Тесты функциональной грамотности. Тест по грамотности чтения

Инструкция:

Дом Пушкина

Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли.

Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается запахами воска и мёда.

В доме много хорошего псковского льняного белья – скатертей, полотенец, занавесей. У льна свой аромат – прохладный, крепкий.

Вещи из льна обладают удивительным свойством – там, где они, всегда пахнет свежестью. Учёные говорят, что лён сберегает здоровье человека. Пушкинские крестьяне, как и все псковичи, издревле любили выращивать лён, и он славился по всей России и за её пределами.

От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей.


Инструкция: «Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту».

3. Утверждения, соответствующие тексту 1. Во время прогулки иметь при себе страховочный документ, ваучер и ключ от номера отеля. 2. Договориться с родственниками о времени вашего возвращения. 3. Деньги можно хранить на пластиковой карте. 4. Необходимо сделать профилактические прививки. 5. Иметь информацию о посольстве или консульстве. A) 3, 4 B) 1, 3 C) 1, 3 D) 2, 3 E) 3, 5
4. Вы едете в другую страну, в вашем номере отеля оказался соотечественник и вы можете соблюдая личную безопасность, договориться A) о ночном купании B) об экскурсии C) о месте хранения денег D) о частном такси E) о хранении своего багажа
5. Утверждения, соответствующие тексту 1. Вы должны знать об особенностях другой страны. 2. В багаже должно быть всё необходимое. 3. Необходимо иметь при себе ноутбук, мобильный телефон. 4. Необходимо иметь страховочные документы. 5. Иметь информацию о лучших отелях страны. A) 1, 4 B) 2, 3 C) 1, 2 D) 3, 4 E) 4, 5
6. Согласно источнику, при укачивании необходимо иметь с собой A) бинт B) фестал C) бонин D) страховочный документ E) целлофановый пакет

Инструкция: «Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту».

Первая женщина-журналист

У казахов есть одно замечательное качество. Какими бы жестокими ни были споры, даже если речь шла о пролившейся крови, они слушались слова старших, иногда отменяя смертные приговоры. «Голову можно отрезать, но язык отрезать нельзя», – говорят в таких случаях, и, обращаясь к врагам, просят слова… Когда хан Абылай попал в плен к калмыкам, такое слово, глядя прямо в лицо контайши Голдану, попросил бий Казыбек. И выручил из плена нашего хана.

В наше время есть люди, которые особенно ценят слово, знают ему цену – это журналисты. Про казахских журналистов нельзя сказать, что они забыли о священных качествах слова. Острое слово придаёт статьям журналистов крылья, а писательскому перу лёгкость.

Первой женщиной-журналисткой была Назипа Сегизбайкызы Кулжанова. Она родилась 27 июля 1887 года в городе Торгае. В те времена перед городскими девушками не было таких препятствий, как в ауле. Целеустремлённая и талантливая девушка в 1902 году окончила русско-казахскую гимназию в Костанае, и с 1903 по 1904 годы преподавала в учительской семинарии. В 1913 году Назипа стала членом группы «Гражданские спутники» Семипалатинского отделения Русского Географического общества.

Назипа очень любила поэзию великого Абая. В 1914 году, начиная с 26 января, она проводит ряд вечеров, посвящённых десятилетию со дня смерти великого поэта. Она собирает людей, пропагандирует высокое поэтическое искусство, знакомит читателей и слушателей с творчеством поэта, читает его стихи широкой публике. С этого времени она пишет для газет «Казах», «Сарыарка» и «Алаш» многочисленные статьи о жизни казахских женщин, начинает вмешиваться в политику и общественную жизнь. В 1917 году Назипа участвует в съезде казахов Семипалатинской области и входит в Правление съезда. Пламенный журналист, она не останавливается на этом, активно участвует в жизни народа и страны, пишет основательные статьи, перо её остро и полезно обществу, что замечают многие. В то время женщин-журналистов не было вообще. И писать о женских проблемах, как Назипа, не мог и не умел никто, для этого ведь надо было быть женщиной. Вдвойне трудно было быть журналистом в те годы, когда почти ежемесячно менялась власть. О чём писать в такой обстановке? Оставалось одно: писать правду, невзирая на то, что творится вокруг, что Назипа и делала.

