Налог на сверхдоходы. Проблемы исчисления налога на сверхприбыль

Богатые домохозяйства РФ недоплачивают в федеральную казну налогов на сумму 500 млрд рублей. Такое мнение было высказано секретарем Общественной палаты Валерием Фадеевым во время выступления в Госдуме . Он подчеркнул, что в вопросе сбора налогов с богатых домохозяйств есть огромный потенциал, несмотря на то, что сделать это будет крайне сложно. Каким образом можно реализовать этот процесс? Действительно ли необходимо ввести в России налог на сверхдоходы, ведь ранее уже сообщалось о планах обложить налогом в 18% зарплату свыше 2 млн рублей ? Эксклюзивное интервью для читателей «Правды.Ру» дал Валентин Катасонов, профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова.

Предложения ввести прогрессивную шкалу подоходного налога звучали неоднократно, однако в парламенте каждый раз отклоняли подобные инициативы. Но все-таки в обществе мысль о том, что богатые должны платить больше, весьма популярна. Есть ли, на ваш взгляд, необходимость изъятия сверхдоходов?

Наше государство можно определить как государство финансовой олигархии в ярко выраженном виде. Поэтому нынешняя власть - под государством я понимаю законодательную и исполнительную власть - будет до конца отстаивать финансовую олигархию. Ни для кого не является секретом, что у нас социально-экономическая поляризация общества намного выше, чем сегодня в Западной Европе или в США. Я могу много разных показателей приводить, но они и так всем известны.

Мне хотелось бы обратить внимание, что прогрессивная шкала налогообложения - важнейший резерв пополнения нашего бюджета. Плоская шкала налогообложения вообще является экзотикой, присущей только каким-то небольшим государствам, в том числе и государствам с явными признаками юрисдикции. Так что в этом смысле мы являемся просто некоей аномалией. Вот господину Кудрину на это бы обратить внимание, но он предлагает такие меры, которые окончательно приведут к разрушению российской государственности. Я прежде всего имею ввиду приватизацию.

- Может, налоговым органам нужно лучше работать?

Мне хотелось бы обратить внимание, что есть еще один, более мощный резерв, который почти не обсуждается. Даже если бы у нас была прежняя плоская шкала налогообложения в 13%, и эти 13% платились бы со всех доходов, то у нас бюджет был бы в 2-3 раза больше. Я имею в виду то, что у нас практически финансовая олигархия не платит даже 13% налогов с тех доходов, которые она получает в офшорных юрисдикциях. И это мощнейший резерв. Центральный банк РФ публикует такой статистический отчет, который называется «Международная инвестиционная позиция РФ». Это соотношение активов и международных обязательств. Так вот, согласно этому документу наши зарубежные активы - когда говорю «наши», имею в виду экспортеров капиталов, которые являются российскими резидентами, - составляют 1,3 триллиона долларов.

Но это верхняя часть айсберга, потому что мои подсчеты показывают: реальные активы составляют порядка трех триллионов. Даже если эти активы дают доходность 5% годовых, это получается совершенно бешеная сумма. С этой суммы мы могли бы действительно пополнить наши доходы. Но хочу сказать, что законы о деофшоризации, которые были приняты в виде поправок к налоговому кодексу в 2014 году, не работают. В этом году впервые проходила подача деклараций по так называемым КИКам - это контролируемые иностранные компании. Так вот, количество деклараций составило всего 3-4% от того количества, которое должно было быть по экспертным оценкам. То есть на практике наша финансовая олигархия просто проигнорировала эти поправки к налоговому кодексу. Поэтому даже если бы был принят какой-то закон о прогрессивной шкале налогообложения, они нашли бы способ обойти этот закон.

Наша проблема заключается в том, что у нас начался законотворческий зуд. Вместо того чтобы исполнять даже принятые законы, принимаются все новые и новые - и вот так происходит инфляция, девальвация наших юридических норм (www.pravda.ru)

Налогообложение на стадии утверждения тоталитарного режима (1927 - 1940 гг.)

Состояние налоговой системы

С конца 20 - х годов проявляется четко выраженная ориентация построения налоговой системы, соответствующей формирующемуся тоталитарному режиму. Прослеживается различный налоговый режим для субъектов, основанных на различных формах собственности. Возникают новые налоговые рычаги, усилившие перераспределительный крен в пользу государства.

