат. extremus - крайний) - приверженность крайним взглядам и мерам.

3. Терроризм (лат. terror - страх, ужас) - особая форма политического насилия, характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью.

4. Биопсихические особенности - характерологические черты, особенности, которые мы получаем от рождения.

5. Социальный статус (лат. status - положение) - соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы.

6. Политический процесс - осуществление политики в общественном пространстве и историческом времени.

7. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и объективный взгляд).

Политическое поведение - это особенности политической деятельности и политического участия, то, как человек ведет себя в том или ином политическом событии, это способ проявления политического участия и политической деятельности.

Факторы, влияющие на политическое поведение:

  • индивидуальные эмоционально-психологические качества участника политического процесса (например, эмоциональность, непредсказуемость, взвешенность, рассудительность и др.);
  • личная (групповая) заинтересованност ь субъекта или участника в политических действиях;
  • моральные принципы и ценности;
  • компетентность про оценке того или иного политического события, проявляющаяся в том, насколько хорошо субъект или участник владеет ситуацией, понимает суть происходящего;
  • мотивация и степень вовлеченности субъекта в политическую жизнь . Для одних участие в политических событиях - случайный эпизод, для других политика является профессией, для третьих - призванием и смыслом жизни, для четвертых - способом зарабатывать себе на жизнь.
  • Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы

Виды политического поведения:

  • «открытое », т.е. политическое действие; под политическим действием понимается часть социального действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом являются индивиды, большие и малые социальные группы, организации
  • «закрытое», характеризующееся стремлением уйти от участия в политической жизни.
  • адаптивное поведение - поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям политической жизни;
  • ситуативное поведение - это поведение, обусловленное конкретно сложившийся ситуацией, когда субъекту или участнику политического действия практически не остается выбора;
  • поведение, обусловленное политическим манипулированием (ложью, обманом, популистскими обещаниями людей «принуждают» вести себя тем или иным образом);
  • Вынужденное поведение , вызванное насильственным принуждением к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти.

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Формы политического поведения с точки зрения соответствия существующим нормам:

  • правомерное поведение – связано с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом;
  • отклоняющееся поведение – совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме
  • экстремистское поведение – несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм - систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное - запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Формы политического поведения с точки зрения преемственности:

  • традиционное , соответствующее устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичное для данной политической культуры;
  • инновационное , создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений.

Формы политического поведения по целевой направленности:

  • ко нструктивное , способствующее нормальному функционированию политической системы;
  • деструктивное, подрывающее политический порядок.

Формы политического поведения по количеству участников:

  • индивидуальное - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение;
  • групповое – связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов;
  • массовое – выборы, референдумы, митинги, демонстрации.

Формы участия в политической жизни сраны:

  • принадлежность к партиям и политическим организациям,
  • деятельность в выборных органах государственной власти,
  • чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения,
  • обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения;
  • протестные формы. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме.

Методы регулирования политического поведения .

  • Правовое регулирования . Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия.
  • Утверждение в обществе демократических ценностей , определяющих цивилизованные правила поведения.
  • Организованность субъектов политики . Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным
  • Политическое образование и распространение правдивой политической информации.
  • Важна роль политических лидеров , их норм, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Политическое поведение всегда имеет конкретного носителя. Им может быть отдельный индивид или какая-либо социальная группа, государство или блок государств, политическая партия или другая политическая организация. Каждый субъект и объект политических отношений, политического процесса характеризуется своим конкретным политическим поведением.

О политическом поведении личности можно говорить как в связи с ее индивидуальной политической деятельностью, так и с составом различных социальных групп и политических организаций. В каждом из этих случаев политическое поведение личности приобретает свои особенности, которые чаще всего зависят от преследуемых целей, политических установок, ориентации личности, применяемых методов и средств борьбы и т.д. Вместе с тем характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от внешних регуляторов (оснований). Индивиды, предпочитающие использование в политической борьбе определенных ее методов и средств, как правило, являются членами таких политических организаций (партий, движений, объединений и т.п.),которые считают и провозглашают приемлемыми для себя именно эти политические действия и акции.

Политическое поведение личности испытывает на себе влияние широкого круга социальных и политических факторов. К ним относятся такие, как политический режим общества, его правовая система, уровень культуры, социально-классовая, национальная, идеологическая,социально-демографическая, профессиональная принадлежность личности, ее место жительства (город или село). На политическом поведении личности, его особенностях непосредственно сказываются и социально-психологические факторы:интересы, установки, ценности, убеждения, настроения, эмоции личности и др.Огромной силой воздействия на выбор той или иной формы политического поведения обладает семья, ближайшее окружение индивида. Влияние названных факторов на политическое поведение личности далеко не одинаково. Одни из них воздействуют постоянно, с большой силой и непосредственно, другие обладают меньшей силой и непосредственностью влияния .