В 1920 году Назипа Кулжанова вошла в состав Комиссии Народного комиссариата Просвещения Казахской автономной республики по подготовке учебников, книг, по делам издательств. Находясь на этой работе, она стала известна как главный специалист по подготовке казахской азбуки. В 1922 году Назипа стала членом редакционной коллегии газеты «Енбекши казах».

С 1923 по 1925 годы она работала в журналах «Красный Казахстан», «Равенство женщин» и печатала статьи в газетах «Айкап», «Казах», «Знамя единства», «Алаш». По её просьбе русский композитор Александр Затаевич написал музыку к песням «Гайни-ау, саулем», «Плач Кадыра». У неё были и книги – «Традиционное воспитание в школе» (Оренбург, 1923), «Воспитание матери и ребёнка», – которые актуальны и сейчас.

7. Темы ее статей, освещенных в газетах «Казах», «Сарыарка» и «Алаш» A) жизнь казахских женщин, политика и общественная жизнь B) жизнь степняков, поэзия, проблемы материнства C) природные явления, политическая жизнь, просвещение D) просвещение, скотоводство, проблема общественной жизни E) музыка в жизни казахов, поэзия, вопросы политики
8. Основная идея текста отражена в цитате A) Набатному колоколу нужен смелый язык. B) Власть укоряет журналистов не за то, что они врут, а за то, что пишут не ту правду. C) Высокий стиль газетчика – это пустая болтовня о политике. D) Первое правило журналистики – не спорить с предрассудками читателей, а опираться на них. E) Газета считается культурной, если она формирует мнение своих читателей не грубой ложью, а изысканным умолчанием.
9. Сложности, с которыми столкнулась Назипа, работая журналистом A) люди не любили журналистов B) больше половина жителей было безграмотными C) в тот период часто менялась власть D) просвещение не интересовало людей E) она столкнулась с беззаконием
10. Названия редакций газет по порядку, где работала Назипа до периода разработки казахского букваря A) «Казах», «Сарыарка», «Алаш» B) «Айкап», «Сарыарка», «Енбекши казах» C) «Казах», «Красный Казахстан», «Равенство женщин» D) «Енбекши казах», «Красный Казахстан», «Равенство женщин» E) «Знамя единства», «Казах», «Алаш»
11. Назипа провела юбилейный вечер, посвященный творчеству A) Мыржакыпа Дулатова B) Магжана Жумабаева C) Абая Кунанбаева D) Жамбыла Жабаева E) Ибрая Алтынсарина
12. Темы, затронутые в книгах Назипы, имеющие актуальность в нынешнее время A) социальные отношения B) семья, воспитание детей C) гендерное равенство D) политика E) экономика страны

Инструкция: «Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту».

Интересно

Мое знакомство с фауной этого города началось необычным образом. Утром, на второй день нашего пребывания в Ванкувере, я решил поснимать прямо с причала панорамы города. Поставил кинокамеру на штатив, навел объектив на противоположную набережную, где возвышались ряды небоскребов, включил камеру и повел панораму с этих гигантов на набережную, где бежали красивые автомобили. С набережной, не выключая камеры, перевел панораму на берег залива и неожиданно увидел через объектив какие-то небольшие комочки, похожие на уток. Я наехал объективом на более крупный план и не поверил своим глазам: на песке возле воды сидела довольно крупная стая канадских гусей. Я легко узнал их, потому как не раз гонялся за ними с кинокамерой у нас на Чукотке, куда канадские гуси изредка прилетают. Крупно тогда мне так и не удалось снять эту осторожную птицу.

