Чтение письмо и так далее. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) при обучении русскому языку

Для нормального развития и успешного освоения школьной программы дети должны уметь свободно читать и писать. Письмо и чтение – это два вида речевой деятельности, имеющие важное социальное значение. На первый взгляд может показаться, что этим процессам нетрудно овладеть, ведь множество детей как-то смогли научиться читать и писать. Но, к сожалению, всё не так просто.

Если у вашего ребёнка недостаточно развиты такие функции психики, как восприятие, мышление, память или речь, ему совсем непросто овладеть правильным письмом и грамотных чтением. Подобные нарушения встречаются у многих ребят, и становятся преградой для усвоения школьной программы: они отстают от своих сверстников, им тяжело учиться. Многие родители воспринимают это как нежелание, или недостаточное усердие в обучении. В некоторых случаях так и есть, но в подавляющем большинстве - проблема кроется в функциональном нарушении, устранив которое ребёнок начинает хорошо учиться и получать положительные оценки, а потом и вовсе отличные.

Возможные причины таких нарушений:

  • неправильная артикуляция отдельных звуков речи, имеются дефекты произношения;
  • не сформированы представления о пространстве и времени, о форме и величине предметов и их расположении относительно друг друга;
  • не сформированы грамматические системы - слова в предложениях не согласованы, предлоги употребляются неправильно.

Дети, неправильно произносящие звуки в речи, также неправильно будут отображать их на письме во время обучения грамоте. Чтобы избежать этих проблем, необходимо своевременно диагностировать нарушения речевой деятельности и помочь ребёнку их преодолеть. Существуют коррекционные программы, занимаясь по которым со специалистом, можно восстановить повреждённую речевую функцию, сформировать способность к звуковому синтезу и анализу.

На данный момент мы занимаемся коррекцией трёх видов нарушений: дисграфии, дислексии и дизорфографии. Параллельно с коррекцией этих нарушений, специалисты развивают такие логические операции, как сравнение, обобщение, нахождение аналогий, классификация. Подобные умственные действия, вместе с освоением речевого анализа и синтеза, значительно повышают общую способность к обучению.

Нужно внимательно отнестись к первым неудачам вашего ребёнка научиться читать и писать, пройти квалифицированную диагностику его умственных действий. Родителям желательно позаботиться об этом заранее, ещё до начала школьного обучения. Своевременно проведённая коррекционная работа позволит вашему ему не испытывать проблем в начальной школе.

Одной из основных наших задач является своевременное выявление и предупреждение нарушений, мешающих научиться хорошо читать и писать. Наши специалисты имеют большой опыт коррекции этих нарушений и работают с любым уровнем их сложности. Обращайтесь - мы обязательно поможем!

Чтение и письмо - особые формы речевой деятельности. Чтение - это импрессивная форма речи, письмо - это экспрессивная форма речи. При письме идет процесс от мысли к слову, при чтении - от слова к мысли, от графемы - к мысли.

Нарушение письма - аграфия. Нарушение чтения - это алексия.

Первичные аграфии и алексии.

Первичные нарушения возникают непосредственно вследствие поражения определенного участка мозга и выступают как определенное расстройство.

Аграфия (греч. а - отрицательная частица и лат. propho - пишу) - нарушение письма, возникающее при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д.Аграфия у детей - одно из проявлений алалии - следствие общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Нередко Аграфия у детей обнаруживается при расстройствах речи, связанных с отклонениями в овладении звуковым составом слова, с нарушением звукового анализа слов.

Аграфия у взрослых - одно из проявлений афазии. В этих случаях форма аграфии зависит от локализации поражения мозга и особенностей афазии. При поражении коры левой височной области аграфия связана либо с нарушением фонематического слуха, либо с дефектами слухоречевой памяти. При сохранном списывании с текста и сохранности графических стереотипов (подпись, написание знакомы слов, цифр и т. п.) нарушается письмо под диктовку и самостоятельное письмо. В легких случаях больные смешивают звуки, близкие по фонетическим признакам, затрудняются при выделении звуков в словах, сходных по звучанию; в тяжелых случаях письмо становится для больных полностью недоступным.При поражении коры нижних отделов левой постцентральной области мозга аграфия бывает связана с нарушением кинестетической основы речевого акта. Больные ошибаются при написании звуков, близких по артикуляции (например, д, л, н) и слабоартикулируемых звуков (гласных). Исключение внешней артикуляции еще более затрудняет письмо.

