Мировые финансовые и оффшорные центры. Понятие оффшорных зон

Сегодня всё чаще жители нашей страны слышат словосочетание «оффшорная зона». Но многие его попросту не понимают. И это неудивительно. Ведь люди, которые никаким образом не связаны с бизнесом, экономикой или юриспруденцией с понятием «оффшорная зона» не сталкивались. Попробуем разобраться, что «это такое».

Оффшорная зона представляет собой страну или её часть, правительство которой предоставляет компаниям – нерезидентам льготные условия для проведения предпринимательской деятельности. Под компаниями-нерезидентами понимаются организации, предприятия, компании, фирмы, владельцами которых по документам являются иностранные граждане . Например: владельцем компании является представитель России, но компании осуществляет свою деятельность на Кипре. Другими словами компания зарегистрирована на Кипре и платит налоги именно Кипру, а не России. Вот это и называется оффшорной зоной.

Регистрация компании в таких зонах имеет одно, но весьма весомое преимущество: уменьшение налоговых ставок. В некоторых странах можно регистрировать компанию и даже не платить налог за неё. Другими словами оффшорная зона предоставляет своим «участникам» пониженное налогообложение.

Исходя из этого, можно отметить, что оффшорная зона в экономике представлена в виде финансового центра, который с удивительной лёгкостью привлекает иностранный капитал за счёт предоставления налоговых льгот.

Оффшорная зона – это зона экономического пространства, направленная на регистрацию и ведение коммерческой деятельности. Сегодня оффшорными зонами называют страны или мировые государства, которые предоставляют такую привилегию иностранным предприятиям и компаниям.

Как уже ранее отмечалось, вести бизнес в оффшорных зонах не просто рентабельно, а очень выгодно. Низкие налоговые ставки позволяют взимать максимальную прибыль. Но стоит отметить, что международные компании, работающие в оффшорной зоне, вынуждены в обязательном порядке соблюдать все законы, так как находятся под юрисдикцией другой страны, входящей в оффшорную зону.

Не стоит путать понятия офшор и оффшорную зону. Это разные понятия в экономике. Под первым в экономике понимается компания, работающая в оффшорной зоне. А второе понятие в экономике обозначает страну, где осуществляет свою деятельность компания — офшор.

Регистрация в такой «экономической» зоне предоставляет следующие преимущества:

  1. Все денежные средства компании и активы не подпадают под мировой валютный контроль и валютное регулирование.
  2. Низкий уровень налогообложения.
  3. Все активы компании в этой стране находятся «в безопасности».
  4. Возможность хранения финансовых средств и активов в самых крупных и стабильных банках мира. Отметим, что это преимущество весьма весомое. Так как крупные мировые банки в большей степени защищены от банкротства.
  5. Вся информация относительно владельцев компании, активов и акционеров сохраняется в тайне.
  6. Компаниям предоставляется свобода в ведении бухгалтерского учёта.
  7. Компании имеют полное право проводить любые финансовые операции с другими участниками оффшорной зоны.
  8. Конфиденциальность проводимых сделок.

Особенности

Оффшорные зоны стали популярны и востребованы благодаря своим особенностям.

Перечень особенностей оффшорных зон:

  • Упрощённая и ускоренная процедура регистрирования организаций. При регистрации потребуется заплатить определённый взнос. В каждой стране сумма «взноса» несущественно отличается.
  • Оплата подоходного налога и налога с прибыли осуществляется по заниженным тарифам.

Преимущества оффшорных зон

Но если для предприятий и компаний участие в такой зоне лишь выгодно, то у многих людей возникает вопрос, а в чём же заинтересованность той страны, которая предоставляет международным компаниям такие привилегии. Ответ прост. За счёт пониженного налогообложения зарегистрировать компанию в этой зоне стремятся многие международные организации. Доход от регистрации достаточно велик, поэтому страна лишь выигрывает, улучшая притоком иностранных инвестиций свою внутреннюю экономику. Для регулирования и управления офшорами в стране создаются секретарские бюро. А это дополнительные рабочие места.

Поэтому оффшорная зона частично решает проблему с безработицей.

Список оффшорных зон

Если взглянуть на карту мира, то можно сильно удивиться, насколько территориально «разбросаны» страны с оффшорными зонами. Они присутствуют на каждом материке. В настоящее время этих стран более 50. Ежегодно оффшорные зоны расширяются, дополняются новыми юрисдикциями (в экономике страну оффшорного пространства принято называть юрисдикцией).

В 2016 году самыми «низконалоговыми» мировыми юрисдикциями (странами оффшорной зоны) были:

  1. Шотландия.
  2. Великобритания.
  3. Кипр.
  4. Остров Мэн.

Звание мировых классических юрисдикций в 2016 году заслужили такие страны, как:

  1. Сейшелы.
  2. Маврикий.
  3. Доминика.
  4. Сент Китс.
  5. Невис.
  6. Ангилья.
  7. Британские Виргинские острова.

Регистрация международных компаний в этих странах может помочь полностью избежать налогов. Причём, в этих странах мира это вполне законно. Классические мировые юрисдикции используются для различных направлений бизнеса. В этой зоне можно свободно заниматься как торговлей, так и консалтингом.

Список оффшорных зон в Европе состоит из:

  1. Латвии.
  2. Голландии.
  3. Швейцарии.
  4. Словакии.
  5. Польши.
  6. Великобритании.
  7. Чехии.
  8. Эстонии.

Но в Европе существуют свои правила регистрации. Например, в Эстонии больше приветствуют мировые компании, занимающиеся разработкой ИТ-технологий. Голландия и Швейцария больше направлена на регистрацию холдинговых структур. Для ведения бизнеса в области туризма, сельского хозяйства, торговли более выгодными считаются условия, предоставляемые Чехией, Словакией и Болгарией.

Одними из самых крупных юрисдикций считаются азиатские. В народе их называют «азиатскими тиграми». Перечень азиатских мировых юрисдикций:

  1. Китай.
  2. Сингапур.

Эти юрисдикции подходят для организаций, которые занимаются разработкой и различного рода исследованиями.

Об открытии компании в Гонконге в этом видео:

Перечень других юрисдикций:
  1. Соединённые Штаты Америки.
  2. Южно-Африканская Республика.
  3. Канада.
  4. Острова Новой Зеландии.

Классификация

Согласно мировой классификации оффшорные зоны разделяются на два типа:

  1. В первой разновидности иностранные компании освобождаются от уплаты всех налогов с прибыли организации или компании. Взамен на «освобождение» организации ежегодно обязуются платить фиксированную стоимость.
  2. Во втором типе, зона предоставляет льготные условия для организаций. Этот тип называется в экономике финансовым центром. Уменьшение налоговой ставки позволяет более успешно вести бизнес.

Исходя из этой классификации, можно отметить, что оффшорные страны разделяются на тех, кто полностью освобождает организацию от налогов и на тех, кто лишь уменьшает налоговые ставки.

Стоит отметить, что регистрируя страну в оффшорных зонах второго типа, компании придётся платить такие виды налогов, как:

  • Налог на наследование.
  • Налог на прирост капитала.
  • Корпоративный.
  • Подоходный.
  • Налог на продажу.

Выбирая офшорную страну, стоит тщательно изучить местное законодательство в области регистрации и ведения коммерческой деятельности.

