Дифференциация звуков ч и ть материал по логопедии на тему. Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Дифференциация - (закрепление пройденного) Дифференциация ч ть речевой материал

Дифференциация звуков Ч - Ть.

В начальной школе уже не так часто встречается смешение звуков Ч - Ть. Если оно есть необходимо проводить коррекционную работу по дифференциации звуков. Отбор материала производится с учетом возможностей каждого ребенка индивидуально. Каждый этап также отрабатывается по мере усвоения учеником.

1. Дифференциация звуков Ч - Ть изолированно. Сравнение их по артикуляции, характеристикам, обозначение на письме.

2. Работа по дифференциации в слогах. Тут могут быть упражнения такие как восприятие на слух серии слогов, отраженное воспроизведение, чтение слоговых таблиц, запись слогов под диктовку. Пример:

че - те - че

чи - ти - чи

чу - тю - чу …

3. Дифференциация в словах. Проводится на материале слов где свешиваемые звуки сначала по одному из пары, а затем оба одновременно. Возможные варианты работы:

Вычленение звуков Ч - Ть из слов. Поднять сигнальную карточку (букву или цветной кружок), хлопнуть, топнуть (на усмотрение логопеда) - когда услышишь заданный звук в слове:
бочонок, котёнок, утёнок, грачонок, качели, метели, сверчок, кабачок, утёк, протёк, печенье, плетение, плечи, картина…

Определи место звука в слове. Лёгкий вариант - это начало, середина или конец слова. Далее можно называть место звука в слове с опорой на цифровой ряд, когда перед каждым ребенком лежит набор цифр и он выдвигает соответствующую цифру, обозначающую место звука в слове:

Плеч и

Дифференциация звуков в словах-паронимах, составление устных предложений с ними:
печь - петь вечер - ветер плечи - плети редька - речка
тёлка - чёлка мяч - мять прядь - прячь чесал - тесал…

Запись слов под диктовку в две колонки (в одну со звуком Ч, в другую - Ть):
брать, грач, чудо, тина, чашка, паутина, кровать, плечо, новость, улетел, пчела, почва, путь, почка, котик, тема, бочка…

Изменить глаголы по образцу, следить за чередованием звуков Ч - Ть.
Образец: лететь - я лечу - он летит.
крутить, колотить, молотить, заметить, катить, чертить.

Повторять слова, где оба звука в одном слове:
течь, учитель, тучка, чинить, читать, туча, учить, мочить, печать, качать, чтение, тачка, Тамарочка, Томочка, Толечка, Танечка, Тимофеевич, ботиночки, точка, птичка, течёт, точечка, точить, выключатель.

Назвать и записать слова со слогами - чить, - чать. Например: учить, получить, печать, молчать, кричать… Так же можно придумывать слова на любой слог с дифференцируемыми звуками.

4. Дифференциация в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Составить словосочетания со словом чуть-чуть (следить за четким произношением).

Проговаривать пословицы, поговорки, потешки:
Течёт речка, печёт печка.
Учить - ум точить.
Четыре черепашки учились пить из чашки
Чашку чая заварили на четыре поделили.
Бабушка, надень очки!
Внучке сказочки прочти!
Перед тем, как печь топить,
Надо нам чаёк допить!

Отгадывать загадки:

Спешить домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу,
И потому всегда я дома. (черепаха)
Сладкая ягодка, пригожа

И на вишенку похожа (черешня)

Ягодка вкусненькая -

Черная бусинка.

В лес пойдёшь,

Её найдёшь (черника)

Предложения для анализа и записи:
Девочка хочет постоять около качели.
Горячим утюгом надо прогладить кофточку.
Телёнок мычит в тишине.
Учитель просит учеников достать ручки.
Ученик хочет прочитать сказку.
Мы будем пить чай из чашки.

Тёма почистил ботиночки и пошёл гулять. На улице дети с увлечением кидали мяч. Танечка и Ванечка качались на качелях. Котёнок бегал за пчелой. Все будут гулять до вечера. Хорошо летом!

ГБОУ СОШ №760 им. А.П.Маресьева,

детский сад №997

Обучение грамоте.

Тема «Звуки Ч-Ть»

Учитель - логопед Панюшкина О.Н.

Москва 2015г

Цели:

Закрепление правильного произношения звуков.

Дифференциация звуков в произношении и на письме.

Упражнение в правильном употреблении глагола хотеть .

Закрепление построения и употребления сложносочиненных предложений.

Звуко-буквенный анализ слов.

Продолжить обучать составлять схему предложения.

Закрепление навыков печатания и чтения.

1.Оргмомент.

Какой звук повторяется в словах: телефон, Катя, тень, пять? (Звук Ть)

Какой звук повторяется в словах: чайник, бочка, туча, меч? (звук Ч)

Сегодня мы будем говорить о звуках «ть» и «ч»

Уточнить артикуляцию звуков. Дать характеристику каждому звуку.

2.Воспроизведение слоговых рядов.

Ать-ач-ать

Еч-еть-еч

Оч-оч-оть

3. Игра «Звук заблудился»

Прослушай стихотворение, найди и исправь ошибку.

Синеет море над волнами,

Летают майки (чайки) над волнами.

Волкам и беркутам на страх

Кабан (чабан) пасет овец в горах.

