Свенская икона божьей матери о чем молятся. Печерская икона божией матери

Православный мир знает множество икон Божией Матери, многие из которых обладают чудотворной силой и способны исцелить прихожан от болезней, защитить от всевозможных неприятностей. Не является исключением Печерский образ Богоматери.

С древнейших времен православные христиане обращались с молитвами к Богоматери , которая внимала каждому слову. Они просили защиты не только для себя, но и для всех живущих людей. Написанная преподобным Алипием Печорским икона являла чудеса исцеления, а также наделяла православных христиан Божьей Благодатью.

Эта икона известна также под названием «Свенская-Печерская». По сей день она является чудотворной. Списки с иконы находятся во многих городах и являют миру доказательства могущества Высших сил.

История иконы

Согласно источникам, дошедшим до наших дней, икона была написана примерно в 1114 году, в августе. Вплоть до 1925 года она пребывала в Киево-Печерском монастыре. Там образ неоднократно проявлял чудеса, исцеляя прихожан об болезней, помогая в скорбях и защищая от негатива. Затем икона была перенесена в Брянский Свенский монастырь. Православные источники сообщают, что икона проявила чудотворную силу и исцелила ослепшего князя черниговского Романа Михайловича. По пути в Брянск икону сопровождал священник и путники. Утром после пробуждения они не обнаружили иконы в лодке. Она оказалась на берегу, стоящей в кроне дуба меж ветвями. Весть дошла до князя, и он пешком прибыл к иконе, где горячо молился Богоматери, прося исцеления от недуга. Со временем на месте дуба был построен монастырь, а дерево срубили, сделав из древесины заготовки для других икон.

Где находится чудотворный образ Печерской иконы Божией Матери

Известно, что икона находилась в Киево-Печерском монастыре. Затем она была перенесена, и сейчас можно предположить, что святыня находится в Нижегородском Государственном Историко-архитектурном музее заповеднике. Списки с иконы можно найти во многих городах России. Так, полюбоваться на святыню и вознести ей молитвы можно в следующих городах: в нижнем Новгороде, В Нерехте Костромской области, в Печорах Псковской области, в Лодейнопольском районе Ленинградской области, в Москве, в Торопце Тверской области, в Козельске Калужской области, в Кириллове Вологодской области.

Описание Печерской иконы Божией Матери

На чудотворном образе изображена Богоматерь, держащая на руках младенца Иисуса. Она восседает на троне и держит сына обеими руками. Богомладенец держит руки в благословляющем жесте. По правую и левую сторону от Богоматери выписаны Антоний и Феодосий Печерские. В их руках мы видим свитки с письменами. Великолепно написанная икона вызывает у прихожан душевный трепет и словно открывает им источник Божией Благодати, защищая каждого молящегося от невзгод.

В чем помогает чудотворный образ

Святыня с древних времен почитается в православном мире. Не раз являла икона чудеса исцеления , в том числе освободив князя Черниговского от слепоты. Ей молятся и при психических заболеваниях, при различных недугах, связанных с заболеваниями нервной системы. Каждый, кто желает получить помощь от Богородицы, может вознести молитвы и раскаяться в своих грехах. Недаром эту икону в древние времена брали в дом прихожане. Считалось, что она вносит в каждое жилище Благодать, защищая всех живущих от любого негатива и зла.

Молитва перед чудотворным образом

«Пресвятая Богородица! К Тебе взываем о помощи. Не откажи рабам Божьим в просьбах искренних. Раскаиваемся пред ликом Твоим во всех своих деяниях неблагочестивых да просим о Твоей милости. Помолись Господу нашему Всемогущему о Благодати его и даруй нам исцеление от недугов телесных. Кров наш да домочадцев сохрани в здравии да не допусти дьяволовых происков. Аминь».