При поражении коры нижних отделов левой премоторной области мозга аграфия возникает вследствие нарушения динамической организации речевого акта. Страдает общая "кинетическая мелодия" письма. Правильно записывая отдельные буквы и даже слоги, больные затрудняются при написании целого слова: возникают персеверации, трудности переключения с одного слога на другой, что нарушает весь процесс письма.

При поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга аграфия входит в синдром зрительно-гностических расстройств. Возникают трудности перешифровки фонем в пространственно организованные графемы. Пространственно ориентированные элементы букв искажаются и пишутся зеркально. Эти дефекты проявляются и в самостоятельном письме, и в письме под диктовку, и при списывании текста.

Иногда (чаще при поражении затылочно-височных отделов коры левого полушария мозга у правшей) больные вообще не могут написать графему, соответствующую тому или иному звуку; зрительные образы букв распадаются; изображенные больными буквы не имеют никакого сходства с требуемыми. Такое нарушение письма получило название оптической аграфии.

Специальную форму аграфии составляют нарушения письма, возникающие при поражении лобных долей мозга, когда письмо страдает, как и другие виды произвольной целенаправленной психической деятельности. В таких случаях в наибольшей степени нарушается самостоятельное активное письмо вследствие дефектов замысла, программирования письма и контроля за процессом написания букв.

Аграфия входит в различные нейропсихологические синдромы как один из симптомов афазических и неафазических нарушений речевой деятельности.

Алексия при локальных поражениях коры головного мозга

Алексия (от греч. а - отриц. частица и лат. lego - читаю) - нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария, или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексий.

При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая алексия, которая может проявляться в неузнавании отдельных букв (литеральная оптическая алексия), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая алексия). В основе данной формы алексии лежит нарушение зрительного восприятия букв или слов. Возможна односторонняя оптическая алексия, когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта. Подобная форма алексии, как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария мозга.

При поражении коры височной области левого полушария возникает слуховая алексия как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма алексии является следствием нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих подобной формой алексии, наблюдается "угадывающее чтение".

При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария возникает кинестетическая моторная алексия (или афферентная моторная алексия) как проявление афферентной моторной афазии, связанная с нарушениями кинестетической основы речевого акта. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы.

Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария приводит к возникновению кинетической моторной алексии (или эфферентной моторной алексии), входящей в синдром эфферентной моторной афазии. Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к другому, возникают речевые персеверации.

При поражении коры лобных долей мозга возникает особая "лобная" форма алексии, связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в том числе и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п.

Грубые затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму алексии, которая является одним из проявлений алалии, т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Данная форма алексии обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом.

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном - сам процесс чтения, то есть соотнесения графем с морфемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью – получении информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.

Письмо, система долговременных условных знаков, обычно визуальной природы, предназначенных для фиксации речевых произведений на том или ином материальном носителе с целью их последующего восприятия.

В приведенном определении оговорен ряд существенных признаков письма. Самый главный признак - это долговременность письма, противопоставленная сиюминутности как человеческой речи, так и многих других видов сообщений, использующих жесты, позы, запахи и т.п. Второй необходимый признак письма - использование устойчивых условных символов. Письмо - это семиотическая система, его элементы – это знаки, имеющие устойчивое означающее (обычно какую-то графическую конфигурацию – иероглиф, слоговой знак, букву) и связанное с ним относительно постоянной связью означаемое.

Третий существенный признак заключается в том, что письмо фиксирует не просто какие-то мысли, идеи или понятия или даже сообщения, а конкретные речевые произведения на конкретных языках - тексты, иногда состоящие из нескольких или даже одного слова, но обычно имеющих некоторую протяженность и достаточно сложную внутреннюю структуру. Собственно говоря, под текстом чаще всего имеют в виду письменный текст. Систему дорожных знаков или других обычно используемых в изолированном виде пиктограмм (например, значков, указывающих на выход, пункт питания и т.п. в аэропортах, на стадионах и в иных публичных сооружениях), хотя и могущих в ограниченных пределах сочетаться друг с другом, письмом никто не называет. Такие знаки люди воспринимают и понимают, тогда как письменные тексты могут быть прочитаны, пусть даже про себя; о чтении же дорожных знаков говорят лишь в переносном смысле.

