Бухгалтеру: как посчитать расходы на авто — Российская газета. Обоснование доходов и расходов на перевозки грузов организаций внутреннего водного транспорта для обеспечения плановой рентабельности Регламент бюджетирования транспортных расходов

Других видов транспортных работ и услуг. Эта информация содержится в отчетах транспортных предприятий об их финансовой деятельности, в отчетах о затратах на производство и реализацию продукции, работ и услуг, а также в отчетах предприятий других отраслей, имеющих подсобные транспортные подразделения.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Доходы транспорта" в других словарях:

    Сумма средств, полученных транспортными предприятиями за перевозку грузов и пассажиров, сдачу в аренду транспортных средств, погрузо разгрузочные работы, обслуживание подъездных путей, водного путевого хозяйства, применение авиации в отраслях… … Википедия

    Чиновничество в России служащие государственного и муниципального аппарата царской России (1722 1917). Чиновниками называли служащих, занятых в структурах власти и управления, особенно в высшем эшелоне, и имевших определённый чин. С ликвидацией… … Википедия

    ДОХОДЫ ЧЕСТНЫЕ - FAIR RETURNТермин применяется главным образом по отношению к потребителям ж. д. и коммунальных корпораций. Данный термин появился в связи с концепцией, согласно к рой вышеназванные корпорации коммунальных услуг, работающие в интересах общества и… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    В СССР отрасль экономической статистики (См. Экономическая статистика), объектом изучения которой является транспортная система, включающая как отдельные виды Транспорта общего пользования ж. д., морской, речной, автомобильный, воздушный… … Большая советская энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Личные расходы - (Personal expenses) Личные расходы это ежемесячный индекс, отражающий изменения расходования средств для удовлетворения личных потребностей Личные потребительские расходы, учет, оптимизация и контроль личных расходов, планирование расходов… … Энциклопедия инвестора

    Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

    РОССИЯ - (Russia) Общие сведения Официальное название Россия, Российская Федерация (англ. Russian Federation). Расположена в восточной части Европы и в северной части Азии. Площадь 17 075,4 тыс. км2, численность населения 145,537 млн чел. (по… … Энциклопедия стран мира

    Европа - (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

    Инфраструктура - (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Международное морское торговое судоходство. Экономика. Политика , Ханин М.С.. 128 стр. Судоходство имеет многовековую историю и неразрывно связано с международным разделением труда. Деятельность морского торгового флота далеко выходит за рамкинациональных интересов…

ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО ОБЫЧНЫМ
ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

II. Доходы от обычных видов деятельности внутреннего водного транспорта

9. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

10. Доходы организации в зависимости от их характера и условий получения подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления, в которые включаются операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы.

11. Доходами от обычных видов деятельности внутреннего водного транспорта является выручка от работ и услуг по основной деятельности, а также поступления от продажи продукции и товаров, выполнения работ и оказания услуг по иным видам деятельности - торговой, промышленной, строительной и т.д. Доходы от иных видов деятельности учитываются организациями внутреннего водного транспорта отдельно от доходов по основной деятельности.

12. К доходам от основной деятельности организаций внутреннего водного транспорта относятся поступления за следующие работы и услуги:

  • пассажирские перевозки, включая туристские и экскурсионно-прогулочные;
  • грузовые перевозки, включая перевозки в судах смешанного (река - море) плавания;
  • буксировка плотов и других плавучих объектов;
  • пассажирские, грузопассажирские, грузовые переправы;
  • предоставление судов в аренду с экипажем;
  • перегрузочные работы в речных портах общего пользования, а также на причалах необщего пользования;
  • русловая добыча НСМ;
  • обеспечение транспортного процесса на внутреннем водном транспорте (обслуживание судов в пути и при заходах в речные порты, лоцманская проводка, диспетчерское регулирование и др.);
  • хранение грузов и багажа в речных портах и на вокзалах;
  • услуги, оказываемые пассажирам на вокзалах, пристанях и на пассажирских судах (за исключением услуг торговли и общественного питания, не включенных в стоимость проезда);
  • транспортно-экспедиторское обслуживание, организация продажи пассажирских билетов и иные агентские услуги, связанные с организацией перевозок грузов и пассажиров.