Дикие канадские гуси в Ванкувере?! Эти прирожденные стайеры, способные покрывать в полете огромные дистанции! Как они оказались в шумном городе? Для меня это было загадкой. Немного подумав, я решил, что, очевидно, в стае много молодых птиц, и стая, пролетев слишком большое расстояние и устав, вынуждена была сесть для отдыха в черте города.

Случай сам шел мне в руки. Не мешкая, я снял камеру со штатива и, прихватив легкий нагрудный штатив, побежал по мосту на противоположный берег. Минут через двадцать я уже был на набережной вблизи дикого пляжа, где по-прежнему спокойно сидели гуси.

Прячась за выброшенные морем коряги и редкие кустики, я подобрался к ним совсем близко. Помня, как трудно давалась мне подобная съемка на нашем Севере, я старался двигаться очень осторожно, не поднимая высоко головы и почти не дыша. Наконец переполз к последней, разделявшей нас коряге. От меня до птиц оставалось всего 8-10 метров. Гуси словно не хотели меня замечать. Они гуляли по песку, чистили свои перья клювами, иногда щипали травку, а некоторые, как мне показалось, двигались в мою сторону.

Я так увлекся съемкой, что не сразу почувствовал, что меня кто-то дергает за штанину. Оглянулся и застыл от удивления. Несколько крупных гусей незаметно обошли меня сзади и сейчас разглядывали с явным интересом. А один, самый нахальный, дергал за штанину. Он либо проверял прочность моих фирменных джинсов, либо надеялся таким образом выпросить подачку. Я ничего не мог понять: передо мной явно были дикие гуси. Но почему они не испытывают здесь страха перед человеком?

Дождавшись, когда стая поднялась и полетела над заливом, я снял на прощанье птиц в полете и пошел вдоль набережной в сторону Стенли-парка. Я шел мимо зеленых лужаек и стоянок легковых машин, удивляясь тому, что видел: через каждые двести-триста метров встречал одну за другой стаи гусей, свободно разгуливающих на лужайках, спортивных площадках, возле припаркованных автомашин и не обращавших внимания на снующих мимо пешеходов. Помню, мальчишки-школьники гонялись за ними. Гуси убегали от них, не желая улетать. Им явно здесь нравилось...

13. Утверждения, не соответтвующие тексту 1. фотограф сразу почувствовал, что его гусь тянет за штанину 2. гуси в Ванкувере не боятся людей 3. автор снимал гусей издалека 4. автор сразу узнал канадских гусей 5. автор ожидал, что гусь может подойти к нему A) 1, 2, 4 B) 1, 3, 4 C) 3, 4, 5 D) 2, 4, 5 E) 1, 3, 5
14. Утверждения, соответвующие тексту 1. На третий день пребывания в Ванкувере автор решил поснимать гусей. 2. Автор удивился, что гуси незаметно подошли к нему. 3. Гуси спокойно гуляли по дикому пляжу. 4. Автор вел съемку канадских гусей в Стенли-парке. 5. В объективе камеры увидел небольшие комочки, похожие на уток. A) 2, 4, 5 B) 3, 4, 5 C) 2, 3, 5 D) 1, 2, 4 E) 2, 3, 4
15. Герой легко узнал канадских гусей, потому что A) он был родом из Канады B) снимал гусей на Чукотке C) он исследовал данный вид гусей D) в детстве он часто гонялся за канадскими гусями E) Чукотка была родиной канадских гусей
16. Стиль и тип текста A) публицистический, повествование B) художественный, повествование C) художественный, рассуждение D) художественный, описание E) публицистический, рассуждение
17. Подтверждает цитату героя «Гуси, словно не хотели меня замечать» A) гуси позировали оператору B) гуси не улетали C) один гусь смело подошел к оператору D) гуси, не обращали внимания на посторонних E) гуси пугались прохожих
18. Автор называет гусей в первом абзаце «осторожной птицей», потому что A) гуси не боялись людей, но быстро улетали B) гуси никогда не приземлялись вблизи людей C) гуси редко прилетали в город D) крупно не удалось сфотографировать гусей E) гуси прилетали мимо Чукотки
19. Главная идея текста A) птицы непредсказуемы B) любая цель достижима C) счастье в маленьких радостях D) можно бесконечно удивляться жизни E) жизнь интересна
20. Значение слова «штатив» в тексте A) электронное устройство для фотокамеры B) складное устройство для установки каких-либо приборов C) покрышка из мягкого материала, сделанная по форме предмета D) зарядное устройство E) пульт управления камерой