Дата празднования

Дату празднования приурочили к явлению иконы на реке Свене, когда она перенеслась из лодки в ветви дуба. Православный мир 16 мая (3 мая по старому стилю) присутствует на торжественной литургии и вместе со священнослужителями молится перед ликом Богоматери о защите и покровительстве, просит исцелить телесные и духовные раны. Второй датой является 30 августа (17 сентября по старому стилю), в память об избавлении Брянска от армии Наполеона.

Каждый верующий может приобрести к себе в домашний иконостас список со святыни, который будет охранять дом и живущих в нем от любого зла и негатива . Помолиться Богоматери можно в любой момент. Главное, чтобы ваши слова шли от самого сердца, а в душе было искреннее желание встать на путь исправления и следовать заповедям Божьим. Желаем вам счастья и удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.10.2017 05:15

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы особенно почитаются православными христианами. Балыкинский образ Божией матери обладает способностью исцелять...

Описания иконы

О путанице между Печерской и Печерской-Свенской иконами и о размещении их на этом сайте.
Источник: сайт
Существуют две основные разновидности Печерской иконы - Печерская-Свенская и Печерская, причем, судя по всему, существует ощутимая путаница названий для разных иконографических образов: 1) С Преподобными Антонием И Феодосием Печерскими Со Свитками. 2) С Коленопреклоненными Антонием и Феодосием Печерскими И Ангелами. Также, по желанию иконописца, ангелы могут либо присутствовать, либо отсутствовать в обоих иконографических типах. Я не могу с точностью заверить, какая конкретная икона Печерская, а какая Печерская-Свенская, но для удобства поиска, эти иконописные типы все же разделены в этом каталоге как: 1) Печерская-Свенская – святые стоят со свитками. 2) Печерская – коленопреклоненные святые. Данное разделение согласуется с описаниями этих икон у Поселянина: ======= Свенская-Печерская икона: На золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне, величественно восседает Царица Небесная; правая стопа Ее покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На к[...]

Описание иконы Печерская-Свенская
Источник: Диск "Православный церковный календарь 2011" издательства Московской Патриархии
Свенская-Печерская икона Божией Матери была написана преподобным Алипием Печерским († около 1114, память 17 августа). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерские. До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, а затем была перенесена в Брянский Свенский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Произошло это следующим образом. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Услышав о чудесах от иконы, писанной самим преподобным Алипием, князь послал в монастырь гонца с просьбой прислать к нему в Брянск икону для исцеления. Икону отправили вместе со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свены. После ночевки путники утром пошли к лодке, чтобы помолиться иконе, но не нашли ее там, а увидели на горе против реки Свены. Икона стояла на дубе между ветвями. Весть об этом[...]

Икона Печерская-Свенская (С Преподобными Антонием И Феодосием Печерскими Со Свитками) - описание
Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников
История прославления этого образа связана с черниговским князем Романом Михайловичем, который, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, бывших от чудотворного ПЕЧЕРСКОГО образа Богородицы и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Киево-Печерских, князь послал в Печерский монастырь милостыню вместе с прошением отпустить чудотворную икону к нему в Брянск. По совету с братиею архимандрит Печерский отправил икону на лодке рекою Десною со священником. Во время плавания провожавшие святую икону должны были провести ночь на берегу реки Свены. Вставши поутру, они пошли в лодку помолиться перед иконой Богородицы, но не нашли её в лодке, а увидели образ на горе, стоящим на дубе между ветвями. Об этом чудесном явлении на берегу реки Свены (от которой икона получила название Свенской) возвестили князю Роману Михайловичу. Князь поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и, помолившись с верой перед образом, получил исцеление и вновь стал видеть. После благ[...]

В православии существует немало чудотворных икон Богоматери, исцеляющих болезни, помогающих в беде. К ним относится прославленный Свенский-Печерский образ Божией Матери.

Свенская-Печерская святыня наделена особой силой исцеления и является одной из самых почитаемых икон. Ее чудотворные деяния известны на весь христианский мир, поэтому не удивительно, что она заслужила почтение и любовь верующих.