13. При поставке НСМ, приобретенных у других организаций, полученная выручка учитывается как доходы от продажи товаров (торговой деятельности). В случае заключения отдельного договора на перевозку поставляемых НСМ (или смешанного договора, в котором выделяется стоимость поставляемых товаров и стоимость услуг по их доставке покупателю) выручка, полученная за перевозку НСМ, учитывается в составе доходов от основной деятельности.

14. Суммы возмещения из бюджетов всех уровней на покрытие льгот на проезд, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в составе выручки.

Средства, полученные из бюджетов всех уровней на покрытие убытков по обеспечению работы отдельных пассажирских линий и переправ, а также убытков по содержанию иных объектов внутреннего водного транспорта, относятся на увеличение финансовых результатов в порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 , утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н

15. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Величина выручки определяется исходя из объявленных организацией цен, тарифов и сборов, а при применении договорных цен и тарифов - исходя из стоимости товаров, работ и услуг, определенных в договорах с покупателями и заказчиками.

По договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, величина выручки определяется в порядке, установленном пунктом 6.3 ПБУ 9/99 .

По договорам, предусматривающим оплату в иностранной валюте, выручка определяется в рублях по официальному курсу, действующему на дату признания доходов в иностранной валюте (Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утверждено Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N 2н).

По договорам, предусматривающим расчеты в рублях в сумме, эквивалентной условной денежной единице, выручка определяется с учетом возникающих суммовых разниц (пункт 6.6 ПБУ 9/99).

Признание доходов от обычных видов деятельности

16. Выручка признается в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором произведена реализация продукции (товаров), выполнены работы, оказаны услуги, независимо от фактического поступления денежных средств или погашения задолженности иным способом.

16.1. При реализации товаров (продукции) датой реализации признается день перехода права собственности на товары согласно гражданскому законодательству и условиям договора.

16.2. При выполнении грузовых перевозок датой реализации признается дата отправления груза (дата оформления транспортных документов).

16.3. При выполнении пассажирских перевозок датой реализации признается дата начала рейса. Средства, полученные от предварительной продажи билетов, учитываются до начала рейса в составе доходов будущих периодов.

При продаже абонементных билетов полученные доходы включаются в выручку каждого месяца пропорционально сроку действия указанных билетов.

16.4. При выполнении перегрузочных работ датой реализации признается день оформления документов, подтверждающих выполнение работ (акт погрузки, выгрузки, передачи груза на другой вид транспорта, накладная на отгрузку грузов получателю и т.п.).

16.5. По договорам аренды судов, перегрузочной техники и иных объектов доходы (выручка) признаются в каждом календарном месяце исходя из количества дней аренды в данном месяце и среднесуточной стоимости аренды по договору.

16.6. По услугам пассажирам на вокзалах и пристанях, а также платным услугам на пассажирских судах выручка признается по дате представления кассовых (рейсовых) отчетов, составляемых в установленном порядке.

16.7. При оказании услуг по обслуживанию судов в портах и в пути следования (лоцманская проводка, рейдовое обслуживание, комплексное обслуживание флота, навигационные услуги и т.п.), а также услуг грузовладельцам в портах (хранение, транспортно-экспедиторские услуги и т.п.) доходы признаются по дате фактического оказания услуги. По договорам, предусматривающим оказание таких услуг в течение длительного времени, начисление выручки производится с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

При принятии решений об изменении уровня тарифов и сборов комплексно учитываются 2 основные группы ценообразующих факторов: общеэкономические и отраслевые.

К общеэкономическим факторам относятся:

Налоговая и амортизационная политика, в том числе размеры обязательных отчислений и платежей в бюджет;

Изменение общей конъюнктуры финансового рынка;

Условия конкурентоспособности российского экспорта на мировых товарных и транспортных рынках;

Нормативно-правовые акты, регулирующие величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;

Общий уровень инфляции.

