Конспект урока чтения буква д. Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки,

Тема: «Согласный звук [д], буквы Д, д». Цель: познакомить детей с согласным звуком [д], буквами Д, д. Задачи: Образовательные: - познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук; - учить читать слова с новой буквой, понимать смысл прочитанного; - закрепить умение детей работать с книгой, разрезной азбукой. Коррекционно-развивающие: - корригировать и развивать фонематический слух, навыки слогового чтения; -расширять словарный запас детей; - развивать артикуляционный аппарат учащихся; - развивать смысловую догадку на материале заданий. Воспитательные: - воспитывать интерес к предмету.
План урока:

    Орг момент Актуализация знаний
а) артикуляционная гимнастика б) игра «Буквы перепутались» в) игра «Звук и буква» 3. Тема урока а) Знакомство со звуком б) Знакомство с буквой в) Чтение слогов и слов 4. Физ минутка 5. Работа с разрезной азбукой 6. Игра «Скажи наоборот» 7. Подготовительная работа перед чтением текста (вопросы к детям) 8. Чтение слов с доски 9. Работа над текстом а) чтение текста сильным учеником б) понимание смысла текста в) чтение текста по одному предложению г) вопросы по тексту 10. Итог урока

Ход урока:

    Организационный момент.
Динь-динь-дон -
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой ровно -
И ведём себя спокойно.
    Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня на уроке чтения мы вновь отправляемся в страну, где живут звуки и буквы. - Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). - Какие бывают звуки? (гласные и согласные) - Чем они отличаются?
    Артикуляционная гимнастика

Летела муха около уха Ж Ж Ж

Летела оса около носа С С С

Ползла змея Ш Ш Ш

Скакала лошадка Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок Р Р Р

Летел комар и звенел З З З


2. Игра «Буквы перепутались»
- Однажды с буквами произошла неприятная история, они выпали из своих домиков и перепутались - Помогите буквам разделиться на две группы. (На магнитной доске нужно разделить буквы на те, которые обозначают гласные звуки и согласные звуки. - На какие группы мы разделили буквы? (Согласные, гласные звуки) - Чем отличаются согласные звуки от гласных? (согласные звуки не поются, а гласные поются и не имеют преграды). 3.Игра «Звук и буква». Педагог называет звук, а дети показывают букву. Подитог: Молодцы, ребята, мы сейчас провели артикуляционную гимнастику, вспомнили о звуках и буквах и назвали, чем они отличаются друг от друга.
Ш. Самоопределение темы и цели урока
    Знакомство со звуком [д].
- Помогите мне закончить предложения

(На компьютере появилась картина, затем педагог выставляет на доску слова, которые дети называют). Слайд 1.

Тут наш... (дом).

Над домом... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет... (дорожка).

У дороги стоит … (дед).

- Что интересного вы заметили? (Все слова начинаются со звука [д]) Правильно, все слова начинаются со звука «Д» и тема нашего урока «Согласный звук и буквы Д,д» Слайд 2.
- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звук. (дается краткая характеристику звуку «д»). - Давайте расскажем все о звуке [д]. ([д] – согласный, не поется, при произнесении звука есть преграда) Слайд 3.
- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звук [д]. (Дверь, доска, одежда, подоконник) - Придумайте свои слова со звуком [д].
    Знакомство с буквами Д, д
- Кто из вас знает, как правильно называется буква, которой обозначается звук [д] ? (Буква д) - Посмотрите, как выглядит буква Д. Слайд 4. - На что похожа буква Д?
Д – это домик аккуратный, С высокой крышею двускатной.

(В. Степанов)

Этот домик - буква Д.
В домике - окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке - кошка.

- А почему их две? (Заглавная – используется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек и т.д., строчная – в написании других слов)
3. Чтение слогов и слов с буквой Д. - Прочитаем хором с экрана. Слайд 5.
Прибежал весёлый А, прочитали дети – ДА. Прибежал задорный О, прочитали дети – ДО. Прибежал упрямый У, прочитали дети – ДУ. Прибежал игривый И, прочитали дети – ДИ. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – ДЫ.
- Прочитайте ребята, слова по цепочке. Слайд 6.
4.Физ минутка Слайд 7.
5. Работа с разрезной азбукой. - Составьте слово « дом» и «Даша». (Учащиеся составляют слова из разрезной азбуки.) - Сколько слогов в слове «дом»? Какой первый звук, второй, третий? - Сколько слогов в слове «Даша»? Какой первый звук, второй, третий, четвертый?
Слов на Д ты встретишь много, Слов на Д полно вокруг: Дом, долина, день, дорога, Доброта, доверье, друг

6.Игра «Скажи наоборот».