История Свенской-Печерскойиконы

Данная икона была написала известным преподобным Алипием Печерским. Святой образ творит немыслимые чудеса с давних пор и по сей день. Многие православные верующие получали помощь по молитвам перед этим образом Богородицы.

Во многих древних источниках описывается чудо, которое сотворила Свенская-Печерская икона, вернув зрение ослепшему Князю Роману Михайловичу. Еще немало чудес совершила святыня, тем самым заслужив доверие и любовь всех православных христиан.

Где находится чудотворный образ Богородицы

Есть большое количество святых мест в России , где можно найти прославленный образ Богородицы. Наиболее прославившиеся образы расположены:

  • в Государственном музее Истории и Архитектуры в Нижнем Новгороде;
  • во многих церквях Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы и Твери.

Многие христиане со всего мира приезжают в святые обители, где хранится божественная икона, чтобы предаться молитвам перед святым ликом Богородицы и прикоснуться к нему.

Описание иконы

Икона заключает в себе священный образ сидящей на престоле Богоматери, которая держит Богомладенца на руках. Справа от нее изображен святой Антоний Печерский, а слева — Феодосий. В руках у них развернутые свитки со Священным Писанием. Снизу изображены ангелы.

Люди, чей взор направлен на икону, получают душевное успокоение , равновесие и гармонию.

О чем молятся перед святыней

Прославился чудотворный образ в первую очередь исцелениями как физических, так и душевных недугов. Особенно она помогает избавиться от болезней, связанных с глазами и нервной системой.

Молятся перед святыней и о прощении грехов . Также православные верующие возносят молитвы о благополучии в семье, об избавлении от ссор и о сохранении мира в доме.

День празднования

Каждый год 16 мая в православии отмечается праздник, посвященный Свенской-Печерской иконе Богородицы. В этот день во многих храмах проводится торжественное богослужение.

Молитва Божией Матери перед чудотворной иконой

«О Богоматерь великая! К Тебе обращены слова наши о помощи! Не оставь нас, Богородица, без поддержки Твоей могущественной. Молю, отпусти все грехи наши и подари Свое благословение! Все мы рабы Божьи, так услышь нас и подари исцеление от недугов. Помоги в бедах и несчастьях, наставь на путь истинный. Не дай недругам принести зло и хаос в дома наши. Да будет на все воля Божия. Да восславлю я имя Твое, Пресвятая Дева! Во веки веков. Аминь».

Необходимо помнить, что каждый, кто искренне молится и верует в Господа, обязательно получит поддержку Богородицы , помолившись перед ее чудотворным образом. Мы желаем вам мира в душе, счастья, любви и здоровья. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.

Молитва Черниговского князя
Романа Михайловича

Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь - ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым древнерусским иконописцем, почил около 1114 года.

Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери - Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы - основатели русского иночества: справа от Пречистой - Феодосий Печерский, а слева - Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний - в полном схимническом облачении.

Феодосий Печерский - третий из святых, канонизированных Митрополией Киевской и Всея Руси (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников Святой Руси.

На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».

Размер Свенской (Печерской) иконы - 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.

Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.

В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.

Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.

Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери - 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.

Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).

Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.

В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.

Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств:

«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».

