Музыкальная звукорежиссура. Звукорежиссер - одна из сложнейших творческих профессий в современном теле и аудио производстве

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Звукорежиссёр - одна из наиболее востребованных специальностей сферы кино, телевидения, шоу - бизнеса. Профессия звукорежиссера связана с созданием музыкального сопровождения на радио, в кино, на телевидении, на сцене концертного зала и театра, в мультипликационных фильмах и компьютерных играх. В арсенале профессионального специалиста пение птиц, крики животных, человеческая речь, морской прибой, шум дождя и раскаты грома, природные, музыкальные звуки. Выбирая звуки, создавая музыкальное оформление, звукорежиссер придает художественному произведению новый смысл, углубляя то, что было заложено в него автором, делая произведение более выразительным и объемным, усиливая его эмоциональное звучание, дополняя зрительную информацию информацией звуковой.

Условия поступления

Будущему специалисту необходимо обладать не только особым музыкальным слухом, чувством прекрасного, но и техническими знаниями . При поступлении на обучение абитуриенту необходимо подготовиться к сдаче следующих вступительных экзаменов:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • математика;
  • творческий экзамен, в роли которого может выступать прослушивание, анализ фонограмм, экзамен по гармонии и теории музыки, коллоквиум.

Будущая профессия

Несмотря на то, что профессиональная деятельность звукорежиссера остается, как правило, за кадром, переоценить социальную значимость профессии невозможно. Любая передача, ток-шоу, фильм или постановка, которую мы видим, создается при непосредственном участии специалистов этого направления. Казалось бы, нет ничего сложного в звуковом оформлении интервью, но как быть, если оно записывается в уличном шуме, в аэропорту, на стадионе? В такой ситуации без профессиональной деятельности звукорежиссёра велик риск того, что вместо голоса ведущего будет слышен лишь шум толпы или работающих механизмов. Незаменима работа звукорежиссёра и в процессе обработки голоса ведущего, участников передачи, певца. Благодаря современным техническим средствам обработки голоса перед будущим специалистом открываются необозримые горизонты придания того звучания, которое запомнится слушателям или зрителям, сможет вызвать у аудитории ответную реакцию.

Профессия требует от будущего специалиста особых талантов, фантазии, знания компьютерных программ, технологии, техники в звукорежиссуре. Специальность - на стыке техники, творчества и технологий, имеющая огромные перспективы развития в будущем и позволяющая наиболее талантливым выпускникам создавать новые шедевры мировой цивилизации, культуры.

Куда поступать

Будущие звукорежиссеры отвечают за создание звуковых образов, звуковой концепции, формирование звуковой драматургии произведения. В его задачи входит запись, обработка, компоновка и воспроизведение звуковых компонентов при помощи использования специальных технических средств. Вузы, осуществляющие подготовку специалистов данного направления, должны иметь кроме высококвалифицированного педагогического персонала соответствующую материально-техническую базу, включая наиболее современные средства обработки звукового ряда. На сегодняшний день обучением звукорежиссеров занимаются следующие отечественные учебные заведения:

  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина;
  • Московский институт телевидения и радиовещания "Останкино";
  • Российская академия музыки им. Гнесиных;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова.

Сроки обучения

Нормативный срок обучения составляет 5 лет.

Изучаемые дисциплины

Профессия музыкального звукорежиссера возникла практически одновременно с появлением кинематографа и технических средств, позволяющих осуществлять запись и воспроизводство звуков, соответственно, специальные теоретические дисциплины курса связаны с изучением технических параметров, характеристик. В процессе обучения студенты изучаются следующие теоретические аспекты профессиональной деятельности:

Приобретаемые навыки

Звукорежиссер - одна из профессий, которые требуют от специалиста не только высокого уровня мастерства, но и зависит непосредственно от развития техники: чем более совершенную аппаратуру использует профессионал, тем больше у него возможностей создания концептуально новых звуковых оформлений, придания абсолютно нового звучания произведению.

Работа над трансформацией зрительного ряда в музыкальные образы требует сформированности профессиональных умений, включая следующие:

  1. Профессиональное использование звукотехнической аппаратуры: микшерных пультов, громкоговорителей, микрофонов, различных стереофонических систем, приборов обработки звука.
  2. Настройка аппаратной для реализации студийной записи, звукоусиления, трансляции.
  3. Осуществление планирования звукозаписи спектакля, ролика, клипа, размещение мизансцены, создание и реализация концептуального музыкального оформления последних.
  4. Осуществление микширования музыки.
  5. Осуществление реставрации архивных записей и фонограмм.
  6. Осуществление обеспечения музыкального сопровождения театральных постановок, развлекательных программ, концертов, шоу, спортивных мероприятий, парадов, дискотек.
  7. Осуществление руководства работой технического персонала.
  8. Создание эстрадных фонограмм, записи ансамблей.