С 1923 - 30 гг. был проведен ряд законодательных реформ, изменивших механизм и направленность промыслового налога. Все плательщики промыслового налога разделялись на две группы, уплачивающие налог:

В твердых ставках;

В процентном отношении к обороту.

По твердым ставкам облагались промыслы (кустарный, ремесленный, лесной и т. д.), разделенный на 4 разряда.

В процентном отношении облагались налогом к обороту все остальные предприятия в централизованном и общем порядке.

Налог с оборота

В конце 30 - х годов возникает налог, ставший основой советской налоговой системы и просуществовавший до 1992 г. Налогом с оборота облагались обороты хозяйственных предприятий и организаций по продаже ими товаров. Причем оборот по каждому данному товару облагался только один раз, независимо от количества звеньев его обращения.

К товарным оборотам относились только обороты по продаже товаров. Обороты по исполнению работ и оказанию услуг облагались налогом с нетоварных операций.

Плательщиком налога считалось каждое отдельное предприятие, имеющее бухгалтерский учет и собственный расчетный счет в кредитном учреждении. Ставки налога определялись в зависимости от категории плательщика, характера предмета обложения и особенностей исчисления объекта.

Подоходный налог

Подоходный налог применялся в двух формах: подоходный налог с юридических и физических лиц. Подоходный налог с государственных предприятий и кооперативных организаций применялся по отношению к государственным и коммунальным предприятиям, действующим на началах коммерческого расчета, кооперативным организациям, акционерным обществам.

Подоходный налог с рабочих, служащих и другого населения, не занятого сельским хозяйством. Этому налогу подлежали все физические лица, в том числе и иностранцы, а также частные юридические лица. Подоходный налог взимался со всех доходов годовыми суммами - окладами или месячными окладами, в зависимости от категории плательщика.

Налог на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль выступал как дополнительный к подоходному налогу с частных физических и юридических лиц. Налогу подлежали:

1. физические и частные юридические лица, получающие доходы от участия в торговых предприятиях;

2. физические лица, получающие доходы от посреднических, маклерских, кредитных операций без содержания контор.

Облагаемой сверхприбылью признавалась сумма, составляющая разницу между доходом, обложенным подоходным налогом, и нормальным доходом, исчисляемым из процентов нормальной доходности от оборотов предприятий, установленных для взимания промналога.

Военный налог взимался мирное время с лиц, зачисленных в тыловое ополчение. Военкоматы ежегодно после призывов сообщали списки лиц, зачисленных в тыловое ополчение, местным окрфинотделам, которые сообщали их налоговым инспекторам в зависимости от обложения этих лиц подоходным налогом или сельхозналогом.

Налог с наследств и дарений регулировался тремя актами:

По наследуемому имуществу, открывшемуся за время с 1 января 1923 г. до 1 марта 1926 г - Декрет ВЦИК от 1922 г. о наследственных пошлинах;

По имуществу, открывшемуся с 1 марта 1926 по 1 октября 1929 г. - Законом от 29 января 1926 г.;

В отношении наследств, открывшихся с 1 октября 1929 г. - Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 февраля 1929 г.

В состав наследуемого имущества входило как наличное имущество, так и находящееся в долгу или споре. Налог исчислялся со стоимости всего переходящего к наследникам имущества и уплачивался наследниками пропорционально доле каждого в наследуемом имуществе.

Широкое распространение получила система акцизов. Правда, в условиях относительной внешней изоляции основной упор делался на внутренние акцизы.

Самообложение

Самообложение допускалось только в сельской местности на устройство и содержание учреждений культурно - просветительных, здравоохранения, социального обеспечения и учреждений, имеющих целью поднятие сельского хозяйства. На нужды дорожного строительства самообложение было возможно только в случае, если данное население не было привлечено к трудовому участию в дорожном строительстве.

Самообложение осуществлялось в денежной и натуральной форме и в виде трудового участия. Условия самообложения выносились на обсуждение схода по инициативе самого сельсовета, который разрабатывал сметы и механизм применения.

Регулирование налоговой системы во время Великой Отечественной войны

Особенности налогового регулирования

С 1941 г. многие налоговые механизмы стали действовать в усеченном виде или попросту исчезли. Причиной явилось как сокращение плательщиков, так и исчезновение объекта обложения. Многие налоги, в основе которых лежало обложение доходов в условиях карточной системы, подчас натурального распределения необходимого минимума продуктов, оказались ненужными.