Группа отраслевых факторов включает:

Изменение в объемах, структуре перевозок и других видах работ транспорта;

Резервы снижения собственных затрат транспорта;

Изменения в номенклатуре расходов и расширения затрат по видам работ и услуг;

Результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и формах собственности.

К основным тарифообразующим факторам для всех видов транспорта относятся:

Расстояние перевозки;

Размер единовременной отправки;

Транспортные характеристики грузов (классы грузов);

Специализации подвижного состава; - территориальные условия выполнения перевозок.

Каждый из этих факторов имеет объективный характер и оказывает существенное влияние на уровень тарифов.

Прибыль от основной деятельности транспорта включают результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств, и прочих хозяйственный операций. Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами транспорта.

Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Предприятия транспорта пользуются в налогообложении прибыли льготами, общими для всех отраслей народного хозяйства. Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных организаций, используется на развитие производственной базы, социальное развитие, материальные затраты.

Планирование доходов и расходов транспорта. Распределение прибыли организации железнодорожного транспорта осуществляется по тем же принципам, что ив промышленности. Платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизованно.

Нормативы оборотных средств на железнодорожном транспорте, а так же их нормирование осуществляются в том порядке, что и в промышленности, за исключение расчета норматива по форменной одежде. Этот норматив рассчитывается как произведение стоимости одежды (за вычетов скидки, представляемой отдельным категориям работников), которая должна быть выдана в предстоящем периоде, и среднего процента преходящей задолженности (отношение средней непогашенной задолженности за предыдущий год к среднегодовой стоимости форменной одежды за вычетом скидки).

В финансовый план железнодорожного транспорта наряду с доходами и расходами по основной деятельности включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных дорог, - больниц, учебных заведений и др.

Наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатывается план валютных операций. В этом плане отражаются поступления средств и платежи в иностранной валюте по перевозкам грузов и пассажиров, совершаемым по железным дорогам в международном сообщении.

В финансовом плане организаций по речному и морскому транспорту отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства, возмещение разницы в тарифах по заграничным перевозкам.

Нормативы собственных оборотных средств организаций автомобильного транспорта определяются раздельно по двум группам активов. По группе нормируемых активов, непосредственно зависящих от роста производственных затрат (горючее, смазочные материалы), нормативы устанавливаются на один руб. затрат, исчисленных исходя из плановых изданий по производственной деятельности. По группе активов, запасы которых непосредственно несвязанны с ростом производственной программы, нормативы базисного года увеличиваются в относительно меньших размерах, чем рост производственных затрат (без учета заработной платы и амортизационных отчислений).

Источники финансирования прироста норматива собственных оборотных средств на автомобильном транспорте те же, что и в промышленности. В то же время в составе устойчивых пассивов планируются такие статьи, как «Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», «Расчеты в порядке плановых платежей», «Доходы будущих отчетных периодов».

Приобретение и пополнение авиационной техники, радиооборудования и запасных частей к ним осуществляются организациями воздушного транспорта, за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из бюджета. Наряду с финансовым планом на воздушном транспорте составляется план инвалютных поступлений и платежей.

IV Финансы сферы товарного обращения

Специфика финансов сферы товарного обращения состоит в том, что предприятия и организации торговли будучи связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Поэтому, оттого как осуществляются издержки обращения в зависимости от длительности времени реализации товаров покупателю, зависит финансовое состояние торговых организаций.

Особенность функционирования торговых организаций заключается в том, что в их деятельности сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка, упаковка и т.д.) с операциями непроизводственного характера, связанными со сменой форм собственности, т.е. непосредственно в реализации продукции. Торговые организации как самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на два крупных вида: предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли, имеющие свои собственности в формировании финансовых ресурсов.

Система торговли в России в настоящее время состоит из государственной и муниципальной, кооперативной и частной торговли. В 2004 г. в общем объеме в розничного товарооборота государственная и муниципальная торговля занимала 2,7, негосударственная – 97,3 %.

