«Алиса в стране чудес» анализ произведения. Скрытые послания произведения "алиса в стране чудес" Алиса в стране чудес смысл произведения

Сказка «Приключения Алисы в Стране чудес» бесконечно больше и значительнее, чем все то, что пишут критики. Из тех нескольких тысяч книг и статей, написанных под впечатлением от «Алисы» за 150 лет, лишь немногие трактуют сказку как забавное описание всякого вздора. Гораздо чаще ее считают загадкой, которую необходимо решить, подробнейшим образом изучив все детали — в надежде, что тщательное изучение поможет разгадать эту тайну и понять, что же все-таки Кэрролл хотел сказать.

Секс

Несмотря на то, что по сюжету мы должны проникнуть в мысли Алисы, некоторым читателям показалось, что книга позволяет побольше узнать о самом авторе. Особо рьяно за эту идею ухватились психоаналитики. Уильям Эмпсон (William Empson) с нескрываемым ликованием отметил, что Алиса «ныряющая в нору, это — отец, Алиса, оказавшаяся внутри норы — это уже эмбрион, и родиться она может лишь, став матерью, внутри которой образуются собственные околоплодные воды». Попытки Алисы приоткрыть штору и протиснуться через маленькую дверь тоже дали повод для комментариев, особенно на фоне истории о дружбе Кэрролла с «маленькими друзьями». Его защитники указывают на то, что такие толкования говорят, скорее всего, о наших собственных страхах, нежели о натуре Кэрролла.

Наркотики

Еще более популярна теория о том, что «Приключения Алисы в Стране чудес» это слегка завуалированная аллегория применения наркотиков. Такие песни как «Белый Кролик» (White Rabbit) в исполнении рок-группы Jefferson Airplane («Помни, что говорил Соня / Накорми свою голову, накорми свою голову») внушили целому поколению читателей мысль о том, что путешествие Алисы в подземелье это несколько другой вид путешествия. На самом деле нет никаких доказательств того, что Кэрролл когда-либо пробовал наркотики — разве что гомеопатические лекарства с настораживающими названиями, среди которых фигурировали «аконит и мышьяк», которые она сам себе назначал, чтобы избавиться от сильной простуды. Но для многих людей Гусеница, курящая кальян и ее волшебный гриб гораздо больше ассоциируются с 1960-ми годами, чем с 1860-ми.

Шутки

Для понимания некоторых глав книги необходимо знать местные реалии и личные подробности. Например, Дак, Додо, Лори и Иглет — не говорящие человеческим языком герои сказки, прототипами которых были священник Дакуорт, сам писатель Доджсон (настоящая фамилия Кэрролла, — прим. перев. ) и сестры Алисы — Ина и Эдит. А описание того, как они появляются из Моря слез («с каждого ручьями стекала вода, все продрогли и чувствовали себя не в своей тарелке») представляет собой искаженное воспоминание о прогулке на лодке, во время которой началась гроза, и все промокли под дождем. Есть и множество других деталей, связанных с местными реалиями: в деревне Бисни (Binsey) возле Оксфорда есть настоящее целебное озеро; Алиса играет в гротескный крокет, отдаленно напоминающий те игры, в которые она играла в Крайст-Черч. И вообще, многие критики убеждены, что во всей сказке столько аллюзий, связанных с городом, что ее следует рассматривать как замысловатую шутливую пародию на Оксфорд.

Начиная с бутылочки («ВЫПЕЙ МЕНЯ»), выпив из которой Алиса уменьшается в размерах, и пирожного («СЪЕШЬ МЕНЯ»), откусив от которого Алиса вырастает до гигантских размеров, Кэрролл в своем сюжете часто упоминает еду и напитки. Это не всегда прямое напоминание (на Безумном Чаепитии у Шляпника никакого чая нет), но многие существа в Стране чудес проводят время либо за едой, либо в страхе, что их самих съедят. По мнению некоторых критиков, в сюжете отчасти описаны пищевые расстройства, намекая на то, что сам Кэрролл был худым как щепка, и за обедом чаще всего ограничивался печеньем. Другие же считают это затейливым воспеванием тех пикников с чаепитиями, которые он устраивал для детей Лидделлов. Но почти все согласны с тем, что внезапные физические перемены, происходящие с Алисой, комическим образом показывают те события, которые неизбежно происходят в жизни. Это в сказках дети-герои остаются детьми навсегда, а в реальной жизни дети растут.