Письмо обычно является визуальным, т.е. использует иной, чем звучащая речь, сенсорный канал - зрение. Визуальной природой письма напрямую обусловлены многие его важнейшие особенности, однако существуют и уже были названы визуальные семиотические системы, ни одна из которых не соответствует представлению о письме.

Комплексное умение опирается на определенный набор базовых навыков, которые можно и нужно развивать в дошкольный период. К ним относятся: различие графических знаков, составляющих буквы, их запоминание и воспроизведение, координация движения глаза и руки, движение глаза слева направо, различие фонем, узнавание буквы, произнесение буквы, навыки рисования, копирования, раскрашивания, понятие печатного текста и другие.

Общеизвестно, что первоклассники, которым дома регулярно читали книжки, учатся лучше тех, кому не читали до школы. Считалось, что основной целью чтения вслух дошкольникам является создание положительного отношения к чтению и скорейшее приобщение к детской художественной литературе.

Исследования последних лет указали на другие причины необходимости чтения детям вслух. Одна из них заключается в том, что знакомство с различными произведениями литературы знакомит их с литературными жанрами: рассказ, стихотворение, басня, сказка, миф и т.д. Расширяется их читательский опыт, улучшается понимание, облегчается обучение. Знакомятся дошкольники и с композицией художественных произведений: завязка, сюжет, действующие лица, кульминация, сюжетная линия, развязка и т.д. Конечно, они не владеют терминологией и понятиями, но они осознают наличие таких особенностей в художественном произведении. Чтение вслух развивает у ребенка внимание к эстетической стороне художественного чтения и внимание к языковым цементам устной речи: ритм, пауза, фразовое ударение и др. Чтение вслух в дошкольном возрасте обогащает опыт ребенка, на который будет опираться учитель при обучении грамотности, а также приучает ребенка сидеть и внимательно слушать, выполнять определенные инструкции и задания. Таким образом, первой обязанностью родителей является ежедневное чтение детям вслух разнообразной художественной литературы. В нескольких программах указывается ежедневный минимум: 20--30 минут.

Второй общеизвестный факт готовности ребенка к школе заключается в близости детского опыта к тому, что заложено в программу обучения, а именно, знакомство с понятиями буквы и слова, знакомство со звучащим словом, представление об особенностях таких текстов, как сказка, стишок, песенка, рифмовка, опыт обсуждения рассказов и книг, а также свободная беседа (устная речь).

Так, по мнению исследователей, знание букв, знакомство с понятиями "слово", "предложение", "текст" и "книга" в возрасте 5 лет, определяемые с помощью теста, предложенного М. Клей, показывают сильную зависимость с положительными оценками в подготовительном классе и начальной школе. Так, было показано, что обозначенный в тесте уровень грамотности в 5 лет является сильным предсказателем достижений семилетнего учащегося.

Таким образом, второй обязанностью родителей является познакомить ребенка с основными понятиями письменной речи: буква, слово, точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки, предложение, текст, а также с расположением текста на странице: сверху вниз, слева направо (для русского языка, например).

Родители знакомят ребенка с понятием "книга": обложка, название, автор, текст, картинки, иллюстрации и так далее.

Знакомство же с формой рассказа, т.е. обильное чтение и обсуждение дома разнообразных рассказов, сказок, басен и др., дает ребенку возможность познакомиться с важными характеристиками письменной речи и подготовиться к пользованию как устной, так и письменной речью, представленных в учебной программе. Прослушав книжку, ребенок обсуждает ее героев и действующих лиц, время и место, поступки и события, пересказывает, рассказывает, изменяет, драматизирует, перевоплощается, играет, а затем сам "читает".

Третьей обязанностью родителей является оказание помощи ребенку в желании проиграть, прожить каждую книжку.

Фонетическая (фонологическая и фонемная) представленность речи -- четвертый важный фактор, который в дошкольном возрасте осваивается на стишках, песенках, рифмовках. По мнению исследователей, количество стишков и рифмовок, которые ребенок читает наизусть в возрасте 3 лет, является индикатором его успехов в чтении и письме в 6 лет.

Таким образом, обязанностью родителей является выучить с ребенком некоторое количество детских стишков, рифмовок, песенок. Как явствует из литературы, принцип здесь один: чем больше, тем лучше. Ребенок быстро запоминает, но и быстро забывает, поэтому повторение, которое ребенку будет нравиться, необходимо.