История образа Свенской (Печерской) иконы Божией Матери

Свенская (Печерская) икона Божией матери была написана преподобным Алипием иконописцем, который учился иконописному мастерству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую Печерскую церковь.
Изображение Богоматери относится к типу Панахранта (Всемилостивая), возможно, происходит от одного из изводов Кипрской иконы Богородицы. Матерь Божия изображена прямо сидящей на высоком троне и держащей Младенца прямо перед собой. Подобный тип более характерен для монументальной живописи - фрески и мозаики из-за своей торжественной строгости.
Спас-Эммануил, сидящий на коленях Богоматери, простертыми руками двуперстно благословляет стоящих пред троном Феодосия и Антония Печерских (Антоний в островерхом схимническом куколе). Преподобные держат развернутые свитки с текстами поучений.
Текст на свитке Антония: "Молю вас так, чада держимся воздержания и не ленимся, имея ведь о сем Господа помощником". Надпись на свитке Феодосия плохо просматривается, почти нечитаема, форма свитка была изменена, теперь свиток спускается до земли и при этом закрывает часть трона, текст на свитке переписан в древности. У трона практически не видно ступеней.
Свенская икона - древнейшее из известных изображений св. Антония и Феодосия. До 1288 года икона находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами. В 1288 году икона была перенесена в Брянский Свенский монастырь.
Черниговский князь Роман Михайлович будучи в Брянске лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, происходивших от чудотворного образа Печерской Богоматери, князь послал в печерский монастырь гонца с милостыней и просьбой прислать к нему в Брянск чудотворную икону для испрошения исцеления.
Посоветовавшись с братией, архимандрит печерский отпустил икону со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свени. На том месте путники провели ночь. Утром они пошли к лодке, чтобы помолиться перед иконой, но не нашли ее. Икону они увидели на горе напротив реки. Образ стоял на дубе между ветвями.
Известие об этом дошло до князя Романа. В сопровождении священников он пешком пришел к месту, где теперь стоит Свенский монастырь и там молился о даровании ему зрения. "Все что узрю с места сего во все четыре стороны, отдам дому Твоему и посрою храм и обитель на месте, которое Ты возлюбила".
Зрение возвратилось к нему в ту же минуту, как он закончил молитву. он увидел тропинку, на которой по его повелению тогда же был поставлен крест. Но глаза его видели только предметы, стоящие на очень близком расстоянии. Когда подошли к иконе, князь снова пал на землю и воззвал с сердечным сокрушением к Богородице: "Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!" Произнеся это он стал видеть лучше прежнего.
По его приказанию икона была снята с дерева и поднесена князю, который ее благоговейно облобызал. Примеру князя последовали все присутствующие. Отслущив молебен пред иконой, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и через некоторое время общими усилиями построили храм во имя Успения Богоматери. Позже князь Роман воздвиг на месте своего чудесного прозрения монастырь, который назвал Свенским по названию реки и щедро наделил его деньгами, а чудотворной иконе изготовил оклад из золота и серебра.
Название монастыря перешло к иконе, которая осталась здесь и стала главной монастырской святыней, дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон и на храмовые принадлежности. Позже на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы. Тогда же установили празднование иконе 3/16 мая.
Основатель обители, князь Роман Черниговский погиб в Орде в конце XIII века. Документальных сведений о первых столетиях существования монастыря не сохранилось.
Обитель и ее святыня всегда были почитаемы русскими царями. Иван Грозный неоднократно жертвовал в обитель деньги с просьбой помолиться в важных случаях своей жизни. Он же освободил монастырь от налогов.
В 1578 году в монастыре вместо обветшавшей деревянной церкви был возведен пятикупольный каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Строил их тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков.