Политическое поведение подразделяется на два основных вида: «открытое, т.е. политическое действие, и «закрытое, или так называемую политическую иммобильность.

Под политическим действием понимается часть социального действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом являются индивиды, большие и малые социальные группы, организации. Форма и характер действия зависит от типа субъекта и специфики объекта, на который оно направлено. Существенным элементом являются обстоятельства или рамки политического действия. Они образуются факторами,которые действующее лицо ж может изменить, как и предотвратить их объективное изменение(если оно имеет место): общественные нормативы, обычаи и другие элементы политической культуры, тип политической организации общества .



Политическое поведение можно классифицировать как социально осмысленное (когда процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное; аффектированное и традиционно обусловленное, что в значительной степени связано с завершением процесса политической самоидентификации личности и группы. Поведение, как и его конкретное воплощение - действие, может быть прямым, т.е. непосредственно направленным на объект, или косвенным (опосредованным), основанным на делегировании полномочий в разных формах и степени.

Разнообразной может быть и степень политического действия: от поведения, характеризуемого политической пассивностью, «бегством от политики», до крайнего политического радикализма. Рассматривая политическое поведение, политологи выделяют также его правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы

К правомерным относятся те формы политического поведения, которые связаны с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам,регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом.Можно сказать, что это нормальное поведение.

Отклоняющееся поведение представляет собой совокупность таких действий и поступков личности,которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам)поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного,антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге,демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.);противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п.



К экстремистским формам политического поведения относятся такие, как несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др. В целом политический экстремизм придерживается крайних взглядов и методов при решении политических проблем,достижении своих политических целей .

Касаясь конкретных форм участия в политической жизни, следует отметить такие, как участие граждан в организованных формах политической жизни, т.е. их принадлежность к партиям и политическим организациям, деятельность в выборных органах государственной власти, в особенности на разных уровнях местной власти, их участие в политических собраниях,а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения, хотя последнее - это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения, в том числе если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий,затрагивающих общественные интересы.

В ряде политических систем решаются задачи формирования политического сознания масс, их активности, включения их в структуру управления государством,воспитания у граждан чувства сопричастности к общегосударственным делам. Таким образом решается вопрос, который известен в западной политологии как проблема«политической включенности» в общественную жизнь. В то же время политическое поведение индивида предопределяется процессом политической социализации, т.е.комплексом тех социально-политических процессов, которые подготавливают индивида к активной политической жизни

14. Государство как основной институт политической системы.

Политическая система общества возникает на определенном этапе его развития, отражает политическую деятельность людей, обуславливает системный характер политической жизни.

В рамках политической системы вырабатывается политическая линия, экономическая, социальная, культурная и другие формы политики. Одновременно политическая система выполняет ряд функций. Это - определение целей, задач, программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды, использования власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение ценностей.

Таким образом, политическая система общества - это совокупность институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных объединений граждан) и норм (правовых и нравственных), в рамках которой осуществляется политическое руководство и государственное управление обществом.

Государство занимает особое место в политической системе, придавая ей целостность и стойкость, ориентацию на важные общественные дела. В его деятельности концентрируется основное содержание политики.

Государственные институты развивались и совершенствовались на протяжении многих веков по мере того как менялись представления людей о государстве, его роли и функциях, о наилучших формах политического устройства общества. Мыслители прошлого рассматривали возникновение государства как естественный процесс развития и усложнения форм человеческого общежития. Воззрения античных философов отражали реалии политической жизни государств - полисов. В средневековой Европе подучила распространение идея государства - вотчины, где государственная власть выводилась из права собственности на землю, что соответствовало политико-правовой практике феодального общества.

В дальнейшем главной причиной формирования государства стало развитие хозяйственной деятельности человека. Она породила более развитые формы кооперации и организации совместной деятельности, способствовавшие повышению эффективности труда и появлению избыточного продукта, а вслед за этим и усложнение социальной структуры общества.

Процесс формирования государственных образований в основном завершился в прошлом веке. Однако и в ХХ веке на политической карте мира периодически появляются новые государства. В результате национально-освободительной борьбы на развалинах колониализма возникли новые государства в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии. В последнее время возник ряд государств на территории бывшей Югославии и СССР.

Термин "государство" в науке о политике обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. При этом синонимами термина "Государство" являются такие слова, как "страна", "народ", "общество", "Отчизна". В этом значении говорят, например, об американском, российском, немецком и т.д. государстве, имея в виду все представляемое им общество. В узком смысле государство понимается как организация, система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

В различные исторические эпохи государственные образования имели общие черты, называемые общими признаками государства. Эти признаки выделяют государство среди других организаций и объединений в обществе, делают его основой всей политической системы.