Многие экономисты утверждают, что регистрировать бизнес лучше всего в Бейлизе, Панаме, Сент Китсе или на Сейшельских или Британских Виргинских островах. Это страны, где полностью отсутствуют налоги. Регистрируя организацию в этих государствах, не потребуется предоставлять бухгалтерскую отчётность. Эти государства признаны мировыми юрисдикциями. Это самые известные, востребованные республики. Регистрируя в этих государствах компанию, в дальнейшем не придётся переживать относительно конфиденциальности. Огромное преимущество этих юрисдикций – полное отсутствие контроля со стороны местного управления.

Самыми респектабельными мировыми юрисдикциями признаны: Шотландия, Мэн, Великобритания и Гонконг. В этих странах потребуется предъявлять финансовую отчётность. Но взамен они иностранным организациям предоставляют весьма значимые налоговые льготы. Стоит учитывать, что местный контроль за организациями ведётся, поэтому иностранные организации всегда будут «под присмотром» у местных властей.

По мнению экспертов, желательно регистрировать свой бизнес в Эстонии, Португалии, Черногории или . Эти юрисдикции предоставляют весьма приемлемые налоговые ставки.

Заочно в этой классификации выделяется и третий вид юрисдикций, не требующий уплаты налогов лишь от некоторых видов деятельности. Имеются в виду сделки, которые осуществляются между участниками оффшорной зоны в определённой юрисдикции. Такими странами мира являются Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Бразильская республика, Марокко.
Чёрные списки

Как уже ранее отмечалось к выбору юрисдикции стоит подходить очень осторожно и основательно. Желательно перед выбором государства проконсультироваться с налоговым экспертом.

В России существует понятие «чёрного списка юрисдикций». В этот список, входят страны мира, которые, по мнению правительства, не способны предоставить низкие налоговые ставки и не соответствуют званию «оффшорной зоны» по экономическим требованиям. Согласно этому списку, крайне нежелательно регистрировать компанию в:

  • Бахрейне.
  • Кайкосе.
  • Ангильи.
  • Барбуде.
  • Барбадосе.
  • Арубе.
  • Антигуа.
  • Гренаде.
  • Монтсеррате.
  • Пуэрто – Рико.
  • Невисе.
  • Либерии.
  • Науру.
  • Самоа.
  • Мальдивской Республике.

Согласно «чёрному» списку также стоит опасаться регистрации на таких островах, как:

  • Сейшельские.
  • Маршаловы.
  • Олдерни.
  • Джерси.
  • Виргинские.
  • Каймановы.
  • Нидерландские.
  • Виргинские в Соединённых Штатах Америки.

Оффшор - термин, применяемый для мировых финансовых центров, а также некоторых видов банковских операций.

Впервые термин «оффшор» появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 50-х гг. и обозначал финансовую организацию, избежавшую правительственного контроля путем

географической избирательности. Другими словами, компания территориально

переместила деятельность, которую правительство США желало регулировать и

контролировать, за пределы возможной досягаемости налоговых органов. Таким образом,

термин "оффшор" является не юридическим понятием, а экономико-географическим.

Оффшорные зоны это особый вид свободной экономической зоны (СЭЗ) . В них концентрируется, как правило, банковский и страховой бизнес, через них осуществляется инвестиционная деятельность, экспортно-импортные операции, а также операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность. Оффшорные зоны это территории, которые привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым контролем, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством.
Возникновение оффшорных зон не было случайным. Оно было обусловлено рядом

объективныхпричин, как внутренних, так и внешних.

В первую очередь это существовавшая необходимость в подобных образованиях и возможность их создания. Так. например, в послевоенное время многие колонии получили независимость, и именно на их территориях образовалось большое количество оффшорных зон. Мировая экономика, оправившись после войны, начала бурно развиваться. Всем странам приходилось искать конкурентные преимущества, чтобы получать выгоды от международной торговли,

развивать промышленное производство. Бывшим колониям было нелегко конкурировать с

развитыми странами, так как они были большей частью их сырьевыми придатками, без

развитой промышленности. Создание оффшорных зон для этих стран было одним из 5



самых легких путей, так как не требовало больших вложений капитала, и не требовало

большого времени – для этого достаточно было создать соответствующее

законодательство.

Другой предпосылкой к созданию оффшорных зон послужило то. что государство вследствие немногочисленного населения, отсутствия высокодоходных крупных предприятий, с которых можно получить достаточные налоговые платежи, не могло собрать достаточную сумму для финансирования всех государственных нужд (содержания аппарат управления, армии, системы правосудия и др). Однако получить необходимые финансовые средства можно за счет иностранных граждан и компаний

Так Оффшорные зоны получают капиталы за счет регистрационных и годовых сборов от оффшорных компаний, а также в качестве налоговых платежей, если таковые предусмотрены статусом оффшорной зоны.

Внешними предпосылками для создания оффшорных зон были жесткие, а порой

жестокие, налоговые условия в большинстве развитых стран, несовершенное налоговое

законодательство и естественное желание компаний и людей, обладающих большим

капиталом и большими доходами, платить меньше налогов. Т. е основная причина возникновения и стремительного развития оффшорного бизнеса является противоречие между желанием государства полностью контролировать экономическую ситуацию на своей территории и нежеланием граждан быть подконтрольными и отдавать значительную часть своей прибыли в виде налогов.

Оффшорный финансовый центр (далее - ОФЦ) - это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория государства), в пределах которой кредитные и иные учреждения (национальные, иностранные) осуществляют операции с нерезидентами в иностранной для данной страны валюте. При этом для зарегистрированных в этих центрах учреждений (компаний) создается особо льготный налоговый режим, вплоть до полного освобождения от налогообложения

Оффшорные зоны сосредоточены в основном в нескольких точках земного шара см(доп листы):
Карибский бассейн – о-ва Багамские, Виргинские, Каймановы, Барбадос и Гренада;
Средиземноморье – Андорра, Гибралтар, Монако, Кипр;
Европа – Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, о-ва Гернси, Джерси и Мэн, Сан-Марино, Ирландия;
Арабские страны – Ливан, ОАЭ, Бахрейн;
Африка – Сейшельские острова, Либерия;
Азиатско-Тихоокеанский регион – Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины

Оффшорные центры подразделяются на два основных типа: оффшорные территории и юрисдикции с "умеренным" уровнем налогообложения.

1) Первый - это собственно оффшорные территории, которые официально признаны в мире, и юрисдикции, которые относятся к "налоговым гаваням" это преимущественно страны с немногочисленным населением и малой территорией. За терминологией ООН, они называются мини-государствами. Для них характерным является отсутствие налога на прибыль для иностранных "льготных" компаний. Но это преимущественно в значительной степени обесценивается в глазах клиентов таким серьезным недостатком, как отсутствие налоговых соглашений с другими государствами и особенно договоров об избежании двойного налогообложения. Сюда относится большое количество оффшорных центров мира, например, остров Мен, Гибралтар, Багамские острова, Теркс, Кайкос и другие.

2) Ко второму типу относятся юрисдикции с "умеренным" уровнем налогообложения. Такие государства не считаются типичными оффшорными территориями. Здесь чаще всего собирается "умеренный" (а иногда и достаточно значительный) налог на прибыль. Но такой "недостаток" с точки зрения желающих минимизировать свои налоговые обязательства вполне компенсируется тем, что такие юрисдикции, связаны многочисленными налоговыми соглашениями с другими государствами. Кроме того, здесь предоставляются значительные льготы для компаний определенного рода деятельности, в первую очередь, холдинговых, финансовых, лицензионных. Такие компании используются в качестве промежуточных пунктов для перевода доходов и капиталов из одной страны в другую. При этом в качестве конечного пункта такого перевода выступают оффшорные компании, которые зарегистрированы в общеизвестных налоговых гаванях.