Наевшись рыбы до отвала,

На море гайка (чайка) отдыхала.

На болоте нет дорог.

Я по кошкам (кочкам)скок да скок!

4.Дифференциация звуков в словах.

На доске выставлены предметные картинки со звуками «Ч» и «Ть». Дети отбирают картинки со звуком «Ч», затем со звуком «Ть». При назывании предмета на картинке анализируют, где расположен звук: в начале слова, в середине или в конце.

5. Дифференциация звуков в тексте.

Выделить из прочитанного стихотворения слова со звком «Ть», затем со звуком «Ч».

Ты зачем примчалась, птичка,
К родничку, где льёт водичка?
- Прилетела я попить,
Малых птенчиков умыть.

6.Упражнение в употреблении глагола хотеть в настоящем времени:

А) спряжение по образцу:

Хотеть учиться отлично.

Б) договаривание сложноподчиненных предложений по образцу:

Я беру мел, потому что хочу написать предложение.

Мне нужен карандаш…

Я учу буквы…

Катя одевается…

Дети делают зарядку…

Мы надели спортивную форму….

Таня взяла карандаш…

Мы взяли зонтики…

7. Физкультминутка.

8. Звуко-буквенный анализ слов.

Выделение гласных и согласных звуков, составление схем слов:

очки, птичка, вечер.

9. Печатание под диктовку предложения.

Повторение правил написания предложения, составление схемы.

Наш Витя силач.

Подчкркнуть все мягкие согласные.

О каких звуках и буквах мы говорили на занятии?

Разделить детей на 2 команды. Команда «Ч» и команда «ТЬ». Какая команда назовет больше слов со своим звуком.

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, М, Н и др.

Структура пособия

Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

1. Артикуляция звука.



2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, пословицы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизированы, необходимо провести работу по их дифференциации. Дифференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Звук Т

Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.

2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.

Практический материал по автоматизации звука Т.

1. Повторислоги.

Та-та-та Та-то-ту-ты Та-та-та-та Ат-от-ут
То-то-то Ту-то-та-ты Ат-ат-ат-ат Ыт-ут-ат
Ту-ту-ту Ты-то-ту-та Ты-ты-ты-ты От-ут-ыт
Ты-ты-ты То-та-ту-ты Ыт-ыт-ыт-ыт Ат-ыт-от

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Там, так, таз, Таня, тапки, тачка, такси, тара, Тамара, тарелка; ты, тыкать, тыква; том, ток, топ, Тоня, Тома, Тося, точка, токарь, топор; туча, тумба, Тузик, тулуп, турок, турки.

Звук в середине слова: Ната, Никита, кофта, капитан, сметана, ракета, рота, Рита; коты, ноты, копыто, конфеты, соты, шорты; каток, моток, Антон, платок, молоток, пальто, веточка, сеточка, сито, автобус, цветок.

Звук в конце слова: Кот, кит, тут, канат, тонет, дует, ходит, бегает, думает, компот, кнут, самолет, сонет, пишет, молот, рот, ропот, Марат, прыгает.

Тка, тко, тки; тла, тлы; ста, сты, сто, сту; тра, тро, тру. Аист, куст, торт, порт, март, портфель; ткани, ткач, ткачиха, нитка, метко, платки; метла, котлы; стать, статный, станок, сталь, стык, стыть, кусты, мосты, стычка, остыть, стон, стоп, стол, чисто, стук, стучит, стул; трап, трата, трава, травма, трамвай; трон, тропа, тротуар, трость, троллейбус, утро; труд, труба, трубач, трутни, трус, трусы.

3. Повтори предложения.

Тоня несет молоток. У Наты и Никиты конфеты. Антон надел тапки. Таня, Тося, Тоня идут на каток. Ткач ткет пальто. В автобусе едут люди. Капитан ведет корабль в порт. Таня катается на катке. Марат едет на такси. Антон несет ноты. На тарелке конфеты. Никита видит топор. Ната надела пальто. У Никиты и Толи новые тапки. Таня несет цветы. Тома поет ноты. Тыква растет в саду. Топ, топ, топает малыш. В аэропорту стоит самолет. Тома моет стол и стул. Тоня едет на трамвае. Под кустом стоит тачка.

4. Повтори чистоговорки.

Та - та - та - у нас дома чистота. Ты - ты - ты - сметану съели всю коты. То - то - то - стали мы играть в лото. Ат - ат - ат - берем с собой самокат.

Трус и таракана посчитает за великана.

Труд кормит и одевает.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

6. Повтори скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани

На платки Тане.

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

7. Повтори загадки.

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Туча)

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

(Тыква)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.

(Топор)

8. Выучи стихотворение.

Весит слон триста тонн:

Тонна - ушко,

Тоннаножка,

Вот так крошка!

(Г. Цыферов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворение, ребенок прослушивает его и добавляет пропущенное слово.

Долго-долго крокодил

Море синее... (тушил).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил... (точку).

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой... (тучи).

10. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном.

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребенку прослушать небольшой рассказ, а затем назвать все слова со звуком Т, которые в нём встречаются.

У пианино Тоня, Таня и Анюта. У Анюты ноты. Анюта сидит за пианино и играет по нотам мелодию. Тоня и Таня поют. Девочки поют песню о маме. Это нежная и красивая песня. Молодцы, Тоня, Таня и Анюта!