Общий объем розничного товарооборота в 2004 г. составил 5597703 млн. руб. Валовой доход крупных предприятий розничной торговли достиг 170181,8 млн. руб., среднегодовая численность работников розничной торговли и общественного питания составляет 1132 тыс. чел., в том числе в розничной торговле – 953 тыс.

Для торговли характерно то, что в ней не создаются дополнительные потребительские стоимости. Стоимость товара увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда на операции производственного характера и реализацию товара. Эти затраты внутри отрасли составляют издержки обращения, проблема сокращения которых имеет важное значение.

Прежде чем перейти непосредственно к исследованию формирования затрат перевозок на АТП, следует остановиться на понятиях «расходы», «затраты» и «себестоимость». Основной экономический принцип деятельности АТП заключается в стремлении к экономической эффективности, т.е. превышению результатов его деятельности (дохода) над затратами на производство транспортных услуг. Расходы являются противоположной категорией по отношению к доходам и представляют собой все выплаты, которые осуществляет АТП в процессе производственно-хозяйственной деятельности.

Под расходами понимают обоснованные и документально подтвержденные затраты, если они произведены в процессе деятельности для получения доходов.

Обоснованность расходов определяется их экономической оправданностью, а документальная подтвержденность - официальными, юридически корректными документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы отражают уменьшение платежных средств или иного имущества предприятия на момент платежа.

Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений его деятельности делятся на расходы по обычным видам деятельности; операционные расходы; внереализационные расходы; чрезвычайные расходы.

На рис. 10.6 показана структура расходов.

Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и оказание услуг, и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг.

Представление о затратах предприятия основывается на трех важных положениях:

  • 1) затраты определяются с использованием ресурсов, отражая, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации услуг за определенный период;
  • 2) объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к денежному выражению затрат;
  • 3) определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т.е. объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают по основным функциям производства услуг в

Рис. 10.6.

целом по предприятию или производственным подразделениям предприятия.

«Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта», утвержденная Минтрансом России 29.08.1995, определила состав затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта при формировании финансовых результатов предприятия. Руководствуясь этим документом, предприятия на единой методической основе формируют финансовые результаты, учитываемые при налогообложении прибыли.

Существуют различия между расходами и затратами (рис. 10.7). Затраты, в отличие от расходов, отражаются в учете предприятия на момент потребления в производственном процессе, а расходы отражаются в учете на момент платежа. В конечном итоге все расходы по обычным видам деятельности предприятия за определенный период обязательно должны трансформироваться в затраты.


Рис. 10.7.

Затраты по основной деятельности на автомобильном транспорте классифицируются по ряду признаков (рис. 10.8):

  • по статьям и элементам затрат;
  • по видам перевозок: грузовым, пассажирским (автобусным, таксомоторным) и другим видам работ;
  • по видам оплаты работ: грузовым автомобилям, работающим по тарифу за 1 т перевозимого груза; грузовым автомобилям, рабо-

Рис. 10.8.

тающим по почасовому тарифу; грузовым автомобилям, работающим с оплатой за автотонно-час; автобусам, работающим по почасовому тарифу; автобусам, работающим по тарифу за 1 пас- сажиро-километр, и в том числе по автобусам, работающим на городских маршрутах, другим видам оплаты за перевозки грузов и пассажиров.

По характеру труда выделяют производительные затраты, к которым относят оправданные, или целесообразные для данного производства, расходы, и непроизводительные затраты, образующиеся по причинам, свидетельствующим о недостатках в организации услуг

(потери от простоев, оплата сверхурочных работ). В случае идеальной организации услуг все расходы должны быть только производительными.

Калькуляционные статьи, состоящие из одного экономического элемента, называются простыми. Статьи из нескольких разнородных, но имеющих одинаковое производственное назначение элементов, называются комплексными. Большинство включенных в калькуляцию статей затрат просты (однородны), но «Накладные расходы» и «Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава» - это комплексные статьи, включающие в себя разноименные затраты.