Исследователи обращают внимание на высокую степень значимости свободной, деконтекстуальной устной речи ребенка до школы, а также на необходимость ребенка игры с письмом, рисованием, письменной речью, на что указывали еще Л.С. Выготский. А.Р. Луриа и др., а также Калниз (1983 г.), Грейвз и Стюарт (1985 г.), Клейн, Сноу, Веллс (1985 г.) и многие другие. Общеизвестна роль письма, особенно во взаимосвязи с чтением для развития познавательной деятельности, в том числе ребенка. Таким образом, игра с карандашом, написание палочек, кружочков, рисование, лепка, выкладывание палочек и многое другое, что связано с развитием движения пальцев и рук является пятой обязанностью родителей, готовящих детей к школе.

Подготовка детей к школе предусматривает развитие всех сторон их речи, формирование общеречевой компетентности. Л. Калмыкова определяет общеречевую подготовку как развитие навыков устной речи, коммуникативных навыков, развитие восприятия и понимания речи, усвоения речевого опыта и "чувства языка". Предполагается и специальная пропедевтика изучения языка, то есть первоначальное осознание его знаковой системы. У дошкольников происходит формирование основ языковых умений в области чтения и письма, развивается сознательность и выразительность связной речи.

Общеречевая подготовка начинается с рождения и осуществляется на протяжении всего дошкольного детства вплоть до поступления в школу. Специальная языковая подготовка проводится только на пятом году жизни ребенка и начинается с усвоения детьми элементарных знаний о речи, о языке. Они направлены, прежде всего, на осознание дошкольниками усваиваемых речевых навыков.

Будущие первоклассники овладевают также элементарными умениями чтения и письма, анализа языковых единиц.

Итак, основными факторами, которые обеспечивают общеречевую и специальную языковую подготовку ребенка к школе, являются: целесообразна речевая среда, целенаправленна организация педагогической работы на основе субъект-субъектного взаимодействия и активное общение детей, педагогов и родителей.

Проведенная нами экспериментальная работа свидетельствует том, что в условиях учебно-воспитательного комплекса, в процессе подготовки детей к школе, на основе последовательного формирования подготовительного этапа взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и школы обеспечивается достаточная речевая среда и коммуникативно-речевая компетентность будущих учеников. В ходе экспериментального исследования были определены две содержательных линии коммуникативно-речевого взаимодействия в условиях учебно-воспитательного комплекса. Основу первой составило взаимодействие детей, воспитателей и родителей. Вторым направлением явилось взаимодействие семьи, дошкольного образовательного учреждения и школы в ходе специальной языковой подготовке детей к систематическому усвоению знаний.

Автор: Екатерина Алексеевна Матвеева (Ерохина), логопед, специальный психолог ДЦДЛ им. Семашко. Источник статьи. Pedsovet.su
Долгое время считалось: ребенок, который упорно пишет "лапма" или "рампа" вместо "лампа", просто невнимательный и ленивый. Не хочет учиться — вот и все дела! Однако сейчас
большинство специалистов уверены, что в основе подобных "промахов" лежат более серьезные причины — несформированность речи или других психических функций (например, памяти или восприятия).

Что это такое?

Не вдаваясь в научные дебри, можно сказать, что дисграфия — это неправильное написание, пропуск или замена буквы в сильной позиции. То есть стойкие ошибки там, где их, казалось бы, сделать просто невозможно. Например, мы четко слышим звуки "д" и "м" в слове "дом", и вопроса, какие буквы писать, у нас не возникает. А у ребенка с дисграфией масса вариантов: "том", "дон", "бом" и многое другое — в зависимости от типа и причин нарушения. Но если ваше чадо пишет "граза" — марш учить правила и подбирать проверочные слова, потому что дисграфия тут ни при чем.

При дислексии малыш делает всевозможные "чудные" ошибки в чтении и к тому же не может научиться читать быстро и выразительно. Как правило, где дисграфия, там и дислексия, поэтому многие логопеды не разделяют их, а называют "специфическими нарушениями письменной речи".


Отчего и почему?