Учитель называет слово, дети называют антоним (игра может проводиться с ведущим учеником или несколькими учениками).

Злой – … (добрый)

дикий – … (домашний)

короткий – … (длинный)

мальчик – … (девочка)

бабушка – … (дедушка)

враг – … (друг)


7. Подготовительная работа перед чтением рассказа «Сад». - Найдите в азбуке страницу, на которой будем сегодня работать.
- Рассмотрите иллюстрацию с. 92.
- Кто изображен на картинке?
- Что делает девочка? (поливает растения)
- Что еще изображено на картинке? - Какие слова встречаются на звук «д» (дом, дуб, сад)

8.Чтение слов с доски

САД

ДОМ

ДУБ

РАС-ТУТ

МА-ЛИ-НА

ХО-РОШ

9. Работа над текстом.
А) Чтение текста
- Прочитаем текст с. 92 - Читаем текст плавно, соединяя слоги в слова .
(Весь текст читает сильный ученик, остальные дети следят за ним).
Б) Выяснение понимания смысла рассказа .
-Что стоит перед нами? (наш дом) -Что находится у дома? (у дома сад) -Что находится в саду? (вишни и малина) -Что за домом? (за домом дуб) -Какой наш сад? (сад мал, но хорош).
В) Чтение вслух всего рассказа по одному предложению. Г ) Вопросы к детям по тексту.
10. Итог урока. - С каким звуком и буквой познакомились на уроке? - Расскажите все о звуке «Д» (Звук «Д» согласный, не поется, имеет преграду при произнесении) -Что интересного вы узнали на уроке? -Что вам понравилось на уроке? Все молодцы, хорошо занимались, спасибо.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с буквой «Д»
  2. Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [д] и [д’]
  3. Упражнять в соотнесении звуков [д] и [д’] с буквой «Д»
  4. Упражнять в словообразовании и словоизменении
  5. Упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги

Развивающие: Развивать внимание, память, воображение

Коррекционные:

  1. Упражнять в произношении [д] и [д’]
  2. Развивать фонематический слух: выделять и дифференцировать [д] и [д’] в словах и тексте
  3. Упражнять в звукослоговом анализе слова

Воспитательные: Воспитывать желание правильно произносить звуки, активность на занятии, умение слушать своих товарищей и четко выполнять инструкции логопеда

Оборудование : звуки-мальчики, слоги, таблица букваря, речевой профиль, фишки, разборная елочка, буква «Д» к стихотворению, ширма, игрушки (мальчик, медведь), предметные картинки, карточка-дом, тетради, цветные карандаши, ручки, приложение к букварю, раздаточный материал для звукослогового анализа слов, схемы предложения.

Ход занятия:

I.Организационный момент . (стоя)

1. Встали друг за другом. Покажите левую руку. Повернитесь направо. Посмотрите на соседа слева, справа. Покажите правый нижний угол, левый верхний угол. Дотроньтесь до 1 носа, до 2х носов, до 3х ушей, до чего-нибудь твердого, мягкого, тяжелого, красного, умного. Вы готовы заниматься?

2. Сядет тот, кто выполнит задание:

  • Подойдите к столу, который стоит у окна, переверните карточку, возьмите картинку и сядьте на место.
  • Подойдите к столу, который стоит под доской, переверните карточку, возьмите картинку и сядьте на место.

II. Введение в тему: (за столами)

1.Покажите звук (квадрат), который начинается ваше слово (индивидуально: Какой звук?)

2.1й ряд: С какого звука начинаются ваши слова? ([д])

3.2й ряд: С какого звука начинаются ваши слова? ([д’])

4. О каких звуках мы будем сегодня говорить? ([д] и [д’])

  1. Каких мальчиков оставим?
  2. Какие всегда бывают [д] и [д’]?
    • Почему [д] и [д’] согласные?
    • Почему [д] и [д’] звонкие?
    • Посмотрите в зеркала, как ведут себя губы, зубы, язык, голосовые связки, какая воздушная струя?
    • Что изменяется, когда произносим [д’]?
  3. [д] и [д’] обозначаются буквой «Д». На что похожа буква «Д»?

