Нахождение буквы в различных сюжетных изображениях. Презентация на тему: «Игры и упражнения для формирования зрительного образа буквы

Для того чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.

Основное направление: от звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчленённому (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).

Про гласный [Я] должны мы рассказать, его мы можем даже показать. Ведь состоит он из [Й] и [А] посмотрите и запомните друзья!

Ладошки крепко мальчики сцепили, букву Ж изобразили!

  1. Выделение изучаемого звука из слов.

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).

  1. Называние буквы.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твёрдыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.

  1. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в чёрно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно чёрно-белый вариант, чтобы ребёнок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

  1. Подбор зрительного образа к букве (вариант ребёнка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т. п. Инициатива у детей.

Важно, чтобы ребёнок самостоятельно представил образ буквы. Причём у каждого ребёнка будет свой зрительный образ.

  1. Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).

Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребёнок представил свой.

Желательно, чтобы в названии графического образа, предлагаемого педагогом, звук, обозначенный данной буквой, находился в сильной позиции. Например, буква О похожа на обруч, а У — на уши.

Со шнурками мы играли, ими буквы шнуровали, значит, лучше их запоминали.

Буквы заболели у нас вот так да! Диана как доктор полечит их всегда. Букву быстро может она узнать и недостающий элемент у неё дописать.

  1. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Например:

  • О как обруч. Захочу -По дороге покачу!

  • Букву Г я не боюсь, Г-не злой, а добрый гусь.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

  1. Анализ буквы.

Дети определяют следующее:

— из каких элементов состоит буква;

— из скольких элементов состоит буква;

— как расположены эти элементы в пространстве.

  1. Конструирование и реконструирование букв.

Операции проводятся на печатных (позднее рукописных)буквах.

Оборудование: палочки (счётные), спички, полоски бумаги, верёвка или шнурок, элементы букв, вырезанные из бумаги, элементы конструктора.

Выкладывание букв из палочек, спичек и т. д.

Дети знакомятся с тем, что все буквы состоят из частей (элементов); комбинируя эти части, можно составить буквы.

  1. Знакомство с объёмным вариантом буквы.

Например, буква изготавливается из пенопласта. При ощупывании буквы развиваются операции стереогноза.

  1. Развитие тактильного восприятия буквы.

Дети пальцем обводят контуры буквы, изготовленной, например, из наждачной бумаги (бархатной).

Леша строит букву из осколков. На букву «Е» похожа буква «Ё» лишь только сверху точки у неё. Три слова назовешь на «Ё» ёлка еж и ёрш и все ужасно колко как осколки и ёж и ёрш и ёлка.

Чтобы лучше буквы запоминать и быстрее хорошо научиться читать, мы их можем на ладони написать и даже пальчиком на лице рисовать.

  1. Закрепление (автоматизация) образа буквы.

Используются следующие приёмы:

— вырезание буквы ножницами;

— лепка буквы из пластилина;

-выкладывание буквы из геометрических фигур, мозаики, семян и т. п.

  1. Знакомство с траекторией движений при написаний

буквы.

— обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

— обведение буквы по трафарету;

— обведение буквы по контуру;

— запись буквы в воздухе;

— запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.

— письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).

  1. Автоматизация звукобуквенных связей.

Предлагаются дидактические игры:

-пантомима «Живая буква» (дети изображают букву всем телом);

— изобрази букву с помощью пальцев;

— нахождение буквы по образцу: «Найди такую же букву, как я покажу!»;

— нахождение буквы без опоры на образец: «Найди букву, которую я назову!»;

— называние буквы: «Какая это буква? Назови!»;

— определение буквы, написанной на спине, ладони: «Какую букву я написала?»;

— нахождение букв среди других знаков (букв другого алфавита, нот, математических знаков, цифр и т. д.);

-узнавание букв, написанных разными шрифтами (в том числе и декоративными);

— нахождение буквы в различных сюжетных изображениях;

— узнавание буквы, изображённой пунктиром;

— узнавание буквы, по-разному расположенной в пространстве;

— узнавание букв, спрятанных внутри изображения предметов;

-узнавание букв, наложенных друг на друга (7 лет — от 2

и максимум до 7-9 букв);

— узнавание букв, написанных в условиях зашумления и т. п. -узнавание недописанной буквы;

— узнавание правильно и неправильно написанных букв.

  1. Самостоятельное написание буквы.

Как быстрее научиться, нам читать?! Для этого мы с буквами можем даже поиграть. Можем их погладить, потрогать и даже помять лишь бы их по лучше запоминать!