Зонами "умеренного" налогообложения обычно считаются полностью "респектабельные" государства Западной Европы: Швейцария, Голландия, Австрия, Ирландия, Бельгия.

3) Существует и ряд "комбинированных" юрисдикций, в которых совмещаются признаки двух упомянутых типов. К ним можно отнести такие "оптимальные" юрисдикции, как Кипр и Ирландию.

Важнейшим фактором классификации ОФЦ является также характеристика соответствующих лъгот , которые предоставляются оффшорными юрисдикциями:

Которые не облагают своих резидентов никакими налогами (Андорра или Багамские острова);

Которые облагают налогами только доход, получаемый в данной стране, но не облагают налогом доходы, которые поступают из-за границы (Коста-Рика, Гонконг);

В некоторых получаемый там доход не облагается налогом, но облагается доход, получаемый из-за границы (Монако);

Территории, где облагается налогом доход, получаемый за рубежом, однако, налоговые ставки слишком низкие - ниже 1% (острова Гернси, Джерси или Шарп);

В которых облагаются налогами накопленные богатства (материальные ценности), а не текущий доход (Уругвай);

В которых позволяется применять разные комбинации из льготных налоговых правил, которые создают в особенности выгодные условия для физических лиц.

Их доходы здесь совсем освобождены от налогов или отдельные виды доходов пользуются налоговыми привилегиями. В Европе такими центрами является Андорра, Ирландия, Монако, за пределами Европы - Багамские, Бермудские, Каймановы острова, Французская Полинезия или острова Святого Варфоломея.

Таким образом, оффшорные зоны - это один из самых распространённых и эффективных видов налоговых убежищ. Они выгодны как для предприятий, контролирующих оффшорные фирмы, так и для стран и территорий, участвующих в оффшорной практике. Предприятие максимизирует прибыль за счёт минимизации налогов, а оффшорная зона стимулирует приток капиталов. капиталоёмкого оборудования, товаров, уменьшает последствия низкого развития национальной экономики, неравномерного развития регионов, безработицы, колониального прошлого.

1) юрисдикции, где доходы не облагаются никакими налогами с целью притока капиталов;

Здесь предоставляется возможность полного освобождения от налогообложения доходов компаний которые зарегистрированы в данной стране, но осуществляют деятельность за её пределами. Причём такие компании не имеют права нарушать соответствующее законодательство, что и составляет отличие первого типа «налоговой гавани» от другого:»При нарушении каких - либо обязательных условий деятельности возможно налогообложение доходов, а также применение штрафных санкций за нарушение налогового и гражданского права». Данный тип оффшорных зон свойственен таким карликовым островным государствам, как Багамские, Бермудские, Каймановы острова.

2) налоговые гавани, отличающиеся льготным налогообложением отдельных видов деятельности, например, банковской;

наблюдается в таких странах и территориях, как Вирджинские, Канарские, Нидерландские Антильские острова, Гибралтар) Иордания, Либерия, Лихтенштейн, Монако Зерногория, Ингушетия в России.

3) оффшорные зоны с существенно пониженным уровнем ставок налогообложения доходов;

Пониженными ставками облагают доходы ряд стран и территорий, которые применяют комбинированный порядок обложения двойственный как третьему типу,так и второму, т.е. для одних видов доходов предусматривается полное освобождение от налогообложения с других видов доходов устанавливается пониженный уровень ставок. Кроме ряда стран, названных выше, такой порядок свойственен Бельгии, Кипру, Израилю, Мальте, Швейцарии, ряд стран, где действуют свободные экономические зоны, существует льготное налогообложение иностранных компаний, действующих в данной стране (например Венгрия).

4) территории и государства со специальным (льготным) налогообложением холдинговых компаний;

Специальный режим налогообложения холдинговых компаний практикуется в таких старнах, как Австрия, Грмания, Дания, Испания, Люксенбург, Нидерланды, Великобритания, Франция, Швейцария.

5) государства с высоким уровнем налогообложениями по которым предприятиям-нерезидентам предоставляются льготы;

Юрисдикция пятого типа, предусматривающая при определенных условиях, что зарегистрированная в стране иностранная компания не может считаться резидентом, отличает такие страны и территории, как Барбадос, Гибралтар, Гренада, Ирландия, Сингапур.

6) государства, применяющие территориальный принцип налогообложения.

к шестой группе относятся Коста-Рика, Гонконг, Ливан, Малайзия, Панама, Южно-Африканская республика. Здесь действует принцип территориальности обложения доходов. Как правило, в каждой «налоговой гавани», например, в Сингапуре, действует несколько типов налоговых юрисдикции

Оффшорные центры часто рассматривались как платформы для отмывания денег незаконной деятельности компании. Однако, после перехода к прозрачности в 2000-х годах, можно сказать, что многие оффшорные юрисдикции в большинстве своём, стали тщательно регулироваться «буквой» Закона. Например, в большинстве оффшорных юрисдикций лицу необходимо получить лицензию, чтобы действовать в качестве доверенного лица, в то время как в США нет требований и ограничений в отношении лица, кто может выступать в качестве доверенного лица.

Большая часть деятельности финансового сектора находится в оффшорах. Транзакции инициируются в другом месте. Основой большинства оффшорные финансовые центры является формирование оффшорных структур. Обычно их составляют: оффшорная компания, оффшорное партнерство, частный фонд.

Оффшорные центры часто используются при получении банковских лицензий, для создания международных бизнес корпораций, страховых компаний. Основной целью мировые оффшорные центры является налоговое планирование, при котором компании частично либо полностью освобождаются от налогов, а так же управление и .

Выбор юрисдикции в качестве оффшорного центра

В настоящее время Сейшельские острова, Маврикий, Малайзия, Сингапур, Панама, Мальта, остров Мэн, Кипр, являются основными финансовыми центрами, которые . Статутная банковская тайна является особенностью нескольких финансовых центров, в частности Швейцарии и Сингапура. Однако многие оффшорные центры не имеют такого законного права. Оффшорные банки являются теми финансовыми единицами, где правила «игры» ограничены, а вмешательство страны в банковскую деятельность — минимальное. Проще говоря, оффшорные центры – это свободная и безопасная банковская система для экономии и заимствования средств для бизнеса. Следовательно, система оффшорного банкинга стала частью международного бизнеса. Таким образом, большинство бизнес — структур рассматривают места, куда вложение инвестиций будет весьма безопасным, а вывод средств не станет омрачительным бюрократическим барьером.

Оффшорный центр Сингапур

Юрисдикция Сингапур — является четвертым по величине валютным торговым центром в мире и девятым по величине оффшорным финансовым центром. Финансовые услуги здесь поддерживаются прочными экономическими и финансовыми основами и привлекательной основополагающей базы для регистрации финансовых учреждений. Данному факту поспособствовало расположение юрисдикции на быстро растущей территории, квалифицированной рабочей силой, политической и финансовой стабильностью, и значительными стимулами со стороны правительства страны.

Оставить заявку | Связаться по телефону | Сделать запрос на обратный звонок

Оффшорный центр Малайзии

Малайзия — является учредителем международного офшорного финансового центра, где Законом Об оффшорной банковской деятельности обеспечивается нормативная база для оффшорных банковских операций. Поскольку конфиденциальность является отличительной чертой оффшорного центра, должен сохранять строгую банковскую тайну в деятельности своих клиентов. Все оффшорные банки, должны соблюдать строгий кодекс поведения, который ставит акцент на «знание своего клиента».

Оффшорные компании могут беспрепятственно переводить средства со своих счетов за пределы Малайзии без согласия центрального банка Малайзии. Счета в иностранной валюте, хранящиеся в оффшорных банках, не рассматриваются как внешние счета и не подлежат валютному контролю.