«Дайте чемоданчик детки.

Где же он? На табуретке.

  1. Возьмите листочки с буквой «Д», обведите часть, которая похожа на чемоданчик, обведите часть, которая похожа на табурет.
  2. Кто запомнил загадку о букве «Д»?
  3. Возьмите тетради, найдите страничку с буквой «Д»


  • Напишем букву «Д» пальчиком в воздухе
  • Найдите все буквы «Д» о обведите их в кружок
  • Кто закончит, заштрихуйте букву «Д» наклонными линиями

Физ. минутка: Игра «Повертись, покружись в букву сразу превратись»

7.Чтение букваря: (стоя)

  • Хоровое чтении слогов
  • Чтение таблицы слов (Сначала читает тот, кого спрошу, потом читаем хором
  • Что обозначают эти 2 линии? (слова-действия)
  • На какой вопрос отвечают слова-действия?
  • Прочитайте про себя предложение, придумайте слово-действие, которое можно в него вставить. Кто прочитает предложение?
  • Сядьте на место, составьте схему этого предложения. Эта полоска – какое слово? (индивидуально)

8. Театрально – игровой тренинг (ТИТ)

Выходим на ковер. Превращаемся в артистов. Я буду рассказывайте сказку, а вы показывайте все о чем я буду говорить, особенно настроение героев. Сказка называется «Добро дело». (с показом героев-игрушек)

«Зима, но одному медведю не спится. Бродит медведь целыйдень без дела. Ходит, скучает, зевает так, что деревья качаются, дрожат. Слышит медведь, кто-то стучит. Посмотрел на дуб, а там дятел дупло долбит: ддддддд. Клювом дятел дуб долбит: ддддд. Совсем расстроился медведь, ведь даже у дятла доброе дел есть. С досады сел медведь под дуб, надулся, стал думу думать: «Какое мне доброе дело сделать?» Мимо него деревенский Дима топает:

– Ты чего такой надутый, дедушка медведь?

– Да делать мне нечего – бурчит медведь.

– А ты можешь дудочку сделать?

– Дудочку? А чего ее делать? Раз, два –вот и дудочка.

– Вот это да! –обрадовался Дима. –А моей сестренке Даше сделаешь?

Да я для всех деревенских детей дудки наделаю Наконец-то и для меня доброе дело нашлось!

Сделал медведь дудки детям, да и сам на дудочке играет да детишек забавляет: ду-ду-ду-ду-ду!»

  1. Беседа по сказке. Садитесь на ковер.
  • О каком добром деле говориться в сказке?
  • Кому подарил дудочки медведь?
  • С какого звука начинаются эти слова?
  • Закройте глаза и вспомните, что вы делали, о чем рассказывалось в сказке? Назовите слова, в которых встречались [д] и [д’] в начале или середине слова. На каждое слова я буду складывать фишки в баночку.
  • Чем отличается звук от буквы? Тогда пошли писать.

9. Работа в тетради. Печатание буквы «Д».

10. Пальчиковые игры:

  • «Мы писали, мы писали

Наши пальчики устали

Мы немножко отдохнем

И работать вновь начнем»

  • «Ушки длинные у зайки

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет

Веселит своих зайчат»

  • Что делал медведь, когда сел под дуб?
  • Что значит «Думу думать»?
  • Составляем схему слова «ДУМА»
  • Кто составил, можно доштриховать букву «Д» в тетради или нарисовать картинки со [д] и [д’]

Физ. минутка: «Идет медведь, рычит в кустах,

Спускается в овраг.

На двух ногах, на двух ногах

Мы тоже можем так».

11. Образование родственных слов

  • Где живут медведь, белка, лиса?
  • Что для зверей берлога, дупло, нора?
  • Сегодня мы будем выращивать дерево родственных слов из корня «ДОМ». Я буду читать стихотворение, а вы помогайте закончить строчку нужным словом. А Петя будет вставлять веточку-слово в ствол елочки.
  • Чтение стих. «Гном и дом» (Лопухина И. «500 занимательных упражнений для развития речи»)

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал …(домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил ….(домишко)

Старый, мудрый гном – гномище

Выстроил большой…. (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был….(домосед)

А за печкой, за трубой

Жил у гнома … (домовой)

Очень строгий, деловитый,

Аккуратный …(домовитый),

Мох, калину, зверобой –

Все из леса нес …(домой)

Есть любил он суп вчерашний

Пил он только квас …(домашний).