1.Формирование буквенного гнозиса

2.Развитие зрительной памяти

3.Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза

При оптической дислексии и дисграфии у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях:

а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;

б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;

в) формирование пространственного восприятия и представлений;

г) развитие зрительного анализа и синтеза;

д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

1. Назвать предметы по их контурам:

2. Назвать недорисованные предметы:

3. Назвать перечеркнутые изображения:

4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:

5. Определить, что неправильно нарисовал художник:

6. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры):

7. Распределить изображения предметов по их реальной величине.

Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине.

8. Подбор картинок к определенному цветовому фону.

Детям предлагаются фоны ("лужайки") разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа; цыпленка, репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты.

Дается задание положить картинку на свою "лужайку".

9. Игра "Геометрическое лото".

У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Логопед показывает нарисованный предмет. Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой.

Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.

10. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу). Например:

Логопед показывает одну из полосок. Дети находят аналогичную полоску.

11. Определение правой и левой части разноцветных полосок (см. № 10). Предлагаются следующие виды заданий:

а) Покажи полоску, на которой справа синий цвет.

б) Назови цвет правой части этой полоски.

в) Найди полоску, где слева синий цвет, а справа - красный цвет. И т.д.

12. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами. Предлагаются карточки с тремя геометрическими фигурами. Например:

Каждому ребенку дается серия из трех карточек.

Фигуры могут быть раскрашены разным цветом: красный треугольник, синий квадрат, зеленый круг, желтый овал и т.д.

Логопед показывает одну из карточек. Детям дается задание показать парную (точно такую же).

13. Нахождение фигуры среди других. Например,

14. Срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок (см. № 13).

15. Срисовывание серии полукругов и линий (по С. Борель-Мезони).

16. Рисование серий по представлению (см. № 15).

17. Узнавание одной из серий среди сходных изображений (см. № 15).

18. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отражение.

19. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

20. Дорисовывание симметричных изображений.

21. Составление разрезанных на части картинок (на 2, 3,

22. Игра "Открывание окошек в домике".

Детям предлагается макет домика, в котором можно открывать окошки. В домике 4 окошка: два сверху, два снизу. Детям предлагается открыть правое верхнее окошко, нижнее левое окошко, верхнее левое окошко, закрыть правое нижнее окошко и т.д.

23. Дополнение рисунка. Предлагается нарисовать домик, справа и сверху от домика - солнце, слева от домика - забор, справа внизу нарисовать озеро, справа от забора - цветы.

24. Выполнение тестов Равена. Детям предлагаются матрицы Равена с вырезанными частями и несколько вставок (детский вариант). Детям предлагается найти нужную вставку.

25. Конструирование фигур из спичек, палочек (см. № 18).

26. Конструирование из кубиков Кооса. Каждый кубик разделен по диагонали и раскрашен разным цветом. Предлагается составить различные узоры.

27. Анализ нелепых картинок. Детям предлагается рассмотреть картинки и определить, что на них нарисовано неправильно. Примерные картинки:

Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевой патологией

Ванифатьева Н.В. – учитель-логопед МДОУ д/с № 36 «Якорек»

Соколова Л.А. – заведующий МДОУ д/с № 36 «Якорек»

Слободенюк Е.В. – зам.зав. по ВМР МДОУ д/с № 36 «Якорек»
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения могут являться результатом действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма.

Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок, по мнению Л.С. Цветковой, наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптических дислексий и дисграфий. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформированными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления.

А.Н. Корнев (1997), Р.И. Лалаева (1999), И.Н. Садовникова (1995), М.Е. Хватцев (1996) и другие, среди механизмов оптических нарушений письменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточную сформированность зрительного внимания и памяти.

У детей с нарушением речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов, как восприятие, внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи , может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

Предположить возникновение у дошкольников с нарушением речи оптических сложностей при чтении, на письме возможно по следующим характерным трудностям:

1 – более длительный процесс усвоения ребенком представления о цвете и форме предметов;

2 – трудности дифференциации оттеночных цветов и их словесного обозначения;

3 – трудности восприятия и узнавания силуэтных изображений предметов, а также дифференциация предметов по внешнему схожеству;

4 – трудности узнавания контурных изображений предметов наложенных друг на друга;

5 – испытывает сложности при нахождении всех различий в изображениях предметов;

6 – не всегда узнают и припоминают ранее виденные изображения предметов, сюжетные картинки;

7 – запаздывание сроков становления ориентирования в собственном теле;

8 – трудности в расположении предметов в пространстве, по образу и по словесной инструкции;

9 – сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений;

6 – при чтении, замены звуков изображающие графически сходные буквы.

При печатании букв на занятиях или самостоятельно, дети могут не дописать элементы, изобразить буквы зеркально или же пропустить букву в том случае, если не подберут для него графического символа.