Подлинным украшением собора стали чудной и редкой работы железные двери, пожертвованные еще в 1565 году Иваном Федоровичем Мстиславским для поминовения его родителей - князя Федора и княгини Анастасии. Западные двери, скошенные сверху, украшались дивным ажурным орнаментом. Северные, прямоугольной формы, разделялись полосами на 20 неравных частей, украшенных посредине квадратной накладкой, на которой высечена сидящая на ветке птица. Южная, прямая дверь разграничивалась тонкими полосами на несколько прямоугольных частей. Одна из таких створок хранится ныне в московском музее «Коломенское», две других - в Брянском краеведческом музее.
Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными.
Иконописью были украшены и фронтоны церкви.Среди разнообразной церковной утвари выделялось игуменское место, являвшееся одним из лучших образцов древнерусской резьбы. Настоятели становились на это место, расположенное близ амвона в тех случаях, когда не отправляли сами церковного богослужения. Самой древней была большая плащаница, о которой в описи 1681 года сообщалось: «Вышиты образы в лицах по камке лазоревой золотом и серебром», по той же камке вышиты кругом слова: «Не рыдай мене, мати».
19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия.
Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. Дошедшее до наших дней сказание о строительстве этого храма о случившемся повествовало следующее: «На том мосту обломился Тихон. старец, бывший игумен того монастыря, а с ним обломилося шестьнадесят человек - церковных каменьщиков и делавцев, которыя носили вверх камень и кирпич, и малые ребята, которые носили воду и известь к церковному делу... у всех главы испробища, а у иных скулье испробища и самых изгнетоша, а иным руки и ноги переломаша». По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство.
В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.
Этот год был еще памятен тем, что Иван Грозный запросил к себе Свенскую икону, для которой в Москве был сделан золотой венец, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Икону возвратил в обитель с богатыми дарами: разной «рухляди» на 105 рублей, 70 окладных образцов, четыре плаща золотых с яхонтами, две ризы атласные и две серебряные, да к «Спасову образу цату золотую с камением и жемчугом, да к чудотворцем Антонию и Феодосию две цаты золотые с камением и жемчугом».
Не успел монастырь оправиться от нападения литовцев, как его постигла новая беда... Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. Наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.
Черной строкой вошли в летопись Свенского монастыря 1660-е годы. 9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, - сообщалось в записях обители, - и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли». Еще издали можно было видеть скелеты церквей, торчащих из безжизненной черни пожарищ. Странная тишина была на пепелищах, прерываемая лишь вороньим граем да печальным скрипом качающихся на ветру дверей. Возле церквей лежали тела павших защитников и врагов. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.
Во время борьбы Московского государства с Польско-Литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску» в просьбе ссылаясь на грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». Царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал его к Киево-Печерской Лавре.
Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.
Петр I не однажды посещал Свенский монастырь, где для него был устроен особый каменный домик. Заезжал он в монастырь и после Полтавской битвы, чтобы отслужить молебен.
В разное время в Свенской обители обитали многие подвижники христианского благочестия, чья жизнь была источником духовного света для многих тысяч верующих. В первую очередь здесь стоит упомянуть святителя Иоанна Тобольского, который был наместником Свенского монастыря с 1681 по 1695 год.
Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей преподобного Паисия Величковского. Среди них были иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее - наместником Козельской Оптиной пустыни.
Чудотворный образ всегда привлекал множество паломников, совершалось много чудес.