Звук ТЬ

Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Мягкое небо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: ребёнок произносит слог ТА. Логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает его за нижние зубы, получается слог ТЯ.

Практический материал по автоматизации звука ТЬ.

1. Повторислоги.

Тя-тя-тя Тя-те-ти-те Ать-уть-оть
Те-те-те Ти-те-тя-те Ить-ять-ёть
Те-те-те Те-ти-тя-те Еть-ють-ять
Ти-ти-ти Ти-тя-те-те Ють-ить-еть

2. Повторислова.

Звук в начале слова: Тяпа, тяп-ляп, тяга, тянет, тянут, тяпка, тяпнуть; тик, Тит, Тима, тина, тихо, тикать, Тихон, тик-так, Тимка, Тишка, тишина, тир, тигр, Тимур; тени, тема, тень, темя, тело, темень, темно, теленок, телята, телятина, телефон, тесто, тесно, тесный, телевизор; Тема, тётя, тёмный, тёрка; тюк, тюки, тюфяк, тюль, тюлень, тюря.

Звук в середине слова: Петя, Витя, Катя, Митя, Мотя, Костя, Настя; дети, котик, ботинки, Костик, зонтик; котёнок, утёнок, платье.

Звук в конце слова: Пить, петь, путь, пять, мать, муть, мыть, мять, дуть, ныть, выть, купить, думать, ходить, бегать, поймать, махать,гулять, любить, лепить, плакать, плавать, суть, писать, устать, спать, успеть, месить, носить, косить, слушать, спешить, кушать, шагать, рать, рыть, рыдать, грустить, варить, говорить, решать.

3. Повторипредложения.

Витя получил пять. У Вити пять пятерок. Митя тянет сеть. Витя идет гулять. Петя работает тяпкой. Тяпкой окучивают картофель. Тяп-тяп-тяп работает тяпка. Митя любит братика Витю. У Кости новый костюм. У Вити пять монет. Тихон тихо поет. У Пети кошка родила пять котят. Котята есть хотят. У Пети котенок. У Кати утенок. Тихон идет в тир. Тише, тише, кот на крыше. У Кости пять телят. Тихон тихо поет. У Тихона пять тюков. Тима гуляет с Тяпой. Витя будет петь песню. Тимоша идет гулять во двор. Тетя Дуся может купить телевизор. Маму нужно любить. У Темы пять котят. Утята на пруду. Утята будут плавать. Утка следит за утятами. У тети на окне тюль. Тюль повесили на окно. Дима догнал Витю. Дима перегнал Костю. Настю и Митю повели на елку. Петю позвали домой кушать. У Тины новый костюм. В нашей семье пять детей. Митя написал тете письмо. Дети сидели тихо. Тетя Тина месила тесто. Тит, иди петь. Утюг стоит на плите. На воде утята. У меня есть тетя Настя. Тима сидит в тени. Тихо-тихо ходит Тима. Что тикает «тик-так»? «Тик-так» тикает будильник. У Пети тяпка. У Пети опята. Петя идет кушать. Настю нужно купать. У Насти котенок. У Мити зонтик. Настя, Витя, Тима - дети. Витя тянет тетю за платье. Тимка собрался гулять. Настя будет ходить и бегать.

Измени предложения.

Я (ты, он, мы, вы, они) гуляю с Тяпой.

Я (ты, он, мы, вы, они) должна месить тесто.

Я (ты, он, мы, вы, они) бегу за Витей.

Я (ты, он, мы, вы, они) буду плавать.

4. Повторичистоговорки.

Тя - тя - тя - вот идет Витя. Тя - тя - тя - идет Настя. Тя - тя - тя - поет Митя. Тя - тя - тя - вот мое дитя. Ти - ти - ти - съели кашу всю почти. Те - те - те - отложили мы шитье.

Ать - ать - ать - буду я летать. Ить - ить - ить - надо всех будить. Уть - уть - уть - собирайся в путь. Ать - ать - ать - мы идем гулять. Ать - ать - ать - нужно в комнате убрать.

5. Повторипословицу.

Где растяпа да тетеря -

Там не прибыль, а потеря.

6. Повторискороговорку.

Грабли - грести,

Весла - везти,

Полозья - ползти.

7. Повторизагадки.

Живет внем вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор)

Поверчу волшебный круг,

И меня услышит друг.

(Телефон)

Без рук, без ног, а в гору лезет.

(Тесто)

8. Выучистихотворение.

Телка, телка, на хвосте метелка,

Розовый ротик, белый животик.

Где ты, телка, росла?

Как ты, телка, жила?

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворения и подсказать в конце нужные слова.

Заслоняет слон окно,

Стало в комнате… (темно).

Мы от страха все притихли:

На арену вышли... (тигры).

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна... (тетрадь).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь... (тишина).

10. Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы (объекты):

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказик и назвать все слова со звуком ТЬ, которые в нём встречаются.

Костя и Петя ходят в школу. В рюкзаках они носят тетрадки, пеналы, книжки. В классе они сидят тихо-тихо. Шуметь нельзя, нужно слушать учительницу. Побегать и поиграть можно на перемене. Как хорошо и интересно в школе!