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Суверенитет государства. Только государство выступает как универсальная, всеохватывающая организация, распространяющая свои действия на всю территорию страны и всех граждан. Только оно официально представляет общество внутри страны и за ее пределами, имеет право издавать законы и осуществлять правосудие.
2. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.
3. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека, что определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения такого властного метода как принуждение у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, служба безопасности, прокуратура, суд.
4. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Обычно, оно строится на основе территориальной и этнической общности людей.
5. Обязательность членства в государстве. В политической партии или в общественной организации человек может состоять по собственному желанию. Государственное гражданство обязательно и получает его человек с момента рождения.
6. Право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания аппарата государственных служащих и для материального обеспечения так называемой бюджетной сферы: вооруженных сил, образования, науки, культуры, социального обеспечения граждан.
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов, и общего блага. Ни одна другая организация не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Раскрывая содержание понятия "государство", необходимо уяснить и функции, которые оно выполняет. Это организационно-хозяйственная, политического управления, защиты от внешней угрозы, культурно-идеологическая. Они материализуются в регулировании экономической жизни, защите прав человека, содействии развитию образования и научно-технического прогресса, обеспечении обороноспособности страны, сотрудничестве с другими народами.

Кроме того, в отдельные периоды государство действует как инструмент национальной интеграции, стимулируя процессы формирования наций или их консолидации, что особенно актуально сегодня для Украины. Поскольку разные регионы страны прошли свою историю, имеют различный уровень национального самосознания, свои, иногда противоположные друг другу,. приоритеты - функция консолидации национальных интересов, приведение их к общему знаменателю занимает важное место в деятельности украинского государства.

15. Важнейшие права и свободы личности. Роль в гуманизации политики.

ГУМАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ - придание политике направленности на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.

Важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире

В наши дни для большинства стран права человека являются высшей цен­ностью, признанной мировым сооб­ществом. Сам термин «права челове­ка» употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В узком значении - это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют не­зависимо от их конституционного закрепления и государствен­ных границ. К ним относятся равенство всех людей перед зако­ном, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незакон­ного ареста или задержания, свобода веры и совести, право роди­телей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком значении права человека включают весь обшир­нейший комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

Современная типология прав человека достаточно разнооб­разна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные. Такое разграничение прав основано на различении в них негативного и позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отно­шению к личности, возможность действовать по своему усмотре­нию, в позитивном - как свобода выбора, а главное, как способ­ность человека к достижению поставленных целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию в целом.

В соответствии с таким пониманием свободы негативные пра­ва определяют обязанности государства и других людей воздер­живаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются осно­вополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, -уровня социально-экономического разви­тия страны. Негативные права составляют фундамент индивиду­альной свободы. Почти все либеральные права имеют характер негативного права.

Типичным примером юридической фиксации этой группы прав и в целом негативного (и либерального) подхода к правам чело­века является Билль о правах конституции США. Так, его первая статья гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавли­вающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с пети­циями о прекращении злоупотреблений». Термин «не должен» содержится почти во всех статьях (кроме одной) этого документа. Практически все содержание Билля о правах направлено на ог­раждение личности от всякого рода несправедливых и нежела­тельных посягательств со стороны правительства.

В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять граж­данину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образова­ние, охрану здоровья, достойный уровень жизни и т.п. Реализо­вать эти права гораздо труднее, чем права негативные, так как ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предостав­лять каждому гражданину. Осуществление позитивных прав не­возможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и де­мократичности ее политической системы. В случае ограничен­ности ресурсов позитивные права могут гарантировать гражда­нам лишь «равенство в нищете», как это имело место во многих странах административного социализма.

Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности по сравнению с их делени­ем на негативные и позитивные является их подразделение в со­ответствии со сферами реализации на гражданские (личные), по­литические, экономические, социальные (в узком значении этого слова), культурные и экологические.

Гражданские (личные) права - это естественные, основопо­лагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. Их не следует путать с правами граж­данина, которые охватывают весь комплекс прав, обеспечивае­мых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны га­рантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. Эти права позволяют человеку сохранять индивидуальность, быть са­мим собой в отношениях с другими людьми и государством. К граж­данским правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну переписки, телефонных, телеграф­ных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, вклю­чая собственное, и возвращаться в свою страну, и др.

В конституциях многих государств гражданские права обычно объединяют в одну группу с правами политическими. Основани­ем для этого служит преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспе­чение свободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.

Политические права определяют возможности активного учас­тия граждан в управлении государством и в общественной жиз­ни. К ним относятся право человека на гражданство, избиратель­ные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собра­ний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некото­рые другие.

В СССР и других коммунистических государствах длительное время господствовал разрешительный подход к политическим правам, который по существу сводил их на нет, требуя согласия властей на их реализацию. Для того же чтобы эти права можно было свободно реализовать, их предоставление должно носить преимущественно регистрационный характер, т.е. условием их реализации должно быть не предварительное разрешение влас­тей, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учет их предписаний по обеспечению законности и обществен­ного порядка.

