Викторина растения и животные. Викторины для детей

Викторина "Удивительный мир растений".
Цель:
закреплять знания о растениях, расширять кругозор детей.
Викторина рассчитана для учащихся 5-8 классов.
Предварительная работа:
1. Оформить стенд с творческими работами детей (рисунками, рефератами, сообщениями по данной теме).
2. Оформить фотовыставку с изображением растительного мира (по возможности).
3. Можно также подготовить музыкальное сопровождение (на усмотрение педагога).
Предлагается разделить ребят на 2 команды, предложить придумать каждой команде название. Вопросы командам задавать поочерёдно. За каждый правильный ответ учащийся получает жетон. Побеждает команда (или участник), набравшая большее количество жетонов.
Вопросы викторины.
1. Как называлось первое древнейшее растение на Земле? (Куксония).
2. Как называется взаимно полезное содружество двух организмов? (Симбиоз).
3. Как называются летучие вещества с запахом, выделяемые растениями? (Фитонциды).
4. Какую еду любят многие лесные жители: кабаны, олени, медведи? (Жёлуди).
5. Как называется дубовый лес? (Дубрава).
6. Сколько лет живёт лиственница? (до 500 лет).
7. какое дерево самое высокое? (Эвкалипт).
8. Где растёт клюква? (На болоте или в сосновом лесу).
9. Это растение называют "корнем жизни". (Женьшень).
10. Какая ягода самая большая? (Арбуз).
11. Японская декоративная вишня. (Сакура).
12. Древние индусы и египтяне считали этот цветок, цветком богов. (Лотос).
13. За что столетник (алоэ) получил своё название? (Считается, что он цветёт в комнатных условиях 1 раз в 100 лет).
14. Когда цветёт папоротник? (Папоротник не цветёт).
15. Сколько лет кусту малины? (2 года).
16. Какой цветок считается самым красивым? (Роза).
17. Самый важный овощ из паслёновых. (Картофель).
18. Как называется плод ананаса и банана? (Ягода).
19. Бывают ли хищные растения? (Да. Росянка, венерина мухоловка, цефалотус).
20. Какое дерево считается символом России? (Берёза).
21. Другое название земляной груши. (Топинамбур).
22. Какое лекарство получают из морских водорослей? (Йод).
23. Из камеди какого дерева делают жевательную резинку? (Саподиллы).
24. Первый весенний лесной цветок. (Ландыш).
25. Дерево с шишками. (Ель, сосна).
26. Какая ягода бывает чёрной, белой и красной? (Смородина).
27. Окаменевшая смола древних хвойных деревьев. (Янтарь).
28. Оранжевые ягоды этого растения содержат много витамин, а маслом лечат ожоги и обморожения? (Облепиха).
29. Как называются сушёные абрикосы без косточек? (Курага).
30. Плоды этого тропического растения жёлтого цвета, крупные. весом до 1 кг. (Манго).
31. Этот цитрус содержит большое количество витамина С. Мореплаватели Средневековья брали его с собой в плавание как средство от цинги. (Лимон).
32. Сухие листья этого растения добавляют в разные блюда как ароматную приправу. (Лавр).
33. Сколько лет живёт баобаб? (До 3000 лет).
34. Где растут липучки-мухоловки (роридула Горгоны)? (На юге Африки на болотах).
35. Какую траву очень любят кошки? (Валериану).
36. Что такое ваниль? (Это лиана, лазающая орхидея).
37. Как называются листья можжевельника? (Хвоя).
38. Сколько лет живёт сосна? (Американская сосна долговечная - 4900 лет).
39. До каких размеров достигает диаметр ствола мамонтова дерева? (до 10 м).
40. Мёд этого дерева считается самым ценным. (Липа).
41. Лекарственное дерево, жгучий сорняк. (Крапива).
42. Самая высокая трава на Земле. (Бамбук).
43. Из каких растений получают сахар? (Сахарного тростника, сахарной свёклы).
44. Растёт ли дерево зимой? (Нет. Зимой деревья "спят").
45. Какое растение имеет самые крупные плоды в мире? (Тыква).
46. Какое растение считают символом мира? (Олива).
47. У какого растения самые большие листья? (Виктория амазонская, диаметр более 2м).
48. У какого растения самые большие цветы? (Раффлезия Арнольда, диаметр -1м, масса-6 кг).
50. Какое дерево самое морозоустойчивое? (Лиственница).
51. Соком этого ядовитого лекарственного растения выводят бородавки. (Чистотел).
52. Из каких деревьев получают лекарство? (Липа, ель, сосна, берёза).
53. Какой цветок считается самым дорогим? (Тюльпан).
54. Это дерево - одно из самых пахучих, его ягоды используются как вяжущее средство. (Черёмуха).
55. Какая трава лечит от 99 болезней? (Зверобой).
56. Какой цветок называют касатиком? (Ирис).
57. Какое растение считается вторым хлебом, кормильцем Востока? (Рис).
58. Какая ягода поможет больному горлу? (Малина).
59. Как по-другому называется сладкий картофель? (Батат).
60. Какой гриб называют "заячья картошка"? (Гриб-дождевик).
По окончанию викторины победители награждаются.