«Все это сон, — говорил Кэрролл драматургу Тому Тейлору (Tom Taylor), — но я хочу, чтобы никто не догадался об этом до самого конца». Начиная с Кролика, который то появляется, то исчезает подобно фокусам, присутствующим в настоящей жизни, сюжет сказки Кэрролла развивается дальше, превращаясь в характерное для настоящего сна чередование расплывчатых и отчетливых правдоподобных событий. Но все очень быстро меняется. Даже слова начинают путаться: «Вы сказали "поросенок" или "инжир?"» — спрашивает Чеширский кот, который появляется только после исчезновения Гусеницы (в реальной жизни гусеница превращается в бабочку, а во снах гусеница превращается в кота). Обычно фраза о том, что писатель пишет, будто описывает сон, ничего не значит. Но именно это и попытался сделать Кэрролл. В своей сказке он разрезал окружающий его мир на кусочки, а потом собрал их вновь, превратив в безумную и фантастическую путаницу.

Рассмотрим на чем были основаны приключения Алисы.


Приключения Алисы в целом были основаны лишь на воображении автора, но поиски героиней красивого сада могут быть истолкованы как насмешка автора над метаморфозами, происходившими в математике 19 века.
Алиса прыгнула в кроличью нору и попала из мира традиционной математики в мир современной математики , в котором развивается топология, изучается множество иррациональных чисел, звучат идеи о многомерности пространства.

Доджсон находил новую математику нелогичной. В "Алисе" он выступил против некоторых идей как против чуши, в том числе против символической системы алгебры. Слово
Во фрагменте с Гусеницей Алиса подвергается чудовищной форме "альджебр аль мукабала". Сначала она пытается "восстановить" себя до ее первоначального, большого, размера, но заканчивает "уменьшением", причем так быстро, что ударяется подбородком об ногу.

Она думает: "Быть такой разноразмерной за один день - очень стеснительно". «Нет, не так » - отвечает Гусеница, появляющаяся из безумного мира символической алгебры.

Она советует Алисе оставаться пропорциональной , даже если она не сможет "держаться в едином размере хоть 10 минут!" Пропорциональность , а не абсолютный размер - вот что имело значение в наземном мире Евклидовой геометрии .

В алгебраическом же мире , конечно же, это не так легко. Алиса съедает немного грибов, и её шея изгибается, как змея, раздражая голубей. Однако она находит способ ужать себя до девяти дюймов.

В главе «Свинья и перец », когда Алиса выносит ребёнка Герцогини из дома, и он становится поросёнком, автор пародирует принцип преемственности , который был введён в середине 19 века во Франции.


Этот принцип (сейчас – важный аспект топологии ) предполагает, что одну фигуру можно согнуть или растянуть в другую, сохраняя при этом основные свойства – круг, эллипс и парабола становятся одним и тем же.

Безумный Шляпник и Мартовский Кролик защищают математику Гамильтона , одного из великих инноваторов в Викторианской алгебре . В заголовке седьмой главы, "Сумасшедшее чаепитие", мы должны читать "tea-party" как "t-party", с буквой t, которая обозначает время в математике.

Доджсон заставил Шляпника, Кролика и Соню ходить вокруг да около чайного столика, чтобы продемонстрировать кватернионы - численную систему, основанную на четырёхмерном Евклидовом пространстве .

В 1860-х годах кватернионы были провозглашены последним серьёзным шагом в расчётах движения. Даже Доджсон считает их гениальным инструментом для прогрессивных математиков, но все, же они раздражали и запутывали многих студентов, таких, как Алиса.

На сумасшедшем чаепитии, время - отсутствующая четвертая сущность за столом. Шляпник говорит Алисе, что он поссорился со Временем и теперь «оно не станет делать ничего, о чем я попрошу ».

Потому Шляпник, Кролик и Соня (третье «измерение ») вынуждены вечно кружиться в плоскости вокруг стола.

Математика придает "Алисе» таинственности и превращает ее в некого рода загадку, которая может развлечь человека в любом возрасте уже не один век.