Перспективы трудоустройства по профессии

На сегодняшний день выпускники направления востребованы во всех сферах, которые так или иначе прибегают к музыкальному оформлению (телевидение, музыкальные студии, радио, шоу-программы, концертная деятельность и пр.) . После завершения обучения специалисты направления могут работать в качестве:

Заработная плата молодого специалиста стартует от 18 000 руб., более опытные звукорежиссеры зарабатывают до 36 000 руб. в месяц. Те немногие, кому удалось достигнуть высокого уровня мастерства, и стать востребованными в сфере звукозаписи, установить сотрудничество с выдающимися представителями шоу-бизнеса или устроится в одну из ведущих студий звукозаписи, могут рассчитывать на более высокую оплату своего труда.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Уровень профессионализма звукорежиссера напрямую зависит от развития науки и техники, появления новых технических средств обработки голоса, создания новых музыкальных образов и умения с ними работать. Поскольку современная наука не стоит на месте и навыков оперирования техническим оборудованием, полученных при обучении, бывает недостаточно, для повышения собственного профессионализма, целесообразным представляется продолжить обучение в магистратуре.

При поступлении в магистратуру, аспирантуру или докторантуру, Вы можете быть уверены, что под руководством научного руководителя Вы продолжите дальнейшее самосовершенствование в теоретическом плане, а также в процессе работы над новой аппаратурой, с использованием всех новых возможностей, которые предоставляет современная техника. Написание магистерского исследования является оптимальным способом формирования научной компетенции, которая в сочетании с творческим началом и глубокими техническими знаниями позволит Вам реализовать совершенно новые подходы к музыкальному оформлению произведений. Продолжение обучения автоматически влечет за собой продолжение общения с творческой элитой нашей страны, что повышает Ваши шансы на то, что Вы будете замечены и востребованы . Диплом магистранта является признанным на международном уровне, что также является важным преимуществом для будущего специалиста.

Звукорежиссер – это специалист, отвечающий за звуковое оформление фильма, теле-, радиопередачи или шоу.

Звукорежиссер (от фр. régisseur , от лат. rego — управляю) - это специалист, отвечающий за звуковое оформление фильма, теле-, радиопередачи или шоу. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Звукорежиссер - одна из ключевых профессий в кино, на телевидении, в шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической.

Звукорежиссёра иногда путают со звукооператором. Однако главная задача звукооператора - качество звука и его сбалансированность. А у звукорежиссёра задача значительно шире. Он не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, над созданием звуковых образов. Звукоряд (фонограмма) должен соответствовать сценарию и режиссёрскому замыслу.

Работая в кино, звукорежиссёр, участвует в разработке режиссёрского сценария, разрабатывает концепцию звука, управляет процессом речевого озвучания (актёры у микрофона озвучивают своих героев, произносят закадровый текст и т.п.), выбирает и записывает шумы, отвечающие тому, что происходит на экране, обрабатывает их.

В арсенале опытного звукорежиссёра есть множество уже записанных шумов - от журчания ручья до ударов лома по заледенелой дороге. Но обычно непосредственно во время озвучки он записывает так называемые синхронные шумы, имитирует звучание происходящего на экране. Например, на экране герой убегает от погони по груде гравия. Как изобразить прямо в студии звуки шагов по гравию? У звукорежиссера есть на этот счёт свои хитрости. Например, можно принести в студию немного гравия и шагать по нему синхронно с человеком на экране.

Для имитации звуков в студиях специально хранятся материалы разной фактуры: паркет, асфальт, камни, тростник и пр. Там же хранятся предметы, издающие разные звуки. Например, двери из всевозможных материалов - каждая из них скрипит по-своему. И конечно, в хорошей студии обязательно есть приспособления для создания звуковых эффектов: эффект пустой комнаты, эха и пр.

В процессе озвучки звукорежиссёр контролирует синхронность звука и изображения, руководит монтажом звука. Когда все элементы звукоряда готовы, он занимается их сведением, т.е. перезаписывает исходные элементы звукоряда в единую фонограмму.

Звукорежиссёру подчиняется звуковой цех, в котором, в частности, работают звукооператор, микрофонный оператор (управляет микрофонами в процессе съёмки), монтажёр звука.