Разделы: Биология

Игра–викторина может проводиться как в качестве заключительного урока по курсу «Природоведения» (5 класс), так и в качестве внеклассного мероприятия в рамках предметной недели ОО «Естествознание».

Класс делится на пять команд по 5 – 6 человек.

ЦЕЛИ ИГРЫ

  1. Повторение и закрепление полученных знаний в процессе игровой деятельности.
  2. Выработка умений чётко, ясно и конкретно излагать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
  3. Развитие экологического сознания и мышления у учащихся.
  4. Воспитание любви к «малой Родине».
  5. Приобщение учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой о природе, природных явлениях и особенностях природы родного края.
  6. Использование полученных знаний для решения нестандартных ситуаций и на практике.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

Для игры необходим диск – вертушка (см. Приложение 1), который разделён на четыре сектора – красного, желтого, зелёного и оранжевого цветов. Каждый сектор включает по 16 вопросов (по 8 в наружном и внутреннем кругах).

Красное поле – вопросы о животных, зелёное – о растениях, жёлтое – о природе Донского края и экологии, оранжевое – загадки о природе и природных явлениях.

В каждом цветном секторе есть по 2 вопроса со звёздочкой (так называемый «Счастливый случай»).

ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. Каждая команда имеет право вращать вертушку три раза подряд (в случае правильных ответов).
  2. За правильный ответ на вопрос из красного, зелёного и жёлтого секторов команда получает 2 балла, за неполный ответ или дополнение – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. За правильный ответ на вопрос из оранжевого сектора – 1 балл.
  3. За правильный ответ на вопрос со звёздочкой из красного, зелёного и жёлтого секторов команда получает 4 балла, а из оранжевого сектора – 3 балла.
  4. За подсказки и неуважительное отношение к командам и к ведущему баллы снимаются.
  5. На обсуждение вопросов отводится 20 секунд.
  6. Если команда, вращающая вертушку, отвечает на вопрос неправильно или ответ неполный, другие команды имеют право ответить на вопрос или дополнить ответ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  1. Пока жюри подводит итоги, команды получают задание – собрать по 6 «рассыпанных» пословиц и поговорок о природе (см. Приложение 2).
  2. За все правильно собранные пословицы и поговорки команде начисляются дополнительные 2 балла.
  3. Победившей считается команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ

РАСТЕНИЯ (зелёное поле)

1. Как распределяются следующие растения: дуб, рябина, мхи, барбарис в лесном сообществе? (I ярус – дуб, II ярус – рябина, III ярус – барбарис, IV ярус – мхи) .

2. Перечислите условия, необходимые для жизни растений. (Свет, тепло, вода, воздух, минеральное питание) .

3.* Какое растение и почему называют «одолень-трава»? (Кувшинка белая, раньше считали, что корневище этого растения одолевает нечистую силу. Кусочки корневища зашивали в ладанку и носили на шее) .

4. Из чего в лесу можно испечь хлеб? Как это сделать? (Муку готовят из высушенных и измельченных корневищ кувшинки белой, рогоза и тростника) .

5. Решите анаграммы и исключите лишнее слово: а) а б з е е р (береза); б) л н ё к (клён); в) ь я н с е (ясень); г) а с ц и и к (кислица). (Лишняя кислица – травянистое растение .

6. Чем отличается березовая каша от дубовой? (Дубовую кашу можно варить из желудей, а березовой кашей называли наказание провинившихся школьников, которых пороли березовыми ветками по субботам) .

7. Почему про тундру говорят, что там грибы растут выше деревьев? (Потому что, в тундре деревья карликовые и их ветви стелятся по земле) .

8. Это растение можно встретить во влажных тропических лесах Индии или Зондских островов. Местные жители из этого растения делают ткани, стебель соцветия используют как фитиль, древесину на постройки, кору для изготовления краски, млечный сок смешивают с кокосовым маслом и получают клей. Листья заменяют бумагу, скатерти, тарелки и даже головные уборы. О каком растении идет речь? И как местные жители используют плоды этого растения? (Это хлебное дерево, плоды которого имеют вес 20 кг. Их режут на пластинки и пекут лепешки) .

9. Назовите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство) .

10. Мы оказались в лесу. И нам захотелось выпить чашечку горячего ароматного кофе. Но, увы, мы не в тропическом лесу, где растет кофейное дерево. Как быть? Осуществимо ли наше желание? (Да, из желудей дуба или из корневища рогоза и тростника можно сварить кофе) .

11. Для нормального питания человеку нужны углеводы, крахмал, сахар, жиры и белки. Крахмал и жиры можно найти в растениях. Но вот белков в цветковых растениях мало, особенно в дикорастущих. Даже в пшеничном хлебе всего только 8% белков. Зато в мясе белков 38%. Но, где нам в лесу достать мясо? Ведь мы, не имеем право входить в лес с ружьем и стрелять. Можно ли в лесу найти заменитель мяса? (Да, можно. Это грибы) .

12. Где в лесу найти вату? (На болоте растет торфяной мох – сфагнум, который очень хорошо впитывает влагу и обладает бактерицидным действием) .