Примерные задания на развитие функциональной грамотности.

8 класс, раздел «Здоровье»

1. Тема «Химические ожоги»

Внимательно прочитайте предложенный текст, используя информацию текста, ответьте на вопросы.

Химические ожоги – обычный результат беспечности при работе с реактивами в лаборатории, на уроках химии, в быту. Механизм действия кислот и щелочей заключается в основном в их воздействии на клеточные белки. Под влиянием кислот на коже возникают сухие, строго ограниченные струпья желто – коричневого цвета и даже черного цвета; щелочи вызывают образование сероватых мокнущих струпьев, резко не ограниченных. Знание внешней картины химических ожогов необходимо потому, что первая помощь при ожогах обусловленных кислотами, отличается от первой помощи при ожогах, вызванных щелочами.

Первая помощь. Сначала у пострадавшего участок ожога освобождают от одежды. При этом оказывающий помощь должен следить за тем, чтобы самому не обжечься кислотой или щелочью. Затем места, пораженные кислотой, обливают сильной струей воды, 3% раствором питьевой соды или же мыльной водой. После обмывания ожоговые поверхности засыпают порошком питьевой соды или перевязывают чистой марлей или бинтом.

Средства первой помощи при ожоге кислотой

Мыльная вода

Двууглекислая сода

Стерильная марля

вата

бинт

Средства первой помощи при ожоге щелочью

лимон

уксус

Стерильная марля

вата

бинт

Поверхности тела, пораженные щелочами. Обмывают уксусной водой или же лимонным соком. Затем засыпают порошком лимонной кислоты и перевязывают чистым бинтом.

Вопрос№1. Как отличить ожог кислоты от ожога щелочью? (Знание)

_____________________________________________________________________________

Вопрос № 2. Для чего при ожоге кислотой пораженный участок обмывают сильной струей воды? (Понимание)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос№3. Можно ли получить химический ожог лимонной кислотой или раствором соды? (Применение)

Можно, если раствор лимонной кислоты или соды будет концентрированный

Да/Нет

Нельзя, так как данные вещества являются общедоступными и продаются в продуктовых магазинах

Да/Нет

Вопрос №4. Почему при ожогах кислотой и щелочью средства первой помощи различны? (Анализ)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос №5. Почему при химических ожогах нельзя смазывать пораженный участок кожи зеленкой или йодом? (Синтез)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос № 6. Обоснуйте применение резиновых перчаток при чистке раковин и кухонной плиты современными чистящими средствами. (Оценка)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 класс, раздел «Здоровье»

2. Тема: «ПРИВИВКИ ПРОТИВ ГРИППА»

Макпал в школе выдали информационный листок, в котором говорится: «Самый лучший способ борьбы с вирусом гриппа – это иметь здоровое тело. Ежедневная гимнастика и определённый рацион, который содержит много овощей и фруктов, рекомендуется, прежде всего, чтобы помочь иммунной системе бороться с вирусом. Но есть ещё один способ борьбы с этим опасным врагом - вакцинация. Прививки бесплатные и доступные всем. Участие добровольное. По утверждению медицинских работников вовремя проведённая вакцинация поможет избежать заболевание или переболеть в лёгкой форме. Однако она может вызвать побочные эффекты, такие как усталость, небольшая температура и боль в руке.

