История дизайна - Постмодернизм. Группа Мемфис

Предметы мебели в стиле дизайна Мемфис

Стиль дизайна Мемфис – запоминающееся направление в декоре интерьеров. Оно было создано группой молодых дизайнеров из Милана под руководством итальянского архитектора Этторе Сотцасса. Дебют состоялся в 1981 году. Мемфис оказал значимое влияние на дизайн интерьеров 80-х годов.

Стиль дизайна Мемфис в начале своего развития

Зарождение стиля

Происхождение названия «Мемфис» такое же странное, как и суть самого проекта. Этторе Сотцасс слушал пластинку Боба Дилана с песней «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again». Неоднократное повторение фразы «Memphis Blues Again» имело решающее значение в выборе названия группы.

Необычный стеллаж в стиле Мемфис

Экспозиция

Концепция Мемфис заключалась в отрицании четких установок относительно дизайна. Стиль пропагандировал свободу творчества. Мемфис нашел выражение в нетрадиционных формах, цветах и материалах. Кроме того, это направление не претендовало на долгую жизнь в мире дизайна.

Предметы декора передают концепцию стиля Мемфис

Выставка, посвященная стилю Мемфис, состоялась в музее Диксона, Теннесси, 2014 год. Дом Карла Лагерфельда в Монте-Карло Знаменитый дизайнер Карл Лагерфельд обставил свои апартаменты мебелью, спроектированной группой «Мемфис». Следующие изображения взяты из каталога Lagerfeld’s Memphis 1991 года.

Апартаменты Карла Лагерфельда в Монте-Карло

Необычные предметы мебели, спроектированные в стиле Мемфис 1980-х годов

Стиль Мемфис в дизайне современных интерьеров

На контрасте с функционализмом

По словам Этторе Сотцасса, одного функционализма в дизайне не достаточно. Дизайн должен быть чувственным и увлекательным. В отличие от других стилей эпохи постмодернизма, стиль Мемфис казался наименее озадаченным по поводу интеллектуальной составляющей своих работ. Стол спроектирован Этторе Сотцассом для испанской компании BD Barcelona Design.

Дизайн мебели в стиле Мемфис

Стеллажи под цвет панды

Дизайн стеллажа разработан одним из дизайнеров группы «Мемфис» Паолой Навоне. Серия открытых стеллажей стала появляться на выставке Salone del Mobile в Милане 2015 году.

Оригинальный стеллаж для гостиной в расцветке панды

Последователи стиля Мемфис

Группа дизайнеров «Мемфис» распалась в 1988 году. Сегодня можно найти много последователей этого эксцентричного стиля. Молодые дизайнеры очарованы его неординарностью.

Подставка под украшения

Необычные светильники

Кресло в стиле Мемфис

Диван, разработанный дизайнером группы «Мемфис»

Дизайн мебели, которую невозможно вписать ни в одни рамки

Kartell и Этторэ Сотцасс

Итальянский дом дизайна Kartell отдал дань Этторэ Сотцассу, организовав выставку работ стиля Мемфис в рамках Salone del Mobile. На мероприятии были представлены работы 10-летней давности, разработанные Сотцассом для Kartell – шесть ваз и два табурета. Кроме того, были выставлены уникальные кресла Мадемуазели Филиппа Старка.

Работы Этторэ Сотцасса, представленные на выставке Salone del Mobile в Милане в 2015 году

Безусловно, стиль Мемфис перевернул мир дизайна. Благодаря пропаганде смелых и ярких идей, этот стиль получил признание во многих странах.

Продвижение придуманных Алессандро Мендини - творческого лидера студии - направлений "re-design" и "банальный дизайн" стало главным в идеологии студии "Алхимия", и Соттсасс который находил такой подход слишком ограниченным, покинул группу. 11 декабря 1980 года несколько дизайнеров во главе с Соттсассом собрались для того, чтобы обсудить необходимость создания нового направления в дизайне. Они решили создать объединение, которое в ту же ночь получило название "Мемфис", по названию песни Боба Дилана "Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again", которая множество раз проигрывалась во время собрания дизайнеров. Название также напоминало о древней египетской культурной столице и о родном городе Элвиса Пресли, и, следовательно, имело двойную и даже тройную шифровку.

В феврале 1981 года группа собралась еще раз. К этому времени члены группы выполнили более сотни эскизов смелого красочного дизайна, черпая вдохновение как из футуристических тем, так и из декоративных стилей прошлого, включая Art Deco, китч 50-х годов, и насмехаясь над претенциозностью "хорошего дизайна".