13. Перечислите продуцентов степи. (Продуценты – это растения, например, ковыль, полынь, чабрец и др.) .

14. *Какое растение и почему называют «след белого человека»? Как его можно использовать? (Это подорожник. Называют его так, потому что на Американский континент это растение попало туда с появлением людей с белой кожей. Семена этого растения прилипают к подошве и разносятся. Это растение можно использовать при ушибах и небольших ранениях) .

15. Как попить лесного чайку? (Лесной чай можно приготовить из листьев земляники малины, черники, брусники. Листья надо обработать. Сначала их подвяливают в тени, затем, скручивают ладонями до появления сока. После этого накрывают мокрой марлей и выдерживают 10 часов на солнце. Завершают обработку сушкой листьев) .

16. Перечислите продуцентов пресного водоема (Это растения: ряска, элодея, рогоз, частуха, кувшинка, кубышка и другие) .

ЗАГАДКИ (оранжевое поле).

1. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево, лес) .

2. Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит. (Лист) .

3. В маленьком горшочке кашка сладка. (Орех) .

4. Ни зверь, ни птица, а нос как спица, летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар) .

5. Под берегом сидит Тарас, кричать горазд. (Лягушка) .

6. Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук) .

7. *а) Светит, а не греет. (Луна) ;

б) Чего в комнате не видишь? (Воздух) ;

в) Виден край, да не дойдешь. (Горизонт) .

8. Что быстрее всего на свете? (Ветер) .

9. Ждали, звали, а показался – все прочь побежали. (Дождь) .

10. *а) Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение) ;

б) Что растет верх ногами? (Сосулька) ;

в) Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падет – почернеет. (Лист) .

11. Что сильнее всех на свете? (Вода) .

12. Кругом вода, а с питьем – беда. (Море) .

13. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото) .

14. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд) .

15. Мушка села на траву, а трава ту мушку съела. (Росянка) .

16. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) .

ЖИВОТНЫЕ (красное поле)

1. *Тело этого зверька «одето» в густой коричневый мех с серебристым отливом. Длина зверька 40 см, вес около 500г. Отличается удлиненным носом-хоботком. Хоботком он не только вынюхивает добычу, но и хватает все, что можно съесть, и направляет пищу в рот. Обитает в водоемах. Когда ныряет, ноздри на хоботке и отверстия в ушах закрываются клапанами. Назовите его. (Выхухоль) .

2. Каждое лето в положенный срок улетает из воды рыбий обед. Что это за обед? (Комары) .

3. Назовите потребителей I порядка лесного сообщества. (Потребители I порядка – это растительноядные, например, белка, заяц, лось, полевка и др.) .

4. Может ли в природе белый медведь съесть пингвина? Объясните. (Нет, так как они живут на разных полюсах) .

5. Это единственное, совершенно слепое животное нашей фауны. Приспособлен к подземной жизни. Питается луковицами степных растений. Направление бесконечных подземных ходов обозначено выброшенными наружу кучами земли. О ком идет речь? (Слепыш) .

6. Назовите потребителей III порядка пресного водоема. (Потребители III порядка – это хищники, например, щука, судак, окунь) .

7. Почему дятла называют лесным доктором? (Потому что он поедает вредителей и их личинок) .

8. Этот зверёк широко распространен в лесах нашей страны. Большую часть времени он проводит на деревьях, по которым превосходно лазает. Зверек питается желудями, орехами, почками, ягодами, грибами. На зиму делает запасы. О ком идет речь? (Белка) .

10. Какой обитатель пресных водоемов никогда не пьет? (Лягушка) .

11. Все ли комары пьют кровь человека и животных? (Нет, самцы питаются нектаром) .

12. Назовите отрасли животноводства. (Разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство) .

13. Составьте цепь питания: растения, мышь, орел, уж, ящерица, кузнечик, заяц.

14. К названию какой реки надо прибавить одну букву, чтобы получить название лесной птицы? (И-волга) .

15. У кого из животных уши на ногах? (Кузнечик) .

ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ. ЭКОЛОГИЯ (жёлтое поле).

1. Есть ли болота в Ростовской области? (Да, в низовьях Дона) .

2. *Назовите ядовитые растения Ростовской области. (Лютик едкий, паслён красногорький, вех ядовитый, болиголов обыкновенный, белена чёрная, мак снотворный) .

3. Что такое заповедник? Есть ли заповедники на территории Ростовской области? (Заповедник – это территория, полностью изъятая из какой-либо хозяйственной деятельности, где ведется научно-исследовательская работа. На территории Ростовской области есть три заповедника «Персиановская степь», «Донской Государственный рыбный заповедник (Донское запретное рыбное пространство)», Государственный степной заповедник «Ростовский») .

4. Расскажите о круговороте воды в природе.

5. «У лукоморья – дуб зеленый, Златая цепь на дубе том…» А где находится это «Лукоморье»? (Лукоморье – это старое название Таганрогского залива) .

6. Назовите лекарственные растения Донского края. (Зверобой, ландыш, пастушья сумка, шиповник, чабрец, мать-и-мачеха, тысячелистник) .