Исходя из перечисленных механизмов оптически грамотной письменной речи, можно определить направления коррекционно-профилактической работы.

Коррекционно-профилактическую работу целесообразно разделить на два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. В этот период ведущая роль отводится воспитателю. На своих занятиях воспитатель проводит упражнения для развития зрительного гнозиса, зрительно-моторной памяти и координации, пространственных представлений, тонкокоординированнных движений рук. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта. Закрепление данных умений проводится воспитателем и родителями. Воспитатель закрепляет эти умения на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми, а родители, уточняют эти навыки дома с детьми по домашним тетрадям логопеда.

Содержание основных направлений логопедической работы по профилактике оптических дислексий и дисграфий у дошкольников с речевой патологией:
Подготовительный период
1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов. Были составлены наглядные материалы по лексическим темам. По каждой теме, изображения систематизировались в следующем порядке:

Цветное изображение предметов;

Силуэтное изображение;

Контурное изображение;

Пунктирное изображение;

Недорисованное изображение;

Наложенные изображения друг на друга.

Эти журналы могут использоваться на занятиях воспитателя по развитию речи, логопедических занятиях и индивидуальных.

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

5. Формирование временных ориентировок и представлений.

6. Развитие зрительно-моторной координации.

7. Развитие тонкокоординированных движений рук.
Основной период
Цель: сформировать у детей обобщенный образ буквы и автоматизировать данный навык на различном графическом материале.

Этапы работы:

1. Развитие буквенного гнозиса, анализа и синтеза.

2. Автоматизация смешиваемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых букв.

Направления работы:

1. Формирование навыка нахождения букв среди не буквенных изображений.

2. Формирование навыка узнавания букв, написанных стилизованно.

3. Формирование навыка узнавания букв, начертанных разными шрифтами.

4. Формирование навыка нахождения букв в сюжетных изображениях.

5. Формирование навыка узнавания пунктирно изображенных букв.

6. Формирование навыка узнавания букв в условиях графического зашумления.

7. Формирование навыка узнавания букв перевернутых в пространстве.

8. Формирование навыка узнавания букв, спрятанных в изображениях предметов.

9. Формирование навыка узнавания букв в условиях наложения.

10. Формирование навыка узнавания недописанных букв.

11. Формирование навыка дифференциации оптически сходных букв.

12. Формирование навыка узнавания правильно и неправильно написанных букв.

13. Формирование навыка конструирования и реконструирования букв из элементов.

Кроме того, предлагается перечень стихов, описывающих графический образ буквы и простое положение буквы. Стихи рекомендовано использовать на этапе знакомства с буквой для формирования обобщенных представлений о графическом знаке.

Направления реализуются в ходе занятий по обучению грамоте, индивидуальных логопедических занятий, на занятиях воспитателей логопедических групп.

Разработанный наглядный материал по формированию каждого из перечисленного направления, систематизирован от простого к сложному.

На каждом графическом материале возможны варианты различных заданий. Последовательность букв соответствует требованиям программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием».

При оформлении наглядного материала учитывалась его доступность восприятию детей, эстетичность, возможность многопланового использования.

Задание № 1. «Нахождение букв, среди не буквенных изображений».
Материал: (графический материал листы № 1-7).

Возможные инструкции:

Посмотри и найди среди знаков букву (листы № 1-2).

Посмотри и найди среди знаков буквы (листы № 3-7).

Назови эту букву.

Найди эти буквы среди букв алфавита.

Закрой буквой из разрезной азбуки.
Задание № 2. «Узнавание букв, написанных стилизованно».
Материал: (графический материал листы № 8-21).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, на какую букву похоже это изображение (листы № 8-19).

Закрой веселое изображение буквой из разрезной азбуки.

- Покажи все буквы , похожие на (логопед указывает на необходимую букву) (листы № 13-16).

Посмотри и назови, на какую букву похоже это пунктирное изображение (листы № 17-19).

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Найди одинаково изображенные буквы, но отличающиеся по величине. Назови эти буквы (листы № 20-21).

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Посмотри и назови изображение: (листы № 8-15).

В левом верхнем углу

В правом верхнем углу

В левом нижнем углу

В правом нижнем углу.

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Посмотри и назови изображения: (листы № 8-15).

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке.

Посмотри и назови пунктирные изображения: (листы № 17-19).

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови изображения: (листы № 8-10).

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 3. «Узнавание букв, начертанных разными шрифтами».
Материал: (графический материал листы № 22-34).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, на какую букву похоже это изображение (листы № 22-34).

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Закрой это изображение буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови букву:

В левом верхнем углу

В правом верхнем углу

В левом нижнем углу

В правом нижнем углу.