Быстро растущий международный финансовый и деловой центр — остров Маврикий

Оффшорные операции обычно проводятся с нерезидентами и в иных валютах. Маврикий сосредоточил свой оффшорный бизнес на конкретных областях, таких как: , инвестиционные холдинги и международная торговля. Остров становится привлекательным местом для структурирования оффшорных фондов и инвестиционных механизмов. Маврикий пользуется международной популярностью в качестве площадки регистрации фондов и развивающихся рынков, а так же рассматривается в качестве выхода для вложения инвестиций в Индию и Африканский регион.

В конце 80-х годах были разрешены к созданию оффшорные банки на Маврикий, а в след за ними и создание оффшорных компаний. В 1992 году Сектор финансовых услуг был официально создан и базировался на двух Законах, а именно Закона об оффшорной предпринимательской деятельности Маврикий и Закона об оффшорных трастах.

Деятельность на острове Маврикий определялась как деятельность, осуществляемая внутри страны с нерезидентными компаниями и в иной валюте, отличной от Маврикийского рупия.

На данный момент в юрисдикции функционируют более 10 банков международного уровня, которые, в свою очередь, показали устойчивый прогресс.

Запросить информацию, консультацию по регистрации компании или сделать запрос о назначении встречи в нашем офисе

Преимущества и стимулы регистрации компании на территории оффшорных центров

  • Отсутствие налога на оффшорные компании, осуществляющие оффшорную неторговую деятельность, например, владение ценными бумагами, акциями, недвижимостью и получение кредитов и размещение депозитов.
  • Отсутствие налога на дивиденды, выплачиваемые оффшорной компании, распределение от оффшорного траста, роялти, полученные от оффшорной компании-нерезидента, проценты по вкладам с оффшорными банками, и проценты по кредитам для местного населения.
  • Освобождение от уплаты гербового сбора по всем оффшорным деловым операциям.
  • Подписываются Соглашения об избежании двойного налогообложения и соглашения об инвестиционных гарантиях.

Факторы, способствующие привлекательности юрисдикций, как оффшорных финансовых центров

Эти факторы включают в себя:

  • Минимальные формальности для регистрации.
  • Отсутствие валютного контроля или с минимальным контролем.
  • Строгие правила банковской тайны.
  • Свобода ведения банковских и иных финансовых операций с нерезидентами.
  • Надлежащая правовая база, гарантирующая целостность отношений с основными агентами.
  • Низкая ставка налога на прибыль – она составляет 5 % от всей прибыли.
  • Свободная репатриация прибыли без дальнейшего налогообложения.
  • Освобождение от гербовой пошлины по документам, относящимся к оффшорным деловым операциям.
  • Освобождение от таможенных пошлин на импортную оргтехнику.
  • Не облагается налогом на проценты, подлежащие уплате по депозитам, привлеченным от нерезидентов оффшорными банками.
  • Заключены Договора об избежании двойного налогообложения с рядом стран.
  • Налог на прирост капитала отсутствует.
  • Освобождение от ряда пруденциальных нормативов, включая требования к резервам ограничения на инвестиции, ограничения на приобретение недвижимости и т. д.

Подводя итог, можно твердо говорить о дальнейших разработках в области оффшорных финансовых центрах. В первую очередь, это касается перехода к многосторонним соглашениям, улучшению эффективности автоматического обмена информацией, созданием оффшорной сети и соответствия её требованиям.

Для эффективной деятельности оффшорных центров необходимо поставить соблюдение налогового законодательства в более широкий контекст по борьбе с незаконной деятельностью. Оффшорные финансовые услуги рассматриваются как важные и жизненно важные части бизнес деятельности. Последствия глобального экономического и финансового кризиса только ускоряют усилия развитых стран по увеличению доходности и укрепления финансовых отношений.

Из Википедии, свободной энциклопедии

налоговые убежища корпоративного ориентированный

Offshore финансовый центр или OFC определяются как страна или юрисдикция, которая предоставляет финансовые услуги нерезидента в масштабе, который несоизмерим с размером и финансированием своей внутренней экономики . «Offshore» относится не к месту ОФК (многие ФФС - МВФ ОФЦ, такие как Люксембург и Гонконг, расположены « на берегу»), но тот факт, что крупнейшие потребители ОФК являются нерезидент (например, они "оффшорный"). В списки ОФЦ МВФ в качестве третьего класса финансового центра , с международными финансовыми центрами (МФХБ) и региональных финансовых центров (РЛК); есть перекрытие (например, Сингапур является RFC и OFC).

Исследования, проведенные в 2013-14, показали ОФЦ питал 8-10% мирового богатство в налоговой нейтральной структуре, и действовать в качестве центров для американских транснациональных корпораций, в частности, чтобы избежать корпоративных налогов через базовую эрозию и прибыль смещение («») тели банков инструментов (например, двойной ирландский). Исследование, проведенное в июле 2017 года, Conduit и раковины ОФЦ , расколоть понимание с ОФК в 24 Sink ОФЦ (например, традиционные налоговые гавани , в которой непропорционально большое количество стоимости исчезает из экономической системы), и 5 Conduit ОФЦ (например, современный корпоративный налог убежищ , через которые непропорционально большое количество стоимости движется по направлению к раковине ОФЦ). В июне 2018 года, исследование показало, что ОФЦ стали доминирующими места для избежания корпоративного налога ОПП схемы, стоимостью US $ 200 миллиардов в потерянных ежегодных налоговых поступлений. Исследование совместного МВФ июня 2018 показал, большая часть ПИИ из ОФЦ, в более высоких налоговых странах, возникла из высших налоговых стран (например, в Великобритании является самым крупным инвестором в себя, через ОФЦ).

Определения

Основные определения

Определение оффшорного финансового центра восходит к академическим работам DUFRY & McGiddy (1978), и Маккартите (1979) в отношении мест, которые: города, области или стран, которые сделали сознательное усилие, чтобы привлечь оффшорный банковский бизнес, то есть, не -resident в иностранной валюте бизнеса, позволяя относительно свободный вход и принятия гибкого подхода, где налоги, сборы и регулирование обеспокоены.» An обзор исторической определением ОФК по МВФ апреля 2007 года подведены итоги научной работы 1978-2000 гг в отношении атрибутов, которые определяют OFC, в следующих четырех основных признаков, которые по- прежнему остаются актуальными:

  1. Первичная ориентация на нерезидентов;
  2. Благоприятная регуляторная среда;
  3. Низкий или нулевой налоговая схема;
  4. Диспропорция между размером финансового сектора и внутренними потребностями в финансировании.

В апреле 2000 года срок стал известно, когда Форум по финансовой стабильности («ФФС»), обеспокоен ОЦЕМ по глобальной финансовой стабильности, подготовил отчет с перечислением 42 СОфВПа. ФСФ используется качественный подход к определению СОфВПа, отметив, что: Оффшорные финансовые центры (СОфВП) не так легко определить, но они могут быть охарактеризован как юрисдикции, которые привлекают высокий уровень нерезидент деятельности [...] и объемы не -resident бизнес существенно превышает объем отечественного бизнеса.