Вечером привык встречаться

Гном с любимым … (домочадцем) –

Вместе посмотреть кино, поиграть с ним в …(домино).

Каждый день соседи – гномы

Посещали деда … (дома),

Всех встречал радушно гном, все любили этот … (дом)

  • Сколько слов получилось? Давайте их вспомним.
  • Какое слово лишнее, не относится к слову «дом»?
  • С какого звука начинаются все эти слова?

Итог занятия : Закройте глаза и вспомните чему вы сегодня научились.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по преодолению речевых нарушений с учащимися с логопедическим заключением «ФФН у детей с дизартрическим компонентом»

Тема: «Звуки [Д] и [Д`]. Буква Д.»

Цель:

Коррекционная: совершенствовать артикуляционную моторику, звукопроизношение, закреплять акустико-артикуляционные образы звуков [Д] и [Д`], развивать и закреплять дифференциацию мягкого и твердого звуков, связь звуков [Д] и [Д`] с буквой Д, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, буквенного и слогового синтеза слов, понимания прочитанного, совершенствовать зрительное внимание, пространственную ориентировку;

Образовательная: уточнять и закреплять представления о звуках и буквах, гласных и согласных, твёрдых и мягких согласных звуках.

Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь, стимулировать познавательный интерес.

Оборудование: компьютер, презентация к занятию, цветные фишки для самооценки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Подготовка учебных принадлежностей и рабочего места к занятию, правильная посадка.

Работа по теме занятия.

1. «Будь внимателен!»

Слайд 2.

Внимательно рассмотрите изображения на слайде.
- Посчитайте количество солдатиков справа, слева - количество помидоров.
- Посчитайте, у скольки домиков идёт дым из трубы.

Определите общий звук в словах: солД ат, помиД ор, Д ом.

2. Актуализация знаний.

В чём отличие звуков от букв?
- Какие бывают звуки? Назовите гласные звуки, - согласные.
- Какие бывают согласные звуки? Назовите мягкий/твёрдый согласный звук, звонкий/глухой.

Характеристика звука [Д], артикуляционный уклад.

Слайд 3.

Дайте характеристику звуку [Д].
- Как произносится этот звук?
- Есть ли у звука [Д] пара по признаку мягкости - твёрдости?
- Дайте характеристику звуку [Д`].
- Как произносится этот звук?



3. Артикуляционная гимнастика.

Слайды 4-7.

Выполняется с индивидуальными зеркалами:

  • «парус»;
  • «дятел»;
  • «вкусное варенье»;
  • «качели».

4. Определи, какой из звуков [Д] или [Д`] в названии картинки.

Слайд 8.

Ребёнок называет картинку, определяет звук в слове.

5. Выполни звуковой анализ слов.

Слайд 9.

Дети анализируют последовательно все звуки в слове, устанавливают их последовательность и количество, определяют количество гласных, ударный и количество слогов.

6. Образуй слово по первым звукам названий картинок.

Слайд 10.

Дети выделяют первый звук из названий картинок, соединяют эти звуки последовательно, образуют новое слово. Определяют наличие в слове звука [Д] или [Д`], дают ему характеристику.

7. Буква Д.

Слайд 11.

На слайде демонстрируется печатная буква Д. Актуализируется связь звуков с буквой. Дети анализируют её на составляющие элементы.
Сравнивают её со сходными предметами.

Д - это домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.

Слайд 12.

Демонстрируется письменные буквы: заглавная и строчная. Дети производят анализ букв на составляющие элементы.

8. Пальчиковая гимнастика.

Слайд 13.

Письмо буквы Д печатной и письменной в воздухе пальцем. Письмо буквы указательным пальцем на ладони противоположной руки.

9. Найди и посчитай количество букв Д.

Слайд 14.

Среди букв сходных по написанию найти и посчитать количество букв Д.

10. Динамическая пауза.

Слайд 15.

При демонстрации изображения «дерево» - дети поднимают руки вверх и машут ими, «дорога» - шагают на месте, высоко поднимая колено, «дятел» - махи согнутыми в локтях руками. Изображения хаотически меняются. Дети выполняют движение в соответствии с картинкой.
Определить, в каком из слов - названий картинок звук [Д], а в каком [Д`].

11. Чтение слогов и слов с буквой Д.

Слайд 16.