Найди эту букву, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови буквы:

В верхней (первой) строчке

В нижней (второй) строчке.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 4. «Чтение слов, состоящих из букв изображенных стилизованно и разными шрифтами».
Материал: (графический материал листы № 35-39).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, на какие буквы похожи эти изображения. Прочитай слово.

Составь слово из букв разрезной азбуки.

Составь из слов разрезной азбуки фразу. Прочитай её.
Задание № 5. «Нахождение букв в сюжетных изображениях».
Материал: (графический материал листы № 40-53).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, какие буквы спрятались в картинках (листы № 40-48).

Покажи все буквы. Сосчитай, сколько букв (А и др.) ты увидел?

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, найди и назови, какие буквы спрятались «на дне моря»? (Л, М, Н, Р) (лист № 49).

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, найди и назови, какие буквы спрятались в « лесной чаще»? (Х, Ц, Ч, Щ) (лист № 50).

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, найди и назови, какие буквы спрятались в «пещере»? (Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, З, С, Ш, Ж) (лист № 51).

Посмотри, найди и назови все буквы, которые ты увидел на картинке? (листы № 52-53).

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.
Задание № 6. «Узнавание пунктирно изображенных букв».
Материал: (графический материал листы № 54-59).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови буквы.

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Закрой пунктирное изображение буквой из разрезной азбуки.

Покажи букву, которую я назову (постепенно логопед увеличивает количество называемых букв).

Назови букву, которую я покажу (постепенно логопед увеличивает количество букв).

Посмотри и назови буквы:

В первой строчке листы № 56-59

Во второй строчке

В третьей строчке. листы № 54-55

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови буквы:

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике

В пятом столбике.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 7. «Узнавание букв в условиях графического зашумления».
Материал: (графический материал листы № 60-80).

Возможные инструкции:

Посмотри, буква спряталась. Какая буква спряталась?

Назови эту букву. Найди, среди букв разрезной азбуки.

Покажи, где спряталась буква … ((А) логопед называет определенную букву, постепенно увеличивая число букв).

В верхней (первой) строчке

В нижней (второй) строчке.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Назови, какие буквы спрятались:

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике

В пятом столбике.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Назови, какая буква спряталась:

В верхнем левом углу

В нижнем левом углу

В верхнем правом углу

В нижнем правом углу.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 8. «Узнавание букв перевернутых в пространстве».
Материал: (графический материал листы № 81-88).

Возможные инструкции:

Посмотри на букву и найди такую же, среди букв алфавита. Назови букву. Чем отличаются буквы?

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Покажи букву, которую я назову (постепенно логопед увеличивает количество называемых букв).

Назови букву, которую я покажу (постепенно логопед увеличивает количество букв).
Задание № 9. «Узнавание букв, спрятанных в изображениях предметов».
Материал: (графический материал листы № 89-92).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, какие буквы ты видишь в картинках?

Найди буквы в картинках:

В верхней (первой) строчке

В нижней (второй) строчке.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 10. «Узнавание букв в условиях наложения».
Материал: (графический материал листы № 93-119).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, какие буквы ты видишь (листы № 93-102).

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, буквы соединились , имеют 1 общий элемент.

Разъедини их (листы № 103-110).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Посмотри, буквы соединились, имеют 2 общих элемента.

Разъедини их (листы № 111-115).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Посмотри, много букв соединились (листы № 116-119).

Помоги разъединить их.

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Можно работать с парой детей, кто быстрее и больше назовет букв (соревновательный момент).

Назови буквы по строчкам.

Назови буквы по столбикам (листы № 111-119).

Задание № 11. «Узнавание недописанных букв».
Материал: (графический материал листы № 120-146).

Возможные инструкции:

Посмотри, здесь одна и та же буква недописана (листы № 120-133).

Узнай, какая это буква.

Найди её, среди букв разрезной азбуки.

Допиши букву.

Посмотри, какая буква недописана (листы № 120-133).

Сложи её из элементов (по усмотрению логопеда, если ребенок затрудняется) + описание пространственного положения элементов букв. Назови элементы буквы. Как они (элементы) расположены в пространстве.

Допиши буквы в словах и прочитай получившиеся слова (листы № 134-135).

Составь эти слова из букв разрезной азбуки и прочитай их.

Посмотри, половина буквы закрыта белым листом (листы № 136-146).

Подумай и назови всю букву.

Найди эту букву, среди букв разрезной азбуки.

Посмотри и назови букву: (листы № 120-133).

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке.

Найди её, среди букв алфавита.

Посмотри и назови буквы: (листы № 136-146).

В первом столбике

Во втором столбике

В левом верхнем углу

В левом нижнем углу

В правом верхнем углу

В правом нижнем углу.