В сентябре 1981 года группа впервые показала свои работы на выставке в шоу-руме Arc"74 в Милане. Коллекция мебели, светильников, часов и керамики, представленная в Милане, была создана интернациональной группой дизайнеров, имена которых вошли в историю современного дизайна: Ханс Холляйн (Hans Hollein), Широ Курамата (Shiro Kuramata), Питер Шир (Peter Shire), Джавье Марискал (Javier Mariscal), Массанори Умеда (Massanori Umeda) и Майкл Грейвз (Michael Graves). Выставка "Мемфиса" стала сенсацией в мире дизайна.

В тот же год с целью продвижения нового направления была издана книга "Мемфис, новый интернациональный стиль". Компания Artemide, которая на протяжении 1982 года производила вещи, созданные дизайнерами группы, предоставила "Мемфису" свой шоу-рум в Милан, где дизайнеры выставляли свои новые творения. С 1981 по 1988 год выставки группы с успехом прошли в Лондоне, Монреале, Нью-Йорке, Париже, Стокгольме и Токио.

Стиль "Мемфис" стал настоящей анархией в дизайне. В нем сложно выделить "формообразующие черты", так как он ориентирован исключительно на выражение самобытности дизайнера. Но общее, объединяющее - это острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей. При всем при этом стиль "Мемфиса" был привлекательным, остроумным и забавным. Он как будто кричал: "Не относитесь к дизайну слишком серьезно!" Все было кричаще пестро, наиграно и шутливо. Одним из любимых материалов дизайнеров стал ламинат, который они ценили за "недостаток благородства". Из баров и кафе-мороженных 50-60-х годов они перенесли его в жилые дома. Стекло, сталь, оцинковка, алюминий, как и ламинат стали применяться в новых смысловых комбинациях. Использовались коллажи, построенные по принципу хаоса. Многие из объектов выглядели как детские игрушки. Дизайн "Мемфиса" - это мир яркого, чистого цвета. Сопоставление цветов острое, на грани китча, но в этом и выражается виртуозность - балансировать на грани. Парадоксальная смесь форм, текстур и фактур, материалов. Неожиданные акценты.

"Играючи", Соттсасс и его единомышленники решали серьезные проблемы: они отказывались создавать вещи для конвейера и думать только о прибыли и высоких продажах. Современный дизайн, говорили они, должен быть качественным и многофункциональным. Не удивительно, что уже первыми клиентами Sottsass Associates стали такие известные компании, как Мandelli, Brionvega, Wella. Появились оригинальные модели станков, телевизоров, фенов для волос. Дизайнеры искали новые выразительные средства, практичные и недорогие материалы, решали многие технические вопросы самостоятельно. В отличие от студии "Алхимия" дизайнеры "Мемфиса" сразу поставили себе цель - установить связь между дизайнерским объектом и потребителем. В своей деятельности они использовали новые знания в социологии и маркетинга: Стремились не просто снабжать рынок, а с ориентацией на определенные социальные группы. В итоге это привело как в эстетическом, так концептуальном смысле к новому пониманию дизайна.

Смешение тем и косвенное цитирование стилей прошлого, используемое дизайнерами "Мемфиса", способствовали созданию стилистики пост-модернистского дизайна. Члены группы всегда осознавали, что "Мемфис" был "преходящим увлечением", связанной с изменчивостью моды, и в 1988 году, когда популярность группы стала угасать, Соттсасс распустил ее. Несмотря на краткость существования, феномен "Мемфиса" с его молодой энергией и ироничным подходом к дизайну, оказался центральным явлением в создании интернационального движения Постмодернизма. "Мемфис" открыл путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые получили название "новый дизайн".

По материалам:
«История дизайна» том 2, С.Михайлов
Design of 20th century, Charlotte & Peter Fiell , Taschen, 2005

Хороший дизайн, как принято думать, — простые линии, четкая форма, которая отражает содержание, функциональность, сдержанность, элегантность, — вещь, говорящая о хорошем вкусе владельца.

Все это так.

Изначально, за эту идею боролись лучшие умы в конце 19 века, за концепцию ухода от уродливого декорирование стремительно развивающейся индустриализации к эстетики функциональности.

1. Джордж Сауден (George J. Sowden) , Кабинет «Антибы» дизайнера, 1981. 2. Микеле де Лукки ( Michele de Lucchi) , Фламинго , 1984, прикроватный столик ламинат, полированное дерево

Но все хорошо в меру, когда-то и прекрасные манеры наскучивают так, что хочется похулиганить.

Миланская Выставка Arc’74 1981 года открылась с шокирующего публику стенда творческой группы «Мемфис». Не смотря на неоднозначную оценку и непринятие некоторых критиков, чтобы посмотреть на новую концепцию, собралась очередь.

Сочетание ярких цветов, простых геометрических форм и «не благородных» материалов было дико для неподготовленной публики. Но, тем не менее, вызвало интерес и стало началом из популярности, продолжавшейся более шести лет.