Дифференциация звуков Т – ТЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Т, ТЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Т – ТЬ.

1. Повтори слоги.

Та-тя То-те Ти-ты Ту-тю
Тя-та Те-то Ти-ты Тю-ту
Тя-та-тя То-те-то Ти-ты-ти Ту-тю-ту
Та-тя-та Те-то-те Ты-ти-ты Тю-ту-тю

2. Повтори слова.

Тук - тюк Тома - Тема Кот - котенок
Тик - так Ната - Митя Рот - ротик
Тут - Тит Ходит - ходить Картон - картина
Ток - тень Бегает - бегать Думает - думать
Тук - тюк Несут - носить Готовит - готовить
Тот - тир Готовит - готовить Строит - строить

3. Повтори предложения.

Таня и Митя несут телевизор. Витя тянет Тоню за платье. Катя и Толя бегают. Митя кормит тигра. Толя идет в тир. Витя идет гулять. Настя любит тишину. Катя боится темноты. Тема несет зонтик Томе. Витя несет молоток. Ната и Митя дети. У тигра - рот, у кота - ротик. Толя любит готовить. Тут висит картина. Картину нарисовала Тома. Тома кормит котенка. Кот - большой, котенок - маленький.

4. Повтори чистоговорки.

Тя- та - тя - идет Митя. Ты – ти - ты - купили шорты. Ти - ты - ти - гуляют дети. Тю - ту - тю - вижу Катю. То - те - то - в доме чисто.

Трус своей тени боится.

Терпенье и труд все перетрут.

Чтобы научиться трудолюбию, нужны годы,

Чтобы научиться лени - только три дня.

Тому тяжко жить, кто от работы бежит.

Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

6. Повтори скороговорки.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

С виду бабушка Улита

И сурова, и сердита.

Вы зайдите в гости к ней

Да отведайте сластей.

7. Повторите загадки.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда.

(Троллейбус)

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа.

(Тень)

8. Выучи стихотворения.

Тигр - свирепый зверь.

Но все же

Тихим тигр бывает тоже.

Тигр бывает тих с тигрицей,

Так как сам ее боится.

(В. Лунин)

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

(Б. Тимофеев)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синие и зеленые квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Т, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ТЬ - зеленый квадратик.

Кнут, гнуть, тихо, Таня, тигр, ток, тюк, ты, тут, тяга, Тома, просить, токарь, тина, картина, Тоня, тощий, тема.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Тоня очень любила смотреть телевизор. С самого утра она включала разные телепередачи. То показывают интересный фильм, то, как правильно варить тыкву, то игру в теннис, Тоня смотрела телевизор с утра до ночи. И однажды у нее так разболелась голова, что пришлось пить таблетки. Тут-то Тоня и поняла, что нельзя без перерыва смотреть телевизор, нужно больше гулять.

Звук Д

Артикуляция звука.

См. звук Т. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: от звука Т. Ребенок кладет одну руку на гортань логопеда, другую на свою. Логопед по очереди произносит звуки Т - Д. Обращает внимание ребенка на вибрацию гортани при произнесении звука Д.

Практический материал по автоматизации звука Д.

1. Повтори слоги.

Да-да-да Да-да-да Да-да-да
Да-до-ду-ды Ды-ду-да-до До-ду-ды-да

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Дам, дай, дама, дата, Даня, дача, Даша, даль, дар, даром; дым, дыня, дымок, дымка, дыхание, дышать, дыра, дырка; дон, дом, домик, дока, дойка, дочь, домино, домыть, добыть добить, допить, долить, дождь, дорога, добрый, доктор; дуб, Дуня, дума, дуть, дуга, духи, дубок, думать, душ, душа, душно, дул, дуло, дупло, дудка.

Звук в середине слова: Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Два, дво, дно; еда, дло, дра, дро, дру.

Два, двадцать, дважды; двое, двойка, двор, дворник, дворняга, дворовый, дворец; дно, модно, поднос, судно, ладно; сдал, сдавить, сдаваться; подло, подлость, надлом; драма, драка, дракон, драп, драпать, дразнить; дробь, дробить, дрозды, дрожать; друг, другой, друзья, дружина, дружба.

3. Повтори предложения.

Даша дома. Даня на даче. В доме есть душ. Дама идет по дороге. У неё дыня. Дуня думает: «Я не упаду». У Даши на платье дырка. Вдали видна дорога. В дупле дятел. Даня получил медаль. Дворник подметает двор. На дворе дует ветер. Дуня играет на дудке. Возле пруда много ягод. Даня и Даша собирают ягоды. У Дани дача. Дача далеко. Наш дом на Дону. Дон - река. По Дону идут суда. В саду дуб. Колдун построил дворец. У дочки карандаш. Даня и Даша - друзья. У них нет двоек. В лесу надо дышать свежим воздухом. Люда, пора домой.

4. Повтори чистоговорки.

Да - да - да - бежит вода. Ду - ду - ду - тебя найду. До - до - до - звучит гудок. Ды - ды - ды - цветут сады.

5. Повтори пословицы и поговорки.

Один за всех - все за одного.

Шуба нова, да в подоле дыра.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Лесом шёл, а дров не видал.

Даром ничего не дают.

Ссора до добра не доведет.

6. Повтори скороговорки.

Дарья дарит Дане дыни.