Однако и период 1941 - 1945 гг. характеризовался изменениями налоговых механизмов. С 1 октября 1941 г. установлен налог на одиноких и бездетных граждан.

Разновидность налога на прибыль. В различных странах уплачивался по разному, чаще в виде налога на прирост прибыли. Сущностьналога - ограничение рентабельности отдельных сверхдоходных производств, главным образом монополистов.

  • - дополнительный налог на прибыль, величина которого намного превышает установленные нормы прибыли.По-английски: Monopoly taxСинонимы: Монопольный налогСм. также: Налоги на прибыль  ...

    Финансовый словарь

  • Экономический словарь

  • - монопольная прибыль - крайне высокий уровень прибыли, достигаемый за счет монопольного поведения предприятий - изготовителей товаров и поставщиков товаров на рынок...

    Экономический словарь

  • - разновидность налога на прибыль. В различных странах уплачивался по разному, чаще в виде налога на прирост прибыли...

    Большой экономический словарь

  • - см. ПРИБЫЛЬ, МОНОПОЛЬНАЯ...

    Большой экономический словарь

  • - дополнительный налог на прибыль, величина которой намного превышает установленные нормы прибыли...
  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - категория капиталистического хозяйства, отражающая превышение прибыли капиталистических предприятий и монополий по сравнению со средней прибылью...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Р., Д., Пр. сверхпри/были...

    Орфографический словарь русского языка

  • - сверхпри/быль,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - СВЕРХПРИ́БЫЛЬ, -и, жен. Прибыль, значительно превышающая среднюю прибыль. Сверхприбыли монополий...

    Толковый словарь Ожегова

  • - сверхпри́быль ж. Прибыль, значительно превосходящая среднюю норму...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - сверхпр"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 прибыль...

    Словарь синонимов

"НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ" в книгах

2.1.3. Земельный налог

автора

2.1.3. Земельный налог Земельный налог относится к местным налогам. Это означает, что основной порядок начисления и уплаты налога дается в НК РФ. Однако при этом налоговое законодательство дает местным органам власти немалую возможность для маневра – например, в

2.1.4. Налог на имущество и транспортный налог

Из книги Индивидуальный предприниматель [Регистрация, учет и отчетность, налогообложение] автора Анищенко Александр Владимирович

2.1.4. Налог на имущество и транспортный налог С налогом на имущество и с транспортным налогом индивидуальным предпринимателям будет все же немного проще. В отношении этих налогов они ничем не отличаются от обычных граждан.Налог на имущество уплачивается предпринимателем

2.2.5. Как исчислить налог

Из книги Индивидуальный предприниматель [Регистрация, учет и отчетность, налогообложение] автора Анищенко Александр Владимирович

2.2.5. Как исчислить налог Теперь, пожалуй, самое главное. Как посчитать единый налог.Объектом налогообложения является вмененный доход. Вмененным он называется потому, что предпринимателям он вменяется – и не зависит от реальных доходов предпринимателя вообще.Налоговой

5.7.1. Налог на прибыль

автора Орлова Елена Васильевна

6.7.3.2. Налог на прибыль

Из книги Налоговый и бухгалтерский учет расходов на рекламу. Без ошибок с учетом интересов компании и требований налоговых органов автора Орлова Елена Васильевна

6.7.3.2. Налог на прибыль В отличие от НДС в отношении налога на прибыль нет никаких поблажек.При общей системе налогообложения расходы, возникшие в связи с оказанием благотворительной помощи, не учитываются в целях налогообложения прибыли.Так, согласно ст. 270 НК РФ при

Налог на прибыль

Из книги Банковский аудит автора Шевчук Денис Александрович

Налог на прибыль Положение «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями» № 490 от 16.05.94Состав доходов:Суммы начисленных и полученных процентов по кредитным ресурсамКомиссионные и иные сборы

Единый налог

автора

Единый налог Для ведения налогового учета организациям, применяющим УСН, не нужно разрабатывать специальные регистры и рассчитывать налог на прибыль (п. 2 ст. 346.11 HK РФ). Налоговый учет эти организации ведут в книге учета доходов и расходов. На основании ее итоговых данных

Налог на прибыль

Из книги Как правильно применять «упрощенку» автора Курбангалеева Оксана Алексеевна