Несмотря на то что, ежегодно в республике тратятся миллионы на закупку вакцин, иммунизацию проходит только 10 % населения. Для сравнения, что в странах Европы иммунизацию проходят 70% населения».

Вопрос 1: Способы повышения иммунитета.

Что из перечисленного повышает иммунитет?

А. Рацион содержащий овощи и фрукты

В. Посещение людных мест

С. Употребление энергетических напитков

D . Сменить место жительства

Вопрос 2: Причины вакцинации

А. Почему необходима вакцинация населения?

Обоснуйте ответ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Каковы причины заблаговременной ежегодной вакцинации населения?

Обоснуйте ответ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 3:

Ученик в мини проекте сравнил посещаемость уроков физкультуры и заболеваемость гриппом в классах. Результаты исследования приведены ниже:

Результаты исследования:

Посещение уроков физкультуры

% заболевших

Регулярное

Нерегулярное посещение

Практически не посещал

Какая закономерность существует между этими двумя показателями?

Выбери верный ответ и обоснуй:

А. Прямая зависимость

В. Обратная зависимость

С. Показатели независимы

Вопрос 4: Распространение вируса A/ H 1 N 1.

В Казахстане зарегистрировано 11 случаев A/ H 1 N 1. Пороговые уровни превышены только в трёх регионах: ВКО, ЗКО и Жамбылская область.

Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке

Укажите причину того, что в перечисленных областях уровень заболеваемости выше, чем в других регионах Казахстана?

Да или Нет

Высокая плотность населения в областях

Да / Нет

Все расположены в разных климатических областях

Да / Нет

Особенности рельефа

Да / Нет

Вопрос 5: Профилактика гриппа

Предложите свой вариант повышения мотивации у населения для прохождения вакцинации против вируса гриппа.

Обоснуйте ответ: _____________________________________________________________________________

9 класс, раздел: «Строение и состав клетки».

3. Тема: « Клетка»

I .Запоминание.

Задание № 1: Обозначьте органоиды животной клетки.

II . Понимание

Задание № 2: Определите правильно ли данное высказывание (да – нет).

Органоиды

Варианты ответа да – нет

    ЭПС – это часть комплекса Гольджи.

    Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.

3.Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.

4.Цитоскелет выполняет защитную функцию.

5.Включения – это непостоянные образования клетки.

6.Клеточная стенка есть только у растений.

    У растений нет клеточного центра.

III . Применение Задание №3 Составьте кроссворд по теме « Клетка», используя ключевыми словами главные ее органоиды.

IV . Анализ Задание №4 Установите соответствие между органоидами и их функциями.

Органоид

Функция

1.Мембрана

А.Осуществляют биосинтез белков (соединяют аминокислоты в белок)

2. Центриоли или клеточный центр

Б.образуется «веретено деления» - специфический органоид, который равномерно распределяет хромосомы по дочерним клеткам

3.Лейкопласты

В.Осуществляют движение клетки

4.Лизосомы

Г.Разлагают вредные и или питательные вещества, осуществляют автолиз

5.Ядро

Д.Внутриклеточный транспорт веществ. Синтез жиров, биосинтез белков и углеводов

6.ЭПС – эндоплазматическая сеть

Е.Синтезирует мембранные пузырьки, осуществляет хранение веществ, внутриклеточный транспорт, модификацию и синтез белков и углеводов

7. Жгутики, реснички.

Ж.Внутриклеточное (тургорное) давление в растительных клетках

8.Комплекс Гольджи

З.Управление жизнью клетки, формирование рибосом

9.Хлоропласты

И.Хранение и передача наследственной информации

10.Митохондрии

К.Синтез АТФ и некоторых жирных кислот

11.Настоящая вакуоль

Л. Осуществляют фотосинтез

12.Рибосомы

М.Накапливают крахмал

13.Хромопласты

Н.накапливают питательные или вредные вещества

14.Хромосома

Защищает клетку, осуществляет избирательную проницаемость, фаго – и пиноцитоз

1______, 2_______,3_______, 4______, 5_______, 6_______, 7______, 8_______, 9_______,

10______, 11_______, 12_______, 13_______, 14_______.