Дон, дон, дон - загорелся кошкин дом.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду - все равно тебя найду.

Радуга-дуга, радуга-дуга - не давай дождя!

7. Повтори загадки.

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду

Покуда он гуляет.

(Дождь)

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

(Дым)

Новая посуда, а вся в дырках.

(Сито)

На дворе горой, а в избе водой.

(Снег)

Кругом вода, а с питьем беда.

(Море)

8. Выучи стихотворение.

Дрессировщики зверей!

Дайте сахару скорей!

Долго звери вас учили,

Чтоб награду им вручили.

(В. Берестов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения и подсказать нужное слово в конце каждого из них.

Ходит мальчик наш с трудом,

В первый раз обходит... (дом).

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по... (домам).

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по... (дорожке).

10. Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы:

Дом - (домик) дудка - (дудочка)
Дуб - (дубок) дыра - (дырочка)
Дорога - (дорожка) дым - (дымок)

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Д, которые в нём встречаются.

Вот домик тёти Люды. У дома сад. Тётя Люда - садовод. В саду растут яблони, сливы, малина. Тётя Люда любит ухаживать за своим садом. Осенью она собирает много плодов. Тётя Люда раздаёт яблоки, сливы, малину своим друзьям.

Звук ДЬ

Артикуляция звука: смотри звук Д. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: Ребенок произносит звук Д. В этот момент логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.

Практический материал по автоматизации звука ДЬ.

1. Повтори слоги.

Дя-дя-дя Дя-ди-де-дю
Дя-дя-дя Дю-дё-де-ди
Дя-дя-дя Дя-дю-де-дё

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Дядя, дятел, дятлы; Дима, Дина, диван, динь-динь, диво, диета, дикий, дивный, диктант, диалог, диплом, диктор; день, дева, демон, деньги, девочка, Денис, десять, деталь, дельфин, дело, делать, дерево, декабрь; дёготь, дёрн, дёргать; дюйм, дюны, Дюймовочка.

Звук в середине слова: Надя, Федя, Вадя, водяной, ледяной, Володя, бродяга; идея, кадет, надеть, видение, нападение, одежда, неделя, пудель, удел, одеяло, одеколон; один, Эдик, медведи, бандит, говядина, гвозди, дожди, жёлуди, мелодия, льдина, люди, леди, лебеди, будильник, холодильник, удивление, радио, родина, родители, бродить, крокодил; вездеход; ведёт, будёновка, кладёт; гадюка, индюк.

3. Повтори предложения:

Надя, Федя, Володя - дети. Вадя несет желуди. Девочка Надя сидит на диване. Пудель залез под одеяло. Дети видели дельфина. Осталась одна неделя до декабря. В лесу живут дикие медведи. Дядя надел буденовку. Федя был один на льдине. Дети сажают деревья. Понедельник - первый день недели. Денис водил вездеход. Надю разбудил будильник. Володя заглянул в холодильник. Детей посадили на диван.

4. Повтори чистоговорки.

Дя - дя - дя - идет дядя. Де - де - де - наступил день. Ди - ди - ди - сюда иди. Ди - ди - ди - не буди. Де - де - де - быть беде. Дю - дю - дю - вот индюк. Дя - дя - дя - стучит дятел.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Всякое дело делай умело.

День, как день, да год не тот.

Не зная дела, не суди.

Летний день - за зимнюю неделю.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Что летом родится, то зимой пригодится.

6. Повтори скороговорки.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Денис без дела не сидел -

Он целый день конфеты ел.

7. Повтори загадки.

Меж двух светил я по середине один.

(Нос)

Кто приходит,

Кто уходит,

Все её за ручку водят.

(Дверь)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет

Тут и пропадет.

(Волна)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали всерубашки.

(Дерево)

8. Выучи стихотворение.

Лебеди, лебеди,

Белые лебеди.

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели,посидели,

Снова полетели.

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Столько заноз я не видел ни разу,

Нет, не завидую я... (дикобразу).

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и... (девочки).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись... (дятел).

10. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребёнок - во множественном.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад.

1. Бочаров В.Ю. Институционализация договорных трудовых отношений на предприятиях//СОЦИС. - 2001.- № 7.

2. Васькина Ю.В. Государство как субъект реализации трудовых отношений //СОЦИС. - 2001.- № 7.

3. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Наемные работники, некоторые черты формирующегося класса//СОЦИС.- 2002.- №9.

4. Забродин В.Ю. Индустриальные отношения в России: динамика и перспективы. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

5. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

6. Кривошеев В.Т. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика//СОЦИС. - 2004. - №6.

7. Лапыгин Ю.Н., Эйдельман Я.Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. – М.: Наука, 1996.

8. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Изд-во Интерпракс, 1995.

9. Черныш М.Ф. Противоречия становления социального партнерства// СОЦИС. - 2004. - №6.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ (Т) - Ч

1. Дифференциация изолированных звуков Ть - Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть - Ч, рекомен­дуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча
ча - тя

тё - чо
чо - тё

тю - чу
чу - тю

ти - чи
чи - ти

3. Повтори обратные слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

ать - ач
ить - ич
отъ - оч
еть - еч
уть - уч
ёть - ёч
ыть - ыч
ють - юч
ять - яч
яч - ять

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) - Ч находятся между гласными.