12. Составь слово из букв.

Слайды 17 - 18.

Из букв, данных в хаотическом порядке, составить слова. Объяснить значение слов.
Л И Д А ⇒ ЛИДА
Л О Д К А ⇒ ЛОДКА

13. Составь слово из слогов.

Слайды 19 - 21.

Составить слова из слогов, установив их последовательность.

ДА ЧА ПРУ ДЫ ДО РО ГА

14. Слова «склеились».

15. Найди пару.

Слайд 25.

Прочитав слова, дети должны подобрать подходящую по смыслу картинку.
Добрый ⇒ доктор,
дорогой ⇒ подарок,
дикий ⇒ дракон.

Итог занятия.

1. Обобщение знаний.

Дети называют звуки, с которыми работали на занятии, дают им характеристику.
Связывают звуки с буквой.

2. Оценивают свою работу на занятии: выбирают для себя кружок зелёного (всё понял, запомнил, заниматься было легко и интересно, помогал другим), жёлтого (было трудно, запомнил всё, но требовалась помощь), красного (было трудно, скучно, я ничего не запомнил).

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Цели:

  • Формировать навык правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами. Познакомить с новым правилом “Большая буква в названиях рек”.
  • Развивать связную устную речь, память, аналитическое и логическое мышление, воображение, произвольное внимание, фонематический слух; обогащать словарный запас; расширять кругозор учащихся.
  • Воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию, уважительному отношению к людям труда; повышать интерес к чтению.

Ход урока

I. Орг. момент.

Прозвенел звонок - начинается урок.

II. Актуализация знаний.

1. Работа с лентой букв.

  • На какие группы делятся все звуки?
  • Что показывают гласные верхнего ряда? Нижнего?
  • Какие согласные расположены в верхнем ряду? В нижнем ряду?

2. Игра “Собери слово”.

(на доске буквы: ы,д,м... .е,т,и,д... .о,м,и,д,к)

Что общего в этих словах? (начинаются с буквы Д)

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы повторим то, что мы знаем о букве Д, будем читать слова с этой буквой.

IV. Повторение изученного.

1. - Какие звуки обозначает буква Д?

Что мы знаем о звуке [ д ]? [ д" ]?

2. Артикуляционная гимнастика.

ДУ-ДО-ДА - ГУДЯТ ПРОВОДА.

ДЯТЕЛ ДУБ ДОЛБИЛ, ДА НЕ ДОДОЛБИЛ.

(учащиеся чётко повторяют за учителем, хлопая на каждом слоге)

3. Работа с парами слов.

На доске:

  • труды -
  • плоты -

Прочитайте первое слово. Сколько предметов оно обозначает?

Измените слово так, чтобы оно обозначало 1 предмет.

Какая буква потерялась?

Какой звук слышим на конце слова?

Какую букву надо написать?

Почему слышим звук [ д ], а пишем букву Д?

Это опасное место в слове, которое требует внимания и проверки.

Почему в первом слове звук произносится чётко?

Прочитайте следующее слово. (работа с парой слов: плоты - плот)

Что такое плоты? (брёвна, скрепленные между собой для передвижения по воде)

Раньше люди часто использовали плоты для перевозки каких-либо грузов и пассажиров.

4. Работа по учебнику (с. 112)

Рассмотрите иллюстрацию, какие современные средства передвижения по воде изобразил художник?

Плоты могли перевозить грузы на небольшие расстояния, а теплоходы и корабли могут преодолевать огромные расстояния по рекам.

На планете очень много рек. В нашей стране их тоже много. О некоторых из них мы сейчас прочитаем.

Работа над текстом.

A) Чтение текста сильным учащимся.

Б) Вопросы на понимание прочитанного.

Названия каких рек запомнили?

Что находится над реками?

Зачем люди строят мосты?

Какой транспорт движется по мостам?

B) Чтение по цепочке.

Г) Самостоятельное чтение текста.(индивидуальная помощь)

Какие слова с буквой Д встретили?

Д) Выборочное чтение.

Найдите предложение, в котором говорится, что находится над реками.

  • Что перемещается по мостам?
  • Что движется по рекам?
  • О каких реках идёт речь в тексте?
  • Какие слова в этом предложении написаны с заглавной буквы? Почему?