7. Расскажите о Красной книге. (Красная книга – это реестр редких и исчезающих видов животных и растений. На красных страницах – исчезающие виды, на жёлтых – редкие, на черных – исчезнувшие, а на зелёных – восстановленные виды) .

8. Что такое заказник, национальный парк?

9. Назовите редкие и охраняемые растения Дона. (Пион узколистный, кувшинка белоснежная, валериана лекарственная, рябчик русский, тюльпан Шренка, подорожник ланцетовидный и др.) .

10. Назовите редких и охраняемых животных Донского края. (Степной орёл, пеликан розовый, журавль-красавка, дрофа, каравайка, выхухоль, гигантская вечерница и др.) .

11. Перечислите основные формы охрана природы. (Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, Красная книга, ботанические сады, зоопарки, питомники) .

12. Где находится «свидетель» лесной мощи Дона? (В 3-х км от ст. Вёшенской находится дуб-великан 400 лет) .

13. Какова площадь Ростовской области и её главное богатство? (На территории области могут разместиться такие государства, как Бельгия, Португалия, Дания и Швейцария, вместе взятые. Главное богатство – плодородная почва - чернозём) .

14. Почему Дон часто величают «Ивановичем»? (Потому что, Дон берёт начало из Иван-озера) .

15. *Какой год продолжается всего один день? (Новый год) .

16. На каком пути ещё не бывало ни одного человека? (На Млечном пути) .

Многообразен и удивителен окружающий нас мир живой природы. И, вполне естественно, у многих возникает желание больше узнать о нём, ближе познакомиться с теми животными, которых мы видим каждый день.

Викторина «Животные России» состоит из семнадцати вопросов. На все вопросы предоставлены ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какая белка умеет летать?

Ответ: белка-летяга

2. Какие птицы прыгают, а не ходят?
Ответ: воробьи, синицы, горихвостки

3. Какое животное древние египтяне считали святым?
Ответ: кошку

4. У кого длиннее ноги: у зайца или кролика?
Ответ: у зайца, за счет этого зайцы бегают быстрее кроликов.

5. Почему волки нередко воют хором?
Ответ: хоровой вой сплачивает стаю

6. Почему белки, бурундуки, куницы, соболи способны необычайно быстро и ловко путешествовать по деревьям?
Ответ: потому что у них цепкие лапки

7. Как самки оленей отыскивают своих детенышей в огромном стаде?
Ответ: по голосу

8. Зачем ёж сворачивается клубком?
Ответ: для защиты, иначе он бы стал вмиг лакомой добычей хищника

9. Почему многие представители травоядных живут стадами?
Ответ: сообществу особей легче заметить врага, чем животному, пасущемуся в одиночку. Травоядные пасутся, как правило, на открытых пространствах

10. Как называется беличье дупло?
Ответ: гайно

11. Для чего заяц меняет зимнюю шубу на летнюю?
Ответ: для маскировки

12. Кто является предком домашней собаки?
Ответ: волк

13. Кошки и собаки – это травоядные или плотоядные животные?
Ответ: плотоядные, то есть питающиеся мясом

14. Почему кошки и собаки не питаются травой?
Ответ: их пищеварительная система приспособлена к перевариванию только животной пищи

15. Все ли медведи впадают зимой в спячку?
Ответ: нет

16. Почему волки живут стаями?
Ответ: у одиночного волка легко отобрать добычу

17. Когда появляются детеныши белых медведей?
Ответ: в середине зимы

, 535.93kb.

  • Экологическое воспитание младших школьников через произведения северных писателей , 32.63kb.
  • Программа кружка «Азбука родного края» (1 класс) , 81.68kb.
  • ^ Викторина «Животный и растительный мир»

    1. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)
    2. Где ночует белая куропатка? (В снегу)
    3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
    4. Откуда плывёт утка? (От берега)
    5. Какая певчая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой?
    (Оляпка – водяной воробей)
    1. Дышит ли цыплёнок в яйце? (Да)
    2. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод)
    3. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
    4. Кто спит головой вниз? (Летучая мышь)
    5. Какое самое распространённое животное на земном шаре? (Лягушка)
    6. Какая птица самая распространённая в мире? (Курица)
    7. (Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу).
    8. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца (Гелиотроп, мимоза).
    9. (Пчёлы, птицы)
    10. (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру).
    11. (Мокрица)
    12. 19.Когда «плачут» деревья и почему? (Весной, вовремя сокодвижения)
    13. 20.Какую траву любят кошки? (Валериану)

    Викторина «Охрана природы»

    1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?

    (Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создаёт благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

    2. Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?

    (Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300 – 500 лет.)

    3. Напомните правила сбора грибов.

    (Нельзя разрывать мох, нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землёй или прикрыть мхом. Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые. Ядовитыми грибами лечатся лоси и другие животные.)

    4. Почему не в каждом лесу растут лишайники?

    (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

    5. Почему особенно весной и вначале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разводить костёр?

    (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверюшек искать укромные места.)

    (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

    7. Вылетевших из гнезда птенцов называют слётками. Почему нельзя уносить их домой?

    (Птицы учат птенцов искать пищу, защищаться от врагов. Дома покормить птенца трудно; выпущенный на волю, он будет беспомощный.)

    8. Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно?