атя - ача
отя - оча
утя - уча
ытя - ыча
итя - ича

атё - ачо
отё - очо
утё - учо
ытё - ычо
итё - ичо

ате - аче
оте - оче
уте - уче
ыте - ыче
ите - иче

ати - ачи
оти - очи
ути - учи
ыти - ычи
итю - ичу

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны­ми Ть (Т) - Ч.

Тич - теч - тёч - тюч - тяч

чти - чте - чте - чтю - чтя

ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в начале слова.

тем - чем
тай - чай
тюбик - чубик
тесно - честно

тюк - Чук
тайный - чайный
тех - чех
тесто - честно

тик - чик
тук - Чук
ток - чок

9. Повтори слова, где звуки Ть - Ч находятся в середине слова.

петька - печка

ноты - ночи

10. Повтори слова, где звуки Ть-Ч находятся в конце слова.

мять - мяч

пугать - пугач

тянуть - тянуч

меть - меч

11. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в одном слове.

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка
Митины ботиночки
Вовочкина птичка

тонкая маечка
утиное яичко
тётин чемодан

тёмная туча
темная ночь
темные очки

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова Ученик Петя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку Катя дает собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пон­чики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов . Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Во­вочка пьют чай с печеньем.

14. Повтори и отгадай загадки*

Бежит, бежит -
Не выбежит.
Течёт, течёт -
Не вытечет. (Река)

Стучат, стучат, -
Не велят скучать.
Идут, идут,

А всё тут да тут. (Часы)

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят,
И все котята есть хотят.
Е.Спивак

Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
К. Чуковский

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А. Пушкин

Это уточка твоя,
Это уточка моя,
Это уточка Тани,
Это уточка Мани.
А. Хмелёва

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ть (Т)

Ч. Перескажи рассказы.

Кто мычит?

А. Хмелёва

Это кит? - Кит.

Кит мычит? - Не мычит.

А кто мычит? - Бычок мычит.

А. Хмелёва

У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане.
Водичка течёт, а печка печёт.
Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Внучек Тема - в маечке,
Дочка Таня - в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки
И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять»,
Он Катю научит читать.
А. Хмелёва

У Димочки - котёночек,
У Фимочки - утёночек;
Котёночек - у Димочки,
Утёночек - у Фимочки.

Танечка - у печки,
Ванечка - на печке.

Витечка читает,
Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут,
Но не много наткут.
А. Хмелёва

Ткёт ткач Тане
Новые ткани.
Потом наткёт ткани
Тоне и Мане.
А. Хмелёва

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ч

1. Произноси изолированные звуки С - Ч. Дифференцируя изолированные согласные звуки С - Ч,

2. Повтори прямые слоги со звуками С - Ч.

са - ча
ча - са
со - чо
чо - со
су - чу
чу - су
сы - чи
чи - сы

3. Повтори обратные слоги со звуками С - Ч.

ас - ач
ис - ич
ач - ас
ич - ис
яс - яч
ос - оч
ес - еч
оч - ос
еч - ес
яч - яс
ус - уч
ёс - ёч
уч - ус
ёч - ёс
ыс - ыч
юс - юч
ыч - ыс
юч - юс

4. Повтори слоги, где звуки С - Ч находятся между глас­ными.

аса - ача
асо - ачо
асу - ачу
асы - ачи
оса - оча
осо - очо
осу - очу
осы - очи
уса - уча
усо - учо
усу - учу
усы - учи
ыса - ыча
ысо - ычо
ысу - ычу
ысы - ычи

5. Повтори слоги, где гласные находятся между соглас­ными С - Ч.

сач - час
соч - чос
суч - чус
сыч - чис

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сна - чна
сма - чма
сва - чва
ска - чка

сно - чно
смо - чмо
сво - чво
ско - чко

сну - чну
сму - чму
сву - чву
ску - чку

сны - чны
смы - чмы
свы - чвы
скы - чкы

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст - ачт
ист - ичт
аск - ачк
иск - ичт
яск - ячк
ост - очт
ест - ечт
оск - очк
еск - ечт
яст - ячт
уст - учт
ёст - ёчт
уск - учк
ёск - ёчк

ыст - ычт
юст - ючт
ыск - ычк
юск - ючк

8. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в начале слова.

сайка - чайка
суп - чуб
Саша - чаша

судак - чудак
сук - Чук
Сашка - чашка

судно - чудно
сей - чей
село - чело

9. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в середине слова.

осы - очи
диски - дички
каска - качка
пески - печки

носки - ночки
доска - дочка
носка - ночка
рысак - рычаг
осень - очень
каска - качка
доски - дочки
персик - перчик

10. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в конце сло­ва.

Нос - ночь

11. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в одном слове.

Сочник, часы, час, часть, сачок, чеснок, сучок, тысяча, чудеса, собачка, косточка, сундучок, саночки, свеча, спич­ки, косичка, кусочек, Светочка, Сонечка, Санечка, сеточка, носочки, судачок, чудесный, супчик, сосчитать, сумочка, сыночек, песочек, поясочек, мосточек, костюмчик, мисоч­ка, сыч, москвич, кисточка, свечка, часовой, часто, чибис, скамеечка; число, строчка, лисичка, стручок, ласточка, ста­ричок, часовщик.

