Звуковые домики для детей подготовительной группы. Дидактическое пособие «Звуковые домики для изучения согласных звуков» своими руками

Татьяна Геннадьевна Серегина

Работа логопеда - это творческий поиск, облегчающий и направляющий процесс становления речи ребенка. Чтобы повысить эффективность занятий, ускорить процесс постановки звуков, а главное, сделать обучение осознанным нужны нестандартные подходы, инновационные технологии.

Пластилинотерапия способствует развитию моторики, координации движений, точности выполнения действий. В образовательной деятельности используют обычный пластилин как элемент подготовительной работы для постановки звуков.

На первых двух занятиях каждого нового исправляемого звука учитель-логопед совместно с детьми лепит (моделирует) пластилиновый язычок. Выполняя модель язычка, дети стимулируют рецепторные зоны обеих рук, что оказывает положительно воздействие на развитие речи.

Изготовим "Домик для звуков" из фанеры, можно из коробки для конфет, но это не надежно.



Вот такое пособие у нас получилось.

В нашем домике 4 окошка:

1) объемные губы

2) объемный язычок

3) исправляемый звук, также в окошко можно положить полосочку салфетки розового или голубого цвета, в зависимости от воздушной струи звука

4) игрушка - символ звука

"Домик для звуков" - для группы свистящих звуков:

При произнесении звука С первым артикуляционным признаком являются губы, вытянутые в улыбку; расстояние между зубами 1 мм. Вторым артикуляционным признаком является язык - горка.

"Домик для звуков" для группы шипящих звуков:


При произнесении звуков Ш и Ж первым артикуляционным признаком выделяют губы, вытянутые вперед "бубликом", расстояние между зубами 4-5 мм. Вторым артикуляционным признаком является язычок - "чашечка".

"Домик для звуков" для звука "Л":


Отличительная черта этой модели - губы в открытой улыбке, то есть расстояние между ними 1,5 - 2 см. Язычок - в форме ложечки.

"Домик для звуков" для звука "Р":


В способах постановки данного звука отмечается, что если ребенок правильно произносит верхние "Ш" и "Ж". получить фрикативный Р не трудно. Учитывая эти сходства, окошки "Домика для звуков" заполняют следующим образом:

1) модель объемные губы - как для звука Ш

2) модель объемный язычок - как для звука Ш

Применение материалов мастерской "Домик для звуков" позволит интересно провести занятие. В процессе лепки дети не только получают удовольствие, но и совершенствуют мелкую моторику.


На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику.

1. Форма языка:

"горка" или "чашечка"

узкий язычок- "иголочка" или широкий язычок - "лопатка"

2. Положение языка:

вверх, вниз

3. Динамика языка:

как формируются боковые края язычка

как язычок упирается. отталкивается

Это самодельное пособие вызывает массу положительных эмоций, занятия проходят с высокой мотивацией.

Публикации по теме:

Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ согласно ФГОС на сегодняшний день стоит особо актуально. Одним из направлений преобразования.

Буквально на днях я познакомилась здесь на МААМе с молодым педагогом из города Советский Натальей Куликовских. Мне очень понравилось увлечение.

Продолжаем работу над сказочным уголком. На очереди у нас изготовление домика для симпатичных гномов. Итак, нам понадобятся: 1. бочка.

Дети часто теряют и забывают свои вещи, бывает, что несколько дней лежит вещичка ожидая своего хозяина. Для хранения я решила сделать.

Недавно закончились новогодние праздники. Но зима не закончилось. Для ребёнка зима это прежде всего:катание на санках, на коньках, игра.

Дидактическое пособие «Звуковой домик»

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5-6 лет.

Цель:

Развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка.

Задачи:

  • Обучать звуковому анализу слов;
  • Устанавливать последовательность звуков в слове;
  • Дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от

друга по произношению;

  • Научить различать твёрдые и мягкие согласные на слух и по

артикуляции;

  • Привить навык обозначения звуков условными значками;
  • Развивать связную речь, обогащать словарь.