    (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

    9. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

    (Фотоохота.)

    10. Как правильно разжечь костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить под куст. Когда костёр будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно, хорошо полить).

    Викторина «Вспомните, как и о ком говорят в народе?»


    1. Смелый, как... (лев) .
    2. Трудолюбивый, как... (муравей (пчела)) .
    3. Беспечный, как... (стрекоза) .
    4. Злой, как... (собака) .
    5. Коварная, злая, как... (змея) .
    6. Верный, преданный, как... (собака) .
    7. Хитрый, как... (лиса) .
    8. Упрямый, как... (баран, осёл) .
    9. Кровожадный, как... (шакал (волк)) .
    10. Трусливый, как... (заяц) .
    11. Слабый, беззащитный, как... (мышонок) .
    12. Могучий, как... (орел) .
    13. Скользкий, как... (угорь) .
    14. Тихий, как... (мышь) .
    15. Вольный, как... (птица) .
    16. Глупый, как... (утка) .
    17. Мудрый, как... (ворон) .
    18. Хищный, как... (акула) .
    19. Выносливый, как... (лошадь) .
    20. Холодный, как... (лягушка) .
    21. Важный, надутый, как... (индюк) .
    22. Зубастый, как... (крокодил) .
    23. Голодный, как... (волк) .
    24. Толстощекий, как... (хомяк) .
    25. Косолапый, как... (медведь) .
    26. Длинноногий, как... (цапля) .
    27. Желторотый, как... (птенец) .
    28. Большеглазый, как... (филин (сова)) .
    29. Быстрый, как... (олень) .
    30. Порхать, как... (бабочка) .
    31. Тащиться, ползти, как... (черепаха) .
    32. Топать, как... (слон) .
    33. Прыгать, скакать, как... (блоха (кузнечик)) .
    34. Скользить, как... (змея) .
    35. Выступать величаво, как... (павлин) .
    36. Плавать, как... (рыба) .
    37. Трещать, болтать, как... (сорока) .

    Викторина «Маленькие тайны природы»

    1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки-пенницы или слюнявицы. Она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в неё особое клейкое вещество.)

    2. «Летят паутинки над сонным жнивьём». (М.Исаковский) Объясните это явление. Когда оно бывает? (Летящие нити – это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки осенью.)

    3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

    4. Какое дерево «переодевается», становясь, то серо – серебристым, то зелёным?

    (Осина. Это дрожат её листочки даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

    5. Почему крапива «жжётся»? (В волосках, на листьях, крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже, кончик волоска ломается. Волосок делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)

    6. Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата 1 выводка – «настовики», так как появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние – «листопаднички».)

    8. Какой зверёк самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Кода ямка заполняется, барсук зарывает её и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шёрстку от прилипшей грязи, распрямляет примятые в норе волоски.)

    10. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жука.)

    11. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

    12. Почему луговую герань называют журавликом? (Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

    Викторина «Лесная аптека»

    1. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

    2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомого? (Листья подорожника.)

    3. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

    (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

    3. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква содержит лимонную кислоту.)

    4. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

    (Чёрной смородины, шиповника.)

    5. Каким лечебным свойством обладает мать – и мачеха?

    (Отвар сухих листьев – хорошее средство от кашля.)

    6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

    (Валериану. Валериановые капли употребляют при бессоннице и нервных расстройствах.)

    7. Какие болезни лечит красавица берёзка?

    (Почки берёзы используют как мочегонное, потогонное желчегонное средство.)

    8. Когда следует собирать лекарственное сырьё?

    (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – в начале сокодвижения. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет трава.)

    9. Назовите правила сушки лекарственных трав.

    (Сушить растения надо под навесом, избегая попадания прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце.)

    Викторина « Знатоки естествознания»


    1. Какое море обязано своим названием водорослям? (Красное море)
    2. «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, т бегу, и стеклянной быть могу». (Вода)
    3. Зона растительной нищеты. (Пустыня)
    4. Растения, убивающие микробы. (Черёмуха, листья дуба, чеснок, хрен, лук, берёза, сосна, жасмин, чёрная смородина, мята).
    5. Жители бразильских джунглей называют его «дамой под покрывалом». Что это? (Гриб)
    6. Хищный цветок. (Росянка)
    7. Водяные блохи. (Дафнии)
    8. Воздушный замок под водой. Кто его построил? (Паук – серебрянка)
    9. Дерево пустыни, умеет добывать и беречь каждую каплю воды. (Саксаул)
    10. Газели и антилопы не пьют воды в течение всей жизни. Как они обходятся без воды? (Вода образуется в теле животных.)
    11. Живёт в Центральной и Южной Америке. Если его не тревожить, будет спать почти всё время. (Ленивец)
    12. Когда эти насекомые собираются в походные колонны и шагают по лесу, спасается бегством даже ягуар. (Муравьи).
    13. Что такое айсберги? (Плавучие острова льда.)
    14. Что такое гейзер? (Периодически фонтанирующий источник горячей воды и пара.)
    15. Смерч гигантской разрушительной силы. (Торнадо.)