Знаменитая сказка Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в Стране Чудес" была написана полтора века назад и на первый взгляд представляет собой нагромождение всяческого абсурда, с трудом воспринимаемое даже детьми, для которых вроде бы она и предназначена… И именно это заставляет исследователей искать в ней скрытые шифры. Некоторые выводы озадачивают…

Бред вместо сказки

Хорошо известно, что под именем Льюис Кэрролл скрывался английский каноник и преподаватель математики и логики в Оксфордском колледже Крайст-Черч Чарльз Лутвидж Доджсон. Две повести о приключениях девочки Алисы в фантастическом мире он написал для дочерей декана колледжа, с которыми очень подружился - Лорины, Алисы и Эдит Лидделл.

Однако книги об Алисе поначалу вызвали шквал негативной критики. "Бред!" - отзывались о них авторитетные литературоведы. Действительно, типичная детская сказка - это история о приключениях положительных главных героев, как правило, борющихся со злом и побеждающих его в конце повествования… Обычно в таких текстах все просто, понятно и логично.

Кэрролловская же Алиса попадает в самое настоящее "царство абсурда", где неясно, "кто есть кто" и зачем существуют те или иные вещи… Да и сама героиня совсем не похожа на семилетнюю девочку, которой является "по легенде". Она слишком умна для ребенка, достаточно образованна и часто рассуждает совсем не по-детски…

И только позднее критиков осенило. Дело в том, что творения Льюиса Кэрролла оказались буквально на каждом шагу испещрены загадками, ребусами, шарадами и головоломками - научными, литературными, логическими…

"Приключения Алисы в Стране Чудес": От зачатия до наркотиков

Психоаналитик Уильям Эмпсон считает, что падение Алисы в кроличью нору символизирует процесс зачатия. "Алиса, ныряющая в нору, это - отец, Алиса, оказавшаяся внутри норы - это уже эмбрион, и родиться она может лишь, став матерью, внутри которой образуются собственные околоплодные воды", - утверждает он.

Кое-кто находит в сказке намек и на наркотики. Так, вспомним текст песни "Белый Кролик" (White Rabbit) в исполнении рок-группы Jefferson Airplane: "Помни, что говорил Соня / Накорми свою голову, накорми свою голову"… А курящая кальян Гусеница со своим волшебным грибом? Есть и те, кто убежден, что все путешествие Алисы - это метафора наркотического "трипа"… Впрочем, в 60-е годы позапрошлого столетия многих вещей, которые известны сегодняшним знатокам психоделики, просто еще не существовало…

Доджсон и Лидделлы

Литературоведы полагают, что прототипами таких персонажей сказки, как Дак, Додо, Лори и Иглет, были друг Кэрролла, священник по фамилии Дакуорт, сам писатель, настоящая фамилия которого была Доджсон, а также Лорина и Эдит - сестры Алисы Лидделл, с которой, собственно, и "срисована" главная героиня.

В книге есть эпизод, в котором персонажи появляются из Моря слез: "с каждого ручьями стекала вода, все продрогли и чувствовали себя не в своей тарелке". В реальной жизни прототипы катались на лодке, попали в грозу и вымокли под дождем… Многие упомянутые в повествовании детали соответствуют местным реалиям: целебное озеро в деревне Бисни близ Оксфорда, крокет, в который играет героиня…

В "Алисе" часто упоминаются также различная еда и напитки. Буквально в самом начале героиня отпивает из бутылочки с надписью: "Выпей меня" и уменьшается, а откусив от пирожного, на котором значится: "Съешь меня", вырастает до гигантских размеров…

По сюжету много сцен, в которых персонажи едят и пьют. Некоторые опасаются, что их самих съедят… Одни критики считают, что автор страдал пищевыми расстройствами (кстати, он был худ как щепка и часто обедал одним печеньем). Другие предполагают, что семья Лидделл часто устраивала пикники, в которых участвовал и Доджсон… Также есть версия, что физические изменения, происходящие с Алисой, указывают на реальные перемены в ее жизни.

Жизнь есть сон?

Имеются также достаточно веские основания считать весь сюжет сказки… всего лишь сновидением! Сам Кэрролл говорил драматургу Тому Тейлору: "Все это сон, но я хочу, чтобы никто не догадался об этом до самого конца". Между многими действиями и событиями, происходящими в книге, нет логической последовательности. Так, белый кролик, с которого все и начинается, то появляется, то исчезает.