Описание пособия

Пособие «Звуковой домик» изготовлено из плотного картона, оно легко переноситься в удобное место для работы с ним. Его можно поставить, положить, повесить. Жители данного домика – звуки.

На крыше домика помещаются картинки с изображением предмета, название которого состоит из трёх, четырёх, пяти звуков и которое ребёнок должен проанализировать. Картинки меняются и фиксируются с помощью зажимов.

На стенке располагаются окошки-клеточки. Их количество соответствует количеству звуков в слове, обозначающем название предмета на картинке.

К домику прикрепляется леска для подвешивания на неё окошек-клеточек. В каждое окошко поселяется один звук. Он обозначается фишкой-карточкой:

гласный звук – красная фишка – карточка;

согласный твёрдый звук – синяя фишка – карточка;

согласный мягкий звук – зелёная фишка – карточка.

Дверь домика служит карманом, в котором находятся все фишки – карточки.

Играя с жильцами домика, дети учатся слышать звук. Они устанавливают последовательность и количество звуков в данном слове, дают им полную характеристику, называют по имени звук в указанном окошке, производят слияние звуков, определяют позицию звука в слове, «вселяют» звуки только в своё окошко и «выселяют» по команде играющих, считают каких звуков больше или меньше, производят замену одного звука на другой.

Данное пособие совершенствует слуховое восприятие ребёнка и обучает проводить звуковой анализ слов.









Мастер-класс для учителей-логопедов. Изготовление пособия «Звуковые домики для согласных звуков»

На групповых и индивидуальных занятиях по подготовке к обучению грамоте учителя - логопеды учат детей различать согласные звуки на твердые и мягкие.
У детей с ТНР закрепление данного материала вызывает трудности, и зачатую в конце занятия ребенок затрудняется ответить в каком домике живет тот или иной звук. Домики которые я предлагаю изготовить можно потрогать, мягкий помять, по твердому постучать.
Когда ребенок «опробует» предмет, то признаки и качества предмета будут запоминаться лучше и легче.
При ознакомлении детей с тем или иным предметом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие.
К данным домикам можно подобрать карточки на согласные твердые и мягкие звуки, дети незаметно для себя в играх будут познавать материал который дает им учитель-логопед.
Что же нам это даст?
Цель: Обучить играя
Задачи:
1. У ребенка осознанно разовьется восприятие согласных твердых звуков и мягких звуков.
2. Дети научатся правильно употреблять термины «Твердый согласный звук» и «Мягкий согласный звук».
3. Прививается навык обозначения звуков условными значками.
4. Развивать навык звукового анализа слов.
Материалы которые нам понадобятся для изготовления домиков:
Плотный фетр зеленого цвета размер А4;
Поролон размер А5 толщиной 5 см;
Карандаш, линейка, нитки, иголка, ножницы, нож канцелярский;
Клеящий пистолет и термоклей;
Деревянный домик заготовка (продают в магазинах для творчества цена 180рублей)
Краска акриловая синяя, кисть, лак акриловый глянцевый.
Тесьма зигзагообразная зеленая и синяя по 2 метра каждой.

Ход работы

I Этап:
Снять мерки с деревянного домика, начертить детали на зеленом фетре оставляя припуски на швы.
На поролоне обвести 1 деталь домика, вырезать с помощью канцелярского ножа.
Обозначить все детали (подписать).
Вырезать детали, затем сшить швами наружу зелеными нитками.
Крышу приклеить на клеящий пистолет.






II этап:
Подготовить кисть, краску, деревянный домик место для покраски.
Домик деревянный покрасили синим цветом, сушим 2 часа.
Затем покрываем акриловым лаком и оставляем на 4 часа сохнуть.





III этап:
Когда домики почти готовы с помощью термо-клея и клеящего пистолета все швы зеленого домика прячем под зеленую тесьму. Приклеиваем тесьму по контуру домика, также делаем контур окна.
Синий домик также по контуру украшаем синей тесьмой.