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.
Задание № 12. «Дифференциация оптически сходных букв».
Материал: (графический материал листы № 147-149).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови буквы парами.

Найди каждую букву, среди букв алфавита.

Выложи из букв разрезной азбуки такую же.

Последовательность букв.

Покажи и назови, сначала 1. потом 2 букву.

Покажи и назови, сначала 2, потом 1 букву.

Чем похожи и чем отличаются буквы?

Прочитай буквы парами:

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике.

Прочитай буквы парами:

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке

В четвертой строчке.

Прочитай пару букв:

В правом верхнем углу

В правом нижнем углу

В левом верхнем углу

В левом нижнем углу.

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.
Задание № 13. «Узнавание правильно и неправильно написанных букв».
Материал: (графический материал листы № 150-152).

Возможные инструкции:

Написана пара букв, одна из букв написана неправильно, так не должна писаться.

Закрой фишками все неправильно написанные буквы.

Найди оставшиеся буквы, среди букв алфавита.

Назови все правильно написанные буквы.

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике.

Покажи и назови все правильно написанные буквы:

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке

В четвертой строчке.
Задание № 14. «Конструирование и реконструирование букв из элементов».
Материал: (4 конверта с элементами букв).

Возможные инструкции:

Из этих элементов можно сложить буквы: Б В З Р Ф Ъ Ы Ь Я (конверт № 1).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Из этих элементов можно сложить буквы: А Д Ж К Л Х У Ч (конверт № 2).

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Из этих элементов можно сложить буквы: О С Э Ю (конверт № 3).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Из этих элементов можно сложить буквы: Е Ё И Й М Н П Т Ш Щ Ц (конверт № 4).

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Сложи из элементов букву (логопед называет определенные буквы).

Сделать из одной буквы другую:


Б - В

Б - Ы

К - Ж

Щ - Ц

Ш - Щ

Г - Б

Р - В

Т - П

Ы - Я

Г - П

Б - Ь

З - В

П - Н

Л - Д

Ц - П

Б - Ъ

Ф - Р

Н - И

С - Э

Ж - Х

Задание № 15. «Перечень стихотворений, описывающих графический образ буквы и её простое положение».
Материал: (графический материал листы № 153-160).

Возможные инструкции:

Прослушай стихотворение про букву и выложи её из палочек (элементов).

Заучивание одного из трех стихотворений про букву.
Использованная литература
1. Альманах «Почитайка».

2. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить вашего ребенка читать. – М.: «Грамотей», 2002.

3. Волина В.В. Праздник букваря. М.: «АСТ-ПРЕСС», 1996. – 384 с.

4. Журнал «Веселые картинки».

5. Заходер Б.В. Стихи и сказки. – М.: Детская литература, 1988.

6. Игралочка.

7. Ковшиков В.А. Стихи про печатные и рукописные буквы.

8. Куликовская Т.А. Мастерская букв. – М.: ООО «Издательство ГНОМ «Д», 1997.

9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998.

11. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.

12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.

14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН.

Агеева С.В., учитель-логопед, МСКОУ “школа-интернат VIII вида” г.Кизела Пермского края.

В школе уделяется много внимания формированию зрительного восприятия и исправлению его дефектов. Это предусмотрено содержанием учебных программ вспомогательной школы. При оптической дисграфии у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

В связи с этим при устранении такого нарушения письма проводится работа в следующих направлениях:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса);
  2. развитие буквенного гнозиса.

Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

  1. Назвать предметы по их контурам.
  2. Назвать недорисованные предметы (например: рыба без хвоста, машина без колеса, стол без ножки и так далее).
  3. Назвать перечеркнутые изображения.

4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:

5.Определить, что неправильно нарисовал художник.

6.Распределить изображения предметов по их реальной величине.

Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине.

7. Подбор картинок к определенному цветовому фону.

Детям предлагаются фоны (“лужайки”) разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза огурца, листа; цыпленка репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты.

Дается задание положить картинку на свою “лужайку”.

8.“Геометрическое лото”.

У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Логопед показывает нарисованный предмет. Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой.

Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.

9. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу). Например:

Логопед показывает одну из полосок. Дети находят аналогичную полоску.

10. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами. Предлагаются карточки с тремя геометрическими фигурами. Например:

Каждому ребенку дается серия из трех карточек.

Фигуры могут быть раскрашены разным цветом: красный треугольник, синий квадрат, зеленый круг, желтый овал и т.д.

Логопед показывает одну из карточек. Детям дается задание показать парную (точно такую же).

11. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

12. Дорисовывание симметричных изображений.

13.Составление разрезанных на части картинок (на 2, 3, 4, 5, 6).