Гусеница внезапно оборачивается Чеширским котом, люди и другие существа ведут себя абсурдно, сложно разглядеть мотивы тех или иных их поступков… Недаром сюжет "Алисы" часто называют "путаницей".



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Книга “Алиса в стране чудес” завоевала любовь многих сердец – и взрослых, и детских. В настоящее время интерес к сказке не исчезает, а, наоборот, все возрастает. Известны сорок экранизаций этого произведения разных стран мира. “Алиса в стране чудес” не перестает волновать критиков, переводчиков, иллюстраторов. Современные фотографы часто прибегают к приему стилизации, облекая своих героинь в образ маленькой девочки, попавшей в страну чудес. Писатели и режиссеры охотно используют реминисценции, творчески переосмысливая образы героев и эпизоды сказки.

Так почему же “Алиса в стране чудес” завоевала такую любовь среди читателей?

Попытаемся разобраться в данном вопросе.

За шесть лет до того, как сказка облеклась в слова, Кэрролл записал мысль, которая проясняет, но не раскрывает полностью вдохновенную тайну мира книг об Алисе:

“Когда мы спим и, как часто бывает, смутно сознаем это и пытаемся проснуться, не говорим ли мы во сне таких вещей и не совершаем ли таких поступков, которые наяву заслуживают названия безумных? Нельзя ли в таком случае иногда определять безумие как неспособность отличать бодрствование от жизни во сне? Мы часто видим сон и ничуть не подозреваем, что он – нереальность. “Сон – это особый мир”, и часто он так же правдоподобен, как сама жизнь”.

Мысль о том, что сон есть жизнь и наоборот, не нова для XIX века. Достаточно вспомнить пьесу испанского драматурга Педро Кальдерона “Жизнь есть сон”. Но нас интересует не то, кому принадлежит первенство этой идеи, а мироощущение самого автора произведения. Раз Льюис Кэрролл видит во сне особый мир, то почему же не перенести этот мир в реальность и не сделать его главным участником событий?

В таком случае мир необъяснимого тесно переплетается с миром, в котором нелепости и абсурд не приветствуются. Сам факт того, что реальность закрывает за собой двери к чудесам, и является нелепым. На наш взгляд, именно эту идею и пытался вложить в свое произведение Льюис Кэрролл, и она же является одной из причин популярности “Алисы”.

Далее интересна сама история создания книги. Известно, что сказка появилась во время прогулки на лодке и вырастала как бы сама собой. Льюис Кэрролл предварительно ничего не обдумывал: ни сюжет, ни образы героев. Более того, сказка удивляет отсутствием какой-либо морали. Складывается впечатление, что сам мир чудес пожаловал к семье Лиддел и воплотился через уста Льюиса. Да, в последствии Льюис Кэрролл редактировал сказку, но основной сюжет сформировался ранее, и тем ценней “спонтанное вдохновение” автора.

Критики и читатели искали смысл в его книгах, и Льюис Кэрролл отвечал любопытным умам:

“Вы спрашиваете: "Отчего Вы не объясните “Снарка"? Отвечаю: "Оттого что не могу. Как можно объяснить то, чего не понимаешь сам?”

В 1896 году, спустя двадцать лет после напечатания поэмы, он снова пишет: “В чем смысл "Снарка"? Боюсь, мне нужен был не смысл, а бессмыслица! Однако, как вы знаете, слова означают больше, нежели мы полагаем, пользуясь ими, и поэтому книга должна означать нечто большее, чем рассчитывал сказать автор. Поэтому, какой бы смысл ни находили в книге, я его приветствую – в этом ее назначение”.

Отсюда можно вывести еще одну причину интереса к творчеству Льюиса Кэрролла и заключается она в том, что отсутствие смысла еще не показатель того, что его нет. Может быть, как раз в его кажущемся отсутствии и прячется нечто значимое, важное. Может, не все, что происходит в нашем мире следует объяснять? Мы привыкли к тому, что каждый предмет у нас имеет свое назначение, свое название, мы привыкли пользоваться этим бесценным даром, но когда появляется нечто необъяснимое, мы требуем научных обоснований, мы требуем поиска новых путей решения задачи. Льюис Кэрролл по-своему взглянул на проблему. Он дал возможность абсурду проникнуть в произведения и показал парадоксальность наших суждений о жизни. Достаточно вспомнить сцены игры в крикет и суда. Отсутствие логики и здравого смысла приводит к абсурду: из-за столь частого желания королевы снести всем голову с плеч, на поле не остается ни одного игрока, в суде Алиса виновата уже в том, что “непозволительно возвысилась над другими лицами”, королева намерена сначала казнить, а потом вынести приговор.