Сами звукорежиссёры признаются, что выбрав эту профессию, ты неизбежно привыкаешь прислушиваться к звукам окружающего мира, запоминать их. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного озвучания.

В искусстве кино звуковое решение фильма рассматривается как художественное произведение. И работа звукорежиссёра отмечается особыми премиями на кинофестивалях.
Например, знаменитый фильм «Матрица» в 2000 году получил Премию Британской киноакадемии за лучший звук, и сразу двух «Оскаров»: в номинациях «Лучший звукорежиссёр» и «Лучший звук». На радио и телевидении звукорежиссёр разрабатывает звуковое оформление передач, анонсов, заставок. Он также работает на трансляциях различных событий, ток-шоу, новостей и пр. в прямом эфире. На телевидении это означает постоянную работу в команде. Звукорежиссёр выполняет указания режиссёра программы и находится в контакте с линейным монтажёром, со звукотехниками, телеоператором, редактором, продюсером. На телевидении звукорежиссёр может также участвовать в создании фильмов, телеспектаклей.

Звукорежиссёр в театре, на концертных площадках занимается звуковым оформлением действа, также применяя различные музыкальные произведения, шумы и пр. Он разрабатывает вместе с режиссёром концепцию этого оформления и воплощает её в жизнь. А в ходе представления следит за качеством звука и своевременностью подачи.

Рабочее место

Звукорежиссёр может работать в кино, на телевидении, на радио, в театрах, домах культуры, концертных залах, студиях звукозаписи.

Оплата труда

Зарплата на 04.04.2019

Россия 30000—120000 ₽

Москва 45000—75000 ₽

Важные качества

Профессия звукорежиссёр предполагает музыкальность, художественное восприятие и воображение, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука. Также необходимо обладать музыкальной и профессиональной эрудицией и стремлением постоянно пополнять познания в технике и отслеживать творческие находки своих коллег.

Знания и навыки

Звукорежиссёр должен владеть технологией записи и обработки звука, уметь пользоваться техническими средствами (цифровыми и аналоговыми). В частности нужно знать технологию съёмок и последующего озвучания, правила расстановки микрофонов. Звукорежиссёр должен понимать физику звука, а также акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов - в зависимости от места работы. Например, для работы с музыкальным оркестром, нужно хорошо знать особенности звучания разных инструментов (высоту, направленность, силу звука), чтобы правильно расставить микрофоны на сцене.

Читайте Александра Кузьмина (звукорежиссера "Битвы экстрассенсов", "6 Кадров")

ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

ПРОГРАММА

вступительного экзамена по специальности

«Музыкальная звукорежиссура»

Санкт-Петербург

Кафедра звукорежиссуры

Составитель:

Ст. преподаватель кафедры звукорежиссуры СПбГУП

Юсса Е.Б.

под общей редакцией Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора

Осколкова С.А.

Вступительный экзамен по специальности «музыкальная звукорежиссура» проводится в форме творческого испытания, с целью проверки у абитуриентов уровня музыкальной подготовки, способности к анализу фонограмм, выявления общего культурного уровня экзаменуемого и его художественно-творческого потенциала.

Вступительный экзамен по специальности состоит из 3 разделов, испытание по всем разделам абитуриент проходит в устной форме:

    Музыкальное тестирование

    Собеседование

    Творческое испытание

    По результатам испытания абитуриент получает оценку в баллах.

    Максимальное количество баллов-100, из которых:

Музыкальное тестирование - 30 баллов

Собеседование - 35 баллов

Творческое испытание - 35 баллов

    Абитуриенту, получившему за все испытания менее 40 баллов, выставляется неудовлетворительная оценка

1. Музыкальное тестирование

В процессе музыкального тестирования выявляется уровень профессиональной подготовки абитуриента по музыкальным дисциплинам (фортепиано, сольфеджио, теория музыки), который должен соответствовать уровню подготовки выпускника среднего специального (музыкального) учебного заведения.

    Фортепиано

Поступающий должен исполнить на фортепиано два разных по стилю произведения, контрастных по жанру, темпу, демонстрирующих разнообразные технические навыки.

    Сольфеджио

Определить на слух аккорды (все виды трезвучий с обращениями, септаккорды, нонаккорды), модуляцию в тональность первой степени родства в виде четырехголосной аккордовой последовательности.

размерах, включающий отклонения и модуляции

(из сборников сольфеджио или оригинальной вокальной литературы).