Налог на прибыль Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на прибыль. Тем не менее в некоторых случаях они обязаны составлять отчетность по налогу на прибыль.Обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль должны

Налог

автора Гартвич Андрей Витальевич

Налог Под налогом понимается обязательный платеж, взимаемый в бюджет государства в целях финансового обеспечения его деятельности. Налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.В наше время налоги собираются в денежной форме. Это удобно и

Транспортный налог

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

Транспортный налог Транспортный налог призван компенсировать неудобства, которые создают обществу автомобили и другие транспортные средства. Хотя подобная компенсация уже заложена в других налогах: в акцизе на производство бензина и других видов топлива и в акцизе на

III. Налог

Из книги Что видно и чего не видно автора Бастиа Фредерик

III. Налог Не случалось ли вам слышать такое мнение:«Налог есть лучшее помещение средств, это животворная роса. Посмотрите, сколько семейств живут благодаря ему, и проследите мысленно, как он отражается на промышленности; да это бесконечное благо, это сама жизнь»?Чтобы

Из книги Том 26, ч.3 автора Энгельс Фридрих

Рамсей называет валовой прибылью то, что я

Сверхприбыль без риска

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Сверхприбыль без риска Итак, «операция «Революция», умело профинансированная из-за рубежа, увенчалась успехом. Русскую сокровищницу взломали. Оставалось только взять трофеи. Начался невиданный грабеж русских богатств, затмевающий даже дела конкистадоров в индейской

Налог

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Налог НАЛОГ- обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый в определенном размере и в определенный срок. Н. зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим Н. отличаются от всевозможных сборов,

Сверхприбыль

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Налог на сверхдоход - прямой налог, относящийся к группе подоходных налогов, применявшийся в качестве чрезвычайного рядом государств, разновидность налога на прирост прибылей. Объект налогообложения - часть прибыли юридических лиц (корпораций), осуществляющих коммерческую деятельность на территории страны, и физических лиц, превышающая ее средний размер за определенный предшествующий период. Применяемые ставки налога обычно очень высоки и могут достигать 80-100%.

Исторически налог использовался в качестве чрезвычайной меры при острых финансовых затруднениях государства и одновременном росте прибылей предприятий и организаций за счет инфляции, главным образом в периоды войн. Исчислялся двумя методами: процентным и нормативным. При первом ставка налога устанавливалась в определенном проценте к капиталу. При втором методе ставка устанавливалась в процентах к части прибыли, превышающей среднюю («нормальную») прибыль за ряд предшествовавших лет (как правило, 3-4 года).

Впервые данный налог был введен в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (1915 г.), а также в царской России (1916 г.), где был определен как налог на прирост прибылей. Плательщиками налога выступали торговые и промышленные предприятия, чистая прибыль которых составляла более 8% на основной капитал. Объектом обложения являлся прирост прибыли, рассчитываемый как разница между фактически полученной прибылью и прибылью, равной 8% на основной капитал.

Налог также использовался рядом государств в годы Второй мировой войны. Во всех государствах применялись высокие ставки налога: в США в 1943-1945 гг. они достигали 80% сверхприбыли и рассчитывались нормативным методом, в Великобритании в 1939-1945 гг. - 100% и применялись оба метода исчисления. Несмотря на большой процент изъятия, поступления по данному налогу в государственные бюджеты были незначительными. По окончании 2-й мировой войны налог сохранил свое значение и по-прежнему применялся при острых финансовых затруднениях государств, как правило, связанных с военными расходами. Например, в Великобритании в период реализации долгосрочной военной программы (1951-54) налог взимался с акционерного капитала поставке 10%. В США в период войны с Кореей (1950-53) общая ставка налога на прибыль и сверхприбыль достигала 82% .

В СССР налог на сверхприбыль введен в 1926 г. с целью «изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученные в результате применения спекулятивных цен». Плательщиками налога выступали владельцы торговых и промышленных предприятий, а также торговые посредники. Объект обложения - прибыль за данный год, превышавшая норму, исчислявшуюся исходя из установленных цен. Норма прибыли определялась губернскими финансовыми отделами совместно с органами торговли. Размер налога не должен был превышать 50% оклада подоходного налога. Налог был отменен постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1934 г.