Абсурд есть та отправная точка, которая поможет взглянуть на наш мир глазами Льюиса Кэррола, глазами человека, вскрывающего парадоксальность реалий нашей жизни.

Разрабатывая данный урок, мы стремились охватить следующие подтемы:

1) интерес к самой личности Льюиса Кэрролла;

2) история создания “Алисы в стране чудес”;

3) парадоксальное в сказке (попытка объяснить необъяснимое, расставить акценты, обсудить и понять зачем Льюис Кэрролл использовал именно эти приемы комического, какого эффекта он хотел достичь и достиг ли);

4) причины актуальности сказки.

Цель: формирование умения находить и анализировать приемы комического в тексте.

  • познакомиться с биографией Льюиса Кэрролла;
  • рассмотреть историю создания сказки “Алиса в стране чудес”;
  • знать термины: прототип, парадокс, абсурд, гротест, пародия;
  • уметь приводить примеры эпизодов из текста.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1. Знакомство с темой урока, постановка цели и задач

II. Изучение нового материала

Слайды 2-4. Биография Льюиса Кэрролла

Льюис Кэрролл родился в семье священника близ графства Чешир в Англии. У Льюиса было много братьев и сестер, и в детстве он придумывал им игры, рисовал картинки, сочинял рассказы и стихи.

Во время учебы в школе, а затем и в колледже Оксвордского университета Льюис Кэрролл проявлял способности к математике, языку и литературе. Любимыми занятиями становятся фотография и посещение театра. Он снял около трех тысяч фотографий, на которых запечатлены дети. Льюис любил фотографировать детей и всегда это были девочки.

Будущий писатель не сразу пришел к творческой деятельности. Он долго преподавал математику в Оксвордском университете, и рождению знаменитой “Алисы в стране чудес” во многом способствовало знакомство с семьей декана университета.

Под именем Льюис Кэррол английский математик Чарльз Лютвидж Доджсон стал известен во всем мире как создатель “Приключений Алисы в Стране Чудес”, одной из самых популярных книг для детей.

Слайды 5- 8. История создания сказки “Алиса в стране чудес”

“Алиса в стране чудес” появилась во время лодочной прогулки по реке Темза. Кэрролл придумывал на ходу историю, активными слушательницами которой были дочери Лиддела- декана факультета. Главной героиней Кэрролл сделал Элис, Лорину он превратил в попугая Лорри, а Эдит стала орленком Эдом.

Элис попросила записать эту историю на бумаге, и Льюис Кэрролл занимался этим на протяжении нескольких последующих месяцев. Все страницы он переплел и сделал небольшую книжку, снабдив ее собственными рисунками. Затем, по совету своих друзей, он переписал книгу для более широкого круга читателей, добавив ещё несколько историй, прежде рассказанных детям Лидделла.

1865 – в свет выходят “Приключения Алисы в Стране чудес” под псевдонимом Льюис Кэрролл.

Слайд 9.

Учитель: Выберите высказывание и объясните его смысл, обращаясь к тексту произведения.

Учитель: Какие незнакомые термины вы здесь встретили?

Слайд 10. Работа с терминами

Учитель: Попробуйте установить соответствие между определением и термином. Свой ответ обоснуйте.

III. Закрепление.

Слайды 11-12

Учитель: Путешествие в страну чудес начинается!

Просмотр тизера - эмоциональное погружение в мир Алисы, восстановление в памяти некоторых эпизодов сказки.

Слайд 13.

Учитель: Что необычного вы заметили в высказываниях Алисы?

Учитель: За счет чего создается комический эффект повествования?

Ученики: За счет игры слов.

Учитель: Назовите примеры игры слов.

Учитель: Может ли человек остаться, когда от него ничего не остается? В чем парадокс этой фразы?