V . Синтез

Парная работа. Задание для парной работы. Ученик бойко отвечал у доски, раскрывая процесс фотосинтеза, но допустил ошибки. Найдите их.

Скорость синтеза органических веществ в клетке постоянно меняется в зависимости от ситуации. Утром и днём процесс фотосинтеза, как правило, осуществляется медленнее, чем вечером. В солнечный день синтез идёт быстрее, чем в пасмурную погоду. В клетке также работает система саморегуляции биосинтеза белков. При этом учитывается потребность клетки в этом органическом соединении на данный момент.

VI . Оценивание C делайте буклет о 5 –ти самых значимых функциях клетки. Аргументируйте свой выбор.

Важный макроэлемент

Калий содержится во всех тканях организма человека. Но, в отличие от натрия, калий в преобладающем количестве преобладает внутри клеток. Ион калия играет важную роль в некоторых физиологических и биохимических процессах, например, он участвует в проведении нервных импульсов. Определённая концентрация калия в крови необходима для нормальной работы сердца (3,5-5,0 ммоль/л). В организм калий поступает главным образом с растительной пищей; суточная потребность в нём составляет 2-3 грамма.

Вопрос 1: Сергей ведёт здоровый образ жизни. По утрам бегает по парку. Вредных привычек у Сергея нет. Соблюдает режим питания, ест только мясо, яйца, масло, и балует себя сырами разных сортов. В 25 лет он прошёл плановый медицинский осмотр. Результаты анализа огорчили его лечащего врача.

Результат

биохимического анализа крови

Имя: Сергей

Фамилия: Смирнов

Возраст: 25 лет

Калий: 3 ммоль/л

Почему у Сергея низкий уровень калия? Какие рекомендации мог дать ему лечащий врач.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты биохимического анализа крови за год

Месяц

Содержание калия

3,1

3,3

3,6

4,1

4,4

4,6

4,9

Решил ли Сергей свои проблемы со здоровьем? Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Микронуриенты

Витамины содержатся в пище (или в окружающей среде) в очень малых количествах, и поэтому относятся к . К витаминам витаминологией .

Вопрос 1: Больному поставлен диагноз: «Авитаминоз витамина А». Почему врачи рекомендовал пациенту есть больше красномякотных овощей (моркови, томатов, перца), хотя витамина в них нет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 2: К врачу обратился больной с патологией желчевыводящих путей и

поджелудочной железы. Авитаминоз каких витаминов можно ожидать в этом случае? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 3: В медико-генетическую консультацию обратилась семейная пара по поводу бесплодия. Обследование у специалистов не обнаружило каких-либо отклонений в здоровье. Лишь при детальном опросе было выявлено, что женщина длительно придерживается преимущественно молочной диеты с практически полным отсутствием овощей в рационе. Какой диагноз был поставлен врачом? Какое лечение назначено? Каков прогноз для этой семьи в отношении деторождения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функциональная грамотность в вопросах и ответах (исследование в НШ: ЧГ + Логика)АНО «Центр Развития Молодежи»
г. Екатеринбург, 2016

Главная причина нынешней
эпидемии неграмотности - то,
что все умеют читать и писать.
Питер де Врайз

Блок 1
Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – что это?

Набор умений и навыков,
обеспечивающих человеку
полноценное участие в
жизни общества

А так ли это важно – владеть функциональной грамотностью?

ВОЗ
включила
функциональную
грамотность
в
список
из
12
показателей,
характеризующих
здоровье нации
Функциональная
грамотность
населения
является залогом успешного
экономического,
политического
развития
страны, её безопасности и
конкурентоспособности

В чём актуальность сегодняшней темы?