В июне 2000 года МВФ принял рекомендацию FSF, чтобы исследовать влияние ОФЦ на глобальной финансовой стабильности. На 23 июня 2000 года МВФ опубликовал рабочий документ по ОФЦ, которые расширили список ФФСА до 46 ОФЦ, но разделить на три группы в зависимости от уровня сотрудничества и соблюдения международных стандартов по ОКА. В документе МВФ классифицируется СОфВП как третий тип финансового центра , и перечислил их в порядке значимости: Международный финансовый центр («МФК»), региональные финансовые центры («RFC») и оффшорные финансовые центры («ОФК»); и дал определение в ОФК:

Более практичное определение ОФК является центром, где основная часть деятельности финансового сектора является оффшорная на обеих сторонах баланса (то есть контрагенты большинства финансовых институтов обязательств и нерезиденты), где сделки инициируются в другом месте, и где большинство учреждений, вовлеченных контролируется нерезидентами

МВФ Справочный документ: Оффшорные финансовые центры (июнь 2000)

В документе МВФ июня 2000 затем перечислил три основных атрибутов оффшорных финансовых центров:

  1. Юрисдикции, которые имеют относительно большое число финансовых институтов, занимающихся в первую очередь в бизнесе с нерезидентами; а также
  2. Финансовые системы с внешними активами и обязательствами непропорциональны внутренним финансовым посредничеством, предназначенным для финансирования внутренней экономики; а также
  3. Более популярно, центры, которые предоставляют некоторые из следующих услуг: низких или нулевого налогообложения; умеренное или легкое финансовое регулирование; банковская тайна и анонимность.

Последующий апрель 2007 МВФ по ОФЦ, установил количественный подход к определению СОфВПа чего бумага, указанной была захвачена следующим определением:

OFC является страной или юрисдикции, которая предоставляет финансовые услуги нерезидента в масштабе, который несоизмерим с размером и финансированием своей внутренней экономики.

Рабочий документ МВФ: Концепция оффшорных финансовых центров: В поисках оперативного определения (апрель 2007)

В документе МВФ апреля 2007 используется количественный текст прокси для приведенного выше определения: Более конкретно, можно считать, что отношение чистого экспорта финансовых услуг к ВВП может быть показателем статуса OFC страны или юрисдикции . Такой подход подготовил пересмотренный перечень 22 ОЦА, однако, список имел сильную корреляцию с первоначальным списком 46 ОФЦ с июнем 2000 года бумаги МВФ. Пересмотренный список был значительно короче первоначального список МВФ, как он сосредоточил свое внимание только на ОФЦ, где национальные экономические счета, произведенных разбивку чистых финансовых услуг экспорта данных.

К сентябрю 2007 года определение ОФК из наиболее цитируемых академической бумаги на ОФЦ, показали сильную корреляцию с определениями FSF-МВФ в ОФК:

Оффшорные финансовые центры (СОфВП) являются юрисдикциями, осуществляющей надзор за непропорциональный уровень финансовой деятельности нерезидентов.

Общий ФФС-МВФ Academic определение OFC сосредоточено на результатах нерезидента деятельности в месте (например, финансовые потоки, которые несоразмерны экономики коренных), а не по той причине, что нерезиденты решили провести финансовую деятельность в месте. Тем не менее, с начала научных статей на ОФЦ в конце 1970 - х годов, а также исследований ФФС-МВФ, он последовательно отметил, что налоговое планирование является одним из основных драйверов деятельности OFC. Другой наиболее часто отметил премьер водитель благоприятен регулирование, или регуляторный арбитраж, например, в ОФЦ, как Либерия, которые сосредоточены на доставке.

В апреле-июне 2000 года, когда FSF-МВФ подготовил свои списки ОЦА, Tax Justice служаки отметил их сходство с льготным налогообложением списков. Крупные проекты были проведены МВФ и ОЭСР с 2000 года, на повышение прозрачности данных и соблюдение международных стандартов и правил, в юрисдикциях, которые были помечены СОфВП и / или налоговых убежищ в МВФ и ОЭСР. Снижение банковской тайны в результате этих проектов под руководством ведущих ученых, которые изучают налоговые убежища и СОфВП, сделать вывод, что к 2010 г., срок налоговой гавань и термин OFC стали практически синонимом:

«Налоговые убежища также известны как„офшорные финансовые центры“или„международные финансовые центры“, фразы, которые могут нести несколько иные коннотации, но тем не менее, используются почти взаимозаменяем с„налоговыми гаванями“.»

«Налоговые убежища являются низкими налоговыми юрисдикциями, которые предлагают предприятия и частные лицо возможностей для уклонения от уплаты налогов» (Hines , 2008). В этой статье я буду использовать выражение „налоговая гавань“ и „оффшорный финансовый центр“ взаимозаменяемо (список налоговых гаваней по мнению Дхармапала и Hines (2009) идентичен списку оффшорных финансовых центров, рассматриваемых финансовой стабильности форума (МВФ, 2000), за исключением незначительных исключений)»

списки оффшорного финансового центра

FSF-2000 МВФ Список

Следующие 46 ОЦА взяты из справочного документа МВФ в июне 2007 года, который использовал качественный подход к определению СОфВПа; и которые также включены в список ФФСА апреля 2000 года, который также используется качественный подход к идентификации 42 СОфВПа.

Группа МВФ I *

  1. шерстяная фуфайка
  2. Гонконг
  3. Ирландия
  4. Остров Мэн
  5. Джерси
  6. Люксембург
  7. Сингапур
  8. Швейцария

МВФ Группа II *

  1. андорра
  2. Бахрейн
  3. Барбадос
  4. Бермудские острова
  5. Гибралтар
  6. ОАР Макао
  7. Малайзия (Лабуан)
  8. Мальта
  9. Монако

Группа МВФ III *

  1. Ангилья
  2. Антигуа и Барбуда
  3. Аруба
  4. Багамские о-ва
  5. Белиз
  6. Британские Виргинские острова
  7. Каймановы острова
  8. Острова Кука
  9. Коста-Рика
  10. Доминика‡
  11. Гренада‡
  12. Ливан
  13. Лихтенштейн
  14. Маршалловы острова
  15. Маврикий
  16. Монсеррат ‡
  17. Науру
  18. Нидерландские Антильские острова
  19. Панама
  20. Palau ‡
  21. Самоа
  22. Сейшельские острова
  23. Сент-Китс и Невис
  24. Сент-Люсия
  25. Сент-Винсент и Гренадины
  26. Теркс и Кайкос
  27. Вануату
  1. Группа I: обычно рассматривается как кооператив, с высоким качеством надзора, которые в значительной степени соответствуют международным стандартам ;
  2. Группа II: как правило, рассматриваются как имеющие процедуры контроля и сотрудничества на месте, но где фактическая производительность падает ниже международных стандартов, а также существуют значительные возможности для улучшения ;
  3. Группа III: обычно рассматриваются как имеющие низкое качество надзора и / или быть некооперативным с оншорными контролерами, и с небольшим количеством или без попытки к тому, чтобы придерживаться международных стандартов.

(‡) Гренада, Доминика, Монсеррат и Палу не были на FSF апреля 2000 года список 42 ОЦА, но был на МВФ в июне 2000 года список 46 ОЦА.

2007 Список МВФ

Следующие 22 ОЦА взяты из 2007 рабочих документа, в апреле МВФ, который использовал строго количественный подход к определению СОфВПа (только там, где конкретные данные были доступны).