В налоговых системах развитых стран конца XX в. налога на сверхдоход не существует, но в то, же время, имеют место специальные налоги на прибыль. Они вводятся на определенный период или с определенной целью и являются дополнительным источником налоговых поступлений (т.е. по экономической сути представляют собой трансформированный налог на сверхдоход). Так, в США в составе корпорационного налога взимался, так называемый, «дополнительный налог с высоких прибылей» («supplementary tax») по ставке 5%. В Великобритании существовал налог на прирост капитала («capital gains tax»), взимаемый при перепродаже имущества или ценных бумаг. К числу специальных налогов относят также налоги на прибыль в отдельных отраслях добывающей промышленности, прежде всего в нефтяной отрасли (так называемый нефтяной корпорационный налог – «petroleum revenue tax»). Этот налог уплачивался нефтедобывающими компаниями наряду с корпорационном налогом в Великобритании, Норвегии, Канаде.

В современных экономических системах XXI в. все большее внимание уделяется применению налога на сверхдоход, особенно это стало актуально после кризиса 2008 года.

Налог на сверхдоход во Франции

Общественный резонанс произвела попытка введения налога на сверхдоход во Франции. В начале июля 2012 года премьер-министр Франции Жан-Марк Эро выступил с заявлением о том, что стране необходимы кардинальные меры, способные стабилизировать слабую экономику. Особо премьер-министр упомянул об обязанности состоятельных граждан Франции содействовать в восстановлении ВВП. Власти планировали ввести новые правила налогообложения, согласно которым наиболее рентабельные крупные корпорации, а также самые богатые жители страны платили бы в казну 45% своих доходов. При этом для граждан, чьи доходы превышают 1 миллион евро, налоговая нагрузка составила бы 75%. Несмотря та то, что во Франции подоходный налог и так немаленький, и он составляет 41%.

Однако вскоре, 29 декабря 2012 года конституционный суд Франции отменил повышение налога на сверхдоход французских граждан до отметки в 75%, который должен был быть введен со следующего года. Несмотря на то, что такое запланированное повышение налогов стало скорее бы символической акцией, которая затронет всего несколько тысяч французских граждан, оно серьезно шокировало многих зарубежных инвесторов и буквально привело к побегу из родной страны людей, имеющих высокие доходы, к примеру, - Жерар Депардье. Самый богатый француз, руководитель концерна Моёт Хенесси («Moet Hennessy»), Луи Вьютон («Louis Vuitton») Бернар Арно попросил бельгийского гражданства. СМИ связали это с ожиданием ужесточения налоговой политики во Франции, Арно это опровергал. Многие французские богачи уже давно платят налоги в Бельгии и Швейцарии, где налоговые ставки ниже, чем во Франции: в их числе певцы Джонни Холлидей и Шарль Азнавур, а также актеры Ален Делон и Изабель Аджани, теннисисты Амели Моресмо и Янник Ноа.

Представители социалистов при власти рассчитывали, что введение 75%-го налога поможет государственной казне получать примерно 300 миллионов евро в год, что стало бы довольно существенным подспорьем во время нынешнего финансового кризиса в еврозоне и серьезно бы поддержало национальный бюджет. Однако для реализации данной цели правительству Франции понадобилось примерно 33 миллиарда евро.

Конституционный суд Франции, который и определяет соответствие всех новых норм основным законам, отметил, что введение подобного налога стало бы несправедливым, так как поставило бы французов в неравные условия.

Налог на сверхдоход в Австралии

«21» марта 2012 года Верхняя палата парламента (сенат) Австралии одобрила закон о новом налоге на сверхдоходы горнодобывающих компаний. Правительство Австралии рассчитывает, что налог пополнит бюджет примерно на 11 млрд. австралийских долларов. Однако пока неясно, насколько продолжительным окажется действие такого налога.

После того, как в 2008 году разразился глобальный кризис, идея бывшего главы правительства Кевина Радда ввести 40%-ный налог на сверхприбыли была вполне целесообразной. Но по мере ее продвижения самый популярный политик страны быстро терял доверие электората, причем это происходило всего за несколько месяцев до парламентских выборов. Новым премьером стала его заместитель Джулия Гиллард - впервые в истории страны этот пост заняла женщина. Она тут же вступила в переговоры с горнорудными гигантами, которые охотно приняли «мирные предложения».