В настоящее время выделяют три основные причины возникновения дисграфии и дислексии.
Наследственность. Некоторые ученые утверждают, будто им удалось обнаружить ген, который как раз и отвечает за предрасположенность человека к дислексии. Однако что это за ген, можно ли его как-то обезвредить, науке пока доподлинно не известно.
Неблагоприятные факторы , негативно влияющие на зоны мозга, ответственные за умение писать и читать. Эти факторы разнообразны: от токсикозов, которыми мать страдала во время беременности, до заболеваний вроде менингита или энцефалита. На развитии детского мозга отрицательно сказываются резус-конфликты, алкоголизм, курение родителей и даже... их нежелание иметь ребенка!
Социальные причины . Это и атмосфера в семье, и окружение малыша, и его отношение к детскому саду или школе (если учителя чересчур жестко требуют, "чтобы палочки были "попендикулярны", желание писать пропадет у кого угодно), и двуязычие, то есть наличие в семье людей, говорящих на разных языках.


Пусть меня научат.

Диагноз "дислексия" или "дисграфия" обычно ставится детям, окончившим первый класс. Однако сейчас многие родители начинают учить наследников грамоте еще до поступления в школу, и уже при зачислении в первоклашки специалисты могут выявить малышей из "группы риска", а по результатам первого полугодия — определить, кто из них действительно демонстрирует признаки дислексии. Многолетние наблюдения логопедов свидетельствуют: работа с шестилетками эффективна на 70%, в то время как занятия с учениками начальной и средней школы — только на 20-30%. В младших классах речевые нарушения серьезно осложняют обучение чтению и письму, а в старших — усвоение грамматики и ряда гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда из-за трудностей с письменной речью встает вопрос о невозможности пребывания ребенка в общеобразовательной школе. Но чаще всего при помощи учителя и родителей логопед в силах справиться с проблемой. Помните только, что логопед — не репетитор, который "поднатаскает" ваше чадо и обеспечит ему хорошие отметки. Этот специалист подготавливает почву для успешного овладения и правильного применения навыков письменной речи. Именно поэтому он зачастую ведет работу, которая на первый взгляд далека от тетради и ручки: тренирует речевой слух, учит делить слова на слоги и понимать различные речевые конструкции.

Нарушения письма и чтения часто связаны со сбоями в работе головного мозга. Поэтому помимо занятий с логопедом детям часто необходимы специальные препараты, регулирующие мозговую деятельность (их назначает невролог). Бояться не надо — во-первых, сильнодействующих лекарств из-за дислексии никто не пропишет, а во-вторых, правильно подобранные медикаменты помогут малышу быстрее справиться с трудностями.


Какие ошибки говорят о нарушениях письменной речи?

Развитие дисграфии и дислексии можно предупредить. Поэтому, едва заметив признаки нарушений, следует немедленно обратиться к логопеду!

Нарушения письма


1. Пропуски, вставки и перестановки букв: "пака", "палкта" или "пакла" вместо "палка".
2. Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки. Чаще всего дети путают:

  • глухие и звонкие звуки:
  • "год" вместо "кот", "почка" вместо "бочка";
  • твердые и мягкие звуки: "лук" вместо "люк", "Мыша" вместо "Миша";
  • свистящие и щипящие звуки: "зук" вместо "жук", "чудеша" вместо "чудеса";
  • в основном с помощью голоса — м, н, р, л: "рампа" вместо "лампа", "дон" вместо "дом".
3. "Моторные" ошибки, связанные с движениями руки:
  • лишние элементы у букв (Ш с лишними "закорючками");
  • недописанные буквы (нехватка "закорючек" у Ш, И или М);
  • "застревание", полный повтор предыдущей буквы: "арруз" вместо "арбуз".
4. Ошибки, связанные со зрительным восприятием. Чаще всего малыши путают буквы, визуально похожие друг на друга, например прописные М и Т, Ш; И и Ш; О и А и другие. Кроме того, ребята могут:
  • писать несуществующие буквы; писать буквы и слова зеркально (R вместо Я, ток вместо кот);
  • неправильно оформлять рабочую строку: наклон и высота букв колеблются;
  • строчка неожиданно начинается (заканчивается), прыгает вверх или скатывается вниз.