  1. Багамы †
  2. Бахрейн†
  3. Барбадос †
  4. Бермудский † (Top 10 Раковина OFC)
  5. Каймановы острова † (Top 10 Раковина OFC)
  6. Кипр † (Top 10 Раковина OFC)
  7. Гернси †
  8. Hong Kong † (Top 10 Раковина OFC)
  9. Ирландия † (Top 5 Conduit OFC)
  10. Остров Мэн†
  11. Джерси † (Top 10 Раковина OFC)
  12. Латвия
  13. Люксембург † (Top 10 Раковина OFC)
  14. Мальта † (Top 10 Раковина OFC)
  15. Маврикий † (Top 10 Раковина OFC)
  16. Нидерланды † (Top 5 Conduit OFC)
  17. Панама†
  18. Сингапур † (Top 5 Conduit OFC)
  19. Швейцария † (Top 5 Conduit OFC)
  20. Соединенное Королевство (Top 5 Conduit OFC)
  21. Уругвай
  22. Вануату †

(†) В на обоих список FSF апреля 2000 года 42 ОЦА, и список июня 2000 года МВФ 46 ОЦА.
(Top 5 Conduit OFC) Список МВФ содержит все 5 крупнейшую Conduit СОфВПа: Нидерланды, Великобритания, Швейцария, Сингапур и Ирландия
(Top 10 Раковины OFC) Список МВФ содержит 8 из 10 крупнейших раковины СОфВП: недостающие Британские Виргинские острова (данных не был доступен) и Тайвань (не были главными ОКА в 2007 году).

МВФ +2018 список

Следующие 8 ОФЦ (или называемый также проходят через экономику ) были совместно определены в рабочем документе МВФ, как ответственность за 85% мировых инвестиций в структурированных транспортных средств.

Сравнение МВФ 2018 8 основного прохода через ОФЦ, с другим ранжированием OFC (как обсуждаются в другом месте в данной статье):
МФМ Основные ОФК
(в алфавитном порядке)
Conduit Раковина
OFC Ранжирование
Global Tax Haven
ОПП Рейтинг
Global Shadow Bank
Рейтинг ОФИ
Бермудский † Top 5 Раковина OFC 9 не доступно
Британские Виргинские острова Top 5 Раковина OFC 2 не доступно
Каймановы острова† Top 10 Раковина OFC 2 1
Гонконг† Top 5 Раковина OFC 8 5
Ирландия† Топ 5 Conduit OFC 1 3
Люксембург† Top 5 Раковина OFC 6 2
Нидерланды† Топ 5 Conduit OFC 5 4
Сингапур† Топ 5 Conduit OFC 3 8

(†) В списке апреля 2000 FSF 42 ОЦА, список июня 2000 года МВФ 46 ОЦА, и список МВФ в апреле 2007 года 22 ОЦА.
(Top 5 Conduit OFC) Список МВФ содержит 3 из крупнейших Кондуит ОЦА: Нидерланды, Сингапура и Ирландии
(Top 5 Раковины OFC) Список МВФ содержит 4 из 5 по величине раковины ОФЦ: отсутствующий Джерси (4 - е место Раковины OFC), но включает Каймановы острова (10 - ое место Раковина OFC).

Список FSF 2018 Shadow Bank OFC

Теневой банкинг является ключевой линией сервиса для ОФЦ. Форум по финансовой стабильности («ФФС») создает отчет, каждый год на глобальной теневой банковской или других финансовых посредников («ОФИ» ами). Аналогичный способ к различным спискам МВФ, FSF создает таблицу из мест с наибольшей концентрацией ОГО / теневой банковской финансовые активами, по сравнению с внутренним ВВП, в своем докладе в 2018 году, создавая тем самым ранжированную таблицу «теневой банковской ОФЦ» , Дол таблица производится в секции, однако, 4 крупнейших ОФЦ для теневой банковской с OFI активов над 5x ВВП являются:

  1. Каймановы острова (Top 10 Раковина OFC) OFI активы 2118 х ВВП
  2. Люксембург (Top 5 Раковина OFC) OFI активы 246 х ВВП
  3. Ирландия (Top 5 Conduit OFC) OFI активы 13 х ВВП
  4. Нидерланды (Top 5 Conduit OFC) OFI активы 8,6 х ВВП

Нормативная подавление

Offshore финансы стали предметом повышенного внимания, так как ФФС-МВФ сообщает о ОКА в 2000 году, а также от встречи G20 апреля 2009 года, в разгар финансового кризиса, когда руководители государства решили «принять меры» против Некооперативного юрисдикции. Инициативы, предпринимаемые Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Целевая группа по финансовым мероприятиям по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) и Международный валютный фонд оказали влияние на сдерживание некоторых эксцессов в офшорной промышленности центра финансовой, хотя бы диск промышленности OFC в направлении для институциональных и корпоративных клиентов. Всемирный банк «s 2019 Доклада о мировом развитии в будущем работы поддерживает повышенные усилия правительства по ограничению уклонения от уплаты налогов.

  1. Отмывание денег. В 2000 году FATF начал политику оценки сотрудничества всех стран в программах борьбы с отмыванием денег . Значительное ужесточение составленное из регулирования и реализации была отмечено ФАТФ в течение последующих лет (см вообще FATF Blacklist). Большинство основных ОЦЕВ укрепили свои внутренние правила, касающиеся отмывании денег и преступную финансовую деятельность.
  2. Уклонение от уплаты налогов. Кроме того, в 2000 году ОЭСР начал политику принуждения более соблюдения традиционных налоговых убежищ путем повышения требований к обмену данными и прозрачности, чтобы избежать включения в налоговой гавани черный список ОЭСР. Хотя возражения со стороны США ограничены влиянием ОЭСРА по налоговым убежищам, увеличение раскрытия информации позволили налоговым академикам использовать более количественные методы для выявления уклонения от уплаты налогов.
  3. Финансовая и банковская тайна. В докладе ФФС OFC апреля 2000 года, которая выступила с инициативой МВФ OFC июня 2000 года, привел к процессу повышения раскрытия информации и отчетности финансовых учреждений в ОФЦ. Это также привело к более конкретным мерам, ограничивающим в области банковской тайны , над которой МВФ имеют больший контроль, и которые в конечном счете удаляется большая часть основных различий между историческими определениями ОФЦ и налоговых убежищ.

Сосредоточьтесь на налог

Первые исследования на офшорных финансовых центров, с 1978 по 2000 год, определены причины нерезидентов с использованием OFC, через финансовую систему в своей домашней юрисдикции (которые в большинстве случаев была более развита, чем OFC). Видные причины в этих списках были:

  1. Низкий уровень налогообложения (Dufey и Giddy (1978); McCarthy (1979); Johnston (1982), Парк (1994); Errico и Musalem (1999))
  2. Благоприятные правила (Dufey и Giddy (1978); McCarthy (1979); Johnston (1982); Errico и Musalem (1999))
  3. Управление вокруг валюты и контроля за движением капитала (Johnston (1982), Парк (1994), МВФ (1995), Хэмптон (1996))

Третья причина, Управление вокруг валюты и контроля за движением капитала , рассеиваемая с глобализацией финансовых рынков и свободно плавающих валютных курсов механизмов и перестает появляться в исследованиях после 2000 Вторая причина, Благоприятные правила , также рассеянную, но в меньшей степени, в результате инициатив со стороны МВФ, ОЭСР и ФАТФ после 2000 года, содействуя общие стандарты и нормативные требования по всей ОФЦ и налоговых убежищ. Например, в то время как ЕС-28 содержит некоторые из самых больших ОФЦ (например, в Ирландии и Люксембурга), они ЕС ОФЦ не может предложить нормативную базу, которые отличаются от других ЕС-28 странах.

К 2010 году ведущие налоговые ученые увидели небольшую разницу между налоговыми убежищами и ОЦЕМ и обработали термины как синонимы.