Классификация затрат по способу отнесения на себестоимость предусматривает деление их на прямые и косвенные. Прямыми затратами называют такие, которые можно прямо отнести на соответствующий вид оказываемой услуги. К ним чаще всего относят расходы на топливо, смазочные материалы, запасные части, оплату труда водителей. К косвенным затратам относят затраты, связанные с работой предприятия в целом (общехозяйственные затраты). Их распределение возможно только на основе специальных расчетов. Косвенное распределение затрат приводит к неточностям в определении себестоимости услуг, поэтому большее внимание при организации учета следует уделять увеличению удельного веса прямых затрат.

К основным затратам относят затраты, непосредственно связанные с производственным процессом оказания услуг. В любом производственном процессе они составляют важнейшую часть затрат, достигая в отдельных отраслях до 90% всей себестоимости. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управления им.

К условно-постоянным затратам относят такие, величина которых не изменяется при изменении объема оказываемых услуг, например, амортизация. Условно-переменными затратами называются такие, величина которых изменяется пропорционально изменению объема оказываемых услуг. К таким статьям относят расходы на восстановление и износ шин, топливо и смазочные материалы, заработную плату водителей и др.

Классификация расходов по статьям и элементам затрат, а также видам перевозок позволяет предприятиям знать структуру затрат, направления расходования материальных, трудовых и денежных средств.

Группировка по статьям затрат используется для калькулирования и учета себестоимости перевозок (работ, услуг), своевременной и полной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, определения расходов по отдельным звеньям транспортного процесса.

Себестоимость перевозок (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом). Однако в себестоимость включаются также затраты, не являющиеся расходами (например, амортизационные отчисления).

Себестоимость перевозок как показатель имеет большое значение при оценке автотранспортной деятельности, поскольку оказывает решающее влияние на состояние перевозчика: чем ниже себестоимость, тем лучше финансовое состояние АТП.

Себестоимость в подавляющем большинстве случаев рассматривается как допустимая нижняя граница цены. Установление цены ниже себестоимости может производиться только как временная мера, предпринимаемая в исключительных случаях - например, в целях удержания выгодного потребителя или определенного сегмента рынка сбыта услуг.

Плановая себестоимость определяет плановый уровень затрат на единицу работы транспортной продукции по отдельным статьям затрат исходя из прогрессивных норм и нормативов затрат труда, материалов, топлива, использования оборудования.

Задача плановой себестоимости - выявить причинную связь, которая влияет на возникновение экономии или перерасхода денежных средств, определить место возникновения отклонения, а также абсолютную величину себестоимости единицы продукции.

Планирование себестоимости транспортных услуг включает разработку сметы затрат на транспортные услуги; расчет калькуляций себестоимости по видам перевозок; определение показателей снижения себестоимости на плановый период.

Себестоимость единицы транспортной продукции определяют делением общей суммы затрат на количество продукции, произведенной в конкретный период времени.

Определение затрат на единицу транспортных услуг называют калькуляцией себестоимости.

Себестоимость рассчитывается для грузовых автомобильных перевозок на 1 т, 1 т км, 1 автомобиле-час, 1 км платного пробега; для пассажирских перевозок - на 1 пассажира, 1 пассажиро-км, 1 автомобиле-час, 1 км платного пробега; для таксомоторных перевозок - на 1 км платного пробега и 1 автомобиле-час. Постатейная группировка затрат различается по отраслям производства. На автомобильном транспорте применяется следующая группировка затрат по калькуляционным статьям себестоимости (рис. 10.9).