Стороны пришли к обоюдному согласию - ставка налога была снижена до 30%, внесен ряд других поправок (всего 96 пунктов). В частности, налог теперь взимается только с компаний, добывающих железную руду и уголь, годовая прибыль которых превышает 75 млн. долларов, что выводит из-под удара малый бизнес. Налог затронул около 320 компаний Австралии, но 85% нагрузки пришлось на BHP Billiton, Xstrata и Rio Tinto. Ставка будет уменьшена до 29% к середине 2013 года, однако дальнейшее снижение будет возможно лишь при изменении финансово-экономической ситуации. Закон о налоге на сверхдоход («Mineral Resource Rent Tax (MRRT)») был принят с небольшим перевесом голосов (38:32) и вступил в силу 1 июля 2012 года.

По оценкам аналитиков, австралийская горнорудная промышленность может в результате действия налога на сверхдоход утратить до 30% прибылей. Новый налог усилит беспокойство инвесторов относительно надежности капиталовложений в этот сектор. Некоторые эксперты предсказывают, что налог подорвет конкурентоспособность Австралии на международных рынках и сократит приток в страну иностранных инвестиций. Налог нанесет серьезный удар по репутации Австралии как страны с благоприятным бизнес-климатом.

Правительства либералов в штатах Западная Австралия и Новый Южный Уэльс, подконтрольных оппозиции, уже заявили об отказе подчиняться рекомендациям Гиллард, которая пожелала, чтобы они не повышали роялти на горнорудный экспорт. Это еще больше урежет доходы центральной власти от налога на сверхдоход, поскольку в сделке Гиллард с горнорудными гигантами оговорены гарантии освобождения их от любых повышений роялти штатов.

Налог на сверхдоход в России

Законопроект, согласно которому в России введут налог на сверхприбыль и роскошь, может быть внесен на рассмотрение в Госдуму РФ уже в 2013 году. В то же время к введению такого налога стране необходимо подготовиться, в частности, госорганам необходимо четко вести кадастр собственности - земли, недвижимости. Пересмотр налоговой системы, существующей в стране сейчас, вряд ли возможен. Взимание налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оптимальнее и результативнее дифференцированной системы налогообложения. Предметами, свидетельствующими о богатстве их владельцев, согласно внесенному законопроекту, признаются недвижимость и земельные участки стоимостью от 15 млн. рублей, транспортные средства (автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера) стоимостью от 2 млн. руб., а также драгоценности и произведения искусства, цена которых превышает 300 тыс. рублей. Ставку налога планируется сделать дифференцированной - в зависимости от рыночной стоимости роскошного объекта. Так, собственникам машин, которые оцениваются в сумму от 2 до 20 млн. руб., придется отдать в казну 1% от их стоимости, налог на средства передвижения ценой от 20 до 50 млн. руб. составит 3%, а для транспортных средств дороже 50 млн. - 5%. При этом платить подать за роскошь обяжут не только физических, но и юридических лиц.

Традиционно называется два главных аргумента за его введение: огромный разрыв между самыми бедными и самыми богатыми россиянами (их доходы в среднем по стране различаются в 17 раз, тогда как в странах Европы в три - пять раз) и существование подобного налога в ряде развитых государств, таких как Франция, Италия, Великобритания. Противники инициативы, в свою очередь, обращают внимание на то, что механизм налогового администрирования в этих странах работает гораздо более эффективно, а сама налоговая система более совершенна.

Во-первых, он создает условия для возникновения двойного налогообложения, поскольку в России уже существуют налоги на имущество, включая те предметы, которые перечислены в документе. Тем более что законопроект не содержит положений, определяющих порядок исчисления налога на предметы роскоши. Но это далеко не единственная недоработка его авторов. Например, не понятно, почему в перечень объектов роскоши, наряду с ювелирными изделиями, картинами и скульптурами, не попали антикварные книги, монеты из цветных металлов и многие другие материальные свидетельства богатства. А дифференцированные ставки налога в зависимости от стоимости и вида имущества не подкреплены обоснованием и расчетами. Таким образом, введение данного налога требует специальных доработок.

Кроме того в нефтедобыче так же может быть введён налог на сверхприбыль. Окончательные решения по новой системе налогообложения с конкретными ставками налогов и сроками их введения должны быть подготовлены уже в ближайшее время. В настоящее время они находятся в проработке. Среди фискальных мер регулирования отрасли может быть и введение специального фискального режима для новых месторождений, и дифференциация НДП, и выравнивание пошлин на светлые и тёмные нефтепродукты, а в перспективе - переход к налогу на сверхприбыль в нефтедобыче.