За короткий период был сделан переворот в сознании, оглушительный успех, заказы, интерес у коллекционеров и полное забвение.

А началось все в апартаментах как раз Эторре Сотссас (Ettore Sottsass) (1917-2007) — известного итальянского архитектора и дизайнера под заевшую мелодию Боба Дилана «Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again», которая множество раз проигрывалась во время встречи творческих людей. Так и образовалось название объединения дизайнеров.

Сама фигура основателя и его творческий путь примечательны.

В начале своей карьеры он был под впечатлением масштабов массового производства в Америке. Ее ухоженных одинаковых пригородов. В 1961 году он совершил путешествие в Индию и был поражен местной архитектурой, стены расписывались чистыми и контрастным цветами.

Дома в Южной Индии. фото c www.pinterest.com

Он был впечатлен, что жители Южной Индии живут так, не по тому что должны показывать материальный достаток или продвинутые технологии, а что презентовать свою духовность.

Питер Шир (Peter Shire) , диван «Big Sur», 1986

Итак,подойдя к началу 80 х уже известным архитектуром и дизайнером в свои 60, он собрал вокруг себе двадцатилетних молодых будущих звезд. Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки (Michele De Lucchi) Ханс Холляйн (Hans Hollein), Широ Курамата (Shiro Kuramata), Питер Шир (Peter Shire), Джавье Марискал (Javier Mariscal), Массанори Умеда (Massanori Umeda) и Майкл Грейвз (Michael Graves).

Дизайнеры выражали свои идеи как хотели, но в этой абсолютной анархии были свои принципы — это смелое использование материалов, смещение фактур и форм, микс стилей. Отличительной чертой «Мемфиса», было то, что он был прежде всего остроумен и нес настроение некоторого легкомыслия «Don’t be so serious!»

Мартин Бедин (Martine Bedin) (род. 1957) «Супер» Лампа. Разработан 1981 год. Лакированный стекловолокно, металл, резина. Изображение Sotheby’s

Кипучая, молодая энергия, которой наполнены работы Мемфис стала в какой то степени первопроходцем, открывшемся дорогу постмодернистическим и антифункциональным дизайнерским направлениям Европы.

Через 30 лет после роспуска группы, интерес к художественному наследию дизайнеров вновь вернулся, особенно в смежных областях — мода, оформление витрин, графический дизайн.

Всемирно известный модельер Карл Лагерфельд, обставил интерьер своих шикарных апартаментов в Монте Карло арт объектами группы Мемфис.

Карл Лагерфельд в своей резиденции в Монте Карло. Этторе Сотсасс , книжный шкаф «Сувретта». Джордж Джеймс Соуден , «Неизвестный» стол. Мишель Де Лучи , «Ривьера».
Этторе Сотсасс , напольная лампа «Тритопс». Фото © Жак Шумахер

Питер Шир (Peter Shire) , Bel Air (armchair), 1982, дерево и хлопок. Частная коллекция Dixon Gallery and Gardens

На выставке были представлены работы Сотссас ’ 1981 беверли кабинет облицованный зеленой желтой змеиной кожей с дверцами из коричневой текстурой панциря черепахи книжный стеллаж.

Sowden’s 1981 Oberoi кресло комбинированные помидорно красной обивкой и голубыми ножками. Nathalie du Pasquier’s розово черное мозаичное принт в стиле потертых 50 х. Martine Bedin’s 1981 Superlamp напоминающей подсвеченную таксу с многоцветными лампочками, обрамленными богато окрашенные стекловолоконными арками.
Команда Мемфис позировала для коллективного портрета расслаблено сидящим в Арт объекте, созданным напоминающе м полу- боксерский ринг и полу -детский манеж с монохромным подиумом в полоску с пастельно розовыми веревками. И белыми лампами в каждом углу, спроектированные Умеда (Masanori Umeda).

Но последним заключительным штрихом стало приглашение на открытие выставки: открытка дизайнера Paccagnella, изображающая зевающего динозавра на фоне расцарапанного неба.

Немудрено, что эмоции публики зашкалили и разделились. И как писал Jasper Morrison , вспоминая те события, это было как «покрыться холодным потом», как «состояние шока и паники» , странное чувство, когда вы освобождается идя полностью против правил.

Предметы из коллекции мебели Memphis на аукционе Дэвида Боуи на Sotheby’s, включая диван Peter Shire, «Big Sur» Sofa , 1986

Идеи, так ярко и стремительно пронесшиеся тогда, возвращаются вновь. Интерес декораторов, оформителей, графических дизайнеров не ослабевает, наоборот, сюда они обращаются за, как это не странно звучит, за новыми и свежими идеями, за смелыми решениями как композиционными, так и цветовыми.

Поделиться