Формирование различных бюджетов является неотъемлемым компонентом общего процесса планирования, а не только его финансовой части.
Процесс бюджетирования - это комплексная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии. Бюджет - это количественный план в денежном выражении, сформированный и принятый до определенного периода времени, обычно отражающий планируемую величину доходов, которая должна быть достигнута, и расходов, которые должны быть осуществлены в течение этого периода, а также капитала, который нужно привлечь для достижения поставленной цели.
Сегодня не выработано стандартизированных форм бюджета, каждая компания разрабатывает собственную систему бюджетирования и контроля. Обычно общий (генеральный) бюджет компании состоит из операционного и финансового бюджетов. При этом финансовый бюджет, как правило, включает бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, инвестиционный бюджет и прогнозный бюджет.
Бюджет движения денежных средств (БДДС) составляется для управления платежеспособностью, интеграции финансовых потоков и эффективного размещения свободных денежных средств. В БДДС содержатся сведения о планируемых входящих и исходящих денежных потоках. Он составляется с целью планирования и контроля чистого денежного потока, определения места аккумулирования свободных денежных средств, предупреждения возможных кассовых разрывов, для расчета потребности в заемных средствах.
Бюджет доходов и расходов (БДР) составляется для планирования финансового результата, контроля над показателями прибыли, управления себестоимостью продукции и предотвращения неэффективных расходов в отчетном периоде. Бюджет доходов и расходов отражает соотношение всех доходов от реализации в плановый период со всеми видами расходов, которые планирует понести компания в этот же период.

Лекция, реферат. Понятие бюджета и бюджетирования - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Бюджетирование на транспортном предприятии

Для российских транспортных организаций основной проблемой является отсутствие четкой структуры процесса бюджетирования. В реальности бюджеты должны составляться на всех уровнях, и бюджет каждого последующего уровня должен основываться на бюджете предыдущего уровня, то есть вся система бюджетирования должна представлять собой своеобразную «матрешку» бюджетов.
Большинство отечественных компаний используют у себя периодическое бюджетирование, в процессе которого ведется формирование планов и их реализация. Это характерно как для небольших, так и для крупных компаний, хотя специфика, разумеется, в каждом конкретном случае будет своя. Для решения множества проблем, возникающих при таком подходе, достаточно изменить принципы бюджетирования. В процессе бюджетирования транспортной компании следует поставить ряд задач:
1) сформулировать главные финансовые и нефинансовые цели;
2) выявить, при помощи каких показателей можно контролировать достижение этих целей;
3) определить задачи, которые могут быть решены путем бюджетирования.
Для решения указанных задач компания может перейти от периодического бюджетирования к скользящему, что позволит избежать ряда проблем, хотя несколько увеличит объем бумажной работы. При этом применяемая на транспортном предприятии система управленческого учета должна учитывать технологические особенности компании, которые определяют две основные составляющие учета:
- направление сбора информации;
- метод учета затрат и калькулирования себестоимости.
Особенности организации учета на предприятиях, занимающихся доставкой (грузов, пассажиров), обусловлены в первую очередь тем, что оказываемая ими услуга - перемещение - не имеет вещественной формы. Она потребляется в момент производства и не может быть объектом хранения.
Рассматривая конечный продукт - доставку - как общий производственный процесс, можно выделить его части. Ими являются технологические процессы, представляющие собой заранее спланированные операции.
К ряду технологических процессов (хранение груза на складе, таможенное оформление, упаковка, погрузка или разгрузка, доставка до станции отправления или склада получателя) возможно двоякое отношение. С одной стороны, их можно рассматривать как часть общего технологического процесса. С другой - как вспомогательные виды деятельности, выделяемые в самостоятельные бизнес-процессы. По нашему мнению, второй вариант целесообразнее. Ведь оказание данного комплекса услуг напрямую не связано с движением груза между пунктом отправления и назначения.
Также важной составляющей системы ведения управленческого учета является выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости.
Объект учета затрат напрямую зависит от особенностей производственного процесса. Например, технологические особенности транспортной отрасли служат основанием для применения попроцессного метода учета затрат. Два других признака характеризуют степень детализации информации о затратах.
На практике можно говорить о комплексном методе учета затрат, при котором на всех стадиях финансового цикла и в разрезе всех основных видов деятельности (продукции), выделенных в самостоятельный объект бюджетного планирования, фиксируются:
- плановые (бюджетные) показатели;
- фактические показатели;
- отклонения фактических показателей от плановых. Неоспоримыми преимуществами внедрения предлагаемой модели
бюджетирования является то, что благодаря построению бюджетного планирования не только повышается эффективность работы предприятия, но и обеспечивается регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности.
Поделиться