IV этап:
Домики готовы можно работать.


Надеюсь моя работа не оставит вас равнодушными, буду благодарна за ваш голос!
Успехов вам!

Методическая разработка: Пособие «Домик буквы» для развития фонематических процессов детей дошкольного возраста. Аннотация: Развитие фонематических процессов является необходимым условием коррекции звукопроизношения и предпосылкой успешного овладения грамотой. Хорошим помощником логопеда в этой работе может стать пособие «Домик буквы», которое создает на занятии игровую ситуацию и стимулирует активность детей.

Развитие фонематических процессов является необходимым условием коррекции звукопроизношения и предпосылкой успешного овладения грамотой. Хорошим помощником логопеда в этой работе может стать пособие «Домик буквы», которое создает на занятии игровую ситуацию и стимулирует активность детей.

Описание. Пособие представляет собой Домик, в одном из окон которого прорезано прямоугольное отверстие. Размер отверстия должен быть таким, чтобы ребенок мог без труда опустить в него картинку. Над окном размещен пластиковый кармашек – «балкон», в который вставляется буква. Задняя часть крыши прикрепляется к Домику с помощью липучек и откидывается, когда необходимо достать картинки.

Домик может быть использован для обучения детей следующим умениям:

1) Определение наличия звука в слове.

Детям предлагается выбрать из набора картинок «подарки для буквы» и опустить их в окошко. Букве «нравятся» только такие подарки, которые начинаются на её звук. (Варианты: заканчиваются данным звуком, звук есть в середине слова)

2) Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Если на балконе буква «в синем платье» – подбираем слова с твердым звуком, если в зеленом – «с мягким звуком».

3) Слоговой анализ слова, определение ударного слога.

Детям предлагается выбрать картинки с определенным количеством слогов или с определенным ударным слогом (на балкон помещается слоговая схема).

4) Звуковой анализ слова.

Детям предлагается выбрать картинки, соответствующие определенной звуковой схеме.

В каждом случае помимо выбора картинок полезно предложить детям самостоятельно придумать слово и нарисовать свою картинку.

В качестве примера приведем план логопедического занятия в средней группе с использованием «Домика буквы».

Тема: «Звук и буква А».

1. Знакомство с буквой А. Буква появляется из домика и размещается на балконе.
2. Знакомство со звуком А. Характеристика и артикуляция звука.
3. Выделение звука из ряда гласных. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь А».
4. Определение первого гласного звука в слове. Подбор картинок на звук А. Игра «Подари подарок букве». Дети опускают картинки в домик.
5. Динамическая пауза.
6. Припоминание слов на звук А. «Что лежит в домике?»
7. Развитие психических процессов (памяти, внимания). Игры с картинками «Что пропало? Что изменилось?»
8. Работа над слоговой структурой. Отхлопывание названий картинок по слогам.
9. Развитие фонематических представлений. Самостоятельный подбор слов на звук А. «Придумай и нарисуй картинку для буквы». Дети опускают в домик свои рисунки.
10. Завершение занятия. Буква А хвалит детей и прячется в домик.

По нашим наблюдениям, детей привлекает как игровая ситуация, так и сам процесс опускания картинок в окно домика. Работа, организованная таким образом, усиливает желание найти нужную картинку, самостоятельно подобрать слово, повышает интерес детей к занятию в целом.

Люлина А.К.,
учитель-логопед


Игра для детей старшего дошкольного возраста. Выполняя задания, малыши освоят звуко-буквенный анализ слова, повторят основные цвета, а также разовьют зрительное восприятие, произвольное внимание и логическое мышление.
Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям, у вас получится 64 разноцветных карточки.
Раздайте детям карточки с картинками, предложите назвать их и сказать на какую букву начинаются слова. Затем нужно к каждой картинке подобрать квадрат, название цвета которого начинается с той же буквы, что и название картинки. Если все цветные квадраты будут разложены правильно, то получится узор.