Функциональной грамотности школьников посвящены
международные исследования с 2000 года
Многие территории, в том числе Пермь, проводит в
2016-2017 учебном году собственное муниципальное
исследование
функциональной
грамотности
школьников

По каким направлениям рассматривается функциональная грамотность в международных исследованиях?

Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественно-научная грамотность
Финансовая грамотность
Решение проблем
- интерактивные задачи
- коллаборативные задачи

По каким направлениям пройдёт муниципальное исследование функциональной грамотности в Перми?

Начальная школа, 2-3-4 классы:
навыки осознанного чтения (читательская
грамотность)
логические навыки на математической
основе

Блок 2
Особенности материалов
диагностики

10.

Пакет состоит из трёх блоков:
Читательская грамотность (текстовый
источник)
Читательская грамотность (смешанный
источник)
Логические умения на математическом
содержании

11.

Количество заданий в пакете:
12 (2 класс)
15 (3 класс)
18 (4 класс)

12.

Предполагаемое время
выполнения работы:
40 минут

13.

Оценивание
1 балл – выполнено
0 баллов – не выполнено
2 балла – выполнено полностью
1 балл – выполнено частично
0 баллов – не выполнено

14.

Типы заданий:
выбрать один вариант ответа из предложенных
выбрать два варианта ответа
расставить строки в определённом порядке
установить соответствие между двумя
множествами
написать краткий ответ

15.

Блок 3
Читательская
грамотность

16. Что такое читательская грамотность в начальной школе?

Поиск информации и понимание прочитанного
Преобразование и интерпретация информации
Оценка информации

17.

Первоклассная газета
№5 Изобретательность
Поиск и понимание:
Найдите в статье Мусорная королева два
синонима к понятию «бумажный мусор».
Ответ: хлам, отходы

18.

Первоклассная газета
№5 Изобретательность
Представление и интерпретация:
Чжан Инь – китаянка, назовите по аналогии
студентку из Англии Эллу Килгур и японского
повара Тосио Танабе.
Ответ: англичанка, японец

19.

Первоклассная газета
№5 Изобретательность
Оценка:
Приведите главное различие
изобретательности японцев и россиян.
Ответ: японцы: бесполезные изобретения
(изобретательность как искусство),
россияне: самодельные приспособления

20.

Примеры заданий

21.

22. Задание № 1

Выпиши из схемы два синонима
к слову «Спектакль»

23. Задание № 2

24. Задание № 3

25. Задание № 4

– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.

Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.

– Ловко... И где же ты его нашёл?

– А на дороге.

– И ты не знаешь, чей это кнут?

Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:

– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.

И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:

– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.

Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.

– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего...

Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:

– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься...

Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.

Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.

(261 слово)

(В. Волков)

1. Определи героев произведения.

а) Дед, внук, дед Егор;

б) внук, дед;

в) внук, дед, Вовка.

2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.

а) В городе;

б) в селе.

3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?

б) утром, днем, вечером;

в) утром, вечером.

4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?

5. Где Вовка нашел кнут?

6. В чем была радость обладания кнутом?

а) Звучно щелкать;

б) хвастать перед ребятами;

в) хранить под подушкой.

7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?

8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?

а) Нарушить религиозно-нравственные предписания;

б) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.

9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?

10. Какой совет дал дед внуку?

11. Какое значение вкладывает дед в слова:

а) покумекать;

б) головастый/

12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?

13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Совет деда.

б) Облегчение от принятого решения.

в) Хвастовство находкой.

г) Нежелание отдать кнут хозяину.

14. Придумай 1–2 вопроса к тексту.

15. Какой нравственный урок получил внук?

Правильные ответы к заданиям

коса, сад, огороды, заогородная тропка

на дороге

кнут чужой взял и деду соврал

увидит хозяин

спрятать кнут под подушку

подумать

Поделиться