14. Выполнение тестов Равенна. Детям предлагаются матрицы Равенна с вырезанными частями и несколько вставок (детский вариант). Детям предлагается найти нужную вставку.

15. Конструирование из кубиков Кооса. Каждый кубик разделен по диагонали и раскрашен разным цветом. Предлагается составить различные узоры.

16. Анализ нелепых картинок. Детям предлагается рассмотреть картинки и определить, что на них нарисовано неправильно.

17. Для тренировки восприятия можно воспользоваться и матрицей, содержащей геометрические фигуры не только разной формы, но и белого и черного цвета.

Задания школьнику:

а) сколько раз встречаются белые квадраты?

б) сколько раз встречаются черные квадраты?

в) сколько раз встречаются белые круги?

г) сколько раз встречаются черные круги?

д) сколько раз встречаются белые треугольники?

е) сколько раз встречаются черные треугольники и т.д.

18. Для тренировки восприятия целесообразно также использовать матрицу с геометрическими фигурами разного размера.

Задания школьнику:

а) сколько раз встречается маленький квадрат?

б) сколько раз встречается большой квадрат?

в) сколько раз встречается большой круг?

г) сколько раз встречается маленький круг?

д) сколько раз встречается большой треугольник?

е) сколько раз встречается маленький треугольник?

19. “Рисуем вместе”.

Оборудование: большой лист (2 метра×1,6 метра) белой бумаги и цветные мелки или восковые цветные толстые карандаши (для каждого учащегося).

Направленность задания: актуализация имеющихся представлений, образов в памяти, активизация восприятия целого по отдельным элементам, пространственных отношений, пропорций, умения комбинировать и перекомбинировать образы, выработка навыков совместной работы.

Процедура проведения: учитель предлагает детям нарисовать вместе картину “Игры в школьном дворе”. Подробно объясняют, что дети будут рисовать по очереди, каждый своим мелком или карандашом. Рисовать надо только то, что относится к играм, и нельзя повторять то, что уже есть на рисунке. Чтобы получилась интересная и красивая картина, надо стараться учитывать размеры изображаемого, цвет, пространственное расположение на листе. По завершению работы проводится коллективная оценка и анализ того, что сделано.

20. “Составить рассказ” (в основе методика ТАТ).

Оборудование: картинка с изображением некоторой ситуации (из школьной или совместной жизни).

Направленность задания: учить использовать имеющийся опыт, устанавливать причинно-следственные зависимости, воспринимать сюжет в целом, логично излагать воспринятое и давать ему эмоциональную оценку.

Процедура проведения: перед ребенком кладут картинку и просят ее рассмотреть.

Инструкция: “Составь рассказ по этой картинке, но обязательно расскажи, что было до этого, что сейчас происходит и что будет потом”.

Работа проводится индивидуально и фронтально на уроках чтения, развития речи.

Это задание может иметь другой вариант: ребенка просят нарисовать начало (первую картинку) и конец рассказа (третью картинку). Можно проводить фронтально.

21. “Собери картинку”.

Оборудование: фигуры из картона, изображающие разные предметы (дом, дерево, полоски для забора, гриб, две уточки, озеро, птица).

Направленность задания: активизация прошлого опыта, развитие целостного восприятия, образных представлений, составление рассказа с опорой на картинки.

Процедура проведения: перед ребенком в беспорядке кладут отдельные фигуры и предлагают составить картинку, а затем “сочинить” рассказ по ней. Работа по созданию композиции может проводиться коллективно, а затем каждый придумывает свой рассказ, после чего “творчество” детей получает оценку.

Изображения для создания композиции можно подобрать в зависимости от учебного предмета и темы урока.

22. “Дорисуй фигуры”.

Цель: развивать точность восприятия.

Инструкция:

Ребята, посмотрите на рисунки. Здесь вы видите, что линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Ваша задача их дорисовать.

23. “Посмотри”.

Цель: развивать наблюдательность.

Инструкция:

Внимательно осмотри комнату, в которой мы находимся. Найди предметы, которые состоят или в которых есть круг, окружность. Кто из вас больше найдет таких предметов? Запишите.

24. “Опиши предмет”.

Цель: развивать восприятие предметов и узнавание признаков в изображении этих предметов.

Инструкция:

Ребята, посмотрите внимательно на этот предмет (игрушечный зайчик, яблоко, карандаш и так далее). Что это? Какой он? Нужно назвать как можно больше признаков этого предмета. Ребята, как вы думаете, какая это вещь – хорошая, нужная, или наоборот; для чего она служит? Не забудьте обратить внимание на цвет предмета, его форму, назначение и так далее.

25. “Закрась фрукты”.