Нарушения чтения

  • Пропуски, вставки, перестановки, замены и смешения букв.
  • Неправильное прочтение окончаний слов.
  • Замена слов по зрительному сходству.
  • "Переворачивание" коротких слов ("он" вместо "но").
  • Нарушение правил орфоэпии (неправильная постановка ударения, чтение непроизносимых согласных и т. п.).
  • "Сращение" слов (два слова читаются как одно).
  • Повторы слогов и слов (Внимание! Повторы, помогающие ребенку правильно прочитать слово, допускаются, а вот те, которые приводят к обратному результату, считаются тревожным признаком).
  • Неправильное направление чтения.
Также могут нарушаться:


Скорость чтения. Хотя четких возрастных нормативов не существует, если к концу первого класса ребенок не в состоянии прочесть за минуту 20 слов, следует серьезно задуматься.


Способ чтения. Дети могут читать побуквенно, то есть называя каждую букву вместо слога (ка-о-тэ вместо кот).


Выразительность чтения. Если малышу трудно просто прочитать предложение, вопрос о передаче интонации героев даже не встает.


Смысловая сторона чтения. Ребенок не понимает (или понимает, но не в полном объеме) то, что он прочитал. Ошибок как таковых при этом может и не быть, но стоит задать малышу вопрос по содержанию текста (например, попросить назвать действующих лиц) — и вы наткнетесь на стену молчания. Пересказ тоже не удается: речь ребенка сегментированная, содержит избыточную или неверную информацию.


Программа-максимум: как организовать обучение


Выбрать хорошую школу. Насколько престижно заведение, сделан ли там евроремонт и оснащены ли классы в соответствии с новейшими технологиями — в вашем случае вопрос десятый. Решающее значение имеет квалификация как минимум двух людей — логопеда и учителя начальных классов. Расспросите знакомых, пройдитесь по школам самостоятельно и поговорите с этими специалистами — вам ведь важно, кто будет заниматься вашим ребенком? Заодно и продемонстрируете педагогам свое неравнодушие к проблеме и готовность к совместной работе.


Сфокусироваться на главном. А главное для вашего ребенка сейчас — научиться правильно читать и писать. Так что драмкружок и кружок по фото придется отложить до лучших времен — они непременно настанут!


Заниматься. Самый эффективный способ научиться читать и писать — вы не поверите! — это читать и писать. Поэтому купите прописи (даже если чадо грызет науку уже не первый год) и терпеливо выводите с ребенком палочки, крючочки и буковки. Следите, чтобы он старался и не допускал ошибок. Замечайте, какие буквы (и их сочетания) даются малышу с трудом, — и уделяйте им больше внимания. Затем можно перейти к переписыванию небольших рукописных текстов и диктантам. Обязательно проводите работу над ошибками — в противном случае письмо превратится в простое марание бумаги. Слово с ошибкой полагается выписать (каллиграфическим почерком, разумеется) и разобрать: спросите у малыша, сколько в нем слогов, сколько букв и звуков — и какие они. Затем попросите ребенка самостоятельно написать это слово 3-4 раза. Если ошибка допущена не в слове, а в оформлении предложения, проведите аналогичную разъяснительную работу — расскажите своему ученику, что такое предложение, как пишется первое слово и где ставится точка. Слушая, как наследник читает, следите, чтобы он не "проглатывал" окончания и предлоги. Слово, в котором кроха допустил ошибку, сперва нужно разобрать, а после несколько раз прочесть. Уделяйте внимание не только технике, но и пониманию прочитанного — задавайте вопросы по содержанию текста, спрашивайте, что означают те или иные слова и выражения. И ни в коем случае не используйте одни и те же рассказы изо дня в день! Изобретательные хитрованы запоминают текст и "читают" его наизусть на пять с плюсом.


Сотрудничать с логопедом и учителем. Обещали специалистам работать сообща? Вот и не отлынивайте! Выполняйте все рекомендации, делайте с ребенком домашние задания, не пренебрегайте советами и не пускайте обучение на самотек.


А что у них? В Европе и США одним словом — "дислексия" — называют специфические нарушения и чтения, и письма, и даже счета (у нас это — дискалькулия). Хотя западные ученые и отмечают необходимость исправления этих нарушений, основное внимание уделяется не столько коррекции, сколько созданию благоприятных условий для обучения и жизни дислексиков (разрабатываются специальные приспособления, облегчающие зрительное восприятие, компьютерные программы и т.п.).
В США существуют клубы дислексиков—там они общаются, делятся переживаниями и находят поддержку. Кстати, в нашей стране в последнее время тоже начали создаваться организации, цель которых — дать таким "особым" детям возможность почувствовать себя полноценными членами общества.

Поделиться