К гражданским и политическим пра­вам непосредственно примыкают пра­ва экономические. Они связаны с обеспечением свободного рас­поряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производст­ва и рабочей силой: Вплоть до середины XX в. важнейшие из этих прав - права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой - обычно рассматри­вались как основополагающие гражданские права. В современных юридических документах эти права чаще называют эконо­мическими и выделяют в относительно самостоятельную группу, однопорядковую с правами гражданскими, политическими и т.п.

Особое место среди экономических прав занимает право част­ной собственности. В странах Запада и в России до октября 1917 г. это право рассматривалось как одно из первейших для существования гражданского общества и обеспечения индивиду­альной свободы. В коммунистических же государствах оно вооб­ще отрицалось, сводилось к праву личной собственности на пред­меты индивидуального потребления. Однако опыт всех без ис­ключения стран показал, что запрет частной собственности про­тивоестествен для человека. Он подрывает мотивацию добросо­вестного инициативного труда, порождает массовую хозяйствен­ную безответственность и социальное иждивенчество, ведет к то­талитарной дегуманизации общества и к разрушению самой че­ловеческой личности. Индивид, лишенный не контролируемой государством среды обитания, средств производства, возможнос­тей проявить предприимчивость, попадает в тотальную зависи­мость от власти, лишается свободы и индивидуальности.

Кроме того, отсутствие права собственности обрекает боль­шинство граждан на бедность и нищету, поскольку без законода­тельного признания и фактического осуществления этого права невозможна эффективная рыночная экономика. Именно частная собственность является тем мельчайшим кирпичиком, из кото­рых складывается все сложное здание современного хозяйствен­ного механизма, в том числе и различные виды групповой собст­венности: кооперативной, акционерной и т.д.

В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости ограничения права частной собственности, впрочем, как почти любого другого права. Потребности экономического развития, рост демократического движения народных масс привели к сущест­венным изменениям самой трактовки частной собственности, к ее социализации, постановке под контроль государства. Сегодня мало кто настаивает на абсолютном характере частной собствен­ности. Отошел на задний план, хотя в целом и сохранился, прин­цип неприкосновенности собственности. В законодательствах ФРГ, Франции, Италии и целого ряда других государств устанавлива­ются допустимые пределы частной собственности, говорится о ее использовании в интересах общества. Введение такого рода огра­ничений никак не означает отрицания фундаментального харак­тера права частной собственности. Для посткоммунистических стран, в том числе для России, нахождение оптимальных форм его практического осуществления в интересах личности и общества имеет поистине ключевое значение для успеха политики ре­формирования.

Гражданские, политические и эконо­мические права нередко называют правами либеральными или же пра­вами первого поколения. Все они носят характер преимуществен­но негативного права, ограждающего свободу личности от пося­гательств власти и других людей и нуждающихся лишь в охране со стороны государства.

К правам второго поколения относят социальные (в широком значении этого термина) права. Они призваны обеспечить мате­риальные условия свободы и достойную жизнь каждому челове­ку. Их специфика состоит прежде всего в том, что реализация этой группы прав большинством населения еще не полностью обеспечивается конституционным закреплением и государствен­ной охраной, а требует создания целого комплекса материальных благ.

К правам второго поколения относятся собственно социаль­ные, культурные и экологические. Все вместе они определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достой­ные условия существования, минимум материальных благ и ус­луг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духов­ного развития, здоровую окружающую среду. При этом социаль­ные права связаны с обеспечением каждому человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности. Это права на соци­альное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья, образова­ние и т.п.

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культур-" ным ценностям, свободу художественного и технического твор­чества, преподавания и некоторые другие. Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи­ненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Права человека носят характер инди­видуального права. Однако существует и коллективное право. Субъекты его разнообразны. Это семьи, производственные коллективы, сексу­альные или национальные меньшинства и т.д. В последнее десятилетие в связи с активизацией националистических движений особую остроту приобрел вопрос о соотношении прав народов (наций) на самоопределение с основополагающими правами че­ловека. Во многих новых государствах, образовавшихся после распада СССР, Югославии и некоторых других многонациональ­ных коммунистических стран, получение народами националь­но-государственной независимости стало использоваться правя­щими элитами для разжигания национальной ненависти, поли­тической дискриминации и массового нарушения прав граждан некоренной национальности. Такие действия несовместимы с принципами демократии и гуманизма и осуждаются международ­ным сообществом.

Права человека и права народов призваны взаимно допол­нять друг друга. Причем права человека являются в этом взаимо­отношении основополагающими, имеют более высокий ценност­ный статус. Без их соблюдения права народа остаются для самих составляющих его граждан иллюзией, используемой власть иму­щими в своих корыстных целях. Как отмечено в итоговом доку­менте Московского заседания Конференции по человеческому измерению ОВСЕ в 1991 г., обеспечение соблюдения прав чело­века выше принципа невмешательства во внутренние дела от­дельных государств.