Сторонники ОФЦ также утверждают, что затраты регулирования и эксплуатации в ОФЦ ниже, чем в крупных финансовых центрах за счет эффекта масштаба и более дешевые рабочие места. Тем не менее, не было никаких достоверных исследований или доказательств, выдвинутых, пока еще, чтобы продемонстрировать, что дешевле работать с ОФЦ, чем основные IFСS / РЛК. Существует доказательство того, что ОФЦ имеет более быстрое время утверждения, даже 24 часов, для утверждения новых правовых структур и , однако критики подчеркивают этот аспект как признак слабого регулирования и надзора в ОФЦ (например, латунная табличка компания).

Секьюритизация сделки

Одним из наиболее важных направлений работы для ОФЦ в предоставлении юридических структур для глобальной секьюритизации сделок для всех типов классов активов, в том числе авиационного финансирования, доставки финансов, финансов оборудования и залоговых кредиты автомобилей. ОФЦ обеспечивают то, что называют налоговые нейтральны транспортных средств специального назначения («СЦМ») , где нет налогов, НДС, сборы или пошлины, принятые ОФК на SPV. Кроме того, агрессивная правовая структуризация, в том числе бесхозных структур , способствуют поддержать требования к банкротству отдаленности , которые не будут разрешены в крупных финансовых центрах , так как это может повредить местную налоговую базу, но необходимы банками в секьюритизация. Поскольку эффективная налоговая ставка в большинстве ОФЦ близка к нулю (например, они действительно налоговые убежища), это более низкий риск, хотя, опыт США проблемных долговые средств, злоупотребляющие ИРЛАНДСКОМУ Разделу 110 СЦХ в 2012-2016 примечателен. Тем не менее, ОФЦ играет ключевую роль в обеспечении правовой структуры для глобальных сделок секьюритизации, которые не могут быть выполнены из главных финансовых центров .

Содействие росту

Наиболее спорным является утверждение, что ОФЦ способствовать глобальному экономическому росту, обеспечивая предпочтительную платформу, даже если из - за уклонения от уплаты налогов или регулирующих причин арбитражные, из которых глобальный капитал более легко развернуты. Есть сильные академические защитники, а также исследования, по обе стороны от этого аргумента. Некоторые из наиболее цитируемых исследователей в налоговых убежищах / офшорных финансовых центров, в том числе Хайнс , Дхармапала и Десаи показывают доказательства того, что в некоторых случаях, налоговых убежищ / ОФЦ, по всей видимости, будет способствовать экономическому росту в соседних более высоких налогов страны, и может решить проблемы, в более высоких налогах страна может иметь в своих собственных налоговых или регулирующих системах, которые удерживают капиталовложения.

Налоговые убежища изменить характер налоговой конкуренции среди других стран, очень возможно, что позволяют им поддерживать высокий уровень внутренних налогов, которые эффективно смягчены для мобильных международных инвесторов, чьи транзакции проходят через налоговые убежища. [..] На самом деле, страна, которые лежат близко к налоговым убежищам проявили более быстрый рост реальных доходов, чем есть те, дальше, возможно, отчасти в результате финансовых потоков и их влияний на рынке.

Наиболее цитируемая статья конкретно на ОФЦ, также пришла к такому же выводу (хотя признаюсь, что есть сильные негативы, а):

Выводы: Использование как двусторонние, так и многосторонних образцов, мы находим эмпирически, что успешные оффшорные финансовые центры поощряют плохое поведение в странах происхождение, так как они облегчают уклонение от уплаты налогов и отмывание денег [...] Тем не менее, оффшорные финансовые центры, созданные для содействия нежелательной деятельности могут еще непреднамеренные позитивные последствия. [...] Мы предварительно заключить, что ОФЦ лучше охарактеризовать как «симбионтов».

Тем не менее, другие крупные налоговые ученые придерживаются противоположного мнения и обвинить Hines (и другие) смешивания причины и следствия (например, инвестиции в основной капитал пришел бы через обычные, облагаемых каналы имели возможность OFC не были доступны), и включают в себя документы по Slemrod , и Zucman . Критики этой теории также указывают на исследования, показывающие, что во многих случаях, капитал, который инвестируется в высокой налоговой экономики через ОФК, на самом деле происходит от высокой налоговой экономии, и, например, что самым крупным источником ПИИ в Великобританию, от Великобритании, но через ОФЦ.

Оффшорные финансовые центры

Понятие оффшорного центра (англ. off-shore – находящийся на расстоянии от берега; вне территории страны). Это либо страна в целом, либо регион страны, на территории которой (которого) действует особо привилегированный режим, касающийся различного рода деловых, производственных, финансово-банковских, торговых и иных условий. Суть их состоит в том, что компаниям, банкам и прочим хозяйствующим организациям предоставляются законодательно оформленные льготы прежде всего в области налогообложения, а также в порядке ускоренного оформления фирмы, беспрепятственной финансовой, экспортно-импортной деятельности, установления льготных (низких) тарифов и пошлин либо их полного отсутствия; в такого рода странах или на территориях (зонах, центрах) на соответствующие фирмы и банки распространяется особая конфиденциальность.

Формирование оффшорных финансовых центров. Появление оффшорных банковских центров относится к периоду 1960-х гг., когда начался резкий рост евровалютного рынка. Многие страны, особенно небольшие, создавая оффшорные финансовые центры, стремились решить сугубо местные проблемы (рост занятости, привлечение финансовых ресурсов и т.д.). Поэтому эти страны охотно предоставляли те льготы, которых от них добивались банки, компании и иные организации для проведения своих операций. Целый ряд обстоятельств сделал необычайно привлекательным быстрое развитие оффшорных финансовых центров:

  • отсутствие специальных правил, регулирующих отток и приток финансовых средств;
  • международная основа сделок, что не затрагивало внутренней законодательной базы страны и облегчало деятельность центра по анклавному типу в условиях особого режима;
  • развитие современных средств связи и информационных технологий на основе создаваемых финансовых центров;
  • действие центра в условиях высокой внутренней социально-политической стабильности, устойчивой финансовой системы страны и соответствующего делового климата, обеспечивающего конфиденциальность сделок;
  • доступность оффшорных центров, поскольку они располагались на перекрестках оживленных международных путей сообщения или вблизи них (водные, земные, воздушные) и были соединены с мировыми рынками.

Типы оффшорных финансовых центров. Основателями оффшорных финансовых центров явились банки, они формировали местные финансовые рынки как транзитные, выполняющие роль каналов для трансформации финансовых ресурсов, а также нахождения для них "тихих гаваней". Первые оффшорные рынки появились в 1960-х гг. в Азии

(Сингапур), Нассау (Багамские острова), на Каймановых островах, в Панаме (Латинская Америка); в 1970-х гг. – в Бахрейне (Персидский залив), на Филиппинах (Юго- Восточная Азия), на Нормандских островах, в Шенноне (Европа); в 1980-х гг. – в США (Нью-Йорк, Майами, Лос- Анджелес), Швейцарии, Германии, Нидерландах (Амстердам), Бельгии (Брюссель), Канаде (Торонто), Японии (Токио), на Тайване (Тайбэй), в Гонконге; в 1990-х гг. – на Гибралтаре, Кипре, Виргинских островах, в центральноамериканских странах, ЮАР и др.

Приведенный перечень оффшорных финансовых центров примечателен тем обстоятельством, что они предоставляют максимальные налоговые и прочие льготы владельцам банков и их подразделений при максимуме "закрытости" самих операций. Эти особенности способствовали тому, что через эти оффшоры в 1990-е гг. проходили колоссальные денежные ресурсы, направляемые в различные регионы мира крупнейшими транснациональными банками. Поскольку ТНБ являются основными держателями денег, то они и контролируют оффшорные центры; они же основные заинтересованные субъекты многочисленных финансовых операций, суть которых сводилась к тому, что сотни миллиардов долларов из зоны бывшего СССР перемещались в формах траншей через эти оффшорные центры. Поэтому рассуждения на тему о том, что якобы "прощение" их владельцев может вернуть эти деньги (или их часть) в Россию и другие страны СНГ, весьма наивны – эти деньги находятся в обороте, они не лежат в форме золота (сокровищ), а выполняют функции международных денег, принося владельцам прибыли в таких стабильных и надежных формах, которые невозможны на неспокойных российских рынках капиталов.