Также правительство рассматривает дополнительные предложения о предоставлении льгот по проектам нефтяной отрасли, которые не могут быть реализованы без господдержки. Речь идёт о такой системе, которая позволит минимизировать налоговую нагрузку на начальном этапе разработки месторождения, а впоследствии вернуть долги государству и получить льготы, когда месторождения будут изношены.

Таким образом, опыт применения налога на сверхдоход в ряде зарубежных стран помогает понять причины и актуальность его введения. Однако для положительного результата использования налога на сверхдоход необходимо учитывать такие факторы, как политическая ситуация в стране, уровень платежеспособности налогоплательщиков, сформированность налоговой базы, стабильность экономической системы и другие.

Литература:

1) Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения //М: Юристъ, 2003 г., 154-162 с.

2) Толкушкин А.В. История налогов в России//М: Юристъ, 2001 г., 254-258 с.

3) Интернет-портал. Новости мира [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.novostimira.com.ua/news_38664.html

4) Интернет-портал. Европейские новости [Электронный ресурс]// Источник на английском языке. Режим доступа: www.euronews.com

5) Интернет-портал. «Металлопрокат.ру» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.metalindex.ru/news/2012/03/28/news_38789.html

6) Интернет-портал. «Риа Новости» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://ria.ru/analytics/20121213/914640274.html

Корпораций подразумевается платеж, облагающий доход организации, размер которого значительно выше среднего. В большинстве случаев введение такого налога рассматривается в качестве крайней финансовой меры. Имеется в виду значительное увеличение дохода корпораций на фоне сложной экономической ситуации в определенной стране. Впервые был применен в начале прошлого века, сначала в Великобритании, а потом в России дореволюционного периода.

Нужно отметить, что во времена советской власти также применялся налог на сверхприбыль. В 1926 г. непосредственно после периода НЭПа он был введен для изъятия доходов, полученных в результате спекуляции разнообразными товарами. Его плательщиками были лица, которые владели торговыми или промышленными организациями, торговые агенты и посредники. В качестве облагаемой базы рассматривалась любая , которая превышала норму. Нормативные показатели устанавливали финотделы и органы торговли определенных губерний.

Следует отметить, что современная система налогообложения РФ не предусматривает применение сбора на сверхприбыль корпораций.

Методы начисления вышеуказанного налога

Для определения суммы налога применяются два метода:

  • нормативный;
  • процентный.

В первом случае ставка составляет определенный процент от части прибыли, которая превышает среднюю. Как правило, за основу берется доход, полученный за последних три-четыре года. Процентный метод предполагает уплату процента от капитала.

Характерные особенности налога на сверхприбыль

В современном мире наблюдается тенденция к уменьшению налогового бремени, в том числе и налога на сверхприбыль. По сравнению с семидесятыми годами большинство развитых стран Запада существенно снизили ставки по этому сбору, в среднем на пятнадцать процентов.

Очень часто ставка налога имеет ступенчатый характер, то есть процент увеличивается по мере возрастания доходов . Это имеет большое значение для малого и среднего бизнеса, поскольку дает возможность вносить налог по самой лояльной ставке.

Необходимо отметить, что налог на сверхприбыли имеет большое количество разнообразных льгот. Так, власти США освобождают корпорации от уплаты сбора на следующие виды платежей:

  • местные и федеральные налоги;
  • дивиденды в дочерние компании;
  • благотворительные взносы;
  • инвестиции для поддержки научно-исследовательской деятельности;
  • амортизационные отчисления и т. д.

Налог на сверхприбыль корпораций в США

Этот налог был введен в Америке еще в середине прошлого века. Согласно положениям соответствующего закона организации должны были вносить 47% с обычных доходов и 77% - со сверхприбыли. Но сумма общих отчислений не должна была превышать 62%.

Несмотря на достаточно жесткие условия, закон предусматривал множество льгот, благодаря которым фактически ни одна не вносила платежи в полном объеме. Ярким примером стали страховые компании. Наличие в тексте закона технической опечатки фактически освобождало их уплаты подоходного налога. Через несколько лет погрешность была исправлена, но вопрос о внесении платежей за прошлые периоды даже не поднимался.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Поделиться