Право наций на самоопределение призвано создавать госу­дарственно-правовые гарантии для уважения прав человека и учета в политике специфических этнических, лингвистических, ре­лигиозных и других коллективных интересов. При соблюде­нии прав человека и создании прочных политических и иных гарантий учета особых интересов этнических общностей, их право на суверенитет и государственную независимость в со­временных условиях растущей интеграции и взаимозависимости народов во многом утрачивает смысл. Об этом свидетельству­ют, в частности, добровольная передача подавляющим боль­шинством европейских стран своих основных прав в области национально-государственного суверенитета Европейскому Союзу и их развитие в направлении создания единого федера­тивного государства.

Права человека чрезвычайно разнообразны. Выражая обще­человеческие ценности, они учитывают и специфику отдельных общественных групп, например детей, беженцев, заключенных и т.д. В последние десятилетия в рамках ОВСЕ активно разрабаты­вается каталог прав человека, который детализирует и сущест­венно дополняет рассмотренные выше права личности.

Права человека становятся реальнос­тью лишь в том случае, если они не­разрывно связаны с обязанностями людей. В конституциях западных го­сударств обязанности граждан почти не упоминались вплоть до второй мировой войны, хотя в целом они в той или иной форме включались в законодательство.

В обязанности граждан демократических государств обычно входит соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, подчинение полицейским предписаниям, охрана природы, окружающей среды, памятников культуры и т.д. В не­которых странах к числу важнейших обязанностей граждан отно­сится участие в голосовании на выборах в органы государствен­ной власти и воинская повинность. В конституциях отдельных стран говорится и об обязанности трудиться (Япония, Италия, Гватемала, Эквадор и др.), воспитывать детей (Италия), заботиться о своем здоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи (Уругвай). Однако ответственность за невыполнение такого рода обязанностей обычно не предусматривается.

Вопрос об ответственности за нарушение прав и обязанностей личности имеет важнейшее значение для их практического осу­ществления. Без определения конкретной ответственности орга­нов власти, должностных лиц и отдельных граждан в этой облас­ти конституционная фиксация прав человека прейращается не более чем в красивую декларацию.

Для того чтобы они стали реальностью, необходим также це­лый комплекс общественных гарантий. К ним относятся матери­альные (финансовые средства и собственность), политические (разделение властей, наличие независимой оппозиции, суда, СМИ и т.д.), юридические (демократическое законодательство и судеб­ная система) и духовно-нравственные (необходимый образова­тельный уровень, доступ к информации, демократическое обще­ственное мнение и нравственная атмосфера) гарантии.

Практическая реализация всего ком­плекса прав человека - сложная, все­объемлющая задача, степень решения которой непосредственно характеризует уровень развития, про­грессивность и гуманизм как отдельных стран, так и всей челове­ческой цивилизации. В современном мире соблюдение и все более богатое конкретное наполнение прав личности выступают важнейшим критерием внутренней и международной политики, ее гуманного, человеческого измерения.

Через уважение прав человека утверждается верховная цен­ность личности в отдельных государствах и мире в целом. В рам­ках отдельных стран их соблюдение служит необходимым усло­вием здорового экономического и социального развития, торже­ства в политике здравого смысла, предотвращения губительных тоталитарных и иных экспериментов над народами, агрессивной внутренней и внешней политики. Еще в 1789 г. в преамбуле фран­цузской Декларации прав человека и гражданина было отмечено, что «незнание, забвение и неуважение прав человека являются единственной причиной общественных несчастий и коррумпированности правительств». И хотя современная наука не столь категорична, отмечает и другие причины социальных бедствий, она также считает уважение прав человека важнейшим условием благополучия общества.

Пока еще не все государства мира признают права человека. Некоторые политики и теоретики утверждают в частности, что они соответствуют лишь реальностям основанно­го на индивидуализме западного общества и неприменимы ко многим странам третьего мира, в которых преобладают коллек­тивистские отношения между людьми и господствуют иные нрав­ственные ценности. С этим аргументом можно согласиться лишь отчасти. Опыт человечества свидетельствует, что экономическое и социальное развитие стран влечет за собой и рост самосозна­ния и индивидуальности человека, его стремление к свободе и уважению человеческого достоинства, т.е. к соблюдению прав человека. Последнее, в свою очередь, способствуя раскрепоще­нию и самореализации личности, стимулирует общественный прогресс. Поэтому учитывающая национальные реальности все более полная реализация прав личности - общая задача челове­чества.

Универсальная применимость концепции прав человека не­редко ставится под сомнение с помощью ссылок на разруши­тельные последствия, которые может вызвать их признание госу­дарством в условиях массового распространения голода, нищеты, болезней и неграмотности или же в остроконфликтных ситуаци­ях. В таких случаях предоставление свободы действий всем обще­ственным группам якобы может иметь целый ряд негативных для большинства населения последствий: дестабилизировать общест­во и привести его в хаотическое состояние, препятствовать кон­центрации усилий на решении наиболее острых общественных проблем, способствовать установлению неограниченного господства наиболее сплоченных и влиятельных групп. Поэтому в слаборазвитых и остроконфликтных странах наиболее эффек­тивной и целесообразной для всего народа формой правления может быть лишь сильная авторитарная власть, предоставляю­щая права гражданам лишь в ограниченном виде и по своему усмотрению.