Ученики: Человек не может посмотреть, что с ним будет происходить после исчезновения. Ведь его уже нет.

Ученики: В высказывании Алисы нет однозначного ответа. Этот ответ мы формулируем сами. Парадоксальность в том, что каждый из нас решает самостоятельно, верить ли в жизнь после смерти или нет.

Слайд 14.

Учитель: Почему Алиса вдруг подумала о посылке своим ногам?

Ученики: Потому что она оказалась в неудобном положении и обратила внимание на вещи, которых ранее не замечала.

Учитель: В чем абсурдность этого высказывания?

Ученики: Сам факт того, что человек отправляет посылку своим ногам абсурден. Такого не может быть в природе.

Учитель: Какие слова часто повторяет Алиса на протяжении всей истории?

Ученики: Чепуха! Бессмыслица! Ерунда!

Учитель: Почему, как вы думаете, Алиса так часто произносит именно эти слова?

Ученики: Потому что она не верит до конца в происходящее.

Учитель: Что Алиса так упорно хочет нам сказать?

Ученики: Что многое в этом мире нельзя объяснить или найти смысл в чем-либо. Он так просто не появится, а, быть может, его и вообще нет.

Учитель: На какую всем известную песню похожи эти строки?

Ученики: “В лесу родилась елочка…”

Учитель: Во времена Льюиса Кэрролла существовал особый жанр литературы, назывался он нонсенс . Писатель составлял стихи, короткие высказвания, полные бессмыслицы, чепухи. Вспомните нелепый “перевертыш” “Ехала деревня мимо мужика”.

Слайд 15.

Учитель: Какое из этих высказываний вам кажется самым нелепым? Почему?

Слайд 16.

Учитель: Помогите Алисе выразить свою мысль точнее. Представьте себя редакторами и превратите речь Алисы в более связную и грамотную.

Учитель: Что поменялось в облике Алисы в результате нашей редакторской работы?

Ученики: Алиса стала обычной девочкой, лишенной своих особенностей и причуд.

Учитель: Что исчезнет из сказки, если мы будем продолжать ее редактировать?

Ученики: Исчезнет почерк самого писателя. Появится наше видение образа Алисы и других героев. Возможно, повествование станет менее насыщенным, менее смешным.

Учитель: Какой прием теряется, когда мы пытаемся сделать произведение “правильным”?

Ученики: Исчезает парадоксальность, абсурд. А между тем, это основные элементы стиля автора.

IV. Контроль.

Слайды 17-19

Ответы учеников. Каждый из них может быть индивидуальным.

Слайд 20. Вывод

Учитель: Обратите внимание на высказывания Алисы и Герцогини и подумайте, с чьей точкой зрения вы можете согласиться и почему?

Домашнее задание.

Составить свой сборник парадоксов, выписав абсурдные высказывания героев с указанием эпизода и главы сказки. Количество абсурдных высказываний на усмотрение учителя.

V. Итоги. Рефлексия

Что узнали?

Чему научились?

Что показалось сложным? Легким?

Выставление оценок.

Год написания — 1865

Прототип — Алиса Лидделл.

Жанр . Повесть-сказка

Тема . Удивительные, фантастические приключения девочки Алисы во сне

Идея . Следует стремиться к познанию мира, мечтать, быть честным и смелым, ценить простые радости жизни, счастливое детство.

«Алиса в стране чудес» главное герои

  • Алиса — главная героиня
  • Белый Кролик
  • Додо - птица, которую Алиса обнаруживает на берегу рядом с Морем Слёз.
  • Гусеница - насекомое синего цвета и трёхдюймового роста, встречающееся в 4-й и 5-й главах.
  • Чеширский Кот - кот Герцогини, который часто улыбается.
  • Герцогиня
  • Болванщик - шляпных дел мастер, один из участников Безумного Чаепития.
  • Мартовский заяц[ - сумасшедший заяц, которого Алиса встречает на Безумном Чаепитии.
  • Соня — участник безумного Чаепития.
  • Грифон - мифическое существо с головой и крыльями орла и телом льва.
  • Черепаха Квази - черепаха с телячьей головой, хвостом, большими глазами и копытами на задних лапах.
  • Червонная Королева

«Алиса в стране чудес» сюжет

Алиса, скучающая на берегу реки со своей сестрой, вдруг видит спешащего Белого Кролика, держащего в лапке карманные часы. Она следует за ним в кроличью нору, падает в неё и попадает в зал с множеством запертых дверей. Там она находит ключ от маленькой 15-дюймовой двери, за которой виден сад, но не может попасть в него по причине своего роста.