Развивающая игра. Предназначена для детей 3-6 лет. Комплектность: 20 карточек, состоящих из 2-х элементов. На одних половинках изображены различные животные, на других - места их обитания. Игра поможет детям узнать особенности жизни некоторых животных, научит различать их изображение, укрепит зрительную память и внимание. Варианты игр: "Третий (четвертый) лишний", "Общее место", "Играем сами", которые описаны в инструкции к игре.
Правила игры: см. продолжение...


Эти карточки помогут выучить с ребенком буквы в процессе игры. Посмотрите на картинки внизу.
Перед началом игры их нужно распечатать на плотной бумаге. Верхнюю часть с буквами отрезать и разрезать по полоскам сами буквы. Получится большой набор букв из которых нужно будет составлять слова и еще один набор с картинками.
Для начала даете ребенку одну большую карточку. Например, с буквами А и Б. Показываете букву А. Ребенок раскрашивает эту букву в большом квадратике. Затем вписывает ее в маленькие квадратики возле картинок. При этом проговаривайте с ним слова, выделяя голосом букву А: "АААА-ист".
Соберите это слово из карточек с буквами. Это должно выглядеть так: Первая карточка с буквой А и еще 3 карточки, повернутые чистой стороной вверх.
Объясните ребенку, что слово АИСТ состоит из 4 звуков, и первый звук А обозначается буквой А.
Выучив букву А, переходите к следующей.


Чтобы научить малыша читать, не нужно серьезных занятий. Побольше играйте с ним в разные игры с буквами. У детей отличная зрительная память. Если малышу показать, как пишется его имя или слова "мама" и "папа", то, даже не зная букв, он найдет эти слва среди множества других.
Лото "Слова из 3 букв" как раз учит читать, не заставляя учить буквы.
Есть картинка, она разрезана на три части. Ребенок собирает целую картинку из частей и видит что-то знакомое. Например, это КОТ, или ДУБ, или ЛУК. Но кроме рисунка на карточке есть и слово, которое ребенок запоминает автоматически.
Попробуйте, и вы сами увидите, что учится читать легко.
В архиве 15 картинок.


На какую букву начинается слово? А на какую букву слово заканчивается? А какая буква стоит на втором месте? Это все варианты игры в буквенное лото.
Помните, что такое лото? Мешочек с бочечками, на которых написаны цифры и карточки для всех игроков. Ведущий вытягивает из мешочка бочечку и называет цифру. Все ищут на своих карточках клеточку, на которой такая цифра есть. Бочечка ставится сверху. Кто первый заполнил все карточки, тот и победитель.


Картинки для детей выполняют важную роль в развитии ребёнка, это самый простой и один из самых первых способов знакомства ребёнка с буквами и предметами изображенными на них. Предлагаем несколько категорий картинок, такие как:
Звери - 36 карточек;
Овощи и продукты - 22 карточки;
Орехи и хлеб - 12 карточек;
Фрукты и ягоды - 20 карточек.
Это красочные развивающие карточки для вашего любимого малыша. Всё начинается с того, что вы показываете карточки своему малышу а он концентрирует своё внимание на них и запоминает. Он запоминает яркие буквы и картинки изображенные на них. Так-же на картинках изображены слоги и слова, при этом слоги выделены. Дети даже самого раннего возраста обращают внимание на эти картинки и по долгу их рассматривают. Когда к детям попадают подобные вещи, он долго смотрят на них вертят и издают разные звуки радости в виде гудения и пения.


Рассмотрите окошки с малышом, обратите внимание, что есть окошки большие, есть маленькие, что из каждого окошка кто-то смотрит.
Перед каждым новым заданием просите малыша разложить окошки перед собой.
Читайте задание и предлагайте малышу разложить окошки на доме. Не забывайте - в конце задания, малыш обязательно называет жильцов дома.
В файле 5 листов А4 с различными домиками без окошек
и 16 окошек: - 8 больших и 8 маленьких.
Инструкция проведения игры в файле.
автор limush

Поделиться