Конечно, не существует правил без исключений. В чрезвы­чайных ситуациях государство вправе ограничивать свободу граж­дан. Однако такие ситуации обычно недолговечны. В нормаль­ных условиях даже в слаборазвитых и остроконфликтных странах права человека выступают важнейшей гарантией против злоупот­реблений власти, условием нахождения общественного согласия, налаживания мирных отношений и сотрудничества с другими странами.

В масштабах всего мирового сообще­ства соблюдение прав человека - важнейшая гарантия построения меж­дународных отношений на подлинно гуманистических, нравст­венных началах, сохранения и упрочения мира. Существует пря­мая зависимость между уважением прав человека отдельным го­сударством и его внешней политикой. Развязывание войн, грубое нарушение международного права обычно связаны с попранием правительством прав своих собственных граждан. Так было и в нацистской Германии, и в СССР, и в Ираке, и в целом ряде других государств, развязывавших агрессивные войны или пред­принимавших грубые захватнические акции. Учитывая все это, страны-участницы ОБСЕ рассматривают соблюдение прав чело­века не как сугубо внутреннее дело каждой отдельной страны, а как предмет их общей озабоченности и коллективной ответст­венности.

Уважение прав личности способствует укреплению доверия между народами, создает благоприятную атмосферу для разно­сторонних человеческих контактов и сотрудничества, вносит в международные отношения нравственное начало. Без общей гу­манистической ценностной и правовой базы, создаваемой уваже­нием прав человека, невозможно сближение народов, их интег­рация.

Обеспечение прав каждому человеку, независимо от госу­дарственных, национальных, расовых и других различий, - путь к космической разумности и нравственности человечест­ва. На протяжении всей человеческой истории разум и нрав­ственность характеризовали в большей степени отдельных людей, чем человечество в целом. Об этом убедительно свиде­тельствуют, например, многочисленные разрушительные вой­ны, бездумное, варварское обращение с природой и т.д. Уваже­ние прав каждого представителя человеческого рода может по­служить исходным принципом построения земной цивилизации на началах разума и гуманизма. Оно позволяет личности быть сознательным и свободным творцом своей собственной частной и общественной жизни, безболезненно и конструктивно разре­шать конфликты, вытекающие из неизбежного несовпадения интересов, мнений и ценностных ориентаций людей, предотвра­щать злоупотребления властью и ставить ее на службу человеку и человечеству.

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • – феномен и специфику политического поведения и участия;
  • – основные типы политического участия;
  • – теории политического участия;
  • – основные черты и тенденции электорального участия в современной России;
  • – особенности электорального поведения в России;

уметь

  • – анализировать мотивы политического поведения и участия;
  • – отстаивать и защищать свои нрава;
  • – идентифицировать партийные предпочтения российских избирателей;

владеть

  • – базовой методикой оценки политического поведения и участия;
  • – проблемным полем электорального поведения.

Типы политического поведения и участия

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы.

Политическое поведение является мотивированным процессом, в нем находят воплощение различные виды политической деятельности. Особенности политического поведения связаны со спецификой политической сферы, которая предполагает, что все "политические понятия, представления и слова имеют полемический смысл; они предполагают конкретную противоположность, привязаны к конкретной ситуации, последнее следствие которой есть разделение на группы “друг – враг”, и они становятся пустой и призрачной абстракцией, если эта ситуация исчезает" .

Современная политическая мысль использует несколько подходов для объяснения феномена политического поведения. К основным направлениям относятся: экономическое, социологическое, психологическое. В ряде случаев возможны их интеграция, комплексное использование с целью получения объективного представления о "целостном человеке" – избирателе.

Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие представляет собой инструментальную активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия.

К политическому участию относятся:

  • – электоральное поведение (действия по делегированию полномочий);
  • – активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;
  • – посещение митингов;
  • – участие в демонстрациях;
  • – участие в деятельности партий и групп интересов.

Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А. Марш (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Классификация типов политического участия по А. Маршу

Как видно из табл. 12.1, А. Марш выделяет три основных типа политического участия: ортодоксальное, неортодоксальное и политические преступления.

К политическому участию ортодоксального типа А. Марш относит действия, обеспечивающие устойчивое функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней в законных формах. Действия, несанкционированные законом или направленные против политической системы (протестное поведение), квалифицируются как политическое участие неортодоксального типа. Политическими преступлениями А. Марш считает политическую деятельность с использованием нелегитимного насилия.

Сходную позицию занимает У. Милбрайт (США), подразделяющий политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям).