Алиса обнаруживает различные предметы, которые увеличивают и уменьшают её рост. Поплакав, она замечает Кролика, который обронил веер и перчатки. Помахав веером, она уменьшается и попадает в море собственных слёз. Алиса встречает мышь и различных птиц, слушает рассказ о Вильгельме Завоевателе и для того, чтобы высохнуть, играет в Бег по кругу. Кролик просит Алису найти его вещи и посылает её в свой дом. Оставив там перчатки, Алиса выпивает странную жидкость из пузырька и вновь вырастает, едва помещаясь в жилище Кролика.

Последний, пытаясь выяснить, что происходит, посылает через дымовую трубу ящерку Билля, однако Алиса выталкивает его ногой обратно. Камешки, которыми в неё кидают, превращаются в пирожки; съев их, главная героиня вновь уменьшается и убегает из дома. В поисках сада, виденного ею через дверцу, она встречает Гусеницу. Та советует ей держать себя в руках и для того, чтобы обрести свой нормальный рост, откусить кусочек гриба.

Алиса следует её совету, но с ней начинают происходить различные метаморфозы: у неё то пропадают плечи, то вытягивается шея. Наконец она уменьшается до 9 дюймов и видит дом. Побеседовав с Лягушонком и войдя в здание, на кухне Алиса обнаруживает Чеширского Кота, Кухарку и Герцогиню, качающую младенца. Забрав ребёнка, девочка уходит из дома, а Герцогиня сообщает, что собирается идти на крокет. Однако младенец превращается в поросёнка, и его приходится отпустить.

На ветке дерева появляется Чеширский Кот. Сказав, что рядом живут Болванщик и Мартовский Заяц, он исчезает. Алиса попадает на Безумное чаепитие, где пытается разгадать загадки, слушает размышления Болванщика о времени и сказку Сони о трёх сестричках. Обидевшись на грубость хозяев, Алиса уходит.

Войдя в дверь в одном из деревьев, главная героиня вновь попадает в зал и наконец-то проходит в сад. В нём она встречает Карточных стражей, которые по ошибке посадили белые розы вместо красных и перекрашивали их в нужный цвет. Через некоторое время к ним приближается процессия во главе с Червонными Королём и Королевой. Узнав о провинности солдат, Королева приказывает отрубить им головы, но Алиса незаметно прячет приговорённых в цветочный горшок. От Кролика Алиса узнаёт, что Герцогиня приговорена к смертной казни.

Все пришедшие начинают играть в крокет, где в качестве клюшек выступают фламинго, а вместо мячей - ежи. Королева пытается отрубить голову и Чеширскому Коту, однако реализовать этот план не удалось - у кота в наличии только голова, которая постепенно тает. Поговорив с Герцогиней о морали, Алиса вместе с Королевой отправляется к Черепахе Квази и Грифону. Черепаха рассказывает о своём прошлом, когда она была настоящей черепахой, поёт песни и танцует. Затем главная героиня вместе с Грифоном торопятся на суд.

Там судят Валета Червей, который украл семь тарталеток у Королевы, а председательствует сам Червонный Король. Первым свидетелем выступает Болванщик, который рассказывает о том, как он готовил бутерброд. Вторая свидетельница - Кухарка, сообщившая суду о том, что тарталетки делают из перца. Последней свидетельницей вызывают саму Алису, которая в этот самый момент внезапно опять стала расти. Королева требует отрубить голову и Алисе, а присяжным выносить приговор вне зависимости от виновности подсудимого. Девочка увеличивается до своего обычного роста, и тут все карты поднимаются в воздух и летят ей в лицо.

Алиса просыпается и обнаруживает, что лежит на берегу, а сестра смахивает с неё сухие листья. Главная героиня сообщает сестре, что ей приснился странный сон, и бежит домой. Её сестра, которая тоже задремала, вновь видит Страну Чудес и её обитателей. Она представляет, как Алиса вырастает и рассказывает детям о своих горестях, радостях и счастливых летних днях.

Поделиться