    Викторина «Живой мир лесов»

    1. Какие два зверька самые мелкие в лесах? (Землеройка – крошка и мышь – малютка.)

    2. Какие звери строят гнёзда на деревьях, как птицы? (Мышь – малютка и белка.)

    3. Каких летучих зверей вы знаете? (Летучие мыши и белки-летяги.)

    4. У каких зверей самый ценный мех? (У соболя, бобра, куницы, выдры, норки.)

    5. Какие водные звери вам известны? (Выдра, норка, бобр, ондатра, водяная полёвка.)

    6. Назовите белых зверей и белых птиц. (Белый медведь, песец, горностай, ласка, заяц-беляк, белая куропатка, полярная сова, лебедь, журавль - стерх, снежный подорожник.)

    7. Какая птичка самая маленькая? (Желтоголовый королёк.)

    8. Какие птицы лучше всех охраняют лес от вредителей? (Синицы, дятлы, поползни, пищухи, корольки.)

    9. Какие три птицы поют лучше всех? (Соловей, певчий дрозд, полевой жаворонок.)

    10. Пользу или вред приносят совы? (Совы приносят пользу, так как питаются грызунами.)

    11. Какая сова самая маленькая? (Сыч-воробей.)

    12. Какие змеи ядовиты, а какие безопасны для человека? (Ядовиты гадюка чёрной и серой окраски, безопасны уж и медянка.)

    13. Существуют ли безногие ящерицы? (Веретеница.)

    14. Водятся ли в наших лесах носороги? (Водятся, это жуки-носороги.)

    15. Сколько видов тритонов можно найти весной? (Три вида: обыкновенный тритон, сибирский тритон - углозуб, бревенчатый тритон.)

    16. Назовите самую крупную ночную бабочку. (Бабочка большая сатурная, или большой ночной павлиний глаз.)

    17. Есть ли на болотах поющие лягушки? (Есть, жерлянки.)

    18. Каких бабочек больше – дневных или ночных? (Ночных бабочек – их несколько тысяч видов, дневных же около ста.)

    19. Какой хищник бегает, как вол, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха.)

    20. Какой зверь нашей тайги самый ловкий? (Медведь.)

    Викторина «Растения и животные – предсказатели»


    1. Какое комнатное растение может предсказать погоду?
    (Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу)
    1. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца? (Гелиотроп, мимоза)
    2. Какие животные имеют внутренние часы? (Пчёлы, птицы)
    3. Как ласточки предсказывают погоду? (Ласточки низко летают перед дождём над землёй, т.к. насекомые тоже опускаются вниз.)
    4. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру.)
    5. У этого сорняка прозвище «барометр». Если он не раскрыл цветы до 9 утра, то жди дождя. Кроме того, это любимая пища певчих птиц. (Мокрица)
    6. Какое болотное растение плачет перед дождём? (Камыш)
    7. Цветки каких растений перед дождём всегда закрываются? (Одуванчика, мать – и – мачехи, козлобородника)
    8. Что означает раннее и позднее цветение черёмухи?
    10. К чему закрывает цветки мокрица утром? (К дождю.)

    11. Цветки какого растения распускаются в пасмурную погоду и предвещают ясную? (Вьюнка полевого)

    12. Что предвещает цветение акации? (Холода не будет.)

    13. Соцветия ноготков перед дождём закрываются, а рано утром раскрываются – к чему? (К ясной погоде)

    14. К чему распускаются цветы шиповника и одуванчика осенью? (К долгой и тёплой осени)

    15. Что предвещает цветение рябины? (К долгому теплу)

    16. Какие насекомые особенно злы перед дождём? (Оводы)

    17. К чему сильно трещат кузнечики? (К жаркой погоде)

    18. Что означает ранний излёт пчёл из ульев? (К ранней весне)

    19. К чему мошки лезут в лицо? (К дождю)

    20. К чему просыпаются мухи зимой? (К теплу)

    Приложение № 8

    Положение о конкурсе чтецов

    1. Цели и задачи

    Конкурс проводится с целью привлечения детей к чтению стихотворений о природе; эстетического нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развитие их творческих способностей.

    2. Сроки проведения

    3. Организаторы конкурса:

    • Перегребинское участковое лесничество,
    4. Номинации конкурса

    4.1. Лучшее прочтение стихотворения.

    5. Участники конкурса

    1-й этап - прием заявок на участие в конкурсе.

    Заявки в произвольной форме, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15.

    3-й этап - подведение итогов конкурса, награждение победителей и призеров.

    Выразительность чтения стихотворения;

    Творческий подход;

    Оригинальность замысла.

    8. Награждение

    9. Дополнительная информация

    Дополнительную информацию об условиях участия в конкурсе можно получить на сайте школы.

    Приложение № 9

    Положение о конкурсе рисунков

    Тема: Изменение в природе происходят год от года…

    1. Цели и задачи

    Конкурс проводится с целью эстетического, нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развития их творческих способностей.

    2. Сроки проведения

    Конкурс проводится 3 раза в год по сезонам – осень, зима, весна.