12. Повтори словосочетания.

капустная начинка
чистые ботиночки
чистая водичка
мягкие носочки
Санечкин костюмчик
сосновая скамеечка
мамочкина сумочка

сочный кабачок
синяя тучка
настенные часы
сосновая веточка
осенние денёчки
мохнатая собачка
песочные часы

чудесная птичка
мочёный чеснок
семь часов
вкусный супчик
Сонечкин сачок
сонная собачка
чесночный соус

13. Повтори предложения.

Три слова. Сонечка чистит ботиночки. Ученики читают стихи.

Четыре слова. Мамочка готовит сочный кабачок. У быч­ка хвостик кисточкой. На кочке сидит уточка. Собачка спит в будочке.

Пять слов. Санечка и Ванечка пасут бычков. У девочки в сачке бабочка. У паучка паутина в сундучке.

Семь слов . Светочка достаёт из чемодана маечку и кофточ­ку. У мамочки часы, а у дочки - часики. Девочка Све­точка и мальчик Санечка чинят часы. Это Светочкин зайчик, а это Вовочкин бычок.

Восемь слов. Сонечка сидит на скамеечке, а птичка на ве­точке.

14. Дифференциация звуков С-Ч в пословицах и поговорках.

Ученье - свет, а не ученье - тьма.

Сам не научишься - никто не научит.

15. Повтори и отгадай загадки.

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим. (Часы)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу,стучу, стучу.
Я лечу, лечу, лечу.
Опоздать я не хочу. (Поезд)

16. Повтори стихи.

Какой чудесный кабачок!
Едят овечка и бычок.
Л. Хмелёва

Идёт бычок качается.
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается -
Сейчас я упаду.
А. Барто

В бочке водичка,
На бочке синичка.
Пьёт часто синичка
Из бочки водичку.
А Хмелёва

Чух-чух, чух-чух.
Мчится поезд во весь дух.
Э. Мошковская

В магазине

Сколько стоит кабачок?

Кабачок? Пятачок.

Дайте два кабачка.

Дайте два пятачка.
Э. Мошковская

Вот какой чудесный чижик
- Не читает чудных книжек!

Научить его хочу.

Но никак не научу!

Скачет он и днём, и ночью!

Ну и чиж! Такой чудак!

Я читаю - он никак!

Л. Успенская, М. Успенский

17. Послушай рассказы и сказки. Назови слова со звуками С-Ч. Перескажи рассказы и сказки.

Когда не голодно, тогда и не холодно

А. Хмелёва

Гусак, гусак! Ты почему всегда босой?

Не один я босой. Пёсик босой, котик босой. Не боимся мы зимы, когда мы зимой сыты!

А. Хмелёва

Несёт уточка семечко своим утятам, а петух тут как тут.

Ко-ко-ко, куда несёшь? Кому несёшь?

Своим утятам, - отвечает уточка.

Утят у тебя много, а семечко всего одно, всем не хватит. Давай это семечко посадим. А осенью всем семечек хватит.

Почему мы чистые?

А. Хмелёва

Стоят на подносе чайник и стаканы. Такие чистые-чис­тые, как новые.

Чайник: «Я всегда чистый!» Стаканы: «И мы всегда чистые!» Поднос: «И я всегда чистый!»

А почему мы всегда такие чистые?

Ясно почему! Нас девочка Соня всегда чистит и моет во­дой.

Мои помощники

Е. Спивак

У меня есть киска Сонечка и пёсик Гав-гав. Я иду в мага­зин за покупками.

Сонечка, идём со мной в магазин. Мне купим мячик и тапочки, тебе «Вискас», пёсику Гав-гав - косточку и кусо­чек мяса.

Я киска, не могу нести покупки. Возьми с собой пёсика и саночки. Гав-гав тебе их довезёт. А я посуду язычком помою.

Е. Спивак

Сидит киска у магазина и мяукает: «Мяу, мяу!» Киске очень хочется есть.

Идут мимо киски дети. «Кисонька, тебе есть хочется, а у нас сейчас с собой ничего нет вкусного».

Идёт мимо киски тётя, несёт в сумке чай, кабачок, капус­ту. «Кисонька, нечего мне тебе дать».

Идут мимо киски хозяйка магазина и её дочка.

Мяу, - отвечает киска.

Значит, ничья!

Идём к нам домой, будем о тебе заботиться.

Мамины помощники

Мы пьем чай с конфетами и печеньем.

Мамочка, садись с нами пить чай.

Мне совсем некогда, - отвечает мамочка.

Надо сходить в аптеку. Отнести часы в починку. Ку­пить мясо, кабачок, капусту. Вам - бумагу и кисточки. Деду Семёну письмо написать.

Мамочка, давай все вместе чай попьём. А потом Соня сходит в аптеку. Я отнесу часы в починку. Ты - в магазин. А письмо деду Семёну писать будем вместе.

Добрый бычок

Е. Спивак

Несёт в сумке бычок кабачок, капусту и поёт:

Несу в сумке кабачок,

Да капусты кочанок,

Кабачок съем сам.

А капусту овечке отдам.

А овечка ему с моста:

Бычок, бычок, какая чудесная у тебя песенка.

Овечка, овечка, вот капуста твоим детям-ягнятам.