В 1673 году к чудотворному образу был приведен бесноватый земледелец из Трубчевска Потапий. Он так сильно бесновался, что его едва могли удержать. После молебна пред Свенской иконой, бес страшно сотрясая больного вышел.Присутствующие были поражены, а Потапий воздав хвалу Богу и Его Пречистой Матери, дал обет постричься в монашество, что вскоре и исполнил.
Не раз к монастырю подступали полчища врагов, покушаясь разорить его, но каждый раз Царица Небесная не допускала этого. Сам город Брянск Ее заступлением неоднократно был спасаем от нашествия врагов. Эта помощь особенно явно проявилась в 1812 году, во время нашествия французов на Россию.
Целые полчища врагов подступили тогда к городу, грозя разорить его. Жители Брянска, ища спасения, обратились с усердной молитвой к Заступнице рода христианского, и взяв Свенскую икону обошли с нею вокруг города. Вскоре стало известно, что неприятель отступил. В благодарность за избавление, жители с духовенством вторично подняли чудотворную икону и с крестным ходом обошли весь город. Через некоторое время стало известно, что французы окончательно удалились из приделов Москвы. В память об этом событии празднование Свенской иконе Божией Матери стало совершаться еще и 17/30 августа.
После этого чуда в 1815 году жители города устроили новую золотую ризу на икону Богоматери.
В 1830 году крестьянин Иван Васильев из села Ревен ходатайствовал к преосвященному Никодиму, епископу Орловскому, о разрешении принести к нему в дом чудотворную икону.Епископ разрешил на некоторое время перенести икону в село. " Я четыре года страдал помрачением ума, сильной тоской и унынием, − писал этот крестьянин, −− но как только дал обет принести чудотворную икону Богоматери в свой дом, то тотчас же получил исцеление и отраду".
В 1832 году у чудотворного образа получила исцеление женщина страдавшая беснование 11 лет. Родственники привезли ее в свенский монастырь, чтобы у святой иконы Богоматери помолиться о ее выздоровлении. Во время вечерни в Свенской обители больная успокоилась. Затем был отслужен молебен, больная приложилась к иконе и получила исцеление.
Было много и других чудес и исцелений от чудотворной иконы. В прошлом она занимала первое место в иконостасе, по правую сторону царских врат в соборной церкви Успения Богоматери.
Четыре раза в год в обители устраивался крестный ход: 3 мая - внутри обители, в Неделю всех святых 7 Вселенского собора, 11 августа - в память избавления города Брянска от нашествия французов в 1812 году; со св. иконой крестный ход шел в город, обходил его и возвращался в обитель. Наконец, 15-го августа устраивался крестный ход из города в обитель.
В 1917 году монастырь был закрыт, из монахов сформирована трудовая коммуна, а на территории монастыря разместили солдат. В 1920 году в монастыре организовали детскую колонию. В первые годы после безбожной революции богослужение еще велось, но в 1924 году все церковные здания были закрыты, а ценности изъяты. В 1926 году Свенская икона была отправлена на реставрацию, а оттуда на вечное хранение в Третьяковскую галерею.
В 1930 году Успенский собор был взорван бригадой подрывников под руководством Я.П. Рыхлова. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: взлетевшие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.
Позже было вынесено решение передать монастырь Брянскому губернскому музею, но в силу оно не вступило. Спустя полвека прежние решения о Свенском монастыре были пересмотрены и в 1970-х годах начали восстановление ограды монастыря, Сретенской и Преображенской церквей. В 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.
В 1992 году монастырь был передан Русской Православной церкви.
Назначенный в 1994 году на Брянскую кафедру архиепископ Мелхиседек (Лебедев) первые недели проживал и организовывал епархиальную работу в Свенском монастыре, − ещене было выделено здание под устройство Епархиального Управления.
Хотя многие строения и не сохранились, монастырь по прежнему производит неизгладимое впечатление. В 2005 году началась расчистка руин, разработан архитектурный план строения и приготовлено основание для строительства уже пятого по счету Успенского собора.