    3. Организаторы конкурса

    • МОУ ДОД «Дом детского творчества»,
    • Перегрёбинское участковое лесничество,
    • школьное лесничество «Лесовик»,
    • МОУ «Чемашинская СОШ» НОУ «БИОМ».
    4. Номинации конкурса

    4.1. Лучший рисунок на тему «Сезонные изменения в природе».

    4.2. Самый юный участник конкурса.

    5. Участники конкурса

    К участию в конкурсе допускаются все желающие, независимо от пола и возраста.

    6. Порядок проведения конкурса

    1-й этап - прием конкурсных работ.

    Работы, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15. Рисунки принимаются с кратким описанием (наименование, фамилия, имя и адрес автора).

    2-й этап - оценка работ, определение победителей и призеров конкурса.

    3-й этап - подведение итогов конкурса, подготовка наградных материалов.

    4-й этап - торжественное награждение победителей и призеров конкурса.

    7. Критерии определения лучших работ конкурса

    При подведении итогов конкурсная комиссия учитывает:

    Соответствие тематике конкурса;

    Необычность рисунка;

    Оригинальность рисунка.

    8. Награждение

    Участники, занявшие 1-3 место в каждой номинации, награждаются дипломами.

    9. Дополнительная информация

    Дополнительную информацию можно получить на сайте школы

    Приложение № 10

    Загадки о природе


    1. Не вода и не суша:
    На лодке не уплывёшь.

    И ногами не пройдёшь.

    (Болото)

    1. В голубенькой рубашке
    Бежит по дну овражка.

    (Ручей)

    1. Меж гор, меж дол
    Бежит белый конь.

    (Река)

    1. Не снег и не лёд,
    А серебром все деревья уберёт.

    (Иней)

    1. Ни в огне не горит,
    Ни в воде не тонет.

    (Лёд)

    1. День и ночь кричит,
    А голос не устанет.

    (Водопад)

    1. Ревнул вол
    За сто сёл,

    За сто речек.

    (Гром)

    1. Рассыпался горох
    На семьдесят семь дорог;

    Никто его не подберёт:

    Ни царь, ни царица,

    Ни красная девица.

    (Снег)

    1. Шёл долговяз,
    В землю увяз.

    (Дождь)

    1. Лежал, лежал,
    Да и в речку побежал.

    (Снег)

    1. Летит - молчит,
    Лежит – молчит,

    Когда умрёт,

    Тогда заревёт.

    (Снег)

    1. Заря – заряница,
    Красная девица

    По миру (по свету) ходила,

    Слёзы (ключи) обронила;

    Месяц видел,

    Солнце скрало.

    (Роса)

    1. Без рук, без ног
    Под окном стучится,

    В избу просится.

    (Ветер)

    1. Бежал по одной улице,
    На другую перешёл,

    И по третьей полетел.

    (Ветер)

    1. Синенька шубёнка
    Покрыла весь мир.

    (Небо )

    1. Летит орлица
    По синему небу,

    Крылья распластала

    Солнышко застлала.

    (Облако)

    1. Крашеное коромысло
    Через реку повисло.

    (Радуга)

    1. Ходит без ног,
    Рукава без рук,

    Уста без речи.

    (Тень)

    1. У меня есть,
    У тебя есть,

    У дуба – в поле,

    У рыбы в море.

    (Тень)

    1. Я и туча, и туман,
    И ручей, и океан.

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу. (Вода)

    1. Неизвестно, где живет.
    Налетит, деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер)
    1. Ниток много, а в клубок не смотаешь. (Паутина)

    ВИКТОРИНА

    « РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ »

    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

    Цели:

    Обобщение и закрепление знаний детей о животных и растениях Краснодарского края, их внешнем виде, среде обитания; активизация глагольной лексики, словаря прилагательных.

    Формирование экологической культуры, чувства ответственности за животный и растительный мир

    Способствовать речевому общению на основе совместной деятельности, воспитывать умение работать в команде.

    Ход .

    Воспитатель. Ребята, сегодня мы собрались, чтобы принять участие в викторине «Растения и животные Краснодарского края». Будут соревноваться 2 команды (команды сформированы заранее)

    1 конкурс «Разминка».

    Начнем с разминки. Ведущий будет задавать вопрос командам по очереди, если команда не отвечает, то право ответа переходит соперникам.

    1. Что делает еж зимой? (Спит)

    2. Какая страшная рыба живет в Черном море? (Собачья акула)

    1. Какая птица не строит гнезд и не выводит птенцов? (Кукушка)

    2. Какое лекарственное растение можно встретить на любой дорожке? (Подорожник)

    1. Как называется хвойное дерево, которое не гниет в воде? (Тис)

    2. Как называются ягоды, которые собирали наши предки для лечения ангины? (Малина)

    1. Как называется растение, которое помогает опавшие листья превращать в перегной? (Грибы)

    2. Какой гриб является для человека ядовитым, а для животных лекарством? (Мухомор)

    1. Назовите животное, занесенное в Красную книгу. Оно самое большое в Кавказском заповеднике? (Зубр)

    2. Какая птица «сохраняет» людям в год 1 тонну хлеба? (Сова)

    Жюри подводит итоги конкурса.

    2 конкурс «Узнай животное».