Банки и отделения, действующие в рамках оффшорного рынка, занимаются сугубо международными банковскими и иными финансовыми операциями, отсюда и природа их льгот. Этим они отличаются от зон свободной торговли, которые предназначены в своей основе для операций в стране или зоне. Оффшорные финансовые центры различаются по ряду основных признаков или типу деятельности; выявлено по крайней мере три их типа с точки зрения правового статуса и характера деятельности:

  • 1) центры, имеющие организационные или, во всяком случае, юридические связи с одним из трех ведущих мировых финансовых центров (Ныо-Йорк, Лондон или Токио). Соответственно, анклавные оффшоры обеспечивают эти центры (или один из них) необходимыми международными услугами, ради чего и создан указанный оффшор, либо центры открывают отделения (банка) в оффшорном центре. На этих рынках устанавливаются специальные (международные) счета отдельно от внутренних, которые являются свободными от ограничений, поскольку только на них распространяется льготный режим;
  • 2) центры, в которых заключаются сделки исключительно между нерезидентами, поскольку внутренние и внешние сделки в них объединены и свободны от ограничений;
  • 3) центры, или так называемые налоговые гавани, в которых сделки между банками либо вообще не облагаются налогами, либо норма налогообложения и иных форм платежей с банковских сделок незначительна (табл. 20.1).

Таблица 20.1

Налога, налоговые ставки и банковские проценты в наиболее крупных оффшорных центрах

Виды налогов и ставки с банковских процентов

подоходный процент от среднего уровня

корпоративный

на вывоз и репатриацию прибыли

с банковского процента

с платежей типа роялти, процент от уровня

Налогов нет, регистрационный взнос

Антигуа и Барбуда

Антильские о-ва (Нидерланды)

Багамские острова

Барбадос

Бермудские острова

Британские и Виргинские острова

Гваделупа и Мартиника

Гвиана (Франция)

Доминика

Доминиканская Республика

Каймановы острова

Монтсеррат

Пуэрто-Рико

Сент-Винсент

Сент-Китс и Невис

Теркс и Кайкос

Тринидад и Тобаго

Примечание. Прочерк (–) означает, что налогообложения не существует.

Роль оффшорных финансовых центров выполняют европейские банковские центры – Лондон, Париж, Люксембург, Лихтенштейн и традиционно Швейцария, банки которой всегда имели репутацию не только надежных, но и наиболее "закрытых"; они работают на всех мировых валютных рынках, в том числе на рынках евровалюты. Здесь капитал выполняет свою классическую перераспределительную функцию, способствуя перемещению капитала из одной страны в другую в зависимости от характера льготных регионов регулирования финансовой деятельности нерезидентов.

Банки и иные финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на операциях с иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляют их на базе особых счетов, отделенных от счетов резидентов внутреннего рынка и предоставляющих держателям налоговые скидки, освобождение от валютного контроля и другие льготы. Таким образом, внутренний рынок ссудных капиталов изолируется от внешнего, международного, а кредитные учреждения, находящиеся на территории страны и занимающиеся международными операциями, не являются составной частью ее экономики.

Действуя на ее территории, они проводят внешние по отношению к данной территории операции с нерезидентами, а в отдельных случаях и с резидентами, если это допускается правилами валютного контроля. Следует отметить, что раньше для возникновения международного финансового центра необходимы были развитая национальная банковская система, крупная фондовая биржа и стабильная валюта. В настоящее время чаще всего достаточны гибкое финансовое законодательство, право открывать иностранные банковские отделения и филиалы, отсутствие налога на доходы или его льготный характер, упрощение процедуры для проведения биржевых и банковских операций и т.п.

В ходе глобального кризиса объектом сильнейшей критики в рамках G-20 стали оффшоры, включая Швейцарию. Были предприняты попытки ужесточить подход к банкам и компаниям, действующим в этих оффшорных "зонах" и странах. Актуальна эта проблема и для российских банков и крупных компаний, большая часть которых инкорпорирована в них. Но неожиданно Россия заблокировала "жесткое" решение G-20. Тем не менее шаг за шагом принимаются меры по достижению прозрачности укрывающихся в оффшорах банков и компаний, которые уходят от уплаты налогов и совершают иные недозволенные операции. Это касается Кипра, Лихтенштейна, Швейцарии, Монако, которые в 2010–2012 гг. вынуждены были либерализовать банковское законодательство и в значительной мере "открыть" банковские операции.

Международные банковские пулы: Парижский и Лондонский клубы

Парижский клуб. Это неформальное объединение государств-кредиторов, сложившееся вокруг "группы десяти" – стран, заключивших в 1962 г. в Париже Генеральное соглашение о займах с МВФ. Непосредственной причиной возникновения "группы десяти" явился аргентинский кризис 1956 г., связанный с проблемой выплаты внешнего долга. "Группа" являлась своеобразным органом ведения переговоров но поводу задолженности не только с Аргентиной, но и с другими странами. Позже эти функции перешли к Парижскому клубу. Клуб не предполагает постоянного членства, напротив, участниками переговорного процесса в рамках Парижского клуба являются правительство государства-должника и его кредиторы. Традиционно заседание проходит под председательством старшего чиновника французского казначейства.

Важным принципом, определяющим деятельность Парижского клуба по реструктуризации долга, является равенство всех кредиторов. Перед тем как заключить соглашение, страны-должники, прибегающие к услугам Парижского клуба, обычно должны подписать соглашение с МВФ о получении займа от него с обязательством осуществления одобренной МВФ экономической программы. Стабилизационная программа, являющаяся непременным условием предоставления займа МВФ, обычно нацелена на ограничение совокупного спроса в стране-должнике и на увеличение национального экспорта. Кредиторы рассматривают эту программу в качестве необходимого условия для достижения сбалансированности счета текущих операций, необходимой для возобновления страной-должником выплат по внешнему долгу.

В настоящее время в Парижский клуб входит 19 стран, в том числе с 1997 г. и Россия. На его заседаниях рассматриваются вопросы государственной задолженности развивающихся стран. Наиболее активно клуб работал в 1980–1990-е гг., в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся и постсоциалистических стран; на его заседаниях присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНИДО. В связи с уменьшением задолженности России и других участников СНГ западным кредиторам Лондонский и Парижский клубы в XXI в. стали уделять больше внимания растущим долгам развивающихся стран, особенно стран Африки и Латинской Америки.

Лондонский клуб. Лондонский клуб объединяет те частные коммерческие банки, столкнувшиеся с необходимостью возвращения предоставленных ими денежных средств другим странам, которые не могли использовать возможности Парижского клуба. Эти частные кредитные институты обращаются для ведения переговоров в созданный в более поздний период Лондонский клуб – объединение крупнейших коммерческих банков-кредиторов (более 400). Он возник в начале 1980-х гг., после обострения кризиса международной задолженности. Лондонский клуб также действует в тесной координации с МВФ и рекомендациями "большой семерки". По общему признанию, вести переговоры с Лондонским клубом значительно сложнее, чем с Парижским, поскольку он представляет исключительно частные банки.

Поделиться