К первому типу он относит голосование, участие в работе партий и избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами. Ко второму – участие в демонстрациях, бунты, решительные протесты против безнравственных действий власти, участие в митингах протеста, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям. Неконвенциональное участие осуществляется в ненасильственных активных формах (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.) и насильственных формах (терроризм, бунт и т.п.).

Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности (активное – пассивное). На основании формы участия (приемлемые и неприемлемые) и степени активности (активное – пассивное) можно выделить четыре типа политического участия (табл. 12.1 и 12.2).

Таблица 12.2

Формы политическою участия

Политическое участие зачастую подразделяют на следующие виды: автономное и мобилизационное. Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т.п. Как правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Подобное участие ни в коей мере не является средством реализации групповых интересов. В определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Безусловно, оба типа являются идеальными в том смысле, что в любом обществе, в любой политической системе присутствуют элементы того и другого. В тоталитарных и авторитарных режимах доминирует мобилизационный тип участия. В демократических – автономный, хотя существуют элементы мобилизационного поведения индивидов, например, в избирательных кампаниях активно используется метод манипулирования сознанием с целью оказать воздействие на политическую позицию индивида. Один из крупнейших австрийских политологов, преподававший также в Колумбийском университете и Гарварде, Йозеф Шумпетер утверждает, что "существование партий и политиков свидетельствует о том, что массы избирателей не способны на какие-либо другие действия, кроме паники. Они регулируют политическую конкуренцию точно так же, как это делают профессиональные ассоциации. Психотехника управления партией, ее рекламная кампания, лозунги и марши – это все не украшения. Это и есть суть политики" . Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.

К наиболее распространенному типу относится электоральное поведение. На его направленность оказывает влияние, прежде всего, идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой и (или) партией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.

Среди форм политического поведения и участия определенное место занимают протестные формы. Политический протест – это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям.

К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые насильственные акции. Наиболее распространенной, объясняющей причины и механизмы протестного поведения, является концепция депривации. Депривация – это состояние недовольства субъекта, возникающее в результате расхождения между реальным (или оцениваемым) и ожидаемым им (субъектом) состоянием. Когда это расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, возникает мотивация к участию в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост налогов и цен, разрушение стандартных норм и убеждений, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрицательные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым "нормативным" состоянием. "Взрыв" протестных форм поведения с большей вероятностью происходит в период перехода от экономического подъема к глубокой депрессии, когда люди начинают сравнивать свое новое положение с прежним.

Как показывает политическая практика, недовольство порождает протест прежде всего у тех, кто еще не потерял надежду "выбиться в люди", у кого повторялись и подкреплялись попытки улучшить свое положение. Таким образом, протестное поведение более распространено среди людей, чье положение относительно улучшилось, нежели среди тех, у кого оно стабильно остается плохим. Активизация различных форм политического протеста возможна и в периоды экономического подъема, когда рост ожиданий может значительно обгонять экономические возможности удовлетворения потребностей.

Однако недовольство – важная, но не единственная причина протестного поведения людей. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги и символические акции, недоверие к политическому режиму, утрата веры в традиционные способы выражения требований.

Распространенными формами политического протеста являются митинги, демонстрации, шествия, забастовки. При низкой степени институционализации подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Именно поэтому во многих демократических странах проведение массовых политических мероприятий регулируется специальными законами, которые предусматривают ряд необходимых мер (порядок уведомления властей о проводимых мероприятиях или получение организаторами предварительного разрешения властей на проведение митингов, демонстраций, шествий и т.п.).

К насильственным неконвенциональным типам политического поведения и участия относится терроризм. Понятие "терроризм" не следует путать с понятием "террористическая деятельность", в содержание которого входит как террор, проводимый государством против народа или политических деятелей других государств, убийства политических конкурентов, так и собственно терроризм. Под терроризмом понимается оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы ) для запугивания правительства и населения. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступлений, является проведение таких насильственных акций, которые способны ввергнуть общество в состояние шока, получить широкой резонанс, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Существуют различные виды политического терроризма.

  • – По идеологическим ориентациям выделяют правый (неофашистский, правоавторитарный) и левый (революционный, анархистский, троцкистский и т.п.) терроризм.
  • – По преследуемым террористами целям различают культуро-творческий (возбуждающий общественное сознание с помощью кровавых акций), рациональный (являющийся средством политического участия) и идеологический (воздействующий на всю политическую систему в целом и ее нормы) терроризм.
  • – По исторической направленности терроризм может подразделяться на "анархо-идеологический", стремящийся нарушить традиционную политическую систему, мир отцов, прервать историческую преемственность, и "национал-сепаратистский", стремящийся, напротив, восстановить мир предков, былое величие и единство нации, независимость и суверенитет, отвоевать утраченные территории, отомстить за нанесенные травмы и обиды.
  • – В отдельный вид выделяется религиозный терроризм.