    Описание первое:

    «У нее на голове черная шапочка, спина, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест все – и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно любит сало». (Синица)

    Описание второе:

    « Это зверь небольшой, живет в доме, но при этом он хищник. Охотится из засады. Может часами караулить добычу. Из засады бросается, делает несколько стремительных прыжков. Но если добыча ускользнула, то не преследует ее. Чтобы схватить и удержать добычу, использует острые когти и их помощью лазает по деревьям». (Кошка)

    3 конкурс « Отгадай загадку»

    1 команда:

    1. Заплелись густые травы,

    Закудрявились луга,

    Да и сам я весь кудрявый,

    Даже завитком рога . (Баран)

    2. Только тронь 3.Черный жилет,

    Одернешь ладонь: Красный берет,

    Обжигает трава, Нос как топор,

    Как огонь . (Крапива) Хвост, как упор . (Дятел)

    4. Круглый, зрелый , загорелый

    Попался на зубок.

    Расколоться он не смог.

    А попал под молоток

    Хрустнул ра з - и треснул бок. (Орех)

    5.Гладиш ь - ласкается,

    Дразнишь – кусается . (Собака)

    6. Над ним не кружит пчёлка

    Она с ним не дружна.

    Пахучая метелка

    Солениями нужна . (Укроп)

    7.Живет в воде, 8. Всю ночь летает-

    Там ест и спит Мышей добывает.

    И никогда А станет светло-

    Не говорит . (Рыба) Спать летит в дупло.

    (Сова)

    9. С боевым и странным носом

    И смешен, и очень строг.

    Что тут думать над вопросом-

    «Кто он?» Это – …… (Носорог)

    10. Под сосною у дорожки

    Кто стоит среди травы?

    Ножка есть, но нет сапожка,

    Шляпка ест ь - нет головы . (Гриб)

    2 команда:

    1. В поле - метелкой,

    В мешке – жемчугом. (Пшеница)

    2. Стоит в саду кудряшка-

    Белая рубашка.

    Сердечко золотое.

    Что это такое? (Ромашка)

    3. Растет она в земле,

    Известна в целом мире.

    Частенько на столе

    Красуется в мундире . (Картошка)

    4. Непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая. (Сорока)

    5.У порога плачет,

    Коготки прячет,

    Тихо в комнатку войдет,

    Замурлычет, запоет . (Кошка)

    6. Черен, да не ворон,

    Рогат, да не бык;

    Летит – воет.

    Сядет – землю закроет.

    7. Без крыльев

    А быстрее птицы.

    С дерева на дерево

    Перелетает . (Белка)

    8. Колосится в поле рожь.

    Там, во ржи, его найдешь.

    Ярко-синий и пушистый

    Только жаль, что не душистый.

    (Василек)

    9. Хотя посажена я в клетку,

    Не брошу я затей своих.

    Прошу у зрителей конфетку

    И передразниваю их. (Обезьяна)

    10. Хвост пушистый,

    Мех золотистый,

    В лесу живет.

    В деревне кур крадет.

    5 конкурс.

    Воспитатель: Определите «лишнее» слово среди отгадок и докажите свой выбор. (1 команда – носорог, 2 команда – обезьяна: эти животные не обитают на территории Краснодарского края)

    Музыкальная пауза – Инсценировка песни «Маленький ежик»

    (Исполняют обе команды)

    6 конкурс. « Пословицы и поговорки».

    Задание: Командам предлагается закончить пословицы и поговорки.

    2. Здоровое дерево дятел…… (не долбит)

    3.Волка ноги…. (кормят)

    2 команде:

    1. Волков боятьс я - в лес… (не ходить)

    2. Слово не воробей, вылети т - не … (поймаешь)

    3. Дерево дорого плодами, а человек…. (делами)

    7 конкурс « Пантомим а».

    Командам раздаются карточки с заданием изобразить животное, обитающее на территории Краснодарского края. Дается время на обсуждение и подготовку. Затем пантомима показывается, а команда-соперница угадывает животное. Например:

    1 . Изобразить медведя, ищущего еду.

    2. Показать, как цапля ловит лягушек.

    1. Показать, как еж собирает грибы.

    2. Изобразить, как белка прыгает с дерева на дерево.

    8 конкурс «Хитрая буква».

    Воспитатель. А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Звук заблудился». Я читаю стихи, а команды по очереди определяют и исправляют ошибки.

    Мы собрали васильки

    На головах у нас щенк и (венки)

    Тает снег. Течет ручей.

    На ветвях полно враче й (грачей)

    На поляне весной

    Вырос зуб молодо й (дуб)

    Крутится как булка в колесе (белка)

    Закричал охотник «Ой!

    Двери (звери) гонятся за мной!»

    Тащит мышонок в норку

    Огромную хлебную горк у (корку)

    Под березами, где тень

    Притаился старый день (пень)

    Пугал крестьян окрестных сел

    Паривший в воздухе осё л (орел)

    Воробышек поскакал-

    Где-то кошек (крошек) отыскал.

    Он одну сейчас же съел

    Остальные не успел.

    На глазах у детворы

    Крысу (крышу ) к расят маляры

    Подведение итогов , награждение победителей.

    ВИКТОРИНА

    «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ

    КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

    Поделиться