Мы узнали названия небольшого количества рек, которые есть в нашей стране, их гораздо больше, например, в 100 км от Норильска протекает великая сибирская река Енисей.(на доске: Енисей) Люди ласково называют его Енисей-батюшка, потому что он, как отец-кормилец, даёт нам рыбу, по Енисею ходят большие суда, которые везут к нам на север различные товары: продукты, одежду, учебники, мебель.

Физминутка + разминка для глаз.

5. Беседа о профессиях.

Чтобы перевозить пассажиров, грузы, кораблём управляет человек-капитан корабля. Это его профессия.

Рассмотрите картинки. Люди каких профессий тут изображены? (на доске рисунки)

Обратите внимание на этот рисунок, на нём художник изобразил человека мужественной профессии-шахтёра. У нас в городе много людей, которые занимаются этим тяжёлым трудом. И сейчас Уздин Артём расскажет стихотворение, которое он вместе с родителями сами сочинили и посвятили его дедушке не просто как родственнику и как человеку-труженику.

6. Работа по учебнику (с.113)

Прогнозирование текста.

Прочитаем слова, которые подскажут нам о чём пойдёт речь в тексте, который мы будем читать.

Чтение ключевых слов (на доске)

Тима труд работает
Дима работа мастер

Почему Тима и Дима написаны с заглавной буквы?

Кто такой мастер?

(чтение хором, столбики слов по рядам хором, чтение учащимися слабыми чащимися)

Посмотрите на рисунки, которые изобразил художник на с.113

Кого вы видите?

Прочитайте заголовок текста на с.113

Как вы думаете, о чём будет этот текст?

Работа над текстом.

A) Первичное чтение текста (учителем)

О каких профессиях идёт речь в тексте?

Учащиеся, у которых лежат карточки на столе, готовятся к выразительному чтению по ним, остальные ребята читают вместе со мной.

Б) Громкое чтение с учителем.

B) Выборочное чтение.

Кем работает мама Димы?

Кем работает брат Насти?

Назовите профессию, которая встретилась в тексте и начинается на букву Д.

Сейчас, ребята, которые работали по карточкам, прочитают стихотворение Сергея Михалкова

“Важные дела”, внимательно послушайте, о каких важных делах пойдёт речь и какое самое главное.

Чтение по карточкам

Важные дела.

Я без работы не сижу-
Сама в руках утюг держу. (1 ученик)
- Я тоже дома, чем могу,
На кухне маме помогу. (2 ученик)
- Сегодня бабушка больна,
Я дать лекарство ей должна. (3 ученик)
- Мы разбиваем огород,
У нас немало с ним хлопот. (4 ученик)
- Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят. (5 ученик)
- Я собираю семена,
Корзинка, кажется, полна. (6 ученик)
- В лесу мы бродим целый день,
И нагибаться нам не лень. (7 ученик)
Немало дела детворе:
В густом лесу, в широком поле,
В колхозе, в доме, во дворе,
А главное - за партой в школе! (8 ученик)

Какое самое важное дело есть у вас учеников?

7. Работа над пословицей. (на доске)

Какие труды, такие и плоды.

А) Чтение пословицы.

Как вы понимаете эту пословицу?

Послушайте стихотворение, в котором идёт обращение к вам, оно так называется “Первоклассникам”

Первоклассникам.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Комбайнёры и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы -
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
И директор ваш, ребята,
С букварём ходил когда-то,
И учительница ваша
Начинала точно так же...
Все ходили в первый класс, -
Ваша очередь сейчас.
Год за годом промелькнёт,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога!

Чтобы стать умными и грамотными людьми, надо хорошо учиться в школе,
чтобы в дальнейшем выбрать профессию по душе.

V. Итог урока.

Наш урок заканчивается, давайте вспомним, какие звуки обозначает буква Д.

  • Что вы знаете об этих звуках?
  • Какое новое правило узнали на уроке?

Любовь Абрамова
Конспект занятия «Звук [Д] и буква Д»

Конспект занятия .

Тема : Звук и буква «Д»

ЦЕЛЬ : Формирование фонематического восприятия, навыков чтения и письма.

Задачи :

1. Формировать умения подбирать родственные слова.

2. Закрепить образ буквы «Д» .

3. Формировать навыки чтения и письма.

4. Закрепить знание правил орфографии. (правило написания предложения, слога «ши» , имён собственных)

5. Развивать навыки звуко-слогового анализа .

6. Развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие, слуховую память.

7. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование : Магнитная, маркерная доска, наборное полотно; картинки 5 домов (красный, синий с колокольчиком, синий без колокольчика, зелёный с колокольчиком, зелёный без колокольчика); тетради, раздаточные карточки для письма, ручки, большая и маленькая буква «Д» ; картинки : дым, душ, дубы, дуга, дупло, панда, радуга, заводы, схемы звуко -слогового анализа к ним; дед Буквоед и его помощники ; маркеры; символы родственных слов; изображения фей Фонетики и Графики.

I. Организационный момент.

Назовите любой согласный твёрдый звук .

II. Основная часть.

1) Введение в тему

Сегодня мы отправимся в страну феи Фонетики.

Кто живёт в этой стране? (гласные, согласные звуки )

Мы пойдём в гости к звуку «Д» . Но где его дом?

Посмотрите на карту.

Какие звуки живут в этом доме ? Как вы догадались? и т. д.

Действительно в этом доме живёт звук «Д» , потому что он согласный, твёрдый, звонкий.

2) Работа над родственными словами.

«Найди родственников слова «дом» .

Мы нашли с вами дом звука «Д» , чтобы войти в него нужно придумать родственные слова. (выставляются символы родственных слов и картинка дома)

Дом- домик-домишко-домище-домино-домашний-домовой-домовёнок-домосед-домохозяйка (уточнить значение слов)

Чем похожи все эти слова?

Дети повторяют слова все вместе.

3) Работа над фонематическим восприятием.

«Что лишнее?» .

В доме звука «Д» много разных предметов. Послушайте и скажите, что лишнее в доме звука «Д» ?

а) душ, полка, домино, дудочка Почему?

б) тапки, подушка, подарок, вода Почему?

4) Работа над звуко -слоговоговым анализом слов.

«Подбери к слову схему» .

Фея Фонетика просит вас отгадать её загадки.

Посмотрите, что это? (выставляются 4 схемы звуко-слогового анализа )

Затем на доске выставляются картинки. Логопед называет их : «Это дым, дубы, дупло, панда, радуга, душ, заводы, дуга.»

Найдите, какие слова к какой схеме подходят?

Дети должны подобрать схему для каждого слова и объяснить свой выбор.

III. Физкульминутка.

Логопед произносит звук , слог, слово. Дети поднимают руки вверх в виде круга на звук , на слог - держат 1 руку перед грудью, на слово - руки в стороны.

IV. Буква «Д»

1) Работа над зрительным восприятием.

«Найдите букву » .

Фея Графика прислала срочную телеграмму.

«Нужна ваша помощь. Дед Буквоед похитил букву… Помогите

Посмотрите, что лежит в мешке Буквоеда ? (в зашумлённом мешке большая и маленькая буква «Д» ) Дети выходят к доске и обводят букву указкой . (на доске выставляются буквы )

Давайте вернём большую и маленькую букву «Д» фее. Напишите большую и маленькую букву на карточке .

2) Работа над словом, чтение слов.

«Верните букву в слово » .

-Букву «Д» мы нашли вот она, большая и маленькая.

Давайте вернём её в слова. (1 ребёнок выходит к доске, вписывает букву и читает слово , затем читают все вместе)

«са…ы, …ыни, …аша, …анила, по…ушка, сол…ат, по…арок, лан. ыш» (сады, дыни, Даша, Данила, подушка, солдат, подарок, ландыш)

3) Работа над закреплением правил орфографии.

«Исправляем ошибки» .

У деда Буквоеда есть помощники . Вот они! Это Ошибкин, Помаркин и Кляксич.

Посмотрите, что они натворили с предложением. Фея Графика просит вас исправить ошибки и объяснить правила написания.

«у дашы дыни. данила стоит удома»

4) Работа в тетрадях.

Фея предлагает детям записать правильно написанные предложения в тетрадь.

«У Даши дыни. Данила стоит у дома.»

Фея благодарит детей за помощь.

V. Итог занятия .

У кого мы сегодня были в гостях?

Какой это звук ? Какие родственные слова мы находили?

Какую помощь вы оказали фее Графике? Какие правила орфографии вы вспомнили?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Звук [Ш] и буква Шш. Ягоды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Павлоградского муниципального района Омской области.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.

Учитывая введение ФГОС, тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация.

НОД по обучению грамоте «Звук [и], буква «И» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука (и).Развитие кинестетических ощущений на артикуляционный уклад звука (и).Координирование.

Поделиться