Цель: развивать способность к цветовосприятию.

Детям даются рисунки с черно – белым изображением различных фруктов и цветные карандаши. Дается задание: закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет. Вместо фруктов могут быть изображения овощей, цветов, животных и других предметов.

В процессе работы по развитию буквенного гнозиса предлагаются следующие задания:

1. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления).

2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными буквами: а, о; х, ж; и, ш.

3. Определить букву в неправильном положении.

4. Обвести контурные изображения букв.

5. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать).

6. Дописать букву.

7. На фоне контурных изображений предметов найти “спрятавшиеся” буквы.

8. Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.

Основная цель работы над различением смешиваемых на письме букв заключается в том, чтобы любыми возможными путями довести до сознания ребенка разницу вначертании этихбукв. Если это будет достигнуто, то не останется больше и почвы для буквенных замен, но все же для окончательного их преодоления нужно будет провести достаточное количество письменных упражнений. Они помогут преодолеть уже закрепившуюся у ребенка неправильную “моторную память руки”.

Вот некоторые приемы работы над различением букв.

  1. Сравнение двух смешиваемых ребенком букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Например: у буквы и только два крючочка, а у ш – три; у буквы р палочка длинная, а у п - короткая; у буквы ш только три крючочка, а у щ , кроме них, есть еще один дополнительный элемент и так далее.
  2. Письмо смешиваемых букв в воздухе, что позволяет за счет подключения движений руки лучше уловить имеющиеся различия. Глаза ребенка при этом должны быть закрыты, поскольку движение руки здесь должно сыграть компенсирующую роль по отношению к недостаточно тонкому зрительному восприятию.
  3. Называние ребенком рядом написанных сходных по начертанию букв. Нужно добиваться безошибочного называния букв. Это может быть достигнуто путем соответствующих пояснений, подчеркивания различий и достаточного количества повторных упражнений.
  4. Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона. Например, букву и ребенок складывает из двух крючочков, а ш – из трех и тому подобное.
  5. Реконструирование букв, то есть как бы “переделка” одной буквы в другую. Например: “Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щ получить ш ? А как можно переделать букву и в ц ?”. Приводим некоторые возможные варианты реконструирования печатных и рукописных букв:
  6. Ы - Ь - Ъ - Б - В - З

    Т - Г - П - Н - И

    А - Д - Л - М

    т - п - р - г

    и - ш - ц - щ

  7. “Достраивание” букв путем добавления к ним недостающих элементов.
  8. Нахождение “спрятавшихся” букв в так называемых “совмещенных буквах”. Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв “спряталось” в каждой из фигур. Данные в скобках ответы, конечно, закрываются от ребенка.

Как видим, все эти упражнения как бы “бьют в одну цель”, поскольку при их выполнении ребенок должен постоянно думать об особенностях начертания букв, находить в них не только сходство, но и различие. В конечном итоге это и обеспечит прочное усвоение букв.

Особенностью предлагаемых упражнений является и то, что все они проводятся устно, без записи ребенком смешиваемых букв (за исключением написания в воздухе), что далеко не случайно. Переход к письму возможен лишь после четкого уяснения ребенком различий между смешиваемыми им буквами. Прежде, чем писать, нужно точно знать, как именно пишется каждая из букв. Только при этом условии может быть гарантировано правильное написание ребенком оптически сходных букв.

На заключительном этапе работы можно перейти, наконец, к письменным упражнениям.

Очень полезно письмо смешиваемых (или искажаемых при написании) букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: ц , ц , ц , щ , щ , ц. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит.

После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими буквами: ща , ца , ца , ща , ца , ща , ащ , ац ; шуба , щенок , щепка … Перед записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из “сомнительных” букв он собирается написать и из каких элементов она состоит. Такие предварительные “отчеты” очень важны для предупреждения ошибочного написания букв, без чего невозможна выработка правильных и устойчивых зрительно – двигательных стереотипов слов.

Список литературы:

  1. Белошеева А.А., Голышева В.В. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей/ Серия “В семье больной ребёнок”. – Пермь: Здравствуй, 2009. – 270 с.
  2. Мазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребёнка в играх, тренингах, тестах/ Серия “Мир нашего ребёнка”. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 64 с.
  3. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть I. – Волгогорад, издательство Гринина А.Е., 2001. – 64 с.
  4. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.