Спасибо тебе, бычок!

Идёт бычок и снова поёт песенку: Несу сочный...

А птичка с веточки: «Каба-чок, каба-чок.» А бычок: «Ка­кая умная птичка!» А птичка ему:

Кабачок с семечками?

С семечками.

Семечки вкусные?

Очень вкусные.

Я кабачок съем сам, а тебе, птичка, семечки отдам.

Введение...................................................................3

АВТОМАТИЗАЦИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука Ш............................................ 4

Автоматизация звука Ж............................................ 9

Автоматизация звука Ч............................................ 13

Автоматизация звука Щ........................................... 17

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков Ш - Ж..............................20

Дифференциация звуков С - Ш................................. 24

Дифференциация звуков 3-Ж................................. 31

Дифференциация звуков СЬ (С) - Щ..........................34

Дифференциация звуков ТЬ (Т) - Ч............................39

Дифференциация звуков С-Ч.................................. 42

Дата публикования: 2014-12-11 ; Прочитано: 5128 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Тема: Дифференциация звуков Ч – Ть в словах, словосочетаниях.

Цели и задачи : учить давать сравнительную характеристику звуков Ч – Ть; развивать навыки фонематического восприятия фонематического анализа; обогащать словарь; закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов; развивать навыки ориентировки в пространстве, зрительное восприятие, навык письма.

Оборудование : буквы Ч – Ть, предметные картинки: черепашонок, утёнок, мяч, очки, чашка, ключ, чайник, бабочка, чёлн; карточки с записанными на них словами для составления словосочетаний.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Упражнения кинезиологической программы

2. Развитие слухового восприятия

ЛОГОПЕД: Послушайте пары слов и определите звуки, которыми они различаются. (Звуки Ч – Ть). Пара слов – это сколько слов?

ткач – ткать пугач* – пугать

Пугач – детская игрушка в виде пистолета.

3. Сформулировать тему занятия и записать её на доске

II. Основная часть

1. Произношение звуков и сравнение их по артикуляции

Ч – согласный, мягкий, глухой.

Ть – согласный, мягкий, глухой.

2. Знакомство с героями занятия (Черепашонок и утёнок)

Как назовём детёныша черепахи? Как назовём детёныша утки? Как вы думаете, какой из звуков выберет для себя черепашонок, а какой – утёнок?

3. Развитие зрительных ориентировок

ЛОГОПЕД: Малыши нашли картинки. Они хотят с вами поиграть, рассмотрите предметы и определите, что где находится. Ответьте на вопросы. КАРТИНКИ:

Что общего между этими предметами?

Какой предмет лишний и почему?

Где находятся очки?

Что находится под мячом?

Где находится чашка?

Что находится слева от ключа?

Найдите многозначное слово. Объясните его значение.

Какие предметы можно объединить в одну группу по

какому – либо признаку?

4. Развитие зрительной памяти

ЛОГОПЕД: Запишите названия предметов по памяти и укажите наличие звуков занятия.

5. Развитие логического мышления и словаря

ЛОГОПЕД: Однажды черепашонок и утёнок захотели отправиться в путешествие. Скажите, на чём они могут плыть? (Катер, лодка, корабль, плот, пароход. . .) Вы правильно выбрали предметы для путешествия, но друзья выбрали что – то иное. Что именно? Ответ на этот вопрос вы узнаете, если выполните задание.

Отгадайте загадки и сложите из первых букв отгадок новое слово. Загадки:

1. Отгадайте, это кто? 2. Иголки лежали, лежали

Ходит в костяном пальто? И под стол убежали?

(Черепаха) (Ёжик)

3.Из железа тучка, 4. На носу ношу я рог,

А у тучки – ручка. Называюсь. . . . (носорог)

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку.(Лейка)

Какое слово у вас получилось? (Чёлн) Запишите это слово и сделайте звуковой анализ. Для этого используйте ручки красного, синего и зелёного цвета. ВЗАИМОПРОВЕРКА

6. Дифференциация Ч – Ть в словах.

ЛОГОПЕД: Черепашонок и утёнок сели в чёлн и поплыли по прекрасной реке. А чтобы было веселее, малыши придумали игру. Поиграйте вместе с ними, вставьте пропущенные буквы Ч – Т. Прочитайте получившиеся слова.

ту. . . ка по. . . та. . . ень пята. . . ок

све. . . а. . . игр. . . асы. . . яну. . . ка

п. . . и. . . ка. . . ита. . ть. . . еатр у. . . ята

Графический диктант. Логопед называет эти слова, дети записывают схему слоговую.

7. Грамматическое оформление словосочетаний

ЛОГОПЕД: Черепашонок и утёнок увидели на берегу насекомых и захотели с ними поиграть. Кто же эти насекомые, в названии которых есть звук Ч? (Светлячок, кузнечик, паучок, пчела, червячок). Новые знакомые дали задание нашим героям и вам. Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика линиями.

ТЁПЛАЯ ЧЕМОДАН

ТЁМНЫЕ КОТЁЛ

ЧУЖОЙ КОТЁНОК

КОРИЧНЕВЫЙ ОЧКИ

ЧУГУННЫЙ ПЕЧКА

III. Итог занятия

Какие звуки изучали на занятии?

Поделиться