Свенская икона находится в Третьяковской галерее, инв. № 12723, Возвращать ее не собираются.
В Свенском монастыре и храмах Брянска есть списки с чудотворной иконы, в монастыре вечером по воскресеньям совершается чтение акафистов Божией матери перед иконой ее именуемой Свенская, святому Иоанну, митрополиту Тобольскому и Брянским святым.

Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле - родине воплотившегося Христа и христианства.

«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» - как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.

Тропарь, глас 4

Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.

Брянский Свенский монастырь

«О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила » (Молитва Черниговского князя Романа Михайловича)

Тропарь Свенской иконы Божией Матери, глас 4 :

Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало .

Печерская-Свенская икона Богоматери .
67 х 42.
ГТГ, инв. № 12723.
Икона написана на цельной липовой доске с неглубоким ковчегом и круглящейся лузгой.
Сохранность: древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями.

Печерская-Свенская икона Богоматери (см. илл .) иконографически восходит к типу Панахранта (Всемилостивая) и, возможно, является одним из изводов Кипрской иконы Богородицы. Подобный иконографический тип прямо сидящей на престоле Богоматери более характерен для монументальной живописи - фрески и мозаики из-за своей торжественной строгости. Спас-Эммануил, сидящий на коленях Богоматери, простертыми руками двуперстно благословляет стоящих пред троном Феодосия (слева) и Антония (справа), основателей Киево-Печерского монастыря. Икона донесла до нашего времени древнейшие сохранившиеся иконные образы Антония и Феодосия. Антоний почил о Господе 7 мая 1073 г., а Феодосий - в 1074 г. Богоугодные отцы удостоились ранней канонизации: мы знаем по «Киево-Печерскому патерику», что уже в XII в. в монастыре были их иконы, которые показывали греческим строителям каменного собора. Но, как гласит традиция, еще до прибытия в Киев, во Влахернском храме константинопольским каменоделам было видение Богоматери с предстоящими печерскими настоятелями. Возможно, это видение, о котором в монастыре бытовали устные легенды, повлияло на композицию иконы. Преподобный Антоний (см. илл .) изображен на иконе в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой - развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся […] въздержанье и не ленмься и[…]а бо о сем Г[…]д помощьника ». Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в. северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на которой руки Богородицы возложены на плечи Антония и Феодосия. Свиток в руках Феодосия сохранился плохо, форма свитка была изменена, теперь свиток спускается до земли и при этом закрывает часть трона, текст на свитке переписан в древности: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе ».

По гипотезе Н.П. Кондакова, Печерская-Свенская икона Богоматери является списком с заалтарного образа - мозаичного изображения Богоматери (1083-1089) в алтаре печерского Успенского собора. Этот образ прославился вскоре после своего создания (Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 2. Пг., 1915. С. 327). Сам же печерский образ (мозаичный или исполненный на доске), возможно, повторял икону, находившуюся в Софии Константинопольской. В опубликованной Л.Н. Майковым «Беседе о святынях Цареграда», датируемой концом XIII - началом XIV в., приведена любопытная подробность: в соборе «по левой стороне есть теремецъ чюдно устроенъ; въ немъ икона Пречистая Царица Богородица; та икона посылалав мастеры на Кiевъ ставить церковь въ Печере ко святому Антонию и Феодосию» (Сборник. Отделения русского языка и словесности. 1890. Т. 51. Вып. 1. С. 14). Вместе с тем, как предположила В. И. Антонова, икона «является списком, исполненным в Киеве с одной из недошедших до нас древних печерских икон» (Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т.1. М., 1963. С. 77). Эту версию разделял и В. Н. Лазарев (Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983. С. 45, 169).

Датировка иконы вызывает полемику. Если В. И. Антонова приурочивала ее написание ко времени основания Свенского монастыря (1288), то А.Н. Овчинников - к эпохе Алимпия, т.е. к концу XI столетия (Овчинников А.Н. Иконы «Святой Пантелеимон» и «Богоматерь Свенская-Печерская» // Символика христианского искусства. М., Родник, 1999. С. 428.), что повторяет атрибуцию И.Э. Грабаря (Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966. С. 157). Для обоснования датировки Овчинников привёл следующие аргументы: «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые - грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра... В живописи можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая (от редакции: http://rublev-museum.livejournal.com/14637.html )».

По преданию, икона Богоматери почиталась святыней Успенского собора Печерского монастыря, расположенного в 3 километрах от Брянска, на реке Свине (сейчас - село Супонево, уже вошедшее в черту города), и была написана в начале XII в. легендарным Алимпием Печерским (Успенские М.И. и В.И. Заметки о древнерусском иконописании. Известные иконописцы и их произведения: 1. Св. Алимпий и 2. Андрей Рублев. СПб., 1901. С. 18-23, 28, 29.). О прп. Алимпии, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь - ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры, сохранились некоторые сведения в «Киево-Печерском патерике». Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил ок. 1114 г. После разорения монголо-татарами Киева икона была перенесена в Брянск. Этот чудотворный образ исцелил от слепоты в 1288 г. местного князя Романа, сына Михаила Всеволодовича - черниговского князя, претерпевшего мученическую смерть в Золотой Орде.