Наверное, каждому человеку, будь то ученик, студент или офисный работник, приходилось сталкиваться с усталостью глаз. Неприятное жжение, чувство сухости, покраснения, слезоточивость - все это следствие , чтения или прочей утомительной для наших органов зрения деятельности. Для того чтобы снизить нагрузку на глаза, следует грамотно обустраивать свое рабочее место, обращая особое внимание на степень и яркость освещения. Кроме того, рекомендуется соблюдать некоторые правила, например, не читать в лежачем положении и не садиться слишком близко к экрану телевизора/ноутбука. Ежедневная разминка также поможет сохранить . Это позволит не только снять усталость и ненадолго отвлечься, но и предупредить постепенное ухудшение зрения. Разминку для глаз рекомендуется проводить как в перерывах между работой или чтением, так и в любое свободное время. Она займет не более 10-15 минут. Но это время будет бесценным для здоровья Ваших глаз. Итак, приступим к разминке!

Каждый из нас хотя бы раз в жизни проходил проверку остроты зрения при помощи таблиц у окулиста или в режиме онлайн. Несмотря на появление современных технологий обследования, такой простой инструмент диагностики по-прежнему остается популярным среди офтальмологов. В соответствии с медицинской терминологией под остротой зрения понимается способность глаза хорошо различать две точки, минимально удаленные друг от друга. Результат хороший, если человек видит их с угловым разрешением, равным одной минуте. Такое зрение считается 100 %, или говорят, что V=1.0. Что же используют, чтобы точно проверить, насколько хорошо видит человек?

Какие бывают таблицы

Это наиболее известный инструмент для диагностики глаз. Данная таблица, по которой проверяют зрение большинство окулистов, состоит из 12 строк с буквами алфавита. Размер символов в каждой строке уменьшается сверху вниз. С левой стороны литерой «D» отмечено расстояние, с которого человек с нормальным зрением должен различать имеющиеся знаки. Оно составляет 2,5 метров для нижнего ряда и 5 - для верхнего. Чтобы точно проверить зрение по таблице, необходимо знать, какие символы в ней использованы. Справа буквой «V» обозначена величина в условных единицах, показывающая остроту при чтении символов с расстояния 5 метров (2,0 - если различим нижний ряд; 0,1 - если человек видит только верхний ряд). Зрение считается нормальным (1,0), если человек каждым глазом видит десятую строку при D=5,0.

Это прародительница инструмента диагностики зрения Сивцева, используемая в англоязычных странах. Таблица состоит из 11 строк. Наверху расположена одна большая прописная буква. Размер остальных построчно уменьшается сверху вниз. Проверка осуществляется на расстоянии 6 метров. Остроту зрения в англоязычных странах принято обозначать в виде простой дроби Снеллена. При этом в числителе указывается количество футов до таблицы, а в знаменателе — расстояние, с которого человек с нормальной остротой зрения может прочитать символы.

Таблица Орловой. Данный инструмент для диагностики остроты зрения по своему принципу напоминает предыдущие. Но ее используют для проверки зрения у детей , не умеющих читать. Именно поэтому вместо букв подобная таблица окулиста для проверки зрения содержит различные изображения. Размер строк с картинками уменьшается сверху вниз. Острота определяется так же, как и в инструменте для проверки зрения Сивцева. Нормой считается, когда ребенок видит десятую строку с расстояния 5 метров каждым глазом. Если он не распознает символы верхнего ряда с указанной дистанции, то его начинают приближать к таблице и каждые 0,5 метров спрашивать, видит ли он знаки. Так продолжают проверять до тех пор, пока ребенок не назовет правильно картинки верхнего ряда.

Таблица Головина. Данный инструмент для диагностики глаз состоит из стандартного набора оптотипов. Подобные таблицы остроты зрения содержат комбинации равных по высоте и ширине колец с разрывами. Нормой считается, когда человек способен различить две удаленные точки с угловым разрешением, равным одной минуте. Стандартная таблица для проверки зрения Головина содержит оптотипы для определения остроты с расстояния 5 метров. При этом первые 10 строк различаются шагом в 0.1, следующие два ряда - в 0.5 и дополнительные три ряда - в 1.0. На поле также имеются две колонки. С левой стороны буквой D отмечена дистанция, с которой глаз со 100 % зрением различает указанный символ. Литера V, расположенная справа, обозначает фактическую остроту, если человек читает данный ряд с расстояния 5 метров. Подобная таблица может быть представлена как отдельно, так и в сочетании с инструментом для проверки остроты зрения Сивцева.

В Интернете Вы можете пройти проверку остроты зрения в режиме онлайн, но нужно помнить, что, какую бы таблицу Вы ни выбрали, это не заменит классической диагностики.

Основные ключевые направления: таблица для проверки зрения у детей, таблица Орловой, таблица Головина, как проверить остроту зрения, на каком расстоянии проверяется зрение, как называется таблица для проверки зрения у окулиста, как запомнить, как называется таблица для проверки зрения у окулиста

Поделиться