К методам терроризма относятся: убийства политических деятелей, похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников, провоцирование вооруженных столкновений и т.п. Для членов террористических организаций характерно стремление оправдать свои действия высшими целями, невозможностью иначе повлиять на ситуацию. Однако мотивы включенности террористических организаций чаще всего бывают абсолютно иные.

Было бы неправомерно объяснять политический терроризм исключительно психопатологическими чертами его агентов. Обследования задержанных террористов показывают, что лиц с психопатологическими отклонениями среди них немного. Для террористов характерны такие черты личности, как завышенные притязания, неудачи в освоении социальных ролей, обвинение других в собственных неудачах, эмоциональная неразвитость, повышенная степень агрессивности, склонность к стрессам, фанатизм, неадаптированность к реальности.

Адаптация – это своеобразная форма приобретения личностью привычки. Приобретение привычки, подчеркивал И. П. Павлов, с физиологической точки зрения есть не что иное, как "образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию и служащих основой формирования поведенческих актов" , включая, видимо, и социальную активность человека.

Многие террористы лишены способности самоконтроля. Формирование способности к самоконтролю требует постоянного присутствия волевого начала в поведенческих актах человека. "Самоконтроль, – считает Т. Шибутани, – это сложная форма поведения, которая связана со способностью взглянуть на себя “со стороны”, сформировать, с точки зрения других, Я-образ и приспособиться к их предвосхищаемым действиям" . Именно в способности человека к самоконтролю обнаруживается уровень его социального развития. Осуществление самоконтроля призвано держать человека в рамках общественных требований и связано с постоянным преодолением противоречий между личными желаниями, предпочтениями и социальными обязанностями, моральными нормами, общепринятыми в данном обществе. Таким образом, самоконтроль представляет собой определенное ограничение личного в пользу общественного и является главным условием совершенствования, процесс которого соотносится с ростом чувства ответственности, чувством долга и т.п. Важным аспектом саморегуляции поведения является стремление понять позицию других. Понимание помыслов и поступков людей не означает примирения с негативными их проявлениями, наоборот, создает условия для успешной борьбы с ними. Много недоразумений в жизни мы испытываем только потому, что не умеем или же не даем себе труда сознательно поставить себя на место других. Мотивационное "иоле" одного человека в различной степени входит в мотивационные системы других людей, взаимодействует с ними. Поэтому нередко регуляция мотивации личности опосредствуется особенностями мотивации другого человека. Выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

В ситуациях неразрешимых проблем, борьбы мотивов возникает необходимость подняться над ними, что помогает индивидам повышать свою жизненную устойчивость в ситуациях неопределенности и кризисных ситуациях.

Участие в террористических организациях – это своего рода способ компенсации низкой личностной самооценки (за счет чувства господства над другими), способ преодоления чувства одиночества, формирование ощущения сопричастности, коллективного единства. По существу, член террористической организации – это радикализированный маргинал, отвергший общепринятые нормы культуры, создающий и осваивающий нормы контркультуры, контркультуры насилия.

Рост терроризма прямо не связан с социально-экономической ситуацией в обществе. Безусловно, кризис и спад производства влияют на распространение террористического поведения, однако "всплеск" террористических акций можно наблюдать и в экономически благополучных странах. Распространению терроризма способствует эмоциональноинтеллектуальный настрой общества. Так, романтическое восприятие терроризма как борьбы за правду, справедливость, как своего рода "политическое робингудство" служит террористам моральной поддержкой и способствует распространению чудовищных преступлений. Резкое же неприятие терроризма как исключительно асоциального явления – одно из слагаемых успеха в борьбе с ним.

Выстрел в петербургского градоначальника Ф. Трепова, произведенный январским утром 1878 г. В. Засулич, ознаменовал зарождение в российском государстве политического терроризма.

Однако какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним из тяжелейших политических преступлений. Поэтому проблема борьбы с терроризмом международным сообществом признается одной из приоритетных.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т.п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.

К причинам, обусловливающим абсентеизм, относится доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками "своей" субкультуры, как чуждый и (или) иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов также может вести к утрате интереса к политике. С точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает стремление обратиться к политике как средству отстаивания и защиты своих интересов.

В настоящее время процесс социализации приобретает проблемные черты, обусловленные тем, что "свободное" воспитание приводит к тому, что человек действительно становится неуправляемым и потому нетерпимым для общества из-за своего постоянного стремления не считаться с другими. Неслучайно такой человек пребывает в непрерывных конфликтных отношениях с окружающими.

Политическая апатия может проистекать из чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

В современной России доля политически апатичных людей в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в "чудесное" пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм определенной части российского общества – в значительной мере результат крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий "экономического чуда".

Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой – существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения.

Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения к политике через институализированные формы участия.

  • Шмитт К. Понятие политического // Антология мировой политической мысли. Т. 2. М., 1997. С. 296.
  • Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия // Антология мировой политической мысли. М., 1997. С. 232.
  • Павлов И. П. Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 4. С. 428-429.
  • Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 168.
Поделиться