    Теория музыки

Гармонизовать мелодию в форме периода, используя гармонические средства в объеме программы курса гармонии для музыкальных училищ

Сделать гармонический анализ предложенного произведения с определением его структуры, тонального плана, характеристикой каденций, гармонических функций аккордов, неаккордовых звуков, стилевых признаков.

2. Собеседование

Собеседование проводится для выявления уровня общекультурной подготовки абитуриентов, осведомленности в профессии «звукорежиссура», знания в области звукозаписи, радиовещания, телевидения (современное состояние, перспективы развития), свободное ориентирование в области музыкального искусства.

Основные вопросы для собеседования:

    По разделу звукорежиссура

1. Какие области работы звукорежиссера Вам известны?

2. В чем заключается работа звукорежиссера в театре?

3. В чем заключается работа звукорежиссера на студиях звукозаписи?

4. В чем заключается работа концертного звукорежиссера?

5. Как Вы представляете свою работу в качестве звукорежиссера?

6. Назовите известных Вам российских и зарубежных звукорежиссеров и

саунд-продюсеров.

7. Какие музыкальные компьютерные программы Вам известны?

Укажите основные функции программ и возможности работы в них.

8. Каким образом можно классифицировать музыкальные программы?

9. Какое значение музыка имеет в кинофильмах?

10. Какие электромузыкальные инструменты Вам известны? В чем отличие акустических и электромузыкальных инструментов?

11. Какие критерии оценки качества звукозаписи Вам известны?

12. Раскройте следующие понятия: амплитуда, частота, фаза.

13. Как Вы понимаете понятие «тембр»?

15. Какие функции выполняет профессиональная звуковая карта?

16. В чем заключается отличие цифровой и аналоговой записи?

17. Что представляют собой акустические и электрические сигналы?

18. Кто и когда изобрел фонограф?

19. Какие значимые события Вы можете выделить в процессе становления звукорежиссуры?

20. Как Вы понимаете термин «акустика зала»?

    По разделу музыкальное искусство

    Назовите композиторов - представителей современной академической музыки.

    Назовите композиторов - представителей музыкального романтизма.

    Назовите композиторов - представителей музыкального импрессионизма.

    Назовите композиторов - представителей Венской классической школы.

    Назовите композиторов - представителей музыкальной культуры эпохи барокко и раннего классицизма.

    Каких ярких представителей композиторского творчества XX века Вы знаете?

    Каких ярких представителей русской композиторской школы XIX века Вы знаете?

    Какие группы симфонического оркестра Вам известны?

    Какие инструменты входят в различные группы симфонического оркестра?

    Укажите основные эстетические принципы «новой русской школы («могучая кучка»)».

    Какие стили и жанры музыкального искусства Вам известны?

    Каких представителей джазовой музыки Вы знаете?

    Какие музыкальные направления Вам импонируют?

    Какие концертные залы вы посетили за последнее время?

    Каких современных исполнителей джазовой музыки Вы знаете?

    Какие современные музыкальные стили Вам известны?

    Какие инструменты, не относящиеся к группам оркестра, могут быть включены в состав симфонического оркестра?

3.Творческое испытание

Целью творческого испытания является выявление предрасполо-женности абитуриента к профессиональной деятельности.

Абитуриенту предлагается для прослушивания и оценки ряд музыкальных фонограмм различных стилей и жанров, подобранный комиссией. Предложенные фонограммы могут содержать искажения (щелчки, хрипы, фальшь, нарушения музыкального баланса, тембра и т.д.)

Примерные вопросы для оценки фонограмм:

    Назовите инструментальный состав прослушанного музыкального произведения.

    Определите стилистическую и жанровую принадлежность музыкального произведения.

    Насколько естественно в записи переданы тембры инструментов?

    Присутствуют ли в фонограмме электромузыкальные инструменты?

    Какой инструмент исполняет солирующую партию?

    Присутствуют ли в фонограмме искажения, щелчки?

    Как на Ваш взгляд сбалансированы между собой инструменты?

    Как Вы думаете, где производилась данная запись - на концерте или в студийных условиях?

    Какие группы оркестра плохо прослушиваются в данной фонограмме?

    Насколько соблюдены стилевые особенности при записи фонограммы?

Желательным является предоставление экзаменационной комиссии творческой работы. Ее наличие дает абитуриенту преимущество при равном количестве баллов.

Экзаменуемый представляет творческую работу из предложенного списка в виде самостоятельно выполненной фонограммы. Необходимо устно описать алгоритм выполнения работы и комплекс использованного оборудования.