Роман Михайлович основал на месте, где совершилось чудо, монастырь во имя Успения Божий Матери. Тогда же, в 1288 г., было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери - 3 мая. Впоследствии икона прославилась многими исцелениями слепых и бесноватых, а также защищала монастырь и город от врагов. Когда в 1812 г. к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. В память избавления от французов в 1815 г. была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий. После закрытия Свенского монастыря в 1924 г. икона была вывезена в 1925 г. из Успенского собора Н.Н. Померанцевым в ЦГРМ (Центральные государственные реставрационные мастерские), откуда в 1930 г. она попала в Третьяковку. В 1927 г. сотрудниками ЦГРМ Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация святыни:


Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свято-Успенском Свенском мужском монастыре возродилась в 1992 г., и спустя восемь лет численность братии составляла уже 25 человек. Первым наместником был назначен архимандрит Никодим (Анискин, † 27.10.2010). При нем в 2008 г. состоялось торжественное празднование 720-летия обители, в котором приняли участие архиереи Русской Православной Церкви из России и сопредельных Украины и Белоруссии. 26 июня 2011 г., в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший в Свенском монастыре Брянска на развалинах алтаря взорванного в 1930 г. Успенского собора (см. илл .) совершил Божественную литургию, по окончании которой обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, выразив твердую надежду, что «в ближайшее, насколько это возможно, время здесь появился бы благолепный храм с чудотворной Свенской иконой Божией Матери . Тогда, несомненно, особая благодать и Покров Царицы Небесной будут пребывать над Брянской землей». В ответном слове Брянский епископ Феофилакт, который является священноархимандритом Свенского монастыря, выразил надежду, что патриаршая служба станет отправной точкой восстановления собора. Главной реликвией этого храма, сказал еп. Феофилакт, до его закрытия была Свенская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. «Ныне она, как и многие святыни, все еще в узах , но мы верим, что Ваша молитва и Ваше деятельное участие приведут к тому, что время возрождения собора и возвращения святыни совпадут »,- поведал владыка Патриарху Кириллу от лица всего брянского духовенства. Эти слова Предстоятеля Русской Православной Церкви и одного из её правящих архиереев о чудотворной Свенской иконе были процитированы не только на официальных патриархийных сайтах, но и во многих епархиальных изданиях.

И вдруг, как гром среди ясного неба, в ряде СМИ, включая , вдруг выскочили перлы главы Синодального информационного отдела Московской Патриархии , выступившего с опровержением (?!) слов о намерении Церкви вернуть брянскую святыню. По словам , который уже не раз обнаруживал свою , «Русская православная церковь не будет обращаться с просьбой передать икону в храм без предварительных серьезных консультаций с сотрудниками Третьяковской галереи». Напомним, что не так давно после своего визита в Третьяковку объявил о полном согласовании всех позиций с новым директором ГТГ: Его слова были процитированы 27 июня Александрой Соповой в газете «Известия», которая недавно сменила в очередной раз своего владельца и тщится любой ценой спастись от банкротства. Поразительным образом далеко не дипломатический демарш против Предстоятеля РПЦ напомнил выступления либеральных СМИ, которые после патриаршего в наш Музей имени Андрея Рублева поспешили переиначить слова в том смысле, что «РПЦ не будет претендовать на «Троицу» Андрея Рублева».

В той же заметке «Известий» помещена очередная порция беспардонной лжи известного провокатора , который заявил, что де «закон сегодня на стороне музея и позволяет ответить на просьбы о выдаче памятника вежливым отказом. Если законы будут соблюдаться, Свенская икона Третьяковскую галерею не покинет». При этом привёл в качестве примера крайне отвратительный случай с одним из шедевров нашего музейного собрания, который до последнего времени умалчивался. Речь идёт о выдаче по просьбе Церкви Волоколамской Владимирской иконы Божией Матери из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Как проболтался , «случай был учтен музейными работниками, и в резолюции расширенного реставрационного совета отмечено, что до возвращения Торопецкой иконы в Русский музей об экспонировании других памятников в храмах речи быть не может ». Как видим, у таких «напёрсточников», как , понятия о законности весьма расплывчаты и легко оборачиваются полным беззаконием !

Оказывается, чудотворная , сохранность которой вполне удовлетворительна для временного принесения на поклонение в

Поделиться