Виды работ:

    Аранжировка

    Звукозапись (концертная или студийная)

    Озвучание кино, видео фильма

    Озвучание статичного изображения

    Шумовой этюд

Список литературы

    Нисбетт А. Звуковая студия. Кн. 1/Пер. с англ. М., 1996.

    Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование студий. М.,1996.

    Никульский Е.В., Дворко Н.И., Ершов К.Г. Технология звукозаписи и звукорежиссура: Учеб. пос. Л., 1987.

    Рождение звукового образа. Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио. Сост. Е.М. Авербах, М.,1985.

    Франк Г.Я. Шесть бесед о звуке. М.,1971.

    Франк. Г.Я. Звук как зрительная ассоциация. Л., 1993.

    Мансфельдерс Э. Музыка, речь и компьютер/ Пер. с нем. К. ,1995.

    Василевский Ю.А. Практическая энциклопедия по технике аудио- и видео записи. М. Леруша 1996г.

    Живайкин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. СПб 1999г.

    Компакт диски и CD устройства. СПб Лань 1997г.

    Петелин Ю.В. Аранжировка музыки на PC СПб 1998г.

    Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Звуковая студия в PC. СПб 1998г.

    Петелин Р.Ю. Петелин Ю.В. Персональный оркестр в PC. Спб 1999г.

    Журналы по специальности: "Шоу-Мастер", "AES", "Звукорежиссер", "IN/OUT", «Техника кино и телевидения", "Музыкальное оборудование", "625", "Studio Sound", "Life Sound".

Адреса в сети INTERNET:

    www.show-master.ru - журнал «Шоу-мастер»;

    www.compulink.ru/mo - журнал "Музыкальное оборудование";

    www.625-net.com - журнал "625";

    www.studitech.ru - "Студийное оборудование".

Собеседование

Примерные вопросы
1. Почему Вы хотите стать звукорежиссером?
2. Есть ли у Вас музыкальное образование?
3. Что Вы знаете о профессии звукорежиссера?
4. В какой области звукорежиссуры Вы хотели бы работать: в кино, на ТВ, в других аудиовизуальных искусствах?
5. Каких зарубежных композиторов Вы знаете?
6. Каких отечественных композиторов Вы знаете?
7. Какую музыку Вы любите слушать?
8. Каких композиторов, пишущих музыку для фильмов, Вы знаете?
9. Фильмы каких режиссеров смотрите?
10. Знаете ли имена звукорежиссеров отечественного или зарубежного кино?
11. Какие телевизионные или интернет-каналы смотрите?
12. Что вас не устраивает в звуке на телевизионных каналах?
13. Какие музыкальные программы Вам нравятся?
14. Каких выдающихся живописцев и архитекторов Вы знаете?
15. Назовите пять Ваших любимых книг.
16. На какой спектакль Вы в последнее время ходили?
17. Что такое звук как физическое явление?
18. Какие звукозаписывающие аппараты Вы знаете?
19. Чем отличается звук в кино от звука в театральном спектакле?
20. Приходилось ли Вам работать со звуком в школе или дома?
21. Какие перспективы Вы видите в работе звукорежиссера сегодня и завтра?

Проверка слуха
- на слух назвать ноты

Абитуриенты предоставляют
- собственные музыкальные фонограммы, при наличии
- грамоты, дипломы, призы, при наличии

Абитуриенты получают
- домашнее задание (записать фонограмму), которое приносят на творческий конкурс

На творческий конкурс абитуриенты приносят самостоятельно записанную фонограмму
- фрагмент литературного произведения и музыка к нему
- слайд-шоу из фотографий или репродукций картин и музыка к нему
- переозвученный фрагмент неигрового фильма
- переозвученные телевизионные заставки

Требования к фонограмме
- хронометраж 1,5 – 2 минуты
- музыка только инструментальная
- все работы, кроме заставок, должны быть в трехчастной форме и использовать три музыкальных фрагмента, соответствующих содержанию сюжета

Русский язык (ЕГЭ)

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по русскому языку, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение, в котором оценивается грамотность.

Требования к сочинению
- соблюдение орфографических норм
- соблюдение пунктуационных норм
- соблюдение грамматических норм
- соблюдение речевых норм
- точность и выразительность речи

Литература (ЕГЭ)

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по литературе, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение по литературе, в котором оценивается содержание.

Требования к сочинению по литературе
- соответствие текста теме
- структурированность текста, композиция
- наличие авторской идеи в тексте
- постановка проблемы и вывод
- логическая организация текста
- аргументация, подтверждающая основную идею текста
- привлечение литературного материала
- оригинальность сочинения

Поделиться